Юлдашева Г.И. Узбекистан - США: новый этап стратегического партнёрства
Yuldasheva, G.I. Uzbekistan - US: A New Stage of Strategic Partnership
УДК: 327.57
DOI: 10.31857/S2686673022020043
Узбекистан - США:
новый этап стратегического партнёрства
Г.И. Юлдашева
Координационно-методический центр новейшей истории Узбекистана
при Академии наук Республики Узбекистан.
Республика Узбекистан,100047, Ташкент, ул. Академика Яхъё Гуламова, д.70.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9979-0329
e-mail: guli_57@mail.ru
Резюме: В статье раскрываются основные особенности, приоритеты и направления
развития нового этапа стратегического партнёрства Узбекистана и США при президенте
Ш. Мирзиёеве. В последние месяцы в мире доминирует точка зрения об окончательном
уходе США из региона Центральной Азии и Афганистана. В отличие от этого автор счи-
тает, что текущее углубление и расширение американо-узбекских отношений указывает
на то, что идёт подготовка почвы для нового этапа двусторонних взаимоотношений, что
будет существенно влиять на геополитическое и экономическое развитие всего региона
ЦА, включая Афганистан. В обоснование этого анализируются такие основные направ-
ления двустороннего взаимодействия, как сотрудничество в сферах внутриполитических
и экономических преобразований, безопасности и гуманитарных отношений; освещают-
ся перемены в «мягкой дипломатии» США, переход США к более активной, наступа-
тельной политике в Узбекистане, в том числе в рамках «С5+1».
Ключевые слова: Узбекистан, США, партнёрство, безопасность, политика, экономи-
ка, гуманитарные отношения
Для цитирования: Юлдашева Г.И. Узбекистан - США: новый этап стратегического
партнёрства. США & Канада: экономика, политика, культура. 2022; 52 (2): 57-72.
DOI: 10.31857/S2686673022020043
Uzbekistan - US: A New Stage of Strategic Partnership
Guli I. Yuldasheva
Coordination-Methodological Center on Contemporary History of Uzbekistan
under Academy of Sciences of Uzbekistan.
70, Academician Yahyo Gulyamov str., Tashkent, 100047, Republic of Uzbekistan.
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9979-0329
e-mail: guli_57@mail.ru
Abstract: The paper reveals main features, priorities and trends in developing the new
stage of strategic partnership between Uzbekistan and the US under President Sh. Mirzyioeev.
During the last months, there is a dominating view in the world community that the United
States are finally withdrawing from the Central Asian region. In contrast, the author considers
that the current deepening and extending of the American-Uzbek relations indicate at prepara-
tion of a basis for a new stage of the bilateral relations, which could greatly influence on geo-
political and economic development of the Central Asian region. To prove this, the paper
57
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 2: 57-72
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
demonstrates main orientations of the bilateral relations, such as cooperation in the inner politi-
cal and economic transformations, in security and humanitarian relations areas; changes in the
US “soft” diplomacy, and the US move to more active, offensive policy in Uzbekistan, includ-
ing within the “C5+1”.
Keywords: Uzbekistan, USA, partnership, security, policy, economy, humanitarian rela-
tions
For citation: Yuldasheva G.I. Uzbekistan - US: New Stage of Strategic Partnership. USA
& Canada: Economics, Politics, Culture. 2022; 52 (2): 57-72.
DOI: 10.31857/S2686673022020043
ВВЕДЕНИЕ
Взаимоотношения Республики Узбекистан с Соединёнными Штатами при-
влекают особое внимание научного и политического сообщества в период прези-
дентства Шавката Мирзиёева и активизацией им афганского вектора внешней
политики страны. Расположение Узбекистана в самой сердцевине Центральной
Азии (ЦА), её тесное соседство с нестабильным Афганистаном, поднимают массу
вопросов в отношении перспектив развития региона ЦА, роли и значения в этом
Соединённых Штатов, их отношений с Республикой Узбекистан, что немаловаж-
но с учётом продолжающейся острой геополитической конкуренции со стороны
двух других глобальных держав - России и Китая. С приходом к власти в Афгани-
стане талибов состояние узбекско-американских отношений приобретает особое
значение и актуальность. На этом фоне продолжение вовлечённости США в клю-
чевую страну Центральной Азии - Узбекистан будет означать, что Вашингтон не
отказался от своих долгосрочных региональных замыслов и лишь находится в по-
исках более рациональной и действенной региональной стратегии.
Ценность региона ЦА для США продолжает определяться геостратегиче-
ским расположением его на стыке всех действующих и планируемых транс-
портных и трубопроводных магистралей; богатейшими природными и люд-
скими ресурсами; территориально-географической, историко-культурной и де-
мографической близостью к нестабильному исламскому миру; концентрацией в
регионе большинства глобальных вызовов и угроз миру. В этой связи, несмотря
на достаточно сложный международный и внутриполитический контекст в
США периода администрации Д. Трампа, основные ориентиры американской
стратегии в Центральной Азии остаются неизменными.
В целом это предусматривает достижение стабильности и экономического
развития региона в тесной взаимосвязи данного процесса с достижением стабиль-
ности Исламской Республики Афганистан (ИРА), углублением партнёрства в
рамках «С5+1» (государства ЦА и США), и определённым сдерживанием в реги-
оне России и Китая. При этом значимость Узбекистана как в процессе мирной
трансформации ИРА, так и в осуществлении независимой от Афганистана стра-
тегии США в ЦА только усиливается, что особенно заметно в последние два года.
58
Юлдашева Г.И. Узбекистан - США: новый этап стратегического партнёрства
Yuldasheva, G.I. Uzbekistan - US: A New Stage of Strategic Partnership
Вышесказанное требует детального и взвешенного изучения для более глу-
бокого понимания всего спектра американо-узбекских отношений и перспектив
их развития.
С этой целью в статье рассмотрены основные особенности, приоритеты и
направления развития нового этапа стратегического партнёрства Узбекистана и
США при президенте Ш. Мирзиёеве. Предположительно, углубление и расши-
рение американо-узбекских отношений на фоне вывода американских войск из
Афганистана и последующей смены власти в Кабуле может свидетельствовать о
подготовке почвы для нового, качественного иного этапа американо-узбекских
отношений, что, несомненно, повлияет на будущее всего региона ЦА, включая
Афганистан. В обоснование этого автор даёт в начале статьи общую характери-
стику взаимодействия сторон в сферах демократии, экономики и гуманитарных
отношений, освещая таким образом предпосылки к современным событиям и
происходившие перемены «мягкой дипломатии» США в отношении Узбекиста-
на; затем переходит к актуальным сегодня вопросам безопасности, роли двусто-
ронних отношений в контексте нынешнего афганского кризиса.
СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ДЕМОКРАТИИ
Ключевым событием последних лет явился первый официальный визит пре-
зидента Шавката Мирзиёева в Соединённые Штаты 15-17 мая 2018 г., заложив-
ший основу для последующего углубления американо-узбекских отношений.
Двустороннее партнёрство продолжается в форме проведения ежегодных дву-
сторонних консультаций на уровне МИД, межпарламентского сотрудничества,
совместных военных учений, семинар-тренингов, конференций и всевозможных
брифингов, в том числе онлайн.
В области продвижения демократии существенным событием двусторонних
отношений стала положительная оценка, изложенная в докладе Исследователь-
ской службы Конгресса США от 15 января 2020 г., по вопросу прав человека в
Узбекистане. Более того, Государственный департамент США полностью вывел
Узбекистан из списка стран - нарушителей религиозных свобод, признав тем
самым значительный прогресс республики в сфере обеспечения свободы веро-
исповедания.
К началу 2021 г. удалось значительно улучшить позицию Узбекистана в раз-
личного рода тематических докладах государственных ведомств США в области
прав человека. Результатом признания достижений страны в области защиты и
соблюдения стандартов труда стало решение Торгового представителя США
прекратить практику слушаний по проблематике принудительного труда в от-
ношении Узбекистана, которая длилась 12 лет, тем самым сохранив за респуб-
ликой право беспошлинной торговли с США. Кроме того, позиция Узбекистана
в докладе Министерства труда США о наихудших формах детского труда была
повышена сразу на две позиции - с наихудшей четвёртой категории на вторую,
59
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 2: 57-72
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
узбекский хлопок был выведен из так называемого «списка товаров, производи-
мых с использованием детского труда» [1]. Рейтинг Узбекистана также повышен
в Докладе Госдепартамента США по торговле людьми за 2021 г. [2]. Значитель-
ным событием в этом ряду стало также принятие США Резолюции в поддержку
независимости и суверенитета Узбекистана, где констатируется [3] избрание Уз-
бекистана в Совет по правам человека ООН на период с 2021 по 2023 г., впервые
в истории страны. Принятие резолюции приобретает особый, символичный ха-
рактер в год 30-летия независимости Республики Узбекистана и 30-й годовщины
со дня признания Соединёнными Штатами суверенитета Узбекистана.
Одним из новых направлений во взаимоотношениях стран стали регуляр-
ные встречи представителей парламентов обеих стран. В частности, 8 июня
2020 г. состоялось первое электронное совещание между членами Олий Мажлиса
и представителями Конгресса США.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО
Важным направлением в развитии американо-узбекских отношений являет-
ся взаимовыгодное экономическое партнёрство, приобретшее особое значение в
связи с провозглашенными целями экономической интеграции региона, пере-
устройства Афганистана и планами строительства транспортно-транзитной и
энергетической сети в Центральной и Южной Азии.
В частности, в США подчёркивается важность реализации таких проектов,
как CASA-1000, предусматривающего поставки излишков электроэнергии из
Киргизии и Таджикистана в Афганистан и Пакистан, и «Лазуритовый кори-
дор», призванный увеличить объём торговли между Центральной Азией, Кавка-
зом и Европой. В этой связи Агентство США по международному развитию
(USAID) и Министерство торговли США организовали региональный торгово-
транспортный форум в Термезе, на котором представители 14 стран подписали
деловые сделки на сумму 600 тыс. долл. США [4]. В самом Узбекистане действует
276 предприятий с участием американских инвестиций, в том числе 113 пред-
приятий со стопроцентным американским капиталом [5].
Для ускорения преобразований в регионе Соединённые Штаты оказывают
также содействие в ускорении процесса вступления Узбекистана во Всемирную
торговую организацию (ВТО). Одновременно американские эксперты, финанси-
руемые Министерством финансов США, работают с Агентством по развитию
рынков капитала и Министерством финансов Республики Узбекистан для под-
держки реформ этих ведомств с целью модернизации экономического управле-
ния для повышения прозрачности и привлечения инвестиций. Итогом такого со-
трудничества стало открытие Министерством инвестиций и внешней торговли
Республики Узбекистан специального офиса для поддержки инвестиций США.
60
Юлдашева Г.И. Узбекистан - США: новый этап стратегического партнёрства
Yuldasheva, G.I. Uzbekistan - US: A New Stage of Strategic Partnership
В целом за последние несколько лет двусторонний товарооборот увеличился
в 2 раза, совокупный объём американских инвестиций превысил 1 млрд долл.
[6], достигнуты конкретные договоренности о взаимной поддержке расширения
присутствия ведущих американских компаний на рынке Узбекистана. В данном
русле США уже вложили в регион 9 млрд долл. прямой помощи на государ-
ственном уровне, 31 млрд долл. частных инвестиций и более 50 млрд долл. в ви-
де кредитов и технической помощи от международных структур с участием
США (Всемирного банка, Международного валютного фонда и ряда других ор-
ганизаций) [7]. Кроме того, USAID привлекло в 2019 г. более 23 млн долл. инве-
стиций частного сектора в сельскохозяйственный сектор, работает над диверси-
фикацией экспортных рынков сельскохозяйственной продукции Узбекистана
[4].
Дополнительно помощь США по развитию экономики Узбекистана включа-
ет техническую помощь, работу в области электрических сетей, содействие по-
ставкам овощей и фруктов от фермерских хозяйств на рынки, разработку новых
систем водоснабжения и новых водных путей [8]. Более того, 7 января 2021 г.
правительства США, Узбекистана и Казахстана объявили о запуске Центрально-
азиатского инвестиционного партнёрства. 9 января были обсуждены вопросы
совместной реализации регионального проекта по строительству железной до-
роги «Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар».
Продолжают развиваться и другие направления экономического партнёр-
ства. Так, в конце марта 2021 г. USAID запустило пятилетний региональный про-
ект по водным ресурсам и окружающей среде в Узбекистане. Специалисты из
США внедряют новейшие технологии в сферу изучения запасов минеральных
ресурсов, оказывают содействие женщинам-предпринимателям в расширении
цифровой торговли. В частности, с мая 2020 г. проведено более 125 виртуальных
рабочих сессий и обучены более 75 узбекских специалистов по тематике в сфере
генерирования возобновляемой энергии и интеграции сетей [9].
СОТРУДНИЧЕСТВО В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ
С учётом серьёзного влияния текущего кризиса COVID-19 на экономику,
США оказывают огромную помощь Узбекистану в борьбе с последствиями гло-
бальной пандемии. Общий вклад США в усилия Узбекистана по борьбе с
COVID-19 составил свыше 9,1 млн долл. по состоянию на 15 ноября 2020 г. [10].
Помощь USAID идёт на удовлетворение самых насущных потребностей Мин-
здрава, включая лабораторные поставки и оборудование для тестирования на
COVID-19, обучение общественному здравоохранению работников, техниче-
скую помощь для наблюдения за болезнями вдоль границ Узбекистана, а также
разработку и внедрение руководящих принципов лечения больных COVID-19.
Дополнительно для борьбы с COVID-19 Соединённые Штаты передали Узбеки-
61
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 2: 57-72
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
стану 30 июля 2021 г. более чем 3 млн доз вакцины Moderna, а в сентябре 2021 г. -
1 214 460 доз вакцины Pfizer на безвозмездной основе [11].
Правительство США содействует решению назревших медицинских про-
блем и поддерживает в целом устойчивость системы здравоохранения к борьбе с
другими инфекциями. В частности, в марте текущего года USAID запустило че-
тыре новых многолетних проекта по борьбе с туберкулёзом на сумму свыше
15 млн долл. [12]. Американская организация “CDA Foundation” получила грант
Центров США по контролю и профилактике заболеваний для использования
передовых электронных медицинских систем для сбора и анализа результатов
тестов дородовой помощи беременным женщинам в Узбекистане. Общая стои-
мость проекта оценивается на сумму 334 тыс. долл. [13].
«Мягкая дипломатия» США охватывает также систему образования Узбеки-
стана, что носит взаимовыгодный характер с учётом растущих потребностей
региона в профессиональных кадрах, способных работать в глобальных услови-
ях. При этом акцент делается как на их подготовку в самих США в рамках раз-
личных программ, так и на совершенствование образовательной системы Рес-
публики Узбекистан и помощи ей со стороны зарубежных специалистов.
Так, в Узбекистане перезапущена программа «Обмен будущими лидерами»
(Future Leaders Exchange - FLEX). В её рамках школьники из центральноазиатской
республики получают возможность продолжить обучение в США. Общее количе-
ство студентов из Узбекистана в Соединённых Штатах, согласно отчёту «Откры-
тые двери» (“Open Doors”) за 2020 г., составляло к концу 2020 г. 546 человек [14].
Примером успешного сотрудничества является и открытие в Ташкенте первого
американского вуза - Вебстерского университета. Среди новых мер правительства
США стоит отметить также осуществление в стране пятилетней программы под-
держки реформы образования стоимостью 50 млн долл. [15]. В этом ракурсе в
2020 г. в Узбекистане возобновлена и деятельность Совета по международным ис-
следованиям и обмену США (IREX), призванного способствовать повышению
уровня обучения английскому языку и развитию профессиональных навыков мо-
лодёжи Узбекистана. К 2021 г. в стадии реализации в Узбекистане находятся более
десяти образовательных программ, финансируемых американским правитель-
ством. Свой вклад в этой сфере вносят также Американские советы по междуна-
родному образованию» (American Councils for International Education).
Данные меры подкрепляются поддержкой США в вопросах продвижения в
регионе ЦА нового поколения лидеров, рождённых после обретения независи-
мости [16], обеспечения гендерного равенства и повышения потенциала жен-
щин из центральноазиатских стран, их роли в устранении последствий панде-
мии COVID-19 и решении постпандемических задач [17]. Не менее важной явля-
ется и американская помощь в обеспечении Узбекистаном продовольствием
своих наиболее уязвимых слоёв населения. В частности, с 2010 г. в рамках Про-
граммы международного партнёрства по оказанию продовольственной помощи
62
Юлдашева Г.И. Узбекистан - США: новый этап стратегического партнёрства
Yuldasheva, G.I. Uzbekistan - US: A New Stage of Strategic Partnership
USAID в Узбекистан было доставлено 1300 тонн продовольственной помощи на
сумму более 3,5 млн долл. [18].
ПАРТНЁРСТВО В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ
Вопросы региональной безопасности обсуждались уже в ходе майского визи-
та 2018 г. президента Шавката Мирзиёева в США. Обе стороны подтвердили
свою решимость в усилении дальнейшего партнёрства в области борьбы против
экстремизма и терроризма, общих глобальных угроз.
Одним из знаковых событий наряду с этим явился визит 3 февраля 2020 г. в
Узбекистан государственного секретаря США Майкла Помпео, что должно было
подготовить почву для нового этапа стратегического партнёрства сторон. В ходе
визита анонсирована новая стратегия по ЦА на 2019-2025 гг., подготовленная Гос-
департаментом США. В числе её основных принципов - укрепление независимо-
сти стран региона, интеграция Исламской Республики Афганистан в ЦА, содей-
ствие реформам в области прав человека и инвестициям в регион [19].
К данному времени США вложили более 90 млн долл. в укрепление границ
центральноазиатских государств, провели 200 военных учений и повысили ква-
лификацию более 2,6 тыс. пограничников [7]. Кроме того, Вашингтон выделил
20 млн долл. в рамках зарубежного военного финансирования для оказания со-
действия Министерству обороны Республики Узбекистан в укреплении потен-
циала его Сил специальных операций (ССО) и завершил установку более
100 детекторов бренда “Rapiscan” на пограничных переходах и в аэропортах, что
повысило безопасность границ и ускорило проверку пассажиров [4].
Вместе с тем агентство USAID официально анонсировало открытие двух
полноценных миссий в Узбекистане и Таджикистане. В рамках программы по
противодействию торговле людьми, финансируемой агентством, в Узбекистане
более 1700 жертв торговли людьми, включая уязвимых мигрантов и мигрантов,
пострадавших от домашнего насилия, вернулись домой и получили психологи-
ческую поддержку и индивидуальную помощь в реинтеграции [20]. USAID так-
же выделило 100 тыс. долл. на закупку предметов первой необходимости для
поддержки семей, пострадавших в результате прорыва плотины «Сардоба» [15].
В данном русле в октябре - ноябре 2020 г. состоялись встречи представите-
лей внешнеполитического ведомства Узбекистана с командующим Централь-
ным командованием Вооружённых сил США генералом Кеннетом Маккензи, с
исполняющим обязанности министра обороны США Кристофером Миллером и
заместителем советника президента США по национальной безопасности
Мэтью Поттингером. 4 августа 2021 г. в МИД Узбекистана были подписаны
межправительственные документы о сотрудничестве в борьбе с коррупцией,
незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью.
С 2020 г. активизируется также и многостороннее сотрудничество в Цен-
тральной Азии в формате «С5+1». В США позитивно оценивают политику Таш-
63
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 2: 57-72
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
кента по решению проблем водопользования и границ в регионе, поддержке
формата консультативных встреч глав государств Центральной Азии.
ПАРТНЁРСТВО ПО АФГАНИСТАНУ
Существенное место отведено многостороннему партнёрству в вопросах уре-
гулирования ситуации в Афганистане. Вашингтон признаёт активную роль Уз-
бекистана в усилиях по урегулированию конфликта в Афганистане. Высокую
оценку получили предпринимаемые Ташкентом меры по нахождению компро-
миссов между Кабулом и основными внутриполитическими силами страны,
включая движение «Талибан». Более того, 27 мая 2020 г. в формате видеоконфе-
ренцсвязи состоялось первое трехстороннее заседание «Узбекистан - США -
Афганистан» [21]. В конце июня 2020 г. специальный представитель президента
США по Афганистану посол Залмай Халилзад посетил Доху, Исламабад и Таш-
кент с целью обсудить проблемы текущего миротворческого процесса в Афга-
нистане. Те же проблемы обсуждались 30 июня 2020 г. в рамках диалога в фор-
мате «С5+1». Участники группы согласовали программу работы по дальнейше-
му развитию сотрудничества в формате «C5+1» по проблемам расширения тор-
говли и инвестиций; энергетики и окружающей среды; расширения региональ-
ного сотрудничества в области безопасности границ; участия женщин в постро-
ении и поддержании мира, предотвращении конфликтов и реагирования на
них, а также в борьбе с терроризмом и насильственным экстремизмом [22].
Особенностью 2021 г. стало начало процесса постепенного вывода воору-
жённых сил США из Афганистана, связанный с этим рост нестабильности в
стране и приход к власти движения «Талибан». В этой связи в мае 2021 г. были
продолжены переговоры министра иностранных дел Узбекистана Абдулазиза
Камилова со спецпредставителем президента США по Афганистану З. Халилза-
дом. Визит З. Халилзада, нацеленный на обеспечение условий присутствия
США в регионе после вывода американских войск и сотрудничество со страна-
ми региона над планами размещения баз беспилотников для контртеррористи-
ческих операций в Афганистане потерпел неудачу - ни один из афганских со-
седей, включая Узбекистан, не пожелал, как известно, стать базой для размеще-
ния зарубежных войск на своей территории.
Вместе с тем достаточно активно продолжается военно-политическое парт-
нёрство. В частности, 16 июня 2021 г. в штате Монтана (США) завершились сов-
местные учения «Региональное сотрудничество - 21» с участием военных из
центральноазиатских стран, Монголии и Пакистана. В апреле 2021 г. Узбекистан
посетила делегация во главе с заместителем начальника Управления стратегиче-
ского планирования и политики Центрального командования Вооружённых сил
США, бригадным генералом Дюком Пираком.
В данном контексте 31 августа 2021 г. Вашингтон практически закончил вы-
вод войск из Афганистана. Президент США Джо Байден заявил [23] по этому
64
Юлдашева Г.И. Узбекистан - США: новый этап стратегического партнёрства
Yuldasheva, G.I. Uzbekistan - US: A New Stage of Strategic Partnership
случаю, что Соединённые Штаты достигли своих целей в стране, разгромив
«Аль-Каиду» (что очень спорно, учитывая контакты остатков «Аль-Каиды» с та-
либами. - Г.Ю.). Однако дальнейшие рассуждения президента вполне разумны и
логичны. Так, по вопросу определения дальнейшей судьбы Афганистана он
подчеркнул: «это право и ответственность только афганского народа… шанс
того, что в Афганистане будет единое правительство, которое будет контроли-
ровать всю страну, крайне маловероятен» - ни одна империя в прошлом не
смогла объединить Афганистан. При этом глава Белого дома призывает «актив-
но работать» со сторонами в Афганистане, а также с региональными и между-
народными заинтересованными игроками, чтобы поддерживать урегулирова-
ние конфликта путём переговоров, обещает продолжить предоставление афган-
ским партнёрам финансирования и техники [23]. Де-факто американцы уже
при выезде из страны оставили талибам огромный объём вооружений и боевой
техники на сумму 85 млрд долл. [24], сохраняя к тому же контакты с талибами.
ПРЕДПОСЫЛКИ К РАЗВИТИЮ ОТНОШЕНИЙ
ПОСЛЕ ВЫВОДА ВОЙСК ИЗ АФГАНИСТАНА
Как вышесказанное может отразиться на дальнейшем развитии американо-
узбекских отношений и, следовательно, будущем региона Центральной Азии?
В этом плане уместно обратить внимание на следующее.
Внешнеполитические интересы Узбекистана были отчётливо сформулирова-
ны в ряде официальных документов, опубликованных в последние годы. В част-
ности, в послании президента страны Олий Мажлису в 2020 г. подчёркивается
необходимость развития всесторонних отношений Узбекистана со всеми ведущи-
ми глобальными и региональными державами: с Россией, Соединёнными Штата-
ми, Китаем, Турцией, странами ЕС и др.; выведение на новый качественный уро-
вень добрососедства и стратегического партнёрства с центральноазиатскими рес-
публиками; активизация взаимодействия Узбекистана с международными инсти-
тутами; дальнейшее повышение эффективности участия в ШОС; продолжение
реализации проекта строительства Трансафганского транспортного коридора,
который соединит Центральную Азию с Индийским океаном [25].
В ходе Ташкентской международной конференции особое значение было
уделено вопросам исторической и цивилизационной общности, научного и ду-
ховно-культурного наследия Центральной и Южной Азии, взаимодополняемо-
сти их экономик, общности текущих интересов безопасности и развития. Одним
из ключевых звеньев практической взаимосвязанности Центральной и Южной
Азии является Афганистан, а главным условием устойчивого развития этих ре-
гионов - безопасность и стабильность, что, в свою очередь, может быть достиг-
нуто через создание современной, эффективной и безопасной транспортно-
логистической инфраструктуры в Центральной и Южной Азии [26].
65
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 2: 57-72
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Исходя из этих соображений, Узбекистан выразил готовность к конструк-
тивному диалогу и развитию практического взаимодействия с новыми государ-
ственными органами Афганистана и призывает мировое сообщество продол-
жить усилия по установлению мира в Афганистане, а также недопущения гума-
нитарной катастрофы в этой стране [27].
Что касается Соединённых Штатов, то следует учесть следующее.
Во-первых, не завершён срок договора о новой стратегии по Центральной Азии
на 2019-2025 гг., что означает продолжение вовлечения США в регион и привер-
женность группы «С5+1» заявленным долгосрочным целям и интересам. Это под-
тверждается, в частности, в Совместном заявлении членов «C5+1», опубликован-
ном летом 2021 г. [28], где они подчёркивают свою приверженность расширению
взаимодействия в рамках региональной дипломатической платформы и поиску
возможностей для укрепления взаимосвязанности, укреплению безопасности и
стабильности стран Центральной и Южной Азии посредством развития торговых,
транспортных и энергетических связей, в том числе через продолжение мирных
переговоров в Афганистане. В продолжение этой тенденции правительства Узбе-
кистана и США приняли осенью 2021 г. решение преобразовать ежегодные дву-
сторонние политические консультации между странами в Диалог стратегического
партнёрства [29]. 22 сентября 2021 г. на министерской встрече по вопросам клима-
та государства ЦА и США, входящие в группу «C5+1», приняли совместное заяв-
ление по урегулированию климатического кризиса [30]. В тот же день на встрече
членов группы «С5+1», организованной в рамках 76-й сессии Генеральной Ассам-
блеи ООН, были обсуждены актуальные вопросы взаимодействия в экономике,
региональной безопасности, включая ситуацию в Афганистане, борьбы с терро-
ризмом и экстремизмом, борьбы с социально-экономическими последствиями
мероприятий против распространения коронавирусной инфекции [31]. По ито-
гам встречи было принято совместное заявление.
Во-вторых, несмотря на своё соперничество с Китаем и Россией, США доста-
точно прагматичны и не могут не учитывать их традиционные интересы, гео-
графическую и экономическую близость с Центральной Азией, как и взаимосвя-
занность всех глобальных и региональных процессов, включая сферу безопасно-
сти. Предположительно поэтому тактика их ограничения Китая и России имеет
свои разумные пределы, переступать которые Вашингтон вряд ли будет.
В частности, об этом можно судить как по одобрению Соединёнными Шта-
тами ещё в 2020 г. инициатив президента Республики Узбекистан в рамках Кон-
тактной группы «ШОС - Афганистан» [32], так и по сдержанности Вашингтона
в отношении нынешней активизации сотрудничества Узбекистана с ШОС и
ОДКБ по вопросам Афганистана [33] и его периодического и нынешнего (2021-
2022 гг.) председательства в ШОС [34].
В-третьих, очевидно, что Соединённые Штаты стремятся выстроить систему
транспортно-транзитных путей в регионе Центральной и Южной Азии силами
66
Юлдашева Г.И. Узбекистан - США: новый этап стратегического партнёрства
Yuldasheva, G.I. Uzbekistan - US: A New Stage of Strategic Partnership
самих региональных акторов, что способно создать в будущем потенциал более
расширенного участия, определённого контроля и финансово-технической
поддержки со стороны Вашингтона. Не снимается с чаши весов и вероятность к
тому времени постепенного снятия напряжённости во взаимоотношениях США
и Ирана в результате возобновления осенью 2021 г. международных переговоров
по иранской ядерной программе. В этой связи они не препятствуют налажива-
нию регионального партнёрства.
В частности, Вашингтон не проявляет недовольства по поводу встреч на по-
лях саммита ШОС президента Узбекистана Шавката Мирзиёева с президентом
Ирана Ибрахимом Раиси и премьер-министром Пакистана Имран Ханом, где
стороны обсудили вопросы транзитного потенциала и торговых отношений
стран, преференциальной торговли, реализации инвестиционных проектов в
разных отраслях экономики и взаимодействия по вопросам обеспечения регио-
нальной безопасности [35].
К этому же ряду можно отнести и поддержку Вашингтоном инициатив Таш-
кента по развитию маршрутов через территорию Пакистана, спонсируемых
главным образом Китаем. В пользу долгосрочных интересов США в развитии
региональных транспортных сетей свидетельствует и то, что агентство USAID в
сотрудничестве с компанией “TCS Logistics” (Пакистан) организовало первый
пилотный рейс (29 апреля - 4 мая 2021 г.) через Афганистан и Китай в Цен-
тральную Азию в рамках Таможенной конвенции о международной перевозке
грузов [36]. Более того, в ходе ташкентской конференции в июле 2021 г. было
принято решение о создании новой четырёхсторонней площадки консультаций
из представителей США, Узбекистана, Афганистана и Пакистана.
Вышесказанное говорит в пользу того, что Соединённые Штаты намерены
сбалансировать международную обстановку в своих интересах и в условиях эко-
номической конкуренции постепенно перетянуть на свою сторону партнёров
Китая, активно задействовав для этого все имеющиеся в наличии средства «мяг-
кой дипломатии». Тем более, что это отвечает интересам сбалансированной
многовекторной политики центральноазиатских государств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, Узбекистан в настоящее время является крупнейшим полу-
чателем американской помощи в регионе Центральной Азии. Проведённый
анализ основных направлений сотрудничества между США и Республикой Уз-
бекистан демонстрирует большой потенциал и приверженность обоих госу-
дарств углублять двусторонние взаимоотношения на взаимовыгодной основе.
В качестве позитивных для интересов Узбекистана можно отметить следующие
перемены, включая планируемые, во внешнеполитической стратегии США:
сотрудничество в вопросах урегулирования ситуации в Афганистане как
основного звена в системе региональной безопасности и планируемой
67
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 2: 57-72
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
транспортно-транзитной системы в регионах Центральной и Южной
Азии;
увеличение потока инвестиций и технологий США в сферу экономики и
безопасности Республики Узбекистан;
консолидация военно-политического партнёрства;
всесторонняя помощь в вопросах модернизации страны, включая такие
приоритетных сферы, как здравоохранение и образование;
стремление прийти к приемлемому компромиссу в отношениях с Росси-
ей и Китаем.
При этом широкомасштабная американская помощь, предоставляемая Уз-
бекистану в гуманитарной области, в сферах образования и здравоохранения, в
вопросах охраны границ и т.п., противоречит распространённым утверждениям
о намерениях Вашингтона установить в Центральной Азии исламский режим.
Ясно, что формирование любого исламского режима в регионе носило бы в пер-
спективе антизападный характер (пример - Иран, Афганистан и др.), в чём Со-
единённые Штаты абсолютно не заинтересованы. В этом плане более разумным
для Запада выглядит поддержка цивилизационной и культурно-духовной иден-
тичности народов Южной и Центральной Азии, формирование здесь зоны уме-
ренно мусульманских государств через поддержку их инструментами «мягкой
дипломатии», что позволило бы США сохранить и в перспективе усилить здесь
своё присутствие.
С учётом взаимных интересов следует в этой связи ожидать дальнейшее
углубление двустороннего сотрудничества США и Узбекистана по указанным
направлениям, в том числе в рамках «С5+1».
ИСТОЧНИКИ
1. Брифинг в Сенате Олий Мажлиса по вопросам противодействия торговле
людьми. Народное слово, 08.01.2021. Available at: https://xs.uz/ru/post/brifing-v-
senate-olij-mazhlisa-po-voprosam-protivodejstviya-torgovle-lyudmi
(accessed
13.09.2021).
2. Рейтинг Узбекистана был повышен в Докладе Госдепартамента США по
торговле людьми за 2021 год. Посольство США в РУз, 02.07.2021. Available at:
https://uz.usembassy.gov/ru/uzbekistan-upgraded-in-2021-state-department-
trafficking-against-persons-report-ru/ (accessed 18.07.2021).
3. В Конгресс США внесена специальная резолюция по Узбекистану. Народ-
ное слово, 22.05.2021. Available at: https://xs.uz/ru/post/v-kongress-ssha-vnesena-
spetsialnaya-rezolyutsiya-po-uzbekistanu (accessed 24.05.2021).
4. США - Узбекистан: Партнёрство с реальными результатами. Посольство
США в РУз, 28.12.2020. Available at: https://uz.usembassy.gov/ru/usa-uzbekistan-
a-partnership-that-delivers-ru/ (accessed 02.01.2021).
68
Юлдашева Г.И. Узбекистан - США: новый этап стратегического партнёрства
Yuldasheva, G.I. Uzbekistan - US: A New Stage of Strategic Partnership
5. Узбекско-американское партнёрство, несмотря на пандемию, активизиру-
ет работу по увеличению объёма и номенклатуры двустороннего товарооборо-
та. Народное слово,
14.11.2020. Available at: https://xs.uz/ru/post/uzbeksko-
amerikanskoe-partnerstvo-nesmotrya-na-pandemiyu-aktiviziruet-rabotu-po-
uvelicheniyu-obema-i-nomenklatury-dvustoronnego-tovarooborota
(accessed
15.09.2021).
6. США окажут всестороннее содействие в процессе вступления Узбекистана
в ВТО. Review.uz,
04.02.2020. Available at: https://review.uz/post/ssha-okajut-
vsestoronnee-sodeystvie-v-processe-vstupleniya-uzbekistana-v-vto
(accessed
15.09.2021).
7. США поборются за Центральную Азию с Россией и Китаем. Podrobno.uz,
07.02.2020. Available at: https://podrobno.uz/cat/politic/ssha-poboryutsya-za-
tsentralnuyu-aziyu-s-rossiey-i-kitaem/ (accessed 14.09.2021).
8. Онлайн-брифинг для журналистов с доктором Дэниэлем Сингером (CDC)
и Джошуа Карнсом (USAID). Посольство США в РУз, 03.04.2020. Available at:
https://uz.usembassy.gov/ru/online-press-briefing-with-dr-daniel-singer-cdc-and-
joshua-karnes-usaid-ru (accessed 14.04.2020).
9. USAID оказывает содействие модернизации энергетического сектора Узбе-
кистана.
Посольство
США в РУз,
16.03.2021.
Available
at:
https://uz.usembassy.gov/ru/usaid-supports-the-modernization-of-uzbekistans-
energy-sector-ru/ (accessed 13.09.2021).
10. Помощь США Узбекистану в ответ на COVID-19. USAID, 17.03.2021. Avail-
able
at:
https://www.usaid.gov/ru/uzbekistan/fact-sheets/us-assistance-
uzbekistan-covid-19 (accessed 16.09.2021).
11. Правительство США предоставило Узбекистану свыше 1,2 млн доз вак-
цины Pfizer против COVID-19. Посольство США в РУз, 13.09.2021. Available at:
https://uz.usembassy.gov/ru/u-s-donates-over-1-2-million-covid-19-pfizer-vaccines-
to-uzbekistan-ru/ (accessed 14.09.2021).
12. USAID отмечает всемирный день борьбы с туберкулёзом в Узбекистане.
USAID,
26.03.2021. Available at: https://www.usaid.gov/ru/uzbekistan/press-
releases/mar-26-2021-usaid-commemorates-world-tuberculosis-day-uzbekistan (ac-
cessed 15.09.2021).
13. Американская CDA Foundation будет осуществлять цифровизацию дан-
ных в поликлиниках Узбекистана. Народное слово,
25.04.2021. Available at:
https://xs.uz/ru/post/amerikanskaya-cda-foundation-budet-osuschestvlyat-
tsifrovizatsiyu-dannykh-v-poliklinikakh-ukhbekistana (accessed 16.09.2021).
14. В США в 2019/2020 учебном году обучались 546 студентов из Узбекиста-
на.
Gazeta.uz,
19.11.2020.
Available
at:
https://www.gazeta.uz/ru/2020/11/19/opendoors/?fbclid=IwAR18getRcSvlGQ5eS
NPXB7qhmsrZEWVjXO4JraQC9UxIksVPfFF44zunlLA (accessed 14.09.2021).
69
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 2: 57-72
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
15. Агентство США по международному развитию открывает полноценную
миссию в Узбекистане. Народное слово,
01.10.2020.
Available at:
https://xs.uz/ru/post/agentstvo-ssha-po-mezhdunarodnomu-razvitiyu-otkryvaet-
polnotsennuyu-missiyu-v-uzbekistane (accessed 13.09.2021).
16. Go Viral Network объявляет конкурс лидеров нового времени Next30.
21.06.2021. Available at: https://uz.usembassy.gov/ru/go-viral-network-announces-
next30-emerging-leaders-competition-ru/ (accessed 14.09.2021).
17. Развивая женские кадровые резервы, USAID проводит саммит «Сила
женщин: Тенденции роста в условиях пост-пандемии и в последующие». По-
сольство
США
в
РУз,
23.08.2021.
Available
at:
https://uz.usembassy.gov/ru/%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%b2%d0%b8%d0%b2%
d0%b0%d1%8f-%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b5-
%d0%ba%d0%b0%d0%b4%d1%80%d0%be%d0%b2%d1%8b%d0%b5-
%d1%80%d0%b5%d0%b7%d0%b5%d1%80%d0%b2%d1%8b-usaid-%d0%bf/
(ac-
cessed 14.09.2021).
18. USAID помогает улучшить питание в Узбекистане. Посольство США в
РУз,
01.07.2021. Available at: https://uz.usembassy.gov/ru/usaid-improving-
nutrition-in-uzbekistan-ru/ (accessed 13.07.2021).
19. США опубликовали новую стратегию по Центральной Азии на 2019-2025
годы. Gazeta.uz, 06.02.2020. Available at: https://www.gazeta.uz/ru/2020/02/06/ca-
strategy/ (accessed 10.02.2020).
20. USAID завершает программу «Достоинство и права» в Узбекистане.
USAID,
02.10.2020. Available at: https://www.usaid.gov/ru/uzbekistan/press-
releases/oct-2-2020-usaid-completes-dignity-and-rights (accessed 28.10.2020).
21. Узбекистан, США и Афганистан активизируют борьбу с COVID-19, тер-
роризмом и наркотрафиком. Gazeta.uz,
13.08.2020.
Available
at:
https://www.gazeta.uz/ru/2020/08/13/safety/ (accessed 15.08.2020).
22. Совместное заявление для прессы о диалоге высокого уровня в формате
«С5+1».
Посольство
США в РУз,
10.07.2020.
Available
at:
https://uz.usembassy.gov/ru/joint-statement-for-the-press-on-c51-high-level-
dialogue-ru/ (accessed 12.07.2021).
23. «Это право и ответственность афганского народа - решать своё будущее»
-
Джо
Байден.
Gazeta.uz,
09.07.2021.
Available
at:
https://www.gazeta.uz/ru/2021/07/09/afghanistan/ (accessed 13.07.2021).
24. Владимир Малышев. По обе стороны Пянджа, или Новая игра США.
Фонд
стратегической
культуры,
07.09.2021.
Available
at:
https://vpoanalytics.com/2021/09/07/po-obe-storony-pyandzha-ili-novaya-igra-
ssha/ (accessed 13.09.2021).
70
Юлдашева Г.И. Узбекистан - США: новый этап стратегического партнёрства
Yuldasheva, G.I. Uzbekistan - US: A New Stage of Strategic Partnership
25. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий
Мажлису.
President.uz,
29.12.2020.
Available
at:
https://president.uz/ru/lists/view/4057 (accessed 12.12.2020).
26. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на
международной конференции «Центральная и Южная Азия: региональная вза-
имосвязанность. Вызовы и возможности». President.uz, 16.07.2021. Available at:
https://president.uz/ru/lists/view/4484 (accessed 17.07.2021).
27. В МИД Узбекистана призвали продолжить усилия по урегулированию в
Афганистане.
Rt.com,
14.09.2021.
Available
at:
https://russian.rt.com/world/news/906608-uzbekistan-afganistan-situaciya
(ac-
cessed 15.09.2021).
28. Заявление официального представителя СНБ Эмили Хорн о визите деле-
гации высокопоставленных должностных лиц Администрации в Узбекистан.
Белый дом. 17.07.2021. Available at: https://uz.usembassy.gov/ru/statement-by-
nsc-spokesperson-emily-horne-on-senior-administration-delegation-trip-to-
uzbekistan-ru/ (accessed 18.07.2021).
29. Телефонный разговор Государственного секретаря Блинкена с Мини-
стром иностранных дел Узбекистана Камиловым. Госдепартамент США. Офис
официального
представителя.
22.04.2021.
Available
at:
https://uz.usembassy.gov/ru/secretary-blinkens-call-with-uzbekistan-foreign-
minister-kamilov-ru/ (accessed 13.09.2021).
30. Страны Средней Азии и США сделали заявление по климатическому
кризису.
ИА
Красная
Весна,
22.09.2021.
Available
at:
https://rossaprimavera.ru/news/c19873e8 (accessed 22.09.2021).
31. Главы МИД стран Центральной Азии и США встретились в формате
«С5+1».
ИА
Красная
Весна,
23.09.2021.
Available
at:
https://rossaprimavera.ru/news/bc2a87e2 (accessed 23.09.2021).
32. Предпринимаемые Узбекистаном меры по урегулированию конфликта в
Афганистане получили высокую оценку в США. Народное слово, 09.11.2020. Avail-
able
at:
https://xs.uz/ru/post/predprinimaemye-uzbekistanom-mery-po-po-
uregulirovaniyu-konflikta-v-afganistane-poluchili-vysokuyu-otsenku-v-ssha
(ac-
cessed 17.11.2020).
33. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на
встрече в формате «Шанхайская организация сотрудничества - Организация
Договора о коллективной безопаcности». President.uz, 18.09.2021. Available at:
https://president.uz/ru/lists/view/4623 (accessed 18.09.2021).
34. Ташкент в рамках ШОС намерен активнее привлекать Афганистан в эко-
номические
процессы
ЦА. Sputnik,
16.09.2021.
Available
at:
https://uz.sputniknews.ru/20210916/tashkent-v-ramkax-shos-nameren-aktivnee-
71
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 2: 57-72
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
privlekat-afganistan-v-ekonomicheskie-protsessy-tsa-20524666.html
(accessed
16.09.2021).
35. Президент прибыл в Душанбе для участия в саммите ШОС. Gazeta.uz,
16.09.2021. Available at: https://www.gazeta.uz/ru/2021/09/16/sco/; Узбекистан и
Иран обсудили вопросы транзитного потенциала обеих стран. Sputnik, 16.09.2021.
Available at: https://uz.sputniknews.ru/20210916/uzbekistan-i-iran-obsudili-voprosy-
tranzitnogo-potentsiala-obeix-stran-20527360.html (accessed 17.09.2021).
36. USAID способствует расширению торговли между Пакистаном и Цен-
тральной Азией. Посольство США в РУз,
06.05.2021. Available at:
https://uz.usembassy.gov/ru/usaid-facilitates-trade-between-pakistan-and-central-
asia-ru/ (accessed 13.09.2021).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
ЮЛДАШЕВА Гули Исматуллаев-
Guli I. YULDASHEVA, Doctor of
на, доктор политических наук, стар-
Sciences (Politics), Senior Fellow, Coordi-
ший научный сотрудник Координа-
nation-Methodological Center on Con-
ционно-методического центра новей-
temporary History of Uzbekistan under
шей истории Узбекистана при Акаде-
Academy of Sciences of Uzbekistan.
мии наук Республики Узбекистан.
70, Academician Yahyo Gulyamov str.,
Республика Узбекистан, 100047, Таш-
Tashkent, 100047, Republic of Uzbeki-
кент, ул. Академика Яхъё Гуламова,
stan.
д.70.
Статья поступила в редакцию / Received 29. 09.2021.
Статья поступила после рецензирования / Revised 15.10.2021.
Статья принята к публикации / Accepted 18.10.2021.
72