Фейст А.А. Политика президента США Дж. Байдена в отношении автомобильной промышленности страны
Feist, A.A. The Automotive Industry Policy of the President of the USA Joseph Biden
УДК 330.33.01
JEL: F2, N6, O51
DOI: 10.31857/S2686673023030070
EDN: HBRFUM
Политика президента США Дж. Байдена в отношении
автомобильной промышленности страны
А.А. Фейст
Институт США и Канады имени академика Г.А. Арбатова
Российской академии наук (ИСКРАН)
Российская Федерация, 121069, Москва, Хлебный пер., д. 2/3
ORCID: 0000-0002-6363-3951 e-mail: alexlesnikh@yandex.ru
Резюме. Государственные регуляторные новеллы в отношении любой отрасли реаль-
ного сектора экономики в значительной степени влияют не только на широкий набор
потребительских характеристик готовой продукции, но и непосредственно на сам биз-
нес, занятый её выпуском. Автомобильная промышленность - одна из важнейших в
структуре экономики США - не исключение, и именно её поддержке и трансформации
уделялось очень пристальное внимание последних на данный момент трех президентов
США. Так, Барак Обама непосредственно участвовал в спасении компаний «Большой
тройки» от банкротства в годы мирового финансового кризиса, а Дональд Трамп, отме-
нивших часть введенных его предшественником экологических регуляторных норм,
практически вынуждал руководителей концернов возвращать производство автомобилей
из других стран на территорию США. В этой статье анализируются экономическая поли-
тика кабинета нынешнего, 46-го президента США Джозефа Байдена в отношении авто-
мобильной промышленности страны, ее влияние на бизнес автопроизводителей, энерге-
тическую инфраструктуру США, внутренний автомобильный рынок страны, а также
рассматриваются дополнительные механизмы, которые могли бы поддержать развитие
автомобильной промышленности США на нынешнем этапе.
Ключевые слова: автомобильная промышленность, США, Джозеф Байден, электро-
мобили, экология, экономическая политика, энергетика, устойчивое развитие.
Для цитирования: Фейст А.А. Политика президента США Дж. Байдена в
отношении автомобильной промышленности страны. США & Канада: экономика,
политика, культура, 2023; 53(3):109-122.
DOI: 10.31857/S2686673023030070
EDN: HBRFUM
The Automotive Industry Policy
of the President of the USA Joseph Biden
A.A. Feist
Georgy Arbatov Institute for U.S. and Canada Studies,
2/3 Khlebny per., Moscow, 121069, Russian Federation.
ORCID: 0000-0002-6363-3951 e-mail: alexlesnikh@yandex.ru
109
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION
2023; 3: 109-122 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Abstract. Regulatory changes in any branch of the real sector of the economy have a strong
impact not only on a wide range of consumer characteristics of finished products, but also di-
rectly on the business itself engaged in its production. The automotive industry, one of the most
important in the structure of the US economy, is no exception; at least the last three US presi-
dents have paid close attention to its support and transformation. Barack Obama was directly
involved in saving the Big Three companies from bankruptcy during the years of the global
financial crisis, and Donald Trump, who canceled some of the environmental regulations intro-
duced by his predecessor, practically forced the leaders of automakers to return car production
from other countries to the United States. This article analyzes the economic policy of the cab-
inet of the current 46th US President Joseph Biden in relation to the country's auto industry, its
impact on the business of automakers, the US energy infrastructure, the country's domestic
auto market, and also considers additional mechanisms that could further support the transfor-
mation and development US automotive industry.
Keywords: automotive industry, USA, president Joseph Biden, electric vehicles, ecology,
economic policy, energy, sustainable development.
For citation: Feist A.A. The Automotive Industry Policy of the President of the USA Jo-
seph Biden. USA & Canada: economics, politics, culture. 2023; 53(3):109-122.
DOI: 10.31857/S2686673023030070
EDN: HBRFUM
ВВЕДЕНИЕ
Стимулирование трансформации и дальнейшего передового развития авто-
мобильной промышленности в США стало одним из ключевых обещаний ны-
нешнего президента США Джозефа Байдена ещё в 2020 г. на этапе предвыборной
гонки. В качестве одного из пунктов в своей стратегии он указывал намерение со-
здать 1 млн рабочих мест в американской автомобильной промышленности,
устойчивые внутренние цепочки поставок для производства автомобилей, а также
принципиально новую сервисную инфраструктуру - от материалов и запчастей
до масштабной национальной сети зарядных станций для электромобилей [1].
Стоит отметить, что подавляющее большинство инициатив президента
Дж. Байдена и его администрации, направленных на поддержку автомобильной
промышленности страны, по своей сути являются частью более масштабной
программы экологической трансформации всей экономики государства и со-
здания её более устойчивой и углеродно-нейтральной модели. Достичь этой це-
ли администрация президента изначально планирует за счёт ускоренной элек-
трификации, в том числе личного транспорта, который при этом должен созда-
ваться преимущественно на территории США, а не импортироваться, а основ-
ной вклад в изменение производственной конъюнктуры должны внести компа-
нии, уважающие и защищающие права своих сотрудников.
Среди первых инициатив президента Байдена, направленных в том числе на
трансформацию автомобильной промышленности, можно выделить переприсо-
единение к Парижскому соглашению о климате [2], указ о выходе из которого
ранее подписал президент Д. Трамп; исполнительный указ о защите здоровья
110
Фейст А.А. Политика президента США Дж. Байдена в отношении автомобильной промышленности страны
Feist, A.A. The Automotive Industry Policy of the President of the USA Joseph Biden
граждан и природы и восстановлении науки для борьбы с климатическим кри-
зисом [3], а также исполнительный указ о борьбе с климатическим кризисом
внутри страны и за рубежом [4].
Как объясняют некоторые отраслевые исследователи, все действия и заявле-
ния администрации президента Байдена чётко устанавливают три основные
цели, которым должны следовать производители автомобилей и их поставщики:
борьба с изменением климата, наращивание внутреннего производства и со-
блюдение трудовых прав - всё это поддерживается путём создания федеральных
государственных грантов, займов и создания возможностей для заключения со-
ответствующих контрактов. В частности, отмечает вице-президент по исследо-
ваниям Центра автомобильных исследований в Мичигане (CAR) Кристин Джи-
чек (Kristin Dziczek), администрация президента Байдена намерена ускорить пе-
реход отрасли к производству автомобилей на электрической тяге, используя в
качестве позитивного подкрепления плановые инвестиции в развитие чистой
энергетики, автозарядную инфраструктуру, исследования и разработки новых
электромобилей и аккумуляторов, при этом вводя более строгие правила в от-
ношении экономии топлива и выбросов парниковых газов [5].
Одна из главных амбициозных целей администрации президента Байдена в
рамках текущей экологической повестки - довести долю электромобилей в
структуре продаж новых авто на территории США до 50% к 2030 году. Ожидает-
ся, что новые стандарты выбросов и топливной эффективности, разработанные
совместно Агентством по защите окружающей среды (Environmental Protection
Agency, EPA) и Министерством транспорта США (United States Department of
Transportation, DOT), позволят сэкономить около 200 млрд галлонов моторного
топлива, сократить выбросы углекислого газа на 2 млрд метрических тонн, что
сопоставимо со 140 млрд долл. США чистой выгоды в период действия Двухпар-
тийной инфраструктурной сделки, а также помогут автовладельцам сэкономить
до 900 долл. США за время владения автомобилем [6].
Тем не менее, реализация всех перечисленных планов сталкивается с опре-
деленными сложностями, в том числе из-за проблем технологического, геополи-
тического и геоэкономического характера. От их решения напрямую зависит то,
в какой степени кабинету Джозефа Байдена удастся реализовать планы по элек-
трификации транспорта на внутреннем рынке страны и сделать экономику
США углеродно-нейтральной, как это планируется на данный момент [7].
Для удобства в тексте данной статьи мы будем называть «электромобилями»
все виды личного автотранспорта с повышенными экологическими характери-
стиками
- непосредственно электромобили (EVs), подключаемые гибриды
(PHEVs) и электромобили на топливных элементах (FCEVs).
РАЗВИТИЕ РЫНКА ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ,
ДИНАМИКА СПРОСА И ЕГО ПОДДЕРЖКА
111
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION
2023; 3: 109-122 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Несмотря на то, что США первыми в мире наладили серийный выпуск
гражданских электромобилей, сейчас страна далека от первого места по их по-
вседневному использованию, и внутренний рынок электромобилей страны зна-
чительно меньше, чем в Китае или странах Европы. По последним данным
Международного энергетического агентства (МЭА, International Energy Agency -
IEA), в 2021 г. доля электромобилей в структуре продаж новых авто в США со-
ставила только 5% (631 тыс. ед.), в то время как в Китае она составила 16%
(3 334 тыс. ед.) и 17% в странах Евросоюза (2 284 тыс. ед.) [8]. При этом США от-
стают и по темпам прироста доли электромобилей в структуре продаж: в 2020 г.
она составляла 2% против 5% и 10% в Китае и ЕС соответственно.
Такое отставание США от Китая в первую очередь объясняется значитель-
ной разницей в показателях насыщенности внутренних рынков. Так, по данным
на 2022 г. в США было зарегистрировано 890 автомобилей на 1 тыс. жителей [9]
(5-е место по этому показателю в мире), в то время как в Китае - всего 221 авто-
мобиль на 1 тыс. человек [10] (89-е место в мире). Таким образом, большинство
электромобилей в Китае, по сути, становятся первыми машинами у местных жи-
телей по мере роста благосостояния населения, в то время как в США электро-
мобили замещают те авто с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), которыми
граждане владели ранее. При этом средний срок службы личного автомобиля в
США составляет в среднем 8,4 года, а у топ-10 моделей по популярности на рын-
ке этот показатель варьируется в диапазоне 9,7-11,4 лет [11]. Это означает, что в
ближайшие годы, по мере выбытия автопарка на ДВС прошлых модельных ря-
дов, доля электромобилей в структуре продаж новых авто на территории страны
будет заметно увеличиваться. Данный тезис подтверждается результатами ис-
следований: по информации Исследовательского центра Пью (Pew Research Cen-
ter), две трети американцев в целом поддерживают инициативы, связанные с
расширением производства и внедрением гибридных и электромобилей, а 42%
респондентов отметили, что с высокой долей вероятности купят электромобиль,
когда придёт время менять нынешний. Вдобавок, среди тех, кто уже владеет та-
ким автомобилем, доля тех, кто не планирует возвращаться к эксплуатации ав-
томобилей на ДВС составляет 68% [12].
С потребительской точки зрения, переходу к эксплуатации гибридного или
полностью электрического автомобиля способствует стремительный рост цен на
горючее ископаемое топливо, ставшее одной из причин резких скачков инфля-
ции в США, наблюдаемых с апреля 2021 г. [13] - с того момента к началу декабря
2022 г. цена одного галлона бензина категории «премиум» в среднем по стране
выросла с 2,95 до 4,17 долл. США [14].
Росту интереса к эксплуатации электромобилей способствует и направ-
ленная на создание первой национальной сети зарядных станций политика
кабинета Дж. Байдена: согласно плану на территории страны должны по-
явиться 500 тыс. таких устройств - на реализацию инфраструктурного про-
екта было выделено 7,5 млрд долл. США [15]. О начале финансирования
112
Фейст А.А. Политика президента США Дж. Байдена в отношении автомобильной промышленности страны
Feist, A.A. The Automotive Industry Policy of the President of the USA Joseph Biden
строительства станций на протяжении 53 тыс. миль национальной системы
хайвеев (инвестиции составят 0,9 млрд долл.) президент Дж. Байден объявил
в сентябре 2022 г. в рамках визита на Североамериканский международный
автосалон (NAIAS, North American International Auto Show), ранее Детройт-
ский автосалон (Detroit Auto Show), где он объявил о включении в закон
«О снижении инфляции», подписанный месяцем ранее, пункта о налоговом
вычете в размере 7,5 и 4 тыс. долл. для покупателей новых и подержанных
электромобилей соответственно [16].
ИНВЕСТИЦИИ В ТРАНСФОРМАЦИЮ И РАЗВИТИЕ
АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Политика кабинета президента Дж. Байдена в отношении электромобилей
очевидным образом стимулирует автопроизводителей к расширению линеек
таких транспортных средств, а также долгосрочному инвестированию в разра-
ботку соответствующих технологий и производственных линий для их выпуска.
С момента вступления Дж. Байдена в должность президента США частные ком-
пании инвестировали около 85 млрд долл. в производство электромобилей, ба-
тарей и зарядных станций на территории страны. При этом только в 2022 г. ин-
вестиции в выпуск электромобилей на территории страны составили 13 млрд
долл., что в 3 раза больше аналогичного показателя 2020 года [17].
Таблица
Новые частные инвестиционные проекты в области производства
электромобилей и компонентов в период президентства Дж. Байдена
Область
Компания
Инвестпроект
Электромо-
«Тойота»
Компания объявила инвестиции в размере
били и про-
(Toyota)
2,5 млрд долл. в модернизацию производ-
изводство
ственной площадки в Гринсборо, штат
батарей
Северная Каролина
Хонда (Honda) и
Компании объявили совместные инвести-
«Эл-джи энер-
ции в размере 4,4 млрд долл., место распо-
джи солюшн»
ложения инвестпроекта станет известно
(LG
Energy
позже
Solution)
«Форд мотор
Компания объявила инвестиции в размере
компани» (Ford
3,7 млрд долл. в расширение сборочных
Motor Company)
производств в Мичигане, Огайо и Миссу-
ри, создаст 6,2 тыс. новых рабочих мест
«Панасоник»
Компания намерена инвестировать 4 млрд
(Panasonic)
долл. в строительство завода на 4 тыс. ра-
бочих мест в Де-Сото, Канзас. Также она
оценивает возможность инвестировать до-
113
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION
2023; 3: 109-122 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
полнительно 4 млрд долл. в создание до-
полнительной фабрики по производству
батарей для электромобилей
«Хёндэ»
Компания потратит
5,5 млрд долл. на
(Hyundai)
строительство завода по выпуску батарей и
электромобилей возле Саванны, штат
Джорджия
«Дженерал
Компания получила займ в 2,5 млрд долл.
моторс» (General
по спецпрограме Минэнерго США для ор-
Motors)
ганизации производств по выпуску бата-
рей в Огайо, Теннесси и Мичигане
«Самсунг Эсди-
Инвестирует 3,1 млрд долл. в совместное со
ай Америка»
«Стилантис» (Steelantis) производство бата-
(Samsung
SDI
рей в Кокомо, штат Индиана.
America)
Переработка
«Пьемон
Компания вложит 582 млн долл. в создание
материалов
литиум» (Pied-
производства по переработке, рафиниро-
для батарей
mont Lithium)
ванию и производству гидроксида лития в
юго-восточной части Теннесси
«Сирба
Инвестирует 200 млн долл. в расширение
солюшнс» (Cirba
существующих мощностей по переработке
Solutions)
отслуживших литиевых батарей в Ланка-
стере, штат Огайо, и планирует увеличить
объём переработки батарей на 600%
Зарядные
«Эй-би-би»
Компания построит новую фабрику по
станции для
(ABB)
производству зарядок для электромобилей
электромо-
в Колумбии, штат Южная Каролина, пред-
билей
приятие будет выпускать до
10 тыс.
устройств в год
Линкольн
Компания запустит в Кливленде, штат
электрик
Огайо, новое производство быстрых заря-
(Lincoln Electric)
док, работающих от бытовой электросети
«Дженерал
Компания совместно с «Дельта электро-
моторс» (General
никс» (Delta Electronics) и «Ивиго» инвести-
Motors)
рует 750 млн долл. в создание инфраструк-
туры для зарядки электромобилей, в том
числе на стоянках для грузовиков феде-
ральной сети «Пайлот энд Флаин Джи»
(Pilot and Flying J)
Составлено по: [17]
114
Фейст А.А. Политика президента США Дж. Байдена в отношении автомобильной промышленности страны
Feist, A.A. The Automotive Industry Policy of the President of the USA Joseph Biden
Также важно отметить, что, помимо средств на строительство 500 тыс. заряд-
ных станций для электромобилей на территории всей страны, закон «Об инве-
стициях в инфраструктуру и рабочие места» (Infrastructure Investment and Jobs Act,
IIJA), подразумевает дополнительные инвестиции в размере более 7 млрд долл. в
обеспечение производств автомобилей и запчастей критически важными мине-
ралами и другими компонентами, необходимыми для производства батарей.
Тот же нормативный документ расширяет инициативы кабинета президента
Дж. Байдена за пределы личного транспорта и предполагает выделение допол-
нительно более 39 млрд долл. на модернизацию и приведение к более высоким
экологическим стандартам некоторых видов общественного транспорта - в
первую очередь транзитных (городских) автобусов. Таким образом на обновле-
ние городского транспорта, вывода устаревших моделей из эксплуатации и ор-
ганизацию работы нового городского транспорта с нулевыми выбросами в бли-
жайшие пять лет будет потрачено суммарно 89,9 млрд долл. США [18].
Весной 2022 г. стартовала совместная с Агентством по охране окружающей
среды (Environmental Protection Agency, EPA) пятилетняя программа замены
школьных автобусов на аналоги с нулевыми или сниженными выбросами - со-
гласно двухпартийному инфраструктурному закону, на эту программу выделе-
но 5 млрд долл. США [19].
Нельзя не упомянуть и принятый большинством голосов Палаты представи-
телей летом 2022 г. закон «О чипах и науке» (CHIPS and Science Act). Он, среди
прочего, предполагает выделение субсидий в размере 52 млрд долл. для компа-
ний, намеренных организовать на территории страны полупроводниковые
производства - за счёт этого администрация Дж. Байдена намерена снизить кри-
тическую зависимость американских автопроизводителей от поставок чипов из
Тайваня [20].
В то же время с первых дней президентства Дж. Байдена в соответствии с ис-
полнительным указом первого дня (President’s Day One Executive Order) EPA и
Национальная администрация безопасности дорожного движения (National
Highway Traffic Safety Administration, NHTSA) пристально работают над ликвида-
цией вредоносного отката экологических стандартов, совершённого админи-
страцией Д. Трампа. В частности, Д. Трамп отменил требование администрации
президента Б. Обамы о достижении среднего показателя топливной эффектив-
ности на транспорте на уровне 54,5 mpg (miles per gallon - сколько миль может
проехать автомобиль на одном галлоне топлива) к 2025 г., установив показатель
40 mpg [21]. Президент Дж. Байден весной 2022 г. ужесточил это требование до
49 mpg к 2026 году [22].
Новые стандарты двух агентств вступают в силу для автомобилей модельно-
го ряда 2023 и 2024 гг., а качественные параметры соответствуют самым передо-
вым в стране, определённым «Калифорнийским рамочным соглашением» [23],
заключённым между штатом Калифорния и пятью автопроизводителями -
115
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION
2023; 3: 109-122 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
«Форд», «Хонда», «Фольксваген групп» (Volkswagen Group), БМВ (BMW) и «Воль-
во» (Volvo).
ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ ПОЛИТИКИ БЕЛОГО ДОМА В ОТНОШЕНИИ
АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ США
Одна из ключевых экономических проблем, существенно затрагивающих
внутренние бизнес-процессы автопроизводителей США, состоит в постоянно
меняющихся экологических требованиях к производству автомобилей - как мы
помним, требования к показателю mpg существенно менялись в противополож-
ные стороны при каждом из трёх последних президентов США. В частности,
ужесточение таких норм приводит к тому, что производители вынуждены вкла-
дывать дополнительные средства в разработку, совершенствование и производ-
ство каталитических нейтрализаторов и прочих устройств, снижающих объёмы
выбросов в окружающую среду. Такие расходы впоследствии перекладываются
на потребителя, что в результате приводит к росту цен на новые автомобили и,
как следствие, дополнительно способствует росту потребительской инфляции.
Другая проблема нестабильности регуляторных требований в том, что авто-
производители вынуждены подстраивать характеристики будущих модельных
рядов под эти правила, которые в данном контексте меняются только на терри-
тории США. Вместе с тем, подавляющее большинство автопроизводителей
страны поставляют существенную долю своей продукции в другие страны с
иными регуляторными требованиями. Это приводит к тому, что автопроизво-
дители фактически вынуждены разрабатывать одновременно несколько вари-
антов технических комплектаций для всего модельного ряда, чтобы выпускае-
мая продукция соответствовала локальным регуляторным нормам других стран
[24], что, в свою очередь, снижает экономический эффект масштаба в производ-
стве и приводит к снижению конкурентоспособности продукции американской
автомобильной промышленности.
Решением этой проблемы могла бы стать проактивная позиция представи-
телей США на уровне профильных международных организаций, а также на
различных мировых климатических саммитах, участники которых в последние
годы только констатируют ухудшение экологической ситуации в мире и не
предлагают никаких конкретных мер по ускоренному достижению углеродной
нейтральности мировой экономики [25]. Через взаимодействие с другими стра-
нами регуляторные органы США должны активно заниматься продвижением и
интеграцией в национальные законодательства других стран самых передовых
экологических норм и параметров для автотранспорта, причём за основу можно
взять уже существующие практики вроде «Калифорнийского рамочного согла-
шения», упоминавшегося в этой статье ранее. Это позволит унифицировать
экологические параметры для новых модельных рядов автомобилей, усилить
116
Фейст А.А. Политика президента США Дж. Байдена в отношении автомобильной промышленности страны
Feist, A.A. The Automotive Industry Policy of the President of the USA Joseph Biden
экономический эффект масштаба при их производстве, повысив тем самым це-
новую конкурентоспособность продукции американских автопроизводителей, и
упростить ей доступ на зарубежные рынки.
Резкий сдвиг спроса и его переориентация на электромобили также усугуб-
ляют корпоративные риски в отрасли, и даже, несмотря на государственные ме-
ры поддержки производителей, многие специализированные компании могут
столкнуться с серьёзными сбоями в бизнес-процессах. Как отмечают специали-
сты «Контрол рискс груп холдингс. Лтд.» (Control Risks Group Holdings Ltd), в
наибольшей степени таким рискам подвержены производители топливных и
выхлопных систем, из-за чего многие OEM-производители уже сейчас фактиче-
ски вынуждены переориентировать своё производство на выпуск принципиаль-
но иной продукции [26].
С другой стороны, производство электромобилей неразрывно связано с тех-
нологическим переходом к усовершенствованным системам помощи водителю,
интеграции программно-аппаратных комплексов для внедрения функций авто-
пилота и так далее. Это, как отмечают отраслевые эксперты, выводит на совер-
шенно новый уровень проблему кибербезопасности на автотранспорте. Из-за
этого автопроизводители вынужденно сталкиваются к совершенно несвойствен-
ными им проблемами при производстве автомобилей вплоть до внедрения ме-
ханизмов защиты доступа к персональным данным автовладельцев. Но стоит
отметить, что Национальная администрация безопасности дорожного движения
на трассах активно занимается проработкой правовых и регуляторных механиз-
мов в этой области.
Существенной проблемой для современной автомобильной промышленно-
сти США остаётся заградительная таможенная и тарифная политика кабинета
президента Дж. Байдена, фактически сохранившая логическую преемственность
с периодом президентства Д. Трампа. Она, в частности, создаёт дополнительные
проблемы для международных цепочек поставок в промышленности, так и не
восстановившихся после коронакризиса 2020 г., что непосредственно сказывает-
ся на доступности тех или иных деталей для автомобильных производств. Среди
недавних примеров - вынужденная остановка производства на заводе «Ниссан»
(Nissan) в штате Миссисипи, связанная с дефицитом полупроводников [27].
В этом смысле вся промышленная политика кабинета президента Байдена, завя-
занная на принципе «покупай американское», вызывает аналогичную реакцию
за рубежом и приводит к введению протекционистских мер со стороны других
стран, прежде всего - Китая. Как отмечают эксперты Института Катона (Cato In-
stitute), в результате это может привести к оттоку инвестиций в производство
электромобилей, запчастей и батарей и падению занятости в секторе производ-
ства автомобилей непосредственно на территории страны - протекционистские
меры не раз доказывали, что они не являются действенными для оживления
промышленных секторов и скорее ослабляют их важные экономические показа-
117
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION
2023; 3: 109-122 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
тели, в числе которых - объём производства, добавленная стоимость, прямые
иностранные инвестиции, НИОКР и капитальные затраты [28].
Стоит отметить, что в некоторых конкретных случаях внешняя заградитель-
ная экономическая политика кабинета президента Дж. Байдена проводится
слишком агрессивно, что может резко негативно сказаться на производстве ав-
томобилей внутри страны. Так, например, руководство Белого дома планирует
ввести полный запрет (или равнозначные заградительные пошлины) на импорт
алюминия из России в качестве санкций за проведение СВО [29]. Как отмечают
аналитики Блумберга (Bloomberg), это приведёт к резкому росту цен на корпус-
ной металл из-за того, что многие промышленные предприятия страны будут
вынуждены в срочном порядке искать альтернативные источники поставок.
Аналогичная мера уже ударила по некоторым автомобильным производствам
и рискует привести к временной полной остановке выпуска автомобилей на тер-
ритории страны. Речь идёт об указе президента Дж. Байдена, полностью запре-
тившем использование в промышленности чипов, произведённых не на террито-
рии США. Как отмечают отраслевые аналитики, это привело к полной остановке
соответствующих производств в Китае и вынудило местных специалистов амери-
канского происхождения уволиться с предприятий [30]. Такая провокация, пара-
лизовавшая всю полупроводниковую отрасль КНР, может вынудить правитель-
ство Китая ввести зеркальные меры против американских компаний, что негатив-
но скажется на всём американском технологическом бизнесе - от производства
компьютерной техники и смартфонов до выпуска электромобилей.
На потребительском уровне существенные проблемы от перехода на элек-
тромобили для большинства автовладельцев связаны с энергетической инфра-
структурой в широком смысле - они касаются не только доступности зарядных
станций, но в первую очередь общих проблем перехода к возобновляемым ис-
точникам энергии (ВИЭ), наметившихся ещё в период выхода США из Париж-
ского соглашения по климату [Корнеев А.В., 2018]. Суть в том, что добиться ре-
ального снижения выбросов СО2 за счёт внедрения электромобилей можно
только в том случае, если электричество для их зарядки также будет проводить-
ся на основе чистых и возобновляемых источников энергии, а не за счёт сжига-
ния ископаемого топлива. Тем не менее перспектива перехода энергосистемы
страны на ВИЭ уже доказывает свою несостоятельность во многом из-за крайне
ограниченной и рассеянной ресурсной базы, а также несовершенства существу-
ющих механизмов выработки чистого электричества. Показательным примером
служат ежегодные энергетические кризисы на юге США, особенно в штате Техас
[31] - там из-за обледенения зимой выходят из строя ветряные установки, что
моментально приводит к коллапсу всей местной энергосети.
Из-за этого естественным образом резко выросли розничные цены на элек-
тричество: в дни заморозок полная зарядка автомобиля Тесла (Tesla) обходилась
их владельцам в 900 долл., хотя в обычные периоды она стоит в 50 раз меньше -
18 долл. [32]. Такие события способны в короткий период изменить отношение
118
Фейст А.А. Политика президента США Дж. Байдена в отношении автомобильной промышленности страны
Feist, A.A. The Automotive Industry Policy of the President of the USA Joseph Biden
автовладельцев к электромобилям, оттолкнув от их приобретения и сторонни-
ков экологически чистого вида транспорта, а также уничтожить выгоду от ис-
пользования такого вида транспорта, которая достигается из-за дешевизны элек-
троэнергии в сравнении с постоянно растущими ценами на моторное топливо,
зависящими от ситуации на мировом нефтяном рынке.
Решением этой проблемы могут стать экономические демпферные механиз-
мы, существующие в отдельных странах в отношении рынка горючего моторного
топлива, сдерживающие цены на него в пределах текущей инфляции. Касательно
электромобилей такой демпфер в США мог бы работать в качестве некоего обяза-
тельства электрогенерирующих компаний поставлять компаниям - операторам
зарядных станций определённый объём электричества, рассчитанный по количе-
ству зарегистрированных на территории штата автомобилей на электрической
тяге. В случае если компания, организуя такие поставки, недополучает прибыль,
которую она могла бы зафиксировать при продаже другим контрагентам, она
может претендовать на компенсацию из средств местного бюджета штата. Если
избыточная прибыль фиксируется провайдером при продаже электроэнергии
операторам зарядных станций, поставщики электроэнергии должны быть обяза-
ны возместить разницу в бюджет штата. Альтернативным вариантом может по-
служить специальная заявительная программа возмещения избыточных трат ав-
товладельцев, возникших в кризисные для энергорынка периоды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ экономической политики администрации президента Дж. Байдена в
отношении национальной автомобильной промышленности показывает, что бла-
годаря ей отрасль активно становится на путь технологической трансформации
для радикального снижения объёма выбросов СО2 и негативного воздействия на
окружающую среду. Этому способствуют как регуляторные изменения в отноше-
нии самой автомобильной промышленности, так и различные меры, непосред-
ственно направленные на поддержку спроса - налоговые преференции покупате-
лям электромобилей, прямые субсидии на закупку общественного транспорта с
повышенными экологическими характеристиками и так далее. Тем не менее не-
достаток отдельных мер поддержки внедрения экологичного транспорта в граж-
данскую эксплуатацию, отсутствие гарантий сохранения трендов индустриаль-
ной политики Белого дома при смене администраций, а также агрессивная и не-
дружелюбная внешняя экономическая политика кабинета Дж. Байдена сдержи-
вают потенциал автомобильной промышленности США и не дают ей провести
трансформацию отрасли в полной мере и максимально возможными темпами.
Однако корректировка отдельных векторов внутренней и внешней экономиче-
ской политики Белого дома вкупе с интеграцией дополнительных мер поддержки
автомобильной промышленности США способны ускорить развитие отрасли и
повысить её конкурентоспособность на мировом рынке.
119
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION
2023; 3: 109-122 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ИСТОЧНИКИ
1. The Biden Plan to Build a Modern, Sustainable Infrastructure and an Equitable Clean
Energy Future. Available at: https://joebiden.com/clean-energy/# (accessed 05.12.2022).
2. Paris Climate Agreement. Acceptance on behalf of the United States of America.
Available
at:
https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-
releases/2021/01/20/paris-climate-agreement/ (accessed 05.12.2022).
3. Executive Order on Protecting Public Health and the Environment and
Restoring
Science
to
Tackle
the
Climate
Crisis.
Available
at:
https://www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-
actions/2021/01/20/executive-order-protecting-public-health-and-environment-and-
restoring-science-to-tackle-climate-crisis/ (accessed 05.12.2022).
4. Executive Order 14008—Tackling the Climate Crisis at Home and Abroad.
Available at: https://www.govinfo.gov/content/pkg/DCPD-202100095/pdf/DCPD-
202100095.pdf (accessed 05.12.2022).
5. A review of Biden Administration policies that support the auto industry’s
transformation to a low-carbon future. Available at:
https://www.cargroup.org/review-of-biden-policies/ (accessed 05.12.2022).
6. Fact sheet: President Biden Announces Steps to Drive American Leadership
Forward on Clean Cars and Trucks. Available at:
https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/08/05/fact-
sheet-president-biden-announces-steps-to-drive-american-leadership-forward-on-
clean-cars-and-trucks/ (accessed 05.12.2022).
7. Biden signs order for government to achieve net-zero emissions by 2050.
Available at: https://www.theguardian.com/us-news/2021/dec/08/biden-signs-
order-government-net-zero-emissions-2050 (accessed 05.12.2022).
8.
Electric
Vehicles.
Technology
deep
dive.
Available
at:
https://www.iea.org/reports/electric-vehicles (accessed 05.12.2022).
9.
How many cars are there in the world. Available at:
https://hedgescompany.com/blog/2021/06/how-many-cars-are-there-in-the-world/
(accessed 05.12.2022).
10. China’s car parc amounts to 315 million units by end of Sept. 2022. Available at:
https://autonews.gasgoo.com/china_news/70021437.html#:~: (accessed 05.12.2022).
11.
How Long Should I Keep My Car? Available at:
https://www.autolist.com/guides/how-long-should-i-keep-my-car
(accessed
05.12.2022).
12. Americans support incentives for electric vehicles but are divided over buying
one
themselves.
Available
at:
https://www.pewresearch.org/fact-
tank/2022/08/01/americans-support-incentives-for-electric-vehicles-but-are-divided-
over-buying-one-themselves/ (ассеssed 05.12.2022)
13. Индекс потребительских цен (ИПЦ) в США (г/г). Available at:
https://ru.investing.com/economic-calendar/cpi-733 (accessed 05.12.2022).
14. National average gas prices. Available at: https://gasprices.aaa.com (accessed
05.12.2022).
120
Фейст А.А. Политика президента США Дж. Байдена в отношении автомобильной промышленности страны
Feist, A.A. The Automotive Industry Policy of the President of the USA Joseph Biden
15 Emily Cochrane, Christopher Flavelle and Alan Rappeport. What’s in the $1
Trillion Infrastructure Bill. New York Times. Aug. 2, 2021. Available at:
https://www.nytimes.com/2021/08/02/us/politics/infrastructure-
bill.html?searchResultPosition=6 (accessed 05.12.2022).
16. Biden touts electric vehicle investments at Detroit auto show. Available at:
https://abcn.ws/3BGeX3r (accessed 05.12.2022).
17. Fact Sheet: President Biden’s Economic Plan Drives America’s Electric Vehicle
Manufacturing Boom. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-
room/statements-releases/2022/09/14/fact-sheet-president-bidens-economic-plan-
drives-americas-electric-vehicle-manufacturing-boom/ (accessed 05.12.2022).
18.
President Biden's Bipartisan Infrastructure Law. Available at:
https://www.whitehouse.gov/bipartisan-infrastructure-law/ (accessed 05.12.2022).
19. Biden administration kicks off $5 billion electric Clean School Bus program.
Available
at:
https://electrek.co/2022/05/20/biden-administration-kicks-off-5-
billion-electric-clean-school-bus-program/ (accessed 05.12.2022)
20. Patricia Zengerle and David Shepardson. U.S. Senate votes to advance
sweeping semiconductor industry bill. Reuters. July
26,
2022. Available at:
https://www.reuters.com/technology/us-senate-votes-advance-sweeping-
semiconductor-industry-bill-2022-07-26/ (accessed 05.12.2022).
21. David Roberts. Gutting fuel economy standards during a pandemic is peak
Trump. Vox. Apr
2,
2020. Available at: https://www.vox.com/energy-and-
environment/2020/4/2/21202509/trump-climate-change-fuel-economy-standards-
coronavirus-pandemic-peak (accessed 05.12.2022).
22. Biden Administration Orders 49 MPG Fuel-Economy Standard by 2026. Bloom-
berg. Apr 1. 2022. Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-04-
01/biden-administration-speeds-gas-mileage-rules-slowed-by-trump
(accessed
05.12.2022).
23. Ford, BMW, Honda, VW Agree to California Emissions Regs. Available at:
https://www.americanmachinist.com/news/article/21903129/ford-bmw-honda-vw-
agree-to-california-emissions-regs (ассеssed 05.12.2022).
24.
What Regulations Affect the Automotive Sector? Available at:
https://www.investopedia.com/ask/answers/042015/how-much-impact-does-
government-regulation-have-automotive-sector.asp (accessed 05.12.2022).
25. «Хроника климатического хаоса». Что обсуждают на саммите по климату
в Египте. Available at: https://thebell.io/khronika-klimaticheskogo-khaosa-chto-
obsuzhdayut-na-sammite-po-klimatu-v-egipte (accessed 05.12.2022).
26. Biden’s policy agenda and the outlook for automotive manufacturers. Availa-
ble at: https://www.controlrisks.com/campaigns/recall-management/bidens-policy-
agenda-for-automotive-manufacturers (accessed 05.12.2022).
27. Nissan сократит производство на заводе в США из-за нехватки полупровод-
ников. ТАСС. Available at: https://tass.ru/ekonomika/16286371 (accessed 05.12.2022).
121
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION
2023; 3: 109-122 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
28. Will Biden Repeat Trump’s Automotive Mistakes? Available at:
https://www.cato.org/blog/trade-industrial-policy-bidens-sounding-trump
(ac-
cessed 05.12.2022).
29. White House Weighs Ban on Russian Aluminum Over Ukraine War Escala-
tion.
Bloomberg.
Oct
12.
2022.
Available
at:
https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-10-12/white-house-weighs-ban-
on-russian-aluminum-in-retaliatory-move (accessed 05.12.2022).
30. «Эффект разорвавшейся бомбы», — новый запрет США парализовал по-
лупроводниковую
отрасль
Китая.
Available
at:
https://www.ixbt.com/news/2022/10/16/jeffekt-razorvavshejsja-bomby--novyj-
zapret-ssha-paralizoval-poluprovodnikovuju-otrasl-kitaja.html (accessed 05.12.2022).
31. Лесных А. В США разразился энергетический кризис. Ведомости. 18
февраля
2021.
Available
at:
https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2021/02/18/858376-ssha-razrazilsya
(accessed 05.12.2022).
32. Texas Freeze Raises Cost Of Charging A Tesla To $900. Available at:
https://oilprice.com/Energy/Energy-General/Texas-Freeze-Raises-Cost-Of-
Charging-A-Tesla-To-900.html (accessed 05.12.2022).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Корнеев А.В. Устойчивое развитие и проблемы выхода США из Парижского
соглашения по климату. Экономика США в XXI веке: вызовы и тенденции развития.
Под ред. проф. Супяна В.Б. - М.: Институт США и Канады РАН, Издательство
«Весь Мир», 2018. - С. 363-384.
REFERENCES
Korneyev, A.V. Sustainable Development and Problems of US Withdraw from
Paris Climate Agreement. US Economy in the 21st Century: Challenges and Trends of De-
velopment. Ed. by professor Victor В. Supyan - Moscow, Institute of USA and Canada
of the Russian Academy of Sciences (ISKRAN), 2018. - p. 363-384.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
ФЕЙСТ Александр Александрович,
Alexander A. FEIST, postgraduate.
аспирант Института США и Канады
Georgy Arbatov U.S. and Canada
имени академика Г.А. Арбатова Рос-
Institute Russian Academy of Sciences
сийской академии наук (ИСКРАН).
(ISKRAN).
Российская Федерация, 121069, Москва,
2/3, Khlebny pereulok, Moscow, 121069,
Хлебный пер., д. 2/3.
Russian Federation.
Статья поступила в редакцию / Received 12.12.2022.
Поступила после рецензирования / Revised 08.01.2023.
Статья принята к публикации / Accepted 09.01.2023.
122