ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 2: 36-56
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
УДК 323.22/.28
DOI: 10.31857/S2686673022020031
Мобилизационные механизмы Канады
в условиях пандемии COVID-19
А.Л. Демчук
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Российская Федерация, 119991 Москва, Ленинские горы, д.1;
Институт США и Канады РАН (ИСКРАН).
Российская Федерация, 121069 Москва, Хлебный пер., 2/3.
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9285-7823 е-mail: arthur@leadnet.ru
А.Ю. Каратеев
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Российская Федерация, 119991 Москва, Ленинские горы, д.1
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8930-8807 е-mail: artem.karateev@gmail.com
Резюме. В статье рассматривается канадский опыт мобилизации государством чело-
веческих и материальных ресурсов в период первых волн пандемии коронавируса
COVID-19. Анализируются меры федерального правительства Канады по поддержке
национальной системы здравоохранения, государственной финансовой и другой помощи
канадским гражданам, отдельным группам населения, бизнесу и регионам страны в
условиях пандемии, а также проводится сравнение Канады с другими странами в плане
мобилизации ресурсов государства для поддержки граждан и экономики в условиях
пандемии, показывается восприятие канадским обществом усилий федерального прави-
тельства по борьбе с COVID-19 (уровень доверия ключевым политическим институтам).
Детально рассматриваются меры федерального правительства Канады в рамках Канад-
ского Плана экономического реагирования на COVID-19
Ключевые слова: пандемия, коронавирус, ковид-19, кризис, состоятельность госу-
дарства, мобилизационные механизмы, доверие, Канада
Для цитирования: Демчук А.Л., Каратеев А.Ю. Мобилизационные механизмы Ка-
нады в условиях пандемии COVID-19. США Канада: экономика, политика, культура
2022; 52 (2) 36-56. DOI: 10.31857/S2686673022020031
Благодарности: статья подготовлена в рамках гранта РФФИ № 21-011-31210 «Мо-
билизационные механизмы современных государств в условиях эпидемиологических
угроз (сравнительный анализ опыта противодействия пандемии COVID-19)», исследова-
ние выполнено в рамках Программы развития Междисциплинарной научно-
образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-
исторического наследия».
Canada’s mobilization mechanisms
in the context of the COVID-19 pandemic
Аrthur L. Demchuk
36
Демчук А.Л., Каратеев А.Ю. Мобилизационные механизмы Канады в условиях пандемии COVID-19
Demchuk A.L., Karateev A.Yu. Canada’s mobilization mechanisms in the context of the COVID-19 pandemic
Lomonosov Moscow State University,
1 Leninskiye Gory, Moscow, 119991, Russian Federation;
Institute for the U.S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences.2/3 Khlebny per.,
Moscow, 121069, Russian Federation.
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9285-7823
е-mail: arthur@leadnet.ru
Artem Yu. Karateev
Lomonosov Moscow State University,
1 Leninskiye Gory, Moscow, 119991, Russian Federation.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8930-8807
е-mail: artem.karateev@gmail.com
Abstract. The article analyses the Canadian experience of the mobilization of human and
material resources by the state during the first waves of the COVID-19 pandemic. The
measures of the Federal government of Canada to support the national healthcare system, state
financial and other support for Canadian citizens and certain vulnerable groups of the popula-
tion, financial and other measures to support businesses, assistance to regions and territories of
the country in a pandemic are analyzed. Canada is compared with other countries in terms of
mobilizing state resources to support citizens and the economy in a pandemic, and the percep-
tion of the Canadian society of the federal government’s efforts to combat COVID-19 (the lev-
el of trust in key political institutions) is demonstrated. The measures of the Federal Govern-
ment of Canada within the framework of the Canada’s COVID-19 Economic Response Plan
are considered in detail.
Keywords: pandemic, coronavirus, COVID-19, crisis, stateness, mobilization mechanisms,
trust, Canada.
For citation: Demchuk A.L., Karateev A.Yu. Canada's mobilization mechanisms in the
context of the COVID-19 pandemic. USA & Canada: Economics, Politics, Culture 2022; 52
(2) 36-56. DOI: 10.31857/S2686673022020031
Аknowledgments: The article was prepared on the basis of research results under RFBR
grant No. 21-011-31210 “Mobilization mechanisms of modern states in the face of epidemio-
logical threats (comparative analysis of the experience of countries in the COVID-19 pandem-
ic)”, this research was performed according to the Development Program of the Interdiscipli-
nary Scientific and Educational School of Moscow University «Preservation of the World Cul-
tural and Historical Heritage»
ВВЕДЕНИЕ
Охватившая весь мир пандемия COVID-19 стала серьёзным вызовом, стресс-
тестом системной состоятельности государства в целом, его способности эффек-
тивно мобилизовать необходимые ресурсы для адекватного ответа на чрезвычай-
ные ситуации, принимать оптимальные решения в условиях ограниченного вре-
мени и высокой степени неопределённости, обеспечивая надлежащее функцио-
нирование систем здравоохранения, жизнеобеспечения, социальной защиты.
На сегодняшний день, когда всё ещё нельзя назвать точный срок окончания
пандемии, а можно лишь рассматривать разные сценарии развития событий,
37
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 2: 36-56
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
окончательные выводы о её последствиях были бы преждевременны, но в миро-
вом сообществе накоплен уже достаточный опыт (как успешный, так и неудач-
ный) противодействия распространению коронавируса, его лечения и преодо-
ления негативных экономических последствий пандемии.
В этой связи интересным представляется канадский опыт мобилизации госу-
дарством человеческих и материальных ресурсов в период первых волн панде-
мии.
Как любое крупномасштабное бедствие в человеческой истории, пандемия
COVID-19 поставила под угрозу жизнь и здоровье сотен миллионов людей, стала
тяжёлым испытанием для ряда отраслей экономики. Но в то же время страны
получили стимул и возможность поиска инновационных подходов и решений
экономических, технологических и социальных проблем.
КАНАДСКИЙ ПЛАН ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РЕАГИРОВАНИЯ НА COVID-19
В силу специфики канадского федерализма здравоохранение в стране в зна-
чительной степени входит в компетенцию правительств провинций и террито-
рий, большинство ограничений в период пандемии было введено на региональ-
ном уровне. Федеральное правительство во главе с премьер-министром
Дж. Трюдо сосредоточило внимание на входящих в его компетенцию вопросах,
введя ограничения на международные поездки, осуществляя общее финансиро-
вание здравоохранения, проводя экономические меры стимулирования, страхо-
вание занятости и закупку вакцин, взяв на себя основную тяжесть и бремя расхо-
дов по финансированию системы здравоохранения и преодолению экономиче-
ских последствий пандемии.
Пандемия COVID-19 стала серьёзным ударом по канадской экономике, по-
скольку предотвращение распространения коронавируса требовало прекраще-
ния (локдауна) или реорганизации видов экономической деятельности, связан-
ных с непосредственными межличностными контактами. ВВП на душу населе-
ния в Канаде в 2020 г. снизился на 6,4% по сравнению с 2019 г. [1].
В рамках разработанного в марте 2020 г. Канадского Плана экономического
реагирования на COVID-19 (Canada’s COVID-19 Economic Response Plan, далее -
План), федеральное правительство приняло эффективные меры по защите ка-
надцев от последствий пандемии [2]. Канада вступила в период кризиса с отно-
сительно хорошим платёжным балансом, самым низким соотношением чистого
долга к ВВП в странах Группы семи (G7) и исторически низкими ставками заим-
ствования, что дало правительству возможность эффективно реагировать на
пандемию и поддержать экономику страны.
План сосредоточен на мерах поддержки системы здравоохранения, охваты-
вающих провинции и территории, промышленные и исследовательские органи-
38
Демчук А.Л., Каратеев А.Ю. Мобилизационные механизмы Канады в условиях пандемии COVID-19
Demchuk A.L., Karateev A.Yu. Canada’s mobilization mechanisms in the context of the COVID-19 pandemic
зации, международных партнёров и канадцев за рубежом, граждан, работаю-
щих по найму, студентов, семьи, пожилых людей и уязвимые группы, бизнес
(малые, средние и крупные предприятия), а также наиболее пострадавшие сек-
торы экономики.
Меры по борьбе с распространением коронавирусной инфекции оказали
значительное влияние на повседневную жизнь канадцев, приведя к потере ра-
боты и сокращению доходов, непропорционально сильно экономический спад
воздействовал на некоторые слои населения. План был разработан для под-
держки тех, кто в ней больше всего нуждается. Он предусматривает сохранение
рабочих мест в разных секторах и возможность возвращения на работу. Он так-
же предполагает оказание прямой помощи канадцам, если они не могут рабо-
тать, для оплаты жилья, питания и текущих расходов.
Таблица 1
Федеральные, провинциальные и территориальные меры поддержки
Федеральный
Провинциальный/
Всего
уровень
территориальный уровень
Размер выделенных средств (млрд долл.)
Прямая помощь
231,9
24,1
256,0
Отсрочка оплаты нало-
гов, таможенных по-
85,0
38,2
123,2
шлин, платежей и сборов
Ликвидность
86,5
3,3
89,8
Всего
403,4
65,6
469,0
Доля расходов, %
Прямая помощь
91
9
100
Отсрочка оплаты нало-
гов, таможенных по-
69
31
100
шлин, платежей и сборов
Ликвидность
96
4
100
Всего
86
14
100
Источник:https://www.canada.ca/en/department-finance/services/publications/economic-fiscal-
snapshot/overview-economic-response-plan.html (дата обращения: 21.10.2021).
В рамках Плана правительство Канады обязалось выделить:
более 212 млрд долл. (здесь и далее указаны канадские доллары. - Авт.) в
виде прямой поддержки физических лиц и бизнеса;
85 млрд для отсрочки уплаты налогов и таможенных пошлин для удо-
влетворения потребностей предприятий и домашних хозяйств в ликвидности;
39
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 2: 36-56
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
5,8 млрд на реализацию скоординированных федеральных, провинци-
альных и территориальных действий по укреплению системы здравоохранения,
по закупке средств индивидуальной защиты и расходных материалов и под-
держке важнейших медицинских исследований и разработок вакцин;
примерно 14 млрд для поддержки провинций и территорий в восста-
новлении экономики страны в течение следующих 6-8 месяцев.
Правительство также выделило 600 млрд долл. на поддержку ликвидности,
чтобы помочь предприятиям продолжать получать доступ к кредитам и содей-
ствовать хорошо функционирующим провинциальным рынкам финансирова-
ния. Поддержка ликвидности была оказана в координации с Банком Канады,
Управлением суперинтенданта финансовых учреждений (OSFI), Канадской
ипотечной и жилищной корпорацией (CMHC) и коммерческими кредитными
организациями.
Меры, предусмотренные Планом, в сочетании с более чем 65,6 млрд долл. в
виде прямой поддержки и мер по обеспечению ликвидности со стороны про-
винций и территорий призваны обеспечить канадской экономике хорошие воз-
можности для восстановления после завершения коронакризиса.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Первым приоритетом Плана стала защита здоровья и безопасности канадцев
посредством мер по сдерживанию распространения коронавируса и содействия
канадской системе здравоохранения в подготовке к новым волнам пандемии. По
рекомендации руководителей системы здравоохранения, по всей Канаде приняли
меры по защите здоровья канадцев, введя правила физического дистанцирования
(«социальной дистанции»), временных ограничений деятельности ряда предпри-
ятий и прекращения очных занятий в учебных заведениях.
В марте 2020 г. правительство Канады выделило средства, чтобы помочь боль-
ницам, клиникам и учреждениям общественного здравоохранения по всей стране
реагировать на неотложные потребности канадцев в области здравоохранения,
вызванные COVID-19, и ограничить распространение вируса в стране.
Правительство быстро приняло меры, чтобы снизить риск попадания вируса
из-за рубежа, объявив 16 марта 2020 г. о закрытии своих границ (кроме границы с
США) для нерезидентов и объявив 20 марта 2020 г. о закрытии своей границы и с
Соединёнными Штатами [3]. Также своевременно были приняты меры в отноше-
нии проведения тестирования на коронавирус. ПЦР тесты проводились в Канаде
более быстрыми темпами, чем в других странах в начале вспышки пандемии, и в
настоящее время по-прежнему наблюдается высокий уровень тестирования на
коронавирус. 11 марта 2020 г. Дж. Трюдо объявил о выделении 500 млн долл. про-
винциям и территориям для поддержки важнейших составляющих системы здра-
воохранения, доступа к тестированию, приобретению оборудования и усилению
40
Демчук А.Л., Каратеев А.Ю. Мобилизационные механизмы Канады в условиях пандемии COVID-19
Demchuk A.L., Karateev A.Yu. Canada’s mobilization mechanisms in the context of the COVID-19 pandemic
мониторинга, а также об инвестициях в размере 275 млн долл. на финансирова-
ние исследований по ковид-19, чтобы дать Канаде «фору» в борьбе со пандемией
[4]. Позднее, 3 мая 2020 г., правительство объявило о выделении 240,5 млн на раз-
работку, расширение и запуск инструментов виртуальной помощи и психическо-
го здоровья для поддержки канадцев [5]. Эти инвестиции используются провин-
циями, территориями и заинтересованными сторонами.
Федеральное правительство приняло необходимые меры, чтобы Канада в це-
лом и все её провинции и территории имели доступ к средствам индивидуальной
защиты (СИЗ). С самого начала пандемии стратегия Канады заключалась в том,
чтобы активно закупать СИЗ на высококонкурентном мировом рынке и диверси-
фицировать свои цепочки поставок, особенно за счёт привлечения отечественных
поставщиков. Правительство Канады выделило 2 млрд долл. на поддержку диа-
гностического тестирования и приобретение аппаратов искусственной вентиля-
ции лёгких и средств индивидуальной защиты (медицинских масок, халатов и
дезинфицирующих средств для рук), в том числе для оптовых закупок в провин-
циях и территориях. 20 марта 2020 г. правительство призвало канадские предпри-
ятия и производителей помочь обеспечить страну жизненно важными медицин-
скими товарами для борьбы с пандемией [6]. Более 6 тыс. канадских компаний,
организаций и частных лиц откликнулись на этот призыв, предложив использо-
вать свой опыт и потенциал. Многие провели переоснащение и увеличение своих
производственных мощностей, закупку материалов и оборудования, а также объ-
единение ресурсов для более быстрого производства необходимых материалов.
В рамках Плана правительство Канады выделило почти 1,4 млрд долл. на под-
держку медицинских исследований и разработки вакцин от COVID-19, что позво-
лило исследовательским центрам и частному сектору ускорить разработку, тести-
рование и внедрение медицинских, социальных и административных мер для
сдерживания распространения COVID-19. 792 млн было предоставлено в рамках
стратегического инновационного фонда [7], а остальные средства направлены
ряду НИОКР организаций. Правительство Канады также создало Целевую группу
по иммунитету к COVID-19 для мониторинга распространения вируса и оценки
потенциального иммунитета среди канадского населения. 23 млн долл. направле-
ны на поддержку Организации по вакцинам и инфекционным заболеваниям
Университета Саскачевана - Международного центра вакцин (VIDO-InterVac) [8],
одного из крупнейших и наиболее передовых исследовательских центров по ин-
фекционным заболеваниям в мире. Благодаря полученному финансированию
Центр продолжает исследования и разработку вакцины против COVID-19.
Федеральное правительство Канады поставило амбициозные цели в области
вакцинации. Оно закупило достаточно доз вакцин (на более 1 млрд долл.), что-
бы охватить 400% населения, и обязалось сделать вакцину доступной для любо-
го, кто хочет получить её, в течение 2021 г. [9]. Однако наблюдались задержки
поставок, неэффективная доставка и путаница.
41
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 2: 36-56
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА КАНАДСКИХ ГРАЖДАН
Многочисленным работникам в сфере обеспечения необходимыми товарами
и услугами, рискующим своим здоровьем в период пандемии, правительство ре-
шило повысить зарплаты (совместно с провинциями и территориями), выделив
на эти цели 3 млрд долл. Каждая провинция и территория определяет, какие ра-
ботники в секторах здравоохранения, обеспечения продовольствием, водоснаб-
жения, общественного транспорта, безопасности и т.п. имеют право на поддержку
и сколько они будут получать. Кроме того, чтобы помочь канадцам сохранить ра-
боту и поддержать бизнес, правительство с 15 марта 2020 г. ввело Чрезвычайную
субсидию на заработную плату (CEWS) в размере 75% для работодателей - до
847 долл. в неделю на одного работника, с тем чтобы они могли сохранить или
повторно нанять своих работников [10]. Защищая отношения между работником
и работодателем, эта программа также гарантирует, что цепочки поставок смогут
восстановиться после кризиса. Работодателям во всех секторах экономики для по-
лучения этой субсидии надо подтвердить снижение своих доходов по крайней
мере на 15% в марте 2020 г. и на 30% в апреле/мае. Первоначально Чрезвычайная
субсидия рассчитывалась на 12 недель. Но, приняв во внимание замечания клю-
чевых деловых и профсоюзных организаций, а также проведя консультации с
предприятиями, представителями профсоюзов, некоммерческими организация-
ми, зарегистрированными благотворительными организациями и отдельными
канадцами по вопросам потенциальных корректировок программы, которые поз-
волили бы обеспечить максимальную занятость и учесть потребности работода-
телей, в апреле и начале мая правительство объявило о продлении программы. По
мере восстановления экономики и возобновления деловой активности планирует-
ся внести в неё изменения, чтобы стимулировать возобновление работы предпри-
ятий и оказывать им в это время поддержку.
В марте 2020 г. федеральное правительство объявило о финансовой под-
держке канадцев с низкими доходами, выделив 5,5 млрд долл. на предоставление
специального кредита по покрытию налога на товары и услуги (GST) [11]. В ап-
реле его получили более 12 млн человек и семей, что в среднем дало одиноким
взрослым почти по 400 долл., а парам - почти по 600 долл. В мае 2020 г., чтобы
помочь семьям с детьми, правительство выделило около 2 млрд на специальное
дополнительное единовременное пособие - на каждого ребёнка по 300 долл.
(CCB) [12]. В подавляющем большинстве случаев эта сумма напрямую перечис-
лялась матерям, в том числе матерям-одиночкам, составляющим примерно 85%
получающих пособие семей с одним родителем. При этом около четверти до-
полнительной поддержки было оказано семьям с чистым доходом менее 30 тыс.
долл. в год.
Пандемия стала особенно тяжёлой для пожилых канадцев, так как они столк-
нулись с наибольшими связанными с COVID-19 рисками для здоровья и, чтобы
42
Демчук А.Л., Каратеев А.Ю. Мобилизационные механизмы Канады в условиях пандемии COVID-19
Demchuk A.L., Karateev A.Yu. Canada’s mobilization mechanisms in the context of the COVID-19 pandemic
снизить риск заражения, часто были надолго изолированы от семьи и близких.
Они также столкнулись с финансовыми трудностями, поскольку нестабильность
рынка влияет на пенсионные накопления. Пожилым людям, возможно, придётся
оставаться в изоляции дольше чем другим, а также у них могут возникнуть до-
полнительные расходы (плата за услуги доставки продуктов питания и иных
предметов первой необходимости). В связи с этим правительство Канады пред-
приняло ряд мер по поддержке пожилых людей, в том числе:
предоставление единовременных безналоговых выплат в размере 300 долл.
пожилым людям, имеющим право на пенсию по старости (OAS), и дополни-
тельно 200 долл. тем из них, кто имеет право на получение доплаты к гаранти-
рованному доходу (GIS); в общей сложности 500 долл. получили имеющие право
на получение этих выплат;
сокращение необходимого минимального объёма изъятий средств из Заре-
гистрированных пенсионных фондов (RRIFS) на 25% в 2020 г. с учётом неста-
бильных рыночных условий и их влияния на пенсионные накопления;
расширение программы «Новые горизонты для пожилых людей» с новым
финансированием в размере 20 млн долл. в 2020-2021 гг. для поддержки органи-
заций, которые реализуют локальные проекты, снижающие уровень изоляции,
улучшающие качество жизни пожилых людей. Кроме того, в 2019-2020 гг. мест-
ным организациям было выделено 9 млн долл. для оказания неотложных услуг
пожилым людям, пострадавшим от COVID-19;
временное продление доплаты к гарантированному доходу и выплат пособий,
если информация о доходах пожилых людей за 2019 г. не была оценена, что обес-
печило получение пособий наиболее уязвимыми категориями пожилых людей;
предоставление единовременной специальной предоплаты за счёт кредита
по оплате налога на товары и услуги (GST) в апреле.
Непропорционально тяжёлое воздействие COVID-19 оказывает на здоровье,
социальное и экономическое положение уязвимых групп населения. Федеральное
правительство приняло ряд мер для обеспечения того, чтобы наиболее уязвимые
канадцы имели доступ к необходимой им поддержке, выделив, в частности:
• 157,5 млн долл. для удовлетворения потребностей в жилье и безопасности
бездомных; при этом финансирование используется для предотвращения
вспышки инфекции;
• 50 млн более чем 500 женским приютам и убежищам для жертв сексуаль-
ного насилия, спасающимся от насилия в тех случаях, когда дом не является без-
опасным местом. При этом 10 млн долл. выделено для существующей сети из
46 приютов в резервациях коренных народов и на Юконе для помощи спасаю-
щимся от насилия женщинам и детям из числа коренного населения;
• 7,5 млн для «горячей линии» помощи детям в целях сохранения эмоцио-
нального и психического здоровья детей и молодёжи в условиях пандемии
COVID-19;
43
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 2: 36-56
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
• 100 млн на поддержку продовольственных банков и других организаций,
оказывающих чрезвычайную помощь по предотвращению голода. Эти средства
направлены на закупку продовольствия и других предметов первой необходимо-
сти, так как согласно майскому отчёту Статистического управления Канады, каж-
дый третий канадец, который не работает из-за локдауна, связанного с COVID-19,
испытывает проблемы с приобретением продуктов питания;
• 350 млн долл. в 2020-2021 гг. на создание Чрезвычайного фонда поддержки
благотворительных и некоммерческих организаций, предоставляющих основ-
ные услуги по обслуживанию уязвимых групп населения. Всего по состоянию на
9 июня 2020 г. было профинансировано 772 проекта [2].
С серьёзными вызовами из-за COVID-19 сталкиваются канадцы с ограничен-
ными возможностями. Чтобы обеспечить им поддержку, правительство пред-
приняло ряд следующих мер:
• с 1 июня 2020 г. предоставляется финансирование в размере 556,7 млн
долл. для единовременной безналоговой выплаты канадцам с действительным
сертификатом налогового кредита по инвалидности (DTC). Для них выплата
составляет 600 долл., но эта сумма скорректирована с учётом выплаты, получен-
ной в рамках специального единовременного платежа для пожилых людей,
имеющих право на получение пенсии по старости и доплаты к гарантирован-
ному доходу;
• 15 млн долл. выделено на проект Фонда возможностей для инвалидов по
обеспечению доступности рабочих мест, чтобы помочь канадцам с ограничен-
ными возможностями и их работодателям;
• студентам с ограниченными возможностями предоставлено дополнитель-
но 750 долл. в месяц в рамках программы «Канадское чрезвычайное пособие для
студентов» (вместо 1250 долл. теперь оно составляет 2 000) и удвоены канадские
гранты для студентов с инвалидностью.
COVID-19 ещё больше высветил многие существующие проблемы, с которы-
ми сталкиваются коренные народы, особенно живущие в отдалённых районах.
Общины коренных народов внедрили инновационные решения для предот-
вращения распространения COVID-19 и борьбы с его последствиями. С целью
поддержки общественного здравоохранения, социальных и экономических мер
в общинах коренных народов федеральное правительство выделило на эти
нужды более 1,4 млрд долларов:
• 380 млн долл. - для поддержки общин коренных народов, причём специ-
альное финансирование предназначено для организаций коренных народов в
городах и за пределами резерваций;
• 270 млн - на Программу помощи в получении дохода из резерва для удо-
влетворения возросшего спроса и помощи отдельным лицам и семьям в покры-
тии их основных расходов на проживание;
• 29 млн (на 2020-2021 и 2021-2022 гг.) -для оказания помощи в строительстве
и эксплуатации десяти приютов в общинах коренных народов по всей стране и
44
Демчук А.Л., Каратеев А.Ю. Мобилизационные механизмы Канады в условиях пандемии COVID-19
Demchuk A.L., Karateev A.Yu. Canada’s mobilization mechanisms in the context of the COVID-19 pandemic
двух приютов для женщин и детей из числа коренных народов, которые подвер-
гаются насилию и спасаются от него;
• 285,1 млн - на укрепление мер общественного здравоохранения в общинах
коренных народов;
• 75,2 млн - для увеличения существующей поддержки учащихся из числа
коренных народов, инуитов и метисов, получающих высшее образование;
• 306,8 млн - для поддержки предприятий коренных народов, а также для
покрытия операционных расходов и проблем с ликвидностью в финансовых
учреждениях коренных народов;
• 133 млн - для помощи общинам коренных народов в поддержке их мест-
ных предприятий и экономики, включая принадлежащие общинам предприя-
тия коренных народов, работающих в туризме;
• 17 млн - для облегчения выплаты процентов коренным народам за счёт
займов, предоставленных Финансовым управлением Первых наций [13].
Практически сразу же после начала пандемии канадское правительство при-
знало настоятельную необходимость оказания финансовой поддержки миллио-
нам нуждающихся канадских семей и ввело с 6 апреля 2020 г. специальное Ка-
надское пособие в условиях чрезвычайной ситуации (CERB) [14], предоставляло
лицам, пострадавшим от пандемии, по 2 тыс. долл. в месяц до конца сентября,
после чего данное пособие было переведено в программу страхования занято-
сти. Первоначально предоставление этого пособия было рассчитано на
16 недель, но поскольку экономика восстанавливалась медленно, и многие ка-
надцы продолжали сталкиваться с проблемами, правительство продлило срок
действия в общей сложности до 24 недель. Как объявил Дж. Трюдо 16 июня
2020 г., правительство будет следить за лучшими международными практиками,
экономикой и распространением коронавируса и при необходимости будет
вносить необходимые изменения в Программу, чтобы люди могли получить не-
обходимую помощь по мере восстановления экономики [15].
К июню 2020 г. за этим пособием обратились 8,16 млн человек, и им было
выплачено 53,53 млрд долл. В совокупном выражении выплаты с середины мар-
та по май 2020 г. в значительной степени заменили доходы от занятости, поте-
рянные канадцами во время пандемии. Для лиц с низкими доходами и уязви-
мых слоёв населения, которые особенно сильно пострадали от коронакризиса,
эта поддержка имела решающее значение, помогая им оплатить аренду жилья,
продукты питания и лекарства.
Не все группы населения Канады в равной степени пострадали от экономиче-
ского кризиса. Среди женщин было больше уволенных и тех, чьё рабочее время
было сокращено, и кто смог вернуться к работе, поскольку экономика начала вос-
станавливаться лишь в мае 2020 г. В марте и апреле основную тяжесть потерь в
сфере занятости понесли низкооплачиваемые работники, молодёжь и недавние
иммигранты. Кроме того, работающие родители также сильно пострадали от эко-
номического спада, поскольку рабочее время имевших маленьких детей сократи-
лось больше, чем у других. Для некоторых групп, включая молодёжь и недавних
45
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 2: 36-56
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
иммигрантов, уровень занятости в мае 2020 г. практически не восстановился.
В таких секторах экономики, как промышленность и строительство, на которые
приходится большая доля занятых мужчин, наблюдается восстановление занято-
сти, в то время как, например, в секторах гостиничных услуг и питания, где занято
большое число женщин и иммигрантов, по-прежнему наблюдается замедление
из-за мер общественного здравоохранения и низкого уровня спроса. Устранение
этих диспропорций в занятости остаётся приоритетом для правительства. Имею-
щиеся данные ещё не полностью отражают расовые различия, но можно предпо-
ложить, что небелые канадцы имеют более низкие доходы, неравный доступ к
здравоохранению и испытывают «системную дискриминацию», что усугубляет их
экономические трудности, связанные с пандемией.
Учащиеся высших учебных заведений Канады и недавние выпускники также
ощущают на себе последствия пандемии. Они находятся на переломном этапе
жизни, в конце учебного года им нужны средства для покрытия текущих расхо-
дов или сохранения средств на следующий семестр, но они столкнулись с труд-
ностями в поиске работы из-за пандемии. Кроме того, женщины, составляющие
около 60% всех студентов вузов в Канаде, уже сталкиваются с ростом безработи-
цы из-за COVID-19, поскольку учащимся не полагается пособие в условиях чрез-
вычайной ситуации. А так как студенты обычно моложе 29 лет, они с меньшей
вероятностью будут иметь финансовую «подушку безопасности» на период без-
работицы. Для поддержки студентов и выпускников, которые не имеют права
на получение пособия в условиях чрезвычайной ситуации или пособия по без-
работице и не могут найти работу или не в состоянии работать из-за COVID-19,
правительство ввело чрезвычайное пособие для студентов (CESB), но оно было
доступно только в течение четырёх месяцев (с мая по август 2020 г.). За этим по-
собием обратились свыше 600 тыс. человек, получивших в общей сложности
1,42 млрд долл. выплат [16].
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА КАНАДСКОГО БИЗНЕСА
Поддержка канадского бизнеса со стороны федерального правительства
включает программу экстренного субсидирования заработной платы (CEWS) и
множество беспроцентных кредитов, а также адресную отраслевую поддержку.
План предусматривал промежуточное финансирование временного дефицита
денежных средств (бридж-финансирование) для предприятий на время коро-
накризиса, чтобы они могли оставаться платёжеспособными и обеспечивать за-
нятость канадцев. Поддержка предприятий была рассчитана с учётом размера
фирмы и относительного доступа к другим источникам финансирования. Цель
плана состоит в том, чтобы помочь предприятиям получить доступ к кредитам,
необходимым для преодоления кризиса. Финансовая поддержка бизнеса была
своевременной и последовательной, с требуемой скоростью и гибкостью на
уровне малого бизнеса. Для более крупных фирм был разработан иной подход
46
Демчук А.Л., Каратеев А.Ю. Мобилизационные механизмы Канады в условиях пандемии COVID-19
Demchuk A.L., Karateev A.Yu. Canada’s mobilization mechanisms in the context of the COVID-19 pandemic
для удовлетворения их финансовых потребностей, поскольку они, как правило,
имеют больше потенциальных источников финансирования.
С самого начала пандемии правительство Канады начало максимально
быстро оказывать поддержку малому бизнесу, составляющему 98% работодате-
лей в Канаде. Они обеспечивают рабочие места и часто являются градообразу-
ющими. Эти предприятия по сравнению с более крупными компаниями имеют
сравнительно ограниченный доступ к капиталу и финансированию и меньшие
возможности по обслуживанию дополнительного долга, нуждаясь в целевой
поддержке. План предусматривает адресную поддержку малого бизнеса, помо-
гая ему преодолеть сложный экономический период. Виды такой поддержки
сгруппированы в три раздела: доходы и заработная плата, кредитная поддержка
и помощь для оплаты аренды.
Первый включают пособие по реагированию на чрезвычайные ситуации в
Канаде и чрезвычайную субсидию на зарплату. В плане кредитной поддержки
для малых и средних предприятий принята Программа доступности кредитов
для бизнеса (Business Credit Availability Program); кроме того, малые предприятия
ещё могут подать заявку на поддержку через Канадский чрезвычайный бизнес-
счёт (Canada Emergency Business Account). Что касается поддержки для внесения
арендной платы, то для малых предприятий предусмотрена чрезвычайная по-
мощь в области коммерческой аренды (Canada Emergency Commercial Rent Assis-
tance). Ещё пострадавшие от COVID-19 малые предприятия могут воспользовать-
ся чрезвычайной помощью в области коммерческой аренды, которая в партнёр-
стве с провинциями и территориями предоставляет льготные кредиты владель-
цам коммерческой недвижимости для снижения на 75% арендной платы соот-
ветствующих малых предприятий. Это вместе c чрезвычайной субсидией на
зарплату оказывает значительную помощь малым предприятиям, пытающимся
покрыть свои ежемесячные фиксированные расходы.
По состоянию на 3 июля 2020 г. одобрены заявки на получение помощи от
более 29 тыс. малых предприятий с более чем 209 тыс. работников, а общий объ-
ём запрашиваемого финансирования составил более 221 млн долл. [17]. Финан-
сирование в рамках чрезвычайной помощи в области коммерческой аренды бы-
ло предоставлено большому числу канадских малых предприятий во всех про-
винциях и территориях, включая рестораны, розничные магазины, медицин-
ские и стоматологические клиники, парикмахерские и маникюрные салоны,
тренажёрные залы и танцевальные студии и многое другое. Для оказания даль-
нейшей поддержки по мере того, как сильно пострадавшие предприятия начи-
нают вновь открываться, правительство продлило срок действия этой помощи
ещё на месяц, покрывая арендную плату за июль 2020 года.
Малые предприятия также получили доступ к Канадскому чрезвычайному
бизнес-счёту (CEBA) [18], который является частью Программы доступности
бизнес-кредитов (BCAP) [19]. Чрезвычайный бизнес-счёт выдаёт беспроцентные,
частично списываемые кредиты на сумму до 40 тыс. долл. и предоставляется че-
47
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 2: 36-56
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
рез банки и кредитные союзы в сотрудничестве с Канадским агентством по раз-
витию экспорта. К июлю 2020 г. 688 тыс. малых предприятий получили по тако-
му счёту 27,41 млрд долл., включая 7 млрд, которые можно списать, если кредит
будет возвращён до 31 декабря 2022 г. Более 65% предприятий воспользовались
данной программой до начала июня 2020 г. Благодаря доступности бизнес-
кредитов, малые и средние предприятия также могут получить доступ к более
широкому спектру кредитной поддержки и поддержки ликвидности (до
12,5 млн долл. выделено в рамках программы совместного кредитования малых
и средних предприятий и дополнительно выделяются кредиты на общую сумму
до 6,25 млн в рамках этой программы.
Миллионы канадцев работают в компаниях среднего и крупного бизнеса.
Доступ к финансированию стал более сложным для компаний всех размеров,
включая более крупные компании, поскольку продолжительность вызванных
COVID-19 экономических потрясений неопредлённа, а будущий спрос на това-
ры и услуги трудно предсказать. Компании, которые были бы финансово жиз-
неспособны после кризиса, возможно, не смогут поддерживать свою деятель-
ность до тех пор без дополнительной кредитной поддержки. Программа до-
ступности бизнес-кредитов предоставляет поддержку, ориентированную на
предприятия среднего бизнеса с большими потребностями в финансировании,
имеющими, как правило, годовой доход от 50 млн до 300 млн долл. Поддержка
этих предприятий включает кредиты на сумму до 60 млн на компанию и гаран-
тии на сумму до 80 млн долл. Более крупные компании являются важными для
региона или страны и ключевыми звеньями в цепочках поставок товаров и
услуг. Доступ к финансовой поддержке гарантирует, что крупные компании
смогут выплачивать зарплату миллионам работающих в них канадцев и под-
держивать поставщиков, которые полагаются на их бизнес.
План предлагает поддержку крупнейшим работодателям Канады, чтобы
помочь защитить рабочие места миллионов канадцев. Фонд экстренного фи-
нансирования крупных работодателей (LEEFF) [20] предлагает промежуточное
финансирование крупнейших работодателей Канады, чьи потребности во вре-
мя пандемии не удовлетворяются за счёт обычного финансирования. Чтобы
претендовать на помощь фонда, предприятия должны запрашивать финанси-
рование в размере от 60 млн долл., иметь значительный объём операций или
рабочую силу в Канаде и не проходить процедуру признания неплатёжеспособ-
ными. Кроме того, компании, получающие финансирование фонда, должны
предоставлять информацию о том, как они способствуют выполнению обяза-
тельств Канады по Парижским климатическим соглашением и достижению ну-
левых выбросов парниковых газов к 2050 г. Они также обязаны выполнять обяза-
тельства в соответствии с существующими пенсионными планами и коллектив-
ными договорами. Компании, которые были признаны виновными в уклонении
от уплаты налогов, не имеют права обращаться в фонд.
48
Демчук А.Л., Каратеев А.Ю. Мобилизационные механизмы Канады в условиях пандемии COVID-19
Demchuk A.L., Karateev A.Yu. Canada’s mobilization mechanisms in the context of the COVID-19 pandemic
С самого начала пандемии правительство Канады приняло меры по под-
держке рыночной ликвидности, чтобы помочь предприятиям продолжать полу-
чать доступ к кредитам и содействовать хорошо функционирующим провинци-
альным рынкам финансирования. В сотрудничестве с Банком Канады, Управле-
нием суперинтенданта финансовых учреждений (OSFI), Канадской ипотечной и
жилищной корпорацией (CMHC) и коммерческими кредиторами правительство
запустило программу поддержки ликвидности на сумму более 600 млрд долл.
Банк Канады внедрил механизмы поддержки ключевых финансовых рынков и
ликвидности финансовых учреждений с тем, чтобы они могли продолжать об-
служивать предприятия и домохозяйства и поддерживать ликвидные и хорошо
функционирующие рынки финансирования в провинциях. Управление су-
перинтенданта финансовых учреждений снизило внутренний буфер ликвидно-
сти, чтобы увеличить кредитные возможности крупных банков Канады и под-
держать предложение дополнительных кредитов на сумму до 300 млрд долл. в
экономику. Правительство также объявило, что Канадская ипотечная и жилищ-
ная корпорация приобретёт застрахованные ипотечные пулы на сумму до
150 млрд американских долл. для обеспечения долгосрочного стабильного фи-
нансирования банков и ипотечных кредиторов, содействия дальнейшему кре-
дитованию канадских потребителей и предприятий и увеличения ликвидности
на ипотечном рынке Канады.
Сопровождавший развитие пандемии экономический спад затронул все ре-
гионы Канады, но каждый по-своему. Для некоторых регионов последствия бы-
ли серьёзными. Региональный фонд помощи и восстановления правительства
Канады выделил 962 млн долл. через шесть канадских агентств регионального
развития для поддержки пострадавших предприятий, которые имеют ключевое
значение для региональной и местной экономики, в том числе в сельских райо-
нах [21]. Это обеспечивающие местные рабочие места производственные, техно-
логические или туристические компании, которые нуждаются в помощи в воз-
обновлении работы после пандемии, но не имеют права на получение других
видов государственной поддержки.
Серьёзные трудности в связи с локдауном испытало и рыбное хозяйство Ка-
нады из-за снижения спроса. Федеральное правительство выделило 469,4 млн
долл. в виде грантов и поддержки этого сектора канадской экономики.
Энергопроизводящие регионы страны столкнулись с проблемой резкого
снижения цены на нефть. Федеральное правительство выделило 1,72 млрд пра-
вительствам Альберты, Саскачевана и Британской Колумбии, а также владель-
цам оставленных, но не заглушённых скважин Альберты для очистки бездей-
ствующих нефтяных и газовых скважин, что поможет поддерживать чистоту
окружающей среды Канады и сохранить около 5,3 тыс. рабочих мест только в
Альберте. Кроме того, Фонд сокращения выбросов предоставит обычным и мор-
ским нефтегазовым компаниям подлежащие возврату взносы в размере 750 млн
долл. для поддержки их инвестиций в сокращение выбросов парниковых газов и
49
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 2: 36-56
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
проведение исследований и разработок. Это особенно полезно для расположен-
ного в основном в Ньюфаундленде и Лабрадоре морского нефтегазового секто-
ра, который и получит до 75 млн долларов [22].
На федеральном уровне было принято множество мер поддержки, направ-
ленных на оказание помощи правительствам провинций и территорий в пре-
одолении экономического спада. Банк Канады осуществлял Программу под-
держки ликвидности на провинциальном денежном рынке и поддержки эф-
фективности провинциальных рынков финансирования. В дополнение к этой
программе банк также создал Программу покупки облигаций провинций, помо-
гая поддерживать хорошо функционирующие рынки финансирования про-
винций, поскольку провинциальные правительства изыскивали дополнитель-
ные объёмы финансирования для реализации чрезвычайных мер по поддержке
предприятий и домохозяйств. В совокупности на эти меры было выделено
12,4 млрд долларов.
Меры федерального правительства по индивидуальной поддержке населе-
ния, которые эффективно компенсировали потерянные доходы в совокупном
выражении, также оказывают значительную поддержку провинциям и террито-
риям, помогая защитить региональные бюджеты от падения сборов подоходно-
го налога и налога с продаж. Подоходный налог составляет около 35% доходов
провинций из собственных источников, а налог с продаж (там, где он есть) со-
ставляет около 20%.
«Перезапуск» канадской экономики - сложный процесс. По мере того, как
канадская экономика начала восстанавливаться, федеральное правительство
продолжало консультации с руководителями системы здравоохранения и пра-
вительствами провинций и территорий для защиты здоровья канадцев. Без-
опасное возобновление экономической деятельности требует постепенного и
поэтапного подхода, основанного в первую очередь на соображениях охраны
здоровья и безопасности и требующего постоянного тесного сотрудничества и
координации на всех уровнях управления.
КАНАДА В МЕЖДУНАРОДНОМ КОНТЕКСТЕ
Во всех странах мира предпринимаются масштабные действия для устране-
ния экономических последствий пандемии COVID-19. По данным МВФ, финан-
совые ресурсы, выделенные на реализацию мер поддержки граждан и бизнеса,
объявленные странами Группы двадцати (G20), в среднем уже превышает бюд-
жетные стимулы, предоставленные в течение трёх лет, последовавших за гло-
бальным финансовым кризисом 2008-2009 гг. Планы экономического реагиро-
вания на пандемию в разных странах, как правило, сосредоточены на поддержке
систем здравоохранения, защите доходов работников и их семей и на ослабле-
нии ограничений на движение денежных средств для предприятий за счёт от-
срочки уплаты налогов и сборов и мер по увеличению кредитования и ликвид-
50
Демчук А.Л., Каратеев А.Ю. Мобилизационные механизмы Канады в условиях пандемии COVID-19
Demchuk A.L., Karateev A.Yu. Canada’s mobilization mechanisms in the context of the COVID-19 pandemic
ности. Также предпринимаются дополнительные меры по обеспечению денеж-
но-кредитной и финансовой стабильности.
Относительно благополучное состояние финансовой системы Канады поз-
волило правительству реализовать амбициозный по международным меркам
план экономического реагирования. Только на меры прямой бюджетной под-
держки пришлось более 10% ВВП Канады по сравнению с 6,7% в среднем по
странам Группы семи, при этом основная часть средств была направлена на по-
мощь физическим лицам и домохозяйствам. Помимо общего размера выделен-
ных для реализации плана средств, который является одним из наиболее значи-
тельных в Группе семи и Группе двадцати, план Канады по противодействию
пандемии также является одним из наиболее всеобъемлющих, охватывающих
более широкий спектр мер, чем большинство планов других стран. Канада, в
частности, является одной из немногих стран, которая реализовала как нацио-
нальную программу помощи малому бизнесу в оплате аренды, так и выделяла
льготные кредиты для малых и средних предприятий. Диапазон поддержки до-
мохозяйств в Канаде также выгодно отличается от других стран. Например, Ка-
надская субсидия на компенсацию потерь заработной платы в дополнение к по-
вышенным пособиям по безработице и широкому спектру адресной поддержки
студентов, пожилых людей и других уязвимых групп.
Таблица 2
Сравнение стран Группы семи
(в скобках указана позиция страны по убыванию признака)
Тяжесть
Смертей на
Строгость огра-
Случаев на 1
первой
1 млн чело-
ничительных
млн человек
волны
век
мер2
(21.10.2021)3
пандемии1
21.10.2021)3
Великобритания
0,291 (2)
55,32 (4)
127 794 (2)
2 068 (3)
Германия
0,116 (6)
50,48 (6)
53 216 (5)
1 140 (5)
Италия
0,279 (3)
79,86 (1)
79 355 (4)
2 211 (2)
Канада
0,155 (5)
66,45 (2)
44 556 (6)
753 (6)
США
0,438 (1)
53,44 (5)
137 206 (1)
2 220 (1)
Франция
0,274 (4)
66,43 (3)
106 701 (3)
1 754 (4)
Япония
0,059 (7)
40,2 (7)
13 641 (7)
144 (7)
1 Рассчитано по авторской методике.
2 Показатель рассчитан как средний уровень разработанного в Оксфордском универ-
ситете Stringency Index в период с начала пандемии в стране и до момента достижения
пика в период первой волны пандемии (пик определяется на основе скользящего средне-
го за 7 дней).
3 https://www.worldometers.info/coronavirus/ (дата обращения: 21.10.2021).
По мере того, как экономика продолжает «открываться» и локдаун отменя-
ется, федеральное правительство Канады намерено и дальше во взаимодействии
с провинциями и территориями обеспечивать надлежащую поддержку всех ка-
надцев чтобы
51
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 2: 36-56
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
• расширить проведение тестирования и отслеживание контактов;
• нарастить потенциал системы здравоохранения и укрепить меры по про-
филактике инфекций и борьбе с ними;
• устранить пробелы в программах поддержки людей, имеющих проблемы
психического здоровья и испытывающих проблемы с употреблением психоак-
тивных веществ;
• устранить пробелы в системе ухода за больными и пожилыми (включая
долгосрочный уход и уход на дому) и оказать медицинскую и социальную под-
держку другим уязвимым группам;
• обеспечить медицинских работников и работников жизненно важных от-
раслей средствами индивидуальной защиты;
• обеспечить услугами по уходу за детьми возвращающихся работников по
мере восстановления экономики;
• обеспечить канадцам до 10 дней оплачиваемого отпуска, если они заболе-
ют или обнаружат симптомы COVID-19; и,
• предоставить муниципалитетам поддержку, необходимую для покрытия
расходов, связанных с COVID-19.
Эти программы поддержки обеспечат провинции и территории ресурсами для
возобновления экономики и возвращения людей к повседневной жизни, а также
готовность к возможным новым волнам заражения коронавирусом в будущем.
Традиционные экономические показатели, такие как ВВП, сами по себе не
дают полной картины изменения качества жизни канадцев, и пандемия ещё
больше выявила этот факт. Правительство Канады работает над включением
показателей качества жизни в процесс принятия решений, в том числе при реа-
лизации Канадского плана экономического реагирования на COVID-19.
ВОСПРИЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР ОБЩЕСТВОМ
Успех мер общественного здравоохранения по борьбе с распространением
пандемии — особенно социального (правильнее, физического, пространствен-
ного) дистанцирования — в значительной степени зависит от соблюдения тре-
бований обществом, от доверия населения лицам, принимающим решения, го-
товности следовать предписаниям, рекомендациям и выполнять решения, при-
нимаемые политическими руководителями общенационального, регионального
и местного уровней.
Пандемия стала во многом проверкой качеств действующих лидеров не
только как выразителей интересов выдвинувших их партий, носителей опреде-
лённой идеологии и ценностей, но, прежде всего, как управленцев, способных
эффективно реагировать на чрезвычайные, кризисные ситуации.
За прошедшие почти два года выросли рейтинги руководителей государств,
регионов, городов, где были предприняты быстрые и эффективные меры про-
52
Демчук А.Л., Каратеев А.Ю. Мобилизационные механизмы Канады в условиях пандемии COVID-19
Demchuk A.L., Karateev A.Yu. Canada’s mobilization mechanisms in the context of the COVID-19 pandemic
тиводействия COVID-19. Основным критерием оценки населением политиков и
других лиц, принимающих решения, становится профессионализм, способность
действенно отвечать на вызовы, решать проблемы.
Несмотря на распространение многочисленных теорий заговора, доверие к
государственным институтам в ряде стран за годы пандемии фактически воз-
росло. Это событие отражает признание того факта, что политические лидеры и
государственные учреждения этих стран (а) регулярно предоставляют досто-
верную информацию о текущей ситуации, (б) принимают эффективные реше-
ния о мерах по борьбе с пандемией COVID-19 и (в) способны оказывать необхо-
димую поддержку тем, кто пострадал от этих мер.
Доверие к правительству среди канадцев существенно выросло в течение
первых двух месяцев пандемии. Полтора года спустя можно сказать, что настро-
ения первых месяцев 2020 г. были в значительной степени иллюзией. Канада,
которая сейчас сталкивается с «кризисом лидерства и доверия экспертам», не
была исключением. Доверие канадцев к правительству с мая 2020 г. по май
2021 г. упало [23]. Доверие к бизнесу, НПО, средствам массовой информации
также снизилось. Около половины канадцев сейчас говорят, что руководители
правительства, руководители бизнеса и журналисты активно пытаются ввести
их в заблуждение. Уровень доверия в Канаде «стабилен, но слаб», с более выра-
женным снижением среди канадцев с низким уровнем дохода и меньшим дове-
рием среди молодёжи. Неудачные или неравномерно применяемые стратегии
локдауна, изоляции, сомнения по поводу вакцин, а также неразбериха в реали-
зации программ вакцинации, безусловно, подорвали доверие канадцев. Опас-
ные теории заговора заполнили вакуум, оставленный неясными сообщениями
на фоне рекомендаций в области здравоохранения, которые иногда резко меня-
лись без адекватных объяснений. Дух «глобальной деревни» уступил место
«национализму вакцин» и накоплению средств индивидуальной защиты. Пер-
вый год жизни в условиях пандемии опроверг представление, что мы «все в од-
ной лодке», как внутри Канады, так и во всём мире. Но после 2020 г., в течение
которого канадцы возлагали надежды на институты, новые невыполненные
обещания только рискуют привести к дальнейшей эрозии важнейшего элемента
«социального капитала» - доверия к институтам и друг к другу - потенциально
навсегда подрывая основы коллективной жизни и эффективного взаимодей-
ствия в обществе. В конечном счете уровень доверия больше среди тех, для кого
система работает хорошо, чем среди тех, в отношении кого она даёт сбои.
Доверие канадцев остаётся стабильным и относительно высоким к врачам
(83%) и учёным (80%), при этом наблюдается снижение доверия к политическому
руководству, что обусловлено снижением доверия к премьер-министру (43%) и
мэрам (38%), в то время как доверие к премьерам провинций стабильно удержи-
вается на уровне 44%. Стоит отметить успех описанных выше мер поддержания
бизнеса и его социальных обязательств: в отличие от жителей ряда стран (включая
США), канадцы сохранили высокую степень доверия к своим работодателям [24].
53
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 2: 36-56
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Широкие меры поддержки населения и бизнеса при умеренном уровне до-
верия к правительству позволили Канаде реализовать довольно строгие (в срав-
нении с другими странами Группы семи ограничительные меры и добиться то-
го, что тяжесть первой волны была относительно невысокой. Продолжение той
же политики привело к тому, что на сегодняшний день Канада имеет одни из
наиболее благоприятных показателей по количеству случаев COVID-19 и коли-
честву летальных исходов на 1 млн жителей (см. табл. 2).
Недавние всеобщие выборы практически не изменили политического ланд-
шафта Канады. Основные политические силы в целом сохранили свои позиции.
По прошествии времени, кончено, будут даны оценки эффективности пред-
принятых мер, сделаны надлежащие выводы для оптимизации мобилизацион-
ных механизмов государства в условиях эпидемиологических угроз.
Но уже сегодня можно отметить важность усилий по мониторингу, сбору и
анализу данных (в том числе статистических) для формирования адекватной
картины происходящего, выявление краткосрочных и долгосрочных трендов,
прогнозирования возможных сценариев развития событий, оценки рисков и по-
следствий предпринимаемых государством мер реагирования в условиях чрез-
вычайных ситуаций.
Важен системный подход, учёт взаимного влияния различных объективных
и субъективных факторов, взаимосвязи антикризисных мер, а также координа-
ция действий различных органов государственной власти и управления (отрас-
левых ведомств, территориальных органов различных уровней - общефеде-
рального, регионального и местного).
Для государства важно как можно раньше определиться с приоритетами
предполагаемой к реализации политики, осуществлять целевое финансирова-
ние ключевых мер по достижению поставленных целей, осуществлять постоян-
ную коммуникацию с обществом, сообщая гражданам достоверную информа-
цию о состоянии дел и имеющихся проблемах, объясняя цели и смысл прини-
маемых и реализуемых государством политических решений, обеспечивая «об-
ратную связь», необходимую для поддержания уровня общественного доверия и
успешного выполнения поставленных задач.
ИСТОЧНИКИ
1. Lima de Miranda, Katharina and Snower, Dennis, The Societal Responses to
COVID-19: Evidence from the G7 Countries (May 1, 2021). CEPR Discussion Paper
No. DP16136. Available at: https://ssrn.com/abstract=3846249 (accessed 21.10.2021).
2. Canada’s
COVID-19 Economic Response Plan. Available at:
https://www.canada.ca/en/department-finance/economic-response-plan.html (ac-
cessed 21.10.2021).
54
Демчук А.Л., Каратеев А.Ю. Мобилизационные механизмы Канады в условиях пандемии COVID-19
Demchuk A.L., Karateev A.Yu. Canada’s mobilization mechanisms in the context of the COVID-19 pandemic
3. Prime мinister announces temporary border agreement with the United States.
Available at: https://pm.gc.ca/en/news/news-releases/2020/03/20/prime-minister-
announces-temporary-border-agreement-united-states (accessed 21.10.2021).
4. Prime мinister outlines Canada’s COVID-19 response. Available at:
https://pm.gc.ca/en/news/news-releases/2020/03/11/prime-minister-outlines-
canadas-covid-19-response (accessed 21.10.2021).
5. Prime мinister announces virtual care and mental health tools for Canadians.
Available at: https://pm.gc.ca/en/news/news-releases/2020/05/03/prime-minister-
announces-virtual-care-and-mental-health-tools (accessed 21.10.2021).
6. Prime мinister announces Canada’s Plan to Mobilize Industry to fight COVID-
19. Available at: https://pm.gc.ca/en/news/news-releases/2020/03/20/prime-
minister-announces-canadas-plan-mobilize-industry-fight-covid (accessed 21.10.2021).
7. Fighting COVID-19. Protecting the health and safety of Canadians. Available at:
https://www.budget.gc.ca/fes-eea/2020/themes/fighting-covid-19-lutter-contre-
covid-19-en.html (дата обращения: 21.10.2021).
8. Ottawa to fund existing coronavirus research projects. Available at:
https://www.theglobeandmail.com/politics/article-ottawa-to-fund-existing-
coronavirus-research-projects/; https://www.vido.org/ (accessed 21.10.2021).
9. Vaccines for COVID-19. Available at: https://www.canada.ca/en/public-
health/services/diseases/coronavirus-disease-covid-19/vaccines.html (accessed 21.10.2021).
10. Canada
Emergency Wage Subsidy (CEWS).
Available
at:
https://www.canada.ca/en/revenue-agency/services/subsidy/emergency-wage-
subsidy.html (accessed 21.10.2021).
11. Overview
of
child
and
family
benefits.
Available
at:
https://www.canada.ca/en/revenue-agency/services/child-family-benefits.html
accessed 21.10.2021).
12. Canada
child
benefit
(ССВ).
Available
at:
https://www.canada.ca/en/revenue-agency/services/child-family-benefits/canada-
child-benefit-overview.html (accessed 21.10.2021)
13. Indigenous Community Support Fund. Available at: https://www.sac-
isc.gc.ca/eng/1585189335380/1585189357198 (accessed 21.10.2021).
14. Canada Emergency Response Benefit (CERB): Closed. Available at:
https://www.canada.ca/en/services/benefits/ei/cerb-application/questions.html
(accessed 21.10.2021).
15. Prime Minister announces extension of the Canada Emergency Response Benefit.
Available at: https://pm.gc.ca/en/news/news-releases/2020/06/16/prime-minister-
announces-extension-canada-emergency-response-benefit (accessed 21.10.2021).
16. Canada
Emergency Student
Benefit
(CESB).
Available
at:
https://www.canada.ca/en/revenue-agency/services/benefits/emergency-student-
benefit/cesb-who-apply.html?wbdisable=true (accessed 21.10.2021).
17. COVID-19: CECRA for small businesses has ended. Available at:
https://www.cmhc-schl.gc.ca/en/professionals/project-funding-and-mortgage-
financing/mortgage-loan-insurance/covid19-cecra-small-business (accessed 21.10.2021).
55
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 2: 36-56
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
18. Сanada Emergency Business Account (CEBA). Available at:
https://www.cibc.com/en/business/covid-19/emergency-business-account-faq.html
(accessed 21.10.2021)
19. EDC Business Credit Availability Program (BCAP) Guarantee. Available at:
https://www.edc.ca/en/solutions/working-capital/bcap-guarantee.html (accessed 21.10.2021).
20. Large Employer Emergency Financing Facility (LEEFF). Available at:
https://www.cdev.gc.ca/home-ceefc/ (accessed 21.10.2021).
21. Prime Minister announces health and social support for northern communities.
Available at: https://pm.gc.ca/en/news/news-releases/2020/04/14/prime-minister-
announces-health-and-social-support-northern (accessed 21.10.2021).
22. Prime Minister announces new support to protect Canadian jobs. Available at:
https://pm.gc.ca/en/news/news-releases/2020/04/17/prime-minister-announces-
new-support-protect-canadian-jobs (accessed 21.10.2021).
23. Trust and the Pandemic. CanTrust Wave Three Update Study. May 2021. Availa-
ble
at:
https://getproof.com/wp-content/uploads/2021/05/2021-Proof-Strategies-
CanTrust-Index-Trust-and-the-Pandemic-May-Update.pdf (accessed 21.10.2021)
24. Edelman Trust Barometer 2021. Global Report. P. 8.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
ДЕМЧУК Артур Леонович, док-
Arthur L. DEMCHUK, Doctor of Scienc-
тор политических наук, заведующий
es (Politics), Head, Chair of Comparative
кафедрой сравнительной политологии
Politics, Department of Political Science,
факультета политологии Московского
Lomonosov Moscow State University
государственного университета имени
1 Leninskiye Gory, Moscow, 119991, Rus-
М.В. Ломоносова.
sian Federation;
Российская Федерация,
119991
Leading Researcher, Institute for the U.S.
Москва, Ленинские горы, д.1;
and Canadian Studies, Russian Academy
ведущий научный сотрудник Инсти-
of Sciences.
тута США и Канады РАН (ИСКРАН).
2/3 Khlebny per., Moscow, 121069, Rus-
Российская Федерация, 121069 Москва,
sian Federation.
Хлебный пер.2/3;
КАРАТЕЕВ Артём Юрьевич. канди-
Artem Yu. KARATEEV, Candidate of
дат исторических наук, доцент кафед-
Science (History), Associate Professor,
ры истории и теории политики фа-
Chair of History and Theory of Politics,
культета политологии Московского
Department of Political Science,
государственного университета им.
Lomonosov Moscow State University,
М.В. Ломоносова. Российская Федера-
1 Leninskiye Gory, Moscow, 119991, Rus-
ция, 119991 Москва, Ленинские горы,
sian Federation.
д.1.
Статья поступила в редакцию / Received 25.10.2021.
Статья поступила после рецензирования / Revised 15.11.2021.
Статья принята к публикации / Accepted 18.11.2021.
56