В МИРЕ БИЗНЕСА / IN THE WORLD OF BUSINESS
2022; 2: 98-111 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
JEL: F 21
УДК. 339.94
DOI: 10.31857/S2686673022020079
США: Новые контуры цепочки поставок
фармацевтических препаратов
М.К. Перова
Национальный исследовательский институт мировой экономики и
международных отношений имени Е.М. Примакова РАН (ИМЭМО).
Российская Федерация,117997, Москва Профсоюзная ул., 23.
ORCID: 0000-0002-9698-5910
mkperova@yandex.ru
Резюме: Пандемия COVID-19 привлекла внимание к зависимости США от важней-
ших цепочек поставок фармацевтических препаратов, которые опираются на производ-
ство, базирующееся в Китае и Индии. Роль Китая как основного поставщика активной
фармацевтической субстанции - АФС (active pharmaceutical ingredient) для производи-
телей дженериков в мире, указывает и на зависимость США от китайских АФС через
рынки третьих стран.
В статье анализируются основные факторы, подтолкнувшие реструктуризацию це-
почек поставок, а также уже наметившиеся подходы в решении данной проблемы.
За последние несколько десятилетий многие компании перенесли фармацевтическое
производство готовых доз и АФС за рубеж, что было обусловлено, прежде всего, воз-
можностями снизить производственные затраты и получить доступ к растущим рынкам.
Исходно важную роль здесь сыграл принятый в 1984 г. закон «О ценовой конкурен-
ции на лекарства и восстановлении срока действия патента». Этот закон открыл рынок
для дженериков, на которые в настоящее время приходится 90% отпускаемых по рецеп-
ту в США лекарств, но при этом их продажи составляют менее 25% расходов, реализуе-
мых по рецепту препаратов.
Однако существует скрытый риск полагаться на сложные глобальные цепочки по-
ставок, которые зависят от иностранных партнёров. Пандемия COVID-19 превратила эти
скрытые риски в реальные сбои, и США пришлось сдерживать пандемию с ограничен-
ными внутренними запасами лекарственных препаратов.
Трудности, пережитые в 2020 г., заставили США искать варианты реструктуризации
цепочки поставок и, таким образом, добиваться ослабления зависимости.
Ключевые слова: пандемия COVID-19, дженерики, зависимость США в обеспечении
фармацевтическими препаратами, производство АФС за рубежом, Китай как основной
поставщик АФС, скрытый риск, сбои в цепочке поставок
Для цитирования: Перова М.К. США: Новые контуры цепочки поставок фармацев-
тических препаратов. США & Канада: экономика, политика, культура. 2022; 52 (2): 98-
111. DOI: 10.31857/S2686673022020079
The United States: New Contours
of the Supply Chain for Pharmaceuticals
M.K. Perova
98
Перова М.К. США: Новые контуры цепочки поставок фармацевтических препаратов.
Perova, M.K. The United States: New Contours of the Supply Chain for Pharmaceuticals
Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations
Russian Academy of Science.
23, Profsoyuznaya st., 117997 Moscow, Russian Federation
ORCID: 0000-0002-9698-5910
mkperova@yandex.ru
Abstract: The pandemic of COVID-19 has drawn attention to the ways in which the Unit-
ed States depend on critical pharmaceuticals value chains that rely on production based in Chi-
na and India. China’s role as the primary supplier of APIs (active pharmaceutical ingredient) to
global manufacturers of generic, highlights that the U.S. market may be dependent on China
API through third markets
The study of this issue implies the analysis of the main factors inducing the supply chain
restructuring and also already outlined approaches to solving this problem
Over the past few decades, many US pharmaceutical companies have moved finished-dose
pharmaceutical production and API (active pharmaceutical ingredients) production overseas,
that driven primarily by the opportunities for lower manufacturing costs and access to growing
markets. The adoption of the Drug Price Competition and Patent Term Restoration Act of 1984
played an important role here. This law has opened up the market for generics. Today 90% of
prescription drugs sold in the U.S. are generic medications. Despite this, generic drug sales
account for less than 25% of prescription drug spending.
However, there is an implicit risk in relying on elaborate global supply chains in which
their provision depends on foreign partners. The Covid-19 pandemic has turned these hidden
risks into real disruptions. Due to disruptions in the supply chain the United States stepped up
efforts to contain the COVID-19 pandemic with limited domestic stockpiles
The difficulties of 2020 forced the United States to look for options for restructuring sup-
ply chain and thus reduce this kind of dependence.
Keуwords: COVID-19 pandemic, generics, U.S. dependence on provision of pharmaceu-
ticals, API production overseas, China’s role as the primary supplier of APIs, hidden risk, dis-
ruptions in the supply chain
For citation: Perova M.K. The United States: New Contours of the Supply Chain for
Pharmaceuticals. USA & Canada: Еconomics, Рolitics, Сulture. 2022;
52
(2): 98-111.
DOI: 10.31857/S2686673022020079
ВВЕДЕНИЕ
Пандемия COVID-19 вывела на первый план проблемные зоны в функциони-
ровании международных цепочек поставок фармацевтических препаратов. Мо-
тивируемые более низкими затратами в развивающихся странах вложения амери-
канских компаний неизбежно привели к растущей зависимости от иностранных
поставщиков, среди которых лидирующие позиции занимают Китай и Индия.
Нехватка лекарств и тяжёлые условия пандемии в США заметно усилили
внимание к негативным последствиям вывоза инвестиций фармацевтическими
компаниями, состоянию отечественных производственных мощностей, а также к
вопросам внутреннего потребления лекарственных средств.
Выход из сложившейся ситуации США начинают искать в реструктуризации це-
почки поставок. В этих целях восполняются пробелы в правовом регулировании (ука-
99
В МИРЕ БИЗНЕСА / IN THE WORLD OF BUSINESS
2022; 2: 98-111 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
зы), осуществляется перебазирование зарубежных операций, ведётся разработка но-
вых технологий, формируется сеть контрактных производителей внутри страны.
В контексте упомянутых проблем важно проанализировать основные факто-
ры, подтолкнувшие реструктуризацию цепочки поставок, а также рассмотреть
уже наметившиеся подходы к решению данной проблемы.
ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
ЦЕПОЧКИ ПОСТАВОК
Возможности фрагментации производственных процессов и рассредоточе-
ния их по разным странам, активизация взаимосвязей в глобальных производ-
ственных системах, во многом формируемых в соответствии с инвестиционны-
ми решениями компаний, определяют специфику функционирования отдель-
ных отраслей в современных условиях мировой экономики.
Вместе с тем в деятельности фармацевтических компаний США вполне от-
чётливо просматривается особая траектория международных операций. На про-
тяжении почти трёх десятилетий компании покупали или производили лекар-
ственные средства за рубежом, отправляя их затем в США. Новые инвестиции не
дополняли внутреннее производство, а скорее заменяли его. Эти особенности
инвестиционной практики во многом сформировались под влиянием принято-
го в 1984 г. закона «О ценовой конкуренции на лекарства и восстановлении сро-
ка действия патента» (the Drug Price Competition and Patent Term Restoration Act of
1984), известного как закон Хэтча - Ваксмана (Hatch-Waxman Act).
Пытаясь сбалансировать потребность в инновационных лекарственных средствах
и расширении доступности менее дорогих препаратов, этот закон фактически про-
ложил путь для успешного выхода на рынок непатентованных лекарственных
средств и, таким образом, заложил правовую и экономическую основу для современ-
ной фармацевтической промышленности, производящей дженерики. К настоящему
времени на дженерики приходится 90% отпускаемых по рецепту лекарств [1].
C истечением срока действия патента на фирменный препарат, компании
стали выходить на рынок, снижая цены на 80-90 %, что, говорит о получении
производителями крайне низкой прибыли. продажи этих лекарства сегодня
оставляют менее 25% расходов, реализуемых по рецепту лекарств [1].
Авторитетный американский специалист в области экономики здравоохранения
Рена Конти (заместитель директора по исследованиям в области биофармы и госу-
дарственной политики Института инноваций и политики системы здравоохранения
Бостонского университета) считает, что эти крошечные прибыли заставляют произ-
водителей выходить из бизнеса, оставляя при этом лишь несколько игроков [2]. Так, в
2004-2016 гг. 40% данного рынка приходилось на поставки одного производителя и в
среднем одного конкурента на один лекарственный препарат [1].
Весьма важно, что рост цен на непатентованные лекарства «положительно
коррелирует с уменьшением числа производителей и <…> повышением кон-
центрации поставщиков». В 2008-2014 гг. цены на непатентованные лекарства у
100
Перова М.К. США: Новые контуры цепочки поставок фармацевтических препаратов.
Perova, M.K. The United States: New Contours of the Supply Chain for Pharmaceuticals
трёх или менее производителей были «значительно выше», чем у препаратов с
большим числом конкурентов [1].
P. Конти также отмечает, что задача Конгресса США и Управления по сани-
тарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (Food and
Drug Administration - FDA/ФДА) состоит в том, чтобы разработать способ поощ-
рения компаний к выходу на рынок, когда возникают монополии. Непростая
задача, признает специалист, учитывая рентабельность компании по производ-
ству дженериков [2].
Но непатентованные лекарства становятся не только более дорогими, но и
труднодоступными. Ещё до пандемии, в 2009 г., в списке дефицита ФДА было
157 медикаментов, а в 2010 г. это число увеличилось до 178 [3].
На слушаниях в комитете Сената США по финансам возникшие проблемы
проиллюстрировал доктор Патрик У. Кобб из Онкологического центра в
г. Биллингсе, штат Монтана. В частности, при обследовании пациента, у которо-
го двое маленьких детей, был выявлен острый лейкоз. Стандартное лечение
проводилось универсальным препаратом цитарабин, однако его хватило лишь
на первый этап. Врач усомнился и в возможностях найти данное средство в до-
статочном количестве для завершения лечения [3].
Мартин Ван Триест, недавно вошедший в когорту 100 самых влиятельных людей
в современном здравоохранении США, видит ключевой фактор нехватки дженери-
ков в «сломанной экономической модели». В функционировании такой модели он
выделяет следующие основные этапы: «... когда цены снижаются, компании уходят с
рынка... и, когда на рынке остаётся одна или две компании, из-за низких цен нет сти-
мула инвестировать в улучшение объектов или увеличение мощностей» [1].
В гонке за прибыльностью компании США вполне логично делают свой вы-
бор в пользу переноса производства готовых лекарств и АФС за рубеж.1 С 2010 г.
совокупные прямые инвестиции США в здравоохранение Китая составили
12,7 млрд долл, менее 10% их общего объема [4].
Подобное перенаправление инвестиционных потоков было вызвано, прежде
всего, возможностями снижения производственных затрат и доступа к растущим
рынкам. Джанет Вудкок, глава Центра оценки и исследований лекарственных
средств (FDA’s Center for Drug Evaluation and Research) выделяет в связи с этим пре-
имущества таких стран, как Индия и Китай. Вудкок, в частности, обращает вни-
мание на уровень оплаты труда. Если по данным на конец прошлого десятиле-
тия, средний индекс заработной платы типичной западной компании АФС
принять за 100, то для китайского производителя этот показатель составлял во-
1 Цепочка поставок фармацевтического производства включает в себя два основных этапа. Пер-
вый - производство активных фармацевтических субстанций. Это ключевые части препарата, кото-
рые производят эффект. Производство дженериков в значительной степени определяется именно
качеством этой субстанции. Такое производство является химически интенсивным, включающим
реакторы для выпуска лекарственных веществ. Вторая стадия - это физический процесс, известный
как выпуск рецептур. Вспомогательные вещества объединяются с АФС для превращения лекар-
ственного средства в расходуемую форму, такую как таблетка, жидкость, капсула, крем, мазь и т.д.
101
В МИРЕ БИЗНЕСА / IN THE WORLD OF BUSINESS
2022; 2: 98-111 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
семь, а для индийского - десять. Вудкок отмечает и более низкие затраты на
электроэнергию, воду, сеть поставщиков сырья и посредников, а также вполне
приемлемые для инвесторов нормы охраны окружающей среды [5]. За счёт упо-
мянутых факторов, в Индии, например, удалось снизить расходы на 30-40%.
Свой вклад в офшоринг внесла и утвердившаяся в корпоративном управлении в
1980-е годы нацеленность на максимизацию финансовой стоимости компаний.
Первоочередное внимание стало уделяться краткосрочной прибыльности и по-
вышению курса акций, при этом росли выплаты дивидендов, покупка финансо-
вых активов, вознаграждение высшего руководства компании, что подталкивало
снижение издержек, соответственно, и размещение операций за рубежом.
В частности, в 2007 г. «Пфайзер» (Pfizer) объявила, что передаст 30% своего про-
изводства на аутсорсинг в Азию, уволит 10 тыс. сотрудников и предоставит
2 млрд долл. экономии своим акционерам [6].
По сообщению американской прессы, компания «Бристоль Майерс Сквибб»
(Bristol Myers Squibb) закрыла последнее предприятие в США, производившее
АФС для таких антибиотиков, как пенициллин, в 2009 г. Ранее, в 2002 г., эта же
участь постигла производство аспирина. Напротив, провинция Хубэй в Китае,
где впервые был зарегистрирован COVID-19, фактически становится «родным
домом» для производителей более 130 лекарств.
Выстроенные цепочки поставок в условиях глобальной экономики, без-
условно, способствовали расширению доступа к лекарственным средствам, бо-
лее выгодным ценовым условия, а также укреплению медицинской инфра-
структуры во многих странах мира. Но уязвимые звенья в их функционирова-
нии давали о себе знать ещё до COVID-19. Так, большинство АФС извлекаются
из растений, которые подвержены рискам стихийных бедствий, изменению
климата, вредителям и болезням и, соответственно, на них трудно рассчитывать
в случаях непредвиденного спроса. Уникальна и география некоторых сырье-
вых ресурсов, которые могут быть доступны только в одной стране.
«Есть много сырья, которое недоступно в США, оно доступно только из Ки-
тая», - говорит, в частности, Джон Ди Лорето, исполнительный директор Целе-
вой группы по массовым фармацевтическим препаратам организации амери-
канских производителей АФС [7].
Поскольку препараты используются для улучшения здоровья и спасения жиз-
ней людей, их безопасность и эффективность являются основополагающими ха-
рактеристиками. Однако использование материалов иностранного происхожде-
ния нередко не соответствовало американским стандартам. ФДА недавно проана-
лизировало 163 препарата, нехватка которых отмечалась в 2013-2017 гг., и обна-
ружило в качестве основной причины проблемы с качеством - 62% случаев [5].
Важнейшим фактором, как для здоровья пациентов, так и для всей цепочки
поставок является контроль температуры. Согласно оценкам, индустрия био-
фармы ежегодно теряет около 35 млрд долл. из-за сбоев в логистике с контроли-
руемой температурой. По имеющимся сведениям, на связанные с отклонениями
температуры, приходится почти 80% проблем в цепочке поставок. Столь суще-
102
Перова М.К. США: Новые контуры цепочки поставок фармацевтических препаратов.
Perova, M.K. The United States: New Contours of the Supply Chain for Pharmaceuticals
ственная уязвимость влияет и на конечный продукт, что, в свою очередь, ведёт к
падению доверия потребителей [Jaekel B. 2021].
Переход к глобальным цепочкам поставок резко усилил и зависимость от
иностранных поставщиков. По последним оценкам, Китай сегодня производит
около 40% всех АФС, используемых в мире [7]. Такая зависимость от Китая рас-
пространяется даже на обычные бытовые лекарства. США импортируют 95%
ибупрофена и 70% ацетаминофена из Китая. Но в этом ряду есть и ингредиен-
ты, производимые только в Китае. Эксперт в области фармацевтики, Розмари
Гибсон, обратила внимание на три используемых антибиотика—азитромицин,
ципрофлоксацин и пиперациллин/тазобактам, производство которых зависит
именно от таких ингредиентов [6].
Индия и Китай являются странами происхождения 75- 80% AФС, приобре-
таемых США [8]. Но Индия, поставляющая около 40% непатентованных фарма-
цевтических препаратов, используемых в США, импортирует почти 70% своих
АФС из Китая [9:32]. Принимая во внимание доминирующие позиции Китая на
мировом рынке АФС, несложно предположить, что большинство непатентован-
ных лекарств, импортируемых США, содержат также активные ингредиенты,
получаемые из Китая. Такая зависимость, безусловно, повышает вероятность
нехватки препаратов в случае нарушения поставок.
Для предотвращения возможного дефицита США пришлось даже пойти на ослаб-
ление импортных ограничений. Так, в 2015 г. ФДА запретило импорт 29 лекарственных
средств китайского производителя после того, как была получена 61 жалоба на примеси
в продукции компании. Руководствуясь опасениями нехватки лекарств, власти сняли
запрет на импорт для 14 препаратов из этой категории [10: 270].
Свою особую специфику в функционирование цепочек поставок привнесла
пандемия. Сотрудники авторитетного Университета Джонса Хопкинса пришли к
выводу, что «большинство некризисных дефицитов возникают из-за проблем с
производством лекарств, нехватка лекарств, вызванная эпидемией COVID-19, в ос-
новном, была вызвана ростом спроса на определённые категории фармацевтиче-
ских препаратов» [The Pandemic and the Supply Chain.]. Однако возможности кор-
ректировки принятого решения, их своевременность пока не удаётся встроить в
цепочку поставок. Подход, соединивший источники сырья с производственными
графиками и успешный в снижении затрат принцип поставок точно-в-срок (just-in-
time), не рассчитан на избыточный исходный продукт и, как правило, дает сбои.
Негативно повлияла на ситуацию и вызванная пандемией остановка производ-
ства АФС и готовых лекарств. Так, в Китае многие заводы были временно закрыты,
а открывшиеся впоследствии предприятия нередко комплектовались лишь частич-
но. Причины в данном случае следует искать в установленном правительством ка-
рантине сотрудников и блокировке. Заметно уменьшилось и число поставщиков.
Введение запретов на поездки также задержало доставку ранее одобренных
видов сырья из зарубежных стран в США, что, безусловно, способствовало не-
хватке лекарств. Одним из препаратов, на которые повлияли эти задержки, яв-
ляется пропофол-11, анестетик, используемый для поддержания вентиляции
103
В МИРЕ БИЗНЕСА / IN THE WORLD OF BUSINESS
2022; 2: 98-111 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
лёгких у пациентов с COVID-19. Вспышка коронавируса сорвала и запланиро-
ванные проверки китайских фирм по линии ФДА, следовательно, возросли и
риски поступления на американский рынок некачественной продукции.
Таким образом, пандемия, остановившая азиатские заводы и закрывшая
маршруты доставки, усугубила зависимость от поставщиков. Дефицит затронул
почти все виды медицинских потребностей - от безрецептурных анальгетиков
(например, ибупрофена или ацетаминофена) до антибиотиков, седативных
средств, средств поддержки дыхания (например, альбутерол) и многих других.
Так, среди антибиотиков 21 препарат имеет решающее значение в лечении вто-
ричных инфекций у пациентов с COVID-19, при этом для 18 лекарственных
средств более 80% поставок приходится на Китай, Индию или Италию - те гео-
графические точки, где были перебои в производстве [11].
В дополнение к сбоям, вызванным задержками в иностранной инспекции,
производстве и транспортировке, страны стали вводить ограничения на экспорт
фармацевтических продуктов, руководствуясь, при этом интересами только соб-
ственных граждан. Так, с 3 марта 2020 г. Индия ввела запрет на экспорт 26 АФС
до дальнейшего уведомления [11]. Правительство этой страны также предпри-
няло шаги по преодолению зависимости от поставок АФС из Китая. В этих це-
лях было решено выделить 140 млн долл. США на поддержку производства ле-
карств, включающих 53 приоритетных AФС.
Сложившиеся обстоятельства подтверждают прозорливость американских
экспертов Розмари Гибсон и Джанардан Прасад, которые предвидели эти трудно-
сти ещё в 2018 г.: «Централизация глобальных поставок основных ингредиентов
для лекарств в Китае делает их уязвимыми для перебоев, будь то по ошибке или
намеренно. Если возникнут проблемы с основным ингредиентом, произведённым
в Китае, Соединённые Штаты будут стоять в очереди вместе с Европой, Индией и
другими странами, чтобы получить его» [R. Horner. 2020].
Таким образом, бизнес-модель, в основу которой были положены низкие из-
держки инвестирования в развивающихся странах, в тяжёлых условиях панде-
мии продемонстрировала свою явную несостоятельность. Необходимо было ис-
кать иные способы обеспечения лекарственными средствами.
В ПОИСКАХ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
На фоне сложностей в управлении цепочками поставок, высоких рисков,
огромных финансовых потерь и невосполнимой утраты человеческих жизней
американские власти активно ищут решение возникших проблем. С марта
2020 г. были приняты законы для оказания помощи населению и предприятиям,
пострадавшим от пандемии COVID-19 [12]. Восполняются и пробелы правового
регулирования в сфере производства лекарственных средств.
В августе 2020 г. президент Д. Трамп издаёт исполнительный указ «Об обес-
печении основных лекарственных средств, медицинских контрмер и важнейших
ресурсов в США» (Executive Order on Ensuring Essential Medicines, Medical
104
Перова М.К. США: Новые контуры цепочки поставок фармацевтических препаратов.
Perova, M.K. The United States: New Contours of the Supply Chain for Pharmaceuticals
Countermeasures, and Critical Inputs Are Made in the United States)
Встроенный в док-
трину «Америка прежде всего» (America First), этот указ был направлен на воз-
вращение фармацевтического производства в США и выведение его из-под кон-
троля правительств таких стран, как Китай и Индия, крупнейших производите-
лей АФС в мире. Данный указ также предписывает федеральным агентствам
«покупать американское», сохраняя возможность лишь редких исключений.
В январе 2021 г. вступивший в должность новый президент США Дж. Байден,
издаёт исполнительный указ «Устойчивая цепочка поставок в области обще-
ственного здравоохранения» (A Sustainable Public Health Supply Chain /EO14001), где
зафиксирована необходимость стратегии по разработке, созданию и поддержке
долгосрочного потенциала поставок США в случае будущих пандемий и биоло-
гических угроз. В феврале 2021 г. появляется исполнительный указ «О цепочках
поставок Америки» (Executive Order on America’s Supply Chains/ЕО 14017), раскры-
вающий особенности подхода новой администрации к решению назревших
проблем. Итак, «Соединённым Штатам нужны устойчивые, разнообразные и
надёжные цепочки поставок для нашего экономического процветания и нацио-
нальной безопасности <…> Поэтому политика моей администрации заключает-
ся в укреплении устойчивости американских цепочек поставок».
Предлагаемый подход предусматривает следующие основные ориентиры:
уберечь экономику США от возможной нехватки важнейших импортных ком-
понентов и снизить зависимость от иностранных поставок, сделать американ-
ские цепочки поставок более устойчивыми, разнообразными и безопасными, а
также восстановить внутренние производственные мощности.
Акцент Дж. Байдена на укрепление таких цепочек во взаимодействии с дру-
гими странами отличается от позиции предшественника: «…тесное сотрудниче-
ство в области устойчивых цепочек поставок с союзниками и партнёрами, раз-
деляющими наши ценности, будет способствовать коллективной экономической
и национальной безопасности, а также укреплению потенциала реагирования
на международные бедствия и чрезвычайные ситуации».
Этот указ потребовал от ключевых правительственных учреждений в тече-
ние 100 дней оценить уязвимость и рассмотреть вопросы совершенствования
цепочек поставок в четырёх важнейших отраслях промышленности, включая
фармацевтику. В июне 2021 г. Белый дом опубликовал отчёт о 100-дневном об-
зоре цепочки поставок с внесёнными уточнениями в избранный курс: «Наш
подход частного сектора и государственной политики к внутреннему производ-
ству, который в течение многих лет ставил во главу угла эффективность и низ-
кие затраты, а не безопасность, устойчивость и гибкость, привёл к рискам в це-
почке поставок <...> Администрация берёт курс на оживление нашей производ-
ственной базы и обеспечение безопасности глобальных цепочек поставок, вос-
становление устойчивости на национальном уровне…» [13:7].
Ключевые рекомендации: усилить прозрачность цепочки поставок и стиму-
лировать устойчивость; повысить экономическую устойчивость производства и
распространения лекарств в США, а также в странах - партнёрах; увеличить
105
В МИРЕ БИЗНЕСА / IN THE WORLD OF BUSINESS
2022; 2: 98-111 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
внутреннее производство и развивать международное сотрудничество, создать
потенциал для решения проблем в чрезвычайных ситуациях.
К поискам выхода из сложившейся ситуации подключились также предста-
вители научного сообщества и бизнес-среды. Объектом особого внимания, без-
условно, становится проблематика перебазирования (reshoring) зарубежных опе-
раций. Так, Деррон Р. Старк, управляющий директор по стратегии «Эрнст энд
Янг Парфенон» (EY Parthenon) в Нью-Джерси и эксперт в области фармацевтики,
считает, что это может занять несколько лет. Компаниям необходимо произве-
сти реконфигурацию сетей производственных поставок, а затем провести тести-
рование и получить данные для обращения за разрешением в официальные ор-
ганы [14]. По мнению этого эксперта, указ Байдена не учитывает сложности це-
почек поставок. «Даже если вы вернёте производство АФС в США, вы всё равно
будете зависеть от [Азии] в отношении сырья и других компонентов рецепту-
ры», - отмечает он [15].
Cсылаясь на доступность определённых видов сырья только из Китая, уже
упоминавшейся Ди Лорето, также считает, что это «затрудняет предположение
о том, что возвращение всего производства АФС в США… решает проблему» [7].
Вместе с тем Д. Старк позитивно оценивает применение таких правовых мер,
как снижение налоговых льгот для компаний, действующих за рубежом, и субси-
дии для расширения производства внутри страны, а также инвестиции иностран-
ного капитала в увеличение мощностей по производству важнейших лекарств.
Роберт Хэндфилд, (профессор, Университет штата Северная Каролина), со-
гласен с тем, что необходимо устранить уязвимость в цепочке поставок. Однако
к эффективности плана Байдена он относится скорее скептически. У Хэндфилда
возникает вполне закономерный вопрос, кто будет финансировать капитальные
вложения и рисковать производством в США, где расходы на рабочую силу и
капитальные затраты выше, и будут ли программы государственных закупок,
которые в настоящее время основаны на затратах, компенсировать более высо-
кие цены. Специалист также считает, что обоснованные стимулы могут подстег-
нуть иностранные инвестиции [15].
Но у Байдена есть и единомышленники. В частности, Ведат Вертер (Универ-
ситет штата Мичиган) разделяет особое внимание президента к устойчивости
цепочек поставок. «Главная проблема не в прибыли компании, <…> Признавая,
что прибыль может упасть в краткосрочной перспективе, - он добавляет, что
повышение устойчивости обеспечивает избыточность, географическую дивер-
сификацию и гибкость в цепочках поставок компаний, что поможет компаниям
справиться с аномальными явлениями, такими как пандемия COVID-19, и пере-
жить следующую катастрофу» [15].
На этом фоне оценка ситуации одной из ведущих мировых консалтинговых ком-
паний А.Т. Кирни (A.T. Kearney) выглядит и вовсе пессимистичной: «В целом, сочета-
ние относительно высоких производственных затрат, отсутствие значительного по-
вышения производительности труда в стране за счёт автоматизации и технологий и
106
Перова М.К. США: Новые контуры цепочки поставок фармацевтических препаратов.
Perova, M.K. The United States: New Contours of the Supply Chain for Pharmaceuticals
сохраняющейся нехватки квалифицированной рабочей силы делают внезапное воз-
рождение отечественного производства в США крайне маловероятным» [16].
Однако немало и сторонников восстановления фармацевтического произ-
водства в США. Так, по мнению Джеффа Ферри, главного экономиста Коали-
ции за процветающую Америку (Coalition for a Prosperous America), экономическое
моделирование показывает в этом случае огромные выгоды для экономики
США. В фармацевтической промышленности восстановление приведёт к увели-
чению рабочих мест на 62%. Стимулирование этого сектора обеспечило бы ты-
сячи дополнительных высокооплачиваемых рабочих мест на производственных
предприятиях по всей стране. Федеральные данные показывают, что в 2018 г.
здесь было занято 294 250 работников со средним доходом 74 890 долл. Это на
47% выше среднего показателя для всех работников частного сектора [6].
В пользу развития подобного направления и обременительные расходы по
импорту. Так, в 2019 г. США импортировали фармацевтических препаратов на
сумму 128 млрд долл. Это стало третьей по объёму категорией импорта, при
этом торговый дефицит страны в фармацевтике достиг 74 млрд долл. [6
В качестве важнейшей движущей силы реорганизации цепочек поставок
рассматриваются новые технологии. Основным применением передовых техно-
логий производства для АФС, считает Вудкок, должно стать внедрение непре-
рывного производства, в отличие от ставшего уже традиционным, серийного
производства. Оборудование, используемое для непрерывного производства,
настроено на непрерывную работу в определённой последовательности, что
может значительно сэкономить время, деньги и пространство [5].
Одна из примечательных особенностей, связанных с непрерывной обработ-
кой, заключается в том, что реактор небольшого размера можно увеличить, за-
пустив его на более продолжительный срок. Предположим, что в любой момент
времени только 20% ваших поставок производится внутри страны, но, если по-
ставщик на 80% по какой-либо причине потерпел неудачу, вы сможете, таким
образом, легко увеличить объём производства.
Данный подход активно поддерживается и на уровне фирм. Так, Фернандо
Дж Муцио, президент Системы непрерывного производства Интегра (Integra
Continuous Manufacturing Systems); Эрик Санчес, старший консультант этой же
компании приходят к выводу, что «для фармацевтической цепочки поставок,
перебазирование производственной деятельности является правильным бизнес-
решением как для обеспечения непрерывности бизнеса, так и по соображениям
национальной безопасности. Перевод обеих потребностей в согласованную и
жизнеспособную бизнес-модель фармацевтического производства зависит от
нашего умения заложить прочную основу технологических инноваций. Важно
определить инновации, которые помогли бы сделать стратегию переориента-
ции успешной не только в краткосрочной перспективе, когда существует под-
держка государственной политики, но и в дальнейшем, когда устойчивость за-
висит от прибыльности» [Sanchez E. and Muzzio F., 2021].
107
В МИРЕ БИЗНЕСА / IN THE WORLD OF BUSINESS
2022; 2: 98-111 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Вместе с тем авторы выделяют и основное ограничение для изменения
структуры производства дженериков, относящееся к АФС. Одно из наиболее
важных условий в данном случае - наличие доступных на местном уровне про-
межуточных материалов, используемых в синтезе АФС. Перенос заключитель-
ных этапов производства АФС на отечественные предприятия вполне может
оказаться бесполезным занятием, если он не будет включать стратегию получе-
ния промежуточных материалов из местных источников.
Однако новые технологии могут выручить и в этот раз, предлагая способ по-
лучения очень сложных лекарственных молекул по требованию. С сегодняшним
пониманием ДНК, современными вычислительными мощностями и возможно-
стями биоинженерии учёные смогут разрабатывать ингредиенты для лекарств,
считает Кристина Смолке, генеральный директор и соучредитель американской
компании «Антея» (Antheia) [Sanchez E. and Muzzio F. 2021].
Остро стоит и проблема персонала, принимающего решения в компаниях,
производящих дженерики. В настоящее время эти сотрудники имеют лишь
ограниченную осведомлённость обо всём комплексе вопросов, необходимых для
успешного внедрения технологий в производство дженериков.
В качестве возможного решения для фармацевтических компаний предла-
гается также поиск контрактных производителей в США, что позволит избежать
затрат на инвестиции в новые разработки. В частности, американский разработ-
чик антибиотиков «Паратек фармасьютикелс» (Paratek Pharmaceuticals), выбрал
именно этот путь. В апреле 2021 г. компания объявила, что она возобновляет по-
ставки своего антибиотика Nuzyra (омадациклин), который ФДА одобрило в
2018 г, по контракту на сумму 20 млн долл. Генеральный директор Эван Лох го-
ворит, что компания определила контрактных производителей в США и нахо-
дится в процессе сборки сети.
Вместе с тем крупные фармацевтические компании, которые зависят от аут-
сорсинговых поставок со всего мира, отказываются от инициатив по репатриа-
ции цепочки поставок. Причины подобного выбора содержатся в заявлении Ас-
социации фармацевтических исследований и производителей Америки
(Pharmaceutical Research and Manufacturers of America), торговой ассоциации, пред-
ставляющей крупные фармацевтические и биотехнологические компании.
«Географическое разнообразие в цепочке поставок фармацевтической продук-
ции позволяет производителям вносить необходимые коррективы, чтобы избе-
жать дефицита, что особенно важно во время национальных катастроф и гло-
бальных пандемий <…> Сейчас не время для радикальных изменений в цепочке
поставок фармацевтических препаратов, которые могут привести к сбоям» [17].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первые итоги реструктуризации цепочки поставок позволяет подвести
опрос компаний, проведённый А.Т. Кирни. Полученные результаты показали,
что на 52% увеличились поставки продукции из США, на 17% - из соседних
108
Перова М.К. США: Новые контуры цепочки поставок фармацевтических препаратов.
Perova, M.K. The United States: New Contours of the Supply Chain for Pharmaceuticals
стран, на 14% - из других источников [16]. К тому же 47% опрошенных заявили,
что их компания будет стремиться диверсифицировать свою цепочку поставок в
течение следующих трёх лет, чтобы снизить зависимость от одного источника
или места производства, в то время как 41% - будут специально стремиться сни-
зить зависимость от Китая [16].
Зависимость цепочки поставок США от Китая, выступающего в роли по-
ставщика фармацевтических препаратов и медицинских изделий, безусловно,
усилила позиции этой страны в борьбе за экономическую гегемонию, мотиви-
рованную резким экономическим подъёмом. Китай хорошо осознаёт стратеги-
ческое значение фармацевтического производства. В своём выступлении на
Национальной народной конференции в Пекине китайский экономист Ли Да-
окю (Li Daokiu) прямо объяснил стратегические возможности Китая: «Мы нахо-
димся во власти других, когда дело доходит до компьютерных чипов, но мы яв-
ляемся крупнейшим в мире экспортёром сырья для витаминов и антибиотиков.
Если мы сократим экспорт, медицинские системы некоторых западных стран
будут работать плохо»” [6].
США, по всей видимости, сосредоточат основные усилия на диверсифика-
ции поставок за пределами Китая и расширении возможностей внутри страны.
Серьёзных сдвигов в новых технологических методах производства дженериков
пока не просматривается. Управление по санитарному надзору за качеством
пищевых продуктов и медикаментов одобрило только один АФС для непрерыв-
ного производства.
Американский опыт преобразования индустрии дженериков, опирающийся
на использование недорогих активных фармацевтических субстанций, произво-
димых преимущественно в Китае и Индии, даёт серьёзный урок и другим стра-
нам, которые сначала решаются пойти на разрушение отечественного произ-
водства, а потом начинают искать способы как его восстановить.
ИСТОЧНИКИ
1. A Price Too High Cost, Supply, and Security Threats to Affordable Prescription
Drug. A HSGAC MINORITY STAFF REPORT. US Senate Committee on Homeland
Securities
and Government Affairs.
2019.
59
p.
Available
at:
https://www.hsgac.senate.gov/imo/media/doc/191206_Report_APriceTooHigh.pdf
.(accessed 28.05.2021).
2. Gorenstein D. Drug prices: how generics changed the game. July 25, 2017 Avail-
able at: https://www.marketplace.org/2017/07/25/health-care/drug-prices-how-
generics-changed-game/ (accessed 28.08.2021).
3. Hearing before 112 Congress. First Session. December 7, 2011. 112 p.
4. 2020 Report to Congress of the U.S. - China Economic and Security Review
Commission. 116 Congress. Second Session. December, 2020.
5. Woodcock J. Testimony Safeguarding Pharmaceutical Supply Chains in a Glob-
al Economy. House Committee on Energy and Commerce. Subcommittee on Health.
October 30, 2019. Available at: https://www.fda.gov/news-events/congressional-
109
В МИРЕ БИЗНЕСА / IN THE WORLD OF BUSINESS
2022; 2: 98-111 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
testimony/safeguarding-pharmaceutical-supply-chains-global-economy-10302019
(accessed 05.07.2021).
6. Ferry J. It’s Time to Rebuild Domestic Drug Production in the US, for Both Health and
Economic Reasons. March 17, 2020. Available at: https://www.industryweek.com/the-
economy/article/21126380/its-time-to-rebuild-domestic-drug-production-in-the-us-for-
both-health-and-economic-reasons (accessed 25.08.2021).
7. Mullin R. COVID-19 is reshaping the pharmaceutical supply chain. April 27,
2020. Available at https://cen.acs.org/business/outsourcing/COVID-19-reshaping-
pharmaceutical-supply/98/i16 (accessed 05.06.2020).
8. The API industry in China: Producing and exporting to the global market. July 1, 2020.
Available
at:
https://daxueconsulting.com/api-industry-in-
chi-
na/#:~:text=The%20API%20industry%20in%20China%3A%20Producing%20and%20exporting%
20to%20the%20global%20market&text=API%20produced%20and%20exported%20by,in%20the%
20global%20pharmaceutical%20ecosystem (accessed 23.09.2020).
9. CRS Report. COVID-19: China Medical Supply Chains and Broader Trade Is-
sues. December 23, 2020. 57 p.
10. 2019 Report to Congress of the U.S. - China Economic and Security Review
Commission. 116 Congress. First Session. November, 2019.
11. Sheikh K. Essential Drug Supplies for Virus Patients Are Running Low. The
New
York
Times.
April
2,
2020.
Available
at:
https://www.nytimes.com/2020/04/02/health/coronavirus-drug-shortages.html
(accessed 15.09.2021).
12. Congressional Research Service. Pandemic-Related Provisions Expiring in the
117th Congress. May 25, 2021. р.31.
13. Building Resilient Supply Chains, Revitalizing American Manufacturing, and
Fostering Broad-Based Growth. 100-Day Reviews under Executive Order 14017. A
Report by The White House. June
2021.
250
p.
Available at:
https://www.ndtahq.com/building-resilient-supply-chains-revitalizing-american-
manufacturing-and-fostering-broad-based-growth/ (accessed 28.08.2021).
14. Jung A., Meade H., Botos M. Re-shoring pharma and medtech manufacturing:
playing the
long game. EY. October
29,
2020.
Available
at:
https://www.ey.com/en_us/life-sciences/re-shoring-pharma-and-medtech-
manufacturing-playing-the-long-game (accessed 25.09.2021).
15. Maister Ph. Biden's push to boost resilience of US supply chains. May 5, 2021
Available at: https://www.fdiintelligence.com/article/79626 (accessed 16.08.2021).
16. Kearney. Van den Bossche P., Castaño Y., Blaesser B. Serraneau K. Global Pan-
demic roils 2020 Reshoring Index, shifting focus from reshoring to right-reshoring.
Available at: https://www.kearney.com/operations-performance-transformation/us-
reshoring-index (accessed 15.09.2021).
110
Перова М.К. США: Новые контуры цепочки поставок фармацевтических препаратов.
Perova, M.K. The United States: New Contours of the Supply Chain for Pharmaceuticals
17. Mullin R. Bringing drug production back to the US. June 29, 2020. Available at:
https://cen.acs.org/business/outsourcing/Bringing-drug-production-back-
US/98/i25 (accessed 23.09.2021).
REFERENCES
Jaekel B. COVID-19 Vaccine Transforms Pharma Supply Chain Forever. March 15,
2021. Available at:
https://www.sdcexec.com/warehousing/article/21330715/covid19-vaccine-
transforms-pharma-supply-chain-forever (accessed 27.09.2021).
R. Horner. The world needs pharmaceuticals from China and India to beat coro-
navirus.
The
Conversation.
May
25,
2020.
Available
at:
https://theconversation.com/the-world-needs-pharmaceuticals-from-china-and-
india-to-beat-coronavirus-138388 (accessed 05.09.2021).
The Pandemic and the Supply Chain. Addressing Gaps in Pharmaceutical Production
and Distribution. Johns Hopkins University. November,
2020.14 p. Available at:
https://www.jhsph.edu/research/affiliated-programs/johns-hopkins-drug-access-and-
affordability-initiative/publications/Pandemic_Supply_Chain.pdf (accessed 16.09.2021).
Sanchez E., Muzzio F. Reshoring Pharmaceutical Manufacturing to the US: Can
We Do It. Pharmaceutical Technology. Vol.45, № 2, 2021. P. 28-30. Available at:
https://www.pharmtech.com/view/reshoring-pharmaceutical-manufacturing-to-
the-us-can-we-do-it (accessed 05.07.2021).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ /INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
ПЕРОВА Маргарита Константинов-
Margarita K. PEROVA, Cand. Sc.(Econ.),
на, кандидат экономических наук,
senior researcher, Center for North Amer-
старший научный сотрудник Центра
ican Studies, Primakov National Research
североамериканских
исследований
Institute of World Economy and Interna-
(ЦСАИ) Национального исследова-
tional Relations Russian Academy of Sci-
тельского института мировой эконо-
ence.
мики и международных отношений
23, Profsoyuznaya st., 117997 Moscow,
имени Е.М. Примакова Российской
Russian Federation.
Академии наук.
Российская Федерация,117997, Москва,
Профсоюзная ул., 23.
Статья поступила в редакцию/ Received 30.11.2021.
Статья поступила после рецензирования / Revised 12.12.2021.
Статья принята к публикации / Accepted 15.12.2021.
111