Исраелян Е.В. Афганский вектор в современной политике Канады
Issraelyan E.V. Afghan Agenda in Current Canadian Роlitics
УДК: 327; 325.1; 321
DOI: 10.31857/S2686673022020067
Афганский вектор в современной политике Канады
Е.В. Исраелян
Институт США и Канады Российской академии наук (ИСКРАН)
Российская Федерация, 121069 Москва, Хлебный пер., 2/3.
ORCID: 0000-0002-9491-4633
e-mail: evgenia_vik13@mail.ru
Резюме. Афганская операция Оттавы разворачивалась во время важнейшего внут-
риполитического события в Канаде - федеральных выборов 2021 г. Они «оттянули» на
себя основное внимание и ресурсы канадского руководства, ограничив возможности
действовать на афганском направлении. Несмотря на сложности, правительству
Дж.Трюдо многое удалось. Во-первых, была организована эвакуация из Кабула канадцев
и афганцев, сотрудничавших с канадскими ВС в годы военной миссии США и НАТО.
Во-вторых, Оттава определила своё отношение к режиму талибов, отказавшись их ди-
пломатически признать. В-третьих, начался приём афганских беженцев в Канаду. На
каждом из этих направлений у либерального правительства были достижения и неудачи,
которые вызвали острую полемику в стране.
Ключевые слова: внешняя политика Канады; всеобщие выборы; Афганистан; тали-
бы; приём беженцев; Либеральная партия Канады; Джастин Трюдо; Консервативная
партия Канады; Новая Демократическая партия Канады; Управление Верховного Ко-
миссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН)
Для цитирования: Исраелян Е.В. Афганский вектор в современной политике Кана-
ды. США & Канада: экономика, политика, культура 2022; 52 (2) 87-97.
DOI: 10.31857/S2686673022020067
Afghan Agenda in Current Canadian Роlitics
Evgenia V. Issraelyan
Institute for the U.S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences,
2/3 Khlebny per., Moscow 121069, Russian Federation.
ORCID: 0000-0002-9491-4633
e-mail: evgenia_vik13@mail.ru
Abstract. Canada's operation in Afghanistan unfolded during the most important domestic
political event - the federal elections-2021. The election campaign "pulled" the main attention
and resources of the Canadian leadership, limiting its ability to act in Afghanistan.
Despite the difficulties, the Liberal Government of Justin Trudeau has managed a lot. Firstly,
the evacuation of Canadians and Afghans who cooperated with the Canadian Armed Forces dur-
ing the years of the US and NATO military mission was organized. Secondly, Ottawa has defined
its attitude towards the Taliban regime by refusing their diplomatic recognition. Thirdly, the ad-
mission of Afghan refugees to Canada has begun. In each of these areas, the liberal government
had achievements and failures that caused acute controversy in the country.
Кеywords: Canadian foreign policy; federal elections; Afghanistan; Taliban; reception of
refugees; Liberal Party of Canada; Justin Trudeau; Conservative Party of Canada; New Demo-
cratic Party of Canada; UNHCR
87
КОММЕНТАРИИ, ЗАМЕТКИ / NOTES, COMMENTS
2022; 2: 87-97
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
For citation: Issraelyan E.V. Afghanistan in Сurrent Canadian Роlitics. USA & Canada:
Economics, Politics, Culture 2022; 51 (2) 87-97. DOI: 10.31857/S2686673022020067
ВВЕДЕНИЕ
Избирательная кампания 2021 г. в Канаде совпала по времени с двумя связан-
ными между собой событиями, имевшими мощный международный резонанс. Во-
первых, с захватом талибами власти в Афганистане и, во-вторых, с завершением
вывода оттуда американских войск. Наряду с освещением предвыборных баталий
канадские СМИ регулярно размещали леденящие душу репортажи об отчаянных
попытках афганских граждан бежать из своей страны, завоеванной «Талибаном».
Оттава имела к афганским событиям непосредственное отношение. Террори-
стические атаки 11 сентября 2001 г. в США были восприняты канадцами как удар
по западным демократиям в целом и по их стране в частности. Тем более что свы-
ше 30 канадцев погибли в тот день в Международном торговом центре в Нью-
Йорке. Идея «возмездия» за погибших путём участия в афганской миссии в 2001-
2011 гг.* неоднократно озвучивалась политическими деятелями Канады. Для неё,
как и для других стран Запада, Афганистан стал площадкой для отработки мето-
дов борьбы с терроризмом. Правительство С. Харпера (2006-2015) приняло реше-
ние об участии Канады в операции США и союзников в Афганистане.
Эта операция— крупнейшая военная кампания Канады со времени войны в
Корее 1950-1953 гг. По своей длительности (почти десять лет) она превысила
сроки участия страны в Первой и Второй мировых войнах вместе взятых
[Исраелян Е.В., Евтихевич Н.С. 2013: 145-170].
Канада была в числе первых государств, предоставивших осенью 2001 г. свои
вооружённые силы и гражданских советников для поддержки американской
контртеррористической операции. В 2003-2004 гг. Канада наряду с США играла
решающую военную роль на этом направлении, а канадский контингент со-
ставлял около 40% всех Международных сил содействия безопасности (ИСАФ)
[Володин Д.А. 2007: 44]. Операция потребовала привлечения масштабных фи-
нансовых ресурсов. На неё было израсходовано около 18,5 млрд кан. долл. [Open
Canada]. Приведём также печальную статистику: общее число погибших канад-
цев составило 165 человек, около 2 тыс. военнослужащих были ранены. При этом
основная часть канадского боевого состава была сосредоточена в самой опасной
провинции страны — Кандагаре, районе наибольшего скопления талибов.
Помимо военного участия в афганской операции, Канада входила в пятёрку
основных доноров, поддерживавших так называемое «строительство нации» (na-
tion building) в Афганистане, и лидировала по инвестициям там в образование.
* Канада участвовала в контртеррористической операции США в Афганистане с 2001 г., а за-
тем в составе Международных сил содействия безопасности (ИСАФ) до конца июля 2011 г., когда
основная часть канадских войск была выведена из этой страны. Затем фокус военной деятельности
Канады сместился на обучение афганских военнослужащих и полицейских, В марте 2014 г. канад-
ские ВС полностью были выведены из Афганистана.
88
Исраелян Е.В. Афганский вектор в современной политике Канады
Issraelyan E.V. Afghan Agenda in Current Canadian Роlitics
Отметим, что в те годы Афганистан был главным получателем канадской по-
мощи развитию: с 2001 по 2011 г. на эти нужды ему было выделено 3,6 млрд
долл. [Mank, R. 2021]. Основное внимание в канадских проектах помощи уделя-
лось защите прав женщин и продвижению гендерного равенства.
Вывод американских войск из Афганистана, закончившийся в августе 2021 г.,
открыл новую страницу в канадско-афганских отношениях. Ситуация в Афга-
нистане потребовала от Оттавы оперативных решений, вызвала полемику
участников предвыборных дебатов, заполнила первые полосы СМИ.
ЗАВЕРШЕНИЕ ВОЕННОЙ МИССИИ США:
НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ КАНАДЫ
К 31 августа 2021 г. вооружённые силы США и их союзников покинули Афгани-
стан, подведя черту под 20-летним военным присутствием в этой стране. Вывод аме-
риканских войск начался ещё при президенте Б. Обаме (2009-2017) и продолжался
при Д. Трампе (2017-2021). Точки над «i» в этой операции были поставлены при ад-
министрации Дж. Байдена (у власти с 20 января 2021 г.), который неоднократно озву-
чивал сроки и условия её завершения. Несмотря на длительность процесса и много-
численные предупреждения американских официальных лиц, Канада оказалась не-
подготовленной к новым задачам на афганском векторе своей внешней политики.
Захват власти талибами произошёл 15 августа, в день, когда в Канаде было
объявлено о федеральных выборах в парламент страны. Перед премьер-
министром Дж. Трюдо встала сложная задача работать на «два фронта»: на аф-
ганском и внутриполитическом. Каждое направление требовало значительной
концентрации людских, материальных и организационных ресурсов. В прессу
просочились сведения о том, что Дж. Трюдо попытался отодвинуть срок вывода
канадских войск из Афганистана, но получил от Вашингтона категорический
отказ [10]. Канаде пришлось действовать точно по американскому расписанию.
По требованию США, Канада прекратила эвакуацию граждан из Афганистана
за день до истечения официального срока, чтобы освободить воздушное про-
странство для американской авиации.
Обозреватели обращали внимание и на другой факт. Накануне саммита
Группы семи (G7) в августе 2021 г. Дж. Байден лично консультировался по аф-
ганскому вопросу с лидерами ближайших союзников по НАТО — Великобрита-
нии, Германии, Франции и Италии. Канада не была включена в состав участни-
ков обсуждений, что свидетельствовало о дальнейшем снижении её роли в меж-
дународных делах и канадско-американском диалоге.
Главной проблемой, стоявшей перед Оттавой после прихода к власти в Афга-
нистане талибов, была эвакуация граждан Канады и афганцев, работавших с ка-
надскими военными и гражданскими структурами. В заявлении, подписанном
сразу тремя канадскими министрами - иностранных дел, национальной обороны,
и по вопросам иммиграции, беженцев и гражданства - правительство осудило эс-
калацию насилия в Афганистане, прежде всего, в отношении женщин, девочек и
89
КОММЕНТАРИИ, ЗАМЕТКИ / NOTES, COMMENTS
2022; 2: 87-97
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
этнических меньшинств. Оно также объявило о закрытии посольства и пообещало
обеспечить приём и безопасность афганцев, сотрудничавших с представителями
Канады [3]. Персонал посольства сразу выехал из Афганистана.
Дж. Трюдо поставил свою подпись под принятым в конце августа 2021 г. заявле-
нием глав более 90 государств мира, в котором говорилось об их решении координи-
ровать усилия для создания условий беспрепятственного выезда из Афганистана
граждан их стран и афганцев двух категорий: тех, кто входил в группы риска, и тех,
кто помогал западным странам выполнять свои задачи. Данная классификация легла
и в основу канадской политики приёма иммигрантов и беженцев из Афганистана.
В отличие от некоторых других первых лиц государств, рассматривавших возмож-
ность взаимодействия с «Талибаном», Дж. Трюдо сразу сообщил, что его администра-
ция не планирует признавать новое правительство Афганистана. Он напомнил, что
Канада отказалась от взаимодействия и с прежним режимом талибов, находившимся у
власти в 1996-2001 гг., объявив их движение террористической организацией [2].
Позиция премьер-министра вызвала в Канаде неоднозначную реакцию.
Большая часть политический элиты и общественности поддержала дипломати-
ческий бойкот талибов и возражала против исключения «Талибана» из списка
террористических организаций. Были, однако, и сторонники другого подхода.
Так, Мариам Монсеф, канадский политик афганского происхождения, зани-
мавшая различные посты в кабинете Дж. Трюдо, в ходе официального брифин-
га назвала талибов «братьями». М. Монсеф поплатилась за своё высказывание:
по мнению многих обозревателей, оно послужило причиной её поражения в
собственном избирательном округе на выборах 2021 года.
Различные точки зрения высказываются и представителями академического
сообщества. На сотрудничестве с талибами настаивает, в том числе, К. Робертсон,
в прошлом дипломат, ныне вице-президент ведущего «мозгового» центра стра-
ны - Канадского института глобальных дел (Canadian Global Affairs Institute). Он
считает, что дипломатическое признание следует рассматривать не как знак
одобрения их политики, а как инструмент защиты и продвижения национальных
интересов Канады. Во-первых, потому что она уже инвестировала в Афганистан
немалые материальные и людские ресурсы, и теперь в тандеме с США и другими
союзниками должна помочь новому правительству сохранить достигнутое в
предыдущие годы и продолжить начатые преобразования. Во-вторых, потому что
эвакуация из Афганистана ещё не завершена, и для её успешной организации
необходимо взаимодействие с талибами. В-третьих, для достижения главной
внешнеполитической цели Оттавы - восстановления роли и влияния Канады в
мире. Одна из первоочередных задач - расширение «присутствия на местах», в
разных точках планеты. Опыт развития дипломатических отношений с «недруже-
ственными режимами» у Канады имеется - например, признание Китая в 1970 г.,
отказ от торгово-экономического и дипломатического бойкота Кубы в 1961 г. По-
сле установления отношений с талибами Канаде следует возобновить дипломати-
ческие отношения с Северной Кореей и Ираном, подытоживает К. Робертсон [12].
90
Исраелян Е.В. Афганский вектор в современной политике Канады
Issraelyan E.V. Afghan Agenda in Current Canadian Роlitics
ВВС Канады закончили операцию по эвакуации из Афганистана, совершив
17 полётов и доставив в свою страну около 3 700 канадцев и афганцев. Новопри-
бывших размещали в Британской Колумбии, Альберте, Манитобе, Онтарио,
Нью-Брансуике и Острове Принца Эдуарда. Кроме того, Оттава взяла на себя
обязательство принять в ближайшее время 5 тыс. афганских беженцев, вывезен-
ных американской авиацией в США или на военные базы США и НАТО в дру-
гие страны. Для справки: эти базы находятся в Катаре, Бахрейне, Кувейте, ОАЭ,
Саудовской Аравии, Германии, Испании и Италии; там афганцы проходят про-
верку безопасности перед доставкой в Соединённые Штаты.
Обращают на себя внимание два важных обещания, сделанных Оттавой.
В русле политики «Солнечного пути для Канады», основанной на гуманитарных
и либеральных ценностях, которая была фирменным знаком курса Дж. Трюдо в
предыдущие годы, правительство объявило о готовности принять 20 тыс. афган-
ских беженцев. В платформе Либеральной партии речь шла о 20-40 тыс. афган-
ских переселенцев. А министр иностранных дел Канады М. Гарно с трибуны
ООН озвучил окончательно согласованную цифру в 40 тыс. человек [1]. В допол-
нение к этому Оттава выделила 50 млн долл. в виде гуманитарной помощи [8].
Этот гуманитарный посыл вызвал одобрение неправительственных органи-
заций, занимающихся защитой прав иммигрантов и беженцев. Вместе с тем
кампания эвакуации граждан из Афганистана, организованная впопыхах и про-
ходившая в условиях хаоса и неразберихи, оставила нерешёнными многие во-
просы. В частности, как будет проходить возвращение на родину остающихся в
Афганистане канадских граждан. По официальным данным, в сентябре 2021 г.
там находились более 1 200 канадцев, членов их семей и лиц, имеющих в Канаде
вид на жительство [8]. Отвечая на вопросы, официальные лица отделывались
туманными заявлениями о координации действий с союзниками для обеспече-
ния безопасности граждан и спасения жизни афганцев.
Оценивая итоги операции по эвакуации желавших уехать из Афганистана,
отметим, что по основному показателю - числу вывезенных граждан - Канада не
была в числе лидеров. В рейтинге, составленном агентством Рейтер 30 августа
2021 г. [15], первое место по этому показателю с большим отрывом заняли США
(114 тыс.). Катар помог спасти более 40 тыс. человек, ОАЭ - 36,5 тыс. Среди стран
Группы семи Канада (3 700) опередила только Францию (3 000) и Японию (менее
500 человек), пропустив вперёд Великобританию (315 тыс.), Германию (5347) и
Италию (5011).
АФГАНСКИЙ ВОПРОС В ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ В
ПАРЛАМЕНТ КАНАДЫ В 2021 г.
Вернёмся к вопросу о внеочередных парламентских выборах в Канаде. Известно,
что канадцы, по образному выражению одного журналиста, «голосуют кошельком».
То есть концентрируют внимание на социально-экономических и финансовых ас-
пектах партийных программ, не слишком интересуясь их внешнеполитическими
91
КОММЕНТАРИИ, ЗАМЕТКИ / NOTES, COMMENTS
2022; 2: 87-97
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
разделами. Афганские события несколько изменили это неписанное правило. Хотя
центральной темой предвыборных баталий была пандемия COVID-19, проблемы
внешней политики играли в них заметную роль. Наряду с Афганистаном обсужда-
лись перспективы развития канадско-китайских отношений; борьба с глобальным
потеплением и охрана окружающей среды; защита суверенитета в Арктике.
Афганская операция фигурировала в качестве отдельного вопроса во время
дебатов лидеров политических партий в сентябре 2021 г. В них участвовали
Дж. Трюдо (Либеральная партия), Э. О’Тул (Консервативная партия), Дж. Сингх
(Новая Демократическая партия), И.-Ф. Бланше (Квебекский блок) и А. Пол
(Партия зелёных). В отличие от выборов 2015 г., когда водораздел между парти-
ями проходил по вопросу о количестве принимаемых сирийских беженцев, в
2021 г. в центре обсуждения были уроки и недостатки самой кампании по эваку-
ации. Понятно, что Дж. Трюдо делал акцент на достижениях канадского военно-
го и гражданского персонала, сумевшего сохранить жизнь тысячам людей.
Все остальные политики дружно критиковали правительство за несвоевре-
менно назначенные выборы. Э. О’Тул обвинил Дж. Трюдо в «политическом эго-
изме», в нежелании отказаться от борьбы за власть ради прекращения насилия и
обеспечения безопасности афганцев, а также он и Дж. Сингх упрекали прави-
тельство в нерасторопности, плохой организации кампании, несогласованности
действий различных министерств и ведомств, бюрократизации процесса предо-
ставления статуса беженца. Лидер Партии зелёных А. Пол указала на недостат-
ки работы спецслужб, язвительно заметив: «Похоже, мы получили более точную
информацию из смартфонов, чем г-н Трюдо - от нашей разведки» [4].
Опросы общественного мнения свидетельствовали о том, что канадцы в сво-
ей массе были не довольны деятельностью правительства по эвакуации граждан
из Афганистана. По данным Института Ангуса Рида (Angus Reid Institute), число
респондентов, назвавших действия правительства «успешными», было близко к
нулю (2%); 37% сочли операцию «провалом»; 20% были не готовы отвечать; 41%
опрошенных согласились с тем, что она прошла «нормально». Эту точку зрения
разделял электорат Либеральной партии, НДП и Квебекского блока, в то время
как 37% канадцев, поддерживающих Консервативную партию, назвали опера-
цию «полной неудачей». Показателем негативного в целом отношения обще-
ственности к политике правительства стало высказанное половиной респонден-
тов мнение о том, что Канада должна навсегда покинуть Афганистан [9].
Неудовлетворённость ходом и итогами эвакуации из Кабула отразили ре-
зультаты и другого замера. Он был проведён компанией «Нанос Ресёрч» (Nanos
Research) и зафиксировал, что 45% опрошенных дают «плохую» или «очень
плохую» оценку деятельности правительства (17% - «плохую» и 28% - «очень
плохую»). При этом мужчины склонны строже относиться к руководству своей
страны, чем женщины: 52% опрошенных мужчин и 38% женщин считают, что
правительство «плохо» или «очень плохо» выполнило свою задачу [11].
Критические оценки и суждения в адрес Дж. Трюдо были, несомненно, обос-
нованными. Организационные просчёты, стратегические ошибки, попытки пере-
92
Исраелян Е.В. Афганский вектор в современной политике Канады
Issraelyan E.V. Afghan Agenda in Current Canadian Роlitics
ложить свои обязательства на партнёров (как это было с украинскими ВВС, кото-
рые помогли вывезти около двух десятков канадских и афганских граждан снача-
ла в Киев, а затем в Канаду) имели место во время эвакуационной кампании.
Но правда и то, что Дж. Трюдо многое удалось. Прежде всего, по количе-
ственному показателю успешности операции - числу вывезенных людей - Кана-
да опережала многих членов НАТО, а также, как указывалось выше, двух членов
«семёрки». Причём Канада действовала в очень сложных условиях. Во-первых,
потому что она была одной из первых стран, завершивших участие в военной
операции НАТО в Афганистане. После этого канадско-афганские связи поддер-
живались слабо, а афганский вектор практически исчез из политической повест-
ки дня Оттавы. В результате во время эвакуации канадские военные работали в
малознакомой для них обстановке. Во-вторых, так случилось, что афганская
операция разворачивалась во время важнейшего внутриполитического события
Канады - федеральных выборов. Они «оттянули» на себя основное внимание и
ресурсы канадского руководства. Все эти факторы следует принимать во внима-
ние при анализе достижений и издержек афганской миссии Дж. Трюдо.
ПОЛИТИКА ПРИЁМА АФГАНСКИХ БЕЖЕНЦЕВ
Для приёма афганских переселенцев Министерство по вопросам иммигран-
тов, беженцев и гражданства разработало две программы. Первая называлась
«Специальная иммиграционная программа для афганцев, которые оказывали
помощь правительству Канады» [6]. Для участия в ней заявитель должен был
соответствовать следующим критериям:
1. Быть гражданином Афганистана, сотрудничавшим с правительством Канады
(в качестве переводчика, оказывавшего услуги канадским вооружённым силам или
работника, обслуживавшего персонал Посольства Канады); находиться в Афгани-
стане с 22 июля 2021 г., то есть в момент начала действия иммиграционной про-
граммы. При этом оговаривалось, что даже если данное положение не соблюдено,
заявитель всё равно мог рассчитывать на рассмотрение документов. Заявитель дол-
жен также иметь право въезда в Канаду - обстоятельно разъяснялось, почему граж-
данин может быть признан миграционными властями Канады персоной нон грата.
Для этого приводились три причины: соображения обеспечения безопасности
страны (подозрение в шпионаже, подрывной деятельности, насилии, терроризме,
участии в других криминальных действиях); медицинские показания и финансовое
положение (неспособность заявителя содержать себя и членов семьи). Особо огова-
ривалась недопустимость нарушения законодательства под воздействием наркоти-
ков или алкоголя. Программа охватывает и членов семьи заявителя: супругов или
партнёров, состоящих в незарегистрированном браке; детей и внуков, находящихся
на иждивении родителей и не состоящих в браке или в незарегистрированных
партнёрских отношениях. Возрастной ценз для этих иждивенцев - 22 года. По дан-
ным на 17 ноября 2021 г., в рамках указанной программы канадские иммиграцион-
93
КОММЕНТАРИИ, ЗАМЕТКИ / NOTES, COMMENTS
2022; 2: 87-97
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ные службы зарегистрировали 14 520 заявлений; из них было одобрено 5 000, и ещё
3 460 афганцев въехали в Канаду, получив статус беженца [13].
Вторая программа носит гуманитарный характер и предоставляет возмож-
ность определённым категориям афганцев переселиться в Канаду [5]. Под её дей-
ствие подпадают афганские граждане, находящиеся вне Афганистана, - женщи-
ны-лидеры, правозащитники, представители преследуемых этнических, религи-
озных меньшинств, ЛГБТ-сообщества, журналисты и люди, помогавшие канад-
ским журналистам. Для получения права на переселение в Канаду претендент
должен соблюсти множество формальностей. Переселенцы могут въезжать в Ка-
наду по государственной программе или по программе частного спонсорства,
каждая из которых действует в течение года. Обращаться напрямую в Министер-
ство по вопросам иммигрантов, беженцев и гражданства не разрешается. Заяви-
тель должен сначала зарегистрироваться для получения статуса беженца в Управ-
лении Верховного комиссара ООН по делам беженцев или в Иммиграционной
службе страны пребывания. Затем его документы направляются в Канаду одной
из этих структур или авторитетной международной общественной организацией,
с которой сотрудничает канадское правительство. В пакет документов, которые
подаются по программе частного спонсорства, должно быть также включено под-
писанное спонсором соглашение о его обязательствах, к которому прилагается
скрупулезно составленный перечень предоставляемых спонсором услуг и расхо-
дов. Не удивительно, что из-за бюрократических препон по гуманитарной про-
грамме в Канаду смогли приехать только 400 человек [13].
Гуманитарная составляющая афганской операции была продолжением им-
миграционной политики правительства Дж. Трюдо в предыдущие годы. Она
была признана международным сообществом и экспертами одним из наиболее
успешных направлений деятельности правительства. Находившиеся у власти
либералы внесли поправки к закону «О канадском гражданстве», расширяющие
права мигрантов и беженцев, и поставили под контроль незаконную миграцию
из США. В 2018 г. было принято рекордное число сирийских беженцев: вместо
обещанных 25 тыс. переселенцев из Сирии к 2021 г. Канада предоставила убе-
жище 75 тыс. человек, заняв по этому показателю первое место в мире [7].
Особую известность получили канадские программы частного спонсорства.
В 1979 г. Канада стала первой в мире страной, где приём беженцев «частично при-
ватизирован». По канадскому законодательству, отдельные лица, семьи или груп-
пы людей могут спонсировать приезд беженцев и лично заниматься их интегра-
цией. При этом правительство принимает во внимание выбор спонсоров относи-
тельно беженцев. А сами спонсоры привыкают жить и общаться с людьми, пред-
ставляющими другую культуру. Такая практика позволяет канадцам чувствовать
себя причастными к политическим и глобальным процессам, даёт им возмож-
ность контролировать иммиграцию и помогает самореализовываться. Частное
спонсорство приобрело в Канаде такой масштаб, что фактически оттеснило на
второй план соответствующие государственные программы. В 2019 г. только треть
переселенцев получила помощь государства. Остальные прибыли благодаря под-
94
Исраелян Е.В. Афганский вектор в современной политике Канады
Issraelyan E.V. Afghan Agenda in Current Canadian Роlitics
держке частных лиц или общественных организаций. Канадская модель исполь-
зования частного спонсорства при приёме беженцев получила высокие оценки
Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и других междуна-
родных структур. Она легла в основу схожих или аналогичных проектов, разрабо-
танных Францией, Германией, Новой Зеландией, Испанией [Van Haren. 2021].
Правительственная политика приёма афганских беженцев, как и кампания по
эвакуации из Афганистана, не избежала критики. Кульминацией стало письмо
авторитетных политических и общественных деятелей Канады, направленное в
адрес Дж. Трюдо и министров ведущих внешнеполитических ведомств. Письмо
подписали такие известные политики, как бывший глава МИД Л. Экзуорзи, сена-
тор Р. Омидвар, видные учёные (в том числе профессор Ф. Хэмпсон), представи-
тели крупнейших правозащитных организаций. Отдавая должное программам
принятия афганцев, авторы письма указали на серьёзные просчёты и рекомендо-
вали меры для их устранения. В частности, предлагалось 1) уточнить определения
терминов (в конкретизации, по мнению авторов письма, нуждаются положения:
«оказание помощи канадскому правительству», «категории лиц, подпадающих
под действие гуманитарной программы»); 2) выделить дополнительный персонал
для рассмотрения направленных афганцами заявлений; 3) добиться от Верховно-
го комиссариата по делам беженцев ООН предоставления афганским переселен-
цам статуса беженца по групповому признаку. [Urgent Call: 2021]. Такая процедура
в ООН предусмотрена: в чрезвычайных обстоятельствах, когда статусом беженца
наделяется группа переселенцев, каждый член которой автоматически получает
этот статус. Использование группового подхода взамен индивидуального, по мне-
нию авторов письма, позволяет отменить многие бюрократические требования и
значительно сократить время рассмотрения заявок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Афганский вектор внешней политики Оттавы занял важное место в системе
национальных приоритетов Канады после того, как власть в Кабуле захватили
талибы в августе 2021 г. Ситуация в Афганистане потребовала от правительства
неотложных действий: была организована эвакуация из Афганистана канадцев
и афганцев, сотрудничавших с канадскими ВС в годы военной миссии США и
НАТО; Оттава определила своё отношение к режиму талибов, отказавшись от их
дипломатического признания; начался приём афганских беженцев в Канаду. На
каждом из этих направлений у правительства Дж. Трюдо были достижения и
неудачи, которые вызывали острую полемику в стране.
Внутриполитический контекст, связанный с событиями в Афганистане, был не-
обычным для Канады, поскольку совпал по времени с внеочередными федераль-
ными выборами в её Парламент. Вся эта ситуация, наряду с канадско-китайскими
отношениями, активно обсуждалась в ходе предвыборных дебатов. Судя по опро-
сам общественного мнения, события в Афганистане - исход американских войск и
сил стран НАТО, а также молниеносная победа талибов над афганской регулярной
95
КОММЕНТАРИИ, ЗАМЕТКИ / NOTES, COMMENTS
2022; 2: 87-97
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
армией
- оказали значительное влияние на ход электоральной кампании.
Дж. Трюдо приходилось всё это учитывать при определении необходимых дей-
ствий и выработке политики, поскольку афганский вектор высветил стоящие перед
Канадой в сфере внешней политики проблемы, а именно: снижение её роли и ме-
ста в мире и в американско-канадском диалоге. Эти проблемы предстоит решать
третьему правительству Дж. Трюдо, победившему на выборах 2021 года.
ИСТОЧНИКИ
1. Address by the Honourable Marc Garneau, at the General Debate of the 76th United Na-
tions General Assembly - "In Our Hands" // Global Affairs Canada. September 27, 2021, New
York. Available at: https://www.canada.ca/en/global-affairs/news/2021/09/address-by-the-
honourable-marc-garneau-pc-mp-minister-of-foreign-affairs-of-canada-at-the-general-debate-
of-the-76th-united-nations-general-assembl.html (accessed 20.10.2021)
2. Bensadoun, E. Canada has ‘no plans’ to recognize Taliban as Afghanistan government, Tru-
deau says. Global News. August 17, 2021. Available at:
https://globalnews.ca/news/8118905/canada-will-not-recognize-taliban/ (accessed 20.09.2021).
3. Canada temporarily suspends operations at Embassy of Canada to Afghanistan
//Global Affairs Canada Statement. August 15, 2021 Available at:
https://www.canada.ca/en/global-affairs/news/2021/08/html (accessed 21.08.2021).
4. Draper, S. Federal Election 2021: The unexpected role of foreign policy. National,
September
16,
2021.
Available
at:
https://www.national.ca/en/perspectives/detail/federal-election-2021-the-unexpected-
role-of-foreign-policy/ (accessed 16.10.2021).
5. Humanitarian program for Afghan nationals in need of resettlement. Government of
Canada. Available at: https://www.canada.ca/en/afghanistan/special-measures/about-
humanitarian-program.html (accessed 20.10.2021).
6. Immigration program for Afghans who assisted the Government of Canada. Gov-
ernment of Canada. Available at: https://www.canada.ca/en/immigration-refugees-
citizenship/services/refugees/afghanistan/special-measures/immigration-program.html
(accessed 24.11.2021).
7. Kalata N. Syrian refugees reflect on a decade of war and their new lives in the Toronto area//
CBC News, Mar 15, 2021. Available at: https://www.cbc.ca/news/1.5947946 (accessed 15.07.2021).
8. More than 3,000 Evacuees Arrive in Canada from Afghanistan. Immigration, Refu-
gees and Citizenship Canada.Statement. Ottawa, September
3,
2021. Available at:
https://www.canada.ca/en/immigration-refugees-citizenship/news/2021/09/more-
than-3000-evacuees-arrive-in-canada-from-afghanistan.html (accessed 17.10.2021).
9. Most say Canada should accept at least 20,000 Afghan refugees. Angus Reid Insti-
tute, August 30, 2021. Available at: https://angusreid.org/afghanistan-evacuation-federal-
election// (accessed 01.10.2021).
10. View: Canada's national humiliation in Afghanistan. National Post. Aug 28, 2021.
Available at: https://nationalpost.com/news/politics/election-2021/np-view-canadas-
national-humiliation-in-afghanistan (accessed 30.08.2021).
11. Neustaeter B. Nearly half of Canadians say Liberal government did a poor job on
Afghanistan evacuations: Nanos. CTV News, September
3,
2021. Available at:
https://www.ctvnews.ca/politics/1.5573006 (accessed 23.09.2021).
96
Исраелян Е.В. Афганский вектор в современной политике Канады
Issraelyan E.V. Afghan Agenda in Current Canadian Роlitics
12. Robertson C. Practiсing good diplomacy will require Canada to recognize the Tali-
ban in Afghanistan. The Globe and Mail, August
31,
2021 Available at:
https://www.theglobeandmail.com/opinion/article-practising-good-diplomacy-will-
require-canada-to-recognize-the-taliban/ (accessed 20.10.2021).
13. Supporting Afghan nationals: Key figures. Government of Canada. November 17,
2021. Available at: https://www.canada.ca/en/immigration-refugees-
citizenship/services/refugees/afghanistan/key-figures.html (accessed at: 20.11.2021).
14. Urgent Call to action in response to the crisis in Afghanistan. Letter. November 1,
2021. Available at: https://wrmcouncil.org/news/letter-news/urgent-call-to-action-in-
response-to-the-crisis-in-afghanistan/ (accessed 25.11.2021).
15. Factbox: Evacuations from Afghanistan by country. Reuters. August 30, 2021.
Available at: https://www.reuters.com/world/evacuations-afghanistan-by-country-2021-
08-26 (accessed 25.11.2021).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Володин Д.А. Канада и проблемы миростроительства в Афганистане. США
Канада: экономика, политика, культура. 2007. № 10. С. 41-56.
Исраелян Е.В., Евтихевич Н.С. Гуманитарные аспекты внешней политики Кана-
ды. Москва: ИСКРАН, 2013. — 214 с.
REFERENCES
Israelyan, E.V., Evtikhevich, N.S. 2013. Gumanitarnye aspekty vneshnei politiki
Kanady [Humanitarian aspects of Canadian foreign policy] (In Russ.). Moscow, Institute
for the U.S. and Canada Studies of the Russian Academy of Sciences, 214 p.
Mank, R. 2021. Canada in Afghanistan: A Testimonial. Canadian Global Affairs Insti-
tute. August. Available at: https://www.cgai.ca/canada_in_afghanistan_a_testimonial
Afghanistan in Review: Looking back in Canada’s longest War. Open Canada. Available at:
https://opencanada.org/indepth/afghanistan-review-looking-back-canadas-longest-war/
Van Haren, I. 2021. Canada’s Private Sponsorship Model Represents a Complementary Pathway
for
Refugee Resettlement. Migration Policy Institute, July
9.
Available at:
https://www.migrationpolicy.org/article/canada-private-sponsorship-model-refugee-resettlement
Volodin D.A. 2007. Kanada i problemy mirostroitel'stva v Afganistane [Canada and Issues of
Peace-Building in Afghanistan] (In Russ.). USA Canada: Economics, Politics, Culture. № 10. P. 41-56.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ/ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
ИСРАЕЛЯН Евгения Викторовна,
Evgenia V. ISSRAELYAN, Cand. Sci.
кандидат исторических наук, ведущий
(History), Senior Research Fellow of the
научный сотрудник Отдела Канады,
Department of Canada, Institute for the
Институт США и Канады РАН.
U.S. and Canadian Studies RAS.
Российская Федерация, 121069 Москва,
2/3 Khlebny per., Moscow 121069 Rus-
Хлебный пер., д. 2/3.
sian Federation.
Статья поступила в редакцию / Received 03. 12.2021.
Статья поступила после рецензирования / Revised 15.12.2021.
Статья принята к публикации / Accepted 17.12.2021.
97