Сауткина В.А. Система здравоохранения в США: в поисках новой модели управления
Sautkina, V.A. The U.S. Healthcare System: In Search of a New Management Model
УДК: 330.1
JEL J46
DOI: 10.31857/S2686673022060050
EDN: GRQSIK
Система здравоохранения в США:
в поисках новой модели управления
В.А. Сауткина
Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных
отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО).
Российская Федерация, 117997, Москва, Профсоюзная ул., д. 23.
Scopus Author ID: 57196413172
ORCID 0000-0002-6891-7726
e-mail: vera-sautkina@yandex.ru
Резюме: Формирование эффективной модели управления системой здравоохранения в
США всегда было и остаётся актуальной темой научных дискуссий и предметом острых
партийных баталий. В статье затронуты наиболее острые точки имеющихся разногласий,
возникающие между участниками событий в последнее десятилетие. Стратегически важ-
ным становится вопрос о необходимости усиления государственного вмешательства в
управление системой здравоохранения ради общественного блага. Представители Демо-
кратической партии последовательно продвигают курс на закрепление тенденции расши-
рения сферы государственного медицинского страхования на законодательном уровне, что
затрагивает финансовые интересы основных игроков на рынке медицинских услуг. В ра-
боте показано: несмотря на неизбежность политических разногласий, в условиях чрезвы-
чайной ситуации, связанной с пандемией COVID-19, всем противоборствующим сторонам
пришлось искать наиболее эффективные решения для жизнеобеспечения и доступности
медицинской помощи для малоимущих слоев. Автор приходит к выводу, что, благодаря
приобретению опыта активного взаимодействия всех участников преодоления кризисных
явлений, значительно расширяются перспективы партнёрских взаимоотношений государ-
ства с частными компаниями в медицинской сфере.
Ключевые слова: система здравоохранения, медицинское страхование, государ-
ственно-частное партнёрство в здравоохранении
Для цитирования: Сауткина В.А. Система здравоохранения в США: в поисках но-
вой модели управления. США & Канада: экономика, политика, культура. 2022; 52 (6):
71-87. DOI: 10.31857/S2686673022060050 EDN: GRQSIK
The U.S. Healthcare System: In Search
of a New Management Model
Vera A. Sautkina
Primakov National Research Institute of World Economy
and International Relations of the Russian Academy of Sciences.
23, Profsoyuznaya St., Moscow, 117997, Russian Federation.
Scopus Author ID: 57196413172
ORCID 0000-0002-6891-7726
e-mail: vera-sautkina@yandex.ru
71
ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT
2022; 6: 71-87
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Abstract: The problem of finding an effective model for managing the health care sys-
tem in the United States has always been and remains a topical topic of both scientific dis-
cussions and the subject of sharp party battles. The article touches upon the most acute
points of existing disagreements that arise between the participants in the events in the last
decade. The question of the need to strengthen state intervention in the management of the
health care system for the sake of the public good is becoming strategically important.
Representatives of the Democratic Party are consistently advancing the course to consoli-
date the trend of expanding the scope of state health insurance at the legislative level,
which affects the financial interests of significant players in the medical services market.
The paper shows that despite the inevitability of political disagreements, in the emergency
situation associated with the COVID-19 pandemic, all warring parties had to look for the
most effective solutions for life support and access to medical care for the poor. The au-
thor comes to the conclusion that due to the acquisition of experience in the active interac-
tion of all participants in overcoming the crisis, the prospects for partnerships between the
state and private companies in the medical field are significantly expanding.
Keywords: health care system, health insurance, public-private partnership in health care
For citation: Sautkina V.A. The U.S. Healthcare System: In Search of a New Management
Model. USA & Canada: Economics, Politics, Culture. 2022; 52 (6): 71-87.
DOI: 10.31857/S2686673022060050 EDN: GRQSIK
ВВЕДЕНИЕ
В обращении к Конгрессу США во время представления финансового бюд-
жета на 2021 год президент Дж. Байден обозначил своё видение приоритетов в
области здравоохранения, которые требуют принятия важных политических
решений. Было предложено снизить возраст имеющих право для получения ме-
дицинской помощи от государства с 65 до 60 лет, сократить стоимость отпускае-
мых по рецепту лекарств и обеспечить предоставление финансовой помощи
людям, самостоятельно приобретающим страховку на рынке. Реализация такой
программы потребует от Конгресса США законодательно закрепить поддер-
жанные представителями Демократической партии инициативы, что не нахо-
дит понимания у значительной части конгрессменов и сенаторов. Затронуты
финансовые интересы игроков на рынке медицинских услуг, поэтому вопрос о
необходимости усиления государственного вмешательства в управление систе-
мой здравоохранения ради общественного блага в очередной раз становится
причиной обострения политического противостояния.
РАСШИРЕНИЕ РОЛИ ПРАВИТЕЛЬСТВА
В УПРАВЛЕНИИ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Здравоохранение - комплексный социальный институт, включающий в себя
не только непосредственно медицину, но и сферы ответственности государства
72
Сауткина В.А. Система здравоохранения в США: в поисках новой модели управления
Sautkina, V.A. The U.S. Healthcare System: In Search of a New Management Model
и общества в области политики, экономики и науки. Управление национальны-
ми системами здравоохранения в каждой стране определяются сложившимися в
них социально-экономическими и политическими условиями. Существующие в
мире модели отличаются по степени охвата населения государственными про-
граммами оказания медицинской помощи, источниками финансирования. На
основании этих критериев выделяются принципиально отличающиеся друг от
друга модели: преимущественно государственная, преимущественно страховая,
преимущественно частная. На практике в современном мире эти модели с раз-
ной долей интеграции дополняют друг друга.
Формирование системы здравоохранения в США проходило в условиях сво-
бодного рынка. Сначала степень участия государства под влиянием либераль-
ной идеологии была незначительной. В настоящее время благодаря расшире-
нию действующих уже более чем полстолетия социальных программ значи-
тельную часть расходов на здравоохранение берёт на себя государство. Сочета-
ние частной медицины с рыночными механизмами, многоканальными источ-
никами финансирования с развитой системой государственной поддержки и
регулирования позволяет отнести существующую в стране модель к частно-
государственной. Существует единодушное мнение: высококачественное и эко-
номически эффективное здравоохранение отвечает всеобщим интересам. Одна-
ко, обращаясь и к истории, и к реалиям сегодняшних событий, становится оче-
видным, насколько сложно направить усилия всех участников бурно развиваю-
щегося рынка медицинских услуг не на достижение своих коммерческих инте-
ресов, а на общественное благо.
Расширение государственного участия в управлении системой оказания ме-
дицинской помощи в США в последние пятьдесят лет непосредственно связано
с появлением социальных программ
«Медикейд» (Medicaid) и
«Медикэр»
(Medicare). На протяжении всего периода реализации этих программ Конгресс
США постоянно вносил изменения, последовательно включая в неё всё новые
группы пациентов. Финансирование идёт как из федерального бюджета, так на
уровне штатов и обычно меняется ежегодно. Вопрос о финансовом обеспечении
программ всегда был сложным и решается комплексно, с учётом приоритетов
лоббистов и других заинтересованных групп.
Если проследить предысторию особенно острых столкновений, становит-
ся яснее, какие меры действительно направлены на улучшение общественно-
го здравоохранения, а не на реализацию политических амбиций или ком-
мерческих интересов различных игроков на рынке медицинских услуг.
Предметом споров и политической борьбы на долгие годы стала предложен-
ная в 1989 г. Республиканской партией идея о необходимости законодательно
обязать всех американцев приобретать медицинскую страховку или платить
штраф. Консервативным фондом «Наследие» (The Heritage Foundation) была
73
ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT
2022; 6: 71-87
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
разработана концепция, в рамках которой предлагалось в качестве механиз-
ма, побуждающего и здоровых людей привлечь к страхованию, использовать
штрафные санкции. Появился термин «индивидуальный мандат», кратко
обозначавший суть предложенной идеи, которая вначале активно продвига-
лась директором Центра политических инноваций фонда «Наследие» Стю-
артом Батлером, а в настоящее время, напротив, отстаивается его оппонента-
ми [Mcdough J., 2021].
Данная перемена позиций началась с 2012 г., когда пункт об «индивидуаль-
ном мандате» был включён в первый раздел закона «О защите пациентов и до-
ступном здравоохранении» 2010 г. (The Patient Protection and Affordable Care Act of
2010), в котором кодифицированы конкретные меры защиты для различных ка-
тегорий граждан (закон приобрёл известность под названием «Обамакэр» -
Obamacare). Республиканцы вдруг объявили «индивидуальный мандат» некон-
ституционной мерой, что поставило под угрозу весь закон и стало предметом
продолжительных судебных разбирательств. В качестве разъяснения появилась
статья С. Батлера, в которой он утверждал: причина перемены позиций не имеет
прямого отношения к политике. По его мнению, глубокие изменения в сфере
здравоохранения и поведенческой экономики могут привести многих людей к
покупке страховки и без каких-либо требований и принуждений. Подчеркива-
лось: участвуя в непрерывной двухпартийной дискуссии, аналитики вырабаты-
вают наиболее эффективные способы управления, а не отстаивают партийные
интересы [Butler S., 2012] .
Принятие в 2010 г. закона «О защите пациентов и доступном здравоохране-
нии» способствовало обострению партийного противостояния и обнажило суть
имеющихся разногласий. Стало ясно, что речь идёт о возможности расширить
права государства и позволить ему занять регулирующие позиции в процессе,
который, по мнению оппонентов, должен управляться по законам рынка. С са-
мого начала практического применения этого закона борьба интересов на самых
различных уровнях усиливалась и носила ярко выраженный политический ха-
рактер [Лебедева Л.Ф. и др., 2017] .
После прихода к власти республиканцы и в Конгрессе, и через суды всячески
препятствовали его применению. Закон неоднократно подвергался серьёзным
юридическим испытаниям. Д. Трамп обещал его полную отмену после своего
прихода к власти в 2016 г. Несмотря на видимую абсурдность с точки зрения
здравого смысла, истцы из Техаса инициировали судебное разбирательство с
требованием отменить закон, принуждающий их приобретать индивидуальное
покрытие либо подвергнуться штрафу. В 2017 г. Конгресс добился отмены
штрафа, установив его равным нулю в налоговом законодательстве. Однако су-
дебное противостояние затягивалось, создавалась угроза начала хаоса на страхо-
вых рынках, что было особенно опасно в условиях начавшейся в стране панде-
74
Сауткина В.А. Система здравоохранения в США: в поисках новой модели управления
Sautkina, V.A. The U.S. Healthcare System: In Search of a New Management Model
мии. Ожесточённая схватка, целью которой со стороны республиканцев было
намерение полностью отменить закон, имела чёткую идеологическую окраску и
стала главной повесткой в борьбе за власть [1] .
В период предвыборной кампании политическое противостояние сосредо-
точилось вокруг законопроекта «Бесплатная медицинская помощь для всех»
(Medicare for All), предложенного сенатором Берни Сандерсом. Его суть состояла
в том, чтобы упростить существующую запутанную систему управления систе-
мой здравоохранения за счёт введения единственного государственного стра-
ховщика. Противостояние началось не только на политической арене. Ведущие
эксперты предупредили об опасности масштабного перераспределения финан-
совых потоков. Учитывая все связанные с этим риски и возможные социальные
последствия, законопроект не был принят [2] .
Подтверждение в Верховном суде США конституционности закона «О защи-
те пациентов и доступном здравоохранении» 2010 г. позволило предотвратить
угрозу резкого падения охвата населения услугами медицинской помощи во
время чрезвычайной ситуации. Такой исход борьбы стал значительной победой
администрации Дж. Байдена, который сделал расширение доступа к здраво-
охранению малообеспеченных американцев главной темой своей предвыбор-
ной кампании [3]. Представители Демократической партии последовательно
продвигают идею о необходимости расширить полномочия федерального прави-
тельства в регулировании ценовой политики на фармацевтическом рынке. В этом
направлении ожесточённое партийное противостояние возникло вокруг зако-
нодательно утвержденного положения о запрете федеральному правительству
вести переговоры о скидках на рецептурные лекарства с фармацевтическими
компаниями. В настоящее время правительство в качестве механизма регулиро-
вания ценовой политики имеет лишь право предоставлять субсидии работода-
телям в случае чрезмерного повышения цен.
Очередной точкой напряжения стал законопроект, представленный в декабре
2019 г. спикером Палаты представителей Нэнси Пелоси (U.S. House Passes Drug Pric-
ing Bill, H.R. 3), который предполагает законодательно ограничить расходы пациен-
тов на лекарства из собственного кармана. В декабре 2019 г. в результате голосова-
ния по партийной линии законопроект был принят Палатой представителей
США [4] . Однако жёсткое сопротивление принятию закона со стороны произ-
водителей лекарств до предела накалило противостояние в Конгрессе. Полити-
ческая составляющая вопроса была слишком велика: в случае его принятия
демократы получили бы значительные преимущества для решения широкого
круга партийных приоритетов в законодательстве об инфраструктуре. В резуль-
тате законопроект не был принят в Сенате, который тогда контролировали рес-
публиканцы.
75
ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT
2022; 6: 71-87
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
В настоящее время позиции руководителей Палаты представителей остаются
твёрдыми в намерении следовать курсу, намеченному в законопроекте Н. Пелоси.
Предложения по снижению цен на отпускаемые по рецепту лекарства остаются
главным приоритетом не только для демократов и независимых членов Конгрес-
са, но и для республиканцев. Согласно данным социологических опросов, многие
из них придерживаются мнения о необходимости предоставить федеральному
правительству и правительствам штатов вести переговоры с фармацевтическими
компаниями. Население США в целом поддерживает это предложение, но неко-
торые начинают сомневаться, узнав позицию фармацевтических компаний. Глав-
ным аргументом оппозиции становится утверждение: вмешательство правитель-
ства в процесс ценообразования на лекарственные препараты приведёт к сокра-
щению финансирования научных исследований и ограничит доступ пациентов к
новейшим препаратам. Сторонники же законопроекта уверены: фармацевтиче-
ские компании не откажутся от разработки лекарств, так как им гарантирован
большой рынок из-за постоянных потребностей пациентов [5].
Президент Дж. Байден в своём обращении к Конгрессу в 2021 г. поддержал пе-
реговоры о ценах, но, понимая всю остроту вопроса, стремился отделить его от
общего пакета предложений по инфраструктуре на общую сумму около 4 трлн
долл. [6]. В целом, большинство участников дискуссий согласны, что правитель-
ство несёт ответственность за то, чтобы сделать здравоохранение более доступным
для потребителей. Однако вопрос о том, насколько допустимо расширение госу-
дарственного участия в управлении системой национального здравоохранения,
был и остаётся одним из «самых горячих» в партийных схватках.
ПУТЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПАРТИЙНЫХ
ПРОТИВОСТОЯНИЙ. РЕФОРМЫ Дж. БАЙДЕНА
Одной из важнейших целей дальнейшего развития здравоохранения США
становится доступность медицинской помощи для малоимущих слоев. Несмот-
ря на неизбежность разногласий, всем противоборствующим сторонам прихо-
дится постоянно искать наиболее жизнеспособные модели управления. Закон
«О защите пациентов и доступном здравоохранении» 2010 г., обострив партий-
ное противостояние, одновременно открыл новые возможности для разработки
инновационных способов финансирования медицинских социальных про-
грамм. В 2010 г. был создан специальный Инновационный центр (CMS Innovation
Center), где было разработано более 50 моделей, применение которых на прак-
тике было направлено на продвижение к этой цели. В очередном отчёте показа-
но, что в качестве эксперимента внедрялись различные модели, но лишь немно-
гие из них оказались реально работающими [7]. В дальнейшем работа Центра
будет направлена на поддержание используемых поставщиками моделей, об-
76
Сауткина В.А. Система здравоохранения в США: в поисках новой модели управления
Sautkina, V.A. The U.S. Healthcare System: In Search of a New Management Model
служивающих население с низким уровнем дохода. Разработана стратегия раз-
вития социальных программ в сфере здравоохранения на ближайшее десятиле-
тие, где одним из важных направлений обозначено усиление контроля за расхо-
дованием финансовых средств [8].
Проблема управления ресурсами здравоохранения со стороны правитель-
ства чрезвычайно обострилась на фоне надвигающегося кризиса финансового
обеспечения социальных программ. Бюджетное управление Конгресса преду-
преждало правительство об опасности: из-за последствий пандемии Целевой
фонд больничного страхования (Hospital Insurance Trust Fund) может стать непла-
тёжеспособным уже к 2024 г. Под угрозой остаться без медицинской помощи
оказались десятки миллионов американцев: в 2021 г. период регистрации на
льготное медицинское обслуживание был расширен и дополнительно к уже
имеющим право получать помощь в лечении в рамках действующих социаль-
ных программ добавилось ещё 2,8 млн человек. Проблему финансового дефи-
цита необходимо было срочно решать на законодательном уровне. Сенат вы-
двинул двухпартийный законопроект об улучшении национальной инфра-
структуры. Последовавшее за этим принятие бюджета в 3,5 трлн долл., предна-
значенных для развития социальной сферы, открывает финансовые возможно-
сти и для необходимых изменений в национальном законодательстве в области
здравоохранения [9].
Предлагая политикам способы, которые могли бы покрыть дефицит средств
на выплаты по социальным программам, аналитики ведут межпартийные дис-
куссии. Большая часть дебатов сосредоточена на сложном методе, используемом
для оплаты услуг в сфере здравоохранения. Было выявлено, что значительную
нагрузку на бюджет наносят нецелевые траты, вызванные завышением рисков.
Управляемая крупными страховыми компаниями программа «Медикэр эдван-
тедж» (Medicare Advantage) выставляет счета по кодирующей формуле, называе-
мой «оценка риска». Чем более серьёзные заболевания диагностируются у паци-
ентов, тем больше денег выделяет правительство на их лечение. В планы меди-
цинского страхования по этой программе включено около 27 млн человек, име-
ющих право на медицинскую помощь со стороны государства. В связи с ростом
затрат, которые иногда составляют несколько тысяч долларов на каждого паци-
ента, эксперты предложили проверить оправданность таких выплат [10]. В ре-
зультате проверок было установлено: 20 организаций несли ответственность за
54% платежей, рассчитанных по кодирующей формуле с поправкой на риски,
что привело к возможным нецелевым платежам в размере 5 млрд долл. Прави-
тельство увеличило время, в течение которого необходимо завершить все необ-
ходимые проверки и с учётом выявленных обстоятельств определить возможно-
сти продления действия всех медицинских социальных программ после оконча-
77
ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT
2022; 6: 71-87
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ния федеральной чрезвычайной ситуации, связанной с пандемией коронавиру-
са COVID-19 [11].
В результате усилий представителей обеих партий, подкрепляемых значи-
тельным лоббированием со стороны поставщиков медицинских услуг, в де-
кабре 2021 г. Конгресс принял решение о приостановлении сокращения тари-
фов выплат по социальным программам. На основе договорённости удалось
добиться снижения темпов сокращения объёмов финансирования медицин-
ской помощи населению со стороны государства. Планируемое сокращение на
4% с 2022 г. было перенесено на 2023 г. [12]. Медицинское сообщество страны в
целом положительно оценило законодательную деятельность правительства во
время чрезвычайной ситуации. Благодаря принятию закона «Об американ-
ском плане спасения» 2021 г. (American Rescue Plan Act of 2021, ARP) и другим
гибким инструментам регулирования медики смогли лечить пациентов, кото-
рые в противном случае остались бы без медицинской помощи. Опрос в меди-
цинских центрах страны показал, что 90% медиков выступают за продление
принятых мер и после истечения срока действия чрезвычайной ситуации, вы-
званной пандемией COVID-19. В случае сворачивания принятых во время пан-
демии мер поддержки особенно серьёзные последствия грозят пациентам с
хроническими заболеваниями, которые не смогут оплатить необходимое доро-
гостоящее лечение [13].
Возможность решения нарастающих проблем во многом зависит от спо-
собности перехода системы здравоохранения к более эффективным моделям
оказания медицинской помощи. Регулярно проводимые исследования позво-
ляют судить о темпах продвижения новейших технологий в клиническую
практику врачей. В период пандемии особенно востребованными стали вир-
туальные услуги. В 2021 г. 26% медицинских организаций сообщили, что бо-
лее четверти их пациентов пользовались телемедициной, тогда как в 2019 г. -
только 7%. Полагаясь на технологии удалённого мониторинга состояния па-
циентов с помощью различных «носимых устройств» (“wearables”), врачи мог-
ли оказывать экстренную помощь тем, кто из-за карантина не мог лично
прибыть на приём [14].
Услуги телемедицины и удалённый мониторинг состояния здоровья паци-
ентов были мало доступны для граждан с низким уровнем доходов. В целях
расширения охвата населения этими видами медицинской помощи правитель-
ство на период пандемии в 2020 и 2021 гг. значительно увеличило перечень те-
лемедицинских услуг, предоставляемых бенефициарам социальных программ.
Двухпартийное единство относительно необходимости сохранения режима
оплаты телемедицинских услуг пользователям социальных программ и после
окончания чрезвычайной ситуации становится некоторым гарантом их доступ-
ности в будущем [15].
78
Сауткина В.А. Система здравоохранения в США: в поисках новой модели управления
Sautkina, V.A. The U.S. Healthcare System: In Search of a New Management Model
Несмотря на законодательные и административные меры, направленные
на защиту населения от бремени расходов, связанных с тестированием и лече-
нием инфицированных COVID-19, многие граждане столкнулись с огромными
рисками для здоровья из-за своих финансовых проблем. Согласно данным
специальных опросов, в 2021 г. около 35% пациентов с непогашенными меди-
цинскими счетами заявили, что были вынуждены отложить обращение за ме-
дицинской помощью, опасаясь банкротства. Негативные последствия нараста-
ния тенденции роста неплатёжеспособности значительной части населения во
многом способствуют сокращению доступности и качества медицинской по-
мощи в стране [16]. Независимо от применяемой модели управления нацио-
нальной системой здравоохранения дефицит финансового обеспечения каче-
ственной медицинской помощи населению, в той или иной степени, захватил
почти все страны. Идея необходимости активизации участия всех без исклю-
чения игроков на рынке медицинских услуг, включая общественные структу-
ры, бизнес и органы государственной власти, широко обсуждалась в последнее
десятилетие в международном сообществе. В документах Всемирной органи-
зации здравоохранения (ВОЗ) это направление обозначено как общегосудар-
ственный (whole-of-government) подход и принцип участия всего общества
(whole-of-society) [17].
В США, где традиционно упор делался на частную медицину, на повестку
дня был поставлен вопрос: как частная медицинская страховка может сочетаться
с государственной системой страхования? Как отмечалось выше, особую остроту
эта дискуссия приобрела во время предвыборных баталий 2019-2020 гг. в связи с
обсуждением законопроекта «Бесплатная медицинская помощь для всех», пред-
ложенного сенатором Б. Сандерсом. В его основе лежала идея полной отмены
частного медицинского страхования и введения единого государственного стра-
ховщика [Социальное государство..., 2020].
ПЕРСПЕКТИВЫ ПАРТНЁРСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
ГОСУДАРСТВА С ЧАСТНЫМИ КОМПАНИЯМИ
В МЕДИЦИНСКОЙ СФЕРЕ
В сфере управления системой здравоохранения в США нарастает необходи-
мость более чёткого распределения ролей между государством, поставщиками
медицинских услуг и их потребителями. В целях получения информации о ме-
дицинских услугах, спонсируемых работодателями, в стране проводится еже-
годный опрос. Результаты этих исследований позволяют изучать основные тен-
денции в сфере медицинского страхования, фиксировать практику совместного
несения расходов на оздоровительные программы. Данные, полученные за два-
дцать лет наблюдения, позволяют экспертам фиксировать значительное пере-
79
ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT
2022; 6: 71-87
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
напряжение в индустрии частного страхования: плата за риск постоянно растёт,
и люди отказываются от частного страхования, полагаясь на государственную
систему [Claxton G., Rae M., Damico Ant., Young Gr., Kurian N. and Whitmore H.,
2021]. В 2021 г. были опрошены 1686 руководителей различных организаций.
Несмотря на чрезвычайные условия, ключевые показатели оставались стабиль-
ными: на долю работников в среднем приходилось 17% затрат на единоличное
страховое покрытие и 28% - на семейное, что не превысило предыдущего уров-
ня. Кроме того, некоторые работодатели имели возможность расширить льготы
по телемедицине, адаптировать программы оздоровительного и биометрическо-
го скрининга для работающих удалённо [18].
Другие обследования также зафиксировали стремление предпринимателей
в пределах своих возможностей проявлять социальную ответственность во время
чрезвычайной ситуации. Сотрудники компании «Мерсер» (Mercer) опросили
около 1750 руководителей предприятий, являющихся источником медицинско-
го страхования миллионов работников и их семей по всей стране. Результаты
опроса показали: стоимость медицинского страхования в расчёте на одного со-
трудника в период пандемии подскочила на 6,3%, что связано с увеличением на
11,1% расходов на лекарства. Обычно при таких обстоятельствах работодатели
включают механизмы управления затратами, позволяющие бóльшую их часть
перекладывать на самих застрахованных. В 2021 г. этого не произошло, основное
бремя предприниматели взяли на себя и лишь немногие из этих расходов фак-
тически легли на плечи сотрудников [19].
Начавшаяся в мире пандемия вместе с небывалыми потерями одновременно
ускорила переход всей медицинской отрасли на новые технологические рельсы.
Меняется привычный ландшафт оказания медицинской помощи. Появляется
новый термин
«здравоохранение на дому» (home healthcare), отражающий
направление развития нового тренда в медицинской отрасли. Формируется
некая гибридная модель, построенная по принципу прямого взаимодействия
врача и пациента: помощь может быть оказана в любое время и в условиях кли-
ники, и на дому. В основе происходящей трансформации лежат технологии
трёх видов: медицинские, биоинформационные и телекоммуникационные
[Сауткина В.А., 2021].
Изменения происходят одновременно и на клиническом, и на управленче-
ском уровне, что связано с огромными финансовыми затратами. Появляются
участники рынка, способные обеспечить инновационный процесс полного цик-
ла: от идеи до инвестиций и выпуска продукции, готовой к применению.
В настоящее время в мире зафиксирован рекордный рост инвестиций в биоин-
формационные технологии. В этой гонке лидируют США с 31,9 млрд долл. вен-
чурных инвестиций в 2021 г., второе место занимает Китай, потративший на эти
цели 4,1 млрд долл. [20]. Интерес инвесторов связан с ожиданиями прибыли, что
80
Сауткина В.А. Система здравоохранения в США: в поисках новой модели управления
Sautkina, V.A. The U.S. Healthcare System: In Search of a New Management Model
вынуждает их идти на риск и вкладывать свои средства в ещё не отработанные
технологии. Для предотвращения возможности для частных инвесторов сделать
неправильный выбор между прибыльностью и благополучием пациентов необ-
ходим контроль со стороны регулирующих органов. Без разработки новых нор-
мативных и компенсационных механизмов погоня в захвате новых рынков чре-
вата негативными последствиями не только для капиталов инвесторов, но и для
здоровья пациентов.
Одним из наиболее важных направлений на пути формирования партнёр-
ских взаимоотношений между федеральной властью и бизнесом в медицин-
ской сфере становится согласование зоны ответственности всех участников
развивающегося рынка биоинформационных технологий за обеспечение
безопасности пациентов. В условиях усиления темпов цифровизации объектов
здравоохранения в стране нарастают угрозы кибербезопасности сразу по двум
направлениям. Во-первых, участились случаи кибератак на медицинские
учреждения с целью вымогательства. При невыполнении требований под
угрозой оказывается не только финансовое благополучие инвесторов, но и
личная безопасность пациентов в связи с раскрытием информации их элек-
тронных карт. Бостонская компания по защите медицинских данных «Цен-
синет» (Censinet) провела исследование готовности медицинских учреждений
отражать атаки вымогателей в период пандемия COVID-19. Оказалось, что 61%
провайдеров не уверены в своей способности бороться с вымогателями. Из
числа опрошенных организаций 61% стали жертвами кибератак, а 33% из них
пострадали более одного раза [21].
Второе направление, по которому повышаются риски для здоровья паци-
ентов, связано со случаями критической уязвимости программного обеспече-
ния различного рода медицинских устройств. Благодаря использованию теле-
медицинских технологий врачи имеют возможность получать необходимые
данные и оказывать медицинскую помощь в режиме реального времени. Од-
нако в результате сбоев программного обеспечения, которые по тем или иным
причинам периодически случаются, жизнь пациентов может оказаться в опас-
ности. В связи с необходимостью совершенствования регулирования отрасли и
повышения ответственности за кибератаки на медицинские учреждения про-
водятся постоянные исследования, спонсируемые государством и частными
компаниями. Благодаря постоянному совместному контролю Агентство по ки-
бербезопасности и инфраструктурной безопасности США (The U.S.
Cybersecurity and Infrastructure Security Agency) имело возможность вовремя пре-
дупредить о сбоях в программном обеспечении компании «Сименс» (Siemens),
что с большой долей вероятности могло вывести из строя миллионы медицин-
ских устройств от нескольких производителей [22].
81
ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT
2022; 6: 71-87
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Многолетняя неопределённость в отношении нормативного статуса про-
граммного обеспечения, используемого в медицинской сфере, затрудняет со-
блюдение всех мер предосторожности при их выходе на рынок. Дискуссионные
проекты классификации рисков для программного обеспечения в качестве ме-
дицинского устройства рассматривались в Управлении по санитарному надзору
за качеством пищевых продуктов и медикаментов (The United States Food and Drug
Administration, FDA) на протяжении нескольких лет. Завершение разработки
долгожданного руководства, определяющего, при каких условиях программное
обеспечение соответствует определению медицинского устройства, планируется
на 2022 год [23].
В условиях пандемии и государственные, и частные структуры продемон-
стрировали свою гибкость и солидарность в деле расширения доступности вы-
сокотехнологичной помощи для разных слоёв населения. Однако в результате
нарастания угроз в киберпространстве теряется доверие к цифровым новше-
ствам со стороны их потребителей. Многие пациенты отказываются от телеме-
дицины в связи с возможной утечкой персональных данных. Понимание того,
что такая негативная тенденция может стать реальным барьером для инноваци-
онного развития всей отрасли, имеется на разных уровнях управления. Поэтому
решение проблем, связанных с обеспечением безопасного использования всё
нарастающего объёма предлагаемых инновационных медицинских устройств,
становится определяющим направлением частно-государственного партнёрства
в медицинской сфере.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По разным оценкам, к настоящему времени на медицинскую систему при-
ходится почти пятая часть экономики США. Возможности преодолеть финансо-
вый кризис системы здравоохранения сужаются, поскольку потраченные прави-
тельством миллиарды долларов на борьбу с коронавирусом пока не привели к
полной победе нам ним. Относительная устойчивость системы была достигнута
благодаря федеральной поддержке, оказанной поставщикам медицинских услуг
и значительным выплатам по различным социальным программам. Увеличение
объёмов государственного участия в оказании медицинской помощи незащи-
щённым слоям населения потребовалось проводить в условиях общего падения
экономики в стране. Несмотря на сокращение своих возможностей, представи-
тели бизнеса проявили солидарность, стараясь удержать страховые выплаты ра-
ботников на докризисном уровне. Период «больших вызовов» для здравоохра-
нения оказался благоприятным для совершения «рывка» в продвижении био-
информационных технологий в медицинской сфере. Дальнейшее их освоение
может стать не только способом преодоления кризиса, но и выходом нацио-
82
Сауткина В.А. Система здравоохранения в США: в поисках новой модели управления
Sautkina, V.A. The U.S. Healthcare System: In Search of a New Management Model
нальной системы здравоохранения на новый уровень управления и оказания
медицинской помощи населению. Обеспечение безопасности применения ин-
новаций в медицинской сфере полностью зависит от согласованных действий
всех участников этого процесса.
ИСТОЧНИКИ
1. Liss S. November 13, 2020. No leg to stand on? Supreme Court justices harp on
key
legal
concept
in
ACA
case.
Available
at:
https://www.healthcaredive.com/news/no-leg-to-stand-on-supreme-court-justices-
harp-on-key-legal-concept-in-aca/588819/ (accessed 21.09.2021).
2. Abelson R., Sanger-Katz M. March 23, 2019. Medicare for All Would Abolish
Private Insurance. ‘There’s No Precedent in American History. The New York Times.
Available
at:
https://www.nytimes.com/2019/03/23/health/private-
healthinsurance-medicare-for-all-bernie-sanders.html?utm_
source=Sailthru&utm_medium=email&utm_campaign=Issue:%202019-03-
25%20Healthcare%20Dive%20%5Bissue:20053%5D&utm_term=Healthcare%20Dive
(accessed 09.03.2021).
3. Макарычев М. 17.06.2021. Верховный суд США поддержал закон о до-
ступном
здравоохранении.
Российская
газета.
Available
at:
https://rg.ru/2021/06/17/verhovnyj-sud-ssha-podderzhal-zakon-o-dostupnom-
zdravoohranenii.html (accessed 20.06.2021).
4.
U.S.
House
Passes
Drug Pricing
Bill.
Available
at:
https://www.webmd.com/drug-medication/news/20191213/us-house-passes-drug-
pricing-bill (accessed 21.12.2021).
5. Kirzinger Ash., Kearney A., Stokes M. and Brodie M. June 03, 2021. KFF Health
Tracking Poll - May 2021: Prescription Drug Prices Top Public’s Health Care Priorities.
Available at: https://www.kff.org/health-costs/poll-finding/kff-health-tracking-
poll-may-2021/ (accessed 21.07.2021).
6. Gardner J. September 13, 2021. Biden pushes forward on Medicare price negotiation.
Available at: https://www.healthcaredive.com/news/biden-medicare-drug-price-negotiation-
con-
gress/606402/?utm_source=Sailthru&utm_medium=email&utm_campaign=Newsletter%20W
eekly%20Roundup:%20Healthcare%20Dive:%20Daily%20Dive%2009-18-
2021&utm_term=Healthcare%20Dive%20Weekender ( accessed 21.10.2021).
7.
CMS Innovation Center.
2020 Report to Congress. Available at:
https://innovation.cms.gov/data-and-reports/2021/rtc-2020)
(accessed
21.
11.2021).
8.
CMS Innovation Center Strategy Refresh. Available
at:
https://innovation.cms.gov/strategic-direction-whitepaper) (accessed 21.11.2021).
83
ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT
2022; 6: 71-87
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
9. Rom T. August 11, 2021. Senate Democrats adopt sweeping $3.5 trillion budget
that opens the door to health, education and tax reforms. Washington Post. Available
at:
https://www.washingtonpost.com/us-policy/2021/08/11/senate-democrats-
budget-reconciliation/ (accessed 14.04.2022).
10. Liss S. May 25, 2021. Anthem wrongly received $3.4M in MA overpayments,
OIG says. Available at: https://www.healthcaredive.com/news/anthem-wrongly-
received-34m-in-ma-overpayments-oig-says/600752/ (accessed 22.06.2021).
11. Liss S. September 22, 2021. OIG flags potential $5B overpaid to Medicare Advantage
plans. Available at: https://www.healthcaredive.com/news/medicare-advantage-
organizations-drove-more-than-half-of-risk-
/607001/?utm_source=Sailthru&utm_medium=email&utm_campaign=Issue:%202021-09-
22%20Healthcare%20Dive:%20Payer%20%5Bissue:36893%5D&utm_term=Healthcare%20D
ive:%20Payer (accessed 22.11.2021).
12. Pifer R. December 08, 2021. Senate passes legislation to avoid Medicare cuts in year-
end sprint. Available at: https://www.healthcaredive.com/news/senate-passes-legislation-
to-avoid-medicare-cuts-in-year-end-
sprint/611177/?utm_source=Sailthru&utm_medium=email&utm_campaign=Issue:%20202
1-12-10%20Healthcare%20Dive%20%5Bissue:38530%5D&utm_term=Healthcare%20Dive
(accessed 23.12.2021).
13. Pifer R. November 10, 2021. Health centers raise alarm about rolling back med-
icaid
coverage
post-public
health
emergency.
Available
at:
https://www.healthcaredive.com/news/health-centers-raise-alarm-rolling-back-
medicaid-coverage-covid-19-
phe/609815/?utm_source=Sailthru&utm_medium=email&utm_campaign=Issue:%20
2021-11- (accessed 22.12.2021).
14.
Healthcare’s Most Wired: National Trends
2021.
Available at:
https://chimecentral.org/wp-content/uploads/2021/11/Digital-Health-Most-
Wired_National-Trends-2021.pdf (accessed 11.01.2022).
15. Pifer R. June 24, 2021. Biden admin 'absolutely supportive' of telehealth once
crisis ebbs, Becerra says. https://www.healthcaredive.com/news/biden-admin-
absolutely-supportive-of-telehealth-once-crisis-ebbs-becerra/602389/
(accessed
11.01.2022).
16. Kelly S. November 10, 2021. 1 in 3 patients defer healthcare due to existing medical
debt, TransUnion finds. Available at: https://www.healthcaredive.com/news/patients-
defer-healthcare-existing-medical-debt-
transun-
ion/609759/?utm_source=Sailthru&utm_medium=email&utm_campaign=Newsletter%2
0Weekly%20Roundup:%20Healthcare%20Dive:%20Daily%20Dive%211-13-
2021&utm_term=Healthcare%20Dive%20Weekender (accessed 11.01.2022).
84
Сауткина В.А. Система здравоохранения в США: в поисках новой модели управления
Sautkina, V.A. The U.S. Healthcare System: In Search of a New Management Model
17. Health 2020. A European policy framework and strategy for the 21st century
(2013).
World
Health
Organization.
Available
at:
http://www.euro.who.int/ru/publications/abstracts/health-2020-a-european-
policy-framework-and-strategy-for-the-21st-century (accessed 11.01.2022).
18.
2021 Employer Health Benefits Survey. November 10, 2021. Available at:
https://www.kff.org/health-costs/report/2021-employer-health-benefits-
survey/?source=email (accessed 12.01.2022).
19. Pifer R. December 13, 2021. Employers report highest annual increase in per-employee
health costs in over a decade. Available at: https://www.healthcaredive.com/news/employers-
annual-increase-per-employee-health-costs-
mercer/611401/?utm_source=Sailthru&utm_medium=email&utm_campaign=Issue:%202021-
12-13%20Healthcare%20Dive%20%5Bissue:38560%5D&utm_term=Healthcare%20Dive
(ac-
cessed 12.01.2022).
20. Haydon P. November 23, 2021. Payers double down on population health pro-
grams amid covid-19 record investment in global healthtech sees 280% increase on
2016 levels. Available at:
https://www.mobihealthnews.com/news/emea/record-investment-global-
healthtech-sees-280-increase-2016-levels (accessed 12.01.2022).
21. Pifer R. September 23, 2021. Quarter of providers saw mortality rates rise after ransom-
ware attacks, survey finds. Available at: https://www.healthcaredive.com/news/quarter-
providers-mortality-rates-rise-after-ransomware-
attack/607095/?utm_source=sailthru&utm_medium=email&utm_campaign=issue:%202021-
09-
23%20healthcare%20dive:%20it%20%5bissue:36919%5d&utm_term=healthcare%20dive:%20it
(accessed 12.01.2022).
22. Taylor N.P. November 11, 2021. Siemens software vulnerabilities potentially put millions
of medical devices at risk. Available at: https://www.healthcaredive.com/news/siemens-
software-vulnerabilities-puts-devices-at-risk-
cybersecuri-
ty/609912/?utm_source=Sailthru&utm_medium=email&utm_campaign=Issue:%202021-11-
11%20Healthcare%20Dive:%20IT%20%5Bissue:37955%5D&utm_term=Healthcare%20Dive:%20
IT (accessed 12.01.2022).
23. Taylor N.P. October 28, 2021. FDA 2022's A-list guidance plan hits on software, post-
pandemic future. Available at: https://www.healthcaredive.com/news/fda-2022-a-list-
guidance-Samd-Simd-software-post-pandemic-AI-
ML/608993/?Utm_source=Sailthru&utm_medium=email&utm_campaign=Issue:%202021-
10-
28%20Healthcare%20Dive:%20IT%20%5Bissue:37672%5D&utm_term=Healthcare%20Dive:
%20IT (accessed 12.01.2022).
85
ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT
2022; 6: 71-87
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Лебедева Л.Ф. и др. 2017. США: экономика и бюджетная политика. Отв. ред.
Л.Ф. Лебедева. М.: Издательство «Весь Мир». 112 с.
Сауткина В.А. 2021. Биоинформационные технологии в медицинской сфере:
достижения и вызовы. Мировая экономика и международные отношения. Т. 65, №11.
С. 60-68. DOI: 10.20542/0131-2227-2021-65-11-60-68
Социальное государство в зеркале общественных трансформаций. 2020. Отв.
ред. Е.С. Садовая, И.П. Цапенко, И.В. Гришин. М.: ИМЭМО РАН. С. 52-63.
DOI:10.20542/978-5-9535-0584-0
REFERENCES
Butler, S. 2012. Don't Blame Heritage for ObamaCare Mandate. 06. 02.2012. The
Heritage Foundation. Available at: https://www.heritage.org/health-care-
reform/commentary/dont-blame-heritage-obamacare-mandate)
(accessed
02.09.2021).
Claxton, G., Rae, M., Damico, A., Young, G., Kurani, N. and Whitmore, H. No-
vember 2021. Health Benefits in 2021: Employer Programs Evolving in Response to
the COVID-19 Pandemic. Health Affairs. Vol. 40, No. 12: hospitals, workforce, equi-
ty & more. Available at: https://doi.org/10.1377/hlthaff.2021.01503 (accessed
02.12.2021).
Hsu, J., Chin Ch. Yi, Weiss, M., Cohen, M., Sastry, J., Katz-Christy, N., Bertko, J.,
Newhouse, J. Enrollment and Spending Risk Changes During The COVID-19 Pan-
demic. Hsu J., Chin Ch. Yi, Weiss M., Cohen M., Sastry J., Katz-Christy N., Bertko J.
and Newhouse J. November 2021. Growth In ACA-Compliant Marketplace Enroll-
ment and Spending Risk Changes During The COVID-19 Pandemic. Health Affairs.
Vol.
40,
no.
11.
Available
at:
https://www.healthaffairs.org/doi/full/10.1377/hlthaff.2021.00501
(accessed
02.12.2021).
Lebedeva, L.F. et al. 2017. SShA: ekonomika i biudzhetnaia politika [USA: Eco-
nomics and Budgetary Policy] (In Russ.). Moscow, Ves Mir, 112 p.
Mcdough, J. 2021. The Tortured Saga of America’s Least-Loved Policy Idea.
22.05.2021.
Politico
Magazine.
Available
at:
https://www.politico.com/news/magazine/2021/05/22/health-care-individual-
mandate-policy-conservative-idea-history-489956 (accessed 02.12.2021).
Sotsial'noe gosudarstvo v zerkale obshchestvennykh transformatsii [Social State
in the Mirror of Social Transformation] (In Russ.). 2020. Ed. by E.S. Sadovaya,
I.P. Tsapenko, I.V. Grishin. M.: IMEMO RAN. P. 52-63. DOI:10.20542/978-5-9535-
0584-0
86
Сауткина В.А. Система здравоохранения в США: в поисках новой модели управления
Sautkina, V.A. The U.S. Healthcare System: In Search of a New Management Model
Sautkina, V.A. 2021. Bioinformatsionnye tekhnologii v meditsinskoi sfere: dosti-
zheniia i vyzovy [Bioinformatic Technologies in the Medical Field: Achievements and
Challenges] (In Russ.). World Economy and International Relations. Vol. 65, No. 11. P. 60-
68. DOI:10.20542/0131-2227-2021-65-11-60-68
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
САУТКИНА Вера Алексеевна, канди-
Vera A. SAUTKINA, Candidate of Sci-
дат исторических наук, ведущий
ences (History), Leading Researcher,
научный сотрудник Национального
Primakov National Research Institute of
научно-исследовательского института
World Economy and International Rela-
мировой экономики и международных
tions of the Russian Academy of Sciences.
отношений им. Е.М. Примакова Рос-
23, Profsoyuznaya St., Moscow, 117997,
сийской академии наук. Российская
Russian Federation.
Федерация, 117997, Москва, Профсо-
юзная ул., д. 23.
Статья поступила в редакцию / Received 28.01.2022.
Поступила после рецензирования / Revised 17.02.2022.
Статья принята к публикации / Accepted 24.03.2022.
87