В ИНСТИТУТЕ США И КАНАДЫ / IN THE INSTITUTE FOR U.S. AND CANADA STUDIES
2023; 11: 92-102 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
УДК: 355/359; 623.1/.7; 351.864
DOI: 10.31857/S2686673023110093
EDN: PPKKGH
Оборонная промышленность ЮАР:
отрицательное развитие
С.Г. Карамаев
Национальный исследовательский институт мировой экономики
и международных отношений имени Е.М. Примакова
Российской академии наук (ИМЭМО РАН).
Российская Федерация, 117997, Москва, ул. Профсоюзная, д. 23.
РИНЦ ID: 1135848
ORCID: 0000-0001-5137-3948
e-mail: tiomkin@gmail.com
Резюме: В последней четверти ХХ века Южно-Африканская Республика обладала од-
ной из самых развитых и мощных оборонных индустрий в мире. Инновационный подход
позволил разработать и внедрить различные системы вооружений и дать мощный им-
пульс экономическому развитию. Новое правительство Африканского национального
конгресса (АНК), пришедшее к власти после демонтажа апартеида, взяло курс на сокра-
щение оборонного сектора. В течение последующих лет ВПК ЮАР приспосабливался к
новым условиям. Итогом стало постепенное прекращение развития оборонной промыш-
ленности, поставившее данную область в критически уязвимое положение.
Ключевые слова: ЮАР, ВПК, АНК, оборонная промышленность, переход
Для цитирования: Карамаев С.Г. Оборонная промышленность ЮАР: отрицатель-
ное развитие. США & Канада: экономика, политика, культура. 2023; 53 (11): 92-102.
DOI: 10.31857/S2686673023110093
EDN: PPKKGH
South African Defence Industry:
Negative Development
Sergei G. Karamaev
Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations,
Russian Academy of Sciences.
23, Profsoyuznaya St., Moscow, 117997, Russian Federation
РИНЦ ID: 1135848
ORCID: 0000-0001-5137-3948
E-mail: tiomkin@gmail.com
Abstract: Towards the end of the twentieth century, the Republic of South Africa had devel-
oped one of the most powerful and innovative defence industries in the world. New post-apart-
heid ANC government, in the light of new approach in the economic and political spheres, de-
cided to switch resources from military to human security. This decision led to the stagnation of
the defence industry and ultimately to negative development, which continues to this day. Not
only South Africa rankings in the world defence sector lowered to unprecedented positions but
the industry’s survival into the future years now at stake.
Keywords: South Africa, military, defence industry, ANC, transition
92
Карамаев С.Г. Оборонная промышленность ЮАР: отрицательное развитие
Karamaev, S.G. South African Defence Industry: Negative Development
For citation: Karamaev, S.G. South African Defence Industry: Negative Development. USA
& Canada: Economics, Politics, Culture.
2023;
53
(11):
92-102.
DOI: 10.31857/S2686673023110093
EDN: PPKKGH
Посвящается памяти кандидата исторических наук,
старшего научного сотрудника Института Африки РАН
Геннадия Владимировича Шубина (1966-2016)
ВВЕДЕНИЕ
В статье даётся оценка современного состояния военно-промышленного ком-
плекса ЮАР , проводится изучение причин, которые привели к данному статус-
кво, и рассматриваются дальнейшие перспективы данной области экономики.
Термины ВПК (военно-промышленный комплекс), оборонная промышленность
(ОП) и оборонная индустрия (ОИ) являются синонимами и используются взаи-
мозаменяемо. Учитывая устойчивые российско-южноафриканские связи, член-
ство ЮАР в БРИКС и тот факт, что республика серьёзно озабочена поддержанием
своего положения как крупной региональной державы, оценка нынешнего поло-
жения в оборонной индустрии ЮАР имеет серьёзное практическое значение. От
того, насколько развит сегодня ВПК республики и насколько в нём заинтересо-
ваны мировые производители и потребители вооружений, зависит дальнейшее
развитие региона и международных экономических и политических отношений
в целом.
В настоящее время состояние оборонной промышленности ЮАР можно оха-
рактеризовать как упадочное. Оборонная индустрия страны вступила в фазу от-
рицательного развития. Как отмечалось в монографии «Африка: политическое
развитие и армия», «доля ВВП, направляемая на военные нужды в постапартеид-
ный период, снизилась с 4 до менее 1% <…> “оборонка” полностью утратила
функцию драйвера научного и технологического прогресса». Уже в 2017 г. в до-
кладе Министерства обороны ЮАР было заявлено, что «между 1965 и 1990 г. Юж-
ная Африка смогла развить оборонную промышленность, замечательную не
только широтой и глубиной возможностей, но и инновационным подходом (во-
просы создания атомной бомбы в ЮАР намеренно оставлены за пределами дан-
ной статьи, поскольку значительно выходят за рамки освещаемого вопроса). Всё
это начало быстро приходить в упадок в связи с резким, хотя и отчасти оправдан-
ным, сокращением военных расходов и трансформацией в 1990-е годы структур
власти в ЮАР» [Африка, 2020: 195]. Осенью 2022 г. председатель совета директо-
ров компании «Армскор» (Armaments Corporation of South Africa - ARMSCOR), глав-
ного поставщика вооружений ЮАР, Филлип Декстер, в своём докладе подчёрки-
вал, что «продолжающиеся бюджетные сокращения приводят весь оборонный
сектор ЮАР на край пропасти» [11]. По его мнению, если в ближайшее время не
будут предприняты самые решительные меры, то это «приведёт не только к су-
щественным потерям в имеющихся наработках НИОКР, но и к уменьшению су-
веренитета ЮАР в целом» [11]. Стагнация в оборонной промышленности, начав-
шаяся в 1990-е годы, продолжилась в 2000-е и к концу 2010-х поставила данную
отрасль экономики на грань выживания.
93
В ИНСТИТУТЕ США И КАНАДЫ / IN THE INSTITUTE FOR U.S. AND CANADA STUDIES
2023; 11: 92-102 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
РАЗВИТИЕ ОБОРОННОЙ ИНДУСТРИИ ЮАР
В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА
В течение почти всего ХХ века (с 1910 по 1994 г.) правительство Южно-Афри-
канского Союза (ЮАС), а с 1961 г. - Южно-Африканской Республики постоянно
помнило о двух главных, по его мнению, угрозах, касающихся силового смещения
правящего режима: внутренние вооружённые восстания чёрного населения и
внешние конфликты [Van der Waag, 2015]. Это заставляло руководство страны уде-
лять внимание вопросам безопасности в военном, политическом и экономическом
смысле - хотя именно в военной части (вооружение и оснащение) ЮАС до 1960-х
годов продолжал зависеть от Великобритании, что снижало остроту проблемы
внешней агрессии [Cawthra, 1997]. Во второй половине ХХ века в Африке начался
процесс деколонизации. Одним из его следствий стал конфликт в Анголе (который
также охватывал и Намибию). 23-летнее противостояние (1966-1989 гг.), выразив-
шееся как в обычных боевых действиях, так и в асимметричной войне, получило
название «Пограничная война» [Scholtz, 2014]. В ней прямо или опосредованно
участвовали национально-освободительные движения Намибии (СВАПО/ПЛАН),
Мозамбика (ФРЕЛИМО), Зимбабве (ЗАНУ/ЗАПУ), политические движения Ан-
голы (МПЛА, ФНЛА, УНИТА), ВС Анголы (ФАПЛА), ВС Кубы (ограниченный
контингент), ВС СССР (военные специалисты) и США (финансовая и политиче-
ская поддержка партий и движений) [LeoGrande,1980]. До середины 1970-х годов в
данной войне участвовала, в основном, полиция, и оборонная индустрия ЮАР не
испытывала проблем с разработкой и снабжением силовых структур. Однако уже
первое серьёзное боестолкновение (операция «Саванна» - вторжение в Анголу
1975-1976 гг.) выявило слабость южноафриканского вооружения [Wilsworth, 2019] -
большая его часть относилась ко временам Второй мировой войны, а в иных слу-
чаях - и к началу века, как, например, пулемёты «Викерс» [Heitman, 1985] (хотя ча-
стичная программа перевооружения началась в середине 1960-х годов) [Scholtz,
2014]. Как признало высшее военное командование армии ЮАР, вооружённые
силы республики не могли ничего противопоставить танкам Т-34 и Т-55, 130-мм
гаубицам, 122-мм РСЗО и противотанковым орудиям [19].
Главный толчок развитию оборонной промышленности дали резолюции СБ
ООН №418 [27] и №558 [28], которые ввели эмбарго на поставки вооружений в
ЮАР. Хотя осознание необходимости в срочном порядке модернизировать армию
пришло к руководству страной ещё в конце 1960-х годов, когда была создана ком-
пания «Армскор», ставшая первым производителем и поставщиком вооружений
[Heitman, 1985]. В 1980-е годы эта госкорпорация обеспечивала работой более
130 тыс. человек, занимая третье место в экономике страны [18]. В этот период были
разработаны и приняты на вооружение БМП «Ратель» (вторая по численности
БМП в мире, после БМП-1 производства СССР) [Scholtz, 2014], с вариантами воору-
жения в виде противотанковых ракет средней дальности с лазерным наведением
(разработка компании «Денел» -Denel”). Для личного состава вооружённых сил
были разработаны штурмовые винтовки R1, R4 и R5. На основе британских танков
«Центурион» оборонная индустрия создала боевой танк «Олифант», а, взяв за ос-
нову захваченную в ходе боёв БМ-21, «Армскор» создала собственную РСЗО
«Фалкири». Уникальным явлением стала разработка 155-мм гаубицы G5, которая
стала самой совершенной артиллерийской системой своего времени, а также её ва-
рианта - самоходной гаубицы G6, первой дальнобойной (75 км) артсистемы, пол-
ностью интегрированной с самоходной колёсной базой. В ВВС страны поступили
94
Карамаев С.Г. Оборонная промышленность ЮАР: отрицательное развитие
Karamaev, S.G. South African Defence Industry: Negative Development
истребители собственного производства «Чита», вертолёты «Руйфалк» и «Орикс»
и ракета «земля - воздух» «Умконто» [13]. В период с 1982 по 1989 г. экспорт воору-
жений вырос на 300%, в целом за период 1969-1984 гг. продажи оружия росли на
13% ежегодно. Даже самые жёсткие критики апартеида признавали, что «комплекс-
ные протекционистские меры правительства и миллиарды рандов, вложенные в
этот стратегически важный сектор индустрии, принесли свои плоды - компания
“Армскор" стала одним из локомотивов экономики страны и вошла в десятку круп-
нейших мировых производителей оружия» [Cawthra, 1986].
Конец 1980-х годов ознаменовался переменами как в глобальном, так и в регио-
нальном масштабе. Холодная война более не являлась серьёзным фактором. СССР,
взявший курс на перестройку, сократил поддержку освободительных движений и
распространения идеологии, сосредоточившись на внутренних проблемах [Ада-
мишин, 2001]. «Пограничная война» завершилась выводом кубинских войск из Ан-
голы и южноафриканских - из Намибии. США потеряли интерес к Африке, и та-
ким образом противостояние двух сверхдержав ушло в прошлое. ЮАР также нор-
мализовала отношения с приграничными государствами и запустила процесс де-
монтажа апартеида [Simpson, 2022]. Всё это привело к отказу от гонки вооружений,
сокращению военных бюджетов, демилитаризации внешней политики и смеще-
нию фокуса развития страны на социально-экономическое развитие.
ПОСТАПАРТЕИДНОЕ РАЗВИТИЕ - ПЕРВЫЕ ШАГИ
1990-е годы стали десятилетием перемен. Новое правительство Африканского
национального конгресса (АНК) унаследовало серьёзные общественные и эконо-
мические проблемы от прежнего режима. Для их преодоления была выбрана про-
грамма принципов обеспечения гуманитарной безопасности, которая строилась
на том, что в будущем роль вооружённых сил будет неуклонно снижаться [17].
Новые вооружённые силы ЮАР (South African National Defence Force - САНДФ)
должны были сосредоточиться на «доктрине ненаступательной обороны» [3].
Уже в 1994 г. в правительстве произошла первая серьёзная дискуссия (из мно-
гих) по поводу бюджетных трат на оборону. Джей Нейду - министр, ответствен-
ный за реализацию ключевой «Программы реконструкции и развития» (ПРР) -
настаивал на значительных бюджетных сокращениях и перераспределении денег
в пользу ПРР. Он подчёркивал, что вопросы безопасности страны лежат не
столько в плоскости обороны, сколько в снятии этнической напряжённости, сни-
жения экономической нестабильности, улучшения природных условий, сокра-
щения роста преступности и ликвидации неравенства. Таким образом, расходы
на оборону (включая промышленность) виделись ему неоправданно высокими -
и перераспределение средств на решение социально-экономических проблем яв-
лялось важным шагом для обеспечения безопасности [4]. Парламент ЮАР согла-
сился с данной точкой зрения, приняв кроме неё во внимание и тот факт, что се-
редина 1990-х годов ознаменовалась бюджетными сокращениями оборонного
сектора практически во всем мире и, соответственно, уменьшением рынков для
южноафриканской продукции оборонного назначения.
Смещение акцентов с отражения внешних угроз в сторону подавления полити-
ческого экстремизма (с 1990 по 1994 г. вооружённые силы на постоянной основе
привлекались к полицейским операциям внутри страны) привело к тому, что боль-
шая часть средств начала тратиться на содержание личного состава и осуществле-
ние операций, а не на производство и приобретение вооружений. С 1989 по 1999 г.
95
В ИНСТИТУТЕ США И КАНАДЫ / IN THE INSTITUTE FOR U.S. AND CANADA STUDIES
2023; 11: 92-102 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
расходы на оборону сократились на 57% [8], расходы на приобретение вооружений
и НИОКР - на 70%, а производство вооружений упало с 7 до 3,2% [9]. Часть пред-
приятий ВПК прекратили свою деятельность, оставшиеся на рынке были вынуж-
дены сократиться в объёме - из 130 тыс. человек 55 тыс. лишились работы [2]. Ряд
подразделений ВС были расформированы, из 12 военно-воздушных баз пять были
закрыты (при этом из ВВС уволились более ста высококвалифицированных пило-
тов, на подготовку которых было затрачено свыше 3 млн рандов на каждого). Что
же касается ВМС, то они были сокращены чуть ли не на 50%. Дальнейшая реструк-
туризация оборонной промышленности привела к тому, что госкорпорации («Де-
нел» и др.) переориентировались на машиностроение, выпуск артиллерийского и
авиационного вооружения, а частные производители освоили рынок электроники,
морского и наземного вспомогательного оборудования [14].
После отмены в мае 1994 г. резолюции СБ ООН № 558 компания «Армскор»
объявила о своих планах по расширению экспорта вооружений на внешнем
рынке (в основном в странах третьего мира) и намерении увеличить долю на нём
с 0,4 до 2% в течение пяти лет. К 1997 г. абсолютно все оборонные предприятия
стали продавать продукцию военного назначения в другие страны - продажа
оружия вышла на второе место в статьях экспорта ЮАР (хотя и составляла всего
1% ВВП) [12]. Тем не менее этого едва хватало, чтобы держать высокотехнологич-
ные производства на плаву. Причина заключалась в том, что ЮАР после отмены
режима апартеида объявила о своём нейтральном статусе в международных от-
ношениях - данная позиция прямо подразумевала, что страна не будет экспорти-
ровать вооружения в государства, поддерживающие терроризм, либо же в
страны, в которых ведутся вооружённые конфликты. В частности, в январе 1997 г.
правительство ЮАР намеревалось заключить крупную оружейную сделку с пра-
вительством Сирии, однако она была отменена под давлением США, которые
пригрозили прекратить финансовую помощь (110 млн долл. США) [25]. Учиты-
вая эти требования, правительство республики было вынуждено также принять
ряд законов и актов, существенно уменьшающих возможности экспортных обо-
ронных поставок и расширения связей в данной области.
ОРУЖЕЙНАЯ СДЕЛКА 1999 г. И ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЯ
В середине сентября 1999 г. в рамках модернизации армии ЮАР правитель-
ство одобрило крупную закупку вооружений за границей. Закупки включали в
себя: 4 ракетных сторожевика MEKO A200SAN и 3 подводные лодки Type-209 Mod-
1400 (Германия); 30 лёгких вертолётов Augusta 109 (Италия); 24 учебных самолёта
Hawk-100 Mark-120 и 4 палубных вертолёта Super Lynx (Великобритания); 9 истре-
бителей Gripen-D и 19 истребителей Gripen-C (Швеция) [Шубин, 2010].
Основным условием данного контракта являлось то, что полученные другими
странами средства нужно было частично инвестированы в ЮАР, в том числе и в
ВПК, что гарантировало создание новых рабочих мест и придало новый импульс
проблемным областям экономики, в частности сталелитейной и автомобильной
индустрии, производству горнодобывающего оборудования, производству
пластмасс, деревообрабатывающей и лёгкой промышленности, телекоммуника-
циям и медицине [Holden, 2008]. Общая сумма сделки составляла 29 млрд рандов
(5 млрд долл. США) с поставками в течение 25 лет [15]. При этом подчёркивалось,
что возвратные инвестиции составят 110 млрд рандов и обеспечат работой почти
96
Карамаев С.Г. Оборонная промышленность ЮАР: отрицательное развитие
Karamaev, S.G. South African Defence Industry: Negative Development
70 тыс. человек. Однако после внутреннего аудита правительство скорректиро-
вало цифры, признав, что стоимость сделки приблизительно равна 53 млрд ран-
дов, а инвестиции не превысят порога в 70 млрд рандов.
Данная сделка обернулась одним из самых крупных коррупционных сканда-
лов, продолжавшихся почти 15 лет. Независимые расследования представили сви-
детельства, что создание рабочих мест, в частности, в реальности оказалось в 5 раз
ниже объявленной правительством цифры [6], а стоимость, ввиду валютных ко-
лебаний и инфляции, оказалась выше в полтора раза [17]. В скандал оказались
вовлечены французские, британские и южноафриканские компании, поставляв-
шие оборудование для ВМС по завышенным ценам, а также занимавшиеся взят-
кодательством в отношении чиновников из правительства [5]. В частности, что ка-
салось поставок учебно-тренировочных истребителей, то следователи по анти-
коррупционным делам выяснили, что в последней фазе конкурса оставались два
претендента - российско-французский МиГ-АТ и английский Hawk 100. Но то-
гдашний министр обороны Джо Модисе выбрал более дорогой британский про-
ект, что позволило заподозрить его в коррупции. Дж. Модисе, уже в отставке, бу-
дучи в больнице с четвёртой стадией рака, отказался встречаться со следовате-
лями. В январе 2007 г. стало известно, что он, как утверждалось, мог получить взя-
ток на сумму в 500 тыс. фунтов стерлингов от английских производителей оружия
- однако к тому времени он уже был несколько лет как мёртв.
В 2014 г. Министерство торговли и промышленности ЮАР представило ана-
лиз состояния стратегических оборонных приобретений, из которого следовало,
что обратные инвестиционные проекты себя не оправдали. Западные производи-
тели вооружений с помощью различных схем увода денег занизили капиталовло-
жения и не создали рабочие места (7 тыс. вместо 65 тыс.). Сделка 1999 г. нанесла
ЮАР и ещё один ощутимый урон: иностранные фирмы смогли приобрести по
заниженным ценам контрольные пакеты акций предприятий в таких стратегиче-
ских областях, как правительственная защищённая связь и электронное оснаще-
ние средств вооружения [Шубин и др., 2010].
Сделка также привела к репутационным потерям ЮАР - если в 1996 г. орга-
низация “Transparency International” оценивала ЮАР как наименее коррумпиро-
ванную страну в Африке, то к концу 2010-х годов по уровню коррупции страна
превзошла такие коррумпированные страны, как Руанда, Намибия и Сенегал [1].
Данный имиджевый урон совпал с падением экспорта южноафриканских во-
оружений. Спрос на продукцию ВПК ЮАР с 2013 по 2018 г. упал на 35% [16].
К 2018 г. Южно-Африканская Республика выбыла из второй десятки экспортёров
оружия, заняв 22-е место после Австралии, Белоруссии и Чехословакии. Правитель-
ство, озабоченное данным положением, приняло решение стимулировать внеш-
ний и внутренний спрос посредством озвученной в 2017 г. оборонной промышлен-
ной стратегии [10]. Среди предложенных мер были: развитие конкурентоспособ-
ности, сотрудничества, приемлемости с точки зрения затрат. Правительство также
отказалось от политики полного самообеспечения ВПК в пользу частичного, дав
понять, что предпочтения по закупкам будут отдаваться местным компаниям (51%
в долевой собственности южноафриканских граждан). Отчасти данная политика
принесла позитивные результаты - компании оборонной индустрии ЮАР стали
более активно сотрудничать с производителями из других стран. В частности, «Де-
нел» сумела встроиться в полный цикл производства и сбыта таких компаний, как
«Леонардо» (Leonardo), «Алениа аэронавтика» (Alenia Aeronautica), «БАЕ Системз»
(BAE Systems), «Дассол» (Dassault), «Гольфстрим» (Gulfstream), «Локхид Мартин»
97
В ИНСТИТУТЕ США И КАНАДЫ / IN THE INSTITUTE FOR U.S. AND CANADA STUDIES
2023; 11: 92-102 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
(Lockheed Martin), «Роллс-Ройс» (Rolls-Royce), «Саффрон» (Saffron) и «Сааб» (Saab) [22].
Чтобы придать дальнейшее развитие этому направлению, ЮАР запустила поли-
тику «оборонной дипломатии», направленную на повышение уровня кооперации
в области оборонной промышленности, делая акцент на нейтральный статус
страны. Прежде всего это касалось активизации отношений с незападными госу-
дарствами (Малайзией и Индией).
СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП
Говоря о современном состоянии ОП ЮАР, было бы неправильным игнориро-
вать ряд положительных моментов. Во-первых, за декаду 2010-2021 гг. ВПК ЮАР
удалось расширить международные связи. Это касается прежде всего арабских госу-
дарств. Главным импортёром южноафриканского вооружения стали Объединён-
ные Арабские Эмираты. Кроме того, продукцию ВПК в этот период закупали Сау-
довская Аравия и Йемен. Однако поставки последнему производились только до
середины десятилетия, когда страна вступила в военный конфликт с коалицией,
ведомой Саудовской монархией. Что касается Эр-Рияда, то в 2019 г. Претория пре-
кратила экспорт вооружений в данную страну (так же как в Алжир и Оман), после
отказа предоставить сертификат конечного получателя. Кроме упомянутых стран
ОП ЮАР укрепила и расширила сотрудничество с российским ВПК - в частности,
компании «Армскор», «Денел» и «Парамаунт» (ARMSCOR, Denel, Paramount) в
настоящее время сотрудничают с «Рособоронэкспортом», концерном «Калашни-
ков», корпорацией «Ростех» и «Вертолётами России» [26].
В то же время южноафриканские производители с тревогой отмечают, что не-
когда развитая промышленность сегодня теряет технологические преимущества.
В конце 2010-х годов представитель компании «Парамаунт» признал, что местная
оборонная индустрия не совершила никаких прорывов в технологиях и боль-
шинство производителей поставляют на рынки продукты 20-летней давности
[20]. Инновационное развитие - главное преимущество «Армскор» в эпоху эм-
барго - прекратилось, главным образом, по причине сокращения финансирова-
ния производства и НИОКР. Заявления о том, что отставание ВПК ЮАР (звучав-
шие с начала 2010-х годов) напрямую повлияют на обороноспособность и приве-
дут к негативным последствиям по всему фронту, начиная от охраны границ и
миротворческих операций и заканчивая торговлей, раздаются постоянно, но на
существующее положение дел пока не влияют. Согласно документу об оборон-
ной стратегии 2017 г., в период 1989-1990 и 2016-2017 гг. суммы закупки вооруже-
ний у ОП ЮАР упали с 26 млрд до 7 млрд рандов. Расходы на НИОКР сократи-
лись с 6,1 млрд до 850 млн рандов; годовой объём продаж - с 36,1 млрд до 19 млрд
рандов, а занятость снизилась со 130 тыс. человек на 3 тыс. предприятий до 15 тыс.
человек на 120 предприятиях [23].
В 2018 г. доклад компании «РисёрчЭндМаркетс» (ResearchAndMarkets) прогнози-
ровал, что оборонные расходы ЮАР (составлявшие на тот год 3,9 млрд долл. США)
после спада в период 2014-2018 гг. на 0,62% к 2023 г. в совокупных темпах годового
роста увеличатся на 4,8% и приблизятся к сумме 4,9 млрд долл. США [24]. В частно-
сти, предполагалось, что, несмотря на небольшой объём внутреннего рынка воору-
жений, в ЮАР могут прийти иностранные компании для создания производств,
такие как «Сааб АБ» (Saab AB) и «Рейнметалл АГ» (Rheinmetall AG), а южноафрикан-
ским предприятиям ОП это даст дополнительный импульс развития в виде обмена
98
Карамаев С.Г. Оборонная промышленность ЮАР: отрицательное развитие
Karamaev, S.G. South African Defence Industry: Negative Development
новыми технологиями и инновациями. Кроме того, учитывался и процесс перево-
оружения ВС ЮАР с акцентом на новые, более технологичные системы наблюде-
ния и охраны границ. Однако прогноз оказался ошибочным - не в последнюю оче-
редь вследствие мировой пандемии ковид-19, серьёзно повлиявшей на экономиче-
ское состояние Африки в целом и ЮАР в частности. Расходы на оборону сократи-
лись до 3,3 млрд долл. США. Сократилось производство оборудования по всем клю-
чевым секторам (сухопутные транспортные средства, средства радиоэлектронной
борьбы, радары, тактические средства связи, ЛАНГК, БПЛА, боеприпасы, надвод-
ные и подводные средства, ракеты и средства ПРО, средства персональной за-
щиты). Кризис ударил по всем компаниям: «Денел», «Ройтек», «Айдеко груп»,
«Скуэр уан солюшн груп», «ЭТИОН», «Дефенсор секьюрити» и «Парамаунт»
(Denel, Reutech, Ideco Group, Square One Solutions Group, ETION, Defensor Security и Para-
mount). Как отмечалось в докладе Постоянного действующего комитета по вопро-
сам обороны [21], главными угрозами для оборонной промышленности ЮАР в
настоящее время (2020 г.) являются: сокращение рабочих мест; сокращение инве-
стиций в технологии; репутационные риски; уменьшение налоговых поступлений;
потеря возможностей. За последние три года значимых изменений не произошло.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Желание нового правительства АНК, избранного в 1994 г., скорейшим обра-
зом реструктурировать полумилитаризированную экономику режима апарте-
ида, было направлено на обеспечение гуманитарной безопасности и создание но-
вых условий, от которых бы выиграли все страты общества. Однако результатом
явилось практически мгновенное негативное воздействие на оборонную про-
мышленность. В ходе данного периода упадка компании ВПК столкнулись либо
с серьёзными бюджетными сокращениями, либо с игнорированием их положе-
ния правительством.
Меры, которые власти предпринимали в течение XXI столетия, не смогли су-
щественно исправить положение, и ОП не стала драйвером новой экономики -
так же как и не смогла перейти на полное самообеспечение. Низкий приоритет
НИОКР, выразившийся в предельно сокращённом финансировании этой обла-
сти, уже показал отставание ЮАР в сфере производства новых вооружений и,
безусловно, будет влиять в дальнейшем на рейтинг страны в области производ-
ства вооружений, учитывая высокую конкуренцию на данном рынке. Промыш-
ленно развитым государствам, уделяющим внимание экономическому, промыш-
ленному и технологическому развитию, возможно, стоит извлечь уроки из дан-
ного примера. Инновации в оборонной сфере и растущий экспорт вооружений
успешно работали во время четвертьвекового конфликта на юге Африки в конце
ХХ века, однако данный опыт, как показало время, применим исключительно к
той эпохе и тем условиям. После 1994 г., с исчезновением стратегических угроз,
правительству стало сложнее обосновывать дальнейшие инвестиции в ОП. Круп-
ная оружейная сделка 1999 г. осталась не понятой ни населением, ни профессио-
налами, и к тому же выявила коррупционную составляющую высокого уровня -
одновременно практика возвратных инвестиций от закупок вооружения себя не
оправдала. Учитывая отсутствие ясной оборонной стратегии развития страны,
вопрос дальнейшего положительного развития ВПК ЮАР может перейти в плос-
кость принципиального существования данной области экономики [7].
99
В ИНСТИТУТЕ США И КАНАДЫ / IN THE INSTITUTE FOR U.S. AND CANADA STUDIES
2023; 11: 92-102 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ИСТОЧНИКИ
1. A decade of "state capture" has damaged South Africa's institutions 25.04.2019.
Available at: https://www.economist.com/special-report/2019/04/25/a-decade-of-state-
capture-has-damaged-south-africas-institutions (accessed 10.06.2023).
2. Truesdell, A. 'Achieving Political Objectives: South African Defence Priorities from
the Apartheid to the Postapartheid Era', African Studies Review 52, no. 3 (2009): 107-25.
Available at: https://www.cambridge.org/core/journals/african-studies-review/arti-
cle/achieving-political-objectives-south-african-defense-priorities-from-the-apartheid-to-
the-postapartheid-era/97AACC4F02FBC55B3A577848E60FF9DA (accessed 13.05.2023).
3. Esterhuyse, A. 'Human Security and the Conceptualisation of South African De-
fence: Time for a Reappraisal', Strategic Review for Southern Africa 38, no. 1 (2016) Available
at:
https://www.up.ac.za/media/shared/85/Strategic%20Review/Vol%2038(1)/ester-
huyse-pp-29-49.zp89600.pdf (accessed 18.06.2023).
4. Zacarias, A. The South African defence industry and the new thinking on security.
Africa Portal. Available at: https://www.africaportal.org/documents/974/SAIIA_Re-
ports_No_13.pdf (accessed 23.06.2023).
5. 'BAE's Web of Influence in South Africa', Mail & Guardian Online. 12.01. 2007.
Available at: https://mg.co.za/article/2007-01-12-baes-web-of-influence-in-south-africa
(accessed 10.06.2023).
6. Wrigley, C. The South African Deal - a Case Study in the Arms Trade, CAAT (June
2003):
Available
at:
https://www.africaportal.org/documents/974/SAIIA_Re-
ports_No_13.pdf (accessed 13.05.2023).
7. Can South Africa's Defence industry recover? Africa Defence Forum - 19th Jun 2023
Available at: https://www.defenceweb.co.za/industry/industry-industry/can-south-afri-
cas-defense-industry-recover/ (accessed 23.06.2023).
8. Conversion in South Africa in the 1990s. The Bonn International Centre for Conflict
Studies Available at: https://www.bicc.de/uploads/tx_bicctools/brief18.pdf (accessed
18.06.2023).
9. Abrahams, D. 'Defence conversion in South Africa: A Faded Ideal?' Institute for Stra-
tegic Studies, Occasional Paper 51, Pretoria (2001). Available at: https://oldsite.is-
safrica.org/uploads/paper51.pdf (accessed: 10.06.2023)
10. Defence Industry Strategy (Draft). Version 5.8, National Defence Industry Council,
Republic of South Africa (May
2017). Available at: http://www.dod.mil.za/ad-
vert/ndic/doc/Defence%20Industry%20Strategy%20Draft_v5.8_Internet.pdf
(accessed
13.05.2023).
11. Dramatic action needed to prevent SA defence capability decline - Armscor chair.
06.10.2022 Available at: https://www.defenceweb.co.za/industry/industry-industry/dra-
matic-action-needed-to-prevent-sa-defence-capability-decline-armscor-chair/
(accessed
23.06.2023).
12. Shelton, G. 'South African Arms Sales to North Africa and the Middle East - Pro-
moting Peace or Fuelling the Arms Race?' (Braamfontein, SA: Foundation for Global Dia-
logue. Occasional Paper No. 16, 1998) Available at: https://www.refworld.org/do-
cid/3ae6a8734.html (accessed 18.06.2023).
13. Heitman, H. 'Equipment of the Border War', Journal for Contemporary History 31,
no. 3 (2006) Available at: https://hdl.handle.net/10520/EJC28410 (accessed 13.05.2023).
14. Dunne, J. Paul & Haines, Richard. Transformation or Stagnation? The South African
Defence Industry in the Early 21st Century, Defence Studies, 6:2, 169-188, (2006). DOI:
10.1080/14702430601056113 (accessed 10.06.2023).
100
Карамаев С.Г. Оборонная промышленность ЮАР: отрицательное развитие
Karamaev, S.G. South African Defence Industry: Negative Development
15. Sehlapelo, M. 'The South African strategic defence procurement package and eco-
nomic growth', African Security Review 11, no. 4 (2002). Available at: https://www.aca-
demia.edu/7591258/THE_SOUTH_AFRICAN_STRATEGIC_DEFENCE_PROCURE-
MENT_PACKAGE_AND_ECONOMIC_GROWTH (accessed 22.05.2023).
16. Wezeman, P., Fleurant, A., Kuimova, A., Tian, N., Wezeman, S. 'Trends in Interna-
tional Arms Transfers', SIPRI 2018 (March 2019). Available at: https://www.sipri.org/pub-
lications/2019/sipri-fact-sheets/trends-international-arms-transfers-2018
(accessed
14.05.2023).
17. Ferreira, R., Liebenberg, I. Civil-military relations and arms procurement in South
Africa:
1994-2002,
Society
in
Transition,
35:1,
61-86,
(2004).
DOI:
10.1080/21528586.2004.10419107 (accessed 27.05.2023).
18. Bitzinger, R. Chapter 2: Transition and Readjustment in Second-Tier Defence Indus-
tries: Five Case Studies, The Adelphi Papers, 43:356, 39-62, (2003) DOI: 10.1080/714027875
(accessed 22.05.2023).
19. Warwick, R. 'Operation Savannah: A Measure of SADF Decline, Resourcefulness
and Modernisation', Scientia Militaria
40, no.
3
(2012):
354-97 Available at:
https://doi.org/10.5787/40-3-1042 (accessed 14.05.2023).
20. 'South Africa Defence Industry Facing Tough Times, needs to Work Together'.
12.10.2017. Defence Web. Available at: https://www.defenceweb.co.za/industry/industry-
industry/south-african-defence-industry-facing-tough-times-needs-to-work-together/ (ac-
cessed 06.05.2023).
21. South African Defence Industry challenges; Defence Sector Charter & Fund
05.11.2020. Available at: https://pmg.org.za/committee-meeting/31404/ (accessed
27.05.2023).
22. South African Defence Industry Moves to Collaborate at Home and Abroad to
Thrive'. Engineering News.
20.10.2014 Available at: http://www.engineering-
news.co.za/article/south-african-defence-industry-moves-to-collaborate-at-home-and-
abroad-to-thrive-2014-10-24 (accessed 22.05.2023).
23. South Africa's Defence Industry Faces Serious Challenges but also sees Future Op-
portunities Available at: https://www.engineeringnews.co.za/article/south-africas-de-
fence-industry-faces-serious-challenges-but-also-sees-future-opportunities-2017-07-14 (ac-
cessed 18.06.2023).
24. The South African Defence Industry (2018-2023): Anticipated to Register a CAGR of
4.8% Over the Forecast Period, to Reach $4.9 Billion by 2023 - ResearchAndMarkets.com
17.09.2018
Available
at:
https://www.business-
wire.com/news/home/20180917005672/en/The-South-African-Defense-Industry-2018-
2023-Anticipated-to-Register-a-CAGR-of-4.8-Over-the-Forecast-Period-to-Reach-4.9-Bil-
lion-by-2023---ResearchAndMarkets.com (accessed 06.05.2023).
25. US Department of State. 1998 Country Report on Economic Policy and Trade Prac-
tices: South Africa Available at: https://1997-2001.state.gov/issues/economic/trade_re-
ports/africa98/southafrica98.html (accessed 18.06.2023).
26. What really happened with #LadyRussiagate? 24.05.2023. Available at: https://asi-
atimes.com/2023/05/what-really-happened-with-ladyrussiagate/ (accessed 18.06.2023).
27. Совет Безопасности ООН. Резолюция 418 (1977) от 4 ноября 1977 года Available
at: https://undocs.org/ru/S/RES/418(1977) (accessed 01.06.2023).
28. Совет Безопасности ООН. Резолюция 558 (1984) от 13 декабря 1984 года Avail-
able at: https://undocs.org/ru/S/RES/558(1984) (accessed 01.06.2023).
101
В ИНСТИТУТЕ США И КАНАДЫ / IN THE INSTITUTE FOR U.S. AND CANADA STUDIES
2023; 11: 92-102 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Адамишин А.Л. Белое солнце Анголы. М.: Вагриус, 2001. 213 с.
Африка: политическое развитие и армия. Колл. монография. М.: Институт Аф-
рики РАН, 2020. 380 с.
Шубин Г.В., Майданов И.И., Либенберг Я. Вооружённые силы и военная промыш-
ленность Южно-Африканской Республики. М.: Институт Африки РАН, 2010. 516 с.
REFERENCES
Afrika: Politicheskoe razvitie i armiia [Africa: Political Development and Army] (In Russ.).
Moscow: Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences, 2010. 380 p.
Adamishin, A.L. Beloe solntse Angoly [The White Sun of Angola] (In Russ.). Moscow:
Vagrius, 2014. 213 p.
Cawthra, G. Brutal Force: The Apartheid War Machine. International Defence & Aid
Fund for Southern Africa, 1986. 319 p.
Cawthra, G. Securing South Africa's democracy: defence, development and security in
transition. Houndmills, Basingstoke, Hampshire: Macmillan Press; New York: St. Martin's
Press, 1997. 230 p.
Heitman, H. South African War Machine. Central News Agency, 1985. 193 p.
Holden, P. The Arms Deal in Your Pocket. Johannesburg and Capetown: Jonathon Ball
Publishers, 2008. 357 p.
LeoGrande, W. Cuba's Policy in Africa, 1959-1980. Berkley: Institute of International
Studies,1980. 82 p.
Scholtz, L. The SADF in the Border War 1966-1989. Helion & Company, 2014. 576 p.
Shubin, G.V., Maidanov I.I., Liebenberg I. Vooruzhennye sily i voennaia promyshlennost’
Iuzhno-Afrikanskoi Respubliki [South African Armed Forces and Military Industry] (In
Russ.). Moscow: Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences, 2010. 516 p.
Simpson, Th. History of South Africa: From 1902 to the Present. Oxford University Press,
2022. 632 p.
Van der Waag, I. The Military History of Modern South Africa. Philadelphia: Casemate
Publishers, 2015. 420 p.
Wilsworth, C. First In, Last Out: The South African artillery in action 1975-1988. 30 De-
grees South Publishers, 2019. 352 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
КАРАМАЕВ Сергей Георгиевич,
Sergei G. KARAMAEV, Research Fellow,
научный сотрудник Центра про-
Centre for Development and Moderniza-
блем развития и модернизации
tion Studies, Primakov National Research
Национального исследовательского
Institute of World Economy and Interna-
института мировой экономики и
tional Relations, Russian Academy of Sci-
международных отношений имени
ences.
Е.М. Примакова Российской акаде-
23, Profsoyuznaya St., Moscow, 117997,
мии наук (ИМЭМО РАН).
Russian Federation.
Российская Федерация,
117997,
Москва, ул. Профсоюзная, д. 23.
Статья поступила в редакцию 16.07.2023 / Received 16.07.2023.
Поступила после рецензирования 03.08.2023 / Revised 03.08.2023.
Статья принята к публикации 05.08.2023 / Accepted 05.08.2023.
102