Курилла И.И. Университет и общество в Соединённых Штатах
Kurilla, I.I. University and Society in the United States
УДК 327
DOI: 10.31857/S2686673023030082
EDN: HBTARZ
Университет и общество в Соединённых Штатах
И.И. Курилла
Европейский университет в Санкт-Петербурге,
Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Гагаринская, 6/1А.
Researcher ID: F-4725-2013 Scopus AuthorID: 6506154601 РИНЦ ID: 246400
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7144-2007
e-mail: ikurilla@eu.spb.ru
Резюме: рецензия на книгу А.И. Кубышкина «Город и мантия: Американский уни-
верситет в структуре гражданского общества». С.-Петербург: Изд-во РГПУ им. Герцена,
2021. - 280 с. ISBN 978-5-8064-3008-4
Аннотация: Этот текст - рецензия на монографию профессора А.И. Кубышкина,
посвящённую истории и структуре американского университетского образования и от-
ношению между университетами и обществом в США. В рецензии отмечается исследо-
вательский подход автора к роли, которую университеты играют в политической и соци-
альной жизни в Соединённых Штатах, анализ типичных профессорских карьер, и под-
чёркивается, что набор целей, которые американское общество ставит перед универси-
тетами, гораздо шире, чем принятые в российском образовании.
Ключевые слова: образование, университет, гражданское общество, политика в кам-
пусах
Для цитирования: Курилла И.И. Университет и общество в Соединённых Штатах.
США & Канада: экономика, политика, культура, 2023; 53(3):123-126.
DOI: 10.31857/S2686673023030082
EDN: HBTARZ
University and Society in the United States
Ivan I. Kurilla
European University at Saint Petersburg (EUSP)
6/1A, Gagarinskaya St., Saint Petersburg, 191187, Russian Federation.
Researcher ID: F-4725-2013
Scopus AuthorID: 6506154601 РИНЦ ID: 246400
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7144-2007
e-mail: ikurilla@eu.spb.ru
Abstract: This text is a review of the monograph by Professor Alexander I. Kubyshkin de-
voted to the history and structure of the U.S. colleges and the relations between universities
and American society. The review focuses on the author’s research of the role that universities
play in political and social life of the United States, the analysis of typical career paths of pro-
fessors and highlights that the goals that American society sets before the universities are much
broader compared to those common in Russian education.
Keywords: education, university, civil society, politics in campuses
For citation: Kurilla, I.I. University and Society in the United States. USA & Canada:
economics, politics, culture. 2023; 53(3):123-126.
DOI: 10.31857/S2686673023030082
EDN: HBTARZ
123
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION
2023; 3: 123-126 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Дебаты о высшем образовании составляют за-
метную часть общественного дискурса в совре-
менной России. В последние два десятилетия они
были сосредоточены на едином государственном
экзамене, переходе на двухступенчатую систему
«бакалавр - магистр», а также на бюрократизации
преподавательского труда и на сокращении уни-
верситетской автономии. Гораздо реже отече-
ственные учёные задаются вопросом о целях выс-
шего образования и о роли, которую играют в
обществе предоставляющие его институты. Разве
что время от времени возникают споры о приме-
нимости к преподавательскому труду понятия
«образовательные услуги» или о соотношении
преподавания и научной деятельности в работе профессоров.
Новая монография профессора Санкт-Петербургского государственного
университета А.И. Кубышкина заставляет взглянуть на эти вопросы в сравни-
тельном ракурсе. Книга «Город и мантия. Американский университет в струк-
туре гражданского общества» посвящена анализу того, как функционируют
университеты в стране, признанной мировым лидером в высшем образовании,
какую роль они играют в американском обществе, чем заняты тамошние про-
фессора и что значит университетское образование для американца.
Особую ценность работе придаёт то, что автор хорошо знаком с разными
«слоями» американского высшего образования - от элитных частных школ «Ли-
ги плюща» до региональных общественных университетов, «исторических чёр-
ных» и «коммьюнити колледжей». Пожалуй, на русском языке ещё не появля-
лось такого всестороннего исследования системы высшей школы США, хотя са-
ма тема всегда представляла несомненный интерес. Книга обдумывалась и пи-
салась, по признанию автора, на протяжении четверти века, - время, за которое
опыт американских университетов получили тысячи россиян. Парадоксально,
но я уверен, что многое из рассказанного А.И. Кубышкиным, осталось за преде-
лами этого опыта. Нужен был пристальный взгляд исследователя, чтобы уви-
деть, из чего росли практики и традиции нынешних колледжей, что стоит за тем
или иным правилом их функционирования, каковы тонкие взаимосвязи сказан-
ного в университетской аудитории и представленного в официальном ком-
мюнике Белого дома.
Шесть глав исследования посвящены истории американского университета,
его общественной функции, политическому активизму в кампусе, университету
с точки зрения студента и с точки зрения профессора, а также американскому
интеллектуальному сообществу.
Относительно небольшая книга отличается удивительной плотностью тек-
ста и может служить энциклопедией американского высшего образования. Так, в
124
Курилла И.И. Университет и общество в Соединённых Штатах
Kurilla, I.I. University and Society in the United States
первой главе последовательно разобраны основание американских университе-
тов в колониальную эпоху и первые годы независимости, рост количества кол-
леджей в первой половине XIX века, описано образование для масс, расширен-
ное законом Моррила, и образование для демократической элиты, создавшее
исследовательские университеты, образование в течение жизни, благотвори-
тельность по отношению к университетам, архитектура кампуса и, наконец, пе-
ремены, переживаемые высшей школой в последние десятилетия. В других гла-
вах проанализировано положение национальных меньшинств в американских
университетах, активизм студентов и профессоров, кризисные явления в колле-
джах, разнообразие позиций и социальных ролей профессоров, их карьерные
пути, переход учёных из университетов в государственные органы и обратно,
история профессоров из России в университетах США в XX и XXI веках и мно-
жество других явлений и проблем. В каждом случае А.И. Кубышкин опирается
на солидную базу источников и на академические труды, специально посвя-
щённые этим темам.
Удачным решением представляется включение в книгу непосредственных
впечатлений автора в форме электронных писем друзьям из колледжа Грин-
нелл. Они дополняют основное изложение, полное информации, включающей
количественные показатели, несколькими штрихами показывая повседневную
жизнь университетского городка. Здесь автор даёт волю своему чувству юмора, и
книга приобретает лучшие свойства художественной литературы.
Книга ушла в печать накануне выборов в США 2020 года, и завершается она
обзором проблем, стоявших перед университетами в период правления Трампа.
А.И. Кубышкин верно указывает на то, что университетское сообщество в США
в целом поддерживало Демократическую партию, и что планы Трампа в отно-
шении университетов состояли в расширении частного высшего образования и
ограничении возможностей демократического контроля за университетской
«повесткой дня». С эпохой Трампа удивительно «рифмуется» выделенное в от-
дельную главу исследование гражданского общества США как интеллектуаль-
ного сообщества: в мире, да и в самих Соединённых Штатах, существовала тра-
диция обвинять Америку в «антиинтеллектуализме», и это клеймо вновь актуа-
лизировалось после выборов 2016 года. Автор показывает, что оно, по меньшей
мере, устарело.
Пожалуй, есть одна тема, которую хотелось бы обсудить более подробно,
чем это сделано автором: это крайности левого активизма в кампусах, сделавших
их средоточием «культуры отмены». В книге содержится оценка некоторых про-
явлений «политической корректности» и есть ссылки на книги американских
«критиков справа» этой практики. Иногда кажется, что автор солидарен с этой
критикой, но в целом он, как и положено исследователю, сохраняет объектив-
ный взгляд. Однако не могу сказать, что автору лучше было бы пуститься в пол-
номасштабный спор по поводу оценок левого активизма: книга могла бы при-
обрести выраженную идеологическую окраску и утратить в научности.
125
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION
2023; 3: 123-126 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
После прочтения монографии становится ясно, что американские универси-
теты сильны не только потому, что там сосредоточены лучшие профессора или
что их финансовые возможности намного превышают возможности высшей
школы в других странах, хотя это на самом деле так. Дело в том, что университе-
ты давно стали важнейшей частью американского гражданского общества, ин-
ститутом, связывающим общество и государство через систему экспертизы, вер-
шиной интеллектуальной пирамиды, способом подготовки профессионалов и
социальным лифтом. Университет в США гораздо более сложное явление, чем
«кузница подготовки кадров» или учреждение для оказания образовательной
услуги, его функции многообразны, а структуры сложны и не всегда формали-
зованы.
Сопоставление этих фактов с историей осуществления «болонского процес-
са» в России, целью которого была гармонизация российских университетов с
европейскими, а европейских - с американской системой, высвечивает, где и что
могло быть сделано по-другому. Монография подсказывает, что в американском
опыте уникально и неповторимо либо неприменимо за пределами США, а что
могло быть внедрено для улучшения российской системы. Пока же, как пишет
автор, наша высшая школа зависла в положении «когда немое кино уже кончи-
лось, а звуковое ещё не началось».
Прочесть книгу А.И. Кубышкина важно всем, кто задумывается о путях раз-
вития университетов в России. Она будет интересна как преподавателям, так и
администраторам, направляющим это развитие, а также студентам и абитури-
ентам, задумывающимся о ценности собственного образования. Будет полезно,
если с этим исследованием познакомятся и те политики, кто принимает или бу-
дет принимать решения о судьбах высшего образования.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Иван Иванович КУРИЛЛА, доктор
Ivan I. KURILLA, Doctor of Sciences
исторических наук, профессор фа-
(History), Professor, Faculty of Political
культета политических наук, Европей-
Science, European University at Saint
ский университет в Санкт-Петербурге.
Petersburg.
Российская Федерация, г. Санкт-
6/1A, Gagarinskaya St., Saint Petersburg,
Петербург, ул. Гагаринская, 6/1А.
191187, Russian Federation.
Статья поступила в редакцию / Received 8.12.2022.
Статья поступила после рецензирования / Revised 18.12.2022.
Статья принята к публикации / Accepted 20.12.2022.
126