Перминова А.А. Политика США в Центральной Азии в контексте противостояния с Россией и КНР
Perminova, A.A. U.S. Policy in Central Asia in the Context of Confrontation with Russia and China.
УДК 327
DOI: 10.31857/S2686673023100036
EDN: PAWJNB
Политика США в Центральной Азии
в контексте противостояния с Россией и КНР
А.А. Перминова
Институт Китая и современной Азии РАН (ИКСА РАН),
Россия, 117997, Москва, Нахимовский проспект, 32.
РИНЦ ID: 1166307 ORCID: 0000-0002-0187-7635. E-mail: perminova@iccaras.ru
Резюме. Центральная Азия не является основной ареной для китайско-американского
противостояния. Однако географический детерминант - регион расположен в окружении
Китая, России, Ирана и Афганистана - предопределил местный характер политики Вашинг-
тона, направленной на реализацию американских интересов в государствах-соседях Цен-
тральной Азии. В работе будут выявлены особенности внешней политики США в Централь-
но-Азиатском регионе с 2020 по 2023 г. и их эволюция в контексте сдерживания России и
Китая. Таким образом, хронологические рамки исследования отражают внешнеполитиче-
ский дискурс и политические решения США в регионе до и после прихода к власти команды
Джозефа Байдена, а также сразу после начала реализации Стратегии США в Центральной
Азии (2019-2025) [2]. Также рассматривается политика США в Центральной Азии на совре-
менном этапе в экономическом, гуманитарном измерении и сфере безопасности.
Ключевые слова: политика США, США и Центральная Азия, США - Россия, США - Китай
Для цитирования: Перминова А.А. Политика США в Центральной Азии в контек-
сте противостояния с Россией и КНР. США & Канада: экономика - политика - культу-
ра. 2023; 53(10): 25-34. DOI: 10.31857/S2686673023100036
EDN: PAWJNB
U.S. Policy in Central Asia in the Context of Confrontation
with Russia and China
Alexandra A. Perminova
Institute of China and Contemporary Asia of the RAS,
32 Nakhimovsky prospect, Moscow 117997, Russia.
РИНЦ ID: 1166307
ORCID: 0000-0002-0187-7635 e-mail: perminova@iccaras.ru
Abstract. Central Asia, unlike the Asia-Pacific region, is not the main arena for the Sino-
American confrontation. However, the geographical determinant - the region is surrounded by Chi-
na, Russia, Iran and Afghanistan - predetermined the local nature of Washington's policy aimed at
realizing American interests in the neighboring states of Central Asia. This paper examines the US
policy in Central Asia at the present stage in the economic, humanitarian and security dimensions.
Keywords: U.S. policy, U.S. and Central Asia, U.S-Russia, U.S.-China
For citation: Perminova, A.A. U.S. Policy in Central Asia in the Context of Confrontation
with Russia and China. USA & Canada: Economics - Politics - Culture. 2023; 53(10): 25-34.
DOI: 10.31857/S2686673023100036
EDN: PAWJNB
ВВЕДЕНИЕ
В конце прошлого века американский политолог Збигнев Бжезинский в своём труде
«Великая шахматная доска: главенство Америки и её геостратегические императивы»
25
ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS
2023; 10: 25-34 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
писал о том, что несмотря на то, что Центральная Азия хотя и географически отдалена
от США, но интересна Вашингтону, с точки зрения «разработки ресурсов региона», а
также как форпост для сдерживания геополитического влияния России. Усиление КНР
в регионе Бжезинский отмечал как соответствующее интересам США [Brzezinski, 1997].
Спустя почти три десятилетия, согласно американской Стратегии националь-
ной безопасности 2022 г., уже Китай является для США основным конкурентом, в
том числе, с точки зрения влияния на мировой арене, а Россия - «угрозой», которую
необходимо сдерживать [1]. В этих условиях внешнеполитической задачей США
становится противодействие реализации интересов Москвы и Пекина в регионах
[Rumer et al, 2016: 3-4], необязательно представляющих прямой экономический ин-
терес для Вашингтона, но важных для государственной безопасности КНР и РФ.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ США В ЦА
Как отмечают российские исследователи А.А. Кокошин и З.А. Кокошина,
разделить политику США в регионе можно на три основные измерения: геопо-
литическое, экономическое и политико-идеологическое (гуманитарное)
[Kokoshin A., Kokoshina Z., 2022: 581-588]. Третье направление на практике рас-
сматривается как подспорье для реализации первых двух. Важно добавить, что с
точки зрения экономического сотрудничества регион не приоритетном для
США за исключением инвестиций в горнодобычу и нефтегазовый сектор в Рес-
публике Казахстан (РК). По данным Союза нефтесервисных компаний РК за
2020 г., американские компании добывают 29,5% всей нефти в Казахстане [3].
Таким образом, именно геополитические цели являются изначальными с
точки зрения формирования политики США по противостоянию РФ и КНР в
регионе. Гуманитарное и экономическое измерения внешнеполитического кур-
са Вашингтона в данном случае выступают лишь инструментами политики
сдерживания китайских и российских интересов.
Что касается современного состояния политики США в отношении Цен-
тральной Азии, то самым актуальным инструментом, созданным при админи-
страции Барака Обамы, остаётся площадка «C5+1» - Центральная Азия (Казах-
стан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) + США. При этом сегодня
площадка приобрела характер поля для «сверки часов», уже 28 февраля 2022 г.
госсекретарь США Энтони Блинкен обсудил с министрами иностранных дел
стран Центральной Азии «международную и региональную повестку, в том числе
ситуацию на Украине и её влияние на регион» [4]. В 2022 г. был запущен также
процесс институционализации механизма - учреждён Секретариат «С5+1».
При этом «С5+1» стала лишь одним из каналов политики по сдерживанию
России и Китая после начала украинского кризиса. Как заявлял Э. Блинкен по
итогам встречи весной 2023 г., «если Пекин нарушит введённые США санкции
против России, то Вашингтон наложит санкции на причастные к нарушениям
китайские компании». Тогда же госсекретарь США в очередной раз предостерёг
страны Центральной Азии от обхода антироссийских санкций [5].
СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В УСЛОВИЯХ АНТИРОССИЙСКИХ
САНКЦИЙ
Помимо упомянутого формата «С5+1» американские чиновники затрагива-
ли тему необходимости сокращать взаимодействие с Россией в целом и россий-
26
Перминова А.А. Политика США в Центральной Азии в контексте противостояния с Россией и КНР
Perminova, A.A. U.S. Policy in Central Asia in the Context of Confrontation with Russia and China.
ским бизнесом в ходе визитов в страны региона в 2022 и 2023 г. Поначалу визит в
Казахстан весной 2023 г. помощника главы Минфина США по борьбе с финан-
сированием терроризма и финансовыми преступлениями Элизабет Розенберг
был связан с «укреплением режима соблюдения санкций и противодействием
уклонению от них в торговле и в сопутствующих финансовых платежах» [6].
Уже в конце апреля Казахстанская фондовая биржа (KASE) приняла реше-
ние о сегрегации счетов граждан России и Белоруссии от счетов других клиен-
тов. В Казахстане это решение объяснили «необходимостью избежать риска
наложения вторичных санкций на финансовый сектор» страны [7].
Кроме того, США ввели санкции против «Ахангаранцемента» - одного из
крупнейших предприятий Узбекистана и основных налогоплательщиков государ-
ства [8]. Санкции были введены против самого предприятия и против основного
владельца акций завода - компании «Аккерманн цемент ЦА» (Akkermann Cement
CA), которая является дочкой российской «Аккерманн цемент» и входит в группу
ЮСМ (USM), принадлежащую А. Усманову. Директор Центра исследовательских
инициатив Ma’no Бахтиёр Эргашев назвал данные меры частью политики США по
разрушению «экономических связей Узбекистана с Россией, являющейся наряду с
Китаем крупнейшим внешнеторговым партнёром» республики [9].
При этом до 2023 г. фактически угроза санкций не заходила дальше обеща-
ний. Как отмечал директор Исследовательского института международного и
регионального сотрудничества Казахстанско-немецкого университета профес-
сор Булат Султанов, бывший глава Государственного департамента США Майк
Помпео в ходе дипломатической поездки по странам постсоветского простран-
ства в 2020 г. «довольно прозрачно намекал, что, если сотрудничать с китайски-
ми и российскими компаниями, можно и санкции получить» [10].
С 2022 г. была запущена программа по преодолению эффекта возможных
экономических потерь стран региона в связи с эффектом западных санкций и
принуждением к отказу от взаимодействия с российскими компаниями и бан-
ками - Инициатива экономической устойчивости в Центральной Азии. Основ-
ными направлениями инициативы, запущенной под руководством админи-
страции Байдена, названы расширение торговых путей для региона (в том числе
за счёт транскаспийских маршрутов в обход России), поддержка частного секто-
ра (за счёт «прибытия» в регион западных фирм и торговли с США), инвестиро-
вание в людей через профессиональную подготовку и образование - в основном
для создания англоговорящей рабочей силы [11]. Для реализации программы в
2022 фин. г. Соединённые Штаты выделили 25 млн долл., на 2023 г. Конгресс
анонсировал выделить по этой же программе ещё 20 млн долларов [11].
На этом фоне, как заявляла заместитель помощника директора Агентства
США по международному развитию (АМР - USAID) Анджали Каур, «целью
США должно быть "разъединение экономик" России и стран Центральной
Азии». При этом США, за исключением инвестиций в Казахстан, не являются
важным экономическим партнёром региона. По итогам 2022 г. по объёмам ино-
странным вложений в Узбекистане доля американских инвестиций составила
3,8% [12], в Таджикистане около 6% [13], в Киргизии меньше 1% [14], в Туркмени-
стане на 2021 г. около 5% [15]. Для большинства стран региона основными инве-
27
ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS
2023; 10: 25-34 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
сторами и торговыми партнёрами являются Россия и КНР. В 2021 г. доля товаро-
оборота стран Центральной Азии с Россией составила 21,6%, с КНР - 20,4% [16], а
по итогам 2022 г. товарооборот стран Центральной Азии с РФ вырос на 15% и
составил более 42 млрд долл., с КНР - более 70 млрд. Основной торговый парт-
нёр США в регионе по итогам 2022 г. - Республика Казахстан, на которую при-
ходится 86% (всего 3,8 млрд долл.) торговли США в Центральной Азии.
Ещё одной важной рамкой взаимодействия США со странами региона в эко-
номическом измерении является деятельность АМР. Агентство запросило из
бюджета США на 2023 фин. г. 198,3 млн долл. для реализации проектов в Цен-
тральной Азии, что на 34% больше, чем за предыдущий год [17].
АМР предлагает помощь по узкопрофильным направлениям в пяти секто-
рах: торговля и развитие предпринимательства, энергетика, окружающая среда
(включая управление трансграничными водными ресурсами), противодействие
торговле людьми и противодействие насильственному экстремизму
[18]. В
большей степени эти измерения помощи были заданы ещё в 2019-2020 годах.
Формат деятельности агентства в регионе за последние годы не претерпел
серьёзных изменений. При достаточно ограниченных суммах, выделяемых АМР
на долгосрочные программы, распределение грантов происходит на узкоспеци-
ализированные проекты. Стратегия небольших грантов частного порядка для
конкретного бизнеса высоко оценивается гражданским обществом в странах
Центральной Азии и в большей степени работает как инструмент «мягкой си-
лы» США, направленной на сдерживание деятельности России и КНР в регионе.
АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ И «АФГАНСКИЙ ВОПРОС»
В ПОЛИТИКЕ США В РЕГИОНЕ
В обозначенной США в 2020 г. Стратегии регионального сотрудничества в об-
ласти развития по Центральной Азии первая цель в регионе - укрепление внут-
рирегионального взаимодействия, в том числе с Афганистаном, вторая - повыше-
ние устойчивости к региональным уязвимостям [19]. После ухода контингента
НАТО и США из Афганистана летом 2021 г. и острой фазой украинского кон-
фликта с 2022 г. приоритеты Вашингтоны в регионе сильно изменились.
Так, в современном дискурсе 2023 г. вопрос Афганистана также присутствует,
но упоминается не с точки зрения важности аспекта региональной связанности
(connectivity). Как отметил в марте 2023 г. помощник государственного секретаря
США по делам Южной и Центральной Азии Дональд Лу, в условиях использова-
ния РФ военной техники в ходе СВО, возможности для российского экспорта во-
оружений сокращаются, а потому «ближайшие к Афганистану страны могут вне-
запно столкнуться с нехваткой самолётов или боеприпасов, и мы (США) обсужда-
ем с ними, где они могут получить оборонительные средства: у нас, в Южной Ко-
рее или Японии» [20]. Так, Вашингтон пытается легитимизировать возможный
новый виток военно-технического сотрудничества с государствами региона, кото-
рое также изначально направлено на сдерживание России в Центральной Азии.
При том, что Китай, в отличие от России, не является гарантом безопасности в ре-
гионе, не имеет физического воинского контингента на территории стран Централь-
ной Азии, а также в меньшей степени взаимодействует со странами в сфере военно-
28
Перминова А.А. Политика США в Центральной Азии в контексте противостояния с Россией и КНР
Perminova, A.A. U.S. Policy in Central Asia in the Context of Confrontation with Russia and China.
технического сотрудничества, в Вашингтоне видят угрозы и в «растущем влиянии»
КНР в сфере безопасности в ЦА [21]. По итогам доклада американо-китайской комис-
сии в сфере экономики и безопасности при Конгрессе США «Деятельность и влияние
Китая в Южной и Центральной Азии» американские эксперты приходят к выводу о
том, что цели КНР в регионе - «экономическая безопасность, политическая стабиль-
ность и невмешательство Запада» - совпадают с российскими [22].
С точки зрения реальной политики в сфере безопасности, последние два го-
да наблюдается снижение американской активности в регионе. Например, при-
водящиеся ранее регулярно с 2003 г. учения под эгидой США и НАТО «Степной
орёл» последний раз организовывались в 2019 году.
При этом ошибочно говорить о прекращении взаимодействия между США и стра-
нами Центральной Азии в сфере безопасности. Так, в Таджикистане в августе 2022 г.
прошли учения «Региональное сотрудничество - 2022», организованные Центральным
командованием Вооружённых сил США, в которых участие приняли военные из США,
Таджикистана, Киргизии, Казахстана, Монголии, Пакистана и Узбекистана.
Кроме того, в феврале 2023 г. США передали Госкомитету национальной без-
опасности Таджикистана военное оборудование для укрепления инфраструктуры
правоохранительных органов страны на границе с Афганистаном. Ранее в 2023 г. из
Фонда по нераспространению и разоружению, финансируемого Государственным
департаментом, американская сторона передала пограничным войскам Службы гос-
ударственной безопасности Республики Узбекистан оборудование на 600 тыс. долл., а
в 2022 г. по программе «Наращивание потенциала партнёров» Узбекистан получил
50 лёгких тактических боевых машин Polaris MRZR на сумму почти 3 млн долларов.
ГУМАНИТАРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ПОЛИТИКИ США В ЦА
Гуманитарное направление взаимодействия США со странами региона из
всех векторов сотрудничества можно назвать самым насыщенным. В том числе
потому, что такая политика США в ЦА может включить образовательные ини-
циативы и решения в сфере здравоохранения, молодёжной политики, поддерж-
ку прав и свобод населения в странах Центральной Азии, работу американских
фондов и агентств, а также обширную сетку медиаресурсов в регионе.
На слушаниях в комитете по иностранных делам Палаты представителей
Конгресса США в сентябре 2022 г. Дональд Лу заявлял, что противостояние по-
литике РФ в регионе со стороны США проявляется в том числе в стремлении
противодействовать влиянию русского языка и культуры [23].
В рамках Молодёжного совета «С5+1» с 2015 г. ежегодно выделяются гранты
на поддержку работы с англоговорящей молодёжью в странах Центральной
Азии. Так, сумма грантов не меняется последние годы - от 90 тыс. до 120 тыс.
долл. в 2020 г. [24], в 2023 г - также до 120 тыс. долларов [25].
При этом за эти годы расширилась география проекта, если ранее совет реали-
зовывал проекты только в Бишкеке, то с 2021 г. он стал проводиться в других регио-
нах страны - проект «Молодёжный зелёный лагерь» (Youth Green Camp) в Нарыне
(Киргизская Республика). Среди целей программы, которая ежегодно проводится
при поддержке посольства США в Казахстане, - улучшить понимание молодёжью
американской политики, укрепить связи между США и государствами ЦА [26].
Большая часть работы по сдерживанию влияния русского языка и культуры в реги-
оне, скорее всего, будет проводиться за счёт информационной работы через финанси-
29
ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS
2023; 10: 25-34 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
рования СМИ и других медиа-ресурсов. Так, например, в Киргизии осенью 2022 г. АМР
США завершило проект «Инициатива по поддержке независимости медиа (Медиа-К)»
на сумму 6,5 млн долл. Партнёрами проекта выступили киргизские медиа - ОФ «Ин-
ститут Медиа Полиси», TV1KG, «Клооп медиа», «Кактус медиа» и т.д. [27].
В 2023 г. по программе «Содействие Восточной Европе и Центральной Азии»
для стран ЦА из бюджета США будет выделено порядка 148 млн долларов [28].
Цель реализации программы заключается, в том числе в увеличении числа жи-
телей, говорящих по-английски, поддержку «независимых медиа» и т.д. В обос-
новании затрат приводится мнение, что данные меры должны усилить устойчи-
вость региона на фоне «российского и китайского влияния» [28].
В 2021 и 2022 г. в Казахстане по программе «Содействие Восточной Европе и Цен-
тральной Азии» были реализованы «малые гранты для медиапроектов», на которые
выделялось от 10 тыс. до 40 тыс. долл. на каждый. Если в 2021 г. в качестве первой темы
для проекта предлагались «Инновационные подходы в сборе или распространении
новостей, в частности, среди более молодого населения» [29], то в 2022 г. первая предла-
гаемая в списке тема - «Противодействие фейковым новостям и дезинформации».
В 2023 г. в Казахстане изменил также свой основной профиль деятельности фонд «Со-
рос-Казахстан», который был переименован в экспертно-аналитический центр под
названием Центральноазиатские политические исследования Анлок (Central Asian policy
studies Unlock). Ребрендинг подразумевает в определённой степени отход от стандарт-
ной направленности деятельности Фонда «в сфере профилактики ВИЧ/СПИД», вы-
даче «стипендий для обучения за рубежом», поддержки культуры и т.д. [30].
С точки зрения давления на КНР в регионе, Вашингтон продвигает в странах
Центральной Азии дискурс о притеснении в китайском Синьцзян-Уйгурском ав-
тономном районе (СУАР) мусульман, в том числе уйгуров. Так, в 2020 г. госсекре-
тарь США М. Помпео встретился с этническими казахами, чьи родственники, по
мнению американской стороны, «пострадали» от действий китайских властей в
СУАР [31]. В июне 2020 г. Д. Трамп подписал закон «О политике в области прав
человека в отношении уйгуров», который подразумевал возможность введения
санкций против частных лиц из КНР, выраженных в отказе от выдачи визы и за-
мораживание находящейся на территории США собственности [32]. Каналом для
воздействия на государства Центральной Азии и продвижения тематики «ущем-
ления прав мусульманского населения» являются американские медиаресурсы, в
том числе филиалы Радио «Свобода», на ресурсах которых на регулярной основе
публикуются многочисленные материалы об «узниках Синьцзяна» [33].
Эта политика давления на КНР по вопросам прав и свобод жителей СУАР
продолжилась и при администрации Байдена, в 2021 г. президент США подпи-
сал закон «О запрете импорта из СУАР и санкционном преследовании граждан,
имеющих отношение к принудительным мерам в регионе» [34].
При этом уже в ноябре 2022 г. на уровне двусторонних переговоров с пред-
седателем КНР президент США использовал крайне умеренные формулировки,
выразив «озабоченность» по ситуации в СУАР [35].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, можно сказать, что с точки зрения безопасности с 2021 г. ос-
новные подходы для США в Центральной Азии были продиктованы необходи-
мостью сохранять позиции по ситуации в Афганистане в условиях физического
30
Перминова А.А. Политика США в Центральной Азии в контексте противостояния с Россией и КНР
Perminova, A.A. U.S. Policy in Central Asia in the Context of Confrontation with Russia and China.
вывода своего контингента с территории страны. Вашингтон заинтересован и в
появлении баз или антитеррористических центров в регионе с американским
присутствием, однако в современных условиях не оспаривает роль России и Ки-
тая как основных гарантов безопасности в ЦА. Линия многовекторного внешне-
политического курса, которой следуют государства Центральной Азии, позво-
ляют этим странам проводить учения и осуществлять военно-техническое со-
трудничество с США даже на фоне украинского конфликта.
Гуманитарное направление политики также реагирует на изменения в по-
литической повестке США. По линии работы медиаресурсов, финансируемых
США, основной задачи уже фактически ставится противодействие российскому
информационному влиянию в странах регионе. В официальный дискурс выхо-
дят формулировки о борьбе с русской культурой и русским языком. При этом
«сдерживание КНР», которое осуществляется в формате антикитайских медиа-
компаний, в меньшей степени отражается на уровне заявлений формальных
официальных лиц, что говорит о попытках Вашингтона по поддержанию ста-
тус-кво в отношениях с Пекином на этом направлении.
На экономическом векторе политики США на первый план с 2022 г. вышла тема
«разъединения экономик» стран региона и России на фоне введения Западом антирос-
сийских санкций. Китайским компаниям, готовым способствовать обходу санкций,
американская сторона также пригрозила ответственностью. При этом объёмы под-
держки США, предлагаемые как в рамках Инициативы экономической устойчивости в
Центральной Азии, так и в виде грантовой помощи через государственные фонды и
агентства крайне ограничены на фоне общего объёма товарооборота, инвестиций и
количества совместных предприятий в странах Центральной Азии у РФ и КНР.
Реакцию на события 2022 г. можно назвать «лакмусовой бумажкой» для опреде-
ления приоритетов Вашингтона в государствах Центральной Азии. Заметна поли-
тизация посылов официальных лиц и принимаемых решений по всем основным
направлениям взаимодействия США со странами региона. Геополитический ланд-
шафт остается решающим в выборе стратегий в Центральной Азии, однако обост-
рившаяся конкуренция с КНР и противодействие РФ ставят перед США задачу по
активизации своей активности в Центральной Азии по всем направлениям.
ИСТОЧНИКИ
1. The 2022 National Security Strategy, The White House, 19.10.2022, P.24. Avail-
Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf (accessed 01.06.2023).
2. United States strategy for Central Asia 2019-2025: Advancing sovereignty and
economic prosperity (overview)
(2020), US Department of State. Available at:
sovereignty-and-economic-prosperity/ (accessed 01.06.2023).
3. США добывают почти 30% казахстанской нефти. Inbusiness.kz. Available
nefti (accessed 10.06.2023).
4. At the C5+1 high-level meeting discussed topical issues on the regional agenda.
Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Kazakhstan. 28 February 2022. Available
31
ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS
2023; 10: 25-34 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
(accessed 09.06.2023).
5.
«США помогут смягчить последствия антироссийских санкций на стра-
ны Центральной Азии» - Энтони Блинкен. 28.02.2023. Gazeta.uz. Available at:
6. Media Advisory: Sanctions-Related Travel by Senior Treasury Department Of-
ficials.
U.S. Department of the Treasury.
17.04.2023. Available at:
related-travel-by-senior-treasury-department-officials (accessed 02.06.2023).
7. Казахстанская фондовая биржа отделит счета россиян и белорусов от
счетов
других
клиентов.
Интерфакс,
26.04.2023.
Available
at:
8. США ввели санкции против
«Ахангаранцемента» и его акционера.
Gazeta.uz.
12.04.2023.
Available
at:
9. Бахтиёр Эргашев: Санкции против «Ахангаранцемента» — объявление
экономической войны Узбекистану.
17.04.2023. Kursiv.media. Available at:
sankczij-protiv-ahangaranczementa/ (accessed 12.06.2023).
10. Принуждение к процветанию. США приняли стратегию для Централь-
ной Азии. Ритм Евразии. 17.02.2020. Available at: (accessed 05.06.2023).
11. Инициатива экономической устойчивости в Центральной Азии. Государствен-
ный департамент США. Информационный бюллетень.
28.02.2023. Available at:
12. Объём российских инвестиций в Узбекистане составил в прошлом году
около
$2
млрд.
Финмаркет.
20.02.2023.
Available
at:
13. Иностранные инвестиции в Таджикистане: нужна диверсификация. Ca-
nuzhna-diversifikatsiya (accessed 12.06.2023).
14. Поступление прямых иностранных инвестиций по территории (тыс. дол-
ларов США). Национальный статистический комитет Кыргызской Республики.
15. В Туркменистан привлечено порядка 15 млрд иностранных инвестиций.
Report.az.
privlecheno-poryadka-15-mlrd-inostrannyh-investicij/ (accessed 12.06.2023).
16. Экономика Центральной Азии: новый взгляд. Евразийский Банк Разви-
тия,
3_The-Economy-of-CA_rus.pdf (accessed 09.06.2023).
17. США нацелены интенсифицировать борьбу с Россией и Китаем за геополи-
тическое влияние в Центральной Азии. News Central Asia, 16.09.2022. Available at:
rossiyey-i-kitayem-za-geopoliticheskoye-vliyaniye-v-tsentralnoy-azii/ (accessed 09.06.2023).
18. Central Asia Regional, USAID. United States Agency for International Development.
32
Перминова А.А. Политика США в Центральной Азии в контексте противостояния с Россией и КНР
Perminova, A.A. U.S. Policy in Central Asia in the Context of Confrontation with Russia and China.
19. Стратегия регионального сотрудничества в области развития (СРСР),
2020-2025.
Available
at:
20. Donald Lu announces interest of Central Asian countries in Western weapons.
24.kg. Available at:
21. Hearing on "China’s Activities and Influence in South and Central Asia", U.S.-
China Economic and Security Review Commission. P.552. Available at:
asia (accessed 08.06.2023).
22. Section 3: China’s activities and influence in South and Central Asia. U.S.-China
Economic and Security Review Commission,
2022. P.
555. Available at:
23. Госдеп: целью США должно быть "разъединение экономик" России и
стран
Центральной
Азии.
ТАСС.
14.09.2022.
Available
at:
24. США профинансируют работу с молодёжью в странах Центральной
25. США выделят до $120 тысяч на работу с молодёжью из Центральной
26. Open Call to implement the C5+1 Youth Council Program in Kyrgyzstan. Fund-
27. Инициатива по поддержке независимости медиа (Медиа-К). USAID.
Available
at:
28. Congressional Budget Justification Department of State, Foreign Operations,
and Related Programs. United States Department of State, Fiscal year 2023. P.103.
Available
at:
29. Программа малых грантов на развитие средств массовой информации. Посольство
30. О
нас.
Фонд
«Сорос-Казахстан».
Available
at:
31. Встреча госсекретаря Помпео... Посольство и консульство США в Казах-
33
ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS
2023; 10: 25-34 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
32. Трамп подписал законопроект о санкциях за притеснение уйгуров в Ки-
тае.
ТАСС.
17.06.2020.
33. КазВласти аккуратно прессуют "синьцзянских" казахо-активистов. ЦентрАзия.
34. Байден подписал закон о запрете импорта из китайского Синьцзяна. РИА
Новости.
23.12.2021.
Available
at:
35. Байден высказал Си Цзиньпину озабоченность вопросом прав человека в
REFERENCES
Berger, S.R. A Foreign Policy Agenda for the Second Term. Center for Strategic and Interna-
tional
Studies,
Washington,
D.C.,
March
27,
1997.
Available
at:
term/ (accessed 10.06.2023).
Brzezinski, Z. The Grand Chessboard: American Primacy and Its Geostrategic Im-
peratives, Basic Books, 1997.
Kokoshin, A.A., Kokoshina, Z.A. The Main Vectors of the US Foreign Policy Strat-
egy in Central Asia. Her. Russ. Acad. Sci. 92 (Suppl 7), 2022, P.581-588.
Rumer, E., Sokolsky, R., Stronski, P. U.S. Policy Toward Central Asia 3.0, Carnegie
Endowment for International Peace, Carnegie, 2016, P. 3-4.
Zhao, H. China, Russia, and the U. S.: their interests, postures, and interrelations
in Central Asia. Central Asia and the Caucasus.
2004.
№6 (30). Available at:
and-interrelations-in-central-asia-1 (accessed 10.06.2023).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРE / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
ПЕРМИНОВА Александра Алексан-
Alexandra A. PERMINOVA, Research
дровна, научный сотрудник Центра
Fellow, Center for World Politics and
мировой политики и стратегического
Strategic Analysis, Institute of China
анализа Института Китая и совре-
and Contemporary Asia of the RAS.
менной Азии РАН (ИКСА РАН).
Россия, 117997, Москва, Нахимовский
32 Nakhimovsky prospect, Moscow,
проспект, 32.
117997, Russia
Статья поступила в редакцию 06.08.2023 / Received 06.08.2023.
Поступила после рецензирования 18.08.2023 / Revised 18.08.2023.
Статья принята к публикации 19.08.2023 / Accepted 19.08.2023.
34