Пороховский А.А. Национальная инфраструктура как фактор экономического развития США
Porokhovsky, A.A. National Infrastructure as a Factor of U.S. Economic Development
JEL O33, O38, O43, О51, P17.
УДК 330.341.42
DOI: 10.31857/S2686673022060013
EDN: GRGZRZ
Национальная инфраструктура
как фактор экономического развития США
А.А. Пороховский
Институт США и Канады Российской академии наук (ИСКРАН)
Российская Федерация, 121069 Москва, Хлебный переулок, д. 2/3
МГУ имени М.В. Ломоносова, Экономический факультет
Российская Федерация, 119991 Москва, Ленинские горы, д.1 стр.46
Researcher ID: 1133-2013
Scopus Author ID:57210344212
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5520-0550
e-mail:anapor@econ.msu.ru
Резюме. Экономическое развитие США в современных условиях встречает немало
вызовов, среди которых наибольшее значение приобретает состояние инфраструктуры
экономики и страны в целом. Инфраструктура предопределяет устойчивость экономиче-
ского роста, сбалансированность развития штатов и территорий, укрепляет единство
экономического пространства страны и основы её конкурентоспособности на мировой
арене. В статье показывается, как в наступившем веке изменяются параметры и содер-
жание инфраструктуры, дополняемой информационно-коммуникационной составляю-
щей и растущими требованиями охраны окружающей среды. Всё это ставит в повестку
дня решение как практических, так и теоретических вопросов. С одной стороны, требу-
ются громадные инвестиции на обновление и развитие инфраструктуры, а с другой -
поиск и обоснование оптимальности новой инфраструктуры и методов её измерения.
Ключевые слова: национальная инфраструктура, единое национальное экономиче-
ское пространство, экономическое развитие, экономический рост, цифровизация, част-
но-государственное партнерство, США.
Для цитирования: Пороховский А.А. Национальная инфраструктура как фактор
экономического развития США. США & Канада: экономика, политика, культура.2022;
52(6):5-20. DOI: 10.31857/S2686673022060013 EDN: GRGZRZ
National Infrastructure as a Factor
of U.S. Economic Development
Anatoly A. Porokhovsky
Institute for the U.S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences (ISKRAN)
2/3 Khlebny per., Moscow, 121069, Russian Federation.
Lomonosov Moscow State University, Faculty of Economics
1, build. 46, Leninsky Gory, Moscow, 119991, Russian Federation
Researcher ID:1133-2013
Scopus Author ID:57210344212
ORCID: https;//orcid.org/0000-0001-5520-0550
e-mail: anapor@econ.msu.ru
5
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 6: 5-20
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Abstract. The economic development of the United States in modern conditions meets
many challenges, among which the state of the infrastructure of the economy and the country
as a whole is of the greatest importance. Infrastructure determines the sustainability of econom-
ic growth, the balanced development of states and territories, strengthens the unity of the coun-
try's economic space and the foundations of its competitiveness on the world stage. The article
shows how the parameters and content of the infrastructure are changing in the coming centu-
ry, supplemented by the information and communication component and the growing require-
ments of environmental protection. All this puts on the agenda the solution of both practical
and theoretical issues. On the one hand, huge investments are required for the renewal and de-
velopment of infrastructure, and on the other - the search and justification of the optimality of
the new infrastructure and methods of its measurement.
Keywords: national infrastructure, unified national economic space, economic develop-
ment, economic growth, digitalization, public-private partnership, USA
For citation: Porokhovsky A.A. National Infrastructure as a Factor of U.S. Economic De-
velopment. USA & Canada: Economics, Politics, Culture.2022. 52(6): 5-20.
DOI: 10.31857/S2686673022060013 EDN: GRGZRZ
ВВЕДЕНИЕ
Не один десяток лет, особенно после «нового курса» Ф.Д. Рузвельта, при ко-
тором развернулся широкий фронт общественных работ по развитию дорог,
аэропортов и морских портов, других транспортных и энергетических объектов,
американцы гордятся своей транспортной системой, обеспечивающей доступ-
ность фактически любой точки страны. Заточенные на автомобильный транс-
порт федеральные, штатные и местные дороги дали громадный толчок для
предпринимательства, создания приемлемых условий для жизни на всей терри-
тории страны, расширяя при этом внутренний рынок как важнейший фактор
экономического роста. Дорожная сеть берёт на себя 70% всех грузов, доставляе-
мых бизнесу, государственным органам и гражданам
Однако износ дорожной инфраструктуры стал напоминать о себе особенно
остро в наступившем столетии. Не случайно поэтому уже в 2008 г. на эту про-
блему внимание нации было обращено в Экономическом докладе президента
США [4]. Эти вопросы поднимались и на страницах журнала «США & Канада»
[Пороховский А.А. 2008]. Между тем до сих пор вопросы инфраструктуры не
сняты с американской повестки дня. Более того 28 февраля 2022 г. случилось
очередное обрушение крупного моста, теперь в г. Питсбурге. Место происше-
ствия вынужден был посетить президент Дж. Байден, публично признавший
ответственность федерального правительства за безопасность дорожной инфра-
структуры и неотложность финансирования необходимых работ, что также бы-
ло отмечено затем в его экономическом докладе [5]. Администрация Дж. Байде-
на амбициозно провозгласила «меры по реконструкции страны» [5: 287-394].
6
Пороховский А.А. Национальная инфраструктура как фактор экономического развития США
Porokhovsky, A.A. National Infrastructure as a Factor of U.S. Economic Development
15 ноября 2021 г. Дж. Байден подписал ранее принятый Конгрессом закон
«Об инфраструктуре» (The Bipartisan Infrastructure Law), а затем создал в своей ад-
министрации специальную Службу по инфраструктуре (Infrastructure Implemen-
tation Task Force) во главе со старшим советником-координатором М. Лэндрю
(Mitch Landrieu) для контроля реализации данного закона. За счёт намеченных
инвестиций в 1,2 трлн долл. на десять лет предполагается ежегодно открывать
1,5 млн новых рабочих мест. На модернизацию существующей сети скоростных
дорог и строительство новых, включая мосты и другие сооружения, размер ин-
вестиций на первые пять лет превышает 350 млрд долл. Для понимания мас-
штаба проблем только в этой сфере достаточно отметить, что 45 тыс. мостов
нуждаются в ремонте и обновлении, а каждая пятая миля дорожной сети не от-
вечает требованиям безопасной эксплуатации.
Действительно, национальная инфраструктура не сводится к надёжной
широкомасштабной транспортной сети [Duranton J. et al. 2020]. Функциониро-
вание экономики и общества опирается также на мобильный рынок труда, бес-
перебойное энергетическое снабжение, устойчивые финансы, эффективное
коммунальное хозяйство, информационно-коммуникационную цифровую сфе-
ру, устойчивую охрану окружающей среды, гармонию человека и природы. Ди-
намизм и сложность современного развития таковы, что даже статистические
методы не всегда успевают зафиксировать новые явления и процессы и оценить
их важность и роль, чтобы затем все это стало предметом научных обобщений и
исследований [Bova F. et al. 2022]. Но уже сейчас можно выделить ряд тенденций,
которые предопределяют развитие американской национальной инфраструк-
туры. Остановимся в нашей статье на предварительном анализе некоторых из
этих процессов.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
В рыночной системе, являющейся основой смешанной американской эко-
номики, любой процесс, требующий инвестиций, сразу вызывает традиционные
вопросы - сколько стоит и какова эффективность. Применительно к общенаци-
ональной инфраструктуре определить и измерить эффективность можно по
нескольким параметрам, которые в свою очередь подразделяются, с одной сто-
роны, на федеральные, штатные и районные, а с другой - на физические (мате-
риальные), социальные и экологические. Учитывая заточенность администра-
ции Дж. Байдена на экологические проблемы и мировой «зеленый транзит» [Го-
луб Ю.Г., Шенин С.Ю. 2022], легко представить, что этот параметр находится не
на последнем месте в федеральных ведомствах при выделении инвестиций на
инфраструктуру.
7
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 6: 5-20
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Тематика инфраструктуры по разным причинам и поводам не сходит с
экранов телевизоров, газетных полос, социальных сетей. Вместе с тем вопросы
инфраструктуры находятся среди центральных исследовательских проблем
научного сообщества. Так, известная во всём мире научная площадка Нацио-
нальное бюро экономических исследований (National Bureau of Economic Research) с
главным офисом в г. Кэмбридже, здание которого находится между Гарвард-
ским университетом и Массачусетсским технологическим институтом, органи-
зовало и провело 15-16 ноября 2019 г. конференцию на тему «Экономический
анализ и инфраструктурные инвестиции». Её материалы изданы в одноимен-
ной монографии издательством Чикагского университета в ноябре 2021 г. [Eco-
nomic Analysis. 2021]. Участники конференции в своих главах рассмотрели всю
совокупность проблем инвестирования в американскую инфраструктуру, про-
водя также международные сопоставления в этой сфере. Авторы монографии
стремились донести до общественности результаты своих научных поисков так-
же и в других своих публикациях.
Во введении редакторы публикации поднимают фундаментальный вопрос
об экономической роли государства в обществе, подчёркивая при этом, что ин-
фраструктура страны относится в значительной степени к общественному сек-
тору, а значит именно государство должно держать в центре своего внимания
строительство, финансирование и оперативное наблюдение за состоянием и
функционированием объектов инфраструктуры. От государственных институ-
тов также зависит участие частного капитала в инвестициях и создание условий
для оптимальной реализации инфраструктурных инвестиционных программ.
При этом основным заказчиком в этой сфере выступает федеральное правитель-
ство, которое должно строить свою работу на базе проектного управления с учё-
том значительных внешних эффектов, присущих инфраструктуре как в США,
так и в других странах. Нельзя не учитывать пагубное влияние эпидемии ковид-
19 на физическую и на цифровую инфраструктуру в последние годы. [Economic
Analysis, 2021: 1-38]. В этой связи исследователям в России следовало бы обратить
внимание на научные работы учёных Института США и Канады РАН по про-
блемам федеральной контрактной системы и государственного хозяйствования,
проводившихся под руководством известного российского американиста
В.А. Федоровича [Федорович В.А. 2010], в которых рассмотрен за длительный
период опыт организации федеральных контрактов, их проектное финансиро-
вание и конкурентный отбор компаний-исполнителей. Фундаментальный ана-
лиз позволил учёным показать всю палитру проблем, сопровождающих процесс
использования средств федерального бюджета на государственные и обще-
ственные цели. Под влиянием цифровизации механизм выполнения заказов
претерпел определённые изменения, многие процедуры перешли в онлайн, но
по-прежнему с немалым напряжением приходится согласовывать интересы биз-
8
Пороховский А.А. Национальная инфраструктура как фактор экономического развития США
Porokhovsky, A.A. National Infrastructure as a Factor of U.S. Economic Development
неса, государства и общества, интересы штатов и графств, жителей конкретных
территорий. Это вызвано тем, что физическая инфраструктура плотно связана с
социальной структурой американского общества, оказывает непосредственное
влияние на качество жизни людей.
Специалисты Бюро экономического анализа (Bureau of Economic Analysis) под-
чёркивают, что инфраструктура вносит свой вклад не только в экономический
рост США, но и каждого штата, поэтому её эффективность или сбои ощущает
прямо или косвенно каждый человек. Они предлагают для статистического учё-
та и экономического анализа квалифицировать инфраструктуру как сферу, со-
стоящую из (1) компаний, генерирующих и поставляющих электроэнергию; (2)
компаний, производящих иные виды энергии, включая газ, другие минераль-
ные энергоресурсы, а также их доставку потребителям; (3) коммуникационной
структуры - телефон, интернет, почта, масмедиа и др.; (4) cкоростных дорог фе-
дерального значения; (5) водного транспорта; (6) здравохранения; (7) образова-
ния и отдыха; (8) наземного транспорта, включая железнодорожный; (9) воздуш-
ного транспорта; (10) наземного нерельсового транспорта. [Bennett J. et al. 2020:
16]. Надо также иметь в виду, что каждый элемент инфраструктуры описывается
соответствующими отраслями экономики, имеющими свой квалификационный
номер в североамериканской статистической системе (North American Industry
Classification System, NAICS). Скажем, для поддержания национальной инфра-
структуры большое значение имеет собственность федерального правительства,
включая офисы правительственных органов по всей территории страны. За 20
лет, с 1997 по 2017 г., расходы на оборудование таких офисов разнообразным
цифровым оборудованием выросли в 5 раз. Однако темпы затрат на цифрови-
зацию инфраструктуры в целом не ведут к таким же темпам роста производи-
тельности труда и ВВП.
Выше уже отмечалось, что с точки зрения социальной значимости и исполь-
зования современных технологий национальная инфраструктура условно под-
разделяется на базовую, социальную и цифровую. Следует заметить, что циф-
ровизация и информационная отрасль в статистике США начали отражаться с
2000 г., хотя активное внедрение интернета зафиксировано в стране с начала
1990-х годов. При этом в последующие годы явно обнаружилась тенденция рас-
тущих темпов инвестиций в повсеместное внедрение цифровых технологий и
цифровую отрасль как таковую. Однако эти инвестиции не привели к росту
темпов производительности труда и ВВП страны. Как видно из табл.1, за 20-
летний период среднегодовые темпы роста капитала в базовой инфраструктуре
остались неизменными, а капитал цифровой инфраструктуры демонстрирует
растущие ежегодные темпы роста, достигнув в 2007-2017 гг. 4,5%. Но темпы ро-
ста производительности упали почти втрое, такое же снижение мы видим по
параметру душевого роста реального валового внутреннего продукта.
9
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 6: 5-20
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Таблица 1
Среднегодовая динамика основного капитала по типам инфраструктуры, %
Тип инфраструктуры
1997-2007 гг.
2007- 2017 гг.
Инфраструктура в целом
1,2
1,0
Базовая
0,6
0,6
Социальная
2,2
1,2
Цифровая
3,7
4,5
Для сравнения:
Многофакторная производительность частного
1,5
0,4
бизнеса
Реальный ВВП на душу населения
2,1
0,7
Bureau of Labor Statistics, Multifactor Productivity Trends, 2018, March 20, 2019
Приведённые данные подтверждают тот факт, что растущие инвестиции в
инфраструктуру обеспечивают слабый экономический рост, но пока не дают
ощутимого изменения благосостояния населения. Профессор Калифорнийско-
го университета в Сан-Диего В. Рэми провёл эконометрический анализ с исполь-
зованием различных моделей и пришёл к выводу, что не выявляется прямо про-
порциональная зависимость между ростом государственных инвестиций в ин-
фраструктуру и ростом других макроэкономических показателей, в том числе
уровнем занятости. [Ramey, V. 2020: 40-41]. Понятно, что значение инфраструк-
туры в экономике и обществе значительно шире, чем влияние на душевой ВВП
и занятость, но эти индикаторы наиболее социально значимы.
Темпы развития цифровой инфраструктуры не снижаются независимо от
экономической конъюнктуры и влияния пандемии коронавируса. С одной сто-
роны, специалисты предупреждают о теневых сторонах цифровизации и даже
об отрицательных её последствиях в ряде случаев, особенно в связи с бурным
распространением искусственного интеллекта. [Acemoglu D. 2021]. С другой
стороны, современный уровень доступности почти всей информации в режиме
реального времени в любой точке национальной территории неожиданно по-
ставил вопросы об обеспечении точным временем бизнеса, граждан и государ-
ственные структуры на базе новых технологий (атомные часы в ключевых точ-
ках страны, оптико-волоконные кабели, подключение спутниковых систем) и о
традиционном пути передачи сигналов времени по радио и другие общедо-
ступные средства коммуникации через определённые интервалы. Этот процесс
находится под контролем Министерства внутренней безопасности США и
Национального института стандартов и технологии (National Institute of Standards
and Technology) [6]. Как видно, инфраструктура приобретает новые очертания,
которые федеральное правительство стремится держать в рамках национальных
интересов.
10
Пороховский А.А. Национальная инфраструктура как фактор экономического развития США
Porokhovsky, A.A. National Infrastructure as a Factor of U.S. Economic Development
Таблица 2
Сравнение ВВП штатов США с ВВП отдельных стран и территорий мира,
2019 г., млрд долл.
Штаты США
ВВП
Страны или территории мира
ВВП
Калифорния
3139,5
Индия
2935,6
Техас
1888,8
Бразилия
1847,0
Нью-Йорк
1734,2
Канада
1730,9
Флорида
1094,0
Индонезия
1111,7
Иллинойс
897,6
Нидерланды
902,4
Пенсильвания
813,8
Саудовская Аравия
779,3
Огайо
698,8
Турция
743,7
Нью-Джерси
645,4
Швейцария
715,4
Джорджия
616,5
Тайвань
586,1
Вашингтон
600,1
Польша
565,9
Массачусетс
595,8
Таиланд
529,2
Северная Каролина
587,9
Швеция
528,9
Вирджиния
554,5
Бельгия
517,6
Мичиган
541,6
Иран
458,5
Мэриленд
428,4
Австрия
447,7
Колорадо
590,5
ОАЭ
405,8
Миннесота
381,2
Израиль
387,7
Теннеси
380,3
Ирландия
384,9
Индиана
377,3
Гонконг
373,0
Аризона
366,4
Малайзия
365,3
Висконсин
347,3
Дания
347,2
Миссури
332,4
Колумбия
327,9
Коннектикут
286,0
Чили
294,2
Луизиана
264,0
Финляндия
269,7
Орегон
251,7
Вьетнам
261,6
Южная Каролина
246,4
Чехия
247,0
Алабама
231,0
Португалия
236,4
11
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 6: 5-20
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Кентукки
214,7
Греция
214,0
Оклахома
206,2
Новая Зеландия
204,7
Айова
194,9
Гана
191,8
Юта
188,6
Алжир
172,8
Невада
177,7
Венгрия
170,4
Канзас
173,3
Казахстан
170,3
Округ Колумбия
146,2
Украина
150,4
Арканзас
133,2
Кувейт
137,6
Небраска
127,1
Марокко
119,0
Миссисипи
118,9
Ангола
107,3
Нью-Мехико
104,1
Эстония
107,9
Гавайи
97,2
Кения
98,6
Нью-Хэмпшир
88,6
Доминиканская республика
89,5
Айдахо
81,0
Гватемала
81,3
Западная Вирджиния
78,3
Оман
76,6
Делавэр
75,5
Венесуэла
70,1
Мэн
67,5
Панама
68,5
Род-Айленд
63,6
Танзания
62,2
Северная Дакота
57,1
Ливан
58,6
Аляска
55,5
Словения
54,2
Южная Дакота
53,4
Литва
53,6
Монтана
52,2
Сербия
51,5
Вайоминг
39,7
Парагвай
40,7
Вермонт
34,8
Латвия
35,0
[1].
Один из оплотов американского консерватизма и либерализма Американ-
ский институт предпринимательства (American Enterprise Institute) решил напом-
нить и американцам, и всему миру о том, что не только сама страна с валовым
внутренним продуктом в 21,5 трлн долл. продолжает оставаться лидером миро-
вого развития, но и каждый её штат, даже самый небольшой, имеет свой внут-
ренний валовый продукт, который больше ВВП какой-либо страны мира (см.
табл.2). Опубликована при этом административная карта США, на которой
12
Пороховский А.А. Национальная инфраструктура как фактор экономического развития США
Porokhovsky, A.A. National Infrastructure as a Factor of U.S. Economic Development
наряду с названием каждого штата, включая округ Колумбию, указана страна с
примерно таким же объёмом валового продукта. Получается, что на территории
Соединённых Штатов условно размещаются 51 страна и территория [1]. Этим
демонстрируется не только величие и превосходство США над другими страна-
ми мира, но и эффективность их структуры экономики и национальной инфра-
структуры вообще, способствующих экономическому развитию и в трудные го-
ды эпидемии коронавируса, и быстрому выходу из экономического кризиса с
февраля по апрель 2020 года.
Среди исследовательских работ Федеральной резервной системы (Federal Re-
serve System)/ Центрального банка США выделяются регулярные аналитические
обзоры экономики американских штатов в рамках финансовых округов, пооче-
редно издаваемые банками 12 федеральных округов. 12 января 2022 г. вышло
такое очередное издание [2], в котором кратко, но ёмко описано состояние эко-
номики штатов и округов, показана их роль и место в текущем развитии страны
и потенциал для ответа на возникающие вызовы социального, технологического
или природного характера. Подобные публикации напоминают читателям о
том, что финансовая система страны при всех современных нововведениях
цифрового характера опирается на реальную экономику, её многофункцио-
нальную инфраструктуру.
Здесь уместно еще раз обратить внимание на федеральную контрактную си-
стему. Цифровизация позволила создать федеральную базу данных потенци-
альных заказов правительства и потенциальных исполнителей-компаний. Из-
вестное во всем мире американское агентство Блумберг (Bloomberg) через свою
специальную службу «Блумберг гавернмент» (Bloomberg Government) выпустило
уже 10-й ежегодный доклад о лидерах бизнеса, работающих по заказам феде-
рального правительства [3]. В 2020 фин. г. объём заказов достиг 682 млрд долл.,
что на 14% превышает такие же затраты в 2019 г. Причём 200 крупнейших кор-
пораций имеют долю в 65% всей суммы выполняемых контрактов. Из-за эпиде-
мии коронавируса финансовые расходы на медицинские цели выросли на 50%,
или на 22 млрд долл.; на военные корабли, подводные лодки, самолеты и другие
подобные изделия - на 41%; на научные исследования и разработки - на 26%,
или 14 млрд; на информационные технологии - на 10%, или на 7 млрд долл.
[3:1-4]. В докладе подробно рассматривается, как функционирует контрактная
система в современных условиях, как влияют компании-гиганты на экономику
штатов своего нахождения, даётся подробная характеристика компаний-
лидеров, большинство которых остаётся в списке основных контрагентов феде-
рального правительства не один десяток лет. Становится очевидным, что феде-
ральная система заказов и закупок оказывает самое непосредственное влияние
на национальную инфраструктуру, которая в немалой степени служит нацио-
нальной безопасности.
13
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 6: 5-20
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ГОСУДАРСТВО: НАДЕЖДА ИЛИ ОБУЗА?
В американском обществе сохраняется стойкое подозрение в неэффективно-
сти государственных институтов и предпочтение частного бизнеса. На бытовом
уровне и в научной литературе продолжаются дискуссии об экономической ро-
ли государства, о возможности и степени его вмешательства в рыночный меха-
низм, о защите конкуренции антимонопольными органами федерального пра-
вительства. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
регулярно публикует многостраничные доклады с оценкой деятельности пра-
вительств стран - членов ОЭСР [9]. Среди параметров измерения результатов
работы правительств - роль в организации борьбы с эпидемией коронавируса
ковид-19, государственные финансы, закупки товаров и услуг, управление и
финансирование инфраструктуры, цифровое правительство, доверие к госу-
дарственным институтам. Надо отметить, что по сравнению с другими странами
доверие американцев к своему федеральному правительству колеблется вокруг
среднего уровня [9: 205-216].
Полную картину состояния и динамики экономики США можно получить
также из других периодических изданий ОЭСР [10]; [11]. При этом специалисты
ОЭСР подготовили специальный доклад для рабочей группы по инфраструкту-
ре, созданной странами, входящими в Группу двадцати (G20), где обратили
внимание на взаимосвязь национальных инфраструктур с мировой системой
обеспечения цепочек стоимости и соответствующих международных расчётов и
платежей с учётом повсеместной цифровизации [10]. Как известно, группа
крупнейших экономик мира сформировалась осенью 2008 г. для выработки со-
гласованных мер для преодоления тяжёлых последствий мирового экономиче-
ского кризиса 2007-2009 годов. Нахлынувшая на весь мир в 2019 г. эпидемия
COVID-19 изменила задачи Группы двадцати, вынудила каждое государство са-
мостоятельно решать возникшие проблемы. При этом обнаружились не только
недостатки национального здравоохранения, но и способность правительства
комплексно рассматривать и решать социальные и экономические задачи. Насе-
лению всех без исключения стран стало очевидно, что только государство имеет
ресурсы, чтобы справиться с невиданными ранее вызовами, а бизнес выбирает
своё участие в общенациональных программах действий. Всем вдруг стало ясно,
что девиз «чем меньше государства, тем лучше» потерял свою универсальность и
остался лишь на страницах соответствующих учебников. Так сформировалась
надежда на государство.
Вместе с тем критический разбор текущей экономической политики адми-
нистрации Дж. Байдена продолжает расширяться. Сторонник Демократической
партии Нобелевский лауреат по экономике проф. П. Кругман в своей колонке в
14
Пороховский А.А. Национальная инфраструктура как фактор экономического развития США
Porokhovsky, A.A. National Infrastructure as a Factor of U.S. Economic Development
«Нью-Йорк таймс», которую ведёт с 2000 г., указывает, что динамика экономиче-
ских событий не похожа на период рейганомики, что сегодня происходит увели-
чение занятости при одновременной высокой инфляции. Однако причина ин-
фляции в значительной мере зависит от действий правительства, которое прямо
влияет на её факторы [8]. Другой аналитик обращает внимание на противоре-
чивость политики антимонопольных властей, которые усилили давление на
большой бизнес и одновременно создают новые барьеры для слияний и погло-
щений разных компаний. Тем самым тормозится создание новых рабочих мест и
общий экономический рост [7]. В результате государственные фонды поддерж-
ки различных рынков не всегда достигают намеченных целей, снижая свой ин-
вестиционный потенциал [Swanson E. 2022]. При этом высокими темпами растёт
влияние неосязаемых активов и человеческого капитала на развитие компаний и
их производительности в современных условиях [Crouzet N. et al. 2022].
В последние годы индекс мирового развития становится всё более непред-
сказуемым [Ahir H. et al. 2022], а развитие американской и мировой экономики
всё более приобретает волнообразный характер [Hirano T.et al. 2022], когда бу-
дущий экономический рост невозможно прогнозировать на базе прежних мето-
дов и текущих тенденций из-за множества новых обстоятельств [Jones S. 2021].
Одним из таких существенных обстоятельств оказалась эпидемия и вызванная
ею удалённая или дистанционная работа. С одной стороны, ускорилось разви-
тие самозанятости, которая значительно расширила масштабы так называемой
гигономики (gig economy), когда занятость не зависит от компаний или государ-
ства, а люди сами берут на себя всю ответственность за характер и результаты
своей работы. В этом случае для человека могут быть только те гарантии, кото-
рые существуют в стране со стороны государства для любого гражданина [Co-
laiacovo I. et al. 2022]. С другой стороны, удалённая работа повлияла на рынок
жилья и спрос на офисы и другие помещения бизнеса. Оказалось, что многие
офисные работники вполне предпочитают работать дома и на это согласны их
компании. Отсюда изменился спрос на жилье соответствующего размера и про-
екта, а также на окружающую дома и офисы инфраструктуру. Упал спрос на
аренду больших офисов. Всё это сказалось на динамике и структуре жилищного
строительства, которое традиционно выступает определённым барометром со-
стояния национальной экономики [Waller C. 2022]. Образ двухэтажной Америки
и городских небоскребов не уходит в историю, но значительно модифицируется
под натиском информационных технологий.
Любая инфраструктура в конечном счёте опирается на материальную осно-
ву, которую создаёт обрабатывающая промышленность. Более того, она в разной
степени обеспечивает все отрасли экономики и общества, в том числе и матери-
альную составляющую цифровизации. Не случайно поэтому специалисты при-
зывают модернизировать обрабатывающую промышленность, от которой зави-
15
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 6: 5-20
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
сит модернизация и всей американской экономики. Дело в том, что с количе-
ственной точки зрения на ней занято 10% всех работников страны, её вклад в
ВВП США превышает 11%, она располагает 20% всего основного капитала, 55%
всех патентов, 70% расходов на НИОКР, обеспечивает 35% роста производитель-
ности и 60% экспорта товаров. Даже этих общих данных достаточно для пони-
мания, каково качественное значение отраслей обрабатывающей промышлен-
ности для национальной экономики, обеспечения её устойчивости и нацио-
нальной безопасности [13].
Во взаимодействии бизнеса и государства в течение более чем 30 лет для раз-
вития национальной инфраструктуры всё активнее используется государствен-
но-частное партнерство (ГЧП) (public-private partnerships (PPPs). По сравнению с
Европейским Союзом в США эта форма только начинает распространяться [En-
gel E. et al. 2020]. Государству становится выгодно инвестировать свой капитал
таким способом, поскольку уменьшаются издержки по сопровождению проектов
и контрактов, растёт прозрачность их исполнения, сокращаются бюрократиче-
ские барьеры. При этом ГЧП реализуются в таких сферах, где население может
воочию убедиться в эффективном государственном хозяйствовании, а бизнес
получает устойчивые длительные заказы. Более всего ГЧП привлекает транс-
портная инфраструктура, которой в регулярном режиме пользуется большин-
ство населения.
Безусловно, с точки зрения налогоплательщика государство нависает над
каждым как обуза. С точки зрения бизнеса государство порой ограничивает сво-
боду выбора как гарант “правил игры’ в экономике. Но во всех случаях государ-
ство оказывается необходимым, чтобы была надёжная защита прав гражданина,
прав собственности, целостности своей страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многогранность и многофункциональность национальной инфраструкту-
ры постоянно привлекают к себе внимание как политиков, так и академиче-
ских исследователей. К ней не безразличны деловые и простые люди потому,
что от её состояния напрямую зависит как ежедневная жизнь, так и судьба.
Инфраструктура обеспечивает устойчивость и конкурентоспособность нацио-
нального бизнеса и национальной экономики в целом. В XXI веке все админи-
страции США в разной степени уделяли внимание состоянию инфраструкту-
ры. Однако только в прошлом году был принят специальный закон об инфра-
структуре, предписывающий комплекс мер и масштабное финансирование на
годы вперед.
По многим параметрам американский опыт создания, поддержания, обслу-
живания и развития инфраструктуры может быть использован другими стра-
16
Пороховский А.А. Национальная инфраструктура как фактор экономического развития США
Porokhovsky, A.A. National Infrastructure as a Factor of U.S. Economic Development
нами точно так же, как США учли опыт КНР по созданию национальной систе-
мы скоростных железных дорог независимо от ландшафта местности и сей-
смичности территории.
Россия с самой большой в мире территорией нуждается в дальнейшем раз-
витии своей инфраструктуры. Разнообразные климатические и природные зо-
ны, неравномерное размещение промышленности, сельского хозяйства и насе-
ления ставят дополнительные вызовы и барьеры на формировании единого
экономического пространства, которые можно преодолеть, используя богатые
ресурсы страны, современные технологии, вовлекая в созидательный процесс
деловое сообщество, организующее начало государства, энергию и высокую
квалификацию своих граждан.
США, как и прежде, стремятся использовать бурное и неустойчивое разви-
тие событий в мире в своих национальных интересах, которые в соответствии с
их официальными документами распространяются далеко за пределы их терри-
тории. Однако лидерство Соединённых Штатов в современном мире оказалось
не безграничным. Поддерживаемая официальной доктриной конкуренция
внутри страны выходит из-под контроля в мировом хозяйстве и выводит в число
могущественных конкурентов другие страны, рассчитывающие на новые, адек-
ватные современным проблемам общемировые «правила игры».
ИСТОЧНИКИ
1. American Enterprise Institute. 2020. - Diem C. Putting America’s enormous
$21.5 T economy into perspective by comparing U.S. state GDPs to entire countries
(February 5) Available at: https://www.aei.org/carpe-diem/putting-americas-huge-
21-5t-economy-into-perspective-by-comparing-us-state-gdps-to-entire-
countries/?te=1&nl=dealbook&emc=edit_dk_20220305 (accessed 05.03.2022).
2. Beige Book. Federal Reserve System publication January 12, 2022, 32 p. Available at:
https://www.federalreserve.gov/monetarypolicy/beigebook202201.htm (accessed 22.03.22).
3. BGOV200 Federal Industry Leaders 2020, 2020, Bloomberg Government, 219 p.
Available at: https://about.bgov.com/reports/bgov-200-federal-industry-leaders-
2020 (accessed 20.03.22).
4. Economic Report of the President (Together with the Annual Report of the
Council of Economic Advisers).2008. U.S. Government Printing Office, February - 355 p.
5. Economic Report of the President (Together with the Annual Report of the
Council of Economic Advisers). 2021. U.S. Government Printing Office, January - 528 p.
6. National Institute of Standards and Technology (NIST). 2021. - NIST recom-
mends steps to boost resilience of US Timekeeping, November 29. Available at:
https://www.nist.gov/news-events/news/2021/11/nist-recommends-steps-boost-
resilience-us-timekeeping (accessed 30.11.2021).
17
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 6: 5-20
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
7. New York Times Deal Book (January 2022) - Merced M.J. What could go
wrong? Available at: https://static.nytimes.com/email-content/DK_sample.htm (ac-
cessed 08.01.2022).
8. Krugman P. The Secret Triumph of Economic Policy. New York Times. Janu-
ary 13, 2022.). Available at:
https://www.nytimes.com/2022/01/13/opinion/pandemic-economic-
recovery.html?campaign_id=39&emc=edit_ty_20220114&inst (accessed 14.01.2022).
9. OECD (2021). Government at Glance 2021. OECD Publishing, Paris, 281 p.
Available at: https:/doi.org/10.1787/1c258f55-en (accessed 08.01.2022).
10. OECD (2021). Main Economic Indicators, Volume 2021, Issue 8. OECD Pub-
lishing, Paris, 256 p. Available at: https:/doi.org/10.1787/940b8ce5-en (accessed
18.01.2022).
11. OECD (2021). OECD Economic Outlook, Volume 2021, Issue 2. Preliminary
version, No. 110, OECD Publishing, Paris - 225 p. Available at:
https:/doi.org/10.1787/66c5ec2c-en (accessed 14.02.2022).
12. OECD (2021). Bridging digital divides in G20 countries. (OECD Report for the
G20 infrastructure Working Group). OECD Publishing, Paris, 34 p. Available at:
http://www.oecd.org/termsandconditions (accessed 24.03.2022).
13. World Economic Forum. 2022. - Want to drive inclusive economic growth?
Start with manufacturing. Available at:
https://www.weforum.org/agenda/2022/01/inclusive-economic-growth-
manufacturing (accessed 14.01.2022).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Голуб Ю.Г., Шенин С.Ю. 2022. Администрация Байдена и проблемы «зелё-
ного транзита». Мировая экономика и международные отношения, т.66, №2. С. 5-14.
DOI: 10.20542/0131-2227-2022-66=2-5-14
Пороховский А.А. 2008. Американская экономика: вызовы управлению. США
& Канада: экономика, политика, культура, №8, С. 3-22.
Федорович В.А., Патрон А.П., Заварухин В.П. 2010. США: Федеральная кон-
трактная система: механизм регулирования государственного хозяйствования.
М.: Наука.1054 с.
REFERENCES
Acemoglu, D. 2021`. Harms of AI. NBER Working Paper 29247, September, 57 pp.
Available at: http://www.nber.org/papers/w29247 (accessed 24.12.2021).
Ahir, H., Bloom, N., Furceri, D.,2022, The World Uncertainty Index. NBER Work-
ing Paper 29763, February, 115 pp. Available at:
http://www.nber.org/papers/w29763 (accessed 27.02.2022).
18
Пороховский А.А. Национальная инфраструктура как фактор экономического развития США
Porokhovsky, A.A. National Infrastructure as a Factor of U.S. Economic Development
Bova, F., Goldfarb, A., Melko, R.G. 2022. Quantum Economic Advantage. NBER
Working Paper 29724, February, 28 p. Available at:
http://www.nber.org/papers/w29724 (accessed 24.02.2022).
Bennett, J., Kornfeld, R., Sichel. D., Wasshausen, D., 2020. Measuring Infrastruc-
ture in BEA’S National Economic Accounts. NBER Working Paper 27446, July, 76 p.
Available at: http://www.nber.org/papers/w27446 (accessed 21.02.2022).
Colaiacovo, I., Dalton, M.G., Kerr, S.P., Kerr, W.R.,2022, The Transformation of
the Self Employment. NBER Working Paper 29725, February, 52 p. Available at:
http://www.nber.org/papers/w29725 (accessed 24.02.2022).
Crouzet, N., Eberly, J.C. 2021. Intangibles, Markups, and the Measurement of
Productivity Growth. NBER Working Paper 29109, July, 83 p. Available at:
http://www.nber.org/papers/w29109 (accessed 20.11.2021).
Duranton, G., Nagpal, G., Turner M. 2020. Transportation Infrastructure in the
US. NBER Working Paper 27254, June, 48 p. Available at:
http://www.nber.org/papers/w27254 (accessed 21.03.2022).
Economic Analysis and Infrastructure Investment, Ed. By E. Glaeser, J. Poterba,
2021, University of Chicago Press, 480 p.
Engel, E., Fischer, R.D., Galetovic, A. 2020. When and How to use Public-Private
Partnerships in Infrastructure: Lessons from the International Experience. NBER
Working Paper 26766, June, 37 p. Available at: http://www.nber.org/papers/w26766
(accessed 21.01.2022).
Fedorovich, V.A., Patron, A.P., Zavarukhin, V.P. 2010. SShA: Federal'naia kon-
traktnaia sistema: mekhanizm regulirovaniia gosudarstvennogo khoziaistvovaniia
(USA: Federal Contract System: Mechanism of Regulation Governmental Enterprise)
(In Russ.). Moscow, Nauka, 1055 p.
Golub, Yu. G., Shenin, S.Yu. 2022. Administratsiia Baidena i problemy «zelenogo
tranzita» (Biden’s Administration and “Green Transition” Problems). (In Russ.). World
Economy and International Relations, vol. 66, no. 2, p. 5-14. DOI: 10.20542/0131-2227-
2022-66=2-5-14
Hirano, T., Stiglitz, J. E. 2022, The Wobbly Economy: Global Dynamics with Phase
and State Transitions. NBER Working Paper 29806, February, 71 pp. Available at:
http://www.nber.org/papers/w29806 (accessed 26.02.2022).
Jones, C. 2021. The Past and Future of Economic Growth: A Semi-Endogenous
Perspective. NBER Working Paper 29126, August, 47 pp. Available at:
http://www.nber.org/papers/w29126 (accessed 12.10.2021).
Porokhovsky A.A. 2008. Amerikanskaia ekonomika: vyzovy upravleniiu (Ameri-
can Economy: Challenges to Governance) (In Russ.). USA & Canada: economics, politics,
culture, №8, p. 3-22.
19
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 6: 5-20
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Ramey, V.A. 2020. The Macroeconomic Consequences of Infrastructure Invest-
ment. NBER Working Paper 27625, July, 65. Available at:
http://www.nber.org/papers/w27625 (accessed 21.01.2022).
Swanson, E.T. 2022. The Federal Funds Market, Pre- and Post-2008. NBER Work-
ing Paper 29762, February, 22 p. Available at: http://www.nber.org/papers/w29762
(accessed 27.02.2022).
Waller, C.J. 2022. The Red Hot Housing Market: the Role of Policy and Implica-
tions for Housing Affordability, Federal Reserve Board, March 22, 12 p. Available at:
https://www.federalreserve.gov/newsevents/speech/waller20220324a.htm (ac-
cessed 24.03.2022).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
ПОРОХОВСКИЙ Анатолий Алек-
Anatoly A. POROKHOVSKY, Doc. Sci.
сандрович, доктор экономических
(Economics), Professor, Honored scientist
наук, профессор, заслуженный деятель
of the Russian Federation, Chief Research
науки РФ, главный научный сотруд-
Fellow of the USA and Canadian Studies,
ник Института США и Канады Рос-
Russian Academy of Sciences (ISKRAN).
сийской академии наук (ИСКРАН),
2/3 Khlebny per., Moscow, 121069,
Российская Федерация, 121069, Москва,
Russian Federation;
Хлебный переулок, 2/3;
Chair Department of Political Econo-
заведующий кафедрой политиче-
my Faculty of Economics, Lomonosov
ской экономии экономического фа-
Moscow State University: 1, build 46,
культета МГУ имени М.В. Ломоносова.
Leninskie Gory, Moscow, 119991, Russian
Российская Федерация,
119991,
Federation.
Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 46.
Статья поступила в редакцию / Received 8.04.2022.
Поступила после рецензирования / Revised 14.04.2022.
Статья принята к публикации / Accepted 15.04.2022.
20