Кириченко Э.В. Проблемы долгового потолка: грозит ли США технический дефолт
Kirichenko, E.V. Debt Ceiling Problems: Is the US Facing a Technical Default?
УДК: 336.27
JEL: H63, G18
DOI: 10.31857/S2686673023080011
EDN: IFYFZN
Проблемы долгового потолка:
грозит ли США технический дефолт
Э.В. Кириченко
Национальный исследовательский Институт мировой экономики
и международных отношений имени Е.М. Примакова
Российской академии наук (ИМЭМО РАН).
Российская Федерация, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23.
РИНЦ ID: 162348 ORCID: 0000-0001-8025-5852 e-mail: elinakir@imemo.ru
Резюме: Политические противоречия между республиканцами и демократами по
вопросам потолка государственного долга и растущего бюджетного дефицита в очеред-
ной раз привели США на грань технического дефолта. В статье рассматривается как
Казначейство пытается отодвинуть дату такого дефолта. Анализируется два типа нацио-
нального долга (публичный долг и межгосударственный долг) и их роль в поддержании
долгового потолка. Приводятся данные о выпуске казначейских долговых бумаг различ-
ной степени зрелости. Рассматриваются парадоксы принятия решений в бюджетном
процессе, касающиеся долгового потолка.
Ключевые слова: суверенный долг, публичный долг, внутригосударственный долг,
долговой потолок, бюджетные дефициты, технический дефолт
Для цитирования: Кириченко Э.В. Проблемы долгового потолка: грозит ли США
технический дефолт. США & Канада, экономика, политика, культура. 2023; 53(8):7-16.
DOI: 10.31857/S2686673023080011
EDN: IFYFZN
Debt Ceiling Problems:
Is the US Facing a Technical Default?
Elina V. Kirichenko
Primakov National Research Institute of World Economic and International Relation,
Str., 23, Russian Academy of Sciences
Profsoyuznaya Moscow, 117997 Russian Federation.
РИНЦ ID: 162348 ORCID: 0000-0001-8025-5852 e-mail: elinakir@imemo.ru
Abstract: On January 19, 2023 political contradictions between Republicans and Demo-
crats on the issues of the national debt ceiling and the growing budget deficit have once again
brought the United States to the brink of a technical default. The article examines how the
Treasury tried to push back the date of such a default. Two types of national debt (public debt
and intragovernmental debt) and their role in maintaining the debt ceiling are analyzed. The
paradoxes of decision-making in the budget process regarding the debt ceiling are considered.
When adopting the budget, legislators already estimate the amount of the budget deficit that
7
ВНУТРЕННИЕ ВЫЗОВЫ ЭКОНОМИКЕ США / DOMESTIC CHALLENGES TO THE U.S. ECONOMY
2023; 8: 7-16
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
will be added to the debt, threats of technical default have become a bargaining chip in disputes
about budget policy. This is especially evident in the conditions of divided government. Re-
publicans with the majority in the House of Representatives actively played a card of budget
deficit. After months of bitter struggle between the administration and republicans in Congress,
the latter approved a bill that shifted the limit on the national debt to January 1, 2025. On June
3, the president signed it. The debt ceiling problem has been postponed, but not solved. Law-
makers did not go for the abolition of the "debt ceiling", which some budget experts consider
necessary. Particular attention in the article is paid to how Congress has been trying for dec-
ades to legislate the problem of the budget deficit and the debt ceiling and how effective these
attempts have been. The American decision-making mechanism in the budgetary sphere is in-
creasingly coming to a standstill. Trust in treasuries allows the US government to attract the
savings of its citizens and the world's savings. Each time, the protracted confrontations over the
debt ceiling can make investors begin to doubt whether American treasuries are such a reliable
asset.
Keywords: sovereign debt, public debt, intragovernmental debt, debt ceiling, budget defi-
cits, technical default
For citation: Kirichenko E.V. Debt Ceiling Problems: Is the US Facing a Technical De-
fault? USA & Canada: Economics, Politics, Culture, 2023; 53(8):7-16.
DOI: 10.31857/S2686673023080011
EDN: IFYFZN
ВВЕДЕНИЕ
19 января 2023 г. федеральное правительство США, накопив задолженностей
на сумму 31,4 трлн долл. и достигнув предельного уровня госдолга, установлен-
ного Конгрессом США, лишилось возможности привлекать дополнительные
заимствования.
В Соединённых Штатах федеральные заимствования подпадают под коди-
фицированный законом лимит государственного долга (debt ceiling). Впервые
«долговой потолок» был законодательно установлен в 1917 г., чтобы облегчить
финансирование затрат, связанных с Первой мировой войной. До этого Кон-
гресс должен был санкционировать каждый выпуск долговых бумаг. Любое из-
менение утверждённого лимита должно быть осуществлено посредством зако-
нодательного акта. Разногласия между республиканцами и демократами по
проблемам растущего бюджетного дефицита и государственного долга неодно-
кратно приводили США на грань технического дефолта.
Принимая бюджет, законодатели де-факто оценивают объём бюджетного
дефицита, который будет добавлен к долгу. «Лимит задолженности не преду-
сматривает новых расходных обязательств. Это просто позволяет правительству
финансировать существующие юридические обязательства, которые конгрессы
и президенты обеих партий брали на себя в прошлом», - подчёркивается на сай-
те Казначейства США [1].
Пытаясь при обсуждении бюджетных расходов выйти из затягивающих в
трясину противоречий, демократы и республиканцы в Конгрессе с 2013 г. стали
8
Кириченко Э.В. Проблемы долгового потолка: грозит ли США технический дефолт
Kirichenko, E.V. Debt Ceiling Problems: Is the US Facing a Technical Default?
договариваться не о фиксированном размере «потолка», а о том, на какой срок
перенести дату формирования госдолга (тогда к уже имеющемуся долгу при-
плюсовывается фактический бюджетный дефицит за установленный период).
Этот метод просуществовал до 2021 г., когда Конгресс, оставив Казначейство в
подвешенном состоянии с августа по октябрь, поднял долг на 480 млрд долл., а в
декабре - на 2,5 трлн, до 31,4 трлн долларов.
По данным Министерства финансов США, с 1960 г. Конгресс 78 раз прини-
мал решения о «постоянном повышении, временном продлении или пересмот-
ре определения лимита долга». Из этих действий 49 были совершены при пре-
зидентах-республиканцах и 29 - при демократах [1]. В годы президентства
Д. Трампа Конгресс трижды приостанавливал действие потолка госдолга.
ГРОЗИТ ЛИ США ТЕХНИЧЕСКИЙ ДЕФОЛТ
Наступление «даты Х» не означает дату дефолта. В Казначействе обычно
остаются наличные средства (на 17 января 2023 г. - 400 млрд долл.), продолжают
поступать налоги, что даёт возможность какое-то время оплачивать счета прави-
тельства, погашать казначейские долговые бумаги, выплачивая по ним процен-
ты, не доводя дело до технического дефолта. У Казначейства также есть полно-
мочия прибегнуть к «чрезвычайным мерам». Министр финансов Дж. Йеллен
объявила, что частью чрезвычайных мер, которые Казначейство планирует реа-
лизовать, являются (1) погашение существующих и приостановление новых ин-
вестиций в Фонд пенсионного обеспечения государственной службы и инва-
лидности (the Civil Service Retirement and Disability Fund, CSRDF) и Фонд медицин-
ских пособий пенсионерам почтовой службы (Postal Fund), а также
(2) приостановление реинвестирования Инвестиционного фонда государствен-
ных ценных бумаг (G Fund) в Накопительном плане пенсионной системы феде-
ральных служащих (the Federal Employees Retirement System Thrift Savings Plan) [2].
Дж. Йеллен указала, что дата, когда у правительства не хватит денег, чтобы
выполнить все обязательства, может наступить уже в июне 2023 г. Бюджетное
управление Конгресса (БУК) называло IV квартал текущего финансового года,
то есть июль - сентябрь. Многое будет зависеть от суммы поступлений подоход-
ного налога в апреле [3].
Следует учесть, что лимит устанавливается (за некоторым исключением) для
валового национального долга. Национальный (суверенный) долг США вклю-
чает в себя два типа: во-первых, публичный (public debt), то есть заимствования
государства у покупателей своих рыночных ценных бумаг: американских физи-
ческих и юридических лиц, ФРС, международных инвесторов, иностранных
правительств, во-вторых, межгосударственный долг (intragovernmental debt). Это
нерыночные казначейские долговые инструменты, прежде всего особая серия
долговых бумаг (Government Account Series), пользующаяся полным доверием
правительства США (full faith and credit of the US government). Они в основной своей
9
ВНУТРЕННИЕ ВЫЗОВЫ ЭКОНОМИКЕ США / DOMESTIC CHALLENGES TO THE U.S. ECONOMY
2023; 8: 7-16
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
части находятся в руках крупных государственных целевых фондов, таких как
фонды социального обеспечения, медицинской помощи, пенсионного обеспе-
чения военнослужащих и государственных служащих [Кириченко, 2021].
Таблица 1
Тип выпускаемых казначейских облигаций на конец фин. года (млрд долл.)
Фин. год
Рыночные
Нерыночные
Всего
Всего
векселя
ноты
бонды
bills
notes
bonds
2000
5622,1
2992,8
616,2
1611,3
635,3
2629,4
2008
10024,7
5236,0
1489,8
2624,8
582,9
4788,7
2019
22719,4
16347,3
2377,0
9762,8
2319,1
6372,1
2020
26945,4
20374,9
5028,9
10663,8
2673,5
6570,5
2021
28428,9
21878,7
3714,1
12578,9
3347,6
6550,2
2022
30928,9
23694,1
3644,6
13703,8
3874,4
7234,8
2022*
31419,9
23939,5
3697,6
13751,9
3959,9
7480,4
*Данные за декабрь 2022 года. Составлено по: [4. Table B-51].
«Public debt» на декабрь 2022 составил 23,9 трлн долл. (см. таб. 1). При этом
иностранные инвесторы (как правительства, так и частные держатели долга)
занимали 31% его объёма (7,3 трлн) (см. табл. 2). Крупнейшие страны-кредиторы
США на январь 2023 г. (в млрд долларов): Япония - 1104,4, Китай - 859,4, Вели-
кобритания - 668,9 [5]. Весь последний год КНР и Япония сокращали свои вло-
жения в американские государственные долговые бумаги.
Межгосударственный долг на указанную дату оценивался приблизительно в
7,4 трлн долл. В целом примерно 23% его объема, подпадающего под ограниче-
ние, приходится на внутригосударственный долг (рассчитано по табл. 1). Это
помогает Казначейству прибегать к «чрезвычайным мерам», задерживая инве-
стиции в некоторые государственные фонды. Так, в 2021 г. были задержаны ин-
вестиции в фонды медицинского страхования федеральных служащих и почто-
вых работников и использованы эти средства для оплаты других счетов.
Как видно из табл. 2, на держателей межгосударственного долга и ФРС (то
есть на государственные структуры) на конец 2022 г. приходилось 12,4 трлн дол-
ларов.
Так как казначейские бумаги имеют различный «срок зрелости» (maturity:
T-bills - от 4 до 52 недель; T-notes - 2, 3, 5, 7, 10 лет; T-bonds - 20 и 30 лет.), то пога-
шение государственных долговых обязательств растянуто по времени. При этом
из 23,9 трлн долл., выпущенных рыночных казначейских бумаг на краткосроч-
ные векселя (со сроком погашения до года), приходилось 3,7 трлн долларов.
10
Кириченко Э.В. Проблемы долгового потолка: грозит ли США технический дефолт
Kirichenko, E.V. Debt Ceiling Problems: Is the US Facing a Technical Default?
Таблица 2
Основные держатели казначейских облигаций, млрд долл.
(на конец года)
Основные держатели
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2022 г.
Всего
23201,4
27747,8
29617,2
31419,9
ФРС и держатели межгосударственного
8359,9
10809,2
12125,9
12401,4
долга
Правительства штатов и местные
793,1
1111,9
1440,7
1537,4
органы власти
Взаимные фонды
2412,8
3784,8
3410,0
2605,8**
Пенсионные фонды*
1034,6
1119,0
1202,6
1115,9
Депозитарные институты
935,1
1265,2
1733,9
1740,1**
Иностранные держатели
6844,2
7070,7
7740,5
7314,6
*Частные пенсионные фонды и пенсионные фонды штатов и муниципалитетов.
**Данные за сентябрь 2022 года. Составлено по: [4. Table B-52].
Конгресс за более чем 100 лет ни разу не доводил дело до технического де-
фолта, обе партии боялись взять на себя такую ответственность. На этот раз
противоречия дошли до предела.
«Поднимать долговой потолок или нет - это вообще ни тема для перегово-
ров, - заявила 20 января пресс-секретарь Джо Байдена [6].
Республиканский Комитет по путям и средствам (Ways and Means Committee)
Палаты представителей в марте разработал закон «О предотвращении дефолта»
(the Default Prevention Act, HR 187), который устанавливает приоритетность затрат,
используя пятиуровневую структуру платежей, чтобы при превышении лимита
заимствований позволить Казначейству «выпускать долговые обязательства, на
которые не распространяется установленный законом лимит, в суммах, достаточ-
ных для выполнения обязательств по первому уровню» (выплаты основного долга
и процентов по государственному долгу, пособий по социальному обеспечению и
«Медикэр»). Во второй уровень входят обязательства, связанные с оборонкой и
выплатами ветеранам [7]. Демократы резко выступили против законопроекта,
указав на то, что частичная невыплата счетов будет считаться техническим де-
фолтом со всеми последствиями, а любая расстановка приоритетов будет прове-
ряться в суде.
Экономические последствия крупномасштабного преднамеренного дефолта
неизвестны, но прогнозы варьируются от плохих до катастрофических.
Тем не менее, само затягивание решения о потолке имеет негативные по-
следствия. Сокращение Казначейством объёма своих займов в казначейских век-
селях - ценных бумагах с самым коротким сроком погашения - искажает денеж-
ные рынки. Это усложняет для Федеральной резервной системы управление
процентными ставками [Кириченко, 2021].
Специалисты обращают внимание на инверсию доходностей, когда доход-
ность по коротким облигациям оказывается выше, чем по длинным. К началу
11
ВНУТРЕННИЕ ВЫЗОВЫ ЭКОНОМИКЕ США / DOMESTIC CHALLENGES TO THE U.S. ECONOMY
2023; 8: 7-16
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
марта 2023 г. самыми высокодоходными были шестимесячные бумаги - они тор-
говались с доходностью 5,17%, на 1 п. п. выше, чем пятилетние, и на 1,24 п.п.
выше, чем 30-летние бумаги. Всего за год, с февраля 2022 г., доходность шестиме-
сячных казначейских облигаций увеличилась более чем в 4 раза, а доходность
одномесячных выросла с нуля до 4,65%. Это уровни кризиса 2007 г. [8] Инвесто-
ры требуют большие проценты за риск.
Следует отметить, что нервное настроение инвесторов также было вызвано
повышением Федрезервом учётной ставки (и ожиданием дальнейшего повыше-
ния), что давит на долговой рынок государственных бумаг, толкая доходности
вверх.
Дж. Йеллен в письме к спикеру Палаты представителей подчеркнула:
«Крайне важно, чтобы Конгресс своевременно принял меры по увеличению или
приостановке лимита долга. Невыполнение обязательств правительства нанесёт
непоправимый ущерб экономике США, средствам к существованию всех амери-
канцев и глобальной финансовой стабильности. Действительно, в прошлом да-
же угрозы того, что правительство США может не выполнить свои обязатель-
ства, наносили реальный ущерб, включая единственное понижение кредитного
рейтинга в истории нашей страны в 2011 г.» [2].
26 апреля 2023 г. Палата представителей с трудом приняла разработанный
республиканцами законопроект о повышении потолка госдолга - закон 2023 г.
«Об ограничении, сбережении и росте» (Limit, Save, Grow Act of 2023). Он был одоб-
рен 217 голосами против 215 по партийному принципу [9]. Законопроект при-
останавливает действие лимита долга до 31 марта 2024 г. или до тех пор, пока долг
не увеличится на 1,5 трлн долл., в зависимости от того, что произойдёт раньше.
Он устанавливает лимиты и сокращение дискреционных расходов на 2024-2033
фин. гг. Он также отменяет несколько налоговых льгот на энергию, изменяет
процесс выдачи разрешений и другие требования к энергетическим проектам,
расширяет требования к Программе помощи в дополнительном питании (SNAP)
и другим социальным программам, отменяет правила списания задолженности
по федеральным студенческим кредитам. Демократическая пресса оценила этот
законопроект как разрушение основных элементов внутренней повестки дня пре-
зидента Байдена. [10], [11]. Законопроект в таком виде не имел шансов воплотить-
ся в жизнь.
ДИСКУССИИ ПО ВОПРОСАМ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
И ДОЛГОВОГО ПОТОЛКА
Проблема долгового потолка возникла вследствие традиционного для аме-
риканского государства долгового финансирования экономического роста и
дефицита федерального бюджета (см. табл. 3).
12
Кириченко Э.В. Проблемы долгового потолка: грозит ли США технический дефолт
Kirichenko, E.V. Debt Ceiling Problems: Is the US Facing a Technical Default?
Таблица 3
Структура федерального бюджета США
Структура
2022
2023*
2024*
2033
Бюджет (млрд долл.)
Поступления
4897
4802
5036
7991
Расходы
6273
6372
6883
10026
Дефицит
1376
1569
1846
2035
Публичный долг
24252
25910
27783
43619
% платежи
476
665
796
1393
Бюджет (% ВВП)
Поступления
19,6
18,2
18,5
20,1
Расходы
25,1
24,2
25,3
25,2
Дефицит
5,5
6,0
6,8
5,1
Публичный долг
97,0
98,4
102,0
109,8
* Оценка.
Budget of the U.S. Government for Fiscal Year 2024. [12].
Многие эксперты выступают за отмену долгового потолка. В сентябре 1979 г.
из-за административной технической ошибки произошёл непреднамеренный
короткий частичный дефолт по небольшой партии казначейских ценных бумаг,
но он напугал инвесторов. Стоимость заимствований в США увеличилась на
40 млрд долл. (в сегодняшних долларах) [13]. Конгресс попытался решить эту
проблему, приняв закон (правило Гепхардта), определяющий, что потолок ав-
томатически повышается до необходимого уровня, как только утверждается
бюджет на очередной финансовый год. Это положение было отменено в 1995 г.
Победила точка зрения, что обсуждение долгового лимита способствует укреп-
лению бюджетной дисциплины.
Естественный путь снизить долг - сократить бюджетные расходы или под-
нять налоги. Оба пути имеют свои экономические и политические ловушки.
Конгресс неоднократно пытался решить проблему бюджетного дефицита
законодательным путём.
Во время президентского срока Р. Рейгана в 1985 г. был принят закон «О сба-
лансированном бюджете и контроле за дефицитом в чрезвычайных условиях»
(Акт Грэмма - Рудмана - Холлингса). Закон кодифицировал ежегодное умень-
шение дефицита с целью достичь сбалансированного бюджета к 1991 г. (в даль-
нейшем этот срок несколько раз продлевался).
Особое внимание проблема бюджетного дефицита привлекла после финан-
сового кризиса 2007-2008 гг. Так, был принят закон «О выплате по мере поступ-
ления» (The Pay-As-You-Go Act of 2010, часто называемый S-PAYGO), установив-
ший процедуры контроля за воздействием принимаемых законодательных ак-
тов на бюджетный дефицит. Хотя этот закон устанавливал постоянные проце-
дуры бюджетной отчётности для всех законодательных актов, на практике пра-
13
ВНУТРЕННИЕ ВЫЗОВЫ ЭКОНОМИКЕ США / DOMESTIC CHALLENGES TO THE U.S. ECONOMY
2023; 8: 7-16
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
воприменению подлежали только положения, которые влияли на обязательные
(mandatory) расходы и доходы. По мнению экспертов, закон оказался малоэф-
фективным.
Закон 2011 г. «О контроле над бюджетом», принятый при администрации
Б. Обамы, установил потолки ежегодных расходов на период с 2013 до 2021
фин. г. Конгресс с 2013 г. добивался повышения этих потолков. В 2021 фин. г. его
срок действия завершился, что развязало руки лоббистам [Кириченко, 2022].
После многомесячных политических игр вокруг проблем долгового лимита
и бюджетного дефицита в 2023 г. за 3 дня до «часа Х» (Казначейство объявило,
что средств на оплату счетов хватит до 5 июня) был принят закон «О финансо-
вой стабильности» (Fiscal Responsibility Act of 2023), который приостанавливает
действие долгового потолка до 1 января 2025 г. (2 января лимит задолженности
будет увеличен на сумму обязательств, накопленных до этой даты). Закон вклю-
чает в себя скромные компромиссные реформы некоторых программ социаль-
ной защиты, новый административный режим выплат, а также аннулирует не-
которые не связанные обязательствами средства, предоставленные на борьбу с
пандемией коронавируса. Главной отличительной особенностью закона являет-
ся установление обязательного лимита на дискреционные расходы на 2024 и
2025 фин. гг., которые будут обеспечиваться путём секвестра, что позволит сэко-
номить более 200 млрд долл. за два года. В дальнейшем предполагается с 2026 по
2029 г. устанавливать на каждый год ограничения на дискреционное финанси-
рование, которые будут вводиться в действие с использованием процедур Кон-
гресса по рассмотрению бюджетного законодательства [14], [15]. По сути, это
возобновление режима ограничений, введённых законом 2011 г. «О бюджетном
контроле», срок действия которого истёк в 2021 году.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Растущий государственный долг становится вызовом для социально-
экономического развития и национальной безопасности США [Васильев, 2022].
С ростом федерального долга будут увеличиваться процентные расходы на
обслуживание этого долга. До недавнего времени низкие процентные ставки,
установленные ФРС, позволяли удешевлять это обслуживание. Повышение
ставки давит на долговой рынок государственных бумаг, толкая доходности
вверх. Как следствие, возрастает стоимость заимствований.
По официальным прогнозам, дефицит бюджета будет расти по отношению
к ВВП. Растущий дефицит существенно увеличит федеральный долг в последу-
ющее десятилетие. Процентные платежи подскочат с 476 млрд долл. в 2022 г. до
665 млрд в 2023 г. и до 1393 млрд долл. в 2033 году (см. табл. 3).
Основной вызов - подрыв доверия к американским долговым бумагам и к
американскому доллару. Именно доверие позволяло американскому правитель-
ству привлекать сбережения своих граждан и мировые сбережения. Сейчас, ко-
14
Кириченко Э.В. Проблемы долгового потолка: грозит ли США технический дефолт
Kirichenko, E.V. Debt Ceiling Problems: Is the US Facing a Technical Default?
гда доверие пошатнулось, в частности из-за замораживания активов Централь-
ного банка РФ, технический дефолт нанёс бы сокрушительный удар. Компро-
мисс в конечном счёте был найден, но проблема не решена. Каждый раз затяги-
вающееся противостояние поднимает вопрос: не должна ли мировая финансо-
вая система снизить роль доллара в пользу других валют.
ИСТОЧНИКИ
1. Debt Limit. Available at: https://home.treasury.gov/policy-issues/financial-
markets-financial-institutions-and-fiscal-service/debt-limit (accessed 17.04.2023).
2. Secretary of the Treasury Janet Yellen Sends Letter to Congressional Leadership
on the Debt Limit. Available at: home.treasury.gov/news/press-releases/jy1188 (ac-
cessed 17.04.2023).
3. Federal Debt and the Statutory Limit, February 2023. CBO. Available at:
https://www.cbo.gov/publication/58906 (accessed 21.04.2023).
4. Economic Report of the President. Wash. 2023 Available at:
https://www/whitehouse.gov>2023/04>ERP-2023 (accessed 26.04.2023).
5. Major foreign holders of United States treasury securities as of January 2023.
Available at: https://www.statista.com/statistics/246420/major-foreign-holders-of-
us-treasury-debt/ (accessed 26.04.2023).
6. The Economist: проблема госдолга может заставить США жёстко эконо-
мить. Available at: https://fbm.ru/novosti/society/the-economist-problema-
gosdolga-mozhet-zastavit-ssha-zhjostko-jekonomit.html (accessed 28.04.2023).
7. H.R. 167-118 Congress (2023-2024): Default Prevention Act. Available at:
https://www.congress.gov>bill (accessed 27.04.2023).
8. Е. Обухова. Федрезерву становится жарко. Эксперт. № 10. 5 марта 2023.
Available
at:
https://expert.ru/expert/2023/10/fedrezervu-stanovitsya-
zharko/?ysclid=lgtd6tda7m46495319 (accessed 14.04.2023).
9.
H.R.
2811: Limit, Save, Grow Act of
2023.
Available at:
https://www.govtrack.us/congress/bills/118/hr2811 (accessed 17.04.2023).
10. McCarthy’s Victory on Debt Ceiling Vote May be Short-lived. Available at:
https://us.cnn.com/2023/04/27/politics/debt-ceiling-crisis-kevin-
mccarthy/index.htm (accessed 28.04.2023).
11. House Passes Debt Limit Bill, Courting a Showdown. Available at:
https://www.nytimes.com/live/2023/04/26/us/debt-ceiling-vote-news (accessed
28.04.2023).
12. Budget of the U.S. Government for Fiscal Year 2024. Available at:
https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2023/03/budget_fy2024. (ac-
cessed 17.04.2023).
13. L. Burman, W. Gale. 7 Things to Know about the Debt Limit. Available at:
https://www.brookings.edu/2023/01/19/7-things-to-know-about-the-debt-limit/
(accessed 17.04.2023).
15
ВНУТРЕННИЕ ВЫЗОВЫ ЭКОНОМИКЕ США / DOMESTIC CHALLENGES TO THE U.S. ECONOMY
2023; 8: 7-16
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
14. Press Release: Bills Signed: H.R.346, H.R. 3746. Available at:
https://www.whitehouse.gov/briefing-room/legislation/2023/06/03/press-release-
bills-signed-h-r-346-h-r-37 (accessed 16.06.2023).
15. How the Fiscal Responsibility Act of 1023 Affects CBO Projections of Federal Debt.
June 2023. Available at: https://www.cbo.gov/publication/59260 (accessed 16.06.2023).
CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Васильев В.С. Пирамида федерального долга и рекордные бюджетные де-
фициты как угроза национальной безопасности США. Международная экономика.
2022. №11. DOI:10.33920/vne-04-2211-04
Кириченко Э.В. Растущий бюджетный дефицит и государственный долг
США: оценки, проблемы, риски. Международная экономика. 2021. № 11. DOI:
10.33920/vne-04-2111-01
Кириченко Э.В. Консолидированные долги нефинансового сектора США:
постпандемические оценки. Россия и Америка в XXI веке.
2022.
№ 6. DOI:
10.18254/S207054760023472-6
REFERENCES
Kirichenko, E.V. The Growing Budget Deficit and the US Public Debt: Assess-
ments, Problems, Risks. International Economics. 2021. No. 11. PP. 812-825. (in Russian)
DOI: 10.33920/vne-04-2111-01
Kirichenko, E.V. US Consolidated Debts of the US Non-financial Sector: Post-
pandemic Estimates. Russia and America in the 21th Century. 2022. №6. (in Russian)
DOI: 10.18254/S207054760023472-6
Vasiliev, V.S. The Pyramid of Federal Debt and Record Budget Deficits as a Threat
to US National Security. International Economics.
2022. No.
11. (in Russian)
DOI:10.33920/vne-04-2211-04
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
КИРИЧЕНКО Элина Всеволодовна,
Elina V. KIRICHENKO, Candidate of
кандидат экономических наук, веду-
Sсiences. (Economics), Lead Researcher.
щий научный сотрудник, руководи-
Head of the Group of Economic Studies
тель Группы экономических исследо-
of the USA Primakov National Research
ваний США Института мировой эко-
Institute of World Economy and Interna-
номики и международных отношений.
tional Relations, Russian Academy of
Science.
Российская Федерация, 117997, Москва
Profsoyuznaya Str., 23, Moscow, 117997
ул. Профсоюзная, д. 23
Russian Federation
Статья поступила в редакцию 30.04.2023 / Received 30.04.2023.
Статья поступила после рецензирования 12.05.2023 / Revised 12.05.2023.
Статья принята к публикации 14.05.2023 / Accepted 14.05.2023.
16