Лукин В.В. Россия и США в Антарктике: общие интересы и проекты
Lukin, V.V. Russia and the USA in the Antarctic: Common Interests and Projects
УДК 327(470:73)+910.4(99)
DOI: 10.31857/S2686673022090024
EDN: GUSVZD
Россия и США в Антарктике:
общие интересы и проекты
В.В. Лукин
Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ)
Российская Федерация 199397 Санкт-Петербург, ул. Беринга, 3.
РИНЦ ID: 552642
e-mail: lukin@aari.ru
Резюме. Многолетние российско/советско/-американские отношения носят весьма
сложный характер, в котором продолжительные периоды острой конфронтации в поли-
тических, экономических и военных вопросах сменялись краткими временами сближе-
ния на почве общих интересов и смягчения уровня напряжённости. Начиная с 2008 г.
тренд российско-американских межгосударственных отношений постоянно направлен в
сторону усиления противостояния, что особенно проявилось после начала специальной
военной операции России на Украине 24 февраля 2022 года.
Особую роль во взаимодействии РФ и США занимают полярные регионы планеты.
Если Арктика с начала холодной войны до сегодняшнего дня рассматривается как
наиболее перспективный театр военных действий между этими странами, то Антаркти-
ка, расположенная на крайнем юге Земли, со второй половины 50-х годов ХХ века оли-
цетворяется как регион мира, международного сотрудничества и науки. Российская Фе-
дерация и Соединённые Штаты Америки, являясь крупнейшими и наиболее активными
полярными державами мира, уверенно заняли ведущие позиции в Антарктике, по праву
став лидерами в вопросах политики, науки и логистических операций антарктического
регионального сообщества. Оно было образовано после подписания по инициативе
США и при активном участии СССР международного Договора об Антарктике 1959 г.
Несмотря на сложный характер отношений между двумя государствами в период холод-
ной войны, этот Договор неожиданно объединил советские и американские позиции в
развитии международного правового режима управления Антарктикой. За более чем 60-
летний период деятельности этого акта международного права обе страны неоднократно
успешно проводили совместные научные исследования, логистические операции, меро-
приятия по охране окружающей среды и укрепления мер сдерживания в распростране-
нии ядерного оружия. Представляется важным, чтобы опыт межгосударственного пони-
мания и взаимодействия на шестом континенте между РФ и США укреплялся и стал
примером для использования в других сферах международной деятельности.
Ключевые слова: Россия, США, межгосударственные отношения, полярные регио-
ны, Договор об Антарктике, наука, логистика, политика
Для цитирования: Лукин В.В. Россия и США в Антарктике: общие интересы и про-
екты. США Канада: экономика, политика, культура, 2022; 52 (9): 23-42.
DOI: 10.31857/S2686673022090024
EDN: GUSVZD
Russia and the USA in the Antarctic:
Common Interests and Projects
23
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 9: 23-42
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Valery V. Lukin
Arctic and Antarctic Research Institute (AARI)
38, Bering str., St. Petersburg, 199397 Russian Federation
РИНЦ ID: 552642
е-мail: Лукин В.В. <lukin@aari.ru>
Abstract. Multiyear Russian/Soviet-American relations have quite a complicated character
in which the prolonged periods of sharp confrontation in the political, economic and military
problems were replaced by brief periods of converging of interests and mitigation of the level
of tension. Beginning from 2008, the trend of our interstate relations was constantly directed
towards strengthening confrontation, which became especially evident after the beginning of
special military operation of Russia in the Ukraine on 24 February of 2022. The polar regions
of the globe play a special role in interaction of our countries. While the Arctic from the begin-
ning of “cold war” up to present is considered as the most perspective theater of military ac-
tions between Russia and the USA, the Antarctic situated in the southernmost area of the Earth,
is represented from the second part of the 1950-s as the region of peace, international coopera-
tion and science. Our countries being the largest and most active polar nations in the world,
firmly occupied the leading positions in the Antarctic region becoming leaders by right in the
issues of politics, science and logistical operations of this regional community. It was formed
after establishment by the USA initiative and at active participation of the USSR of the interna-
tional Antarctic Treaty of 1959. In spite of a complicated character of relations during the “cold
war”, this Treaty unexpectedly combined the Soviet and American standpoints in the develop-
ment of the international legal regime of the Antarctic governance. For the 60-year period of
activity of this act of the international law, our countries many times carried out successfully
joint scientific studies, logistical operations, undertook measures for environmental protection
and containment of nuclear arms. One would like the experience of interstate understanding
and mutual interaction between both countries on the sixth continent to be strengthened and
become an example for use in the other spheres of international activity.
Keywords: Russia, the USA, interstate relations, polar regions, Antarctic Treaty, science,
logistics, politics
For citation: Lukin V.V. Russia and the USA in the Antarctic: Common Interests and Pro-
jects. USA & Canada: Economics, Politics, Culture. 2022; 52 (9):23-42.
DOI: 10.31857/S2686673022090024
EDN: GUSVZD
ВВЕДЕНИЕ
События, происходящие в Европе с 24 февраля 2022 г., продолжают оставать-
ся в центре внимания большинства стран мира. Ход специальной военной опе-
рации России на Украине, стремительное развитие русофобии и многочислен-
ные разнообразные политико-экономические санкции западного мира против
России, серьёзные осложнения в экономике Европейского Союза после введения
эмбарго на приобретение российских энергоносителей, новые шаги по расши-
рению НАТО на северо-западных границах РФ ежедневно обсуждаются в поли-
тическом руководстве и в СМИ ведущих мировых держав. Главные роли в этих
процессах принадлежат России и США.
24
Лукин В.В. Россия и США в Антарктике: общие интересы и проекты
Lukin, V.V. Russia and the USA in the Antarctic: Common Interests and Projects
Как и во второй половине ХХ века, отношения между ними во многом опреде-
ляют сложившийся миропорядок и реальные угрозы мировой безопасности. Важ-
ное место в этом процессе занимают полярные регионы. Россия и США являются
признанными лидерами в исследованиях и освоении Арктики и Антарктики. От
государственных позиций обеих держав на Крайнем Севере и Юге Земли зависят
характер развития этих регионов и их роль в глобальной безопасности человече-
ства. Под последним обстоятельством понимаются не только вопросы сдержива-
ния их военного противостояния, но и проблематика климатических изменений,
освоения природных ресурсов и сохранения окружающей среды.
Уже более 80-ти лет политические позиции России и США находятся в цен-
тре внимания мирового сообщества. Две ядерные сверхдержавы, постоянные
члены Совета Безопасности ООН большую часть этого исторического периода
остро соперничали за распространение сфер своего влияния на различные ре-
гионы мира. Дважды это соперничество на грани острого противостояния ста-
вило мир перед угрозой начала ядерной войны. Временами противостояние
сменялось короткими периодами разрядки межгосударственной напряжённо-
сти, и тогда правительства СССР (России) и США достигали различных согла-
шений и договоров, по принятой международно-правовой форме.
Особый интерес в плане российско-американских отношений имеет Антарк-
тический регион, в котором обе державы с момента подписания в 1959 г. по
инициативе США и при активном участии СССР международного Договора об
Антарктике находят взаимопонимание. Несмотря на сложный характер их вза-
имоотношений в период холодной войны, этот Договор неожиданно объединил
советские и американские позиции в развитии международного правового ре-
жима управления Антарктикой. За 60-летний период деятельности этого акта
международного права обе страны неоднократно успешно проводили совмест-
ные научные исследования, логистические операции, мероприятия по охране
окружающей среды и укрепления мер сдерживания в распространении ядерно-
го оружия - достойный пример межгосударственного понимания и взаимодей-
ствия для использования и в других сферах международной деятельности.
Какие же мотивы объединяют государственные интересы России и США на
крайнем юге Земли? Попытаемся найти ответ на этот вопрос в предлагаемой
публикации.
РОССИЯ И США В ПОЛЯРНЫХ РЕГИОНАХ
В 2020-2022 гг. российско-американские отношения достигли своего крити-
ческого состояния: американский истеблишмент захлестнула волна русофобии,
началось взаимное закрытие консульских представительств и резкое сокраще-
ние дипломатических корпусов на территориях обоих государств. Попытки из-
менить сложившуюся ситуацию были предприняты дважды. 16 июля 2018 г. в
Хельсинки состоялась встреча президентов РФ В.В. Путина и США Д. Трампа, в
ходе которой не было достигнуто каких-либо важных решений по изменению
характера российско-американских отношений. Стороны лишь согласились, что
25
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 9: 23-42
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
необходимо предпринимать совместные усилия для их возвращения на про-
шлый уровень. 16 июня 2021 г. в Женеве прошёл новый саммит двух президен-
тов - В.В. Путина и вступившего в должность в январе 2021 г. президента США
Дж. Байдена, на котором они определили возможные сферы российско-
американских переговоров. К ним были отнесены вопросы общей борьбы с
международным терроризмом и киберпреступностью, а также обсуждение си-
туации в Арктическом регионе. Как видно, полярная тематика является одним
из первоочередных совместных государственных интересов России и США.
Что касается Северного полярного региона, то многолетнее военно-
политическое противостояние двух держав в период холодной войны и в
XXI веке не давало возможности проводить совместные акции и исследования и
в Арктике. После распада СССР были закрыты многие воинские подразделения
России на Арктическом побережье и островах Евразии, резко сокращён кора-
бельный состав российского Северного флота, значительно сократилось количе-
ство боевого патрулирования российских атомных подводных крейсеров, во-
оружённых стратегическими БР. В 1990-е годы в акваториях морей Сибирского
шельфа стали активно работать различные научные и природоохранные экспе-
диции, организованные европейскими странами, США, Китаем, Республикой
Корея, Японией. Некоторые из них носили совместный характер с российскими
коллегами. Однако в XXI веке ситуация стала меняться.
Кооперация между Россией и США в полярных регионах интенсивно разви-
валась в Антарктике. Здесь произошло прочное укрепление позиций обоих гос-
ударств.
Антарктика была открыта 200 лет назад независимо друг от друга русскими,
британскими и американскими моряками [Lukin V., Prior S., 2021]. Систематиче-
ское изучение Южного полярного региона началось в первые годы ХХ века. Ве-
дущую роль в этом играли национальные экспедиции Великобритании, Норве-
гии и Австралии. Американские исследователи также внесли значительный
вклад в этом направлении знаний. Среди них особо следует выделить Р. Бэрда
(1928-1930, 1933-1935, 1939-1941 и 1946-1947 гг.), Л. Элсуорта (1933-1939 гг.) и
Ф. Ронне (1946-1948 гг.), активно использовавших в изучении и освоении Ан-
тарктиды самолёты. Это позволило получить уникальные сведения о рельефе и
состоянии ледяного покрова центральных районов шестого континента, а также
доказать отсутствие океанического пролива, покрытого льдом между морями
Уэдделла и Росса, о существовании которого заявляли многие известные поляр-
ные учёные в начале ХХ века.
В 1939 г. в структуре ВМС США была организована Антарктическая служба,
которой было поручено заниматься вопросами изучения и освоения Антаркти-
ки. Крупномасштабные работы по картированию больших участков побережья
Восточной и Западной Антарктиды специалисты США провели в первые годы
после завершения Второй мировой войны в летних сезонах 1946-1947 и 1947-
1948 гг. Это стало возможным благодаря высокому уровню технологий, достиг-
нутого США во Второй мировой войне, при применении аэрофотосъёмки для
26
Лукин В.В. Россия и США в Антарктике: общие интересы и проекты
Lukin, V.V. Russia and the USA in the Antarctic: Common Interests and Projects
картирования подстилающей поверхности с целью составления топографиче-
ских карт на занятых противником территориях.
В начале 1950-х годов группа американских геофизиков предложила круп-
ный международный проект по изучению антарктической магнито- и ионосфе-
ры в период максимального развития солнечной активности (1957-1958 гг.). Этот
проект был поддержан Американским геофизическим союзом, Международным
советом научных союзов и Всемирной метеорологической организацией.
В дальнейшем, он был назван Международным геофизическим годом (МГГ) и
распространён на весь земной шар. Геофизические проекты были дополнены
программами по метеорологии, океанографии, геологии, геодезии и биологии.
В странах для проведения комплекса мероприятий по осуществлению програм-
мы МГГ были созданы соответствующие национальные комитеты, которые за-
нимались в том числе и организацией исследований на шестом континенте.
С этой целью США организовали антарктические станции Мак-Мердо, Бэрд,
Халлетт, Амундсен-Скотт, Плато, Уилкс, расположенные в прибрежных и внут-
риконтинентальных районах Антарктиды. Одна из них - Амундсен-Скотт рас-
полагалась на Южном географическом полюсе, что оказывало существенное
геополитическое влияние США на ранее заявленные в индивидуальном поряд-
ке правительствами Великобритании, Новой Зеландии, Австралии, Норвегии,
Франции, Чили и Аргентины территориальные сектора в Антарктиде и окру-
жающих её морских пространствах, так как все эти сектора сходились в точке
Южного полюса. Таким образом, американская станция Амундсен-Скотт стала
геополитическим центром Антарктиды. Большое внимание уделялось изучению
акваторий антарктических морей с помощью ледоколов Береговой охраны.
В этот же период стал активно функционировать «воздушный мост» между Но-
вой Зеландией и станцией Мак-Мердо, регулярные перелёты по которому осу-
ществлялись транспортной авиацией ВМС США. Это военное ведомство обеспе-
чивало и всю логистическую поддержку работы американских учёных в Ан-
тарктике в ходе ежегодных операций «ДИПФРИЗ» (DEEPFREEZE).
В Советском Союзе изучение Антарктического континента началось в 1956 г.
в рамках созданной в июле 1955 г. Комплексной антарктической экспедиции
(КАЭ) Академии наук СССР. В 1956-1958 гг. в Восточной Антарктиде открылись
исследовательские станции - Мирный, Оазис, Пионерская, Комсомольская, Во-
сток, Советская и Полюс Недоступности. В 1961-1962 гг. был осуществлён первый
межконтинентальный перелёт в Антарктиду отечественных транспортных са-
молётов Ил-18 и Ан-12 по маршруту Москва - Ташкент - Дели (Индия) - Рангун
(Бирма) - Джакарта (Индонезия) - Сидней (Австралия) - Крайсчёрч (Новая Зе-
ландия) - Мак-Мердо (Антарктида) - Мирный (Антарктида).
Таким образом, по масштабам активности выполнения программы МГГ в
Антарктике СССР и США заняли ведущие позиции, обладая самыми мощными
в антарктическом сообществе экспедиционными инфраструктурами и по до-
стоинству занимая ведущие роли в научной, практической и политической дея-
тельности Системы Договора об Антарктике.
27
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 9: 23-42
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
АНТАРКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА США
В 1959 г. функции руководства национальной Антарктической программой
США были возложены на Национальный научный фонд (NSF). Эта программа по-
лучила название Антарктическая исследовательская программа (USARP), которая в
последующие годы стала называться Антарктическая программа США (USAP).
В октябре 1970 г. президент Р. Никсон (1969-1974 гг.) сделал заявление об ан-
тарктической политике. Она заключалась в поддержке основных целей Договора
об Антарктике 1959 г., а также в развитии направлений перспективного использо-
вания живых и неживых ресурсов региона. В 1970 и в 1976 гг. СНБ США опубли-
ковал меморандумы по вопросам обеспечения американской безопасности в Арк-
тике и Антарктике. В этих документах в отношении Антарктики подтверждалась
необходимость активного присутствия США в регионе для обеспечения нацио-
нальных интересов; основным направлением этой деятельности определялись
научные исследования и их всесторонняя логистическая поддержка. В 1978 г. был
принят закон «О сохранении Антарктики» (Antarctic Conservation Act of 1978) [1].
5 февраля 1982 г. президент Р. Рейган (1981-1989) подписал Меморандум о по-
литике США в Антарктике и основных направлениях программы деятельности в
этом регионе. В нём заявлялась о необходимости всестороннего поддержания
уровня влиятельного и активного присутствия там Соединённых Штатов с помо-
щью круглогодичной деятельности трёх станций - Мак-Мердо, Амундсен-Скотт
и Палмер, а также летних полевых баз и лагерей, обеспечивающих проведение
разнообразных научных исследований. Подчёркивалась обязательность эффек-
тивного расходования финансовых средств, выделяемых в федеральном бюджете
на деятельность Антарктической программы. Относительно политики в области
освоения минеральных ресурсов Антарктики Меморандум определял срок разра-
ботки официальной позиции США по данному вопросу к 15 мая 1982 года.
9 июня 1994 г. президент У. Клинтон (1993-2001) подписал Директиву о по-
литике США в Арктике и Антарктике [2], в которой для Антарктического реги-
она были определены следующие основные цели деятельности:
- охрана окружающей среды и связанных с ней экосистем;
- сохранение и использование уникальных возможностей научных исследо-
ваний региона для понимания роли Антарктики в глобальных физических и
экологических системах;
- сохранение Антарктики в качестве района международного сотрудниче-
ства в мирных целях;
- обеспечение сохранения и устойчивого управления живыми ресурсами
Антарктики в океанах, окружающих шестой континент.
В 1996 г. по инициативе администрации У. Клинтона был создан независи-
мый Совет экспертов по науке и технологии. В своём отчёте 1997 г. об итогах и
перспективах деятельности Антарктической программы данный Совет подтвер-
дил, что эта национальная программа эффективно поддерживает обеспечение
национальных и научных интересов США в Южном полярном регионе. Дей-
28
Лукин В.В. Россия и США в Антарктике: общие интересы и проекты
Lukin, V.V. Russia and the USA in the Antarctic: Common Interests and Projects
ствующая экспедиционная инфраструктура, состоящая из трёх круглогодичных
станций и 10-12 сезонных полевых баз и лагерей, достаточно удовлетворяет су-
ществующим научным целям изучения Антарктиды. Логистическая поддержка
деятельности Программы, особенно касательно работы авиации на межконти-
нентальных трассах между Новой Зеландией и Мак-Мердо, а также внутри ше-
стого континента, создаёт значительное преимущество американской Програм-
ме перед другими национальными антарктическими программами. Выполне-
ние научных исследований, как утверждалось в этом отчёте, продолжает оста-
ваться важнейшим направлением деятельности США в Антарктике. Её даль-
нейшее развитие может осуществляться только при должном текущем финан-
сировании. Авторы отчёта указали, что политические интересы США в Антарк-
тике обеспечиваются действующей Системой Договора об Антарктике. Также
они установили, что техническое состояние станции Амундсен-Скотт и всей её
инфраструктуры практически исчерпали свои возможности и требуют замены
[2].
17 апреля 1997 г. правительство США ратифицировало Протокол по охране
окружающей среды к Договору об Антарктике 1959 г. Этот правовой акт стал ло-
гичным продолжением принятого в 1978 г. закона «О сохранении Антарктики».
В 90-е годы ХХ века и в начале XXI века США активно укрепляла свою антарк-
тическую инфраструктуру. В
1992 г. был введён в эксплуатацию научно-
исследовательский ледокол «Нафануил Палмер». В 2001 г. транспортная авиация
американских ВМС прекратила свою почти полувековую поддержку деятельно-
сти Антарктической экспедиции США и была заменена на воздушные суда и
экипажи Национальной гвардии. В 2008 г. завершилось строительство нового зи-
мовочного комплекса на станции Амундсен-Скотт, в исследованиях которой цен-
тральное место уделялось вопросам астрономии и астрофизики. Были введены в
эксплуатацию масштабный комплекс ловушек космических частиц «нейтрино»,
расположенных в толще ледяного покрова, и радиотелескоп с повышенным раз-
решением для организации наблюдений за космическим пространством. Послед-
ний был включён в глобальную сеть радиотелескопов, принявших участие в экс-
перименте по фотографированию «чёрной дыры», расположенной в центре га-
лактики «Млечный путь» на удалении от Земли в 26 тыс. световых лет. В наблю-
дениях этой глобальной сети приняли участие телескопы, расположенные в ше-
сти точках планеты, - в Мексике, на Гавайях, в Аризоне (США), Чили, Испании и
на Южном полюсе в Антарктиде. Эксперимент возглавили астрофизики амери-
канского проекта (Event Horizon Telescope). В результате семисуточного мониторин-
га было получено первое фотографическое изображение «чёрной дыры», под-
тверждающее выводы теории относительности Альберта Эйнштейна.
В 2019 г. Антарктическая программа США завершила разработку техниче-
ского проекта и всесторонней ОВОС-реконструкции крупнейшей круглогодич-
но действующей станции всего антарктического сообщества Мак-Мердо, сроки
эксплуатации которой подходят к концу или уже исчерпаны. Первый этап реа-
лизации этого проекта был запланирован на 2020-2026 гг., а полное завершение -
29
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 9: 23-42
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
на 2033 г., что будет зависеть от выделения бюджетного финансирования. Ана-
логичная ситуация возникла и в планах реализации строительства новой серии
линейных ледоколов Береговой охраны США взамен построенным в 1976 и
1978 гг. ледоколам «Полар стар» и «Полар Си». Первый из них после большого
капитального ремонта в 2012 г. был вновь введён в эксплуатацию, срок которой
завершается в 2022 г. Окончание строительства головного судна новой серии ле-
доколов планировалось на 2023 г., однако Счётная палата США отправила этот
проект общей стоимостью 9,4 млрд долл. на доработку. Таким образом, сроки
начала его реализации смещаются.
В 2010 г. Комиссия независимых экспертов, названная «Голубая лента», при-
ступила к новой оценке деятельности Антарктической программы США. В отчёте
о её работе, опубликованном в июле 2012 г., продолжается ранее принятая основ-
ная линия Программы, направленная на головную роль научных исследований в
Антарктике
[3]. Понимая, что эта деятельность в суровых природно-
климатических условиях нашей планеты чрезвычайно зависит от уровня логи-
стического обеспечения таких исследований и мер по укреплению безопасности
деятельности персонала, авторы отчёта уделили серьёзное внимание вопросам
дальнейшего развития экспедиционной инфраструктуры Программы США в
Антарктике. Именно в этом отчёте были разработаны предложения о необходи-
мости реконструкции крупнейшей американской станции в Антарктиде - Мак-
Мердо и об обеспечении сохранения окружающей среды на планете; значитель-
ное внимание уделялось экологическим аспектам деятельности США в Антаркти-
ке. В целом, данный документ можно рассматривать, как стратегию деятельности
США в Антарктике до 2030 года.
АНТАРКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РОССИИ
Глубокие политико-экономические преобразования в жизни на территории
СССР после его распада в декабре 1991 г. оказали существенное влияние на со-
кращение активности России в Антарктике. 13 января 1992 г. в ноте МИД, адресо-
ванной всем дипломатическим представительствам, аккредитованным в Москве,
указывалось, что Россия добровольно возлагает на себя все права и обязанности,
вытекающие из международных договоров и соглашений, подписанных СССР.
Таким образом, Российская Федерация с этого момента стала правопреемницей
деятельности СССР в Системе Договора об Антарктике. 9 августа 1992 г. указом
президента РФ Советская антарктическая экспедиция была переименована в Рос-
сийскую антарктическую экспедицию (РАЭ), а руководство и контроль за её дея-
тельностью были возложены на Федеральную службу по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды (Росгидромет). С 1992 по 1996 г. РАЭ ежегодно
осуществляла свою деятельность в рамках постановлений правительства РФ, од-
нако объём выделяемого на эти цели финансирования постоянно сокращался.
Реально этот процесс начался в конце 1980-х годов, что привело к закрытию стан-
ции Русская (1990 г.) и Ленинградская (1991 г.). В 1999 г. такая же участь постигла
30
Лукин В.В. Россия и США в Антарктике: общие интересы и проекты
Lukin, V.V. Russia and the USA in the Antarctic: Common Interests and Projects
главную отечественную антарктическую станцию - Молодёжная. В октябре 1996 г.
Комиссия по оперативным вопросам российского правительства рассматривала
предложение о целесообразности продолжения деятельности РФ в Антарктике.
Подготовленные в Росгидромете материалы по этому вопросу, в которых серьёз-
ное внимание было обращено на геополитические аспекты важности постоянного
присутствия России в Антарктике, повлияли на итоговое решение этого заседа-
ния. Комиссия согласилась с необходимостью продолжения деятельности РАЭ.
28 августа 1997 г. правительство РФ своим постановлением определило дальней-
шее проведение её деятельности в режиме минимально допустимых параметров,
что позволило сохранить инфраструктуру экспедиции в Антарктиде. В том же
году российское правительство установило финансирование деятельности РАЭ
через отдельную строку федерального бюджета. Эти меры позитивно сказались
на активном присутствии России в Антарктике, неразрывно связанном с проведе-
нием комплексных научных исследований в литосфере, гидросфере, криосфере,
атмосфере, магнитосфере, озоносфере, ионосфере и биосфере Южного полярно-
го региона. Большое влияние на укрепление международного престижа России в
Антарктике оказало открытие в 1994 г. подледникового озера Восток, располо-
женного под одноименной российской внутриконтинентальной станцией.
24 мая 1997 г. президент России подписал закон «О ратификации Протокола
по охране окружающей среды к Договору об Антарктике». Подзаконными ак-
тами 1997 и 1998 гг., принятыми правительством РФ, деятельность в Антарктике
российских граждан и юридических лиц могла осуществляться только на основе
специальных разрешений, выдаваемых Росгидрометом, а также определялся по-
рядок их выдачи и прекращения деятельности.
В 1999 г. началась реализация Федеральной целевой программы «Мировой
океан», в которой Южному полярному региону посвящалась подпрограмма
«Изучение и исследование Антарктики». В ней кроме выполнения научных ис-
следований предусматривалось финансирование необходимых инвестицион-
ных проектов на южном континенте.
В начале XXI века антарктическое направление в деятельности Российского
государства продолжало активно развиваться. Правительством были приняты
решения о начале проектирования и строительства нового зимовочного ком-
плекса на антарктической станции Прогресс (Оазис Холмы Ларсеманна) и ново-
го научно-экспедиционного судна для обеспечения деятельности РАЭ. Оба эти
проекта были завершены в конце 2012 г. Новое российское антарктическое суд-
но «Академик Трёшников» было названо именем создателя станции Восток, ди-
ректора ААНИИ в 1960-1981 гг. В 2001 г. возобновились межконтинентальные
полёты Ил-76 в Антарктиду (станция Новолазаревская) из Кейптауна (ЮАР).
30 октября 2010 г. правительство РФ утвердило Стратегию развития деятель-
ности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 г. и на более от-
далённую перспективу. В августе 2020 г. она была пересмотрена и дополнена на
период до 2030 г., и 30 июня 2021 г. правительство РФ утвердило План меропри-
ятий по её реализации. В этих стратегиях предусматривалось обеспечение
31
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 9: 23-42
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
национальной безопасности, экономического процветания и укрепления меж-
дународного престижа Российского государства путём реализации конкретных
мероприятий в Антарктике [Стратегия..., 2010].
С 2010 г. на российских станциях Беллинсгаузен, Новолазаревская и Прогресс
введены в эксплуатацию станции дифференциальной коррекции параметров ор-
бит отечественной спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. Все россий-
ские антарктические станции обеспечены приёмом двух центральных каналов
российского телевидения и бесплатной телефонной связью с Санкт-Петербургом.
5 февраля 2012 г. на станции Восток в глубокой ледяной скважине, пробу-
ренной российскими специалистами в леднике на глубине 3769 м, было осу-
ществлено экологически чистое проникновение в подледниковое озеро Восток.
В 2019 г. начались подготовительные работы к проектированию строитель-
ства нового научно-экспедиционного судна для обеспечения деятельности РАЭ
взамен НЭС «Академик Фёдоров», которому на тот момент исполнилось уже
32 года. В том же году было образовано частно-государственное партнёрство для
строительства нового зимовочного комплекса на станции Восток, в котором
частные инвесторы финансировали работы по проектированию и изготовлению
строительных конструкций станции. Правительство брало на себя обязательство
по оплате транспортировки строительных грузов в Антарктиду и к месту со-
оружения новой станции, а также приобретение научного оборудования.
Продолжалось развитие правового обеспечения деятельности России в Ан-
тарктике. Так, 5 июня 2012 г. был принят закон «О регулировании деятельности
российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике», который в
2019-2021 гг. был подкреплен 13-ю подзаконными актами. Всего за время суще-
ствования Российской Федерации как субъекта международного права приня-
тые нормативно-правовые акты в отношении Антарктики включали четыре фе-
деральных закона, пять указов президента, 22 постановления и 23 распоряжения
правительства. В утверждённой президентом В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.
«Концепции внешнеполитической деятельности Российской Федерации» ука-
зывается, что в отношении Антарктики РФ опирается на сохранение и даль-
нейшее развитие действующей Системы Договора об Антарктике 1959 г.; в
«Морской доктрине России» от 2015 г. выделяется новое отдельное направление
морской деятельности государства - антарктическое [Указ Президента Россий-
ской Федерации…, 2016].
РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В АНТАРКТИКЕ
Научное сотрудничество двух крупнейших ядерных держав мира в Антарк-
тике началось в 1956 г. при подготовке проведения Международного геофизиче-
ского года (МГГ) 1957-1958 гг., когда национальные антарктические программы
обоих государств приступили к регулярному обмену научными специалистами
и кооперации в различных разделах метеорологии, геофизики, гляциологии и
океанографии.
32
Лукин В.В. Россия и США в Антарктике: общие интересы и проекты
Lukin, V.V. Russia and the USA in the Antarctic: Common Interests and Projects
Вступившая более 60-ти лет назад в правовую силу Система Договора об Ан-
тарктике продолжает оставаться главным элементом сохранения Южного по-
лярного региона в качестве области мира и отсутствия межгосударственных
конфликтов. Этот правовой акт определил регион планеты, находящийся к югу
от параллели 60°ю.ш., областью мира, международного сотрудничества, науки и
охраны окружающей среды. В нём было запрещено проведение ядерных взры-
вов и захоронение радиоактивных материалов. Эти обстоятельства определили
Договор об Антарктике в качестве первого международно-правового акта по
разоружению и запрещению ядерных испытаний. Договор об Антарктике был
открыт для присоединения заинтересованных государств, и на 2021 г. его чле-
нами стали 54 государства, представляющие все населённые континенты, веду-
щие экономически развитые державы и лидеров научно-технического прогресса
мира. Несмотря на глубокие политические, экономические и военные противо-
речия, атмосферу подозрительности и недоверия в период холодной войны,
СССР и США постепенно сближали свои позиции в ходе подготовки и проведе-
ния антарктической конференции 1959 г. и в сформированном в период МГГ
международном антарктическом сообществе [Лукин В.В., Тимохин К. 2020].
В своих политических заявлениях в отношении Антарктики правительства
России и США неоднократно упоминали о своей приверженности к укрепле-
нию и необходимому развитию правовых основ Договора об Антарктике.
30 декабря 1991 г. Советский Союз официально прекратил своё существование
в качестве субъекта международного права, его место и роль в Системе Договора
об Антарктике заняла Российская Федерация. Сформированное в 1992 г. россий-
ско-американское сотрудничество за последние 30 лет претерпевало значитель-
ные изменения. Однако оно продолжало сохраняться и даже получило новый им-
пульс развития. С начала 1990-х годов национальные антарктические программы
России и США приступили к реализации двухсторонних совместных проектов в
науке, логистике и охране окружающей среды Южного полярного региона. По-
лученные результаты впечатляли своей оригинальностью и масштабами.
Первым из таких проектов стала совместная российско-американская науч-
ная дрейфующая станция в антарктическом море Уэдделла. Идея этого проекта
возникла в 1989 г. среди участников совместной советско-американо-германской
зимней экспедиции в море Уэдделла на советском экспедиционном судне «Ака-
демик Фёдоров» и германском «Поларштерн». В ходе этого эксперимента иссле-
дователи неоднократно высаживались на дрейфующий лёд для выполнения
краткосрочных натурных экспериментов. Анализ полученных результатов под-
сказывал, что организация подобных исследований в долгосрочном плане (не-
сколько месяцев) позволит ответить на многие до тех пор неразрешимые вопро-
сы. В итоге участники экспедиции договорились о проработке проекта создания
дрейфующей антарктической станции по типу аналогичных природных иссле-
довательских платформ, которые активно применялись специалистами СССР и
США в 1950-е - начале 1990-х годов в Арктике. Первое рабочее совещание по
обсуждению этого проекта состоялось в Ленинграде (Санкт-Петербург) в январе
33
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 9: 23-42
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
1990 г. В нём приняли участие представители ААНИИ, ННФ, Колумбийского и
Вашингтонского университетов США, а также Института морских и полярных
исследований им. А. Вегенера (ФРГ) и Полярного института им. Р. Скотта (Ве-
ликобритания). Участники этой встречи единодушно поддержали проект со-
здания дрейфующей научной станции в Антарктике, наиболее предпочтитель-
ным местом для которой была выбрана юго-западная часть моря Уэдделла.
Большую дискуссию вызвал вопрос необходимости создания научного лагеря на
дрейфующем морском льду или использования для этих целей вмороженного в
ледяной покров научно-исследовательского судна. Безусловно, размещение экс-
педиционного персонала на судне в большей степени отвечало требованиям
безопасности его работы и комфорта проживания. В то же время механическое,
тепловое и электромагнитное влияние самого судна вносило серьёзное искаже-
ние в работу исследовательской аппаратуры, применяемой для изучения при-
родных процессов в океане, атмосфере и ледяном покрове микро- и мезомас-
штабов. Решающим фактором, определившим преимущество организации ле-
дового лагеря, стало сравнение экономических показателей стоимости обоих
вариантов. Их сравнение при использовании российского экспедиционного
судна «Академик Фёдоров» и организации ледового лагеря показывало, что
экономически более выгодным становился судовой вариант, если продолжи-
тельность эксперимента была менее 45-ти суток. Если полевые исследования
планировалось проводить несколько месяцев, то вариант ледового лагеря был
более дешёвым. Этот подход и определил судьбу будущего эксперимента в море
Уэдделла: было решено создать международную дрейфующую станцию.
Следующая встреча прошла в мае 1990 г. в ННФ в Вашингтоне. Для участия в
нём прибыли только специалисты ААНИИ, так как коллегам из Германии и Ве-
ликобритании их правительства отказались финансировать участие в этом экс-
перименте. В то же время Институт им. А. Вегенера предоставил советским спе-
циалистам два места для участия в антарктическом рейсе судна «Поларштерн» в
южную часть моря Уэдделла в начале 1991 г. для осуществления специальных
рекогносцировочных исследований морского ледяного покрова с целью опреде-
лить возможность создания на нём научной станции. Эти работы были проведе-
ны в январе-марте 1991 г. автором данной статьи. Они показали, что планируе-
мый эксперимент имеет большую вероятность успешного проведения.
В январе 1992 г. Российская Федерация приняла на себя ответственность по
организации совместной с США антарктической дрейфующей станции, полу-
чившей название Уэдделл-1. С российской стороны в этой совместной экспеди-
ции принимали участие 15 специалистов (девять учёных и шесть человек логи-
стического персонала: три инженера-механика, врач, повар и начальник стан-
ции). Американскую сторону представляли 12 научных специалистов и шесть
человек логистического персонала (менеджер, 4 пилота вертолётов и повар).
Начальником станции стал автор этой статьи, обладавший большим опытом
работы на дрейфующих льдах в Арктике. Научные работы на станции Уэдделл-
34
Лукин В.В. Россия и США в Антарктике: общие интересы и проекты
Lukin, V.V. Russia and the USA in the Antarctic: Common Interests and Projects
1 были сфокусированы на исследованиях по физической и химической океано-
логии, метеорологии, ледоведению и морской биологии.
Американский (Колумбийский, Вашингтонский и Калифорнийский уни-
верситеты и Лаборатория по изучению холодных районов в интересах армии
США) и российский (ААНИИ, Институт океанологии РАН и Институт медико-
биологических проблем РАН) составы экспедиции соединились в Монтевидео
(Уругвай), где они сели на борт судна «Академик Фёдоров» в конце января
1992 г. Поиск льдины для организации станции проводился с помощью россий-
ского судового вертолёта, и уже во время второго разведывательного полёта не-
обходимая льдина была найдена в точке с координатами 71°36'ю.ш., 49°45'з.д.
размером 2,5х1,6 км со средней толщиной 1,5 м ( при максимальной толщине
4,3 м). 12 февраля 1992 г. российско-американская станция Уэдделл-1 была тор-
жественно открыта. Дрейф ледового лагеря Уэдделл-1 проходил над материко-
вым склоном вдоль восточного побережья Антарктического полуострова. Его
общая протяжённость составила 750 км в генеральном направлении 352° со
средней скоростью около трёх морских миль в сутки. Работа станции продолжа-
лась до 9 июня 1992 г., когда оборудование и личный состав станции были при-
няты на российское судно «Академик Фёдоров» и американское «Нафануил
Палмер» в точке с координатами 65°38'ю.ш., 52°25'з.д.
Совместные российско-американские исследования на станции Уэдделл-1
проводились в практически неизученном регионе Южного океана на восточной
периферии гигантского циклонического круговорота вод и льдов моря Уэдделла,
который оказывает серьёзное влияние на всю циркуляцию вод Южного океана.
Океанографические исследования выполнялись как по маршруту дрейфа, так и
на четырёх разрезах, перпендикулярных генеральному вектору дрейфа в направ-
лении с запада на восток с помощью американских станционных вертолётов Bell-
212. Эти работы показали, что район континентального шельфа, примыкающего
к восточному побережью Антарктического полуострова, является одним из глав-
ных центров формирования холодных донных вод Южного океана, оказывающих
существенное влияние на глобальную циркуляцию всего Мирового океана.
Наблюдения за состоянием и короткопериодной изменчивостью приземной ат-
мосферы выявили существенные региональные особенности взаимодействия ат-
мосферы и океана через морской лёд; при этом были определены величины пото-
ков обмена теплом и импульсом турбулентного перемешивания воздуха надо
льдом. С помощью оригинальной сейсмической аппаратуры на станции были
зарегистрированы и изучены величины деформации дрейфующего льда, связан-
ные с такими природными явлениями, как образование трещин и разводий, гряд
торосов, формирование и обрушение айсбергов. Гидробиологические исследова-
ния дали возможность определить особенности жизненного цикла фитопланкто-
на в море Уэдделла в холодный зимний период. Оказалось, что его концентрация
в этот сезон года резко увеличивается в нижнем слое ледяного покрова, в котором
зарегистрированы значительные величины содержания хлорофилла.
35
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 9: 23-42
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
В целом, проведённые российско-американские исследования стали уни-
кальным примером организации комплексного изучения антарктических морей
с применением нового для исследований Южной полярной области метода
дрейфующих научных станций, расположенных на морском льду Южного оке-
ана [Weddell G. 1993]. Такая работа стала возможной только при объединении
наиболее профессиональных и опытных полярных исследователей, которыми
обладают национальные антарктические программы России и США. Предвари-
тельные научные результаты работы научной станции Уэдделл-1 были обсуж-
дены на ежегодной зимней сессии Американского геофизического союза в
г. Сан-Франциско в декабре 1992 года [Лукин, 2022].
Весной 1991 г. из эксплуатации был выведен советский грузопассажирский
среднемагистральный самолёт Ил-14, оборудованный лыжными шасси. На этом
типе самолёта с конца 1959 г. ежегодно осуществлялись полёты по снабжению внут-
риконтинентальной станции Восток. К этому моменту советская авиационная про-
мышленность не имела подобного типа воздушного судна, приспособленного для
посадок на снежно-ледяной покров Центральной Антарктиды. Самолёты с колёс-
ными шасси не могли воспользоваться существующей взлётно-посадочной полосой
на станции Восток из-за специфических физико-механических свойств снега в этом
регионе. На помощь советским полярникам для операций по доставке и вывозу
персонала сезонного и зимовочного составов станции Восток, а также доставке про-
дуктов питания, боящихся мороза, пришли авиационные специалисты Антаркти-
ческой программы США. Начиная с сезона 1991-1992 гг. по февраль 2003 г. на само-
лётах LC-130 с американской антарктической станции Мак-Мердо выполнялось
три-четыре (в ноябре, феврале) полёта за сезон на станцию Восток. Российские по-
лярники прибывали в новозеландский Центр антарктических исследований в
г. Крайстчёрч рейсовыми самолётами, а на станцию Мак-Мердо и обратно в Край-
стчёрч они использовали экспедиционные самолёты США. Эти полёты американ-
ской авиации рассматривались в качестве вклада американской стороны в проведе-
ние совместных исследований по глубокому бурению и реконструкции палеокли-
мата по данным ледяных кернов на станции Восток. Исследования были прекра-
щены в связи с завершением этих совместных работ.
В летнем сезоне 1991-1992 гг. американские и российские полярники провели
цикл работ по изучению донных отложений в озёрах оазиса Бангера с целью от-
работки эффективных методик поиска живых организмов на других космических
объектах Солнечной системы. С американской стороны в этом эксперименте
участвовали сотрудники Института пустынь, а с российской - учёные ААНИИ.
Начиная с сезона 2007-2008 гг. подобные исследования были продолжены в оазисе
Вестфоль на озере Унтерзее. На этот раз российских специалистов представляли
сотрудники Института микробиологии и Института физико-химических и мик-
робиологических проблем почвоведения РАН, а американскую - специалисты
различных университетов США и некоторых исследовательских центров НАСА.
Эти работы продолжались на протяжении нескольких летних антарктических
сезонов, финансирование которых обеспечивалось одним из исследовательских
36
Лукин В.В. Россия и США в Антарктике: общие интересы и проекты
Lukin, V.V. Russia and the USA in the Antarctic: Common Interests and Projects
фондов НАСА. В связи с тем, что данные исследования проводились в рамках
совместных российско-американских экспериментов, официальное разрешение
на их выполнение в Антарктике выдавалось в соответствии с принятой в России
процедуре по заявке, составленной в Арктическом и антарктическом НИИ.
В январе-феврале и в ноябре-декабре 2012 г. США и Россия по предвари-
тельной договорённости, достигнутой в 2011 г. в Буэнос-Айресе на XXXIV Кон-
сультативном совещании Договора об Антарктике (КСДА) - высшего органа
управления этим актом международного права, провели совместную инспекцию
антарктических станций различных Консультативных сторон Договора. В нача-
ле года состоящая из четырёх представителей каждой из сторон совместная рос-
сийско-американская команда с базированием на американской станции Мак-
Мердо осуществила инспекцию новозеландской базы Скотта, итальянской базы
Марио Жукелли и франко-итальянской станции Купол Конкордия. В конце
2012 г., инспекция базировалась на российских станциях Новолазаревская и
Прогресс, выполнив контрольные проверки деятельности индийских антаркти-
ческих станций Мейтри и Бхарати, китайской Зонг Шан, японской Сева, бель-
гийской Принцесса Элизабет и норвежской Тролл. Для РФ это была первая ин-
спекция в Антарктике, которая проводилась после 1991 г., причём впервые Рос-
сия объединяла свои усилия в этом направлении с иностранным партнёром, ко-
торым стали США. Американскую инспекционную команду представляли по
два сотрудника Госдепартамента и ННФ, Российскую - по два специалиста от
МИД и Российской антарктической экспедиции ААНИИ. Результаты инспек-
ции были соответственно доложены на XXXV КСДА в июне 2012 г. в австралий-
ском г. Хобарте (первый этап) и на XXXVI КСДА в мае 2013 г. в Брюсселе (второй
этап). 5 февраля 2012 г. на станции Восток в глубокой ледяной скважине, пробу-
ренной российскими учёными в леднике на глубине 3769 м, было осуществлено
экологически чистое проникновение в подледниковое озеро Восток [4]; [5].
Представленные антарктическому сообществу отчёты инспекции произвели
глубокое впечатление на большинство Консультативных сторон, которые не
предполагали возможности политической кооперации России и США в этом
компоненте антарктической деятельности. Работа российско-американской ин-
спекции легла в основу Меморандума о взаимопонимании по сотрудничеству в
Антарктике между правительствами РФ и США, подписанного 8 сентября
2012 г. во Владивостоке С.В. Лавровым и госсекретарём Х. Клинтон.
В то же время Россия и США имели серьёзные разногласия по некоторым
вопросам деятельности Системы Договора об Антарктике. Примером этому мо-
жет служить организация Морского охраняемого района (МОР) в Антарктике.
Впервые данный вопрос был поднят участниками Международной конферен-
ции ООН по биологическому разнообразию в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, где
предлагалось создать систему МОР в Мировом океане. В 2002 г. на саммите по
устойчивому развитию в г. Йоханнесбурге (ЮАР) данное предложение было
сделано и в отношении Южного океана. В 2007 г. на ХХХ КСДА в г. Нью-Дели
37
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 9: 23-42
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
было решено передать рассмотрение вопросов организации МОР в Антарктике
в Комиссию по сохранению морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ).
Данная Комиссия начала обсуждение этих вопросов в 2009 г. на XXVIII сес-
сии АНТКОМ. В 2011 г. на её ХХХ сессии была принята Мера по сохранению 91-
04 «Общая система для создания морских охраняемых районов АНТКОМ». В том
же году делегация США и Новой Зеландии представили проект организации
обширного МОР в море Росса, но проект не был принят из-за отсутствия кон-
сенсуса по этому вопросу. Одним из противников данного проекта выступила
Россия. Она в 2014 г. на XXXVII КСДА в г. Бразилиа представила свой рабочий
документ РД-20 «Морские охраняемые районы в Системе Договора об Антарк-
тике», в котором принципиально поддерживалась идея создания МОР в Ан-
тарктике, но при этом подробно излагались дополнительные вопросы, требо-
вавшие необходимого урегулирования. В 2016 г. на XXXV сессии АНТКОМ Рос-
сия согласовала возможность создания данного МОР при условии организации
международного научного мониторинга за состоянием морского биоразнообра-
зия. Однако программа такого мониторинга до 2021 г. не была подготовлена и,
соответственно, не была принята.
После прекращения деятельности СССР в качестве субъекта международно-
го права мировое сообщество стало проявлять повышенный интерес к вопросам
безопасности ядерных объектов и хранению радиоактивных материалов на тер-
ритории РФ в новых политико-экономических реалиях. В результате было раз-
работано несколько национальных и международных нормативно-правовых
документов по обеспечению требований экологической безопасности в этой
сфере деятельности.
Повышенный интерес у европейских и американских коллег вызывали мно-
гочисленные радиоизотопные термоэлектрические генераторы (РИТЭГ), уста-
новленные ещё на территории СССР для энергетического обеспечения различ-
ных автономных измерительных средств мониторинга окружающей среды и
радиомаяков. На территории РФ их насчитывалось более тысячи. В основном
они располагались в труднодоступных районах Арктики и Дальнего Востока.
Кроме угрозы возможного радиоактивного заражения окружающей среды,
РИТЭГ могли заинтересовать различные террористические организации для их
использования в качестве «грязной атомной бомбы» в местах большого скопле-
ния людей. Данные обстоятельства вызывали повышенную озабоченность зару-
бежных специалистов. Этот вопрос был рассмотрен Контактной экспертной
группой МАГАТЭ в феврале 2005 г. в г. Осло. Осознавая всю технологическую и
финансовую сложность данного вопроса, международное сообщество высказа-
лось за необходимость проведения подобных работ на основе кооперации Рос-
сии с другими заинтересованными странами. Повторно этот вопрос был рас-
смотрен 23-25 апреля 2008 г. в Москве на совещании тех же экспертов (из Вели-
кобритании, Германии, Канады, Норвегии, РФ, США, Швеции, Франции и
Финляндии) в Курчатовском институте, при финансовой поддержке Министер-
ства энергетики США. Данное совещание организовало Международную кон-
38
Лукин В.В. Россия и США в Антарктике: общие интересы и проекты
Lukin, V.V. Russia and the USA in the Antarctic: Common Interests and Projects
тактную группу, которая дважды в год собиралась для подведения итогов по
удалению советских РИТЭГ из мест их установки для дальнейшей утилизации
на специализированных предприятиях Федерального агентства по атомной
энергетике России (Росатом). Американская сторона стала наиболее значимым и
эффективным партнёром России в осуществлении этого проекта.
С самого начала работы Международной контактной группы российские
специалисты указывали на необходимость распространения данного проекта и
на Антарктический регион, где продолжали находиться четыре советских
РИТЭГ, установленные в 1980-е годы в различных точках шестого континента.
Операция по их вывозу из Антарктики стала новой вехой российско-
американского взаимодействия, где совпали интересы обеих сторон и в области
снижения глобальной угрозы, и в области охраны окружающей среды Антарк-
тики. В связи с этим Национальное управление по ядерной безопасности
(NNSA) при Минэнергетике США приняло решение о проведении исследова-
ния по технико-экономическому обоснованию этих работ. 2 февраля 2012 г. про-
ектная группа Ливерморской национальной лаборатории и Научно-
исследовательский институт технической физики и автоматизации (НИИТФА)
Росатома окончательно согласовали контракт по выполнению технико-
экономического обоснования вывоза РИТЭГ. Данный российский институт был
непосредственным разработчиком этого типа РИТЭГ, которые продолжали
находиться в Антарктиде. Работа была выполнена сотрудниками НИИТФА при
участии специалистов ААНИИ, и РИТЭГ были переданы американским парт-
нёрам 11 февраля 2013 г. В дополнение к техническому контракту был разрабо-
тан подробный план логистических природоохранных операций и получены
необходимые разрешительные документы на вывоз РИТЭГ из Антарктиды. Бы-
ло организовано обучение экспедиционного персонала, экипажей воздушных и
морских судов, привлекаемых к данной операции, и получение ААНИИ необ-
ходимых лицензии Ростезхнадзора и разрешения Росатома на выполнение этих
работ. После получения ААНИИ всех необходимых разрешительных докумен-
тов, 25 мая 2014 г., между Минэнергетики США и ААНИИ был заключён дого-
вор о материально-техническом обеспечении вывоза четырёх советских РИТЭГ
из Антарктиды. Работы по их разборке и дальнейшей утилизации были возло-
жены на НИИТФА. Непосредственно вывоз в Санкт-Петербург проводился с
22 февраля по 18 мая 2015 г. в период выполнения антарктического рейса науч-
но-экспедиционного судна «Академик Фёдоров». Четыре РИТЭГ погрузили на
борт судна: по одному на станциях Прогресс и Новолазаревская и два с полевой
базы Молодёжная. На станцию Прогресс РИТЭГ доставили с Купола Б с помо-
щью специального санно-гусеничного похода. Все работы были проведены без-
аварийно и в плановые сроки. Разборка РИТЭГ осуществлялась в НИИТФА, а их
утилизация - на одном из специализированных предприятий Росатома [6]. Ре-
зультаты выполненных работ были представлены в совместном документе Рос-
сии и США [7] на XXXVIII КСДА в 2015 г. в г. София (Болгария).
39
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 9: 23-42
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Ещё одна совместная российско-американская операция была осуществлена
в 2021 г.: 26 и 29 ноября российский транспортный самолёт Ил-76, работающий в
Антарктиде по международной корпоративной авиационной программе
ДРОМЛАН, выполнил два полёта по заказу Антарктической программы США
из чилийского Пунта-Аренаса в восточную часть Земли Мэри Бэрд для пара-
шютного десантирования авиатоплива в бочках. Данное топливо требовалось
американским коллегам для обеспечения внутриконтинентального перелёта их
экспедиционных среднемагистральных самолётов со станции Мак-Мердо на
британскую станцию Ротера. В две точки было сброшено 208 бочек с авиакеро-
сином. В подготовке парашютных платформ и креплении на них груза прини-
мали участие российские специалисты.
С 23 мая по 2 июня 2022 г. в Берлине проходило заседание очередного XLIV
Консультативного совещания по Договору об Антарктике. В ходе заседаний де-
легация Украины представила информационный документ № ИД-85, в котором
осуждалась «агрессивная политика России» в отношении Украины и её влияние
на осуществление деятельности украинской антарктической программы. Деле-
гация США активно поддерживала эту критическую риторику по отношению к
РФ и при выступлении главы российской делегации поддержала демарш укра-
инской делегации, покинув вместе с ней зал заседаний. Очевидно, подобная по-
зиция была заготовлена политическим руководством Госдепартамента.
Однако, как представляется, существуют объективные предпосылки сохра-
нения практических связей Российской антарктической экспедиции и Антарк-
тической программы США в предстоящем сезоне 2022-2023 годов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За более чем 60 лет совместной российско-американской деятельности в Ан-
тарктике она осуществлялась по всем основным направлениям государственных
интересов в этом регионе: решались политико-правовые, экспедиционные, ре-
сурсные, научные и природоохранные вопросы (исключение составляли лишь
вопросы туризма). Причём российско-американское сотрудничество в Антарк-
тике проводилось вне зависимости от реальных двусторонних и международных
отношений в других географических регионах. Этот факт демонстрирует не-
официальное желание правительств обеих держав сохранять межгосударствен-
ную кооперацию в тех направлениях, которые не требуют значительных усту-
пок при достижении компромисса и консенсуса в принятии решений, а также
не влияют на основные аспекты их внешней политики, экономики и обороно-
способности. Безусловно, антарктический регион обладает специфическими
характеристиками, главными из которых являются его значительная удалён-
ность, отсутствие основных практических видов деятельности, а также запрет на
использование его в военных целях, что обеспечивает очевидную простоту до-
стижения консенсуса. Несмотря на всю сложность современных межгосудар-
ственных отношений, устойчивое сохранение отдельных видов сотрудничества
40
Лукин В.В. Россия и США в Антарктике: общие интересы и проекты
Lukin, V.V. Russia and the USA in the Antarctic: Common Interests and Projects
России и США является важным аргументом для возможного развития коопера-
ции в будущем при наступлении очередного этапа разрядки.
Данный подход является частным мнением автора статьи, который никогда
не работал в российских внешнеполитических структурах, но обладает боль-
шим опытом работы в различных органах Системы Договора об Антарктике.
ИСТОЧНИКИ
1. Antarctic Conservation Act of 1978 (Public Law 95-541). National Science Foundation,
Arlington, 1995, 223 p.
2. The United States in Antarctica. Report of the U.S. Antarctic Program. External Panel.
Washington, D.C. April 1997. 94 p.
3. More and better science in Antarctica through increased logistical effectiveness. Report of
the U.S. Antarctic Program Blue Ribbon Panel. Washington, D.C. 2012. 224 p.
4. United States-Russia Joint Inspection Team. U.S. - Russian Report of Inspection under Ar-
ticle VII of the Antarctic Treaty and Article 14 of the Protocol on Environmental Protection.
United States Department of State. 2012. 28 p.
5. Report of Russia-U.S Joint Antarctic Inspection. Under Article VII of the Antarctic Treaty
and Article 14 of the Protocol on Environmental Protection to the Antarctic Treaty. SPb.
AARI.2013. 44 p.
6. Antarctica Radioactive Source Recoveries. A Complex U.S-Russian Cooperative Efforts.
Lawrence Livermore National Laboratory, Arctic and Antarctic Research Institute. SPb., Geo-
Graph Publishing House 2017, 65 p.
7. IP-068 Russia-U.S. Removal of Radioisotope Thermoelectric Generators from the Antarc-
tic. XXXVIII ATCM. 2015. Sophia. Bulgaria.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Лукин В.В. 2018. Холодная война на дрейфующих льдах. Звезда №7:194-230.
Лукин В.В., Тимохин К. 2020. Как создавался правовой режим управления Антаркти-
кой. Международная жизнь №5: 90-107.
Лукин В.В. На льдине через море Уэдделла. Снег и Лед, Т.62 №2. М.: Изд. РАН. 305-320.
Саватюгин Л.М. 2004. Российская наука в Антарктике. М.: Изд. дом Городец, 2004, 302
с. (+in English in References).
Саруханян Э.И. 1980. Структура изменчивости Антарктического циркумполярного
течения. Л.: Гидрометеоиздат, 120 с. (+ in English in References).
Слевич С.Б. 1968.Ледяной материк сегодня и завтра. Л.: Гидрометеоиздат, 287 с. (+ in
English in References).
Стратегия развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до
2020 года и на более отдаленную перспективу. г. Обнинск, 2010, 28.
Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. №640 «Об утверждении
Концепции внешней политики Российской Федерации.
REFERENCES
Dewart G. 1989. Antarctic Comrades: An American with the Russians in Antarctica. The
Ohio State University Press, 194 р.
Lukin V. 2014. Russia's current Antarctic police. The Polar Journal. No.1. P 199-222.
41
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2022; 9: 23-42
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Lukin V., Prior S. 2021. Searching for the Antarctic: By Whom, When and How Was the
Antarctic Continent Discovered? A Russian Perspective. Horizons in Earth Science Research.
Volume 21, Nova Science Publishers, 2021. ISBN: 978-1-53619-835-5.
Savatugin L.M. 2004. Russian Science in the Antarctic. M.: Publishers Gorodets, 2004, 302 p.
(+in English in References).
Sarakhunian E.I. 1980. Structure of variability of the Antarctic circumpolar current. L.
Gidrometeoizdat. 120 p. (+in English in References
Slevich S.B. 1968. Ice continent today and tomorrow. L.: Gidrometeoizdat, 287 p. (+in Eng-
lish in References).
Weddell Gordon A. 1993. Sea Exploration from Ice Station. Eos Transactions, American Ge-
ophysical Union, Vol. 74, No. 11, p. 121, 124-126.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
ЛУКИН Валерий Владимирович,
Valery V. LUKIN, Russian oceanologist,
российский океанолог, полярник. Ру-
polar explorer. Head of the Department
ководитель отдела Российской антарк-
of the Russian Antarctic expedition, Arc-
тической экспедиции, Арктический и
tic and Antarctic Research Institute
антарктический
научно-исследова-
(AARI).
тельский институт (ААНИИ).
38, Bering str., St. Petersburg
199397,
Российская Федерация 199397. Санкт-
Russian Federation
Петербург, ул. Беринга, 38.
Статья поступила в редакцию / Received 2.06.2022.
Поступила после рецензирования / Revised 17.06.2022.
Статья принята к публикации / Accepted 18.06.2022.
42