СПРАВКИ / BACKGROUND MATERIAL
2022; 7: 110-122 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
JEL: M15; O32
УДК 004.9
DOI: 10.31857/S2686673022070094
EDN: GTLHJS
Стратегия США и Канады в области
искусственного интеллекта
Р.С. Выходец
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 7-9
Researcher ID: M-8301-2015
ORCID: 0000-0002-5910-9815
e-mail: marketing812@mail.ru
Резюме. В статье представлен комплексный анализ политики США и Канады в обла-
сти развития и внедрения технологий искусственного интеллекта (ИИ), который вносит
вклад в научные исследования, посвящённые осмыслению международных политических
аспектов современных технологических трендов. Работа, в первую очередь, опирается на
анализ официальных документов, составляющих основу стратегий в области ИИ США и
Канады, а также многочисленных программ, планов развития и стратегий специализиро-
ванных институтов, являющихся субъектами выработки комплексной политики на терри-
тории Североамериканского региона. Выявлены и раскрыты ключевые направления дея-
тельности США и Канады в области ИИ, инструменты и источники финансирования, ор-
ганизационные и координационные механизмы, формы взаимодействия между заинтере-
сованными сторонами, основные подходы к безопасности и надёжности. Существенное
внимание уделено тому, как США и Канада видят развитие технологий ИИ на междуна-
родной арене, прежде всего, при взаимодействии с ОЭСР и глобального партнёрства.
Ключевые слова: искусственный интеллект, стратегия в области ИИ-партнёрства,
США, Канада, кибербезопасность, технологическое лидерство
Для цитирования: Выходец Р.С. Стратегия США и Канады в области искусствен-
ного интеллекта. США & Канада: экономика, политика, культура. 2022; 52 (7): 110-122.
DOI: 10.31857/S2686673022070094
EDN: GTLHJS
The AI Strategy of the USA and Canada
Roman S. Vykhodets
Saint-Petersburg State University
199034, Russia, Saint-Petersburg, Universitetskaya nab, 7-9
Researcher ID: M-8301-2015
ORCID: 0000-0002-5910-9815
e-mail: marketing812@mail.ru
Abstract. The article offers a comprehensive analysis of the policy of the USA and Canada in
the field of development and implementation of artificial intelligence (AI) technologies and con-
tributes to scientific research devoted to understanding the international political aspects of mod-
ern technological trends. The work is primarily based on the analysis of official documents that
form the basis of the USA and Canada AI strategies, as well as numerous programs, development
plans and strategies in the field of AI of specialized institutions that are subjects of the develop-
ment of a comprehensive AI policy in the North American region. The article identifies and re-
110
Выходец Р.С. Стратегия США и Канады в области искусственного интеллекта
Vykhodets, R.S. The AI Strategy of the USA and Canada
veals the key policy directions of the USA and Canada in the field of AI, tools and sources of
funding, organizational and coordination mechanisms, forms of interaction between stakeholders,
the main approaches to ensuring the security and reliability of AI-based systems. Considerable
attention is paid to promoting the vision of the USA and Canada for the development of AI tech-
nologies in the international arena. First of all, the formats of international cooperation within the
framework of the OECD and the Global Partnership in the field of AI are considered. In conclu-
sion, the author cites a number of characteristics that are common to US and Canadian AI Policy.
Keywords: artificial intelligence, AI strategy, USA, Canada, cybersecurity, technological
leadership
For citation: Vykhodets R.S. The AI Strategy of the USA and Canada. USA & Canada:
Economics, Politics, Culture. 2022; 52 (7): 110-122.
DOI: 10.31857/S2686673022070094
EDN: GTLHJS
ВВЕДЕНИЕ
Одним из доминирующих направлений на современном этапе выступают
технологии искусственного интеллекта (ИИ), которые находят применение в
решении широкого круга задач в области здравоохранения, образования, бизне-
са, науки, военной сферы, бытовых вопросов, развлечений.
Лидерство в области высоких технологий сегодня это важнейший приоритет
внутренней и внешней политики многих стран, поскольку оно даёт возмож-
ность занять выгодное положение в международной системе разделения труда,
что в существенной мере определяет экономический и политический потенциал
государства. Как указал в своём докладе на открытии 49-го Давосского экономи-
ческого форума К. Шваб: «Искусственный интеллект, большие данные и воз-
можность создания технологических платформ массового использования начи-
нают определять национальную мощь государств» [Шваб 2019: 79]
США и Канада занимают лидирующие позиции в формировании политики
в сфере стратегического развития, стандартизации и выработки подходов к без-
опасности технологий ИИ на международном уровне, а также в значительной
степени определяют мировую повестку научных исследований и разработок в
этой области. В рейтинге «Индекса готовности правительства ИИ» (Government
AI Readiness Index), включающем политические, инфраструктурные и технологи-
ческие компоненты, США и Канада занимают первую и седьмую строчку соот-
ветственно [1].
Идейным источником формирования целостной национальной политики
США в области ИИ является встреча специалистов по компьютерным наукам со
всей страны в Дартмутском колледже в Нью-Хэмпшире в 1956 г. Там обсуждались
основополагающие теоретические аспекты новой области вычислений под назва-
нием «искусственный интеллект» [McCarthy 2006]. Это, как впоследствии оказа-
лось, историческое событие на долгие годы заложило основу для многочисленных
правительственных и отраслевых исследований, масштабных инвестиций и стра-
тегического планирования, политическим итогом которых явилась Национальная
инициатива США по ИИ (National Artificial Intelligence Initiative), учреждённая зако-
ном, вступившим в силу 1 января 2021 г. [2] Документ предполагает поддержку
111
СПРАВКИ / BACKGROUND MATERIAL
2022; 7: 110-122 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
исследований и разработок, программ обучения и подготовки кадров, содействие
междисциплинарным исследованиям и профильным образовательным програм-
мам, координацию на федеральном уровне межведомственной деятельности, во-
влечение в работу различных заинтересованных сторон, инвестиционную дея-
тельность, создание и поддержку сети междисциплинарных исследовательских
институтов по ИИ, развитие международного сотрудничества со стратегическими
союзниками в области исследований и разработок.
Работы Национальной инициативы организованы по шести основным
направлениям: инновации, продвижение надёжного ИИ, образование и обуче-
ние, инфраструктура, приложения, международное сотрудничество [3].
ИННОВАЦИИ
США занимают ведущие мировые позиции в сфере инноваций в области
ИИ. Многолетние усилия в этом направлении привели к созданию уникальной
и динамичной экосистемы НИОКР, объединяющей сильные стороны прави-
тельства, научных кругов и промышленности. Особое внимание уделяется ин-
новационному государственно-частному партнёрству, которое способствует
эффективному развитию и внедрению технологий ИИ. Соединённые Штаты
входят в число стран, которые определяют мировую повестку исследований и
разработок в сфере ИИ, по некоторым позициям уступая лишь Китаю. Напри-
мер, США занимают 2-е место в рейтинге стран по числу патентов, связанных с
ИИ: США (23,5 тыс.), Китай (103,9 тыс.) [4]. В списке 500 лучших организаций по
количеству патентов в области ИИ США представлены 20 организациями (Ки-
тай - 100 организаций), при этом крупнейшие портфели патентов в области ИИ
принадлежат двум американским компаниям («Ай-би-эм» и «Майкрософт»). [5,
c. 61-63]. Однако арифметическое превосходство в сумме патентов не всегда
тождественно качественному. Некоторые авторы указывают, что китайская си-
стема нацелена именно на патентную деятельность, что во многом объясняет
количественное превосходство КНР в этой сфере [Qiu 2016: 541]. Одним из под-
тверждений этому служит то, что США занимают 1-е место по количеству гло-
бальных компаний ИИ с наибольшими темпами роста - их 30, а в Китае - 14 [6].
В США серьёзную поддержку развитию сети оказывают Национальные иссле-
довательские институты. Так, с 2020 г. Национальный научный фонд (ННФ - NSF)
объявил о пятилетней грантовой программе в размере 360 млн долл. для исследо-
вательских и образовательных институтов в сфере ИИ. Сейчас по всей стране со-
здано 18 таких организаций, получивших от фонда финансовую поддержку [7].
Государственные инвестиции США в технологии ИИ определяются Нацио-
нальным стратегическим планом исследований и разработок в области ИИ, в
котором определены критические области, требующие федеральных инвести-
ций. Действующая редакция документа к таковым относит постоянные долго-
срочные инвестиции в ИИ; эффективные методы сотрудничества человека и
ИИ; понимание и устранение этических, правовых и социальных последствий
технологий ИИ; обеспечение безопасности и защищённости ИИ; разработку
112
Выходец Р.С. Стратегия США и Канады в области искусственного интеллекта
Vykhodets, R.S. The AI Strategy of the USA and Canada
общедоступных наборов данных и сред для обучения и тестирования ИИ; изме-
рение и оценка технологий ИИ с помощью стандартов и контрольных показате-
лей; лучшее понимание национальных потребностей в рабочей силе для иссле-
дований и разработок в области ИИ; расширение государственно-частного
партнёрства для ускорения развития ИИ [8].
В целом в 2022 г. на исследования и разработки в области ИИ, не связанные с
обороной, в федеральном бюджете США запланировано финансирование в
1,7 млрд долл. [9], при этом объём запрошенного Министерством обороны фи-
нансирования на те же цели оценивается экспертами в 10 млрд долл., если доба-
вить к этой сумме около 53 млрд долл.инвестиций частного сектора (по данным
на 2021 г.) [10], то станет ясен примерный объём ежегодного финансирования
технологий ИИ в стране.
ПРОДВИЖЕНИЕ НАДЁЖНОГО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Одна из ключевых целей Национальной инициативы - обеспечить лидер-
ство США в области разработок и использования надёжных (заслуживающих
доверия) систем ИИ в государственном и частном секторах. Как указывает член
Национального консультативного комитета по ИИ Дэвид Дэнкс, люди доверяют
технологиям ИИ, когда «у пользователя есть обоснованная уверенность в том,
что система будет вести себя примерно так, как задумано» [Danks 2019: 521].
Надёжность, помимо таких инструментальных характеристик, как точность,
объяснимость и интерпретируемость, конфиденциальность, безопасность и за-
щищенность, устойчивость к атакам, включает ценностный компонент, который
отражает более широкое влияние технологий ИИ на общество.
В этой связи Федеральное правительство США уделяет приоритетное вни-
мание исследованиям и разработкам в области ИИ, которые касаются этических,
правовых и социальных последствий, а также безопасности систем ИИ. Для ре-
шения многочисленных задач в этой области в США реализуется ряд федераль-
ных исследовательских программ [11]. Например, реализуемая ННФ в сотруд-
ничестве с «Амазон» (Amazon) Программа по справедливости в области искус-
ственного интеллекта [12].
Существенное значение при создании надёжных систем ИИ имеют вопросы по
обеспечению кибербезопасности. В США финансируется ряд НИОКР, нацеленных
на предотвращение угроз в этой сфере, например, проект по разработке ИИ следу-
ющего поколения Управления перспективных исследовательских проектов Мини-
стерства обороны США (DAPRA AI Next Campaign) направлена на противодействие
преднамеренному искажению обучающих данных и изменению алгоритмов ИИ [13].
ОБРАЗОВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
Профессиональная подготовка к новым экономическим условиям, связан-
ным с глубоким проникновением информационных технологий и автоматиза-
ции производственных процессов, опирается в США, прежде всего, на развитие
113
СПРАВКИ / BACKGROUND MATERIAL
2022; 7: 110-122 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
системы STEM-образования (S-science, T-technology, E-engineering, M-mathematic).
В декабре 2018 г. комитет по STEM-образованию Национального совета по науке
и технологиям опубликовал федеральный пятилетний стратегический план, в
котором изложены цели такого образования, включающие создание прочной
основы грамотности, увеличение разнообразия карьеры и подготовку рабочей
силы будущего [14]. В 2017 г. Министерство образования США выделили
200 млн долл. в год в виде грантов на продвижение системы STEM-образования
[15]. Кроме того, федеральные агентства по исследованиям и разработкам под-
держивают многие программы стипендий в области ИИ.
Для решения задач кадровой трансформации в соответствии с потребностями
современной экономики Национальный научный фонд реализует программу
конвергентных исследований «Будущее работы на границе человека и техноло-
гий», которая помогает лучше понять формирующийся социотехнологический
ландшафт, создавать новые технологии для повышения производительности тру-
да и способствовать всестороннему обучению на протяжении всей жизни [16].
ИНФРАСТРУКТУРА
Развитие и внедрение технологий ИИ зависят от широкого доступа к высо-
кокачественным данным, алгоритмам и вычислительной инфраструктуре.
США занимают лидирующие позиции в области электронно-компонентной
базы для технологий ИИ. Среди 15 крупнейших в мире компаний - производи-
телей полупроводников продукции восемь - американские; США находятся на
1-м месте по количеству производителей микрочипов для ИИ - 62 компании
(для сравнения: у Китая - 29, у ЕС - 14) [17].
Соединённые Штаты находятся в числе мировых лидеров в области высоко-
производительных вычислений. В списке 500 наиболее мощных суперкомпью-
теров США представлены 149 системами и занимают 1-е место по совокупной
максимальной производительности. 2-е место принадлежит Японии (32 систе-
мы), Китай на 3-м месте (173 системы), Канада - на 12-й строчке (11 систем) [18].
Национальная инициатива США по ИИ предусматривает комплекс мер,
направленных на дальнейшее развитие инфраструктуры. В частности, предпо-
лагается создание Национального исследовательского ресурса в области ИИ,
который предоставит исследователям доступ к вычислительным ресурсам и вы-
сококачественным данным, а также к соответствующим образовательным ин-
струментам и поддержке пользователей. В ноябре 2020 г. Национальный совет
по науке и технологиям утвердил стратегический план по развитию экосистем
передовых вычислений будущего, который описывает общенациональный под-
ход к созданию будущей национальной передовой вычислительной экосистемы
и устанавливает оперативную и координационную структуру, опирающуюся на
широкое партнёрство между федеральными агентствами, промышленностью,
некоммерческими организациями и научными кругами [19].
В таблице представлены приоритетные отрасли для внедрения, которые
определены Национальной инициативой США по ИИ [3].
114
Выходец Р.С. Стратегия США и Канады в области искусственного интеллекта
Vykhodets, R.S. The AI Strategy of the USA and Canada
Таблица
Приоритетные отрасли для внедрения технологий ИИ в США
Отрасль
Основные направления
Основные документы
Сельское
разработка датчиков, управление экосисте-
Data Science for Food
хозяйство
мами, поддержка сельских сообществ, разви-
and Agricultural Sys-
тие рабочей силы посредством образования и
tems (USDA)
обучения на всех уровнях, биоинформатика
Финансо-
мониторинг транзакций и анализ связей, си-
A Financial System
вые услуги
стемы принятия финансовых решений, вы-
That Creates Economic
явление неправомерных действий на инве-
Opportunities
(U.S.
стиционном рынке
Department of the
Treasury)
Здраво-
интеллектуальное программирование меди-
Artificial
Intelli-
охранение
цинских устройств, инструменты для улуч-
gence/Machine Learn-
шения сбора клинических данных, диагно-
ing - Based Software
стика и лечение заболеваний
as a Medical Device
Action Plan (FDA);
Bridge2AI (NIH)
Оборона и
профилактическое обслуживание, гумани-
AI Next Campaign
безопас-
тарная помощь, борьба со стихийными бед-
(DAPRA);
ность
ствиями, новые виды вооружений, военная
The Department of
беспилотная авиация, кибербезопасность,
Homeland Security’s
видеопоиск, разведка
AI Strategy (DHS);
The AIM Initiative (IC)
Наука
«ИИ для науки» - следующее поколение ме-
AI for Science (ANL,
тодов и научных возможностей в области
ORNL)
вычислительной техники (например, ма-
шинное обучение, глубокое обучение, стати-
стические методы, анализ данных, автомати-
зированное управление и смежные области)
для построения моделей на основе данных и
их использования в широком спектре фун-
даментальных и прикладных научных иссле-
дований.
Транспорт
беспилотные авиационные системы, беспи-
Ensuring
American
лотный транспорт, системы управления
Leadership
in Auto-
транспортными потоками, безопасность,
mated Vehicle Tech-
«городская воздушная мобильность» (новые
nologies: Automated
виды летательных аппаратов, аэротакси, до-
Vehicles 4.0 (DOT)
ставка товаров, мобильность для людей с
ограниченными возможностями)
Гидроме-
прогнозирование погоды и стихийных бед-
NOAA Artificial Intel-
теорология
ствий, картографирование и мониторинг
ligence Strategy
состояния мирового океана, обследование
рыбных запасов.
Составлено автором.
115
СПРАВКИ / BACKGROUND MATERIAL
2022; 7: 110-122 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Стратегия США в области ИИ, прежде всего, нацелена на продвижение аме-
риканских исследований и разработок на международном рынке, а собственные
национальные интересы и ценности выдвигаются в качестве условий для со-
трудничества с другими странами. Международная деятельность США в обла-
сти ИИ включает в себя комплекс многосторонних и двусторонних форматов.
Например, в сентябре 2020 г. США и Великобритания подписали Декларацию о
сотрудничестве в области ИИ, в которой сформулированы приоритеты для сов-
местной деятельности в сфере исследований и разработок, раскрытия коммер-
ческих возможностей для технологий, сотрудничества между исследователями и
студентами, развития государственно-частного партнёрства [20].
В сентябре 2021 г. на встрече Совета по торговле и технологиям США - ЕС
было опубликовано Совместное заявление, в котором специальный раздел по-
свящён сотрудничеству в области ИИ. В документе подчёркивается готовность
работать вместе, используя ИИ в соответствии с общими демократическими
ценностями и правами человека. Кроме того, в будущем США и ЕС намерены
обсудить инструменты измерения и оценки, а также мероприятия по выработке
единых технических требований к надёжному ИИ и меры по защите конфиден-
циальности данных [21].
Потенциал США составляет основной удельный вес в Североамериканском
пространстве политики в области ИИ. Канада серьёзно уступает Соединённым
Штатом в количественных показателях. В 2017 г. правительство поручило Канад-
ским институтам перспективных исследований разработать и возглавить Панка-
надскую стратегию ИИ (Pan Canadian AI Strategy) с бюджетом 125 млн долл. Стра-
тегия направлена на увеличение количества высококвалифицированных кадров в
области ИИ; расширение сотрудничества между ведущими национальными
научно-техническими центрами; демонстрацию глобального лидерства в отно-
шении экономических, этических, политических и правовых последствий разви-
тия технологий ИИ; поддержку национального исследовательского сообщества
[22].
Главный приоритет канадской стратегии заключается в том, чтобы привлечь
в страну ведущих мировых специалистов в области ИИ, одновременно разви-
вать национальный кадровый потенциал на основе междисциплинарных иссле-
дований и инклюзивного образования. Последнее имеет очень важное социаль-
ное значение для США и Канады, поскольку, как указывает один из руководи-
телей Канадской стратегии Ширли Тилгман, позволяет вовлечь представителей
различных демографических групп в наукоёмкие секторы экономики [Tilghman
et al. 2021]. Центральное место в этом направлении занимает программа AI Chairs
с общим объёмом инвестиций 86,5 млн долл., которая обеспечивает долгосроч-
ное целевое финансирование исследовательских и образовательных программ.
Благодаря ей в Канаду привлечено 80 ведущих мировых исследователей в обла-
сти ИИ [23].
116
Выходец Р.С. Стратегия США и Канады в области искусственного интеллекта
Vykhodets, R.S. The AI Strategy of the USA and Canada
Ведущую роль в продвижении фундаментальных и прикладных исследова-
ний в области ИИ, а также в развитии национального исследовательского сооб-
щества играют созданные в 2017 г. три национальных института ИИ: Институт
машинного интеллекта (Amii), Научно-исследовательский институт искусствен-
ного интеллекта (Mila), Научно-исследовательский институт Вектор (Vector
Institute), в которых базируются 109 кафедр ИИ [23]. По последним данным, Ка-
нада занимает 10-е место в мире по количеству публикаций по ИИ и 4-е место по
индексу Хирша [24].
Серьёзная поддержка исследований и разработок привлекает в Канаду
крупные технологические компании и развивает национальную экосистему ИИ,
создающую рабочие места. С 2017 по 2019 г. рост прямых иностранных инвести-
ций повысился на 50%. Более 45 компаний инвестировали в канадские исследо-
вательскую инфраструктуру ИИ, в их числе «Майкрософт», которая расширила
свою лаборатория до 75 сотрудников, «Гугл дип майнд», избравший г. Эдмонтон
в качестве своего первого иностранного представительства. Рост занятости в
сфере технологий более чем в 2 раза превышает средний показатель по всем
профессиям [25].
Благодаря сложению ресурсов частного сектора и Канадских институтов
перспективных исследований в Канаде активно развивается система поддержки
стартапов в области ИИ. По последним оценкам экспертов, там насчитывается
около 620 активных стартапов, что, на треть превышает аналогичный показатель
в Германии [25]. Общие объёмы инвестиций в канадские стартапы на основе
технологий ИИ оцениваются в 658 млн долл. [26].
Несмотря на исторически сложившиеся тесные связи между США и Канадой
в экономике и культуре, в области ИИ между ними отсутствуют двусторонние
соглашения о сотрудничестве. Взаимодействие двух стран осуществляется на
уровне многосторонних международных форматов. В мае 2019 г США и Канада
совместно с другими странами - участницами ОЭСР заложили основы широко-
го международного сотрудничества в области ИИ, приняв Рекомендации ОЭСР
по ИИ, которые закрепляют общие принципы и подходы к исследованиям, раз-
работкам, внедрению, надёжности и безопасности систем на основе ИИ, кото-
рые во многом отражают приоритеты Национальной инициативы по ИИ США
[27]. В 2019 году на саммите Группы 20 сформулированы и одобрены Принципы
искусственного интеллекта в странах Группы 20, в основу которых легли Реко-
мендации ОЭСР, что ещё больше укрепило Североамериканские видение и
подходы в области ИИ на мировой арене [28].
На встрече министров науки и технологий Группы семи в июне 2020 г. под
председательством США принято решение о создании Глобального партнёрства
по ИИ (GPAI), участниками которой сегодня являются Австралия, Бельгия, Бра-
зилия, Канада, Чехия, Дания, Франция, Германия, Индия, Ирландия, Израиль,
Италия, Япония, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Польша, Республика
Корея, Сингапур, Словения, Испания, Швеция, Великобритания, США и ЕС.
При этом Секретариат партнёрства размещается в головном офисе ОЭСР в Па-
риже, а члены Секретариата ОЭСР являются постоянными наблюдателями в
117
СПРАВКИ / BACKGROUND MATERIAL
2022; 7: 110-122 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
руководящих органах GPAI, осуществляя международное политическое руко-
водство его деятельностью [29].
Некоторые авторы подчёркивают, что технологии ИИ имеют ключевое зна-
чение для национальной безопасности и обороны США [Селянин 2021]. В сен-
тябре 2020 г. Министерство обороны США выступило организатором многосто-
роннего Партнёрства по ИИ в интересах обороны [30]. В его первом заседании
приняли участие военные делегации из Австралии, Великобритании, Дании,
Израиля, Канады, Норвегии, Республики Корея, Финляндия, Франция, Швеции,
Эстонии и Японии, а в 2021 г. к нему присоединились Германия, Нидерланды и
Сингапур. При этом многие страны - участники партнёрства являются членами
НАТО, которая в октябре 2021 г. выпустила собственную Стратегию по ИИ [31].
Таким образом, на международном уровне США и Канада играют одну из
ведущих ролей, активно сотрудничают в многосторонних международных
форматах с другими странами, которые также добились значительных успехов в
области ИИ, прежде всего, с Европейским Союзом [Выходец ,2021]. Этот процесс
приводит к формированию большого пространства политики в области ИИ,
которое объединяет значительную часть стран - лидеров в этой сфере и в суще-
ственной мере определяет глобальные тренды развития, подходы к стандартам,
безопасности, ведению бизнеса и внедрению технологий ИИ.
При этом в комплексной политике США по сдерживанию Китая одно из цен-
тральных мест занимает сфера высоких технологий [Графов, 2022] .Как указывают
некоторые авторы, в процессе разделения (декаплинга) двух крупнейших эконо-
мик (США и Китая) одной из основных мишеней санкционной политики являют-
ся передовые цифровые технологии (стандарт связи пятого поколения (5G), ин-
тернет вещей, большие данные, ИИ), которые имеют решающее значение для
экономики будущего и геополитического влияния [Данилин, 2020]. Это способ-
ствует формированию альтернативного пространства в области ИИ, которое
опирается на экономическое и технологическое могущество Китая, и в него начи-
нают втягиваться страны, в их числе и Россия, для которых спектр возможностей
для сотрудничества с коллективным Западом в последнее время резко сузился.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Следует отметить, что ключевым фактором общего успеха Североамерикан-
ского региона в области ИИ является существование институтов, которые наце-
лены на внедрение новых инициатив в сфере исследований и разработок, а так-
же способствуют развитию межсекторального сотрудничества. США и Канада
располагают ведущими инновационными экосистемами, опирающимися на вы-
сококвалифицированные кадры и современную инфраструктуру данных. Кро-
ме того, развитие технологий ИИ является приоритетом национальной полити-
ки, закреплённым в стратегических документах обеих стран. Всё это в совокуп-
ности позволяет США и Канаде занимать лидирующие позиции и во многом
определять содержание политики в области ИИ на международном уровне.
118
Выходец Р.С. Стратегия США и Канады в области искусственного интеллекта
Vykhodets, R.S. The AI Strategy of the USA and Canada
В целом политике США и Канады в области ИИ присущи следующие общие
характеристики:
нацеленность на мировое лидерство в области использования технологий
ИИ в государственном и частном секторах;
развитие междисциплинарного сотрудничества и кооперации внутри
исследовательского сообщества путём создания национальной исследователь-
ской инфраструктуры, обеспечивающей исследователей и разработчиков до-
ступом к современным вычислительным ресурсам, высококачественным базам
данных, алгоритмам и образовательным инструментам;
опора на государственно-частное партнёрство, сочетающее государ-
ственную поддержку в виде инвестиций в фундаментальные и прикладные ис-
следования и разработки в определённых на государственном уровне критиче-
ских областях с вовлечением частного сектора в инновационную деятельность и
процесс внедрения конкретных технологий и разработок;
секторальная направленность продвижения технологий ИИ: сельское хо-
зяйство, финансовые услуги, здравоохранение, оборона и безопасность, наука,
транспорт, гидрометеорология;
формирование многоуровневой системы управления и координации
развитием и внедрением технологий ИИ: координирующий общенациональ-
ный орган, сеть специализированных отраслевых организаций, опорные нацио-
нальные исследовательские институты;
зависимость развития и внедрения технологий ИИ от закреплённых в
стратегических документах принципов надёжности и безопасности, учитываю-
щих широкий спектр влияния технологий на общество (обеспечение равенства,
неприкосновенность частной жизни, конфиденциальность данных, этические
принципы и пр.);
использование технологического развития в области ИИ для укрепления
интеграционного потенциала на международном уровне путём расширения
интеграционной повестки в многосторонних форматах сотрудничества (ОЭСР,
НАТО) и продвижения собственного видения, подходов и стандартов.
ИСТОЧНИКИ
1. Government AI Readiness Index 2021. Available at:
https://www.oxfordinsights.com/government-ai-readiness-index2021 (accessed
11.04.2022).
2. National Artificial Intelligence Initiative Act. Available at:
https://www.congress.gov/116/crpt/hrpt617/CRPT-116hrpt617.pdf#page=1210
(accessed 14.04.2022).
3. National Artificial Intelligence Initiative. Available at: https://www.ai.gov/
(accessed 14.04.2022).
4. НИУ «Высшая школа экономики». Развитие отдельных высоко технологич-
ных направлений. Белая книга. Available at:
https://www.economy.gov.ru/material/file/ba6a7585c4b23c85931aaee99682ad30/belaya
_kniga_2022.pdf (дата обращения: 21.02.2022).
119
СПРАВКИ / BACKGROUND MATERIAL
2022; 7: 110-122 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
5. WIPO Technology Trends 2019. Artificial Intelligence, Geneva, WIPO, 2019.
6. Global Artificial Intelligence Industry Whitepaper. Available at:
https://www2.deloitte.com/cn/en/pages/technology-media-and-
telecommunications/articles/global-ai-development-white-paper.html (accessed
28.02.2022).
7. NSF Artificial Intelligence Research Institutes. Available at:
https://nsf.gov/cise/ai.jsp (accessed 29.03.2022).
8. National AI R&D Strategic Plan: 2019 Update. Available at:
https://www.nitrd.gov/pubs/National-AI-RD-Strategy-2019.pdf (accessed 11.04.2022)
9. Supplement to the President’s FY2022 Budget. Available at:
https://www.nitrd.gov/pubs/FY2022-NITRD-NAIIO-Supplement.pdf (accessed
11.04.2022).
10. Artificial Intelligence Index Report 2022. P. 154, 189. Available at:
https://aiindex.stanford.edu/wp-content/uploads/2022/03/2022-AI-Index-
Report_Master.pdf (accessed 15.04.2022).
11.
2016-2019 Progress Report: Advancing Artificial Intelligence R&D. Available at:
https://www.nitrd.gov/pubs/AI-Research-and-Development-Progress-Report-2016-
2019.pdf (accessed 11.04.2022).
12. NSF’s Program on Fairness in Artificial Intelligence. Available at:
https://beta.nsf.gov/funding/opportunities/nsf-program-fairness-artificial-intelligence-
collaboration-amazon (accessed 14.04.2022).
13. DARPA AI Next Campaign. Available at: https://www.darpa.mil/work-with-
us/ai-next-campaign (accessed 14.04.2022).
14. Charting a Course for Success: America’s Strategy for STEM Education. Available
at: https://trumpwhitehouse.archives.gov/wp-content/uploads/2018/12/STEM-
Education-Strategic-Plan-2018.pdf (accessed 14.04.2022).
15. Presidential Memorandum for the Secretary of Education. September 25, 2017.
Available at: https://trumpwhitehouse.archives.gov/presidential-actions/presidential-
memorandum-secretary-education/ (accessed 14.04.2022).
16. Future of Work at the Human-Technology Frontier. Available at:
https://www.nsf.gov/eng/futureofwork.jsp (accessed 14.04.2022).
17. Castro D., McLaughlin M. Who Is Winning the AI Race: China, the EU or the Unit-
ed States? - 2021 Update. January 2021. Available at:
https://www2.datainnovation.org/2021-china-eu-us-ai.pdf (accessed 20.03.2022).
18. TOP500. November 2021. Available at: https://top500.org/statistics/list/ (ac-
cessed 20.03.2022).
19. Pioneering the Future Advanced Computing Ecosystem: A Strategic Plan. Availa-
ble at: https://www.nitrd.gov/pubs/Future-Advanced-Computing-Ecosystem-Strategic-
Plan-Nov-2020.pdf (accessed 20.04.2022).
20. Declaration of the United States of America and the United Kingdom of Great
Britain and Northern Ireland on Cooperation in Artificial Intelligence Research and Devel-
opment. Available at: https://www.state.gov/declaration-of-the-united-states-of-america-
and-the-united-kingdom-of-great-britain-and-northern-ireland-on-cooperation-in-
artificial-intelligence-research-and-development-a-shared-vision-for-driving/ (accessed
14.04.2022).
120
Выходец Р.С. Стратегия США и Канады в области искусственного интеллекта
Vykhodets, R.S. The AI Strategy of the USA and Canada
21. U.S.-EU Trade and Technology Council Inaugural Joint Statement. September 29,
2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-
releases/2021/09/29/u-s-eu-trade-and-technology-council-inaugural-joint-statement/
(accessed 15.04.2022).
22. CIFAR. Available at: https://cifar.ca/ai/ (accessed 24.03.2022).
23. Canada CIFAR AI Chairs. Available at: https://cifar.ca/ai/canada-cifar-ai-chairs/
(accessed 21.04.2022).
24. Scimago Journal & Country Rank. Available at:
https://www.scimagojr.com/countryrank.php?category=1702&order=it&ord=desc (ac-
cessed 15.04.2022).
25. Pan-Canadian AI Strategy Impact Assessment Report. Available at:
https://cifar.ca/wp-content/uploads/2020/11/Pan-Canadian-AI-Strategy-Impact-
Assessment-Report.pdf (accessed 21.04.2022).
26. Funding and investment into artificial intelligence (AI) companies in Canada from
2012 to 2019. Available at: https://www.statista.com/statistics/782159/canada-artificial-
intelligence-startup-financing-history/ (accessed 15.04.2022).
27. OECD Principles on Artificial Intelligence. Available at: https://oecd.ai/en/ai-
principles (accessed 15.04.2022).
28. G20 AI Principles. Available at:
https://www.mofa.go.jp/files/000486596.pdf#page=11 (accessed 17.04.2022).
29. The Global Partnership on Artificial Intelligence. Available at:
https://gpai.ai/about/ (accessed: 17.04.2022)
30. AI Partnership for Defense. Available at:
https://www.ai.mil/docs/AI_PfD_Joint_Statement_09_16_20.pdf (accessed 17.04.2022).
31. Summary of the NATO Artificial Intelligence Strategy. Available at:
https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_187617.htm (accessed 18.04.2022).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Выходец Р.С. 2021. Пространство политики ЕС в области искусственного интел-
лекта. Евразийская интеграция: Экономика, Право, Политика. №3. С. 108-117. DOI:
10.22394/2073-2929-2021-03-108-117
Графов Д.Б. 2022. Подходы США к сдерживанию Китая. США & Канада: экономик,
политика, культура. № 3. C. 41-60. DOI: 10.31857/S2686673022030038
Данилин И.В. 2020. Американо-китайская технологическая война: риски и воз-
можности для КНР и глобального технологического сектора. Сравнительная полити-
ка. Т. 11. № 4. С. 160-176. DOI: 10.24411/2221-3279-2020-10056
Селянин Я.В. 2021. Разведсообщество США и искусственный интеллект. США &
Канада: экономика, политика, культура. Выпуск 6. С. 52-70. DOI:
10.31857/S268667300015219-0
Шваб К. 2019. Глобализация 4.0. Новая архитектура для четвертой промышлен-
ной революции. Евразийская интеграция: Экономика, Право, Политика. №1. С. 79-84.
REFERENCES
Danilin I. V. 2020. Amerikano-kitajskaya tekhnologicheskaya vojna: riski i
vozmozhnosti dlya KNR i global'nogo tekhnologicheskogo sektora [The U.S.-China tech-
121
СПРАВКИ / BACKGROUND MATERIAL
2022; 7: 110-122 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
nology war: Risks and opportunities for P.R.C. and global tech sector] (In Russ). Compara-
tive Politics. No 11(4). P. 160-176. DOI: 10.24411/2221-3279-2020-10056
Danks D. 2019. The Value of Trustworthy AI. Proceedings of the 2019 AAAI/ACM
Conference on AI, Ethics, and Society. January. P. 521-522. DOI: 10.1145/3306618.3314228
Grafov D.B. 2022. Podhody SSHA k sderzhivaniyu Kitaya [The U.S. Approaches to De-
ter China] (In Russ). USA & Canada: Economics, Politics, Culture. Issue 3. P. 41-60. DOI:
10.31857/S2686673022030038
McCarthy J., Minsky M.L., Rochester N., Shannon C.E. 2006. A Proposal for the Dart-
mouth Summer Research Project on Artificial Intelligence, August 31, 1955. AI Magazine.
Vol. 27 No. 4. P. 12-14. DOI: 10.1609/aimag.v27i4.1904
Qiu J. 2016. Research and development of artificial intelligence in China. National Sci-
ence Review. No 3(4). P. 538-541. DOI:10.1093/NSR/NWW076
Schwab K. 2019. Globalizaciya 4.0. Novaya arhitektura dlya chetvertoj promyshlennoj
revolyucii [Globalization 4.0. A New Architecture for the Fourth Industrial Revolution] (In
Russ). Eurasian integration: Economics, Law, Politics. No1. P. 79-84.
Selyanin Y.V. 2021. Razvedsoobshchestvo SSHA i iskusstvennyj intellekt [U.S. Intelli-
gence Community and Artificial Intelligence] (In Russ). USA & Canada: Economics, Politics,
Culture. Issue 6. P. 52-70. DOI: 10.31857/S268667300015219-0
Tilghman S., Alberts B., Colon-Ramos D. et al. 2021. Concrete steps to diversify the sci-
entific workforce. Science. No 372 (6538). P. 133-135 DOI:10.1126/science.abf9679
Vykhodets R.S. 2021. Prostranstvo politiki ES v oblasti iskusstvennogo intellekta [Eu-
ropean AI Policy Space] (In Russ). Eurasian integration: Economics, Law, Politics. No 3. P.
108-117. DOI: 10.22394/2073-2929-2021-03-108-117
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
ВЫХОДЕЦ Роман Сергеевич, кан-
Roman S. VYKHODETS Candidate
дидат философских наук, доцент. До-
of Sciences (Philosophy), Associate Pro-
цент кафедры теории и истории меж-
fessor. Associate Professor of the De-
дународных отношений Санкт-
partment of Theory and History of Inter-
Петербургского
государственного
national Relations, Saint-Petersburg State
университета.
University
199034, Россия, Санкт-Петербург, Уни-
7-9,
Universitetskaya nab.,
Saint-
верситетская набережная, д. 7-9.
Petersburg 199034, Russia,
Статья поступила в редакцию / Received 29.04.2022.
Поступила после рецензирования / Revised 10.05.2022.
Статья принята к публикации / Accepted 11.05.2022.
122