ВНЕШНИЕ ВЫЗОВЫ ЭКОНОМИКЕ США / EXTERNAL CHALLENGES TO THE U.S. ECONOMY
2023; 8: 36-45
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
JEL F51
УДК 339.54
DOI: 10.31857/S2686673023080047
EDN: IGHHWK
Особенности экономических санкций как инструмента
защиты стратегических интересов США
О.И. Солдатенкова
Институт США и Канады имени академика Г.А. Арбатова
Российской академии наук.
Российская Федерация, 121069 Москва, Хлебный переулок 2/3.
Researcher ID: I-6594-2018
РИНЦ ID: 147183
Резюме: Широкое использование экономических санкций для достижения стратегиче-
ских целей внешней политики государств вызвало рост интереса к оценке эффективности их
применения. В статье обобщены основные характеристики экономических санкций как ин-
струмента внешней политики, приведены особенности современной санкционной политики
США. Большое внимание уделено введению коалицией стран во главе США антироссийских
санкций в 2022 г. и анализу достижения заявленных целей. Сделан вывод о необходимости
учитывать трансформационные процессы в мировой экономике в результате санкционного
воздействия.
Ключевые слова: санкции, эффективность, Россия, США
Для цитирования: Солдатенкова О.И. Особенности экономических санкций как ин-
струмента защиты стратегических интересов США. США & Канада: экономика, поли-
тика, культура, 2023; 53(8):36-45. DOI: 10.31857/S2686673023080047 EDN: IGHHWK
Features of Economic Sanctions as a Tool to Protect
the Strategic Interests of the United States
Olga I. Soldatenkova
Georgy Arbatov Institute for U.S. and Canada Studies,
Russian Academy of Sciences.
2/3 Khlebny pereulok, 121069 Moscow, Russian Federation.
Researcher ID: I-6594-2018
РИНЦ ID: 147183
Abstract: The widespread use of economic sanctions as an instrument of foreign policy has
caused a growing interest in assessing the effectiveness of their use to achieve the strategic goals
of the initiator state. The article summarizes the main characteristics of economic sanctions as
an instrument of foreign policy. The features of modern U.S. sanctions policy are presented.
Special attention is paid to the conduct of anti-Russian sanctions by the coalition of countries led
by the United States in 2022 and the assessment of the achievement of the stated goals.
Keywords: sanctions, efficiency, Russia, USA
36
Солдатенкова О.И. Особенности экономических санкций как инструмента защиты стратегических интересов США
Soldatenkova, O.I. Features of Economic Sanctions as a Tool to Protect the Strategic Interests of the United States
For citation: Soldatenkova O.I. Features of Economic Sanctions as a Tool to Protect the
Strategic Interests of the United States. USA & Canada: Economics, Politics, Culture. 2023;
53(8):36-45. DOI: 10.31857/S2686673023080047
EDN: IGHHWK
ВВЕДЕНИЕ
В современном санкционном противостоянии с Российской Федерацией участ-
вует многочисленная коалиция стран во главе с Соединёнными Штатами. Приме-
няется широкий набор мер ограничительного и запретительного характера, важ-
ной частью которого являются экономические санкции. Несмотря на достаточно
обширный спектр инструментов реализации внешней политики государства,
именно санкции стали играть ведущую роль во внешнеполитической деятельно-
Поскольку США удалось сформировать антироссийскую коалицию со стра-
нами, которые являлись традиционными хозяйственными партнёрами России,
многие политические деятели и экспертное сообщество ожидали, что экономике
России и благосостоянию её граждан будет нанесён весьма существенный ущерб.
Предполагалось, что санкции, введённые в 2022 г. в дополнение к уже существу-
ющим, заставят руководство России остановить специальную военную операцию
(СВО) на Украине и согласиться на переговоры на выгодных для украинского ре-
жима условиях; вызванное санкциями и ограничениями недовольство среди рос-
сийского гражданского общества приведёт к смене руководства; экономика Рос-
сии будет разрушена настолько, что не позволит ей вести военные действия в бу-
дущем.
Ни одна из указанных целей не была достигнута, а эффект от репутационного
ущерба для стран антироссийской коалиции ещё предстоит оценить. Сложная
экономическая ситуация в странах-инициаторах, трансформация мировой фи-
нансовой системы и формирование многополярного мира существенно умень-
шают эффект от применения экономических санкций для достижения стратеги-
ческих целей внешней политики Соединённых Штатов.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ
КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
зование различных методов и инструментов для достижения стратегических це-
лей на общегосударственном и на мировом уровнях. Так, В.А. Москаленко к тра-
диционным инструментам внешнеполитической деятельности относит органи-
зацию трудовой миграции и выдачу патентов на трудовую деятельность; взаимо-
действие парламентов и политических партий стран; политические консульта-
ции; интеграцию соотечественников; внедрение разнообразных методов и форм
37
ВНЕШНИЕ ВЫЗОВЫ ЭКОНОМИКЕ США / EXTERNAL CHALLENGES TO THE U.S. ECONOMY
2023; 8: 36-45
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
«мягкой силы» и публичной дипломатии; ведение переговоров; проведение спор-
тивных соревнований; трансграничное и приграничное сотрудничество; реали-
зацию гуманитарной помощи; участие в решении геополитических проблем
мира; решение экономических задач государств, в том числе энергетических; осу-
ществление военно-технического сотрудничества и борьбу с терроризмом как
фактором, дестабилизирующим внешнеполитическую деятельность
[Моска-
ленко В.А. 2021:146-147]. Несмотря на такую обширность инструментов, в послед-
нее годы многие страны Запада сделали ставку на применение разнообразных
мер ограничительного характера, включая экономические и финансовые санк-
ции.
Хотя в современном научном сообществе продолжается дискуссия о дефини-
ции термина «экономические санкции», большая часть авторов придерживается
определения Г. Хафбауэра, Д .Шотта, К. Эллиот и Б. Оег, которые определяют
экономические санкции как преднамеренный, инспирированный правитель-
ством, отказ или угрозу прекращения традиционных торговых или финансовых
отношений, и рассматривают санкции как инструмент принуждения правитель-
ств стран-объектов санкций к определённым мерам реагирования. В большинстве
случаев применение санкций предполагает готовность страны-инициатора вме-
шаться в процесс принимаемых решений другим суверенным правительством
без немедленного применения военной силы [Hufbauer G., et al. 2007:3,5].
Таким образом, как справедливо отмечает И.Н. Тимофеев, в большинстве слу-
чаев санкции представляют прямое или косвенное вмешательство одной страны
в процесс принимаемых решений другой, и санкции можно понимать как по-
пытку ограничить или повлиять на суверенитет и суверенный политический
курс мерами экономического характера [РСМД. 2018:16].
Весьма интересен подход Р. Пейпа, который выделяет три основные стратегии
международного экономического давления: экономические санкции, торговые
войны и экономическая война против государства. Экономические санкции
направлены на снижение совокупного экономического благосостояния государ-
ства-объекта путём сокращения международной торговли, чтобы заставить пра-
вительство-объект изменить своё политическое поведение. К торговым войнам
относится случай, когда государство угрожает нанести экономический ущерб
или фактически наносит его, чтобы убедить государство-мишень согласиться на
условия торговли, более выгодные для принуждающего государства. Поскольку
торговые войны направлены на изменение курса текущих торговых отношений,
они обычно происходят между устоявшимися торговыми партнёрами. Экономи-
ческая же война направлена на ослабление совокупного экономического потен-
циала противника для ослабления его военного потенциала, будь то в гонке во-
оружений мирного времени или в продолжающейся войне [Pape R. 1997:93-94].
Эффективность санкций, как инструмента внешней политики, является
предметом постоянных дискуссий в научном сообществе, поднимающих ряд ме-
тодологических и методических вопросов (см., например, Тимофеев И.Н., 2023),
38
Солдатенкова О.И. Особенности экономических санкций как инструмента защиты стратегических интересов США
Soldatenkova, O.I. Features of Economic Sanctions as a Tool to Protect the Strategic Interests of the United States
от решения которых зависит объективность оценки и эффективность использо-
вания санкций в практической деятельности государства.
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ
САНКЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ США
Общепризнанным является факт, что самым активным субъектом междуна-
родных отношений по использованию экономических санкций в качестве инстру-
мента внешней политики являются Соединённые Штаты. По задокументирован-
ным данным в исследовании Г. Хафбауэра и др., по меньшей мере из 174 случаев
санкций, введённых в мире с 1915 по 2000 г., в 63% случаев санкции вводились
только США [Hufbauer G., et al. 2007:17]. Если интенсивность экономических санк-
ций США с 1945 по 1975 г. была незначительной - зафиксировано всего 27 случаев
применения односторонних санкций, то с 1975 г. по 2000 г. она выросла в 3,4 раза
по сравнению с предыдущим периодом. Во время первого президентского срока
Барака Обамы Вашингтон ежегодно включал в санкционный список в среднем
500 субъектов по самым разным причинам - от нарушения прав человека до рас-
пространения ядерного оружия или посягательства на территориальный сувере-
нитет. Эта цифра почти удвоилась за время президентства Дональда Трампа [1].
В рамках санкционной политики Д. Трампа широко применялись односторонние
санкции для поддержки «максимального давления» против ключевых стран-целей
- Венесуэлы, Северной Кореи и Ирана.
Администрация Дж. Байдена продемонстрировала намерение продолжать
использовать санкции в качестве своего внешнеполитического инструментария.
Только Министерство финансов США в 2021 г . выдало в общей сложности 765
новых санкционных назначений, большинство из которых (51%) были внесены в
соответствии с программами санкций в отношении конкретных стран, в основ-
ном Беларуси, Бирмы, Китая и России, и проведено 787 исключений из списка,
примерно 92% из которых в соответствии с тематическими санкционными про-
граммами, чаще всего по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. По оценке
Минфина, к концу 2021 г. под санкции попала примерно 9421 субъект, что на
933% больше, чем в 2000 году [9].
Действующие санкционные режимы администрируются в США несколькими
ведомствами - Управлением по контролю за иностранными активами Министер-
ства финансов, Государственным департаментом, а также, в зависимости от пред-
мета санкций, Министерством торговли, Министерством обороны, Министер-
ством юстиции и другими.
В качестве наиболее распространенных ограничений санкционных режимов
выделяют: заморозку активов; запрет на въезд в США; ограничение экспорта
определённых групп товаров (в том числе высокотехнологичных и товаров двой-
ного назначения); запрет на поставки вооружений и военной техники; ограниче-
39
ВНЕШНИЕ ВЫЗОВЫ ЭКОНОМИКЕ США / EXTERNAL CHALLENGES TO THE U.S. ECONOMY
2023; 8: 36-45
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ние доступа на финансовый рынок США; запрет для граждан США, а также ком-
паний, зарегистрированных в США, и их филиалов вступать в определённые
виды экономических отношений с объектами санкций (в случае физических и
юридических лиц); ограничение предоставления помощи развитию [3]. Объек-
тами санкций выступают не только государство и его институты, юридические и
физические лица, но и международные организации. Широко используются и
вторичные санкции - ограничения против иностранных лиц за сотрудничество с
объектами, находящимися под первичными санкциями. Для контроля за выпол-
нением санкций в США действует система наказаний и штрафов за нарушение
санкционных режимов.
САНКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА США
В ОТНОШЕНИИ РОССИИ И ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЯ
Ряд стран являются постоянным субъектом экономических санкций и торго-
вых войн США, но в 2022 г., после начала Российской Федерацией специальной
военной операции на Украине, именно против России была развязана санкцион-
ная война. Хотя усиление санкционного давления на Россию началось ещё в 2012
г., когда был принят закон Магнитского, оно продолжилось санкциями, связан-
ными с возвращением Крыма в состав России, отравлением Навального, «вмеша-
тельством» России в выборы, «Северным потоком-2» и по другим основаниям.
После начала СВО, США и их сателлиты применили широкий спектр запретов и
ограничений, включающий многосторонние экономические санкции, финансо-
вые ограничения и экспортный контроль в отношении ключевых секторов рос-
сийской экономики, таких как банковский сектор, энергетика, оборона и транс-
порт, технологии; ограничения на операции с суверенным долгом России; блоки-
ровку имущества и доли в имуществе дочерних обществ российских предприя-
тий; персональные санкции в отношении нескольких сотен российских физиче-
ских лиц, в том числе высшего руководства страны; и многие другие запретитель-
ные и ограничительные меры, простой перечень которых занимает несколько де-
сятков страниц [2]. Кроме того, Запад во главе с США начал полномасштабную
информационную кампанию против России, которая сопровождалась беспреце-
дентным всплеском русофобии и проявлением нетерпения ко всему россий-
скому, открытыми призывами к убийству Президента России и мирных граждан.
Многие запреты и ограничения умышленно наносили удар не столько по россий-
ским элитам, сколько по среднему российскому избирателю, а официальные
представители западных стран даже не скрывали желание вызвать недовольство
российских граждан, чтобы они «свергли режим Путина».
Официальные представители администрации Белого дома неоднократно
называли цели введения санкции против России. В качестве краткосрочных целей
обозначались прекращение Россией военных действий на Украине и создание
максимально выгодных для Украины переговорных позиций. Однако введенные
40
Солдатенкова О.И. Особенности экономических санкций как инструмента защиты стратегических интересов США
Soldatenkova, O.I. Features of Economic Sanctions as a Tool to Protect the Strategic Interests of the United States
санкции не заставили высшее руководство страны изменить цели и прекратить
СВО. Кроме того, в качестве ответной реакции гражданского общества на давле-
ние со стороны Запада, способствовали росту поддержки политики В.В. Путина и
проведения СВО.
Стратегическая цель США - это ослабление экономики России настолько, чтобы
она не смогла вести какие-либо войны. По сути же, как отмечает Дубинин С.К., -
принудить Россию отказаться от конфронтации с НАТО [Dubinin S.K. 2022:84]. Ещё
в январе 2015 г. Барак Обама в обращении к Конгрессу США говорил о том, что
экономика России разорвана в клочья в результате введённых США и союзниками
санкций [4].
В марте 2022 г. Джо Байден уверенно отправил рубль «в руины», а экономике
России спрогнозировал «сокращение» её объёма вдвое в ближайшие годы и исклю-
чение её из двадцатки лучших в мире [8]. Многие западные эксперты, говоря об
эффективности санкции против России, утверждают, что санкции, введённые по-
сле февраля 2022 г., создали для России многочисленные экономические проблемы,
которые разрушат российскую экономику (см., например, Nelson R., 2022). Другие
же эксперты отмечают, что российская экономика перенесла санкции лучше, чем
многие ожидали. В апреле 2023 г. Международный валютный фонд (МВФ) опубли-
ковал данные о том, что в 2022 г. экономика России сократилась всего на 2,1%, что
составляет менее половины её экономического спада во время мирового финансо-
вого кризиса 2008-2010 гг., а всплеск инфляции в России в 2022 г. и сокращение им-
порта носили временный характер. Как отмечают авторы доклада, хотя на первый
взгляд кажется, что мировая экономика готова к постепенному восстановлению по-
сле пандемии и конфликта на Украине, однако ситуация довольно хрупкая, нарас-
тает турбулентность, а инфляция намного выше, чем ожидалось ещё несколько ме-
сяцев назад [5: XIV]. Вместе с тем, прогнозные значения темпов роста реального ВВП
на 2023 г. для России выше, чем показатели для Германии, Франции, Великобрита-
нии и Италии. В 2024 г., по прогнозу МВФ, экономика России будет чувствовать
себя более уверенно, чем экономика стран Большой семёрки, активных участников
санкционной войны против России (табл.).
Несомненно, что способность России уверенно сопротивляться санкцион-
ному давлению и противостоять странам Запада в санкционной войне будет объ-
ектом исследования ещё долгие годы. Начиная с 1930-х годов ни одна экономика,
аналогичная по масштабам российской, не подвергалась такому широкому спек-
тру ограничений, как те, что были введены против России, в том числе после
начала СВО на Украине. Говоря о санкциях как об оружии, Н. Малдер справед-
ливо отмечает, что сегодняшние санкции имеют глобальный экономический эф-
фект, намного превосходящий всё, что наблюдалось раньше. Его масштабы тре-
буют пересмотра роли санкций как мощного инструмента политики с серьёз-
ными глобальными экономическими последствиями [6].
41
ВНЕШНИЕ ВЫЗОВЫ ЭКОНОМИКЕ США / EXTERNAL CHALLENGES TO THE U.S. ECONOMY
2023; 8: 36-45
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
42
Солдатенкова О.И. Особенности экономических санкций как инструмента защиты стратегических интересов США
Soldatenkova, O.I. Features of Economic Sanctions as a Tool to Protect the Strategic Interests of the United States
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Россия крупный экспортёром нефти, зерна и других ключевых сырьевых то-
варов. Более чем два десятилетия развития международной интеграции после
окончания холодной войны сделали российскую экономику в большой степени
открытой и интегрированной в мировую. Именно поэтому последствия текущей
санкционной войны против России выходят далеко за рамки воздействия на саму
Россию, вызывая негативные последствия для всей системы международных от-
ношений.
Очевидно, что экономические санкции - это обоюдоострое оружие, которое
от частого применения теряет свою эффективность. Хотя санкции повлекли за
собой определённые расходы и негативные последствия для экономики России,
но они привели и к негативным эффектам в странах-инициаторах, нарушили
глобальные энергетические рынки, способствовали дальнейшему росту мировых
цен на продовольствие и ряд сырьевых товаров. Введение Россией ответных спе-
циальных экономических мер в связи с недружественными действиями; расши-
рение сотрудничества между странами, находящимися под санкционными режи-
мами США; отказ ряда стран от доллара США в расчётах при осуществлении экс-
портно-импортных операций; а также создание национальных платёжных систем
и их интеграция с системами других стран значительно уменьшает возможность
использовать экономические санкции для достижения стратегических целей
внешней политики США. Весьма существен и репутационный ущерб для стран-
инициаторов, негативные последствия которого уже начали проявляться не
только в экономическом, но и мировом политическом пространстве.
ИСТОЧНИКИ
1. Дрезнер Д. 2021. Штаты Соединённых Санкций. Россия в глобальной поли-
sankczij/ (accessed 10.04.2023).
2. Информация о введенных санкциях в отношении Российской Федерации.
Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Available at:
3. Махмутов Т., Морозов В. и др. 2017. Санкции: всё, что нужно знать о санк-
циях, их субъектах, объектах и предметах. Инфографика РСМД. Available at:
4.Full Transcript of Obama's 2015 State of the Union Address. Bloomberg. January
transcript-of-obama-s-2015-state-of-the-union-address (accessed 24.04.2022).
5. International Monetary Fund. 2023. World Economic Outlook: A Rocky Recov-
tions/WEO/Issues/2023/04/11/world-economic-outlook-april-2023
(accessed
24.04.2022).
43
ВНЕШНИЕ ВЫЗОВЫ ЭКОНОМИКЕ США / EXTERNAL CHALLENGES TO THE U.S. ECONOMY
2023; 8: 36-45
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
6. Mulder, N. 2022. The Sanctions Weapon. Finance&Development. IMF. June 2022.
sanctions-weapon-mulder (accessed 16.04.2022).
7. Nelson, R. 2022. The Economic Impact of Russia Sanctions. IF 12092. Congres-
gress.gov (accessed 15.04.2022).
8. The White House. Remarks by President Biden on the United Efforts of the Free
World to Support the People of Ukraine. Warsaw, Poland. March 26, 2022. Available at:
marks-by-president-biden-on-the-united-efforts-of-the-free-world-to-support-the-peo-
ple-of-ukraine/ (accessed 25.04.2022).
9. U.S. Department of Treasury, The Treasury 2021 Sanctions Review. October, 2021.
review.pdf (accessed 23.04.2022).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Москаленко В.А. 2021. Внешнеполитическая деятельность государства: опре-
деление, функции, направления и эффективность. Теории и проблемы политиче-
ских исследований. Том 10. № 5А. С. 141-161. DOI: 10.34670/AR.2021.58.91.014
РСМД. 2018. Политика санкций: цели, стратегии, инструменты: хрестоматия.
Сост. И. Н. Тимофеев, Т. А. Махмутов; Российский совет по международным де-
лам (РСМД). М.: НП РСМД, 2018. 280 с. ISBN 978-5-6041888-3-5
Тимофеев И.Н. 2023. Как исследовать политику санкций? Стратегия эмпири-
ческого исследования. Международная аналитика.
№ 14(1). С.22-36. DOI:
10.46272/2587-8476-2023-14-1-22-36
REFERENCES
Dubinin, S.K. 2022. Russia’s Financial System under Sanctions: Logic of Confronta-
tion. Russia in Global Affairs, 20(4), pp. 82-102. DOI: 10.31278/1810-6374-2022-20-4-82-
102
Hufbauer, G., Shott, J., Elliot, K. & Oegg B. 2007. Economic Sanctions RECONSID-
ERED. 3rd ed. Washington, DC: Peterson Institute for International Economics. 233 p.
Moskalenko, V.A. 2021. Vneshnepoliticheskaia deiatel'nost' gosudarstva: opredele-
nie, funktsii, napravleniia i effektivnost' [Foreign policy activities of states: the defini-
tion, functions, directions and effectiveness] (In Russ). Theories and Problems of Political
Studies. No.10 (5A), pp. 141-161. DOI: 10.34670/AR.2021.58.91.014
Pape, R. 1997. Why Economic Sanctions Do Not Work. International Security. Vol.22,
RIAC. 2018. Politika sankcii: tseli, strategii, instrumenty: khrestomatiia [The policy
of sanctions: goals, strategies, tools: an anthology] (In Russ). Comp. I. N. Timofeev, T.
978-5-6041888-3-5.
44
Солдатенкова О.И. Особенности экономических санкций как инструмента защиты стратегических интересов США
Soldatenkova, O.I. Features of Economic Sanctions as a Tool to Protect the Strategic Interests of the United States
Timofeev, I.N. 2023. Kak issledovat' politiku sankcii? Strategiia empiricheskogo is-
sledovaniia [How to Study the Policy of Sanctions? The Vision of Empirical Research]
(In Russ). Journal of International Analytics. 2023;14(1):22-36. DOI: 10.46272/2587-8476-
2023-14-1-22-36
доктор экономических наук, главный
Sciences (Economics), Chief Researcher
and Canada Studies, Russian Academy
това Российской академии наук (ИС-
of Sciences.
КРАН).
Российская Федерация,
121069
2/3 Khlebny Pereulok, Moscow,
Москва, Хлебный переулок 2/3.
Russia 121069
Статья поступила в редакцию 28.04.2023 / Received 28.04.2023.
45