Белова Е.Д. Самые популярные в мире фильмы: есть ли альтернатива Голливуду?
Belova, E.D. Global Top Films: Is There an Alternative to Hollywood?
УДК: 791.43/.45
DOI: 10.31857/S2686673023020074
EDN: PARSHO
Самые популярные в мире фильмы:
есть ли альтернатива Голливуду?
Е.Д. Белова
Школа философии и культурологии
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4, стр. 1.
Researcher ID: R-2529-2016
РИНЦ ID: 778138
ORCID 0000-0002-3392-6067
belovaekaterinad@gmail.com
Резюме: Статья посвящена анализу крупнейших американских кинокомпаний на
местном и международном рынках, географии самых популярных в мире фильмов и
характеру их содержания. Сочетание статистического метода с контент-анализом через
призму теоретической рамки культурных и креативных индустрий определяет новизну и
актуальность работы.
Голливуд продолжает играть главную роль в сфере создания самых популярных
фильмов в мире. Анализ содержания кинокартин выявил «голливудский стандарт» в их
создании. Рубеж 2020-х годов оказывается переломным - впервые в истории, в противо-
вес сложившейся системе популярности в киноиндустрии, в число лидеров попадает
Китай. Несмотря на то что большая часть китайских фильмов обретает заметную в ми-
ровом масштабе популярность лишь за счёт местных кассовых сборов, а их сюжеты ча-
сто созданы в рамках «голливудского стандарта», значение этой страны в киноинду-
стрии имеет перспективы роста.
Ключевые слова: киноиндустрия, кассовые сборы, киноиндустрия США, Голливуд,
киноиндустрия Китая, культурные и креативные отрасли
Для цитирования: Белова Е.Д. Самые популярные в мире фильмы: есть ли альтер-
натива Голливуду? США & Канада: экономика, политика, культура. 2023; 53(2):101-
121. DOI: 10.31857/S2686673023020074
EDN: PARSHO
Global Top Films: Is There an Alternative to Hollywood?
Ekaterina D. Belova
HSE University,
21/4 str.1 Staraya Basmannaya Str., Moscow, 105066, Russian Federation.
ResearcherID R-2529-2016
РИНЦ ID: 778138
ORCID 0000-0002-3392-6067
belovaekaterinad@gmail.com
Abstract: The article is devoted to the analysis of the role of largest American film compa-
nies («majors») in the local and international box office markets. To the study of the geography
of most popular films in the world and its content character. The combination of the statistical
method with content analysis through the prism of the theoretical framework of cultural and
creative industries determines the novelty and relevance of the work.
101
КУЛЬТУРА / CULTURE
2023; 2: 101-121 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Hollywood continues to play a major role in the creation of the most popular films in the
world. Analysis of the content of films revealed the "Hollywood standard" in their creation.
The turning point was in 2020s. when for the first time in history China appears among the
leaders of the top global films. Despite the fact that most Chinese films gain world-wide popu-
larity only due to local box office, and their plots are often created within the framework of the
"Hollywood standard," the size of this country in the film industry has growth prospects.
Keywords: cinema industry, cinema market, film industry, film market, box office, cinema
industry of USA, Hollywood, cinema industry of China, cultural and creative industries
For citation: Belova E.D. Global top films: Is there an alternative to Hollywood? USA &
Canada: Economics, Politics, Culture. 2023; 53(2): 101-121.
DOI: 10.31857/S2686673023020074
EDN: PARSHO
ВВЕДЕНИЕ
Самые популярные в мире фильмы собирают миллиардные аудитории и
доходы. Кто производит эти фильмы? О чём они? Насколько тотален их охват
кинопроката? Статья посвящена компаниям-гигантам на рынке киноинду-
стрии, а также самым кассовым в мире фильмам (чаще всего их выпускают
именно крупнейшие американские кинокомпании, но тенденции меняются).
Лидирующую позицию в этом процессе занимают США. Существуют разные
исследования о роли американских фильмов, в частности, в российской науке
последних лет: например, статья младшего научного сотрудника ИМЭМО
У.З. Артамоновой, которая анализирует это через рассмотрение киноиндустрии
США как части публичной дипломатии [Артамонова У.З., 2020], работа канди-
дата исторических наук, научного сотрудника ИСКРАН В.М. Халилова, рас-
сматривающего влияние американских кинокартин на примере одного из по-
пулярных идеологически заряженных фильмов [Халилов В.М., 2020]. Доктор
социологических наук, ведущий научный сотрудник Академии медиаинду-
стрии М.И. Жабский изучает популярность фильмов с социологической точки
зрения: например, в одной из статей он рассматривает, как «развлекательное
насилие» в кино влияет на молодёжь [Жабский М.И., Тарасов К.А., 2018], в дру-
гой публикации - «анализирует исторический процесс формирования Голли-
вуда как индустриальной системы, его восхождение к вершине конкурентоспо-
собности» [Жабский М.И., 2022]. Среди иностранных научных работ по теме
выделю две ключевые для последнего десятилетия. Во-первых, монографию
профессора Королевского колледжа Лондона П. Макдоналда [Macdonald P.,
2013], посвящённую анализу голливудской «системы звёзд» - одной из харак-
терных особенностей функционирования киноиндустрии как культурной и
креативной отрасли экономики. Во-вторых, монографию профессора Манче-
стерского университета Я. Скотта [Scott Y., 2011], в которой автор показывает, как
политические идеи отражались в выпускавшихся в Голливуде фильмах и фор-
мировали контекст повествования.
102
Белова Е.Д. Самые популярные в мире фильмы: есть ли альтернатива Голливуду?
Belova, E.D. Global Top Films: Is There an Alternative to Hollywood?
На рубеже 2020-х годов кроме США заметным производителем самых кассо-
вых фильмов в мире из-за колоссальных темпов роста местной киноиндустрии
становится Китай [Белова Е.Д., 2018б: 62]. Этот феномен изучен в статье отдель-
но, данная тема почти не исследована в научной литературе, исключение со-
ставляют отдельные работы в «Журнале киноисследований Китая» [Yin H.,
Sun Y., 2021], причём первый выпуск журнала датирован 2021 годом. Изучение
роли Китая в производстве самых кассовых фильмов автор проводит через крат-
кий анализ их содержания. Кроме того, рассмотрены примеры партнёрства двух
стран - Китая и США - в сфере совместного создания фильмов, инициатором
которого, как и в других областях [Ермаков Д.Н., Козенков О.Ю., 2022], остаются
США.
Автор задаётся целью изучить компании-лидеры в мире кино, географию
самых популярных в мире фильмов, а также характер их содержания. Такой ра-
курс рассмотрения на стыке социально-экономического, географического и
культурологического подходов определяет новизну и актуальность работы.
В первой части работы автор применяет статистический метод. Основные
материалы для исследования - отчёты крупнейших организаций, собирающих
данные по отрасли, Институт Статистики ЮНЕСКО [9], ежегодные сборники
Европейской аудиовизуальной обсерватории за все годы в открытом доступе -
2003-2021 [6]), работы коллег по темам, близким к обозначенной. Во второй части
автор изучает фильмы через призму контент-анализа и теоретическую рамку
культурных и креативных отраслей [Хезмондалш Д., 2018]. Для анализа содер-
жания лент и отзывов критиков и зрителей были использованы данные с но-
востных сайтов (Афиша, Коммерсант), сайтов «Интернет-база фильмов» (Internet
Movie Database, IMDb) и «Кинопоиск» (Kinopoisk), а также авторский просмотр
фильмов.
Время исследования представлено концом XX - началом XXI века. В статье
намеренно не затрагивается влияние пандемии на мировую киноиндустрию.
Во-первых, полных открытых данных по 2021-2022 гг. ещё нет, во-вторых, эта
тема заслуживает отдельного рассмотрения, в-третьих, следуя фразеологизму
«большое видится на расстоянии», для того, чтобы оценить, изменила ли пан-
демия отрасль кардинально или внесла некоторые коррективы в существовав-
шую действительность, требуется как минимум пятилетний период рассмотре-
ния. Тем не менее, статья актуальна не только в историческом контексте, так как,
судя по отдельным отчётам, деятельность крупнейших кинокомпаний, снизив-
ших обороты в 2020 г., в 2021 г., уже возвращается к прежним показателям, соот-
ношения на рынке и примерный набор самых популярных фильмов остаётся
похожим.
103
КУЛЬТУРА / CULTURE
2023; 2: 101-121 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ЧТО ТАКОЕ ГОЛЛИВУД?
В статье нет задачи проследить его историю, но важно кратко обозначить его
«место на карте» (в пространстве и во времени) киноиндустрии США, чтобы
лучше понять нынешние процессы.
В 1900-1910-е годы именно съёмки на натуре (при солнечном свете) опреде-
ляли качество фильма. Развитие отрасли в США происходило в основном на
восточном побережье, которое с точки зрения погодных условий не способство-
вало созданию кинокартин. Когда к этому добавились финансовые ограничения
кинопоказов, то многие компании стали перебираться во Флориду и Калифор-
нию, где условия были более выгодными [Андреев А., 2015]. Популярность вто-
рого штата для кинокомпаний определили солнечная погода, разнообразие
пейзажей для съёмок, дешёвая рабочая сила и популярный жанр того времени -
вестерны, в основе сюжета которого лежат истории, связанные с американским
фронтиром, выступающим в культуре США одним из ключевых простран-
ственных образов [Замятина Н.Ю., 1998] и напрямую связанным именно с Ка-
лифорнией и историей её освоения.
Выбор кинематографисты остановили на маленьком посёлке Голливуд (Hol-
lywood) в окрестностях Лос-Анджелеса. Всемирно известная надпись, маркиру-
ющая локацию, была открыта в 1923 г. местными риэлторами для рекламы но-
вого жилья в квартале поблизости и не имела отношения к кинопроизводите-
лям. Изначально знак имел вид «Hollywoodland» и после продажи жилья его
планировали убрать [10]. Но рост местных кинокомпаний (предвестник периода
«Золотого Голливуда») побудил оставить его (в 1949 г. часть land была удалена).
С тех пор благоприятные условия для развития отрасли в выбранной локации
позволили кинокомпаниям, часть которых стала крупнейшими в США, остаться
здесь и связать с ней свою деятельность, а лаконичное наименование стало со
временем именем нарицательным для всей американской киноиндустрии (да-
лее будет показано, в какой степени это утверждение можно считать верным).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРУПНЕЙШИХ КИНОКОМПАНИЙ США
На мировой арене США в области киноиндустрии известны, прежде всего, за
счёт фильмов, выпускаемых и распространяемых крупнейшими кинокомпания-
ми отрасли. Они занимаются и производством, и распространением (или дис-
трибуцией, то есть маркетингом и прокатом) фильмов.
Шесть основных кинематографических студий США - самые кассовые ки-
нокомпании в мире. Они контролируют рынки за пределами страны и собира-
ют там 2/3 всей кассы. С 1995 по 2022 г. шестёрку составляют: «Уолт Дисней
пикчерс» (Walt Disney Pictures), «Уорнер броз. энтертеймент, инк.» (Warner Bros.
Entertainment, Inc.), «20-й век Фокс» (20th Century Fox), «Юнивёрсал студиос» (Uni-
104
Белова Е.Д. Самые популярные в мире фильмы: есть ли альтернатива Голливуду?
Belova, E.D. Global Top Films: Is There an Alternative to Hollywood?
versal Studios), «Сони пикчерс энтертеймент, инк» (Sony Pictures Entertainment,
Inc.), «Парамаунт пикчерс корпорэйшен» (Paramount Pictures Corporation). Это
студии крупнейших мировых компаний - американских медиаконгломератов
(только американская компания «Сони пикчерс энтертеймент, инк» - дочерняя
компания японской ТНК «Sony»). Например, «Юнивёрсал студиос» принадле-
жит «Комкаст корпорейшн» (Comcast Corporation) - одному из двух мировых ли-
деров в области медиа [Белова, 2021]. «Комкаст корпорейшн» охватывает сферы
телефонии, домашнего интернета, кабельного телевидения (владеет одним из
американских телеканалов «большой тройки» Национальная широковещатель-
ная компания Эн-би-си (National Broadcasting Company, NBC), имеет подразделе-
ние «Universal Parks & Resorts» - третий по величине доходов оператор парков
развлечений в мире. Такой краткий перечень деятельности медиаконгломерата
(типичный для данной сферы), в который входит кинокомпания, призван пока-
зать, насколько масштабна сфера влияния этих ТНК.
Таблица 1
Деятельность крупнейших кинематографических студий США с 1995 по 2022 гг.
Компания
Количество
Кассовые
Доля кассовых
снятых
сборы, млрд
сборов на кино-
фильмов
долл.
рынке США
«Уолт Дисней пикчерс»
596
42
17
(Walt Disney Pictures)
«Уорнер броз. энтертей-
838
37
15
мент, инк.» (Warner Bros.
Entertainment, Inc.)
«20-й век Фокс» (20th Cen-
526
26
11
tury Fox)
«Юниверсал студиос»
554
30
12
(Universal Studios)
«Сони пикчерс энтертей-
769
31
13
мент, инк» (Sony Pictures
Entertainment, Inc.)
«Парамаунт пикчерс кор-
509
26
11
порэйшен» (Paramount Pic-
tures Corporation)
Все шесть студий
3792
192
79
Составлено автором по [8, 1995-2022].
105
КУЛЬТУРА / CULTURE
2023; 2: 101-121 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
С 1995 по 2022 г. эти компании в среднем собирали 79% всей кассы на кино-
рынке США (табл. 1), выпуская при этом 24% фильмов из 15 702, выпущенных
всеми американскими кинокомпаниями за данный период). На примере от-
дельного года их деятельности проанализируем, какой доле произведённых
фильмов соответствуют указанные в табл. 2 цифры (типичным - наиболее близ-
ким к средним значениям - за рассмотренный период был выбран 2018 год).
Таблица 2
Деятельность крупнейших кинематографических студий США, 2018 г.
Компания
Количество
Кассовые
Доля кассовых
снятых
сборы, млрд
сборов на кино-
фильмов
долл.
рынке США
«Уолт Дисней пикчерс»
13
3,1
26
«Уорнер броз. энтертей-
46
1,9
16
мент, инк.»
«Юниверсал студиос»
23
1,8
15
«Сони пикчерс энтертей-
29
1,3
11
мент, инк»
«20-й век Фокс»
18
1,1
9
«Парамаунт пикчерс кор-
13
0,8
6
порэйшен»
Все шесть студий
142
10
83
Составлено автором [8, 2018].
Названные киностудии в среднем за год обеспечивают 83% кассовых сборов в
США, в случае 2018 года — 10 млрд долл. (из 11,9 млрд), хотя доля снятых ими
фильмов, составила лишь 10,4% общего числа выпущенных в США в 2018 г. (из
1373 фильмов).
Впечатляет сравнение кассовых сборов этих компаний США и крупнейших
стран мира: так, киностудия «Уолт Дисней пикчерс» собрала в 2018 г. 3,1 млрд
долл.— в полтора раза больше, чем вся Япония; «Юниверсал студиос» —
1,8 млрд долл., больше, чем Великобритания, «20-й век Фокс» — 1,1 млрд долл.,
что почти равно сборам в Германии; «Парамаунт пикчерс корпорэйшен» —
0,8 млрд долл. — как Мексика [6 (2019)].
Для обеспечения своего присутствия на мировом рынке кинопроката, кроме
деятельности в США, они занимаются дистрибуцией фильмов за рубежом
Данные по их доле на рынках других стран неполные, так как отражают только
106
Белова Е.Д. Самые популярные в мире фильмы: есть ли альтернатива Голливуду?
Belova, E.D. Global Top Films: Is There an Alternative to Hollywood?
ситуацию с тремя крупнейшими компаниями, но они всё равно иллюстрируют
степень проникновения американских компаний на рынки других стран.
По данным ЮНЕСКО [9, 2022] оказывается, что все три крупнейшие компа-
нии-дистрибьюторы в Аргентине, Нидерландах, Новой Зеландии, Бразилии,
Канаде, Испании, Италии, Мексике, Великобритании и других странах - это
американские главные кинокомпании, доля которых на местном рынке проката
составляет от 52 до 78%.
Закономерность в географии распространения влияния американских ком-
паний прослеживается на протяжении многих лет наблюдений, сохраняется она
и в 2017 году: главные приходят в основном в страны с развитой киноиндустри-
ей. Мы встречаем их в Латинской Америке - в Аргентине, Бразилии, Мексике и
в Европе - в Нидерландах, Испании, Франции и Великобритании, везде эти
компании играют ключевую роль на рынках кинопроката. Указанные страны -
лидеры, входящие в мировые двадцатки по главным показателям отрасли: про-
изводству фильмов, доходам от кинопроката и посещениям на душу населения
[Белова Е.Д., 2018б], латиноамериканские страны отличаются ещё и высокими
темпами развития киноиндустрии и в противовес американскому влиянию ор-
ганизуют внутреннюю кооперацию [Белова Е.Д., 2022].
Один из видов кооперации с местными компаниями - создание совместных
предприятий. В Аргентине таких два: «Уолт Дисней компани Латинская Аме-
рика» (The Walt Disney Company Latin America) - одно из международных подраз-
делений «Уолт Дисней», имеющее штаб-квартиру в городе Пилар в окрестно-
стях Буэнос-Айреса, и ««Уорнер броз. (Юг), инк.» (Warner Bros. (South), Inc.), со-
зданная в 2001 г. для представления интересов кинокомпании в Латинской Аме-
рике (изначально в Бразилии). Заметна на рынках многих стран компания
«Юниверсал интернешнл пикчерс» — совместное предприятие «Парамаунт
пикчерс корпорейшн» и «Юниверсал студиос», которое занимается распростра-
нением фильмов, произведённых данными компаниями, за пределами США и
Канады, со штаб-квартирой в Лондоне. Эта компания - крупнейший дистрибь-
ютор в Дании и Норвегии (24%), занимает второе место на кинорынке Франции
и Турции (27%).
ГЕОГРАФИЯ САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ ФИЛЬМОВ В МИРЕ
Популярность продукции киноиндустрии - важный показатель отрасли кре-
ативной экономики, что отличает её от многих традиционных отраслей. Именно
популярность продукции определяет как прямой, так и косвенный доход отрас-
ли: крупнейшие кинокомпании начинают маркетинговую работу на рынках
стран по формированию интереса к новой кинокартине как минимум за год до
её выхода. Мировой успех отдельных фильмов не только приносит прибыль
107
КУЛЬТУРА / CULTURE
2023; 2: 101-121 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
компании за счёт проката, продажи дисков и тематических товаров, но и транс-
лирует образы в эстетическом, социальном, историческом и географическом из-
мерении. То, какие фильмы пользуются наибольшей популярностью в разных
странах мира, может определять господствующие ценности в обществе [Белова
Е.Д., 2021].
Рассмотрим самые популярные фильмы в мире в трёх измерениях: в среднем
за период всего времени наблюдений с 2002 по 2019 г., за 2019 год по миру (по
кассовым сборам) и за 2019 год по России (по количеству посещений). Несмотря
на то что данные по фильмам за 2020-2021 гг. частично уже есть, мы считаем бо-
лее продуктивным рассмотреть данные за 2019 г., так как 2020 г. слишком сильно
выделяется, и мы пока что не можем утверждать, отражает это уникальность или
новую тенденцию (на кинопрокат пандемия повлияла по-разному в разных
странах, что определялось, в частности, количеством времени, когда кинотеатры
были официально открыты).
На протяжении большей части рассматриваемого периода все (или почти
все) 20 самых популярных в мире фильмов были сняты в США или совместно с
США. Это говорит о высоком охвате голливудскими фильмами мирового кино-
проката, интерес аудитории к таким фильмам и успешную стратегию коопера-
ции американских компаний с компаниями как стран, имеющих с ними высо-
кую культурную и лингвистическую совместимость (Великобритания, Австра-
лия, Новая Зеландия), так и новых, быстро развивающихся рынков (Китай), и
подчёркивает лидирующее положение США на мировом рынке киноинду-
стрии.
Кадр из фильма «Король говорит» (2010) [7].
108
Белова Е.Д. Самые популярные в мире фильмы: есть ли альтернатива Голливуду?
Belova, E.D. Global Top Films: Is There an Alternative to Hollywood?
Тенденция последних лет - появление новых игроков на этом рынке.
Мы видим Китай сначала среди стран, создающих наиболее популярные
фильмы в совместно с США, а затем (с 2016 г.) и как индивидуального про-
изводителя. США компенсируют рост Китая, во-первых, активным сотруд-
ничеством с этой страной в области киноиндустрии (с 2013 г. реализуют
совместное производство на уровне одного-четырёх фильмов в год) и, во-
вторых, поиском новых стран для сотрудничества: так, с 2014 г. становятся
заметными на мировой арене их совместные проекты с Японией. С 2016 г.
начинается постепенное сокращение средней доли самых популярных
фильмов в мире, произведённых с участием США. В 2019 г. это невиданное
ранее на мировом рынке сокращение до 80%: в этот год четыре картины
были произведены в Китае.
История самых популярных в мире фильмов - часть истории культурной.
Например, появление в начале 2000-х Новой Зеландии среди стран, которые
произвели самые популярные в мире фильмы (семь фильмов с 2002 по 2006 г.),
свидетельствует об успешной кооперации с ней США, что привело к появле-
нию снятых совместно культовых трилогий «Властелин Колец», а затем -
«Хоббит» (и повлияло на развитие Новой Зеландии не только с кинематогра-
фической стороны, но и с туристической [Белова Е.Д., 2018а]). История со-
трудничества США и Великобритании в ещё большей степени связана с самы-
ми популярными кинообразами XXI века: это серии фильмов про Джеймса
Бонда, «Хроники Нарнии» (изначально снимавшиеся совместно с Новой Зе-
ландией), про Гарри Поттера или отдельные выдающиеся работы - «Аватар»,
«Король говорит» и др. Если в случае сотрудничества со странами, близкими в
культурном плане (в широком смысле - представителями «западной» культу-
ры) идеи, которые авторы вносят в сюжет, в большинстве случаев не вызывают
противоречий, то когда сотрудничество США происходит со странами Восто-
ка, особенно обладающими такой самобытной культурой, как Япония или Ки-
тай, интересно проследить, как это проявляется на результатах такого сотруд-
ничества - фильмах, становящихся самыми популярными в мире. Рассмотрим
кинокартины, снятые совместно США с Китаем, и проанализируем, привносит
ли это изменение в структуре мирового производства кино изменение на
уровне смыслов.
ФИЛЬМЫ США - ЯПОНИЯ
Две трети фильмов, снятых совместно США и Японией и вошедших в
двадцатку самых популярных в мире в начале XXI века, не отходят от ти-
пичных конструкций построения сюжета и визуальной составляющей аме-
риканских кинокартин [Berliner T., 2017]. В первую очередь, это мультипли-
109
КУЛЬТУРА / CULTURE
2023; 2: 101-121 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
кационные ленты: «Зверопой» (2016), «Тайная жизнь домашних животных-
2» (2019) и «Как приручить дракона-3» (2019). По названию последнего
фильма можно подумать, что перед нами развернётся история с местным
национальным колоритом. Но оказывается, что колорит совсем не амери-
канский и не японский, а североевропейский, сюжет разворачивается во-
круг истории про викингов. Фильм «Форсаж: Хоббс и Шоу» (2019) - про-
должение известной франшизы, тоже снят в типичной голливудской мане-
ре. Однако два американо-японских фильма всё-таки связаны с японской
культурной спецификой. Первый из них - «Покемон. Детектив Пикачу»
(2019). Фильм снят по франшизе от «Нинтендо» (Nintendo) (японская ком-
пания-производитель видеоигр); по сюжету в повседневную действитель-
ность большого города (Райм-сити - гибрид Лондона и Токио) вписаны по-
кемоны - популярные персонажи видеоигры, ставшие неотъемлемой ча-
стью современной культуры Японии. Второй — «Годзилла» (2014) — фильм
про доисторического монстра, популярного японского персонажа комик-
сов, чья «жизнь» насчитывает несколько десятилетий и о котором было сня-
то несколько десятков местных фильмов (выпуск данной кинокартины
ознаменовал шестидесятилетие франшизы - первый японский фильм про
монстра был снят в 1954 году).
ФИЛЬМЫ США - КИТАЙ
Ещё в 2010-х годах крупнейшие кинокомпании США начали сотрудничество
с кинокомпаниями Китая, чья киноиндустрия росла колоссальными темпами
[Белова, 2018б: 62]. Большая часть совместных фильмов США и Китая во многом
обладают считываемой для китайского населения спецификой. Из такого со-
трудничества рождаются анимационные фильмы, например, «Кунг-фу Пан-
да-3» (2016), действие которого происходит в населённом животными Древнем
Китае, где панды, как и в современности, тоже исчезающий вид. Как пишет рос-
сийский кинокритик Антон Долин: «Китайский пласт этой в целом универ-
сальной сказки отражён в пристальном внимании к ландшафту и архитектуре
выдуманного мира, к одежде и пище главных героев, ну и в приглашении зна-
менитостей с китайскими корнями. Впрочем, главное богатство сериала, объ-
единяющее в дружном мимими Запад и Восток, ясное дело, не они, а сам панда.
Теперь - многочисленные панды» [1]. Так, один фильм одновременно приносит
студии большие сборы в прокате и становится способом транслировать китай-
ские символы и образы легко считываемым путём.
110
Белова Е.Д. Самые популярные в мире фильмы: есть ли альтернатива Голливуду?
Belova, E.D. Global Top Films: Is There an Alternative to Hollywood?
Кадр из фильма «Кунг-фу Панда 3» (2016) [2].
Важная особенность в деле сотрудничества с Китаем в области кино - для
попадания фильма в китайский прокат он должен быть одобрен на государ-
ственном уровне, а также учитывать и в сюжете, и в маркетинге местные куль-
турные особенности. Рассмотрим успешный и неуспешный пример действий
американских кинокомпаний в данном контексте. Два фильма - «Трансформе-
ры: Эпоха истребления» (2014, «Парамоунт пикчерс корпорейшн») и «Мулан»
(2020, «Уолт Дисней пикчерс») - с одинаковым бюджетом (около 200 млн долл.)
собрали в прокате соответственно 1 млрд долл. и 70 млн долл. Такие различия в
степени кассового успеха, на наш взгляд, напрямую связаны с ориентацией (и её
отсутствием) на местные культурные особенности. Для того чтобы «угодить»
местному правительству и зрителю, в «Трансформерах» заняты китайские актё-
ры, тут имеет место скрытая реклама китайских товаров, на кадрах мы видим
узнаваемые китайские локации в «современном ракурсе». Премьера состоялась в
Гонконге, фильм торжественно закрывал Шанхайский кинофестиваль, а в каче-
стве «агитационной» работы главные актёры записали для местных студентов
(референтная группа фильма - девушки и юноши моложе 25 лет) видеообраще-
ния с пожеланием успехов в сдаче экзаменов (фильм выходил в период оконча-
ния учебного года) [Lukinbeal, 2019].
Несмотря на то что фильм «Мулан» был «обречён» на популярность: по-
мимо маркетинговых возможностей одной из крупнейших американских ки-
нокомпаний, его отличал сюжет истории, классической одновременно и для
111
КУЛЬТУРА / CULTURE
2023; 2: 101-121 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Голливуда (это киноверсия популярного анимационного фильма «Мулан»,
снятого «Уолт Дисней пикчерс» в 1998 г.), и для Китая (основа истории - мест-
ная легенда), политический скандал свёл на нет все ожидания. Одним из мест
для съёмок был выбран Синьцзян-Уйгурский автономный район, в титрах ки-
нокомпания поблагодарила восемь местных ведомств, некоторые из которых,
по мнению правозащитников, контролируют «центры перевоспитания», где
содержатся тысячи уйгуров, «Если вы смотрите "Мулан" <…> вы также со-
участник массового лишения свободы мусульман-уйгуров» [3]. История полу-
чила мировую огласку, которую не погасило даже официальное опровержение
МИД Китая, после чего китайские дистрибьюторы прекратили показ фильма.
Описанная ситуация происходила в период пандемии 2020 г., что до миниму-
ма сократило шансы фильма на успех. Цифровой релиз (премьера фильма в
онлайн-кинотеатре компании «Уолт Дисней Пикчерс») не смог исправить си-
туацию.
САМЫЕ КАССОВЫЕ ФИЛЬМЫ: 2019 год
На примере анализа самых популярных в мире фильмов за 2019 г. мы видим
влияние американских кинокомпаний. По табл. 3 можно проследить, что 8 из
20 фильмов сняты компанией «Уолт Дисней пикчерс», 3 - «Юниверсал студиос»,
по 2 - «Уорнер броз. эЭнтертеймент, инк.» и «Сони пикчерс энтертеймент,
инк.", причём это происходит и в тех случаях, когда фильм снят не только США,
но и другими странами совместно с США, то есть 15 из 20 самых популярных
фильмов сняты американскими главными кинокомпаниями. И только китай-
ские кинокартины, которых в этот год стало рекордно много среди самых кассо-
вых, произведены другими кинокомпаниями. Впервые в истории у крупнейших
американских компаний появляются конкуренты такого масштаба, даже с учё-
том того, что они находятся под контролем государства.
Таблица 3
Самые популярные в мире фильмы. 2019 г.
Страна
Компания-
Мировые
Жанр фильма
Фильм
производства
производитель
кассовые
(по
(компания)
фильма
сборы
Кинопоиску)
фантастика,
«Мстители:
«Walt Disney
1
США
2798
боевик,
Финал»
Pictures»
приключения
мультфильм,
США/Вели-
«Walt Disney
2
«Король Лев»
1657
приключения,
кобритания
Pictures»
семейный
112
Белова Е.Д. Самые популярные в мире фильмы: есть ли альтернатива Голливуду?
Belova, E.D. Global Top Films: Is There an Alternative to Hollywood?
мультфильм,
«Холодное
«Walt Disney
3
США
1246
приключения,
сердце 2»
Pictures»
семейный
«Человек-
«Sony Pictures
фантастика,
4
паук: вдали от
США
Entertainment,
1132
боевик,
дома»
Inc.»
приключения
фантастика,
«Капитан
«Walt Disney
5
США
1130
боевик,
Марвел»
Pictures»
приключения
мультфильм,
«История
«Walt Disney
6
США
1074
приключения,
игрушек 4»
Pictures»
семейный
«Warner Bros. En-
драма, криминал,
7
«Джокер»
США
1066
tertainment, Inc.»
триллер
боевик,
«Walt Disney
8
«Алладин»
США
1051
приключения,
Pictures»
семейный
«Звёздные
фантастика,
войны:
«Walt Disney
9
США
787
боевик,
Скайуокер.
Pictures»
приключения
Восход»
боевик,
«Форсаж:
США/
«Universal
10
761
триллер,
Хоббс и Шоу»
Япония
Studios»
приключения
мультфильм,
«Chengdu Co-
11
«Нэчжа»
Китай
728
фэнтези,
co Cartoon»
боевик
«China Film
«Блуждающая
фантастика,
12
Китай
Group Corpo-
689
Земля»
боевик, драма
ration (CFGC)»
«Как
боевик,
США/
«Universal
13
приручить
522
приключения,
Япония
Studios»
дракона 3»
семейный
«Джуманджи:
«Sony Pictures
фэнтези,
14
Новый
США
Entertainment,
513
боевик,
уровень»
Inc.»
приключения
113
КУЛЬТУРА / CULTURE
2023; 2: 101-121 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
«Малефисента
США/Вели_
фэнтези,
«Walt Disney
15
: Владычица
кобритания
491
приключения,
Pictures»
тьмы»
/Канада
семейный
«Warner Bros.
ужасы,
США/Канад
16
«Оно 2»
Entertainment,
473
фэнтези,
а
Inc.»
драма
«Тайная жизнь
США/
комедия,
«Universal
17
домашних
Франция/
434
приключения,
Studios»
животных 2»
Япония
семейный
«Покемон.
«Warner Bros.
фантастика,
США/
18
Детектив
Entertainment,
433
приключения,
Япония
Пикачу»
Inc.»
семейный
«Bona Film
«Я и моя
Group»,
драма,
19
Китай
415
родина»
«Alibaba Pic-
история
tures»
«Bona Film
биография,
«Китайский
Group»,
20
Китай
405
боевик,
лётчик»
«Alibaba Pic-
триллер
tures Group»
Составлено по данным [6, 2020].
Распределение по жанрам оказывается показательным (и остаётся средним
на протяжении остальных лет наблюдений). Этот набор жанров напрямую свя-
зан с особенностями функционирования киноиндустрии как культурной и кре-
ативной индустрии [Хезмондалш Д., 2018]. Главная характеристика самых попу-
лярных фильмов - больше четверти из них составляют анимационные кинокар-
тины. Связано это, в первую очередь, с тем, что фильмы, на которые можно схо-
дить всей семьёй, выгодны для кинопроката и априори пользуются повышенной
популярностью. Больше половины фильмов - продолжение предыдущих («Хо-
лодное сердце-2», «Как приручить дракона-3», «Человек-паук…» и др.). В дан-
ном случае ставка делается на проверенные кинообразы, которые ранее уже до-
казали свою популярность. Д. Хезмондалш определяет такой формат развития
отрасли как ответ на одну из основных проблем культурных индустрий - нали-
чие высокого риска при составлении репертуара (так как никто не может преду-
гадать вкус аудитории, провалы компенсируются хитами, а уже проверенные
хиты превращают в серии фильмов (или франшизы), чтобы точно получить
финансовую выгоду) [Хезмондалш Д., 2018]. В своей книге «Битва за прокат…»
американский журналист Бен Фритц пишет о том, что страх перед провалом
114
Белова Е.Д. Самые популярные в мире фильмы: есть ли альтернатива Голливуду?
Belova, E.D. Global Top Films: Is There an Alternative to Hollywood?
новинок приводит к снижению оригинальности производимых в Голливуде ки-
нокартин, а также к доминированию студий над режиссёрами [Фритц Б., 2011].
В последние годы самой популярной серией фильмов стала крупнейшая фран-
шиза, созданная по комиксам компании «Марвел» (Marvel). Только в 2019 г. три
из двадцати самых кассовых фильмов относятся к этой франшизе: «Мстители:
Финал», «Человек-паук: вдали от дома» и «Капитан Марвел». Всего по франши-
зе снято 29 фильмов, которые суммарно собрали более 27 млрд долл. [5].
Кадр из фильма «Мстители: Финал» (2019) [2].
Набор популярных жанров среди 20 фильмов - боевики и приключения (13 из 20), а
также фантастика. Один из факторов такого набора - появление новых технологий в ки-
но (3D, экранов с высоким разрешением и др.), использующихся чаще в боевиках и фан-
тастических лентах, чем в драматических (и побуждающих людей идти смотреть фильм
в кинотеатр). Другой фактор - метод форматирования, который Хезмондалш определя-
ет как ещё один способ борьбы культурных индустрий с высоким уровнем риска. Жан-
ровые определения, например, «приключения», работают как этикетки (по аналогии с
брендами), «сообщая аудитории, какого рода удовольствие она может получить от про-
дукта» [Хезмондалш Д., 2018, с.43]. Создание на основе хитов серий фильмов, «семейные
предложения» и визуальные эффекты для увеличения числа посетителей кинотеатров,
жанровое форматирование - всё это мы определяем как «голливудский стандарт» в со-
здании и продвижении кинокартин. Так как именно голливудские (или крупнейшие
американские) кинокомпании действуют с индустриальной точки зрения как компании
культурных и креативных отраслей. Хотя, конечно, отдельные авторские проекты
(например, «Король говорит» режиссёра Тома Хупера) иногда тоже оказываются среди
самых кассовых, но для большинства случаев работают эти правила.
115
КУЛЬТУРА / CULTURE
2023; 2: 101-121 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Кадр из фильма «Холодное сердце-2» (2019) [2].
В 2019 г. в двадцатку самых популярных фильмов мира попало четыре китайских
работы. Уникально это явление тем, что кинокартины сняты не в копродукции с
США, а Китаем самостоятельно. По таблице мы видим, что речь идёт, в первую оче-
редь, о росте посещений кинотеатров в Китае (так как почти 100% проката собрано в
китайских кинотеатрах). Ниже приведём анализ кинокартин, которые, на наш
взгляд, попадают в формат «голливудского стандарта» в исполнении Китая.
Ярким примером картины, снятой в Китае с «голливудским стандартом», стал
самый кассовый неанглоязычный анимационный фильм в мире - «Нэчжа» (2019),
хотя повествует он о классической китайской истории (по мотивам китайского
романа «Превращение в богов»). В романе Нэчжа родился во времена династии
Шан (около 1600 до н.э. - 1050 до н.э.) и был известен тем, что сражался с Королем
Драконов. В кинокартине сделан особый акцент на культурном ландшафте, он
подчёркнуто местный: от горных массивов (интересно, что похожие горы мы ви-
дим и в «Аватаре», и в «Кунг-фу Панде»; Китай обладает большим разнообразием
пейзажей, но часто выбор режиссёров останавливается именно на горах) и рисо-
вых полей до традиционно китайских строений и видов времяпрепровождения
(например, главный герой любит «игру в ласточку» - перебрасывание ногами
предмета, похожего на волан для бадминтона [4]). Тем не менее, визуальные эф-
фекты и особенности шуток отсылают нас к американским «стандартам» развле-
кательного кино. Кроме того, «Нэчжа» стал частью серии анимационных филь-
мов (в 2021 и 2022 г. вышли вторая и третья части истории). Другой пример -
«Блуждающая Земля» (2019) - первый высокобюджетный китайский блокбастер в
жанре космической фантастики, снятый по повести китайского писателя. Визу-
альный ряд кинокартины неотличим от западных аналогов.
116
Белова Е.Д. Самые популярные в мире фильмы: есть ли альтернатива Голливуду?
Belova, E.D. Global Top Films: Is There an Alternative to Hollywood?
Кадр из фильма «Нэчжа» (2019) [7].
САМЫЕ КАССОВЫЕ ФИЛЬМЫ В РОССИИ: 2019 год
Отдельно проанализируем двадцатку самых популярных фильмов в 2019 г. в
России. Автору показалось интересным добавить такой обзор для сравнения
среднемировых показателей с показателями конкретной страны.
Сравнение оказывается впечатляющим: на примере отдельной страны суще-
ствует практически тот же «стандартный набор» самых популярных фильмов,
что иллюстрирует, как влияние крупнейших американских кинокомпаний рас-
пространяется на отечественный кинопрокат. За исключением трёх российских
фильмов из 20, в производстве каждого из остальных 17 фильмов принимали
участие главные компании (полностью или совместно с другими странами).
И 13 из них те же, что и в общемировом перечне популярных (например,
«Мстители: Финал», «Холодное сердце 2» и др.). Российский кинопрокат пред-
ставлен картинами «Т-34» и «Полицейский с Рублёвки. Новогодний беспредел»
в двух частях. Как правило, именно на такие жанры (военные и комедийно-
приключенческие) делают ставку российские продюсеры, когда планируют со-
здание популярной кинокартины (подтверждение этому, например, серия из
семи комедийных фильмов «Ёлки», выходивших с 2010 по 2018 гг., и отличав-
шихся высокими посещениями в кинотеатрах [6 (2011-2019)]).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Голливуд не случайно стал именем нарицательным для всей американской
киноиндустрии: как было показано выше, именно составляющие его киноком-
пании-гиганты определяли и продолжают определять важнейший кинотеат-
ральный контент - самые кассовые фильмы в мире.
117
КУЛЬТУРА / CULTURE
2023; 2: 101-121 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
За рассмотренный период шестёрка кинокомпаний-лидеров из США пока-
зывает стабильно высокое присутствие на местном и иностранном рынке. По
кассовым сборам в отдельные годы оно достигает в США 85%, а в среднем с 1995
по 2022 г. составляет 79%. Таким образом, от 10 до 25% всех выпущенных круп-
нейшими кинокомпаниями США фильмов получают около 80% всех кассовых
сборов. Кроме того, понимая важность сферы кинопроката для получения дохо-
дов в отрасли, лидеры приходят на рынки развитых (или развивающихся высо-
кими темпами) стран в области киноиндустрии, где контролируют до 78% ки-
нопроката.
Анализ самых кассовых фильмов выявил механизмы культурных индустрий,
по которым они были созданы крупнейшими американскими кинокомпаниями
(до 2020 г. они занимают в доле производителей самых популярных фильмов
около 90-100%). Возможные провалы компенсируются хитами путём построения
репертуара (создание серий фильмов: например, франшизы анимационных
фильмов - «История игрушек», «Холодное сердце» и крупнейшая франшиза,
созданная по комиксам компании «Марвел»), снижение рисков происходит за
счёт жанрового форматирования (например, в 2019 г. 13 из 20 фильмов относят-
ся к «приключениям»), акцент сделан на зрелищность.
В противовес сложившейся системе популярности, на рынок самых кассовых
фильмов на рубеже 2020-х годов выходят кинокартины производства Китая.
К этому привело одновременное влияние двух трендов: ускоренное развитие
местной киноиндустрии и снижение темпов её роста в развитых странах из-за
длительного закрытия там кинотеатров во время пандемии. Анализ содержания
самых популярных китайских фильмов показал, что часть их копирует «голли-
вудский стандарт» обретения популярности.
Ответ на вопрос, заданный названием статьи, в начале работы над материа-
лом казался автору отрицательным. Так как популярность китайских фильмов
обеспечивается почти на 100% национальным кинопрокатом. Тем не менее, хотя
их сюжеты часто ориентируются на голливудские стандарты с повествователь-
ной и с визуальной точки зрения, часть продукции отличает то, что она нацеле-
на на определённый вид репрезентации местной культуры и истории. Изна-
чально аудитория этих фильмов ограничена местным прокатом, но само попа-
дание в число самых кассовых (за счёт огромного местного рынка) делает их за-
метными для остального мира, что создаёт им вторичную популярность и рас-
ширяет спектр влияния. Полагаю, что, несмотря на указанный эффект панде-
мии, который ещё не может быть учтён в полной мере, такого игрока можно
назвать альтернативой Голливуду. Особенно, учитывая, что рынки развиваю-
щихся стран (Африки и Азии) ещё не насыщены (у них есть большой потенци-
ал для увеличения кинопросмотров их жителями), поэтому можно ожидать про-
должения перемен в сфере самых кассовых в мире фильмов.
118
Белова Е.Д. Самые популярные в мире фильмы: есть ли альтернатива Голливуду?
Belova, E.D. Global Top Films: Is There an Alternative to Hollywood?
ИСТОЧНИКИ
1. Долин А. Кунг-фу Панда-3: умножение чёрно-белых. Афиша. 28.01.2016.
Available at: https://daily.afisha.ru/cinema/396-kung-fu-panda-3-umnozhenie-
cherno-belyh (accessed 7.09.2022).
2. Кинопоиск. Available at: https://www.kinopoisk.ru (accessed 28.08.2022).
3. Миклашевская А. У правозащитников появились претензии к фильму
«Мулан».
Коммерсант.
08.09.2020.
Available
at:
https://www.kommersant.ru/doc/4483687 (accessed 5.06.2022).
4. Традиционные игры и развлечения древнего Китая. Международное радио
Китая.
10.11.2017.
Available
at:
http://russian.cri.cn/arder/sports/351/20171110/50131_2.html (accessed 7.09.2022).
5. Box Office Mojo by IMDb pro. Available at: https://www.boxofficemojo.com
(accessed 7.09.2022).
6. Focus. World Film Market Trends. European Audiovisual Observatory. Marche
du Film. 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015,
2016,
2017,
2018,
2019,
2020.
Available
at
:
https://www.obs.coe.int/en/web/observatoire (accessed 1.07.2022).
7. IMDb. Available at: https://www.imdb.com (accessed 1.07.2022).
8. Market Share for Each Distributor 1995-2022. The Numbers. Available at:
https://www.the-numbers.com/market/distributors (accessed 5.09.2022).
9. The UNESCO Institute of Statistics. Available at: https://uis.unesco.org (ac-
cessed 5.10.2022).
10. Williams G. The Story of Hollywoodland Beachwood Canyon Neighborhood Asso-
ciation. Available at:
https://web.archive.org/web/20140323064859/http://www.beachwoodcanyon.org:
80/HISTORY.htm (accessed 28.08.2022).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреев А. Война за независимость. Рождение американской кинопромыш-
ленности. Сеанс. 2015. № 53/54. 1.03.2015.
Артамонова У.З. Американский кинематограф как инструмент публичной
дипломатии США. Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. 2020. №2. С. 110-122.
Белова Е.Д. География мировой киноиндустрии как части креативной эко-
номики и фактора развития других отраслей (на примере кинематографическо-
го туризма): автореферат дисс. канд. геогр. наук. М.: 2021. 24 с.
Белова Е.Д. Кинематографический туризм в России. Вестник Московского
университета. Серия 5: География. 2018. №3. С. 96-99.
Белова Е.Д. Киноиндустрия стран Иберо-Америки: особенности региональ-
ной интеграции. Латинская Америка. 2022. №2. С. 79-91.
Белова Е.Д. Территориальные различия в уровне развития киноиндустрии
стран мира. Вестник Московского университета. Серия 5: География. 2018. №1. С. 57-65.
119
КУЛЬТУРА / CULTURE
2023; 2: 101-121 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Ермаков Д.Н., Казенков О.Ю. Американо-китайские отношения в условиях
глобализации. США & Канада: экономика, политика, культура. 2022. №8. С. 102-124.
DOI 10.31857/S2686673022080089
Жабский М.И. Восхождение Голливуда к вершине конкурентоспособности в све-
те социологического дискурса Д. Прокопа. Вестник ВГИК. 2022. Т. 14. №1 (51). С. 76-86
Жабский М.И., Тарасов К.А. Развлекательное насилие в кинодосуге учащей-
ся молодёжи. Высшее образование в России. 2018. Т. 27. No4. С. 76-85.
Замятина Н.Ю. Зона освоения (фронтир) и её образ в американской и рус-
ской культурах. Общественные науки и современность. 1998. № 5. С. 75-89.
Фритц Б. Битва за прокат. Как легендарные франшизы убивают оригиналь-
ность в Голливуде. М.: Эксмо. 2011. 360 с.
Халилов В.М. «Ярость белых мужчин»: «Джокер» Тодда Филлипса и культурный
цайтгайст (дух времени). США & Канада: экономика, политика, культура. 2020;
50(8): 97-114. DOI: 10.31857/S268667300010631-4
Хезмондалш Д. Культурные индустрии. Высшая Школа Экономики, М.: 2018. 455 с.
Yin H., Sun Y. Analysis of China’s Film Industry in 2020. Journal of Chinese Film
Studies, vol. 1, no. 2, 2021, pp. 295-328.
REFERENCES
Andreev A. Voina za nezavisimost'. Rozhdenie amerikanskoi kinopromyshlennos-
ti. Seans. 2015. № 53/54. 1.03.2015.
Artamonova U.Z. Amerikanskii kinematograf kak instrument publichnoi diplo-
matii SShA. Analiz i prognoz. Zhurnal IMEMO RAN. 2020. №2. S. 110-122.
Belova E.D. Geografiia mirovoi kinoindustrii kak chasti kreativnoi ekonomiki i
faktora razvitiia drugikh otraslei (na primere kinematograficheskogo turizma):
avtoreferat diss. kand. geogr. nauk. Moscow, 2021. 24 s.
Belova E.D. Kinematograficheskii turizm v Rossii. Vestnik Moskovskogo universiteta.
Seriia 5: Geografiia. 2018. №3. S. 96-99.
Belova E.D. Kinoindustriia stran Ibero-Ameriki: osobennosti regional'noi inte-
gratsii. Latinskaia Amerika. 2022. №2. S. 79-91.
Belova E.D. Territorial'nye razlichiia v urovne razvitiia kinoindustrii stran mira.
Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 5: Geografiia. 2018. №1. S. 57-65.
Berliner T. Hollywood aesthetic: Pleasure in American Cinema. Oxford University
Press. 2017. 320 p.
Box Office Mojo by IMDb pro. Available at: https://www.boxofficemojo.com (ac-
cessed 7.09.2022).
Ermakov D.N., Kazenkov O.Iu. Amerikano-kitaiskie otnosheniia v usloviiakh
globalizatsii. USA & Canada: economics, politics, culture. 2022. №8. S. 102-124.
Fritts B. Bitva za prokat. Kak legendarnye franshizy ubivaiut original'nost' v Gol-
livude. Moscow, Eksmo. 2011. 360 s.
Khalilov V.M. “White Male Rage”: Todd Phillips’ Joker and the Cultural Zeitgeist.
USA & Canada: economics, politics, culture. 2020. No.8. S. 97-114.
120
Белова Е.Д. Самые популярные в мире фильмы: есть ли альтернатива Голливуду?
Belova, E.D. Global Top Films: Is There an Alternative to Hollywood?
Khezmondalsh D. Kul'turnye industrii. Vysshaia Shkola Ekonomiki, Moscow,
2018. 455 s.
Lukinbeal C. The Chinification of Hollywood: chinese consumption and the self-
censorship of U.S. films through a case study of Transformers Age of Extintion. Erd-
kunde. 2019. Vol. 73. No. 2. Pp. 97-110.
Market Share for Each Distributor
1995-2022. The Numbers. Available at
:
https://www.the-numbers.com/market/distributors (accessed 5.09.2022).
McDonald P. Hollywood Stardom. Wiley-Blackwell. 2012. 352 p.
Scott I. American Politics in Hollywood Film. Edinburgh University Press. 2011. 264 p.
Williams G. The Story of Hollywoodland. Beachwood Canyon Neighborhood Associa-
tion. Available at:
https://web.archive.org/web/20140323064859/http://www.beachwoodcanyon.org:
80/HISTORY.htm (accessed 28.08.2022).
Yin H., Sun Y. Analysis of China’s Film Industry in 2020. Journal of Chinese Film
Studies, vol. 1, no. 2, 2021, pp. 295-328.
Zamiatina N. Iu. Zona osvoeniia (frontir) i ee obraz v amerikanskoi i russkoi
kul'turakh. Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 1998. № 5. P. 75-89.
Zhabskii M.I. Voskhozhdenie Gollivuda k vershine konkurentosposobnosti v svete
sotsiologicheskogo diskursa D. Prokopa. Vestnik VGIK. 2022. Т. 14. №1 (51). P. 76-86.
Zhabskii M.I., Tarasov K.A. Razvlekatel'noe nasilie v kinodosuge uchashcheisia
molodezhi. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2018. T. 27. No4. P. 76-85.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
БЕЛОВА Екатерина Дмитриевна,
Ekaterina D. BELOVA, Cand. Sci.
кандидат географических наук, стар-
(Geography).
Senior
Lecturer,
ший преподаватель Школы филосо-
School of Philosophy and Cultural
фии и культурологии. Национальный
Studies. HSE University.
исследовательский
университет
21/4 str.1 Staraya Basmannaya Str.,
«Высшая школа экономики».
Moscow,
105066, Russian Federa-
Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4,
tion.
стр. 1.
Статья поступила в редакцию / Received 16.11.2022.
Статья поступила после рецензирования / Revised 30.11.2022.
Статья принята к публикации / Accepted 2.12.2022.
121