НА АКТУАЛЬНУЮ ТЕМУ / THE CURRENT DISCOURSE
2023; 12: 54-63 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
УДК: 339.9
DOI: 10.31857/S2686673023120052
EDN: NYSTOR
«Антикитайский курс» и расширение кооперации США
с союзниками в АТР
К.О. Чудинова
Национальный исследовательский институт мировой экономики
и международных отношений имени Е.М. Примакова
Российской академии наук (ИМЭМО РАН).
Российская Федерация, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23.
РИНЦ ID: 767071
ORCID: 0000-0002-5557-8956
e-mail: xenia.chudinova@gmail.com
Резюме. При администрации Дж. Байдена формируется новая американская внешне-
торговая стратегия, в рамках которой проведение промышленной политики и поддержка
американских производителей критически важных товаров сочетаются с контролем над
трансфером технологий. Для «частичного разъединения» с экономикой КНР, трансфор-
мации и диверсификации цепочек создания стоимости в приоритетных отраслях США
укрепляют свою систему союзов в АТР, расширяя научно-производственные связи с «дру-
жественными» экономиками.
Ключевые слова: США, научно-производственная кооперация, трансформация цепо-
чек поставок, внешнеторговая политика
Благодарности. Статья опубликована в рамках проекта «Посткризисное мироустрой-
ство: вызовы и технологии, конкуренция и сотрудничество» по гранту Министерства науки
и высшего образования РФ на проведение крупных научных проектов по приоритетным
направлениям научно-технологического развития (Соглашение № 075-15-2020-783).
Для цитирования: Чудинова К.О. «Антикитайский курс» и расширение кооперации
США с союзниками в АТР. США & Канада: экономика, политика, культура. 2023; 53
(12): 54-63. DOI: 10.31857/S2686673023120052
EDN: NYSTOR
‘Anti-Chinese’ Course and Expansion of US Cooperation
with Allies in the Asia-Pacific
Ksenia O. Chudinova
Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations
Russian Academy of Sciences (IMEMO),
23, Profsoyuznaya Str., Moscow 117997, Russian Federation.
РИНЦ ID: 767071
ORCID: 0000-0002-5557-8956
e-mail: xenia.chudinova@gmail.com
Abstract: The new American economic policy emphasizes economic security priorities, in-
cluding efforts to ensure greater autonomy and resilience in key supply chains. Considerable
effort is dedicated to partial ‘decoupling’ from China in strategic industries such as semiconduc-
tors and critical minerals. The Biden administration actively fosters scientific and industrial co-
operation within bilateral and multilateral alliances in the Asia-Pacific region.
54
Чудинова К.О. «Антикитайский курс» и расширение кооперации США с союзниками в АТР
Chudinova, K.O. ‘Anti-Chinese’ Course and Expansion of US Cooperation with Allies in the Asia-Pacific
Keywords: USA, ‘decoupling’, scientific and industrial cooperation, supply chains reconfig-
uration, US foreign trade policy
Acknowledgements. The article was prepared within the project "Post-crisis world order:
challenges and technologies, competition and cooperation" supported by the grant from Ministry
of Science and Higher Education of the Russian Federation program for research projects in
priority areas of scientific and technological development (Agreement № 075-15-2020-783).
For citation: Chudinova, K.O. ‘Anti-Chinese’ Course and Expansion of US Cooperation
with Allies in the Asia-Pacific. USA & Canada: Economics, Politics, Culture. 2023; 53 (12):
54-63. DOI: 10.31857/S2686673023120052
EDN: NYSTOR
ВВЕДЕНИЕ
Результатом текущей фазы глобализации стало сокращение числа рабочих
мест в производственном секторе, частичная деиндустриализация развитых стран
и быстрая индустриализация отдельных развивающихся стран, в первую очередь
КНР, которые извлекали выгоду из притока технологий [Baldwin R., Okubo N.,
2019]. Сдвиг в специализации виден по доле США в мировом выпуске электроники,
которая за последние 25 лет снизилась с 30% до 5 [1]. Американские компании про-
должают лидировать в разработке и инновациях для сектора ИКТ и представлять
ведущие бренды на мировом рынке, включая коммуникационное оборудование,
компьютеры и системы хранения данных, но в производстве лидирует Китай. Оста-
ётся высокой зависимость американских компаний от импорта сырья и комплекту-
ющих из КНР.
В экономической политике США как при президенте Д. Трампе, так и при пре-
зиденте Дж. Байдене на первый план выходит задача обеспечения экономической
безопасности и технологического лидерства Америки, при этом приоритетное вни-
мание уделяется победе в «стратегической конкуренции» с КНР. Как сформулиро-
вано в Программе торговой политики 2023 г. (Trade Policy Agenda 2023), США
должны «взаимодействовать с Китаем и конкурировать с ним с позиции силы <…>
Предпринимаются шаги по повышению устойчивости цепочки поставок <…> Рас-
сматриваются все инструменты <…> для снижения ущерба от нерыночных прак-
тик Китая <…> В ближайшие десятилетия конкурентоспособность будет в значи-
тельной степени определяться тем, насколько в стране развиты высокотехнологич-
ные и цифровые сектора экономики, а также прохождением энергетического и
климатического перехода <…> Взаимодействие с партнерами и союзниками в
Индо-Тихоокеанском регионе имеет решающее значение для успешного достиже-
ния [США] этих целей <…>» [2].
В первой половине 2023 г. наблюдалось некоторое смягчение риторики в отно-
шении Китая: представители администрации стали чаще говорить не о «разъеди-
нении», а о «снижении рисков» в двусторонних экономических отношениях и о
необходимости развивать сотрудничество с КНР в интересах противодействия гло-
бальным вызовам, в частности изменению климата. Подчёркивается, что усилия
США не направлены на сдерживание экономического роста КНР, а только на сни-
жение ущерба от её «нерыночных методов».
На практике администрация продолжает работать над реализацией комплекса
мер в рамках своей экономической стратегии, куда входит как осуществление мас-
штабной промышленной политики, направленной на реиндустриализацию аме-
риканской экономики и снижение зависимости от импорта из Китая, так и меры
55
НА АКТУАЛЬНУЮ ТЕМУ / THE CURRENT DISCOURSE
2023; 12: 54-63 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
по ослаблению научно-технического потенциала КНР путём ограничения экс-
порта стратегически важных товаров и контроля над трансфером технологий.
НОВЫЕ РАМКИ АМЕРИКАНСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Если рассматривать современную экономическую политику США в ракурсе
«стратегического технологического соперничества» с Китаем, то представляется
удобным разделение мер, принимаемых администрацией, на оборонительные и
наступательные. Оборонительными, как пишет, например, Й. Бейтман [3], явля-
ются ограничительные меры, направленные на борьбу с внешними угрозами.
К ним можно отнести контроль над передачей технологий, ограничения на вхо-
дящие и исходящие потоки инвестиций, и т. д. Данные виды ограничений стано-
вятся всё более многочисленными и сложными, в особенности это касается уже-
сточения системы экспортного контроля за последние пять лет.
В 2021-2022 гг. был достигнут значительный прогресс в реализации комплекса
наступательных мер, куда входит проведение промышленной политики, направ-
ленной на повышение конкурентоспособности американских предприятий, раз-
витие направлений, обеспечивающих технологическое лидерство США, а также
увеличение инвестиций в сектор НИОКР и в образование. Администрация Бай-
дена реализует существенное расширение государственно-частного партнёрства
в трёх приоритетных областях: инфраструктурном строительстве, разработке и
защите критически важных технологий и в производстве экологически чистой
энергии (в том числе в кооперации со странами, у которых имеется соглашение о
свободной торговле с США). Для реализации этих задач администрации удалось
провести через Конгресс закон «Об инвестициях в инфраструктуру и рабочих ме-
стах» (Infrastructure Investment and Jobs Act), закон «О ЧИПС и науке», называемый
иногда в переводах закон «О чипах и науке» (CHIPS and Science Act), и закон
«О снижении инфляции» (Inflation Reduction Act).
В то же время экономическая безопасность и технологический прогресс США
не могут быть в полной мере обеспечены в ряде секторов без тесного сотрудниче-
ства с другими странами, что в первую очередь относится к полупроводниковой
промышленности и к цепочкам поставок стратегически важных полезных ископа-
емых. Дефицит полупроводников в 2020-2022 гг. стал очередной иллюстрацией
важности поставок микросхем для бесперебойного функционирования мировой
экономики. Общий объём продаж микросхем резко увеличился во время пандемии
ковид-19 с 412 млрд долл. в 2019 г. до 556 млрд долл. в 2021 г. [Global Semiconductor
Sales…] и в ближайшее десятилетие будет продолжать расти. Например, консал-
тинговая фирма «Мак-Кинзи и компания» (McKinsey & Company) в 2022 г. прогнози-
ровала, что темпы роста мирового рынка полупроводников могут составлять в
среднем 6-8% в год до 2030 г., когда оборот достигнет одного трлн долл.
[Burkacky О., Dragon J., Lehmann N., 2022]. Зависимость от поставок микросхем из
экономик Восточной Азии, в первую очередь Тайваня, является одной из основных
причин, побуждающих американскую администрацию вкладывать средства в ре-
шоринг и «френшоринг» полупроводниковой промышленности.
Другой сферой, где в случае прекращения поставок волновые эффекты могут
распространяться по звеньям многочисленных производственных цепочек, при-
водя к сбоям и останавливая или замедляя производственные процессы, является
добыча и обработка определённых видов минерального сырья. «Критически важ-
ные минералы», согласно определению из закона об энергетике 2020 г., являются
56
Чудинова К.О. «Антикитайский курс» и расширение кооперации США с союзниками в АТР
Chudinova, K.O. ‘Anti-Chinese’ Course and Expansion of US Cooperation with Allies in the Asia-Pacific
нетопливными полезными ископаемыми или минеральными материалами, необ-
ходимыми для обеспечения экономической или национальной безопасности
США, цепочка поставок которых может быть нарушена [4]. В Соединённых Штатах
в 2021 г. более половины видимого потребления 47 видов нетопливного минераль-
ного сырья приходилось на поставки из-за рубежа, по 17 из них зависимость от чи-
стого импорта составляла 100%. Китай был ведущим поставщиком (зависимость от
чистого импорта более 50%) 25 категорий полезных ископаемых [Mineral commod-
ity summaries 2022].
Администрация Байдена всё в большей степени действует, руководствуясь не
только соображениями экономической реальности, но и в интересах защиты
национальной безопасности, опасаясь возможного использования в качестве ору-
жия (weaponization) поставок стратегически важных товаров. Как высказался в
своём выступлении в апреле 2023 г. советник по национальной безопасности
Джейк Салливан, «более 80% критически важных полезных ископаемых перера-
батываются одной страной, Китаем. Цепочки поставок в области экологически
чистой энергетики рискуют превратиться в оружие так же, как нефть в 1970-х го-
дах или природный газ в Европе в 2022 г.» [5].
Формируются контуры новой американской внешнеторговой стратегии, в ко-
торой особое внимание уделяется экономической безопасности и научно-произ-
водственной кооперации в рамках двусторонних и многосторонних альянсов. Ад-
министрация создаёт стимулы для перемещения или создания производственных
мощностей в стратегически важных секторах в близлежащих регионах (напри-
мер, в странах ЮСМКА), а также в дружественных экономиках (например, в рам-
ках американо-японского партнёрства). Целью является, с одной стороны, дивер-
сификация поставок и реконфигурация части цепочек добавленной стоимости
на «дружественных» территориях, с другой - противодействие возможным мани-
пуляциям и «экономическому принуждению» со стороны КНР.
НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Поскольку двусторонние форматы часто позволяют более предметно подхо-
дить к решению задач, администрация Байдена уделяет много внимания отдель-
ным переговорам с ключевыми союзниками в АТР, в первую очередь с Японией.
Был достигнут значительный прогресс в формировании общего подхода США и
Японии к вопросам обеспечения экономической безопасности. Многочисленные
двусторонние договорённости, заключённые в 2021-2022 г., в частности «Парт-
нёрство в сфере конкурентоспособности и обеспечения устойчивости», свиде-
тельствовали о важности повестки противодействия угрозам экономической без-
опасности как для США, так и для Японии, и о сближении позиций двух сторон.
В конце 2022 - начале 2023 г. США и Япония перешли к конкретным согласованным
действиям по нескольким стратегически важным направлениям, в том числе по
ужесточению экспортного контроля и совместному производству полупроводни-
ковой продукции и по диверсификации поставок полезных ископаемых.
На долю японских компаний приходится 35% мировых поставок оборудова-
ния для производства полупроводников и примерно половина поставок полупро-
водниковых материалов [Khan S.M., Mann A., Peterson D., 2021]. После односторон-
него решения США в октябре 2022 г. ввести контроль в отношении передовых по-
лупроводниковых микросхем, оборудования и материалов, используемых для их
производства, следующим обязательным шагом было получение поддержки
57
НА АКТУАЛЬНУЮ ТЕМУ / THE CURRENT DISCOURSE
2023; 12: 54-63 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
основных экспортёров оборудования - Японии и Нидерландов. К началу 2023 г.
три страны достигли соглашения об ограничении поставок и значительном расши-
рении списка товаров, которые подлежат жёсткому экспортному контролю. Что ка-
сается научно-производственной кооперации, то в 2022 г. США и Япония сов-
местно создали исследовательский центр, специализирующийся на микросхемах
следующего поколения, а для производства чипов по технологии 2 нм была от-
крыта компания «Рапидус» (Rapidus), которая получила несколько патентов от Ай-
би-эм (IBM).
По другому важнейшему направлению - управлению цепочками минераль-
ного сырья - в марте 2023 г. между США и Японией было заключено Соглашение
о сотрудничестве в целях укрепления цепочек поставок критически важных по-
лезных ископаемых (Agreement on Strengthening Critical Minerals Supply Chains). Сто-
роны обязались не вводить экспортные пошлины на критически важные мине-
ралы, используемые в том числе для изготовления аккумуляторов электромоби-
лей (в частности, на поставки кобальта, графита, лития, марганца и никеля), осу-
ществлять проверку зарубежных инвестиций в этот сектор, противодействовать
«нерыночным практикам» и т. д. [6].
В логике переплетения экономических и внеэкономических мотиваций разви-
вается и двустороннее сотрудничество в борьбе с принудительным трудом. В ян-
варе 2023 г. в рамках американо-японского торгового партнёрства США и Япония
подписали Меморандум о создании рабочей группы для координации действий в
деле защиты международных трудовых норм и прав трудящихся, в том числе с це-
лью «препятствовать использованию принудительного труда и повышать устойчи-
вость цепочек поставок» [7]. Подобная договорённость появилась, вероятно, как
следствие жёсткой позиции американской администрации по проблеме принуди-
тельного труда в отдельных районах Китая. В июне 2022 г. в США был принят спе-
циальный закон, запрещающий поставки товаров, произведённых в Синьцзяне [8].
С появлением новой рабочей группы и выработкой соответствующих рекоменда-
ций у японского бизнеса будет больше возможностей избежать попадания про-
дукции под американские ограничения.
Несмотря на определённый прогресс, США и Япония, по сути, только начали
процесс согласования действий в сфере обеспечения экономической безопасно-
сти. Научно-производственная кооперация по критически важным направле-
ниям, с одной стороны, представляется обеим странам необходимой и уже реали-
зуется, с другой - сопряжена с многочисленными затруднениями и потребует
значительных инвестиций в течение длительного промежутка времени.
МНОГОСТОРОННЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ
СЕКТОРАХ: США И КОАЛИЦИИ В АТР
Концепция «экономическая безопасность - это национальная безопасность» в
возрастающей степени определяет экономическую политику стран АТР. Угрозы,
создаваемые зависимостью от экономики КНР и другими внешними факторами
риска и нестабильности, заставляют их стремиться к повышению устойчивости к
экономическим потрясениям и защите своей производственной базы. Диверси-
фикация, реструктуризация и снижение уязвимости цепочек поставок являются
приоритетами, которые разделяют большинство американских союзников. За по-
следние два года в АТР появился ряд новых двусторонних и многосторонних ини-
циатив как с участием США, так и без них.
58
Чудинова К.О. «Антикитайский курс» и расширение кооперации США с союзниками в АТР
Chudinova, K.O. ‘Anti-Chinese’ Course and Expansion of US Cooperation with Allies in the Asia-Pacific
Например, ГЦСС по добыче и обработке полезных ископаемых вошли в список
приоритетных направлений сотрудничества в рамках следующих инициатив [9]:
— Партнёрство США и Японии в сфере конкурентоспособности и обеспече-
ния устойчивости (CoRe), 2021 г.
— Соглашение между Кореей и Австралией о важнейших полезных ископа-
емых, 2021 г.
— Инициатива Японии, Австралии и Индии по обеспечению устойчивости
цепочек поставок, 2021 г.
— Партнёрство по обеспечению безопасности в сфере поставок полезных ис-
копаемых (Minerals Security Partnership) между странами ЕС, Австралией, Канадой,
Финляндией, Францией, Германией, Японией, Республикой Корея, Швецией, Ве-
ликобританией, США, 2022 г.
— Американское ИТЭРС (Индо-Тихоокеанское экономическое рамочное со-
глашение), куда вошли США, Япония, Австралия, Бруней, Индия, Индонезия,
Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Республика Корея, Таиланд,
Вьетнам, Фиджи, 2022 г.
Что касается полупроводниковой промышленности, то наиболее значимыми
для стратегии США в регионе можно назвать три формата: двусторонние аль-
янсы, в первую очередь, с Японией, специализированный «полупроводниковый»
союз Chip 4, а также Четырёхсторонний диалог и ИТЭРС, где микросхемы зани-
мают особое место в повестке.
Альянс Chip 4 — технологическое партнёрство США, Республики Корея, Япо-
нии и Тайваня, целью которого является диверсификация цепочек поставок полу-
проводников в регионе и сокращение влияние Китая на отрасль, имеющую реша-
ющее значение для национальной безопасности. На четыре экономики Chip 4 при-
ходится 82% мирового промышленного производства полупроводников [Benson E.,
Quitzon J., Reinsch W.A., 2023], причём участники обладают взаимодополняющими
сравнительными преимуществами. Однако союз был создан совсем недавно, пер-
вая встреча прошла в феврале 2023 г., и пока трудно сказать, насколько реали-
стична поставленная цель по налаживанию производственной кооперации между
крупными конкурирующими компаниями.
В рамках Четырёхстороннего диалога функционируют рабочие группы по
ряду вопросов, включая технологические инновации и устойчивость цепочки по-
ставок.
ИТЭРС занимает центральное место во внешнеторговой политике админи-
страции Байдена в АТР [10]. Инициатива также дополняет региональные про-
граммы по обеспечению национальной безопасности. Сотрудничество членов
ИТЭРС должно развиваться по четырём основным направлениям: торговля и
цифровая экономика; устойчивые цепочки поставок; инфраструктура, декарбо-
низация и чистая энергетика; борьба с коррупцией и соответствие международ-
ным практикам регулирования [11].
Сильной стороной кооперации в рамках ИТЭРС являются взаимодополняю-
щие сравнительные преимущества участников, позволяющие углублять экономи-
ческую интеграцию. Сотрудничество по цепочкам поставок полупроводников в
рамках ИТЭРС может дать Соединённым Штатам возможность заложить фунда-
мент для расширения региональной торговли новейшими технологиями между
партнёрами и в регионе. Однако соглашение не предусматривает ни экономиче-
ских стимулов (например, либерализации тарифов), ни механизма принуждения,
поскольку новая
«протекционистская» внешнеторговая политика США
59
НА АКТУАЛЬНУЮ ТЕМУ / THE CURRENT DISCOURSE
2023; 12: 54-63 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
подразумевает отход от опоры на полноценные соглашения о свободной торговле.
Такой подход снижает мотивацию стран региона участвовать в американских ини-
циативах. Недавние договорённости по ГЦСС пока также носят довольно общий
характер и включают меры по обмену информацией и повышению квалификации
рабочей силы, но не создание запасов продукции или конкретные шаги по предот-
вращению волновых эффектов от внешних шоков на цепочки поставок.
«ПРОТЕКЦИОНИЗМ» И СВОБОДНАЯ ТОРГОВЛЯ:
ТРУДНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЮЗНИКАМИ
Сочетание масштабной промышленной политики с требованиями обеспече-
ния широко определяемой экономической безопасности вполне подходит под
определение «протекционизма». Возникает противоречивая ситуация, когда США
требуют от КНР соблюдения правил «справедливой» торговли, однако их собствен-
ную экономическую политику уже начинают определять как «неомеркантилизм»
[12]. На пути реализации американской внешнеторговой политики в АТР возни-
кает как минимум несколько трудностей.
Согласование мер экспортного контроля представляет собой сложную задачу
даже в формате двусторонних отношений, причём как с точки зрения вводимых
ограничений, так и с точки зрения производственной кооперации. Компании, ко-
торые десятилетиями вкладывают значительные средства в НИОКР, в редких слу-
чаях будут готовы сразу делиться наработками и сотрудничать. Для многосто-
ронних форматов трудности кратно увеличиваются.
Неясно, насколько согласованный или частично согласованный подход к экс-
портному контролю стабилизирует ГЦСС, а насколько - разбалансирует, созда-
вая дополнительные неожиданные препятствия для поставок технологически
сложных товаров, сборка которых требует многократного перемещения через
государственные границы комплектующих и материалов. Например, если по-
смотреть на расположение заводов, выпускающих полупроводниковые пла-
стины, то на январь 2022 г. американские фирмы управляли 11 фабриками, рас-
положенными в КНР. У южнокорейских фирм, в том числе у «Самсунга»
(Samsung) и «Эс-кей Хайникс» (SK Hynix), также было 11 заводов в Китае. У тай-
ваньских производителей - 13 предприятий. Однако после объявления о новых
мерах экспортного контроля 7 октября 2022 г. многие из этих фабрик, принадле-
жащих зарубежным инвесторам или управляемых иностранцами, приостано-
вили свою деятельность, и через год картина может существенно отличаться от
нынешней [Benson E., Quitzon J., Reinsch W.A., 2023].
Для таких корпораций, как «Эппл», «Боинг», «Дженерал моторс», «Интел»,
«Куалкомм» (Apple, Boeing, GM, Intel, Qualcomm), Китай часто является крупней-
шим зарубежным рынком, вход на который занял у этих компаний многие годы.
Они хотят избежать репрессивных мер как американского, так и китайского пра-
вительства, и вынуждены подчиняться ограничениям, иногда в обмен на участие
в «гонке субсидий». Но о противоречивом отношении бизнеса к вопросам «разъ-
единения» свидетельствует, например, недавний опрос компании «Мак-Кинзи».
Он показал, что доля американских ТНК, считающих Китай одним из трёх основ-
ных направлений осуществления инвестиционной деятельности, снизилась с 77%
в 2010 г. до 45% в 2022 г. [Woetzel J., Ngai J., Seong J., Ellingrud K., Leung N., Le Deu
F., Smit S., Wang P., 2023]. Иными словами, «разъединение» идёт, но Китай давно
стал «центром глобального спроса», в котором компании крайне заинтересованы.
60
Чудинова К.О. «Антикитайский курс» и расширение кооперации США с союзниками в АТР
Chudinova, K.O. ‘Anti-Chinese’ Course and Expansion of US Cooperation with Allies in the Asia-Pacific
Этот вывод ещё в большей степени относится к фирмам из стран АТР, поскольку
для них, в силу географической близости, КНР зачастую является основным по-
ставщиком и крупнейшим рынком сбыта. В этих условиях нельзя говорить о мас-
штабном «разъединении» с КНР, скорее, оно будет происходить при контроле и
поддержке правительств в отраслях, обеспечивающих национальную безопас-
ность и конкурентоспособность.
Также пока неясны долгосрочные последствия начавшейся «гонки субсидий».
В рамках закона «О ЧИПС и науке» запланировано более 50 млрд долл. инвести-
ций на увеличение производственных мощностей на территории США. Респуб-
лика Корея объявила о значительном снижении налогов для компаний, выпуска-
ющих микросхемы. Япония, Индия и Европейский Союз также объявили о раз-
личных мерах поддержки производителей. КНР работает над повышением авто-
номности своих цепочек поставок в критически важных отраслях, увеличивает
субсидии на развитие приоритетных направлений и начинает вводить чувстви-
тельные контрмеры, например, против
«Майкрон текнолоджи» (Micron
Technology). В перспективе борьба за государственную поддержку на международ-
ном уровне может не укрепить, а ослабить отрасль и снизить конкурентоспособ-
ность американских предприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На формирование экономической политики США в возрастающей степени
воздействует необходимость решать задачи обеспечения национальной безопас-
ности и технологического суверенитета. Некоторые эксперты используют для
обозначения текущих сдвигов термин «техноиндустриализм» [Benson E., Quitzon
J., Reinsch W.A., 2022], или «технонационализм» [3].
Американская экономическая политика на современном этапе предполагает
частичное «разъединение» с экономикой КНР, введение выборочного жёсткого
контроля над трансфером технологий, масштабную поддержку производителей и
тесную координацию действий с союзниками, в особенности в АТР. Пока остаётся
неясным, насколько возможным окажется успешное и одновременное продвиже-
ние на этих направлениях, администрации предстоит найти баланс между новыми
правилами безопасности и соображениями экономической рациональности.
Для продвижения своей внешнеторговой политики в АТР США формируют
сеть двусторонних и многосторонних коалиций. Япония является активным участ-
ником большинства из них. Можно сказать, что американо-японское сотрудниче-
ство вышло на новый уровень, ключевым приоритетом для обеих сторон является
обеспечение экономической безопасности. Этот приоритет разделяют и другие со-
юзники США в регионе. Препятствием для активной кооперации может стать про-
текционистская политика США, а также большое число переговорных процессов,
поскольку разнообразие форм сотрудничества и договоров, традиционное для
АТР, будет скорее осложнять взаимодействие в стратегически уязвимых отраслях.
ИСТОЧНИКИ
1. Assessment of the Critical Supply Chains Supporting the U.S. Information and
Communications Technology Industry. Bureau of Industry and Security, US Depart-
ment of Commerce,
dex.php/documents/technology-evaluation/2939-22-1175-attachment-1-of-1-ict-sup-
ply-chain-assessment-report-v3-dhs-doc-signed-02-24-22/file (accessed 28.02.2023).
61
НА АКТУАЛЬНУЮ ТЕМУ / THE CURRENT DISCOURSE
2023; 12: 54-63 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
2. 2023 Trade Policy Agenda and 2022 Annual Report. United States Trade Repre-
sentative,
02/2023%20Trade%20Policy%20Agenda%20and%202022%20Annual%20Re-
port%20FINAL%20(1).pdf (accessed 28.03.2023)
3. Bateman, J. U.S.-China Technological “Decoupling”: A Strategy and Policy
Framework. Carnegie Endowment for International Peace, 25.04.2022. Available at:
strategy-and-policy-framework-pub-86897 (accessed 15.05.2022).
4. Burton, J. The United States Geological Survey. U.S. Department of the Interior,
logical-survey-releases-2022-list-critical-minerals (accessed 20.03.2022).
5. Remarks by National Security Advisor Jake Sullivan on Renewing American Eco-
nomic Leadership at the Brookings Institution. The White House, 27.04.2023. Available
marks-by-national-security-advisor-jake-sullivan-on-renewing-american-economic-
leadership-at-the-brookings-institution/ (accessed 30.04.2023).
6. Agreement Between the Government of Japan and the Government of the United
States of America on Strengthening Critical Minerals Supply Chains. Office of the
us/policy-offices/press-office/press-releases/2023/march/united-states-and-japan-
sign-critical-minerals-agreement (accessed 10.05.2023).
7. United States and Japan Launch Task Force to Promote Human Rights and Inter-
national Labor Standards in Supply Chains. Office of United States Trade Representa-
tive,
fice/press-releases/2023/january/united-states-and-japan-launch-task-force-pro-
mote-human-rights-and-international-labor-standards (accessed 15.02.2023).
8. Tanaka, M. U.S. import ban over China's forced labor in Xinjiang takes effect. The
Kyodo
News,
22.06.2022.
Available
at:
donews.net/news/2022/06/e9211720e63d-us-import-ban-over-chinas-forced-labor-
in-xinjiang-takes-effect.html (accessed 30.04.2023).
9. Burke, S.E., Hughes, L., Huy, P.Q., Vekasi, K., Wu, Y.-H. Critical Minerals: Global
Supply Chains and Indo-Pacific Geopolitics. The National Bureau of Asian Research,
supply-chains-and-indo-pacific-geopolitics/ (accessed 20.01.2023).
10. 2023 Trade Policy Agenda and 2022 Annual Report. United States Trade Repre-
sentative,
02/2023%20Trade%20Policy%20Agenda%20and%202022%20Annual%20Report%20FI-
NAL%20(1).pdf (accessed 28.03.2023)
11. Fact Sheet: In Asia, President Biden and a Dozen Indo-Pacific Partners Launch
the Indo-Pacific Economic Framework for Prosperity. The White House. May 23, 2022.
Available
at:
leases/2022/05/23/fact-sheet-in-asia-president-biden-and-a-dozen-indo-pacific-part-
ners-launch-the-indo-pacific-economic-framework-for-prosperity/
(accessed
25.05.2022).
12. Hufbauer, G.C. Washington’s turn to neo-mercantilism. EastAsiaForum,
turn-to-neo-mercantilism/ (accessed 05.06.2023).
62
Чудинова К.О. «Антикитайский курс» и расширение кооперации США с союзниками в АТР
Chudinova, K.O. ‘Anti-Chinese’ Course and Expansion of US Cooperation with Allies in the Asia-Pacific
REFERENCES
Baldwin, R., Okubo, N. GVC journeys: Industrialisation and deindustrialisation in
the age of the second unbundling. Journal of the Japanese and International Economies, 2019,
52,
issue
C,
p.
53-67,
Available
at:
pers.repec.org/RePEc:eee:jjieco:v:52:y:2019:i:c:p:53-67. (accessed 28.03.2023)
Benson, E., Quitzon, J., Reinsch, W.A. Securing Semiconductor Supply Chains in the
Indo-Pacific Economic Framework for Prosperity. CSIS, 30.05.2023. Available at:
economic-framework-prosperity (Accessed 03.06.2023).
Global Semiconductor Sales, Units Shipped Reach All-Time Highs in 2021 as Indus-
try Ramps Up Production amid Shortage. Semiconductor Industry Association,
sales-units-shipped-reach-all-time-highs-in-2021-as-industry-ramps-up-production-
amid-shortage/ (accessed 15.03.2022).
Khan, S.M., Mann, A., Peterson, D. The Semiconductor Supply Chain: Assessing Na-
tional Competitiveness. Center for Security and Emerging Technology, January 2021. 98
chain/ (accessed 20.03.2022). DOI: 10.51593/20190016
Mineral commodity summaries 2022: U.S. Geological Survey. U.S. Geological Survey,
(accessed 20.01.2023).
Burkacky, О., Dragon, J., Lehmann, N. The semiconductor decade: A trillion-dollar
industry.
McKinsey
&
Company,
04.10.2022.
Available
at:
ductor-decade-a-trillion-dollar-industry-v3.pdf
Woetzel, J., Ngai, J., Seong, J., Ellingrud, K., Leung, N., Le Deu, F., Smit, S., Wang, P.
Multinational companies operating in China must reconfigure for opportunity and risk.
research/the-china-imperative-for-multinational-companies (accessed 22.04.2023).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
ЧУДИНОВА Ксения Олеговна, науч-
Ksenia O. CHUDINOVA, Researcher,
ный
сотрудник
Центра
Primakov National Research Institute of
cевероамериканских исследований,
World Economy and International Rela-
Национальный исследовательский
tions, Russian Academy of Sciences.
институт мировой экономики и меж-
23, Profsoyuznaya Str., Moscow 117997,
дународных отношений имени Е.М.
Russian Federation.
Примакова Российской академии
наук (ИМЭМО РАН).
Российская
Федерация,
117997
Москва, ул. Профсоюзная, 23.
Статья поступила в редакцию 05.07.2023 / Received 05.07.2023.
Поступила после рецензирования 19.07.2023 / Revised 19.07.2023.
Статья принята к публикации 21.07.2023 / Accepted 21.07.2023.
63