В ИНСТИТУТЕ США И КАНАДЫ / IN THE INSTITUTE FOR U.S. AND CANADA STUDIES
2023; 11: 18-26 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
УДК: 327, 355/359
DOI: 10.31857/S2686673023110020
EDN: PPMMOI
Оборонно-промышленный комплекс США
в свете украинского конфликта
И.О. Шкробтак
Институт США и Канады им. академика Г.А. Арбатова
Российской академии наук (ИСКРАН).
Российская Федерация, 121069, Москва, Хлебный пер., д. 2/3.
Scopus ID: 57202469551
РИНЦ ID: 763381
ORCID: 0000-0002-9382-6738
e-mail: igor.shkrobtak@yandex.ru
Резюме. Данное исследование посвящено изучению состояния оборонно-промышлен-
ного комплекса (ОПК) США в свете украинского конфликта, его проблемам и перспекти-
вам развития. Работа актуальна в силу эскалации конфликта на Украине и применения
американских образцов вооружений со стороны ВСУ против российских подразделений в
ходе специальной военной операции. В статье изучаются такие вопросы работы ВПК, как
разрыв между гражданской и военной промышленностью США, зависимость американ-
ской оборонной промышленности от иностранных производителей и разработчиков, от-
сутствие полных цепочек создания вооружений и непригодность американских образцов
к конфликту высокой интенсивности.
В исследовании отдельно рассматривается взаимосвязь между гражданским и воен-
ным производством и важность развитой индустрии для ОПК. В работе уделяется внима-
ние идеологии создания и производства изделий американского ОПК и несоответствию
их условиям конфликта высокой интенсивности.
Особо подчёркивается необходимость серьёзных финансовых вливаний и социально-
экономических реформ при любом возможном варианте развития ВПК США.
Ключевые слова: США, оборонно-промышленный комплекс военная индустрия,
авиационная промышленность, судостроение, бронетанковая промышленность
Для цитирования: Шкробтак И.О. Оборонно-промышленный комплекс США в свете
украинского конфликта. США & Канада: экономика, политика, культура. 2023; 53 (11):
18-26. DOI: 10.31857/S2686673023110020
EDN: PPMMOI
US Military-Industrial Complex
under the Influence of the Ukrainian Conflict
Igor O. Shkrobtak
Georgy Arbatov Institute for U.S. and Canada Studies,
Russian Academy of Sciences (ISKRAN).
2/3, Khlebny per., Moscow, 121069, Russian Federation.
Scopus ID: 57202469551
РИНЦ ID: 763381
ORCID: 0000-0002-9382-6738
e-mail: igor.shkrobtak@yandex.ru
Abstract. This study is devoted to the study of the state of the military-industrial complex
under the influence of the Ukrainian conflict, problems and prospects of development. The work
is relevant due to the escalation of the conflict in Ukraine and the use of American weapons by
18
Шкробтак И.О. Оборонно-промышленный комплекс США в свете украинского конфликта
Shkrobtak I.O. US Military-Industrial Complex under the Influence of the Ukrainian Conflict
the Armed Forces of Ukraine against Russian units during a special military operation. The arti-
cle investigates such issues of the military-industrial complex as the gap between the civilian
and military industries of the United States, the dependence of the American defense industry on
foreign manufacturers and developers, the lack of complete chains of weapons creation and the
unsuitability of American models for high-intensity conflict.
The study particularly considers the relationship between civil and military production and
the importance of a developed industry for the military-industrial complex. The paper focuses
on the ideology of the creation and production of products of the American defense industry and
their inconsistency with the conditions of a high-intensity conflict.
The work emphasizes the need for serious financial injections and socio-economic reforms
in any possible scenario for the development of the US military-industrial complex.
Keywords. USA, military-industrial complex, aviation industry, shipbuilding, armored in-
dustry
For citation: Shkrobtak I.O. US Military-Industrial Complex under the Influence of the
Ukrainian Conflict. USA & Canada: Economics, Politics, Culture. 2023; 53 (11): 18-26.
DOI: 10.31857/S2686673023110020
EDN: PPMMOI
ВВЕДЕНИЕ
ОПК США, будучи одной из крупнейших отраслей подобного рода в мире,
производит практически всю номенклатуру вооружений, боеприпасов, комплек-
тующих и вспомогательных средств военного назначения. Технологии, компетен-
ции американской индустрии позволяют удовлетворить практически любые тре-
бования по созданию и проектированию изделий военного и двойного назначе-
ния. Он включает в себя все этапы проектирования, испытания и производства
подобного рода продукции. Тем не менее следует отметить в качестве особенно-
стей американской оборонной индустрии, изначально крайне высокую стои-
мость изделий, сложность в производстве и эксплуатации и отсутствие полного
цикла производства в целом ряде компонентов [1].
Также следует отметить сравнительно невысокие объёмы выпуска продукции,
которые, в свою очередь, не могут в современных условиях считаться достаточ-
ными. С конца Второй мировой войны объёмы выпуска изделий военного назна-
чения непрерывно падали и фактически целый ряд отраслей, такие как произ-
водство танков, перестали существовать - на данный момент США не производит
основные боевые танки (далее - ОБТ), а изымает их с хранения, проводит модер-
низацию и поставляет заказчику [2]. Это связано с отсутствием производства бро-
некорпусов ОБТ и соответствующих компетенций в области металлургии.
Следует также отметить, что некоторые новейшие производства, например
тяжёлых истребителей пятого поколения, также прекращены, причём, довольно
долгое время [3]. Это обстоятельство присуще и космической отрасли - долгое
время НАСА получали ракетные двигатели от России в силу утери технологии их
производства [4]. Всё это несомненно негативно сказывается на способности США
строить технологически сложные изделия и требует дополнительных и крайне
высоких финансовых вливаний.
До 2014 года военное строительство США было сосредоточено на производ-
стве вооружения и амуниции, предназначенном, прежде всего, для сил быстрого
реагирования. Их целью, в первую очередь, было создание наиболее мобильных
оружейных систем, способных к авиационной и морской транспортировке. Во-
вторых, ставилась задача создания высокоточного вооружения, способного
19
В ИНСТИТУТЕ США И КАНАДЫ / IN THE INSTITUTE FOR U.S. AND CANADA STUDIES
2023; 11: 18-26 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
сэкономить боеприпасы, которые массово невозможно доставить на поле боя. Всё
вышеперечисленное сказалось негативным образом на ремонтопригодности по-
добного рода изделий и их техническом ресурсе [5].
Другими словами, ряд образцов, принятых с 2001 по 2014 г., требуют специ-
ального обслуживания вне полевых условий и ресурс боевого оснащения (напри-
мер, срок износа автоматических пушек на лёгкой наземной технике) крайне низ-
кий. Вполне естественно, что описанные недостатки практически никак не сказы-
вались во время ведения кампаний в Ираке и Афганистане, где не было острой
необходимости в полевом ремонте и вооружении с высоким нтехническим ресур-
сом. Последним скрытым недостатком американского вооружения этого периода
можно назвать сравнительно небольшие серии при высокой стоимости, что также
было неочевидно в период локальных конфликтов.
В период с 24 февраля оборонно-промышленный комплекс Соединённых
Штатов столкнулся с целым рядом проблем, сопряжённых с особенностями воен-
ного строительства США, стратегии обороны и безопасности, принятой в послед-
ние годы и характером конфликтов, в которых участвовали вооружённые силы
страны. В основном это касается концептуального развития вооружённых сил и
их оснащения, которые продумывались под совершенно иные военные, экономи-
ческие и внешнеполитические реалии.
В первую очередь сказывается приспособленность к конфликтам низкой ин-
тенсивности, где главным противником американских подразделений выступали
иррегулярные формирования с крайне нестабильным уровнем подготовки лич-
ного состава и вооружения. Другими словами, американский ОПК не был подго-
товлен к производству вооружений для противодействия регулярному и хорошо
подготовленному противнику. От оборонной промышленности США требова-
лись достаточно дорогие в силу сложности и малого объёма выпуска изделия, ко-
торые концептуально не предназначены для столкновений с регулярной армией,
имеющей на своём вооружении неподавленные авиацию, разведку, артиллерию
и радиоэлектронную борьбу. В ряде случаев (миннозащищённые бронеавтомо-
били и инженерная техника) практически не предназначались для огневого кон-
такта с хорошо вооружённым противником.
Вместе с тем индивидуальное оснащение бойца, на которое делался акцент в
свете компаний в Ираке и Афганистане, оказалось в ходе ведения специальной
военной операции не столь актуально в силу массированного огневого воздей-
ствия как авиации, так и артиллерии противника, при методичном подавлении
собственных средств огневой поддержки. Сказывается недостаточность тяжёлого
вооружения у украинских моторизованных и танковых частей, должного количе-
ства снарядов и боевых бронированных машин, предназначенных для конфлик-
тов высокой интенсивности.
Кроме того, другой особенностью, выявленной в ходе проведения специаль-
ной военной операции, это неспособность некоторых американских образцов во-
оружений (вышеупомянутые противоминные транспортные средства, стрелко-
вое вооружение, системы связи) к участию в длительных боевых столкновениях с
массированным применением тяжёлого вооружения обеими сторонами [6]. Сле-
дует отметить проблемы с обслуживанием данной техники в силу крайне неров-
ного уровня подготовки украинского личного состава и отсутствия условий для
должной диагностики и ремонта вышеупомянутых образцов вооружений.
Также появляются проблемы с применением высокотехнологичной продук-
ции против ударных беспилотных, гиперзвуковых комплексов и крылатых ракет.
20
Шкробтак И.О. Оборонно-промышленный комплекс США в свете украинского конфликта
Shkrobtak I.O. US Military-Industrial Complex under the Influence of the Ukrainian Conflict
Эти затруднения связаны, прежде всего, с концептуальным несоответствием усло-
вий создания (тактико-технических требований и самой идеологии создания), ха-
рактеру конфликта высокой интенсивности и регулярных вооружённых сил с вы-
соким технологическим уровнем [7].
Отдельно следует указать, что другие, на данный момент не применённые в
ходе конфликта виды вооружений также, в свете опыта специальной военной
операции, вызывают вопросы и сомнения в целесообразности своего производ-
ства и эксплуатации. Зачастую в силу вложенных в них средств, сил и низкого
объёма производства, они становятся своего рода «белыми слонами» - крайне ма-
лочисленными и дорогими образцами, чьё боевое применение, как правило, не
представляется целесообразным. Подобные виды вооружений находятся в экс-
плуатации в военно-морском флоте США (проекты эсминцев «Замволт» [8] и ли-
торальных кораблей [9]), ВВС (истребители пятого поколения F-22 [10]) и отчасти
в американской армии (противоминные автомобили, крайне специфические
стрелковые и артиллерийские системы).
СОСТОЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВА В РАМКАХ ОПК США
Важнейшим фактором эффективного функционирования американского
ОПК можно назвать широкую сеть международной кооперации. С помощью зна-
чительного числа сторонних поставщиков и производителей как из Европы, так
и из АТР, оборонно-промышленный комплекс США способен производить
наиболее технологичные образцы вооружений. При этом подобный уровень ко-
операции ставит военную индустрию Вашингтона в зависимость от иностранной
продукции и приводит к утере производственных компетенций. Это касается не
только готовых изделий, но и материалов (например, редкоземельных металлов),
отдельных элементов (электронные чипы, производимые на Тайване) и отдель-
ных этапов проектирования, находящихся в аутсорсинге в других странах [11].
В связи с возможным разрывом экономических и производственных связей,
возможности американского ОПК существенно сократятся и целый ряд произ-
водственных компетенций практически сразу выпадет, разрушив тем самым су-
щественное количество производственных цепочек. В первую очередь, это каса-
ется судостроения, электроники, двигателе и станкостроения, которые находятся
в серьёзной зависимости от азиатских производств - Южной Кореи, Тайваня и пр.
В существующей экономической системе одной из фундаментальных проблем
можно назвать практическое отсутствие связи между гражданским и военным про-
изводством. Особенно отчётливо это видно на примере военного кораблестроения
и гражданского судостроения, где совершенно очевиден перекос в сторону оборон-
ной индустрии [12]. Американское гражданское судостроение по объёмам не мо-
жет сравниться ни с китайским, ни с южнокорейским по объёмам производства
даже после спада 2020-2022 гг. Это сказывается на производстве крайне важных для
кораблестроения сложных серийных агрегатов, корпусов и развитии всей отрасли
в целом. Гражданская индустрия проводит важнейшие для оборонно-
21
В ИНСТИТУТЕ США И КАНАДЫ / IN THE INSTITUTE FOR U.S. AND CANADA STUDIES
2023; 11: 18-26 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
промышленного комплекса исследования в области улучшения силовых устано-
вок, прочностных характеристик, материаловедения, качества корпуса и пр.
Подобная ситуация не представляется нормальной в силу как объёмов граж-
данских закупок, так и возможности диверсификации гражданской техники в во-
енную, что серьёзно упрощает производство и эксплуатацию военной продук-
ции. Конверсия гражданской и военной продукции крайне важна с точки зрения
снижения себестоимости и увеличения скорости и объёмов создания как военной,
так и гражданской продукции. Также следует отметить, что опыт боевого приме-
нения техники или отдельных узлов даёт дополнительный материал для иссле-
дований в том числе и в гражданской сфере.
Разрыв между гражданской и военной индустрией нельзя назвать перманент-
ным свойством американского оборонно-промышленного комплекса. В период
Второй мировой и холодной войны ОПК США создавал значительный спектр
продукции двойного назначения, начиная от отдельных узлов и агрегатов
(например, судовых силовых установок), заканчивая уже готовыми системами
(бронемашинами, самолётами, вертолётами и кораблями) [13]. Это позволяло се-
рьёзно снижать стоимость изделий и увеличивать скорость и объём продукции
военного назначения. В результате это позволяло не только создавать конкурент-
носпособные и эффективные на поле боя образцы для собственных вооружённых
сил, так и на экспорт, что удавалось поставлять преимущественно без привлече-
ния административно-политического ресурса. Примерами подобных изделий
могут служить проекты в области автобронетанковой техники, военного и граж-
данского судостроения и некоторые авиационные комплексы.
В конечном счёте ОПК США можно назвать ориентированным на производ-
ство достаточно дорогостоящей и в значительной мере не массовой продукции.
Кроме того следует отметить, что некоторые отрасли можно назвать утраченными
или даже (на данный момент) несуществующими - в частности это касается броне-
танковой техники, которая практически не выпускается в США «с нуля», и гипер-
звуковых технологий, которые не имеются в США в виде серийных изделий.
Имеется, с нашей точки зрения, дилемма: производить существующую номен-
клатуру вооружений или переводить производство на создание новых, более мас-
совых и дешёвых образцов. Оба варианта развития американского военного строи-
тельства предполагают радикальные изменения не только во всём оборонно-про-
мышленном комплексе и, соответственно, значительные капиталовложения, но и в
целом в социально-экономической системе США.
Развёртывание полномасштабного производства имеющейся номенклатуры
вооружений влечёт за собой чрезмерные затраты на создание подобного рода об-
разцов при их сомнительной эффективности на поле боя. Кроме того, наиболь-
шим препятствием на пути к реализации подобного сценария является отсут-
ствие нужного числа квалифицированных кадров для подобного рода инду-
стрии. Вопрос расширения производства - дело как минимум среднесрочной
перспективы. Решение данной проблемы состоит или в образовательной про-
грамме, направленной на подготовку нужного числа специалистов в области
22
Шкробтак И.О. Оборонно-промышленный комплекс США в свете украинского конфликта
Shkrobtak I.O. US Military-Industrial Complex under the Influence of the Ukrainian Conflict
проектирования и производства, или в привлечении зарубежных специалистов в
американский оборонно-промышленный комплекс.
Очевиден лишь один факт - существующая в США образовательная система не
справится с подготовкой должного числа специалистов. Временной мерой в ряде
отраслей ОПК США будет привлечение значительного числа небольших частных
подрядчиков и сторонних американских производителей и рабочих-энтузиастов
[14]. Подобного рода меры могут считаться лишь паллиативом в силу сокращаю-
щихся возможностей в связи с ужесточающимся оружейным законодательством.
Главным же обстоятельством эффективного внедрения данного варианта бу-
дет полноценная долгосрочная программа перевооружения и корректное ею ру-
ководство. Примером подобного может являться работа Р. Макнамары на посту
министра обороны. Именно при Роберте Макнамаре было принято подавляющее
большинство образцов вооружений, которые сейчас можно назвать наиболее со-
временными и массовыми для американских вооружённых сил.
Второй вариант подразумевает перепрофилирование гражданского произ-
водства на военную продукцию и массовый выпуск более простых образцов, чем
это было принято ранее, с отказом от крайне дорогих и амбициозных проектов,
принятых ранее. Однако перечисленные меры требуют значительного количе-
ства времени для их реализации. Кроме того, от производителей потребуется пе-
рестроить уже существующий подход к проектированию, когда закладывается
слишком высокий уровень текущих боевых и технических возможностей и срав-
нительно низкий модернизационный потенциал.
При этом следует учитывать, что ассигнования на подобные проекты не без-
граничны и военным подрядчикам придётся в том или ином виде их доводить до
логического завершения. Другими словами, Министерство обороны в текущей
ситуации не может больше тратить военный бюджет на проекты, которые не за-
канчиваются серийными образцами.
Также следует отметить сопутствующие затруднения при любом варианте.
В первую очередь, расширение производства и его диверсификацию. Во-вторых,
при принятии подобных мер у американского ОПК неминуемо появится потреб-
ность в значительных количествах квалифицированных технических специали-
стов и рабочей силы, что повлечёт за собой масштабные социальные и экономи-
ческие изменения, которые будут иметь самые серьёзные последствия в долго-
срочной перспективе.
Тем не менее мы можем прогнозировать следующие перспективы:
1. Рост заказов на продукцию оборонно-промышленного комплекса со сто-
роны американского военного ведомства. При любом возможном итоге украин-
ского конфликта, вооружённые столкновения подобного рода будут появляться
значительно чаще.
2. Повышение потребностей в научно-технических исследованиях, которые
будут призваны купировать новые вызовы. Применение новых, зачастую кустар-
ных, образцов вооружений ставит перед оборонно-промышленным комплексом
США новые задачи, которые решаются сугубо путём поиска новых технических
и тактических средств.
23
В ИНСТИТУТЕ США И КАНАДЫ / IN THE INSTITUTE FOR U.S. AND CANADA STUDIES
2023; 11: 18-26 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
3. Новые ассигнования на оборону со стороны американского военного ве-
домства и, как следствие, кризис производства. Подобные затруднения могут
быть преодолены лишь с помощью расширения производства и его переориента-
цию на создание новых видов вооружений.
4. Попытка расширения экспорта вооружений за счёт административного,
экономического и военного давления на возможных покупателей. Только эта
мера может компенсировать затраты на развитие оборонного производства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В конечном счёте американская военная промышленность на данный момент
находится перед важнейшим стратегическим выбором в своей истории после
окончания холодной войны. В зависимости от избранного пути, будет зависеть не
только дальнейшее будущее ОПК США, но и всей научно-технической отрасли.
От оборонно-промышленного комплекса Соединённых Штатов зависит во мно-
гом и итог военных действий, и долгосрочные политические последствия, кото-
рые повлияют не только на расстановку сил в Европе, но и на всю архитектуру
международных отношений.
Американские военные теоретики и специалисты в военном производстве
должны понимать, что украинский кризис - далеко не последний конфликт вы-
сокой интенсивности, где будет применяться оружие и технологии, созданные в
США. Вопрос перевооружения, создания необходимых запасов и материально-
технической базы для оперативного обслуживания и ремонта американской во-
енной техники актуален не только для союзников Вашингтона, но и для непо-
средственно американских боевых подразделений.
Концептуальное развитие перспективных образцов и сам подход к разработке,
производству и принятию на вооружение также, по всей вероятности, будет изме-
нено в силу радикальной смены характера конфликтов. И от компаний-произво-
дителей, и от военных специалистов требуется системный и, возможно, стратегиче-
ский подход к новым изделиям в силу их необходимости как для американских во-
оружённых сил, так и для союзников. Другими словами, тактико-техническое зада-
ние должно включать в себя такие пункты, которые будут подразумевать значи-
тельный технологический ресурс и модернизационный потенциал.
В этих условиях, обостряется влияние кадрового и личного фактора в военном
строительстве и оборонно-промышленном комплексе. Ответственный и добросо-
вестный аудит, глубокое знание предмета, неангажированность и экономически
выверенный подход позволяет создать наиболее качественные и долгоживущие в
действующих подразделениях образцы вооружений. В результате на вооружения
затрачиваются соответствующие финансовые средства и задействуются должные
производственные мощности.
В долгосрочной перспективе подобный подход обеспечит значительно боль-
шую эффективность затрат на производство и эксплуатацию вооружений, что
иллюстрируется современное использование образцов времён холодной войны.
Это касается и военно-морских, и сухопутных, и авиационных комплексов как
24
Шкробтак И.О. Оборонно-промышленный комплекс США в свете украинского конфликта
Shkrobtak I.O. US Military-Industrial Complex under the Influence of the Ukrainian Conflict
американских, так и советских, которые применяются с начала 1980-х годов, а раз-
работаны с середины 1960-х. Обратным примером может служить ряд оружейных
систем, разработанных в 1990-2000 гг., которым присуща и низкая культура раз-
работки, и сомнительная идеология создания, и невысокое число произведённых
образцов.
Исход специальной военной операции на Украине напрямую скажется на ре-
путации ключевых участников в оборонно-промышленном комплексе США.
Успехи и неудачи предоставленных изделий на поле боя непосредственно повли-
яют на объёмы заказов и финансирования как из государственного бюджета, так
и на возможностях экспорта подобного рода продукции. В случае поражения ВСУ
американский ОПК ждут серьёзные изменения и, возможно, реформирование,
что, впрочем, зависит не только от положения на фронте, но и от внутриполити-
ческой расстановки сил как в американском военном ведомстве, так и в других
властных структурах Вашингтона.
Победа или компромисс, пусть и крайне маловероятные, также должны при-
вести к серьёзному и подробному анализу применения поставленных для укра-
инских подразделений образцов вооружений в силу феноменальности кон-
фликта.
Тем не менее, наличие серьёзнейших системных проблем в американском обо-
ронно-промышленном комплексе на современном этапе составляют труднопре-
одолимое препятствие для индустрии. После окончания специальной военной опе-
рации на Украине ОПК США потребует серьёзный пересмотр идеологии создания
и производства вооружений в силу растущей вероятности возникновения новых
конфликтов высокой интенсивности с участием регулярных хорошо вооружённых
сил.
Следует учитывать, что повышение эффективности функционирования аме-
риканского оборонно-промышленного комплекса требует значительного вре-
мени, финансовых вливаний и радикальных изменений не только в узком разрезе
функционирования индустрии, но и всей социально-экономической системы.
Вопрос готовности не только ОПК США, но и всей государственной системы в
целом к подобного рода мерам остаётся открытым и вызывает серьёзные сомне-
ния в силу особенностей современного экономико-политического устройства в
возможности их осуществления.
ИСТОЧНИКИ
1.
Military Balance 2022, International Institute for Strategic Studies (IISS), Routledge,
2022. ISBN: 1000620034, p. 527.
2.
Что известно о танках M1 Abrams и Leopard II. ТАСС. Available at:
https://tass.ru/info/16892055 (accessed 10.03.2023).
3.
F-22 Raptor Digital, Dominant, Ready, Available at: https://www.lockheedmar-
tin.com/en-us/products/f-22.html (accessed: 24.06.2023).
4. NASA заявило о сохранении сотрудничества с «Роскосмосом» по МКС. Изве-
стия, 16 сентября 2022 г. Available at: https://iz.ru/1396706/2022-09-16/nasa-zaiavilo-o-
sokhranenii-sotrudnichestva-s-roskosmosom-po-mks (accessed: 10.03.2023).
25
В ИНСТИТУТЕ США И КАНАДЫ / IN THE INSTITUTE FOR U.S. AND CANADA STUDIES
2023; 11: 18-26 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
5.
Чем воюет Украина. Available at: https://army.ric.mil.ru/Stati/item/474586/
(accessed: 10.03.2023).
6. Russian New Generation Warfare Handbook. Available at: https://info.publicintel-
ligence.net/AWG-RussianNewWarfareHandbook.pdf (accessed 10.03.2023).
7.
Hypersonic Weapons: Background and Issues for Congress, Available at:
https://sgp.fas.org/crs/weapons/R45811.pdf (accessed: 24.03.2023).
8.
Defense Acquisitions Assessments of Selected Weapon Programs, Available at:
https://web.archive.org/web/20150924043422/http://www.gao.gov/as-
sets/670/668986.pdf#page=81 (accessed: 24.06.2023).
9.
Official U.S. Navy Littoral Combat Ship Class Fact File. Available at:
https://www.navy.mil/navydata/fact_display.asp?cid=4200&tid=1650&ct=4 (accessed:
24.03.2023).
10. America's Next Lethal War Machine. Available at: https://imagery.vnfaw-
ing.com/PDF-Archive/F-22-Raptor.pdf (accessed: 24.03.2023).
11. The Global Research and Development Landscape and Implications for the Depart-
ment of Defense. Available at: https://sgp.fas.org/crs/natsec/R45403.pdf (accessed:
24.03.2023).
12. Ships built by country of building, annual. Available at: https://unctad-
stat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx (accessed: 07.06.2023).
13. UPDATED: White House-Led Navy Shipbuilding Plan Set to Push Boundaries of
Pentagon
Budgets,
Industry
Capacity.
Available
at:
https://news.usni.org/2020/12/10/white-house-led-navy-shipbuilding-plan-set-to-will-
push-boundaries-of-pentagon-budgets-industry-capacity (accessed: 17.06.2023).
14. Raytheon Calls in Retirees to Help Produce Stinger Missiles. Available at:
https://www.zerohedge.com/geopolitical/raytheon-calls-retirees-help-produce-stinger-
missiles (accessed: 17.06.2023).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Игорь Олегович ШКРОБТАК, кан-
Igor O. SHKROBTAK, Candidate of Sci-
дидат исторических наук, старший
ences (History), Department of Military
научный сотрудник Отдела военно-
and Political Studies. Georgy Arbatov In-
политических исследований Инсти-
stitute for U.S. and Canada Studies, Rus-
тута США и Канады им. академика
sian Academy of Sciences (ISKRAN).
Г.А. Арбатова Российской академии
2/3, Khlebny per., Moscow, 121069,
наук (ИСКРАН).
Russian Federation.
Российская Федерация,
121069,
Москва, Хлебный пер., д. 2/3.
Статья поступила в редакцию 16.07.2023 / Received 16.07.2023.
Поступила после рецензирования 03.08.2023 / Revised 03.08.2023.
Статья принята к публикации 05.08.2023 / Accepted 05.08.2023.
26