ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 7: 16-26
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
УДК 327
DOI: 10.31857/S2686673022070021
EDN: GRYQSI
Новая Индо-Тихоокеанская стратегия США:
вызовы для КНР
У Яньбинь
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,
Российская Федерация 119991, Москва, Ленинские горы, 1.
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0184-7820 e-mail: yanbinwu@yandex.ru
Резюме. В статье анализируются основные последствия для геополитической структу-
ры Северо-Восточной Азии от реализации принятой администрацией Дж. Байдена в фев-
рале 2022 г. Индо-Тихоокеанской стратегии США; рассматриваются отношения между
Четвёркой стран (США, Япония, Индия и Австралия) (Quad) и КНР в сфере экономики и
безопасности и вызовы, которые означает для Китая названная стратегия. Новая Индо-
Тихоокеанская стратегия США имеет немало военного подтекста и ориентации на сферу
безопасности стран данного региона. Такая направленность может внести негативные эле-
менты в отношения между державами, повлиять на сложившиеся региональные политиче-
ские и экономические механизмы и усилить существующую дихотомию в регионе.
Ключевые слова: Индо-Тихоокеанская стратегия США, концепция ИТР, Северо-
Восточная Азия, геополитика, Четвёрка, КНР, безопасность
Для цитирования: У Яньбинь. Новая Индо-Тихоокеанская стратегия США: вызовы
для КНР. США & Канада: экономика, политика, культура. 2022; 52(7): 16-26.
DOI: 10.31857/S2686673022070021
EDN: GRYQSI
The New Indo-Pacific Strategy of the USA:
Challenges for China
Wu Yanbin
Lomonosov Moscow State University
1 Leninskiye Gory, Moscow, 119991 Russian Federation
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0184-7820 e-mail: yanbinwu@yandex.ru
Abstract. In response to the strategic competition with China, the U.S. has revived the U.S.
- Japan - India - Australia security dialogue mechanism (Quad) and is actively promoting the
Indo-Pacific strategy. As the Quad partners are directly or indirectly involved in the formation
of the "Indo-Pacific region" advocated by the US, this orientation will affect the already estab-
lished regional political and economic mechanisms and cooperation institutions. U.S.-led mili-
tary cooperation and mini-multilateralism among the four countries will bring new political and
security challenges to the security architecture of Northеast Asia and reinforce the existing du-
alistic structure of the region. As a result, China will face increasing strategic pressure.
Keywords: Indo-Pacific, Northeast Asia, geopolitics, Quad, PRC, security
For citation: Wu Yanbin. The New Indo-Pacific Strategy of the USA: Challenges to China.
USA & Canada: Economics, Politics, Culture. 2022; 52(7): 16-26.
DOI: 10.31857/S2686673022070021
EDN: GRYQSI
16
У Яньбинь. Новая Индо-Тихоокеанская стратегия США: вызовы для КНР
Wu Yanbin. The New Indo-Pacific Strategy of the USA: Challenges for China
ВВЕДЕНИЕ
Взаимодействие КНР и США занимает одно из центральных мест в отноше-
ниях великих держав в современной мировой политике, а в последние годы
стратегическое соперничество между ними стало важной международной темой,
поскольку напряжённость в этой сфере имеет тенденцию к росту [Ikenberry J. et
al. 2022]. США уделяют повышенное внимание Китаю, что нашло отражение и в
стратегии «Азиатско-Тихоокеанская перебалансировка» администрации Б. Оба-
мы [1], и в «Индо-Тихоокеанской стратегии» администрации Д. Трампа [2];[3],
причём Д. Трамп в 2017 г. выдвинул концепцию «Свободного и открытого Индо-
Тихоокеанского региона» («ИТР») [5], возродил четырёхсторонний диалог по
безопасности США, который помимо США включает Японию, Индию и Ав-
стралию (Quad) [6]. Ещё больше места занимает Китай и в новой версии «Индо-
Тихоокеанской стратегии США» (ИТС-22), принятой администрацией Дж. Бай-
дена [4]. Из этого ясно видно, что между двумя партиями в США уже существует
политический консенсус относительно того, что Китай является стратегическим
конкурентом номер один для Вашингтона.
ИТС-22 стала горячей темой в области изучения международных отношений,
а также привлекла большое внимание китайских академических кругов. Китай-
ские учёные обычно изучают её с точки зрения китайско-американских отно-
шений и их влияния на КНР, например, Вэй Цзунъю посвятил этому вопросу
несколько исследований [Wei Zongyou. 2021]. В целом китайские учёные соглас-
ны с тем, что разработанная США ИТС-2022 отражает изменение геостратегиче-
ских представлений и стратегических приоритетов США, а также конкурентную
геополитическую и экономическую природу стран Азиатско-Тихоокеанского
региона.
Северо-Восточная Азия (СВА) - один из наиболее важных геополитических
регионов вокруг КНР, который в прошлом оказывал значительное влияние на
неё как в сфере безопасности, так и в экономической сфере. Поэтому трансфор-
мация геополитической структуры СВА также напрямую связана с развитием
КНР. Хотя многие китайские учёные провели подробные исследования ИТС-
2022, лишь некоторые из них рассматривали её влияние на геополитическую
структуру Северо-Восточной Азии.
В данной статье предпринята попытка обобщить политические последствия
формирования Четвёрки стран СВА (Quad) и вызовы новой Индо-Тихо-
океанской стратегии США (ИТС-2022) для Китая и всего региона СВА на осно-
вании анализа американских документов, связанных с её разработкой.
ПОСЛЕДСТВИЯ НОВОЙ ИТС США ДЛЯ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Администрация Дж. Байдена унаследовала Индо-Тихоокеанское наследие
Д. Трампа и запустила новую версию Индо-Тихоокеанской стратегии в 2022 г.
По сравнению с докладом Министерства обороны 2019 г., где указывалось, что
17
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 7: 16-26
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
«Индо-Тихоокеанский регион, который охватывает обширную территорию от
западного побережья США до западных берегов Индии, является домом для са-
мого густонаселённого крупнейшего государства в мире и самой густонаселен-
ной демократии, где проживает более половины населения Земли, имеет един-
ственное значение для будущего Америки» [2: 1], Индийско-Тихоокеанская
стратегия администрации Байдена охватывает более широкий спектр, включая
не только военную область, но и экономику, науку, технологию и др., и под-
тверждает, что Китай является стратегическим конкурентом Соединённых Шта-
тов номер один.
В дополнение к стратегическому позиционированию в отношении Китая
США также чётко позиционируют себя в отношении других стран Северо-
Восточной Азии. В Индо-Тихоокеанской стратегии 2019 г. США определяли Рос-
сию как «ожившего злодейского актёра» (as a Revitalized Malign Actor) [2: 11], Се-
верную Корею - как государство-изгоя (as a Rogue State) [2: 12]. Они рассматрива-
ли Японию и Южную Корею в качестве важных партнёров в СВА. Альянс США
и Японии посчитали краеугольным камнем мира и процветания в Индо-
Тихоокеанском регионе (ИТР) и при этом остались непоколебимыми в своём
обязательстве защищать Японию и управляемые ею территории [2: 22]; альянс
США и Республики Корея объявили стержнем мира и процветания в Северо-
Восточной Азии, а также на Корейском полуострове [2: 24].
В ИТС-2022 Дж. Байдена чётко указано, что США являются
«Индо-
Тихоокеанской страной» [4: 4], и в СВА они намерены укреплять трёхстороннее
сотрудничество между США, Японией и Южной Кореей и повышать способ-
ность Тайваня к самообороне [4: 15,17]. Отсюда видно, что у США есть очевид-
ные когнитивные различия в отношении стран СВА, которые, если они вопло-
тятся в конкретные действия, приведут к усилению конфликтов между страна-
ми этого региона.
Страны Восточной Азии сталкиваются с различными проблемами: этнические
и пограничные споры, остаточные последствия колониализма и холодной войны
и т.п. По этой причине правительства стран региона приняли государственно-
центричную политику безопасности, которая подчёркивает национальный суве-
ренитет, единство и территориальную целостность. А универсализм, солидаризм
и коллективная безопасность не получили широкого распространения [Howe B.
2021]. Это также привело к отсутствию эффективных международных или регио-
нальных организаций в Восточной Азии, особенно в СВА. Однако регион достиг
общего экономического развития в результате использования преимуществ гло-
бализации, что придаёт ему черты региона, где экономический взлёт сосуществу-
ет с минимальным режимом работы международных организаций.
В силу своего эксклюзивного, целенаправленного и утилитарного характера
концепция США мини-мультилатерализма (mini-multilateralism) - отношения
между небольшим количеством государств с одинаковыми ценностями [Shen
Wei, Hu Yaohui. 2022], которую Вашингтон фактически реализовал и которой
продолжает придерживаться, будучи эффективной в плане коллективных воен-
18
У Яньбинь. Новая Индо-Тихоокеанская стратегия США: вызовы для КНР
Wu Yanbin. The New Indo-Pacific Strategy of the USA: Challenges for China
ных действий, усилила конфронтацию в сфере безопасности в регионе. В то же
время США используют западные демократические ценности в качестве основы
механизма в Четвёрке США - Япония - Индия - Австралия, тем самым идеоло-
гически отвергая и противопоставляя себя Китаю и России и усиливая кон-
фликты между крупными державами, что наносит ущерб организации региона
и построению международных институтов.
Дихотомию между странами СВА в её политической структуре на современ-
ном этапе усиливает американская концепция «ИТР» - концепция «Свободного
и открытого Индо-Тихоокеанского региона», объявленная Д. Трампом в 2017 г. и
активно реализовавшаяся в годы его президентства. Так, в 2019 г. Госдепарта-
мент обнародовал специальный документ, посвящённый продвижению данной
концепции [3], суть которой заключается в предоставлении «свободы» и «откры-
тости» самим США и их союзникам.
Новая Индо-Тихоокеанская стратегия США 2022 г. нацелена прежде всего на
подрыв тесных отношений между такими странами СВА, как РФ, КНДР и КНР.
Япония как активный сторонник ИТС-2022 сыграла первопроходческую
роль и является самым главным союзником США в реализации этой стратегии в
Северо-Восточной Азии.
Единственная «переменная» СВА - Южная Корея - также является важным
военным союзником США в регионе и поэтому занимает значительное место в
этой стратегии. Однако на данном этапе отношение Южной Кореи можно оха-
рактеризовать как «затягивание» (foot-dragging) [Jung Sung Chul, Lee Jaehyon, Lee
Ji-Yong, 2021]. Будучи союзником США и демократией, поддерживающей либе-
ральный международный порядок, основанный на правилах, Южная Корея
неоднозначно относится к новой стратегии и не решается присоединиться к
Четвёрке [Jung Sung Chul, Lee Jaehyon, Lee Ji-Yong. 2021], которая активно вклю-
чилась в реализацию американской ИТС-2022. Однако по мере усиления страте-
гической конкуренции между США и КНР пространство для стратегического
выбора Южной Кореи будет ещё больше сокращаться [Yoon Suk-yeol. 2022].
СДЕРЖИВАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ДЛЯ ИТС-2022
Будь то в СВА или в Индо-Тихоокеанском регионе в целом, соперничество
между США и КНР является главной геополитической осью региона. Что каса-
ется конкуренции между США и Китаем в СВА, то преобладает мнение, что
здесь де-факто существует дихотомия между США и КНР в сфере безопасности
и экономики; причём США доминируют в сфере безопасности, а Китай - в эко-
номике. Эта дихотомия, вероятно, продолжится в ИТР, который в действитель-
ности будет характеризоваться «гибридной дихотомией».
Ухудшение отношений с КНР в сфере безопасности стало одним из осново-
полагающих факторов, позволивших США, Японии, Индии и Австралии -
19
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 7: 16-26
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
странам Четвёрки, вернуть себе диалог по безопасности. Тем не менее эти отно-
шения остаются тесными.
При администрации Д. Трампа США ввели тарифы в попытке побудить
КНР изменить своё экономическое поведение, а также санкции на основании
нарушения прав человека в Китае [Eichensehr K. 2021], и отношения между США
и КНР вступили в период спада. Но реальность экономических данных показы-
вает, что, несмотря на усилия США отделиться от КНР в секторе высоких техно-
логий, американо-китайские экономические связи остаются прочными [8].
С точки зрения Японии, общий объём торговли между КНР и Японией пре-
вышал 300 млрд долл. три года подряд, в 2018-2020 гг.; объём импортно-
экспортной торговли между ними достиг 317,538 млрд долл. в 2020 г., увеличив-
шись на 0,8% по сравнению с предыдущим годом. КНР импортирует из Японии
товаров на 174,874 млрд долл., что на 1,8% больше, чем год назад [9]. Учитывая
взаимодополняемость экономик Китая и Японии и их плотные сети поставок,
растущий спрос на китайский экспорт может также означать потенциальную
выгоду для японских компаний [Shogo Suzuki. 2021].
Что касается Индии, то с её точки зрения, сотрудничество в области без-
опасности и в военной сфере, а также экономическое и торговое сотрудничество
с КНР продвигается вперед. Растущая двусторонняя торговля между ними при-
вела к тому, что к 2020 г. КНР заменила США в качестве крупнейшего торгового
партнёра Индии [10]. Огромный рынок, насчитывающий почти 3 млрд человек
в обеих странах, является не только основой для их прочных экономических и
торговых отношений, но и станет источником динамизма для роста мировой
экономики. Но в то же время очевидно, что растущая роль Индии в экономике
является одной из главных причин, побудивших страны Четвёрки разработать
концепцию Индо-Тихоокеанского региона.
Экономическая зависимость Австралии от КНР остаётся в целом очевидной.
В то время, когда отношения между Пекином и Канберрой находятся на низком
уровне, КНР являлась крупнейшим торговым партнёром Австралии в первой
половине 2021 г. [11]. Торговля товарами между ними, несомненно, важна для
обеих стран, но более важна для Австралии, потому что Китай является круп-
ным экспортным рынком и источником импорта для этой страны. В то же время
Австралия остаётся для Китая важным источником ресурсов и сырьевых товаров,
таких как железная руда [11].
ВЫЗОВЫ КОНЦЕПЦИИ ИТР ДЛЯ КНР
1. Стратегическое давление на периферию КНР усилится. В более широком Ин-
до-Тихоокеанском регионе, с одной стороны, периферийные риски КНР могут
быть осложнены вовлечением большего числа стран (регионов), таких как Ин-
дия и Австралия, в Южно-Китайское море. С другой стороны, существуют до-
полнительные геополитические риски со стороны Южной Азии. И КНР, и Ин-
дия являются развивающимися странами, и хотя они сотрудничают в рамках
20
У Яньбинь. Новая Индо-Тихоокеанская стратегия США: вызовы для КНР
Wu Yanbin. The New Indo-Pacific Strategy of the USA: Challenges for China
таких механизмов, как БРИКС и ШОС, между нами как геополитическими сосе-
дями существуют конкуренция и конфликты. Так, в Пекине считают, что Индия
как одна из крупнейших держав в Индо-Тихоокеанском регионе, будет защи-
щать Южную Азию от проекции китайской мощи, а кроме того, частые вспыш-
ки конфликтов в приграничных районах будут продолжать осложнять отноше-
ния между двумя странами. В то же время, Индо-Тихоокеанская стратегия США
становится синонимом блоковой политики и может положить начало гонке во-
оружений в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Настоящая цель ИТС-2022 - создание своего рода НАТО в ИТР и сохранение
гегемонистской системы под главенством США [12]. В этом случае КНР будет
испытывать стратегическое давление как с юго-востока, так и с юго-запада, по-
этому стратегическое давление усилится и на соседей КНР.
2. Ограничение развития китайской программы «Один пояс - один путь». США
пытаются собрать коалицию для сдерживания КНР в целом, и особенно в реали-
зации его инициативы «Один пояс - один путь» [Торкунов А. 2019]. И здесь аме-
риканская Индо-Тихоокеанская стратегия является важным средством для сдер-
живания развития этой инициативы в рамках концепции ИТР. Как Индо-
Тихоокеанская стратегия США, так и китайская инициатива имеют различные
геополитические характеристики, но обе оказывают реформирующее воздей-
ствие на геополитическую структуру региона. Китайская инициатива уделяет
больше внимания инвестициям в инфраструктуру, развитию экономики и тор-
говли, в то время как американская стратегия больше сосредоточена на безопас-
ности. Диалог по безопасности Четвёрки - это механизм сотрудничества в обла-
сти безопасности в Тихоокеанском и Индийском регионах, основной целью ко-
торого является ограничение морской мощи КНР.
В рамках инициативы «Один пояс - один путь» есть два основных проекта,
которые непосредственно затрагивают регион Индийского океана: экономиче-
ский коридор Бангладеш - Китай - Индия - Мьянма и экономический коридор
Китай - Пакистан. Но эти проекты были отвергнуты Индией и оспорены запад-
ными странами, в том числе США, рассматривающими проект «Один пояс -
один путь» как геопространственное расширение китайской власти и стремле-
ние к региональной гегемонии. ИТС-2022 противопоставляет логику экономиче-
ского развития инициативы Китая логике традиционной безопасности и рас-
сматривает её как инструмент или средство для расширения КНР на суше и на
море. Именно поэтому стратегия Байдена фокусируется на военной сфере и
сфере безопасности - чтобы помешать процессу реализации программы «Один
пояс - один путь» в политическом плане, тем самым создавая ограничения для
этой китайской инициативы. Однако исходя из нынешней реальности, посколь-
ку в ИТС-2022 отсутствует конструкция и цели экономической сферы, её воздей-
ствие на китайскую программу весьма ограничено. Хотя администрация
Дж. Байдена уделила больше внимания экономическому сектору, в частности
начала работу над созданием Индо-Тихоокеанской экономической структуры
21
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 7: 16-26
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
[13], но этой структуре не хватает конкретного содержания и широких намере-
ний многостороннего сотрудничества. Так, США отказываются участвовать в
региональных внешнеторговых соглашениях, таких как Всеобъемлющее и про-
грессивное соглашение о Транстихооканском партнёрстве (Comprehensive and Pro-
gressive Agreement for Trans-Pacific Partnership, СРТРР)
[14], поэтому Индо-
Тихоокеанской экономической структуре трудно привлечь интерес большин-
ства стран ИТР.
Что касается инициативы Дж. Байдена по созданию партнёрства «Воссоздать
лучший мир» (Build Back Better World, ВЗW) [15], то она также не может заменить
инициативу «Один пояс - один путь», поскольку, во-первых, этому инфраструк-
турному партнёрству не хватает механизма координации и, во-вторых, большая
часть инвестиций в B3W в настоящее время поступает из частного сектора, кото-
рый обычно не очень охотно участвует в крупных инфраструктурных проектах,
а в B3W отсутствуют стимулы для привлечения крупного частного капитала.
3. Концепция ИТР увеличивает геополитические риски и военные конфликты в
Тайваньском проливе. Тайвань - это крупнейший внутренний вопрос, который
КНР необходимо решить, а регион Тайваня находится в центре концепции ИТР
под главенством США. Изменение геостратегических представлений и смена
стратегических приоритетов Вашингтона также повысили стратегическую цен-
ность Тайваня, что, несомненно, усложнило решение тайваньского вопроса для
материкового Китая. Общая проамериканская позиция политической иерархии
на Тайване и наличие сильных идеологических проблем привели к отсутствию
общения и взаимодействия между Тайванем и материковым Китаем в сфере по-
литики и безопасности, особенно с 2016 г. Начиная с всеобщих выборов 2016 г.,
по итогам которых президентом стала представитель ДПП Цай Инвэнь, можно
наблюдать постепенный упадок политических сил, нацеленных на взаимодей-
ствие с материком [Кашин В. 2021].
Но существует также типичная дихотомия в сфере экономики и безопасности
между Тайванем и материковым Китаем: в экономической сфере Тайвань тесно
связан с материковым Китаем [16], а в сфере безопасности он сильно зависит от
США в плане защиты. Уже с 2018 г. наблюдается рывок в развитии сотрудниче-
ства Тайваня и США в сфере обороны и безопасности. Выросла интенсивность
двустороннего военно-технического сотрудничества — в 2020 г. стоимость кон-
трактов между Вашингтоном и Тайбэем превысила 5,2 млрд долл. [Кашин В. 2021].
Хотя время всегда благоприятствовало материковому Китаю в вопросе воссо-
единения, политический консенсус и взаимное доверие общественного мнения
между двумя сторонами Тайваньского пролива постепенно утрачиваются. По-
литическое участие США и стран Четвёрки в данном вопросе, несомненно,
усложнило проблему и политическую конфронтацию между двумя сторонами.
Это также привело к тому, что вероятность военного объединения Тайваньского
региона с материком увеличивается, а вероятность мирного объединения
уменьшается. Очевидно, что новая Индо-Тихоокеанская стратегия США пресле-
22
У Яньбинь. Новая Индо-Тихоокеанская стратегия США: вызовы для КНР
Wu Yanbin. The New Indo-Pacific Strategy of the USA: Challenges for China
дует цель вовлечь КНР в войну, одновременно увеличивая геополитические
риски и военные конфликты в Тайваньском проливе.
Как представляется, при реализации концепции ИТР структура геополити-
ческого соперничества в Северо-Восточной Азии будет ещё больше усиливаться,
создавая дополнительные вызовы для внутренних проблем и внешнего развития
КНР, а способ оказания китайского влияния в регионе станет для КНР одним из
главных стратегических вопросов в будущем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Согласно концепции «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского регио-
на», регион находится в стадии строительства под руководством США, и в нём
ещё много противоречий и неопределённостей. Однако при реализации страте-
гии, как считают в Вашингтоне, не следует игнорировать и геополитическую кон-
цепцию ИТР. Это можно увидеть в изменении геостратегической концепции
США и смещении стратегического фокуса, а также в стратегических ожиданиях и
автономном выборе стран Четвёрки. ИТС-2022 подчёркивает идеологический ми-
ни-мультилатерализм и уменьшает независимость геополитической структуры
Большой Восточной Азии. Эти изменения добавили более сложные факторы в
геополитику Северо-Восточной Азии, усилили дихотомичность политической
модели стран региона и привели к новым стратегическим давлениям и геоэколо-
гическим вызовам для КНР. Одним словом, коллективное продвижение геополи-
тической концепции ИТР Четвёркой окажет влияние на существующую регио-
нальную политическую систему: продолжат появляться негативные элементы в
отношениях между крупными державами, будут затронуты старые механизмы
региональной политики, экономики и сотрудничества, а концепция суши, моря и
воздуха в геополитике будет вынуждена измениться. Но пока неявно, даст ли
ИТС-2022 тот эффект, на который рассчитывает администрация Дж. Байдена.
ИСТОЧНИКИ
1. Advancing the Rebalance to Asia and the Pacific. White House. November 16,
2015.
Available
at:
https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-
office/2015/11/16/fact-sheet-advancing-rebalance-asia-and-pacific
(accessed
30.10.2021).
2. Indo-Pacific Strategy Report: Preparedness, Partnerships, and Promoting a
Networked Region. U.S. Department of Defense. July
01,
2019. Available at:
https://media.defense.gov/2019/Jul/01/2002152311/-1/-1/1/Department-Of-
Defense-Indo-Pacific-Strategy-Report-2019.Pdf (accessed 28.09.2021).
3. A free and open Indo-Pacific: Advancing a Shared Vision. U.S. Department of
state.
04.11.2019.
Available
at:
https://www.state.gov/wp-
content/uploads/2019/11/Free-and-Open-Indo-Pacific-4Nov2019.pdf
(accessed
14.09.2021).
23
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 7: 16-26
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
4. Indo-Pacific Strategy of the United States. White House. 11.02.2022. Available at:
https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/02/U.S.-Indo-Pacific
Strategy.pdf (accessed: 01.03.2022).
5. The Trump administration and the Free and Open Indo-Pacific. Brookings.
05.2020.
Available
at:
https://www.brookings.edu/research/the-trump-
administration-and-the-free-and-open-indo-pacific/ (accessed 01.10.2021).
6. Joint Statement from Quad Leaders. White House. 24.12.2021. Available at:
https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/09/24/joint-
statement-from-quad-leaders/ (accessed 15.01.2022).
7. Joint Leaders Statement on AUKUS. White House. 15.12.2021. Available at:
https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/09/15/joint-
leaders-statement-on-aukus/ (accessed 15.01.2022).
8. 从经贸科技动向看中美合作发展大势 [Развитие китайско-американского со-
трудничества с точки зрения экономических, торговых и технологических тен-
денций]. .
21.09.2021. Available at: http://www.news.cn/world/2021-
09/21/c_1127885876.htm (accessed 18.10.2021).
9. 中日贸易稳定增长 [Китайско-японская торговля неуклонно растёт]. 人民日
. 09.02.2021. Available at: https://wap.peopleapp.com/article/6132494/6039876
(accessed 30.10.2021).
10.海关总署发布数据中印贸易今年前 5 个月同比大增 70%增速在主要国家中列
[Главное таможенное управление опубликовало данные: китайско-индийская
торговля выросла на 70% в годовом исчислении за первые пять месяцев этого
года, заняв первое место среди крупных стран по темпам роста]. 环球时报-环球网
07.06.2021. Available at: https://world.huanqiu.com/article/43RRxAAwYd6 ac-
cessed 05.11.2021).
11.中澳关系低谷下澳大利亚上半年对华出口额五连升但非矿产品出口降 1/4
[Экспорт Австралии в Китай в первом полугодии вырос "пятый год подряд", но
неминеральный экспорт снизился на 1/4 на фоне спада в отношениях между
Китаем и Австралией].
21
. 07.07.2021. Available at:
https://m.21jingji.com/article/20210707/herald/1b2410c95d488f010abb13893d58dda
b.html (accessed 05.10.2021).
12.王毅印太战略是企图搞印太版北约” [Ван И: Индо-Тихоокеанская стра-
тегия - это попытка создать Индо-Тихоокеанскую версию НАТО]. 中华人民共和
07.03.2022.
Available
at:
https://www.fmprc.gov.cn/wjbzhd/202203/t20220307_10648866.shtml
(accessed
15.03.2022).
13. U.S. aims to launch new Indo-Pacific framework as early as May. Nikkei Asia.
08.04.2022.
Available
at:
https://asia.nikkei.com/Politics/International-
relations/Indo-Pacific/U.S.-aims-to-launch-new-Indo-Pacific-framework-as-early-as-
May (accessed 10.04.2022).
14. Raimondo: U.S. won't join CPTPP but will seek new framework. Nikkei Asia.
16.11.2021. Available at: https://asia.nikkei.com/Economy/Trade/U.S.-won-t-join-
CPTPP-but-will-seek-new-framework-Raimondo (accessed 31.03.2022).
24
У Яньбинь. Новая Индо-Тихоокеанская стратегия США: вызовы для КНР
Wu Yanbin. The New Indo-Pacific Strategy of the USA: Challenges for China
15. President Biden and G7 Leaders Launch Build Back Better World
(B3W) Partnership.
White
House.
12.06.2021.
Available
at:
https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/06/12/fact-
sheet-president-biden-and-g7-leaders-launch-build-back-better-world-b3w-
partnership/ (accessed 30.03.2022).
16. 2020 1-12 月大陆与台湾经贸交流概况 [Обзор экономических и торговых
обменов между материком и Тайванем с января по декабрь 2020 г.]. 中华人民共和
19.03.2021.
Available
at:
http://www.mofcom.gov.cn/article/tongjiziliao/sjtj/dlyutwjm/202103/20210303045
581.shtml (accessed 05.11.2021).
17. Совместное Заявление РФ и КНР о международных отношениях, вступа-
ющих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии, от 4.02.2022. Available
at: https://kremlin.ru/Supplement/5770.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Кашин В. 2021. Тайваньская проблема: военно-политические аспекты и по-
следствия для российско-китайского военно-технического сотрудничества.
Центр
анализа
стратегий
и
технологий.
Available
at:
http://cast.ru/products/articles/tayvanskaya-problema-voenno-politicheskie-
aspekty-i-posledstviya-dlya-rossiysko-kitayskogo-voenno-
te.html?sphrase_id=18713116 (accessed 08.04.2022)
Торкунов А.
2019. Стратегия администрации Трампа в Азиатско-
Тихоокеанском регионе. Мировая экономика и международные отношения, No.6. C.
25-37. DOI: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2019-63-6-25-37 (accessed 28.09.2021).
REFERENCES
Eichensehr, K. 2021. Вiden Administration Imposes Sanctions and Seeks to Ce-
ment Alliances to Counter China and Russia. American Journal of International Law.
No.115. P.536-545.
Howe, B. 2021. Challenges to and Opportunities for International Organisation in
East
Asia.
Global
Society.
Vol.
35.
No.
4.
P.501-521.
DOI:
https://doi.org/10.1080/13600826.2021.1942800 (accessed 05.10.2021).
Jung Sung Chul, Lee Jaehyon and Lee Ji-Yong. 2021. The Indo-Pacific Strategy and
US Alliance Network Expandability: Asian Middle Powers’ Positions on Sino-US Geo-
strategic Competition in Indo-Pacific Region. Journal of Contemporary China. 2021.
Vol.30. No.127. P.53-68. DOI: https://doi.org/10.1080/10670564.2020.1766909 (ac-
cessed: 28.08.2021).
Ikenberry, J., Nathan, A., Thornton, S., Sun Zhe and Mearsheimer, J. 2022. A Rival
of America’s Making? The Debate Over Washington’s China Strategy. Foreign Affairs.
Available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/china/2022-02-11 (accessed
05.04.2022).
25
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 7: 16-26
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Yoon Suk-yeol. South Korea Needs to Step Up: The Country’s Next President on His For-
eign Policy Vision. Foreign Affairs.
February
8,
2022.
Available at:
https://www.foreignaffairs.com/articles/south-korea/2022-02-08/south-korea-needs-
step(accessed 05.04.2022).
Wei Zongyou. 2021. New Development, Trend & Impact Assessment of the U.S.
Indo-Pacific Strategy (in Chin). People’s Forum - Academic Frontiers. No.5, p. 92-100.
DOI: 10.16619/j.cnki/rmlt xsqy.2020.30.18 (accessed 05.04.2022).
Kashin, V. 2021. Taiwanskaia problema: voenno-politicheskie aspekty i posledstvi-
ia dlia rossiisko-kitaiskogo voenno-tekhnicheskogo sotrudnichestva [The Taiwan
Problem: Military and Political Aspects and Implications for Russian-Chinese Military
and Technical Cooperation] (In Russ.). Tsentr analiza strategiy i tekhnologiy. Available at:
http://cast.ru/products/articles/tayvanskaya-problema-voenno-politicheskie-
aspekty-i-posledstviya-dlya-rossiysko-kitayskogo-voenno-
te.html?sphrase_id=18713116 (accessed 08.04.2022).
Shen Wei, Hu Yaohui .2022. U.S. Minilateralism and Its Remolding of the Global
Trade System. International Forum, No.
1, р.3-24. DOI:
10.13549/j.cnki.cn11-
3959/d.2022.01.001 (accessed: 05.04.2022). (In Chin).
Shogo Suzuk. 2021. Economic statecraft, interdependence, and Sino-Japanese ‘ri-
valry’.
The
Pacific
Review.
30.06.2021.
DOI:
https://doi.org/10.1080/09512748.2021.1941209. (accessed 28.10.2021)
Torkunov, A. 2019. Strategiia administratsii Trampa v Aziatsko-Tikhookeanskom
regione [Strategy of the Trump administration on Asian-Pacific] (In Russ.). Mirovaya
ekonomika
i
mezhdunarodnye
otnosheniya.
No.6.
C.
25-37.
DOI:
https://doi.org/10.20542/0131-2227-2019-63-6-25-37 (accessed 28.09.2021).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
У Яньбинь, аспирант факультета ми-
WU Yanbin, Post-graduate student, De-
ровой политики Московского государ-
partment of World Politics. Lomonosov
ственного университета имени М.В.
Moscow State University.
Ломоносова.
1, Leninskiye Gory, Moscow, 119991,
Российская Федерация 119991, Москва,
Russian Federation
Ленинские горы, 1
Статья поступила в редакцию / Received 26.04.2022.
Поступила после рецензирования / Revised 11.05.2022.
Статья принята к публикации / Accepted 13.05.2022.
26