КУЛЬТУРА / CULTURE
2022; 6: 108-122
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
УДК 774, 778
DOI: 10.31857/S2686673022060074
EDN: GRWWSE
Жанр портрета в творчестве фотохудожников США
М.В. Переверзева
Российский государственный социальный университет
Российская Федерация, Москва, ул. В. Пика, д. 4/1
Scopus Author ID: 57201882586
Researcher ID: AAZ-5196-2020
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4992-2738
e-mail: melissasea@mail.ru
Резюме: Главным объектом внимания фотохудожника является человек, его внут-
ренний мир, эмоции и переживания, идеи и жизненный опыт. Поэтому самым популяр-
ным, но и самым сложным жанром фотографии, требующим мастерства техники съемки,
был и остается портрет. Фотограф должен быть в душе психологом и уметь раскрыть
физическую и духовную красоту личности. Но помимо работы с самим человеком важно
уметь играть с освещением, фоном, светотенями и многими другими эффектами фото-
портрета. Ведущую роль в становлении жанра фотопортрета сыграли фотохудожники
США, творчество которых рассматривается с точки зрения вклада американцев в разви-
тие главного жанра данного вида искусства. В работе систематизированы эстетические и
технологические основы портретной фотографии и представлены результаты исследова-
ния творчества ведущих фотографов-портретистов США XX и XXI века.
Ключевые слова: фотография, фотопортрет, США, А. Стиглиц, М. Рей, Ф. Халсман,
П. Линдберг, Э. Лейбовиц, С. Манн, С. Шерман, Т. Уолкер
Для цитирования: Переверзева М.В. Жанр портрета в творчестве фотохудожников
США. США & Канада: экономика, политика, культура. 2022; 52(6): 108-122.
DOI: 10.31857/S2686673022060074 EDN: GRWWSE
Portrait Genre in the Work of the US Photo Artists
Marina.V. Pereverzeva
Russian State Social University,
4/1 Vilgelma Pika st., Moscow, Russian Federation,
Scopus Author ID: 57201882586
Researcher ID: AAZ-5196-2020
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4992-2738
e-mail: melissasea@mail.ru
Abstract: The main object of the photographer's attention is man, his inner world, emo-
tions and experiences, ideas and life experience. Therefore, the most popular, but also the most
difficult genre of photography, requiring the skill of the shooting technique, was and remains a
portrait. The photographer must be a psychologist in the soul and be able to reveal the physical
and spiritual beauty of the person. But in addition to working with the person himself, it is im-
portant to be able to play with lighting, background, chiaros and many other effects of a photo
portrait. The leading role in the formation of the genre of photo portrait was played by US pho-
108
Переверзева М.В. Жанр портрета в творчестве фотохудожников США
Pereverzeva, M.V. Portrait Genre in the Work of the US Photo Artists
tographers, whose work is considered in terms of the contribution of Americans to the devel-
opment of the main genre of this type of art. The work systematized the aesthetic and techno-
logical foundations of portrait photography and presented the results of a study of the work of
leading portrait photographers of the USA of the 20th and 21st centuries.
Keywords: photography, photo portrait, USA, A. Stiglitz, M. Rey, F. Halsman,
P. Lindberg, A. Leibowitz, S. Mann, S. Sherman, T. Walker
For citation: Pereverzeva M.V. Portrait Genre in the Work of the US Photo Artists. USA
& Canada: Economics, Politics, Culture. 2022; 52(6): 108-122.
DOI: 10.31857/S2686673022060074 EDN: GRWWSE
ВВЕДЕНИЕ
Фотография в современном мире имеет большое значение. Она не только
прочно утвердилась в качестве самостоятельного жанра изобразительного ис-
кусства и вызывает стойкий интерес у современных художников, но и служит
способом запечатления реальности, выражения своего мироощущения и во-
площения глубоких философских идей. При этом существуют разные жанры и
направления фотоискусства, появляются новые формы и фототехнологии, рас-
ширяющие арсенал выразительных средств фотоискусства. Поэтому исследова-
телей интересует творчество современных фотохудожников, которое меняет
нашу жизнь и представления о человеке и окружающем мире.
Ещё на заре развития фотографии остро стоял вопрос о том, можно ли отно-
сить фотографию к искусству или это не более чем средство фиксации и переда-
чи информации об окружающем нас мире. Долгие годы ушли на то, чтобы фото-
графия отвоевала своё место в мире искусства, наряду со скульптурой, живопи-
сью, литературой, поэзией, музыкой, хореографией, театром и кинематографом.
Поначалу она мыслилась как подспорье для репортёров газет и исследовате-
лей, затем художники начали использовать снимки в качестве основы для своих
работ и уже позднее появились авторы (в первую очередь пикториалисты),
сблизившие выразительные средства фото и живописи. В XX веке в фотографии
проявились тенденции и стилевые признаки авангарда. Она вышла из тени жи-
вописи и стала ведущей формой выражения человеческого мировосприятия.
Однако сейчас, когда фотография стала доступным почти каждому средством
коммуникации в социальных сетях, снова возникает вопрос о том, что именно
служит критериями оценки художественного уровня того или иного снимка.
В развитии фотографии как искусства выделяют несколько периодов. Вна-
чале она мало чем отличалась от живописи, то есть фотографы пытались ис-
пользовать хорошо знакомые им живописные приёмы. Они снимали, главным
образом, монументальные, недвижимые объекты. Такие первые фотографиче-
ские отпечатки относились к жанру портрета или пейзажа. Развитие газетной
индустрии в XIX веке позволило фотографии занять нишу простого докумен-
109
КУЛЬТУРА / CULTURE
2022; 6: 108-122
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
тального свидетельства событий. Тогда ещё вряд ли можно было говорить о вы-
разительности и художественном уровне фотографии [Новая история фотогра-
фии, 2008].
В 1856 г. Оскар Г. Рейландер сделал уникальный комбинированный отпеча-
ток с тридцати различных ретушированных негативов. В фотографии под
названием «Два пути жизни» словно описывалась древняя сага о вступлении
двух молодых людей в жизнь. Один из главных героев обращается к различным
добродетелям, милосердию, религии и ремеслам, а другой, наоборот, увлекается
такими греховными прелестями жизни, как азартные игры, вино, женщины.
Этот аллегорический снимок мгновенно получил широкую известность. Творче-
ский подход Оскара Г. Рейландера опирался, конечно, на классическое искус-
ствоведческое образование, полученное им в Римской академии. В дальнейшем с
его именем связаны и разнообразные эксперименты с фотомонтажом, и с разра-
боткой двойной экспозиции и с потрясающей многоэкспозиционной фотогра-
фией [Пондопуло, 1997].
Дело Рейландера продолжил талантливый художник и фотограф Генри Пич
Робинсон, который прославился благодаря своему комбинированному снимку
«Уходящая», сделанному с пяти негативов. На этой художественной фотогра-
фии была запечатлена умирающая в кресле девочка, над которой печально сто-
ят её сестра и мать, а отец смотрит в открытое окно. Снимок «Уходящая» под-
вергся критике за искажение правды, но, тем не менее, обрел широкую извест-
ность. Робинсон стал ведущим представителем так называемой пикториальной
фотографии в странах Европы.
Это направление фотоискусства занимало господствующее положение
вплоть до первого десятилетия XX века. В пикториальной фотографии исполь-
зовались многие живописные эффекты и приёмы. Развитию её как самостоя-
тельного вида искусства в начале прошлого века во многом способствовали ре-
гулярные выставки, на которых наряду с простыми красивыми кадрами зрители
могли увидеть и интересные работы, заслуживающие звание «художественного
произведения». Одна из первых международных выставок прошла в галерее фо-
тографии со скромным названием 291, которую в 1905 г. в Нью-Йорке открыл
Альфред Стиглиц. Это была настоящая выставка современного искусства, на
которой демонстрировались работы известных художников и фотографов.
Вскоре появились новые жанры фотографии, в которых ключевым момен-
том становится авторский замысел и творческое видение фотографа. Известные
мастера того времени в своих художественных работах начали затрагивать об-
щественные проблемы - социальное неравенство, нищету, эксплуатацию дет-
ского труда и многие другие. В целом в фотоискусстве сложилось три классиче-
ских жанра: натюрморт, пейзаж и портрет. Портретная фотография - самый
распространенный и востребованный жанр. Человек и его внутренний мир -
110
Переверзева М.В. Жанр портрета в творчестве фотохудожников США
Pereverzeva, M.V. Portrait Genre in the Work of the US Photo Artists
были и остаются главным объектом искусства. Поэтому именно в портрете
фотография заявила о себе как о виде искусства.
Искусствоведы выделяют два этапа становления фотопортрета: студийная
фотография, относящаяся к XIX столетию, и репортажная, которая возникла в
начале ХХ века. В XIX веке громоздкие камеры и низкочувствительные материа-
лы не позволяли мастерам выйти за пределы студии. В результате появлялись
величественные, хотя и несколько статичные портреты, откровенно ориентиру-
ющиеся на эстетику изобразительного искусства. Изобретение портативных ка-
мер, появление высокочувствительных фотоматериалов в конце XIX века приве-
ли к решительным переменам в портретном жанре. Динамика подлинной жиз-
ни, пришедшая в репортажный портрет, повлекла за собой смещение акцентов в
раскрытии человеческого характера. Если в станковом портрете характер рас-
крывался в основном через лицо (и в гораздо меньшей степени через жест, позу,
одежду, антураж студии), то в репортажном - через все многообразие происхо-
дящего на снимке.
Методами исследования послужили системно-исторический, дескриптив-
ный, хронологический, культурологический и искусствоведческий анализ. По-
следний предполагает комплексное исследование процессов и тенденций в об-
ласти искусства, влияющих на формирование и развитие портретной фотогра-
фии США как феномена культуры. В работе также используются метод сравни-
тельного и системного анализа, метод культурологического описания феноме-
нов. Теоретической базой исследования стали труды о фотоискусстве А. Донде,
С. Сонтаг, Ш. Коттон, Ж. Денизо, Р. Барт, Л. Магни и других. В исследовании
историко-культурного контекста портретной фотографии мы опирались на
публикации по истории фотографии (М.У. Мэрией, М. Фризо, В. Левашов,
М. Шептер), литературные опыты фотографов (П. Линдберг, С. Манн,
П. Роверси), а также работы, посвящённые проблематике культурной и соци-
альной истории отдельных областей портретной фотографии.
ГАЛЕРЕЯ СЛАВЫ АМЕРИКАНСКИХ ФОТОХУДОЖНИКОВ
В истории развития фотографии и фотопортрета определяющую роль сыг-
рали фотохудожники США. Ранние мастера в лучших своих работах не только
запечатлевали внешние черты человека, но и проникали в глубины его характе-
ра. Толчком к появлению новых художественных форм стали технические нов-
шества, которые давали фотографам больше творческой свободы при съёмке, и
искусство художников, которые становились властителями дум и законодателя-
ми «фотомод». Альфред Стиглиц, Ман Рей, Филипп Халсман, Ричард Аведон,
Энни Лейбовиц и многие другие американцы подняли фотографию на высо-
чайший художественный уровень (см. таблицу).
111
КУЛЬТУРА / CULTURE
2022; 6: 108-122
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Таблица
Американские
Черты стиля, творческие установки
фотохудожники
Альфред Стиглиц
Часто менял технику исполнения портрета, искал
(1864-1910 гг.)
новые технические приёмы и средства выразительности.
Возможно, именно поэтому его творческие находки
остаются актуальными до сих пор.
Ман Рэй
Относился к искусству как к игре, увлекался экспе-
(1890-1976 гг.)
риментами в технике получения изображения. В созда-
нии портретов всегда ориентировался на принцип золо-
того сечения, причём доводил его до совершенства. Од-
нако он был как раз тем фотографом, который сумел
заставить классические правила зазвучать на новый лад.
Филипп Халсман
Выдающийся фотограф середины XX века стал ро-
(1906-1979 гг.)
доначальником сюрреализма в фотографии. Он прак-
тиковал разнообразные фотографические методы, не-
обычное освещение, нестандартные ракурсы, ориги-
нальные композиции и др., стремясь передать в снимке
характер человека. Халсман всегда восхищался челове-
ческим лицом, всю жизнь пытался разгадать загадку
человеческой природы. Должно быть, это помогло ему
стать гениальным фотографом портретного жанра.
Ирвин Пенн
Мастер портретного и фэшн-жанра. Уже в 1943 г. на
(1917-2009 гг.)
обложке журнала «Вог» (Vogue) появилась его первая
фотография. Многие работы Пенна выставлены в Музее
современного искусства и в Метрополитен-музее в Нью-
Йорке. Известны оригинальные приёмы его фотосъё-
мок: он снимал людей в тёмном углу комнаты или на
серых, аскетичных фонах.
Ричард Аведон
Его называли мастером чёрно-белого портрета и ав-
(1923-2004 гг.)
тором самых редких ракурсов. На снимках гениального
нью-йоркского фотохудожника запечатлено абсолютно
всё. Свой первый снимок Ричард сделал ещё лет в де-
вять, когда случайно поймал в объектив Сергея Рахма-
нинова. Творчество Ричарда Аведона ценно тем, что оно
образует всеобъемлющий собирательный портрет дея-
телей искусства, моды, политической и экономической
жизни Соединённых Штатов с 50-х годов ХХ века.
112
Переверзева М.В. Жанр портрета в творчестве фотохудожников США
Pereverzeva, M.V. Portrait Genre in the Work of the US Photo Artists
Питер Линдберг
Изысканный и кинематографичный стиль Линдбер-
(1944-2019 гг.)
га основан на чёрно-белой гамме. Драматизм и непо-
вторимая эстетика ранних чёрно-белых фильмов сильно
повлияли на творчество фотографа. В каждой съёмке
Линдберга заложена витиеватая история - иногда это
целый режиссерский сценарий на бумаге, иногда абсо-
лютная импровизация во время съёмок. Поэтому его
работы - это чаще всего фотосерии, состоящие из мно-
жества снимков, которыми при желании можно запол-
нить целый номер журнала. Масштабы подготовки не
уступают киносъёмкам.
Энни Лейбовиц
Одна из самых известных портретистов в истории
(1949 г. рожд.)
фотографии, в чью камеру смотрели практически все
современные мировые знаменитости. Многие ее работы
настолько известны, что перешли в иное качество: они
отделились от личности автора и стали жить собствен-
ной жизнью в качестве общеизвестных произведений
искусства. Никто так не работает с крупными планами,
как Лейбовиц: зачастую в кадре есть только лицо, кото-
рое невероятным образом притягивает взгляды. Фото-
граф «заставляет» каждую морщинку, положение рук,
наклон головы рассказать историю жизни человека или
описать целое событие.
Грег Горман
Один из самых востребованных в мире американский
(1949 г. рожд.)
портретный фотограф. Он выработал свой индивиду-
альный стиль, начиная с портретов и фотографий для
рекламных кампаний и заканчивая журнальными разво-
ротами и художественной фотосъёмкой. В своих чёрно-
белых портретах использует характерное освещение, ко-
торое является одной из отличительных черт его работ.
Салли Манн
Камера Салли Манн запечатлела разные эпизоды
(1951 г. рожд.)
детства, в том числе и проблемные стороны взросления.
Она затронула моменты подрастающего ребенка, о ко-
торых не принято говорить открыто: детские страхи,
неуверенность в себе, интерес к противоположному по-
лу, непонимание взрослых, одиночество, запрещённые
мечты. Её искренность многих удивила и даже шокиро-
вала.
113
КУЛЬТУРА / CULTURE
2022; 6: 108-122
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Синди Шерман
Автор сотен фотопортретов, объект которых - она
(1954 г. рожд.)
сама и только она сама. Шерман открывает перед зрите-
лем уникальный и, несмотря на кажущуюся ограничен-
ность, необъятный художественный метод. Её искусство
не имеет отношения ни к автопортрету (её персонажи -
меньше всего она сама), ни к формированию своего об-
лика в соответствии с избранным культурным кодом,
стилем, эстетикой. Это пародия на архетипы, постмо-
дернистский косплей художника, свободно воспроизво-
дящего себя в любой эпохе.
Тим Уолкер
Один из постоянных обитателей пантеона модных
(1970 г. рожд.)
фотографов, чьи снимки то и дело попадают на стра-
ницы глянцевых изданий. Работает преимущественно
в направлениях рококо и сюрреализма. У его портрет-
ных фотографий есть налёт театральности и волшеб-
ства, некий подтекст. По словам фотографа, для пони-
мания его творчества «необходимы юмор и воображе-
ние».
Одними из самых влиятельных фотохудожников США были Халсман, Горман,
Манн, Лейбовиц, Линдберг и Уолкер. «Меня всегда интересовали люди, - писал
Халсман. - Хороший портрет должен - и сегодня и через сто лет - показывать, как
человек выглядел и что он из себя представлял» [Ерохин, 2010, с. 498]. Среди зна-
менитостей, сфотографированных Халсманом, были Альфред Хичкок, Мартин
Льюис, Джуди Гарленд, Уинстон Черчилль, Мэрилин Монро, Дороти Дэндридж,
Пабло Пикассо, Марк Шагал, Ле Корбюзье, Андре Мальро, Фрэнк Синатра, Эли-
забет Тейлор, Одри Хепбёрн, Софи Лорен, Мохаммед Али. Знаменитый фото-
граф-портретист провёл много крупных выставок по всему миру. В 1958 г. журнал
«Попьюлар фотографи мэгезин» (Popular Photography Magazine) включил Халсмана
в список «Десяти величайших фотографов мира». А в 1975 г. он получил премию
за достижения в области фотографии от Американской ассоциации журнальных
фотографов, в которой в 1945 г. был избран первым президентом. В 2006 г. в честь
столетия со дня его рождения художнику был установлен памятник - первый в
мире памятник фотографу.
Сильная сторона творчества Гормана - фотографии людей из мира кино и
музыки. Его работы можно увидеть повсюду: афиши фильмов, обложки музы-
кальных релизов и прочее. Горман снимал Марлона Брандо, сэра Энтони Хоп-
кинса, Софи Лорен, Аль Пачино, Барбару Стрейзанд, Алека Болдуина, Робер-
та де Ниро, Брэда Питта и многих других. В объектив его фотокамеры попада-
ли такие величины музыкального мира, как Элтон Джон, Майкл Джексон, Дэ-
114
Переверзева М.В. Жанр портрета в творчестве фотохудожников США
Pereverzeva, M.V. Portrait Genre in the Work of the US Photo Artists
вид Боуи, Фрэнк Заппа и др. Фотографии Гормана - часть классической тра-
диции портретной и фэшн-съёмки начала ХХ века. В 1970-1980-х годах его
внимание было приковано к отдельным чертам лица. Глаза, губы, рот в крике
- такие фотографии проходят лейтмотивом через всё его творчество. В по-
следние годы он много работает со светом, лица на студийных фотографиях
будто светятся изнутри. Его модели наравне с фотографом участвуют в твор-
ческом процессе, они не играют на камеру, как у голландца Корбейна и не по-
зируют, как у Лейбовиц. Работы Гормана - это не поиск потерянной индиви-
дуальности и не создание нового образа. Перед ним люди открывают свою
настоящую личность. И здесь очень важно магическое свойство фотографии -
ловить ускользающее мгновение.
Не каждый сможет передать людям своё видение, донести смысл своего
взгляда на окружающую действительность. Ещё сложнее доказывать свою
точку зрения и не изменять самому себе в угоду общественному мнению. Ко-
гда такая личность смотрит на жизнь и мир в целом через объектив камеры,
тогда и рождаются творения, вызывающие восторг у одних и порицание у
других. Мастер вызывать противоречивые чувства - американка Салли Манн.
О ней заговорили, когда в свет вышли чёрно-белые снимки членов её семьи,
детей, в откровенном, но вполне естественном виде. По словам самого автора,
она изобразила то, что видит обычная мать или отец, воспитывая своих де-
тей. Салли Манн - одна из самых титулованных американских фотографов
современности. В 2001 г. журнал «Тайм» назвал её лучшим фотографом Аме-
рики.
Лейбовиц славится высочайшей внимательностью к деталям. На её фэшн-
изображениях или групповых фотоснимках можно рассмотреть мельчайшие
нюансы. Все они подчёркнуто выделены, но вместе с тем не перегружают
композицию, как это бывает на снимках других фотографов. Достигается
идеальная пропорция благодаря уникальному чувству баланса и геометрии
сцены, присущему Лейбовиц - все участники и предметы занимают идеаль-
ное для них положение. И передний, и задний планы уравновешены друг с
другом. Это помогает подчеркнуть каждую уникальную грань личности че-
ловека.
С того самого момента, как в 1988 г. в «Вог» появились снимки Линдберга,
фотограф документирует мир моды, ловя его самые совершенные моменты. Ра-
боты публикует в журналах с мировым именем - «Нью-йоркер» (The New Yorker),
«Харперс базар» (Harper’s Bazaar), «Вэнити фэр»(Vanity Fair), «Вог» и др. Роман-
тическим видением индустриального мира Линдберг наполнил многие свои
работы. Вид промышленного города близок ему с ранних лет - Питер вырос в
заводских пейзажах, среди портовых причалов и длинных железнодорожных
мостов. Кино - пожалуй, самая главная страсть фотографа. Для него не стоит
115
КУЛЬТУРА / CULTURE
2022; 6: 108-122
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
особого труда собрать массовку на целый павильон, перекрыть улицу в Нью-
Йорке или привезти в пустыню обломки самолёта и взорвать их. Вместе с тем, не
менее впечатляющими кажутся портреты, которые Линдберг снимает на про-
стом чёрном фоне или на фоне моря.
Тим Уолкер избегает фотошопа, используя реальный реквизит и освещение.
Все его работы отличают чувство юмора и любовь к парадоксам. Глядя на сним-
ки Уолкера, словно переносишься в другой мир, где всё возможно, в мир фанта-
зий. «Я бы сказал, что живу в сказке без начала и конца. В ней огромное количе-
ство персонажей: маленькие лошадки, непонятные люди, монстры, добрые жи-
вотные, растения, яблоки размером с голову. Когда мне нужно сделать съёмку, я
просто достаю из этой сказки маленький кусочек волшебства» [Новая история,
2008, с. 243].
Возможно, благодаря творчеству этих художников, а может быть, потому
что портрет и сегодня остаётся самым востребованным жанром и привлекает
львиную долю творческих усилий фотографов, поиск новых форм и новых
техник портрета продолжается до сих пор. Портрет использует средства и
предметной, и пейзажной и абстрактной фотографии, способствуя взаимо-
проникновению и размыванию границ этих жанров. Свою роль играет и рас-
тущая доступность фотографии, и современное состояние культуры - мы жи-
вём в эпоху создания новых форм фотопортрета на основе старых. Искусство-
веды отмечают, что тенденция к отказу от жанровой чистоты портрета, заро-
дившаяся более века назад, и сейчас продолжает определять его развитие
[Бажак, 2003].
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, ТЕХНОЛОГИИ
И ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ФОТОПОРТРЕТА
Будучи видом изобразительного искусства, создающего художественный
образ, фотография подчиняется тем же правилам классической живописи и
допускает её же методы и приёмы. Принципы построения фотографии как
художественного произведения близки принципам традиционного изобра-
зительного искусства: композиция, внутреннее и внешнее пространство,
перспектива, свет и светотень, цветовое решение и образы, колорит, движе-
ние и статика, текстура, форма и стилистика. Американские фотохудожни-
ки разработали основные принципы создания портрета, сохранившие акту-
альность до сих пор ввиду их универсальности и художественной оправ-
данности.
Композиция, отвечающая за целостность кадра, соподчинение элементов
фотографии друг другу и обусловленность замыслом художника, как много-
элементный феномен (пространство, линии, формы или фигуры, движение
116
Переверзева М.В. Жанр портрета в творчестве фотохудожников США
Pereverzeva, M.V. Portrait Genre in the Work of the US Photo Artists
и ритм, текстуры, свет, цвет и точка фокуса) способна управлять настроени-
ем зрителя, обращать его внимание на важные объекты в плоскости изобра-
жения, прятать «второстепенные элементы». Именно композиция придаёт
идее произведения конкретную форму, помогает выразить то неявное, чего
нет в самом изображении, а порой внести в него недосказанность для активи-
зации восприятия и осмысления. Халсман, Манн, Лейбовиц, Шерман и Уол-
кер определяли смысловой акцент и эмоциональную окраску портрета и вы-
бирали особые композиционные приёмы (композиция, свет, цвет, перспекти-
ва) для воплощения своего замысла так, чтобы он был верно интерпретиро-
ван зрителем.
Главной «божественной пропорцией» композиции является «правило золо-
того сечения». Соотношение отрезков переносится и на плоскость фотографии.
Эту сетку можно увидеть в видоискателе фотокамер. На точках пересечения и
линиях этой сетки принято располагать важные объекты или линии фотогра-
фируемого изображения. Например, линия горизонта совмещается с нижней
линией сетки, если нужно сделать акцент на голубом небе, как в фотопортрете
Тильды Суинтон Тима Уолкера (2013 г.).
Организация объектов в плоскости
изображения, структурирование про-
странства, задание направлений движе-
ния, функции композиционного центра,
баланса и смещения объектов, иные при-
емы задают смысловой тон и содержа-
тельную суть фотопортрета. Поэтому
вторым правилом композиции является
правило равновесия и симметрии. На
фотографии следует уравновесить и де-
тали, и главный образ. Если в одной не-
большой части фотографии сконцен-
трирован весь смысл, нужно добавить
близкие по смыслу детали в оставшейся
части кадра, чтобы уравновесить компо-
Тим Уолкер.
зицию.
Фотопортрет Тильды Суинтон (2013 г.)
На правиле равновесия построены симметричные сюжеты. Широко исполь-
зовались ведущие линии, которые направляли взгляд зрителя по фотографии к
важному объекту. Диагональные линии служил передаче перспективы и ощу-
щения движения на снимке (к такому приёму обращались Халсман, Горман,
Аведон, Шерман).
117
КУЛЬТУРА / CULTURE
2022; 6: 108-122
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Питер Линдберг.
Грег Горман.
Фотопортрет Робин Райт (2011 г.)
Портрет Майкла Джексона (1987 г.)
Приём обрамления (framing) представлял собой использование естественных
рамок - окон, дверей - для обрамления «героя» кадра, как в фотопортрете Ро-
бин Райт Питера Линдберга (2011 г.).
Контраст объекта и фона усиливает красоту снимка (фотопортреты Майкла
Джексона, Ким Бесинджер, Леонардо ди Каприо, Микки Рурка, Джонни Деппа
и многих других голливудских знаменитостей Грега Гормана).
Американские фотохудожники широко используют текстурный, цветовой,
масштабный контрасты (излюбленные приёмы Манна, Линдберга и Уолкера).
Крупный план - эффективный способ избавиться от лишнего в кадре и дать
понять зрителю кто в нём герой, например, Майкл Джексон в работе Грега Гор-
мана.
Ракурсы привлекают внимание необычным углом зрения, который характе-
рен для Стиглица, Халсмана, Манн, Шермана. Геометрические фигуры в компо-
зиции кадра связывают в единое целое объекты и поэтому усиливают эмоцио-
нальное впечатление от работы [Арнхейм, 1994]. Нахождение такого ракурса,
когда глаз увидит в кадре три базовых фигуры - квадрат, треугольник, круг и их
производные - овал, эллипс, трапецию, ромб, - обеспечивает совершенную ком-
позицию фотоработы. «Композиция важна, - считал Уолкер, - но правила со-
здаются для того, чтобы их нарушать. Самое важное это самому получить удо-
вольствие и снимать в своем стиле» [Новая история фотографии, 2008, с. 136].
Освещение - важнейший инструмент для передачи настроения, направля-
ющий взгляд зрителя именно туда, куда нужно. Местоположение светового пят-
на на фото определяется спецификой восприятия фотографии зрителем.
118
Переверзева М.В. Жанр портрета в творчестве фотохудожников США
Pereverzeva, M.V. Portrait Genre in the Work of the US Photo Artists
Первым делом он смотрит на то,
что находится в центре изображе-
ния, и потом уже перемещает взгляд
к границам кадра. Взгляд автомати-
чески притягивается к самому осве-
щённому участку изображения. Све-
товые и цветовые контрасты также
притягивают взгляд (этим пользова-
лись Пенн, Лейбовиц, Шерман,
Линдберг, Уолкер). Чем более
насыщен цвет, тем скорее глаз заме-
чает его (притягивают сначала теп-
лые, потом холодные тона).
Фотопортрет Энн Хэтэуэй Энни
Лейбовиц (2012 г.) включает пере-
Энни Лейбовиц,
численные приёмы.
Фотопортрет Энн Хэтэуэй (2012 г.)
Взгляд человека в первую очередь распознаёт лица, даже если они не в
фокусе или частично скрыты за предметами. Узоры, симметрия и формы,
не характерные для природы и редко встречающиеся в ней, также притяги-
вают взгляд: он выискивает «аномалии», которые кажутся визуально инте-
ресными. Противопоставление затенённых и освещенных участков помога-
ет передать глубину фотопортрета. Объём - восприятие на двухмерном
снимке глубины трёхмерного объекта из реального мира - передаётся при
помощи противопоставления светлых и тёмных участков. За счёт этого
определённые элементы фотографии будут выделяться или, наоборот, сли-
ваться с фоном. В портретах контраст создаётся путём осветления лица и
уменьшения подсветки фона или затенённого участка лица. Так создаются
портреты в тёмной тональности - в низком ключе, или в светлой тонально-
сти - высоком ключе.
Ещё один эффектный инструмент, используемый американскими фотоху-
дожниками для создания портретов, помимо контраста, - тень и темнота. В
выразительном портрете, особенно студийном, затенённые участки так же
важны, как освещённые. Тень создаёт ощущение глубины: именно благодаря
взаимодействию затенённых и освещённых участков создаётся эффект трёх-
мерности [Картье-Брессон, 2008]. Следует учесть, что при съёмке таких объек-
тов с неровной текстурой, как человеческое лицо, все детали будут резко выде-
ляться, даже если свет падает слева или справа. Жёсткий свет может быть очень
красивым, но он не скрадывает изъяны; мягкий свет тоже используется при
съёмке контрастных фотографий, но края теней уже не будут чётко очерчен-
119
КУЛЬТУРА / CULTURE
2022; 6: 108-122
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ными, а блики - яркими. Поэтому Аведон, Шерман, Линдберг, Пенн, Лейбо-
виц использовали средний по контрасту свет - не жёсткий и не мягкий, кото-
рый даёт и контраст, и рефлексы, но не подчёркивает изъяны и легко падает
на объекты.
Свет, расположенный выше плоскости камеры и направленный на объект,
воспринимается глазом как направленный вниз; свет ниже камеры - как направ-
ленный вверх. Расположенный близко к камере свет почти не даёт тени; свет
слева или справа отбрасывает длинные тени, которые делают снимки более вы-
разительными. Светотеневой выразительностью обладали фотопортреты Рэя,
Халсмана, Гормана, Пенна. Они широко применяли приём «рисующего» и «за-
полняющего» света, от которого зависит экспозиция фотографии и степень
освещения частей объекта. Контровой свет, отделяющий контур объекта от фо-
на, создаёт объём и контраст. Пенн и Линдберг работали над схемами света -
определённым рисунком на лице с тенями, созданным «рисующим» светом.
Существуют схемы: «парамаунт», «петля», «рембрандтовский свет», «боковой
свет» («сплит»).
Стиглиц, Лейбовиц, Шерман и Уолкер работали с цветом. Умение управ-
лять цветом помогает фотохудожнику вызывать эмоциональный отклик и эс-
тетические чувства. Основную концепцию цвета выдвинул химик Мишель
Шеврёль. Он впервые показал, как цвета взаимодействуют друг с другом (так
называемый одновременный цветовой контраст) и выдвинул идею, что один
цвет может выглядеть по-разному в зависимости от присутствия рядом других
цветов [Изард, 2008]. Этот принцип нашёл применение в работах импрессио-
нистов (Клода Моне, Поля Сезанна) и абстрактных экспрессионистов (Джексо-
на Поллока, Марка Ротко). Характер психологического воздействия и симво-
лика цвета помогают наполнить фотопортрет глубоким смыслом и контек-
стом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стилистика любой съёмки опирается на её замысел. Всё, что попадает в кадр,
не должно быть случайным. Это не значит, что съёмка не допускает спонтанно-
сти - как раз наоборот: когда все визуальные элементы продуманы, у фотоху-
дожника больше творческой свободы. Об этом говорят портреты американских
фотографов ХХ века. Сильная фотография всегда чётко продумана и выстрое-
на - и неважно, снимается «глянец» или «суровая правда жизни», в высоком или
низком ключе.
Задача портретной съёмки - получить выразительный портрет. Этого можно
достичь освещением с большим количеством контрастных теней, использовани-
ем ярких цветов, другими средствами, вызывающими эмоциональный отклик.
120
Переверзева М.В. Жанр портрета в творчестве фотохудожников США
Pereverzeva, M.V. Portrait Genre in the Work of the US Photo Artists
Воплощению конечного замысла, каким бы он ни был, способствуют и гардероб,
и среда, и прическа, и макияж. Если что-то из перечисленного не приближает
фотохудожника к цели, он продолжает поиск средств выразительности. Порт-
ретный жанр в творчестве американских фотохудожников благодаря их высо-
кому профессиональному и творческому подходу стал образцом мирового фо-
тоискусства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства / пер. с англ. Г.Е. Крей-
гина, ред. В.П. Шестакова. М.: Прометей, 1994. 352 с.
Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения / пер. с фр.
А. Кавтаскина. М.: Астрель, 2003. 240 с.
Ерохин C.B. Эстетика цифрового изобразительного искусства. СПб: Алтейя,
2010. 538 с.
Жарковский Д. Вглядываясь в фотографии. 100 снимков из коллекции Музея
современного искусства в Нью-Йорке. Нью-Йорк: Музей современного искус-
ства, 2003. 216 с.
Изард К. Эмоции человека. М.: Директ-Медиа, 2008. 954 с.
Картье-Брессон А. Воображаемая реальность / пер. с фр. Г. Соловьева. СПб.:
Лимбус Пресс, 2008. 128 с.
Новая история фотографии / под ред. М. Фризо. Милан: Machina, 2008. 336 с.
Пондопуло Г.К., Ростоцкая М.А. Новые искусства и современная культура.
Фотография и кино. М.: ВГИК, 1997. 231 с.
REFERENCES
Arnheim, R. Novye ocherki po psikhologii iskusstva [New essays on the psychol-
ogy of art] (In Russ., translated from English).. Moscow: Prometheus, 1994. 352 p.
Bajac Q. Istoriia fotografii. Vozniknovenie izobrazheniia [L'image révélée: L'inven-
tion de la Photographie] (In Russ., translated from French). Moscow: Astrel, 2003.
240 p.
Erokhin S. Estetika tsifrovogo izobrazitel'nogo iskusstva [Aesthetics of Digital
Visual Arts] (In Russ.). St. Petersburg: Althia, 2010. 538 p.
Szarkowski J. Looking at Photographs. 100 Pictures from the Collection of the Mu-
seum of Modern Art in New York. New York: Museum of Modern Art, 2003. 216 p.
Izard C. Emotsii cheloveka [Human emotions] (In Russ., translated from English).
Moscow: Direct Media, 2008. 954 p.
121
КУЛЬТУРА / CULTURE
2022; 6: 108-122
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Cartier-Bresson H. Voobrazhaemaia real'nost' [L'imaginaire d'apres nature] (In
Russ., translated from French). St. Petersburg: Limbus Press, 2008. 128 s.
Novaia istoriia fotografii [Nouvelle histoire de la photographie] (In Russ., trans-
lated from French). Ed. by M. Frisot. Milan: Machina, 2008. 336 p.
Pondopulo G.K., Rostotskaya M.A. Novye iskusstva i sovremennaia kul'tura. Fo-
tografiia i kino [New arts and contemporary culture. Photography and cinema] (In
Russ.). Moscow: VGIK, 1997. 231 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
ПЕРЕВЕРЗЕВА Марина Викторовна,
Marina V. PEREVERZEVA, Doctor of
доктор искусствоведения, доцент,
Arts, associate professor, professor of
профессор факультета искусств Рос-
Arts Department, Russian State Social
сийского государственного социаль-
University.
ного университета.
4/1 Vilgelma Pika st., Moscow, Russian
Российская Федерация, Москва, ул.
Federation.
В. Пика, д. 4/1.
Статья поступила в редакцию / Received 18.04.2022.
Поступила после рецензирования / Revised 28.04.2022.
Статья принята к публикации / Accepted 29.04.2022.
122