Воробьёв Д.Н. Исторические и современные проблемы афроамериканцев в сфере школьного образования США
Vorobyev, D.N. Historical and Contemporary Problems of African Americans in the Field of School Education in the USA
УДК 373
DOI: 10.31857/S268667302306007X
EDN: EIYISL
Исторические и современные проблемы
афроамериканцев в сфере школьного образования
США
Д.Н. Воробьёв
Институт США и Канады им. Г.А. Арбатова
Российская Федерация, 121069 Москва, Хлебный пер. 2/3
ORCID: 0000-0002-3585-620X
e-mail: worobjowdmitrij@gmail.com
Резюме: Статья посвящается рассмотрению исторических и современных проблем
афроамериканского сообщества в сфере школьного образования в США. В работе рас-
смотрено создание системы государственного школьного образования для чернокожего
населения на территории южных штатов в период Реконструкции Юга 1865-1877 годов.
Исследуя последующее появление и закрепление системы расовой сегрегации в сфере об-
разования южных штатов, в данной статье обращается особое внимание на то, как эти пе-
ремены отразились на образовательных способностях афроамериканского сообщество.
В работе подробно рассматриваются конкретные меры властей, предпринятые для десе-
грегации государственных школ в период 1950-1970-х годов, включая изменение границ
школьных округов и организацию школьного автобусного транспорта, а также особенно-
сти проблем их реализации как на Юге, так и в других частях страны. Автор исследования
подробно разбирает, как современные проблемы государственных школ, связанные с не-
равными финансовыми и образовательными возможностями, сказываются на афроамери-
канском сообществе. В работе также уделяется внимание попыткам американских властей
найти действенные меры по решению насущных проблем школьного образования.
Ключевые слова: афроамериканцы, школьное образование в США, государственные
школы, расовая сегрегация
Для цитирования: Д.Н. Воробьёв. Исторические и современные проблемы афро-
американцев в сфере школьного образования США. США & Канада: экономика, поли-
тика, культура. 2023; 53(6) 91-105. DOI: 10.31857/S268667302306007X
EDN: EIYISL
Historical and Contemporary Problems of African
Americans in the Field of School Education in the USA
Dmitry N. Vorobyev
Arbatov USA and Canada Institute,
2/3, Khlebny per., Moscow, 121069 Russian Federation
ORCID: 0000-0002-3585-620X
e-mail: worobjowdmitrij@gmail.com
Abstract: This article is devoted to the historical and contemporary problems of the Afri-
can-American community in the field of school education in the USA. The paper analyzes the
91
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION
2023; 6: 91-105 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
creation of a public school system for the black population in the Southern states during the
Reconstruction era of 1865-1877. Exploring the subsequent emergence and perpetuation of
racial segregation in education system of the Southern states, this article focuses on how these
changes affected the educational abilities of the African-American community. The paper ex-
amines in detail the specific measures taken by the authorities to desegregate public schools in
the period 1950-1970s, including changing the boundaries of school districts and the organiza-
tion of school bus transport, as well as the specifics of the problems of their implementation
both in the South and in other parts of the country. The author of the study analyzes in detail
how the current problems of public schools associated with unequal financial and educational
opportunities affect the African-American community. Special attention is paid in the article to
the attempts of the American authorities to find effective measures to solve the pressing prob-
lems of school education.
Keywords: African Americans, US schooling, public schools, racial segregation
For citation: Dmitry N. Vorobyev. Historical and Contemporary Problems of African
Americans in the Field of School Education in the USA. USА & Canada: Economics, Politics,
Culture. 2023; 53 (6): 91-105. DOI: 10.31857/S268667302306007X
EDN: EIYISL
ВВЕДЕНИЕ
Сфера образования традиционно является одной из наиболее проблемных и
остро обсуждаемых в США на ряду с вопросами здравоохранения и обществен-
ного контроля за деятельностью правоохранительных органов. Проблемы аме-
риканского высшего и школьного образования имеют свои особенности, при
этом возможность их решения осложняется напряжённой межпартийной борь-
бой. Демократы и республиканцы нередко имеют противоположные взгляды на
то, в каком направлении должна развиваться система образования, что является
отражением особенности данной сферы в США, где наряду с государственным
образованием широко распространено частное.
В истории США случались периоды, когда государство как ослабляло, так и
резко усиливало своё вмешательство в вопросы образования, что приводило к
таким знаковым изменениям, как появление и ликвидация системы расовой се-
грегации в данной сфере. В настоящее время проблемы финансирования и ка-
чества обучения в государственных школах, которые посещает большинство де-
тей страны, являются одними из наиболее злободневных для всей системы обра-
зования США, при этом их негативное влияние сказывается на афроамерикан-
цах сильнее, чем на белом населении. Современные проблемы, стоящие перед
афроамериканским сообществом в сфере школьного образования, осложняются
тяжелым наследием периода расовой дискриминации в США, на протяжении
длительного времени негативно влиявшего на социально-экономическое благо-
получие чернокожего населения.
92
Воробьёв Д.Н. Исторические и современные проблемы афроамериканцев в сфере школьного образования США
Vorobyev, D.N. Historical and Contemporary Problems of African Americans in the Field of School Education in the USA
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АФРОАМЕРИКАНЦЕВ
В ЭПОХУ РАСОВОЙ СЕГРЕГАЦИИ
До Гражданской войны в США американская система школьного образова-
ния практически не касалась чернокожего населения страны. В 1850 году на
территории свободных северных штатов обучалось порядка 2 тысяч афроаме-
риканцев, большинство из которых посещало специальные школы для «цвет-
ных», как, например, Африканскую бесплатную школу в Нью-Йорке [Gatell
F.O., Weinstein A., 1970: 49]. Обучение чернокожих детей в государственных
школах Севера вместе с белыми детьми было редким явлением, а потому их об-
разование преимущественно опиралось на поддержку различных благотвори-
тельных обществ, в особенности протестантского движения квакеров.
В свою очередь, чернокожее население рабовладельческого Юга, в большин-
стве своём находившееся в положении невольников, практически не имело воз-
можностей для получения какого-либо образования. Нередко рабовладельцы
разрешали своим невольникам обучаться чтению из религиозных мотивов, в то
время как умение писать практически всегда считалось излишним. После вос-
стания рабов под предводительством Нэта Тёрнера летом 1831 года в Виргинии,
обучение рабов на Юге стало караться законом, а запрет на получение образо-
вания в ряде штатов региона касался и свободных чернокожих жителей [Ritchie
W.F., 1849: 747].
Победа Севера в Гражданской войне открывала возможность для радикаль-
ной трансформации образовательной системы на территории побежденных
южных штатов. Реконструкция Юга ознаменовалось созданием при поддержке
федеральных властей «Бюро беженцев по делам освобожденных рабов и по рас-
пределению покинутых земель» 3 марта 1865 года, в обязанности которого вхо-
дила задача организовать чернокожим вольноотпущенникам доступ к бесплат-
ному образованию. За период деятельности с 1865 по 1872 годы «Бюро» было
потрачено порядка 5 миллионов долларов на создание учебных заведений для
чернокожего населения и открыто 4 тысячи школ для «цветных», где обучались
250 тысяч человек [5]. Осознавая, что добиться полной интеграции афроамери-
канцев в белое сообщество южных штатов было на тот момент невозможно, рес-
публиканцы, находившиеся у власти в регионе в то время, решили прибегнуть к
идее раздельного обучения детей двух рас. Афроамериканцы в большинстве
своём не выступали против введения расовой сегрегации в образовании, наде-
ясь, что федеральные власти обеспечат равный доступ к нему.
Однако с возвращением демократов к власти на Юге в 1870-е годы, в реги-
оне началось резкое снижение финансирования социальных программ, вклю-
чая образовательные. Например, в Техасе стали требовать плату за обучение в
школах, а в Миссисипи и Алабаме ввели школьный налог, перенеся всю
нагрузку финансирования на плечи налогоплательщиков [Rabinowitz N.H.,
1978: 133]. В условиях, когда федеральные власти полностью абстрагировались
93
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION
2023; 6: 91-105 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
от проблем афроамериканского сообщества, в южных штатах образовался ги-
гантский разрыв в качестве предоставляемого образования белым и черноко-
жим детям. В то время, как общее число школ на территории Юга увеличилось
с 1900 по 1915 годы в 5 раз, соотношение количества белых школ к «цветным»
стало 29 к 1, хотя еще в конце 1870-х годов эта разница была всего лишь 2 к 1
[Marable M., 1998: 35]. Нехватка «цветных» школ привела к тому, что в 1890-е
годы на 1 чернокожего учителя приходилось в 2 раза больше учеников, чем на
белого, при этом зарплаты преподавателей в белых учебных заведениях были в
среднем в 2 раза выше. Разница в затратах на нужды белых и чернокожих
школьников Юга в начале XX века была огромной: например, в Южной Каро-
лине средние расходы в день на одного белого ученика составляли 14 долл., а
на 1 черного - всего лишь 1,2 долл. [Marable M., 1998: 35-36]. Как следствие,
чернокожие ученики чаще всего обучались в старых неприспособленных для
учебной деятельности зданиях. Таким образом, заявленный принцип «раз-
дельного, но равного доступа» расовой сегрегации, легализованной в 1896 году
решением Верховного суда США по знаменитому делу
«Плесси против
Фергюсона» (Plessy v. Ferguson) [11] существовал лишь на бумаге.
Важно отметить, что уровень образованности афроамериканского сообще-
ства постепенно рос даже в условиях расовой сегрегации и безмерно неравных
возможностей. Если в 1890 году согласно данным федерального бюро переписи
населения 6 из 10 чернокожих были безграмотными, то в 1930 году уже 80% аф-
роамериканцев были грамотными, при том, что среди белых американцев этот
показатель составлял более 90%. Однако эта статистика была обманчива - лишь
незначительная часть афроамериканцев Юга продолжала обучение в школах
после окончания начальных классов даже в 1930-е годы, ограничиваясь умением
читать и писать [Irons P. H., 2004: 44]. В 1940 году федеральное бюро переписи
населения США стало опрашивать об уровне образования граждан, установив,
что лишь 7% афроамериканцев имели оконченное среднее образование по
сравнению с 24% по стране в целом [1].
Существовавшая преимущественно на Юге США узаконенная система сегре-
гации школьного образования попросту не позволяла большинству афроамери-
канцев рассчитывать на качественное обучение своих детей. В 1930-е годы в юж-
ных штатах на образование белого школьника по-прежнему тратилось суще-
ственно больше, чем на чернокожего. Как и в начале XX века в Южной Каролине
на обучение белого школьника в сутки расходовалось более чем в 10 раз больше,
чем на афроамериканца - 53 долл. к 5 долл. [Irons P. H., 2004: 51]. Без активного
вмешательства федеральных властей в дела штатов ликвидировать все растущее
отставание уровня «цветных» школ от белых было невозможно.
94
Воробьёв Д.Н. Исторические и современные проблемы афроамериканцев в сфере школьного образования США
Vorobyev, D.N. Historical and Contemporary Problems of African Americans in the Field of School Education in the USA
МЕРЫ ПО ДЕСЕГРЕГАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
США (1950-1970-е годы)
Вызов законному существованию системы расовой сегрегации в сфере обра-
зования изначально бросили правозащитные общественные организации, спе-
циализировавшиеся на борьбе с расизмом, среди которых виднейшее место за-
нимала Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения
(НАСПЦН). Опираясь на прецедент, вызванный решением Верховного суда
США в 1947 году по делу
«Мендес против Вестминстера» (Mendez v.
Westminister School Dist.), согласно которому признавалось незаконным сегреги-
рование мексиканских детей в учебных заведениях Калифорнии [8], НАСПЦН
смогла добиться поставленной цели. 17 мая 1954 года Верховный суд США еди-
ногласно заявил в своем решении по делу «Браун против Совета по образова-
нию Топики» (Brown v. Board of Education of Topeka) о противоречии расовой
сегрегации в сфере образования XIV поправке к Конституции США, так как в
рамках данной практики ученикам не предоставлялись равные возможности в
учебе [3]. Следует отметить, что Верховный Суд США при этом не указал саму
процедуру десегрегации образования, лишь приказав штатам спустя год прове-
сти данные меры как можно быстрее.
Решение Верховного суда США вызвало крайне негативное отношение со
стороны властей южных штатов. В 1957 году по приказу губернатора Арканзаса
Орвала Фаубуса национальная гвардия штата не пустила чернокожих учеников
в школу города Литл-Рок. Это событие вызвало резонанс по всей стране, в след-
ствие чего президент Дуайт Эйзенхауэр распорядился ввести в город федераль-
ные войска для сопровождения девяти чернокожих учеников старших классов
на учебу и гарантии их безопасности. Власти других южных штатов предпочли
избегать прямой конфронтации с федеральными властями в данном вопросе,
фактически саботируя решение Верховного суда США о десегрегации школьно-
го образования, в следствие чего к середине 1960-х годов большинство детей
Юга по-прежнему посещали сегрегированные школы.
Новый виток активного воздействия федеральных властей на внутренние
дела Юга произошел с началом президентства Линдона Джонсона. В 1964 году
Конгресс США принял знаменитый закон «О гражданских правах» (Civil
Rights Act of 1964), который в том числе запрещал расовую сегрегацию в обще-
ственных местах и образовательных заведениях [4]. Более того, год спустя, в
рамках начатой Джонсоном «войны с бедностью», Конгресс США принял «За-
кон о начальных и средних школах» (The Elementary and Secondary Education
Act), согласно которому из федерального бюджета выделялись средства госу-
дарственным школам для финансирования образовательных программ для
бедных детей. Однако важным условием для выделения школам средств было
выполнение закона о десегрегации образования [7]. Наконец, в 1969 году ре-
шением по делу «Александр против Совета по образованию округа Холмс»
95
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION
2023; 6: 91-105 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
(Alexander v. Holmes County Bd.) Верховный Суд США вновь подтвердил при-
знание расовой сегрегации в государственных школах незаконной, постановив
провести их немедленную десегрегацию на Юге. Школьные округа региона
должны были отменить двойственность своей системы образовании, состояв-
шей из белых и «цветных» школ, полностью переведя их в состояние унитар-
ных, то есть общих учебных заведений, преодолевших последствия расового
разделения [2].
Необходимость десегрегации государственных школ выявила важную про-
блему границ школьных округов, очерченных таким образом, чтобы избежать
саму возможность совместного обучения белых и чернокожих детей. В результа-
те, школы для белых крайне редко находились в пешей доступности от мест
проживания афроамериканцев. В условиях, когда десегрегация образования
подразумевала закрытие неблагополучных «цветных» школ и перевод их уча-
щихся в интегрированные школы, от властей требовалось радикально изменить
существовавшие границы школьных округов. Однако сохранялась проблема ло-
гистической доступности данных школ для чернокожих учеников, чем и поль-
зовались южные власти, не желавшие решать транспортные проблемы афро-
американских районов, вынуждая их жителей в большинстве своем продолжать
пользоваться близлежащими школами для «цветных». В 1971 году Верховный
суд США в результате рассмотрения дела «Суонн против Совета по образова-
нию Шарлотты - Мекленбург» (Swann v. Charlotte-Mecklenburg Bd. of Educ.) по-
становил, что организация автобусного движения для учеников являлась закон-
ным инструментом для достижения расовой интеграции в государственных
школах [12]. В результате крупнейший город Северной Каролины, как и многие
прочие населенные пункты Юга, были вынуждены организовать автобусные
перевозки детей между районами, чтобы гарантировать соблюдение расового
баланса в государственных школах.
Закрытие большого количества «цветных» школ не могло не сказаться на
трудоустройстве чернокожих учителей. С момента принятия решения по «делу
Брауна» в 1954 году по 1972 год 31 тысяча чернокожих учителей лишилась свое-
го рабочего места [Fultz M., 2004: 37]. Политика ликвидации расового дисбаланса
в государственных школах распространялась и на учителей, благодаря чему аф-
роамериканцы, как правило, составляли не менее 20% преподавателей интегри-
рованных школ на Юге [Ramsey S., 2008: 102].
По мере решения проблемы расового дисбаланса в школах Юга, власти об-
ратили внимание и на прочие регионы страны, в первую очередь, Северо-
Восток. С учетом того, что афроамериканцы компактно проживали в более бед-
ных районах крупных городов, чернокожие ученики чаще всего учились
обособленно, что было закреплено границами школьных округов. Однако их
масштабное изменение с целью формирования расово-сбалансированных школ
лишь ускоряло так называемое «бегство белых» из крупных городов в конце
1960-х - начале 1970-х годов. Многие белые семьи при возможности переводили
96
Воробьёв Д.Н. Исторические и современные проблемы афроамериканцев в сфере школьного образования США
Vorobyev, D.N. Historical and Contemporary Problems of African Americans in the Field of School Education in the USA
своих детей в частные учебные заведения или же переезжали в более зажиточ-
ные пригороды, в которых находились государственные школы с преимуще-
ственно белыми учениками. В кризисном Детройте отъезд белого населения до-
стиг такого масштаба, что в середине 1970-х годов 70% учеников государствен-
ных школ города были афроамериканцы [Taylor W.L., 1975: 770]. Часть белых
родителей выступала против перекраивания границ школьных округов по при-
чине расовых предрассудков, другие же считали, что это приведет к проблемам
с финансированием учебных заведений, а значит и более низкому уровню обу-
чения. Местами протесты белого населения крупных городов против школьной
интеграции принимали масштабный характер, как это было в Бостоне в 1974-
1975 годы [Formisano R., 2004: 37].
Попытка городских властей Детройта перекроить границы 53 школьных
округов города, что затрагивало и преимущественно белые пригороды, приве-
ло к судебному разбирательству, дошедшему до Верховного Суда США. В ре-
зультате дела «Милликен против Брэдли» (Milliken v. Bradley) главный судеб-
ный орган страны постановил в 1974 году, что существовала разница между
расовой сегрегацией де-юре и де-факто, отметив, что сегрегация не являлась
незаконной, в случае если она не была умышленной со стороны конкретного
школьного округа. Преднамеренность проведения политики расовой сегрега-
ции в каждом случае должна была быть доказана в суде [9]. С этого момента
задача по достижению максимального числа расово сбалансированных школ
постепенно перестала носить массовый характер в штатах, находившихся за
пределами Юга.
Количество афроамериканцев, посещавших интегрированные школы, до-
стигнув пикового показателя в порядка 90% в 1970-е годы [George J., 2019], стало
уменьшаться уже в следующем десятилетии по мере сокращения социальных
программ, коснувшихся и школьного транспорта. К концу 1980-х годов процесс
десегрегации школьного образования, по мнению судебных инстанций, был
практически окончен на всей территории США. Например, в 1987 г. федераль-
ный апелляционный суд постановил, что власти Бостона успешно реализовали
план по десегрегации несмотря на то, что 13 государственных школ города всё
еще подпадали под определение «расово идентифицируемых» учебных заведе-
ний, в которых более 80% учащихся были одной расы, что расходилось с изна-
чальными требованиями. Однако суд постановил, что дополнительные меры в
отношении данных школ были не нужны, так как расовое соотношение в них
было «укорененным», то есть вызванным не дискриминацией, а труднопреодо-
лимыми демографическими препятствиями [15]. В 1988 г. в Бостоне прекратила
действовать программа школьных автобусов, ранее контролируемая судом.
В афроамериканском сообществе также падала поддержка идеи развития
школьного транспорта, так как дети часто жаловались на хроническую уста-
лость от ежедневных длительных автобусных поездок. В следствие этого, среди
97
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION
2023; 6: 91-105 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
чернокожего населения всё громче раздавались призывы к улучшению состоя-
ния школ, находившихся в пешей доступности для учеников.
Стремясь стабилизировать ситуацию с государственными школами, власти
отказались от дальнейших активных действий, направленных на изменение
расового баланса учащихся. Тем не менее принятые в 1950-1970-х годах меры
по десегрегации образования безусловно оказали положительный эффект на
афроамериканское сообщество, существенно повлияв на успеваемость черно-
кожих учеников. В период с 1970 по 1990 год разрыв в результатах крупнейших
национальных тестов между белыми и чернокожими учащимися неустанно
сокращался. Например, результаты афроамериканцев по выпускному Акаде-
мическому оценочному тесту выросли в среднем на 54 балла с 1976 по 1994 год,
в то время как у белых выпускников они остались на примерно том же уровне
[Darling-Hammond L., Hyler M. E., Williamson J.A., 2007: 283]. Подобного рода
успехи стали возможными благодаря доступу чернокожих детей к интегриро-
ванным школам.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ АФРОАМЕРИКАНСКОГО СООБЩЕСТВА
В СФЕРЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ликвидация системы расовой сегрегации в школьном образовании без-
условно не привела к автоматическому решению всех проблем, стоявших перед
афроамериканским сообществом в данной сфере. На передний план вышел во-
прос, связанный с неравным финансированием государственных школ в США.
Федеральное правительство выделяет в среднем от 8% до 9% средств для школь-
ных бюджетов: большая часть этой суммы идёт на разного рода социальные
программы, такие как бесплатные и льготные обеды или «Успешный старт»,
направленный на образовательную помощь детям из семей с низким доходом
для обеспечения их перехода от дошкольного уровня к обучению в начальных
классах. Остальное финансирование государственных школ поступает из раз-
личных источников на местном уровне: в среднем порядка 48% направляется из
бюджетов штатов в основном за счет налога с продаж и подоходного налога, в то
время как еще примерно 44% вносятся на местном уровне округа и муниципа-
литета с налога на недвижимость [Park J., 2011]. Как следствие, цена на недви-
жимость в конкретном округе играет большую роль для финансового благопо-
лучия местных государственных школ.
Последствия неравенства в финансировании государственных школ в осо-
бенности ощущают «цветные» учащиеся, в том числе и афроамериканцы. Ана-
лиз, проведенный в 2016 году, исследовательской организацией «Edbuild» обна-
ружил, что школьные округа, в которых в большинстве своем обучались белые
ученики, получали финансирование на 23 миллиарда долларов больше, чем
округа с преимущественно «цветными» учащимися [7]. В свою очередь, исследо-
вание организации Education Trust под названием «Пробелы в финансировании
98
Воробьёв Д.Н. Исторические и современные проблемы афроамериканцев в сфере школьного образования США
Vorobyev, D.N. Historical and Contemporary Problems of African Americans in the Field of School Education in the USA
2018» продемонстрировало, что школьные округа с наибольшей концентрацией
афроамериканцев, латиноамериканцев или коренных американцев получали на
одного учащегося примерно на 1800 долл. меньше (около 13%), чем округа с
наименьшим количеством «цветных» учащихся, что для округа с 5000 школьни-
ков означало нехватку порядка 9 миллионов долл. в год. [Amerikaner A., Morgan
I., 2018].
Согласно отчёту «Условия образования 2020» (The Condition of Education
2020), подготовленному Национальным центром статистики образования, чер-
нокожие дети в сравнении с белыми учениками гораздо чаще учатся в бедных
школах, где более 75% учащихся имеют право на льготный обед. На начало осе-
ни 2017 года 45% чернокожих учеников посещали школы с высоким уровнем
бедности по сравнению с 8% белых учащихся. При этом, только 7% чернокожих
учащихся посещали школы с низким уровнем бедности (то есть, в которых ме-
нее 25% учеников имеют льготный обед) по сравнению с 39% азиатских и 31%
белых школьников [10].
Таким образом, многие чернокожие дети продолжают посещать школы, ко-
торые можно классифицировать как «гиперсегрегированные», то есть учебные
заведения с преимущественно «цветными» учащимися и ограниченными фи-
нансовыми возможностями. Такого рода государственным школам хронически
не хватает качественных ресурсов, необходимых для успешного обучения и раз-
вития учащихся, включая дипломированных и опытных преподавателей,
усложненные учебные программы и широкий доступ к технологиям [George J.,
2019]. Естественным образом подобные условия отрицательно влияют на успехи
школьников в учебе. Исследование Института экономической политики, прове-
денное в 2020 году, выявило, что в государственных школах с высоким уровнем
бедности и преимущественно «цветными» учащимися чернокожие ученики
набирают в среднем на 20 баллов меньше по результатам стандартизированных
математических тестов, в сравнении с афроамериканцами, обучающимися в
школах с низким уровнем бедности, где основным контингентом учащихся яв-
ляются белые дети [Garcia E., 2020].
Статистика свидетельствует о том, что чернокожие ученики значительно
реже представлены в федеральных программах США по одаренным детям: в
настоящее время белые учащиеся составляют менее 46% учащихся государ-
ственных школ, в то время как на афроамериканцев приходится 15% учеников,
при этом «одаренными детьми» в 60% случаев являются белые и лишь в 9% -
чернокожие школьники [Gentry M., Gray A., Maeda Y., Pereira N., Whiting G. W.,
2019]. Причина во многом кроется в том, что наибольшее количество детей,
определяемых как «одаренные», обучается в финансово благополучных школах,
что сокращает возможности латиноамериканских и чернокожих учеников, ши-
роко представленных в бедных учебных заведениях.
Недостаточное представительство афроамериканцев в преподавательском
составе школ также является заметным. Численность чернокожих преподавате-
99
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION
2023; 6: 91-105 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
лей неуклонно растет, но гораздо меньшими темпами в сравнении с учителями
латиноамериканцами. За 30 лет, с 1987-1988 уч. г., число преподавателей госу-
дарственных школ латиноамериканского происхождения выросло в 5 раз с
69 тыс. до 331 тыс., в то время как количество их коллег афроамериканцев за
этот же промежуток выросло лишь на 25% со 191 тыс. до 239 тыс. Несмотря на то
что чернокожие дети составляют 15% учеников государственных школ, на афро-
американцев приходилось лишь 6,7% преподавателей в 2017-2018 уч. г. При этом
белые составляют более половины учительского состава и в школах, где боль-
шинством учеников являются афроамериканцами [14].
Популярным доводом, свидетельствующим о предвзятости системы образо-
вания по отношению к чернокожим ученикам, является статистика школьных
наказаний. Согласно статистическим данным Департамента образования США
за 2013-2014 уч. г. афроамериканцы в 3,8 раз чаще временно отстранялись от за-
нятий в государственных школах, чем белые учащиеся: среди учеников, под-
вергшихся наказанию, чернокожие мальчики составили 18% (наибольший пока-
затель среди всех расово-этнических групп обоих полов), чернокожие девочки -
10%, белые мальчики - 5%, белые девочки - 2% [13]. Подавляющее большинство
отстранений связано с поведением, при этом риск подобного наказания значи-
тельно повышается для афроамериканцев, обучающихся в бедных школах, в
которых чаще учатся дети из неблагополучных семей [Barrett N., McEachin A.,
Mills J. N., Valant J., 2017]. В то же время в ряде исследований отмечается подсо-
знательная предвзятость воспитателей детских садов и школьных учителей, ко-
гда за одну и ту же провинность чернокожие дети подвергаются более строгому
наказанию, чем дети из других расово-этнических групп. Психологи обращают
внимание на то, что далеко не всегда это делается преднамеренно - чернокожие
дети часто быстрее развиваются физически и выглядят старше своих ровесни-
ков, в следствие чего они невольно воспринимаются преподавателями как дети
старшего возраста, к которым выдвигаются более строгие правила поведения
[Eberhardt J. L., Okonofua J. A., 2015: 620].
Чернокожие учащиеся государственных школ также имеют заметно больше
проблем с законом, чем их белые ровесники. Согласно данным Департамента
образования США за 2013-2014 уч. г., афроамериканцы в 3,49 раз чаще подвер-
гаются аресту в учебных заведениях и в 2 раза чаще передаются в правоохрани-
тельные органы, чем белые ученики [13]. Большинство инцидентов связано с
учащимися бедных школ, что вызвано нехваткой спортивных или развлекатель-
ных программ для организации досуга учащихся во внешкольное время, а также
негативным влиянием сверстников из неблагополучных семей [Brooks-Gunn J.,
Leventhal T., 2000: 315].
Было бы неверно сказать, что в сфере школьного образования США полно-
стью отсутствуют положительные изменения. Важно отметить, что статистически
количество детей, не закончивших старшие классы в государственных школах,
неуклонно сокращается. Этот показатель в среднем упал с 19% в 1968 году до 6% в
100
Воробьёв Д.Н. Исторические и современные проблемы афроамериканцев в сфере школьного образования США
Vorobyev, D.N. Historical and Contemporary Problems of African Americans in the Field of School Education in the USA
2018 году, при этом среди чернокожих учеников результат еще более впечатляю-
щий - 33% в 1968 году и только 5% в 2018 году, что является ниже общенацио-
нального [Cheeseman-Day J., 2020]. В то же время, за последние 25 лет белые и
чернокожие учащиеся государственных школ стали чаще посещать расово-
сбалансированные учебные заведения: если в 1995-1996 уч. г. 91% белых и 51%
чернокожих учеников посещали школы, где минимум половина их одноклассни-
ков состояла из детей той же расовой группы, то к 2018-2019 уч. г. этот показатель
упал до 79% у белых и 42% у чернокожих школьников [Schaeffer K., 2021].
Тем не менее, многочисленные сохраняющиеся проблемы государственных
школ продолжают приводить к росту разочарования в системе со стороны аф-
роамериканцев. Опросы, проведенные в апреле 2021 года некоммерческой орга-
низацией «EdChoice», показали, что идею широкого применения школьных
ваучеров, позволяющих самостоятельно выбрать учебное заведение для ребёнка,
поддерживают 71% белых и целых 81% чернокожих американцев [Kristof J.,
2021]. Вероятным способом решения наиболее острых проблем государственных
школ является выправление финансовых возможностей государственных учеб-
ных заведений, посредством дополнительных денежных вливаний в пользу бед-
ных школ. В настоящее время подобного рода инициативы применяются в це-
лом ряде штатов. Например, власти Массачусетса, Миннесоты и Нью-Джерси в
последние годы активно предоставляют дополнительные средства округам, на
которые приходится больше неблагополучных государственных школ, повы-
шают стандарты для учителей и директоров учебных учреждений, значительно
увеличивают инвестиции в образовательные гранты и стипендии, а также спе-
циальные подготовительные программы. Данные реформы уже сейчас положи-
тельно сказываются на результатах учащихся школ из этих штатов: в настоящее
время Нью-Джерси и Массачусетс регулярно занимают лидирующие места в
рейтингах штатов по качеству образования в государственных школах [McCann
A., 2022]. Успешная реализация подобного рода программ и в других штатах
способна положительно повлиять на средний уровень качества образования в
государственных школах, тем самым способствуя улучшению отношения к дан-
ному типу учебных заведений со стороны жителей США, включая афроамери-
канцев.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Повсеместное формирование школьной системы для чернокожего населе-
ния началось после победы Севера в Гражданской войне 1861-1865 годов при ак-
тивной поддержке федеральных властей. Противодействие белого Юга попыт-
кам ввести на территории бывших рабовладельческих штатов совместное
школьное обучение детей обеих рас, привело к созданию сегрегированных по
цвету кожи учебных заведений в регионе. Официально заявлялось, что школы
соблюдали принцип «раздельного, но равного доступа», в то время как на деле
101
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION
2023; 6: 91-105 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
учебные заведения для «цветных» получали разительно меньше финансовых
средств в сравнении со школами для белых, что лишь увеличивало разрыв в
учебных достижениях белых и чернокожих учащихся. Активизация внимания
американских властей к проблемам образования в середине XX века привела к
постепенной отмене расовой сегрегации в данной сфере в 1950-1960-е годы. Вла-
сти связывали возможность улучшения образования чернокожих детей с откры-
тием для них широкого доступа к более благополучным государственным шко-
лам с преимущественно белыми учениками, для чего изменялись границы
школьных округов, организовывался школьный автобусный транспорт для
нужд учащихся.
Десегрегация школьного образования безусловно положительно сказалась
на положении чернокожих учащихся, результаты обучения которых со време-
нем значительно улучшились, но проблемы государственных школ в США по-
прежнему сильнее воздействуют на афроамериканское сообщество, чем на бе-
лых американцев. Большое количество чернокожих учащихся продолжает по-
сещать так называемые «гиперсегрегированные» учебные заведения в бедных
районах с преимущественно «цветными» учениками. Перед афроамериканским
сообществом остаются актуальными такие проблемы, как сохранение отстава-
ния чернокожих учащихся от белых в вопросе успеваемости, низкая представ-
ленность афроамериканцев в преподавательском составе, а также сложности с
социализацией и адаптацией к школьным порядкам. Безусловно, американские
власти осознают проблему роста негативного отношения к государственным
школам, в том числе со стороны афроамериканского сообщества, для чего все
активнее реализуются программы по дополнительному финансированию сред-
них образовательных учреждений с высоким уровнем бедности.
ИСТОЧНИКИ
1.
1940
Census
Records.
National
Archives.
Available
at:
https://www.archives.gov/research/census/1940 (accessed 20.12.2022).
2. Alexander v. Holmes County Bd. Decided October 29, 1969. U.S. Supreme
Court. Available at: https://supreme.justia.com/cases/federal/us/396/19/ (accessed
15.01.2023).
3. Brown v. Board of Education of Topeka. Decided May 17, 1954. U.S. Supreme
Court. Available at: https://supreme.justia.com/cases/federal/us/347/483/ (ac-
cessed 09.08.2022).
4. Civil Rights Act of 1964. Pub. L. 88-352, 78 Stat. 241. Enacted July 2, 1964.
Available at: https://www.govtrack.us/congress/bills/88/hr7152/text (accessed
05.10.2022).
5. Congressional Globe. 42-nd Congress, 3-d Session. Washington, 1872.
6. Edbuild.
$23
Billion.
Jersey
City,
2016.
Available
at:
https://edbuild.org/content/23-billion/full-report.pdf (accessed 24.12.2022).
102
Воробьёв Д.Н. Исторические и современные проблемы афроамериканцев в сфере школьного образования США
Vorobyev, D.N. Historical and Contemporary Problems of African Americans in the Field of School Education in the USA
7. Elementary and Secondary Education Act of 1965. Pub. L. 89-10. Enacted
April
11,
1965. Available at: https://www.congress.gov/89/statute/STATUTE-
79/STATUTE-79-Pg27.pdf (accessed 02.11.2022).
8. Mendez v. Westminister School Dist. Decided February 18, 1946. U.S. Supreme
Court.
Available
at:
https://law.justia.com/cases/federal/district-
courts/FSupp/64/544/1952972/ (accessed 10.12.2022).
9. Milliken v. Bradley. Decided July 25, 1974. U.S. Supreme Court. Available at:
https://supreme.justia.com/cases/federal/us/418/717/ (accessed 28.01.2023).
10. National Center for Education Statistics. The Condition of Education 2020. Avail-
able at: https://nces.ed.gov/pubs2020/2020144.pdf (accessed 23.10.2022).
11. Plessy v. Ferguson. Decided May 18, 1896. U.S. Supreme Court. Available at:
https://supreme.justia.com/cases/federal/us/163/537/ (accessed 14.03.2022).
12. Swann v. Charlotte-Mecklenburg Bd. of Educ. Decided April 20, 1970. U.S. Su-
preme Court. Available at: https://supreme.justia.com/cases/federal/us/402/1/ (ac-
cessed 22.01.2023).
13. U.S. Department of Education. 2013-14 Civil Rights Data Collection (CRDC).
June 7, 2016. Available at: https://www2.ed.gov/about/offices/list/ocr/docs/2013-
14-first-look.pdf (accessed 21.12.2022).
14. U.S. Department of Education. Race and Ethnicity of Public School. Teachers
and Their Students. National Center for Education Statistics. September 2020. Available
at: https://nces.ed.gov/pubs2020/2020103/index.asp
15. United Press International. Boston Schools Desegregated, Court Declares. Chi-
cago
Tribune.
September
29,
1987.
Available
at:
https://www.chicagotribune.com/news/ct-xpm-1987-09-29-8703130561-story.html
(accessed 25.01.2023).
16. Amerikaner A., Morgan I. Funding Gaps 2018. The Education Trust. February
27, 2018. Available at: https://edtrust.org/resource/funding-gaps-2018/ (accessed
24.09.2022).
17. Barrett N., McEachin A., Mills J. N., Valant J. What are the Sources of School
Discipline Disparities by Student Race and Family Income? Education Research Alliance.
November
20,
2017.
Available
at:
https://educationresearchalliancenola.org/files/publications/111417-Barrett-
McEachin-Mills-Valant-What-Are-the-Sources-of-School-Discipline-Disparities-by-
Student-Race-and-Family-Income.pdf (accessed 30.01.2023).
18. Brooks-Gunn J., Leventhal T. The Neighborhoods They Live in: The Effects of
Neighborhood Residence on Child and Adolescent Outcomes. Psychological Bulletin.
Vol. 126, No. 2. 2000. p. 309-337.
19. Cheeseman-Day J. Black High School Attainment Nearly on Par with National
Average. United States Census Bureau. June
10
2020.
Available at:
https://www.census.gov/library/stories/2020/06/black-high-school-attainment-
nearly-on-par-with-national-average.html (accessed 24.11.2022).
103
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION
2023; 6: 91-105 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
20. Darling-Hammond L., Hyler M. E., Williamson J.A. Securing the Right to
Learn: The Quest for an Empowering Curriculum for African American Citizens. The
Journal of Negro Education. Vol. 76, No. 3. Summer 2007. pp. 281-296.
21. Eberhardt J. L., Okonofua J. A. Two Strikes: Race and the Disciplining of
Young Students. Psychological Science. Vol. 26, No. 5. May 2015. p. 617-624.
22. Formisano R. P. Boston Against Busing: Race, Class, and Ethnicity in the 1960s
and 1970s. Chapel Hill, 2004. 376 p.
23. Fultz M. The Displacement of Black Educators Post-Brown: An Overview and
Analysis. History of Education Quarterly. Vol. 44, No. 1. Spring 2004. p. 11-45.
24. Garcia E. Schools are Still Segregated and Black Children are Paying a Price.
Economic
Policy
Institute.
February
12,
2020.
Available
at:
https://files.epi.org/pdf/185814.pdf (accessed 25.10.2022).
25. Gatell F.O., Weinstein A. The Segregation Era, 1863-1965: A Modern Reader.
N.Y., 1970. 309 p.
26. Gentry M., Gray A., Maeda Y., Pereira N., Whiting G. W. Access Denied / Sys-
tem Failure. Gifted Education in the United States: Laws, Access, Equity, and Miss-
ingness Across the Country by Locale, Title I school Status, and Race. Report cards,
Technical Report, and Website. Purdue University.
2019.
Available at:
https://arizonagifted.org/wp-content/uploads/2020/07/Gentry-AZ-Reportcard-
Slides.pdf (accessed 30.09.2022).
27. George J. Past Is Prologue: African Americans’ Pursuit of Equal Educational Op-
portunity in the United States. American Bar Association. May 16, 2019. Available at:
https://www.americanbar.org/groups/crsj/publications/human_rights_magazine_hom
e/black-to-the-future/past-is-prologue/ (accessed 17.12.2022).
28. Irons P. H. Jim Crow's Children: The Broken Promise of the Brown Decision.
London, 2004. 400 p.
29. Kristof J. Public Opinion Tracker Deep Dive: Perspectives of Black K-12 Par-
ents. EdChoice. May 20, 2021. Available at: https://www.edchoice.org/engage/public-
opinion-tracker-deep-dive-perspectives-of-black-k-12-parents-april-2021/ (accessed
18.10.2022).
30. Marable M. Black Leadership. N.Y., 1998. 288 p.
31. McCann A. States with the Best & Worst School Systems. WalletHub. July 25,
2022. Available at: https://wallethub.com/edu/e/states-with-the-best-schools/5335
(accessed 02.02.2023).
32. Park J. School Finance. Education Week. June
20,
2011. Available at:
https://www.edweek.org/policy-politics/school-finance/2007/12
(accessed
28.01.2023).
33. Rabinowitz N.H. Race Relations in the Urban South 1865-1890. N.Y., 1978. 441 p.
34. Ramsey S. Reading, Writing and Segregation: A Century of Black Women
Teachers in Nashville. Champaign, 2008. 208 p.
35. Ritchie W. F. The Code of Virginia. Richmond, 1849. 898 p.
104
Воробьёв Д.Н. Исторические и современные проблемы афроамериканцев в сфере школьного образования США
Vorobyev, D.N. Historical and Contemporary Problems of African Americans in the Field of School Education in the USA
36. Schaeffer K. U.S. Public School Students Often Go to Schools Where at Least
Half of Their Peers are the Same Race or Ethnicity. Pew Research Center. December 15,
2021. Available at: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2021/12/15/u-s-public-
school-students-often-go-to-schools-where-at-least-half-of-their-peers-are-the-same-
race-or-ethnicity/ (accessed 30.01.2023).
37. Taylor W. L. Desegregating Urban School Systems After Milliken v. Bradley.
Wayne Law Review. Vol. 21, No. 3. March 1975. p. 751-778.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
ВОРОБЬЕВ Дмитрий Николаевич,
Dmitry N. VOROBYEV, Candidate of
кандидат исторических наук, старший
Sciences (History), Senior Research Fel-
научный сотрудник отдела внутрипо-
low, Department of Internal Political
литических исследований Института
Studies, Georgy Arbatov Institute for U.S.
США и Канады им. академика Г.А. Арба-
and Canada Studies, Russian Academy of
това Российской академии наук (ИС-
Sciences.
КРАН). 121069 Москва, Хлебный пер.,
2/3, Khlebny per., Moscow, 121069 Rus-
2/3.
sian Federation.
Статья поступила в редакцию 16.04.2023 / Received 16.04.2023.
Поступила после рецензирования 30.04.2023 / Revised 30.04.2023.
Статья принята к публикации 5.05.2023 / Accepted 5.05.2023.
105