Приходько О.В. Трансатлантические отношения: брексит и его последствия
Prikhodko, O.V. Brexit Implications for the Transatlantic Relationship
УДК 327.51
DOI: 10.31857/S2686673022030014
Трансатлантические отношения:
брексит и его последствия
О.В. Приходько
Институт США и Канады Российской академии наук (ИСКРАН),
Российская Федерация, 121069 Москва, Хлебный пер., 2/3
ORCID: 0000-0001-9764-4096
e-mail: olegvladim@yandex.ru
Резюме: Результаты британского референдума 2016 г. по вопросу о брексите вызва-
ли противоположную реакцию в либеральных и консервативных слоях американского
внешнеполитического истеблишмента. Они породили обеспокоенность в Евросоюзе, где
брексит был воспринят как триггер возможной дестабилизации в интеграционной Евро-
пе. Тема брексита стала предметом жарких дебатов в политических и экспертных кругах
по обе стороны Атлантики, что во многом объясняется той ролью, которую Великобри-
тания играет в западном сообществе, и её влиянием в международных делах. Во-первых,
это «особые отношения» между США и Великобританией, во многом определяющие
коллективную позицию Запада. Во-вторых, это британский вклад в сотрудничество
НАТО-ЕС, включая активное участие в операциях этих организаций. В-третьих, это
смещение американских геостратегических приоритетов с Европы на Индо-
Тихоокеанский регион в результате нарастающего противоборства между США и Кита-
ем и созвучные этой тенденции изменения в британской стратегии. Выход Соединённо-
го Королевства из Евросоюза является крупным международным событием, которое
оказывает многостороннее влияние на трансатлантические отношения. Анализу насту-
пивших и возможных последствий брексита для США и интеграционной Европы по-
священа данная статья.
Ключевые слова: брексит, США, Великобритания, ЕС, трансатлантические отношения
Для цитирования: Приходько О.В. Трансатлантические отношения: брексит и его
последствия. США &Канада: экономика, политика, культура. 2022; 52 (3): 5-22.
DOI: 10.31857/S2686673022030014
Brexit Implications for the Transatlantic Relationship
Oleg V. Prikhodko
Institute for the U.S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences (ISKRAN).
2/3 Khlebny per., Moscow, 121069 Russian Federation 1
ORCID: 0000-0001-9764-4096
e-mail: olegvladim@yandex.ru
Abstract: Since the Second World War, the United Kingdom has served as a transatlantic
bridge between the United States and Europe, and as a conduit of the U.S. influence in Europe-
an affairs. Since its entry the EU, Great Britain has been one of the main contributors to the
European Union’s foreign, security and defense policies. The withdrawal of the United King-
dom from the EU in 2020 marked a milestone in the European politics. The UK’s decision to
leave the European Union has raised questions concerning probable implications of Brexit for
the transatlantic relationship and the European balance of power. Brexit entails multi-faceted
5
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 3: 5-22
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
changes in Britain’s global posture, in particular, new nuances in its dealings with the United
States and European partners. These shifts embrace a wide range of political, defense, security,
and economic issues. They have stirred up debates on the British strategy’s ‘tilt’ towards the
Indo-Pacific and Britain’s future cooperation with the American ally and the EU. Having con-
sidered developments in Washington-London-Brussels relations in the wake of the Brexit ref-
erendum, this article figures out trends in interactions of these key players that reflect their
visions of a post-Brexit reality.
Keywords: Brexit, United States, Great Britain, European Union, transatlantic relationship
For citation: Prikhodko O.V. Brexit implications for the transatlantic relationship. USА &
Canada:
Economics,
Politics,
Culture.
0 2022; 52 (3): 5-22
DOI: 10.31857/S2686673022030014
ВВЕДЕНИЕ
В июне 2016 г. в Великобритании прошёл референдум, в ходе которого боль-
шинство (51,9%) проголосовало за выход страны из Европейского Союза. 31 января
2020 г. Соединённое Королевство официально вышло из состава ЕС. В декабре
того же года стороны подписали Соглашение о торговле и сотрудничестве и ряд
дополнительных документов (по использованию ядерной энергии в мирных це-
лях, обмену и защите секретной информации, и т.д.), которые регулируют их вза-
имоотношения в различных областях за исключением внешней политики, воен-
ной безопасности и обороны. К 1 января 2021 г. завершился переходный период, в
течение которого на британской территории продолжало действовать европей-
ское законодательство о едином рынке ЕС и таможенном союзе. Брексит с точки
зрения его сторонников призван доказать, что Соединённое Королевство, освобо-
дившись от оков ЕС, способно гораздо больше преуспеть в «свободном плавании»,
нежели оставаясь в Европейском Союзе, который они называют «тоталитарным
сверхгосударством». Великобритания - пятая экономика в мире по размеру ВВП
[1] и ведущая европейская военная держава. Выход этой страны из ЕС ведёт к
ослаблению интеграционной Европы, что воспринимается многими политиками
и экспертами на Западе как удар по либеральному миропорядку, ведь Евросоюз
служит его оплотом на европейском пространстве от Лиссабона до Риги.
Брексит вызвал резко негативную реакцию либеральных элит США и Европы имен-
но потому, что является победой принципа верховенства государственного суверени-
тета, который противоречит идее глобализации, не признающей национальных гра-
ниц. Рост электоральной поддержки в Европе национально ориентированных,
антиглобалистких общественно-политических сил был вызван мировым кризи-
сом 2008 г., крахом иммиграционной политики «открытых дверей» и обострив-
шимися социально-экономическими проблемами, порождёнными глобализаци-
ей. Брексит является отражением этой общей тенденции. По мнению ряда за-
падных политологов, до брексита и победы Д. Трампа на выборах 2016 г. при
анализе причин начавшегося разрушения американской гегемонии мало вни-
мания уделялось такому явлению, как подъём общественно-политических дви-
6
Приходько О.В. Трансатлантические отношения: брексит и его последствия
Prikhodko, O.V. Brexit Implications for the Transatlantic Relationship
жений в Северной Америке и Европе, которые отвергают устоявшийся миропо-
рядок [Cooley A., Nexon D., 2020: 14].
«Эпопея брексита» пришлась на период деятельности трёх американских пре-
зидентов - Б. Обамы, Д. Трампа и Дж. Байдена. Политические и идеологические
взгляды этих лидеров и стоящих за ними кругов правящей элиты США во многом
определяли характер реагирования Вашингтона на отделение Великобритании от
Евросоюза. Однако в оценках брексита демократами и республиканцами про-
сматриваются общие типические черты, отражающие глубинные интересы аме-
риканского государства, которые не меняются со сменой администраций.
РЕАКЦИЯ США НА БРЕКСИТ
Американское восприятие брексита формировалось в результате взаимодей-
ствия различных факторов. Среди них особое место занимают уникальные со-
юзнические связи между США и Великобританией. Американо-британская ось
является одной из главных опор западного миропорядка. Подписание лидерами
двух стран «Новой Атлантической хартии» в июне 2021 г. стало наглядным тому
подтверждением. Вашингтон рассматривает Соединённое Королевство в каче-
стве важнейшего союзника и проводника своего влияния в международных де-
лах, особенно в Европе, ведь взгляды и подходы двух стран близки или совпада-
ют. Культивируя «особые» отношения с Британией, американские администра-
ции поощряли её к тому, чтобы она рассматривала США как более важного
партнёра, чем европейские державы или ЕС. Эти союзнические связи «позволя-
ют Соединённым Штатам оставаться в гуще событий в Европе, что приобретает
всё бóльшую актуальность в контексте разворота США на Азиатско-
Тихоокеанский регион, а Соединённому Королевству позволяет играть более
важную роль в Атлантическом альянсе» [Ewers-Peters Nele M., 2021: 579].
В периоды напряжённости в трансатлантических отношениях большую
ценность для США представляла способность Великобритании выполнять
функцию связующего звена между Северной Америкой и Европой, между
НАТО и ЕС. Доверительные отношения с Лондоном становились особенно цен-
ным активом в американской политике, когда он выступал лидером в диплома-
тической деятельности и политике безопасности ЕС. Вашингтон извлекал выго-
ду из британского членства в Евросоюзе, используя его для влияния на внешне-
политические приоритеты и планы объединённой Европы в военной сфере. Он
поддерживал стремление Лондона подчинить европейское оборонное сотруд-
ничество целям НАТО (США). Как отмечал английский политолог У. Риис, «не
имея возможности направлять развитие европейской интеграции, США полага-
лись на Соединённое Королевство в том, чтобы ограничивать ЕС в соответствии
со своими интересами». Он констатировал, что «развитие сотрудничества с Ве-
ликобританией в области обороны и безопасности осуществлялось американ-
ской стороной за счёт многосторонних отношений обеих стран с ЕС. Америка
проводила стратегию, которая усугубляла трения между двумя ключевыми ат-
7
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 3: 5-22
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
лантистскими институтами - НАТО и ЕС» [Rees W., 2017: 561, 565]. Великобрита-
ния всегда была в жёсткой оппозиции к любым инициативам, направленным на
формирование ЕС как самостоятельного центра силы и геополитического влия-
ния. Она противодействовала попыткам Франции конкурировать с США за ли-
дерство в Европе или ставить под сомнение главенствующее положение НАТО в
европейской системе безопасности.
«Особые» отношения с США и членство в ЕС открывали для Лондона воз-
можности посредничества между Вашингтоном и европейскими партнёрами в
трансатлантических спорах. По мнению американского историка А. Сира, роль
Великобритании как медиатора между США и Европой приобрела особую цен-
ность в «ситуации возникших трений между президентом Дональдом Трампом,
канцлером Германии Ангелой Меркель и другими лидерами в Европе» [Cyr A.,
2018: 92]. Однако брексит практически лишает Великобританию возможности выпол-
нять функцию посредника и ограничивает её вклад в трансатлантическое сотрудниче-
ство по проблемам безопасности рамками НАТО.
Выгоды от пребывания Великобритании в Евросоюзе для американских ин-
тересов не ограничивались сферой безопасности. Бывший посол США в ЕС
(2014-2016 гг.) Э. Гарднер в своих мемуарах отмечает важную роль британского
правительства в достижении летом 2016 г. договорённости между США и ЕС по
вопросам регулирования в сфере цифровой экономики и защиты личных дан-
ных, включая соглашение «Охрана персональной информации» (Data Privacy
Shield) и предложения по формированию единого рынка цифровых услуг ЕС,
которые были сравнительно благоприятны для американских компаний [Gard-
ner A., 2020: 90].
Тема брексита появилась в трансатлантической повестке дня на завершаю-
щем этапе президентства Б. Обамы. Администрация США выступила на стороне
противников выхода Великобритании из ЕС. В преддверии британского рефе-
рендума, который состоялся 23 июня 2016 г., президент Б. Обама, госсекретарь
Дж. Керри, другие американские официальные лица, пытаясь повлиять на ис-
ход голосования, предупреждали о рисках и возможных негативных последстви-
ях брексита. Особенно неприятным для американской администрации было то,
что сторонники брексита в своей агитационной кампании активно раскручивали те-
му восстановления национального суверенитета Великобритании, которая шла вразрез
с концепцией глобализации, продвигаемой либеральной элитой США. Э. Гарднер
вспоминает: «Как и многие в администрации Обамы, я просто не мог понять по-
стоянно звучавшее утверждение, что Британия стала вассальным государством,
что необходимо “вернуть контроль” над границами, финансами и законами».
По его мнению, это утверждение «ввело в заблуждение не только многих изби-
рателей в Соединённом Королевстве, но также ключевые фигуры в администра-
ции Д. Трампа. Американский президент назвал ЕС “гирей на ногах” Велико-
британии» [Gardner A., 2020: 74].
Администрация Б. Обамы активно разъясняла свою позицию британской
стороне, в том числе в ходе контактов с видными политическими фигурами из
8
Приходько О.В. Трансатлантические отношения: брексит и его последствия
Prikhodko, O.V. Brexit Implications for the Transatlantic Relationship
лагеря сторонников брексита, такими как мэр Лондона (и будущий премьер-
министр) Б. Джонсон, который, выступая весной 2016 г. в одном из популярных
телешоу на британском телевидении, назвал ЕС «тюрьмой, в которой тюремщик
случайно оставил дверь открытой» [2]. Вашингтон не скупился на слова, осуждая
«крамольную» идею выхода Великобритании из ЕС. Однако его риторика не
могла вычеркнуть из памяти британцев жёсткую американскую критику раз-
личных сторон деятельности Европейского Союза. Некоторые западные анали-
тики полагают, что США сами невольно приложили руку к брекситу, подвергая
остракизму политические амбиции ЕС и беспощадно критикуя Брюссель за
провалы европейской политики в вопросах иммиграции и противодействия
терроризму. Эта критика играла на руку сторонникам брексита, и «среди тех,
кто выступал за выход из ЕС, были высокопоставленные работники британских
служб безопасности, которые ставили под сомнение полезность ЕС в борьбе с
терроризмом» [Rees W., 2017: 563-564].
Американское политико-экспертное сообщество раскололось на два лагеря в оценках
брексита. Либеральное крыло выразило поддержку противникам выхода Вели-
кобритании из ЕС, указывая на потенциальные потери и риски, которые сопря-
жены с этим решением, в частности, на уменьшение британского влияния в во-
просах международной безопасности и финансов. Противоположных взглядов
придерживаются правоконсервативные круги. Они приветствовали брексит ис-
ходя из своего убеждения, что ослабление Евросоюза отвечает американским
интересам. Для них Евросоюз - это соперник США во многих вопросах.
Итоги референдума, на котором большинство британцев (51,9%) сделали вы-
бор в пользу выхода страны из ЕС, вызвали нескрываемое разочарование в Ва-
шингтоне. В либеральной элите и аналитических центрах, связанных с Демокра-
тической партией, исход голосования был воспринят как отражение тревожной
тенденции роста популистских настроений, как индикатор разочарования значи-
тельной части британского общества в результатах глобализации и нежелания
примириться с постимперским статусом страны. По словам американского поли-
толога Г. Уилсона, «в кругах, близких к администрации Б. Обамы, брексит олице-
творял собой настораживающий рост авторитарного популизма и неспособность
британцев адаптироваться к современной ситуации» [Wilson G., 2017: 553].
Хотя Вашингтон и Брюссель характеризовали двусторонние отношения как
партнёрские, в некоторых вопросах ЕС создавал проблемы для американской
политики, и США часто использовали свои связи с Великобританией для их ре-
шения. Как замечает в своей книге Э. Гарднер, «учитывая, что США и Соеди-
нённое Королевство сходятся во взглядах почти на каждую внешнеполитиче-
скую и экономическую проблему, а также на вопросы безопасности, естественно,
Вашингтон хотел, чтобы Великобритания внутри ЕС оказывала влияние на
принятие его решений и делала ЕС более экономически либеральным, более
атлантистским и пронатовским» [Gardner A., 2020: 88].
С точки зрения американских демократов выход Великобритании из ЕС являет-
ся чувствительным ударом по либеральному миропорядку, оказывая негативное
9
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 3: 5-22
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
влияние не только на обе вовлечённые стороны, но и на Европу в целом, провоци-
руя в ней вызывающие обеспокоенность политические процессы. Британский ре-
ферендум дал импульс популистским движениям в европейских странах, особенно
во Франции, Нидерландах, Дании, что могло привести к расколу и потенциально к
распаду ЕС. Брексит обострял внутренние проблемы ЕС, в результате европейские
партнёры, как опасались в Вашингтоне, могли надолго погрузиться в их решение,
выделяя меньше сил и ресурсов для взаимодействия с США в международных де-
лах. Ушедший в отставку в декабре 2017 г. Главком американских войск в Европе
генерал-лейтенант Ф. Ходжес высказал тогда предостережение, заявив, что дезинте-
грация ЕС могла бы повлечь серьёзные последствия и для НАТО.
Выступая весной 2016 г. на слушаниях в Специальном комитете по брекситу
Палаты Общин британского парламента (куда его пригласили для изложения
позиции администрации Б. Обамы) Э Гарднер, объяснил, почему Вашингтон
выступает за сохранение членства Великобритании в ЕС. Суть его разъяснений
сводилась к следующему: «пребывание Соединённого Королевства в составе Ев-
ропейского Союза даёт США значительно больше уверенности в силе трансат-
лантического союза» [Gardner A., 2020: 84]. С точки зрения американского ис-
теблишмента, брексит ослабляет положение в Европе группы стран, которые в
своей политике традиционно ориентируются на США и Великобританию. Ва-
шингтон не скрывал опасений по поводу возможного негативного влияния
брексита в сфере безопасности, учитывая, что Великобритания традиционно
играла важную роль в оборонном сотрудничестве Евросоюза.
Одной из причин американской обеспокоенности является риск разбалан-
сировки интеграционной Европы после британского ухода. Брексит нарушает
сложившийся баланс в ЕС, который опирался на «большую европейскую трой-
ку»: Германию, Францию, Великобританию. Выход Соединённого Королевства
ведёт к возрастанию германского влияния, а Великобритания традиционно рас-
сматривается американскими стратегами как контрбалансир германской силы.
США не исключают ощутимых экономических последствий для трансатланти-
ческих отношений, полагая, что брексит может сдвинуть ЕС к более протекцио-
нистской позиции на торговых переговорах, усилить влияния тех кругов в Евро-
пе, которые защищают интересы ведущих национальных компаний и продви-
гают идеи европейской промышленной политики и планирования, сужающие
границы свободной конкуренции и открытого рынка. Негативное отношение
администрации Б. Обамы к брекситу подпитывали опасения, что выход Велико-
британии из ЕС нанесёт ущерб интересам американских компаний, работаю-
щих как в производственной сфере, так и в области услуг (особенно финансо-
вых), которые выбрали эту страну в значительной мере потому, что она служит
им трамплином для выхода на гораздо более ёмкий общий рынок Евросоюза.
Победа на президентских выборах 2016 г. Д. Трампа, который не скрывал
своей поддержки сторонников брексита, помогла избежать щекотливой ситуа-
ции в американо-британских отношениях, учитывая, что кандидат демократов
Х. Клинтон критиковала итоги британского референдума. Д. Трамп расценил
10
Приходько О.В. Трансатлантические отношения: брексит и его последствия
Prikhodko, O.V. Brexit Implications for the Transatlantic Relationship
брексит как отторжение британцами «лживой идеи» глобализации, а ослабле-
ние ЕС и возникшие проблемы в отношениях между Лондоном и Брюсселем -
как выигрыш для США. Он считал приемлемым и жёсткий вариант брексита -
выход Великобритании из ЕС без договорённостей между сторонами. Д. Трамп в
язвительном тоне отзывался об усилиях тогдашнего премьера Т. Мэй, которая
пыталась достичь соглашения с ЕС на условиях, позволяющих сохранить как
можно больше британо-европейских связей после брексита. Западные аналити-
ки подметили, что «в отличие от предыдущих администраций Д. Трамп не вос-
принимал ЕС в качестве ограничителя Берлина. Наоборот, он видел в Евросоюзе
механизм продвижения германских интересов и влияния, более того, поддержи-
вал инициативы и движения, направленные против ЕС, включая брексит»
[Simón L., Desmaele L., Becker J., 2021: 98-99].
Одобрительная оценка брексита характерна и для американских «мозговых
центров» консервативного направления. По мнению экспертов фонда «Насле-
дие» и Американского предпринимательского института, брексит позволит Ве-
ликобритании вновь обрести свою независимость и откроет возможности для
нового подъёма в американо-британских отношениях. Взгляды правоконсерва-
тивных кругов во многом объясняются их восприятием ЕС как инструмента, ко-
торый Германия и Франция используют в «нечестной» конкуренции с США.
Нынешняя позиция официального Вашингтона определяется тем, что пре-
зидент Дж. Байден и влиятельные фигуры в его окружении, работавшие в ад-
министрации Б. Обамы, не изменили своего негативного отношения к брекситу.
Выход Британии из ЕС несёт перемены, которые могут вызвать уменьшение её
вклада в решение европейских проблем, затрагивающих интересы США. Адми-
нистрация Дж. Байдена заинтересована в том, чтобы разъединение Великобри-
тании и ЕС не повлекло болезненных последствий. В первый год после брексита
разногласия между Лондоном и Брюсселем остро проявились в некоторых спе-
цифических, но политически чувствительных вопросах, таких как «североир-
ландский протокол» и права на рыболовство в британских прибрежных водах.
И хотя эти споры не создают угрозы для единства Запада, которая требовала бы
решительных шагов Вашингтона, по мнению некоторых западных политологов,
администрация Дж. Байдена прилагает недостаточно усилий, чтобы содейство-
вать преодолению возникших разногласий и помочь Великобритании найти
взаимопонимание с европейскими державами.
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БРЕКСИТА
Отделение Великобритании от Евросоюза является крупным международным
событием, которое касается различных сторон трансатлантических отношений.
На американском направлении брексит выражается в ещё большем стратегическом
сближении Великобритании с США. Крен в сторону более тесного сотрудничества с
Соединёнными Штатами просматривается в обновлённой стратегии, которую
премьер-министр Б. Джонсон представил парламенту в марте 2021 г. Участие в
11
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 3: 5-22
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
создании тройственного альянса АУКУС (AUKUS), который готовился втайне от
европейских партнёров и ЕС, обозначение Индо-Тихоокеанского региона как од-
ного из главных приоритетов деятельности в сфере безопасности и ряд других
политических новаций свидетельствуют, что «постбрекситная» Великобритания в
своём международном позиционировании активно подстраивается под стратеги-
ческие задачи, которые сформулировала администрация Дж. Байдена.
Обновлённая британская стратегия определяет сотрудничество с США и
НАТО высшим приоритетом, что свидетельствует о преемственности базовых
установок Соединённого Королевства, которые не меняются со сменой прави-
тельств. В документе подтверждается приверженность поддержанию особых от-
ношений с Соединёнными Штатами, которые характеризуются как «самый
важный стратегический союзник» [3]. В вопросах коллективной безопасности
Лондон намерен и дальше полагаться на НАТО, рассматривая Евро-
Атлантический макрорегион как основной плацдарм для приложения своих
усилий. Содержащиеся в стратегии оценки глобальных угроз и тенденций во
многом совпадают с анализом изменений в международных отношениях, кото-
рый даётся в американских официальных документах - ежегодном докладе ди-
ректора Национальной разведки (Annual Threat Assessment of the U.S. Intelligence
Community 2021 г.) и четырехлетнем Обзоре американского разведывательного
сообщества (Global Trends 2040: A More Contested World).
Брексит сулит определённые выгоды американской политике. Во-первых, в
ситуациях, вызывающих разногласия между США и интеграционной Европой,
возможное объединение Великобритании с европейскими державами (как это
было по иранской ядерной сделке в президентство Д. Трампа) будет затруднено
из-за отсутствия договорно-правовой и институциональной основы для внеш-
неполитического сотрудничества Соединённого Королевства и Евросоюза. Лон-
дон, освободившись от обязательств, связанных с членством в ЕС, теперь может
открыто объединяться с США в оппозиции к европейским проектам, которые с
американо-британской точки зрения несут в себе риски для целостности атлан-
тического альянса. Великобритания поддерживает американские возражения,
касающиеся концепции «европейской обороны», которая обсуждается в ЕС уже
несколько лет, считая вредоносной саму идею стратегической автономности Ев-
ропы, положенной в основу концепции.
Вакуум правовых и институциональных механизмов регулирования брита-
но-европейских отношений во внешнеполитической сфере, образовавшийся
после брексита, лишь усиливает акцент в политике Лондона на более тесном
взаимодействии с США. По мнению западных аналитиков, после выхода Вели-
кобритании из ЕС можно ожидать расширения и интенсификации англо-
американского сотрудничества в сфере разведки и по другим направлениям
оборонной политики [Cyr A., 2018: 93]. Правда, далеко не все в правящей Кон-
сервативной партии согласны с таким перекосом в стратегии Лондона: в рядах
тори есть те, кто полагает, что американские и британские интересы могут не
12
Приходько О.В. Трансатлантические отношения: брексит и его последствия
Prikhodko, O.V. Brexit Implications for the Transatlantic Relationship
всегда совпадать и Лондон должен более тесно сотрудничать с европейскими
партнёрами в вопросах безопасности Европы.
Во-вторых, одним из следствий брексита стал курс правительства Б. Джонсо-
на на расширение британского участия в делах Индо-Тихоокеанского региона
(ИТР), что соответствует нынешним приоритетам американской стратегии,
направленной на всемерное сдерживание Китая как главного системного про-
тивника Запада. Обнародованная в сентябре 2021 г. стратегия Евросоюза для
ИТР [4], хотя и констатирует некоторое ухудшение отношений между ЕС и КНР,
несёт более дипломатичные и сбалансированные определения в сравнении с
теми характеристиками, которые дают политике Пекина официальные лица в
Вашингтоне и Лондоне. ЕС делает акцент на поиске возможностей для сотруд-
ничества с Китаем, а не на его сдерживании.
В-третьих, брексит ведёт к повышению значимости НАТО как инструмента взаи-
модействия между Великобританией и европейскими партнёрами в сфере обороны и без-
опасности, а любое укрепление атлантического альянса отвечает интересам США. ЕС
свернул обмен закрытыми данными с Лондоном, который осуществлялся через
специальный механизм Евросоюза. Британская сторона лишилась доступа к неко-
торым сервисам европейской спутниковой навигационной системы «Галилео».
Усложнились условия участия британских подрядчиков в проектах, осуществляе-
мых по линии Европейского оборонного агентства (ЕОА), а также в рамках углуб-
лённого военно-политического сотрудничества под эгидой ЕС (PESCO - Permanent
Structured Cooperation). В «добрекситную эпоху» Великобритания в некоторых во-
просах трансатлантического сотрудничества выступала в качестве связующего
звена между НАТО и ЕС. Теперь эти её возможности существенно ограничены.
Европейские политологи, склонные преувеличивать значимость ЕС, рассматри-
вают брексит и как ослабление НАТО [Biscop S., 2020: 90].
Выход Великобритании из Евросоюза не вызвал существенных перемен и пра-
вовых последствий во взаимоотношениях США и ЕС. Отсутствие взаимных юри-
дических обязательств в сфере двусторонних политических отношений между
Соединёнными Штатами и Европейским союзом облегчает взаимную адаптацию
сторон к последствиям брексита. Взаимодействие между Вашингтоном и Брюссе-
лем по вопросам внешней политики осуществляется с помощью неофициальных
механизмов и в форматах, не требующих создания для них договорно-правовой
основы, что предоставляет сторонам широкую свободу в принятии решений.
Администрация Дж. Байдена заинтересована в британо-европейском со-
трудничестве в сфере обороны и безопасности, поскольку плодотворное взаи-
модействие Брюсселя и Лондона позитивно влияло бы и на отношения НАТО-
ЕС, и на трансатлантическое сообщество в целом. Некоторые западные экспер-
ты, в частности бывший британский посол в США Н. Шейнвальд, полагают, что
важным критерием полезности Великобритании для американской политики в
глазах администрации Дж. Байдена будет то, в какой мере Лондон сможет нала-
дить сотрудничество с ЕС после брексита [5]. Однако правительство Б. Джонсо-
на, не ожидая ощутимых выгод от взаимодействия с Евросоюзом в сфере внеш-
13
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 3: 5-22
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ней безопасности и международной политики, отклонило предложение Брюс-
селя заключить соответствующее соглашение. Предыдущий кабинет министров
во главе с Т. Мэй стремился к достижению юридически обязывающей догово-
рённости с Евросоюзом в этой сфере, полагая, что лучше держать руку на пульсе
инициатив ЕС, добиваясь их совместимости с задачами НАТО, чем дистанциро-
ваться от Брюсселя, предоставляя ему полный карт-бланш. Британский отказ от
соглашения с ЕС перечеркнул расчёты Вашингтона на то, что Соединённое Ко-
ролевство после выхода из ЕС сохранит доступ к механизму подготовки внеш-
неполитических решений в Брюсселе, который позволил бы инкорпорировать
американо-британскую точку зрения в этот процесс.
Великобритания не проявляет заинтересованности и в налаживании сотрудниче-
ства с ЕС в сфере военно-промышленной кооперации. Она не видит для себя ощути-
мых выгод от военно-технического сотрудничества, которое может предложить
ей Евросоюз, компетенция которого в таких делах очень ограничена. Однако это
не исключает развития военно-промышленной кооперации Великобритании с
ведущими европейскими государствами на двусторонней или многосторонней
основе вне Евросоюза, особенно когда такое взаимодействие согласуется с плана-
ми НАТО. Судя по стратегии модернизации вооружённых сил, которую британ-
ский министр обороны Б. Уоллес представил Парламенту в марте 2021 г., Вели-
кобритания рассматривает Францию как своего самого важного партнёра из
числа стран ЕС [6]. Лондон выразил готовность тесно сотрудничать с Парижем
по военным вопросам, в том числе в регионах, представляющих взаимный инте-
рес - Западные Балканы, Ирак, Сахель.
Британия входит в пятёрку ведущих военных держав мира. По мнению аме-
риканского политолога М. Бекли, углублённое оборонное сотрудничество в
рамках Евросоюза (PESCO) «вероятно не сможет компенсировать, вызванный
уходом Великобритании из ЕС ущерб, поскольку на неё приходилось четверть
всех оборонных затрат и половина объёма финансирования военных НИОКР в
Евросоюзе» [Beckley M., 2018: 107]. С одной стороны, брексит создаёт неопреде-
ленность вокруг будущего европейских военно-технических проектов, которые
были инициированы при британском участии. С другой стороны, отпадают по-
литические препятствия, которые возникали из-за непреклонной позиции Лон-
дона против расширения компетенции ЕС в вопросах оборонного сотрудниче-
ства. Великобритания сопротивлялась реализации идей, направленных на
углубление оборонной интеграции в рамках ЕС, блокировала инициативы, ко-
торые могли бы поставить под сомнение американское лидерство в НАТО.
В 2003 г. и 2011 г. Лондон наложил вето на предложения о формировании в рам-
ках ЕС централизованной командно-штабной структуры, усматривая в них рис-
ки для атлантического альянса. США всегда поддерживали британского союз-
ника в его противостоянии со сторонниками концепции «европейского оборон-
ного союза». По мнению У. Рииса, «брексит предоставляет Парижу благоприят-
ную возможность реализовать цели, которые направлены на достижение незави-
симости от американского влияния» [Rees W., 2017: 568].
14
Приходько О.В. Трансатлантические отношения: брексит и его последствия
Prikhodko, O.V. Brexit Implications for the Transatlantic Relationship
Потеряв доступ к механизму принятия решений в ЕС и утратив функцию
«трансатлантического моста», Британия лишилась возможности отстаивать интересы
США и НАТО в Европейском Союзе. Однако и ЕС теряет значительную часть своего
потенциала с уходом одного из ключевых игроков, который вносил большой вклад в
работу европейских структур, занимающихся вопросами обороны и безопасности.
По мнению западных политологов, в частности Н. Эверс-Питерс, брексит может нега-
тивно отразиться на эффективности сотрудничества НАТО и ЕС, замедлить взаимо-
действие этих организаций [Ewers-Peters Nele M., 2021: 588]. Сокращаются и внешне-
политические ресурсы Евросоюза, учитывая, что для Брюсселя станет недоступной
обширная сеть международных связей британской дипломатии.
Брексит меняет привычную расстановку сил в интеграционной Европе. Перед
США встаёт задача определить, как новая геополитическая конфигурация ЕС
может отразиться на американских интересах. Вашингтон вынужден принимать
во внимание уменьшение британского влияния в делах Европы и в большей мере
учитывать мнение Германии и Франции при рассмотрении европейских про-
блем. В «эпоху Меркель» ФРГ играла ключевую роль в определении стратегиче-
ских перспектив интеграционной Европы, достижении баланса между конкури-
рующими интересами стран и сохранении единства ЕС по ключевым вопросам.
Брексит только укрепляет статус Берлина как архитектора европейских компро-
миссов. Государства Центральной, Восточной и Северной Европы нередко при
отстаивании своей позиции, особенно в вопросах безопасности и миграции, об-
ращались за поддержкой к Великобритании, с которой их объединяют схожие
взгляды. Теперь у этих стран нет противовеса германской политике в Евросоюзе.
Снижение британского влияния в европейских делах заставляет США более
тщательно выстраивать отношения с Германией, внимательнее относиться к её ин-
тересам, учитывая возросший политический вес Берлина в европейском балансе
сил после брексита. Формулируя свой подход к ведению дел с ЕС, Вашингтон все-
гда отдавал себе отчёт в том, что германская позиция часто является определяющим
фактором в политике интеграционной Европы. Решения руководящих органов ЕС,
как правило, отражают приоритеты ФРГ. Многие направления в деятельности Ев-
росоюза требуют финансового обеспечения, а Германия и является тем главным
донором, который осуществляет наибольшие денежные вливания в его бюджет.
По оценкам западных политологов, несмотря на то что американское внима-
ние всё больше сосредотачивается на Китае и ИТР, Вашингтон «будет стремиться
участвовать в делах Европы в достаточном объёме, чтобы влиять на стратегиче-
ское взаимодействие Германии и России» [Simón L., Desmaele L., Becker J., 2021:
100], даже если эти усилия потребуют от него довольно больших политических
или иных затрат. Уступки администрации Дж. Байдена по санкциям в отношении
“Северного потока-2” как раз и показывают важность для неё поддержания хоро-
ших отношений с Берлином. Вашингтон посчитал возможным проявить гибкость
в этом вопросе учитывая и то, что брексит не привел к ослаблению санкционного
давления Евросоюза на Россию. Великобритания часто выступала вдохновителем
15
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 3: 5-22
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
европейской санкционной политики, направленной против РФ и, оказавшись за
пределами ЕС, она не снижает активности в этом вопросе.
ВЛИЯНИЕ БРЕКСИТА НА ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
В ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
Великобритания официально вышла из ЕС 31 января 2020 г., а ещё через
11 месяцев завершился переходный период и на её территории окончательно
утратило силу европейское законодательство об общем рынке и таможенном
союзе. В конце декабря 2020 г. Соединённое Королевство и ЕС заключили Со-
глашение о торговле и сотрудничестве (СТС), которое предусматривает беспо-
шлинный и бесквотный доступ на рынки друг друга. Критики брексита расце-
нивают договорённость как слабую и довольно болезненную сделку для британ-
ской экономики. Достаточно сказать, что сектор финансовых услуг, имеющий
большое значение для экономического благополучия Соединённого Королев-
ства, сохраняет доступ к единому европейскому рынку лишь по очень ограни-
ченному перечню видов деятельности.
Брексит вызвал разнонаправленные экономические последствия, которые затраги-
вают не только саму Британию, но также США и Евросоюз. С 2018 г., когда процесс
разъединения приобрёл необратимый характер, наблюдается неуклонное со-
кращение объёма торговли Великобритании с ЕС. В 2020 г. британский товар-
ный экспорт в страны Евросоюза уменьшился на 40,5 млрд долл. (17,8%) по
сравнению с показателем двухлетней давности и составил 187,2 млрд. Импорт
снизился за это время на 58,7 млрд (16,5%) до 297,6 млрд долл. [7], но в абсолют-
ном выражении по-прежнему представляет собой внушительную величину.
Противоположная тенденция наблюдалась в торговле Великобритании с
США. Британский экспорт в США постоянно рос: с 59,1 млрд. долл. в 2017 г. до
рекордного показателя 73,5 млрд в 2019 г. Однако в 2020 г. он упал до 55,6 млрд
долл. в результате снижения деловой активности по обе стороны Атлантики из-
за пандемии коронавируса. Ещё быстрее в эти годы увеличивался объём британ-
ского импорта из США. В результате торговый профицит в пользу Соединённых
Штатов в двусторонней торговле достиг исторически рекордного уровня -
8,8 млрд долл. [8] За десять месяцев 2021 г. американский экспорт товаров в Ве-
ликобританию составил 50,9 млрд, а импорт - 46,1 млрд долл. [9], и, судя по те-
кущей динамике, объём двусторонней торговли едва ли превзойдёт допанде-
мийный рекордный рубеж в этом году.
Брексит ускорил выход Китая на первое место в списке ведущих торговых
партнёров Соединённых Штатов, отодвинув ЕС на вторую позицию: статистика
Евросоюза теперь не учитывает данные по торговле Великобритании с США.
Согласно нашим расчётам, в 2020 г. доля ЕС в британском экспорте составила
52,7%, а доля США - 14,1%. Это означает неравноценную значимость для Велико-
британии рынков двух её основных торговых партнёров. Коммерческие связи со стра-
16
Приходько О.В. Трансатлантические отношения: брексит и его последствия
Prikhodko, O.V. Brexit Implications for the Transatlantic Relationship
нами ЕС по-прежнему играют первостепенную роль в британской экономике, несмотря
на выход Соединённого Королевства из Евросоюза.
Доступ к британскому рынку имеет немаловажное значение особенно для
тех компаний и корпораций США, которые работают в сфере автомобилестрое-
ния, финансовых услуг и страхования - это такие киты американского бизнеса,
как «Форд», «Дженерал моторс», «Сити», «Дж.Пи. Морган Чейс», «Голдман
Сакс», «Ситигруп», «Морган Стэнли», «Бэнк оф Америка». Основными инвесто-
рами в британскую экономику являются крупные небанковские холдинговые
компании, финансовые и страховые фирмы, машиностроительные концерны.
Накопленные американские прямые инвестиции в Великобритании составили
851,4 млрд долл. по состоянию на 2019 год [10].
Согласно данным американской статистики, Соединённое Королевство зани-
мает седьмое место среди крупнейших торговых партнёров США. Американский
бизнес традиционно считал эту страну выгодным местом для размещения капи-
тала за исключением ряда секторов её экономики, где действовали ограничения,
установленные законодательством ЕС. С уходом из Евросоюза инвестиционная
привлекательность Британии для американского бизнеса снизилась - исчезло та-
кое преимущество как возможность выхода на общий европейский рынок на вы-
годных условиях через «британские ворота» - совместные предприятия, британ-
ские дочерние подразделения американских фирм и корпораций. Как результат,
автоконцерн «Форд» уменьшил запланированные капиталовложения в свои про-
изводственные мощности на территории Соединённого Королевства. Пересмот-
рели инвестиционные планы и другие американские компании.
В докладе главного торгового представителя США (U.S. Trade Representative)
К. Тай отмечается, что и в период пребывания Великобритании в составе ЕС
американские экспортёры и инвесторы сталкивались с препятствиями, когда
выходили на рынок этой страны и когда пытались сохранить или расширить
своё присутствие в некоторых отраслях британской экономики. Многие из этих
препятствий сохранились и после 1 января 2021 г., так как Великобритания про-
должает соблюдать нормы регулирования Евросоюза [10].
Американо-британские торгово-экономические отношения до брексита ре-
гулировались Соглашением о торговле между США и Евросоюзом. Когда Вели-
кобритания перестала быть частью ЕС, перед Вашингтоном и Лондоном воз-
никла необходимость урегулирования своих торговых взаимоотношений на но-
вой основе. Лондон едва ли сможет добиться для себя столь же благоприятных
условий, как те, которые будут прописаны в Соглашении о свободной торговле
США-ЕС, ведь у него несравнимо меньше, чем у Брюсселя возможностей влия-
ния на позицию Вашингтона.
Администрация Дж. Байдена подтвердила, что Великобритания является
ближайшим союзником США, но вместе с тем дала чётко понять, что будет
твёрдо отстаивать американские интересы на переговорах. Поступающие из
Вашингтона сигналы свидетельствуют, что быстрое заключение всеобъемлюще-
го соглашения о свободной торговле с Великобританией не входит в список его
17
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 3: 5-22
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
приоритетов. На Соединённое Королевство приходится 2,6% внешнеторгового
оборота США и 3,6% американского экспорта [11]. Как видно из этих показате-
лей, с чисто экономической точки зрения значение торгово-экономических свя-
зей с Британией для американской экономики не так уж и велико. Однако в ря-
де случаев эти связи носят эксклюзивный характер, что в сочетании с особыми
взаимоотношениями двух стран в сфере безопасности, значительно повышает
их ценность по сравнению с номинальной величиной торгового товарооборота.
Переговоры о торговом соглашении между США и Великобританией нача-
лись 5 мая 2020 г. Стороны добились заметного прогресса в согласовании неко-
торых положений торгового договора. Кроме того, они заключили пять отдель-
ных соглашений о стандартах регулирования, идентичные тем, что действуют
между США и ЕС. Эти нормы охватывают такие товарные группы, как алко-
гольная продукция, судовое и телекоммуникационное оборудование (включая
совместимость электромагнитных характеристик), фармацевтические товары
(условия организации производства и контроля качества), а также определяют
общие правила в сфере страхования.
Но камнем преткновения на американо-британских переговорах о свободной
торговле являются разногласия об условиях допуска сельхозтоваров США на ры-
нок Великобритании. Это касается в первую очередь ГМО-продуктов и мясной
продукции, сделанной из сырья, при производстве которого используются гормо-
ны. Нет согласия у сторон и в отношении стандартов, применяемых к продуктам
питания. Чтобы защитить свой рынок, Соединённое Королевство поддерживает
высокий уровень пошлин на некоторые виды сельхозпродуктов, особенно на ры-
бу и морепродукты, а также на грузовики, пассажирские транспортные средства и
товары деревообработки. Неурегулированным остаётся вопрос о налоге на аме-
риканские компании, которые работают на британском рынке цифровых услуг.
Чтобы ускорить заключение соглашения о свободной торговле с США, Ве-
ликобритания может смягчить режим доступа на свой рынок, сделав его более
привлекательным для американской стороны. Однако подобная уступчивость
затруднит Лондону заключение соглашений о свободной торговле с третьими
странами, которые будут требовать для себя не менее выгодных условий. К тому
же отдаление британской системы регулирования от норм ЕС имело бы для её
экономики негативные последствия, намного превосходящие положительный
эффект от режима свободной торговли с США.
Ситуация вокруг британского законопроекта о внутреннем рынке (Internal
Market Bill) показала, что администрация Дж. Байдена готова вмешаться, когда
британо-европейские разногласия могут перерасти в конфликтную стадию. До-
кумент содержал положения о таможенном контроле Великобритании, которые
противоречили соглашению между Брюсселем и Лондон об условиях брексита.
Вашингтон предупредил британские власти о недопустимости установления
границы таможенного контроля между Ирландской Республикой и Северной
Ирландией, так как это нарушало бы достигнутое при американском посредни-
честве Белфастское соглашение 1998 г. об урегулировании североирландского
18
Приходько О.В. Трансатлантические отношения: брексит и его последствия
Prikhodko, O.V. Brexit Implications for the Transatlantic Relationship
конфликта. Под американским давлением правительство Б. Джонсона согласи-
лось внести поправки в упомянутый законопроект.
Изменение границы и правил таможенного контроля, вызванное брекситом,
привело к осложнению ситуации с доставкой экспортных товаров из стран ЕС в
Северную Ирландию, которая остаётся в рыночном пространстве Евросоюза.
Компромисс по этому вопросу зафиксирован в специальном протоколе, кото-
рый является частью соглашения об условиях выхода Великобритании из ЕС.
Однако проблема таможенного контроля между Великобританией и Северной
Ирландией до конца не разрешена. И хотя в последнее время наметилось неко-
торое смягчение позиции Лондона, но до полного устранения разногласий ещё
далеко. Вашингтон призывает Лондон воздерживаться от шагов, способных де-
стабилизировать ситуацию в Северной Ирландии. При сохранении разногласий
между Лондоном и Брюсселем американское посредничество становится почти
неизбежным, учитывая, что США являются гарантом соблюдения Белфастского
соглашения 1998 года. Британо-европейские споры по чувствительным вопросам
предоставляют Вашингтону возможность выступить в роли арбитра, что объек-
тивно усиливает американское влияние в делах Европы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
США рассматривают Великобританию как своего самого важного союзника,
и любые существенные изменения в геополитическом положении этой страны,
особенно те, что влияют на расстановку сил в Европе, подвергаются тщательно-
му анализу в Вашингтоне. Однако не следует преувеличивать значение брексита
для трансатлантических отношений: выход Великобритании из ЕС не нарушает
функционирование западного миропорядка. Брексит, являющийся порождени-
ем уникального сочетания объективных и субъективных причин, не представля-
ет для США стратегического вызова, хотя и затрагивает американские интересы
в различных областях. Он не способен поколебать позиции Соединённых Шта-
тов в Европе, даже если движение ЕС к «стратегической автономности» получит
ускорение после ухода Великобритании из Евросоюза.
Брексит оказывает разнонаправленное влияние на трансатлантические от-
ношения. Он вносит изменения в американскую политику на европейском
направлении, повышая для Вашингтона ценность сотрудничества с Германией
и Францией. Выход Великобритании из Евросоюза сужает американские воз-
можности влияния через неё на внутренние процессы в интеграционной Европе
и на международную политику Брюсселя. Если Лондон продолжит уклоняться
от политического сотрудничества с ЕС, а основание для подобного предположе-
ния даёт стратегия правительства Б. Джонсона, его ценность как партнёра США
в европейских делах будет девальвироваться. В то же время, избавившись от
ограничений, накладываемых членством в ЕС, Лондон приобретает больше сво-
боды действий в поддержку Вашингтона.
19
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 3: 5-22
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Администрация Дж. Байдена заинтересована в налаживании конструктив-
ного взаимодействия Лондона с Брюсселем, так как нарастание конкуренции в
отношениях между союзниками и тем более их взаимное отчуждение препят-
ствовали бы американским усилиям по консолидации Запада. В ситуации раз-
общённости Великобритании и континентальной Европы от США потребова-
лись бы дополнительные силы для поддержания европейского баланса, что ме-
шало бы сосредоточению американских ресурсов для противодействия «китай-
скому вызову». Дистанцирование Великобритании и ЕС друг от друга - небла-
гоприятный сценарий для американской политики, так как он несёт повышен-
ный риск трений и конфликтов между европейскими партнёрами США.
Брексит устраняет ограничения на оборонные проекты в рамках Евросоюза,
которые возникали из-за британской позиции, получавшей поддержку от США:
Вашингтон и Лондон заинтересованы в торможении военно-политической инте-
грации Евросоюза, опасаясь его превращения в конкурента НАТО. В то же время
выход Соединённого Королевства из ЕС снижает военно-силовую наполняемость
концепции «стратегической автономности» Европы: ЕС не может как прежде рас-
считывать на британское участие в своих операциях. Ослабление европейской
военно-технической и военно-промышленной кооперации в результате выхода
Великобритании из ЕС отвечает интересам США с точки зрения гонки за миро-
вым технологическим лидерством и в контексте конкуренции американских ком-
паний с европейскими производителями на международном рынке вооружений.
США сталкиваются с противоречивыми последствиями брексита. С одной
стороны, происходит «американизация» британской внешней политики в результа-
те освобождения Великобритании от обязательств в рамках ЕС, что выражается в
более активном и масштабном её участии в американских усилиях, направлен-
ных на противодействие России и Китаю в стратегически важных регионах ми-
ра. Великобритания является одним из ключевых партнёров США в мероприя-
тиях по укреплению восточного фланга НАТО. В сентябре 2021 г. она стала со-
учредителем трёхстороннего альянса АУКУС (AUCUS,) демонстрируя готов-
ность всемерно помогать Вашингтону в реализации его военно-политических
проектов в Индо-Тихоокеанском регионе.
С другой стороны, брексит означает для США потерю мощного канала про-
ецирования американского и натовского влияния внутри интеграционной Ев-
ропы. Вашингтону станет сложнее вести работу с Брюсселем по мобилизации
политических, экономических, технологических ресурсов ЕС на борьбу с Кита-
ем и на другие цели, по которым взгляды сторон не совпадают. Лондон в значи-
тельной мере лишается возможности выступать посредником между НАТО и
ЕС: раньше британская дипломатия, выполняя эту функцию, неоднократно по-
могала смягчать возникавшие между двумя организациями разногласия, осо-
бенно когда сталкивались амбиции США и Франции.
Несмотря на разочаровывающий исход британского референдума по брек-
ситу, администрация Б. Обамы в 2016 г. и спустя пять лет администрация
Дж. Байдена подтвердили сохранение «особых» отношений между США и Ве-
20
Приходько О.В. Трансатлантические отношения: брексит и его последствия
Prikhodko, O.V. Brexit Implications for the Transatlantic Relationship
ликобританией, что, впрочем, не помогло Лондону добиться выгодных условий
отделения от ЕС. Брексит высвечивает эксклюзивный характер американо-
британских «особых» отношений. Сотрудничество с США приобретает для Вели-
кобритании ещё большее значение с точки зрения интересов национальной
безопасности и статуса в международной политике. Из обновлённой британ-
ской стратегии следует, что, покинув ЕС, Соединённое Королевство будет ак-
тивно взаимодействовать с США без оглядки на мнение европейских партнёров.
Это, конечно, не означает намеренного отдаления Великобритании от интегра-
ционной Европы, но и прежней её вовлечённости в европейские дела, не связан-
ные с безопасностью, уже вряд ли можно ожидать.
Для администрации Дж. Байдена важно, чтобы брексит не вызывал дестаби-
лизацию в трансатлантическом сообществе. Вашингтон рассматривает безопас-
ность и стабильность объединённой Европы как необходимое условие для кон-
центрации сил и ресурсов Запада на сдерживании России и противодействии
Китаю. Вашингтон исходит из того, что напряжённость в межъевропейских от-
ношениях может затруднить достижение американских внешнеполитических
целей. Внутренне разобщенная и погрязшая в своих проблемах Европа (ЕС) не
способна оказывать существенную поддержку США в международных делах,
будь то Европа или Индо-Тихоокеанский регион.
ИСТОЧНИКИ
1. World Bank. Gross Domestic Product 2020 Ranking. Available at:
https://datacatalog.worldbank.org/dataset/gdp-ranking (accessed 20.11.2021).
2. A. Withnall. EU referendum: Boris Johnson calls the EU 'a jail with the door left
open' and says it would be 'wonderful' to leave. Independent on-line. March 6, 2016.
Available at: https://www.independent.co.uk/news/uk/politics/boris-johnson-says-eu-
jail-door-left-open-uk-leave-a6915241.html (accessed 05.10.2021).
3. Global Britain in a Competitive Age: the Integrated Review of Security, Defence,
Development and Foreign Policy. Available at:
https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachm
ent_data/file/969402/The_Integrated_Review_of_Security__Defence__Development_and
_Foreign_Policy.pdf (accessed 11.08.2021).
4. The EU strategy for cooperation in the Indo-Pacific. Brussels, 16.9.2021. Available at:
https://ec.europa.eu/info/sites/default/files/jointcommunication_indo_pacific_en.pdf
(accessed 20.11.2021).
5. CER podcast: Biden vs Trump: America's choice matters to Europe. 28 October 2020.
Available at: https://www.cer.eu/media/cer-podcast-biden-vs-trump-americas-choice-
matters-europe (accessed 11.08.2021).
6. Defence in a Competitive Age. Available at:
https://www.gov.uk/government/publications/defence-in-a-competitive-age (accessed 01.10.2021).
7. European Union. Trade in goods with United Kingdom. Available at:
https://webgate.ec.europa.eu/isdb_results/factsheets/country/details_united-
kingdom_en.pdf (accessed 10.12.2021).
8. Annual 2020 Press Highlights. Available at: https://www.census.gov/foreign-
trade/statistics/highlights/AnnualPressHighlights.pdf (accessed 02.12.2021).
21
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 3: 5-22
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
9. Trade in Goods with United Kingdom. Available at:
https://www.census.gov/foreign-trade/balance/c4120.html (accessed 12.12.2021).
10. 2021 National Trade Estimate Report on Foreign Trade Barriers. Office of the United
States Trade Representative. Ambassador Katherine Tai. Available at:
https://ustr.gov/sites/default/files/files/reports/2021/2021NTE.pdf (accessed 10.11.2021).
11. Top Trading Partners - October 2021. Available at:
https://www.census.gov/foreign-trade/statistics/highlights/top/top2110yr.html (ac-
cessed 20.12.2021).
REFERENCES
Beckley M. 2018. Unrivaled: Why America Will Remain the World’s Sole Superpower.
Ithaca, NY: Cornell University Press, XI, 231 p.
Biscop S. 2020. The Future of the Transatlantic Alliance: Not Without the European
Union // Strategic Studies Quarterly. Vol. 14. No. 3. P. 81-94.
Cooley A., Nexon D. 2020. Exit from Hegemony: The Unraveling of the American
Global Order. Oxford: Oxford University Press, XIX, 280 p.
Cyr A. 2018. Brexit and Transatlantic Security // Parameters. Spring Vol. 48. № 1. P. 85-93.
Ewers-Peters Nele M. 2021. Brexit’s implications for EU-NATO cooperation: Transat-
lantic bridge no more? // The British Journal of Politics and International Relations. Vol.
23. №. 4. P. 576-592.
Gardner A. 2020. Stars with Stripes: the Essential Partnership between the European
Union and the United States. London: Palgrave Macmillan. XX, 468 p.
Rees W. 2017. America, Brexit and the security of Europe. The British Journal of Politics
and International Relations. Vol. 19. № 3. P. 558-572.
Simón L., Desmaele L., Becker J. 2021. Europe as a Secondary Theater? Competition
with China and the Future of America’s European Strategy. Strategic Studies Quarterly. Vol.
15. № 1. P. 90-115.
Wilson G. 2017. Brexit, Trump and the special relationship. The British Journal of Politics
and International Relations. Vol. 19. № 3. P. 543-557.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
ПРИХОДЬКО Олег Владимиро-
Oleg V. PRIKHODKO, Cand. Sci.
вич, кандидат исторических наук, ве-
(History), leading researcher, Department
дущий научный сотрудник Отдела
of Foreign Policy Studies, Institute for the
внешнеполитических исследований
U.S. and Canadian Studies, Russian
Института США и Канады РАН
Academy of Sciences (ISKRAN),
2/3
(ИСКРАН). Российская Федерация,
Khelbny per., Moscow 121069, Russian
121069, Москва, Хлебный пер., 2/3.
Federation.
Статья поступила в редакцию/ Received 22.12.2021.
Статья поступила после рецензирования / Revised 30.12.2021.
Статья принята к публикации / Accepted 2.01.2022.
22