Шкробтак И.О. Сотрудничество США и Великобритании в военно-технической сфере в современный период
Shkrobtak, I.O. United States and Great Britain Military-Technical Cooperation in the Modern Age
JEL: F51
УДК: 32
DOI: 10.31857/S2686673023050097
EDN: CJIATG
Сотрудничество США и Великобритании в военно-
технической сфере в современный период
И.О. Шкробтак
Институт США и Канады им. Г.А. Арбатова (ИСКРАН).
121069, Российская Федерация, г. Москва, Хлебный пер., д. 2/3.
РИНЦ ID: 763381
Scopus ID: 57202469551
ORCID: 0000-0002-9382-6738,
e-mail: igor.shkrobtak@yandex.ru
Резюме. Данное исследование посвящено анализу состояния и перспектив америка-
но-британского сотрудничества в области оборонно-промышленного комплекса после
начала российской специальной военной операции на Украине 24 февраля 2022 г. Ак-
центировано внимание на концептуальном изменении развития ОПК США и Соединён-
ного Королевства в свете принципиально иного характера конфликта, который не преду-
сматривался в стратегиях развития вооружённых сил и Вашингтона, и Лондона. В ис-
следовании констатируется необходимость воссоздания полных цепочек производства в
области оборонно-промышленного комплекса, новых фундаментальных исследований
для нейтрализации стоящих перед национальной безопасностью двух стран вызовов.
В работе выявлены характерные черты для ОПК Великобритании и США - как преиму-
щества, так и недостатки. Среди выявленных недостатков наиболее важными представ-
ляются разделение производства, значительная доля иностранных комплектующих и
возможность утери технологий вследствие банкротства или закрытия предприятия.
В конечном счёте, и британский, и американский ОПК в целях самосохранения и своего
дальнейшего развития должны будут провести определённые изменения в свете проис-
ходящих процессов в международных отношениях и политике обороны и безопасности.
Ключевые слова. США, Великобритания, оборонно-промышленный комплекс
Для цитирования: Шкробтак И.О. Сотрудничество США и Великобритании в во-
енно-технической сфере в современный период. США & Канада: экономика, политика,
культура. 2023; 53(5):67-76. DOI: 10.31857/S2686673023050097
EDN: CJIATG
United States and Great Britain Military-Technical
Cooperation in the Modern Age
Igor O. Shkrobtak
Georgy Arbatov Institute for U.S. and Canada Studies
Russian Academy of Sciences (ISKRAN).
2/3, Khlebny per., Moscow, 121069 Russian Federation
Scopus ID: 57202469551
RSCI ID: 763381
ORCID: 0000-0002-9382-6738, e-mail: igor.shkrobtak@yandex.ru
67
ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА / MILITARY POLICY
2023; 5: 67-76
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Abstract. This study is devoted to the analysis of the state and prospects of US-British co-
operation in the field of the military-industrial complex after the start of the Russian special
military operation in Ukraine on February 24, 2022. The paper focuses on the conceptual
change in the development of the defense industry of the United States and the United King-
dom in the light of a fundamentally different nature of the conflict, which was not envisaged in
the development strategies of the armed forces and Washington, and London. The study states
the need to recreate complete production chains in the field of the military-industrial complex,
new fundamental research to neutralize the challenges facing the national security of the two
countries. The paper identifies the characteristic features for the defense industry of the UK
and the USA, both advantages and disadvantages. Among the identified shortcomings, the
most important are the division of production, a significant share of foreign components and
the possibility of technology loss due to bankruptcy or closure of the enterprise. Ultimately,
both the British and American defense industry, in order to preserve themselves and their fur-
ther development, will have to make certain changes in the light of the ongoing processes in
international relations and defense and security policy.
Keywords. USA, Great Britain, military-industrial complex
For citation: Shkrobtak, I.O. United States and Great Britain Military-Technical Coopera-
tion in the Modern Age. USA & Canada: Economics, Politics, Culture. 2023; 53(5):67-76.
DOI: 10.31857/S2686673023050097
EDN: CJIATG
СОСТОЯНИЕ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
СТРАН СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО АЛЬЯНСА
После начала российской специальной военной операции на Украине
24 февраля 2022 г. характер современных конфликтов изменился самым ради-
кальным образом. Вместо кратковременных ограниченных операций специаль-
ных сил, как это предполагалось военным и политическим руководством Вели-
кобритании [1], появился феномен конфликта конца XIX - начала XX века, где
решающее превосходство в живой силе, технике и, самое главное, огневой мощи,
имеют фундаментальное значение.
Специальная военная операция стала первым вооружённым столкновением,
где расход боеприпасов превысил таковой во время Второй мировой войны [2].
Текущий конфликт стал вызовом, прежде всего, для экономики, которая обеспе-
чивает оборонно-промышленный комплекс. Главным образом, это касается ев-
ропейских стран, которые обладают значительной зависимостью (особенно в
области энергоресурсов и материалов) производства от внешних поставщиков и
экономических взаимосвязей.
Ситуацию серьёзно осложняет деиндустриализация ряда отраслей ОПК -
практически никто из стран - членов НАТО не в состоянии, в данный момент,
производить танки и тяжелобронированную технику хотя бы относительно са-
мостоятельно [3]. Такими странами являются США, ФРГ и Турция, остальные
производители находятся в той или иной степени зависимости от внешних по-
ставщиков.
68
Шкробтак И.О. Сотрудничество США и Великобритании в военно-технической сфере в современный период
Shkrobtak, I.O. United States and Great Britain Military-Technical Cooperation in the Modern Age
Фундаментальным изъяном современного ОПК в целом является зависи-
мость от внешних поставок редкоземельных и цветных металлов, газов неона,
криптона и ксенона, полупроводниковых элементов и подобных видов продук-
ции для производства сложной электронной техники [4]. Практически все полу-
проводники производятся лишь в КНР, Южной Корее, ФРГ, США и Японии [5].
Без подобного рода электроники, создание современных систем наведения, раз-
ведки, обзора и обработки данных невозможно и требует крайне высокого
уровня кооперации.
Однако главной проблемой является невозможность налаживания массового
производства военной продукции. Опыт проведения российской специальной
военной операции показал, что в подобном противостоянии требуется гораздо
больше ресурсов для ведения боевых действий с обеих сторон. Ежедневный рас-
ход боеприпасов с обеих сторон таков, что превышает производство и в США, и
в других странах НАТО [6].
Кроме того, следует отметить, что вооружение Североатлантического альян-
са в силу своих концептуальных характеристик не соответствует условиям воен-
ных действий, заданных специальной военной операцией. Украинские воору-
жённые силы отмечали перегрев стволов германских самоходных гаубиц, недо-
статочные ходовые характеристики американских лёгких буксируемых орудий
и пр. [7]. Кроме того, претензии в области надёжности и срабатывания имеются
и к бронетехнике, стрелковым и противотанковым комплексам. Присутствуют
также нарекания к БПЛА турецкого производства и системам противовоздуш-
ной обороны [8].
Другими словами, от всего НАТО и, главным образом, основных производи-
телей вооружений (США, Великобритании, Франции, ФРГ и связанных стран)
потребуется пересмотр программ проектирования и производства военной про-
дукции. Однако фундаментальное значение будет иметь изменение концепции
формирования, комплектования и вооружения войск, а также долгосрочного
планирования развития политики обороны и безопасности, в которую входит
ОПК.
Изменение концепции развития оборонно-промышленного комплекса
практически любой из стран НАТО может в себя включать два варианта: сим-
метричное развитие ударных вооружений традиционных компонентов войск
или ассиметричные меры. В существующих условиях первый вариант требует
не только значительных экономических вложений, но и реорганизации всего
производственного цикла, а также серьёзных изменений в области кадров, что, в
свою очередь, влечёт коренные перемены в социальной политике.
Примером ассиметричных мер в условиях массированного позиционного
конфликта может служить производство Ираном БПЛА-камикадзе, которые
представляются достаточно эффективными против стратегических и оператив-
ных целей и крайне дешёвыми, что делает их потери при массированном налёте
практически безболезненными [Mohammad Eslami. 2022]. Примером подобного
69
ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА / MILITARY POLICY
2023; 5: 67-76
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
подхода может служить и применение тактических барражирующих снарядов в
ходе специальной военной операции.
Тем не менее не следует рассматривать ассиметричные меры как полноцен-
ную замену налаживания массового производства традиционных средств пора-
жения. Альтернативные виды вооружений - лишь необходимое дополнение,
которое серьёзно увеличивает эффективность применения конвенциональных
средств поражения на поле боя. Другими словами, реорганизацию ОПК запад-
ных стран в целом следует признать практически неминуемым процессом.
Вместе с тем он осложняется объективными факторами, такими как дефицит
энергоносителей вследствие сложившегося энергетического кризиса [9], усили-
вающаяся инфляция [10] и утеря профессиональных компетенций [11]. Однако
следует отметить, что вопрос сохранения и расширения оборонно-
промышленного комплекса в странах НАТО является одним из насущных,
прежде всего, для самих стран и для всей текущей политики обороны и безопас-
ности. В противном случае дальнейшая деиндустриализация и, как следствие,
сворачивание деятельности оборонно-промышленного комплекса приведёт к
снижению значимости таких держав, как ФРГ, Великобритания и Франция.
В текущих условиях практически невозможно восстановить потоковое про-
изводство боеприпасов в силу необходимости радикального изменения эконо-
мического уклада, производственных цепочек и создания замкнутого цикла
производства. Другими словами, существующая экономическая система столк-
нулась впервые с 1945 г. с возможностью ведения регулярных массированных
боевых действий и оказалась к подобному развитию событий не готова.
На руку ведущим странам-производителям играют полный доступ к совре-
менным средствам проектирования и производства военной продукции (наибо-
лее современная производственная база, математические модели испытаний,
постоянно обновляемое лицензионное программное обеспечение, самое совре-
менное техническое оборудование), фундаментальная научно-техническая база
(университеты, корпоративные отделы проектирования, частные компании) в
области теории и практики разработки вооружений и возможность кооперации
с другими государствами [12]. Однако серьёзные проблемы с поставками энер-
горесурсов имеют весьма значительное влияние на процесс массового производ-
ства, как и сама структура экономики.
Системные проблемы оборонно-промышленного комплекса западных стран
сказываются не только на всём ОПК, но и секторально. В определённых видах
военной продукции (к примеру, военно-морские силы) положение дел возмож-
но назвать приемлемым, но в других (таких как бронетанковое производство)
положение можно назвать затруднительным. На развитии производства воен-
ной продукции сказывается также отсутствие долгосрочного планирования и
целеполагания.
70
Шкробтак И.О. Сотрудничество США и Великобритании в военно-технической сфере в современный период
Shkrobtak, I.O. United States and Great Britain Military-Technical Cooperation in the Modern Age
Оборонно-промышленный комплекс стран Запада в целом, как и ОПК Рос-
сии, КНР и ряда других держав-производителей военной продукции, оказался
перед возможностью реформирования. Остаётся открытым лишь вопрос о ха-
рактере изменений, которые будут иметь место в данной отрасли для всех
стран-производителей.
СОТРУДНИЧЕСТВО ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США В ОБЛАСТИ
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Несомненно, самым важным союзником в данной сфере для Соединённого
Королевства являются США, которые взаимодействуют с Великобританией по
наибольшему спектру вопросов в области оборонно-промышленного комплекса.
Интеграция касается даже самых важных технологических направлений, таких
как ракетно-космические технологии, силовые установки и средства ядерного
сдерживания [13]. Доверие, которое оказывается Вашингтоном Лондону в дан-
ной проблематике настолько велико, что речь идёт о полных пакетах данных,
обслуживании, ремонте и хранении готовых изделий.
Кроме того, доступ британской стороны к американским оборонным техно-
логиями находится на самом высоком уровне. Это касается и систем связи, и до-
ступа к новейшим оборонным разработкам и, главное, это касается специфика-
ций, по которым изготавливаются образцы вооружений. Подобным допуском к
военным разработкам США обладает лишь Израиль, что ещё раз показывает
близость Великобритании как союзника для Соединённых Штатов.
Соединенное Королевство также экспортирует в США определённые техно-
логии, компоненты и готовые образцы в оборонной сфере [14]. Наиболее важ-
ными разработками в области ОПК, поставляемыми Лондоном, являются изде-
лия точного машиностроения, двигатели, специальные средства обеспечения
безопасности. Значительное число разработок в авиакосмической, бронетанко-
вой и кораблестроительной областях созданы совместно Великобританией и Со-
единёнными Штатами.
Стоит отметить, что сотрудничество США и Великобритании после брекси-
та в области ОПК только увеличилось [Годованюк К.А., 2019]. В период прези-
дентства Д. Трампа был заключён ряд контрактов, которые ранее не рассматри-
вались в Соединённом Королевстве серьёзно, но в силу необходимости и ча-
стичного разрыва связей через Евросоюз были приняты. К таким образцам мож-
но отнести, например, истребители пятого поколения F-35, которые были при-
няты не только на вооружение.
Сотрудничество с Вашингтоном для Лондона также позволяет комплекто-
вать свои оборонные комплексы самыми современными электронными ком-
плексами слежения и целеуказания. Они делают британские оружейные систе-
мы одними из самых эффективных и современных. Так, фрегаты Type-26 с по-
71
ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА / MILITARY POLICY
2023; 5: 67-76
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
мощью американского радиоэлектронного вооружения должны будут стать од-
ними из самых боеспособных и универсальных надводных кораблей.
Это же обстоятельство касается и британо-американских разведывательных
и боевых авиационных систем, которые приняты на вооружение в Соединённом
Королевстве. Но ресурсы и компетенции Вашингтона в области оборонно-
промышленного комплекса далеко не безграничны. Следовательно, от Лондона
требуется диверсификация направлений сотрудничества в области ОПК и в
данном вопросе число возможных альтернативных партнёров довольно ограни-
чено.
Основными направлениями сотрудничества Соединённого Королевства и
США в области оборонно-промышленного комплекса являются:
1. Точное машиностроение (включая производство стрелкового вооруже-
ния, боеприпасов, артиллерийских систем).
2. Авиастроение (в частности, теоретические разработки планеров и двига-
телестроение).
3. Приборостроение (в том числе РЛС, систем наведения, радиоэлектрон-
ной борьбы).
4. Кораблестроение (оснащение РЛС, радиоэлектронными системами, ком-
плексы ПВО и ПКР, СУО и пр.).
5. Авиастроение (поставки комплектующих, готовых образцов, вооруже-
ния, систем обеспечения и обслуживания).
6. Бронетанковая промышленность (создание готовых бронемашин, ору-
дий, систем управления огнём, двигателей).
7. Средства ядерного сдерживания (средства доставки, хранение, обслужи-
вание).
Синергия ОПК двух стран позволяет создавать самостоятельные системы во-
оружения в данных отраслях, независящие от иностранных подрядчиков на ста-
дии проектирования. Вместе с тем сотрудничество не может заместить отдель-
ные комплектующие из цветных и редкоземельных металлов в целом ряде
направлений. Это касается материаловедения в оборонной отрасли, где приме-
няются материалы, механизмы и отдельные элементы из третьих стран.
Однако, несмотря на вышеописанное препятствие, сотрудничество Лондона
и Вашингтона позволяет проектировать и выпускать самый широкий спектр во-
енной продукции. Кроме того, отдельные виды разработок и производств аме-
риканские компании могут отдать для выполнения не только собственным от-
делениям в Великобритании, но и самостоятельным компаниям, непосред-
ственно находящимся в Соединённом Королевстве. Другими словами, можно
говорить не только о высоком уровне кооперации, но и об определённом сра-
щивании оборонно-промышленных комплексов двух стран. Этот феномен сле-
дует из постоянства взаимодействия между как различными разработчиками и
производителями, так и между политическим руководством двух стран.
72
Шкробтак И.О. Сотрудничество США и Великобритании в военно-технической сфере в современный период
Shkrobtak, I.O. United States and Great Britain Military-Technical Cooperation in the Modern Age
Возникает вопрос о месте ОПК США и Великобритании по отношению друг
к другу. В определённом смысле в данном сотрудничестве существует разделе-
ние ролей в производстве и разработке вооружений и комплектующих, которое
обусловлено не только несомненной разницей финансирования, потенциалов и
ресурсов, но и экономическими и промышленными взаимосвязями. Великобри-
тания плотнее связана с европейскими производителями и разработчиками, что
позволяет, с одной стороны, диверсифицировать производство техники и не
полностью зависеть от Вашингтона, с другой - пользоваться наработками дру-
гих компаний и стран, специализирующихся на производстве военной техники
[Приходько О.В., 2021].
В свою очередь, США представляют собой крупнейший военно-
промышленный комплекс в мире и обладают ресурсами в производстве и про-
ектировании, которые на порядок превосходят любой другой ОПК как в финан-
совой сфере, так и в возможностях производства. Но не все компетенции, кото-
рые могут быть нужны Вашингтону, имеются в наличии у Соединённых Шта-
тов. Следовательно, американские производители также испытывают несомнен-
ную потребность в сотрудничестве с зарубежными производителями и разра-
ботчиками. И основным партнёром в данной отрасли как сторонний разработ-
чик и производитель выступают компании из Соединённого Королевства. В ре-
зультате обе страны увеличивают свои возможности в области ОПК, расширяют
своё влияние на мировом рынке вооружений, повышают собственную военную
мощь и научно-технический потенциал.
Вместе с тем существует ряд областей оборонно-промышленного комплекса
обеих стран, которые требуют стороннего участия. Так, не все образцы броне-
танковой техники могут быть произведены самостоятельно и в США, и в Вели-
кобритании. Следует отметить, что в Соединённом Королевстве производство
танков полностью свёрнуто и, соответственно, у Лондона и Вашингтона есть
лишь два выбора - или реанимация американских запасов танковой техники с
хранения (что в долгосрочной перспективе конструкционный тупик в силу ис-
черпания резервов модернизации) или, что требует намного больших усилий и
затрат, полная реконструкция производства.
Сходную ситуацию возможно увидеть в приборостроении, где целый ряд
элементов потребует радикальной реконструкции. Это касается оптики и про-
изводства элементной базы для военной электроники. В данной отрасли зависи-
мость от внешних поставок (прежде всего, Тайвань и ФРГ) выглядит не столь
критично, но, тем не менее, требует от экономического и военного руководства
повышенного внимания в силу фундаментального характера для дальнейшей
эффективности военной продукции и Соединённого Королевства, и США.
Последние события вокруг дрейфующего аэростата производства КНР пока-
зывают, что вполне вероятна разработка (и возможно, совместная с Соединён-
ным Королевством) систем высотного перехвата как воздушного, так и наземно-
го базирования. Однако это также потребует крайне высоких затрат в практиче-
73
ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА / MILITARY POLICY
2023; 5: 67-76
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ски любом случае и значительного периода времени на разработку всего ком-
плекса систем, способных осуществить перехват данного рода объектов.
Кроме того, следует отметить, что специальная военная операция на Укра-
ине ещё не закончилась и, с высокой долей вероятности, принесёт немало теоре-
тических и практических задач для оборонно-промышленного комплекса США
и Великобритании. Специфика вооружённого конфликта показывает, как уже
говорилось выше, малую пригодность современных систем вооружения для
конфликтов высокой интенсивности. Соответственно, от ОПК обеих стран по-
требуются новые опытно-конструкторские разработки, а от военного руковод-
ства - фундаментально новое понимание боевых действий.
Таким образом, в отношении взаимодействия оборонно-промышленных
комплексов Соединённого Королевства и США можно сказать, что это один из
наиболее эффективных союзов в данной отрасли. Следует отметить, что при
рассмотрении в долгосрочной перспективе оно наиболее результативно как в
концептуальном отношении, так и в отношении создания готовой продукции.
На данный момент имеются определённые осложнения, вызванные экономиче-
ским кризисом и проблемами научно-технического характера.
Необходимо отметить следующие отличительные черты данной синергии
двух стран:
1. Значительный период взаимодействия и высокий уровень доверия обес-
печивают стабильный результат в виде этапных (то есть значимых для целых
отраслей проектов) опытно-конструкторских работ.
2. Великобритания - одна из главных научно-производственных баз для
разработки американских вооружений и площадка для аутсорсинга экспортных
проектов, что позволяет испытывать многие военные разработки.
3. Финансовые ресурсы и производственные мощности США обеспечивают
высокую вероятность воплощения и доводки образцов в серийном выпуске.
4. В свою очередь британские технологии и связи с европейскими разра-
ботчиками позволяют создавать эффективные образцы вооружений, которые в
значительной степени оправдывали ожидания заказчиков.
Говоря о перспективах, следует заметить, что существуют как определённые
технологические сложности, так и перспективные направления. В качестве при-
меров возможных осложнений следует назвать проблемы с гиперзвуковой про-
граммой и трудностью её реализации и отставание от программ других держав.
Все перспективы связаны с весьма вероятными осложнениями в международных
отношениях и, соответственно, с потребностью в новейших видах вооружений.
Однако технологические проблемы (в частности, серьёзные затруднения с
массовым производством военной техники) и вопросы финансирования обо-
ронной сферы ставят под сомнение возможность значительного прироста про-
изводства военной продукции. Если британским и американским производите-
лям удастся решить технологические, финансовые и индустриальные пробле-
74
Шкробтак И.О. Сотрудничество США и Великобритании в военно-технической сфере в современный период
Shkrobtak, I.O. United States and Great Britain Military-Technical Cooperation in the Modern Age
мы, военно-техническое могущество США и Великобритании удастся удержать
на прежнем крайне высоком уровне. На руку Лондону и Вашингтону играет
растущая конкуренция на рынке вооружений, что может стимулировать ОПК
двух стран на соответствующий рост.
ИСТОЧНИКИ
1. National Security Strategy and Strategic Defence and Security Review 2015:
Third
Annual
Report.
Available
at:
achment_data/file/819613/NSS_and_SDSR_2015_Third_Annual_Report_-
_FINAL__2_.pdf (accessed 22.01.2023).
2. Bojan Pancevski. Europe Is Rushing Arms to Ukraine but Running Out of Am-
mo. Wall Street Journal. Dec. 22, 2022. Available at:
of-ammo-11671707775 (accessed 16.01.2023).
content/uploads/2019/02/Armored-vehicles-market-2019.pdf (accessed 22.01.2023).
4. The semiconductor supply chain: assessing national competitiveness. Available
at:
Chain-Issue-Brief.pdf (accessed 05.01.2023).
5. Strengthening the Global-Semiconductor Value Chain April 2021. Available at:
Strengthening-the-Global-Semiconductor-Value-Chain-April-2021_1.pdf
(accessed
05.01.2023).
6.
Russia Struggles to Maintain Munition Stocks. Available at:
two/ (accessed 05.01.2023).
7. Dan Lamothe. Western artillery surging into Ukraine will reshape war with
Russia.
Washington
Post.
April
30,
2022.
Available
at:
artillery/ (accessed 07.01.2023).
8. Андрей Резчиков. Украинская операция разрушает репутацию «Байрак-
таров».
Взгляд,
12
марта
2022.
Available
at:
9. Тихонов Сергей. Мировой энергетический кризис, возможно, даже ещё не
начался.
Российская
газета.
14
сентября
2022.
Available
at:
10. Инфляция в еврозоне в декабре опустилась ниже 10% впервые с августа.
dekabre-opustilas-nize-10-vpervye-s-avgusta (accessed 07.01.2023).
11. Competition Policy and Industrial Policy: for a reform of European Law,
Available
at:
75
ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА / MILITARY POLICY
2023; 5: 67-76
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
schuman.eu/en/doc/divers/FRS_For_a_reform_of_the_European_Competition_law-
RB.pdf (accessed 07.01.2023).
12. The Dynamics of Military-Industrial Cooperation in Europe in the 21st Centu-
ry,
Available
at:
industrial-cooperation-europe-21st-century (accessed 08.01.2023).
13. The Military Balance 2022. The International Institute for Strategic Studies
(IISS), Routledge, 2022, ISBN: 1000620034, p. 527.
14.
Defence
in
a
competitive
age,
Available
at:
hment_data/file/974661/CP411_-Defence_Command_Plan.pdf (accessed 10.01.2023).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Годованюк К.А. «Особые отношения» США и Великобритании на современ-
ном этапе: противоречия и перспективы. Вестник Дипломатической академии
МИД России. Россия и мир. 2019. № 3. C. 63-80.
Приходько О.В. США - Великобритания: «особые отношения» и современ-
ные вызовы. Россия и Америка в XXI веке.
2021.
№ 2. DOI:
10.18254/S207054760015893-9
REFERENCES
Mohammad Eslami. Iran’s Drone Supply to Russia and Changing Dynamics of the
Ukraine War. Journal for Peace and Nuclear Disarmament. 2022, No. 2, 507-518. DOI
10.1080/25751654.2022.2149077
Godovanyuk, K. UK-US "Special Relationship" at the Current Stage: Contradic-
tions and Prospects. The Herald of the Diplomatic Academy of the MFA of Russia. Russia
and the World. 2019, No. 3 p. 63-80.
Prikhodko, O. US-UK “special relationship” and current challenges. Russia and
America in the 21st Century. 2021, 2. DOI: 10.18254/S207054760015893-9
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
ШКРОБТАК Игорь Олегович,
Igor O. SHKROBTAK, Candidate of
кандидат исторических наук, Отдел
Sciences (History), Department of Mili-
военно-политических исследований
tary and Political Research. Georgy Arba-
Института США и Канады РАН имени
tov Institute for U.S. and Canada Studies,
академика Г.А. Арбатова (ИСКРАН).
Russian Academy of Sciences (ISKRAN).
Российская Федерация,
121069,
2/3, Khlebny, Moscow, 121069
Москва, Хлебный пер., д. 2/3.
Статья поступила в редакцию / Received 10.02.2023.
Поступила после рецензирования / Revised 14.02.2023.
Статья принята к публикации / Accepted 16.02.2023.
76