Хлопов О.А. Проблема изменения климата в энергетической политике администрации Джозефа Байдена
Khlopov, O.A. The Problem of Climate Change in the Energy Policy of the Biden Administration
УДК 327
JEL: Q42
DOI: 10.31857/S2686673023030069
EDN: HBJHLZ
Проблема изменения климата в энергетической
политике администрации Джозефа Байдена
О.А. Хлопов
Российский государственный гуманитарный университет
Российская Федерация 123993, Москва, Миусская площадь, 6;
ORCID 0000-0002-5702-8288
e-mail: rggu2007@rambler.ru
Резюме. В энергетической политике США за последние годы произошли глубокие
изменения. Внедрение новых технологий, широкое использование возобновляемых ис-
точников энергии позволили Соединённым Штатам снизить зависимость от импорта уг-
леводородных ресурсов и увеличить их экспорт, что, в свою очередь, повлияло на эволю-
цию энергетической стратегии в начале XXI века. Экономические, финансовые и техно-
логические преимущества позволяют США оказывать влияние на глобальный энергети-
ческий рынок.
Со времён администрации Б. Обамы в США идут дискуссии относительно постепен-
ной замены традиционных углеводородных ресурсов (нефть, газ, уголь) возобновляе-
мыми источниками энергии. «Традиционалисты» склонны полагать, что США всё ещё
сохраняют приверженность устоявшимся принципам энергетической политики: диверси-
фикации источников нефтегазового импорта, продвижению свободной торговли в миро-
вой энергетике, необходимость поддерживать особые отношения со странами - экспортё-
рами нефти и газа. Сторонники интенсивного внедрения возобновляемых источников
энергии делают ставку на замещение традиционных энергоресурсов солнечными батаре-
ями, аккумуляторами, ветряными установками.
Энергетическая политика Д. Трампа была направлена на глобальное энергетическое
доминирование США за счёт увеличения добычи нефти и газа и экспорта сжиженного
газа (СПГ) в ЕС и другие регионы мира. При Дж. Байдене правительство США объявило
о плане «чистой» энергии - сокращении выброса углекислого газа и активного перехода
американской экономики на возобновляемые источники энергии в контексте борьбы с
глобальным изменением климата.
Автор приходит к выводу, что радикальная энергетическая политика администрации
Дж. Байдена, направленная на решение климатических проблем, основана на чрезмерных
ожиданиях результатов широкого использования возобновляемых источников энергии,
хотя экономика США все ещё во многом зависит от ископаемого топлива, особенно от
нефти. В стране отсутствует комплексная энергетическая стратегии, которая была бы од-
новременно направлена на обеспечение климатической и энергетической безопасности,
но без прямой конфронтации и конфликтов с другими странами.
85
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION
2023; 3: 85-108
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Ключевые слова: энергетическая политика, возобновляемые источники энергии, чи-
стая энергетика, углеводородные ресурсы, нефть, газ, внешняя политика, энергетический
кризис, санкции, США, ЕС, Россия
Для цитирования: Хлопов О.А. Проблема изменения климата в энергетической по-
литике администрации Джозефа Байдена. США & Канада: экономика, политика, куль-
тура, 2023; 53(3):85-108. DOI: 10.31857/S2686673023030069
EDN: HBJHLZ
The Problem of Climate Change in the Energy Policy
of the Biden Administration
Oleg A. Khlopov
Russian State University for the Humanities,
6, Miusskaya square, Moscow,125993 Russian Federation
РИНЦ ID:
ORCID 0000-0002-5702-8288
e-mail: rggu2007@rambler.ru
Abstract. The U.S. energy policy has undergone profound changes in recent years. The in-
troduction of new technologies in the energy sector, the widespread use of renewable energy
sources allowed the United States to reduce its dependence on the import of hydrocarbon re-
sources and increase their export, which, in turn, influenced the evolution of the energy strategy
at the beginning of the 21st century. The economic, financial and technological advantages allow
the U.S. to influence the global energy market.
Since the Obama administration, there have been discussions in the United States regarding
the gradual replacement of traditional hydrocarbon resources (oil, gas, coal) with renewable en-
ergy sources. "Traditionalists" tend to believe that the U.S. is still committed to the traditional
principles of energy policy: diversifying the sources of oil and gas imports, promoting free trade
in global energy, the need to maintain special relations with oil and gas exporting countries.
Supporters of the intensive introduction of renewable energy sources are betting on the replace-
ment of traditional energy resources with solar panels, batteries, and wind generation.
The Trump's energy policy was aimed at the global energy dominance of the United States
by increasing oil and gas production and exporting liquefied natural gas (LNG) to the EU and
other regions of the world. Under The Joe Biden administration the U.S. government has an-
nounced a plan for "clean" energy: reducing carbon emissions and actively transitioning the
American economy to renewable energy sources in the context of the global climate agenda
The author comes to the conclusion that the radical energy policy of the Joseph Biden ad-
ministration aimed at solving climate problems is based on excessive expectations of the possible
results of the widespread use of renewable energy sources, while the U.S. economy is still largely
depending on fossil fuels, especially oil. The United States do not have a comprehensive energy
strategy that simultaneously aims to ensure climate and energy security with avoiding direct
confrontation and conflict with other countries.
Keywords: energy policy, renewable energy sources, clean energy, hydrocarbon resources,
oil, gas, foreign policy, energy crisis, sanctions, USA, EU, Russia.
86
Хлопов О.А. Проблема изменения климата в энергетической политике администрации Джозефа Байдена
Khlopov, O.A. The Problem of Climate Change in the Energy Policy of the Biden Administration
For citation: Khlopov O.A. US The Problem of Climate Change in the Energy Policy of the
Biden Administration. USA & Canada: economics, politics, culture. 2023; 53(3):85-108.
DOI: 10.31857/S2686673023030069
EDN: HBJHLZ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие процесса индустриализации вызвало рост потребности в энергоре-
сурсах. Для США стабильное потребление энергии в необходимых объёмах и
приемлемая цена на неё становятся вопросом национальной и энергетической
безопасности [Geri L.R., 2011]. Начиная с 1970-х годов основные цели энергетиче-
ской политики Соединённых Штатов - это надёжное снабжение энергией (1),
поддержание стоимости энергии на достаточно низком уровне для удовлетворе-
ния потребностей растущей экономики (2), защита окружающей среды (3).
Законы об энергетической политике были приняты в 1992, 2005, 2007, 2008
и 2009 гг. и включают ряд положений, направленных на энергоэффектив-
ность, охрану окружающей среды и развитие энергетики, предоставление
грантов и налоговых льгот для возобновляемых и невозобновляемых источни-
ков энергии [1].
За последнее десятилетие содержание энергетической политики США корен-
ным образом изменилось. Инновации в добыче нефти и газа с помощью горизон-
тального бурения и гидравлического разрыва способствовали значительному
увеличению добычи нефти и газа и повлияли на изменение энергетического
ландшафта США и всего мира [Gold R., 2015].
По данным Управления энергетической информации Министерства энерге-
тики США, добыча сырой нефти в США снижалась на протяжении 1990-х и 2000-
х годов с 7,5 млн барр./день (1990 г.) до 5,5 млн барр./день (январь 2010 г.). После
начала «сланцевой революции» в 2015 г. добыча сырой нефти на внутреннем
рынке достигала 9,1 млн барр./день. Это привело к устранению фактора энерге-
тической уязвимости и заставило американских политиков задуматься о пере-
стройке всего рынка нефти для достижения геополитических преимуществ и
энергетического изобилия [Золина С.А., Копытин И.А., Резникова О.Б., 2019].
Производство электроэнергии продолжает претерпевать значительные изме-
нения, и сегодня растёт объём электроэнергии, получаемой из возобновляемых
источников благодаря внедрению новых технологий, а также политической под-
держке со стороны, в первую очередь, Демократической партии [Шлихтер А.А.,
2021]. Во многих отношениях у страны есть сильные позиции для создания надёж-
ной, доступной и экологически устойчивой энергетической системы.
При этом США являются вторым в мире источником выбросов парниковых
газов, более 80% которых приходится на энергетический сектор. За последние де-
сятилетия страна достигла относительного прогресса в переходе на экологически
чистую энергию, в значительной степени благодаря развитию энергетического
рынка и технологическим достижениям. На электроэнергетический сектор
87
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION
2023; 3: 85-108
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
приходилось почти 80% общего сокращения выбросов парниковых газов в 2008-
2017 гг., при этом выбросы CO2 сократились более чем на 25%, с 2,4 Гт до 1,8 Гт [2].
Промышленные выбросы углекислого газа за два десятилетия (1997-2018 гг.) со-
кратились на 22%, с 1,8 Гт до 1,4 Гт [3].
Транспорт - особенно важный фактор прогресса в переходе к чистой энергии,
поскольку на него приходится более 70% потребления нефти в США и почти 29%
общего потребления энергии. Начиная с 2012 г. выбросы углекислого газа от
транспорта росли, и сегодня он является крупнейшим источником выбросов пар-
никовых газов.
С 2004 г. эффективность парка дорожных транспортных средств США
неуклонно росла: у легковых автомобилей за этот период она повысилась на 29%,
а выбросы CO2 на милю снизились на 23% [4]. Однако улучшение с 2004 г. было
подорвано увеличением спроса на топливо для авиации и грузовых транспорт-
ных средств [5] и увеличением количества пройденных миль (КПМ) для легковых
автомобилей, которое выросло на 49% с 1990 по 2017 г. [6] Увеличение КПМ, в свою
очередь, отражает множество факторов, включая рост населения, общий эконо-
мический рост, реакцию потребителей на низкие цены на топливо. Одной из
транспортных тенденций, которая обещает сокращение выбросов парниковых
газов, является электрификация парка легковых автомобилей. В 2018 г. произо-
шёл бум покупок электромобилей, их продажи выросли более чем на 80% [7].
Электромобили ещё не достигли достаточного масштаба, чтобы существенно со-
кратить объёмы выбросов СО2 в транспортном секторе в ближайшем будущем, но
ожидается, что спрос на них постепенно будет возрастать.
Соединённые Штаты пытаются разработать и реализовать национальную по-
литику, обеспечивающую решение экологических проблем, при этом климатиче-
ские изменения уже признаны угрозой национальной безопасности страны
[Pumphrey C., 2014]; [Sikorsky E., 2022].
Многие учёные и эксперты призывают к ускоренному и расширенному реа-
гированию на глобальное потепление, но американские эксперты и политиче-
ская элита расходятся во мнениях относительно того, каким образом можно ре-
шить проблемы глобального изменения климата и ускоренного перехода на воз-
обновляемые источники энергии («чистую» энергию). Некоторые американские
политики на федеральном и региональном уровнях, а также руководители ряда
крупных компаний рассматривают климат как экзистенциальную проблему, тре-
бующую реагирования на местном, региональном, национальном и глобальном
уровнях [Grosman P.Z., 2013]. Они выступают за то, чтобы Соединённые Штаты
стали активным участником в решении этой глобальной проблемы [Wendler F.,
2022] и что потребление возобновляемой энергии положительно влияет на эконо-
мический рост [Bulut U., Shahbaz M., Vo, X.V., 2022]. Другие политики и ряд пред-
ставителей Республиканской партии (особенно это проявилось при администра-
ции Д. Трампа) относятся к климатической повестке с пренебрежением и
88
Хлопов О.А. Проблема изменения климата в энергетической политике администрации Джозефа Байдена
Khlopov, O.A. The Problem of Climate Change in the Energy Policy of the Biden Administration
выступают за отказ США от своих обязательств в решении глобальной проблемы
изменения климата [Bernell D., Simon Ch. A., 2016].
Не стоит забывать, что энергетическая безопасность имеет и внешнеполити-
ческое измерение. Государственный департамент уделяет энергетике присталь-
ное внимание. В 2017 г. в структуре ведомства появилась должность заместителя
министра по экономическому росту, энергетике и окружающей среде [8]. Само
создание этого органа демонстрирует значение, которое правительство США
придаёт вопросу энергетики в своей внешней политике.
В течение последних десятилетий правительство США пыталось разработать
комплексную политику в области энергетики, но эти усилия неоднократно тер-
пели неудачу. Каждая администрация нового президента определяла свою по-
вестку. В статье анализируются подходы и энергетическая политика администра-
ции Дж. Байдена и предшествующих президентов США XXI века к экологиче-
ским вопросам, к традиционным и возобновляемым источникам энергии, к внед-
рению «чистой» энергии («зелёной» энергетики) в различные секторы промыш-
ленности и роли США к решению проблемы глобального изменения климата.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА «ЧИСТОЙ» ЭНЕРГИИ
На федеральном уровне политики уже давно пытаются достичь консенсуса в
отношении решения проблем изменения климата и перехода к производству
«чистой» энергии. При этом руководство в США разделилось на тех, кто убеждён,
что стране нужен срочный и широкий ответ на решение экологических проблем,
и тех, кто считает, что изменение климата надуманная проблема.
В течение последних полутора десятилетий федеральное правительство США
играло различные роли в отношении перехода к потреблению экологически «чи-
стой» энергии [Mildenberger M., 2021]. Администрация президента Джорджа
Буша-младшего не уделяла внимания политике, направленной на сокращение
выбросов парниковых газов. Тем не менее, при нём США вложили значительные
средства в научное изучение глобальной климатической повестки, которая стала
неотъемлемой частью федеральной политики со времён администрации его
отца, Джорджа Буша-старшего. Администрация Дж. Буша-младшего уделила
особое внимание исследованиям и разработкам в области энергетики, в том числе
производству экологически чистой энергии. Закон «Об энергетической независи-
мости и безопасности» 2007 г. (The Energy Independence and Security Act of 2007) [9],
первоначально известный как закон «О чистой энергетике», был внесён на рас-
смотрение представителями Демократической партии и после обсуждения в Се-
нате был подписан президентом.
Закон первоначально предполагал сократить субсидии нефтяной индустрии
для снижения нефтяной зависимости США и расширить использование различ-
ных форм альтернативной энергии. Однако из-за сильной оппозиции в Сенате
закон не был принят, а акцент был сделан на экономию автомобильного топлива,
89
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION
2023; 3: 85-108
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
развитие биотоплива и повышение энергоэффективности общественных зданий
и освещения [Devine R.S., 2007].
С самого начала президентства Барака Обамы в январе 2009 г. его админи-
страция дала понять, что считает изменение климата политическим приорите-
том. Изменение климата он назвал одной из определяющих проблем современ-
ности, которая угрожает будущему человечества [10]. В течение первого срока
Б. Обамы (2009-2012 гг.) было выделено более 90 млрд долл. на внедрение эколо-
гически чистых энергетических технологий, принят закон «О восстановлении и
реинвестировании Америки» 2009 [11]. При администрации Б. Обамы Конгресс
пытался, но не смог принять закон, продвигавшийся представителями Демокра-
тической партии, который ограничил бы выбросы парниковых газов в энергети-
ческом секторе и многих других промышленных отраслях и установил бы торго-
вую систему для сокращения выбросов парниковых газов [12].
Во время своего второго срока (2012-2016 гг.) администрация Б. Обамы про-
должила реагировать на проблему изменения климата и на переход к «чистой»
энергии [Miller R.M., 2015]. Центральным элементом энергетической политики
стал «План действий по изменению климата» (Climate Action Plan), обнародован-
ный в июне 2013 г. [13]. План призывал к реализации комплекса действий, направ-
ленных на сокращение выбросов парниковых газов в США и повышение готов-
ности страны к последствиям изменения климата, а также к расширению сотруд-
ничества с ключевыми международными партнёрами. Агентству по охране окру-
жающей среды было предписано обнародовать новые правила по ограничению
выбросов парниковых газов электростанциями.
План «чистой» энергии (The Clean Power Plan) [14] призывал к тому, чтобы но-
вые и существующие электростанции выбрасывали меньше СО2 на единицу про-
дукции. Ожидалось, что эта программа приведёт к постепенному выводу из экс-
плуатации угольных и старых неэффективных газовых электростанций. Впро-
чем, забегая вперед, отметим, что при администрации Д. Трампа в 2019 г.
Агентство по охране окружающей среды выпустило гораздо менее амбициозное
предложение - так называемое «правило доступной "чистой" энергии», которое
призывало лишь к повышению операционной эффективности оставшихся уголь-
ных электростанций [15]. По прогнозам многих аналитиков, это правило не ока-
зало заметного влияния на сокращение выбросов парниковых газов в энергетиче-
ском секторе и было немедленно оспорено в суде [16].
Ещё одним важным компонентом Плана чистой энергии Б. Обамы стал курс
на энергоэффективность транспортных средств, зданий, приборов и оборудова-
ния. План поручил Министерству энергетики США утвердить новые стандарты
на технику и оборудование, которые должны были к 2030 г. привести к совокуп-
ному сокращению выбросов CO2 на 3 млрд т. План также ставил перед
агентствами федерального правительства США задачу возглавить международ-
ные усилия в этой сфере, в том числе с помощью таких механизмов, как
90
Хлопов О.А. Проблема изменения климата в энергетической политике администрации Джозефа Байдена
Khlopov, O.A. The Problem of Climate Change in the Energy Policy of the Biden Administration
министерские встречи по «чистой» энергии и совместные двусторонние исследо-
вания с Китаем, Индией и другими ключевыми партнёрами.
Администрация Б. Обамы обязалась в соответствии с Парижским соглаше-
нием по климату 2015 г. сократить выбросы парниковых газов на 26-28% к 2025 г.
по сравнению с 2005 г. В связи с этим на Всемирной конференции ООН по вопро-
сам изменения климата в Марракеше в 2016 г. была представлена Стратегия глу-
бокой декарбонизации США до 2050 г. [Boersma T., Johnson C., 2018]. Эта Страте-
гия предлагала продлить до середины века нисходящую траекторию выбросов на
26-28% и указывала на изменения, которые потребуются для достижения декар-
бонизации к 2050 году [17].
План «чистой» энергии, инициированный президентом Б. Обамой, ввёл в
действие первые правила, касающиеся выбросов углерода в общенациональном
масштабе: каждому штату были поставлены цели по выбросам и предоставлено
множество вариантов действий по сокращению выбросов в стране на 32%, то есть
ниже уровня 2005 года [14].
Администрация президента США Дональда Трампа скептически и даже
враждебно отнеслась к необходимости перехода на экологически чистую энер-
гию. Д. Трамп позволил штатам не устанавливать свои собственные новые пра-
вила, если они обоснуют такую необходимость [18]. Однако многие из 50 штатов
США продолжали уделять внимание сокращению выбросов с помощью различ-
ных подходов и мер. Во время предвыборной кампании Д. Трамп называл изме-
нение климата «мистификацией», выдуманной Китаем, а вступив в должность в
январе 2017 г., пообещал снять с американского бизнеса регуляторное бремя и
правила, направленные на защиту окружающей среды [Вobreski J., 2020]. Трамп
назначил ключевыми членами своего кабинета людей, которые долгое время
были «климатическими скептиками», например, Скотта Прюитта, который стал
руководителем Агентства по охране окружающей среды.
В многочисленных публичных выступлениях и на слушаниях в Конгрессе
представители администрации Д. Трампа ставили под сомнение утверждения об
изменении климата [19]. В июне 2017 г. президент объявил о своём намерении
выйти из Парижского соглашения по климату [20].
Д. Трамп охарактеризовали свою энергетическую политику как продвижение
«энергетического доминирования» (energy dominance) США [21], которое предпо-
лагало множество инициатив, направленных на увеличение добычи нефти и газа,
превращение США в экспортера энергии. В целом в рамках энергетической по-
литики администрации Трампа риторика в пользу защиты окружающей среды
стала рассматриваться как помеха для увеличения добычи и экспорта традици-
онных углеводородных ресурсов: нефти, газа и угля [Хлопов О.А., 2022]. Руково-
дитель Агентства по охране окружающей среды Прюитт приостановил реализа-
цию Плана экологически чистой энергии и приступил к пересмотру стандартов
эффективности транспортных средств.
91
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION
2023; 3: 85-108
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Однако закон «Об административных процедурах в США» требует, чтобы
новые правила были обоснованы, исходя из анализом выгод и затрат, и вступали
в силу только после процедур публичного уведомления и комментариев. По-
этому многие из «побед» дерегулирования, о которых сообщали представители
администрации Трампа, были преждевременными заявлениями [Silverman-
Roatir K
, 2021].
Администрация Д. Трампа настойчиво стремилась сократить часть федераль-
ного бюджета, которая была заложена на переход к чистой энергии. Однако в со-
ответствии с Конституцией США исполнительная власть не имеет полномочий в
одностороннем порядке принимать решения в отношении федерального бюд-
жета. Решения Конгресса часто мотивируются интересами различных ведомств и
лоббистских групп, а также членов Конгресса. Поэтому, несмотря на антиэколо-
гическую риторику, за годы президентства Д. Трампа по большинству статей рас-
ходов на исследования и разработки в области экологически чистой энергии
наблюдался фактический рост [22].
При Д. Трампе федеральная политика в отношении изменения климата
страдала от ярко выраженных политических разногласий. К новым выборам
президента возник очевидный вопрос: принесут ли они новые колебания маят-
ника или возможен национальный консенсус по климату? Начиная с промежу-
точных выборов 2018 г., члены республиканской и демократической оппозиций
стали проводить всё больше времени, рассматривая различные варианты эколо-
гической политики [Klass A.B., 2021]. Ряд республиканских членов Конгресса
изучали идеи поддержки инноваций в области экологически «чистой» энергии
часто при поддержке своих коллег-демократов. Некоторые сосредоточились на
поддержке ядерной энергетики следующего поколения или новых технологий.
Другой и более горячо обсуждаемой темой стало ценообразование на выбросы
углерода. Бывшие члены кабинета республиканцев и ряд известных демократов
сформировали Совет климатических лидеров и призвали принять налог на вы-
бросы углерода [23].
Важным фактором, которому иногда приписывают возрождение дебатов о
климате, является предложение (инициируемое в качестве предложенной резо-
люции в Конгрессе членом Палаты представителей Александрией Окасио-Кортес
и сенатором Эдом Марки в 2019 г.), известное как «Новый зелёный курс» (Green
New Deal). Эта программа представляет собой обширный набор целей, направ-
ленных на: а) быструю и глубокую декарбонизацию; б) предоставление гарантий
занятости в секторе чистой энергии, особенно с участием меньшинств и экономи-
чески неблагополучных общин; в) реформу здравоохранения; г) меры по реше-
нию местных проблем, связанных с загрязнением окружающей среды, которые
обрушились на многие меньшинства с низким доходом [24].
Несмотря на то, что инициативы «зеленого курса» не сразу воплотились в
официальные законодательные предложения, само обсуждение и принятие «эко-
логической программы» показало растущую общественную озабоченность в
92
Хлопов О.А. Проблема изменения климата в энергетической политике администрации Джозефа Байдена
Khlopov, O.A. The Problem of Climate Change in the Energy Policy of the Biden Administration
отношении изменения климата [Zyche B., 2019], что нашло отражение в опросах
общественного мнения, особенно среди избирателей-демократов.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ АДМИНИСТРАЦИИ Дж. БАЙДЕНА
За последние 15 лет сектор «чистой» энергии США демонстрировал гигант-
ский рост. С 2005 г. объёмы ветряной и солнечной энергогенераций в общей слож-
ности выросли в 22 раза - до 411 тераватт-час, а стоимость вырабатываемой ими
электроэнергии и цены на аккумуляторные батареи снизились [25].
В 2020 г. структура общего производства первичной энергии в США по источ-
никам выглядела следующим образом: возобновляемые источники (включая гид-
роэнергетику, биомассу, биотопливо, ветер, геотермальную и солнечную энер-
гию) составили 12% общего объёма, нефть - 36%, природный газ - 33%, уголь -
10%, атомная энергия - 9% [26].
Во время президентской кампании Дж. Байден выразил намерение снизить
влияние нефтегазовой отрасли, возросшее при Д. Трампе. [Bomberg E., 2021] Он
также опубликовал свой План изменения климата и экологической справедливо-
сти, целью которого является достижение к 2035 г. 100% безуглеродного произ-
водства электроэнергии и нулевых выбросов в США к 2050 году [27].
Как только Дж. Байден стал президентом США, он подписал ряд исполни-
тельных указов, направленных на воплощение в жизнь его предвыборных по-
литических обещаний в области энергетики и климата с соответствующими
внутренними и международными последствиями. Он отозвал разрешение на
строительство трубопровода «Кистоун XL» (Keystone XL) и поручил федераль-
ным агентствам рассмотреть новые правила ограничения выбросов метана из
нефти и газа. Кроме того, он приостановил новый лизинг нефти и газа на фе-
деральных землях и морских водах [28]. Хотя такое решение не повлияет на
существующие операции или разрешения на аренду, а также на частные
земли, оно подчёркивает значительный сдвиг по сравнению с подходами
предыдущей администрацией.
Одним из направлений энергетической политики Дж. Байдена стала также
программа по сокращению выбросов углекислого газа и перехода к возобновля-
емым источникам энергии. Программа стоимостью 2 трлн долл. [29] по устра-
нению всех выбросов парниковых газов была поддержана сторонниками клима-
тической кампании, однако кардинальные изменения встретили сопротивле-
ние со стороны лоббистов традиционных источников энергии и защитников
природы [30].
Администрация Дж. Байдена уже выделила частному сектор более 100 млрд
долл. на производство электромобилей и аккумуляторов, чистого водорода, раз-
витие ядерной энергетики и другие передовые технологии, а также на дополни-
тельные мощности по производству солнечной энергии, что позволит увеличить
текущую базовую мощность с 7,5 гигаватт до 15 гигаватт [31].
93
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION
2023; 3: 85-108
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Министерство энергетики США также работает над тем, чтобы ускорить про-
движение США к 100%-ной «чистой энергии» к 2035 г. и нулевым выбросам к
2050 г., в том числе за счёт дополнительного финансирования производства «чи-
стой» энергетики на сумму 9,5 млрд долл. по закону «Об инвестициях в инфра-
структуру и рабочие места» 2021 г. (Infrastructure Investment and Job Act) [32].
Сегодня администрация Дж. Байдена пытается развернуть десятки тысяч но-
вых ветряных турбин и миллионы новых солнечных панелей по всей территории
страны, чтобы значительно увеличить долю вырабатываемой энергии с нулевым
выбросом углерода. В США снова наблюдается расширение инфраструктуры для
возобновляемых источников энергии, «расположенных и построенных в местах,
которые привели к значительной потере биоразнообразия» [33].
С первого дня администрация Дж. Байдена уделяла приоритетное внимание
снижению расходов для работающих семей, преодолению климатического кри-
зиса, повышению энергетической независимости США и конкурентоспособности
на мировом рынке экологически чистой энергии. В то же время сегодня амери-
канцы сталкиваются с высокими ценами на энергоносители как из-за восстанов-
ления экономики после пандемии COVID-19, так и из-за высоких цен на нефть,
вызванных санкционной политикой Запада в отношении российской энергетики
из-за военной операции России на Украине, что делает переход к экологически
чистой энергии ещё более актуальным.
В связи с этим пакет стимулов администрации Дж. Байдена в области климата
и «чистой» энергии по программе «Построить лучше, чем было» (Build Back Better
Plan) [34] направлен на инвестиции в чистую энергетику и экологически чистые
энергетические технологии, которые, как надеются сторонники такого подхода,
будут доступными для большего числа американцев и одновременно помогут ре-
шению климатических проблем и создадут миллионы рабочих мест.
Администрация Дж. Байдена настаивает на том, чтобы Конгресс принял ряд
законов, которые помимо стимулирования инвестиций в чистую энергетику и
снижения налогов, были бы призваны:
- разрешить использование закона «Об оборонном производстве» 2020 г.
(Defence Production Act) для ускорения внутреннего производства экологически чи-
стых энергетических технологий, включая детали для солнечных батарей;
- создать условия американским кампаниям по развёртыванию солнечной
энергии для строительства проектов экологически чистой энергии и электросети;
- использовать возможности исполнительной власти, чтобы предпринимать
смелые действия для построения будущего экологически чистой энергии амери-
канского производства [35].
В энергетическом секторе при Дж. Байдене правительство США стремится
установить национальный стандарт для коммунальных служб по использованию
определённого количества солнечной, ветровой и других возобновляемых источ-
ников энергии [36]. Эти обязательные объёмы со временем могут увеличиваться,
94
Хлопов О.А. Проблема изменения климата в энергетической политике администрации Джозефа Байдена
Khlopov, O.A. The Problem of Climate Change in the Energy Policy of the Biden Administration
что сократит использование угля, нефти и газа для выработки электроэнергии в
стране в течение следующих 15 лет.
Следует отметить, что в энергетическом секторе США уже произошли неко-
торые серьёзные преобразования на уровне штатов. Несколько штатов не разде-
ляли взгляды Трампа в отношении решения проблем охраны окружающей
среды. Например, 30 штатов и округ Колумбия уже предписывают своим комму-
нальным предприятиям включать в общий объём генерации некоторую часть
возобновляемой энергии. Это способствует значительному росту использования
возобновляемых источников энергии. В 2020 г. в США на возобновляемые источ-
ники энергии приходится уже 20% производства электроэнергии в коммуналь-
ных масштабах [37].
Приход нынешней администрации знаменует собой существенное измене-
ние энергетической и климатической политики США и на федеральном уровне,
что даёт дополнительный импульс и политическую поддержку отраслям по про-
изводству чистой энергетики. Например, администрация Дж Байдена делает
большую ставку на офшорную ветроэнергетику, ставя цель развернуть 30 ГВт
офшорной ветроэнергетики к 2030 г. В настоящее время на долю США прихо-
дится менее 0,1% мировой мощности офшорной ветроэнергетики (34 367 МВт) по
сравнению с долей ЕС (72,5%) и Китая (26,1%) [38].
Кроме того, теперь Вашингтон стремится поощрять передачу энергии по всей
территории США, пользуясь необходимостью стимулировать восстановление
экономики высокими государственными расходами. Байден обнародовал инве-
стиционный план создания рабочих мест, который является вторым элементом
программы «Построить лучше, чем было» [39]. Повестка дня направлена на то,
чтобы спасти экономику от рецессии, вызванной пандемией COVID-19 и связан-
ными с ней ограничениями. В инвестиционном плане широко рассматриваются
проблемы, связанные с изменением климата, и подчёркивается тесная взаимо-
связь между климатической и промышленной политикой [Brewer T., 2022]
В соответствии с этим планом администрация Дж. Байдена предлагает инве-
стировать 174 млрд долл. в развитие рынка электромобилей и цепочек их поста-
вок, в которых в настоящее время доминирует Китай. Для увеличения количества
электромобилей в США он также объявил о намерении стимулировать развёрты-
вание 500 тыс. зарядных станций к 2030 г. (в настоящее время насчитывается около
42 тыс.) наряду с налоговыми льготами для потребителей [40].
В 2021 г. продажи электромобилей в США возросли в 2 раза, и во многом это
связано с падением цен. Уже сейчас многие модели электромобилей становятся
дешевле, чем их эквиваленты, работающие на ископаемом топливе, особенно
если учесть тот факт, что в год владельцы электромобилей экономят на топливе
от 500 долл. до 1 тыс. и 6 тыс. на обслуживании автомобиля в течение всего срока
службы [Tubb K., 2022].
Фактически владельцы электромобилей экономят каждый раз, когда подклю-
чаются к сети. По состоянию на 1 апреля 2022 г. заправка бака бензина для
95
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION
2023; 3: 85-108
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
среднего семейного седана стоит около 63 долл. Чтобы новый электромобиль про-
ехал такое же расстояние, его зарядка дома или на работе будет стоить всего около
12 долларов [41].
Повестка дня администрации Дж. Байдена направлена на стимулирование
доступности самих электромобилей благодаря снижению начальной цены но-
вого электромобиля до 12 500 долларов.
Президент также предложил инвестировать 35 млрд долл. в программы инно-
ваций и НИОКР (по закону «Об инвестициях в инфраструктуру и рабочие ме-
ста»), добиться технологических прорывов, направленных на решение проблемы
изменения климата, и позиционировать Америку как мирового лидера в области
экологически чистых энергетических технологий [42].
Внедрение экологически чистых и эффективных технологий - солнечных па-
нелей, тепловых насосов и светодиодных ламп - может сэкономить жильцам от
сотен до тысяч долларов в год, делая более доступным свет, обогрев дома зимой и
его охлаждение летом. Но некоторые из этих технологий имеют значительные
первоначальные затраты, и именно здесь вступают в действие стимулы для эко-
логически чистой энергии. Налоговые льготы и скидки, предусмотренные в по-
вестке дня президента, направлены на снижение стоимости внедрения техноло-
гий, сделав их более доступными большинству американцев. Например, эти
налоговые льготы позволяют сэкономить на стоимости установки солнечной па-
нели на крыше дома на 30%, или более чем на 7 500 долл. для средней системы;
они помогут миллионам семей получить дополнительную экономию в размере
9 тыс. долл. на счетах за электроэнергию в течение срока службы системы. Другие
налоговые льготы и скидки направлены на то, чтобы сделать домашние электри-
ческие приборы (стиральные и сушильные машины, печи, водонагреватели и хо-
лодильники) намного доступнее. Простой переход от традиционной системы
кондиционирования и отопления к более энергоэффективному тепловому
насосу сэкономит среднему американскому домовладельцу сотни долларов в год
[43]. Программа президента Дж. Байдена «Построить лучше, чем было» направ-
лена также на противодействие инфляции за счёт развития экологически чистой
энергии и решение проблемы изменения климата. Один из способов достижения
намеченных целей - это инвестиции в производство, развитие цепочек поставок
экологически чистой энергии, что, по замыслу разработчиков программы, приве-
дёт к созданию дополнительных рабочих мест, повышению экономической кон-
курентоспособности США и энергетической независимости [34.]. В то же время
энергетическая политика администрации Байдена не предусматривает разреше-
ния нефтяным компаниям разрабатывать огромные залежи горючего сланца в
районе Грин-Ривер (штат Вайоминг), который содержит до 4,3 трлн баррелей
сланцевой нефти, а затраты на добычу намного ниже средней стоимости разра-
ботки текущих традиционных нефтяных месторождений [44]. За это энергетиче-
ская политика администрации Дж. Байдена, подвергается критике со стороны
американских экспертов и политиков.
96
Хлопов О.А. Проблема изменения климата в энергетической политике администрации Джозефа Байдена
Khlopov, O.A. The Problem of Climate Change in the Energy Policy of the Biden Administration
Для США ключевой проблемой становится рост цен на бензин и реакция по-
требителей на повышение цен на нефтегазовые продукты. Стоимость перехода
на электромобиль или другие энергоэффективные решения и изменения в
жизни может быть непомерно высокой для людей с более низкими доходами.
В то же время альтернативы, такие как электромобили и в некоторой степени био-
топливо, помогли смягчить рост спроса на нефть. При этом ряд решений Дж. Бай-
дена в пользу сокращения добычи нефти и газа, приостановка строительства тру-
бопровода «Кистоун XL» создали риски для необходимых объёмов поставок, а не-
хватка предложения нефти оказывает влияние на рост цен.
Основная проблема с ветром и солнцем заключается в том, что они, как пра-
вило, производят больше всего энергии, когда люди меньше всего в ней нужда-
ются. Пиковые сезоны для ветроэнергетики в основном приходятся на осень и
весну, но пиковый спрос на энергию приходится на лето и зиму, когда людям
необходимо обогреть или охладить дома и офисы.
Электросеть должна справляться с изменчивостью спроса и иметь достаточ-
ную мощность для покрытия пикового спроса, например, в самые жаркие часы
лета, а также иметь возможность снижать мощность в ранние утренние часы или
весенние дни, когда спрос значительно падает. Следовательно, возобновляемые
источники энергии вносят существенную неустойчивость предложения.
Ветряные и солнечные устройства не вырабатывают энергию, когда не дует
ветер и не светит солнце. Современные технологии производства и хранения
солнечной и ветровой энергии ограничены. Установка устройств сбора солнеч-
ной и ветровой энергии требует огромных мощностей, занимающих огромную
территорию.
Согласно оценке американского эксперта Джерома Корси, администрация
Дж. Байдена полна решимости навязать американцам «Зелёный новый курс»
посредством исполнительных решений и регулирующих мер, направленных
на ограничение поставок углеводородного топлива, и неизбежный вывод со-
стоит в том, что «мистификация» климатической повестки ведёт к двузначной
инфляции, которая включает непомерно растущие затраты на энергию [Corsi,
G.R., 2022].
По мнению другого американского специалиста по климату Эпштейна, пре-
имущества ископаемого топлива будут по-прежнему намного перевешивать его
побочные эффекты для грядущих поколений, включая воздействие на климат.
В своей работе Эпштейн утверждает, что сегодняшние широко распространён-
ные заявления о неминуемой климатической катастрофе и неминуемом господ-
стве возобновляемых источников энергии основаны на наборе ошибочных мето-
дов и ложных предположений об ископаемом топливе, климате и возобновляе-
мых источниках энергии за последние 50 лет. По его мнению, путь к глобальному
процветанию человечества - это сочетание использования большего количества
ископаемого топлива, улучшения «контроля над климатом» и разработки поли-
тики
«энергетической свободы», которая позволяет ядерным и другим
97
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION
2023; 3: 85-108
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
действительно многообещающим альтернативам полностью раскрыть свой дол-
госрочный потенциал [Epstein A., 2022].
Очевидно, что сегодня США необходимы дополнительные инвестиции в до-
бычу традиционных видов топлива (нефть и газ), чтобы обеспечить спрос и сни-
зить цену, однако есть и те силы, которые выступают за увеличение объёмов воз-
обновляемых источников энергии и будут изо всех сил стараться убедить обще-
ственность, что они нужны. В США аналитики и эксперты призывают американ-
ских лидеров приложить согласованные усилия для создания двухпартийной ко-
алиции в поддержку решения экологических вопросов и проблем нефтегазовой
промышленности. Очевидно, что сегодня существует потребность в комплексной
стратегии, обеспечивающей как климатическую, так и энергетическую безопас-
ность [45]. Но это потребует от правительства прагматических решений, чтобы
управлять энергетическими рынками, исправляя ошибки и неудачи.
Если говорить о внешнеполитическом измерении энергетической политики
США, то нынешнее их руководство стремится восстановить американское лидер-
ство в борьбе с изменением климата, подорванное решением Трампа выйти из
Парижского соглашения 2015 г. Действительно, американское международное
лидерство пошатнулось за четыре года правления Трампа. В качестве шага в этом
направлении Байден подписал указ об официальном присоединении к Париж-
скому соглашению в первый день своего пребывания в Овальном кабинете, при-
гласил 40 мировых лидеров на саммит по климату в 2021 г. и назначил бывшего
госсекретаря Керри первым в стране специальным представителем президента
по климату, чтобы активизировать действия США по борьбе с изменением кли-
мата на международной арене. [Brewer T., 2022]. Президент США объявил о новой
цели для США по сокращению на 50-52% по сравнению с уровнем 2005 г. парни-
ковых газов в масштабах всей экономики к 2030 г. и призвал к сокращению выбро-
сов в масштабах всей экономики на 80% к 2050 г. [Elder M., 2021].
Внешняя политика администрации Дж. Байдена в области энергетики и
климата направлена на возрождение многосторонности, восстановление альян-
сов США по всему миру и стабильных отношений с ключевыми партнёрами.
Поскольку на долю США приходится 15% глобальных выбросов углекислого
газа, они стараются убедить и стимулировать другие страны в стремлении к де-
карбонизации посредством финансовой и политической поддержки [Давыдов
А.Ю., 2018].
С одной стороны, климатическая повестка может представлять собой поле для
потенциального сотрудничества между США и Китаем, а также ЕС и Россией. Од-
нако, с другой стороны, некоторые энергетические вопросы, такие как роль угля
в отношениях с Китаем и механизм корректировки углеродных границ с ЕС
[Bazilian M., Sovacool B., Moss, T., 2017], могут быть источниками дополнительной
напряжённости и конфронтации.
С начала специальной военной операции России на Украине, с 24 февраля
2022 г., США сосредоточили внимание на энергетике как на особо важном
98
Хлопов О.А. Проблема изменения климата в энергетической политике администрации Джозефа Байдена
Khlopov, O.A. The Problem of Climate Change in the Energy Policy of the Biden Administration
геополитическом факторе. Значение энергии в стратегическом мышлении
США в отношении России заметно повысилось, так как в Вашингтоне пони-
мают, что Москва зависит от доходов от экспорта нефти и газа для финансиро-
вания государственных программ, поэтому усилия по уменьшению военного
потенциала Москвы, естественно, начались с ограничения этого экспорта. Но,
поскольку Европа в большой степени зависит от российских ресурсов, этого не-
возможно добиться, если у европейцев нет альтернативных источников энер-
гии. Таким образом, ключевым аспектом стратегии администрации Дж. Бай-
дена в отношении Украины наряду с предоставлением оружия и другой по-
мощи является работа с европейскими лидерами по замещению импортируе-
мых из России нефти и газа энергоносителями, поставляемыми США и другими
«надёжными» поставщиками.
В рамках стратегии «диверсифицироваться от России» (to diversify away from
Russia) Дж. Байден и президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен
25 марта 2022 г. объявили о совместных усилиях по снижению зависимости Ев-
ропы от российских углеводородных ресурсов [46]. Согласно плану, Европа
должна ускорить строительство новых мощностей по импорту СПГ, в то время
как США увеличат свои экспортные мощности СПГ, что позволит поставлять в
Европу до 50 млрд куб. газа в год, и это почти на 150% больше, чем в 2021 г. [Стар-
кин С.В., Приписнова Е.С., Кривов С.В., 2022].
Дж. Байден также пообещал помочь европейцам найти дополнительные ис-
точники СПГ в других местах, что позволит им полностью избавиться от зависи-
мости от российского газа к 2027 г. [47]. Тем не менее совместный энергетический
план не освободит Европу от зависимости от российского газа, так как для этого
потребуются гораздо более масштабные усилия и время, в том числе значитель-
ное расширение инфраструктуры, дополнительные поставки СПГ и трубопро-
водного газа от других экспортёров.
Можно заключить, что энергетическая и климатическая политика при адми-
нистрации Дж. Байдена приобрела важное геополитическое значение. Она со-
здаст конкуренцию между крупными державами. США видят постоянно расту-
щую конкуренцию и давление со стороны других крупных экономик (ЕС и Ки-
тая), которые заявили о своих амбициях возглавить процесс декарбонизации на
основе новых стратегий промышленной политики и высоких государственных
расходов. Госсекретарь США Энтони Блинкен назвал инвестиции в возобновляе-
мые источники энергии обязательным условием соперничества Америки с Ки-
таем, отметив, что Китай владеет почти третью мировых патентов на возобновля-
емые источники энергии и является крупнейшим в мире производителем и экс-
портёром солнечных панелей, ветряных турбин, аккумуляторов и электрических
транспортных средств [48]. В этом смысле энергетическая политика США направ-
лена на сохранение и усиление своего мирового лидерства в условиях стратеги-
ческой конкуренции с Китаем.
99
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION
2023; 3: 85-108
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, энергетическая и климатическая политика администрации
Дж. Байдена включает в себя внутреннее и международное измерения. Внутри
страны США придают новый импульс развитию экологически чистой энергии и
своим обязательствам по борьбе с изменением климата на федеральном уровне,
климатическая политика тесно взаимосвязана с промышленной политикой. На
внешнем фронте деятельность правительства направлена на борьбу с междуна-
родной конкуренцией со стороны других крупных экономик, на увеличение экс-
порта американского сжиженного газа. Политический выбор и проводимая энер-
гетическая политика администрации Дж. Байдена привели к росту цен на энер-
гоносители ещё до начала введения масштабных санкций против России.
Очевидно, что администрация Дж. Байдена намерена в долгосрочной пер-
спективе вывести нефтяную промышленность Америки из бизнеса. Отказ от тру-
бопровода «Кистоун XL», введение дополнительных законов, которые ограничи-
вают почти все аспекты нефтяной промышленности: финансирование и инвести-
ции частного сектора, разведку и добычу, строительство и эксплуатацию трубо-
проводов - свидетельствуют о настойчивом стремлении Дж. Байдена в борьбе с
ископаемым топливом, что в текущих условиях только усугубляет экономиче-
скую ситуацию внутри страны, и ведёт к повышению цен на топливо.
Модель радикальной энергетической политики Байдена привела к тому, что
жители штата Калифорния сегодня платят более 6 долл. за галлон обычного бен-
зина, что на 1,27 долл. больше, чем в среднем по стране [Findling H., 2021]. И вы-
двигается требование, чтобы к 2035 г. всё больше грузовиков и всех новых легко-
вых автомобилей, продаваемых в штате, были автомобилями с нулевым уровнем
выбросов.
Вместо того чтобы развивать инфраструктуру для добычи нефти, газа и угля,
США стали опять полагаться на импорт нефти, одновременно заставляя свою
экономику переходить на более дорогостоящие и менее надёжные альтернативы
экологически чистой энергии.
Анализ энергетической политики США при Дж. Байдене позволяет сделать
следующие выводы.
1. Внедрение новых технологий в энергетический сектор экономики способ-
ствует изменению энергобаланса в результате более широкого применения воз-
обновляемых источников энергии.
2. Вопросы энергоэффективности и охраны окружающей среды являются ак-
туальными в США уже на протяжении нескольких десятилетий для разных адми-
нистраций.
3. США, несмотря на ряд внутренних проблем, по-прежнему остаются веду-
щим государством в мире, имея достаточный технологический, экономический и
финансовый потенциал для изобретения и применения инновационных техно-
логий в своей промышленности. Отказ от широкого использования
100
Хлопов О.А. Проблема изменения климата в энергетической политике администрации Джозефа Байдена
Khlopov, O.A. The Problem of Climate Change in the Energy Policy of the Biden Administration
традиционных углеводородных ресурсов в виде топлива, декарбонизация произ-
водства электроэнергии и сокращение парниковых газов действительно воз-
можны, учитывая снижающиеся технологические издержки. Но в условиях высо-
ких дополнительных затрат, политизации вопросов углеводородной и «чистой»
энергии следует с осторожностью относиться к планам правительства США о све-
дении выбросов СО2 к нулю и к срокам решения экологических задач.
4. Политизация экологических проблем, изменения климата и широкого ис-
пользования возобновляемых источников энергии вызывают дискуссии в обще-
стве и ставят под сомнение темпы и сроки перехода американской экономики к
«чистой» энергии. В то же время особенности политической системы США дают
возможность находить компромиссы на основе консенсуса между двумя конкури-
рующими политическими партиями.
5. Санкционная политика администрации Дж. Байдена, направленная против
деятельности российских энергетических компаний на международных рынках
и экспорта российских углеводородных ресурсов, привела к созданию энергети-
ческого кризиса, повышению цен на энергоресурсы, инфляции в США и других
странах. Несмотря на появление технологий использования возобновляемых ис-
точников энергии, мировой спрос на нефть и газ остаётся на прежнем уровне и,
похоже, не изменится в ближайшем будущем. Радикальная энергетическая поли-
тика администрации Дж. Байдена, направленная на решение климатических
проблем, бросает вызов реальности и основана на чрезмерных ожиданиях от воз-
можных результатов широкого применения возобновляемых источников энер-
гии и дорого обходится американцам.
ИСТОЧНИКИ
1. USA Congressional Research Service. Energy Policy.114th Congress Issues. Sep-
tember, 2016. Available at: https://sgp.fas.org/crs/misc/R42756.pdf (accessed:
21.07.2022).
2. EIA. Annual Energy Outlook 2019. Available at: https://www.eia.gov/out-
looks/aeo/ (accessed: 23.11.2022).
3. US Environmental Protection Agency. Inventory of U.S. Greenhouse Gas Emis-
sions and Sinks. EPA. Aprill 12. 2002. Available at: https://www.epa.gov/ghgemis-
sions/inventory-us-greenhouse-gas-emissions-and-sinks (accessed:23.11.2022).
4. EIA. Oil: Crude and Petroleum Products Explained - Use of Oil. 28 September
2018. Available at: https://www.eia.gov/energyexplained/index.php?page=oil_use.
(accessed: 20.11.2022).
5. Houser, T., Marsters, P. Final U.S. Emissions Numbers for 2017. Rhodium
Group. March 29 2018. Available at: https://rhg.com/research/final-us-emissions-
numbers-for-2017/ (accessed: 20.11.2022).
6. Federal Highway Administration. Travel monitoring: Historical Monthly VMT
report. 26 April 2018. Available at: https://www.fhwa.dot.gov/policyinfor-
mation/travel_monitoring/historicvmt.cfm: (accessed: 11.11.2022).
101
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION
2023; 3: 85-108
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
7. Pyper, J. US Electric Vehicle Sales Increased by 81% in 2018. GreenTech Media,
7 January 2019. Available at: https://www.greentechmedia.com/articles/read/us-
electric-vehicle-sales-increase-by-81-in-2018#gs.ohnerc (accessed: 27.11.2022).
8. U.S. Department of State.Under Secretary for Economic Growth, Energy and the
Environment.U.S. Department of State. Available at: https://www.state.gov/e/ (ac-
cessed 22.11.2022).
9. Energy Independence and Security Act of 2007. Public Law 110-140 110th Con-
gress
DEC. 19, 2007. Pp 110-140. Available at:
https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/PLAW-110publ140/pdf/PLAW-110publ140.pdf
(accessed: 21.11.2022).
10. Remarks by the President at U.N. Climate Change Summit. White House. Sep
23, 2014, Available at: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-of-
fice/2014/09/23/remarks-president-un-climate-change-summit (accessed:
30.11.2022).
11. White House. Fact Sheet: the Recovery Act Made the Single Largest Investment
in Clean Energy in History, Driving the Deployment of Clean Energy, Promoting En-
ergy Efficiency and Supporting Manufacturing. 25 February 2016. Available at:
https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2016/02/25/fact-sheet-re-
covery-act-made-largest-single-investment-clean-energy (accessed: 01.12.2022).
12. Congressional Budget Office. Cost Estimate - HR 2454, American Clean En-
ergy and Security Act of 2009. Available at: https://www.cbo.gov/sites/de-
fault/files/111th-congress-2009-2010/costestimate/hr24541.pdf (accessed: 30.12.2022).
13. White House. The President’s Climate Action Plan, June 2013. Available at:
https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/image/president27scli-
mateactionplan.pdf (accessed: 21.11.2022).
14. Clean Power Plan. FACT SHEET. United States Environmental Protection
Agency. August 3, 2015. Available at: https://archive.epa.gov/epa/cleanpower-
plan/fact-sheet-overview-clean-power-plan.html (accessed: 21.11.2022).
15. Affordable Clean Energy RuleEnvironmental Protection Agency. June 19, 2019.
Available at: https://www.epa.gov/stationary-sources-air-pollution/affordable-
clean-energy-rule (accessed: 01.12.2022).
16. Friedman, L. EPA Finalizes its Plan to Replace Obama-Era Climate Rules. The
New York Times. 19 June, 2019. Available at: https://www.ny-
times.com/2019/06/19/climate/epa-coal-emissions.html (accessed: 01.12.2022).
17. White House. United States Mid-century Strategy for Deep Decarboniza-
tion.2016. Available at: https://unfccc.int/files/focus/long-term_strategies/applica-
tion/pdf/mid_century_strategy_report-final_red.pdf (accessed: 01.12.2022).
18. Cushman, Jh.H. Jr., Lavelle, M. Trump’s Weaker Clean Power Plan Replace-
ment Won’t Stop Coal’s Decline. Inside Climate News. June 19, 2019. Available at:
https://insideclimatenews.org/news/19062019/trump-clean-power-plan-climate-
emissions-rule-replacement-coal-decline (accessed: 23.11.2022).
102
Хлопов О.А. Проблема изменения климата в энергетической политике администрации Джозефа Байдена
Khlopov, O.A. The Problem of Climate Change in the Energy Policy of the Biden Administration
19. Gustin, G. Climate Denial Pervades the Trump White House, But it’s Hitting
Some Limits. Inside Climate News. 8 January 2018.Available at: https://insideclimate-
news.org/news/08012018/climate-change-denial-trump-hoax-2017-year-review-
pruitt-tillerson-endangerment-finding (accessed: 01.12.2022).
20. Shear, M.D. Trump Will Withdraw U.S. From Paris Climate Agreement. The
New York Times. June 1, 2017. Available at: https://www.ny-
times.com/2017/06/01/climate/trump-paris-climate-agreement.html (accessed:
02.12.2022).
21. President Donald J. Trump Is Unleashing American Energy Dominance. The
White House Gov. May 14, 2019. Available at: https://www.whitehouse.gov/brief-
ings-statements/president-donald-j-trump-unleashing-american-energy-ominance/
(accessed: 03.12.2022).
22. U.S. Department of Energy.FY 2020 Budget Justification. 2019. Available at:
https://www.energy.gov/cfo/downloads/fy-2020-budget-justification (accessed:
03.12.2022).
23. Bipartisan Climate Roadmap. The Climate Leadership Council. February 13,
2020. Available at: https://clcouncil.org/reports/Bipartisan-Climate-Roadmap.pdf
(accessed: 03.12.2022).
24. H.Res.109 - Recognizing the duty of the Federal Government to create a Green
New Deal. 116th Congress (2019-2020). Available at: https://www.con-
gress.gov/bill/116th-congress/house-resolution/109/text (accessed: 03.12.2022).
25. Rapier, R. Can Joe Biden Decarbonize The U.S. Power Sector By 2035? Forbes.
Sep 13, 2020. Available at: https://www.forbes.com/sites/rrapier/2020/09/13/can-
joe-biden-decarbonize-the-us-power-sector-by-2035/ (accessed: 02.12.2022).
26. EIA.U.S. Primary Energy Consumption by Energy Source, 2021. Available at:
https://www.eia.gov/energyexplained/us-energy-facts/#tab3. (accessed:
02.12.2022).
27. Biden, J. Climate Change and Environmental Justice. joebiden.com. Available
at: https://joebiden.com/climate-plan/ (accessed: 03.12.2022).
28. Brown, M. Biden halts oil and gas leases, permits on US land and water. ABC
News. January 22, 2021. Available at: https://abcnews.go.com/Poli-
tics/wireStory/biden-suspends-oil-gas-leases-permits-60-days-75408745 (accessed:
03.12.2022).
29. Bradner, E., Mucha, S. Biden proposes $2 trillion for clean energy projects, calls
for end to power plant emissions by 2035. CNN. July 14, 2020. Available at:
https://edition.cnn.com/2020/07/14/politics/joe-biden-clean-energy-plan/in-
dex.html (accessed: 03.12.2022).
30. Tankersley, J. Biden Details $2 Trillion Plan to Rebuild Infrastructure and Re-
shape the Economy. The New York Times. March 31, 2021. Available at:
https://www.nytimes.com/2021/03/31/business/economy/biden-infrastructure-
plan.html (accessed:03.12.2022).
103
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION
2023; 3: 85-108
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
31. President Biden Takes Bold Executive Action to Spur Domestic Clean Energy
Manufacturing. The White House. Jun 06.2022. Available at:
https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/06/06/fact-
sheet-president-biden-takes-bold-executive-action-to-spur-domestic-clean-energy-
manufacturing/ (accessed:03.12.2022).
32. DOE Establishes Bipartisan Infrastructure Law's $9.5 Billion Clean Hydrogen
Initiatives. U.S. Department of Energy, February 15, 2022. Available at:
https://www.energy.gov/articles/doe-establishes-bipartisan-infrastructure-laws-95-
billion-clean-hydrogen-initiatives (accessed:30.11.2022).
33. Milman, O. Biden Plots $2tn Green Revolution but Faces Wind and Solar Back-
lash. The Gardian. 25.06. 2020. Available at: https://www.theguardian.com/environ-
ment/2020/jul/25/biden-clean-energy-renewable-wind-solar-backlash (accessed:
01.12.2022).
34. Building a Better America. The White House. 2021. Available at:
https://www.whitehouse.gov/build/ (accessed: 01.12.2022).
35. The White House. Fact Sheet: President Biden Takes Bold Executive Action to
Spur Domestic Clean Energy Manufacturing. Briefing Room. 06.06.2022. Available at:
https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/06/06/fact-
sheet-president-biden-takes-bold-executive-action-to-spur-domestic-clean-energy-
manufacturing/ (accessed: 03.12.2022).
36. CAP. Creating a Domestic U.S. Supply Chain for Clean Energy Technology.
Report. The Center for American Progress. Oct. 4, 2021. Available at:
https://www.americanprogress.org/article/creating-domestic-u-s-supply-chain-
clean-energy-technology/ (accessed: 01.12.2022).
37. Bairstow, J. Nearly 30 U.S. states see renewables generate more power than ei-
ther coal or nuclear. Energy Live News. 30 October 2020. Available at: https://www.en-
ergylivenews.com/2020/10/30/nearly-30-us-states-see-renewables-generate-more-
power-than-either-coal-or-nuclear/ (accessed: 30.11.2022).
38. Naimoli, S., Tsafor, N. New U.S. Offshore Wind target: from standing start to
30GW by 2030. Energy Post. May 6, 2021. Available at: https://energypost.eu/new-u-
s-offshore-wind-target-from-standing-start-to-30-gw-by-2030/ (accessed: 01.12.2022).
39. The Build Back Better Framework. The White House. Aug 13, 2021. Available
at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-re-
leases/2021/08/13/fact-sheet-president-bidens-build-back-better-agenda-will-de-
liver-historic-investments-in-american-families-and-communities/ (accessed:
03.12.2022).
40. Levin T. President Biden hopes to build 500,000 new electric car chargers by
2030. Business Insider. Mach 7, 2021, Available at: https://www.busi-
nessinsider.com/joe-biden-electric-vehicle-charging-stations-plan-industry-experts-
2030-2021-3 (accessed:03.12.2022).
41. DOE. President Biden’s Agenda for Building a Better America Will Lower En-
ergy 41. Costs for Working Families. US Department of Energy. April 1, 2022.
104
Хлопов О.А. Проблема изменения климата в энергетической политике администрации Джозефа Байдена
Khlopov, O.A. The Problem of Climate Change in the Energy Policy of the Biden Administration
Available at: https://www.energy.gov/policy/articles/president-bidens-agenda-
building-better-america-will-lower-energy-costs-working (accessed: 03.12.2022).
42. The Infrastructure Investment and Jobs Act. Public Law 117-58 117-th Con-
gress. Available at: https://www.congress.gov/117/plaws/publ58/PLAW-
117publ58.pdf (accessed: 03.12.2022).
43. Inflation Reduction Act of 2022. Whitehouse.gov. Available at:
https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/08/SAP-H.R.-5376.pdf
(accessed: 21.11.2022).
44. Caroll, R.E. The Insane Energy Policies of the Biden Administration. Modern
Diplomacy. June 15, 2022. Available at: https://moderndiplo-
macy.eu/2022/06/15/the-insane-energy-policies-of-the-biden-administration/ (ac-
cessed: 21.11.2022).
45. Bordoff, J., O’Sullivan, M.L. The New Energy Order. How Governments Will
Transform Energy Markets. Foreign Affairs. July/August 2022. Available at:
https://www.foreignaffairs.com/articles/energy/2022-06-07/markets-new-energy-
order?utm_medium=newsletters&utm_source=fatoday&utm_cam-
paign=The%20New%20Energy%20Order&utm_con-
tent=20220607&utm_term=FA%20Today%20-%20112017 (accessed: 05.12.2022).
46.The White House. Joint Statement Between the United States and the European
Commission on European Energy Security. 24 March. 2022. Available at:
https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/05/24/joint-
statement-between-the-united-states-and-the-european-commission-on-european-en-
ergy-security-3/ (accessed: 30.11.2022).
47. Krauss, C. Europe and the U.S. Make Ambitious Plans to Reduce Reliance on
Russian Gas. The New York Times. March 25, 2022. Available at: https://www.ny-
times.com/2022/03/25/business/energy-environment/biden-eu-liquefied-natural-
gas-deal-russia.html (accessed: 05.08.2022).
48. Hansler, J., Gaouette, N., Atwood, K. Blinken warns US is Falling Behind
China in Race to Dapitalize on Climate Opportunities. CNN. April 19, 2021. Available
at: https://edition.cnn.com/2021/04/19/politics/blinken-climate-speech/index.html
(accessed: (01.08.2022).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Давыдов А.Ю. США на мировом рынке энергоносителей. Россия и Америка в
XXI веке. 2018. Выпуск 4. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760000054-6-1/
(дата обращения 30.05.2022). DOI: 10.18254/S0000054-6-1
Золина С.А., Копытин И.А., Резникова О.Б. «Сланцевая революция» в США
как главный драйвер перестройки мирового рынка нефти. Контуры глобальных
трансформаций: политика, экономика, право. 2019. Т.12. № 6. С. 71-93. DOI:
10.23932/2542-0240-2019-12-6-4
105
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION
2023; 3: 85-108
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Старкин С.В., Приписнова Е.С., Кривов С.В. Вопросы энергетической безопас-
ности во внешней политике США и ЕС: сравнительный анализ. Международные
отношения. 2022. № 1. С. 75-89. DOI: 10.7256/2454-0641.2022.1.37120
Хлопов О.А. Энергетическая политика администрации Д. Трампа: новые из-
менения и результаты. Теории и проблемы политических исследований. 2022. Том 11.
1А. С. 140- 150. DOI: 10.34670/AR.2022.25.67.017
Шлихтер А.А. Климатическая повестка демократов и использование в США
природосберегающих технологий. США & Канада: экономика, политика, культура.
2021. № 6. C. 71-88. DOI: 10.31857/S268667300015220-2
REFERENCES
Avella, D. Biden Backs Green Radicals Even though Americans Want US Energy.
American Thinker. April, 2022. Available at: https://www.american-
thinker.com/blog/2022/04/biden_backs_green_radicals_even_though_ameri-
cans_want_us_energy.html (05.12.2022).
Bazilian, M., Sovacool, B., Moss, T. Rethinking Energy Statecraft: United States
Foreign Policy and the Changing Geopolitics of Energy. Global Policy, 2017, № 8(3),
рр. 422-425.
Bernell, D., Simon, Ch. A. The Energy Security Dilemma: US Policy and Practice.
Routledge. 2016.
Вobreski, J. Alternate Energy and Climate Change: In the Age of Trump. Kindle
Edition. 2020.
Bomberg, E. The 2020 US Election and its Climate Consequences. Environmental
Politics. 2021, Vol.30, №:5, рp. 854-862. DOI: 10.1080/09644016.2021.1920769
Boersma, T., Johnson, C. United States' Energy Diplomacy. Center on Global En-
ergy Policy. Columbia, SIPA. 2018.
Brewer, T. Transforming U.S. Climate Change Policies. Springer Cham. 2022.
Bulut, U., Shahbaz, M., Vol, X.V. Renewable energy-economic growth nexus revis-
ited for the USA: do different approaches for modeling structural breaks lead to differ-
ent findings? Environmental Science and Pollution Research. 2022, Vol.29, pp.30134-
30144.
Corsi, G.R. The Truth about Energy, Global Warming, and Climate Change: Ex-
posing Climate Lies in an Age of Disinformation. Post Hill Press. 2022.
Devine, R.S. Bush Versus the Environment. Anchor. 2007.
Davydov, A.Yu. SShA na mirovom rynke energonositelei [USA in the World En-
ergy Market] (In Russ). Russia and America in the XXI Century. 2018. Issue 4. Available
at: https://rusus.jes.su/s207054760000054-6-1/ (accessed 05/30/2022). DOI:
10.18254/S0000054-6-1
Elder, M. Optimistic Prospects for US Climate Policy in the Biden Administration.
Institute for Global Environmental Strategies. 2021.
Epstein, A. Fossil Future: Why Global Human Flourishing Requires More Oil,
Coal and Natural Gas--Not Less. Portfolio. 2022.
106
Хлопов О.А. Проблема изменения климата в энергетической политике администрации Джозефа Байдена
Khlopov, O.A. The Problem of Climate Change in the Energy Policy of the Biden Administration
Findling, H. A Regional Energy Market to Achieve California’s Renewable Energy
Goals. Consilience. 2021 № 24, рр.1-16.
Geri, L.R. Energy Policy in the U.S.: Politics, Challenges, and Prospects for
Change. Routledge, 2011.
Gold, R. The Boom: How Fracking Ignited the American Energy Revolution and
Changed the World. Simon & Schuster. 2015.
Grosman, P.Z. S Energy Policy and the Pursuit of Failure. Cambridge University
Press. 2013.
Khlopov, O.A. Energeticheskaia politika administratsii D. Trampa: novye izmene-
niia i rezul'taty [Energy Policy of the Trump Administration: New Changes and Re-
sults] (in Russ.). Theories and Problems of Political Research. 2022. Volume 11. 1A. pp. 140-
150. DOI: 10.34670/AR.2022.25.67.017
Klass, A.B. Energy Transition in the Trump Administration and Beyond. Environ-
mental Law, Vol. 51, № 1, 2021, pp. 241-66.
Miller, R.M. Will Obama Strangle the American Energy Juggernaut? The National
Interests. April 10, 2015.
Mildenberger, M. The Development of Climate Institutions in the United States
Environmental Politics. 2021., Vol.30. №1, рр. 71-92.
DOI: 10.1080/09644016.2021.1947445
Pumphrey, C. Global Climate Change: National Security Implications. Lulu.com.
2014.
Shaffer, B. Energy Politics. Philadelphia: University of Pennsylvania Press. 2009.
Shlikhter, A.A. Klimaticheskaia povestka demokratov i ispol'zovanie v SShA pri-
rodosberegaiushchikh tekhnologii [Climate Agenda of Democrats and the Use of En-
vironmental Technologies in the USA] (in Russ.). USA & Canada: Economics - Politics -
Culture. 2021. No. 6. C. 71-88. DOI: 10.31857/S268667300015220-2
Sikorsky, E. National Security and Climate Change: The Attention It Deserves?
Survival. 2022. Vo. 64. № 1, pp. 67-73. DOI: 10.1080/00396338.2022.2032961
Silverman-Roati, K. U.S. Climate Change Litigation in the Age of Trump: Full
Term. Sabin Center for Climate Change Law.Columbia Law School. 2021.
Starkin, S.V., Pripisnova, E.S., Krivov, S.V. Voprosy energeticheskoi bezopasnosti
vo vneshnei politike SShA i ES: sravnitel'nyi analiz [Issues of Energy Security in the
Foreign Policy of the USA and the EU: Comparative Analysis] (in Russ.). International
Relations. 2022. No. 1. P. 75-89. DOI: 10.7256/2454-0641.2022.1.37120
Tubb, K. Biden’s Radical, Anti-Fossil Fuel Energy Policy Costs Americans Dearly.
The Heritage Foundation. Jun 28th, 2022. Available at: https://www.heritage.org/en-
ergy-economics/commentary/bidens-radical-anti-fossil-fuel-energy-policy-costs-
americans-dearly (03.12.2022).
Wendler, F. US Climate Politics since the Paris Agreement. In: Framing Climate
Change in the EU and US after the Paris Agreement. Palgrave Studies in European
Union Politics. Palgrave Macmillan, Cham. 2022.
107
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION
2023; 3: 85-108
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Zolina, S.A., Kopytin, I.A., Reznikova, O.B. «Slantsevaia revoliutsiia» v SShA kak
glavnyi draiver perestroiki mirovogo rynka nefti ["Shale Revolution" in the USA as
the Main Driver of the Restructuring of the Global Oil Market] (in Russ.). Contours of
global transformations: politics, economics, law. 2019. V.12. No. 6. S. 71-93. DOI:
10.23932/2542-0240-2019-12-6-4
Zyche, B. The Green New Deal: Economics and Policy Analytics. American Enter-
prise Institute. 2019.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
ХЛОПОВ Олег Анатольевич,
Oleg A. KHLOPOV, Cand. Sci. (Pol-
кандидат политических наук, доцент
itics), Associate Professor of American
кафедры американских исследова-
Studies, Russian State University for the
ний, Российский государственный гу-
Humanities.
манитарный университет.
6, Miusskaya square, Moscow,
Российская Федерация,
125993,
125993 Russian Federation.
Москва, Миусская площадь, 6.
Статья поступила в редакцию / Received 06.01.2023.
Поступила после рецензирования / Revised 20.01.2023.
Статья принята к публикации / Accepted 21.01.2023.
108