Труш С.М. Российско-украинский конфликт как фактор отношений КНР - США: динамика ситуации
Trush, S.M. Russian-Ukrainian Conflict as a Factor in US-China Relations: Dynamics of the Situation
УДК 327
DOI: 10.31857/S2686673023070052
EDN: GKJWFG
Российско-украинский конфликт как фактор
отношений КНР - США: динамика ситуации
С.М. Труш
Институт США и Канады им. академика Г.А. Арбатова
Российской академии наук (ИСКРАН).
Российская Федерация, 121069 Москва, Хлебный пер., 2/3.
Scopus Author ID: 57221673420
РИНЦ ID: 757865
ORCID: 0000-0001-7275-001X e-mail: zebra758@gmail.com
Резюме. Выдвинутый Китаем план урегулирования по Украине, даже без конкретных
компромиссных предложений, представляет собой значительный дипломатический пози-
тив для России. План и последовавший за ним визит Си Цзиньпина в Москву полностью
сняли тему внешнеполитической изоляции Москвы. Си Цзиньпин подтвердил существен-
ную поддержку России подкреплённую конкретными двусторонними договорённо-
стями в экономической, технологической и энергетической сфере. Усиление американ-
ской жёсткости в адрес КНР контрпродуктивно сказалось на лоббировании Байденом Си
Цзиньпина по украинскому вопросу. Естественной китайской реакцией стала демонстра-
ция большей солидарности с Москвой в этих условиях. Вместе с тем, движение Китая на
сближение с Москвой по украинскому кризису является дозированным и строго контро-
лируемым шагом со стороны КНР. Китай на данный момент не хочет играть роль медиа-
тора, посредника, какого-либо «брокера» между Киевом, Москвой и с Западом.
Ключевые слова: Российско-украинский конфликт; специальная военная операция; ки-
тайско-американские отношения; проблема Тайваня; администрация Байдена; ХХ съезд КПК
Для цитирования: Труш С.М. Российско-украинский конфликт как фактор отноше-
ний КНР - США: динамика ситуации. США & Канада: экономика, политика, культура.
2023; 53(7) 59-67. DOI: 10.31857/S2686673023070052
EDN: GKJWFG
Russian-Ukrainian Conflict as a Factor in US-China
Relations: Dynamics of the Situation
Sergey Trush
Georgy Arbatov Institute for U.S. and Canada Studies,
Russian Academy of Sciences.
2/3, Khlebny pereulok, Moscow, 121069, Russian Federation.
Scopus Author ID 57221673420
РИНЦ ID: 757865
ORCID: 0000-0001-7275-001X e-mail: zebra758@gmail.com
Abstract: The Chinese peace initiative on Ukraine, even without any political formula and initial
compromising proposals, is a significant diplomatic gain for Russia. Xi Jinping’s peace plan and his
visit to Moscow dismissed the notion of isolation for Moscow, it confirmed China’s unabated line of
support to Russia, plus support in economic, technological and energy ties. The Biden administration
hawkish approach to China, notwithstanding Biden’s pro Ukrainian lobbying, sounded very unpro-
ductively on the Ukrainian issue. The reasonable Chinese reaction was to tilt closer to the Russian
side, under such developments. However, Beijing’s moving closer to Moscow on the Ukrainian crisis
59
Китай и США: границы соперничества и сотрудничества / China and the US: Limits of Competition and Cooperation
2023; 7: 59-67
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
will be kept under meticulous control by the Chinese side. Beijing is definitely not accepting the role
of a mediator or broker of any kind between Russia, Kiev and the West.
Keywords: Russian-Ukrainian conflict; special military operation; Chinese-American rela-
tions; Taiwan problem; Baiden administration; XX congress of CCP
For citation: Trush, S.M. Russian-Ukrainian Conflict as a Factor in US-China Relations:
Dynamics of the Situation. USА &Canada: Economics, Politics, Culture. 2023; 53 (7): 59-67.
DOI: 10.31857/S2686673023070052
EDN: GKJWFG
ВВЕДЕНИЕ
Российско-украинский конфликт представляет собой самый серьёзный меж-
дународный кризис в период после Второй мировой войны. Все вовлечённые в
конфликт прямо или косвенно крупные мировые державы и игроки - Россия,
США и НАТО, Китай - имеют свои интересы в ходе этого тектонического по своей
глубине геополитического разлома.
БАЗОВЫЕ МОТИВЫ И ПОЗИЦИИ ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ В КОНФЛИКТЕ
Россия выступила инициирующей стороной в разрешении накопившихся
противоречий. Ключевым интересом Москвы является восстановление своих воз-
можностей влияния в евразийском «хартленде», обеспечение доминирующей
роли на постсоветском пространстве, стремление ревизовать историю катастро-
фического и унизительного поражения Западу в ходе первой холодной войны.
Не случайно президент В. Путин ранее характеризовал распад СССР в качестве
«крупнейшей геополитической катастрофы XX века».
Эта инициирующая роль и миссия Москвы сформировались на фоне опреде-
лённой внутренней динамики развития страны на протяжении последних трёх де-
сятилетий после распада СССР. Сутью этой динамики стал провал попыток орга-
низовать новую эффективную, социально ориентированную, инновационную, са-
модостаточную экономику и открытую, демократическую, конкурентную, полити-
ческую систему, соответствующую изменившемуся, более плюралистичному и по-
степенно глобализирующемуся посткоммунистическому обществу в РФ.
Хотя этот кризис и был инициирован Москвой, США и Запад не в меньшей степени
ответственны за его возникновение. Многочисленные волны расширения НАТО привели
к тому, что решение президента Путина от 24 февраля 2022 г. стало стратегически логич-
ным, весьма вероятным, но морально трудно приемлемым и противоречиво принятым в
обществе, фактически расколовшим и без того слабо консолидированный социум.
Главным интересом США и НАТО в этом конфликте стало их стремление
блокировать движение России к большему глобальному влиянию и восстановле-
нию её роли на постсоветском пространстве, обеспечить незыблемость запа-
доцентричного мирового порядка, ограничить зону контроля и влиятельности
Москвы в рамках границ, сформировавшихся после распада СССР.
Китай, в силу географических стратегических и исторических причин, не яв-
лялся и не позиционировал себя прямо вовлечённым в противостояние России с
60
Труш С.М. Российско-украинский конфликт как фактор отношений КНР - США: динамика ситуации
Trush, S.M. Russian-Ukrainian Conflict as a Factor in US-China Relations: Dynamics of the Situation
Западом. Именно поэтому его позиция по украинскому кризису на начальной
фазе конфликта была дуалистической и отражала сложную палитру его собствен-
ных геоэкономических и геополитических приоритетов [Trush, 2022, p.595-600].
Вместе с тем, будучи не вовлечённым в конфликт России с коллективным За-
падом прямо и непосредственно, Китай с самого начала оказался сильно заинтере-
сованным в ходе и исходе российско-украинского конфликта. Не разделяя всех рос-
сийских шагов, российской стратегии, не беря на себя ответственность за россий-
скую спецоперацию, он проявил солидарность с Москвой в «главном звене» - в мо-
тивах и в генеалогии этого конфликта. Таковым он признал расширение НАТО,
игнорировании принципа «неделимой безопасности» для России, попытку закре-
пить геополитические итоги распада Советского Союза на американских условиях.
Китай не может быть сильно отстранённым от противостояния в Восточной Европе,
поскольку итоги этого противостояния непосредственным образом затрагивают его ин-
тересы и безопасность. Ряд сущностных вопросов и неопределённостей вставали перед
Пекином в такой ситуации. Будет ли «евразийский хартленд» находиться под растущим
контролем США и НАТО? Насколько и в какую сторону изменится баланс сил Россия -
НАТО в Европе - важной зоне китайских товаропотоков и инвестиционных проектов?
В случае негативного сценария для Москвы, будет ли ядерная Россия ослаб-
лена и превращена в уязвимое проблемное государство с перспективой дестаби-
лизации и внутреннего распада с неясными для мира и Китая последствиями?
Как скажется исход конфликта в Европе на индо-тихоокеанском театре - какие
ресурсы и амбиции США и НАТО могут быть экстраполированы на этот регион
как главную зону американо-китайского противостояния?
Все эти сюжеты для Китая оказались более чем актуальными и соответственно
этому украинская тема прямо встроилась в текущую повестку американо-китай-
ских отношений и без того отягощённых соперничеством. Появились вопросы
вторичных санкций, параметры и «красные линии» во взаимоотношениях с Рос-
сией в условиях спецоперации, вопросы энергетической политики, и ряд новых
полей разногласий и торга с американцами.
Со своей стороны, администрация Байдена с самого начала украинского кри-
зиса, оказывала давление на Пекин с целью ограничить масштабы китайской со-
лидарности с Москвой. Украинский кризис обсуждался в ходе всех виртуальных
и физических встреч Байдена и Си в течение 2022 года. Главный внешнеполити-
ческий эмиссар КНР Ян Цзечи и помощник президента США по нацбезопасности
Д. Салливан провели две субстантивные сессии переговоров в Женеве в марте и
июне 2022 г. Встреча в марте продолжалось семь часов, была посвящена глобаль-
ной стабильности и прямо затрагивала тему Украины. Согласно утечкам с амери-
канской стороны, Вашингтон положил на стол переговоров «негативный лист» по
поставкам китайских технологий Москве. Можно предположить, что стороны
смогли прийти к определённым непубличным договорённостям о том, что
можно, а что нельзя поставлять в Россию в условиях российско-украинского кон-
фликта. По крайней мере, американская сторона дала понять собеседникам свои
пожелания на этот счёт. При этом ясно, что на какие-либо поставки прямого во-
енного назначения в адрес РФ китайская сторона пока никоим образом не готова.
61
Китай и США: границы соперничества и сотрудничества / China and the US: Limits of Competition and Cooperation
2023; 7: 59-67
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Китайский МИД неоднократно и чётко заявлял, что Китай «не осуществляет во-
енных поставок сторонам любого продолжающегося конфликта» [1].
Можно также предположить, что если какие-либо негласные договорённости
такого рода и имели место, то они достаточно пунктуально соблюдаются китай-
ской стороной. Несмотря на большой шум по поводу «вторичных» санкций за
прошедший с начала СВО период, никаких особо скандальных историй в китай-
ских поставках в Россию не наблюдалось.
В печать просочилась также информация, что США под давлением Китая вес-
ной этого года заблокировали поставку Польшей на Украину истребителей МИГ-
29 во избежание эскалации конфликта. Речь шла о поставке самолётов в количе-
стве от 24 до 33 штук, изначально входивших в состав ВВС ГДР, и которые были
переданы Польше после воссоединения Германии. Об этом факте сообщали в том
числе и российские солидные источники [2]; [3]. Возможно, существовали и дру-
гие факты такого рода, которые не стали публичными.
ДИАМИКА РОССИЙСКО-УКРАИНСКОГО КОНФЛИКТА
И КИТАЙСКИЙ МИРНЫЙ ПЛАН
В течение 2022 года в ходе российской СВО на Украине наблюдалось серьёзная
динамика. Весной текущего года российско-украинский фронт стабилизировался.
Активные боестолкновения к весне 2023 г. происходили в основном в Донецкой и
Луганской областях, с медленным и крайне болезненным военным прогрессом обеих
сторон конфликта. Параллельно с этим США и страны НАТО наращивали и довели
до беспрецедентного уровня военную и материальную поддержку Украине. На 1 ян-
варя 2023 г. общая сумма финансовой поддержки Украине, авторизованная Конгрес-
сом США , направляемой на военные цели составила 113 млрд долл. Кроме того, по
каналам Агентства США по международному развитию (USAID) и Всемирного
банка по согласованию с правительством США правительство Украины получило
непрямую помощь этих финансовых организаций в размере 22,9 млрд долларов.
Итого суммарная поддержка от США Украине только в 2022 г. составила 135,9 млрд
долл. [4]. Это беспрецедентная сумма ассигнований на подобные цели во всей после-
военной истории США. В числе прочего Запад поставляет Украине мобильные ар-
тиллерийские ракетные системы «Хаймарс» (HIMARS), современные системы ПВО
«Пэтриот» (Patriot) и «НАСАМ» (NASAM), системы ПВО «Стингер» (Stinger) и проти-
вотанковые ракеты «Джавелин» (Javelin), современные танки. США даже рассматри-
вает возможность поставки истребителей четвёртого поколения F-16 [5].
Основываясь на стабильной и расширяющейся поддержке НАТО, твёрдой
решимости блока продолжать прокси-войну с Россией, а также учитывая опреде-
лённые тактические успехи ВСУ в осенней кампании 2022 года, Киев в настоящее
время отказывается от введения каких-либо переговоров с Москвой. Сообразно
этому к концу 2022 г. стало очевидным, что возможность применения ядерного
оружия и прямое военное столкновение между странами НАТО и России - весьма
реалистичный сценарий развития нынешнего конфликта.
62
Труш С.М. Российско-украинский конфликт как фактор отношений КНР - США: динамика ситуации
Trush, S.M. Russian-Ukrainian Conflict as a Factor in US-China Relations: Dynamics of the Situation
В ходе саммита ШОС в Самарканде президент РФ В. Путин признал наличие у
Китая «вопросов и озабоченностей» по поводу украинского конфликта [6]. Речь ве-
роятнее всего шла именно о ядерных рисках, наиболее всего тревожащих китайцев.
Важный аспект воздействия украинского кризиса заключается в том, что китай-
ское руководство, мягко говоря, было удивлённо и обеспокоено масштабами запад-
ной поддержки и действенностью атлантической солидарности в отношении Укра-
ины. Пекин не может не примерять эту ситуацию на Тайвань, и не только на Тайвань.
Да, действительно, Индо-Тихоокеанский регион пока не является зоной стра-
тегической ответственности НАТО. В регионе не существует фактора пятой ста-
тьи устава НАТО, предполагающей союзную поддержку любому члену блока,
подвергшемуся агрессии. Основные союзники США в регионе - Япония, Южная
Корея, Австралия - находятся в более «разрыхлённом» состоянии: Четырёхсто-
ронний диалог по безопасности (QUAD) - это никак не военно-политический
формат, а военный формат Трёхстороннего пакта безопасности
- АУКУС
(AUKUS) находится пока в эмбриональной фазе своего становления.
Тем не менее общий эффект и самого украинского кризиса, и фактора высокой
атлантической солидарности по Украине, заключался в повышении уровня «стратеги-
ческой тревожности» Китая. Одним из проявлений этой тревожности стал очевидный
акцент на теме безопасности в документах XX съезда КПК при характеристике между-
народной обстановки. Отсюда и нетипичные для китайских нарративов упоминания
про «чёрных лебедей» и «серых носорогов» как символов таящейся и скрытой угрозы
[7]. Си Цзиньпин, часто прибегающий в своих выступлениях к поговоркам и народ-
ным выражениям, в связи с общей международной ситуацией и кризисом на Украине
сказал: «Пожар у городских ворот навлечёт беду на рыбу в пруду» [8].
Параллельно с этим во второй половине 2022 г. проявились симптомы дальней-
шего обострения американо-китайских отношений, во многом мотивированные об-
становкой внутреннего раскола в политическом классе США и чрезмерно идеологизи-
рованного настроя во внешней политике. В августе 2022 г. спикер Конгресса США Н.
Пелоси посетила с визитом Тайвань. Этот визит чётко обозначил американскую
направленность на форсирование тайваньской темы в «ассортименте» американо-ки-
тайских противоречий. «Демарш Пелоси» был воспринят Пекином как повышение
уровня конфронтационности в самой чувствительной для Китая зоне отношений.
Другим негативным событием стали односторонние меры США по ограниче-
нию доступа КНР к продвинутым американским технологиям производства мик-
рочипов и процессоров высокого уровня. США при этом настаивали на подклю-
чении к ограничительным мерам других лидеров отрасли - Тайваня, Южной Ко-
реи, Японии - без которых эти меры потеряли бы свою действенность.
Пришедший в результате ноябрьских промежуточных выборов в Конгресс
новый республиканский спикер Конгресса США K. Маккарти «принял эстафету»
Н. Пелоси по тайваньскому вопросу, ведя дело к расширению неофициальных и
официальных контактов с Тайванем в нарушении принципа «одного Китая». Как
следствие этой политической линии в марте 2023 г. состоялась неофициальная
63
Китай и США: границы соперничества и сотрудничества / China and the US: Limits of Competition and Cooperation
2023; 7: 59-67
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
встреча спикера K. Маккарти с президентом Тайваня Цай Инвэнь во время её про-
межуточной остановки с США. Это событие ещё более обострило обстановку и
вызвало нагнетание военной напряжённости в Тайваньском проливе.
В середине марта 2023 г. лидеры США, Великобритании и Австралии объ-
явили также о новых практических шагах трёхстороннего соглашения АУКУС,
заключённого в сентябре 2021 г. Главной целью этого объединения, как известно,
является создание атомного подводного флота Австралии. Белый дом в связи с
этим обнародовал планы создания новой ударной подводной лодки общего
назначения под кодовым названием SSN-AUKUS, которая станет результатом
применения лучших технологических решений трёх стран [9].
Оценивая все факторы нарастающей внешней напряжённости, в Китае, судя
по всему, приняли решение повысить уровень своей вовлечённости в российско-
украинский конфликт. В феврале 2022 г. Пекин обнародовал свой план урегулиро-
вания российско-украинского конфликта, содержащий 12 пунктов. В числе прочих
там содержался призыв прекратить огонь, возобновить диалог и переговоры, про-
являть уважение к суверенитету всех стран, к принципам международного права,
целям и уставу ООН. Документ вместе с тем был выдержан в общих обтекаемых
выражениях, не содержал в себе каких-либо практических мер и предложений [10].
Китайский лидер Си Цзиньпин сделал существенный акцент на этом плане в
ходе своего визита в Москву в марте 2023 г. Как можно было понять из комментариев
В. Путина и Си Цзиньпина, план был предметом обстоятельного обсуждения обоих
получил лидеров и получил положительную оценку с российской стороны. В.В. Пу-
тин при этом дипломатично отметил, что предложенный Китаем план может стать
основой будущих переговоров сторон, когда Запад и Киев «будут к ним готовы» [11].
Положения китайских предложений о неотложном перемирии и желательно-
сти переговоров с Москвой не вошли в текст совместного заявления в той форме,
в котором они фигурировали в китайской версии. Стороны предпочли «раздель-
ные» и менее обязывающие формулировки на этот счёт.
В Совместном заявлении, принятом по итогам визита Си Цзиньпина в Москву,
в частности говориться следующее:
«Китайская Сторона положительно оценивает готовность Российской Сто-
роны прилагать усилия для скорейшего перезапуска мирных переговоров.
Россия приветствует готовность Китая играть позитивную роль в деле поли-
тико-дипломатического урегулирования украинского кризиса и конструктивные
соображения, изложенные в составленном Китайской Стороной документе
«О позиции Китая по политическому урегулированию украинского кризиса» [12].
После мартовского визита Си Цзиньпина в Москву произошёл ряд событий,
которые привели к дальнейшему развитию дипломатической ситуации вокруг
российско-украинского конфликта.
25 марта президент В. Путин объявил о решении разместить тактическое ядер-
ное оружие на территории Белоруссии - союзного с РФ государства. При этом кон-
троль и право применения этого оружия, по словам В. Путина, оставалось исклю-
чительно за Россией. Руководитель РФ заявил, что такое оружие будет размещено,
после того как будут проведены все подготовительные работы в местах хранения и
64
Труш С.М. Российско-украинский конфликт как фактор отношений КНР - США: динамика ситуации
Trush, S.M. Russian-Ukrainian Conflict as a Factor in US-China Relations: Dynamics of the Situation
дислокации ядерных средств. Также сказал, что ранее РФ уже передала республике
комплекс «Искандер», который может быть носителем ядерных боезарядов [13].
В начале апреля 2023 г. состоялся «сдвоенный» визит в КНР президента Фран-
ции Э. Макрона и председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен. По свиде-
тельству разных источников, в ходе этого визита Э. Макрон стремился убедить
китайского лидера в необходимости активизировать свою посредническую роль
в разрешении российско-украинского кризиса, перевести свой «план урегулиро-
вания» в практическую плоскость, возможно совместно с Францией, а также воз-
держаться от предоставления военной поддержки РФ [14].
26 апреля 2023 г. состоялся телефонный звонок Си Цзиньпина президенту Укра-
ины В. Зеленскому, по просьбе последнего. В ходе переговоров лидер КНР изложил по-
зицию китайской стороны, в основном в рамках обнародованного ранее «мирного
плана» Китая по урегулированию данного кризиса. С китайской стороны было отме-
чено, что КНР видит свою задачу в том, чтобы всячески способствовать началу мирных
переговоров. Си Цзиньпин подчеркнул, что Китай не создавал кризис на Украине и не
является его стороной. Будучи страной - членом Совета Безопасности ООН, отметил
Си Цзиньпин, Китай не намерен сидеть сложа руки в данной ситуации. Он продолжит
усилия по организации мирных переговоров и достижению перемирия, которое необ-
ходимо достичь, чем раньше, тем лучше. Правительство КНР также решило направить
своего специального представителя по делам Евразии для контакта и взаимодействия
со всеми заинтересованными сторонами данного конфликта.
Со своей стороны президент Украины В. Зеленский в телефонном разговоре под-
черкнул, что Китай, который традиционно уважает цели и принципы устава ООН, яв-
ляется весьма влиятельным государством в современном мире. Он выразил призна-
тельность Китаю за предоставление гуманитарной помощи Украине и приветствовал
его желание участвовать в разрешении российско-украинского конфликта [15].
Представитель Китая по делам Евразии - им является китайский дипломат Ли
Хуэй, в прошлом в течение 2009-2019 гг. занимавший пост посла КНР в России -
в мае 2023 года приступил к своей миссии по российско-украинской «теме». Он
посетил с консультациями Украину, Польшу, Францию, Германию и Россию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В связи с данным развитием китайской позиции по украинскому конфликту
можно сделать некоторые выводы.
1. Выдвинутый Китаем план, представленный даже в самом общем, не конкре-
тизированном виде, представляет собой значительный дипломатический пози-
тив для России. План и последовавший за ним приезд Си Цзиньпина в Москву -
первый иностранный визит после цикла назначений Председателя КНР на выс-
шие посты в партии и государстве - полностью сняли тему внешнеполитической
изоляции Москвы. Си Цзиньпин подтвердил существенную поддержку России
подкреплённую конкретными двусторонними договорённостями в экономиче-
ской, технологической и энергетической сфере.
65
Китай и США: границы соперничества и сотрудничества / China and the US: Limits of Competition and Cooperation
2023; 7: 59-67
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
2. Китайский план и визит Си Цзиньпина в какой-то мере продиктованы си-
туацией определённых трудностей Москвы. Россия испытывает серьёзное проти-
водействие ВСУ на фронте, поддержка Киева со стороны Запада растёт, Россия
сталкивается с проблемами военного снабжения и нехватки живой силы. Возмож-
ность ослабления и дестабилизации России - не в интересах Китая, и этот фактор
стал важным обстоятельством для изменений в китайской решений.
3. Китайский мирный план во многом обусловлен ухудшающимися отноше-
ниями Китая с США. Несмотря на проукраинское лоббирование со стороны Бай-
дена, внутренняя разногласия внутри Вашингтона обусловили усиление амери-
канской жёсткости в адрес КНР. Это контрпродуктивно сказалось на лоббирова-
нии Байденом Си Цзиньпина по украинскому вопросу. Естественной китайской
реакцией стала демонстрация большей солидарности с Москвой в этих условиях.
4. Движение Китая на сближение с Москвой по украинскому кризису является дози-
рованным и строго контролируемым шагом со стороны КНР. Китай на данный момент не
хочет играть роль реального медиатора, посредника, какого-либо «брокера» между Кие-
вом, Москвой и с Западом. Хотя такого рода посредничество Китая и благоприятствовала
бы определённым российским интересом, и не может быть исключено в будущем, в насто-
ящих условиях Пекин не готов играть эту роль. Серьёзная враждебность и низкий уровень
доверия между Китаем и США исключают подобную роль в настоящих условиях.
5. Китайский мирный план не содержит какой-либо субстантивной полити-
ческая формулы, каких-либо реальных компромиссных предложений для пере-
говоров между Москвой, Киевом и НАТО. Обе «прямые» стороны нынешнего
конфликта - Москва и Киев - слишком далеки от возможностей переговоров в
настоящий момент. Каждая из сторон рассматривает любые уступки как исклю-
чительно важные и чувствительные для своей безопасности и тоже пока не пози-
ционируют Китай в качестве действенного «брокера» в их конфликте.
ИСТОЧНИКИ
1. Foreign Ministry Spokesperson Wang Wenbin’s Regular Press Conference on
March
22,
2023.
Available
at:
https://www.fmprc.gov.cn/eng/xwfw_665399/s2510_665401/2511_665403/202303/
t20230322_11047208.html (accessed 15.04.2023).
2. The red line: Biden and Xi’s secret Ukraine talks revealed. Spectator, 25 Nov 2022.
Available at: https://www.spectator.co.uk/article/the-red-line-biden-and-xis-secret-
ukraine-talks-revealed/ (accessed 23.03.2023).
3. США по настоянию Китая убедили Польшу не давать Украине МиГ-29, пишут
СМИ. Available at: https://ria.ru/20221124/istrebiteli-1834090703.html (accessed 2.04.2023).
4. U.S. Direct Financial Support for Ukraine. IF12305 // Сongressional Research
Service
Reports.
Available
at:
https://crsreports.congress.gov/prod-
uct/pdf/IF/IF12305 (accessed 27.05.2023).
5. U.S. Security Assistance to Ukraine. Updated February 27, 2023. IF12040 // Con-
gressional Research Service Reports. Available at: https://crsreports.con-
gress.gov/product/pdf/IF/IF12040
6. В.В.Путин. Встреча с Председателем КНР Си Цзиньпином. Available at:
http://kremlin.ru/events/president/news/69356 (accessed 27.05.2023).
66
Труш С.М. Российско-украинский конфликт как фактор отношений КНР - США: динамика ситуации
Trush, S.M. Russian-Ukrainian Conflict as a Factor in US-China Relations: Dynamics of the Situation
7. Полный текст доклада 20-ому Всекитайскому съезду Коммунистической партии
Китая. Available at: https://www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/202210/t20221026_10792071.html
(accessed 27.05.2023).
8. РБК: Си Цзиньпин поговоркой о рыбе оценил пути решения конфликта на Укра-
ине. Available at: https://www.rbc.ru/politics/01/12/2022/63884cc49a7947dc2e82eac8
(accessed 27.05.2023).
9. Гамза Л. Дорожная карта движения к атомной цели AUKUS // ИМЭМО.
Available at: https://www.imemo.ru/publications/policy-briefs/text/aukus-atomic-
target-roadmap (accessed 27.05.2023).
10. China’s Position on the Political Settlement of the Ukraine Crisis // 2023-02-24 Available
at: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/zxxx_662805/202302/t20230224_11030713.html (ac-
cessed 27.05.2023).
11. Президент России и Председатель КНР сделали заявления для прессы. По
итогам российско-китайских переговоров Владимир Путин и Председатель Ки-
тайской Народной Республики Си Цзиньпин сделали заявления для средств мас-
совой информации. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/tran-
scripts/press_conferences/70750 (accessed 27.05.2023).
12. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Рес-
публики об углублении отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегиче-
ского взаимодействия, вступающих в новую эпоху 21 марта 2023 года. Available at:
http://www.kremlin.ru/supplement/5920 (accessed 27.05.2023).
13. Белоруссия давно просит у России ядерное оружие. Available at:
https://www.vesti.ru/article/3268612 (accessed 27.05.2023).
14. China has 'major role' to play in Ukraine peace effort, Macron says in Beijing.
Available at: https://www.france24.com/en/asia-pacific/20230405-china-has-major-
role-to-play-in-ukraine-peace-effort-says-macron-in-beijing (accessed 27.05.2023).
15. President Xi Jinping Speaks with Ukrainian President Volodymyr Zelenskyy
on the Phone. 2023-04-26. Available at:
https://www.fmprc.gov.cn/eng/zxxx_662805/202304/t20230426_11066785.html (ac-
cessed 27.05.2023).
REFERENCES
Trush, S.M. Crisis between Russia and Ukraine: The China Factor. Herald of Russian
Academy of Sciences.
2022
vol.92,
Supplement
7,
p.595-600.
DOI:
10.1134/S1019331622130093
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
ТРУШ Сергей Михайлович, канди-
Sergey M. TRUSH, Candidate of sci-
дат исторических наук, ведущий
ences (History), Leading Researcher,
научный сотрудника Институт США
Georgy Arbatov Institute for U.S. and
и Канады им. академика Г.А. Арба-
Canada Studies Russian Academy of Sci-
това Российской академии наук (ИС-
ences.
КРАН). Российская Федерация, 121069
2/3, Khlebny pereulok, Moscow, 121069,
Москва, Хлебный пер., 2/3.
Russian Federation
Статья поступила в редакцию 14.04.2023 / Received 14.04.2023.
Поступила после рецензирования 28.04.2023 / Revised 28.04.2023.
Статья принята к публикации 30.04.2023 / Accepted 30.04.2023.
67