Голиней В.А., Розенталь Д.М. Гегемония США в Латинской Америке и возможности по её преодолению…
Goliney, V.A., Rosenthal, D.M. US Hegemony in Latin America and Opportunities to Overcome it: Horizon 2040
УДК: 327
DOI: 10.31857/S2686673023120027
EDN: NZAFJK
Гегемония США в Латинской Америке и возможности
по её преодолению: горизонт 2040
В.А. Голиней
Институт Латинской Америки Российской академии наук (ИЛА РАН).
Российская Федерация, 115035, Москва, Б. Ордынка, 21/16.
ResearcherID: GYE-2156-2022
Scopus Author ID:58030249600
РИНЦ ID: 1045328 ORCID:0000-0002-1135-2322 e-mail: natli2009@yandex.ru
Д.М. Розенталь
Институт Латинской Америки Российской академии наук (ИЛА РАН).
Российская Федерация, 115035, Москва, Б. Ордынка, 21/16.
Факультет мировой экономики и мировой политики
НИУ «Высшая школа экономики».
РФ, 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20.
ResearcherID: AEZ-3588-2022
Scopus Author ID: 57205422579
РИНЦ ID: 844820 ORCID: 0000-0001-9224-3701 e-mail: rozentaldm@gmail.com
Резюме. В статье рассматривается феномен гегемонии США в Западном полушарии и
возможности его преодоления к 2040 г. Ставится вопрос о целесообразности этой меры для
истеблишмента стран региона. Определяются ключевые детерминанты развития межамери-
канских отношений, а также выявляются ключевые угрозы доминирования Вашингтона.
Среди них особую важность имеют усиление позиций крупных держав, прежде всего, Бра-
зилии и Мексики, а также проникновение Китая в Латинскую Америку. Прогностический
характер исследования обусловил методологию статьи, при которой актуальные тенденции
сопоставляются с видением будущего мирового развития (к середине XXI столетия).
Ключевые слова: Латинская Америка, межамериканская система, прогноз 2040, Бра-
зилия, Мексика, энергетические ресурсы, технологическое развитие
Благодарности: Статья опубликована в рамках проекта «Посткризисное мироустрой-
ство: вызовы и технологии, конкуренция и сотрудничество» по гранту Министерства науки
и высшего образования РФ на проведение крупных научных проектов по приоритетным
направлениям научно-технологического развития (Соглашение № 075-15-2020-783).
Для цитирования: Голиней В.А., Розенталь Д.М. Гегемония США в Латинской Америке
и возможности по её преодолению: горизонт 2040. США & Канада: экономика, политика,
культура, 2023, 53(12):21-32. DOI:
10.31857/S2686673023120027 EDN: NZAFJK
US Hegemony in Latin America and Opportunities
to Overcome It: Horizon 2040
V.A. Goliney
Institute of Latin American Studies of the Russian Academy of Sciences (ILA RAS).
Russian Federation, 115035, Moscow, B. Ordynka, 21/16.
ResearcherID: GYE-2156-2022
Scopus Author ID:58030249600
РИНЦ ID: 1045328 ORCID:0000-0002-1135-2322 e-mail: natli2009@yandex.ru
21
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2023; 12: 21-32 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
D.M. Rosenthal
Institute of Latin American Studies of the Russian Academy of Sciences (ILA RAS).
Russian Federation, 115035, Moscow, B. Ordynka, 21/16.
National Research University Higher School of Economic.
Russian Federation, 101000, Moscow, Myasnitskaya str., 20.
ResearcherID: AEZ-3588-2022
Scopus Author ID:57205422579
РИНЦ ID: 844820 ORCID: 0000-0001-9224-3701 e-mail: rozentaldm@gmail.com
Abstract. This article examines the phenomenon of US hegemony in the Western Hemi-
sphere and explores the possibility of overcoming it by 2040. The authors question the expedi-
ency of this measure for the countries within the region. The article identifies key determinants
of Inter-American relations development. Among the key threats to Washington's dominance,
the authors highlight the strengthening positions of major powers, particularly Brazil and Mex-
ico, as well as China. The study's prognostic nature dictates its methodology, wherein current
trends are compared with visions of future world development (by the middle of the 21st cen-
tury).
Keywords: Latin America, Inter-American system, forecast 2040, Brazil, Mexico, energy
resources, technological development
Acknowledgements The article was prepared within the project "Post-crisis world order:
challenges and technologies, competition and cooperation" supported by the grant from Minis-
try of Science and Higher Education of the Russian Federation program for research projects in
priority areas of scientific and technological development (Agreement № 075-15-2020-783).
For citation. Goliney V.A., Rosenthal D.M. US Hegemony in Latin America and Opportu-
nities to Overcome It: Horizon 2040.USA & Canada: Economics, Politics, Culture. 2023; 53
(12): 21-32. DOI: 10.31857/S2686673023120027
EDN: NZAFJK
ВВЕДЕНИЕ
Первая половина XXI века - период появления новых центров силы в Азии,
Африке и Латинской Америке. Этот процесс оказывает влияние на интересы
крупных субъектов мировой политики, вносит корректировки в традиционную
систему альянсов и экономических объединений, а в перспективе может повлиять
на положение США, КНР, ЕС и России на глобальной авансцене. Не вызывает со-
мнений и стремление традиционных великих держав удержать своё первенство.
Этот процесс наблюдается и в Западном полушарии, где Вашингтон предпри-
нимает попытки по сдерживанию восходящих гигантов мировой политики. Это
противостояние осложняется двумя противоположными подходами, характер-
ными для латиноамериканских стран. С одной стороны, практика интервенций
США привела к чувству неприятия и отторжения североамериканского доминиро-
вания. С другой - регион и Соединённые Штаты прочно переплелись политиче-
скими, экономическими и культурными связями, стали зависеть друг от друга.
В этих условиях преодоление гегемонии Белого дома становится сложной задачей.
В статье ставится вопрос о возможности преодоления традиционной гегемо-
нии США в Западном полушарии. Сегодня такая перспектива воспринимается
лишь гипотетически. Вместе с тем повышение веса латиноамериканских госу-
дарств в мировой политике и экономике (к середине XXI века) повышает вероят-
ность реализации этого сценария. Подобная постановка вопроса придаёт иссле-
дованию, в том числе и прогностический характер.
22
Голиней В.А., Розенталь Д.М. Гегемония США в Латинской Америке и возможности по её преодолению…
Goliney, V.A., Rosenthal, D.M. US Hegemony in Latin America and Opportunities to Overcome it: Horizon 2040
Тема политики США в Западном полушарии хорошо проработана в научной
литературе. Можно упомянуть работы отечественных учёных В.П. Сударева [Су-
дарев В.П., 2000], В.Л. Хейфеца и Л.С. Хейфеца [Хейфец В.Л., Хейфец Л.С., 2014],
в которых анализируются подходы Белого дома к региону. Исследователь из РФ
П.П. Яковлев [Яковлев П.П., 2019] и американский эксперт Р.Э. Эллис [Ellis R.E.,
2005] рассмотрели противостояние Вашингтона и Пекина в Латинской Америке.
Российский американист А.С. Евсеенко [Евсеенко А.С.] и эксперт из США
М. Шифтер [Shifter M., 2021] уделили внимание инициативам администрации
Дж. Байдена в регионе.
Задачей перечисленных публикаций стал комплексный анализ межамерикан-
ских отношений, однако взгляд в будущее требует наложение существующих тен-
денций на среднесрочные и долгосрочные прогнозы. В этом смысле большое зна-
чение для работы имели публикации Института мировой экономики и междуна-
родных отношений РАН им. Е.М. Примакова [Мир 2035, 2017], а также открытый
доклад Национального совета по разведке (США) [1]. Предположения о развитии
бразильской экономики были высказаны в статье отечественного специалиста
Л.Н. Симоновой [Симонова Л.Н., 2023]. Существенный вклад в работу внесла моно-
графия российских учёных В.М. Давыдова и А.В. Бобровникова, посвященная раз-
витию ведущих латиноамериканских стран [Давыдов В.М., Бобровников А.В. 2009].
ДОКТРИНА МОНРО В ЗАПАДНОМ ПОЛУШАРИИ
Два столетия Западное полушарие воспринималось и продолжает восприни-
маться истеблишментом Соединённых Штатов зоной их непосредственных инте-
ресов. Нахождение в регионе других крупных субъектов мировой политики
(прежде всего Китая и России) отожествляется с угрозой безопасности Вашинг-
тона. Эта позиция обусловлена как объективными политико-экономическими
интересами США, так и исторической традицией, выраженной доктриной Мо-
нро, провозглашенной в 1823 году.
Несмотря на то, что в современной трактовке доктрина Монро приобрела нега-
тивную коннотацию и отожествляется с попыткой США установить контроль над
странами Латинской Америки [Мартынов Б.Ф., 2022], в момент провозглашения
она во многом носила прогрессивный характер. Концепция стала ответом на планы
Священного союза по интервенции в бывшие испанские колонии. Вашингтон вы-
ступал за три ключевых принципа в отношениях с Европой. Речь шла, во-первых, о
невмешательстве в дела Западного полушария, во-вторых, о недопустимости при-
соединения государств региона к монархическим проектам в Старом Свете [Болхо-
витинов Н.Н., 1959], в-третьих, о предотвращении перехода получивших независи-
мость территорий во владения другим мировым державам [Исэров А.А., 2021: 205].
Администрация Соединённых Штатов стремилась к созданию системы меж-
дународных отношений, в которой бы учитывались интересы государств Запад-
ного полушария. Эти установки разделяла и значительная часть элит бывших ис-
панских колоний. Вместе с тем экономическое и военное доминирование США в
регионе неуклонно приводило к политическому лидерству Вашингтона, идеоло-
гической основой которого стала доктрина «панамериканизма» [Herman D., 2009].
Постепенно оборонительный характер доктрины Монро трансформировался в
наступательный. Разыгрывая карту «коммунистической угрозы» (во второй поло-
вине XX столетия основная опасность происходила уже от СССР, а не от европей-
ских держав), Белый дом оказывал давление на неугодные политические силы
23
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2023; 12: 21-32 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
[Диас-Кальехас А., 1988], обеспечивая контроль над общественными процессами
в регионе.
Первым серьёзным вызовом для доминирования Вашингтона в Западном по-
лушарии стала Кубинская революция и проникновение Советского Союза в Ла-
тинскую Америку, затем приход к власти в Чили левого правительства во главе с
С. Альенде, в 1979 г. в Никарагуа победила Сандинистская революция. Эти про-
цессы обусловили активную политику США по противодействию СССР в реги-
оне - Белый дом оказывал давление на страны, выступающие за сотрудничество
с Москвой. Окончательно угроза активного проникновения коммунизма в Запад-
ное полушарие миновала лишь после прекращения холодной войны.
Второй вызов для доминирования США в Латинской Америке произошёл в
начале XXI веке и был обусловлен «левым поворотом». Приход к власти в ряде
государств социально ориентированных правительств изменил расстановку по-
литически сил, вывел на авансцену коренные народы и малообеспеченные слои
населения, которые ранее были исключены из общественной жизни. Это явление
в значительной степени переформатировало межамериканские отношения и ин-
теграционные процессы в Западном полушарии.
Во многом оно ускорило проникновение в регион крупных субъектов миро-
вой политики - КНР и России. Так, Китай потеснил США с позиции основного
торгового партнёра государств Латинской Америки [Лексютина Я.В., 2012].
Москва заняла ведущие позиции на рынке вооружений, продав только в Венесу-
элу военную технику на 11 млрд долларов [2].
При этом одной из ключевых причин «левого поворота» стал перенос внима-
ния США на другие регионы мира в начале XXI века. Борьба с терроризмом, ак-
тивная политика на Ближнем Востоке и Средней Азии не позволяли Вашингтону
в полной мере контролировать политические процессы в Западном полушарии.
Латиноамериканские страны были вынуждены самостоятельно отвечать на вы-
зовы времени, объединяться в блоки и союзы для решения хозяйственных про-
блем. Эта регионализация приобретала антиамериканский и в некотором смысле
антиимпериалистический оттенок.
Так, странами Латинской Америки зачастую отвергались проекты, предлага-
емые Белым домом. Наиболее ярким примером стал отказ от создания Зоны сво-
бодной торговли в Западном полушарии (Área de Libre Comercio de las Americas,
ALCA). Антиамериканское звучание получил созданный Венесуэлой и Кубой Бо-
ливарианский альянс для народов нашей Америки (Alianza Bolivariana para los
Pueblos de Nuestra América, ALBA).
Тем не менее к середине второго десятилетия XXI века проявились признаки
кризиса «левого поворота». Он выразился в приходе правых к власти в Аргентине
(2015), Бразилии (2016), Боливии (2019). Произошло ослабление позиций болива-
рианцев в Венесуэле и сандинистов в Никарагуа.
Ослабление левой волны во многом произошло и вследствие действий США в
регионе. Начиная с администрации Барака Обамы, Белый дом методично возвра-
щал утраченные при президенте Джордже Буше-младшем позиции [Хейфец В.Л.,
Хейфец Л.С., 2014]. При Дональде Трампе об актуальности документа 1823 г. заго-
ворили с новой силой. Среди тех, кто выступал за возвращение к его принципам,
оказались тогдашние государственный секретарь Рекс Тиллерсон [Friedman M.P.,
2018], и советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон
[John Bolton and the Monroe Doctrine, 2019].
24
Голиней В.А., Розенталь Д.М. Гегемония США в Латинской Америке и возможности по её преодолению…
Goliney, V.A., Rosenthal, D.M. US Hegemony in Latin America and Opportunities to Overcome it: Horizon 2040
Кроме того, в период кризиса внимание «левых» было сфокусировано на ре-
шении внутренних проблем. Необходимость поддержания собственной хозяй-
ственной системы препятствовало их переходу на радикальные позиции. Даже
режимы в Венесуэле, Никарагуа и на Кубе, сохранив антиимпериалистическую
риторику, были вынуждены занять осторожную позицию на международной
арене. Вместе с тем в регионе остался запрос на преодоление гегемонии США.
Ему во многом способствует рост потенциала региональных лидеров: Бразилии,
Мексики, а также активное проникновение в регион крупных игроков, прежде
всего Китая.
ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЛИДЕРОВ
Ход межамериканских отношений во многом будет определяться основными
трендами общественного развития, в том числе в области демографии, экономики,
институционального строительства. Прогнозирование этих явлений - сложный
процесс и не входит в задачи статьи. Вместе с тем анализ актуальных процессов в
Западном полушарии позволяет сделать ряд выводов о будущем региона.
В последние десятилетия страны Латинской Америки существенно усилили
свои позиции в мировой политике и экономике. Произошло это не только благо-
даря большому ресурсному потенциалу (можно прогнозировать увеличение их
доли в мировых поставках углеводородов) [3], но и активному научно-технологи-
ческому развитию в странах-лидерах. Так, Бразилия и Мексика входят в первую де-
сятку государств по числу финтех-компаний [Яковлев П.П., 2023].
В то же время экономическое развитие региона продолжит зависеть от мировой
конъюнктуры, в том числе на основные экспортные товары, в особенности сырьё.
Колебания цен на мировых рынках в значительной степени отражается на эффек-
тивности хозяйственной деятельности, а также на политических и интеграцион-
ных процессах. С высокой долей вероятности можно утверждать, что к середине
века эта тенденция сохранится и будет сдерживающим фактором для развития
стран Латинской Америки.
По-видимому, государства региона переживают демографические изменения,
в них наблюдается замедление темпов прироста населения. Тем не менее из-за
инерционности этого процесса к 2040 г. ожидается увеличение численности жите-
лей региона до 730 млн человек [4] (в настоящий момент этот показатель составляет
примерно 645 миллионов [4]). При этом происходит старение латиноамериканских
обществ, что неминуемо повысит нагрузку на бюджеты государств.
Уменьшение экономически активного населения приведёт к увеличению числа
бедных. Их доля традиционно колеблется в пределах 25-40%. Аналитики Нацио-
нального совета по разведке (США) полагают, что к 2040 г. малообеспеченные люди
могут составить половину населения региона [5]. Прогнозируется рост крупней-
ших городов. Так, Мехико и Сан-Паулу к 2035 г. будет проживать 25 млн человек, в
Буэнос-Айресе - 17 миллионов [6]. В этих условиях велик риск возрастания соци-
альной напряжённости и запроса на государственный патернализм. Возможно уси-
ление как леворадикальных, так и праворадикальных политических сил.
Кроме того, исследовательская организация Latinobarometro в 2023 г. зафиксиро-
вала большую долю молодёжи, выступающей против демократического правления
[7]. Через 10-15 лет эти люди станут определять политику в своих государствах. Со-
четание социальной напряжённости и роста популярности автократии создают
предпосылки для идейного конфликта между рядом латиноамериканских стран и
25
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2023; 12: 21-32 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
США. Эти противоречия, а также попытки региональных лидеров преодолеть тра-
диционное для Вашингтона доминирование неминуемо приведут к противостоя-
нию с Белым домом.
При этом возможностями для подобного противостояния обладают лишь не-
сколько латиноамериканских государств. Ни Аргентина (из-за продолжающейся
нестабильности и колоссальной задолженности перед МВФ), ни Венесуэла (вслед-
ствие системного кризиса) не способны преодолеть гегемонию Вашингтона. Потен-
циалом противодействия США обладают лишь региональные лидеры - Бразилия
и Мексика. Не вызывает сомнений их обеспеченность ресурсами. Так, португалого-
ворящая страна - первая по возобновляемым запасам пресной воды, обладает 14,3%
мировых лесов и 5,2% сельскохозяйственных площадей. Мексика в 2020 г. входила
в первую десятку по производству меди и золота, в 2021 г. она заняла восьмое место
среди лидеров по добыче нефти [Montoya J.D., 2023].
Бразилия является одной из основательниц БРИКС, а с приходом к власти Лу-
иса Инасиу Лулы да Силвы она стремится к возвращению в большую политику и
готова играть в ней важную роль. Высоко оценивают потенциал «тропического
гиганта» и учёные из ИМЭМО РАН, считая, что к середине века страна способна
войти в число развитых государств [Мир 2035, 2017: 130]. Вместе с тем это потре-
бует создание национального проекта развития, который сопровождается нали-
чием у элит политической воли для мобилизации ресурсов и защиты националь-
ных интересов [Давыдов В.М., 2009].
Впрочем, стоящие перед страной вызовы (разделенного общества и конкуриру-
ющих политических проектов, высокого уровня неравенства и коррупции) станут
серьёзным препятствием её развитию. Кроме того, для преодоления гегемонии
США Бразилии потребуется пересмотреть или отказаться от налаженных связей с
Вашингтоном в сфере обороны и обмена технологиями. Так, в декабре 2021 г. на
ежегодных переговорах страны договорились усилить сотрудничество в космиче-
ской сфере, киберпространстве и в исследованиях и разработках [8]. В этих усло-
виях национальным элитам придётся решать вопрос о целесообразности разрыва
традиционных форм кооперации с Белым домом.
Мексика, несмотря на значительный потенциал, в торгово-экономическом и
политическом плане прочно связана с США. Страна остаётся вторым торговым
партнёром Вашингтона [Jassiel V., 2013], входит в зону свободной торговли с Соеди-
ненным Штатами и Канадой (ЮСМКА - USMCA). Глубокая интеграция с север-
ным соседом является естественным препятствием для преодоления гегемонии.
Кроме того, Белый дом обладает обширным инструментарием давления на Ме-
хико [Андреев А.С., Розенталь Д.М., 2021].
Преодоление гегемонии Вашингтона побуждает региональных лидеров к вы-
бору собственного пути развития, определённой автономности в экономической и
политической повестке [Zea L., 2019]. Вместе с тем реализация этого сценария по-
требует от ведущих стран региона значительных издержек. Отказ от ориентации
на США приведёт к разрыву (или же значительному уменьшению) кооперации в
области безопасности и технологического развития. В этих условиях истеблишмент
ключевых государств Латинской Америки должен принять решение о целесооб-
разности этой меры.
26
Голиней В.А., Розенталь Д.М. Гегемония США в Латинской Америке и возможности по её преодолению…
Goliney, V.A., Rosenthal, D.M. US Hegemony in Latin America and Opportunities to Overcome it: Horizon 2040
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВНЕШНИМИ ИГРОКАМИ
Латинская Америка стала важным направлением интересов крупных субъектов
мировой политики: КНР, Европейского Союза, Ирана и Турции. Вместе с тем в бли-
жайшие несколько десятков лет лишь Китай имеет реальные возможности выдер-
жать конкуренцию с Вашингтоном. ЕС не предлагает странам региона альтерна-
тивного американскому проекта развития. Остальные игроки не обладают сопоста-
вимым с США экономическим потенциалом.
В последние два десятилетия КНР совершила стремительный прорыв в регион.
Стимулом для этого стали как значительные ресурсы стран Западного полушария
(растущая экономика Поднебесной нуждалась в углеводородах), так и активный
хозяйственный рост, который наблюдался в Латинской Америке в «золотое десяти-
летие» (2003-2013 гг.). Серьёзность намерений Пекина во многом подтверждалась
системным подходом к взаимодействию с государствами-партнёрами. Кооперация
осуществлялась не только в области торгово-экономических связей, но и на идео-
логическом уровне. Речь шла о совпадении «китайской мечты» с чаяниями разви-
вающегося мира [Сафронова Е.И. 2020].
КНР планомерно выстраивала и реализовывала стратегию по проникновению
в Западное полушарие. Концепция по взаимодействию со странами региона была
опубликована в 2008 г. [9]. В документе фиксировались 4 сферы сотрудничества,
которые подразделялись на 34 пункта. В 2014 г. было создан форум Китай - Сооб-
щество стран Латинской Америки и Карибского бассейна (Comunidad de Estados
Latinoamericanos y Caribeños, СELAC) [10]. Он стал площадкой для обсуждения сов-
местных проектов, координации позиций с правительствами государств-членов,
позволил запустить ряд важных инфраструктурных проектов.
В 2016 г. в новом доктринальном документе о взаимодействии с Латинской Аме-
рикой КНР расширила сферы взаимодействия до 6, детализировав в них 37 пунк-
тов [11]. Страны региона подписали План сотрудничества с Китаем на период 2015-
2019 гг., позже он был продолжен на 2022-2024 годы [12]. При этом ключевым ин-
струментом экспансии Пекина остаётся проект «Один пояс - один путь» [13].
К инициативе присоединились 19 государств Западного полушария.
Эти усилия позволили Пекину стать основным торговым партнёром многих
стран региона. Так, товарооборот Бразилии с КНР в 2022 г. превысил 157 млрд долл.
[14], (экспорт и импорт южноамериканской страны в США за тот же период соста-
вил всего 93 млрд долл. [15]). Признаком политической успешности Поднебесной
стал отказ целого ряда государств Латинской Америки от признания Тайваня. Так,
в XXI веке КНР установил дипломатические отношения с Доминикой, Гренадой и
Коста-Рикой, Панамой, Доминиканской Республикой, Сальвадором и Гондурасом.
Для повышения привлекательности правительство азиатской страны активно
использует механизмы «мягкой силы», в том числе институты изучения китайского
языка и культуры, образовательные обмены. Осуществляется вещание на испан-
ском языке созданного в 2007 г. китайского телеканала.
Белый дом не сразу стал рассматривать проникновение КНР в Латинскую Аме-
рику как угрозу своей безопасности. Высокопоставленные чиновники из США, в
том числе один из наиболее авторитетных дипломатов Томас Шенон, не выступали
против сотрудничества Китая со странами региона. Напротив, Вашингтон и Пекин
регулярно обменивались мнениями о ситуации в Западном полушарии [16], стре-
мились координировать свои действия [17].
27
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2023; 12: 21-32 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Вместе с тем риск утратить доминирующее положение в Западном полушарии
побудил США к активному противостоянию Пекину в регионе. Так, Вашингтон
продвигает тезисы о китайском «неоколониализме», а также усугублении зависи-
мости стран региона от экспорта сырья в Поднебесную. По мнению отечественного
востоковеда Е.И. Сафроновой, эта риторика зачастую находит понимание у пра-
вых и правоцентристских правительств [Сафронова Е.И. 2020]. Белый дом стре-
мится вытеснить КНР из Западного полушария. Так, переформатирование
НАФТА - Североамериканской зоны свободной торговли (North American Free Trade
Agreement, NAFTA) в ЮСМКА было направлено и против азиатского гиганта. В до-
говор было включено положение, согласно которому торговый альянс одного из
членов с государством нерыночной экономики дает право другим двум выйти из
соглашения в течение шести месяцев [Яковлев П.П., 2019].
Вместе с тем объективная потребность в ресурсах и расширении инфраструк-
турных проектов подталкивает КНР к активной латиноамериканкой политике,
при этом, в отличие от прошлых лет, её представители не смущаются делать гром-
кие заявления. Так, министр иностранных дел КНР Ван И подчеркнул, что Китай
не рассматривает регион как чьим-то «задним двором» [18]. Кроме того, Пекин спо-
собен вкладывать значительные средства в исследования и разработки (хоть и
меньшие, чем США), что к 2040 г. позволит выстроить ему и технологическое со-
трудничество со странами Западного полушария.
Вполне справедливо ожидать дальнейшего проникновения КНР в Латинскую
Америку. По ряду прогнозов к 2040 г. доля Поднебесной в торговле с регионом мо-
жет составить 40% [19]. Кроме того, дальнейшее развитие проекта «Один пояс -
один путь» значительно усилит позиции китайского капитала в регионе, а исполь-
зование юаня в валютных операциях сильно возрастёт. В этих условиях вероятность
переориентации ряда стран региона на Пекин станет значительно выше.
Тревожный звонок для США - стремление ряда стран Латинской Америки
вступить в БРИКС. В 2023 г. заявки подали Аргентина, Куба, Венесуэла, Боливия и
Гондурас. При этом с каждым годом китайское влияние в объединении усилива-
ется. Потенциальное вступление новых членов усилит позиции Пекина в регионе,
неминуемо приведёт к его интенсификации контактов с государствами Западного
полушария [Stuenkel O., 2023].
В этих условиях риск Вашингтона к середине века утратить лидерство в регионе
становится предельно ощутимым. О возможной утрате позиций уже заявил адми-
рал К. Фаллер, бывший глава Южного командования США. Президент Дж. Байден
назвал КНР «стратегическим конкурентом» [20]. По всей видимости, в ближайшие
десятилетия соперничество между двумя гигантами будет усиливаться.
Угроза потери доминирующего положения в Западном полушарии способна
побудить Белый дом к активным действиям. Новым проектом Вашингтона стала
инициатива «Американского партнёрства ради экономического процветания»
(Americas Partnership for Economic Prosperity) [21]. Вместе с тем воплощение её в жизнь
может натолкнуться на политические сдвиги в регионе, конкуренцию Китая, а
также на приход к власти в США другой администрации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любое прогнозирование имеет свои пределы. 17 лет, которые отделяют нас от
2040 г., - большой срок. Вместе с тем ключевые детерминанты межамериканских
отношений просматриваются уже сегодня. Это борьба за доступ к ресурсам и
28
Голиней В.А., Розенталь Д.М. Гегемония США в Латинской Америке и возможности по её преодолению…
Goliney, V.A., Rosenthal, D.M. US Hegemony in Latin America and Opportunities to Overcome it: Horizon 2040
технологиям, «фактор роста» восходящих гигантов, прежде всего Бразилии и Мек-
сики, конкуренция США и Китая за влияние в регионе. В этих условиях государ-
ствами Латинской Америки придётся определить дальнейший вектор развития.
Стремление к преодолению гегемонии США в регионе характерно лишь для
части латиноамериканских элит. Решение этой задачи будет сопровождаться бо-
лезненным разрывом сотрудничества по ряду направлений. Вместе с тем по мере
повышения веса Бразилии и Мексики (может быть, в перспективе двух десятиле-
тий - Аргентины и Венесуэлы) на мировой арене может поставить этот вопрос с
новой силой. Участие латиноамериканских стран в процессах глобального регули-
рования потребует проведения многовекторной политики с учётом задач собствен-
ного социально-экономического развития.
При этом отказ от односторонней ориентации на США не означает переход в
китайскую орбиту интересов. Сегодня конкуренция двух гигантов за влияние бла-
гоприятно отражается на развитии региона. Вашингтон и Пекин выдвигают ини-
циативы, направленные на инфраструктурное, экономическое и социальное раз-
витие его государств. Вместе с тем в перспективе важной задачей национальных
элит может стать выработка собственного проекта развития, учитывающая истори-
ческие и культурные особенности латиноамериканских обществ.
ИСТОЧНИКИ
1. Global trends
2040.Available at: https://www.dni.gov/files/ODNI/docu-
ments/assessments/GlobalTrends_2040.pdf (accessed 5.06.2023).
2. Приоритетные направления развития отношений России с государствами
Латинской Америки и Карибского бассейна. Материалы парламентских слуша-
ний (продолжение). Латинская Америка, 2013. №12. С. 5-16.
3. Фурсова И. К 2040 году структура энергопотребления в мире сильно изме-
нится.
Российская
газета.
22.12.2015.
Available
at:
https://rg.ru/2015/12/22/prognoz.html(accessed 23.07.2023).
4. United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division
(2022). World Population Prospects 2022, Online Edition. Available at: https://popula-
tion.un.org/wpp/Download/Standard/MostUsed/(accessed 30.06.2023).
5. Global trends 2040. Five-year regional outlooks, Latin America and the Carib-
bean. Available at: https://www.dni.gov/index.php/gt2040-home/gt2040-5-year-re-
gional-outlooks/latin-america(accessed 6.06.2023).
6. Global trends 2040. Available at: https://www.dni.gov/files/ODNI/docu-
ments/assessments/GlobalTrends_2040.pdf (accessed 5.06.2023).
7. Informe Latinobarómetro 2023: La recesióndemocrática de América Latina. P. 31.
Available at: https://www.latinobarometro.org/lat.jsp(accessed 25.08.2023).
8. Brazil: Background and U.S. Relations. Congressional Research Service. May 10,
2022. Available at: https://sgp.fas.org/crs/row/R46236.pdf (accessed 30.07.2023).
9. Texto íntegro del Documento sobre la Política de China hacia América Latina y el
Caribe.
11.05.2008.
Available
at:
https://politica-
china.org/secciones/documentacion/texto-integro-del-documento-sobre-la-politica-
de-china-hacia-america-latina-y-el-caribe-2 (accessed 10.07.2023).
10. The BRICS Policy Center. The China-CELAC Forum. Available at:
https://bricspolicycenter.org/en/china-celac-forum/ (accessed 10.07.2023).
11. Documento sobre la Política de China Hacia América Latina y el Caribe.
24.11.2016. Available at: https://www.fmprc.gov.cn/esp/wjdt/wjzc/t1418256.shtml
(accessed 10.07.2023).
29
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2023; 12: 21-32 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
12. Plan de Ación conjunto de cooperación en áreas claves China-CELAC (2022-
2024). Available at:
https://www.fmprc.gov.cn/esp/wjdt/gongbao/202112/t20211213_10467311.html
(accessed 10.07.2023).
13. Special Declaration of Santiago of the II Ministerial Meeting of the CELAC-China
Forum on the Belt and Road Initiative. Santiago, January 22, 2018. Available at:
http://www.itamaraty.gov.br/images/2ForoCelacChina/Special-Declaration-II-
CELAC-CHINA-FORUM-FV-22.1.18.pdf (accessed 15.07.2023).
14. Imports and exports of Brazil with China from 2015 to 2022. Statista. Jun 27, 2023.
Available
at:
https://www.statista.com/statistics/1105976/brazil-trade-value-
china/(accessed 13.07.2023).
15. Total value of U.S. trade in goods (export and import) with Brazil from 2000 to
2022. Jul 27, 2023. Available at: https://www.statista.com/statistics/218284/total-
value-of-us-trade-in-goods-with-brazil-since-2004/(accessed 30.07.2023).
16. Jiang Shixue Triangulation between China, Latin America and the US?
China.org. July
19,
2014. Available at: http://www.china.org.cn/opinion/2014-
07/19/content_32994867.htm (accessed 23.07.2023).
17. Ellis R.E. The United States, Latin America and China: A “Triangular Relation-
ship”?
Inter-American
Dialog
Working
Paper.
Available
at:
https://www.observatorioasiapacifico.org/images/publicaciones/20131219043041Th
eUnitedStatesLatinAmericaandChina.ATriangularRelationship.pdf
(accessed
20.08.2023).
18. Zhao Jia China with LAC for a shared future. China Daily. 7.03.2022. Available
at: https://www.china-
daily.com.cn/a/202203/07/WS6225e37ea310cdd39bc8afb6.html (accessed 13.07.2023).
18. Sullivan, M.P., Lum, T. China’s Engagement with Latin America and the Carib-
bean. Congressional Research Service, IF10982. November 12, 2020. P.1. Available at:
https://fas.org/sgp/crs/row/IF10982.pdf (accessed 15.07.2023).
20. Roy, D. China’s Growing Influence in Latin America. Council on Foreign Rela-
tions. June 15, 2023. Available at: https://www.cfr.org/backgrounder/china-influence-
latin-america-argentina-brazil-venezuela-security-energy-bri (accessed 1.08.2023).
21. Biden-Harris Administration Advances Americas Partnership for Economic
Prosperity. Fact Sheet. Available at: https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-of-
fice/fact-sheets/2023/january/fact-sheet-biden-harris-administration-advances-amer-
icas-partnership-economic-prosperity (accessed 15.08.2023).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреев А.С., Розенталь Д.М., 2021.Левый регионализм в Латинской Америке:
традиции и современность. PolitBook. №1. С. 25-47.
Болховитинов Н.Н. Доктрина Монро (происхождение и характер). М.: Изд-во
Института международных отношений, 1959, с. 153-185.
Давыдов В.М., Бобровников А.В. Роль восходящих гигантов в мировой эконо-
мике и политике (шансы Бразилии и Мексики в глобальном измерении). М.: ИЛА
РАН, 2009. 234 с.
Диас-Кальехас А. «Контадора» вызов брошен. Латинская Америка против им-
перских амбиций США. М.: Прогресс, 1988. 256 с.
Евсеенко А.С., 2021. Инициативы США на латиноамериканском направле-
нии: проблемы и перспективы. США & Канада: экономика, политика, культура.
№7. С.83-89. DOI: 10.31857/S268667300015578-5
30
Голиней В.А., Розенталь Д.М. Гегемония США в Латинской Америке и возможности по её преодолению…
Goliney, V.A., Rosenthal, D.M. US Hegemony in Latin America and Opportunities to Overcome it: Horizon 2040
Исэров А.А. США и борьба Латинской Америки за независимость 1815-1830.
М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2011, c. 205.
Лексютина Я.В., 2012. Китай - Активный игрок на просторах Латинской Аме-
рики. Латинская Америка. №8. C. 22-36.
Мартынов Б.Ф., 2022. Доктрина Монро как воля и представление Соединён-
ных Штатов Америки. Международная жизнь. №11. C. 46-57.
Мир 2035. Глобальный прогноз / Под ред. акад. А.А. Дынкина. ИМЭМО им.
Е.М. Примакова. М.: Магистр, 2017. 352 с.
Сафронова Е.И. 2020. Латиноамериканский вектор актуальной внешней по-
литики Китая. Латинская Америка. №2. C. 30-46.
Симонова Л.Н. 2023. Горизонт 2040. Взгляд из Бразилии. Часть 1. Экология,
климат и технологии. Латинская Америка. №7. C. 6-22.
Сударев В.П. Взаимозависимость и конфликт интересов. США и Латинская
Америка (вторая половина XX века). М.: МГИМО, 2000. 357 с.
Хейфец В.Л. Хейфец Л.С. Латиноамериканская стратегия США на современ-
ном этапе. Актуальные проблемы экономики и управления. 2014. №4. С. 150-160.
Яковлев П.П. 2019. От НАФТА к ЮСМКА: реформа североамериканской ин-
теграции. Российский внешнеэкономический вестник. №1. C. 75-87.
Яковлев П.П. 2019. США и КНР в Латинской Америке: контуры конкуренции.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения.
№1. С.47-58.
Яковлев П.П. 2023. Мегатренды развития Латинской Америки и экономиче-
ские интересы России. Латинская Америка. №6. С. 6-22.
REFERENCES
Ellis, R.E. 2005.U.S. National Security Implications of Chinese Involvement in Latin
America Jun. 1, Available at: https://www.jstor.org/stable/resrep11288?seq=44 (ac-
cessed 3.08.2023).
Friedman, M.P. Rex Tillerson en Texas, el retorno de la Doctrina Monroe. Nodal.
Available at: https://www.nodal.am/2018/02/rex-tillerson-texas-retorno-la-doctrina-
monroe-max-paul-friedman/ (accessed 20.08.2023).
Herman, D. 2009. The three roots of the “Manifest Destiny”. American Indian. No.3
(winter). Pp. 22-25.
Jassiel, V. México y EU ‘la rompen’: comercio entre los vecinos marca nuevo récord
en
2022.
ElFinanciero.
8.02.2023.
Available
at:
https://www.elfinanciero.com.mx/economia/2023/02/07/comercio-entre-mexico-
eu-marca-record-en-2022-779-mil-308-millones-de-dolares/ (accessed 30.07.2023).
John Bolton and the Monroe Doctrine. The Economist. 09.05.2019. Available at:
https://www.economist.com/leaders/2019/05/09/john-bolton-and-the-monroe-doc-
trine (accessed: 21.08.2023).
Montoya, J.D. Guíasobrelosrecursos naturales de México. Desarrollo Sustentable.
19.07.2023. Available at: https://www.desarrollosustentable.co/recursos-naturales-de-
mexico/ (accessed 30.07.2023).
Shifter, М. A Policy for a Post-American Latin America. How Washington Can Reset
Relations with a Region That Needs It Less. Foreign Affairs, 3 June 2022. Available at:
https://www.foreignaffairs.com/articles/2022-06-03/policy-post-american-latin-amer-
ica (accessed 1.08.2023).
31
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2023; 12: 21-32 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Stuenkel, O. How BRICS Expansion Will Impact South America. Americas Quarterly.
August 24, 2023. Available at: https://www.americasquarterly.org/article/how-brics-
expansion-will-impact-south-america/ (accessed 25.08.2023).
Zea, L. Filosofía de la Historia Americana. México: Universidad Nacional
Autónoma de México, Centro de Investigaciones sobre América Latina y el Caribe, 2019,
рр. 515-566.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
ГОЛИНЕЙ Владимир Андреевич,
Vladimir A. GOLINEY, Candidate of
кандидат политических наук, стар-
Sciences (Political), Senior Researcher.
ший научный сотрудник ИЛА РАН.
Institute for Latin American Studies Rus-
Российская
Федерация,
115035,
sian Academy of Science.
Москва, Б. Ордынка, 21/16.
21/16 B. Ordynka, Moscow, 115035, Rus-
sian Federation.
РОЗЕНТАЛЬ Дмитрий Михайлович,
Dmitry M. ROZENTAL, Candidate of
кандидат исторических наук, доцент,
Sciences (History), Director at the Insti-
и.о. директора ИЛА РАН.
tute for Latin American Studies, Russian
Российская
Федерация,
115035,
Academy of Science (ILA RAS).
Москва, Б. Ордынка, 21/16;
21/16 B. Ordynka, Moscow, 115035, Rus-
Доцент Факультета мировой эконо-
sian Federation;
мики и мировой политики
Associate Professor, Faculty of World
Национальный исследовательский
Economy and International Affairs, Na-
университет «Высшая школа эконо-
tional Research University Higher School
мики».
of Economic.
Российская
Федерация,
101000,
Russian Federation,
101000, Moscow,
Москва, ул. Мясницкая, 20.
Myasnitskaya str., 20
Статья поступила в редакцию 11.08.2023 / Received 11.08.2023.
Поступила после рецензирования 26.08.2023 / Revised 26.08.2023.
Статья принята к публикации 27.08.2023 / Accepted 27.08.2023.
32