Лебедева Л.Ф. Вызовы и риски социальной защищенности населения США в третьем десятилетии
Lebedeva, L.F. Challenges and Risks of Social Security in US at the Beginning of the Third Decade
УДК 364.05, 364.1
JEL: F00
DOI: 10.31857/S2686673023020013
EDN: PADSPW
Вызовы и риски социальной защищенности
населения США в третьем десятилетии XXI века
Л.Ф. Лебедева
Институт США и Канады имени академика Г.А. Арбатова
Российской академии наук (ИСКРАН).
Российская Федерация, 121069, Москва, Хлебный переулок, д. 2/3.
Scopus Author ID: 56808936800
РИНЦ ID: 625626
ORCID: 0000-0002-4464-2916
e-mail: l.lebedeva@iskran.ru
Резюме: В начале третьего десятилетия XXI века президентская администрация
Джозефа Байдена оказалась перед новыми вызовами и рисками выполнения социальных
обещаний в условиях глобальных и внутренних трансформаций. Последствия пандемии,
бюджетных дефицитов, скачка инфляции в сочетании с нестабильной экономической
ситуацией усугубляются накопившимися проблемами функционирования системы соци-
ального обеспечения на фоне политического раскола в принятии мер по их решению.
Ключевые слова: социальная политика, федеральный бюджет, общественное мнение, США
Для цитирования: Лебедева Л.Ф. Вызовы и риски социальной защищенности насе-
ления США в третьем десятилетии. США & Канада: экономика, политика, культура.
2023; 53 (2): 5-17. DOI: 10.31857/S2686673023020013
EDN: PADSPW
Challenges and Risks of Social Security
in the US at the Beginning of the 2020s
Liudmila F. Lebedeva
Arbatov U.S. and Canada Institute Russian Academy of Sciences.
2/3, Khlebny pereulok, Moscow, 121069, Russian Federation.
Scopus Author ID: 56808936800
РИНЦ ID: 625626
ORCID: 0000-0002-4464-2916
e-mail: l.lebedeva@iskran.ru
Abstract: Protecting the social security of the American households has been in the pro-
cess of transformation, meeting more and more long-term challenges like demographic, finan-
cial; and facing new threats for well-being, like inflation. Though inflation doesn't dominate
Americans' worries as the most important problem facing the country, Polls show the growing
part of householders having problems with paying the bills; worrying a great deal about infla-
tion, the availability and affordability of energy etc. The proposed Budget of the U.S. Govern-
ment for Fiscal Year 2023 contains a wide-ranging list of government social spending initia-
tives, but the worries of Americans about the government regulation and social issues remain.
Keywords: social policy, public opinion, Budget of the U.S. Government
For citation: Lebedeva L.F. Challenges and Risks of Social Security in the US at the Be-
ginning of the 2020s. USA & Canada: Economics, Politics, Culture. 2023; 53(2): 5-17.
DOI: 10.31857/S2686673023020013
EDN: PADSPW
5
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2023; 2: 5-17
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ВВЕДЕНИЕ
Новые вызовы рубежа второго - третьего десятилетий XXI века, связанные с
эпидемиологической ситуацией, с увеличением востребованности государ-
ственной поддержки американских домохозяйств на фоне резко возросшего де-
фицита американского бюджета усиливаются инфляционной динамикой,
остающейся высокой волатильностью доходов, неопределённостью реализации
социальных планов действующей администрации.
Первые два года президентства Джозефа Байдена не приблизили страну к
решению стратегически значимых социальных задач в новых финансово-эко-
номических, геополитических условиях. Ноябрьские выборы в Конгресс 2022 г.,
когда республиканцам удалось получить в Палате представителей 222 места
против 213 у демократов; а в Сенате демократы получили 51 место (из 100), под-
твердили глубокий политический раскол, при котором законодательное утвер-
ждение мер социального характера остаётся проблематичным, впрочем, как и
обеспечение их устойчивой общественной поддержки. Неопределённость в
направлениях и скорости изменений в системе социальной поддержки населе-
ния сама по себе стала риском для стабильного обеспечения миллионов амери-
канских домохозяйств.
ПЕРЕД НОВЫМИ ВЫЗОВАМИ В СФЕРЕ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
В течение второй половины прошлого столетия гарантии поддержки насе-
ления, основанные на действующем законодательстве, носили в Соединённых
Штатах предсказуемый характер. На разных этапах развития американского
общества под влиянием социально-демографических тенденций, финансово-
экономической ситуации ставился вопрос о необходимости реформирования
государственной системы поддержки населения, основы которой были заложе-
ны в эпоху Ф. Рузвельта. В последующий период предпринимались попытки их
пересмотра, в том числе в годы республиканской администрации Р. Рейгана, как
в направлении оптимизации полномочий между разными уровнями власти, так
и условий предоставления государственной помощи нуждающимся. А в период
демократической администрации У. Клинтона был принят закон «О личной
ответственности и возможностях трудоустройства» (1996 г.), который ограничил
её получение для трудоспособных лиц. В этом же русле происходили изменения
социальных функций государства в период президентства Д. Трампа; нацелен-
ные на постепенный отход от спонсорства из бюджетных средств, пересмотр
6
Лебедева Л.Ф. Вызовы и риски социальной защищенности населения США в третьем десятилетии
Lebedeva, L.F. Challenges and Risks of Social Security in US at the Beginning of the Third Decade
приоритетов их распределения на фоне расширения использования рыночных
механизмов в социальной сфере.
Нарастающие демографические изменения, последствия глобального кризиса
конца первого десятилетия текущего века, проблемы доступности для ряда групп ра-
ботников социальных планов работодателей, безусловно, усилили обеспокоенность
американцев вопросами государственных выплат на страховой и бюджетной основе.
Продолжение ставших привычными и ожидаемыми - по истечении первых двух
лет борьбы с волнообразным распространением коронавирусной инфекции - массо-
вых выплат из бюджетных средств, отсрочки налоговых платежей, иных мер помощи,
носивших чрезвычайный характер, стало проблематичным. После масштабных бюд-
жетных расходов на эти цели в условиях пандемии и её последствий в 2020 г., общая
сумма государственных трансфертов населению в 2021-2022 гг. постепенно снижа-
лась с 5,9 млрд долл. (в годовом измерении) в I квартале 2021 г. до 3,9 млрд долл. в
IV квартале 2021 г. и 3,88 млрд долл. в I квартале 2022 г. [1]. В представленном прези-
дентом Джозефом Байденом бюджете правительства США на 2023 фин. г. [2] содер-
жатся предложения по общей сумме расходов в объёме 5,8 трлн долл.
В то же время в 2021-2022 гг. американцам пришлось столкнуться с почти за-
бытыми для них темпами инфляции, при том, что молодые поколения разве что
слышали о таких её значениях от старших.
Скачкообразные колебания в динамике реальных потребительских расходов
американцев наблюдаются с 2020 г. и по товарам, и по услугам, отражая многовек-
торное затяжное влияние внешних и внутренних трансформаций на жизнедея-
тельность домохозяйств, их решения, приоритеты, потребительские ориентиры.
Поквартальная динамика реальных потребительских расходов американцев
на рубеже второго-третьего десятилетий показывает широкий диапазон их ко-
лебаний, которые зафиксированы и после ослабления пандемии в период пре-
зидентской администрации Дж. Байдена в 2021-2022 гг. (табл. 1).
Таблица 1
Динамика реальных потребительских расходов:
процент изменения к предыдущему периоду
Период
Реальные потреби-
Реальные потреби-
Реальные потреби-
тельские расходы,
тельские расходы,
тельские расходы,
товары, %
услуги, %
всего, %
2019, I
1,3
0,3
0,6
квартал
2019, II
7,0
2,0
3,6
квартал
2019, III
4,9
2,4
3,2
квартал
7
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2023; 2: 5-17
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
2019, IV
1,8
1,7
1,7
квартал
2020, I
0,3
-10,0
-6,9
квартал
2020, II
-10,0
-42,4
-33,4
квартал
2020, III
49,5
37,5
41,4
квартал
2020, IV
-0,3
5,3
3,4
квартал
2021, I
27,4
3,9
11,4
квартал
2021, II
13,0
11,5
12,0
квартал
2021, III
-8,8
8,2
2,0
квартал
2021, IV
1,1
3,3
2,5
квартал
2022, I
-0,3
3,0
1,8
квартал
2022, II
-2,6
4,6
2,0
квартал
2022, III
-1,2
2,8
1,4
квартал
Percent Change From Preceding Period in Real Personal Consumption Expenditures by Major Type
of
Product.
BEA
2022.
Available
at:
https://apps.bea.gov/iTable/iTable.cfm?reqid=19&step=2#reqid=19&step=2&isuri=1&1922=survey
(accessed 10.12.2022).
С 2021 г. «пандемические» осложнения на потребительском рынке усугуб-
ляются инфляцией: по данным на январь 2022 г. рост цен на продовольствие
составил 6,3%, на бензин - 49,6% [3]. Однако и при снижении инфляции в по-
вестке остаются отложенные последствия «инфляционного шока», которые уси-
ливаются нестабильностью на мировых рынках продовольствия, энергоносите-
лей, сырья; нарушением функционирования производственных цепочек.
8
Лебедева Л.Ф. Вызовы и риски социальной защищенности населения США в третьем десятилетии
Lebedeva, L.F. Challenges and Risks of Social Security in US at the Beginning of the Third Decade
В начале 2022 г. в Соединённых Штатах инфляция составила 8,5%, в сравнении с
соседними Канадой (5,7%) и Мексикой (7,5%) [4]. Проблемы инфляции, обеща-
ния постепенного замедления роста цен постоянно присутствовали в выступле-
ниях Дж. Байдена [5]. Инфляционный эффект может иметь нарастающий
характер по своему влиянию на потребительское поведение, учитывая со-
храняющуюся неопределённость экономической ситуации в стране и на
мировых рынках.
Особо стоит учитывать восприятие американцами возвращения инфля-
ции в силу их энергоёмкого потребления, когда рост цен на бензин, отоп-
ление, другие виды энергии беспокоит их не в меньшей степени, чем подо-
рожание продуктов. В начале 2022 г., согласно опросам, около половины ре-
спондентов (47%) «в значительной степени» были обеспокоены стоимостью, до-
ступностью энергии. [6]. Это существенно превышает аналогичный показатель
2021 года (37%) и более чем вдвое превышает его значение в 2020 году.
Современная геополитическая ситуация, рост цен на энергоресурсы и их не-
стабильность актуализирует «расширенный подход к понятию общественных
благ, в соответствии с которым энергетическая безопасность рассматривается
как их разновидность» [Клинова М.В. 2022: 110]. Ситуация с реальным и ожи-
даемым ростом цен на энергоресурсы, их волатильностью имеет особое
значение для американцев в силу сложившихся элементов их потребления,
жизнедеятельности. Даже если бы в американских домохозяйствах захотели
снизить потребление энергии, отказавшись от высокомощных холодильни-
ков, кондиционеров, иных бытовых приборов; на приобретение и установ-
ку новых, менее энергоёмких, необходимы дополнительные средства. Кро-
ме того, определённые трудности при подобной замене, могут возникнуть в
многоквартирных домах с централизованными установками кондиционе-
ров, стирально-сушильных машин и т.п.
Увеличение цен на энергоносители в конечном счёте ведёт к повыше-
нию затрат на производство, транспортировку, установку, обслуживание,
хранение продукции. Для оценки влияния прогрессирующей и ожидаемой
инфляции на американские домохозяйства важно иметь также в виду различия
её эффектов по доходным, возрастным, иным группам населения [7]. Как пока-
зано в ряде исследований, в том числе Бюро трудовой статистики (Bureau of Labor
Statistics), низкодоходные домохозяйства в наибольшей степени подвержены
негативному влиянию инфляции; их потребительские корзины испытывают
более значительное её воздействие, чем в среднем.
Различия в эффектах инфляции выявляются свыше полувека. Ещё в конце 60-х
годов прошлого столетия отмечалось, что остаётся мало сомнений - именно «мало-
имущие в наибольшей степени страдают от инфляции» [8]. Уровень инфляции
имеет особое значение для низко- и среднедоходных групп населения в силу струк-
9
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2023; 2: 5-17
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
турных особенностей их потребления; когда на первоочередные нужды у этих
групп приходится более значительная часть потребительских расходов, чем у высо-
кодоходных домохозяйств. Низкодоходные домохозяйства тратят на первоочеред-
ные нужды 77% доходов - более чем в 2 раза больше, чем высокодоходные домохо-
зяйства (31%). Соответственно, у них остаётся меньше возможностей для замены
продуктов и услуг на менее дорогие; для изменения потребительского поведения с
учётом ценовой динамики. Близкое по значениям распределение было выявлено и
в результате опросов населения относительно расходования государственной по-
мощи в период пандемии [9], когда у 70% американцев с годовым уровнем дохода,
почти в 3 раза превышающем черту бедности, полученные государственные выпла-
ты предполагалось использовать на оплату первоочередных нужд.
В период второго года президентства Дж. Байдена снижение инфляции ста-
ло для его администрации одной из наиболее важных задач [10]. Уже в январе
2022 г. был зафиксирован самый высокий за последние 40 лет уровень инфля-
ции [11], с опережающим ростом цен на продовольствие, электричество, жилье.
В марте 2022 г. инфляция в годовом измерении достигла в США 8,5% - макси-
мального значения с декабря 1981 года [12]; на продукты питания - 8,8%, макси-
мального значения с мая 1981 года. В июле инфляция в США достигла 9,1%, а
в начале августа в Сенате начались обсуждения мер по сокращению инфля-
ции, которые предусматривали дополнительные расходы, а также повышение
налогов для крупных корпораций, поддерживаемое демократами.
Фактором усиления новых вызовов социальной защищённости населения стало
также снижение доступности социальных планов (работодателей) для работников в
условиях меняющейся ситуации на рынке труда, при том, что участие в таких пла-
нах и ранее было крайне неравномерным. Снижение безработицы в 2021-2022 гг.,
безусловно, способствовало ослаблению рисков неблагополучия домохозяйств. Вме-
сте с тем наблюдается длительное сокращение доли экономически активного насе-
ления [13], что объясняется не только влиянием пандемии со всеми её последствия-
ми; но также долгосрочными трендами, связанными со структурными особенно-
стями демографической динамики, воздействием научно-технологических сдвигов,
процессами цифровизации, и автоматически снижает участие населения в государ-
ственных и частных социальных планах [14]. Важное значение указанной тенден-
ции в контексте социальной защищённости населения обусловлено тем, что трудо-
вая активность, помимо текущего дохода, обеспечивает доступ к различным видам
государственного и частного социального страхования.
Особое значение для обеспечения доходов домохозяйств с середины прошлого
века приобрела система государственного пенсионного страхования, в рамках ко-
торой в 2022 г. пенсии получали 64,9 млн американцев (около пятой части населе-
ния страны) [15], включая как самих застрахованных работников, вышедших на
пенсию, так и их иждивенцев; а также потерявших кормильца, инвалидов.
10
Лебедева Л.Ф. Вызовы и риски социальной защищенности населения США в третьем десятилетии
Lebedeva, L.F. Challenges and Risks of Social Security in US at the Beginning of the Third Decade
В течение десятилетий гарантии поддержки доходов населения достигались в
Соединённых Штатах не только прямыми финансовыми выплатами из государ-
ственного бюджета, но и созданием системы государственного социального стра-
хования; укреплением правовой среды, стимулирующей личную ответственность
граждан за своё благополучие. Вплоть до начала текущего столетия доля государ-
ственных выплат из федерального бюджета (включая программы страхования) в
доходах американских домохозяйств не превышала 12%. Заметный рост данного
показателя (до 18%) был отмечен в период глобального кризиса конца первого
десятилетия и в период пандемии [16]. При этом основную часть государственных
выплат (за исключением периода чрезвычайной помощи в борьбе с пандемией
2020-2021 гг.) составляют трансферты в рамках страховых программ.
Выплаты по государственной пенсионной программе стали значимым фак-
тором снижения бедности, сглаживания наиболее острых форм неравенства,
расширения доступности первоочередных товаров и услуг - не только для лиц
пенсионного возраста, но также для представителей более молодых поколений,
в том числе тех, кто потерял кормильца, утратил трудоспособность.
Реализация государственной программы пенсионного страхования стала
ключевым фактором длительного и устойчивого сокращения бедности в стране.
К началу третьего десятилетия доля лиц с доходом ниже черты бедности среди
лиц 65 лет и старше составляла 9,0% (2020 г.); без государственных пенсий этот
показатель составил бы 37,8% (табл. 2).
Таблица № 2
Влияние государственной программы пенсионного обеспечения
на уровень бедности в начале третьего десятилетия
Возрастная группа
Доля лиц с дохо-
Доля лиц с до-
Число
лиц,
дом ниже черты
ходом
ниже
увеличивших
бедности,
без
черты бедности,
доходы выше
учёта
государ-
с учётом госу-
черты бедно-
ственной
про-
дарственной
сти за счёт вы-
граммы пенси-
программы пен-
плат по госу-
онного обеспече-
сионного обес-
дарственной
ния, %
печения, %
пенсионной
программе,
тыс. человек
Все возрастные группы
18,3
11,4
22 457
До 18 лет
17,4
16,1
977
18-64 года
13,2
10,4
5 383
65 лет и более
37,8
9,0
16 097
Social Security Lifts More People above the Poverty Line than Any Other Program, cbpp, April 19, 2022.
11
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2023; 2: 5-17
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Таким образом, в отсутствие государственных страховых пенсий число лиц
65 лет и старше, имеющих право на дополнительный гарантированный доход из
бюджетных средств, иные виды поддержки, увеличилось бы на 16 097 тыс. чело-
век, что создало бы существенную дополнительную нагрузку на расходную
часть федерального бюджета Соединённых Штатов. Выплаты в рамках рассмат-
риваемой программы - в силу её условий получают и взрослые лица до пенси-
онного возраста, и дети. В результате получения государственных пенсий
22,5 млн человек (по всем возрастным категориям) имеют доход выше черты
бедности. Однако финансовая устойчивость данной программы - в зоне риска
истощения ресурсов; с 2018 г. поступления превышают выплаты.
БЮДЖЕТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ НА 2023 фин. г.
Как было показано ранее, «осуществление социальной повестки президент-
ства Дж. Байдена сталкивается с бюджетными ограничениями, с проблематич-
ностью законодательного утверждения предложений действующей админи-
страции в силу политического раскола; усиливающего непредсказуемость при-
нятия долгосрочных решений, в том числе в социальной сфере» [Лебедева Л.Ф.
2022: 34].
В представленном президентом Дж. Байденом бюджете правительства США
на 2023 фин. г. содержатся предложения по расходам в объёме 5,8 трлн долл.
(табл. 3).
Таблица 3
Динамика доходов и расходов федерального бюджета США
Финансовые годы
Доходы,
Расходы, млн долл.
Профицит/
млн долл.
Дефицит, млн долл.
2000
2 025 191
1 788 950
236 241
2010
2 162 706
3 457 079
-1 294 373
2015
3 249 890
3 691 850
- 441 960
2016
3 267 965
3 852 615
- 584 650
2017
3 316 184
3 981 630
- 665 446
2018
3 329 907
4 109 045
- 779 138
2019
3 463 364
4 446 956
- 983 592
2020
3 421 164
6 553 603
-3 132 439
2021
4 047 112
6 822 449
-2 775 337
12
Лебедева Л.Ф. Вызовы и риски социальной защищенности населения США в третьем десятилетии
Lebedeva, L.F. Challenges and Risks of Social Security in US at the Beginning of the Third Decade
2022 оценка
4 436 626
5 851 576
-1 414 950
2023 оценка
4 638 192
5 792 048
-1 153 856
2024 оценка
4 874 415
6 075 220
-1 200 805
2025 оценка
5 076 327
6 406 034
-1 329 707
Budget of the United States Government, Fiscal Year
2023. Wash.,
2022. Available at:
https://www.whitehouse.gov/omb/budget/ (accessed 06.12.2022).
По представленным в проекте федерального бюджета на 2023 фин. г. оцен-
кам основным фактором снижения бюджетного дефицита на 2 трлн долл. в
сравнении с 2020 фин. г. и более чем на 200 млрд долл. в сравнении с 2022 фин.
г., должно стать сокращение расходов. В год следующих президентских выборов
(2024) дефицит федерального бюджета по прогнозу должен быть примерно в
2,5 раза меньше, чем в 2020 фин. г. [17]. При этом расходы на человеческие ре-
сурсы планируются в объёме 4 166 млрд долл., что почти на 150 млрд долл.
меньше, чем в 2022 фин. г. и более чем на 500 млрд долл. меньше, чем в
2021 фин. году.
Указанные бюджетные параметры были обозначены на фоне снижения ре-
ального ВВП (в % к предыдущему периоду) после увеличения в 2021 г. на 6,3% в
I квартале, на 6,7% во II квартале, на 2,3% в III и на 6,9% в IV кварталах; в 2022 г.
наблюдалось сокращение в I квартале на 1,6%, во II квартале на 0,9% [18].
В условиях неопределённости долгосрочных перспектив системы социаль-
ной защиты, охватывающей страховые программы и помощь из бюджетных
средств, в начале августа (8 августа) Сенат Соединённых Штатов проголосовал за
принятие законопроекта «О снижении инфляции» с объёмом расходов 430 млрд
долл. (51 голос за и 50 против, с учётом решающего голоса вице-президента).
Уже спустя неделю, 16 августа, закон был подписан президентом США Джозе-
фом Байденом. Согласно данному закону средства должны быть направлены на
развитие «зелёной» энергетики и здравоохранение.
ВОСПРИЯТИЕ АМЕРИКАНСКИМ ОБЩЕСТВОМ
НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ
Риски финансовой стабильности государственного социального страхования
и, соответственно, сохранения условий выплат; снижение (или прекращение
получения по истечении их срока) ставших ожидаемыми разовых пособий в
борьбе с пандемией и её последствиями; неопределённость выполнения соци-
альных обещаний демократической администрации на фоне «забытых» темпов
инфляции в полной мере нашли отражение в динамике общественного воспри-
ятия принимаемых мер в Соединённых Штатах, используемых регуляторов.
13
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2023; 2: 5-17
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
В меняющихся глобальных политической и экономической системах удовле-
творённость американцев правительственным регулированием упала в начале
2022 г. до 28% (с 36% в 2021 г. и 41% в 2020 г.) [19], став самой низкой с 2016 года.
В течение первых трёх месяцев 2022 г. доля респондентов, считающих важ-
ными проблемами в стране инфляцию, возросла более чем в 2 раза, состояние
экономики - почти в 2 раза (табл. 4).
Таблица 4
Наиболее важные проблемы в стране, I квартал 2022 г., % респондентов
Проблемы
Январь
Февраль
Март
Инфляция
8
10
17
Состояние экономики
6
11
11
Разрыв между богатством и бедностью
1
2
2
Недостаток денежных средств
2
1
1
Политика правительства
23
20
22
Расово-этнические отношения
5
4
5
Иммиграция
4
8
5
Коронавирус
20
13
3
Inflation dominates Americans economic concerns. March 1-18 Gallup survey. Available at:
https://news.gallup.com/poll/391220/inflation-dominates-americans-economic-concerns-march.aspx
(accessed 20.12.2022).
Обеспокоенность «в высокой степени» возродившейся инфляцией затронула
даже высокодоходные группы населения (58% респондентов). В исследовании
Института Гэллапа (Gallup) 2022 года доминирующим беспокойством среди аме-
риканцев выявлена инфляция: 83% респондентов обеспокоены инфляцией, в
том числе 59% «в значительной степени»; 83% - проблемами недоедания, без-
домности, в том числе 52% «в значительной степени». Близкие значения обеспо-
коенности отмечены относительно состояния экономики - 87% (58% «в значи-
тельной степени»); доступности энергосбережения - 77% (47% «в значительной
степени») [20]. Опросы 2022 г. подтверждают также возросшую обеспокоенность
американцев состоянием личных финансов - по тем же опросам 40% респонден-
тов были обеспокоены нехваткой средств на оплату обычных текущих счетов
(в 2021 г. - 32%); 52% - возможностью поддерживать привычный образ жизни
(45% в 2021 г.); 63% - недостатком средств для жизни на пенсии (58% в 2021 г.)
[21].
14
Лебедева Л.Ф. Вызовы и риски социальной защищенности населения США в третьем десятилетии
Lebedeva, L.F. Challenges and Risks of Social Security in US at the Beginning of the Third Decade
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ожидаемое с начала президентства Дж. Байдена принятие решений по мо-
дернизации национальной социально-экономической модели остаётся преиму-
щественно в неопределённом состоянии, а обозначенная действующей демокра-
тической администрацией траектория развития социальных планов, реализация
ключевых социальных инициатив, рассчитанных на перспективу, «желаемой».
Сложившиеся в начале третьего десятилетия для жизнедеятельности американ-
ских домохозяйств реалии актуализировали переосмысление всей системы госу-
дарственной защиты населения, включая как бюджетные выплаты, различные
виды поддержки малоимущих, обеспечение их жизненно значимыми услугами;
так и доступность социального страхования. Возрастающая, судя по опросам,
обеспокоенность американцев возможностью поддерживать привычный образ
жизни, а для значительной части и нехваткой средств на оплату текущих счетов,
требует принятия назревших решений. Но модернизация основ социальной мо-
дели Соединённых Штатов в условиях новых технологических, эпидемиологи-
ческих, экономических вызовов, её приближение к новым общественным по-
требностям остаётся задачей на предстоящие десятилетия.
ИСТОЧНИКИ
1.
Government Current Receipts and Expenditures. Available at:
https://apps.bea.gov/iTable/iTable.cfm?reqid=19&step=3&isuri=1&1921=survey&1
903=86 (accessed 10.12.2022).
2. Budget of the United States Government, Fiscal Year 2023. Wash., 2022. Availa-
ble at: https://www.whitehouse.gov/omb/budget/ (accessed 10.12.2022).
3. Consumer Price Index - December 2021. U.S. Bureau of Labor Statistics,
12.01.2022.
4. Inflation-rate. Available at: https://take-profit.org/en/statistics/inflation-
rate/united-states/ (accessed 12.12.2022).
5. Inflation jumps. Available at: https://sputniknews.com/20220210/us-inflation-
jumps-75-percent-hitting-40-year-high--1092914534.html (accessed 20.11.2022).
6.
Americans
energy
worries.
Available
at:
https://news.gallup.com/poll/391319/americans-energy-worries-surge.aspx
(ac-
cessed 20.11.2022).
7. Variation in the Inflation Experiences of Households. Federal Reserve, April 05,
2022.
Available
at:
https://www.federalreserve.gov/newsevents/speech/brainard20220405a.htm (ac-
cessed 28.11.2022).
8. Ibidem.
15
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2023; 2: 5-17
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
9. Half in U.S. Plan to Spend Relief Money on Bills, Essentials (2020). Gallup.
Available at: https://news.gallup.com/poll/308177/half-plan-spend-relief-money-
bills-essentials.aspx (accessed 20.11.2022).
10. The Federal Reserve and Inflation. March
21,
2022. Available at:
https://crsreports.congress.gov/product/pdf/IN/IN11868 (accessed 20.11.2022).
11.
US inflation
reached
highest
level.
Available
at:
https://www.theguardian.com/business/2022/feb/10/us-inflation-reached-highest-
level-40-years-january (accessed 20.11.2022).
12. United States inflation. Available at: https://tradingeconomics.com/united-
states/inflation-cpi (accessed 24.11.2022).
13. Employment Situation. December 2021. U.S. Bureau of Labor Statistics.
07.01.2022. 43 р.
14.
Social
Security
Administration.
Fast
facts.
Available
at:
https://www.ssa.gov/policy/docs/chartbooks/fast_facts/index.html
(accessed
12.12.2022).
15.
Social
Security
Administration.
Fast
facts.
Available
at:
https://www.ssa.gov/policy/docs/chartbooks/fast_facts/index.html
(accessed
10.12.2022).
16. National Income and Product Accounts Summary. BEA 2021. Available at:
https://apps.bea.gov/scb/2020/02- selected-nipa-tables.pdf (accessed 10.12.2022).
17. Budget of the United States Government, Fiscal Year 2023. Wash., 2022. Avail-
able at: https://www.whitehouse.gov/omb/budget/ (accessed 10.12.2022).
18.
Real
GDP.
Available
at:
https://apps.bea.gov/iTable/iTable.cfm?reqid=19&step=2#reqid=19&step=2&isuri=
1&1922=survey (accessed 12.12.2022).
19. Low Satisfaction With U.S. Gov't Regulation of Businesses. Available at:
https://news.gallup.com/poll/389519/low-satisfaction-gov-regulation-
businesses.aspx (accessed 10.12.2022).
20. Inflation Dominates Americans' Economic Concerns .2022. Available at:
https://news.gallup.com/poll/391220/inflation-dominates-americans-economic-
concerns-march.aspx (accessed 06.12.2022).
21.
American
financial
worries.
Available
at:
https://news.gallup.com/poll/392432/americans-financial-worries-tick-past-
year.aspx (accessed 06.12.2022).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Клинова М.В. 2022. Государство и энергетическая безопасность в мире и Ев-
ропе как общественное благо. Вопросы экономики.
№ 6. С. 110-125. DOI:
10.32609/0042-8736-2022-6-110-125
Лебедева Л.Ф. 2022. Социальная повестка Байдена. США & Канада: экономика,
политика, культура. №2. С. 24-35. DOI: 10.31857/S268667302202002X
16
Лебедева Л.Ф. Вызовы и риски социальной защищенности населения США в третьем десятилетии
Lebedeva, L.F. Challenges and Risks of Social Security in US at the Beginning of the Third Decade
REFERENCES
Klinova, M.V. 2022. Gosudarstvo i jenergeticheskaja bezopasnost' v mire i Evrope
kak obshhestvennoe blago [The state and energy security in the world and Europe as
a public good] (In Russ.). Voprosy Ekonomiki, № 6, pp. 110-125. DOI: 10.32609/0042-
8736-2022-6-110-125
Lebedeva, L.F. 2022. Social'naja povestka Bajdena [The Biden Administration’s So-
cial Agenda] (In Russ.). USA & Canada: economics, politics, culture, No. 2, pp. 24-35 (In
Russ.). DOI: 10.31857/S268667302202002X
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ /INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
ЛЕБЕДЕВА Людмила Фёдоровна,
Liudmila F. LEBEDEVA, Doctor of
доктор экономических наук, профес-
Sciences (Economics), Professor, honored
сор, заслуженный деятель науки РФ,
scientist of the Russian Federation, Chief
главный научный сотрудник Институ-
researcher, Arbatov U.S. and Canada In-
та США и Канады имени академика
stitute Russian Academy of Sciences.
Г.А. Арбатова Российской академии
2/3, Khlebny pereulok, Moscow,
наук (ИСКРАН).
121069, Russian Federation.
Российская Федерация,
121069
Москва, Хлебный пер.2/3.
Статья поступила в редакцию / Received 12.12.2022.
Статья поступила после рецензирования / Revised 25.12.2022.
Статья принята к публикации / Accepted 27.12.2022.
17