Солдатенкова О.И. Роль Канады в формировании гендерной повестки торговых соглашений
Soldatenkova, O.I. Canada's Role in Shaping the Gender Agenda of Trade Agreements
JEL F13
УДК 339.542.2
DOI: 10.31857/S2686673022060025
EDN: GRLHST
Роль Канады в формировании гендерной повестки
торговых соглашений
О.И. Солдатенкова
Институт США и Канады Российской академии наук.
Российская Федерация, 121069 Москва, Хлебный переулок 2/3.
Researcher ID: I-6594-2018
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3225-3080
e-mail: oisoldatenkova@hotmail.com
Резюме: Признание того, что торговая политика не является гендерно-нейтральной,
а может по-разному оказывать влияние на мужчин и женщин, вызвало интерес к гендер-
ным аспектам торговых соглашений на всех этапах переговорного процесса. В статье
обобщены основные подходы, используемые странами мира по включению гендерного
равенства в торговые соглашения. Особое внимание уделено опыту Канады, сделан вы-
вод о её лидирующей роли в формировании гендерной повестки торговой политики и
механизмов реализации на национальном и международном уровнях.
Ключевые слова: Канада, торговые соглашения, гендер, гендерный анализ
Для цитирования: Солдатенкова О.И. Роль Канады в формировании гендерной по-
вестки торговых соглашений. США & Канада: экономика, политика, культура, 2022;
52(6): 21-32. DOI: 10.31857/S2686673022060025
EDN: GRLHST
Canada's Role in Shaping the Gender Agenda
of Trade Agreements
Olga I. Soldatenkova
Institute for the U.S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences
2/3 Khlebnyi Pereulok, 121069 Moscow, Russian Federation.
Researcher ID: I-6594-2018
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3225-3080
e-mail: oisoldatenkova@hotmail.com
Abstract: The recognition that trade policy is not gender-neutral and can have a different
impact on men and women has caused an increase in attention to the gender aspects of trade
agreements at all stages of the negotiation process. The article summarizes the main approach-
es used by the countries to include gender equality issues in trade agreements. Particular atten-
tion is paid to Canada's experience in this area. The conclusion is made about Canada’s leading
role in shaping the gender agenda of trade policy and mechanisms for its implementation both
at the national and international levels.
Keywords: Canada, trade agreements, gender, gender-based analysis.
For citation: Soldatenkova O.I. Canada's role in shaping the gender agenda of trade
agreements. USA & Canada: Economics, Politics, Culture. 2022; 52(6): 21-32.
DOI: 10.31857/S2686673022060025 EDN: GRLHST
21
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 6: 21-32
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ВВЕДЕНИЕ
Будущее международного экономического порядка и многосторонней тор-
говли зависит от распределения выгоды от нее в равной степени для всех. Путь
же к достижению гендерного равенства в этой сфере труден и требует сложных
подходов, учитывающих различные реалии, с которыми сталкиваются женщи-
ны в разных частях мира. Как отмечает Н.А. Шведова, вопросы ликвидации дис-
криминации по признаку пола и прав женщин постоянно находятся в повестке
дня международных организаций - Организации Объединённых Наций, Совета
Европы и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Многосторонние международные договоры, резолюции, рекомендации и дру-
гие программные документы, разработанные этими структурами, содержат
комплекс мер для национальных правительств по улучшению положения жен-
щин и достижению гендерного равенства [Шведова Н.А. 2020: 45].
Одним из элементов гендерной повестки международных отношений явля-
ется включение гендерной проблематики в торговую политику, инструменты и
механизмы ее реализации. Следует отметить, что в течение долгого времени
торговля и торговая политика, наряду с другими макроэкономическими страте-
гиями, понимались как гендерно нейтральные. Существовало общее мнение,
что меры торговой политики предоставляют одинаковые возможности для муж-
чин и женщин.
В последнее десятилетие появились исследования международных органи-
заций, подтверждающие тезис о том, что торговая политика и ее инструменты
все-таки по-разному оказывают влияние на женщин и мужчин [4, 15, 17, 18]. Со-
ответственно существует объективная необходимость учитывать гендерный
фактор при формировании и реализации торговой политики.
Несмотря на кажущуюся новизну, дискуссия по вопросу влияния торговли и
ее инструментов на экономические возможности женщин не нова. Первое по-
ложение, касающееся гендерной проблематики в торговых соглашениях, появи-
лось в Римском договоре 1957 года об учреждении Европейского экономическо-
го сообщества. В статье 119 договора указано, что каждое государство-член со-
общества должно обеспечить на первом этапе и впоследствии поддерживать
применение принципа, согласно которому мужчины и женщины получают
равную оплату за равный труд [16].
Почти 25 лет спустя, Договор 1983 года об учреждении Экономического сооб-
щества центральноафриканских государств (The Economic Community of Central
African States) стал первым соглашением, подписанным развивающимися страна-
ми и включающим положение o гендерной проблематике. Девять лет спустя пер-
вые положения, касающиеся общего принципа равенства между женщинами и
мужчинами, включены в Маастрихтский договор о Европейском Союзе 1992 года.
В том же году Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА -
North American Free Trade Agreement, NAFTA) внесло в Соглашение о сотрудничестве
22
Солдатенкова О.И. Роль Канады в формировании гендерной повестки торговых соглашений
Soldatenkova, O.I. Canada's Role in Shaping the Gender Agenda of Trade Agreements
в области труда несколько положений, более подробно касающихся гендерных
трудовых принципов, а именно ликвидации дискриминации в сфере занятости
по признаку пола и равной оплаты труда для женщин и мужчин [10].
Связь между торговой политикой и гендером требует дальнейших исследо-
ваний, поскольку применение гендерного анализа на всех уровнях разработки и
реализации мер торговой политики остается пока весьма ограниченным [3].
Наиболее активным сторонником введения гендерной проблематики в торговые
соглашения является Канада, изучение опыта которой и выступает целью дан-
ного исследования.
ВКЛЮЧЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО АСПЕКТА
В ТОРГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ
Необходимость включать гендерный аспект в торговые соглашения является
достаточно дискуссионным вопросом, но все-таки очевидно, что инклюзивность
экономики способствует дальнейшему экономическому развитию за счет более
активного участия женщин [Солдатенкова О.И. 2021:67]. Во Всемирной торговой
организации, которая выступает основным форумом обсуждения правил много-
сторонней торговой системы, активно занимаются участием женщин в мировой
торговле. В 2017 г. 118 членов ВТО и стран-наблюдателей на 11-й Министерской
конференции ВТО поддержали Декларацию о торговле и расширении эконо-
мических прав и возможностей женщин (Joint Declaration on Trade and Women’s
Economic Empowerment), которая направлена на устранение барьеров для женщин
в торговле. Страны договорились сотрудничать в том, чтобы политика в области
торговли и развития учитывала гендерные аспекты, проводила анализ торговой
политики и обменивалась данными и статисткой [7]. В сентябре 2020 г. создана
неформальная рабочая группа по торговле и гендерным вопросам [6], была
принята Совместная декларация министров по обеспечению гендерного равен-
ства и расширению экономических прав и возможностей женщин в сфере тор-
говли на 12-й Министерской конференции ВТО [8]. Декларация подтвердила
мандат организации на работу в данной области в рамках ВТО и определила ее
дальнейшие шаги.
Кроме обсуждения гендерного аспекта в рамках многосторонних торговых
соглашений, все большее число стран включает различные положения, в кото-
рых прямо упоминается гендерная проблематика, в региональные торговые со-
глашения (см. табл.1).
По данным ВТО, из 556 региональных торговых соглашений (РТС), действо-
вавших на ноябрь 2018 г., только 13,5% содержали хотя бы одно положение, в
котором прямо упоминается пол или женщины. Если же учитывать положения,
косвенно касающиеся гендерных вопросов, в частности, права человека, соци-
альные аспекты устойчивого развития и уязвимые группы, то число соглашений
составило 243 [10].
23
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 6: 21-32
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Таблица 1
Упоминание о гендерном равенстве и/или женщинах в соглашениях
о свободной торговле
Тип соглашения
Соглашения о свободной торговле
Двусторонние торго-
Аргентина - Чили, Канада - Чили, Канада -
вые соглашения
Колумбия, Канада - Коста-Рика, Канада - Гондурас,
Канада - Израиль, Канада - Иордания, Канада -
Панама, Канада - Перу, Чили - Уругвай, Чили -
Вьетнам, Китай - Перу
Региональные торго-
Соглашение США, Мексики и Канады (USMCA);
вые соглашения и со-
Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве;
глашения об ассоциа-
Соглашения об ассоциации между ЕС и Алжиром,
ции
Боснией и Герцеговиной, Албанией, Египтом, Грузи-
ей, Израилем, Иорданией и Ливаном;
Соглашение о торговле, развитии и сотрудниче-
стве между ЕС и Южной Африкой;
Соглашение о свободной торговле США - Бах-
рейн;
Соглашение о свободной торговле ЕС - Корея;
ЕС - страны Африки, Карибского бассейна и Ти-
хого Океана (Cotonou Agreement)
Составлено по: Larouche-Maltais A., MacLaren B. 2019. Making Gender-Responsive Free Trade
Agreements. Ottawa: The Conference Board of Canada
На протяжении многих лет РТС часто называли своего рода лабораториями,
в которых некоторые страны опробовали новые виды концепций для решения
возникающих проблем и вопросов, связанных с торговлей. В последнее десяти-
летие положения, в которых прямо упоминается гендерная проблематика,
включаются во все большее число РТС. Количество подробных установок, вклю-
ченных в РТС, также увеличивается. Наиболее подробно гендерная проблема-
тика освещается в главе по торговле и гендерным вопросам. Однако только че-
тыре РТС, содержащие подобные положения, вступили в силу.
Большинство из них не соответствуют какому-то унифицированному шаб-
лону даже в РТС, согласованных одной и той же страной. Это свидетельствует о
том, что мнения о решении включить положения, касающиеся гендерной про-
блематики в РТС, значительно различаются, они неоднородны с точки зрения
структуры, местоположения в тексте соглашения, формулировок и сферы охва-
та. Наиболее распространены установки, связанные с сотрудничеством по ген-
дерным вопросам. Остальные виды положений охватывают различные вопросы,
начиная от принципов и международных соглашений и заканчивая внутренней
политикой, корпоративной социальной ответственностью, прозрачностью и ин-
ституциональными механизмами.
24
Солдатенкова О.И. Роль Канады в формировании гендерной повестки торговых соглашений
Soldatenkova, O.I. Canada's Role in Shaping the Gender Agenda of Trade Agreements
Неоднородность большинства положений просматривается в их структуре и
расположении в тексте торгового соглашения. Схема включения гендерных
установок варьируется от их формулировки в преамбуле соглашения до специ-
альной статьи и главы, посвященной гендеру. Некоторые концепции содержат-
ся также в приложениях и сопутствующих документах (см. табл. 2).
Таблица 2
Основные структуры положений по гендерной проблематики в РТС
Структура гендерных положений
Количество соглашений
1. Основной текст РТС
69
преамбула
7
неспецифическая статья/статьи о гендере
60
специальная статья по гендеру
10
специальная глава по гендеру
6
приложения
16
2. Дополнительные документы РТС
11
совместные заявления
1
протоколы
1
соглашение по трудовому сотрудничеству
9
3. Соглашения/решения после ратификации
12
РТС
декларации
3
решения/резолюции/директивы
6
соглашения
3
Составлено по: Monteiro J.-A. 2018. Gender Related Provisions in Regional Trade Agreements.
Staff Working Paper ERSD-2018-15-18. Economic Research and Statistics Division, World Trade Organ-
ization.
В нескольких соглашениях первое упоминание о гендере или женщинах со-
держится в преамбуле. Там дается представление о намерениях сторон, а также
о целях, которые привели к подписанию соглашения. Вопросы, затронутые в
преамбуле, различаются в РТС, начиная от гендерного равенства в международ-
ной торговле и заканчивая ссылками на международные документы.
В то время как немногие РТС включают конкретную статью или главу, в дру-
гих распространено включение неспецифической статьи, касающейся широкого
круга вопросов, в которой упоминается гендерная проблематика в качестве кон-
кретного случая, например, сотрудничества, в главах по труду, устойчивому
развитию или сотрудничеству.
Наиболее подробными и всеобъемлющими являются положения, которые
содержатся в специфической главе по гендерной проблематике и охватывают
различные вопросы, включая внутреннюю гендерную политику, международ-
ные соглашения, сотрудничество и институциональные механизмы. В очень
ограниченном числе РТС (The Common Market for Eastern and Southern Africa
25
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 6: 21-32
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
(COMESA) and East African Community (EAC)) введена специальная глава "Женщи-
ны и развитие", а непосредственно глава по торговле и гендерным аспектам
включена в РТС Канада - Чили, Канада - Израиль, Чили - Аргентина и Чили -
Уругвай. Европейский союз, Новая Зеландию и Тихоокеанский альянс, в насто-
ящее время ведут переговоры о возможности включать главы о торговле и ген-
дерной проблематике в свои РТС.
ОСОБЕННОСТИ КАНАДСКОГО ПОДХОДА К ГЕНДЕРНОМУ АСПЕКТУ
Знаменательным для гендерной проблематики в торговли стал 2019 год, ко-
гда вступили в силу три двусторонних соглашения о свободной торговле, со-
держащие специальные главы, посвященные торговле и гендерным вопросам.
Два из этих трех соглашений это обновленные соглашения о свободной торговле
между Канадой и Чили, Канадой и Израилем. Гендерное равенство и предот-
вращение дискриминации по половому признаку один из приоритетов Канады
в ходе торговых переговоров, а гендерные положения рассматриваются не как
самоцель, а как стратегический подход к достижению гендерного равенства.
Очевидно, столь активная позиция Канады определяется тем, что, как отме-
чает Е.В. Исраелян, женское движение Канады является важной политической
силой, которая оказывает серьезное влияние на государственную политику и
массовое сознание. Обязательным условием политического процесса в Канаде
стала гендерная экспертиза основных законодательных актов [Исраелян Е.В.
2021:122, 126].
Подход Канады к включению гендерных положений в торговые соглашения
существенно отличается от наиболее распространенного подхода, когда гендер-
ные положения торгового соглашения охватывают только общие направления,
включая декларацию необходимости достижения гендерного равенства, ликви-
дацию дискриминации на рабочем месте, равную оплату за равный труд, и дру-
гие аналогичные принципы. Такие положения часто направлены на решение
широкого круга вопросов, носят довольно общий характер и не содержит твер-
дых обязательств.
В настоящее время правительство Канады применяет двусторонний подход
к внедрению гендерного аспекта в торговые соглашения:
включение специфической главы, посвященной торговле и гендеру;
включение гендерных положений во все торговые соглашения.
Специфические главы по торговле и гендеру в обновленных соглашениях о
свободной торговле Канада - Чили и Канада - Израиль, помимо традиционных
деклараций в поддержку равенства и недискриминации между женщинами и
мужчинами, содержат статьи по организации сотрудничества, конкретные обя-
зательства по созданию комитета по торговле и гендерным вопросам и, в одном
случае, параграф об урегулировании споров. В-целом, главы по гендерным во-
просам в торговле соглашения между Канадой и Чили (глава N bis) [1] и согла-
26
Солдатенкова О.И. Роль Канады в формировании гендерной повестки торговых соглашений
Soldatenkova, O.I. Canada's Role in Shaping the Gender Agenda of Trade Agreements
шения о свободной торговле между Канадой и Израилем (13 глава) [2] весьма
схожи. Они включают несколько общих положений, которые конкретизируются
в следующих пунктах:
общие положения. Среди прочего, в подпунктах признается важность при-
менения гендерного подхода к вопросам торговли, напоминается о необходимо-
сти достижения Цели устойчивого развития ООН «Обеспечение гендерного ра-
венства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек» (ЦУР-5) и
признается, что расширение участия женщин на рынке труда и их экономиче-
ская независимость способствуют устойчивому и инклюзивному экономическо-
му росту;
международные соглашения. Стороны подтверждают свою приверженность
эффективному осуществлению Декларации о торговле и расширении экономи-
ческих прав и возможностей женщин и других соглашений, касающихся ген-
дерного равенства, участниками которых они являются;
деятельность по сотрудничеству. Стороны признают пользу обмена опытом в
разработке, осуществлении, мониторинге и укреплении политики и программ,
направленных на поощрение участия женщин в национальной и международной
экономике. Стороны поощряют участие своих соответствующих государственных
учреждений, предприятий, профсоюзов, образовательных и исследовательских
организаций, других неправительственных организаций и их представителей в
мероприятиях по сотрудничеству. Определены несколько возможных областей
сотрудничества, в частности, поощрение развития потенциала и повышения ква-
лификации женщин на работе и в бизнесе; расширение доступа женщин к фи-
нансовым услугам; содействие представительству женщин в процессе принятия
решений и на руководящих должностях в государственном и частном секторах,
включая корпоративные советы; расширение доступа женщин к науке, технике и
инновациям, а также их участия и лидерства в них; проведение гендерного анали-
за; обмен методами и процедурами сбора данных с разбивкой по признаку пола и
анализа гендерной статистики, связанной с торговлей;
комитет по торговле и гендерным вопросам. Создается комитет, состоящий
из представителей каждой стороны, который будет созываться по решению сто-
рон и должен, среди прочего, организовывать мероприятия по сотрудничеству,
давать рекомендации Комиссии по свободной торговле по вопросам, касающим-
ся гендерной проблематики, и выполнять ряд других функций;
разрешение и урегулирование споров. В этом пункте соглашения значительно
отличаются. В соглашении Канада - Израиль разрешается обращение сторон к
механизму урегулирования споров, созданному в соответствии с соглашением.
Соглашение Канада-Чили призывает стороны прилагать усилия для решения
любых вопросов путем диалога и консультаций, и прямо запрещают сторонам
пользоваться процедурами урегулирования споров в рамках соглашения.
27
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 6: 21-32
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
В качестве второго направления включения гендерной проблематики в тор-
говые соглашения правительство Канады рассматривается введение в торговые
соглашения отдельных элементов, учитывающих гендерные аспекты. Эти эле-
менты могут включать:
поощрение равенства в сфере занятости и устранения дискриминации по
признаку пола на рабочем месте, устранение гендерного разрыва в оплате труда
и препятствий для полноценного участия женщин в трудовом процессе;
положения о трансграничной торговле услугами, запрещающие дискрими-
нацию по признаку пола, связанную с требованиями и процедурами лицензи-
рования и профессиональной квалификации;
предложения, связанные с инвестициями, которые учитывали бы гендерные
аспекты. В частности, стороны соглашения могут включить требование о назна-
чении женщин на должности высшего руководства или совета директоров
предприятия;
включение формулировок, направленных на продвижение гендерного ра-
венства, в преамбулу соглашения;
другие положения [14].
Одним из ключевых моментов реализации обоих подходов и инструментов
реализации является использование Канадой гендерного анализа. В отличие от
многих стран, уже в 1995 г. правительство Канады взяло на себя обязательство ис-
пользовать гендерный анализ плюс (ГА+) (Gender-based Analysis Plus) для продви-
жения гендерного равенства в Канаде в рамках ратификации Пекинской Декла-
рации ООН 1995 г. Гендерный анализ - это инструмент, используемый для анали-
за того, как определенная политика правительства может повлиять на мужчин и
женщин. «Плюс» в названии означает, что анализ охватывает не только различия
между полами, но и расу, этническую принадлежность, религию, возраст, ум-
ственные и физические недостатки людей, а также то, как взаимодействие между
этими факторами влияет на восприятие гражданами государственной политики и
инициатив в различных сферах деятельности правительства Канады [5].
Как и любое нововведение, применение гендерного анализа в практиче-
ской деятельности правительства Канады столкнулось с рядом сложностей.
В 2015 г. Управление генерального аудитора Канады в качестве препятствий
внедрения гендерного анализа в разработку политических, законодательных и
программных инициатив указало на отсутствие требования к обязательному
использованию ГА+. Как следствие, Управление рекомендовало использовать
гендерный анализ обязательно [12]. Внутренний опрос департаментов прави-
тельства Канады в 2019 г. показал, что менее половины департаментов имеют
план по реализации гендерного анализа, при этом большинство департамен-
тов заявили, что им не хватает внутренних механизмов для его применения
[19]. В январе 2021 г. Премьер-министр Джастин Трюдо сделал обязательным
использование гендерного анализа + плюс в практике принятия решений пра-
28
Солдатенкова О.И. Роль Канады в формировании гендерной повестки торговых соглашений
Soldatenkova, O.I. Canada's Role in Shaping the Gender Agenda of Trade Agreements
вительства, указав о необходимости рассматривать государственную политику
через межсекторальную призму c целью устранения системного гендерного
неравенства [11].
Пример эффективного применения гендерного анализа правительством
Канады - его использование в переговорном процессе по соглашению о свобод-
ной торговле между Канадой и МЕРКОСУР (Southern Common Market). В марте
2018 г. Канада начала переговоры по соглашению о свободной торговле с че-
тырьмя полноправными членами торгового блока МЕРКОСУР - Аргентиной,
Бразилией, Парагваем и Уругваем. Во время запуска переговорного процесса
правительство Канады объявило о своем намерении провести гендерный анализ
для информирования о ходе переговоров. В соответствии с этим обязательством,
Министерство международных дел Канады при поддержке других правитель-
ственных ведомств, впервые провело всесторонний количественный и каче-
ственный гендерный анализ по главам для текущих переговоров по соглашению
о свободной торговле [13]. Применение гендерного анализа позволило инфор-
мировать заинтересованные стороны о состоянии текущих переговоров с
МЕРКОСУР, а также определить возможности для Канады внедрять новые, учи-
тывающие гендерные аспекты и инклюзивные торговые положения, соответ-
ствующие потенциальным ответным мерам внутренней политики в случае, ко-
гда потенциальный эффект от включения положений по гендерному равенству
не может быть достигнут посредством торгового соглашения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В течение многих лет участники торговых переговоров вели себя так, как
будто торговля была гендерно нейтральной, а торговые соглашения не влияли
ни на что, кроме самой торговли. В настоящее время пришло понимание того,
что торговля влияет не только на экономику, но и на развитие, окружающую
среду, условия труда и права человека людей во всем мире. Очевидно, что мно-
гое еще предстоит сделать для создания правовых и социальных условий в целях
обеспечения гендерного равенства в каждой стране и во всем мире. Все больше и
больше стран присоединяются к продвижению гендерного равенства в процессе
переговоров и разработки новых торговых соглашений. Лидирующую роль в
этом процессе играет Канада, где используются разнообразные подходы к вве-
дению гендерных положений в торговые соглашения. На наш взгляд, включение
в соглашения отдельной главы по гендерному аспекту торговли должно соче-
таться с применением гендерного анализа на всех этапах переговорного процес-
са и разработки новых торговых соглашений. Успешность и эффективность это
подхода и демонстрирует правительство Канады, а опыт его применения заслу-
живает дальнейшего пристального изучения.
29
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 6: 21-32
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ИСТОЧНИКИ
1. Trade and Gender. Canada-Chili Free Trade Agreement. Appendix II - Chap-
ter N bis. Available at: https://www.international.gc.ca/trade-commerce/trade-
agreements-accords-commerciaux/agr-acc/chile-chili/fta-ale/2017_Amend_Modif-
App2-Chap-N.aspx (accessed 14.03.2022).
2. Trade and Gender. Canada-Israel Free Trade Agreement. Chapter Thirteen.
Available at: https://www.international.gc.ca/trade-commerce/trade-agreements-
accords-commerciaux/agr-acc/israel/fta-ale/text-texte/13.aspx?lang=eng (accessed
14.03.2022).
3. Fontana M. 2016. Gender Equality in Trade Agreements, Directorate General
for
Internal
Policies,
European
Parliament.
Available
at:
http://www.europarl.europa.eu/supporting-analyses (accessed 16.01.2022).
4. Gender Equality. The United Nations Conference on Trade and Development.
Available at: https://unctad.org/topic/gender-equality (accessed 24.01.2022).
5. Gender-based Analysis Plus (GBA+), Women and Gender equality Canada,
Government
of
Canada.
Available
at:
https://women-gender-
equality.canada.ca/en/gender-based-analysis-plus/what-gender-based-analysis-
plus.html (accessed 19.03.2022).
6. Informal Working Group on Trade and Gender, World Trade Organization.
Available at:
https://www.wto.org/english/tratop_e/womenandtrade_e/iwg_trade_gender_e.ht
m (accessed 10.03.2022).
7. Joint Declaration on Trade and Women’s Economic Empowerment on the Occa-
sion of the WTO Ministerial Conference in Buenos Aires in December 2017. Available at:
https://www.wto.org/english/thewto_e/minist_e/mc11_e/genderdeclarationmc11_e.
pdf (accessed 22.02.2022).
8. Joint Ministerial Declaration on the Advancement of Gender Equality and
Women’s Economic Empowerment within Trade. 12th WTO Ministerial Conference.
Geneva, 30 November - 3 December 2021. Available at:
https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/WT/MIN21/4.
pdf&Open=True (accessed 17.03.2022).
9. Larouche-Maltais A., MacLaren B. 2019. Making Gender-Responsive Free Trade
Agreements. Ottawa: The Conference Board of Canada
10. Monteiro J.-A. 2018. Gender Related Provisions in Regional Trade Agreements. Staff
Working Paper ERSD-2018-15-18. Economic Research and Statistics Division, World
Trade
Organization.
Available
at:
https://www.wto.org/english/res_e/reser_e/ersd201815_e.pdf (accessed 20.01.2022).
11. Prime Minister of Canada Justin Trudeau. Minister for Women and Gender
Equality and Rural Economic Development Supplementary Mandate Later. January
15, 2021. Available at: https://pm.gc.ca/en/mandate-letters/2021/01/15/archived-
minister-women-and-gender-equality-and-rural-economic (accessed 21.03.2022).
30
Солдатенкова О.И. Роль Канады в формировании гендерной повестки торговых соглашений
Soldatenkova, O.I. Canada's Role in Shaping the Gender Agenda of Trade Agreements
12. Report 1 - Implementing Gender-Based Analysis. 2015 Fall Reports of the Au-
ditor
General
of
Canada.
Available
at:
https://www.oag-
bvg.gc.ca/internet/english/parl_oag_201602_01_e_41058.html#p61
(accessed
21.03.2022).
13. Summary of Initial GBA+ for Canada-Mercosur FTA Negotiations. Govern-
ment of Canada. Available at: https://www.international.gc.ca/trade-
commerce/gender_equality-egalite_genres/gba_plus_summary-
acs_plus_resume.aspx?lang=eng (accessed 22.03.2022).
14. Trade and gender in free trade agreements: The Canadian approach. Govern-
ment of Canada. Available at: https://www.international.gc.ca/trade-
commerce/gender_equality-egalite_genres/trade_gender_fta-ale-
commerce_genre.aspx?lang=eng (accessed 01.03.2022).
15. Trade
and
Gender.
The
World
Bank.
Available
at:
https://www.worldbank.org/en/topic/trade/brief/trade-and-gender
(accessed
24.01.2022).
16. Treaty of Rome (EEC). European Parliament. Available at:
https://www.europarl.europa.eu/about-parliament/en/in-the-past/the-parliament-
and-the-treaties/treaty-of-rome (accessed 24.02.2022).
17. Women and Trade. International Trade Centre. Available at:
https://www.intracen.org/itc/women-and-trade/(accessed 23.01.2022)
18. Women and Trade. World Trade Organization. Available at:
https://www.wto.org/english/tratop_e/womenandtrade_e/womenandtrade_e.htm
(accessed 25.01.2022).
19. Wright T. Internal docs show many federal departments not meeting gender
analysis
targets.
Toronto
Star,
February
2,
2019.
Available
at:
https://www.thestar.com/news/canada/2019/02/02/internal-docs-show-many-
federal-departments-not-meeting-gender-analysis-targets.html (accessed 19.03.2022).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Исраелян Е.В. 2021. Женское движение в Канаде: прошлое и настоящее.
Женщина в российском обществе. № 2. С. 121-128. DOI: 10.21064/WinRS.2021.2.9
Солдатенкова О.И. 2021. Гендерный фактор в торговых соглашениях. Россий-
ский внешнеэкономический вестник. №10. С.66-76. DOI: 10.24412/2072-8042-2021-10-
66-76
Шведова Н. 2020. Гендерное равенство в приоритетах ООН. Международные
процессы. Том 18, № 2 (61). С.31-47. DOI: 10.17994/IT.2020.18.2.61.3
REFERENCES
Israelian, E.V. 2021. Zhenskoe dvizhenie v Kanade: proshloe i nastoiashchee
[Women’s Movement in Canada: the Past and the Present] (In Russ). Woman in Rus-
sian Society. No.2. P.121-128. DOI: 10.21064/WinRS.2021.2.9
31
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 6: 21-32
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Shvedova, N. 2020. Gendernoe ravenstvo v prioritetakh OON [Gender Equality in
the UN Priorities] (In Russ). International Trends. Volume 18. No. 2 (61). P.31-47. DOI
10.17994/IT.2020.18.2.61.3
Soldatenkova, O.I. 2021. Gendernyi factor v torgovykh soglasheniiakh [Gender in
Trade Agreements] (In Russ). Russian Foreign Economic Bulletin. No.10. P.66-76. DOI:
10.24412/2072-8042-2021-10-66-76
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
СОЛДАТЕНКОВА Ольга Ива-
Olga I. SOLDATENKOVA, Doc.
новна, доктор экономических наук,
Sci. (Economics), Principal Researcher at
главный научный сотрудник Инсти-
the Institute for the U.S. and Canadian
тут США и Канады Российской ака-
Studies, Russian Academy of Sciences.
демии наук (ИСКРАН).
2/3 Khlebnyi Pereulok, Moscow,
Российская Федерация, 121069
Russia 121069
Москва, Хлебный переулок 2/3.
Статья поступила в редакцию / Received 26.03.2022.
Статья поступила после рецензирования / Revised 6.04.2022.
Статья принята к публикации / Accepted 7.04.2022.
32