ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / FOREIGN POLICY
2023; 6: 82-90
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
JEL: N42; F52
УДК: 327
DOI: 10.31857/S2686673023060068
EDN: EITFNL
Метод шкалирования: стратегия США на китайском
направлении в 2017-2021 гг.
(пример Тайваня)
Р.Р. Романов
Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ).
Россия, 125047, Москва, Миусская площадь, д. 6.
ORCID: 0009-0005-6705-0699
e-mail: roman-romanov-1998@list.ru
Резюме: В статье объясняется применения метода шкалирования в международно-
политической науке на примере анализа влияния американских фабрик мысли на фор-
мирование стратегии США в отношении КНР (на примере Тайваня) в президентство
Трампа. Показаны практические недостатки метода при анализе сложных отношений
элементов, в нашем случае - процесса принятия внешнеполитических решений. Публи-
кации аналитических центров были основным объектом анализа. Разработанные экспер-
тами рекомендации сопоставлялись с действиями администрации Трампа на китайском
направлении внешней политики США.
Ключевые слова: шкалирование, принятие внешнеполитических решений в США,
администрация Трампа, американо-китайские отношения, фабрики мысли, американские
аналитические центры, Институт Брукингса, Гудзоновский институт
Для цитирования: Романов Р.Р. Метод шкалирования при анализе стратегии США
на китайском направлении в 2017-2021 гг.: пример Тайваня. США & Канада: экономика,
политика, культура. 2023; 53(6):82-90. DOI: 10.31857/S2686673023060068
EDN: EITFNL
Scaling Techniques the US Strategy towards China
2017-2021 (Case of Taiwan)
Roman R. Romanov
Russian State University for The Humanities (RSUH)
6 Miussky Square, Moscow, 125047, Russian Federation
ORCID: 0009-0005-6705-0699
e-mail: roman-romanov-1998@list.ru
Abstract. The article explains utility of scaling technique in science of international poli-
tics. The employment of the method is demonstrated via measuring US’ think tanks’ influence
on America’s strategy towards the PRC (case of Taiwan) during the Trump presidency. The
author discerns practical disadvantages of scaling in analyzing complex concept - foreign poli-
cy decision-making process. Think-tanks’ materials were utilized as the main object of the
analysis. Recommendations skedded by experts were juxtaposed with actual actions concern-
ing Chinese vector of US foreign policy during the Trump administration.
82
Романов Р.Р. Метод шкалирования: стратегия США на китайском направлении в 2017-2021 гг…
Romanov, R.R. Scaling Techniques the US Strategy towards China 2017-2021 (Case of Taiwan)
The research also challenges conventional wisdom which postulated inconsistency as the
dominant component of foreign policy decision-making during Trump’s presidency. While
former POTUS’ personal approach, at times, caused discrepancies within the US strategy to-
wards China, the pillars of this strategy were based on factual and long-term analysis conduct-
ed, in part, by think-tanks.
It was of practical interest to suggest using the method more exposed to verification unlike
traditional historical methodology or classical research methods in political studies. The article
provides a brief analysis of one of the core issues within Sino-American relations - Taiwan. By
discerning the US think-tanks’ recommendations and trailing down application of those in real
policy framework gives us more detailed insight on think-tanks’ involvement in the decision-
making process during the Trump administration.
Keywords: scaling, foreign policy decision-making process in the USA, Trump administra-
tion, Sino-American relations, think tanks, American think tanks, Brookings institution, Hud-
son Institute
For citation: Romanov R.R. Scaling Techniques in Studying the US Strategy towards
China 2017-2021 (Case of Taiwan). USA & Canada: Economics, Politics, Culture. 2023;
53(6):82-90. DOI: 10.31857/S2686673023060068
EDN: EITFNL
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы определяется несколькими факторами.
Во-первых, шкалирование позволяет углубить качество проведенного исследова-
ния. Метод является одной из разновидностей моделирования сложных систем. Его
междисциплинарность подтверждается не только возможностью применения в раз-
ных науках, но и совместимостью с другими методами, также дополняющими анализ.
Во-вторых, с 2017 по 2021 гг. в США происходило активное переосмысление
внешнеполитической стратегии в отношении КНР, в частности на Тайваньском
направлении. Кроме государственных институтов, в этом процессе участвовали
и фабрики мысли.
В-третьих, соперничество Соединённых Штатов и Китая будет, в значитель-
ной мере, определять развитие современной системы международных отноше-
ний. Оба государства обладают практически равным экономическим потенциа-
лом. Кроме того, оба являются ядерными державами. На конец 2022 г. и начало
2023 г. эти области двусторонних отношений не регулируются ни одним дого-
вором, что расширяет поле рисков.
Цель статьи - продемонстрировать применение метода шкалирования и
охарактеризовать его инструментальность при анализе процесса принятия
внешнеполитических решений.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать метод шкалирования;
- сформулировать критерии по выбору аналитических центров;
- проанализировать публикации фабрик мысли;
83
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / FOREIGN POLICY
2023; 6: 82-90
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
- сопоставить рекомендации центров и реальные решения администрации
президента США.
Новизна исследования обусловлена низкой частотой применения метода
шкалирования в науке международных отношений как в отечественной, так и в
зарубежной историографии. В большинстве случаев он и его разновидности ис-
пользуются при работе с естественными и точными науками. Согласно базе
данных Dimensions, количество статей на политическую тематику с упоминани-
ем слов «шкалирование» или «техника шкалирования» составляет 26214 матери-
алов. Для сравнения, в сфере инженерии - 798769, физики - 581084, математики
- 288544, компьютерных технологий - 266552 [1].
МЕТОД ШКАЛИРОВАНИЯ:
ХАРАКТЕРИСТИКА И ТЕХНИКА ПРИМЕНЕНИЯ
Отображение общего (генерального) понятия по какой-либо теме подразуме-
вает изучение (интерпретацию) более «узких» с точки зрения смысла показате-
лей - суждений, рекомендаций. Последние могут различаться по структуре,
уровню доказательности. Учитывание этих аспектов способствует достижению
более точного результата исследования. Иначе говоря, это позволяет дать оценку
некоторому сложному отношению, например, процессу принятия решений. Од-
ним из инструментов реализации подобной задачи является метод шкалирования
[Маranell O.M., 1974]. Согласно работе Джарола Мангейма и Ричарда Рича, способ
применения делится на три этапа: отбирается 1) «широкое» понятие; 2) суммар-
ная мера, отображающая её; 3) выделяются отдельные признаки (узкие показате-
ли), формирующие суммарную меру [Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. 1997: c. 153-165].
Например, автору необходимо определить уровень влияния американских
фабрик мысли на формирование внешнеполитической стратегии США. Объект
этой стратегии есть «широкое» понятие: политика США в отношении Тайваня.
Суммарной мерой является характер принимаемых решений: поддержка Тайваня.
«Узкие» признаки выделяются на основе публикаций экспертно-аналитических
центров, их рекомендаций по развитию политики Вашингтона на тайваньском
треке американской политики в отношении Китая.
Для удобства при проведении исследования необходимо распределить мате-
риалы на две группы: локутивные и иллокутивные. Для облегчения задач можно
сконцентрироваться только на последней группе, так как она имеет прикладное
значение для исследования. При подсчёте материалов можно использовать филь-
тры, автоматизированный подсчет, функции внутреннего поиска. Также есть воз-
можность обратиться в службу поддержки аналитического центра.
Отбор объектов анализа - аналитических центров - происходил посредством
институционального подхода. Изучался состав администрации президента США,
назначение на ключевые посты бывших экспертов тех или иных фабрик мысли.
84
Романов Р.Р. Метод шкалирования: стратегия США на китайском направлении в 2017-2021 гг…
Romanov, R.R. Scaling Techniques the US Strategy towards China 2017-2021 (Case of Taiwan)
При изучении публикаций использовался контент-анализ. Этот эксплика-
тивный метод позволил определить тональность статей и аналитических спра-
вок (поддержка или критика политики администрации Трампа; поддержка или
критика помощи Тайваню). Был определён ряд аналитических единиц, отобра-
жающих рекомендацию/позицию фабрик мысли: «увеличить поставки оружия»
или «способствовать дипломатическому статусу Тайваня». На основе этого вы-
брано несколько направлений политики в отношении Тайваня:
• развитие торговых отношений между США и Тайванем;
• укрепление военно-стратегического взаимодействия Вашингтона и Тайбэя;
• поддержка дипломатического статуса Тайваня;
• признание независимости Тайваня;
• способствование развитию диалога между Пекином и Тайбэем;
Шкала как единица измерения делилась на пять значений, где: -2 - резкая крити-
ка, -1 - умеренная критика, 0 - нейтральные суждения, +1 - умеренная поддержка, +2
- полная поддержка. Если позитивные оценки превышает негативные в два раза, то
итоговая оценка является положительной и наоборот. Например, если есть 6 положи-
тельных и 3 отрицательных комментария, то общая оценка - положительная.
ВАЛИДНОСТЬ ИЗУЧАЕМЫХ ДАННЫХ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ
Рассматриваемый период охватывает президентство Дональда Трампа. С
2017 по 2021 гг. американо-китайские отношения достигли исторического ми-
нимума, а прагматичный диалог окончательно трансформировался в соперни-
чество. Торговля стала основной зоной конфликта двух держав, однако тайвань-
ский вопрос также расширил «поле рисков».
Таблица 1
Команда Д. Трампа на китайском направлении (2019-2021 гг.)
85
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / FOREIGN POLICY
2023; 6: 82-90
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Автор инфографики Романов Р.Р., магистерская диссертация «Процесс принятия внешнепо-
литических решений в США на китайском направлении (2017-2022)».
Фабрики мысли отбираются по двум основным критериям:
• количество бывших сотрудников во внешнеполитической команде
• статус бывших сотрудников внутри администрации
Было выбрано два аналитических центра: Гудзоновский институт (Hudson
Institution) и Брукингский институт (Brookings Institution).
Так, например, самым востребованным «мозговым центром» в сфере фор-
мирования американской стратегии в АТР (табл. 1), был Гудзоновский институт.
Советники президента Трампа по вопросам нераспространения и госсекретаря
М. Помпео были представителями этого центра. Выбор Брукингского института
обусловлен необходимостью облегчить процесс анализа для более эффективной
демонстрации применения метода. Центр является удобным противовесом гуд-
зоновцам, так как поддерживает левоцентристскую повестку и аффилирован с
Демократической партией.
Понятийный аппарат: автор считает
«материалами» экспертно-
аналитических центров статьи, доклады, показания работников институтов в
Конгрессе; локутивные публикации носят исключительно описательный харак-
тер, иллокутивные содержат призыв к определенным действиям.
С 20.01.2017 по 20.01.2021 гг. на сайте центра было выложено 218 материалов,
связанных с Тайванем. Из них 27 - иллокутивные. Позиция института относи-
тельно политики администрации Трампа на тайваньском направлении оцени-
вается умеренно положительно: +1.
Таблица 2
Гудзоновский институт
тональность
-2
-1
0
+1
+2
количество публикаций
-
2
17
7
1
Таблица составлена автором.
Общее количество статей, положительно оценивающих деятельность
Д. Трампа значительно превышает число критических. Тем не менее, наличие
объемного пласта нейтральных статей не позволяет сделать вывод о безогово-
рочной поддержке решений Белого дома.
Одной из основных рекомендаций центра на протяжении 4 лет было актив-
но наращивать военно-стратегическую помощь США для Тайваня. С 2017 по
2021 г. было одобрено 20 оружейных поставок на остров. Для сравнения, за два
срока президентства Б. Обамы (2009-2017 гг.) было реализовано 17 подобных
сделок. Кроме того, на протяжении многих лет институт предлагает не просто
увеличить частоту поставок, но и расширить линейку продаваемой техники и
технологий. Например, «гудзоновцы» выступали за поставку Тайваню истреби-
телей F-16, а также усиление подводного флота острова. В апреле 2018 г. адми-
нистрация Трампа одобрила лицензию на продажу Тайбэю технологий по со-
86
Романов Р.Р. Метод шкалирования: стратегия США на китайском направлении в 2017-2021 гг…
Romanov, R.R. Scaling Techniques the US Strategy towards China 2017-2021 (Case of Taiwan)
оружению подводных лодок. В августе 2020 г. Госдепартамент заявил о закрытии
сделки по поставке 66 истребителей F-16. Дополнительно аналитики советовали
нарастить военное присутствие США в Южно-Китайском море. Так за 4 года
президентства Трампа было проведено 54 морских операции вблизи или непо-
средственно в зоне Тайваньского пролива. Для сравнения, в течение второго
срока Б. Обамы зарегистрировано 39 аналогичных операций.
Также эксперты центра настаивали на поддержке и переосмыслении дипло-
матического статуса острова. Первое связано с сокращением количества стран,
признающих Тайвань независимым. Второе касается почти полувековой поли-
тики «стратегической двусмысленности», согласно которой власти США при-
знают материковый Китай, но сохраняют де-факто отношения с Тайбэем. С 2017
по 2021 г. был одобрен ряд законопроектов, гарантирующих развитие неофици-
альных дипотношений США и Тайваня. Например, в 2018 г. Трамп подписал
закон, разрешающий американским чиновникам посещать остров для проведе-
ния переговоров с местными официальными лицами [2]. В том же году Вашинг-
тон отозвал послов из Доминиканской республики, Эль-Сальвадора и Панамы за
решение разорвать дипотношения с Тайванем и установить их с КНР
[T.R. Malloch, 2020: 132]. Позже был принят законопроект, согласно которому
государственный департамент может понижать статус отношений с правитель-
ствами, которые отзывают признание Тайбэя вплоть до прекращения финансо-
вой и иной помощи [3]. В январе 2021 г., за неделю до окончания срока, Трамп
отдал распоряжение снять запрет на взаимодействие американских и тайвань-
ских дипломатов [4].
Пересмотр политики «стратегической двусмысленности» подразумевает ли-
бо установление официальных гарантий безопасности Тайваня, либо признание
острова независимым государством. Последней позиции придерживалась мень-
шая часть экспертов центра, хотя в долгосрочной перспективе многие аналити-
ки считали установление официальных отношений с Тайбэем более убедитель-
ной гарантией безопасности острова. Тем не менее, эта рекомендация была пол-
ностью проигнорирована президентом. Дело не столько в стремлении Трампа
сохранить статус-кво, сколько в его желании использовать Тайвань как «козырь»
во время переговоров с Пекином.
С 20.01.2017 по 20.01.2021 гг. организация опубликовала 62 материала, посвя-
щенных американской политике в отношении Тайваня. Из них 8 - иллокутивные.
Брукингский институт подвергает стратегию Трампа умеренной критике: -1.
Таблица 3
Брукингский институт
тональность
-2
-1
0
+1
+2
количество публикаций
-
3
4
1
-
Таблица составлена автором.
87
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / FOREIGN POLICY
2023; 6: 82-90
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Количество статей, негативно оценивающих деятельность президента, зна-
чительно превышает число хвалебных материалов. Однако, как и в случае с Гуд-
зоновским институтом, наличие большинства нейтральных статей не позволяет
определить позицию центра как исключительно критическую.
Эксперты поддерживают сохранение поставок вооружений и либерализа-
цию экономических отношений между Вашингтоном и островом. Представи-
тели центра выступают за отстаивание дипстатуса Тайваня и его сближение с
региональными союзниками США. Например, глава департамента по изуче-
нию Индии в Брукингс Танви Мадан рекомендовала поощрять диалог Тайбэя
и Нью-Дели и позитивно оценивала деятельность Трампа на этом направле-
нии [5].
Однако в отличие от своих коллег из Гудзоновского института, аналитики
Брукингского института рекомендуют избегать искусственной эскалации
внутри американо-китайских отношений. Так в одном из докладов (за март
2017 г.) администрации предлагается выстроить «предсказуемую» политику в
отношении Тайваня и всяческими способами избегать «публичного униже-
ния» Пекина [6]. Рекомендуется способствовать налаживанию диалога КНР и
Тайваня. В аналитической справке за август 2018 г., несмотря на ухудшение
американо-китайских отношений, снова предлагается работать над сохране-
нием статуса-кво [7]. Эксперты советуют определить «общие» параметры от-
ношений, одинаково понимаемые в США и КНР. Уточняется, что проблемы
на тайваньском направлении могут быть преодолены дипломатическим пу-
тём.
Главным объектом критики аналитиков Брукингского института является не
какое-то одно или ряд решений Трампа, а стиль принятия этих решений. Они
констатируют непоследовательность и непредсказуемость президента, а также
его непонимание аспектов двусторонних отношений.
Исходя из результатов шкалирования, можно сделать вывод, что Гудзонов-
ский институт оказывал большее влияние на процесс выработки внешнеполи-
тических решений на тайваньском направлении. Однако его авторитет, как и в
случае с другими центрами, ограничивался личностным фактором. Например,
приоритетом Трампа была новая торговая сделка с Китаем, поэтому не решался
на резкую эскалацию. То же самое касается рекомендаций по снижению напря-
жённости в отношениях между Пекином и Вашингтоном. Психологические осо-
бенности Трампа - постоянное стремление самоутверждаться и доминировать -
минимизировали возможность консенсуса, конструктивного диалога с КНР [B.X.
Lee 2017].
88
Романов Р.Р. Метод шкалирования: стратегия США на китайском направлении в 2017-2021 гг…
Romanov, R.R. Scaling Techniques the US Strategy towards China 2017-2021 (Case of Taiwan)
Таблица 4
Рекомендации на тайваньском направлении
Центры
Увеличе-
Поддержка
Развитие
Признание
Способство-
ние по-
дипломатиче-
торго-
независи-
вание разви-
ставок
ского статуса
вых от-
мости Тай-
тию диалога
вооруже-
Тайваня
ноше-
ваня
между Пеки-
ний
ний
ном
и
между
Тайбэем
США и
Тайва-
нем
Гудзонов-
+2
+2
+2
+1
-
ский ин-
ститут
Институт
+1
+2
+2
-2
+1
Брукингса
Таблица составлена автором.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во-первых, определены преимущества и недостатки шкалирования при ана-
лизе процесса принятия внешнеполитических решений. Метод способствовал
более точному пониманию позиций американских экспертно-аналитических
центров по основным направлениям американской стратегии в отношении Тай-
ваня (см. приложение 2). Однако без дополнительных инструментов - контент-
анализ и институциональный подход - нельзя было бы определить уровень
влияния центров на механизм выработки внешнеполитической стратегии США.
Во-вторых, шкалирование показало, что идеологическая и партийная принадлеж-
ность может оказывать минимальное влияние на формирование рекомендаций и по-
зиций центра. Например, принято считать, что либеральные «фабрики мысли» высту-
пали против международной стратегии Трампа, однако исследование показывает лишь
умеренное несогласие того же Брукингского института с его деятельностью.
В-третьих, выявлены основные инструменты развития американо-китайских
отношений на тайваньском направлении (по мнению экспертов) в президент-
ство Трампа. Так аналитики Гудзоновского института выступали за наращива-
ние давления и усиление военного компонента в поддержке Тайваня. Предста-
вители Брукингского института, наоборот, считали необходимым регламенти-
рование чётких условий посредством переговоров и дипломатии.
ИСТОЧНИКИ
1. Dimensions. Available at: https://app.dimensions.ai/discover/publication (ac-
cessed 20.01.2023).
89
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / FOREIGN POLICY
2023; 6: 82-90
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
2. Taiwan Travel Act, 2018. U.S. Government Publishing Office. March 16, 2018. Avail-
able
at:
https://www.govinfo.gov/content/pkg/PLAW-115publ135/html/PLAW-
115publ135.htm (accessed 20.03.2022).
3. Taiwan Allies International Protection and Enhancement Initiative Act, 2020. U.S.
Government
Publishing
Office.
March
26,
2020.
Available
at:
https://www.govinfo.gov/content/pkg/PLAW-116publ135/html/PLAW-
116publ135.htm (accessed 20.03.2022).
4.
Shih, G., Kuo, L. Trump upsets decades of U.S. policy on Taiwan, leaving thorny ques-
tions
for
Biden.
Washington Post.
January
13,
2021.
Available
at:
https://www.washingtonpost.com/world/asia_pacific/trump-biden-taiwan-
china/2021/01/13/1bbadee0-53c0-11eb-acc5-92d2819a1ccb_story.html (accessed 03.12.2022).
5. Madan, T. The India opportunity for Taiwan. The Brookings Institution, April 15,
2019.
Available at: https://www.brookings.edu/articles/the-india-opportunity-for-
taiwan/ (accessed 03.12.2022).
6. Bush, R.C. A One-China Policy Primer. The Brookings Institution, March 2017.
Available at: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2017/03/one-china-
policy-primer-web-final.pdf (accessed 03.12.2022).
7. Hass, R. Principles for managing US-China competition. The Brookings Institution,
August
2018.
Available
at:
https://www.brookings.edu/wp-
content/uploads/2018/08/FP_20180817_managing_competition.pdf (accessed 03.12.2022).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. /
Предисл. А.К. Соколова. М.: Издательство «Весь Мир», 1997 (1986). - 544 с.
REFERENCES
Lee, B.X. The Dangerous Case of Donald Trump. 27 Psychiatrists and Mental Health
Experts Assess a President. N.Y.: St. Martin’s press, 2017 - 384 p.
Malloch, T.R., Cuello, F. Trump’s World. West Palm Beach: Humanix Books, 2020. 336 p.
Marnell, O.M. Scaling: A Sourcebook for Behavioral Scientists. - Chicago: Aldine, 1974. 456 p.
Mannheim, J.B., Rich, R.K. Political science. Research methods: In Russ, Translated
from English. Moscow, Ves Mir, 1997 (1986). - 544 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
РОМАНОВ Роман Романович, аспи-
Roman R. ROMANOV, postgraduate,
рант, Российский государственный
Russian State University for The Hu-
гуманитарный университет (РГГУ).
manities (RSUH).
Россия, 125047, Москва, Миусская пло-
6 Miussky Square, Moscow,
125047,
щадь, д. 6.
Russian Federation.
Статья поступила в редакцию 24.02.2023 / Received 24.02.2023.
Поступила после рецензирования 15.03.2023 / Revised 15.03.2023.
Статья принята к публикации 16.03.2023 / Accepted 16.03.2023
90