КОНФЕРЕНЦИЯ ИСКРАН - ИКСА РАН / ISKRAN - ICCA RAS CONFERENCE
2022; 8: 36-50
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
JEL: O57
УДК: 327
DOI: 10.31857/S268667302208003X
EDN: GTVMPI
Американо-китайские отношения
и борьба за мировое технологическое лидерство
А.В. Волошина
Институт Китая и современной Азии Российской академии наук (ИКСА РАН).
Российская Федерация, 117997, Москва, Нахимовский пр-т, д. 32.
Researcher ID: AAH-4210-2021
РИНЦ ID: 915311
ORCID: 0000-0002-7508-8735
e-mail: anna-voloshina1136a@yandex.ru
Резюме: За последние годы отношения КНР и США прошли через серьёзную транс-
формацию. На смену провозглашаемому прежде движению к «конструктивному страте-
гическому партнёрству» пришло «стратегическое соперничество», и одной из ключевых
«арен» разворачивающейся конкуренции стала сфера технологий. Автор утверждает, что
интересы, которыми руководствуются США и КНР, включившись в инновационную
гонку, выходят далеко за пределы экономики. В статье рассматривается роль, которую
способность к инновациям играет в подъёме наций, освещается путь, который две стра-
ны прошли в своём технологическом развитии, и анализируются подходы США и КНР
по «хеджированию» исходящих друг от друга рисков.
Ключевые слова: КНР, США, технологическая гонка, лидерство, инновации,
НИОКР, технопарки
Для цитирования: Волошина А.В. Американо-китайские отношения и борьба за
мировое технологическое лидерство. США & Канада: экономика, политика, культура.
2022; 52(8):36-50. DOI: 10.31857/S268667302208003X
EDN: GTVMPI
The US-China Relations and the Struggle
for Global Technological Supremacy
Anna V. Voloshina
Institute of China and Contemporary Asia, Russian Academy of Sciences.
32, Nakhimovsky Ave., Moscow, 117997, Russian Federation.
Researcher ID: AAH-4210-2021 РИНЦ ID: 915311
ORCID: 0000-0002-7508-8735
Abstract: In recent years, the PRC-U.S. relations have gone through a major transfor-
mation. The previously proclaimed movement towards a “constructive strategic partnership”
has been replaced by a “strategic competition”, and technology has become one of the key
“arenas” for the unfolding rivalry. The author argues that the interests behind the US and PRC
decisions to join the innovation race are far from being merely economic. Works in the field of
international relations have recognized that innovativeness of a nation and the possibility of its
ascent to global preeminence are deeply interconnected. As major technological innovations
change the balance of power between the leading states, technological progress of a rising state
36
Волошина А.В. Американо-китайские отношения и борьба за мировое технологическое лидерство
Voloshina, A.V. The US-China Relations and the Struggle for Global Technological Supremacy
could be seen by a dominant state as a threat to its national security or to its preferred interna-
tional order. This generates great-power rivalry, where a dominant state might attempt to im-
pede the rise of a developing nation. This understanding allows to look at current dynamics in
US-China relations from a new angle. The article highlights the paths that the United States
and China have taken in their technological development, examines the progress made, and
analyzes the approaches the American and Chinese leaders have taken to reduce the risks their
countries face in the context of this rivalry. The author argues that winning the technological
race is a national priority of the both countries as leadership in advanced technologies will have
a decisive effect on their national security, future competitiveness, and status on the world
stage.
Keywords: PRC, USA, technological race, leadership, innovations, R&D, technological
clusters
For citation: Voloshina A.V. The US-China Relations and the Struggle for Global Tech-
nological Supremacy. USA & Canada: Economics, Politics, Culture. 2022; 52(8):36-50.
DOI: 10.31857/S268667302208003X
EDN: GTVMPI
ВВЕДЕНИЕ
Конкуренция в сфере технологий является одним из ключевых факторов,
которые определят развитие китайско-американских отношений на десятилетия
вперед. Видные мировые эксперты в области международных отношений уже
указывают на то, что сегодня «соперничество [США] с Китаем разворачивается
не просто или даже не столько на старых геополитических "фронтах", сколько в
лабораториях, в информационных кампаниях, на технологических платфор-
мах» [Ikenberry, 2020]. Огромное значение, которое придаёт технологическому
развитию руководство двух стран, очевидно. Как отметил председатель КНР Си
Цзиньпин, выступая на конференции Китайской академии наук 28 мая 2021 г.,
«технологические инновации стали главным полем битвы в международной
стратегической игре, и конкуренция за командные высоты науки и техники ни-
когда не была более ожесточённой» [1]. Рассуждая о будущем отношений США
и КНР, советник по национальной безопасности президента США Дж. Салливан
признал, что многое будет зависеть от того, кто из них станет мировым лидером
в таких ключевых технологиях будущего, как искусственный интеллект, кванто-
вые вычисления, биотехнологии, чистая энергетика и многих других [2].
В данной статье предпринимается попытка исследования набирающей обо-
роты технологической гонки двух крупнейших мировых держав. Для этого ста-
вятся следующие задачи: во-первых, рассмотреть роль инноваций в подъёме
наций с точки зрения теории международных отношений; во-вторых, дать обзор
пути, который прошли в своём технологическом развитии США и КНР, отметив
имеющиеся успехи и вызовы, с которыми сталкиваются страны; в-третьих, рас-
смотреть подходы двух стран к «хеджированию рисков» в сфере технологиче-
ской безопасности в условиях нарастающего конфликтного потенциала и сде-
лать вывод о перспективах их отношений.
37
КОНФЕРЕНЦИЯ ИСКРАН - ИКСА РАН / ISKRAN - ICCA RAS CONFERENCE
2022; 8: 36-50
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
О РОЛИ ИННОВАЦИЙ В РАЗВИТИИ НАЦИЙ
Оглядываясь на историю человечества, по меньшей мере, двух последних
тысячелетий, мы видим, что экономическое и политическое лидерство на миро-
вой арене было динамичным феноменом - ни одной нации не удалось вечно
удерживаться на вершине своего могущества.
Относительно недавно политическая наука стала признавать, что способ-
ность к технологическим инновациям играет ключевую роль в процессе подъ-
ёма великих держав и в целом в международных отношениях. Так, в 1970-е годы
американский учёный Роберт Гилпин отметил, что значительные технологиче-
ские прорывы дают стране возможность достижения политического лидерства
[Gilpin, 1975]. Позднее тесная связь между технологическими сдвигами, измене-
ниями в мировой экономике и международной политике была признана в рам-
ках мир-системного подхода, предложенного Фернаном Броделем и Иммануи-
лом Валлерстайном, и подхода, основанного на анализе циклов Кондратьева.
Уильям Томпсон и Джордж Модельски, сторонники теории длинных циклов, в
своей работе «Ведущие секторы и мировые державы: коэволюция мировой эко-
номики и политики» продемонстрировали, что прорывы в технологическом
развитии приводят к сдвигам в мировом политическом лидерстве: инновацион-
ная деятельность развивающихся стран в новых промышленных отраслях, или
«ведущих секторах», становится базисом для роста их экономической и военной
мощи, позволяя им выйти в ранг великих держав [Modelski & Thompson, 1996].
Профессор Школы бизнеса им. Г. Маршалла при Университете Южной Ка-
лифорнии Джерард Теллис и доцент Школы бизнеса и менеджмента им.
Г. Глейзера при Университете Бен-Гуриона Став Розенцвейг на конкретных ис-
торических примерах рассматривают, как инновационные прорывы позволили
различным народам вырваться вперед в своём развитии в разные периоды вре-
мени (табл. 1).
Таблица 1
Трансформационные инновации и подъём наций
Годы
Государ-
Трансформаци-
Предшествовав-
Результат
ство
онные иннова-
шая технология
ции
100+
Рим
Бетон
Камень, кирпич
Римская импе-
(до
рия
нашей
эры)
1200+
Монголия
Бой с использо-
Рыцарская кон-
Монгольская
(наша
ванием быстрой,
ница в доспехах
империя
эра)
мобильной кон-
ницы
38
Волошина А.В. Американо-китайские отношения и борьба за мировое технологическое лидерство
Voloshina, A.V. The US-China Relations and the Struggle for Global Technological Supremacy
1400+
Китай
Технологии и
Китайское до-
приборы для
минирование в
морской навига-
торговле с Юго-
ции.
Восточной Ази-
ей, Индией,
Аравией, Аф-
рикой
1400
Венеция
Галера, Арсенал*
Венецианская
империя
1500 +
Португа-
Каравелла
Португальская
лия
империя
1600 +
Нидер-
Голландский
Каравелла
Голландская
ланды
флейт, лесопил-
империя
ка
1700+
Англия
Патентная си-
Основанное на
Британская
стема, прядиль-
ручном труде
империя
ная машина, па-
прядение, ткаче-
ровой двигатель
ство, горное дело,
парусное
/весельное судо-
ходство
1800+
США
Американское
Технологии 1-й
США как
массовое произ-
индустриальной
сверхдержава
водство
революции
* Венецианский Арсенал - комплексное предприятие для постройки и оснащения боевых ко-
раблей, включающее кузницы, судоверфи, оружейные склады и различные мастерские.
Tellis, G., Rosenzweig, S. How transformative innovations shaped the rise of nations (2018)
По мнению исследователей, главными «трамплинами» для взлёта этих госу-
дарств стали так называемые трансформационные, или преобразующие инно-
вации. Трансформационная инновация - это отличный от всех существовавших
ранее продукт или процесс, во-первых, в основе которого лежит совершенно но-
вая технология и, во-вторых, использование которого даёт больше преимуществ
по сравнению с использованием предшествующих продуктов или процессов
[Tellis & Rosenzweig, 2018].
Трансформационные инновации обеспечивают скачок в конкурентоспособ-
ности нации: повышая производительность труда и стимулируя технологиче-
ские прорывы в других областях, они ускоряют экономическое развитие страны,
способствуют росту её благосостояния и в итоге её восхождению на вершину
мирового лидерства.
Признание политической наукой значения, которое играют инновации в
подъёме наций, меняет наше представление о самом процессе этого подъёма,
утверждают исследователи Австралийского национального университета Энд-
39
КОНФЕРЕНЦИЯ ИСКРАН - ИКСА РАН / ISKRAN - ICCA RAS CONFERENCE
2022; 8: 36-50
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
рю Кеннеди и Даррен Лим. Их взлёт больше не представляется как нечто само
собой разумеющееся, это серьёзный вызов. Сможет ли страна «догнать и пере-
гнать» развитые государства будет зависеть от её способности к технологиче-
ским инновациям. Критически важно это становится на этапе, когда государство
подходит к так называемой «ловушке среднего уровня доходов» - страна с экс-
портно-ориентированной моделью развития экономики теряет свои конкурент-
ные преимущества на мировом рынке в связи с ростом заработной платы своей
рабочей силы и повышением цен на производимую продукцию. Для обеспече-
ния устойчивого экономического роста такой стране больше недостаточно ис-
пользования заимствованных технологий - она обязана предложить миру новые
продукты и процессы. Если государство стремится войти в число ведущих миро-
вых держав, инновационный поиск должен стать его главным национальным
интересом. Это и есть «инновационный императив», стоящий перед всеми раз-
вивающимися странами, считают Кеннеди и Лим.
Важным следствием этой гонки за инновациями может стать появление
напряжённости в отношениях с доминирующей державой. Если последняя уви-
дит в технологическом прогрессе развивающейся державы угрозу интересам
своей национальной безопасности или вызов поддерживаемому ей мировому
порядку, она станет тормозить подъём этого государства [Kennedy & Lim, 2018].
История знает множество подобных случаев. Например, в начале XIX века
Британия делала всё возможное, чтобы не допустить передачу Америке своих
технологий производства текстиля, чугуна и стали, вводя технологическое эм-
барго и запрет на эмиграцию экспертов в этих областях.
Так же, как политики в США сегодня обеспокоены Китаем, американцы в
1980-х годах были обеспокоены подъёмом Японии - на тот момент второй эко-
номики мира. США инициировали общим счётом 24 официальных расследова-
ния в рамках Статьи 301 закона «О торговле» 1974 г. в отношении японского экс-
порта. Удары были нацелены на наиболее конкурентоспособные промышлен-
ные отрасли Японии, в частности полупроводники, компьютеры, телевизоры,
автомобили и мотоциклы.
Теоретическое осмысление роли технологий в соперничестве между расту-
щей и господствующей державами позволяет под новым углом взглянуть на се-
годняшнюю динамику в американо-китайских отношениях.
США И КНР: ПУТЬ К ИННОВАЦИЯМ
На протяжении четверти века после окончания Второй мировой войны Со-
единённые Штаты являлись мировым технологическим лидером по широкому
спектру направлений.
Рассуждая о том, на чём же базировалось американское технологическое ли-
дерство, профессор Колумбийского университета Ричард Нельсон и профессор
Стэнфордского университета Гэвин Райт выделяют два фактора [Nelson &
40
Волошина А.В. Американо-китайские отношения и борьба за мировое технологическое лидерство
Voloshina, A.V. The US-China Relations and the Struggle for Global Technological Supremacy
Wright, 1992]. Во-первых, это лидерство в отраслях массового производства, ко-
торое, в свою очередь, было обусловлено уникальным историческим доступом к
природным ресурсам и крупнейшему в мире внутреннему рынку. Эта «давний»
фактор, берущий своё начало ещё с XIX века. Хотя в то время Соединённые
Штаты не были мировым лидером ни в науке, ни в использовании наукоёмких
технологий, в стране была создана база для последующего рывка. Развитие мас-
сового производства позволило крупным американским предприятиям освоить
технологии, которыми не владели другие страны и не могли овладеть без значи-
тельных затрат времени и усилий. Более того, вынужденные решать возникаю-
щие проблемы своего производства и улучшать производимую продукцию,
предприятия стали центрами непрерывного прикладного технологического по-
иска и инноваций.
Вторым и главным компонентом стало завоеванное американцами лидерство
в высокотехнологичных отраслях после окончания Второй мировой войны,
главным образом благодаря началу масштабного финансирования и активной
поддержки НИОКР государством. Научно-технический рывок США того време-
ни во многом связан с именем Вэнивара Буша. В 1940 г. на фоне разворачивав-
шейся в Европе Второй мировой войны он, в то время руководивший Институ-
том Карнеги, представил президенту Франклину Рузвельту предложения по ко-
ординации военных исследований в стране. Это привело к созданию 27 июня
1940 г. Национального комитета оборонных исследований (НКОИ) и через год,
28 июня 1941 г., Управления научных исследований и разработок, включившего
в себя НКОИ и взявшего на себя основные функции Комитета. Эта структура
стала уникальным экспериментом командной работы и сотрудничества феде-
ральных органов власти, университетов и частных компаний в координации
научных исследований и применении полученных научных знаний для реше-
ния военных задач.
Основываясь на опыте тех лет, в 1945 г. В. Буш уже в качестве советника пре-
зидента по науке представляет доклад «Наука - бесконечный рубеж», где ставит
перед правительством следующие задачи: 1) осуществлять всестороннюю под-
держку фундаментальных исследований и, соответственно, колледжей, универ-
ситетов и исследовательских центров; 2) способствовать увеличению числа ква-
лифицированных кадров, расширить доступ населения к получению высшего
научно-технического образования через предоставление стипендий, направлять
на обучение военные кадры; 3) активизировать прикладные исследования пра-
вительства и промышленности. Для этого: увеличить переток туда новых науч-
ных знаний, полученных в результате поддержки фундаментальных исследова-
ний, обеспечить доступ к результатам фундаментальных исследований как
можно большего количества отраслей, оказывать помощь в развитии научных
кадров. Также правительству необходимо создать стимулы для проведения ис-
41
КОНФЕРЕНЦИЯ ИСКРАН - ИКСА РАН / ISKRAN - ICCA RAS CONFERENCE
2022; 8: 36-50
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
следований частным сектором путём совершенствования налогового и патент-
ного законодательства.
Все основные идеи доклада В. Буша были реализованы на практике. Так, с
конца Второй мировой войны до 1970-х годов на фоне разворачивавшейся кон-
куренции с Советским Союзом США вкладывали огромные средства в науку и
технику, включая фундаментальные исследования. В 1960 г. на долю Америки
приходилось 69% общемировых расходов на НИОКР [3]. Правительство при
этом являлось главным «спонсором», вкладывая примерно в 2 раза больше
средств, чем частный сектор. На пике, в 1964 г., государственное финансирова-
ние составляло около 2% ВВП США, что сейчас эквивалентно 400 млрд долл.
(для сравнения: в 1938 г. этот показатель составлял 0,076% ВВП) [Gruber & John-
son, 2019].
Правительство предприняло шаги по облегчению доступа населения к выс-
шему образованию, профинансировало обучение военных ветеранов, тем самым
решив проблему нехватки научно-технических кадров.
Чтобы стимулировать распространение знаний и, как следствие, инноваци-
онную деятельность, правительство начало более активно использовать феде-
ральные средства для поддержки сотрудничества между государственными
научно-исследовательскими институтами, университетами и предприятиями,
Закон Бэя - Доула 1980 г. позволил университетам, другим некоммерческим ор-
ганизациям, предприятиям малого бизнеса иметь в собственности федеральные
изобретения, получать доход от патентов и лицензий и делить прибыль с изоб-
ретателями. Закон Стивенсона - Уайлдера о технологических инновациях 1980 г.
обязывал федеральные лаборатории ускорить передачу технологий универси-
тетам и промышленности. Закон о развитии инноваций малого бизнеса 1982 г.
предусматривал поддержку малых инновационных компаний, поощрял их уча-
стие в федеральных исследованиях и разработках и поддерживал передачу им
технологий. Государственные закупки и налоговые льготы должны были создать
дополнительный стимул для частного сектора.
Таким образом, основой послевоенного технологического взлёта США стала
синергия трёх компонентов: участия правительства, незаменимого субъекта в
деле построения инновационной экосистемы через эффективное взаимодей-
ствие с университетами и предприятиями и финансировании НИОКР (особен-
но фундаментальных и долгосрочных, капиталоёмких исследований); научной
и исследовательской работы университетов, лабораторий и исследовательских
центров - именно они были платформой для проведения фундаментальных
исследований и непрерывно расширяли границы знания, ведя к будущим
научным революциям; лидерства в массовом производстве и инновационности
частных компаний - частный сектор мог обнаружить наиболее перспективные
идеи для инвестиций, превратить их в конкретные разработки и коммерчески
выгодные продукты. Тесное взаимодействие научного и производственного сек-
42
Волошина А.В. Американо-китайские отношения и борьба за мировое технологическое лидерство
Voloshina, A.V. The US-China Relations and the Struggle for Global Technological Supremacy
торов на фоне правительственной поддержки и притока новых квалифициро-
ванных кадров нашло своё отражение в становлении успешных технологиче-
ских парков на территории США - центров инновационного роста американ-
ской экономики. Благодаря такой стратегии развития в стране были созданы
новые отрасли промышленности с годовым доходом в сотни миллиардов долла-
ров; американские компании стали мировыми лидерами в авиационной, ком-
пьютерной и микроэлектронной промышленности; университеты США превра-
тились в мировые научные и образовательные центры, привлекающие одну
треть всех иностранных студентов в мире [樊春良, 2020].
Однако к концу XX - началу XXI века стало очевидно, что «опоры» техноло-
гического лидерства США теряют устойчивость. Первая опора пошатнулась,
когда после установления Бреттон-Вудской системы мир превратился в «общий
рынок», как в плане сырьевых, так и потребительских и производственных това-
ров. Преимущества в массовом производстве, которыми долгое время обладали
американские производители - дешёвое сырьё и более или менее эксклюзивный
доступ к своему крупнейшему в мире рынку испарились. Американцы уступи-
ли другим странам не только в общей производительной мощи (так, в 2010 г.
Китай обогнал США, став крупнейшим производителем в мире), но и в некото-
рых ключевых высокотехнологичных секторах их традиционного лидерства
(например, Китай обогнал США по общему объёму производимых микрочипов,
а чипы самого последнего поколения производят две компании, тайваньская
TSMC и южнокорейская Samsung).
Вторая «опора» пошатнулась, когда остальные страны стали догонять Со-
единённые Штаты по уровню инвестиций в НИОКР. С 1960 по 2019 г. доля рас-
ходов США в мировых исследованиях и разработках упала до 30%. Всё ближе по
уровню затрат на НИОКР к американским позициям подбирается Китай: в
2020 г. общее финансирование исследований и разработок в Китае составило
574,40 млрд долл. (с учётом паритета покупательной способности - ППС), в то
время как в США - 580,20 млрд долл. (с учётом ППС). Данные за 2021 г. пока но-
сят предварительный характер, но некоторые прогнозы утверждают, что затра-
ты Китая уже перегнали США [4].
Профессоры Массачусетского технологического института Джонатан Грубер
и Саймон Джонсон считают, что самую серьёзную проблему представляет со-
кращение финансируемых государством исследований относительно размера
экономики США [Gruber & Johnson, 2019]. Если в 1964 г., как было указано выше,
федеральное финансирование НИОКР составляло около 2% ВВП Америки, то к
2019 г. оно сократилось до 0,6% ВВП. Доля федерального правительства в общем
объёме расходов на исследования и разработки в США упала с 65% до 21% соот-
ветственно. В настоящее время более 70% НИОКР в США финансируются биз-
несом [3]. Проблема заключается в том, что практически половина фундамен-
тальных исследований ведётся на государственные инвестиции, частный сектор
43
КОНФЕРЕНЦИЯ ИСКРАН - ИКСА РАН / ISKRAN - ICCA RAS CONFERENCE
2022; 8: 36-50
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
вкладывает большую часть своих средств в финансирование прикладных иссле-
дований и в разработку продукта как коммерчески более выгодные стадии (см.
рис.).
Сокращение участия правительства в инновационной активности и переда-
ча им части своих полномочий в руки бизнеса привели к тому, что инновацион-
ная «триада», созданная в послевоенный период, начала давать сбои.
Расходы США на НИОКР по характеру и сектору (2019 г.)
В это время одним из ключевых игроков в области исследований и разрабо-
ток становится Китай. История успеха КНР - это во многом история беспреце-
дентной мобилизации ресурсов для развития науки и техники, позволившей за
семь десятилетий пройти путь, на который другие страны тратили столетия.
В 1950-е годы Китай был аграрной страной, истощенной многолетними вой-
нами с Японией и гражданскими конфликтами. Технологический прогресс зна-
чительно отставал от мирового, коммунистическая страна оказалась изолирова-
на от доступа к технологиям передовых западных держав. Однако уже в первые
два десятилетия своего существования благодаря, в частности, возвращению в
КНР из-за рубежа крупных учёных (таких как Дэн Цзясянь, который вернулся из
44
Волошина А.В. Американо-китайские отношения и борьба за мировое технологическое лидерство
Voloshina, A.V. The US-China Relations and the Struggle for Global Technological Supremacy
США в 1950 г., впоследствии стал разработчиком китайских атомной и водород-
ной бомб, и Цянь Сюэсэнь, который вернулся из США в 1955 г., возглавил ки-
тайскую космическую программу и стал известен как «отец китайской космо-
навтики») и значительной помощи, оказываемой СССР, Китай совершает важ-
ные прорывы, среди которых: разработка ЭВМ на электронных лампах (1958 г.),
испытание атомной (1964 г.) и водородной (1967 г.) бомб, запуск искусственного
спутника Земли (1970 г.), искусственный синтез бычьего инсулина (1965 г.).
Прогресс, приостановленный «культурной революцией», с новой силой был
запущен новым, пришедшим в 1978 г. руководством КНР во главе с Дэн Сяопи-
ном. С изменением стратегической обстановки и сближением со странами Запа-
да страна начинает осваивать мировые технологические разработки и изучать
международный опыт НИОКР.
Поворотным моментом становится стратегия, базировавшаяся на тезисе Дэн
Сяопина о том, что «наука и техника являются первой производительной си-
лой». Правительством был взят курс на интеграцию промышленности, универ-
ситетов и научно-исследовательских институтов (НИИ) и коммерциализацию
технических достижений.
Успешный опыт США в синергии производства и исследований, образцами
которого служили Кремниевая долина и бостонское «Шоссе 128», был взят Кита-
ем в качестве модели для создания собственных технологических парков. Эта
страница в истории КНР началась с имени Чэнь Чуньсяня, профессора Инсти-
тута физики Китайской академии наук. В 1979 г. он посетил Кремниевую доли-
ну и бостонское «Шоссе 128», а через год подготовил предложение о превраще-
нии Чжунгуаньцуня - района на севере Пекина, места сосредоточения многих
китайских вузов и НИИ - в китайскую «Кремниевую долину». Так появился на
свет первый китайский парк высоких технологий. На базе этого успешного опы-
та правительство в 1988 г. разработало программу «Факел». Её целью стало стро-
ительство научно-технологических промышленных парков, где НИИ, универси-
теты и компании-стартапы смогут тесно сотрудничать для выведения техноло-
гий и наукоёмкой продукции на рынок. Параллельно китайское правительство
предприняло усилия по разработке программ, охвативших все аспекты научно-
технической деятельности страны: комплексная программа «Овладение научно-
техническими вершинами» (1982 г.); программы Национального фонда есте-
ственных наук и Программа фундаментальных исследований (Программа 973)
(с 1997 г.), направленные на поддержку фундаментальных исследований; Наци-
ональная программа исследований и разработок в области ключевых техноло-
гий (с 1983 г.), Программа исследований и разработок в области высоких техно-
логий (Программа 863) (с 1986 г.); программа «Искра», нацеленная на использо-
вание науки и технологий для содействия экономическому развитию сельских
районов (c 1986 г.). Были усовершенствованы патентное законодательство и за-
коны о технологических контрактах, создана система многоканального финан-
45
КОНФЕРЕНЦИЯ ИСКРАН - ИКСА РАН / ISKRAN - ICCA RAS CONFERENCE
2022; 8: 36-50
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
сирования НИОКР, система поддержки малых предприятий, предоставления
налоговых льгот, разработаны программы взращивания высококвалифициро-
ванных кадров и привлечения талантов из-за рубежа и т.д.
Сейчас в Китае насчитывается 169 высокотехнологичных зон. В 2019 г. эти
парки обеспечили 12,3% ВВП Китая и 11,8% налоговых поступлений в бюджет
[Yang, etc., 2022]. Объединив усилия правительства, научных центров и бизнеса,
Китай построил собственную модель инновационной «триады», которая отли-
чается активной ролью правительства и способностью мобилизовать значитель-
ные ресурсы для достижения определённых задач.
Согласно отчёту Всемирной организации интеллектуальной собственности за
2021 г., Китай занимает 12-е место среди самых инновационных экономик мира,
лидируя по таким параметрам, как патенты, полезные модели, товарные знаки,
промышленные образцы и экспорт творческих товаров (для сравнения: в 2009 г.
страна занимала 43-е место в рейтинге) [5]. КНР лидирует в ряде ключевых техно-
логий XXI века: в таких сферах искусственного интеллекта как распознавание лиц,
обработка естественного языка; в квантовых коммуникациях и квантовых вычис-
лениях; устанавливает стандарты для технологий блокчейна, Интернета вещей,
связи пятого поколения (5G); в стране уже почти в 2 раза больше суперкомпьюте-
ров, чем в США; она на передовой космических и глубоководных исследований.
НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ГОНКА:
АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Долгое время США не рассматривали Китай как конкурента, способного
бросить вызов их технологическому лидерству. Эта ситуация стала меняться
примерно во время второго президентского срока Б. Обамы. Чтобы преломить
негативные для своей страны тенденции, правительство США действует по не-
скольким направлениям.
Во-первых, предпринимаются усилия по повышению собственной конку-
рентоспособности. Так как китайский прогресс в военной, аэрокосмической,
информационно-коммуникационной сферах поставил под угрозу американ-
скую способность проецирования мощи далеко вовне, в 2014 г. Министерство
обороны США выдвигает третью стратегию компенсации, направленную на
стимулирование технологических инноваций в ряде критически важных обла-
стей. Администрация Д. Трампа в рамках Стратегии национальной безопасно-
сти США 2017 г. и Национальной стратегии в области ключевых и новых техно-
логий 2020 г. вводит понятие «инновационной базы национальной безопасно-
сти» - сложившейся сети академических институтов, национальных лаборато-
рий и частного сектора - и ставит задачу защиты и дальнейшего развития этой
экосистемы. В этих же документах были определены отрасли, имеющие крити-
ческое значение для экономического роста и национальной безопасности стра-
ны (наука о данных, шифрование, автономные технологии, редактирование ге-
46
Волошина А.В. Американо-китайские отношения и борьба за мировое технологическое лидерство
Voloshina, A.V. The US-China Relations and the Struggle for Global Technological Supremacy
нов, новые материалы, нанотехнологии, передовые компьютерные технологии,
ИИ и т.д.) и поставлена цель сохранения в них американского доминирования.
Наиболее масштабное усилие для возрождения инновационной «триады» и по-
вторения её успеха предпринимает администрация Дж. Байдена, призывая Кон-
гресс принять Закон о повышении конкурентоспособности Америки, который
по состоянию на июль 2022 г. находится на этапе согласования принятых Сена-
том и Палатой представителей версий. Этот законопроект предусматривает вли-
вание в течение пяти лет 190 млрд долл. (из общей суммы в 250 млрд) в полупро-
водниковую промышленность США, высокотехнологичные секторы, исследова-
тельские центры и университеты. Отдельным приоритетом команды Дж. Байде-
на стало снижение зависимости Вашингтона от цепочек поставок, завязанных на
КНР (высокотехнологичная индустрия США стратегически зависит от Китая в
поставках редкоземельных металлов (на 68%), марганца (на 66%), вольфрама (на
55%) и литий-ионных аккумуляторов (на 51%) [Rogers, etc., 2020]), и наращива-
ние производства ключевой продукции внутри США.
Следующим направлением стало принятие мер, направленных на блокиро-
вание доступа Китая к технологиям, которые контролируют США. Под предло-
гом соображений национальной безопасности или нарушения прав человека
ряд технологических компаний КНР были внесены в «чёрные списки» юриди-
ческих лиц Министерства торговли США, что привело к запрету на экспорт
американской продукции и технологий этим компаниям. В настоящее время в
этом списке находятся около 300 китайских компаний. Правительство США
планирует расширить координацию с союзниками и партнёрами для осуществ-
ления коллективного экспортного контроля в отношении КНР. Технологиче-
ские компании, которые, как утверждалось, имели связи с Народно-
освободительной армией Китая, были внесены в «чёрный список» Министер-
ства обороны США, что ограничило торговлю и владение акциями этих компа-
ний в Америке. В 2018 г. правительство реформировало Комитет по иностран-
ным инвестициям, расширив его полномочия по надзору за инвестициями в
критически важные американские компании и технологические стартапы и по
блокированию сделок даже в случаях покупки неконтролирующего пакета ак-
ций. Были введены ограничения на американо-китайские академические обме-
ны и выдачу виз китайским студентам. Ряд китайских и американских исследо-
вателей были арестованы ФБР по обвинению в шпионаже в рамках так называе-
мой «Китайской инициативы» Министерства юстиции США, действовавшей с
ноября 2018 г. по февраль 2022 года.
Были предприняты попытки по блокированию доступа ведущих китайских
технологических компаний (Huawei, ZTE, Alibaba, Baidu, China Mobile, China
Telecom, Tencent) к американскому и мировому рынку в рамках инициативы «Чи-
стая сеть» (инициатива Госдепартамента США от 2020 г.), призывавшей исклю-
чить китайские фирмы из числа поставщиков телекоммуникационного обору-
47
КОНФЕРЕНЦИЯ ИСКРАН - ИКСА РАН / ISKRAN - ICCA RAS CONFERENCE
2022; 8: 36-50
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
дования; китайские приложения - из магазинов мобильных приложений; уда-
лить приложения из магазина приложений «Хуавей» (Huawei); отказаться от ис-
пользования облачных систем китайских компаний и от использования подвод-
ных кабелей, к которым может иметь доступ КНР.
Таким образом, Китай сталкивается с растущим вызовом в своём развитии.
Он должен избежать попадания в «ловушку среднего уровня доходов», смягчить
влияние демографической проблемы на экономический рост и защитить свою
экономику от рисков, связанных с курсом США, особенно в том, что касается
экспортного контроля. Китай всё ещё зависит от технологического импорта: за-
висимость в высокотехнологичном оборудовании, программном обеспечении и
ключевых компонентах - более 50%, полупроводниковой промышленности -
80% [6]. Поэтому приоритетом страны становится превращение инноваций в
главный двигатель экономики (закреплено в стратегии развития КНР на 18-м
съезде КПК в 2012 г.) и достижение технологической самостоятельности. В 2017 г.
на 19-м съезде КПК Си Цзиньпин поставил для КНР цель к 2035 г. стать ведущей
инновационной державой. При этом, согласно плану «Китайские стандарты
2035», страна должна продвигать свои стандарты в сферах новых технологий в
мировом масштабе. Для выполнения поставленных задач в рамках 14-го пяти-
летнего плана (2021-2025) правительство будет ежегодно увеличивать расходы
на НИОКР более чем на 7%. Успех развития КНР будет во многом зависеть от
того, удастся ли стране разорвать технологическую «удавку» США. Программа
«Сделано в Китае 2025» определяет 10 ключевых технологических секторов, в
которых требуется увеличить долю компонентов собственного производства до
70% к 2025 г.: передовые информационные технологии, включая ИИ и кванто-
вые вычисления; автоматизированные станки и робототехника; морская техника
и высокотехнологичное судоходство; железнодорожный транспорт; аэрокосми-
ческое оборудование; беспилотные автомобили и автомобили на новых источ-
никах энергии; энергетическое оборудование; сельскохозяйственное оборудова-
ние; новые материалы; биофармацевтика и передовые медицинские продукты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, технологии становятся одной из главных арен разворачива-
ющегося американо-китайского противостояния. Для обоих игроков победа в
технологической гонке является национальным приоритетом и вопросом без-
опасности, будущей конкурентоспособности и статуса страны на мировой
арене. В этой ситуации отношения США и КНР всё больше превращаются в иг-
ру с нулевой суммой, а соперничество, с большой вероятностью, продолжит
нарастать. Ещё предстоит найти ответ на вопрос, какое влияние окажет конку-
ренция двух великих держав в сфере науки и технологий на мировой научный
прогресс и инновации? Желательно, чтобы она стимулировала научный поиск
во благо человечества, обеспечивая доступ третьих стран к его плодам. Однако
48
Волошина А.В. Американо-китайские отношения и борьба за мировое технологическое лидерство
Voloshina, A.V. The US-China Relations and the Struggle for Global Technological Supremacy
есть высокая степень опасности, что остальной мир будет поставлен перед неже-
лательным технологическим и политическим выбором между двумя державами,
что может привести к разрыву глобального технологического пространства и
замедлению мирового экономического роста.
ИСТОЧНИКИ
1. 习近平.
在中国科学院第二十次院士大会、中国工程院第十五次院士大会、中国科协
第十次全国代表大会上的讲话 [Xi Jinping. Speech at the 20th Academician Conference
of the Chinese Academy of Sciences, the 15th Academician Conference of the Chinese
Academy of Engineering, and the 10th National Congress of the China Association for
Science and Technology] //中华人民共和国教育部 [Ministry of Education of the Peo-
ple's Republic of China], 28.05.2021. Available at:
cessed: 05.05.2022).
2. Passing the Baton 2021: Securing America’s Future Together // United States
Institute of Peace, 29.01.2021. Available at:
FINAL.pdf (accessed: 01.05.2022).
3. The Global Research and Development Landscape and Implications for the
Department of Defense // Congressional Research Service, 28.06.2021. Available at:
4.
2021 Global R&D Funding Forecast released // R&D World, 22.02.2021.
released/ (accessed: 02.05.2022).
5. Global Innovation Index 2021. Geneva: WIPO, 2021. 205 p. Available at:
01.05.2022).
6. Che, P. US-China tech war: Beijing’s top policy official lays out strategy to ad-
dress Washington’s ‘stranglehold’ over China // SCMP, 26.01.2021. Available at:
top-policy-official-lays-out-strategy (accessed: 05.05.2022).
REFERENCES
樊春良. 美国技术政策的演变 [The Evolution of U.S. Technology Policy] //
«政策与管理研究» [Policy & Management Research], 2020, № 8. P. 1008-1016. (In Chi-
nese) DOI 10.16418/j.issn.1000-3045.20200731002
Gruber, J., Johnson, S. Jump-Starting America. NY: PublicAffairs, 2019. 368 p.
Ikenberry, G. America’s Asia Policy after Trump // Global Asia, 2020, № 4. P. 96-
99.
Kennedy, A., Lim, D. The Innovation Imperative: Technology and US-China Ri-
valry in the Twenty-First Century // International Affairs, 2018, № 3. P. 553-572. DOI:
10.1093/ia/iiy044
49
КОНФЕРЕНЦИЯ ИСКРАН - ИКСА РАН / ISKRAN - ICCA RAS CONFERENCE
2022; 8: 36-50
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Modelski, G., Thompson, W. Leading Sectors and World Powers: The Coevolution
of Global Politics and Economics. Columbia: University of South Carolina Press, 1996.
282 p.
Robert Gilpin. US Power and the Multinational Corporation: The Political Econo-
my of Foreign Direct Investment. New York: Basic Books, 1975. 291 p.
Nelson, R., Wright, G. The Rise and Fall of American Technological Leadership:
The Postwar Era in Historical Perspective // Journal of Economic Literature, 1992, № 4.
P. 1931-1964.
Rogers, J., Foxall, A., Henderson, M., Armstrong, S. Breaking the China Supply
Chain: How the ‘Five Eyes’ Can Decouple from Strategic Dependency. London: The
Henry Jackson Society, 2020. 52 p.
Tellis, G., Rosenzweig, S. How Transformative Innovations Shaped the Rise of Na-
tions. London: Anthem Press, 2018. 332 p.
Yang, S., Liu, W., Zhang, Z. The Dynamic Value of China’s High-Tech Zones: Di-
rect and Indirect Influence on Urban Ecological Innovation // Land, 2022, № 11.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
ВОЛОШИНА Анна Валерьевна,
Anna V. VOLOSHINA, Junior Re-
младший научный сотрудник Центра
searcher at the Center for the Studies of
новейшей истории Китая и его отно-
the Modern History of China and Its Re-
шений с Россией, Институт Китая и
lations with Russia, Institute of China and
современной Азии Российской акаде-
Contemporary Asia, Russian Academy of
мии наук (ИКСА РАН).
Sciences.
Российская Федерация,
117997,
32, Nakhimovsky Ave., Moscow,
Москва, Нахимовский пр-т, д. 32.
117997, Russian Federation.
Статья поступила в редакцию / Received 7.06.2022.
Поступила после рецензирования / Revised 17.06.2022.
Статья принята к публикации / Accepted 18.06.2022.
50