У. Яньбинь. Индо-Тихоокеанская стратегия США в контексте конкуренции между США и Китаем…
Wu Yanbin. U.S. - Indo-Pacific Strategy in the Context of U.S.-China Competition…
УДК 327
DOI: 10.31857/S2686673022020055
Индо-Тихоокеанская стратегия США
в контексте конкуренции между США и Китаем:
восприятие угрозы и структура альянса
У. Яньбинь
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,
119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1.
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0184-7820
e-mail: yanbinwu@yandex.ru
Резюме. С дальнейшим усилением развивающихся азиатских стран, таких как Китай,
мировой экономический центр тяжести смещается в Азиатско-Тихоокеанский регион, а
влияние Китая распространяется из Восточной Азии на весь остальной мир благодаря
стратегии «Один Пояс, Один Путь». Экономическое и военное развитие КНР привело к
глубоким изменениям в политике США в отношении Китая, особенно после того, как
администрация Д. Трампа начала торговую войну с КНР, вызвавшую резкое ухудшение
китайско-американских отношений. На фоне этого ухудшения США запустили соб-
ственную Индо-Тихоокеанскую стратегию, что также отражает ужесточение политики
США в отношении Китая. В данной статье анализируется структура альянсов Ин-
до-Тихоокеанской стратегии США, описывается процесс и причины её формирования и
тем самым делается вывод о последствиях этой стратегии США для безопасности Ин-
до-Тихоокеанского региона и его будущего развития.
Ключевые слова: Индо-Тихоокеанская стратегия США (ИТС), Китай, конкуренция,
альянс
Для цитирования: У Яньбинь. Индо-Тихоокеанская стратегия США в контексте
конкуренции между США и Китаем: восприятие угрозы и структура альянса. США Ка-
нада: экономика, политика, культура, 2022; 52 (2) 73-00.
DOI: 10.31857/S2686673022020055
U.S. - Indo-Pacific Strategy in the Context of U.S.-China
Competition: Threat Perceptions and Alliance Structure
Wu Yanbin
Lomonosov Moscow State University,
1 Leninskiye Gory Moscow State University, 119991,
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0184-7820
e-mail:yanbinwu@yandex.ru
Abstract. With the further strengthening of developing Asian countries such as China, the
global economic center of gravity is shifting to the Asia-Pacific region, and China's influence is
spreading from East Asia to the rest of the world through the «Belt and Road» strategy. China's
economic and military development has led to a profound change in U.S. policy toward China,
especially after the Trump administration launched a trade war with China. Against the back-
drop of deteriorating Sino-US relations, the US launched its own Indo-Pacific strategy at this
time, which also reflects the tightening of US strategy toward China. This article analyzes the
alliance structure of the US Indo-Pacific Strategy, describes the process and reasons for its
73
ТОЧКА ЗРЕНИЯ / OPINION
2022; 2: 73-86
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
formation, and thus concludes the implications of the US Indo-Pacific Strategy for the security
of the Indo-Pacific region and its future development.
Keywords: Indo-Pacific Strategy, U.S., China, competition, alliance
For citation: Wu Yanbin. U.S. - Indo-Pacific Strategy in the Context of U.S.-China
Competition: Threat Perceptions and Alliance Structure. USA & Canada: Economics, Politics,
Culture 2022; 52 (2) 54-00. DOI: 10.31857/S2686673022020055
ВВЕДЕНИЕ
Первопричиной разработки Индо-Тихоокеанской стратегии США является
подъём Китая и Индии. С развитием глобализации и глубокими изменениями
мировой политики растёт глобальное влияние Китая, Тихий и Индийский океаны
стали центральными регионами мировой экономики и торговли, а соперничество
великих держав является главной темой мировой политики в новую эпоху.
Индо-Тихоокеанская стратегия США отражает жёсткое отношение США к
Китаю в контексте китайско-американской конкуренции, но эта жёсткость так-
же имеет свои исторические корни. Во время администрации
Дж. Буша-младшего (2001-2009 гг.) США уже начали задумываться о жёстких
отношениях с Китаем, намереваясь предпринять большую степень «сдержива-
ния» (сontainment) против Китая в отличие от политики администрации
У. Клинтона (1993-2001) «всестороннего вовлечения» (сomprehensive еngagement)1,
но события сентября 2001 г. («теракты 9/11») и последующие войны в Афгани-
стане и Ираке привели к временной приостановке жёсткой политики США в
отношении Китая. При администрации Б. Обамы (2009-2017) в стратегическом
сообществе США развернулись жаркие дебаты вокруг проблемы подъёма Китая,
вновь возросли настроения в пользу решительных действий по отношению к
Китаю, за чем последовала стратегия «перебалансировки в сторону Азиат-
ско-Тихоокеанского региона». В январе 2012 г. Минобороны США опубликовало
доклад под названием «Сохранение глобального лидерства США: Приоритеты
обороны XXI века» [1], ознаменовавший собой реализацию стратегии «Азиат-
ско-Тихоокеанской перебалансировки». С продвижением этой стратегии в по-
литической, дипломатической, военной и экономической областях американ-
ская политика в отношении Китая эволюционировала от сотрудничества с КНР
к её сдерживанию [Wang Hui, 2016].
1
«Всестороннее вовлечение» требовало от правительства США усиления политического,
экономического и военного взаимодействия с Китаем, а также поощрения и убеждения Китая про-
водить политику, соответствующую интересам США. Уверенность в том, что Китай трудно изме-
нить, оказывая на него давление, и что только через многопрофильное взаимодействие с Китаем
можно преобразовать его, является центральной чертой этого политического мышления [Liu
Shutian, 2021].
74
У. Яньбинь. Индо-Тихоокеанская стратегия США в контексте конкуренции между США и Китаем…
Wu Yanbin. U.S. - Indo-Pacific Strategy in the Context of U.S.-China Competition…
После вступления в должность Д. Трампа (2017-2021) в документе о стратегии
национальной безопасности США, опубликованном в 2017 г. [2], Китай был
прямо охарактеризован как «ревизионистское государство». В 2019 г. Минобо-
роны США и Государственный департамент выпустили свои соответствующие
доктринальные документы, посвящённые ИТР [3]; [4], и Индо-Тихоокеанская
стратегия (ИТС) вошла в официальную фазу развёртывания.
Вступив в январе 2021 г. в должность президента Дж. Байден выпустил «Об-
новление преимуществ Америки. Временное стратегическое руководство по
национальной безопасности» (Interim National Security Strategic Guidance) [5], в ко-
тором чётко определяются отношения между США и Китаем как «стратегиче-
ское соперничество»
Легко видеть, что стратегическая позиция правительства США по отноше-
нию к Китаю постепенно ужесточается, и Индо-Тихоокеанская стратегия,
проводимая США, будет играть важную роль в китайско-американской реги-
ональной конкуренции, но это также вызовет расширение двусторонней стра-
тегической взаимной подозрительности и дефицита доверия между США и
Китаем.
ВОСПРИЯТИЕ УГРОЗЫ СТРАНАМИ -
ПАРТНЁРАМИ США ПО ИТС И СТРУКТУРА АЛЬЯНСОВ
В докладе Министерства обороны «Стратегия Индо-Тихоокеанского региона
(2019)» (Indo-Pacific Strategy Report: Preparedness, Partnerships, and Promoting a Net-
worked Region) [3] упоминаются четыре основных вызова для США: Китай, Россия,
Северная Корея и распространённость транснациональных вызовов, которые в
определённой степени можно интерпретировать как наиболее важные объекты
угроз США в Индо-Тихоокеанском регионе, где КНР рассматривается как «ре-
визионистское государство» (The People's Republic of China as a Revisionist Power),
Россия - как возрождённый враждебный субъект» (Russia as a Revitalized Malign
Actor), и Северная Корея - как государство-изгой» (The Democratic People's Republic
of Korea as a Rogue State). Но поскольку Россия не находится в центре ИТР, а по-
следствия деятельности Северной Кореи относительно ограничены, очевидно,
что наивысшим уровнем угрозы в Индо-Тихоокеанской стратегии представля-
ется КНР. Система партнёрства в сфере безопасности, продвигаемая в этой
стратегии, также направлена главным образом на Китай, а упоминаемые в ИТС
партнёры - это в основном страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Из названных в докладе Минобороны по ИТС стратегических партнёров
Япония, Австралия, Южная Корея, Филиппины, Таиланд и Новая Зеландия -
вообще традиционные союзники США в АТР; Индия, Сингапур, Индонезия,
Вьетнам - важные опоры американской ИТС, но они не разделяют одинаковый с
США уровень восприятия «китайской угрозы» для своей безопасности; Япония и
Австралия являются близкими союзниками США, имеют сильное восприятие
75
ТОЧКА ЗРЕНИЯ / OPINION
2022; 2: 73-86
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
китайской угрозы и являются активными участниками стратегии США, направ-
ленной на соперничество с Китаем и демонстрируют крайне проамериканское по-
ведение; Южная Корея, хотя формально и является близким союзником США, но
имеет более слабое восприятие китайской угрозы и показывает нейтральное от-
ношение к конкурентной стратегии США по Китаю; Филиппины и Вьетнам -
после урегулирования обострения споров в Южно-Китайском море - находятся
в особой ситуации и демонстрируют осторожное поведение по поводу амери-
канской конкурентной стратегии в отношении Китая: уникальность их поведе-
ния заключается в том, что они склоняются к США, когда спор в Юж-
но-Китайском море обостряется, и поворачиваются в сторону КНР, когда спор в
Южно-Китайском море затихает, в целом демонстрируя стратегический баланс
поведения; Новая Зеландия, Таиланд, Индонезия и Сингапур относительно слабо
воспринимают китайскую угрозу, но, будучи весьма зависимыми от США в во-
енной сфере, демонстрируют специфическое поведение: в стратегическом со-
ревновании Китая с США - следуют за Вашингтоном, но с оглядкой, не слепо;
Индия как региональная держава, выступающая за Движение неприсоединения,
не имеет высокого уровня зависимости от США в сфере безопасности, но она
имеет высокий уровень восприятия угрозы со стороны Китая, особенно в по-
следние годы, когда территориальные споры вызвали резкое ухудшение китай-
ско-индийских отношений. Это также привело к тому, что Индия демонстриру-
ет позитивное отношение к американской ИТС.
В рамках Индо-Тихоокеанской стратегии администрация Д. Трампа активно
привлекала союзников и партнёров по безопасности в АТР для участия в усили-
ях по созданию противовеса Китаю. Нынешняя американская администрация
Дж. Байдена продолжила эту стратегию, стала более агрессивной в создании
своей системы альянсов для сдерживания Китая. Последуют ли союзники и
партнёры США в Азиатско-Тихоокеанском регионе примеру Вашингтона в со-
здании противовеса Китаю, зависит, с одной стороны, от близости союзнических
структур к США, а с другой - от их восприятия и реакции на усиление Китая.
В целом, совокупность факторов влияет на политический выбор их позиции в
стратегическом соревновании между США и Китаем.
РОЛЬ И МЕСТО В ИТС НЕКОТОРЫХ
КЛЮЧЕВЫХ СОЮЗНИКОВ И ПАРТНЁРОВ
Рассмотрим несколько примеров с рядом типичных стран из перечисленных
выше ключевых союзников и партнёров по безопасности, принимающих Ин-
до-Тихоокеанскую стратегию США.
76
У. Яньбинь. Индо-Тихоокеанская стратегия США в контексте конкуренции между США и Китаем…
Wu Yanbin. U.S. - Indo-Pacific Strategy in the Context of U.S.-China Competition…
1. Япония: тесный альянс с США,
высокая чувствительность к угрозе со стороны Китая
В последние годы, в условиях обострения американо-китайской стратегиче-
ской конкуренции, США и Япония сохраняют высокую степень последователь-
ности в своих намерениях и действиях, продвигаясь в направлении «бесшовной
стыковки». По сравнению с другими союзниками в ИТР Вашингтон придаёт
особое значение геополитической ценности и стратегической роли Японии.
С точки зрения военного присутствия количество американских войск в Японии
больше, чем у любого другого из всех союзников США в ИТР. Что касается
уровня институционализации японо-американского сотрудничества в области
безопасности, он также повышается: диалог «2+2» между министрами обороны и
иностранных дел, который проводится один или два раза в год, становится
нормализованным механизмом и играет важную роль в двустороннем сотруд-
ничестве в области безопасности и трансформации альянса [7]. В то же время
увеличилась частота военных учений с обеих сторон.
Что касается восприятия Японией угрозы со стороны Китая, то оно сильнее,
чем у других индо-тихоокеанских союзников США по ряду причин, включая
исторические, экономические и политические факторы. Во-первых, историче-
ские события: раны, нанесённые китайскому народу японским милитаризмом
во время Второй мировой войны, не залечены по сей день. Но наиболее тре-
вожным выводом из результатов проведённого опроса общественного мнения
является то, что если даже у японцев отсутствует по крайней мере открытая ан-
типатия к Китаю, то, возможно, есть безразличие и усталость от того, что рас-
сматривается как циничные требования подчиниться Пекину по вопросам ис-
тории и территории [Hughes C., 2016]. Во-вторых, между Китаем и Японией су-
ществуют территориальные споры, а частые морские конфликты наложили
негативный отпечаток на двустороннее взаимодействие. Наконец, существует
спор между Китаем и Японией по поводу доминирования в регионе Восточной
Азии, и структурные конфликты занимают видное место. Япония не хочет,
чтобы Китай стал доминирующей державой в регионе, поэтому беспокойство
Токио в связи с подъёмом КНР очень заметно.
В своей Индо-Тихоокеанской стратегии США отводят Японии роль важного
стратегического союзника. Чтобы дать Японии сыграть эту роль в Азиат-
ско-Тихоокеанском регионе, США в последние годы «развязывают руки» япон-
ским силам самообороны. При попустительстве Вашингтона администрация
Абэ в 2013 г. создала Совет национальной безопасности, усилив тем самым пол-
номочия канцелярии премьер-министра по принятию решений [8]. Для укреп-
ления «многопрофильных сил обороны» оборонный бюджет Японии неуклон-
но растёт, и в 2021 г. бюджетное предложение её Министерства обороны преду-
сматривает увеличение расходов на 2,6% -- до рекордных 5,48 трлн иен (49,93
млрд долл.) на год, начинающийся 1 апреля 2021 года [9].
77
ТОЧКА ЗРЕНИЯ / OPINION
2022; 2: 73-86
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Обязательства США по обеспечению безопасности Японии были обменены
на активное следование Японии за США в военной сфере. Региональные сило-
вые конфликты между Китаем и Японией и глобальные силовые конфликты
между и Китаем и США превратили Японию в важный «клеврет» Вашингтона в
целях сдерживания Китая. В 2018 г. были опубликованы «Руководящие прин-
ципы программы национальной обороны Японии» (NDPG) [10], в которых вы-
ражалась необходимость поиска более тесного стратегического оборонного со-
трудничества с США. От концепции
«свободного и открытого Ин-
до-Тихоокеанского региона» до сетевого регионального партнёрства Япония
проводит большую работу по продвижению общих с США ценностей. В ре-
зультате японо-американский альянс становится всё более взаимозависимым.
В то же время система альянсов США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, осно-
ванная на японо-американском союзе, переходит к сетевой структуре сотруд-
ничества в области безопасности с трёхсторонним союзом США - Япония - Ав-
стралия, трёхсторонним союзом США - Япония - Индия и четырёхсторонним
союзом США - Япония - Индия - Австралия.
2. Австралия: тесный альянс с США,
высокая чувствительность к угрозе со стороны Китая
США перешли от «вовлечения» Китая к его «сдерживанию». Австралийская
концепция развивалась по аналогичной траектории: от взаимодействия с Кита-
ем до «противостояния» (standing up) [McCourt D., 2021]. Взаимодействие Ав-
стралии с Китаем подкрепляется огромным потенциалом уникально дополня-
ющих друг друга экономик двух стран: Австралия предоставляет сырье, фи-
нансовые услуги и высшее образование, а Китай - промышленные товары
[McCourt D., 2021]. И эти структурно взаимодополняющие отношения привели к
очень тесным экономическим и внешнеторговым связям между Австралией и
Китаем в прошлом.
Но после 2016 г. растущая напористость Китая в Южно-Китайском море
нервирует Австралию [Köllner P., 2021]. В конце 2017 г. правительство М. Терн-
булла представило состоящий из четырёх частей закон «О национальной без-
опасности и иностранном вмешательстве» (NSAFA), направленный в первую
очередь на предотвращение китайского вмешательства. В этом изменении от-
ношения к Китаю нельзя упускать из виду влияние широко разрекламирован-
ной американской Индо-Тихоокеанской стратегии. Базирующаяся на концеп-
ции АТР эта стратегия заложила основу для возобновления механизма Четы-
рёхстороннего диалога по безопасности (the Quad) для укрепления отношений
Австралии в сфере обороны и безопасности с США, Индией и Японией
[McCourt D., 2021].
Положительно реагируя на Индо-Тихоокеанскую стратегию США, Австра-
лия также стремится играть важную стратегическую роль и заявить о себе в АТР,
78
У. Яньбинь. Индо-Тихоокеанская стратегия США в контексте конкуренции между США и Китаем…
Wu Yanbin. U.S. - Indo-Pacific Strategy in the Context of U.S.-China Competition…
чтобы не оказаться на обочине перед фактом усиления Китая. В этих целях
Канберра укрепляет отношения в сфере обороны и безопасности с США, Ин-
дией и Японией в рамках Четырёхстороннего диалога по безопасности (the Quad)
и Разведывательного альянса «Пять глаз» (Five Eyes), выдвинув доводы в пользу
такого укрепления. [He Kai, Feng Huiyun, 2020; Rory Medcalf R, 2020; McCourt
D., 2021]
Ещё одним предметом беспокойства политиков в Канберре является расту-
щее влияние Китая в южной части Тихого океана - регионе, который часто рас-
сматривается как «сфера влияния» Австралии. Стратегическое сообщество Кан-
берры опасается, что китайские кредиты странам Южно-Тихоокеанского реги-
она в конечном итоге приведут к их политической зависимости от Пекина. Оно
также опасается, что очевидный интерес Китая к развитию портов в регионе
может быть мотивирован желанием создать в регионе военные базы [Köllner P.,
2021].
Высокий уровень восприятия Австралией угрозы со стороны Китая в по-
следние годы, а также её естественная политическая и культурная близость с
США и зависимость от Вашингтона в сфере безопасности привели к тому, что
Австралия сейчас активно поддерживает американскую Индо-Тихоокеанскую
стратегию. Китайско-австралийские отношения в значительной степени зави-
сят от отношений между США и Китаем, поэтому Австралия превратилась в
«антикитайский авангард» и будет продолжать играть эту роль ещё долгое
время.
3. Индия: тесное партнёрство с США,
высокая чувствительность к угрозе со стороны Китая
С XXI века международный статус и Китая, и Индии стремительно рос, но
очевидно, что подъём Китая происходил значительно быстрее, и в 2013 г. КНР
начала реализовывать стратегию «Один Пояс, Один Путь» [11]. В сочетании с
продолжающимися территориальными спорами между двумя странами [12], это
привело к тому, что Индия в значительной степени высоко воспринимает угрозу
со стороны Китая. Пользуясь этим, США активно приглашают Индию к уча-
стию в своей Индо-Тихоокеанской стратегии. Выбор Индии в пользу участия в
системе ИТС под руководством США также в основном обусловлен сочетанием
политических, военных и экономических соображений.
Во-первых, Индия считает, что участие в ИТС может повысить её междуна-
родный статус и помочь справиться с давлением, вызванным ростом Китая.
С одной стороны, запущенная США Индо-Тихоокеанская стратегия может при-
нести Индии много ощутимых выгод, а с другой - благодаря двустороннему и
многостороннему сотрудничеству со странами, участвующими в стратегии
стратегического разворота, может повысить статус Индии в международных де-
лах. Учитывая относительно очевидную разницу в государственной мощи меж-
79
ТОЧКА ЗРЕНИЯ / OPINION
2022; 2: 73-86
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ду Китаем и Индией, повышение международного статуса Индии придало бы
ей дополнительную уверенность в китайско-индийской игре и в преодолении
давления со стороны Китая.
Во-вторых, в Дели считают, что участие в Индо-Тихоокеанской стратегии
обеспечит Индии доступ к передовому оборудованию и технологиям и усилит
её военную мощь. Индия - важная страна, на которую США необходимо опи-
раться для продвижения своей ИТС; кроме того, к сотрудничеству с Индией ак-
тивно стремится Япония - одна из стран, на которые опирается стратегия «раз-
ворота». Чтобы привлечь Индию к участию в ИТС, США и Япония выступили с
инициативой предоставить Дели передовые военные технологии и оборудова-
ние для усиления её военной мощи за счёт участия в Индо-Тихоокеанской стра-
тегии.
Наконец, Индия считает, что её участие в ИТС укрепит её сотрудничество
со «странами стратегического стержня» и усилит её экономическую мощь. Хо-
тя экономическое сотрудничество не считается основным направлением Ин-
до-Тихоокеанской стратегии США, объективно сотрудничество между стра-
нами ИТС является всесторонним, включая не только сферы политики и без-
опасности, но и экономическое взаимодействие, что в определённой степени
повышает заинтересованность Индии в участии в Индо-Тихоокеанской стра-
тегии США.
4. Филиппины: ослабление альянса с США,
высокая чувствительность к угрозе со стороны Китая
Филиппины и Вьетнам оказались в уникальном положении в условиях стра-
тегической конкуренции между США и Китаем. Восприятие Филиппинами
угрозы со стороны Китая было сильным, когда конфликт в Южно-Китайском
море усиливался и Филиппины были склонны сближаться с США, чтобы уве-
личить своё влияние на Китай; когда противостояние в Южно-Китайском море
стало менее интенсивным, восприятие Филиппинами угрозы со стороны Китая
уменьшилось и Филиппины были склонны сближаться с Китаем. В целом, ка-
жется, что основная линия конфликта проходит именно вокруг спора по Юж-
но-Китайскому морю. Восприятие Филиппинами угрозы со стороны Китая ко-
лебалось то вверх, то вниз, фактическая стратегия Филиппин характеризуется
этими «качелями».
В последние годы китайско-американское стратегическое соперничество
усилилось, и США увеличили свои обязательства перед Филиппинами, чтобы
привлечь их к борьбе с Китаем:
- в 2017 г. США оказали Филиппинам военную помощь в борьбе с террори-
стическими силами [13];
80
У. Яньбинь. Индо-Тихоокеанская стратегия США в контексте конкуренции между США и Китаем…
Wu Yanbin. U.S. - Indo-Pacific Strategy in the Context of U.S.-China Competition…
- в 2018 г. Вашигтон возвратил филиппинскую реликвию под названием
Колокола Балангига (the Balangiga Bells), утраченную в ходе америка-
но-филиппинской войны [14], чего требовала Манила;
- в 2019 г., чтобы удовлетворить политические требования Филиппин. то-
гдашний госсекретарь М. Помпео публично заявил, что америка-
но-филиппинский Договор о взаимной обороне применяется для защиты Фи-
липпин в Южно-Китайском море [15], отказавшись от двусмысленности обяза-
тельств США в регионе.
Однако преимущества китайского проекта «Один Пояс, Один Путь» пере-
весили, и администрация Дутерте не проявляет особого интереса к Ин-
до-Тихоокеанской стратегии США. Дело в том, что китайская инициатива
«Один Пояс, Один Путь» соответствует его новой стратегии развития «Амбиции
2040» (Ambisyon Natin 2040) [16], запущенной в октябре 2016 г., и программе 2017 г.
«Строительство» (Build) [17], так как проекты «Один Пояс, Один Путь» могут со-
здать рабочие места для почти 21 тыс. филиппинских граждан [18].
Филиппины не полностью отказались от американской военной помощи
США. С января 2017 г. США предоставили Маниле военное оборудование для
контртеррористических операций на сумму около 70 млн долл., включая бес-
пилотники Raven и Scan Eagle, резиновые лодки, пистолеты, гранатомёты и са-
молёты наблюдения [19]. Но ограниченная помощь США не оказала заметного
влияния на филиппинскую экономику, и поэтому Филиппины продолжают
придерживаться сбалансированной стратегии в отношениях между США и
Китаем - стратегии, наиболее для них выгодной. Сбалансированная стратегия
Дутерте, несомненно, оказалась успешной, а его успехи в экономике и без-
опасности обеспечили ему высокую поддержку филиппинской общественно-
сти.
5. Южная Корея: тесный альянс со стороны США,
низкое восприятие угрозы со стороны Китая
Структурно альянс Южная Корея - США является даже более тесным, чем
альянс Япония - США, но восприятие Сеулом китайской угрозы находится на
относительно низком уровне. Потому что, во-первых, между Китаем и Южной
Кореей нет территориальных споров, что означает отсутствие «игры с нулевой
суммой» между двумя сторонами с точки зрения основных интересов. Во-вторых,
тесные экономические и торговые связи между Китаем и Южной Кореей при-
вели к тому, что всё больше южнокорейцев стали позитивно воспринимать
подъём Китая как благоприятную возможность. Наконец, Китай сыграл важную
роль в решении ядерной проблемы и поддержании мира и стабильности на по-
луострове, а две Кореи имеют общие интересы в денуклеаризации полуострова,
и правительство Южной Кореи рассматривает Китай как важного партнёра в
81
ТОЧКА ЗРЕНИЯ / OPINION
2022; 2: 73-86
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
решении ядерной проблемы. Эти три фактора привели к тому, что Южная Ко-
рея в целом слабо воспринимает угрозу со стороны Китая.
Будучи близким союзником США, Южная Корея неизбежно испытывает
влияние политики США в отношении Китая, но при слабом восприятии китай-
ской угрозы и наличии более общих с ним интересов Южная Корея демонстри-
рует чёткую тактику балансирования в своём стратегическом выборе.
В 2017 г. администрация Д. Трампа возобновила Четырёхсторонний диалог
по безопасности, его расширение и участие в нём Южной Кореи и других стран
оказались в центре внимания Сеула. Однако с его стороны не последовало чёт-
кого заявления, будет ли Южная Корея участвовать в Индо-Тихоокеанской
стратегии США. Её подход к ИТС, как представляется, лучше всего охарактери-
зовать как «промедление» (Foot-dragging) [Jung S.C., Lee J., Lee J.Y., 2021]. Но если
стратегическое соперничество между США и Китаем усилится, требования и
давление Вашингтона на Южную Корею ещё больше возрастут, и пространство
для её маневра между США и Китаем ещё больше сократится.
Из приведённого выше анализа можно вывести структуру основных парт-
нёров Индо-Тихоокеанской стратегии США: большая близость к США указыва-
ет на более тесные с ними отношения. Очевидно, что Япония и Австралия яв-
ляются центральными членами этой стратегии. Индия - ключевым членом Че-
тырёхсторонних переговоров по безопасности, Новая Зеландия - член англо-
саксонского культурного пространства и альянса «Пять глаз». Что касается более
периферийных стран - Южной Кореи, Филиппин, Вьетнама, Сингапура, Ин-
донезии и Таиланда - Соединённым Штатам в них необходимо ещё завоевать
больше сторонников. Помимо них Великобритания и Канада также являются
экстерриториальными союзниками, с которыми США поддерживают тесные
связи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во втором десятилетии XXI века быстрый экономический и военный подъём
Китая вызвал беспокойство в американском обществе, включая некоторые по-
литические элиты в высших эшелонах власти страны, которые продолжали
пропагандировать подъём Китая через собственные пропагандистские меха-
низмы, создавая общий антикитайский политический климат в США. Подобные
антикитайские настроения достигли своего пика при президенте Д. Трампе, ко-
гда он активно реализовывал Индо-Тихоокеанскую стратегию, рассматривая
Китай как субъекта, намеренного подорвать политическую гегемонию США и
«ревизиониста» международного порядка. Д. Трамп наращивал усилия по
сдерживанию Китая, формируя общественное мнение по ряду вопросов, затра-
гивающих основные национальные интересы Китая, связанные с Тайванем,
Гонконгом, Синьцзянем, Тибетом и Южно-Китайским морем. Это привело к
82
У. Яньбинь. Индо-Тихоокеанская стратегия США в контексте конкуренции между США и Китаем…
Wu Yanbin. U.S. - Indo-Pacific Strategy in the Context of U.S.-China Competition…
тому, что в отношениях между США и Китаем наступило серьёзное похолода-
ние.
В этой структурно конкурентной среде между США и Китаем, страны ИТР
будут в разной степени подвержены влиянию изменений в отношениях между
США и Китаем, и выбор стран - партнёров по Индо-Тихоокеанской стратегии
США, будет варьироваться в зависимости от конкретных обстоятельств, с кото-
рыми они сталкиваются. Степень зависимости от США в сфере безопасности и
воспринимаемая угроза со стороны Китая являются важными причинами раз-
личий в их заинтересованности и мотивации. С одной стороны, степень взаимо-
зависимости, совпадения интересов и совместимости политики между страна-
ми-партнёрами в ИТР и США различна. В результате возникает разная степень
близости между ними и Индо-Тихоокеанской партнёрской структурой США,
тем самым каждая страна имеет возможность выбора между различными вари-
антами внешней политики и сохраняет свою автономию. С другой стороны, хо-
тя они являются союзниками или стратегическими партнёрами США, у них
свои собственные культуры и различные отношения с Китаем, и поэтому они
по-разному воспринимают угрозу, исходящую от усиления Китая. Сочетание
этих двух факторов привело к различиям в стратегическом выборе, сделанном
Индо-Тихоокеанскими союзниками или партнёрами между США и Китаем, в
результате чего практическая эффективность Индо-Тихоокеанской стратегии
США оказалась ниже, чем предполагалось изначально.
В контексте китайско-американской конкуренции всё больше стран склоня-
ются к тому, чтобы Китай обеспечивал их экономику, а США - их безопасность,
но вместе с тем всё больше стран понимают, что слишком большая зависимость
от США в сфере безопасности не имеет особого смысла и может привести к тому,
что в случае возникновения кризисов в сфере национальной безопасности или
военных конфликтов они окажутся на передовой. Кроме того, США чаще вы-
ступают не с конкретными инициативами, вносящими реальный вклад в поли-
тическую и экономическую сферу, а скорее с пропагандистскими предложени-
ями. Перед фактом необратимого подъёма Китая США имеют тенденцию к не-
которому сужению круга своих военных союзников в АТР, а их ин-
до-тихоокеанские союзники или партнёры в более широком регионе могут
первыми признать и принять реальность подъёма Китая. Поэтому военное
присутствие США в Азиатско-Тихоокеанском регионе будет носить ограни-
ченный характер.
ИСТОЧНИКИ
1. Sustaining U.S. Global Leadership: Priorities for 21st Century Defense. U.S. De-
partment of Defense. January, 2012. Available at:
https://www.globalsecurity.org/military/library/policy/dod/defense_guidance-20
1201.pdf (accessed 25.08.2021).
83
ТОЧКА ЗРЕНИЯ / OPINION
2022; 2: 73-86
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
2. U.S. National Strategy, 2017.
3. Indo-Pacific Strategy Report: Preparedness, Partnerships, and Promoting a
Networked Region. U.S. Department of Defense. July
01,2019. Available at:
https://media.defense.gov/2019/Jul/01/2002152311/-1/-1/1/DEPARTMENT-OF-
DEFENSE-INDO-PACIFIC-STRATEGY-REPORT-2019.PDF (accessed 28.08.2021)
4. A free and open Indo-Pacific: Advancing a Shared Vision. U.S. Department of
State.
November
04,
2019.
Available
at:
https://www.state.gov/wp-content/uploads/2019/11/Free-and-Open-Indo-Pacific-
4Nov2019.pdf(accessed 30.08.2021).
5. Interim National Security Strategic Guidance. The White House. March, 2021.
Available at:
https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2021/03/NSC-1v2.pdf (ac-
cessed 10.09.2021)
6. 图表分析美国在世界各地的军事存在. AL Jazeera (Chinese). September 11, 2019.
Available at: https://chinese.aljazeera.net/opinions/journalist-column/2021/9/11/
图表分析美国在世界各地的军事存在 (на кит. яз.) (accessed 15.09.2021)
7.U.S.-Japan Alliance Conference: Regional Perspectives on the Quadrilateral Di-
alogue and the Free and Open Indo-Pacific. RAND Corporation. 2020. Available at:
https://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/conf_proceedings/CF400/CF414/
RAND_CF414.pdf (accessed 10.10.2021)
8.Opening Statement by Prime Minister Shinzo Abe. The Prime Minister's Of-
fice
of
Japan.
December
9,
2013.
Available
at:
https://japan.kantei.go.jp/96_abe/statement/201312/09kaiken_e.html
(accessed
14.10.2021)
9. Japan's defence ministry seeks fresh hike in military spending. Reuters. August
31, 2021. Available at:
https://www.reuters.com/world/asia-pacific/japans-defence-ministry-seeks-fresh-hi
ke-military-spending-2021-08-31/(accessed 10.09.2021)
10. National Defense Program Guidelines // Ministry of Defense of Japan. De-
cember 18, 2018. Available at:
https://www.mod.go.jp/en/d_act/d_policy/national.html (accessed 10.09.2021)
11.《推动共建丝绸之路经济带和 21 世纪海上丝绸之路的愿景与行动》. The Belt and
Road Forum for International Cooperation. April 07, 2017 (in Chinese). Available at:
http://2017.beltandroadforum.org/n100/2017/0407/c27-22.html
(accessed
10.09.2021)
12. 外交部详细介绍中印加勒万河谷冲突事件来龙去脉. 观察者网. July 19, 2020.
Available at: https://www.guancha.cn/politics/2020_06_19_554782.shtml (in Chi-
nese) (accessed 10.09.2020).
13. Terrorism in the Philippines and U.S.-Philippine security cooperation. Brookings.
August 15, 2017. Available at:
84
У. Яньбинь. Индо-Тихоокеанская стратегия США в контексте конкуренции между США и Китаем…
Wu Yanbin. U.S. - Indo-Pacific Strategy in the Context of U.S.-China Competition…
https://www.brookings.edu/opinions/terrorism-in-the-philippines-and-u-s-philippi
ne-security-cooeration/(accessed 10.09.2021).
14. Statement: On the Return of the Balangiga Bells. Department of Foreign Affairs,
Republic of The Philippines. November
15,
2018.
Available at:
https://dfa.gov.ph/authentication-functions/113-newsroom/public-advisory/18511-
on-the-return-of-the-balangiga-bells (accessed 10.10.2021)
15. Pompeo assures Philippines of U.S. protection in event of sea conflict. Reuters.
March 1, 2019. Available at:
https://www.reuters.com/article/us-philippines-usa-idUSKCN1QI3NM (accessed
10.09.2021)
16. Duterte's Ambisyon Natin 2040: Middle-class society for PH. Rappler.com.
October
15,
2016.
Available
at:
https://www.rappler.com/nation/duterte-ambisyon-natin-2040-ph-development-pla
n (accessed 10.10.2021)
18. China’s Belt And Road Initiative In The Philippines. Washington, DC: 17.
BUILD BUILD BUILD PROJECTS // Subic-Clark Alliance for Development. Availa-
ble at: https://scad.gov.ph/build-build-build/(accessed 10.10.2021); East-West Center.
December
16,
2020.
Available
at:
https://www.eastwestcenter.org/publications/china’s-belt-and-road-initiative-in-the
-philippines (accessed 10.10.2021).
19. U.S. sending 4 OV-10B planes to PH for anti-terror campaign. Rappler.com.
August
6,
2018.
Available
at:
https://www.rappler.com/nation/us-sending-ov-10-bronco-planes-philippines-anti-t
error-campaign (accessed 10.10.2021)
REFERENCES
He Kai and Feng Huiyun. ‘The institutionalization of the Indo-Pacific: problems
and prospects’, International Affairs 96: 1, 2020, pp. 149-168.
DOI: https://doi.org/10.1093/ia/iiz194 (accessed 13.10.2021)
Hughes, C. 2016. Japan’s ‘Resentful Realism’ and Balancing China’s Rise // The
Chinese Journal of International Politics, Vol 9, Issue 2, Summer p. 109-150.
DOI: https://doi.org/10.1093/cjip/pow004 (accessed 10.10.2021)
Jung, S.C., Lee, J., Lee, J.Y. 2021. The Indo-Pacific Strategy and U.S. Alliance
Network Expandability: Asian Middle Powers’ Positions on Sino-US Geostrategic
Competition in Indo-Pacific Region // Journal of Contemporary China, Vol.30, No.127,
p.53-68.
DOI:
http://dx.doi.org/10.1080/10670564.2020.1766909
(accessed
10.10.2021)
Köllner, P. 2021. Australia and New Zealand recalibrate their China policies: con-
vergence and divergence
// The Pacific Review, Vol.
34(3), p.
1-32.
DOI:10.1080/09512748.2019.1683598 (accessed 13.10.2021).
85
ТОЧКА ЗРЕНИЯ / OPINION
2022; 2: 73-86
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
McCourt, D. Framing China’s rise in the United States, Australia and the United
Kingdom // International Affairs (London), 97(3),p.643-665.
DOI: https://doi.org/10.1093/ia/iiab009 (accessed 13.10.2021).
Medcalf, R. ‘Balancing act: making sense of the Quad’, Australian Foreign Affairs,
No.
10,
Oct.
2020,
pp.
30-48.
Available
at:
https://www.australianforeignaffairs.com/articles/extract/2020/10/balancing-act
(accessed 13.10.2021)
Wang Hui. 2016. The U.S. Rebalance toward Asia-Pacific in The Light of “The
Rise of China” // Journal of China and International Relations. Vol.4. No.2. p: 19-33.
DOI: https://doi.org/10.5278/ojs.jcir.v4i2.1697
(In
Chinese)
(accessed
10.10.2021).
刘舒天. 战略释疑与克林顿的对华政策转向 // 国际政治科学, 2021, 6(1): 120-166.
(Liu Shutian. 2021. Strategic Interpretation and Clinton's China Policy Turn // In-
ternational
Political
Science,
2021,
6(1):
120-166.)
Available
at:
http://www.tuiir.tsinghua.edu.cn/wenzhang5.pdf
(In
Chinese)
(accessed
10.10.2021).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ /INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
У Яньбинь, аспирант факультета ми-
WU Yanbin, Postgraduate student in the
ровой политики МГУ.
faculty of W orl Politics.
Москва 119991, Российская Федерация
Lomonosov Moscow State University
Ленинские горы, д. 1,
1, Leninskiye Gory, Moscow 119991, Rus-
sian Federation
Статья поступила в редакцию/ Received 14.10.2021.
Статья поступила после рецензирования / Revised 12.11.2021.
Статья принята к публикации / Accepted 15.12.2021.
86