Зуенко И.Ю. Проблемы восприятия внешней политики КНР как фактор китайско-американского противостояния
Zuenko, I.Yu. Misperception of Chinese Foreign Policy as a Factor of US-China Decoupling
УДК: 94
DOI: 10.31857/S2686673023070106
EDN: GMHUUS
Проблемы восприятия внешней политики КНР
как фактор китайско-американского противостояния
И.Ю. Зуенко
Институт Китая и современной Азии Российской академии наук (ИКСА РАН).
Российская Федерация, 117997, Москва, Нахимовский проспект, д. 32.
Researcher ID: AAB-5070-2020
Scopus Author ID: 57211944845
РИНЦ ID: 802840
ORCID ID: 0000-0002-9853-9703
E-mail: ivanzuwei@gmail.com
Резюме: Статья посвящена проблеме восприятия внешнеполитической стратегии и
идеологии КНР в западных странах, прежде всего - США. Несмотря на то, что внешняя
политика Пекина представляет собой сложный комплекс различных противоречивых
установок, западные наблюдатели фокусируются на тех из них, которые позволяют трак-
товать действия Китая как движение по пути к мировой гегемонии. Подобное понимание
является основой для антикитайской политики Запада, которая, в свою очередь, вынуж-
дает Пекин ей противостоять. При этом стремление к мировой гегемонии не постулиру-
ется в китайских доктринальных документах и не подтверждается реальными действиями.
Ключевые слова: Китай, США, внешняя политика, декаплинг, гегемония
Для цитирования: Зуенко И.Ю. Проблемы восприятия внешней политики КНР как
фактор китайско-американского противостояния. США & Канада: экономика, политика,
культура. 2023; 53(7): 117-126.
DOI: 10.31857/S2686673023070106
EDN: GMHUUS
Misperception of Chinese Foreign Policy as a Factor
of US-China Decoupling
Ivan Yu. Zuenko
Institute of China and Contemporary Asia, Russian Academy of Sciences.
32, Nakhimovsky Ave., Moscow, 117997, Russian Federation.
Researcher ID: AAB-5070-2020 Scopus Author ID: 57211944845
РИНЦ ID: 802840
ORCID ID: 0000-0002-9853-9703
E-mail: ivanzuwei@gmail.com
Abstract: The article is dedicated to the problem of misperception of foreign policy strategy
and ideology of People’s Republic of China. Nowadays Chinese foreign policy is a complex,
situational set of attitudes, reflecting the contradictory nature of the modern Chinese state. West-
ern countries focus only on ambitions of current Chinese leadership while Beijing has to coun-
teract U.S. anti-Chinese efforts based on American idea that China is striving for world domina-
tion and will fight for this domination with America. Although neither Beijing’s doctrine docu-
ments nor its actions testify to this.
Keywords: China, USA, foreign policy, Sino-American decoupling, hegemony
117
Китай и США: границы соперничества и сотрудничества / China and the US: Limits of Competition and Cooperation
2023; 7: 117-126 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
For citation: Zuenko, I.Yu. Misperception of Chinese Foreign Policy as a Factor of US-
China Decoupling. USA & Canada: Economics, Politics, Culture. 2023; 53 (7): 117-126.
DOI: 10.31857/S2686673023070106
EDN: GMHUUS
ВВЕДЕНИЕ
История китайско-американских отношений, несмотря на заявления отдель-
ных экзальтированных американских политиков о якобы «тысячелетней борьбе
Китая и США» [8], длительное время развивалась вне парадигмы их экзистенци-
альной борьбы друг с другом. В Китае помнят о том, что США являлись одним из
субъектов империалистской колониальной политики западных держав по отно-
шению к ослабевшей азиатской державе во второй половине XIX - первой поло-
вине ХХ века, но в то же время признают, что непосредственно с США китайцы
не воевали столь же полномасштабно, как, например, с Великобританией, Фран-
цией и Японией*, а так называемая «политика открытых дверей», которую из
своих конъюнктурных интересов продвигал Вашингтон в 1920-1930-х годах, дей-
ствительно способствовала ослаблению внешнего давления на Китай.
В ещё большей степени о планомерном позитивном развитии отношений двух
стран, несмотря на различие идеологии правящей элиты, можно говорить примени-
тельно к отношениям КНР и США. Сначала, в 1970-е годы, США в интересах борьбы
против СССР пошли на сближение с Пекином (ценой формального разрыва с
Тайбэем), а затем, хотя в политическом сотрудничестве и появились трещины, по
мере того как власти КНР проявляли стремление к подлинно суверенному поведе-
нию и не спешили повторять «восточноевропейский вариант» демократизации ре-
жима, обоюдовыгодные торгово-экономические связи продолжали укрепляться.
Между тем, в настоящий момент в устах американского политического истеб-
лишмента тезис о необходимости противостояния Китаю приобрёл черты идеи-
фикс, идеи экзистенциального значения. Воплощением этого стало заявление
государственного секретаря США Энтони Блинкена: «С нашей точки зрения, это
соревнование за форму того, что будет в следующем за холодной войной периоде,
чьи ценности будут отражены. У нас простой выбор, и это стало очевидно после
Второй мировой войны, что мир сам себя не организует. Для США выбор такой:
если мы не участвуем в организации, если не занимаем лидерскую роль, это озна-
чает, <что> её занимает кто-то другой, возможно, Китай, и не в том ключе, кото-
рый совпадает с нашими интересами и ценностями» [5].
Не будет преувеличением сказать, что сейчас именно такое восприятие Китая
на Западе является магистральным, причём не только в Соединённых Штатах, но
и в большинстве европейских стран, а также среди азиатских союзников США.
В его основе лежит доведённое до абсурда реалистское понимание сути междуна-
родных отношений, которое можно представить в виде детской игры в «царя
* Исключения составляют отдельные эпизоды Второй опиумной войны (битва за «барьерные
форты» на реке Чжуцзян) и участие американцев в экспедиции «Альянса восьми держав» по подав-
лению Боксёрского восстания.
118
Зуенко И.Ю. Проблемы восприятия внешней политики КНР как фактор китайско-американского противостояния
Zuenko, I.Yu. Misperception of Chinese Foreign Policy as a Factor of US-China Decoupling
горы». Американцы исходят из того, что любая великая держава должна бороться
за позицию мирового гегемона, поскольку обратная линия поведения будет озна-
чать, что место «царя горы» займёт кто-то другой, с непредсказуемыми и вряд ли
позитивными последствиями (см., например: [Mearsheimer, J., 2014]).
Однако мыслит ли в подобной парадигме сам Китай? И не является ли де-факто
объявленная Вашингтоном борьба за мировое лидерство против Китая войной с
воображаемым casus belli? На эти вопросы призвана ответить данная статья.
Учитывая объёмность темы и ограниченность возможностей, доступных в фор-
мате журнальной статьи, автор не ставит перед собой задачи дать расклад того, как
именно восприятие «мирного подъёма Китая» сменилось устойчивым представле-
нием о Китае как о «системной угрозе интересам, ценностям и безопасности» [4], и
насколько аргументация на эту тему убедительна (количество работ западных авто-
ров на эту тему насчитывает сотни и, возможно, даже тысячи). То же касается и по-
дробного анализа китайских внешнеполитических документов - это отдельная за-
дача, которая в значительной степени уже раскрыта в работах ведущих российских
китаеведов (см., например: [Денисов И.Е., 2017; Денисов И.Е., Адамова Д.Л., 2017;
Портяков В.Я., 2015; Лукин А.В., 2019]). Вместо этого в рамках данной статьи предла-
гается более пристально взглянуть на характер внешнеполитической идеологии и
стратегии Китая на текущем этапе в контексте того, способен ли Китай в принципе
выдвигать задачу стать мировым гегемоном, и почему формируется деформирован-
ное восприятие китайских внешнеполитических установок.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КНР: БОЛЕЗНИ РОСТА
Политическая традиция Китайской Народной Республики фактически пред-
ставляет собой сложную композицию из трёх базовых компонентов: тысячелет-
него наследия китайской цивилизации, советских установок, а также собствен-
ного опыта китайских коммунистов, полученного ими в годы борьбы за власть.
При этом на современную внешнюю политику Китая влияет ещё больше факто-
ров, причём некоторые из них противоречат друг другу.
Во-первых, это внутреннее представление о Китае как о великой цивилизации,
которая должна быть региональным лидером и одним из центров мирового
устройства - причём не благодаря силе, а благодаря более высоким цивилизацион-
ным достижениям. Во-вторых, историческая память о традициях этноцентризма,
вассально-даннических отношений с соседями и возможности мирного соразвития
большого числа стран в китаецентричной экономической и культурной системе,
как это было ещё совсем недавно, в Средневековье и на заре Нового времени.
Не менее важен ещё один фактор, связанный с настроениями реваншизма, ко-
торые восходят к представлению о цивилизационном кризисе XIX-XX веков как о
периоде внешнего давления на Китай. Восстановление цивилизационного могуще-
ства, «великое возрождение китайской нации», которое является краеугольным
камнем политической философии Си Цзиньпина, на этом фоне представляется
как единственно справедливый исход. При этом ряд нерешённых проблем с сосе-
дями (территориальных, связанных с исторической памятью и др.) подогревает эти
119
Китай и США: границы соперничества и сотрудничества / China and the US: Limits of Competition and Cooperation
2023; 7: 117-126 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
настроения реваншизма, что объективно пугает внешних наблюдателей. Доста-
точно вспомнить антияпонские протесты в Китае по поводу принадлежности ост-
ровов Сенкаку или посещения японскими политиками храма Ясукуни в Токио, по-
хожие акции в отношении Южной Кореи, Вьетнама, Филиппин и т.д.
Кроме того, важным фактором является партократическая сущность совре-
менного китайского государства. У власти в нём находится партия, заявляющая о
верности идеалам коммунистической идеологии, включая идеи интернациона-
лизма. Велика и инерция внутренних представлений о Китае как «развиваю-
щемся» государстве, которому было уютно и безопасно в рамках предложенной
Дэн Сяопином концепции «Держаться в тени, стараясь ничем не проявлять себя,
но при этом заниматься реальными делами» [3: 473].
Наконец, с одной стороны, Китай - «государство китайской нации», для кото-
рого краеугольным вопросом является объединение всех китайцев в рамках од-
ной страны (отсюда концепция «одна страна, две системы» и столь болезненное
отношение к «тайваньскому вопросу»). При этом, с другой стороны, де-факто и
де-юре КНР - полиэтническое государство, в котором проживают народы, в куль-
турном и языковом плане близкие к другим центрам мировой политики. Речь
прежде всего о мусульманских народах Синьцзяна, существование которых во
многом определяет отношения Пекина с исламскими странами.
Всё это делает китайскую внешнеполитическую «идеологию» сложным ситу-
ативным набором установок, отражающим противоречивый характер самого со-
временного китайского государства. С одной стороны, это идеология амбициоз-
ной великой державы с ярко выраженным националистическим подтекстом, за-
мешанным на настроениях реваншизма и комплексах перед «европейскими ко-
лонизаторами»; с другой стороны, это идеология «лидера третьего мира», заявля-
ющего о своём желании облагодетельствовать если не всю планету, то ближайших
«постколониальных собратьев». В конечном счёте, это политика современного ка-
питалистического государства, исходящего прежде всего из заботы об извлечении
прибыли для национального капитала.
Противоречивость факторов, влияющих на внешнюю политику, приводит к не-
последовательности внешнеполитического курса. Например, инициатива «Пояса и
пути», объявленная ровно десять лет назад, была изначально воспринята большин-
ством зарубежных партнёров как возможность за китайский счёт решить свои ин-
фраструктурные проблемы. При этом китайские эксперты с самого начала твердили,
что проект «Пояс и путь» предполагает взаиморазвитие, а ресурсов в одиночку обла-
годетельствовать весь мир у Китая попросту нет [9; 10]. Размытые рамки инициативы,
громкие заявления китайских политиков, которые обычно концентрируются только
на позитиве, равно как и активность, с которой Пекин продвигал эту инициативу в
2013-2015 гг., как представляется, привели к обратному результату.
Во-первых, ожидания от совместных проектов с Китаем оказались больше, чем ре-
альные результаты, что привело к определённому разочарованию - особенно в странах
Южной и Юго-Восточной Азии. Во-вторых, многих такая напористость Китая напугала,
что особенно хорошо заметно на примере Европы, где после короткого периода эйфо-
рии 2013-2015 гг. наблюдается резкий переход к негативному восприятию Китая.
120
Зуенко И.Ю. Проблемы восприятия внешней политики КНР как фактор китайско-американского противостояния
Zuenko, I.Yu. Misperception of Chinese Foreign Policy as a Factor of US-China Decoupling
Другой пример противоречивости китайской внешней политики, вызывающей
непонимание у внешних наблюдателей - Тайвань. Официальная позиция на этот
счёт вполне миролюбива: «Тайваньский вопрос является собственным делом ки-
тайцев, которое должно быть решено самими китайцами. <…> Мирное воссоеди-
нение является наилучшим способом для объединения двух берегов Тайваньского
пролива, а также наиболее выгодным вариантом для соотечественников с обоих бе-
регов и китайской нации в целом» [1]. Однако заигрывания с националистиче-
скими настроениями и отдельные высказывания о том, что «решение тайваньского
вопроса не может ждать вечно» [6] невольно воспринимаются как готовность Пе-
кина вернуть Тайвань силой, что, в свою очередь, используется антикитайскими
силами как «доказательство» агрессивной природы китайского возвышения [5].
ВООБРАЖАЕМАЯ БОРЬБА ЗА МИРОВУЮ ГЕГЕМОНИЮ
Анализируя предпосылки китайско-американского противостояния, следует
учитывать, что обе страны исходят из принципиально разного понимания харак-
тера международных отношений и своего места в них.
Как справедливо отмечает А.В. Лукин, «США борются за лидерство в Азии,
так же, как и во всем мире, по идеологическим соображениям; в Вашингтоне счи-
тают, что лидерство США в мире является гарантией его нормального развития;
в случае же, если такое лидерство захватит другая страна, всё в мире пойдёт не
так» [Lukin, A., 2023]. Президент США Дж. Байден во введении к Стратегии наци-
ональной безопасности США (2022 г.) заявил: «Во всём мире потребность в амери-
канском лидерстве столь же высока, как и всегда. Мы находимся в ситуации стра-
тегической конкуренции за формирование будущего миропорядка… Отвечая на
этот вызов, США будут лидировать, опираясь на наши ценности, работать рука
об руку с нашими союзниками и партнёрами и со всеми, кто разделяет наши ин-
тересы. Мы не оставим будущее уязвимым для прихотей тех, кто не разделяет
наше видение мира как свободного, открытого, процветающего и безопасного»
[7; Лукин А.В., 2019]. В этом контексте угроза интересам Соединённых Штатов в
любом регионе может масштабироваться на уровень экзистенциальной глобаль-
ной угрозы, причём, как отмечает А.В. Лукин, «мораль и безопасность здесь
неразрывно переплетены; потеря геополитического лидерства ведёт к угрозе
безопасности США и одновременно подрывает высшие “ценности”, которые
США несут миру» [Lukin, A., 2023]. А «подрыв ценностей», соответственно, ин-
терпретируется как вызов Вашингтону в качестве мирового лидера, что угрожает
национальной безопасности. Таким образом, любой голос, оспаривающий доми-
нирование Соединённых Штатов, в такой парадигме должен быть заглушён.
С точки зрения гегемона, на его место всегда есть конкурент, логика взаимодей-
ствия с которым, в конечном счёте, характеризуется как «кто кого». Долгое время
таким конкурентом был Советский Союз. Победа в холодной войне знаменовала
наступление «золотой эпохи» для США и американского культурного и экономи-
ческого доминирования во всём мире. Китай 1990-х годов, несмотря на ухудшение
отношений с США, связанное с введением санкций после событий на площади
121
Китай и США: границы соперничества и сотрудничества / China and the US: Limits of Competition and Cooperation
2023; 7: 117-126 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Тяньаньмэнь 1989 г. (подробнее см.: [Зуенко И.Ю., 2022]), в целом находился под
тем же влиянием «победителя в холодной войне», о чём свидетельствует не только
мода на американскую поп-культуру и образ жизни, но и, например, заимствова-
ние американских подходов к «мягкой силе» [Денисов И.E., Зуенко И.Ю., 2022: 8].
Первыми сигналами завершения «золотого десятилетия Америки» стали война в
Югославии 1999 г. и события 11 сентября 2001 г. Примечательно, что именно после
попадания американской бомбы в китайское посольство в Белграде по Китаю про-
шли антиамериканские митинги, и многие эксперты в КНР отсчитывают нынеш-
нюю волну американизма именно от этого времени [11]. Однако на тот момент Ки-
тай не являлся для Америки экзистенциальным соперником - в ещё меньшей сте-
пени США были таковым для Китая, быстрый экономический рост которого во
многом зиждился на взаимодействии с американским рынком.
Объявленный Вашингтоном «крестовый поход» против терроризма в ещё боль-
шей степени убедил США в своей миссии лидера «всего свободного мира», однако
разрозненные и неспособные мобилизовать значительные ресурсы террористиче-
ские группы и организации не могли восприниматься как претенденты на место
«царя горы». В этом контексте могла восприниматься только крупная держава - и
ещё с 1990-х годов большая часть аналитиков сходилась на том, что такой державой
будет Китай. Даже несмотря на то, что Пекин, верный заветам Дэн Сяопина, в тот
момент проводил подчёркнуто пассивную внешнюю политику.
Подобная пассивность, диссонирующая с явным экономическим возвыше-
нием, привела к тому, что в действиях КНР начали видеть неискренность, жела-
ние скрыть свои истинные возможности (и намерения). Си Цзиньпин, провозгла-
сивший переход к более активной внешней политике - прежде всего, из желания
стабилизировать обстановку внутри страны путём консолидации общества и экс-
плуатации реваншистских и националистических настроений, - своими действи-
ями и риторикой неосознанно спровоцировал на Западе панические ожидания
того, что Китай наконец-то заявит свои права на мировое лидерство. Тем более, в
ценностном отношении Китай, как и другие страны-лидеры «глобального Юга»,
отходили от американских образцов, виной чему был, прежде всего, кризис при-
влекательности западной идеологической повестки, так называемой «новой
этики» (расширение прав расовых, сексуальных и иных меньшинств путём осо-
знанного ущемления прав большинства). В результате мировой гегемон уверился,
что теперь его главный конкурент - это Китай.
Между тем, Китай, в силу ограниченности собственных ресурсов и восприятия
себя как страны «глобального Юга», не видит себя борцом за мировую гегемонию.
Это, впрочем, не означает, что Китай не рассматривает себя в качестве борца про-
тив мирового гегемона. Дело в том, что антикитайская политика Вашингтона, оче-
видная с 2018 г., когда Д. Трамп начал против КНР «торговую войну», воспринима-
ется в Китае как препятствие на пути своего социально-экономического развития.
Магистральной целью нынешнего китайского руководства является превращение
страны к 2049 г. - году столетия КНР - «в ведущую модернизированную социали-
стическую державу по совокупной национальной мощи и международному влия-
нию» [2]. Эта стратегия не является антиамериканской по своей сути, но любые
122
Зуенко И.Ю. Проблемы восприятия внешней политики КНР как фактор китайско-американского противостояния
Zuenko, I.Yu. Misperception of Chinese Foreign Policy as a Factor of US-China Decoupling
действия, препятствующие достижению «столетней цели» (а политика США сей-
час характеризуется именно так!), провоцируют Китай на ответные действия. Пе-
кин вынужден противодействовать антикитайскому курсу Вашингтона.
Иными словами, процесс усиления экономического влияния КНР, который
был запущен во многом силами самих США и от которого американский капитал
десятилетиями получал сверхприбыли, после того как стало очевидно, что КНР со-
хранит независимую политику и намерена занять подобающее экономическому
росту международное положение, стал восприниматься в США как экзистенцио-
нальный вызов своей гегемонии. В результате этого Китай испытал на себе всю
мощь американского инструментария по сдерживанию развития других стран
(санкции, информационная война и т.д.), однако после некоторого периода заме-
шательства (2018-2020 гг.) решил ответить. Эта ситуация и привела к разрыву («де-
каплингу») двух ведущих экономик мира, связанных между собой теснейшими
торговыми связями, несмотря на то что в краткосрочной перспективе такой разрыв
невыгоден как Китаю, так и стране-инициатору разрыва - США.
Последние действия Вашингтона (прежде всего, курс на технологическую изоля-
цию Пекина в плане разработки и производства полупроводников) фактически не
оставляют для Китая пространства для манёвра в плане восстановления того статус-
кво, который был столь выгоден КНР в 1980-2010-х годах: проведение суверенной
протекционистской политики внутри страны и использование выгод открытости вы-
сокоразвитых европейских и американских рынков. Теперь Китай вынужден защи-
щаться и действительно склонен создавать альтернативный миропорядок, основан-
ный на взаимодействии со странами БРИКС и странами «третьего мира». При этом,
исходя из доктринальных документов Пекина (см., например: [1]), этот миропорядок
видится им как мультилатеральный, основанный на идее о взаимосвязанности и вза-
имозависимости различных стран мира и отрицающий «блоковое мышление», то
есть условное деление мира на «китайский» и «американский» лагерь. Исходя из
этого, можно сделать вывод, что Китай заинтересован в сломе американской гегемо-
нии, но не с тем, чтобы занять место США в качестве мирового гегемона.
Так, надуманная и во многом воображаемая борьба за мировую гегемонию, основан-
ная на неверном понимании сути и возможностей китайской внешней политики, ведёт
мир к деглобализации и состоянию, в котором эскалация напряжённости и переход к
вооружённому конфликту вполне вероятны. Инициатором этих процессов и основным
их «драйвером» по совокупности признаков видится не Пекин, а именно Вашингтон.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономический подъём Китая, совершенно закономерный в тех условиях, в ко-
торых оказалась страна в 1980-х годах (сочетание огромного рынка дешёвой рабо-
чей силы и открытости внешних рынков, ставшей следствием международной раз-
рядки), привёл к подъёму Китая и как субъекта международных отношений. При
этом, как представляется, социально-экономическая модель «китайского экономи-
ческого чуда» себя исчерпала, а новая пока не найдена, что позволяет сделать вывод
о том, что мир является свидетелем наивысшего усиления Китая. Для ещё большего
123
Китай и США: границы соперничества и сотрудничества / China and the US: Limits of Competition and Cooperation
2023; 7: 117-126 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
роста Китаю не хватает ресурсов и гибкости в трансформации своей социально-
экономической модели (см., например: [Карпов М.В., 2014; Пу С. и др., 2022]). Внеш-
няя политика Пекина в настоящий момент направлена не на ещё большую внеш-
нюю экспансию, а на утверждение места Китая в мировой политике, которое
должно соответствовать его экономическим успехам и историческим достижениям.
Это место, безусловно, предполагает региональное лидерство, но в глобальном мас-
штабе это позиция не гегемона, а одного из мировых лидеров.
При этом в силу того, что «возвышение Китая» произошло столь стреми-
тельно, наблюдаются определённые «болезни роста»: противоречивость и непо-
следовательность как идеологии, так и внешнеполитической стратегии в целом.
Для внешнего наблюдателя эти свойства китайской внешней политики наклады-
ваются на двойственное восприятие современного Китая (тот самый диапазон от
архаики до модерна, упомянутый в начале статьи). В результате это сплошь и ря-
дом затрудняет или и вовсе деформирует оценку действий КНР на мировой
арене. Так, нынешняя синофобия западной политической элиты, с одной сто-
роны, базируется на стремлении США сохранить своё положение мирового геге-
мона, а с другой - подпитывается отдельными громкими заявлениями и действи-
ями самого Китая, который всё ещё недостаточно опытен и решителен, чтобы на
равных сражаться с Западом, но уже и не та бедная развивающаяся страна, кото-
рая могла «держаться в тени и скрывать свои возможности».
ИСТОЧНИКИ
1.
Полный текст доклада ХХ Всекитайскому съезду Коммунистической партии
Китая.
МИД
КНР.
Available
at:
https://www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/202210/t20221026_10792071.html (accessed 17.04.2023).
2. Полный текст доклада, с которым выступил Си Цзиньпин на XIX съезде
КПК. Синьхуа. Available at: http://russian.news.cn/2017-11/03/c_136726299.htm (ac-
cessed 17.04.2023).
3. Цзян Цзэминь. О социализме с китайской спецификой. М.: Памятники ис-
торической мысли. 2004. Т. II-III. 811 с.
4.
“Madrid Summit Declaration: Issued by NATO Heads of State and Government
Participating in the Meeting of the North Atlantic Council in Madrid 29 June 2022”, June
29, 2022. National Security Archive. Available at: https://nsarchive.gwu.edu/docu-
ment/29294-29-madrid-summit-declaration-issued-nato-heads-state-and-government-
participating2 (accessed 17.04.2023).
5. A Conversation on the Evolution and Importance of Technology, Diplomacy,
and National Security with 66th Secretary of State Condoleezza Rice. U.S. Department of
State. Available at: https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-at-a-conversa-
tion-on-the-evolution-and-importance-of-technology-diplomacy-and-national-secu-
rity-with-66th-secretary-of-state-condoleezza-rice/ (accessed 17.04.2023).
6.
China's Xi Says Political Solution for Taiwan Can't Wait Forever. Reuters. Avail-
able
at:
https://www.reuters.com/article/us-asia-apec-china-taiwan-
idUSBRE99503Q20131006 (accessed: 17.04.2023).
7. National Security Strategy. The White House. October 2022. Available at:
https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Admin-
istrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf. P. 2 (accessed 17.04.2023).
124
Зуенко И.Ю. Проблемы восприятия внешней политики КНР как фактор китайско-американского противостояния
Zuenko, I.Yu. Misperception of Chinese Foreign Policy as a Factor of US-China Decoupling
8. Sen. Ted Cruz blasts Mayorkas for feeble testimony on border crisis: He is ‘de-
liberately defying’ federal law. Fox Business,
30.03.2023. Available at:
https://video.foxb.com/v/6 323655451112#sp=show-clips (accessed 17.04.2023).
9. 罗来军. 中国以一带一路国际合作践行经济全球化 (Ло Лайцзюнь. Чжунго и
Идай илу гоцзи хэцзо цзяньсин цзинцзи цюаньцюхуа = Китай осуществляет эко-
номическую глобализацию с помощью международного сотрудничества в рам-
ках
«Пояса и Пути»). Жэньминь жибао. Available at: http://cpc.peo-
ple.com.cn/xuexi/n1/2017/0510/c385474-29264959.html (accessed 17.04.2023).
10. 赵会荣. “一带一路学术研究的现状、 问题与展望 (Чжао Хуйжун. Идай илу
сюэшу яньцзю дэ чжуанчжи, вэньти юй чжаньван = Современное положение,
проблемы и перспективы научных исследований «Пояса и Пути»). Элосы, Дунъоу,
Чжунъя яньцзю. 2017. № 2. С. 74-82. Available at: http://www.oyyj-oys.org/Upload-
File/Issue/j5g5dcjh.pdf (accessed 17.04.2023).
11. 陆晖. 1999 反美游行 民族主义新浪潮 (Лу Цзюнь. 1999 Фаньмэй люсин
миньцзучжуи синь ланчао = Антиамериканское движение 1999 года, новая волна
национализма). Sina
Available
at:
http://news.sina.com.cn/c/2008-07-
18/175415958373.shtml (accessed 17.04.2023).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Денисов И.Е. Внешняя политика Китая при Си Цзиньпине: преемственность
и новаторство. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право.
2017. № 5. С. 83-98.
Денисов И.Е., Адамова Д.Л. Формулы внешней политики Си Цзиньпина: ос-
новные особенности и проблемы интерпретации. Китай в мировой и региональной
политике. История и современность. 2017. № 1. С. 76-90.
Денисов И.Е., Зуенко И.Ю. От мягкой силы к дискурсивной силе: новые идео-
логемы внешней политики КНР. М.: МГИМО-Университет, 2022. 24 с. Available at:
https://mgimo.ru/library/publications/china-foreign-policy-new-ideologemes/ (ac-
cessed 17.04.2023).
Зуенко И.Ю. Американские санкции в отношении Китая: опыт 1990-2010-х годов.
Россия и Америка в XXI веке. 2022. № 6. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760023470-4-
1/ DOI: 10.18254/S207054760023470-4 (accessed 17.04.2023).
Карпов М.В. Замкнутый круг «китайского чуда». Рыночные преобразования
и проблема реформируемости партийного государства ленинского типа в Китай-
ской Народной Республике. М., СПб.: Издательство Нестор-История, 2014. 292 с.
Лукин А.В. Дискуссия о развитии Китая и перспективы его внешней поли-
тики. Полис. Политические исследования.
2019. Том
28.
№ 1. С.
71-89.
DOI: 10.17976/jpps/2019.01.06
Портяков В.Я. Внешняя политика Китайской Народной Республики в XXI сто-
летии / Отв. ред. В.Е. Петровский. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2015. 280 с.
Пу С., Гилл Б., Зуенко И.Ю., Ломанов А.В., Ви С.Л. «Любая страна, если загнать
её в угол, будет сражаться». Россия в глобальной политике. 2022. Т. 20. № 5. С. 208-229.
REFERENCES
Denisov, I.E. Vneshniaia politika Kitaia pri Si Tszin'pine: preemstvennost' i nova-
torstvo [China’s Foreign Policy under Xi Jinping: Legacy and Innovation] (In Russ.).
Outlines of global transformations: politics, economics, law. 2017. № 5. P. 83-98.
Denisov, I.E., Adamova, D.L. Formuly vneshnei politiki Si Tszin'pina: osnovnye
osobennosti i problemy interpretatsii [Xi Jinping’s Foreign Policy Formulas: General
125
Китай и США: границы соперничества и сотрудничества / China and the US: Limits of Competition and Cooperation
2023; 7: 117-126 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Features and Interpretation Problems] (In Russ.). China in World and Regional Politics.
History and Modernity. 2017. № 1. P. 76-90.
Denisov, I.E., Zuenko, I.Yu. Ot miagkoi sily k diskursivnoi sile: novye ideologemy vneshnei
politiki KNR [From Soft Power to Discourse Power: New Ideologemes of China’s Foreign Policy]
(In Russ.). Moscow, MGIMO-University, 2022. 24 p. Available at: https://mgimo.ru/li-
brary/publications/china-foreign-policy-new-ideologemes/ (accessed 17.04.2023).
Karpov, M.V. Zamknutyi krug “kitaiskogo chuda”. Rynochnye preobrazovaniia i
problema reformiruemosti partiinogo gosudarstva leninskogo tipa v Kitaiskoi Narod-
noi Respublike [Chinese Miracle’s Endless Circle: Market Reforms and the Problem of
Reforming Leninist-type Partocracy State in People’s Republic of China] (In Russ.).
Moscow, Saint Petersburg, Izdatel'stvo Nestor-Istoriia, 2014. 292 p.
Lukin, A. Sino-U.S. Rivalry in the Asia-Pacific: Declarations and Actual Policies //
Russia in Global Affairs. 2023: 21(1). P. 153-173. Available at: https://eng.globalaf-
fairs.ru/articles/sino-us-rivalry-in-asia-pacific/
(accessed
17.04.2023).
DOI:
10.31278/1810-6374-2023-21-1-153-173.
Lukin, A.V. Diskussiia o razvitii Kitaia i perspektivy ego vneshnei politiki [Discus-
sion on the Development of China and Prospects for Its Foreign Policy]. Polis. Political
Studies. 2019. No. 1. P. 71-89. (In Russ.) https://doi.org/10.17976/jpps/2019.01.06
Mearsheimer, J. Can China Rise Peacefully? The National Interest. Available at: https://na-
tionalinterest.org/commentary/can-china-rise-peacefully-10204 (accessed 17.04.2023).
Portjakov, V.Ya. Vneshniaia politika Kitaiskoi Narodnoi Respubliki v XXI stoletii
[Foreign Policy of People’s Republic of China at XXI century] (In Russ.) / Edited by V.E.
Petrovskii. Moscow, Institute of Far Eastern Studies, 2015. 280 p.
Pu, S., Gill, B., Zuenko, I.Ju., Lomanov, A.V., Vi, S.L. “Ljubaia strana, esli zagnat' ee
v ugol, budet srazhat'sia” [Any Country in a Tight Corner Would Fight] (In Russ.) Rus-
sia in Global Affairs. 2022. T. 20. № 5. P. 208-229.
Zuenko, I. Amerikanskie sanktsii v otnoshenii Kitaia: opyt 1990-2010-kh godov
[American Sanctions towards China: 1990-2010s] (In Russ.). Russia and America in the
21st Century. 2022. No. 6. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760023470-4-1/.
DOI: 10.18254/S207054760023470-4 2022 (accessed 17.04.2023).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
ЗУЕНКО Иван Юрьевич, кандидат
Ivan Yu. ZUENKO, Candidate of Sci-
исторических наук, ведущий науч-
ences (History), Leading Researcher,
ный сотрудник Центра мировой по-
Center for World Politics Research and
литики и стратегического анализа,
Strategical Analysis, Institute of China
Институт Китая и современной Азии
and Contemporary Asia, Russian Acad-
Российской академии наук.
emy of Sciences.
Российская Федерация, 117997,
32, Nakhimovsky Ave., Moscow,
Москва, Нахимовский проспект, д. 32.
117997, Russian Federation.
Статья поступила в редакцию 26.04.2023 / Received 26.04.2023.
Поступила после рецензирования 10.05.2023 / Revised 10.05.2023.
Статья принята к публикации 12.05.2023 / Accepted 12.05.2023.
126