Панов А.Н. Японо-американский военно-политический союз: секреты долголетия
Panov, A.N. The Japanese-American Military-Political Alliance: Secrets of Longevity
УДК: 327
DOI: 10.31857/S2686673023010017
EDN: GYYVHP
Японо-американский военно-политический союз:
секреты долголетия (ч.2)*
А.Н. Панов
Институт США и Канады имени академика Г.А. Арбатова
Российской академии наук (ИСКРАН)
Российская Федерация, 121069 Москва, Хлебный пер., д.2/3.
РИНЦ ID: 626113
ORCID: 0000-003-0236-3756
e-mail: panov.taishi@yandex.ru
Резюме: В статье рассматривается эволюция японо-американского военно-
политического союза в конце ХХ - начале XXI века под воздействием возросшего полити-
ческого, экономического и военного потенциала Японии, а также радикальной перестройки
международных отношений в период разрядки советско-американских отношений, оконча-
ния холодной войны, распада Советского Союза, возвышения Китая, обострения междуна-
родной обстановки после начала специальной военной операции России на Украине.
Оценивается военный потенциал Японии, способность сил самообороны отражать
ограниченное нападение на японскую территорию и планы японского правительства по
совершенствованию оборонного потенциала страны.
При этом отмечаются серьёзные недостатки японского потенциала сдерживания
возможных угроз безопасности и сохранение опоры на «ядерный зонтик» США и по-
мощь американских войск по отражению агрессии.
В связи с этим прогнозируется, особенно с учётом радикально изменившейся меж-
дународной обстановки в глобальном масштабе и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в
частности, большая вероятность сохранения японо-американского военно-поли-
тического союза.
Ключевые слова: разрядка напряжённости, холодная война, распад СССР, возвыше-
ние Китая, обострение российско-американских отношений, сохранение японо-
американского военно-политического союза
Для цитирования: Панов А.Н. Японо-американский военно-политический союз:
секреты долголетия. США & Канада: экономика, политика, культура. 2023; 53 (1): 5-20.
DOI: 10.31857/S2686673023010017
EDN: GYYVHP
The Japanese-American Military-Political Alliance:
Secrets of Longevity (pt. 2)
A.N. Panov
Georgy Arbatov Institute for U.S. and Canada Studies,
Russian Academy of Sciences (ISKRAN).
2/3. Khlebny pereulok, 121069 Moscow, Russian Federation
РИНЦ ID: 626113
ORCID: 0000-003-0236-3756
e-mail: panov.taishi@yandex.ru
* Окончание. Начало см.: США & Канада: экономика, политика, культура. 2022. № 12. - Ред.
5
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2023; 1: 5-20
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Abstract: The article analyzes an evolution of the Japanese-American military-political al-
liance in the end of XX - in the beginning of XXI centuries under influence of the increased of
political, economical and military potential of Japan and also radical reorganization of interna-
tional relations in the period of detente in Soviet-American relations, in the end of cold war,
disintegration of the Soviet Union, the rise of China, aggravation of international situation after
the start of the limited special operation of Russia in Ukraine.
Military potential of the Japanese was evaluated, as well as the possibility of Japanese self-
defense forces to repel limited attack on Japanese territory and plans of the government of Ja-
pan for improvement of the defense potential of the state.
With it all, there are noted a serious shortcomings of Japanese potential of deterrence of
possible threats for security and preservation of relay on the U.S. «nuclear umbrella», as well
as assistance of American armed forces in repel of aggression.
In this connection, there is a prognosis, especially in view of radically changes global in-
ternational situation and relations in the Asia-Pacific region, that the Japanese-American mili-
tary-political alliance will be preserved in all probability.
Keywords: detente of tensions, cold war, disintegration of the Soviet Union, rise of China,
aggravation of Russian-American relations, military potential of Japan, preservation of Japa-
nese-American military-political alliance
For citation: Panov A.N. The Japanese-American Military-Political Alliance: Secrets of
Longevity. USA & Canada: Economics, Politics, Culture. 2023; 53 (1): 5-20.
DOI: 10.31857/S2686673023010017
EDN: GYYVHP
ВВЕДЕНИЕ
После заключения в 1960 году Договора безопасности с США Япония пред-
приняла и предпринимает меры по совершенствованию собственного оборон-
ного потенциала. Преследуются две основные цели: создать возможности для
отражения ограниченного вооружённого нападения на японскую территорию, а
также повысить роль Токио в японо-американском военно-политическом союзе.
При этом укрепляется сотрудничество с США в военной сфере. Имеется в виду,
что в случае агрессии против Японии, которую она не сможет отразить своими
средствами, на помощь придут американские вооружённые силы.
ЯПОНО-АМЕРИКАНСКИЙ СОЮЗ В 1970-1980-е годы.
ВОЗВРАЩЕНИЕ АРХИПЕЛАГА РЮКЮ
Согласно Сан-Францисскому мирному договору 1951 г., США получили
фактически бессрочное право на административное управление архипелагом
Рюкю с его главным островом Окинава.
В начале 60-х годов ХХ века в широких кругах японской общественности
проблема возвращения находившихся под контролем США территорий стала
приобретать характер общенационального движения.
Впервые тему возвращения островов Рюкю поднял премьер-министр Э. Сато
на переговорах с президентом Л. Джонсоном в ноябре 1967 г., и по их итогам
американская сторона согласилась совместно с японским правительством пере-
6
Панов А.Н. Японо-американский военно-политический союз: секреты долголетия
Panov, A.N. The Japanese-American Military-Political Alliance: Secrets of Longevity
сматривать статус этих островов для возвращения в перспективе администра-
тивных прав над ними Японии [Вербицкий С.И. 1972: 206].
В совместном коммюнике по итогам переговоров в Вашингтоне в ноябре
1969 г. премьер-министра Э. Сато и президента Р. Никсона было объявлено о
достижении договорённости о возвращении Окинавы Японии в 1972 г. и о при-
менении в отношении острова после его возвращения Японии всех положений
Договора безопасности и сопутствующих соглашений без каких-либо изъятий.
Тогда возник вопрос: сохранится ли на американских базах на Окинаве
ядерное оружие или будет применяться политика «трёх неядерных принципов»
японского правительства.
Японский парламент в ноябре 1971 г. принял резолюцию с требованием к
правительству добиваться возвращения Окинавы без ядерного оружия. Именно
в таком духе было настроено подавляющее большинство населения страны.
США исходили из того, что они сохранят за собой право иметь и доставлять
на Окинаву ядерное оружие. А после возвращения Окинавы под суверенитет
Японии не отрицали, что о таком праве они с японской стороной договорились.
Японское правительство традиционно с учётом преобладающей у населения
страны устойчивой «ядерной аллергии» утверждало, что подобной договорён-
ности якобы не было и остров был возвращён с безъядерным статусом.
С американской стороны накануне «передачи» Окинавы Японии последова-
ло устное обещание вывезти с острова ядерное, химическое и бактериологиче-
ское оружие.
После прихода к власти в сентябре 2009 г. оппозиционной Демократической
партии по поручению правительства была создана специальная комиссия, кото-
рая изучила большое количество архивных документов МИД Японии, а также
материалов, переданных по запросу Токио американской стороной.
По результатам исследования комиссия опубликовала заключение, согласно
которому перед передачей Окинавы Японии между Токио и Вашингтоном была
достигнута договорённость, разрешавшая США без предварительного уведом-
ления японского правительства ввозить ядерное оружие на территорию Окина-
вы «на временной основе», а также размещать его на острове в случае чрезвы-
чайных обстоятельств после проведения консультаций с японской стороной.
Эта договорённость была подтверждена на встрече премьер-министра Э. Са-
то и президента Р. Никсона в 1969 году [Стрельцов Д.В. 2010: 58].
В Вашингтоне, полагая, что Япония прочно вошла в военно-политический
союз с США, зарекомендовала себя надёжным союзником, а также стремясь
сбить накал антиамериканских настроений широких слоёв японской обще-
ственности, выступавших против войны США в Индокитае и использования в
этих целях своих баз на Окинаве, сочли возможным удовлетворить требования
Токио о возвращении уступленных США японских островов, включая Окинаву.
В настоящее время контингент американских вооружённых сил в Японии
располагает на её территории 85 военными объектами. Наиболее значимые из
них военно-морские базы США находятся в Екосука (о. Хонсю) и Сасэбо (о. Кю-
7
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2023; 1: 5-20
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
сю), военно-воздушные в Мисава (о. Хонсю) и Кадэна (о. Окинава), где также
располагается Корпус морской пехоты и вертолетный отряд.
Однако большая часть вооружённых сил США, насчитывающих в Японии 54
тыс. человек, находится в префектуре Окинава. Местные жители регулярно жа-
луются на трудности повседневной жизни, связанные с тем, что для американских
баз выделяют большие земельные участки, проводится много учений, а амери-
канцы зачастую нарушают японские законы и нормы поведения.
Чтобы устранить такое недовольство, США вывели к 2014 г. с территории
префектуры на о. Гуам 2 тыс. морских пехотинцев, при этом японская сторон
частично оплатила расходы в размере 6 млрд долл. (из 10 млрд). Намечен вывод
к 2024 г. дополнительно 4 тыс. морских пехотинцев, что обойдётся японскому
правительству в 3 млрд долл. Идёт передислокация вертолётной базы из густо-
населённого поселка в отдалённый район префектуры Окинава.
Согласно общенациональному опросу, проведённому весной 2022 г., 61%
жителей Окинава выступает за сокращение присутствия американских баз на
территории префектуры и только 19% - за сохранение нынешней ситуации.
При этом 32% опрошенных согласны, что базы США «необходимы для безопас-
ности как Японии, так и США», 58% жителей префектуры высказались за сохра-
нение японо-американского военно-политического союза [1].
Проявляя недовольство «чрезмерным присутствием» американских войск на
«своей префектуре», окинавцы тем не менее не хотели бы лишиться серьёзных
доходов, прежде всего личных, от их обслуживания.
ЯПОНСКАЯ «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ» В 70-е годы ХХ ВЕКА
Премьер-министр Японии Э. Сато в публичных выступлениях в конце
1969 г., посчитав, что настало время добиваться для Японии международной ро-
ли, достойной второй по экономическим показателям страны мира, уверовал в
возможность выравнивать отношения в японо-американском военно-полити-
ческом союзе.
Не оспаривая «центральную роль США в сохранении глобального мира и
безопасности в Азии», он, тем не менее, предложил «распространить сотрудни-
чество Японии и США — первой и второй экономических держав мира — «на
широкий спектр глобальных проблем и совместно работать «над построением
нового порядка в мире».
Принципиальный подход США к Японии в тот период заключался в том,
что следовало поддерживать «идеальный баланс», при котором Япония стала бы
достаточно сильной, чтобы осуществлять собственными силами оборону от «ма-
лых угроз» и участвовать в усилиях Соединённых Штатов, обеспечивающих ре-
гиональную оборону, но по-прежнему под жёстким американским контролем.
Однако резкий разворот американской политики в сторону нормализации
отношений с Китаем, совершённый в начале 70-х годов тандемом Р. Никсон -
Г. Киссинджер, а затем последовавшее поражение США во Вьетнамской войне
8
Панов А.Н. Японо-американский военно-политический союз: секреты долголетия
Panov, A.N. The Japanese-American Military-Political Alliance: Secrets of Longevity
породили в Токио серьёзные сомнения в могуществе и надёжности американ-
ского союзника.
С тех пор среди японской политической элиты, у многих политологов
устойчиво сохраняется мнение о том, что США в случае изменения своего курса
в отношении Китая и достижения с Пекином принципиальных договоренно-
стей, не учитывающих японские интересы, могут «предать Японию».
«Обида» японцев на «шок Никсона» вкупе с его внешнеэкономической по-
литикой, имевшей антияпонскую направленность, побудила Токио предпри-
нять самостоятельные внешнеполитические шаги.
В 1972-1973 гг. Япония установила дипломатические отношения с Китаем¸
ГДР, Вьетнамом, Монголией. Пошла на ряд несогласованных с Вашингтоном
действий по активизации политики на Ближнем Востоке, в том числе поддержав
требования о выводе израильских войск с оккупированных арабских террито-
рий и признав законные права палестинского народа.
В то время американская политическая, деловая и научная элита была
крайне обеспокоена попытками Японии проявлять самостоятельность, тем более
стали появляться прогнозы о том, что уже скоро Япония обойдёт США по эко-
номической мощи.
Ответ США на «японский вызов» в какой-то степени напоминает нынешний
американский ответ на «китайский вызов».
Вашингтон развернул торгово-экономические баталии с Токио, вводя огра-
ничения, по сути санкции, на доступ на американский рынок японских товаров,
добился повышения валютного курса иены, воспрепятствовал японским попыт-
кам создать иеновую зону в Юго-Восточной Азии (ЮВА). И, наконец, выделил
значительные средства на решение внутриамериканских экономических про-
блем, вкладывая их в те передовые отрасли, где преуспели японские компании.
Принимая во внимание обострившиеся отношения со своим союзником,
японское правительство предприняло ряд «подстраховочных мер» по уточне-
нию и подтверждению обязательств США по обороне Японии.
В октябре 1976 г. японское правительство одобрило «Основные положения
национальной обороны». В соответствии с этим документом было принято реше-
ние развивать военный потенциал страны в пределах минимально необходимых
для самообороны, ограничивая ежегодные расходы на оборону в пределах 1%
ВНП.
В документе указывалось на возможность лишь «ограниченной агрессии не-
большого масштаба» против Японии, которую способны ликвидировать соб-
ственные вооружённые силы. Отражение ядерной угрозы по-прежнему возлага-
лось на Соединённые Штаты.
В развитие этого документа в ноябре 1978 г. японское правительство утвер-
дило Руководящие принципы японо-американского сотрудничества в области
обороны. В этом документе, согласованном с американской стороной, было
определено, что при вооружённом нападении на Японию силы самообороны
должны самостоятельно отразить локальную агрессию небольшого масштаба.
9
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2023; 1: 5-20
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Помощь американских вооружённых сил будет востребована «в случае необхо-
димости». США обеспечивают «ядерное сдерживание».
Предусматривалась отработка эффективного взаимодействия вооружённых
сил двух стран путём проведения регулярных и интенсивных совместных уче-
ний и манёвров.
Впоследствии в Руководящие принципы периодически вносились корректи-
ровки и уточнения, не имевшие в целом принципиально нового характера.
Вашингтон в 1970-е годы прилагал усилия, чтобы успокоить своего японско-
го союзника относительно гарантий по Договору безопасности, а также демон-
стрировал готовность учитывать японские интересы в сфере внешней политики
и развития сил самообороны. В этот период японское правительство начало
проводить курс на активное торгово-экономическое сотрудничество с Совет-
ским Союзом, чему Вашингтон не чинил серьёзных препятствий.
Таким образом, несмотря на возросший экономический потенциал Японии,
наличие ресурсов для создания вооружённых сил, способных самостоятельно
решать задачи обороны страны, на фоне «кризиса доверия» к способности США
осуществлять свою стратегию сдерживания в Азиатско-Тихоокеанском регионе
(АТР) в связи с поражением в войне в Индокитае, японская правящая элита со-
чла не целесообразным менять стратегию сохранения союзнических отношений
с Вашингтоном. «Доктрина Ëсида» продолжала осуществляться.
При этом в 1970-е годы в документах японского правительства указывалось,
что, несмотря на разрядку напряжённости в американо-советских отношениях,
противоречия между двумя блоками носят глубокий характер, а вблизи Японии
сохраняется опасность на Корейском полуострове, увеличивается военная мощь
соседних стран.
ЯПОНО-АМЕРИКАНСКИЙ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОЮЗ
В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Период «определённой самостоятельности» Токио во внешнеполитических
делах закончился к началу 1980-х годов.
В эти годы после военного вмешательства Советского Союза в Афганистан и
введения США и западноевропейскими странами санкций в отношении Москвы
Япония поддержала
«позицию сотрудничества и солидарности западных
стран». Такой подход способствовал укреплению японо-американского военно-
политического союза.
В официальных документах японского правительства начало фигурировать
положение о том, что основу внешней политики Японии составляет «прочная
солидарность и сотрудничество с западными демократиями», а Советский Союз
представляет «военную угрозу» для Японии.
На совещании «семёрки» в 1988 г. Япония выдвинула «концепцию недели-
мости безопасности Запада» и добилась того, что в соглашение Советского Сою-
за и США по ликвидации ракет средней и меньшей дальности было включено
положение об их полном уничтожении, что исключало возможность частичной
10
Панов А.Н. Японо-американский военно-политический союз: секреты долголетия
Panov, A.N. The Japanese-American Military-Political Alliance: Secrets of Longevity
передислокации такого класса советских ракет из европейских районов на ази-
атскую часть страны.
Окончание эпохи холодной войны и распад Советского Союза создали
принципиально новую конфигурацию международных отношений. Японский
истеблишмент, не привычный к резким переменам на международной арене,
начал испытывать беспокойство по поводу возможной изоляции Японии от
формирования нового баланса сил. При этом прогнозировалась потеря интере-
са США к Азиатско-Тихоокеанскому региону, включая Японию, при одновре-
менном росте влияния Китая.
После окончания холодной войны в Токио исходили из того, что, хотя воз-
можность глобального вооружённого конфликта значительно снизилась, оста-
ются многие территориальные проблемы и региональные конфликты вблизи
Японии, а в международной политике существует непредсказуемость и неопре-
делённость. При этом США, обладая самым значительным военным потенциа-
лом, продолжают оставаться основным «гарантом поддержания мира и стабиль-
ности» в глобальном масштабе.
Япония подтвердила, что сохранит курс исключительно на обеспечение са-
мообороны, не станет военной державой, будет исходить их того, что Договор
безопасности с США неразрывно связан с безопасностью Японии.
После террористических атак на Соединённые Штаты 11 сентября 2001 г. пра-
вительство Японии незамедлительно добилось законодательного одобрения пар-
ламентом разрешения направлять силы самообороны за рубеж для оказания под-
держки созданной США коалиции по борьбе с терроризмом в Афганистане. Вме-
сте с тем их участие непосредственно в боевых действиях не предусматривалось.
Токио поддержал военную операцию США в Ираке в 2003 г. Разведыватель-
ные самолёты сил самообороны осуществляли контроль за морским и воздуш-
ным пространством, а корабли обеспечивали снабжение коалиционных войск
топливом и техническим оборудованием. Более того, впервые в послевоенное
время за границу — в Ирак — было послано более 4 тыс. японских военнослу-
жащих, не принимавших, однако, участия в боевых действиях.
Во всех официальных документах японского правительства, включая Мини-
стерство иностранных дел, на первое место при изложении внешнеполитиче-
ского курса страны ставилось «усиление японо-американского союза как крае-
угольного камня» японской внешнеполитической стратегии.
Тем не менее, японское правительство под руководством премьер-министра
Хасимото Рютаро предприняло попытку разработать свою концепцию, своё ви-
дение того, какую роль следовало бы играть Японии в новую эпоху после холод-
ной войны и распада Советского Союза.
В результате осмысления новых реалий в глобальной и региональной поли-
тике была разработана концепция «евразийской» дипломатии, с которой высту-
пил премьер-министр Хасимото в июле 1997 года.
Система японо-американского Договора безопасности под вопрос не стави-
лась. Вместе с тем предлагалось по инициативе Японии сформировать в АТР
отношения безопасности и сотрудничества на четырёхсторонней основе — Япо-
11
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2023; 1: 5-20
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ния, США, Китай, Россия. В интересах этого ставилась задача улучшить японо-
российские и японо-китайские отношения. Хасимото и возглавлявшие после не-
го правительства К. Обути и Е. Мори в целом придерживались этой концепции,
особенно в том, что касается улучшения отношений Токио с Москвой.
Однако Коидзуми Дзюнъитиро, возглавивший правительство в апреле
2001 г., не проявил интереса к реализации концепции «евразийской» диплома-
тии, а основным принципом своей внешнеполитической деятельности опреде-
лил укрепление военно-политического союза Японии с США.
Он мотивировал это тем, что «США — единственная страна в мире, которая
заявила, что будет рассматривать любое военное нападение на Японию как
нападение на саму себя» [Кимуро Хироси. 2007: 96].
Япония признала доминирующую роль Соединённых Штатов в однополяр-
ном мире после окончания холодной войны.
В декабре 2004 г. кабинет Коидзуми одобрил очередную редакцию «Основ-
ных положений национальной обороны», в которой впервые в качестве потен-
циальной угрозы безопасности Японии были упомянуты Китай и КНДР.
Один из «секретов» долголетия японо-американского военно-политического
союза заключается в постоянной корректировке, дополнении его содержания
без пересмотра статей Договора безопасности.
Так, с конца 1970-х годов японские военно-морские силы взяли на себя по со-
гласованию с Вашингтоном патрулирование морского и воздушного простран-
ства и коммуникаций в радиусе 1000 миль от японской территории, что позво-
лило высвободить американские ВМС и ВВС от этой миссии в западной части
Тихого океана.
Руководящие принципы японо-американского оборонного сотрудничества
корректировались в 1997 и в 2015 г., когда стороны договорились создать посто-
янно действующий координационный орган военного союза для согласования
действий в случае чрезвычайной ситуации, затрагивающей оба государства.
В апреле 2014 г. японское правительство утвердило «три принципа» экспор-
та оружия, что было сделано не в последнюю очередь в интересах США, начав-
ших уделять всё больше внимания возможности получать передовые японские
разработки военного характера.
Согласно этим принципам, разрешается экспорт оружия японского произ-
водства союзным или дружественным странам, когда это «может служить под-
держанию мира и международному сотрудничеству». Снимаются ограничения
на совместные с такими странами разработки военной продукции.
Сохраняется запрет продукции военного назначения в страны, находящиеся
под санкциями СБ ООН или использующие свои вооружённые силы в наруше-
ние международного права. Не допускается использовать вывезенные из Японии
вооружения в не предусмотренных соглашениями целях или перепродажу их
третьим странам. Решение об экспорте военной продукции должно принимать-
ся правительством в каждом отдельном случае и носить открытый характер.
Эти принципы отменяли прежние решения 1967 и 1976 годов, вводивших
жёсткие запреты на экспорт продукции военного назначения.
12
Панов А.Н. Японо-американский военно-политический союз: секреты долголетия
Panov, A.N. The Japanese-American Military-Political Alliance: Secrets of Longevity
Японии есть, что предложить на экспорт, в том числе дизельно-
электрические подлодки, танки и бронетранспортёры нового поколения, широ-
кий набор стрелкового оружия. Всё это производится по «программе самообес-
печения» сил самообороны вооружениями собственного производства. Вместе с
тем наиболее технологически сложные виды военной продукции Япония по-
прежнему получает от США.
Несмотря на то, что в японской политической элите существует определён-
ное недовольство чрезмерной привязанностью к политике Вашингтона, мало
кто из её представителей отважился выступать за пересмотр или корректировку
японо-американского военно-политического союза.
Исключение составил Хатояма Юкио, который вышел из членов ЛДП, стал
одним из основателей оппозиционной Демократической партии, и когда летом
2009 г. эта партия победила на парламентских выборах, возглавил правительство.
Он был сторонником более равноправных и независимых отношений с
США, считая важным улучшить отношения с Китаем и Россией, придав япон-
ской внешней политике бóльшую самостоятельность и сбалансированность. В
известной степени он унаследовал внешнеполитическую философию своего де-
да Хатоямы Итиро.
При премьерстве Хатоямы японское правительство прекратило оказывать
тыловую поддержку американским войскам в Афганистане, поставило вопрос о
частичной передислокации американских вооружённых сил на Окинаве.
Несмотря на то что он заявлял, что считает союз Токио с Вашингтоном осно-
вой японской внешней политики и в целом не предпринимал каких-либо дей-
ствий по реализации своей позиции, в Вашингтоне рассматривали его как поли-
тика, настроенного антиамерикански и при поддержке проамериканских сил в
японской элите предприняли меры к дискредитации его деятельности. В ре-
зультате менее чем через год своего правления Хатояма вынужден был уйти в
отставку.
Абэ Синдзо (премьер-министр в 2006-2007 гг., 2012-2020 гг.), выступил лиде-
ром правоконсервативного крыла японской политической элиты, считающей,
что Япония, продолжая сохранять верность союзу с США, должна «окончатель-
но избавиться от комплекса поражения в войне, подвести черту под послевоен-
ным развитием страны и сконцентрироваться на её возрождении в качестве од-
ной из ведущих держав мира».
В соответствии с этими взглядами он ратовал за пересмотр конституции
страны. Хотя выражал «глубокое сожаление в связи с действиями Японии в
прошлой войне», но не высказывал, как это делали его предшественники на по-
сту главы правительства, извинений за совершённые злодеяния.
Много усилий Абэ приложил для обоснования права использовать силы для
осуществления коллективной самообороны. Согласно заявлению японского пра-
вительства от 1972 года, конституция страны запрещала использовать такое право,
то есть защищать своего союзника, подвергнувшегося вооружённому нападению,
даже в том случае, если на саму Японию такое нападение не совершено.
13
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2023; 1: 5-20
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Однако в 2015 г. правительство Абэ внесло в парламент два законопроекта,
определяющих ситуации, при которых Япония может использовать свои воору-
жённые силы для реализации права на коллективную самооборону.
Развернулись острые дебаты, в которых высказывались, особенно со стороны
оппозиции, опасения о том, что эти законы могут привести к ситуации, когда
Япония будет втянута в американскую войну вне зависимости от интересов
японской безопасности.
Пришлось правительству скорректировать некоторые положения законо-
проектов, ограничившись довольно расплывчатыми трактовками ситуаций, при
которых может возникнуть необходимость прибегнуть к коллективной само-
обороне. В том числе, было разъяснено, что силы самообороны смогут действо-
вать совместно с американскими вооружёнными силами и за пределами япон-
ской территории, если произойдёт нападение на Японию или на вооружённые
силы США, оказывающие помощь в устранении такого нападения.
ПЕРСПЕКТИВЫ ЯПОНО-АМЕРИКАНСКОГО ВОЕННО-
ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЮЗА В XXI ВЕКЕ
После американского «бегства» из Афганистана в японских политических
кругах высказывалось мнение о том, что, поскольку примеры военного вмеша-
тельства Вашингтона в Ираке и Афганистане показывают серьёзные политиче-
ские ошибки американцев, основанные на военной силе, целесообразно исхо-
дить из того, что «слепое следование за США не способно обеспечить Японии
гарантии безопасности» [2].
Вновь появились размышления о важности для Токио стать более независи-
мым в формировании и применении своей дипломатической стратегии.
Однако развёртывание Россией специальной военной операции на Украине
покончило с мыслями о «большей самостоятельности» Токио во внешней поли-
тике.
Японское правительство Кисиды Фумио солидаризировалось со всеми анти-
российскими санкционными действиями США и европейских стран, ввело
жёсткие, невиданные прежде ограничения во всех сферах отношений Токио и
Москвы. Эта позиция получила поддержку подавляющего большинства япон-
ской общественности.
События на Украине рассматриваются в Японии как прецедент использова-
ния военной силы для решения международных споров. При этом подчёркива-
ется «неделимость безопасности в Европе и Индо-Тихоокеанском регионе». Как
заявил в выступлении на саммите стран - членов НАТО в Мадриде 20 июня
2022 г. Кисида, «Украина сегодня может стать Восточной Азией завтра». В дан-
ном контексте имеется в виду, что события на Украине способны поощрить Ки-
тай попытаться силой «вернуть Тайвань» [3].
В связи с этим следует отметить два аспекта, вытекающие из этой официаль-
ной позиции Токио.
14
Панов А.Н. Японо-американский военно-политический союз: секреты долголетия
Panov, A.N. The Japanese-American Military-Political Alliance: Secrets of Longevity
Во-первых, японский премьер впервые вместе с приглашёнными на высший
форум стран НАТО главами правительств Республики Корея, Австралии и Но-
вой Зеландии участвовал в нём и обещал, что Япония «осовременит» свою ин-
дивидуальную программу партнёрства и сотрудничества с НАТО. Таким обра-
зом, Токио ставит задачу дополнить японо-американский военно-политический
союз полусоюзническими отношениями с НАТО [3].
Во-вторых, была выражена серьёзная обеспокоенность по поводу возможного
перерастания конфликтной ситуации вокруг Тайваня в вооружённые действия с
участием китайских и американских боевых сил, которая затронет интересы
Японии.
Ещё в ноябре 1969 г. в совместном коммюнике по итогам переговоров премь-
ер-министра Японии Сато и президента Никсона в Вашингтоне было отмечено,
что «поддержание мира и безопасности в районе Тайваня является чрезвычайно
важным фактором для обеспечения безопасности Японии» [4].
После нормализации отношений Японии с КНР и подписания 14 августа
1978 г. Договора о мире и дружбе Токио разорвал официальные отношения с
Тайванем, но поддерживает с ним неофициальные контакты.
Бывший премьер-министр Абэ в публичном выступлении в декабре 2021 г.
заявил, что, поскольку острова Сэнкаку и Енагуни находятся всего в 100 км от
Тайваня, нападение Китая на Тайвань приведёт к «чрезвычайной ситуации для
Японии и японо-американского союза» [5]. Иными словами, в Японии не исклю-
чают, что «решив проблему» Тайваня, Китай двинется в сторону захвата остро-
вов Сэнкаку.
Однако пока нет какого-либо конкретного сценария действий Токио в слу-
чае крайнего обострения обстановки вокруг Тайваня, даже если Вашингтон
применит «вооружённый ответ» на использование Пекином силы в отношении
острова.
Японское правительство запланировало принять новую стратегию нацио-
нальной безопасности, в которой центральное внимание будет уделено усиле-
нию оборонительных возможностей страны, увеличению расходов на оборону
при укреплении союзнических отношений с США, мерам по защите морских и
воздушных рубежей, прежде всего на юго-западном направлении. Уже объявле-
но о строительстве на о. Исигаки (150 км к югу от Сэнкаку) сооружений для раз-
мещения 500-600 военнослужащих сил самообороны и ракетных батарей. В мар-
те 2022 г. созданная в 2018 г. японская морская бригада быстрого реагирования и
американские морские пехотинцы с базы на Окинаве впервые провели совмест-
ные учения по отработке высадки десанта и проведения действий по защите
«отдалённых японских островов».
В японских правящих кругах ещё до начала событий на Украине начала
проявляться серьёзная озабоченность по поводу развития военного сотрудниче-
ства России и Китая в АТР, особенно в районе японских островов.
Не прошло незамеченным подписание в ноябре 2021 г. между военными ве-
домствами России и Китая соглашения о развитии двустороннего сотрудниче-
15
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2023; 1: 5-20
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ства и военной безопасности до 2025 г., в котором, в том числе, предусмотрено
морское и воздушное патрулирование двух стран в АТР.
Такое масштабное патрулирование имело место в октябре 2021 г., когда пять
российских и пять китайских кораблей, пройдя через Сангарский пролив, отде-
ляющий о. Хоккайдо от о. Хонсю, обогнули территорию Японии с севера на юг и
вошли в Японское море. Осуществлялись и совместные пролёты в мае 2022 г.
российских и китайских стратегических бомбардировщиков вблизи японского
воздушного пространства.
В Белой книге по обороне за 2022 г. отмечается растущая стратегическая
конкуренция между США и Китаем и выражается озабоченность в связи с уси-
ливающимся сотрудничеством Москвы и Пекина в противостоянии Вашингто-
ну, которое может затронуть безопасность Японии [6].
По оценкам большинства военных экспертов, Япония сейчас по военной
мощи занимает пятое место в мире после США, России, Китая и Индии.
На вооружении сил самообороны, численность которых 240 тыс. человек, бо-
лее 900 самолётов, 48 эсминцев, из которых 8 оснащены противоракетной систе-
мой «Иджис», 22 дизельно-электрические подводные лодки, 500 танков, 4 верто-
лётоносца (два из них модернизируются для использования полученными ис-
требителями F-35 американского производства, то есть станут первыми япон-
скими авианосцами).
Большинство вооружений сил самообороны собственного японского произ-
водства. Вместе с тем некоторые виды вооружений, особенно высокотехнологи-
ческие, такие как самолёты-«невидимки», транспортные самолёты, перехватчи-
ки ракет, закупаются в США. Отсутствуют бомбардировщики, корабли проти-
володочной обороны, ракеты средней дальности.
В Японии развёрнута двухуровневая система ПРО. Имеется 6 эсминцев,
оснащённых системой «Иджис», и 24 батареи противоракет «Пэтриот РАС-3».
Считается, что этого недостаточно для отражения возможного, даже ограничен-
ного, ракетного удара со стороны КНДР, не говоря уже о КНР.
Летом 2020 г, японское правительство решило отказаться от размещения в
двух префектурах на юго-западе и севере о. Хонсю наземных систем ПРО
«Иджис». Это мотивировалось тем, что противоракетные комплексы не смогут
перехватывать баллистические ракеты последних модификаций, а также крыла-
тые ракеты. Кроме того, против размещения систем «Иджис» выступили жители
префектур, опасающихся, что разгонные блоки ракет могут упасть на жилые
кварталы. Было принято решение сконцентрировать средства на дальнейшее
развёртывание систем ПРО «Иджис» морского базирования и строительство до-
полнительно двух эсминцев, оснащённых этими ракетами.
У Токио нет чёткого понимания, как будет действовать Вашингтон, если
КНДР нанесёт удар по американским базам в Японии или по японским объек-
там, например по военным кораблям.
В связи с этим в японских политических и военных кругах активизировалась
дискуссия о том, насколько целесообразно создавать собственные возможности
16
Панов А.Н. Японо-американский военно-политический союз: секреты долголетия
Panov, A.N. The Japanese-American Military-Political Alliance: Secrets of Longevity
для нанесения превентивных ударов по базам иностранных государств, с кото-
рых готовится нападение на Японию.
Американские военные специалисты полагают данную дискуссию бесполез-
ной. Для разработки системы «упреждающего удара» потребовалось бы создать
сложный разведывательный комплекс для точного определения его целей —
места и времени. У Японии, как они полагают, таких возможностей нет. Амери-
канцы заинтересованы в том, чтобы Япония обладала лишь ограниченной, под-
контрольной им системой ПРО и действовала исключительно в тесной коорди-
нации с США в случае использования даже ограниченных возможностей по
нанесению «превентивных ударов».
В самой Японии идея «упреждающего удара» подвергается серьёзной кри-
тике, поскольку противоречит фундаментальному принципу японской военной
политики о приверженности исключительно обороне.
Неуверенность в японских политических и военных кругах, как наилучшим
образом обеспечить безопасность страны от внешних угроз, прежде всего со сто-
роны Китая и КНДР, выражается и в серьёзных расхождениях относительно ис-
пользования систем ПРО.
В связи с событиями на Украине ряд японских политических деятелей и
аналитиков начали высказываться о том, насколько целесообразно рассматри-
вать возможность обладания Японией ядерным оружием или размещении аме-
риканского ядерного оружия на японской территории в качестве «надёжного
сдерживающего средства обороны».
27 февраля 2022 г. бывший премьер-министр Абэ выступил публично за раз-
вёртывание дискуссии по теме совместного японо-американского применения
ядерного оружия в целях политики ядерного сдерживания. В качестве примера
приводилось размещение американского ядерного оружия в ряде европейских
стран - членов НАТО.
Премьер-министр Кисида на следующий же день, выступая в парламенте,
заявил, что совместное использование ядерного оружия неприемлемо для Япо-
нии, твёрдо придерживающейся политики трёх неядерных принципов.
На этом краткая дискуссия по ядерной проблеме практически сошла на нет.
Помимо сильных антиядерных настроений японской общественности сле-
дует принимать во внимание незаинтересованность Вашингтона в том, чтобы
Токио выходил из-под американского «ядерного зонтика» и тем самым и из-под
общего американского контроля за японской внешней и военной политикой.
Главные проблемы сил самообороны, по мнению экспертов, заключаются в
отсутствии способности вести длительные и устойчивые боевые действия.
Япония тратит на нужды обороны чуть более 1% своего ВВП, что составило в
2021 г. 54 млрд долл., намного меньше, чем выделяю на эти цели США, КНР, РФ.
Вместе с тем увеличиваются затраты на содержание американских воору-
жённых сил на японской территории. В марте 2022 г. японский парламент одоб-
рил японо-американское соглашение, предусматривающее, что правительство
Японии израсходует 1 трлн иен (8,6 млрд долл., увеличение на 11% по сравне-
нию с предыдущим 5-летним периодом) в течение предстоящих пяти лет на со-
17
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2023; 1: 5-20
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
держание американских войск на территории страны. Средства пойдут на под-
держание используемой американцами инфраструктуры, на оплату занятых на
базах японских работников, на закупку вооружений для совместных учений.
Сейчас в правящей партии, правительственных и общественных кругах де-
батируется целесообразность в связи с осложнившейся международной обста-
новкой увеличить финансирование оборонных статей бюджета до 2% ВВП в те-
чение ближайших 5 лет.
Однако против этого выступает партия Комэйто, партнёр ЛДП по прави-
тельственной коалиции, указывая на то, что это отвлечёт средства от решения
социальных и экономических проблем, не обеспечит «абсолютную защиту», по-
может развязать гонку вооружений в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Подоб-
ные настроения распространены и в широких кругах общественности, что пре-
пятствует радикальному пересмотру выделения средств на оборонные про-
граммы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Япония в обозримой перспективе, несмотря на серьёзнейшие изменения в
международной обстановке и ситуации в АТР, как можно предположить, не вне-
сёт кардинальных изменений в свою оборонно-военную политику.
Токио продолжит совершенствовать собственный оборонный потенциал
сдерживания, способный обеспечить национальную безопасность от ограни-
ченного вооружённого нападения. Для поддержания такого потенциала на
уровне, отвечающем возможным и реальным угрозам, как можно ожидать, будут
увеличиваться финансовые, промышленные и научно-технические усилия.
Особое внимание будет уделяться укреплению и дальнейшей конкретиза-
ции и координации действий с США, прежде всего в союзнической кооперации,
чтобы не допустить или отражать угрозы нападения на японскую территорию,
которую Токио не сможет защитить самостоятельно.
При этом по-прежнему внешнеполитическое и оборонное мышление япон-
ской элиты будет сконцентрировано на поисках путей сдерживания растущих
военных амбиций Китая в АТР. При этом продолжится концентрация военного
присутствия в юго-западных районах Японии, где наиболее вероятно, по оценке
японских аналитиков, вооружённое столкновение с Китаем. В Токио такое
столкновение хотели бы избежать, в связи с этим на официальном уровне про-
возглашается курс на поиски путей, поддерживающих с Пекином устойчивые и,
по возможности, неконфликтные отношения.
Во внешней политике акцент продолжится на активизации деятельности
международных механизмов региональной безопасности, прежде всего «четвёр-
ки» (QUAD) - США, Индии, Японии, Австралии.
Япония не будет заинтересована в превращении этой структуры в союз с во-
енной составляющей. В японских концепциях не предусматривается участие
страны в военно-политических союзах, за исключением существующего с США.
18
Панов А.Н. Японо-американский военно-политический союз: секреты долголетия
Panov, A.N. The Japanese-American Military-Political Alliance: Secrets of Longevity
Продолжается курс на расширение связей со странами региона, в первую оче-
редь членами АСЕАН, в сфере морской безопасности.
В повестке дня по купированию возможных ракетных атак на японскую тер-
риторию сохранится курс на совершенствование системы ПРО, а также продол-
жится дискуссия по вопросу формирования потенциала для упреждающих уда-
ров по базам потенциальных агрессоров.
Японо-американский военно-политический союз в настоящее время не под-
вержен серьёзным кризисным испытаниям, достаточно устойчив, и его сохране-
ние не подвергается сомнению не только во властных структурах обеих стран, в
кругах, формирующих политическую повестку дня развития двусторонних от-
ношений во всех сферах, но и позитивно воспринимается большинством насе-
ления в обеих странах.
Все японские оппозиционные партии, включая партии социал-демокра-
тической ориентации (кроме Коммунистической партии), выступают за сохра-
нение Договора безопасности. По опросам общественного мнения, 82% японцев
поддерживают Договор безопасности и только 10% высказываются против его
сохранения [7].
Существуют определённые, в том числе застарелые проблемы, к примеру,
недовольство чрезмерным американским военным присутствием. Возникают и
«рабочие противоречия», касающиеся оценок остроты угроз безопасности для
Японии и США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сохраняется не полностью
отработанная модель совместных действий в случае «чрезвычайных ситуаций»,
сценариев конкретной помощи США по отражению возможного нападения на
японскую территорию, конкретно в случае вооружённого конфликта вокруг ост-
ровов Сэнкаку. Тесная привязка японской политики к американской — немалый
ограничитель для самостоятельной внешнеполитической активности Японии.
Основной секрет долголетия двустороннего военно-политического союза за-
ключается в том, что, хотя каждая из сторон видит в нём возможность обеспечивать
собственные интересы, которые могут не полностью совпадать с интересами парт-
нёра, руководство и Токио, и Вашингтона ради долгосрочных, стратегических задач
демонстрирует способность даже в условиях кардинальных изменений в междуна-
родной обстановке и ситуации в АТР, находить компромиссные решения. Для То-
кио США остаются основным и единственным гарантом безопасности. Для США
неоценимое стратегическое значение имеет наличие на японской территории на
крайне выгодных условиях, в том числе финансовых, своих баз, позволяющих осу-
ществлять разностороннюю военную деятельность в обширном Индо-
Тихоокеанском регионе, особенно с учётом возросшей там китайской активности.
Кроме того, разветвлённая сеть тесных двусторонних отношений, наличие в
японском истеблишменте значительной прослойки проамерикански настроен-
ных политиков, военных, представителей средств массовой информации, биз-
несменов, многие из которых обучались, проходили стажировки в США, имеют
глубокие личные и деловые связи с американскими партнёрами, позволяет ока-
зывать влияние на отвечающие интересам США внешнеполитические решения,
контролировать развитие японских военных программ.
19
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2023; 1: 5-20
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ИСТОЧНИКИ
1. «Асахи симбун», 21 .05.2022.
2. «Асахи симбун», 21 .10.2021.
3. «Асахи симбун», 1. 07.2022.
4. «Емиури симбун», 27 .11.1969.
5. «Асахи симбун», 1. 12. 2021.
6. «Асахи симбун», 22.07. 2022.
7. «Асахи симбун», 21. 05.2022.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вербицкий С.И. Японо-американский военно-политический союз
(1951-
1970 гг.). М.: Наука. 1972. 285 с.
Кимура Хироси. Глава 3. Дипломатия Коидзуми Дзюнъитиро // Япония, от-
крытая миру // Рук. проекта Э.В. Молодякова. - М.: АИРО- XXI. 2007. - 308 с. (154 с.)
Стрельцов Д.В. Ядерная дилемма во внешней политике послевоенной Япо-
нии. М.: Вестник МГИМО-Университета. 2010; 6(15): 56-64.
DOI: https://doi.org/10.24833/2071-8160-2010-6-15-56-64
REFERENCES
Kimura Hiroshi. Chapter 3. Koizumi’s Diplomacy? p.154 / Japan, Open to the
World. M. 2007. 308 p.
Streltsov D.V. Nuclear Dilemma in the Foreign Policy of postwar Japan. MGIMO
Review of International Relations. 2010; 6(15):56-64. (In Russ.)
DOI: https://doi.org/10.24833/2071-8160-2010-6-15-56-64
Verbithkyi S.I. Japanese-American military-political alliance (1951-1970), Moscow:
Nauka,1972, 284 p. (In Russ.)
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
ПАНОВ Александр Николаевич,
Alexander N. PANOV, Doctor of Sci-
доктор политических наук, главный
ences (Politics), Chief Researcher,
научный сотрудник Института
Georgy Arbatov Institute for U.S. and
США и Канады им. академика Г.А.
Canada Studies, Russian Academy of
Арбатова Российской академии
Sciences (ISKRAN).
наук (ИСКРАН).
2/3. Khlebny pereulok, Moscow,
Российская Федерация,
121069,
121069, Russian Federation.
Москва, Хлебный пер., д. 2/3.
Professor MGIMO University.
Профессор МГИМО МИД РФ.
76, Prospect Vernadskogo, Mos-
Российская Федерация, Москва,
cow, 119454, Russian Federation
119454, проспект Вернадского, д.76.
Статья поступила в редакцию / Received 24.08.2022.
Статья поступила после рецензирования / Revised 15.09.2022.
Статья принята к публикации / Accepted 17.09.2022.
20