Гегелашвили Н.А. Политика Вашингтона в Закавказье на фоне новых геополитических реалий
Gegelashvili, N.A. Washington's Policy Amidst the New Geopolitical Realities in the Transcaucasus
УДК: 327-56
DOI: 10.31857/S2686673023020049
EDN: PAIMPN
Политика Вашингтона в Закавказье на фоне новых
геополитических реалий
Н.А. Гегелашвили
Институт США и Канады имени академика Г.А. Арбатова
Российской академии наук (ИСКРАН).
Российская Федерация, 121069, Москва, Хлебный переулок, д. 2/3.
Scopus Author ID: 57215842480 РИНЦ ID: 550594
ORCID: 0000-0003-2564-0031 e-mail: ngegel@hotmail.com
Резюме: В статье исследуется политика Вашингтона в отношении урегулирования
нагорнокарабахского кризиса и постконфликтного строительства. Выявлены причины
повышенного интереса как к самому Закавказью, так и к Армении - одной из стран ре-
гиона, значение которой сильно возросло для Соединённых Штатов в условиях жесто-
чайшего противостояния с Россией, являющейся её единственным союзником в регионе.
Именно Армения в случае её вовлечения в западную орбиту может изменить конфигу-
рацию всего региона, что способно резко ослабить позиции Москвы.
Даётся анализ текущей ситуации вокруг конфликта, а также крайне наступательной
и проактивной политики как самого Вашингтона, являющегося основным разработчи-
ком в его урегулировании, так и Европейского Союза - проводника политики США в
Нагорном Карабахе, которая осуществляется в рамках «нерушимого» «Трансатлантиче-
ского партнёрства». Отмечается преемственность политики Вашингтона в регионе, ко-
торая проявляется при реализации его политики в отношении Армении, особенно в кон-
тексте постконфликтного урегулирования.
Ключевые слова: политика США, политика ЕС, Армения, нагорнокарабахский кон-
фликт, Закавказье
Для цитирования: Гегелашвили Н.А. Политика Вашингтона в Закавказье на фоне
новых геополитических реалий. США & Канада: экономика, политика, культура. 2023;
53 (2): 49-64. DOI: 10.31857/S2686673023020049
PAIMPN
Washington's Policy Amidst the New Geopolitical Realities
in the Transcaucasus
Nana A. Gegelashvili
Arbatov U.S. and Canada Institute, Russian Academy of Sciences.
2/3, Khlebny pereulok, Moscow, 121069, Russian Federation.
Scopus Author ID: 57215842480
РИНЦ ID: 550594
ORCID: 0000-0003-2564-0031
E-mail: ngegel@hotmail.com
Abstract: The article examines the current policy of Washington regarding the problem of
conflict settlement in Nagorno-Karabakh as well as its post-conflict building.
49
ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS
2023; 2: 49-64
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
The U.S. interest towards the region of the Transcaucasus in general and Armenia, in particu-
lar which is the only Russian ally in the region against the backdrop of the Russian-American
aggravation due to the crisis in Ukraine has been recently increased. The truth is that Armenia is a
country capable of changing the configuration of the entire region in case it links to Western
sphere of influence that can drastically weaken Moscow's position there.
The article contains an analysis of the current situation around the conflict as well as the
extremely offensive and proactive policy of Washington itself, which is the main shaper in
resolving the conflict, as well as the EU, the conductor of US policy in Nagorno-Karabakh,
both acting within the framework of the "indestructible" "Transatlantic Partnership".
The author notes the consistency of Washington's policy in this region, which reflected in
its implementation in the region, especially in the context of the settlement of the Nagorno-
Karabakh conflict.
Meanwhile, Washington's desire to become the main mediator of the conflict will depend
not only on the success of its policy in the region, but also on the position of regional players in
the context of the increasing importance of the factor of regionalism.
Keywords: US policy, EU policy, Armenia, Nagorno-Karabakh conflict, Transcaucasus
For citation: Gegelashvili N.A. Washington's Policy Amidst the New Geopolitical Reali-
ties in the Transcaucasus. USA & Canada: Economics, Politics, Culture. 2023; 53(2): 49-64.
DOI: 10.31857/S2686673023020049
EDN: PAIMPN
ВВЕДЕНИЕ
Ситуация, с которой столкнулся Вашингтон в условиях усиливающейся
конфронтации и хаоса в мире, не могла не сказаться на сокращении удельного
веса и значении Соединённых Штатов на великой шахматной доске. Сомнения
относительно способности США к сохранению доминирования в мире, когда
Вашингтон столкнулся с необходимостью решения крайне серьёзной задачи -
возвратить былую славу и величие, стали для него кошмарным сном.
В этих условиях ключевой задачей Вашингтона, вовлечённого в стратегиче-
ское соперничество за формирование будущего миропорядка, становится «обес-
печение потребности в американском лидерстве во всём мире как никогда ранее»
[1]. К числу остальных задач, стоящих перед Вашингтоном, можно отнести: опре-
деление той роли, которую будут играть союзники США, радикальное пере-
устройство международных организаций и, наконец, пути и способы взаимодей-
ствия с его главным геополитическим соперником - Пекином, имеющим намере-
ние изменить международный порядок и обладающим экономической, диплома-
тической, военной и технологической мощью для достижения этой цели.
Таким образом, запрос на необходимость серьёзных перемен стал более чем
очевидным. От решимости США дать старт этому процессу и определить вектор
дальнейшего развития будет зависеть не только успех Вашингтона, но и буду-
щее всей страны.
События, развернувшиеся в связи с украинским кризисом, сделали Украину
ключевым приоритетом США на постсоветском пространстве. Отсюда, в соот-
50
Гегелашвили Н.А. Политика Вашингтона в Закавказье на фоне новых геополитических реалий
Gegelashvili, N.A. Washington's Policy Amidst the New Geopolitical Realities in the Transcaucasus
ветствии со Стратегией национальной безопасности США (2022 г.), существует
необходимость, «поддерживая Украину, также работать над повышением ста-
бильности и жизнестойкости других демократий и поддерживать европейские
устремления Грузии и Молдавии и их приверженность важным институцио-
нальным реформам». США также будут «поддерживать дипломатические уси-
лия по урегулированию конфликта в Закавказье» [1]. Таким образом, намерение
Вашингтона укрепить свои позиции в регионе является непреложным фактом.
ПОЗИЦИЯ США В ОТНОШЕНИИ ЗАКАВКАЗЬЯ
Интерес США к региону Закавказья, тесно связанному с Ближним Востоком
и Центральной Азией и имеющему выход к Чёрному и Каспийскому морям,
объясняется, прежде всего, его выгодным геополитическим положением, что
имеет большое значение для национальных интересов Вашингтона. Намерение
США вытеснить Россию с постсоветского пространства, и в первую очередь из
Закавказья, обусловлено также его близостью к Северному Кавказу, что имеет
огромное значение для жизненно важных интересов РФ, определяющих нацио-
нальную безопасность страны.
Интерес Соединённых Штатов к Закавказью связан и с его военно-поли-
тической и логистической составляющей, создающей условия для новых рынков
американского сжиженного газа, а также альтернативных поставщиков энергоре-
сурсов в Европу в целях снижения зависимости стран ЕС от поставок из России.
С начала специальной военной операции России (24 февраля 2022 г.) на
фоне крайнего обострения российско-американских отношений Закавказье ста-
ло приобретать всё большее значение во внешней политике США.
Из трёх стран региона в настоящее время лишь одна Грузия рассматривается
США и НАТО как «самый надёжный стратегический партнёр» в Закавказье, а её
внешнеполитический курс, направленный на интеграцию с ЕС и НАТО, обеспе-
чивает беспрецедентное двустороннее сотрудничество на всех уровнях. И не-
смотря на долгое ожидание Тбилиси получить членство в НАТО, Грузия, похо-
же, вплоть до сегодняшнего дня сохраняет стойкий интерес к вступлению в аль-
янс. США же, со своей стороны, продолжают заявлять об оказании ими «непо-
колебимой поддержки» территориальной целостности и суверенитета этой
страны, чтобы обеспечить ей возможность защитить себя и свои территории и
придерживаться курса реформ для «укрепления демократии», их солидарности
с Тбилиси, продолжающим «противостоять российской агрессии». При таком
положении дел Вашингтон продолжит укреплять свои позиции в Закавказье, и
прежде всего в Грузии, являющейся «бесценным союзником США в регионе».
Ещё одна страна Закавказья - Азербайджан, владеющий значительным запа-
сом энергоресурсов и являющийся нерушимым партнёром Турции, рассматри-
вается Вашингтоном как самый влиятельный игрок в регионе. США рассматри-
вают Баку не только как поставщика углеводородного сырья для стран ЕС, но и
51
ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS
2023; 2: 49-64
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
как транзит для американского сжиженного сланцевого газа (СПГ) по трубопро-
водам, идущим в обход России.
Поэтому в нынешней ситуации Баку становится для Вашингтона важной
энергетической альтернативой, роль которой будет неуклонно возрастать на
фоне беспрецедентной конфронтации с Россией. Однако основной фокус вни-
мания США в отношении Азербайджана всё же направлен на ту роль, которая
отводится Вашингтоном всему Черноморско-Каспийский региону, а также на
связанные с Баку крупнейшие энергетические проекты, могущие со временем
стать и логистическими центрами глобального значения, в которые вовлечены
также Грузия и Турция. К тому же всемерная поддержка Баку со стороны Анка-
ры, позиции которой укрепляются в геометрической прогрессии как на регио-
нальном, так и на глобальном уровне, в значительной степени сказывается на
капитализации Турции, что не могут не осознавать США.
Хотя географическое положение Армении не является таким же благопри-
ятным, как Грузии или Азербайджана, эта страна, относящаяся к региону Закав-
казья, в настоящее время всё ещё является единственной союзницей России. Та-
ким образом, роль и значение Армении, способной изменить конфигурацию
всего региона в случае её дрейфа в сторону Запада, стали приобретать огром-
ную важность для стратегических интересов США, особенно сегодня, на фоне
беспрецедентного противостояния между США и Россией, что свело бы на нет
влияние Москвы в регионе.
Представляется, что Вашингтон, укрепляя свои позиции в Грузии и Азер-
байджане, являющихся его стратегическими партнёрами, может воспользоваться
временным ослаблением позиций России в регионе, что связано, прежде всего, с
кризисом на Украине, и создать все возможные условия, чтобы способствовать
сближению США с Арменией.
Вот почему главной задачей Вашингтона становится срочное урегулирова-
ние ситуации в зоне нагорнокарабахского конфликта и его постконфликтное
строительство - камень преткновения на пути развития этого региона - для
полного вовлечения третьей страны Закавказья - Армении в западную орбиту.
ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ
В условиях наметившегося сдвига Еревана в сторону Запада, связанного с
вступлением Никола Пашиняна на пост премьер-министра Армении, а также с
пролонгацией урегулирования конфликта, вызывающей крайнее недовольство
не только у Азербайджана, но уже и у самой Армении, политика США в отно-
шении этой страны в целом и ситуации в зоне конфликта в частности стала пре-
терпевать значительные изменения. Это отчасти и способствовало началу вто-
рой карабахской войны, когда Анкара при молчаливой поддержке Вашингтона
выступила на стороне «братского» ей Баку и одержала в ней решающую победу.
52
Гегелашвили Н.А. Политика Вашингтона в Закавказье на фоне новых геополитических реалий
Gegelashvili, N.A. Washington's Policy Amidst the New Geopolitical Realities in the Transcaucasus
По итогам событий, развернувшихся вокруг Нагорного Карабаха в ноябре
2020 г., семь районов вокруг НКАО вернулись под юрисдикцию Баку (город
Шуша, а также сёла Гадрутского, Мартунинского и Мардакертского районов).
Помимо этого, Ереван потерял контроль над двумя коридорами, связывающими
Армению и непризнанную НКР (Лачинским и Кельбаджарским), а Анкара стала
одним из ключевых игроков, способных определять будущий вектор региональ-
ной безопасности.
26 октября 2021 г. президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, находясь с рабо-
чим визитом в Баку, заявил, что «для Турции не останется препятствий для нор-
мализации отношений с Арменией, если она решит свои проблемы с Азербай-
джаном», и призвал обе стороны «сделать это как можно быстрее» [2]. Без выпол-
нения этого условия нормализации отношений Турции с Арменией не будет, что
наглядно свидетельствует о намерении Турции и Азербайджана как можно быст-
рее «закрыть» все вопросы, связанные с урегулированием конфликта.
Вопрос о статусе Нагорного Карабаха, ставший яблоком раздора между Ар-
менией, считающей его нерешённым, и Турцией и Азербайджаном, полагаю-
щими, что «этой проблемы уже нет», по крайней мере, в настоящее время, стал
перемещаться на второй план. На передний же план стали выдвигаться вопросы
демаркации и делимитации границы с Азербайджаном, нормализация отноше-
ний Армении с Азербайджаном в условиях нового статус-кво, сформированного
по итогам этой войны.
Таким образом, осознав своё поражение во второй карабахской войне и оце-
нив всё могущество Турции, без вмешательства которой победа Азербайджана
была бы просто немыслимой, Ереван не мог не признать очевидность того фак-
та, что пересмотр итогов этой войны маловероятен. Вот почему в своём обраще-
нии к парламенту страны 17 апреля 2022 г. премьер-министр Н. Пашинян за-
явил о необходимости «опустить планку в вопросе статуса Карабаха» и «подпи-
сать соглашение о мире с Баку» [3]. Главным же образом на смену позиции Ере-
вана в отношении урегулирования конфликта повлияла беспрецедентная акти-
визация политики США и ЕС, сулящая Армении широкие перспективы на пути
её дальнейшего развития в случае сдвига в западном направлении.
Основной целью политики США в отношении Армении является достиже-
ние тесной интеграции этой страны с двумя другими государствами Закавка-
зья - Грузией и Азербайджаном, являющимися стратегическими партнёрами
США, и вовлечение её в орбиту Запада. При таком положении дел, реализуя
свою политику на армянском направлении, США действуют по двум трекам -
параллельно с ЕС, что отвечает ключевой задаче трансатлантических отноше-
ний, основанных на общих демократических ценностях, общих интересах и ис-
торических связях. «Европа была и будет оставаться основополагающим парт-
нёром в решении всего спектра глобальных проблем», и США будут «расши-
рять и углублять трансатлантические связи и всячески поддерживать своих ев-
ропейских союзников и партнёров» [1]. Турция, представляющая южный фланг
53
ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS
2023; 2: 49-64
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
НАТО и стремительно набирающая обороты как в этом регионе, так и на миро-
вой арене, становится архиважной для Вашингтона в контексте её политики в
Закавказье, продолжает иметь огромное значение для региональной стратегии
США, что объясняется и тем фактом, что Турция, в соответствии с международ-
ными конвенциями, контролирует проливы Босфор и Дарданеллы, соединяю-
щие Средиземное и Чёрное моря.
США - ГЛАВНЫЙ РАЗРАБОТЧИК
ПОСТКОНФЛИКТНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ
В течение последних нескольких лет, когда Вашингтон окончательно разо-
чаровался в эффективности работы Минской группы ОБСЕ, занимающейся
проблемой урегулирования нагорнокарабахского конфликта на протяжении
почти трёх десятилетий, США предприняли попытку урегулировать его само-
стоятельно.
Основным вопросом для Вашингтона на пути решения ситуации в Нагорном
Карабахе становится нормализация турецко-армянских отношений, необходимая
для открытия армяно-турецкой границы. Согласно логике Вашингтона, это
должно было прервать сухопутную блокаду Армении, осуществляемую Турцией
и Азербайджаном, и таким образом обеспечить Еревану выход во внешний мир.
Решение этой проблемы было важно и для самого Вашингтона с учётом реальной
перспективы, связанной с ухудшением его отношений с Ираном.
В реализации своей политики на армянском направлении Вашингтон не
списал со счетов и намерение установить тесные отношения с Республикой Ар-
цах, могущей стать основным препятствием в случае сдвига Армении в сторону
Запада. Такое положение дел было подкреплено и резолюциями, инициирован-
ными Конгрессом США: резолюция 573[4] Конгресса 115-го созыва, призываю-
щая администрацию Д. Трампа к выстраиванию более справедливых и долго-
срочных армяно-турецких отношений, а также резолюция 190 Конгресса 116-го
созыва [5], выражающая поддержку развитию отношений между США и Рес-
публикой Арцах (так после референдума
2017 г. называется Нагорно-
Карабахская Республика), которые свидетельствуют о стремлении Вашингтона
стать главным модератором на пути решения ситуации в зоне конфликта. К то-
му же интерес Вашингтона к этой проблеме на тот момент был связан и с пред-
выборной кампанией в США Д. Трампа, стремящегося получить голоса много-
численной армянской диаспоры в колеблющихся штатах.
Попытка Вашингтона выступить посредником между Баку и Ереваном,
предпринятая осенью 2020 г. в самый разгар боевых действий в Нагорном Кара-
бахе, не увенчалась успехом: 10 ноября 2020 г. после подписания главами Арме-
нии, Азербайджана и России Заявления о прекращении боевых действий [6] ту-
да были введены российские миротворцы, обеспечивающие связь между Ерева-
54
Гегелашвили Н.А. Политика Вашингтона в Закавказье на фоне новых геополитических реалий
Gegelashvili, N.A. Washington's Policy Amidst the New Geopolitical Realities in the Transcaucasus
ном и Степанакертом. Это вынудило Вашингтон взять паузу в процессе урегу-
лирования ситуации.
Однако в контексте событий вокруг Украины и жесточайшего противостоя-
ния России с Западом возможность усилить свои позиции в Закавказье, и, в част-
ности, в Армении, стала возрастать. Всё это подтверждает неоспоримость того
факта, что этот регион был и продолжает оставаться важным приоритетом для
Соединённых Штатов.
Череда визитов американских чиновников первого эшелона в Ереван являет-
ся ещё одним свидетельством беспрецедентной активизации США в вопросе
скорейшего урегулирования ситуации в зоне конфликта. Для большей убеди-
тельности следует отметить, что только в 2022 г. Ереван посетили старший со-
ветник США по переговорам на Кавказе Филип Рикер (8-10 сентября) [7]; ди-
ректор ЦРУ Уильям Бёрнс (15 июля) [8]; спикер Палаты представителей Кон-
гресса США Нэнси Пелоси (17-19 сентября) [9]. Показательно, что все состояв-
шиеся визиты прорабатывались с особой тщательностью и включали в повестку
самые насущные проблемы, что позволяет говорить о большой эффективности
политики Вашингтона на выходе. Вектор развития процесса, направленного на
постконфликтное урегулирование и, прежде всего, на решение ключевых задач
(дальнейшая нормализация отношений между Арменией и Азербайджаном и
как результат - разработка проекта мирного договора между этими странами),
был определён с самого начала - отсюда и движение в правильную, с точки зре-
ния Вашингтона, сторону.
К числу важнейших визитов, осуществляемых США в рамках челночной ди-
пломатии, можно отнести рабочий визит министра иностранных дел Армении
Арарата Мирзояна в Вашингтон со 2 по 6 мая 2022 г., в ходе которого состоялись
встречи с госсекретарём США Энтони Блинкеном, директором Агентства США
по международному развитию (USAID) Самантой Пауэр, специальным помощ-
ником президента США Амандой Слот, а также с высокопоставленными пред-
ставителями Конгресса США. Центральным вопросом переговоров стал вопрос,
связанный с ускорением начала переговоров между Арменией и Азербайджа-
ном по всеобъемлющему мирному договору, а также другие вопросы, касающи-
еся реализации договорённостей о создании комиссии по демаркации и
безопасности границ. Было отмечено, что «США также всецело поддерживают
процесс нормализации отношений между Арменией и Турцией, запущенный
Анкарой, и ценят конструктивные усилия Армении в этом процессе» [10].
17 октября 2022 г. в Ереван прибыла делегация американских конгрессменов,
возглавляемая председателем Комиссии по содействию демократии Палаты
представителей Конгресса США Дэвидом Прайсом. В состав американской деле-
гации вошли члены Палаты представителей Диана ДеГетт, Джим Купер и Энди
Левин. Состоялись переговоры с премьер-министром Армении Николом Паши-
няном. Показательно, что с учётом уже намеченных Вашингтоном ключевых
вопросов, связанных с урегулированием ситуации в зоне конфликта, их круг
55
ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS
2023; 2: 49-64
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
практически не меняется - Вашингтон бьёт по цели с намерением довести дело
до конца и только по достижении результата переходит к решению других за-
дач. И на этой встрече обсуждались вопросы, непосредственно связанные с уре-
гулированием нагорнокарабахского конфликта и с военным сотрудничеством,
где, на взгляд американских законодателей, Вашингтон «мог бы играть боль-
шую роль в сфере безопасности не только в Армении, но и в Нагорном Караба-
хе - Арцахе, так как Еревану будет выгодно стать частью ЕС и иметь тесные кон-
такты с НАТО» [11]. Показательно, что по итогам визита Н. Пашинян сделал за-
явление о том, что «интенсивные армяно-американские контакты способствуют
поступательному развитию стратегического диалога между двумя странами»,
особо отметив «важность взаимодействия в вопросе последовательного проведе-
ния демократических реформ» [11].
Между двумя странами активно ведутся интенсивные телефонные перего-
воры. Так, в ходе телефонного разговора с премьер-министром Армении Н. Па-
шиняном, состоявшегося 16 сентября 2022 г., госсекретарь США Э. Блинкен
предложил Армении «помощь в вопросе делимитации и демаркации армяно-
азербайджанской границы» и призвал «к прогрессу в развитии региональных
связей в области транспорта и коммуникаций» [12].
В рамках решения ситуации вокруг конфликта Вашингтон придаёт не менее
важное значение и трёхсторонним встречам между США, Арменией и Азербай-
джаном.
20 сентября 2022 г. по инициативе Э. Блинкена прошли переговоры мини-
стров иностранных дел Армении и Азербайджана А. Мирзояна и Д. Байрамова,
а также состоялась встреча главы армянского МИД со старшим советником
США по переговорам на Кавказе Ф. Рикером на полях ежегодной сессии Гене-
ральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, на которой было заявлено о «готовности
Вашингтона сделать всё возможное для урегулирования разногласий между
этими странами» [13].
Дальше - больше. В телефонном разговоре между Э. Блинкеном и главами
МИД Армении и Азербайджана, состоявшемся 4 октября 2022 г., обсуждался не
столько вопрос о разработке мирного договора между Арменией и Азербайджа-
ном, сколько о создании дискуссионного механизма между Степанакертом и
Баку, что стало огромным прорывом на пути реализации политики США вокруг
ситуации в Нагорном Карабахе.
Наконец, 7 ноября 2022 г. в Вашингтоне состоялась трёхсторонняя встреча, в
которой приняли участие главы внешнеполитических ведомств Армении и Азер-
байджана. Американскую сторону представляли заместитель госсекретаря Эрика
Олсон и старший советник по переговорам на Кавказе Филип Рикер. В ходе
встречи было принято решение ускорить переговоры по мирному договору меж-
ду Арменией и Азербайджаном. Министры иностранных дел этих стран посетили
и Блэр-Хаус (Blair House) - президентскую резиденцию для встречи лидеров ино-
странных государств, находящуюся в Вашингтоне, где 8 ноября состоялись их
56
Гегелашвили Н.А. Политика Вашингтона в Закавказье на фоне новых геополитических реалий
Gegelashvili, N.A. Washington's Policy Amidst the New Geopolitical Realities in the Transcaucasus
совместные переговоры с госсекретарем Э. Блинкеном, в ходе которых он заявил,
что «две страны предпринимают "смелые шаги" для достижения мира» [14].
Таким образом, Вашингтон стремится, прежде всего, к установлению прямых
переговоров между конфликтующими сторонами, что подтверждается и заявле-
нием, сделанным официальным представителем Госдепартамента Недом Прай-
сом о том, что «главным приоритетом для США на этом направлении останутся
армяно-азербайджанские мирные переговоры, а Армении и Азербайджану сто-
ит самим взяться за определение своей судьбы» [15]. Похоже, что коллективный
Запад пытается сделать всё, чтобы стать единственным инициатором и медиато-
ром по мирному договору, заключение которого является главной задачей на
пути к урегулированию конфликта.
ЕС - ПРОВОДНИК ПОЛИТИКИ США В АРМЕНИИ
С конца 2020 г. политический курс ЕС в отношении Нагорного Карабаха
смещается от абстрактных деклараций, которые, согласно логике Брюсселя,
должны были изменить позицию конфликтующих сторон, в направлении более
наступательного и конкретного. Об этом свидетельствует сделанное 18 декабря
2020 г. верховным представителем Союза по иностранным делам и политике
безопасности ЕС Жозепом Боррелем заявление, в котором он выразил «заинте-
ресованность Брюсселя в установлении прочного мира в Карабахе» и сообщил
«о готовности использовать собственные инструменты миростроительства и вос-
становления в зоне конфликта, чтобы поддержать этот процесс» [16].
Главным элементом реализации политики ЕС в отношении постконфликт-
ного строительства становятся, как и в случае с США, переговоры между Арме-
нией и Азербайджаном, но только с участием ЕС, что подтверждает действия
Вашингтона и Брюсселя, осуществляемые в едином порыве.
Первая трёхсторонняя встреча с участием премьер-министра Армении Ни-
кола Пашиняна и президента Азербайджана Ильхама Алиева при посредниче-
стве председателя Евросовета Шарля Мишеля (далее эти переговоры станут
называть «брюссельским форматом») состоялась 14 декабря 2021 г. [17]. Сразу же
после этого ЕС стал позиционировать себя как главный модератор в армяно-
азербайджанском конфликте. Только в 2022 г. были проведены три трёхсторон-
них переговорных раунда в Брюсселе - 6 апреля [18], 22 мая [19] и 31 августа [20].
По словам инициатора переговоров в трёхстороннем формате Ш. Мишеля, «об-
суждения были продуктивными и позволили зафиксировать ощутимый про-
гресс» [20]. Несмотря на то, что «в Армении пока полностью не готовы к миру и
восстановлению отношений с Азербайджаном, всё же очевидно, что это неиз-
бежный процесс. Важно привлечь к нему население обеих стран и подготовить
его к долгосрочному устойчивому миру» [20], - заявил Ш. Мишель по итогам
переговоров в Брюсселе.
57
ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS
2023; 2: 49-64
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Обращает на себя особое внимание то, что в рамках брюссельского формата
6 апреля 2022 г. [18] было принято решение о создании Комиссии по делимита-
ции и демаркации государственной границы между Азербайджаном и Армени-
ей, что призвано обеспечить запуск процесса мирных переговоров путём созда-
ния рабочей комиссии. Это стало одним из серьёзных прорывов в переговорах,
состоявшихся в этом формате. Однако главным достижением ЕС на этом
направлении стал итог многосторонних переговоров премьер-министров Арме-
нии и Азербайджана с президентом Турции Р.Т. Эрдоганом при участии пред-
седателя Евросовета Ш. Мишеля и президента Франции Э. Макрона, состояв-
шихся 6 октября 2022 г. в Праге на полях саммита Европейского политического
сообщества [21]. Показательно, что там же впервые состоялась очная встреча
премьер-министра Армении с президентом Турции - глав государств, диплома-
тические отношения между которыми были разорваны Анкарой в знак соли-
дарности с Азербайджаном ещё в период первой карабахской войны.
Заявление, принятое по итогам четырёхсторонних переговоров, состоявших-
ся в Праге, стало очередной дипломатической победой ЕС. Во-первых, Азербай-
джан и Армения «подтвердили свою приверженность Уставу ООН и Алма-
Атинской декларации 1991 г., в соответствии с которыми обе страны признают
территориальную целостность и суверенитет друг друга» [21], что должно стать
базисом для работы комиссий по делимитации границы.
Во-вторых, Армения дала «согласие способствовать гражданской миссии ЕС
вдоль границы с Азербайджаном. В свою очередь азербайджанская сторона со-
гласилась сотрудничать с этой миссией ровно в той мере, в которой это её каса-
ется» [21]. Показательно, что решение направить в зону конфликта 40 наблюда-
телей из ЕС и ОБСЕ с целью мониторинга, анализа и отчётности о ситуации в
регионе, чтобы укрепить доверие и внести вклад в работу пограничных комис-
сий, было принято ЕС уже 17 октября, спустя лишь две недели после состояв-
шейся пражской встречи [22], несмотря на сложную, многоуровневую бюрокра-
тию Брюсселя. Причём, чтобы обеспечить быстрое развёртывание миссии ЕС,
было решено, что туда будут временно направлены наблюдатели из состава
Миссии наблюдателей Европейского Союза в Грузии (МНЕС в Грузии) (The
European Union Monitoring Mission in Georgia - EUMM Georgia), а сроки её действия
пока что ограничиваются двумя месяцами.
В-третьих, документ предусматривает разблокировку транспортных кори-
доров, что должно создать условия, прежде всего, для открытия перспективного
«Зангезурского коридора», призванного связать Азербайджан со своим экскла-
вом - Нахичеванью и далее с Турцией, и стать одним из важнейших логистиче-
ских направлений для трансрегиональных грузоперевозок.
Вопрос касательно определения статуса Карабаху не будет выдвигаться в ка-
честве предусловия. Таким образом, ЕС удалось добиться самого главного - вза-
имного признания территориальной целостности Азербайджана и Армении, а
также согласия на допуск миссии ЕС в приграничную зону.
58
Гегелашвили Н.А. Политика Вашингтона в Закавказье на фоне новых геополитических реалий
Gegelashvili, N.A. Washington's Policy Amidst the New Geopolitical Realities in the Transcaucasus
Несмотря на то, что в Армении пока полностью не готовы к миру и полному
восстановлению отношений с Азербайджаном, всё же очевидно, что это неиз-
бежный процесс. Тем не менее, Армения надеется, что размещение миссии ЕС
послужит сдерживающим фактором для Азербайджана, оказывающего давле-
ние на Ереван для подписания мирного договора. К тому же активизация пере-
говорного процесса по всему спектру проблем - мирный договор, коммуника-
ции и делимитация границы - призвана обеспечить более конструктивные пе-
реговоры.
Таким образом, реализуя свою политику на кавказском направлении, ЕС так
же, как и США, проводит челночную дипломатию и подобно США делегирует в
регион высокопоставленных чиновников и профессиональных экспертов, что
приносит, на взгляд как Вашингтона, так и Брюсселя, крайне положительные
результаты.
2 октября 2022 г. министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян в хо-
де своего рабочего визита в Женеву встретился со специальным представителем
ЕС по Южному Кавказу и кризису в Грузии Тойво Клааром. Центральным фо-
кусом переговоров стали те же вопросы, которые были заявлены сразу же после
окончания второй карабахской войны - урегулирование конфликта в Карабахе
и нормализация отношений с Азербайджаном [23].
Наконец, 10 октября 2022 г. Ереван посетили советник аппарата президента
Франции Изабель Дюмон и сопредседатель Минской группы ОБСЕ от Фран-
ции Брис Рокфей, где прошла их встреча с премьер-министром Армении
Н. Пашиняном [24]. В ходе встречи состоялся обмен мнениями по итогам че-
тырёхстороннего пражского саммита. Особое внимание было уделено разра-
ботке мирного договора между Арменией и Азербайджаном на основе Устава
ООН и Алма-Атинской декларации 1991 г., а также осуществлению работ по
демаркации границы и обеспечению деятельности гражданской миссии ЕС на
армяно-азербайджанской границе. Также были рассмотрены вопросы, касаю-
щиеся безопасности и защиты прав армян Нагорного Карабаха, создания меж-
дународного механизма переговоров между Степанакертом и Баку, который,
кстати, впервые обсуждался в упомянутом выше телефонном разговоре между
Э. Блинкеном и главами МИД Армении и Азербайджана 4 октября 2022 г., а
также вопрос о возвращении армянских военнопленных, содержащихся в
Азербайджане.
Таким образом, действуя в русле своей политики, направленной на вы-
теснение России из Закавказья, США, пользуясь вовлечённостью России на
украинском направлении в связи с проведением ею СВО, ведут себя в этом
регионе крайне активно. Не случайно, что в Стратегии национальной
безопасности США (2022 г.) особо отмечается тот факт, что Вашингтон «будет
продолжать поддерживать Украину в её стремлении дать отпор неприкры-
той агрессии России, чтобы сплотить весь мир и призвать Москву к ответу за
ту жестокость, которую она чинит на Украине» (We will continue to stand with
59
ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS
2023; 2: 49-64
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
the people of Ukraine as they fight back against Russia’s naked aggression. And we will
rally the world to hold Russia accountable for the atrocities they have unleashed across
Ukraine) [1: 26]
Вместе с тем нельзя не сказать и о том, что все заявления о карабахском уре-
гулировании ещё совсем недавно, до начала специальной военной операции,
были подписаны с участием Москвы и при её ведущей роли. Москве удалось
подписать четыре трёхсторонних заявления (Россия, Азербайджан и Армения) с
момента завершения второй карабахской войны. Первое заявление от 9 ноября
2020 г. [6] заканчивало военные действия и предлагало новый статус-кво, вто-
рое - от 11 января 2021 г. [25] предусматривало разблокирование транспортной
коммуникации и решение вопросов экономического характера, третье - от
26 ноября 2021 г. [26] отмечало сложность переговорных процессов и роль Рос-
сии в процессе демаркации и делимитации границ и, наконец, четвёртое - от
31 октября 2022 г. [27], ставшее прорывом на этом направлении, когда России, в
отличие от предыдущих миротворческих миссий в Приднестровье, в Абхазии и
Южной Осетии, удалось разместить миротворческие силы в Карабахе сроком на
пять лет, зафиксировав особую роль российских миротворцев, особенно с учё-
том реалий, возникших за последний год. Это скомпенсировало пассивное пове-
дение России, взявшей паузу в отношении своей политики на кавказском
направлении. Вместе с тем это же стало и ответом Западу со стороны Москвы за
его наступательную и проактивную политику в Закавказье, являющемся сферой
особых интересов России.
Тем не менее, Москве необходимо работать на опережение, быть инициато-
ром конструктивных предложений, нацеленных на урегулирование ситуации
вокруг конфликта, а главное - это найти столь необходимый баланс как с ос-
новными участниками конфликта - Азербайджаном и Арменией, так и с регио-
нальными партнёрами - Турцией и Ираном.
Вместе с тем нельзя не сказать и о том, что политика США в регионе с самого
начала сохранила свою преемственность. Вашингтон действовал и продолжает
действовать в этом регионе грамотно, выстраивая свои приоритеты на постсо-
ветском пространстве в целом и в Закавказье в частности в соответствии со свои-
ми целями и задачами. Поэтому реализация американской политики на Кавказе
касательно её эффективности пока что находится на стороне коллективного За-
пада. Как дальше будут развиваться события на этом направлении, покажет
время.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях жесточайшего противостояния между Россией и Западом, вы-
званного кризисом на Украине, в настоящее время наблюдается беспрецедент-
ная активизация политики коллективного Запада - США и ЕС - в отношении
урегулирования нагорнокарабахского конфликта. Проактивная политика
60
Гегелашвили Н.А. Политика Вашингтона в Закавказье на фоне новых геополитических реалий
Gegelashvili, N.A. Washington's Policy Amidst the New Geopolitical Realities in the Transcaucasus
США, направленная на скорейшее решение этой проблемы, осуществляется
параллельно с политикой ЕС, который действует в регионе при поддержке
США.
Главная цель Вашингтона в Закавказье в целом и в Армении в частности
направлена на вовлечение этого региона в орбиту Запада и отрыве его от России.
Между тем стремление коллективного Запада стать основным медиатором
конфликта будет зависеть не только от успеха реализации его политики в реги-
оне, но и от позиции региональных игроков в условиях роста и значения факто-
ра регионализма.
Тем не менее, интерес США к региону имеет последовательный и устойчи-
вый характер в силу его геополитического значения, что не оставляет никаких
сомнений в том, что активизация политики Вашингтона на этом направлении
будет заметно усиливаться.
ИСТОЧНИКИ
1. The National Security Strategy. October 2022. The White House. 12.10.2022.
Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-
Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf
(accessed
17.11.2022).
2. Эрдоган: Анкара готова к нормализации отношений с Ереваном,
если он решит проблемы с Баку. TASS.
26.11.2021. Available at:
https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12771895
(accessed
27.10.2022).
3. Ксения Мельникова. Повторение пройденного: в Армении протесты
набирают силу. Известия. 06.05.2022. Available at: https://iz.ru/1330711/kseniia-
melnikova/povtorenie-proidennogo-v-armenii-protesty-nabiraiut-silu
(accessed
03.11.2022).
4. H.Res.573 - Calling on the President to work toward equitable, constructive,
stable, and durable Armenian-Turkish relations based upon the two countries' com-
mon interests and the United States' significant security interests in the region.115th
Congress
(2017-2018).
Congress.Gov.
Available
at:
https://www.congress.gov/bill/115th-congress/house-resolution/573/
(accessed
05.11.2022).
5. H.Res.190 - Expressing the sense of the House of Representatives supporting vis-
its and communication between the United States and the Republic of Artsakh at all lev-
els of civil society and government.116th Congress (2019-2020). Congress.Gov. Available
at:
https://www.congress.gov/bill/116th-congress/house
resolu-
tion/190/text?q=%7B%22search%22%3A%5B%22Azerbaijan%22%5D%7D&r=1&s=1
(accessed 14.11.2022).
6. Заявление Президента Азербайджанской Республики, Премьер-министра
Республики Армения и Президента Российской Федерации. Президент России.
61
ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS
2023; 2: 49-64
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
10.11.2020. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/64384 (ac-
cessed 19.10.2022).
7. A new US co-chair of the OSCE Minsk Group has been appointed. What
does it mean? Jam News. 25.09.2022. Available at: https://jam-news.net/a-new-us-
co-chair-of-the-osce-minsk-group-has-been-appointed-what-it-means/ (accessed
27.10.2022).
8. CIA Director William Burns Visiting Armenia, Met with PM Pashinyan. Massis
Post. 15.07.2022. Available at: https://massispost.com/2022/07/cia-director-william-
burns-visiting-armenia/ (accessed 07.10.2022).
9. Visit to Armenia by Congressional Delegation Led by Speaker of the U.S.
House of Representatives Nancy Pelosi. U.S. Embassy in Armenia. 17.09.2022.
Available
at:
https://am.usembassy.gov/nancy-pelosi-visit/
(accessed
14.10.2022)
10. Meeting of the Foreign Minister of Armenia and the US Secretary of State. Min-
istry of Foreign Affairs of the Republic of Armenia.
02.05.2022. Available at:
https://www.mfa.am/en/press-releases/2022/05/02/fm_blinken/11430 (accessed
5.09.2022).
11. U.S. Congressional Delegation Led by House Democracy Partnership
Commission Chairman David Price Visits Armenia. U.S. Embassy in Armenia.
17.10.2022. Available at: https://am.usembassy.gov/david-price-visit/ (accessed
25.11.2022).
12. Secretary Blinken’s Call with Armenian Prime Minister Pashinyan. U.S. De-
partment in Armenia. 15.09.2022. Available at: https://am.usembassy.gov/blinken-call-
pashinyan-2-2// (accessed 17.10.2022).
13. Meeting of the Foreign Minister of Armenia, US Secretary of State and For-
eign Minister of Azerbaijan. Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Armenia.
20.09.2022.
Available
at:
https://www.mfa.am/en/press-
releases/2022/09/20/mirzoyan_blinken_bayramov/11621//
(accessed
25.10.2022).
14. Secretary Antony J. Blinken, Armenian Foreign Minister Ararat Mirzoyan, And
Azerbaijani Foreign Minister Jeyhun Bayramov Before Their Meeting. U.S. Department
of State. 07.11.2022. Available at: https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-
armenian-foreign-minister-ararat-mirzoyan-and-azerbaijani-foreign-minister-jeyhun-
bayramov-before-their-meeting/ (accessed 25.11.2022).
15. "Armenian-Azerbaijani peace negotiations will remain a priority for us". Ned
Price. Radar Armenia. 12.10.2022. Available at: https://radar.am/en/news/world-
2531117632 (accessed 23.10.2022).
16 EU-Azerbaijan Co-operation Council. European Council/ Council of the European
Union.
18.12.2020.
Available
at:
https://www.consilium.europa.eu/en/meetings/international-ministerial-
meetings/2020/12/18// (accessed 28.10.2022).
62
Гегелашвили Н.А. Политика Вашингтона в Закавказье на фоне новых геополитических реалий
Gegelashvili, N.A. Washington's Policy Amidst the New Geopolitical Realities in the Transcaucasus
17. Statement of President Charles Michel following the trilateral meeting with
President Ilham Aliyev and Prime Minister Nikol Pashinyan. European Council/
Council
of
the
European
Union.
14.12.2021.
Available
at:
https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-
releases/2021/12/14/statement-of-president-charles-michel-following-the-
trilateral-meeting-with-president-ilham-aliyev-and-prime-minister-nikol-
pashinyan// (accessed 24.10.2022).
18. The April 6 meeting of Pashinyan and Aliyev in Brussels: What next. The Ar-
menian
Weekly.
06.04.2222.
Available
at:
https://armenianweekly.com/2022/04/11/the-april-6-meeting-of-pashinyan-and-
aliyev-in-brussels-what-next// (accessed 05.09.2022).
19. On the 22 May Trilateral Meeting of the President of he European Council with
the President of Azerbaijan and the Prime Minister of Armenia. U.S. Mission to the
OSCE. 22.05.2022. Available at: https://osce.usmission.gov/on-the-22-may-trilateral-
meeting-of-the-president-of-the-european-council-with-president-azerbaijan-prime-
minister-of-armenia (accessed 15.10.2022).
20. / Press statement by President Charles Michel following the trilateral meeting
with President Aliyev of Azerbaijan and Prime Minister Pashinyan of Armenia. Euro-
pean Council/ Council of the European Union.
31.08.2022. Available at:
https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2022/08/31/press-
statement-by-president-charles-michel-following-the-trilateral-meeting-with-
president-aliyev-of-azerbaijan-and-prime-minister-pashinayn-of-armenia-31-august-
2022/ (accessed 15.09.2022).
21. Eurasia Daily Monitor. In Prague, Armenia and Azerbaijan Make a Critical
Move Toward Peace. The Jamestown Foundation.
7.10.2022. Available at:
https://jamestown.org/program/in-prague-armenia-and-azerbaijan-make-a-critical-
move-toward-peace/ (accessed 25.10.2022).
22. Armenia-Azerbaijan: EU sets up monitoring capacity along the international
borders. European Council/ Council of the European Union. 17.07.2022. Available at:
https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2022/10/17/armenia-
azerbaijan-eu-sets-up-monitoring-capacity-along-the-international-borders/ (accessed
27.10.2022).
23. Meeting of the Foreign Minister of Armenia and EU Special Representative.
Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Armenia.
02.10.2022. Available at:
https://www.mfa.am/en/press-releases/2022/10/02/Armenia_EU/11662/
(ac-
cessed 17.10.2022).
24. The Prime Minister received Isabel Dumont and Brice Roquefeuil. The Prime
Minister
of
the
Republic
of
Armenia.
10.10.2022.
Available
at:
https://www.primeminister.am/en/press-release/item/2022/10/10/Nikol-
Pashinyan-meeting-10-10/ (accessed 19.10.2022).
25. Заявления для прессы по итогам переговоров с Президентом Азер-
байджана Ильхамом Алиевым и Премьер-министром Армении Николом
63
ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS
2023; 2: 49-64
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Пашиняном.
Президент
России.
11.01.2021.
Available
at:
http://www.kremlin.ru/events/president/news/64880
(accessed
31.11.2022).
26. Заявления по итогам трёхсторонних переговоров лидеров России,
Азербайджана и Армении. Президент России.
26.11.2021. Available at:
http://www.kremlin.ru/events/president/news/67203
(accessed
29.10.2022).
27. Трёхсторонние переговоры с Президентом Азербайджана и Пре-
мьер-министром Армении. Президент России.
31.10.2022. Available at:
http://www.kremlin.ru/events/president/news/69729
(accessed
07.11.2022).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
ГЕГЕЛАШВИЛИ Нана Александров-
Nana A. GEGELASHVILI, Candidate of
на, кандидат политических наук, ве-
Sciences (Politics), Leading Researcher,
дущий научный сотрудник, Отдел
Arbatov U.S. and Canada Institute Rus-
внутриполитических
исследований
sian Academy of Sciences (ISKRAN).
Института США и Канады имени ака-
2/3 Khlebny pereulok, Moscow, 121069,
демика Г.А. Арбатова Российской ака-
Russian Federation.
демии наук (ИСКРАН).
Российская Федерация, 121069, Москва,
Хлебный переулок, д. 2/3.
Статья поступила в редакцию / Received 21.11.2022.
Статья поступила после рецензирования / Revised 3.12.2022.
Статья принята к публикации / Accepted 5.12.2022.
64