Гегелашвили Н.А. Политика США в отношении Турции в контексте украинского кризиса
Gegelashvili, N.A. The U.S. Policy towards Turkey in the Context of the Ukrainian Crisis
УДК 140, 130
DOI: 10.31857/S2686673022070033
EDN: GSCTUE
Политика США в отношении Турции
в контексте украинского кризиса
Н.А. Гегелашвили
Институт США и Канады Российской академии наук (ИСКРАН).
Российская Федерация, 121069, Москва, Хлебный переулок, д. 2/3.
Scopus Author ID: 57215842480
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2564-0031
e-mail: ngegel@hotmail.com
Резюме: В статье выявлены приоритеты Вашингтона при реализации его политики в
отношении Турции в контексте украинского кризиса. Даётся анализ подходов США к
Турции в свете событий на Украине, определены причины повышенного интереса к этой
стране со стороны как США, так и Турции.
В последние два десятилетия Турция обрела свою внешнеполитическую независи-
мость, что позволило ей заявить о себе как о лидирующей стране в Евразии. Новая рас-
становка сил на международной арене, связанная в немалой степени с ослаблением по-
зиций США, способствовала поиску Турцией новых союзников на постсоветском про-
странстве с целью укрепления своего влияния как в этом ареале, так и во всём мире. Од-
ним из таких союзников Турции стала Украина, роль и значение которой возрастают
день ото дня в условиях, когда итог «битвы» за Украину, в которую вовлечены Россия -
с одной стороны, и коллективный Запад - с другой, призван определить последующий
расклад сил ключевых игроков на международной арене.
В условиях острейшей конкуренции за мировое влияние Украина становится од-
ной из приоритетных постсоветских стран как для США, так и для Турции, способ-
ных обеспечить столь желаемый доступ к Чёрному морю, значение которого в со-
временных реалиях стало возрастать в геометрической прогрессии, а также выстраи-
вание там подходящей логистики, призванной создать прочную смычку между Евро-
пой и Азией.
Стремление Турции стать одной из ключевых держав мира будет зависеть не только
от реализации амбициозной политики Анкары на Украине, но и от позиции США, кото-
рая может быть скорректирована в условиях стремительно растущей самостоятельности
Турции.
Ключевые слова: политика США, Турция, Украина, Черноморский регион, энерго-
безопасность
Для цитирования: Гегелашвили Н.А. Политика США в отношении Турции в кон-
тексте украинского кризиса. США & Канада: экономика, политика, культура. 2022;
52(7): 27-36.
DOI: 10.31857/S2686673022070033
EDN: GSCTUE
The U.S. Policy towards Turkey in the Context
of the Ukrainian Crisis
Nana A. Gegelashvili
27
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 7: 27-36
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Institute for the U.S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences.
2/3, Khlebny pereulok, Moscow, 121069, Russian Federation.
Scopus Author ID: 57215842480
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2564-0031 e-mail: ngegel@hotmail.com
Abstract: The article identifies Washington's priorities in the process of implementing its
policy towards Turkey in the context of the Ukrainian crisis. It analyzes the ways and means
for the increased interest in Ukraine coming from both the United States and Turkey.
In the last two decades, Turkey has gained its foreign policy independence, allowing to as-
sert itself as a leading country in Eurasia. A new political alignment on the international arena,
caused by the current weakening of the US positions, contributed to Turkish search for new
allies on the post-Soviet space in order to strengthen its influence both in this area and
throughout the world.
Thus, Ukraine which has become of great importance both for Western countries in general
and the United States in particular turned into one of these allies. In the situation of the severe
competition for global influence Ukraine has become one of the key priorities of the post-Soviet
countries for both the United States and Turkey, capable of providing desirable access to the
Black Sea with its importance growing from day to day in the current situation and building suit-
able logistics there in order to establish a closer link for connecting Europe with Asia.
Meanwhile, Turkey's intention to become one of the world's key powers will depend not
only on the implementation of Ankara's ambitious policy in Ukraine, but also on the US posi-
tion, which can be adjusted in the face of Turkey's rapidly growing independence.
Keywords: U.S. policy, Turkey, Ukraine, Black Sea region, energy security
For citation: Gegelashvili N.A. U.S. Policy towards Turkey in the Context of the Ukraini-
an Crisis. USA & Canada: Economics, Politics, Culture. 2022; 52(7): 27-36.
DOI: 10.31857/S2686673022070033
EDN: GSCTUE
ВВЕДЕНИЕ
Турция имеет огромное значение в региональной стратегии США. Анкара
является членом НАТО, представляющим южный фланг альянса, а её армия за-
нимает второе место по численности в нём.
Центральный фокус американо-турецких отношений в целом направлен на
сотрудничество в области обороны под эгидой НАТО. Это, прежде всего, сов-
местные действия на Балканах, Ближнем Востоке и в Афганистане. Согласно
Конвенции Монтрё о статусе проливов 1936 г., Турция контролирует проливы
Босфор и Дарданеллы, соединяющие Чёрное и Средиземное моря, а её благо-
приятное геостратегическое положение максимально обеспечивает ей все воз-
можности для размещения там американского и натовского вооружения.
На военной авиационной базе Инджирлик, находящейся в южной части стра-
ны, дислоцируется на постоянной основе 39-е авиационное крыло ВВС США. По
соглашению, заключённому между Турцией и США в конце 2014 г., для поддерж-
ки операций коалиции против группировки ИГИЛ в Сирии здесь были размеще-
ны американские боевые беспилотные летательные аппараты (БПЛА). К тому же
преобразование воздушного командования НАТО в наземный военный штаб в
Измире повысили стратегическое значение Турции для альянса.
28
Гегелашвили Н.А. Политика США в отношении Турции в контексте украинского кризиса
Gegelashvili, N.A. The U.S. Policy towards Turkey in the Context of the Ukrainian Crisis
Несмотря на разногласия, имеющиеся в подходах обеих стран к Ирану, Пале-
стине и Сирии, отношения с Турцией остаются приоритетными для Вашингтона
в регионе. Мощный экономический рост, характерный для этой страны за по-
следние десятилетия, способствовал радикальному пересмотру её внешнеполити-
ческих приоритетов и дал ей шанс на обретение внешнеполитической независи-
мости - сегодня Турция заявила о себе как о лидирующей стране в Евразии.
Главными внешнеполитическими приоритетами Анкары становятся сосед-
ствующие с ней страны Большого Ближнего Востока, куда входят Закавказье и
Центральная Азия - регионы, со странами которых Турция начинает по-новому
выстраивать свои отношения. Это позволило Анкаре взять курс на некоторое
дистанцирование от Вашингтона в стремлении перейти к ситуационному под-
ходу по разным конкретным вопросам.
ПОЗИЦИЯ США В ОТНОШЕНИИ ТУРЦИИ
События, развернувшиеся в ноябре 2020 г. в Нагорном Карабахе, и пути ре-
шения сложнейшего этнополитического конфликта в Закавказье военным пу-
тём, где Анкара сыграла ключевую роль, способствовали усилению позиций
Турции в регионе в качестве одного из лидирующих игроков, способных опре-
делять будущий вектор региональной безопасности. Это открыло ей более ши-
рокие возможности для наращивания как политического, так и экономического
влияния на черноморском направлении. Вот почему в контексте новой расста-
новки сил на международной арене, определяемой ходом текущих событий в
мире, Турция занялась поиском новых союзников на постсоветском простран-
стве с целью укрепления своего влияния как в этом ареале, так и во всём мире.
Выбор Турцией такой постсоветской страны, как Украина, отнюдь не случа-
ен. Именно с помощью Украины, имеющей критическое значение для Запада,
Турция может распространять своё влияние не только на тюркские регионы
постсоветского пространства, но и на остальные постсоветские страны, стремя-
щиеся к интеграции в евроатлантические структуры - Евросоюз и НАТО, ак-
тивно развивая экономические и торговые связи с ними, что не может не сказы-
ваться на усилении её позиций в этом ареале и потому находиться под при-
стальным вниманием Вашингтона.
Помимо этого, представляется, что основная задача Анкары заключается в
обеспечении некоторой отдалённости Украины от США с тем, чтобы перевести
её в формат региональных инициатив, а если это удастся, то шансы Турции зна-
чительно повысятся и, таким образом, Анкара из региональной державы сможет
стать одним из ключевых акторов международного значения. Об этом наглядно
свидетельствуют и геополитический проект «3+3» (Турция, Россия, Иран, Азер-
байджан, Армения и Грузия) в Закавказье, выдвинутый президентом Турции
Реджепом Тайипом Эрдоганом, и посреднические мирные инициативы Анкары
на балканском направлении, где просматривается заметное влияние США и Ев-
ропы, не предполагающие участия в них западных партнёров, что подтверждает
усиление позиций Анкары на глобальной шахматной доске.
29
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 7: 27-36
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Пытаясь взять на себя роль посредника по украинскому вопросу, Турция
рассчитывает, с одной стороны, на повышение своего статуса в мире, а с дру-
гой - на отход в разумных пределах от США с тем, чтобы продемонстрировать
определённую самостоятельность своей внешней политики.
Не прошло и четырёх месяцев после победы В. Зеленского на президентских
выборах, как глава украинского государства в августе 2019 г. прибыл в Анкару.
А уже в феврале 2020 г. Киев посетил президент Р.Т. Эрдоган, что послужило
началу высокой интенсивности двусторонних контактов вплоть до сегодняшнего
дня.
Пока ещё неизвестно, увенчаются ли успехом активно предпринимаемые
Турцией попытки урегулировать этот сложнейший конфликт, однако ясно од-
но - намерения Анкары в этом направлении крайне серьёзны, и в случае
успешного посредничества Турция может повысить свой авторитет и самостоя-
тельность как в отношениях с НАТО, так и с самими США. Главная же цель Ан-
кары - стать влиятельным игроком, без участия которого принятие важных ре-
шений будет просто невозможно. Это, в первую очередь, касается граничащих с
ней регионов - Большого Ближнего Востока и Центральной Азии.
В условиях сокращения поставок энергоносителей из Ирана, а также ухуд-
шающихся отношений с США, возникновение внутреннего энергетического
кризиса, способствующего резкому повышению цен на газ, крайне нежелатель-
но для Анкары, особенно с учётом предстоящих выборов в стране, которые
должны состояться 18 июня 2023 года.
К тому же в последние годы между Турцией и Украиной особенно активно
осуществляется сотрудничество в военной сфере [1]. Это обусловлено, прежде
всего, острой нехваткой вооружений для украинской армии, равно как и расту-
щей потребностью Анкары развивать собственные военные технологии, необхо-
димые для обретения ею большей самостоятельности в вопросах безопасности с
учётом её далеко не простых отношений с Вашингтоном. К тому же сегодня
Турция обеспокоена и поиском рынков сбыта для своей военной техники.
В свою очередь, и Украина, в отсутствие конкретных перспектив получения
членства в НАТО, всячески приветствует такое сближение [2].
Таким образом, ключевой посыл турецкого лидера, похоже, заключается в по-
лучении признания со стороны партнёров того факта, что без участия Анкары
урегулирование сложнейших конфликтов может стать весьма проблематичным.
Вот почему в последнее время Вашингтон крайне раздражён чрезмерной са-
мостоятельностью Турции, обусловленной заявкой Анкары как на достижение
региональной стабильности, так и на расширение и укрепление экономических
связей в регионе, способных превратить страну в крупнейший энергетический и
транспортный хаб между Европой и Азией и обеспечить ей преобладающее по-
ложение во всех ключевых вопросах современной политики.
Раздражение Вашингтона вызвано и покупкой в июле 2019 г. Анкарой у
Москвы зенитных ракетных комплексов С-400. В ответ на это США исключили
Турцию из программы производства истребителей F-35 и запретили их поставки
30
Гегелашвили Н.А. Политика США в отношении Турции в контексте украинского кризиса
Gegelashvili, N.A. The U.S. Policy towards Turkey in the Context of the Ukrainian Crisis
Анкаре, ввели санкции в отношении Управления оборонной промышленности
Турции, его руководителя Исмаила Демира и ещё трёх граждан республики -
Мустафы Альпера Дениза, Серхата Генчоглу и Фарука Йигита - в рамках закона
«О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA) и
предостерегли Анкару от дальнейших закупок вооружений у России. Согласно
заявлению бывшего государственного секретаря США Майкла Помпео, озву-
ченного им 14 декабря 2020 г., эти санкции представляют собой «чёткий сигнал»
о том, что США будут «в полной мере применять закон» и «не потерпят значи-
тельных сделок с российскими оборонным и разведывательным секторами» [3].
Это не помешало турецкому лидеру заявить, что Анкара планирует закупить у
Москвы дополнительно системы С-400, а «в будущем никто не сможет вмеши-
ваться в то, какие оборонительные системы Турция приобретает» [4].
Однако лакмусовой бумажкой, способной выявить реальное отношение Ва-
шингтона к Анкаре в настоящее время, может стать его согласие на продажу
Турции крупной партии истребителей F-16, которые она хочет купить у США с
целью модернизации своих ВВС, общей стоимостью в миллиарды долларов [5].
На данном этапе между двумя странами ведутся переговоры по продаже Ан-
каре этих истребителей, а сам контракт находится в процессе принятия реше-
ния Министерством обороны США, однако не исключено, что его может забло-
кировать Конгресс. Согласно информации, поступившей от Армянского нацио-
нального комитета Америки (ANCA), сегодня 50 американских конгрессменов, а
также сопредседатели армянской и греческой фракций в Конгрессе - Фрэнк
Паллоне (демократ, штат Нью-Джерси) и Гас Билиракис (республиканец, штат
Флорида) продолжают оказывать серьёзное давление на Государственный де-
партамент и Министерство обороны США с целью заблокировать продажу аме-
риканских истребителей нового поколения F-16 для «враждебного режима пре-
зидента Турции Эрдогана» [6].
27 марта 2022 г. состоялись переговоры делегаций Турции и США по вопро-
су поставок истребителей F-16. Анкара призвала американскую администрацию
не позволять Конгрессу использовать вопрос с российскими С-400 в качестве
предлога для отказа в истребителях. Согласно заявлению, сделанному мини-
стром национальной обороны страны Хулуси Акаром, переговоры прошли
«очень конструктивно, но это долгий процесс, и Турция надеется на положи-
тельный результат… Есть некоторые процедуры. Обе стороны должны работать
над этим. Анкаре также нужно работать и с Конгрессом США: в настоящее вре-
мя Госдепартамент лоббирует данный вопрос, убеждая конгрессменов, что
сделка "служит интересам Вашингтона"» [7].
Тем не менее, высока вероятность того, что Вашингтон всё-таки одобрит сдел-
ку на продажу своих истребителей Турции. С одной стороны, это может быть обу-
словлено осознанием Вашингтоном того факта, что сегодня Анкара способна
обеспечить некоторую дистанцированность постсоветских стран от России до
определённого предела без ущемления американских интересов в этом ареале.
С другой стороны, с учётом растущего за последние два десятилетия значения
31
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 7: 27-36
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Черноморского региона для США и НАТО, оборонного потенциала самой Тур-
ции, а также имеющихся у неё мощных рычагов для оказания давления на черно-
морские страны через реализацию принципов доктрины Монтрё, есть вероят-
ность того, что Турция может действовать в Черноморском регионе самостоятель-
но, без оглядки на действия Запада, особенно в условиях нынешнего ослабления
позиций США в мире, что позволит ей стать одной из ключевых держав.
К тому же контракт на поставку американских истребителей нового поколе-
ния F-16 выгоден и самому американскому военно-промышленному комплек-
су - похоже, что Вашингтон, невзирая на недовольство многими аспектами по-
литики Турции, будет и дальше удерживать Анкару в своей орбите, что отчасти
призвано сузить её сотрудничество с Россией. В условиях снижения боеспособ-
ности Европы Турция становится всё более выгодным партнёром для США, спо-
собным в некоторой степени сдерживать Россию, что в целом устраивает Ва-
шингтон, несмотря на игру на противоречиях между РФ и Западом, которую
ведёт Анкара. Это ничуть не сказывается на позиции, которую она занимает в
конфликте между РФ и Украиной, пытаясь проводить многовекторную полити-
ку и быть своего рода мостом между Западом и Россией.
Таким образом, в настоящее время Турция не видит реальных альтернатив
НАТО, а Запад отнюдь не готов вывести из зоны своего влияния страну, геопо-
литическое положение которой позволяет ему контролировать Ближний и
Средний Восток, что позволяет, с большой долей вероятности сделать вывод о
том, что никаких кардинальных перемен в отношениях между Турцией и США
не предвидится. В этом контексте нельзя не согласиться с мнением турецкого
эксперта Айдына Сезера о том, что «пространство для манёвра у Анкары неве-
лико»: с НАТО её «связывает блоковая дисциплина, как бы Эрдоган ни пытался
её периодически нарушать» [8].
Поэтому не случайно Анкара, согласно заявлению, озвученному президен-
том Р.Т. Эрдоганом, «не собирается покидать Североатлантический альянс и не
намерена отказываться ни от членства в НАТО, ни от своих союзников» [9].
ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ США И ТУРЦИЕЙ
В ЧЕРНОМОРСКОМ РЕГИОНЕ
События, развернувшиеся в ноябре 2020 г. в Нагорном Карабахе, способство-
вали усилению позиций Турции в регионе, что предоставило ей огромные воз-
можности для проецирования своего полномасштабного влияния на черномор-
ском направлении. Отсюда значение Черноморского региона становится архи-
важным как для НАТО, так и для самих США.
Задачи, связанные с военным сотрудничеством между США и Турцией в
контексте кризиса на Украине до специальной военной операции, начавшейся
24 февраля 2022 г., предусматривали «восстановление территориальной целост-
ности этого государства и обеспечение ему международной поддержки для от-
ражения вооружённой агрессии, расширение и углубление сотрудничества с
32
Гегелашвили Н.А. Политика США в отношении Турции в контексте украинского кризиса
Gegelashvili, N.A. The U.S. Policy towards Turkey in the Context of the Ukrainian Crisis
НАТО для обеспечения плавного перехода украинской армии на его стандарты,
участие в многонациональных учениях и международных операциях по под-
держанию мира и безопасности, получение международной технической и гу-
манитарной помощи» [10]. Основными же угрозами безопасности альянса в
Черноморском регионе становятся наращивание российской военной мощи,
равно как и её «злонамеренного влияния» [10], наличие замороженных кон-
фликтов, обеспечение энергетической безопасности.
Активные действия военно-воздушных сил НАТО в этом регионе,
проведение многонациональных военно-морских учений, провокационные
действия Североатлантического альянса вблизи российских территориальных
вод свидетельствовали, что руководство НАТО наращивает и будет наращивать
свои военные возможности в регионе, особенно в условиях беспрецедентной
конфронтации между Западом и Россией.
6 мая 2021 г. НАТО было заявлено о начале в регионе учений «Стедфаст де-
фендер-2021» (Steadfast Defender-2021), призванных продемонстрировать тесную
взаимосвязь США и Европы по отработке возможностей, связанных с переброс-
кой вооружённых сил альянса по всей Европе [11].
В учениях приняли участие около 9 000 человек из более чем 20 стран-
союзников и партнёров. Согласно заявлению заместителя начальника штаба
верховного главнокомандования объединённых вооружённых сил НАТО в Ев-
ропе генерал-лейтенанта Бриса Удэ (Brice Houdet), эти учения должны были
«укрепить, обогатить и поддерживать сплочённость альянса, его оперативную
совместимость между вооружёнными силами государств - членов альянса и, ко-
нечно, продемонстрировать трансатлантическую связь между североамерикан-
скими и европейскими странами НАТО» [11].
С 28 июня по 10 июля 2021 г. были проведены манёвры «Си Бриз-2021» (Sea
Breeze-2021), в которых приняли участие 32 боевых корабля, 40 самолётов и 5 000
военнослужащих из 17 государств - членов НАТО, а также партнёров альянса.
Показательно, что эти учения стали крупнейшими с 1997 года.
12 ноября 2021 г. семь военных кораблей ВМС Румынии, США, Турции и
Украины провели учения в международных водах у румынского берега Чёрного
моря. В манёврах приняли участие румынский фрегат «Мэрэшешть», (Mărăşeşti)
американский эсминец «Портер» (Porter), штабной корабль «Маунт Уитни»
(Mount Whitney) и танкер «Джон Ленсел» (John Lenthall), турецкий фрегат «Явуз»
(Yavuz), а также украинские десантный корабль «Юрий Олефиренко» (Yurij
Olefirenko) и патрульный катер «Славянск» (Slavyansk) [12].
Цель учений заключалась в укреплении способности реагирования НАТО в
Чёрном море путём применения стандартных процедур альянса в кризисных
ситуациях и в повышении уровня взаимодействия между ВМС стран-участниц.
Не случайно, согласно заявлению министра обороны США Ллойда Остина, «од-
ним из ключевых компонентов интегрированной стратегии сдерживания явля-
ется тесное сотрудничество с союзниками и партнёрами США по всему миру
посредством совместных наземных, воздушных и морских учений» [13]. Таким
образом, повышенная военная активность НАТО в Черноморском регионе
33
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 7: 27-36
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
наглядно подтверждает тот факт, что значение этого региона становится архи-
важным как для самого альянса, так и для США.
В Соединённых Штатах активно обсуждается вопрос о необходимости ини-
циирования в Чёрном море постоянного морского патрулирования. В частно-
сти, в июне 2021 г. эксперты Института исследований проблем мира (Франк-
фурт) (Peace Research Institute Frankfurt) Матиас Дембински (Matthias Dembinski) и
Каролин Фел (Caroline Fehl) заявили о том, что «США должны занять лидирую-
щие позиции в Североатлантическом союзе в разработке стратегии региональ-
ной безопасности и эффективных способов работы с государствами, имеющими
выход к Чёрному морю. Интерес НАТО к безопасности Чёрного моря возраста-
ет, но общее присутствие военных кораблей альянса в регионе сокращается.
НАТО должна создать черноморское морское патрулирование по образцу
успешной миссии воздушной полиции в странах Балтии, чтобы поддерживать
активное присутствие в соответствии с Конвенцией Монтрё 1936 г.». [Study.
Three Visions for NATO. June 2021. P. 73.]
Тем не менее, уже сегодня турецкие ВМС располагают кораблями различных
классов, в том числе и собственного производства. Всё это даёт возможность Ан-
каре использовать свой оборонный потенциал для проецирования морской мо-
щи и достижения своих целей и интересов. При этом Турция располагает и
мощным дипломатическим рычагом для оказания давления на черноморские
страны через реализацию принципов доктрины Монтрё, изменить которые не-
возможно без учёта турецких интересов.
В этом контексте следует также отметить, что значимость Черноморского ре-
гиона для Турции ещё больше возросла после того, как в 2020 г. она объявила об
обнаружении в своих территориальных водах в Чёрном море крупных запасов
газа (месторождения Сакарья), что может привести к сокращению импорта
энергоресурсов из России, Азербайджана и Ирана. Всё это объективно свиде-
тельствует о том, что Турция в Черноморском регионе может действовать само-
стоятельно, без оглядки на действия западных партнёров. При этом её интересы
в регионе иногда расходятся с интересами НАТО, что не мешает Анкаре кре-
пить свой военно-морской потенциал с альянсом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В контексте новой расстановки сил на международной арене, определяемой
ходом текущих событий в мире, чему в значительной степени способствовали
события на Украине, ставшей одной из приоритетных постсоветских стран как
для США, так и для Турции, наблюдается беспрецедентная активизация поли-
тики Вашингтона и Анкары в отношении этой страны.
На фоне крайне жёсткого противостояния между РФ и Западом кризис на
Украине стал чрезвычайно сложным вызовом для всего мирового сообщества.
Похоже, что намерение Анкары взять на себя роль посредника по украинскому
вопросу в значительной степени было связано с амбициозностью самого турец-
34
Гегелашвили Н.А. Политика США в отношении Турции в контексте украинского кризиса
Gegelashvili, N.A. The U.S. Policy towards Turkey in the Context of the Ukrainian Crisis
кого лидера и его расчётом на то, что в случае даже незначительного успеха на
этом направлении такое положение дел может повысить роль и значение Анка-
ры в мире и, как результат, обеспечить бóльшую самостоятельность её внешне-
политическому курсу.
При этом представляется, что Вашингтон будет с некоторой настороженно-
стью следить за действиями Турции как на Украине, так и на всём постсоветском
пространстве, чтобы Анкара, в случае её возможного сближения с ними, не
смогла ограничить попеременно наблюдающегося интереса к ним со стороны
Вашингтона. Тем не менее, роль и значение Турции для США имеют огромное
значение - Турция была и остаётся ключевым партнёром США в регионе, пред-
ставляющем южный фланг НАТО.
ИСТОЧНИКИ
1. От БПЛА к крылатым ракетам: военное сотрудничество Украины и Тур-
ции набирает обороты. Военное обозрение.
25.01.2020. Available at:
https://topwar.ru/167090-voennoe-sotrudnichestvo-ukrainy-i-turcii-ot-bpla-k-
krylatym-raketam.html (accessed 07.06.2022).
2. Стали известны многомиллионные затраты Украины на турецкие дроны
Bayraktar.
14.11.2021. Life.ru. Available at: https://life.ru/p/1449847 accessed
05.06.2022).
3. Помпео объяснил, почему США ввели санкции против Турции. ТАСС.
14.12.2020. Available at: https://news.rambler.ru/conflicts/45437605-pompeo-
obyasnil-pochemu-ssha-vveli-sanktsii-protiv-turtsii/ (accessed 17.05.2022).
4. Эрдоган заявил, что «никто не может вмешиваться» в вопрос покупки С-
400
Турцией.
Коммерсантъ.
25.09.2021.
Available
at:
https://www.kommersant.ru/doc/5006017/ (accessed 23.04.2022).
5. Эрдоган рассказал о предложении США после отказа от сделки по F-35.
РИА Новости.
17.10.2021. Available at: https://ria.ru/20211017/istrebiteli-
1754928099.html (accessed 29.04.2022).
6. US Representatives tell Biden administration to stop sale of F-16s to Turkey. The
Armenian
Weekly
50+
04.02.2022.
Available
at:
https://armenianweekly.com/2022/02/04/50-us-representatives-tell-biden-
administration-to-stop-sale-of-f-16s-to-turkey// (accessed 27.04.2022).
7. Турция заявила о переговорах с США по поставкам истребителей F-16.
РИА Новости.
16.11.2021. Available at: https://ria.ru/20211116/turtsiya-
1759271659.html (accessed 19.04.2022).
8. Necessary friends: Turkey’s improving relationship with the West. European
Council
on
Foreign
Relations.
07.04.2022.
Available
at:
https://ecfr.eu/article/necessary-friends-turkeys-improving-relationship-with-the-
west/ (accessed 29.04.2022).
9. Эрдоган: Анкара не намерена отказываться от членства в НАТО. Коммер-
сантъ. 31.08.2019. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4079452 (accessed
09.04.2022).
35
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 7: 27-36
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
10. Наталья Печорина, Андрей Фролов. Мнения. Турция для Украины: аль-
тернативы нет? Россия в глобальной политике.
30.11.2021 Available at:
https://globalaffairs.ru/articles/turkey-for-ukraine/ (accessed 05.05.2022).
11. NATO Virtual Media Briefing on Exercise “Steadfast Defender 2021” with
LtGen Brice Houdet, SHAPE Vice Chief of Staff. May 6, 2021. Available at:
https://www.nato.int/cps/ru/natohq/opinions_183466.htm?selectedLocale=en (ac-
cessed 05.03.2022).
12. Учения с участием кораблей Румынии, США, Турции и Украины прошли
в Чёрном море. ТАСС. 12.11.2021. Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-
panora-
ma/12910291?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yand
ex.ru&utm_referrer=yandex.ru (accessed 17.03.22).
13. Joe Gould. Defense News Weekly Pentagon chief stresses security cooperation as
key to stopping Russia’s Black Sea ‘aggression’. Defense News. October 27, 2021. Availa-
ble at: https://www.defensenews.com/global/europe/2021/10/26/pentagon-chief-
stresses-security-cooperation-as-key-to-stopping-russias-black-sea-aggression/
(ac-
cessed 19.04.2022).
REFERENCES
Study. Three Visions for NATO. Mapping National Debates on the Future of the
Atlantic Alliance Matthias Dembinski and Caroline Fehl (eds.). Peace and Security.
June 2021. Friedrich-Ebert-Stiftung | Global and European Politics. Available at:
https://library.fes.de/pdf-files/iez/18013.pdf (accessed 19.04.2022).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
ГЕГЕЛАШВИЛИ Нана Александров-
Nana A. GEGELASHVILI, Candidate of
на, кандидат политических наук, ве-
Sciences (Politics), Leading Researcher,
дущий научный сотрудник Института
Institute for the U.S. and Canadian Stud-
США и Канады Российской академии
ies, Russian Academy of Sciences
наук (ИСКРАН).
(ISKRAN).
Российская Федерация, 121069, Москва,
2/3, Khlebny pereulok, Moscow, 121069,
Хлебный переулок, д. 2/3.
Russian Federation.
Статья поступила в редакцию / Received 3.05.2022.
Поступила после рецензирования / Revised 12.05.2022.
Статья принята к публикации / Accepted 13.05.2022.
36