РЕТРОСПЕКТИВА / RETROSPECTION
2022; 4: 108-120
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
УДК 94
DOI: 10.31857/S2686673022040071
EDN: AKIQCM
США мобилизуют союзника: французский кейс
(декабрь 1979-1980 гг.)
Н.С. Мищенко
Вятский государственный университет.
Российская Федерация 610020, г. Киров, ул. Московская, 36
ORCID: 0000-0002-6843-6850
e-mail: alenablumari@yandex.ru
Аннотация. Ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. завершил период
разрядки международной напряжённости. В различных сегментах политической элиты
США звучали призывы возобновить холодную войну. Вашингтон ужесточил свою поли-
тику в отношении СССР и ввёл против него санкции. Не все страны Запада были готовы
поддержать такой поворот, в частности, руководство Франции предпочитало сохранить
двусторонние отношения с СССР. На основании документов СНБ, ЦРУ и Государствен-
ного департамента США и с привлечением российских и французских источников в ста-
тье рассмотрены действия США, направленные на то, чтобы побудить Францию присо-
единиться к политике давления на СССР. Используя проблемно-хронологический метод,
автор отвечает на вопросы о том, насколько эффективными были попытки Вашингтона
вовлечь Францию в консолидированный санкционный курс, направленный против
СССР, какие механизмы при этом были задействованы и к каким результатам привели
эти усилия.
Ключевые слова: разрядка, локальный конфликт, Афганистан, санкции, американо-
французские отношения
Для цитирования: Мищенко Н.С. США мобилизуют союзника: французский кейс
(декабрь 1979-1980 г.). США & Канада: экономика, политика, культура 2022; 52 (4)
108-120. DOI: 10.31857/S2686673022040071
Благодарности: Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного
фонда (проект № 19-18-00501).
USA Mobilizes an Ally: the French Case
(December 1979-1980)
Nina S. Mishchenko
Vyatka State University.
36, Moscow st., Kirov, 610020, Russian Federation
ORCID: 0000-0002-6843-6850
e-mail: alenablumari@yandex.ru
Abstract. The bringing of Soviet troops into Afghanistan in December 1979 ended the pe-
riod of easing in international tensions. There were calls in various segments of the US political
elite to resume the Cold War. Washington tightened its policy towards the USSR and imposed
sanctions against it. Not all Western countries were ready to support such a turn, in particular,
the French leadership preferred to maintain bilateral relations with the USSR. Based on the
108
Мищенко Н.С. США мобилизуют союзников: французский кейс (декабрь 1979-1980 г.)
Mishchenko, N.S. USA Mobilizes an Ally: the French Case (December 1979-1980)
documents of the NSC, the CIA and the US State Department and with the involvement of
Russian and French sources, the article examines the actions of the United States aimed at en-
couraging France to join the policy of pressure on the USSR. Using the problem-chronological
method, the author answers questions about the effectiveness of Washington's attempts to in-
volve France in a consolidated sanctions course directed against the USSR, what mechanisms
were involved and what results these efforts led to.
Keywords: détente, local conflict, Afghanistan, the policy of sanctions, American-French
relations
For citation. Mishchenro N.S. USA mobilizes an Аlly: the French case (December 1979 -
1980). USA & Canada: Economics, Politics, Culture 2022; 52 (4): 108-120.
DOI: 10.31857/S2686673022040071
Acknowledgments. The research is supported by the Russian Science Foundation (Project
number 19-18-00501 «Internationalization of internal conflicts in US foreign policy (1945-
2001): planning, informational support, military and political participation»).
ВВЕДЕНИЕ
Ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. завершил период раз-
рядки международной напряжённости. Главным содержанием международных
отношений этого периода была стабилизация конфликтного взаимодействия
СССР и США и, соответственно, ведомых этими сверхдержавами социально-
политических систем и военно-политических блоков. В Вашингтоне политика
разрядки не всегда встречала одобрение. В мышлении американской элиты дол-
гое время преобладала установка на то, что США должны выиграть в историче-
ской и идеологической борьбе с СССР. Эта установка противоречила разрядке.
Другое дело - Франция. В руководстве этой страны, начиная с президента
Шарля де Голля (1959-1969 гг.), широкое распространение приобрела идея воз-
вращения ей самостоятельной роли в мире, предпринимались попытки взять на
себя роль государства, которое свяжет Восток и Запад. В Париже не было обос-
нованной доктрины идеологического противоборства с СССР. Наоборот, прези-
дент В. Жискар д’Эстен (1974-1981 гг.) подчёркивал, что разрядка выражает
стремление сосуществовать при наличии различных систем, что необходимо
наводить мосты над идеологической пропастью [Славенов В.П. 1981: 203]. Не-
смотря на статус союзника США, Франция в 1970-е годы часто пыталась отстоять
своё право на самостоятельную политику, а французская политическая повестка
нередко отличалась от американской.
Наряду с идеологической конфронтацией и противостоянием общественно-
политических систем США и СССР в период холодной войны сохранили лиди-
рующие позиции в создаваемых ими союзах, коалициях, организациях и объ-
единениях (как правило, не монолитных) [Юнгблюд В.Т. 2020: 73] и контролиро-
вали своих союзников, направляя их внешнюю политику в консолидированное
русло [Стратегии союзничества, 2021: 83-84].
109
РЕТРОСПЕКТИВА / RETROSPECTION
2022; 4: 108-120
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
История взаимодействия США и Франции в связи с событиями в Афгани-
стане в 1979-1980 гг. позволяет пролить свет на попытки Вашингтона дисципли-
нировать одного из своих союзников и консолидировать Запад в условиях эска-
лации «новой холодной войны» (этот термин использован В.И. Батюком приме-
нительно к периоду 1980-1985 гг. [Батюк В.И. 2018: 195-230]).
В фокусе исследования находятся первые месяцы после ввода ограниченного
контингента советских войск в Афганистан, на протяжении которых происхо-
дили события, существенно повлиявшие на ситуацию в регионе и наложившие
отпечаток на состояние международного климата в целом, в том числе и на эво-
люцию американо-французских отношений [Шмелев Д.В. 2016: 305].
Источниками исследования послужили материалы Совета национальной
безопасности (СНБ), Центрального разведывательного управления (ЦРУ) и Гос-
ударственного департамента США, а также документы, включённые в некото-
рые французские издания. В работе использованы также мемуары и дневники
известных политиков и дипломатов, которые находились у власти в 1979-1980 гг.
ПЕРВЫЕ ОЦЕНКИ В США И ДРУГИХ СТРАНАХ ЗАПАДА
3 июля 1979 г. локальный конфликт в Афганистане фактически перерос в
столкновение двух сверхдержав - в этот день президент Дж. Картер подписал
секретный указ, санкционирующий финансирование афганской вооружённой
оппозиции. Этот шаг стал одним из главных побуждающих мотивов для приня-
тия 12 декабря 1979 г. на заседании Политбюро ЦК КПСС решения о вводе
ограниченного контингента советских войск в Афганистан. 25 декабря 1979 г.
это решение было выполнено. Советское правительство полагало, что прямое
участие в локальном конфликте будет непродолжительным и что американская
администрация, как и в случае с акцией ОВД в Чехословакии в 1968 г., не станет
вмешиваться. Однако реакция США оказалась быстрой и резко негативной
[Юнгблюд В.Т., Воробьёва Т.А. 2016: 106].
Официальная американская реакция появилась уже через несколько часов
после начала операции. 26 декабря представитель Госдепартамента зачитал за-
явление о том, что западное общество осуждает это событие, как вопиющее во-
енное вмешательство во внутренние дела независимого государства [Славенов
В.П. 1981]. На следующий день последовало заявление американского министра
обороны Гарольда Брауна, который объявил, что СССР нарушил стабильность в
Афганистане и во всём регионе [Стратегии союзничества, 2021: 84]. 28 декабря
Дж. Картер на заседании СНБ сообщил, что намерен сделать личные звонки
канцлеру ФРГ Г. Шмидту, премьер-министру Великобритании М. Тэтчер, пре-
зиденту Франции В. Жискар д’Эстену, председателю Совета Министров Италии
Д. Коссиге и президенту Пакистана М. Зия-уль-Хаку. Президент США также со-
общил о том, что собирается предложить своим европейским союзникам прове-
110
Мищенко Н.С. США мобилизуют союзников: французский кейс (декабрь 1979-1980 г.)
Mishchenko, N.S. USA Mobilizes an Ally: the French Case (December 1979-1980)
сти заседание Совета НАТО. В течение ближайших дней он выполнил своё
намерение.
28 декабря США направили официальный протест СССР с требованием вы-
вода войск, а затем в телевизионном обращении Дж. Картер публично осудил
советскую акцию, назвав её «вторжением». Президент сообщил, что он говорил
по телефону с главами правительств других государств. Во время разговора
В. Жискар д'Эстен согласился, что советский шаг представляет «серьёзную угро-
зу миру» [Herolf G. 2004: 304]. 28 декабря французское правительство также вы-
ступило с официальным заявлением, в котором выразило озабоченность в связи
с возникшей ситуацией. В заявлении министра иностранных дел Ж. Франсуа-
Понсе говорилось, что, приняв к сведению советские объяснения, его правитель-
ство пришло к выводу, что существующее положение даёт основания для опасе-
ний за мир и стабильность региона, а также за судьбу афганского народа, с ко-
торым Франция связана узами дружбы и сотрудничества на протяжении полу-
века [Jansen S. 2012]. В целом, реакция Франции была более сдержанной, чем ре-
акция США.
29 декабря Картер расширил программу тайной помощи афганскому сопро-
тивлению. Пять дней спустя президент попросил Сенат отложить ратификацию
Договора ОСВ-2, а затем объявил, что США больше не будут поставлять высокие
технологии в СССР, ввёл зерновое эмбарго и призвал другие страны последовать
этому примеру. Президент также предположил бойкотировать Олимпиаду
1980 г., которая должна была состояться в Москве [Kaufman S. 2008: 210]. 23 янва-
ря в своём послании «О положении страны» он заявил, что США будут исполь-
зовать «любые необходимые средства, включая военную силу», чтобы предот-
вратить советское господство в Персидском заливе [1]; [2].
Глава Белого дома ожидал, что союзники присоединятся к запрету на по-
ставки высоких технологий в СССР, однако всеобщей поддержки он не добился.
Среди тех, кто не спешил отказаться от выгодных поставок наукоёмких товаров
и научно-технологических обменов оказалась Франция [Kaufman S. 2008: 211].
В течение нескольких месяцев после объявления Вашингтоном экономических
санкций Франция, ФРГ, Италия и Япония провели двусторонние переговоры о
расширении торговли с СССР. Некоторые торговые сделки, которые ранее
Москва предполагала заключить с американскими фирмами, были переданы
европейским фирмам, в том числе французам на поставки морских буровых
установок [Garthoff R.L. 1985: 979].
После первичного обмена мнениями в конце 1979 - начале 1980 г. государ-
ства - члены НАТО выразили озабоченность в связи c «крайней серьёзностью»
советской агрессии. Однако Франция уклонилась от безоговорочной солидарно-
сти с США и союзниками. Франсуа-Понсе высказался по-другому - что афган-
ское дело является, прежде всего, проявлением конфликта между СССР и ислам-
ским миром и не свидетельствует о противостоянии Востока и Запада [3].
111
РЕТРОСПЕКТИВА / RETROSPECTION
2022; 4: 108-120
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
24 января и 20 ноября 1980 г. Генеральная Ассамблея ООН подавляющим
большинством осудила ввод советских войск в Афганистан [Mélandri P. 1988:
296]. На заседании Совета Безопасности 5 января Франция не присутствовала и
не торопилась делать обличительные заявления, так как желала иметь самостоя-
тельную политику. Французскому правительству было необходимо больше вре-
мени, чтобы провести тщательный анализ ситуации. Франция дала понять, что
не воспринимает оккупацию Афганистана как прямую угрозу стратегическому
равновесию сил в Ближневосточном регионе, но 7 января 1980 г. Париж всё же
одобрил проект резолюции с требованием немедленного и безоговорочного вы-
вода советских войск и призвал СБ ООН уважать независимость Афганистана
[Mélandri P. 1988: 297]. При этом французские руководители отмечали, что
принцип «равновесия сил» не должен ставиться под сомнение и что не следует
отказываться от политики разрядки. По различным каналам - политическим,
дипломатическим, экономическим, культурным продолжались контакты фран-
цузских и советских представителей, также состоялась встреча В. Жискара
д’Эстена и Л.И. Брежнева в Варшаве 19 мая 1980 года.
Некоторые французские шаги казались противоречивыми. В частности, ко-
гда Евросоюз в соответствии с санкциями США 3 января приостановил продо-
вольственные поставки в СССР, В. Жискар д’Эстен согласился с данной полити-
кой и заявил, что его страна не будет поставлять зерно в Советский Союз. Вскоре
выяснилось, что это решение касалось только зерна; что касается масла, то оно
продолжало экспортироваться в СССР, так как США не были поставщиками
данного продукта, и вопрос о его поставках, по мнению Жискар д’Эстена, США
не поднимали [Garthoff R.L. 1985: 979].
Противоречивость французской политики подчёркивал президент Дж. Кар-
тер. Он отмечал, что некоторые союзники, такие как Великобритания, Канада,
Австралия, Египет и Панама, всегда поддерживали его точку зрения, а другие
стремились занять обособленную позицию. К их числу он отнёс и Францию.
9 февраля 1980 г. он писал в своём дневнике, что «сначала французы полагали,
что вторжение - это не угроза Западной Европе, потом Жискар д'Эстен публич-
но заявлял, что осуждает ввод войск, затем он нанёс визит в Индию, где выразил
уклончивую позицию в разговоре с И. Ганди, затем французский президент
встретился с Г. Шмидтом, и они выпустили коммюнике, осуждающее СССР».
В итоге Дж. Картер признал, что «не знает, что происходит во Франции»
[Carter J. 1983: 487].
ВАШИНГТОН - ПАРИЖ: РАЗМЕЖЕВАНИЕ
Разрядка во Франции имела более глубокие корни, чем американо-советская
разрядка 1970-х годов. В Париже считали поведение СССР в Афганистане
предосудительным, но полагали, что оно не должно становиться причиной
свёртывания взаимовыгодных отношений. Французы видели, что разрядка в Ев-
112
Мищенко Н.С. США мобилизуют союзников: французский кейс (декабрь 1979-1980 г.)
Mishchenko, N.S. USA Mobilizes an Ally: the French Case (December 1979-1980)
ропе работает на их благо и не желали отказываться от её преимуществ. В этом
состояло важное [Carter J. 1983: 622] отличие их позиции от американской. Дан-
ный факт доказывают телеграммы Госдепартамента, направленные в Париж и
Лондон. Они излагали американскую оценку стратегических последствий совет-
ского вторжения и выражали убеждённость в том, что необходима сильная и
единая реакция союзников как в Юго-Западной Азии, так и в Европе. Дж. Кар-
тер отмечал, что Франция выступила против применения санкций в отношении
СССР [Carter J. 1983: 622].
Аналитики из ЦРУ в январе 1980 г. считали, что этой ситуацией воспользо-
валась Москва, пытаясь отделить Вашингтон от союзников. Утверждая, что США
показали себя «абсолютно ненадёжным партнёром», и заверяя западноевропей-
ские правительства в своём желании продолжать политическую и военную раз-
рядку, Москва надеялась подтолкнуть к отмежеванию от США западноевропей-
цев и сохранить с ними прежние экономические отношения. Это беспокоило
американскую администрацию [3].
В целом санкции стали неэффективной мерой с экономической точки зре-
ния, за исключением зернового эмбарго, которое действительно представляло
существенный дискомфорт для СССР. Но и Соединённым Штатам оно обо-
шлось примерно в 4 млрд долл. убытков, большую часть которых возмещало
правительство, чтобы избежать негативной политической реакции в фермер-
ских штатах [Garthoff R.L. 1985: 970].
Вопрос о санкциях занимал верхнюю строчку в повестке американо-
французских отношений в течение всего 1980 г. До лета союзники пытались ре-
шить вопрос относительно Московской Олимпиады. Этой проблемой занимался
в первую очередь Евросоюз, который отстаивал точку зрения администрации
США. 19-20 апреля выяснилось, что французское правительство против бойкота
Олимпиады. Окончательно этот вопрос для стран ЕС был решён в Люксембурге
на заседаниях 27-28 апреля, когда большинство участников высказались за отказ
от участия в играх. Однако Франция не изменила своего решения, и США прак-
тически не сумели склонить её на свою сторону: премьер-министр Франции
Р. Барр ещё 7-8 февраля посетил США и смог отстоять французскую позицию
[Herolf G. 2004: 304].
Изначально Вашингтон уделял особое внимание запрету на экспорт высоких
технологий в СССР. Он стремился координировать санкции в этой области с
союзниками, чтобы добиться их эффективности [Батюк В.И. 2018: 34]. 16 января
1980 г. состоялось заседание Совета НАТО, на котором речь шла о запрете поста-
вок в СССР компьютеров, продукции металлургического производства, легко-
вых автомобилей. Союзники выразили готовность к сотрудничеству, но никаких
конкретных соглашений достигнуто не было. Поэтому американские бизнесме-
ны опасались, что скоординированных действий добиться не удастся. Они пом-
нили, как американская фирма «Спери юнивак» (Sperry Univac) в 1978 г. потеря-
ла заказ из-за того, что правительство США задержало выдачу ей экспортной
113
РЕТРОСПЕКТИВА / RETROSPECTION
2022; 4: 108-120
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
лицензии, а французская фирма «Онивель-Бюль» (Honeywell-Bull) перехватила
эту сделку и продала ТАСС компьютеры, экспорт которых из США в страны Во-
сточного блока был запрещён. Американские производители не без оснований
полагали, что подобное может случиться вновь.
Научно-технический обмен между Францией и СССР был довольно плот-
ным. С 11 по 13 февраля 1980 г. в Москве заседала Комиссия по франко-
советскому сотрудничеству («Малая комиссия»). На неё возлагалась обязанность
регулировать исполнение программ экономического и научно-технического
сотрудничества и при необходимости заниматься реорганизацией имеющихся
механизмов двустороннего взаимодействия, чтобы сделать их более эффектив-
ными, в том числе и путём привлечения к участию представителей корпораций
[4: 316].
В рамках деятельности комиссии планировалось заключение новых контрак-
тов, направленных прежде всего на развитие и техническое переоснащение ре-
ального сектора советской экономики. В частности, в 1980 г. французская фирма
«Крезо-Луар» (Creusot-Loire) заявила о намерении стать основным поставщиком
стали в СССР. Благоприятный случай представился в марте 1980 г., когда Москва
объявила об официальном расторжении контрактов с американскими фирма-
ми. В апреле генеральный директор «Крезо-Луар» Ф. Майер приехал в Москву и
подтвердил принципиальное согласие на поставку оборудования [Badel L. 2011:
437]. Однако французский президент наложил запрет на эту сделку. Такое раз-
витие событий было следствием американского давления. Размещение оборудо-
вания этой фирмы, предназначенного для производства высококачественных
сортов, стали и сплавов, было запрещено на территории США (под предлогом
того, что оно содержало кубинский никель). Французская фирма потеряла аме-
риканский рынок и понесла существенные убытки.
Комментируя вето французского президента на поставку оборудования в
СССР и действия американской стороны в отношении этой фирмы, директор по
экономическим и финансовым вопросам французского Министерства ино-
странных дел Жан-Клод Пай предложил пересмотреть принятые решения. Он
утверждал, что в США проигнорировали тот факт, что, хотя американцы оказы-
вали консультационные услуги по монтажу оборудования и подготовке произ-
водственного процесса, само оборудование было японским, а значит, Франция
потеснила на рынке, скорее, японцев, чем американцев [Mélandri P. 1988: 301].
К тому же японская фирма «Ниппон стил» (Nippon Steel) не отказалась от прода-
жи оборудования, несмотря на санкции США. Но американцы отвергли доводы
французов, указав, что весь контракт был американским. В июле 1980 г. произо-
шёл новый поворот: французское правительство сняло свой запрет на поставки
оборудования в СССР. Объявление о строительстве завода было сделано в конце
лета 1980 г. и вызвало громкие протесты Вашингтона. Пресс-секретарь Госдепар-
тамента Дж. Тратнер официально заявил, что «США разочарованы политикой
114
Мищенко Н.С. США мобилизуют союзников: французский кейс (декабрь 1979-1980 г.)
Mishchenko, N.S. USA Mobilizes an Ally: the French Case (December 1979-1980)
Франции». Научно-технологический обмен между Францией и СССР прекра-
щён не был. К началу 1980-х годов в различные виды кооперации с советскими
партнёрами в области науки, техники и технологий было вовлечено более 300
французских исследовательских центров и фирм [Борисов Ю.В. 1984: 226]. Также
в 1980 г. несколько французских фирм с согласия правительства подписали
крупные контракты на строительство предприятий и поставки оборудования в
СССР, в том числе для Саянского алюминиевого завода, от чего отказались аме-
риканские фирмы [4: 316].
Помимо прямых доходов от продажи технологий и наукоёмкого оборудова-
ния, Франция обеспечивала долгосрочную ориентацию некоторых областей
советской промышленности на свои технологии. В результате даже через не-
сколько лет после завершения поставок СССР продолжал закупать во Франции
запасные части, а также приглашать французских специалистов для обслужива-
ния машин [Badel L. 2011: 437].
После оглашения администрацией Дж. Картера санкционного списка про-
должались переговоры по экспорту советского газа. По контракту 1980 г. благо-
даря новому газопроводу сибирский газ должен был попасть в Западную Европу
в 1985-1986 гг. Администрация США тогда не стала препятствовать этим перего-
ворам [5]. После варшавской встречи Л. Брежнева и В. Жискар д’Эстена прези-
дент французской фирмы «Газ де Франс» (Gaz de France) П. Алби в июле 1980 г.
был уполномочен продолжить переговоры по этому вопросу с «Союзгазом».
В ноябре глава Советского внешнеторгового банка Ю. Иванов был направлен в
Париж для заключения финансовых соглашений; предполагалось, что основная
часть расходов по проекту должна быть покрыта за счёт займов западных банков
или выпуска советских облигаций (на 10-15 млрд долл.) [Bonin H. 2003: 8].
Встреча Л. Брежнева и В. Жискар д’Эстена в Варшаве стала своего рода ма-
нифестацией несогласия Парижа с Вашингтоном, который настойчиво пытался
координировать действия партнёров по НАТО. Французский президент так
прокомментировал эту встречу через четыре дня после её завершения: «Очень
важно иметь перед собой одного из великих мировых лидеров, знать, что имен-
но у него на уме, и пусть он точно знает, что мы думаем» [Vedrine H. 1996: 81].
Французское правительство было заинтересовано в продолжении диалога, оно
отказалось поддержать экономические репрессалии против СССР и санкциони-
ровало выполнение некоторых торговых и научно-технических контрактов, ко-
торые до этого принадлежали американским фирмам и на которые американ-
ская администрация наложила запрет.
Политика санкций в отношении СССР продолжилась и после смены адми-
нистрации в США. Однако через три месяца Р. Рейган, приступивший в январе
1981 г. к исполнению президентских обязанностей, отменил эмбарго на зерно.
В остальном курс в отношении Москвы оставался недружественным и дискри-
минационным. Призывая к ужесточению этой политики, Р. Рейган говорил:
«Свиньи, коровы или куры не вторгались в Афганистан, и ни один сегмент эко-
115
РЕТРОСПЕКТИВА / RETROSPECTION
2022; 4: 108-120
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
номики не должен нести основную тяжесть американских санкций, чтобы спра-
виться с советским вторжением» [Jordan H. 1982: 401]. США продолжали оказы-
вать давление на западноевропейские государства, которые имели контракты с
СССР в области торговли, экономического и научно-технического сотрудниче-
ства, чтобы снизить уровень их кооперации. Но этот курс не пользовался всеоб-
щей поддержкой: европейские союзники США не желали упускать выгоды от
экономических контактов с СССР и добровольно уходить с советского рынка.
Тем не менее, 18 июня 1982 г. эмбарго США в области науки и техники было
ужесточено. Запрет на поставку в СССР технологий коснулся не только амери-
канских фирм, но и их дочерних кампаний за рубежом, которые производили
оборудование, а также иностранных кампаний, которые работали по американ-
ским лицензиям. Это решение стало причиной одного из крупнейших кризисов
в торговых отношениях между промышленно развитыми странами [Bonin H.
2003: 8].
Политика санкций не была единственным средством давления на Москву.
В Афганистане продолжалась гражданская война, где СССР выступал на сто-
роне правящей партии, США же поддерживали вооружённую оппозицию,
снабжая её оружием. Так, в сентябре 1980 г. по американским каналам снабже-
ния было отправлено 400 тыс. патронов для винтовок Ли-Энфилд (Lee Enfield).
Но никаких согласований по этому вопросу с западными союзниками не проис-
ходило. В рамках тайной помощи афганской оппозиции американская админи-
страция решила, что для сохранения секретности лучше не привлекать другие
западные державы. Ситуация несколько изменилась, когда пакистанский прези-
дент Зия-уль-Хак нанёс визит в Вашингтон осенью 1980 г. Тогда он сказал
Дж. Картеру, в то время ещё президенту США, что приветствовал бы помощь
афганской оппозиции со стороны западноевропейцев и хотел бы заручиться
поддержкой Вашингтона в организации такой помощи. Дж. Картер 15 октября
переадресовал просьбу пакистанского президента в числе других и В. Жискар
д’Эстену. Однако французский президент, будучи привержен продолжению
диалога с СССР, осуждая при этом советскую интервенцию, публично объявил
26 июня 1980 г., что не будет оказывать никакой военной помощи тем, кого он
называет «афганскими повстанцами». Таким образом, взаимодействия Франции
и США по поводу поддержки афганской оппозиции практически не было. Пра-
вительство Франции дистанцировалось от этого конфликта.
При президенте Ф. Миттеране (21 мая 1981 - 17 мая 1995 г.) политика Фран-
ции кардинально не изменилась. В 1981 г. Ф. Миттеран критиковал «необосно-
ванное» внимание французского правительства к Кремлю после начала кризиса
в Афганистане и публично выражал сомнения в целесообразности Варшавской
встречи [Vedrine H. 1996: 81, 83]. В феврале 1982 г. французский посол в Москве
К. Арно признавал, что позиции его страны и СССР по Афганистану не совпа-
дают, в Париже считают, что вопрос о выводе советских войск требует скорей-
116
Мищенко Н.С. США мобилизуют союзников: французский кейс (декабрь 1979-1980 г.)
Mishchenko, N.S. USA Mobilizes an Ally: the French Case (December 1979-1980)
шего разрешения [Стратегии союзничества, 2021: 85]. Однако осуждение Фран-
цией некоторых политических акций СССР не касалось научно-технических
обменов и экономики. В январе 1982 г. было подписано крупное соглашение о
поставках газа во Францию (8 млрд куб. м в год сроком на 25 лет с 1984 г.). Новые
французские власти осуждали некоторые неосторожные жесты предшествую-
щей администрации, а не её политику в целом. Причину этого косвенно рас-
крывали слова Ф. Миттерана, которые он сказал 21 мая 1980 г., непосредственно
после встречи Жискар д’Эстена и Брежнева в Варшаве: «Я уже давно считаю, что
хорошие отношения с СССР представляют собой константу французской ди-
пломатии и, предположительно, константу нашей безопасности [Vedrine H.
1996: 83].
ЗАКЛЮЧЁНИЕ
На основании исследованного материала можно сделать следующие выводы:
- пик негативной реакция в США на события в Афганистане пришёлся на
конец декабря 1979 - январь 1980 г. Американская администрация хотела, чтобы
СССР не только вывел войска, но и пожалел о своих действиях. Вовлечение ев-
ропейских союзников в политику антисоветских санкций, мобилизация их ре-
сурсов с целью организации скоординированного противостояния её курсу, яв-
лялось важной составной частью этой стратегии;
- французское правительство осуждало политику СССР в Афганистане, но
оставляло пространство для компромисса. В Париже не считали, что нужно сле-
довать американским требованиям в отношении санкций, так как исходили из
того, что с СССР можно договориться дипломатическим путём;
- американская администрация оказывала давление на Францию лишь в
наиболее принципиальных вопросах, не желая терять важного союзника. Обмен
мнениями между государствами шёл в основном через личные контакты, а так-
же через международные организации - НАТО, ООН и ЕС;
- политика санкций энергично продвигались до лета 1980 г.; после Олимпи-
ады 1980 г. активность в этом вопросе заметно снизилась. Это было связано с
приближением президентских выборов в США, поскольку ограничительные
меры в торговых и экономических отношениях с СССР негативно сказывались
на материальном положении избирателей, нёсших убытки от разрыва отноше-
ний с советскими партнёрами;
- после ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан
гражданская война в этой стране продолжалась, и США оказывали военно-
техническую поддержку оппозиции официального афганского правительства.
Франция дистанцировалась от этого курса.
117
РЕТРОСПЕКТИВА / RETROSPECTION
2022; 4: 108-120
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ИСТОЧНИКИ
1. Address by President Carter on the State of the Union before a Joint Session of Con-
gress // Foreign Relations of the United States, 1977-1980, Volume I, Foundations of For-
eign Policy. Available at: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1977-
80v01/d138 (accessed 01.08.2021).
2. Материалы о приёмах в Верховном Совете СССР иностранных представите-
лей, находящихся в СССР по линии других организаций и ведомств (списки, справ-
ки, записи бесед) (Франция - Япония). ГАРФ. Ф. 7523. Оп 136, Д. 2664. Л.д. 19 (accessed
25.07.2021).
3. Аrticle in the National Intelligence Daily // Foreign Relations of the United States,
1977-1980,
Volume
XII,
Afghanistan.
Available
at:
https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1977-80v12/d166
(accessed
21.07.2021.)
4. Отчёты советской делегации о XVII (1980) и XVIII (1981) сессиях советско-
французской «малой» комиссии по научно-техническому и экономическому факто-
ру. Из фондов РГАНИ // Россия и Франция XVIII - XX века. Выпуск 12. М, 2012. 352
с. (accessed 01.08.2021).
5. Réunion de la "petite commission" à Moscou. Malgré la tension, la France et
l'U.R.S.S. sont décidées à poursuivre leur cooperation par Daniel Vernet // Le Monde. 11
février 1980.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Батюк В.И. 2018. Холодная война между США и СССР (1945-1991 гг.). М. «Весь
мир», 336 с.
Борисов Ю.В. 1984. СССР и Франция: 60 лет дипломатических отношений. М.:
Международные отношения, 240 с.
Славенов В.П. 1981. Внешняя политика Франции 1974-1981. М.: Международные
отношения, 240 с.
Стратегии союзничества в современном мире: военно-дипломатический инстру-
ментарий международной политической конкуренции. 2021. А.А. Байков, И.В. Бол-
гова, И.А. Истомин [и др.]; под ред. И.А. Истомина, Н.Ю. Силаева, А.А. Сушенцова.
М., МГИМО-Университет, 2021. Гл. 9.
Шмелёв Д.В. 2016. Валери Жискар д’Эстен и Россия (СССР). Bнешнеполитические
интересы России: история и современность. Сборник материалов III Всероссийской
научной конференции. Самарская гуманитарная академия; Самарский националь-
ный исследовательский университет им. академика С.П. Королёва; Саратовский
национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Черны-
шевского. С. 304-314.
Юнгблюд В.Т. 2020. Мировой порядок 1945 г. - процесс с «открытым» продолже-
нием // Вестник МГИМО-Университета. № 13(4). С. 52-79.
Юнгблюд В.Т., Воробьева Т.А. 2016. Афганистан в политике СССР и США в
1979 г. Вопросы истории. № 10. С. 105-126.
118
Мищенко Н.С. США мобилизуют союзников: французский кейс (декабрь 1979-1980 г.)
Mishchenko, N.S. USA Mobilizes an Ally: the French Case (December 1979-1980)
REFERENCES
Badel L. 2011. Diplomatie et grands contrats l’état et les marchés extérieurs au XXe siè-
cle. Paris: Éditions de la Sorbonne. 512 p. DOI: 10.4000/books.psorbonne.42891
Batiuk V.I. 2018. Kholodnaya voina mezhdu SShA i SSSR (1945-1991 gg.) [The Cold
War between the USA and the USSR (1945-1991)] (In Russ.). Moskow, Ves Mir. 336 p.
Bonin H. 2003. Geopolitics versus business interests: the case of the Siberian gas-
pipeline in the 1980s. Cahier du GRES. Vol. 09. Available at: http://cahiersdugres.u-
bordeaux.fr/2003/2003-09.pdf (accessed 08. 08.2021)
Borisov Yu.V. 1984. SSSR i Frantsiya: 60 let diplomaticheskikh otnoshenii. [USSR and
France: 60 years of diplomatic relations] (In Russ.). Moskow, Mezhdunarodnye otnosheniya,
240 s.
Carter J. 1983. Keeping Faith: Memoirs of a President Jimmy Carter. N.Y.: Bantam
Books. 622 p.
Garthoff R.L. 1985. Détente and Confrontation. American-Soviet Relations from Nixon
to Reagan. Washington: The Brookings Institution. 1147 p.
Herolf G. 2004. France, Germany and the United Kingdom cooperation in times of tur-
bulence. Stockholm: Statsvetenskapliga institutionen. 360 p.
Jansen S. 2012. La politique étrangère et l'élection présidentielle de 1981. Revue
historique. No.2. Available at: https://www.cairn.info/revue-historique-2012-2-page-
445.html (accessed 08.09.2021).
Jordan H. 1982. Crisis. The Last Year of the Carter Presidency. N.Y.: G.P. Putnam’s
Sons. 431 p.
Kaufman S. 2008. Plans unraveled: The foreign Policy of the Carter Administration. Il-
linois: Northern Illinois University Press. 298 p.
Mélandri P. 1988. Une incertaine alliance: Les États-Unis et l’Europe (1973-1983). Paris:
Éditions de la Sorbonne. 432 p. DOI: 10.4000/books.psorbonne.51071
Perlow G. 1983. Taking Peacetime Trade Sanctions to the Limit: The Soviet Pipeline
Embargo // Case Western Reserve Journal of International Law. Vol. 15. Is. 2. Available at:
https://scholarlycommons.law.case.edu/jil/vol15/iss2/4 (accessed 08.09.2021)
Racine D. 1989. Les effets au Canada des embargos et des boycotts décrétés par un
pays étranger // Les Cahiers de droit. No. 30 (3). p. 703-745. DOI: 10.7202/042971ar
Sheveleva I. 2020. L’URSS et le CoCom (Comité de coordination pour le contrôle mul-
tilatéral des exportations): transferts de technologie et guerre froide économique // Barjot
D. (Ed.), Transmission et circulation des savoirs scientifiques et techniques. Paris: Éditions
du Comité des travaux historiques et scientifiques. p. 253-263 DOI:
10.4000/books.cths.13748
Shmelev D. V. 2016. Valeri Zhiskar d’Esten i Rossiya (SSSR) [Valery Giscard d'Estaing
and Russia (USSR)]. Bneshnepoliticheskie interesy Rossii: istoriya i sovremennost'. Sbornik mate-
rialov III Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii. Samarskaya gumanitarnaya akademiya; Sa-
marskii natsional'nyi issledovatel'skii universitet im. akademika S.P. Ko-roleva; Saratovskii
natsional'nyi issledovatel'skii gosudarstvennyi uni-versitet im. N.G. Chernyshevskogo. s.
304-314.
Slavenov V.P. 1981. Vneshniaia politika Frantsii 1974-1981 [Foreign policy of France
1974-1981] (In Ryss.). Moskow, Mezhdunarodnye otnosheniya. 240 p.
119
РЕТРОСПЕКТИВА / RETROSPECTION
2022; 4: 108-120
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Strategii soyuznichestva v sovremennom mire: voenno-diplomaticheskii in-
strumentarii mezhdunarodnoi politicheskoi konkurentsii [Strategies of alliance in the
modern world: military and diplomatic tools of international political competition] (In
Russ.). 2021 /A. A. Baykov, I. V. Bolgova, I. A. Istomin [et al.]; edited by I. A. Istomin, N.
Yu. Silaev, A. A., Sushentsov. Moskva: MGIMO- Universitet. Ch. 9.
Vedrine H. 1996. Les Mondes De Francois Mitterrand: A L'elysee, 1981-1995. Paris:
Fayard. 598 p.
Yungblud V. T., Vorob'eva T. A. 2016. Afganistan v politike SSSR i SShA v 1979 g. [Af-
ghanistan in the politics of the USSR and the USA in 1979] (In Russ.). Voprosy istorii. No.
10. s.105-126.
Yungblud V.T. 2020. Mirovoi poryadok 1945 g. - protsess s «otkrytym» prodolzheniem
[The 1945 World Order - Process with «Open» Continuation] (In Russ.). Vestnik MGIMO-
Universiteta. No. 13(4). s. 52-79.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
МИЩЕНКО Нина Сергеевна, ас-
Nina S. MISHCHENKO, Post
пирантка Отделения истории и поли-
graduate student of the Department of
тических наук Вятского государ-
History and Political Sciences, Vyatka
ственного университета.
State University.
Российская Федерация, 610020,
36, Moscow st., Kirov, 610020 Rus-
город. Киров, ул. Московская, 36.
sian Federation.
Статья поступила в редакцию / Received 6.09.2021.
Поступила после рецензирования / Revised 12.10.2021.
Принята к публикации / Accepted 21.10.2021.
120