Бобкин Н.Н. США в первый год войны на Украине: интересы, выгоды, дипломатия
Bobkin, N.N. USA in the First Year of War in Ukraine: Interests, Benefits, Diplomacy
УДК: 327.56
DOI: 10.31857/S2686673023060032
EDN: EIBHJO
США в первый год войны на Украине:
интересы, выгоды, дипломатия
Н.Н. Бобкин
Институт США и Канады им. Г.А. Арбатова,
Российская Федерация 121069, Москва, Хлебный пер., 2/3.
ORCID: 0000-0002-0009-8699 e-mail: nnbobkin@rambler.ru
Резюме: Понимание мотивов позиции США в отношении российско-украинского
кризиса даёт представление о том, как может быть разрешен конфликт. В статье обосно-
вывается научная гипотеза, что американская поддержка Киева является не столько во-
просом американской приверженности морально-правовым нормам международных
отношений, сколько направлена на получение геополитических, военных и экономиче-
ских выгод. Этот императив соседствует с выводами о приоритетности для администра-
ции Байдена геополитического соперничества между крупными мировыми державами.
Показано, насколько опосредованная война против России оказалась выгодной Соеди-
нённым Штатам для усиления НАТО, получения преференций в трансатлантической
торговле и подъёма военно-промышленного комплекса. Отмечается важность понима-
ния, что выгоды Америки дорого обошлись Европе, где война вызвала сильнейший шок
в экономике. Допускается, что Запад стал более консолидирован, но он не стал более
влиятельным в мировой политике. Подчеркивается, что американская дипломатия вы-
нуждена считаться с тем, что большинство стран предлагают закончить войну как мож-
но скорее, даже если Украина должна пойти на уступки.
Ключевые слова: Администрация Байдена, война на Украине, интересы и выгоды
США, Евросоюз, НАТО, американская дипломатия, Россия, Китай, Иран
Для цитирования: Бобкин Н.Н. Конфликт вокруг Украины в контексте отношений
между Россией и США. США & Канада: экономика, политика, культура. 2023; 53(6) 35-
50. DOI: 10.31857/S2686673023060032
EDN: EIBHJO
USA in the First Year of War in Ukraine:
Interests, Benefits, Diplomacy
Nikolay N. Bobkin
Arbatov USA and Canada Institute,
2/3 Khlebny per., Moscow 121069, Russian Federation.
ORCID: 0000-0002-0009-8699 e-mail: nnbobkin@rambler.ru
Abstract: Understanding the motives behind the US position on the Russian-Ukrainian cri-
sis provides insight into how the conflict might be resolved. The article substantiates the scien-
tific hypothesis that American support for Kyiv is not so much a matter of American commit-
ment to the moral and legal norms of international relations, but is aimed at obtaining geopolit-
35
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2023; 6: 35-50
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ical, military and economic benefits. This imperative goes hand in hand with conclusions about
the priority for the Biden administration of geopolitical rivalry between major world powers. It
is shown how the indirect war against Russia turned out to be beneficial for the United States
to strengthen NATO, obtain preferences in transatlantic trade and raise the military-industrial
complex. The importance of understanding that America's benefits cost Europe dearly, where
the war caused a severe shock to the economy, is noted. It is assumed that the West has become
more consolidated, but it has not become more influential in world politics. It is emphasized
that American diplomacy has to reckon with the fact that most countries offer to end the war as
soon as possible, even if Ukraine has to make concessions.
Keywords: Biden administration, war in Ukraine, US interests and benefits, EU, NATO,
American diplomacy, Russia, China, Iran
For citation: Nikolay N. Bobkin. USA in the First Year of War in Ukraine: Interests, Ben-
efits, Diplomacy. USА & Canada: Economics, Politics, Culture. 2023; 53 (6): 35-50.
DOI: 10.31857/S2686673023060032
EDN: EIBHJO
ВВЕДЕНИЕ
Война на Украине переходит в новую фазу. Опасения по поводу российской
ядерной угрозы отступают, а страх перед длительной войной с непрекращаю-
щимся истощением усиливается. Исход этого противостояния остаётся неясным.
Обе стороны значительно расширили свои возможности на поле боя, что за-
трудняет сравнение их военных потенциалов на театре военных действий.
Есть основания сдержанно смотреть на перспективы Украины. Самые лёгкие
успехи украинских вооружённых сил за счёт неподготовленных в должной мере
первоначальных действий российской армии, возможно, уже были достигнуты.
Фронт стал намного короче, а численность и оснащённость российских сил, за-
действованных в военной операции, значительно выросли.
На этом фоне администрация США вынуждена обновлять свою стратегию.
До сих пор объединяющая логика американских действий опиралась на стрем-
ление, чтобы война тянулась как можно дольше, но итоги первого года указы-
вают на опасность при таком сценарии превращения большей части Украины в
пустыню. Некоторые американские политики призывают администрацию ока-
зать давление на Киев, чтобы заставить его заключить сделку с Россией, даже
если это означает отказ от части украинских территорий.
Между тем в администрации Байдена по-прежнему настаивают, что Соеди-
нённые Штаты будут продолжать поддерживать Украину «столько, сколько по-
требуется». Об этом Белый дом объявил 24 февраля 2023 г. в годовщину начала
войны [1]. За несколько дней до этого администрация Байдена сообщила о 32-м
пакете помощи в области безопасности для Украины, который включает в себя
перечень критически важных вооружений, передаваемых Киеву из существую-
щих запасов США, «чтобы помочь Украине удовлетворить свои неотложные по-
требности на поле боя».
36
Бобкин Н.Н. США в первый год войны на Украине: интересы, выгоды, дипломатия
Bobkin, N.N. USA in the First Year of War in Ukraine: Interests, Benefits, Diplomacy
Белым домом также был опубликован отчёт «Один год поддержки Украины», в
котором приведены действия США, предпринятые «для поддержки Украины и при-
влечения России к ответственности за последний год» [2]. В документе перечислены
многие осуществлённые меры по поддержке Украины в различных областях и назва-
на помощь, которая нужна Киеву для следующего этапа этого конфликта. Реальность
такова, что война, скорее всего, затянется на весь 2023 год, а возможно, и дольше.
ЗАЯВЛЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ США И ИХ ОЦЕНКА
Начало военной операции России на Украине в феврале 2022 г. вызвало волну за-
падной поддержки Киева. Соединённые Штаты были в авангарде этих усилий ещё
до того, как российские войска пересекли границу. США и многие их союзники уже
работали над мобилизацией своей потенциальной коалиции против Москвы, одно-
временно принимая срочные меры для укрепления вооружённых сил Украины [3].
Безусловно, в администрации Байдена определили цели в отношении самой
Украины и предложили различные оправдания своим действиям. Тем не менее
обсуждение на правительственном уровне того, как эти усилия способствуют
достижению национальных интересов США, по большей части отсутствовало,
если не считать ссылки на общие принципы, такие как «защита демократии»
или «защита либерального порядка».
В экспертной среде в дискуссиях по этим вопросам высказывались опасения,
что у американцев на кону в российско-украинской войне мало основных интере-
сов. Даже те политологи, которые разделяли моральное возмущение действиями
России, отдавали предпочтение завершению конфликта независимо от того,
одержит ли Украина победу над Москвой, предлагая пойти на «неприятные ком-
промиссы» и сделать этот «трудный выбор» [4]. С другой стороны, аналитики,
которых остаётся большинство, настаивали на неизменном интересе Америки к
Украине. В обоснованиях этой позиции можно выделить две основные версии.
Одна из них гласит, что, если Россия не встретит сопротивления Америки на
Украине, то Москва просто расширит свои амбиции, бросит вызов союзникам
США по НАТО и в конечном итоге будет угрожать европейской безопасности.
Как выразился министр обороны Ллойд Остин, «мы хотим, чтобы Россия была
ослаблена до такой степени, что она не может делать то, что она уже сделала»
[5]. В Совете национальной безопасности США подтвердили, что комментарии
Остина согласуются с американскими целями, а именно: «сделать это вторжение
стратегическим провалом для России» [6].
Более широкая версия связывает войну на Украине не с одной Россией, а с
потенциальным усилением Китая. Президент Байден в марте 2022 г. говорил,
что «если Россия не заплатит высокую цену за свои действия, она пошлёт сигнал
другим потенциальным агрессорам, что они тоже могут захватить территорию и
подчинить себе другие страны» [7]. Понятно, что он говорил о Китае и Тайване.
37
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2023; 6: 35-50
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Китай, как и Россия, рассматривается в этом контексте в качестве угрозы так
называемого «либерального международного порядка». В этой связи госсекре-
тарь Энтони Блинкен утверждает, что «международный порядок, основанный
на правилах, который имеет решающее значение для поддержания мира и без-
опасности, подвергается испытанию неспровоцированным и неоправданным
вторжением России в Украину» [8]. Байден также говорил о войне на Украине,
как о неотъемлемой части, продолжающейся «битвы между демократией и авто-
кратией, между свободой и репрессиями» [9].
У американских политологов тоже есть опасения, что игнорирование войны
на Украине подорвёт поддерживаемый США международный порядок. Об этом,
к примеру, пишет президент Центра новой американской безопасности (The
Center for a New American Security) Ричард Фанштейн, утверждающий, что «эпоха
после холодной войны, начавшаяся в 1991 г., закончилась». Фанштейн предлага-
ет защищать принципы международного порядка во многих регионах, не толь-
ко в Индо-Тихоокеанском регионе, где Китай сочетает в себе способность и же-
лание подорвать их, но и в Европе, и на Ближнем Востоке. Он рекомендует пра-
вительству США «собрать ресурсы и партнёрские отношения, необходимые для
выполнения этой бессрочной задачи» [10].
Критики этой точкой зрения среди его коллег называют сомнительными опасе-
ния по поводу того, что бездействие США на Украине приведет к агрессии России
против союзников по НАТО. Так Джошуа Шифринсон, профессор международных
отношений Мэрилендского университета не согласен, что успех военной операции
России на Украине приведёт к её дальнейшему усилению [11]. По его мнению,
утверждать так, значит признать «что не существует никаких других возможных
ограничений, которые могли бы сдерживать российские амбиции или поведение».
Понимание того, что защита Украины не является ключевым интересом
США, растёт. К примеру, Дуглас Макгрегор, бывший советник министра обо-
роны в администрации Трампа пришёл к выводам, что Америка сама себе учи-
нила массу проблем на Украине. Он утверждает, что экономика США рушится,
западные финансовые рынки паникуют, «налицо кризис американской нацио-
нальной мощи, которая измеряется не только военным потенциалом» [12]. Он
советует администрации Байдена найти способ свернуть с пути, чтобы вывести
Америку из её опосредованной украинской войны против России.
Другие критики украинской политики президента Байдена также указывают на
резкое расхождение его позиции с американскими интересами в этой войне. Ана-
литик Института Куинси (The Quincy Institute) Сюзанна Лофтус, работавшая в Ми-
нистерстве обороны США в качестве советника по национальной безопасности,
предлагает признать реальность, что Россия постепенно выигрывает [13]. Она до-
пускает, что, если этот конфликт будет продолжаться в его нынешнем виде, эскала-
ция может привести к вмешательству НАТО и войне между Россией и Западом.
О том, что защита Украины не является ключевым интересом Америки, го-
ворит губернатор Флориды Рон ДеСантис, которого считают чуть ли не объяв-
38
Бобкин Н.Н. США в первый год войны на Украине: интересы, выгоды, дипломатия
Bobkin, N.N. USA in the First Year of War in Ukraine: Interests, Benefits, Diplomacy
ленным кандидатом в президенты на выборах 2024 г. ДеСантис высказал своё
мнение в ответ на вопросник Такера Карлсона, ведущего «Фокс ньюс» (Fox
News), противника американской помощи Украине и частого критика президен-
та Владимира Зеленского. В своих ответах [14] ДеСантис снимает с России вину
за войну, называя её «территориальным спором», обвиняет Байдена в политике
«пустого чека», определяет правильную цель США как достижение мира и вы-
ступает против антироссийских санкций.
Заявление ДеСантиса прозвучало на фоне растущих разногласий в Республикан-
ской партии по поводу политики США на Украине. Проблема разделяет республи-
канцев, которые, как считается, борются за выдвижение от своей партии на пост пре-
зидента в 2024 г. Трамп, уже объявивший о выдвижении своей кандидатуры, крити-
кует Байдена, в то время как бывший вице-президент Майк Пенс и объявленный
кандидат Никки Хейли выступают в поддержку силовой позиции против России.
Собственная партия Байдена проявляет всё большую осторожность. В апреле
2022 г. 82% опрошенных демократов и 67% республиканцев заявили, что считают
хорошей идеей для Америки направить финансовую помощь Украине. В феврале
2023 г. то же самое сказали 75% демократов и 39% республиканцев. Ни одна страна
не предложила ввести свои войска в Украину, и опрос показал, что только 31%
демократов и 19% республиканцев поддержали бы это. Единственная помощь, на
которую согласилось большинство американцев, — это отправка продовольствия
и медицинской помощи (86% демократов и 78% республиканцев) [15].
ПРИОБРЕТЁННЫЕ ВЫГОДЫ И УСИЛЕНИЕ НАТО
Энтони Х. Кордесман, почётный заведующий кафедрой стратегии Центра стра-
тегических и международных исследований (CSIS), говоря об американских приоб-
ретениях от войны, заметил, что «сосредоточение внимания на цене помощи, а не
на стоимости того, что она покупает, игнорирует тот факт, что война на Украине
стала эквивалентом опосредованной войны с Россией, и войны, которую можно ве-
сти без каких-либо военных потерь со стороны США» [16]. Как полагает Кордесман,
Америка уже получила серьёзные стратегические выгоды от помощи Украине, и
такая помощь является одной из лучших инвестиций, которые США могут сделать
в конкуренции с Россией и в укреплении собственной безопасности.
Эксперты опасаются, что военная победа России поставит под угрозу евро-
пейских союзников. Франция и Германия, которые долгое время выступали
против давления США с целью расширения НАТО за счёт Украины, вынуждены
отступить из-за манипулятивного использования администрацией Байдена
страха перед Россией. Война на Украине - ещё один пример того, как, несмотря
на непрекращающиеся дискуссии о европейской стратегической автономии [17],
европейцы не в состоянии избавиться от лидерства США.
Президент США, пообещавший восстановить доверие к трансатлантическо-
му партнёрству, похоже, сам создаёт трансатлантический кризис доверия. При-
39
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2023; 6: 35-50
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
мер тому закон Байдена о снижении инфляции, который осыпает американские
корпорации субсидиями на сотни миллиардов долларов, подрывая позиции их
европейских конкурентов и трансатлантическую торговлю. Это спровоцировало
европейцев обвинить Америку в том, что она наживается на войне. Во время
государственного визита в декабре 2022 г. президента Франции в Вашингтон
Макрон предупредил, что такое продвижение торговых субсидий президентом
США Байденом может расколоть Запад [18].
Европа рискует оказаться в существенной зависимости от энергоносителей
из США. Объём газа, поставляемого из России в ЕС, упал в конце 2022 г. до исто-
рически низкого уровня, составив около 20% довоенного уровня. Американские
экспортеры увеличили поставки СПГ в Европу более чем на 137% за первые
11 месяцев 2022 г. [19] по сравнению с тем же периодом 2021 г., поставив более
половины импортируемого в Европу СПГ.
В 2022 г. США на этих поставках в среднем получали около 4 млрд долл. в
месяц. Сделка, согласованная в марте 2022 г. между США и Евросоюзом, преду-
сматривает дополнительные поставки 50 млрд кубометров американского газа в
год в этом десятилетии. Американское управление энергетической информа-
ции (EIA) подсчитало, что это, вероятно, принесёт ещё больший доход амери-
канским экспортёрам после рекордного 2022 года [20].
Европу принуждают не отставать от США, когда дело доходит до финансо-
вой и военной поддержки Украины. Не смотря на колоссальные затраты евро-
пейцев на поддержку Киева, в США, особенно среди республиканцев, высказы-
ваются претензии по поводу «европейского безбилетника». Среди экспертов не-
которые зашли так далеко, что требуют от Евросоюза, чтобы «каждый доллар,
потраченный на стороне США для Украины, сопровождался обязательством со
стороны институтов ЕС потратить как минимум такую же сумму» [21].
Украина стала главным получателем всей иностранной помощи США. Впер-
вые европейская страна заняла первое место с тех пор, как администрация Гарри
С. Трумэна направила огромные суммы на восстановление континента в рамках
Плана Маршалла после Второй мировой войны. По данным Кильского института
мировой экономики (Kiel Institute for the World Economy), с начала войны админи-
страция Байдена и Конгресс США направили более 75 млрд долл. помощи Укра-
ине, включая гуманитарную, финансовую и военную поддержку [22].
Америка была ведущим поставщиком военной помощи Украине. По данным
Министерства обороны США [23], лишь незначительная доля предоставленной
помощи была новой и закуплена у производителей. Большая часть вооружений на
сумму около 12,5 млрд долл. была предоставлена в рамках полномочий президента
по сокращению вооружённых сил. Это означает, что многие виды оружия были
изъяты непосредственно из наличия в вооружённых силах США. А это означает,
что, когда законодатели дают согласие на увеличение военной поддержки Украи-
ны, они фактически голосуют за замену старого оружия новым в своих вооружён-
40
Бобкин Н.Н. США в первый год войны на Украине: интересы, выгоды, дипломатия
Bobkin, N.N. USA in the First Year of War in Ukraine: Interests, Benefits, Diplomacy
ных силах. К концу 2022 г. уже реализовывались контракты на сумму около 1,2 млрд
долл. для пополнения американских военных запасов оружия.
Выгодно оружейному комплексу США и то, что европейские страны увели-
чили закупки вооружений американского производства. С начала войны они
обязались закупить военной техники на сумму около 230 млрд долларов. Цены
на акции крупных военных компаний США резко выросли. На фоне 10%-ого
падения промышленного индекса Доу-Джонса в целом стоимость акций, к при-
меру, американской военной промышленной компании «Нортроп Грумман»
(Northrop Grumman) взлетела почти на 40%, а цена акций «Локхид Мартин»
(Lockheed Martin) выросла более чем на 30%.
В ряду полученных США на Украине выгод уместно также отметить, что вой-
на стала ценным источником разведданных. Американские эксперты проводят
параллели с арабо-израильской войной 1973 г., когда военные неудачи Израиля
вызвали в Вашингтоне тщательный пересмотр американского оружия и тактики.
Сегодня Украина стала настоящим полигоном для испытаний американского
оружия. С военной точки зрения США получили редкую возможность изучать
боевые качества своего вооружения на поле боя XXI века, и все это, как особо под-
черкивается американскими аналитиками, не стоит американских жизней [24].
При оценке целесообразности продолжения оказания столь мощной военной
поддержки высказывается мнение, что американская многомиллиардная помощь
окупается. Директор программы «Стратегия и доктрина» некоммерческой организа-
ции «Исследования и разработка» (Research and Development, RAND) Рафаэль С. Коэн в
этой связи отмечает, что «хотя американские налогоплательщики заслуживают тща-
тельного изучения того, как тратятся американские деньги, факт в том, что Украина
до сих пор была военной инвестицией с удивительно хорошей отдачей» [25].
ТОЧКИ НАПРЯЖЕНИЯ В АМЕРИКАНСКОЙ ДИПЛОМАТИИ
Администрация Байдена, по понятным причинам, в своей дипломатии делала
акцент на международных последствиях конфликта. Нельзя сказать, что Белый
дом настолько поглощён Украиной, что все остальные вопросы отходят на второй
план. Отнюдь нет. Но внешняя политика США в значительной степени занята
Украиной, а другие вопросы получают меньше внимания, многие американские
внешнеполитические приоритеты недавнего прошлого отложены в сторону.
Об этом можно судить по содержанию речи [26] президента Байдена на Гене-
ральной Ассамблее ООН в конце сентября 2022 г. Он открывает выступление втор-
жением России на Украину, продолжает подробно говорить о различных аспектах
российской угрозы и несколько раз возвращается к этому вопросу. Президент об-
суждает другие приоритеты и проблемы, в частности, изменение климата, эконо-
мические вопросы и инфраструктуру, глобальное здравоохранение и продоволь-
ственную безопасность, а также (кратко) Китай, но Россия занимает центральное
место в его объяснениях современной внешней политики США. Северная Корея и
41
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2023; 6: 35-50
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Иран, которые занимали видное место в предыдущих президентских речах, полу-
чают по одному предложению, а мир на Ближнем Востоке - короткий абзац.
Россия и США не могут примирить свои мировоззрения, взгляды Москвы и
Вашингтона расходятся как никогда. Война на Украине привела к новому ми-
нимуму в американо-российских отношениях после холодной войны. Соеди-
нённые Штаты возглавили военные, экономические и дипломатические усилия,
направленные на то, чтобы «наказать» Москву.
Нет никаких сомнений в том, что президент Владимир Путин видит в Соеди-
нённых Штатах корень глобальных проблем, с которыми сталкивается Россия.
Напротив, в Вашингтоне устойчивый консенсус в том, что Россия представляет со-
бой региональную угрозу стабильности Европы. Если бы не американское давление
на НАТО, война, с большой вероятностью, пошла бы по российскому сценарию.
Вмешательство в конфликт остальных союзников США намного меньше и не вызы-
вает столь негативных последствий для международной безопасности.
В опосредованной войне на Украине между США/НАТО и Россией мы стал-
киваемся с угрозой ядерной эскалации. Решение президента Владимира Пути-
на, обнародованное в обращении к нации 21 февраля 2023 г., о приостановле-
нии участия России в Договоре о сокращении стратегических наступательных
вооружений (СНВ) 2010 г. ставит под угрозу единственный оставшийся договор,
ограничивающий ядерные силы США и России. Путин сделал это заявление в
тот же день, когда Байден после визита в Киев был в Польше, чтобы произнести
речь, посвящённую годовщине начала войны на Украине [27]. В Вашингтоне
назвали российскую приостановку «недействительной», отметив, что СНВ от
2010 г. не предусматривает приостановки [28]. Переговоры о стратегической ста-
бильности [29], которые США и Россия обещали провести, также были приоста-
новлены после вторжения в Украину.
Асимметрия интересов и перспектив между Вашингтоном и Москвой вряд
ли изменится в ближайшее время. Вице-президент фонда «Наследие» (Foundation
"Heritage") Джеймс Джей Карафано по этому поводу сослался на реакцию на не-
давнее предложение Генри Киссинджера о том, чтобы США пришли к соглаше-
нию с Россией. По его мнению, то, что оно вызвало критику в США многими
политиками, отражает тот факт, что «США в ближайшее время не собираются
приспосабливаться к российскому мировоззрению» [30].
Китай, безусловно, остаётся в центре внимания политики Вашингтона, а под-
ход Байдена к Пекину в значительной степени совпадает с подходом его предше-
ственника Трампа, считавшего Пекин самым грозным соперником Америки.
Согласно принятой в декабре 2022 г. Стратегии национальной безопасности
США [31], Китай и Россия «всё больше согласуются друг с другом, но вызовы,
которые они создают, во многом различны». Относительная новизна заключает-
ся в том, что Китай представляет собой главного соперника, в то время как Рос-
сия представляет собой теперь «серьёзную неприятную угрозу», поскольку она
переживает политический и экономический спад [32].
42
Бобкин Н.Н. США в первый год войны на Украине: интересы, выгоды, дипломатия
Bobkin, N.N. USA in the First Year of War in Ukraine: Interests, Benefits, Diplomacy
Первый телефонный разговор Байдена и председателя КНР Си Цзиньпина по-
сле начала войны на Украине, очевидно, был направлен на то, чтобы убедить ки-
тайцев не поддерживать Россию. По данным Белого дома [33], в своих обсуждениях
Байден предупредил о последствиях, «если Китай окажет материальную поддержку
России в её жестоких нападениях на украинские города и мирных жителей».
Быстро углубляющееся противостояние между США и Китаем сотрясается
частыми кризисами, разногласия в отношении Тайбэя становятся повседневной
реальностью. Сенатом 14 сентября 2022 г. был принят закон «О политике в от-
ношении Тайваня» [34], предусматривающий увеличение военной помощи ост-
рову. В марте 2023 г. администрация президента Байдена уведомила Конгресс о
предполагаемых продажах Тайваню в 2023 г. ракет для реактивных истребите-
лей F-16 на сумму 619 млн долларов [35].
Очередная эскалация противостояния из-за Тайваня -лишь часть жёсткой позиции
США. Сегодня Вашингтон всё больше фокусирует свою критику на Коммунистиче-
ской партии Китая. В последний день февраля 2023 г. в Конгрессе состоялось первое
заседание Специального комитета Палаты представителей по стратегическому сопер-
ничеству между США и Коммунистической партией (United States House Select Committee
on Strategic Competition between the United States and the Chinese Communist). Председатель ко-
миссии республиканец Майк Галлахер призвал законодателей действовать безотлага-
тельно и охарактеризовал конкуренцию между США и Китаем как «экзистенциальную
борьбу за то, как будет выглядеть жизнь в XXI веке» [36].
В тот день в Конгрессе приняли не менее 11 законопроектов и резолюций,
связанных с Китаем [37]. Тон задал Председатель комитета Палаты представите-
лей по иностранным делам республиканец Майкл Маккол, назвавший свой до-
клад «Борьба с вызовом поколений, вызванным агрессией КПК».
Очередной причиной эскалации стало обвинение США в том, что китайское
правительство рассматривает возможность оказания военной помощи России в
войне на Украине [38]. До сих пор поддержка Китаем России носила политиче-
ский и экономический характер, Пекин отметил первую годовщину начала
войны, предложив мирное соглашение. Запад видит в этом стремление Китая
поднять себя в геополитической иерархии.
У Китая есть возможность сыграть роль миротворца. Пекин имеет значи-
тельные рычаги воздействия на Москву как в экономическом, так и в геострате-
гическом плане. И наоборот, Украина, несомненно, осознает, что решение Ки-
тая о военной поддержке России может оказаться решающим для исхода войны.
Заявка Пекина на роль посредника не вызвала публичной критики в Киеве.
Но вместо того, чтобы оценить возможную посредническую роль китайского руко-
водства Вашингтон обвиняет Китай за то, что он не осудил открыто вторжение и не
потребовал ухода России с Украины. Такой подход ставит Китай в один ряд с Россией.
Вместо того, чтобы основываться на нерешительности Пекина полностью поддержать
вторжение России в Украину, администрация Байдена сближает Москву и Пекин.
43
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2023; 6: 35-50
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Иран, который в последние годы был главной заботой внешней политики
США, похоже, отошёл на второй план. У президента Байдена шансы на возрож-
дение ядерной сделки с Тегераном ничтожны. Иранское руководство не проявля-
ет готовности согласиться с нынешними американскими предложениями [39].
Если Белый дом не начнёт изучать другие варианты стабилизации нарастающего
ядерного кризиса, США, возможно, придётся бороться с иранским режимом, ко-
торый находится на грани обладания ядерным оружием, или стать участником
военного конфликта, чтобы предотвратить появление у иранцев атомной бомбы.
В последние месяцы между Ираном и Россией были заключены важные со-
глашения о расширении экономического, торгового, энергетического и военно-
го сотрудничества [40]. В настоящее время мы видим углубляющиеся и потен-
циально более сбалансированные отношения, в которых Россия уже не является
абсолютно доминирующей стороной. Обе страны переходят к равноправному
стратегическому партнерству, на что указывают, в частности, иранские поставки
беспилотников, воющих на Украине.
Чрезвычайно важно, что в Тегеране такой подход одобрен на самом высоком
уровне. Аятолла Али Хаменеи с первых дней войны на Украине определил по-
зицию, при которой Иран, поддерживая усилия по прекращению конфликта,
возлагает вину за случившееся не на Россию, а на Соединённые Штаты [41]. Это
было подтверждено им на встрече с президентом Владимиром Путиным в Теге-
ране 19 июля 2022 г., когда верховный лидер Ирана назвал войну России оборо-
нительным актом. «Если бы [Россия] не проявила инициативу, другая сторона
взяла бы на себя инициативу и вызвала бы войну», - сказал Хаменеи [42].
Саудовская Аравия и Иран 10 марта 2023 г. заключили соглашение о восстановле-
нии дипломатических отношений и открытии посольств [43]. Это произошло в то вре-
мя, как США готовили нормализацию отношений Эр-Рияда с Израилем. Некоторые
считают ирано-саудовское соглашение тактическим, а не стратегическим, однако обе
стороны пока не дают повода для подобных сомнений. Король Саудовской Аравии
Сальман бен Абдель Азиз 19 марта 2023 г. в письме президенту Раиси, пригласил его с
официальным визитом в Эр-Рияд. Ведущая роль Китая в процессе примирения при-
влекла внимание к сложным отношениям Вашингтона с Эр-Риядом.
Саудовская Аравия с её ведущей ролью в ОПЕК+ и близостью к нестабиль-
ному региону, подверженному опосредованным конфликтам, перестаёт быть
надёжным союзником для США. Регулярно сотрудничая в региональных кон-
фликтах, США и Саудовская Аравия создали запутанные отношения, которые
не так легко разорвать примирением Эр-Рияда с Тегераном. Переходящий от
одного президента Америки к другому вопрос о нарушениях прав человека, по-
хоже, не имеет большого значения. Ясно, что этот альянс является морально
ущербным для американцев, но правительство США и частные компании зара-
батывают состояние, подпитывая региональные амбиции Саудовской Аравии
многомиллиардными поставками вооружений.
44
Бобкин Н.Н. США в первый год войны на Украине: интересы, выгоды, дипломатия
Bobkin, N.N. USA in the First Year of War in Ukraine: Interests, Benefits, Diplomacy
Эта ситуация стала меняться, саудовско-китайские связи становятся всё крепче.
В декабре 2022 г. это было проиллюстрировано решением саудовского руководства
провести китайско-арабский саммит во время визита Си Цзиньпина в Эр-Рияд [44].
В контексте меняющихся международных энергетических рынков, новых оборон-
ных приоритетов и текущих приоритетов экономического сотрудничества Саудов-
ская Аравия отходит от односторонней ориентации на Соединённые Штаты.
После начала войны на Украине политика США по распространению санкций
в отношении России сделали страны Персидского залива более значимыми для ми-
ровой экономики. Президент США обратился к Аравийским монархиям за помо-
щью в сдерживание роста цен на нефть и увеличении добычи нефти. Ответ больно
ударил по авторитету Америки, лидеры Саудовской Аравии и ОАЭ отклонили эту
тему и отказались от телефонных переговоров с Байденом [45]. За этим последовало
их совместное решение продолжить в ОПЕК+ сотрудничать с Россией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По мере того, как война на Украине пошла на второй год администрация
Байдена до сих пор не смогла предложить стратегические аргументы в пользу
издержек и рисков, которые несёт нынешняя политика США в отношении рос-
сийско-украинского конфликта.
Практика показывает, что поддержка Киева является не столько вопросом
американской приверженности морально-правовым нормам международных
отношений, сколько направлена на получение геополитических, военных и
экономических выгод от продолжающейся войны.
Вашингтон не может гарантировать победу Украины. Если России удастся
удержать большую часть территории в Луганской, Донецкой, Запорожской и
Херсонской областях, она может заявлять об успехе своей «специальной военной
операции». Расчленённая Украина останется с триллионным счетом на рекон-
струкцию при ВВП едва ли в 100 млрд долл., постоянным населением примерно
в 25 млн человек, миллионами граждан за границей в качестве беженцев, и с не-
определённым политическим будущим.
Администрация Байдена сыграла ведущую роль в управлении антироссий-
ской реакцией НАТО. США удалось значительно укрепить альянс сделав его
более единым, чем было на протяжении целого поколения. Европейцы согласи-
лись увеличить военные бюджеты, приняли программы перевооружения своих
армий, избавляясь от устаревших вооружений поставками на Украину. За счёт
планируемого присоединения Финляндии и Швеции вырастет потенциал
сдерживания и продвинется передовое присутствие НАТО у границ с Россией.
Эти «достижения» США дорого обошлись Европе, где война вызвала силь-
нейший шок для экономики, особенно для энергетических и продовольствен-
ных рынков, сократив предложение и подняв цены до беспрецедентного уровня.
По сравнению с другими экономическими регионами еврозона особенно уязви-
45
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2023; 6: 35-50
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ма перед экономическими последствиями войны. В основном это связано с очень
сильной зависимостью от импорта энергоносителей.
Эскалация украинского кризиса позволила США увеличить в 2022 г. прода-
жи оружия почти на 50% до 205,6 млрд долларов. Пока Россия борется за то, что-
бы удержать свою сокращающуюся долю мирового рынка вооружений, амери-
канские компании изо всех сил стараются не отставать от резкого скачка спроса
на оружие. По мере затягивания войны спрос на американское оружие, скорее
всего, продолжит расти, поскольку союзники США, поставляющие оружие на
Украину, восстанавливают запасы и модернизируют свои вооружённые силы.
Несмотря на опасения США, маловероятно, что Китай в ближайшее время
окажет существенную военную поддержку России. Такая помощь нанесёт серь-
ёзный ущерб репутации Пекина в Европе, которая является одним из важней-
ших торговых партнеров Китая. И Украина, и Россия могут по разным причи-
нам признать Китай всё более привлекательным в качестве потенциального по-
средника, даже если ни одна из сторон пока не готова к существенным уступкам.
Иран - одна из немногих стран, чья официальная позиция по украинскому
конфликту почти идентична позиции России. Иранское правительство выдви-
гает нарратив о том, что обе страны объединяются в экзистенциальной борьбе
против постоянно расширяющегося НАТО и Запада в целом.
Рассмотрение администрацией Байдена войны на Украине через призму де-
мократии получило ограниченную поддержку за пределами союзных стран. Не-
сколько голосований в ООН показали, что у многих стран Африки, Азии и Ла-
тинской Америки война на Украине не вызвала прямого антироссийского отве-
та. В Китае, Турции, Иране Индии, в большинстве стран Латинской Америки и
Африки считают, что война должна закончиться как можно скорее, даже если
это означает, что Украина должна пойти на уступки.
ИСТОЧНИКИ
1. FACT SHEET: On One Year Anniversary of Russia’s Invasion of Ukraine, Biden
Administration Announces Actions to Support Ukraine and Hold Russia Accountable.
February
24,
2023.
Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-
room/statements-releases/2023/02/24/fact-sheet-on-one-year-anniversary-of-
russias-invasion-of-ukraine-biden-administration-announces-actions-to-support-
ukraine-and-hold-russia-accountable/ (accessed: 30.03.2023).
2. FACT SHEET: One Year of Supporting Ukraine. February 21, 2023. Available at:
https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2023/02/21/fact-
sheet-one-year-of-supporting-ukraine/ (accessed: 30.03.2023).
3. O’Hanlon, Michael E. Strengthening the US and NATO defense postures in Eu-
rope after Russia’s invasion of Ukraine. June
21,
2022. Available at:
https://www.brookings.edu/articles/strengthening-the-us-and-nato-defense-
postures-in-europe-after-russias-invasion-of-ukraine/ (accessed: 30.03.2023).
46
Бобкин Н.Н. США в первый год войны на Украине: интересы, выгоды, дипломатия
Bobkin, N.N. USA in the First Year of War in Ukraine: Interests, Benefits, Diplomacy
4. Dutkiewicz, Jan. Why America’s Far Right and Far Left Have Aligned Against
Helping
Ukraine.
July
04,
2022,
Available
at:
https://foreignpolicy.com/2022/07/04/us-politics-ukraine-russia-far-right-left-
progressive-horseshoe-theory/ (accessed: 30.03.2023).
5. Austin says US wants to see Russia’s military capabilities weakened. April 25,
2022. Available at: https://edition.cnn.com/2022/04/25/politics/blinken-austin-
kyiv-ukraine-zelensky-meeting/index.html (accessed: 30.03.2023).
6. Austin’s assertion that US wants to ‘weaken’ Russia underlines Biden strategy
shift.
April
26,
2022.
Available
at:
https://edition.cnn.com/2022/04/25/politics/biden-administration-russia-
strategy/index.html (accessed: 30.03.2023).
7. Wright, Robin. Ukraine Is Now America’s War, Too. May 1, 2022. Available at:
https://www.newyorker.com/news/daily-comment/ukraine-is-now-americas-war-
too (accessed: 30.03.2023).
8. Secretary Blinken's Press Availability. MARCH
4,
2022. Available at:
https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-at-a-press-availability-15/
(ac-
cessed: 30.03.2023).
9. Remarks by President Biden on the United Efforts of the Free World to Support
the
People
of
Ukraine.
MARCH
26,
2022.
Available
at:
https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-
remarks/2022/03/26/remarks-by-president-biden-on-the-united-efforts-of-the-free-
world-to-support-the-people-of-ukraine/ (accessed: 30.03.2023).
10. Fontaine, Richard. Why Russia Must Fail in Ukraine. July 06, 2022. Available at:
https://nationalinterest.org/feature/why-russia-must-fail-ukraine-203442 (accessed: 30.03.2023).
11. Shifrinson, Joshua. American interests in the Ukraine war. September 14, 2022.
Available at: https://www.defensepriorities.org/explainers/american-interests-in-
the-ukraine-war (accessed: 30.03.2023).
12. Macgregor, Douglas. The Gathering Storm. March 14, 2023. Available at:
https://www.theamericanconservative.com/the-gathering-storm/ (accessed: 30.03.2023).
13. Loftus, Suzanne. Biden must resist calls to give Zelensky all that he wants.
March
6,
2023.
The
Quincy
Institute.
Available
at:
https://responsiblestatecraft.org/2023/03/06/biden-must-resist-calls-to-give-
zelensky-all-that-he-wants/ (accessed: 30.03.2023).
14. Continue reading “Ron DeSantis Thrills Tucker Carlson by Taking Pro-Russian
Stance”.
March
10,
2023.
Available
at:
https://nymag.com/intelligencer/2023/03/ron-desantis-ukraine-russia-aid-tucker-
carlson-territorial-dispute.html (accessed: 30.03.2023).
15. Ukraine needs the West’s help. But our polling shows a worrying trend. March
06,
2023.
Available
at:
https://www.economist.com/graphic-
detail/2023/03/06/ukraine-needs-the-wests-help-but-our-polling-shows-a-worrying-
trend (accessed: 30.03.2023).
47
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2023; 6: 35-50
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
16. Cordesman, Anthony H. United States Aid to Ukraine: An Investment Whose
Benefits Greatly Exceed its Cost. November
21,
2022.
Available at:
https://www.csis.org/analysis/united-states-aid-ukraine-investment-whose-
benefits-greatly-exceed-its-cost (accessed: 30.03.2023).
17. Grunstein, Judah. For Macron, Being Right on European Strategic Autonomy
Isn’t
Enough.
September
30,
2020.
Available
at:
https://www.worldpoliticsreview.com/for-macron-being-right-on-european-
strategic-autonomy-isn-t-enough/ (accessed: 30.03.2023).
18. Keating, Dave. EU-U.S. Tensions Cast a Shadow on Macron’s Visit to Washing-
ton. December 01, 2022. Available at: https://www.worldpoliticsreview.com/us-
france-relations-europe-trade-macron-biden/ (accessed: 30.03.2023).
19. Maguire, Gavin. Column: U.S. LNG exports both a lifeline and a drain for Eu-
rope
in
2023.
December
21,
2022.
Available
at:
https://www.reuters.com/business/energy/us-lng-exports-both-lifeline-drain-
europe-2023-maguire-2022-12-20/ (accessed: 30.03.2023).
20. Can American liquefied natural gas rescue Europe? November 10, 2022. Avail-
able at: https://www.economist.com/business/2022/11/10/can-american-liquefied-
natural-gas-rescue-europe (accessed: 30.03.2023).
21. Fix, Liana, Mankoff, Jeffrey. Europe Has to Step Up on Ukraine to Keep the U.S. From
Stepping Back. December 09, 2022. Available at: https://www.cfr.org/article/europe-has-
step-ukraine-keep-us-stepping-back (accessed: 30.03.2023).
22. Ukraine Support Tracker. A Database of Military, Financial and Humanitarian
Aid to Ukraine. European Union. February 21, 2023. Available at: https://www.ifw-
kiel.de/topics/war-against-ukraine/ukraine-support-tracker/ (accessed: 30.03.2023).
23. Department Moves Quick to Replenish Weapons Sent to Ukraine. September
09,
2022.
Available
at:
https://www.defense.gov/News/News-
Stories/Article/Article/3154210/department-moves-quick-to-replenish-weapons-
sent-to-ukraine/ (accessed: 30.03.2023).
24. Cohen, Raphael S., Gentile, Gian. Is the U.S. Military Capable of Learning from
the
War
in
Ukraine?
February
2,
2023.
Available
at:
https://foreignpolicy.com/2023/02/02/us-military-lessons-war-ukraine-russia-
weapons-tactics/ (accessed: 30.03.2023).
25. Cohen, Raphael S., Gentile, Gian. Support to Ukraine continues to be for Amer-
ica
first.
February
15,
2023.
Available
at:
https://thehill.com/opinion/international/3858658-support-to-ukraine-continues-to-
be-for-america-first/ (accessed: 30.03.2023).
26. Remarks by President Biden Before the 77th Session of the United Nations General
Assembly. September
21,
2022. Available at: https://www.iris-france.org/170529-
impacts-of-the-ukraine-crisis-on-bidens-foreign-policy/ (accessed: 30.03.2023).
27. Remarks by President Biden and President Andrzej Duda of Poland After Bi-
lateral
Meeting.
February
21,
2023.
Available
at:
https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-
48
Бобкин Н.Н. США в первый год войны на Украине: интересы, выгоды, дипломатия
Bobkin, N.N. USA in the First Year of War in Ukraine: Interests, Benefits, Diplomacy
remarks/2023/02/21/remarks-by-president-biden-and-president-andrzej-duda-of-
poland-after-bilateral-meeting/ (accessed: 30.03.2023).
28. Berg, Matt, Toosi, Nahal. U.S. rebukes Putin as ‘irresponsible’ on nukes. Febru-
ary 21, 2023. Available at: https://www.politico.com/news/2023/02/21/blinken-
putin-nuclear-treaty-00083740 (accessed: 30.03.2023).
29. Nuclear Arms Control After the Biden-Putin Summit. February 28, 2022. Available
at: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/IN/IN11694 (accessed: 30.03.2023).
30. Carafano, James Jay. U.S. and Russia cannot reconcile their worldviews. Au-
gust 03, 2022. Available at: https://www.gisreportsonline.com/r/us-russia-foreign-
policy/ (accessed: 30.03.2023).
31. Biden-Harris Administration's National Security Strategy. October 2022. Avail-
able at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-
Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf (accessed: 30.03.2023).
32. Scobell, Andrew, Swanström, Niklas. The China-Russia ‘Alliance’: Double the
Danger or Limited Partnership? December
15,
2022.
Available at:
https://www.usip.org/publications/2022/12/china-russia-alliance-double-danger-
or-limited-partnership (accessed: 30.03.2023).
33. Readout of President Joseph R. Biden Jr. Call with President Xi Jinping of the
People’s
Republic
of
China.
March
18,
2022.
Available
at:
https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-
releases/2022/03/18/readout-of-president-joseph-r-biden-jr-call-with-president-xi-
jinping-of-the-peoples-republic-of-china-2/ (accessed: 30.03.2023).
34. Wu, Charles Chong-Han. The Taiwan Policy Act and the Future of U.S.-
Taiwan
Relations.
December
13,
2022.
Available
at:
https://www.stimson.org/2022/the-taiwan-policy-act-and-the-future-of-u-s-taiwan-
relations/ (accessed: 30.03.2023).
35. Biden administration approves potential sale of missiles for F-16s to Taiwan.
March 2, 2023. Available at: https://edition.cnn.com/2023/03/01/politics/us-f16-
missiles-taiwan/index.html (accessed: 30.03.2023).
36. Klass, Anatol. The Real Risk of the China Select Committee. March 20, 2023.
Available
at:
https://foreignpolicy.com/2023/03/20/china-united-states-
competition-congress-select-committee-cold-war/ (accessed: 30.03.2023).
37. Kine, Phelim. What it looks like when Congress takes on China. March 02, 023. Availa-
ble at: https://www.politico.com/newsletters/politico-china-watcher/2023/03/02/what-it-
looks-like-when-congress-takes-on-china-00085100 (accessed: 30.03.2023).
38. Delaney, Robert. US reiterates claim that China is considering sending Russia
military help for Ukraine war. February
24,
2023.
Available at:
https://www.scmp.com/news/china/article/3211324/us-reiterates-claim-china-
considering-sending-russia-military-help-ukraine-war (accessed: 30.03.2023).
39. Iran Strongly Rejects Interim Agreement on JCPOA Revival Talks. March 06,
2023. Available at: https://www.farsnews.ir/en/news/14011215000593/Iran-Srngly-
Rejecs-Inerim-Agreemen-n-JCPOA-Revival-Talks (accessed: 30.03.2023).
49
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2023; 6: 35-50
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
40. Yazdanshenas, Zakiyeh. 2023: The Year Iran Would Lean on Russia Even
More. February 13, 2023. Available at: https://www.isdp.eu/2023-the-year-iran-
would-lean-on-russia-even-more/ (accessed: 30.03.2023).
41. Iran supports ending the war in Ukraine; US root of Ukraine crisis. March 01,
2022. Available at: https://english.khamenei.ir/news/8879/Iran-supports-ending-
the-war-in-Ukraine-US-root-of-Ukraine-crisis (accessed: 30.03.2023).
42. US, West Have Become Weaker than Before, Ayatollah Khamenei Tells Putin.
July,
20,
2022.
Available
at:
https://www.tasnimnews.com/en/news/2022/07/20/2745401/us-west-have-
become-weaker-than-before-ayatollah-khamenei-tells-putin
43. Iran, Saudi Arabia agree to resume ties. March 10, 2023. Available at:
https://en.irna.ir/news/85052808/Iran-Saudi-Arabia-agree-to-resume-ties (accessed:
30.03.2023).
44. President Xi Jinping Attends the First China-Arab States Summit. December
10,
2022.
Available
at:
https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/zxxx_662805/202212/t20221211_10988748.htm
l (accessed: 30.03.2023).
45. Saudi Arabia and UAE leaders 'reject calls with US President Biden'. March 09,
2022. Available at: https://www.middleeasteye.net/news/saudi-arabia-uae-leaders-
mbs-mbz-reject-call-biden (accessed: 30.03.2023).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
БОБКИН Николай Николаевич, кан-
BOBKIN Nikolay N. Candidate of Sci-
дидат военных наук, доцент, старший
ences (Military), Associate Professor,
научный сотрудник Отдела военно-
Senior Researcher Fellow Center for Mil-
политических исследований Института
itary-Political Studies, Georgy Arbatov
США и Канады им. академика
Institute for U.S. and Canada Studies,
Г.А. Арбатова Российской академии
Russian Academy of Sciences.
наук (ИСКРАН).
2/3 Khlebny per., 121069 Moscow, Rus-
Российская Федерация, 121069 Москва,
sian Federation
Хлебный пер., д. 2/3
Статья поступила в редакцию 30.03.2023 / Received 30.03.2023.
Поступила после рецензирования 14.04.2023 / Revised 14.04.2023.
Статья принята к публикации 16.04.2023 / Accepted 16.04.2023.
50