АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ASIA-PACIFIC REGION
2023; 8: 80-98
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
УДК 327
DOI: 10.31857/S2686673023080084
EDN: IHGUVQ
Новые тенденции в развитии международных
отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе
А.Н. Панов
Институт США и Канады имени академика Г.А. Арбатова
Российской Академии наук (ИСКРАН)
Российская Федерация, 121069 Москва, Хлебный пер., д.2/3.
РИНЦ ID: 626113 ORCID: 0000-0003-0236-3576 e-mail: panov.taishi@yandex.ru
Резюме: В статье анализируются новые тенденции в развитии международных от-
ношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе, связанные в первую очередь с изменением
стратегии США, направленной на сдерживание Китая путем проведения курса на созда-
ние «кольца его окружения» из американских союзников, партнеров, «сочувствующих».
Данная стратегия встречает ответную реакцию Китая, который методично укрепляет
свое региональное влияние.
В регионе идёт процесс «размежевания сил», возрастает военная активность, форми-
руются новые альянсы, квазиблоки, группировки.
Ключевые слова: Новая доктрина США для АТР, союзы США с Японией, РК, Ав-
стралией,
«четвёрка» (QUAD), АСЕАН, Корейский полуостров, Тайвань, Индо-
Тихоокеанская экономическая структура для процветания (IPEF), Китай, Россия
Для цитирования: Панов А.Н. Новые тенденции в развитии международных отно-
шений в Азиатско-Тихоокеанском регионе. США & Канада: экономика, политика,
культура. 2023; 53(8):80-98. DOI: 10.31857/S2686673023080084
EDN: IHGUVQ
The New Tendencies in the Development of International
Relations in the Asia-Pacific Region
A.N. Panov
Georgy Arbatov Institute for U.S. and Canada Studies
Russian Academy of Science (ISKRAN).
2/2 Khlebny pereulok, 121069 Moscow,Russian Federation
РИНЦ ID: 626113 ORCID: 0000-0003-0236-3576
e-mail: panov.taishi@yandex.ru
Abstract: The article analyses the new tendencies in the development of international rela-
tions in the Asia-Pacific region, caused in first place with the change in the strategy of the U.S.,
aimed to contain China using the course of creation «the ring of its encirclement», which con-
sists of American allies, partners, «sympathetic countries».
This strategy arouses Chinese response, which methodically strengthening its regional in-
fluence.
80
Панов А.Н. Новые тенденции в развитии международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Panov, A.N. The New Tendencies in the Development of International Relations in the Asia-Pacific Region
In the region there is a process of «the delimit of forces», growing military activity, for-
mation of the new alliances, quasi-blocks, groups of countries,
Keywords: New doctrine of the U.S. for APR, alliences of the U.S. with Japan, RK, Aus-
tralia, QUAD, ASEAN, Korean Peninsula, Taiwan, Indo-Pacific Economic Prosperity Frame-
work (IPEF), China, Russia
For citation: Panov A.N. The New Tendencies in the Development of International Rela-
tions in the Asia-Pacific Region. USA & Canada: Economics, Politics, Culture. 2023;
53(8):80-98. DOI: 10.31857/S2686673023080084
EDN: IHGUVQ
ВВЕДЕНИЕ
В Азиатско-Тихоокеанском регионе всё отчётливее проявляется новая кон-
фигурация структуры региональных отношений.
В центре новых тенденций в развитии обстановки в АТР находится обостря-
ющееся противоборство между США и Китаем за региональное лидерство, а в
конечном счёте за доминирование в глобальном масштабе.
НОВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ СТРАТЕГИЯ США В АТР
В официальных документах американской администрации о стратегических
угрозах интересам США Китай определяется в качестве главного соперника-
конкурента. Отмечается, что Китай «является единственной страной, которая
потенциально способна объединить экономическую, дипломатическую, воен-
ную и технологическую мощь, чтобы бросить вызов существующей мировой
системе», то есть системе, в которой главенствуют США [1].
С учётом новых реалий и тенденций в мировой политике, а также уменьша-
ющейся политической, экономической и ресурсной базы для глобального доми-
нирования администрация Дж. Байдена одобрила новую комплексную страте-
гию, ориентированную на противодействие «китайской угрозе». Она была
сформулирована в принятой в феврале 2022 г. Индо-Тихоокеанской доктрине
США [2]. В качестве приоритетной выдвинута концепция создания «кольца
окружения» Китая путём более активного подключения азиатских союзников,
партнёров и «сочувствующих» к стратегии сдерживания и «окружения» Китая.
Конкретно поставлены задачи укреплять двусторонние военно-политические
союзы с Австралией, Японией, Республикой Корея, формировать квазиблоки,
переманивать на свою сторону страны ЮВА и Южной части Тихого океана, ко-
леблющиеся при выборе «партнёра» между США и Китаем, продвигать амери-
канское видение регионального экономического развития.
Реализация такой стратегии должна, по замыслу в Вашингтоне, в долгосроч-
ной перспективе радикально изменить баланс сил в АТР в пользу США.
Что касается двусторонних американо-китайских отношений, то акцент пе-
реносится с торговой войны, которая привела лишь к росту товарооборота в
81
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ASIA-PACIFIC REGION
2023; 8: 80-98
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
2022 г. до 760 млрд долл. при увеличении и без того значительного американско-
го торгового дефицита, на создание для Пекина препятствий для экономическо-
го, особенно высокотехнологического возвышения Китая. В конечном счёте это
должно привести к серьёзному социально-экономическому кризису, в результа-
те чего китайское руководство будет вынуждено признать американское миро-
вое лидерство.
В октябре 2022 г. администрация Дж. Байдена ввела запрет на продажу Ки-
таю наиболее современных чипов, оборудования и программного обеспечения
для их производства, а также технологий, связанных с разработкой искусствен-
ного интеллекта.
Таким образом, новая доктрина отличается от азиатско-тихоокеанского кур-
са президента Б. Обамы, делавшего упор на увеличении военного присутствия
США в зоне АТР, так называемой «стратегии перебалансировки», а также от
курса президента Д. Трампа на развертывание масштабной торговой войны с
Китаем. Оба курса не привели к результатам, на которые рассчитывали в Ва-
шингтоне.
За два года до того, как К. Кэмпбел и Дж. Салливан заняли важные посты в
администрации Дж. Байдена и стали в ней основными разработчиками полити-
ки США на китайском направлении, они опубликовали в авторитетном полито-
логическом журнале статью, заголовок которой кратко и чётко раскрыл её со-
держание - «Конкуренция без катастрофы».
Именно этот принцип и стал основополагающим в стратегии президента
Дж. Байдена в отношении Пекина.
Он опирается на вывод о том, что поскольку имеющиеся проблемы отноше-
ний с Китаем не поддаются разрешению в пользу США, то остаётся осуществ-
лять конкуренцию с ним, не доводя её до стадии неуправляемого конфликта
[Kurt Kampbell and Jake Sullivan, 2019].
В официальных документах Белого дома, публичных выступлениях прези-
дента Дж. Байдена и госсекретаря Э. Блинкена, а также на переговорах с Пред-
седателем КНР и китайским министром иностранных дел указанная терминоло-
гия неизменно присутствует.
Подчёркивается готовность США «решительно конкурировать» с Китаем,
совместно с Пекином «ответственно управлять конкуренцией», сохранять кана-
лы коммуникаций, не доводя дело до серьёзного конфликта.
По сути, Вашингтон признаёт отсутствие у США возможностей вести откры-
тую, масштабную холодную войну с Китаем, но проводя комплексную страте-
гию сдерживания совместно с союзниками и партнёрами, рассчитывает выждать
время, накопить силы и в конечном счёте изменить баланс сил в АТР и в гло-
бальном масштабе в свою пользу.
82
Панов А.Н. Новые тенденции в развитии международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Panov, A.N. The New Tendencies in the Development of International Relations in the Asia-Pacific Region
АЗИАТСКИЕ СОЮЗНИКИ США. ЯПОНИЯ И РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ
На территории Японии и Республики Корея расположены самые крупные
заграничные военные контингенты США, выполняющие роль, по американской
терминологии, «сдерживания»», а по сути, передового базирования.
Вашингтон неоднократно пытался сформировать тройственный военно-
политический союз США - Япония - РК. Однако «исторические противоречия»
между Токио и Сеулом, порождённые почти сорокалетней японской колониза-
цией Кореи, препятствовали реализации этой идеи. Удавалось лишь периодиче-
ски проводить тройственные военно-морские учения. Но в целом до недавнего
времени даже политические японо-южнокорейские контакты на высшем и во-
енном уровнях не носили регулярного характера.
Только с избранием в марте 2022 г. президентом РК Юн Сок Ëля, решительно
отмежевавшегося от «смиренной линии» в отношении Пекина и Пхеньяна и
взявшего курс на «жёсткое противостояние» с КНДР при усилении сотрудниче-
ства с Вашингтоном, а также на строительство отношений с Токио, «нацеленных
на будущее», концепция тройственного союза США - Япония - РК начала обре-
тать конкретные очертания.
Прежде всего новый президент безоговорочно поддержал стратегию адми-
нистрации Дж. Байдена в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Не исключил воз-
можности подключения РК в каком-то формате к «четвёрке» (QUAD). В связи с
этим Юн Сок Ëль удостоился похвалы американского президента во время их
личной встречи в ноябре 2022 г. в Пномпене на полях саммита АСЕАН [3].
Одновременно Юн Сок Ëль совершил неожиданную для южнокорейской
общественности, а ещё более для японского правительства, уступку Токио. Он
снял требование к Японии финансово компенсировать корейцам работу на
японских предприятиях в колониальный период. Это открыло путь к улучше-
нию японо-южнокорейских отношений. Состоялся визит президента РК в Токио
и продвижение к формированию американо-японо-южнокорейского военного
союза. Японское правительство в качестве «ответа» на уступку Сеула разморози-
ло двустороннее соглашение об обмене разведывательной информацией и сня-
ло ряд ограничений на взаимную торговлю.
Вместе с тем, судя по всему, Токио не будет спешить с формированием воен-
но-политического союза с Вашингтоном и Сеулом. Причина этого кроется не
только в «негативном японо-корейском историческом прошлом», но и в нали-
чии в японском политическом и общественном мнении опасений того, что в ре-
зультате Япония может быть втянута в войну на Корейском полуострове и её
территория с американскими военными базами станет мишенью для нанесения
бомбовых и ракетных ударов. Не случайно в японских официальных докумен-
тах КНДР, наряду с Китаем, рассматривается как «серьёзная угроза».
В связи с ростом напряжённости вокруг Тайваньской проблемы в Японии
стали дебатироваться возможные сценарии вовлечения страны в вооружённые
83
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ASIA-PACIFIC REGION
2023; 8: 80-98
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
столкновения между США и Китаем, если последуют насильственные действия
Пекина по воссоединению острова с КНР.
«Наихудший сценарий» рассматривает перспективу захвата острова китай-
скими вооружёнными силами, что по мнению, довольно распространённому в
японских политических кругах, «откроет путь к китайскому продвижению на
острова Сэнкаку, затем к Окинаве».
Более того, поскольку имеется обещание США защищать Тайвань, могут
начаться боевые действия между США и КНР, в результате которых весьма ве-
роятны китайские удары по американским базам на японской территории с со-
ответствующими катастрофическими потерями для японского населения.
Данные размышления подкрепляют позиции тех японских политических и
военных сил в Японии, которые издавна выступают за наращивание японского
военного потенциала.
В декабре 2022 г. японское правительство одобрило новую Стратегию наци-
ональной безопасности, в которой особо подчёркивается наличие для Японии
китайской угрозы, отмечается обострение обстановки вокруг японских островов,
особенно в связи с ракетно-ядерной программой Пхеньяна и в целом в связи с
растущими рисками и кризисами в международных отношениях.
Поставлена задача создать «новые ударные возможности» для обеспечения
обороны страны, в том числе за счет доведения к 2027 году расходов на оборону
до 2% ВВП (в настоящее время 1%) и формирования потенциала для нанесения
контрударов по базам противника, с которых могут быть нанесены удары по
Японии, а также усилению противоракетной обороны.
Президент Дж. Байден на встрече с премьер-министром Ф. Кисидой 13 янва-
ря 2023 г. в Вашингтоне приветствовал решение японского правительства серь-
ёзно нарастить оборонный потенциал, охарактеризовав это решение «историче-
ским».
Нацеленность японского правительства на наращивание военного потенци-
ала страны было критически воспринято в Китае и России, как новый шаг к от-
казу от пацифистских обязательств, закреплённых в конституции страны.
СОЮЗ США - ВЕЛИКОБРИТАНИЯ - АВСТРАЛИЯ
В сентябре 2021 г. было объявлено о решении США и Великобритании за-
ключить соглашение «Партнёрство в сфере безопасности», получившее наиме-
нование АУКУС (AUKUS), с целью оказать Австралии помощь в постройке
атомных подводных лодок и нарастить сотрудничество в сфере передовых тех-
нологий.
Первоначально Канберра заключила договор с Парижем о строительстве на
австралийских верфях французских подводных лодок. Несмотря на явное недо-
вольство и раздражение Франции в связи с его аннулированием, французской
84
Панов А.Н. Новые тенденции в развитии международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Panov, A.N. The New Tendencies in the Development of International Relations in the Asia-Pacific Region
стороне пришлось смириться с тем, что её даже без предварительного уведомле-
ния лишили многомиллиардного контакта.
13 марта 2023 г. президент Дж. Байден, премьер-министр Великобритании
Р. Сунак и премьер-министр Австралии А. Альбанезе выступили с совместным
заявлением, в котором изложены конкретные стадии и условия реализации
Тройственного соглашения. Причём оказалось, что от первоначальной идеи о
строительстве АПЛ в Австралии стороны отказались. Очевидно, из-за её нереа-
листичности.
На первом этапе планируется начать регулярные заходы в австралийские
порты американских АПЛ, а с 2027 г. будет осуществляться их постоянное бази-
рование там.
На втором этапе Австралия получит первые три АПЛ класса «Вирджиния»,
оснащённые крылатыми ракетами «томагавк»» большой дальности, которые
должны быть построены на американских верфях в начале 2030-х годов. При
этом Канберра оплатит их закупку. Следующие две АПЛ намечено построить в
Великобритании с поставкой Канберре в начале 2040-х годов. Австралийская
сторона, помимо оплаты строительства АПЛ, выделит средства на модерниза-
цию судостроительных мощностей на американских и английских верфях.
Запланировано обучение австралийских экипажей АПЛ и специалистов по
обслуживанию АПЛ класса «Вирджиния».
Выступая на пресс-конференции по окончании встречи «тройки», президент
Дж. Байден утверждал, что соглашение о строительстве АПЛ «повысит сдержи-
вание и продвинет стабильность» в Индо-Тихоокеанском регионе, а подводные
лодки будут осуществлять патрулирование, не имея ядерного оружия [4]. Вместе
с тем, очевидно, что оснастить в случае необходимости крылатые ракеты «тома-
гавк» ядерными боеголовками будет несложно.
В Пекине соглашение было оценено как имеющее в первую очередь антики-
тайскую направленность. Представитель МИД КНР заявил, что «тройственное
сотрудничество несёт в себе серьёзные риски ядерного распространения, под-
рывает международную систему нераспространения, подстегивает гонку во-
оружений и наносит ущерб миру и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском
регионе» [4].
Особую опасность подрыва системы ядерного нераспространения представ-
ляет положение соглашения, по которому ядерное топливо, используемое для
таких целей, как морские двигатели, не подпадает под инспекцию МАГАТЭ. Та-
ким образом, создаётся прецедент, который может быть использован для сокры-
тия высокообогащенного урана или плутония от международного надзора.
Представительство Китая при ООН обвинило США и Великобританию в
«явном нарушении объекта и цели ДНЯО», что создаёт серьёзные риски нерас-
пространению ядерного оружия [4].
85
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ASIA-PACIFIC REGION
2023; 8: 80-98
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Тем не менее, генеральный директор МАГАТЭ Р. Гросси заявил, что, по его
мнению, союзники по АУКУС «привержены обеспечению соблюдения самых
высоких стандартов нераспространения и гарантий» [5].
Содержание соглашения свидетельствует о том, что Вашингтон не только
привлекает Лондон и Канберру к совместному «подводному сдерживанию» Ки-
тая, но и получит в результате её реализации немалую финансовую выгоду.
Расходы на строительство подводного флота для Австралии в размере
245 млрд долл. в течение предстоящих 30 лет возьмёт на себя Канберра, а боль-
шая их часть достанется американскому ВПК. Австралийским властям, судя по
всему, изыскивая огромные денежные средства на военные цели, придётся пой-
ти на значительное сокращение расходов на социальные нужды.
«ЧЕТВЁРТКА»: США, ИНДИЯ, ЯПОНИЯ И АВСТРАЛИЯ
Администрация Дж. Байдена предприняла шаги к активизации деятельно-
сти этого объединения, не скрывая, что видит в нём один из инструментов ан-
тикитайской направленности.
Участились встречи на различных уровнях и в разнообразных форматах,
включая высший. Однако помимо принятия повторяющихся заявлений о стрем-
лении его участников «способствовать региональной стабильности и процвета-
нию, поддерживать открытость и свободу в Индо-Тихоокеанском регионе, сво-
бодном от военного и экономического давления», серьёзной конкретики о сов-
местных действиях в интересах этого, за исключением периодически проводи-
мых манёвров военно-морских сил «четвёрки», не отмечается.
На данном этапе форум не имеет оформленных структур деятельности —
секретариата, устава.
Форум открыт для присоединения желающих, однако таковых не наблюда-
ется. Хотя, как сообщается, новый президент РК вроде бы не прочь подумать о
членстве в «ромбе», но пока не спешит с принятием решения на этот счёт, явно
опасаясь жёсткой реакции на такой шаг со стороны Китая.
Пекин однозначно оценивает «четвёрку» как попытку Вашингтона создать
«версию НАТО» для АТР с антикитайской направленностью.
Итоги встреч и совещаний «четвёрки» свидетельствуют о том, что Индия вы-
ступает против придания форуму открытой антикитайской направленности, не
допускает включения в принимаемые документы открытой критики Пекина в
связи с его политикой в АТР.
АСЕАН
Президент США Д. Трамп не считал АСЕАН как организацию и входящих в
неё государств ЮВА сколь либо значимыми ресурсами в раскладе политических
86
Панов А.Н. Новые тенденции в развитии международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Panov, A.N. The New Tendencies in the Development of International Relations in the Asia-Pacific Region
сил в АТР. Не посещал асеанские мероприятия на высшем уровне, что вызывало
негативную реакцию в столицах стран - членов ассоциации.
При президенте Дж. Байдене отношение к АСЕАН радикально изменилось.
Впервые после 2017 г. США назначили своего посла при штаб-квартире Ассоци-
ации в Джакарте.
На состоявшемся в ноябре 2022 г. в Камбодже саммите АСЕАН - США пре-
зидент Дж. Байден подчёркнул, что отношения с Ассоциацией «находятся в
центре стратегии вашингтонской администрации». Обещал сотрудничать с ор-
ганизацией и её членами в построении «свободного, открытого, стабильного,
процветающего и безопасного региона» и противодействовать «запугиванию и
принуждению» (ключевые слова при характеристике стратегии Пекина), проти-
воречащие интересам АСЕАН [6].
Дж. Байден посетил не только все мероприятия, организованные АСЕАН, но
принял участие и в Восточно-Азиатском саммите, проводимом по инициативе
асеановцев.
Высокопоставленные представители администрации американского прези-
дента стали регулярно наносить визиты в страны ЮВА, особенно те, которые,
по мнению Белого дома, имеют территориальные споры с Пекином в ЮКМ и
готовы, если не стать на сторону США в противостоянии с Китаем, то проявить
«озабоченность» китайской региональной стратегией.
Среди этих стран особым вниманием Вашингтона удостаиваются Филиппи-
ны, Таиланд, Вьетнам и Индонезия.
Государственный секретарь США Э. Блинкен во время посещения Индоне-
зии, Таиланда и Малайзии в декабре 2021 г. указывал на «решительные дей-
ствия» Китая от СВА до ЮВА, от Меконга до Тихоокеанских островов и подчёр-
кивал решимость США расширять военные и экономические отношения с
партнёрами в Азии для отпора таким действиям [7].
В Белом доме исходят из того, что Китай ставит цель обеспечить контроль за
первой цепью островов в ВКМ и ЮКМ, включая Тайвань, Окинаву и Филиппи-
ны, а затем оттеснить США из второй зоны островов, сдвинув их к Южной части
Тихого океана и Австралии.
В мае 2022 г. в Вашингтоне состоялся первый саммит президента США с ли-
дерами стран - членов АСЕАН, который, по оценке Дж. Байдена, «запустил но-
вую эру» в отношениях США с асеановской десяткой.
По его итогам было принято совместное заявление, в котором стороны дого-
ворились поднять отношения до уровня всеобъемлющего стратегического парт-
нёрства.
Американская администрация обещала предоставить асеановским странам
150 млн долл. в течение трёх лет в качестве помощи на цели обеспечения без-
опасности и развития инфраструктуры.
Следует отметить, что Китай заключил соглашение о Всеобъемлющем
стратегическом партнёрстве с АСЕАН в 2021 г. и в течение трёх лет обещал вы-
87
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ASIA-PACIFIC REGION
2023; 8: 80-98
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
делить странам - членам Ассоциации 1,5 млрд долл. в качестве помощи на
«цели развития».
Выбрав наиболее «слабое звено» в Ассоциации — Филиппины — Вашингтон
воспользовался избранием новым президентом страны Ф. Маркоса, который, в
отличие от своего предшественника, пытавшегося усидеть и на китайском, и на
американском стульях одновременно, на встрече с Дж. Байденом 22 сентября
2022 г. заявил: «Мы ваш партнёр и союзник» [8].
В качестве первого шага к новому качеству отношений с Вашингтоном Ма-
нила согласилась дополнительно предоставить американским военно-морским
силам доступ к четырём базам на своей территории.
Даниил Криенбринк, один из разработчиков азиатской политики США в
администрации Дж. Байдена, следующим образом охарактеризовал цели прези-
дента США. Он стремится поднять отношения с АСЕАН до «беспрецедентного
уровня, сфокусировавшись на инфраструктуре региональной безопасности пе-
ред лицом растущей мощи Китая» [9].
Иными словами, ставится задача запугивая страны ЮВА китайской угрозой,
расколоть АСЕАН (несмотря на имеющиеся у ряда стран ЮВА противоречия с
Китаем, далеко не все готовы идти на обострение отношений с Пекином), подо-
рвать структуры, созданные членами Ассоциации по вопросам региональной
безопасности, партнёрства и сотрудничества.
Пока успехи Вашингтона в этом невелики. АСЕАН опасается утратить свою
«идентичность», центральную роль в регионе, старается выступать с собствен-
ной концепцией, самостоятельным «видением будущего Индо-Тихоокеанского
региона».
МАЛЫЕ СТРАНЫ ЮЖНОЙ ЧАСТИ ТИХОГО ОКЕАНА
Администрация Дж. Байдена не забыла и малые страны Южной части Тихо-
го океана. Вернее, Вашингтоном была проявлена повышенная обеспокоенность
активизацией китайской политической, экономической и военной деятельно-
стью в этом субрегионе.
Особо встревожила информация о возможности создания военно-морской
базы Китая на Соломоновых островах.
Следует отметить, что до этого США почти не уделяли внимания малым
странам Южной части Тихого океана (американское посольство на Соломоно-
вых островах было закрыто в 1993 г.), передоверив обязанности «смотрящего»
за ними на Австралию, которая, по заключению Вашингтона, с этими обязан-
ностями начала справляться недостаточно эффективно, уступаю инициативу
Пекину.
Первоначально администрация Дж. Байдена поставила задачу объединить
под своим руководством малые страны Южной части Тихого океана на основе
88
Панов А.Н. Новые тенденции в развитии международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Panov, A.N. The New Tendencies in the Development of International Relations in the Asia-Pacific Region
«развития сотрудничества в сфере безопасности для укрепления основанного на
международном праве порядка».
В начале сентября 2022 г. была принята первая американская стратегия по
отношениям с южными тихоокеанскими странами [10]. В ней отмечена возрос-
шая геополитическая напряжённость в этой части Тихого океана, связанная
прежде всего с «давлением и экономическим принуждением» со стороны Китая,
что «создаёт риски подорвать мир, процветание и безопасность региона и
США».
Таким образом, Вашингтон напрямую увязал интересы собственной без-
опасности с недопущением возрастания китайского влияния в этом районе.
Такой упрощённо военно-политический подход не нашёл единодушной
поддержки со стороны малых тихоокеанских стран.
Это было учтено. Когда в конце сентября того же года в Вашингтон впервые
были приглашены руководители и представители 14 южнотихоокеанских стран,
то на встрече с ними президент Дж. Байден сделал акцент на обещании США
«более эффективно работать на нужды» народов этих стран.
Конкретно было обещано, что США выделят в течение 10 лет более 800 млн
долл. на программу помощи странам региона, а также на экологические про-
граммы, на борьбу с браконьерским промыслом и обеспечение морской охраны.
Объём помощи обещан более чем скромный. Если поделить её на все малые
тихоокеанские страны, то она серьёзно уступает китайской помощи, которая
ежегодно составляла на протяжении последних семи лет от 200 до 300 млн долл.
Как свидетельство усиления политического внимания США к государствам
субрегиона, было объявлено об увеличении американского дипломатического
присутствия путём открытия посольств США в Кирибати, островах Тонга и Со-
ломоновых.
По итогам встречи в Вашингтоне было принято совместное заявление, в ко-
тором отмечается обоюдная решимость укреплять партнёрство и содержится
общее мнение, что «демократия способна расцвести» в регионе [11].
Президент Дж. Байден не удержался от «прозрачного намека» на то, что но-
вая стратегия США в Южной части Тихого океана является составной частью
стратегии окружения и сдерживания Китая. Как он подчёркнул в своём выступ-
лении, «безопасность Америки и мира зависит от вашей безопасности и без-
опасности тихоокеанских островов. Безопасность на Тихом океане остаётся для
нас столь же критически важной, как и для вас» [11].
Очередным шагом в создании «кольца окружения» Китая стало подписание
между США и Папуа - Новой Гвинеей в мае 2023 г. Соглашения о сотрудниче-
стве в сфере безопасности, которое расширяет возможности военного присут-
ствия США в регионе.
Пекин реагировал в том плане, что связи Китая с тихоокеанскими странами
основаны на взаимном сотрудничестве, регион не является «задворками» какой-
89
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ASIA-PACIFIC REGION
2023; 8: 80-98
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
либо страны, а попытки Вашингтона «разжечь здесь оппозицию Пекину прова-
лятся».
ПРОБЛЕМА ТАЙВАНЯ
При администрации Дж. Байдена обстановка вокруг Тайваня серьёзно
обострилась, а «проблема судьбы острова» заняла одно из наиболее важных мест
в американо-китайских отношениях.
В американском политическом истеблишменте имеются весьма влиятельные
представители, выступающие за «решительное неприятие» перспективы вхож-
дения Тайваня в состав Китая, тем более, если это произойдет силовым путём.
Их активность проявилась в участившихся визитах американских офици-
альных лиц в Тайбэй, включая спикера Палаты представителей Конгресса
Н. Пелоси летом 2022 г., а также встречи в США в апреле 2023 г. с главой Тайваня
Цай Инвэнь нового спикера Палаты представителей К. Маккарти. Зазвучали
заверения о приверженности США защите острова путём продолжения поста-
вок вооружений для самообороны и увеличения торгово-экономических связей.
Подтверждая эти настроения, президент Дж. Байден по итогам своих пере-
говоров в мае 2022 г. с премьер-министром Японии Ф. Кисида ответил утверди-
тельно на вопрос о том, будут ли США с использованием военной силы защи-
щать Тайвань при вторжении Китая. При этом отметил: «Это обязательство, ко-
торое мы взяли на себя» [12].
Хотя вслед за этим высказыванием появились разъяснения представителей
американской администрации в том духе, что президент, дескать, не сказал ни-
чего нового и позиция США о признании одного Китая остаётся неизменной,
тем не менее впервые глава Белого дома не исключил использования американ-
ских вооружённых сил в случае применения Пекином силы для решения тай-
ваньской проблемы.
Судя по всему, политика США по тайваньской проблеме на современном
этапе состоит в том, чтобы провоцировать Пекин на открытые военные действия
против Тайваня, втянуть Китай в затяжную войну, мобилизовать союзников и
партнёров на принятие масштабных антикитайских санкций, ослабить Китай,
затормозить его развитие.
Китайское руководство весьма жёстко реагирует на политику США по тай-
ваньской проблеме, регулярно напоминая Вашингтону о недопустимости пере-
ходить «первую красную линию» в американо-китайских отношениях в под-
держке действий, направленных на явное или косвенное признание независи-
мости Тайваня.
Не отступая от своей принципиальной позиции, Пекин проявляет сдержан-
ность в ответ на провокационные действия США, ограничиваясь участившимся
проведением манёвров по отработке приёмов блокады острова с участием
большого количества самолётов и боевых кораблей, ряд которых демонстратив-
90
Панов А.Н. Новые тенденции в развитии международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Panov, A.N. The New Tendencies in the Development of International Relations in the Asia-Pacific Region
но пересекает срединную линию Тайваньского пролива и входит в опознава-
тельную зону ПРО Тайваня.
Китайское руководство внимательно отслеживает политический расклад сил
на Тайване накануне предстоящих в январе 2024 г. президентских выборов и
рассчитывает на приход к власти представителя оппозиционной партии Го-
миньдан, делегация которой во главе с экс-президентом Ма Инцзю была приня-
та в феврале с .г. в Пекине и на встрече с которой заявлялось о важности объ-
единения усилий КПК и Гоминьдана для противостояния сторонникам незави-
симости острова.
КОРЕЙСКИЙ ПОЛУОСТРОВ
В отличие от предшествующей администрации команда Дж. Байдена воз-
держивается от драматических шагов в отношении Пхеньяна, в целом придер-
живаясь стратегии президента Б. Обамы «стратегического терпения» на северо-
корейском направлении.
Белый дом поначалу дал понять, хотя и не активно, что готов вступить в раз-
говор с Пхеньяном. Однако получил однозначный ответ северокорейского руко-
водства о его незаинтересованности «впустую тратить время».
Пхеньян исходит из того, что он уже пошёл на все возможные с его стороны
уступки, не получив от Вашингтона ни одного встречного шага, в том числе по
снятию санкций.
Судя по всему, в Пхеньяне пришли к выводу, что США слишком заняты со-
бытиями на Украине, противоречиями с Китаем из-за Тайваня и не имеют ни
желания, ни времени серьёзно заниматься «северокорейской проблемой». По-
скольку время начало работать на КНДР, усилия северокорейского руководства
были в ещё большей степени, чем ранее, сконцентрированы на создании и со-
вершенствовании ракетно-ядерного потенциала.
В ноябре 2022 г. северокорейский руководитель Ким Чен Ын заявил о наме-
рении КНДР «обладать наиболее могущественными стратегическими силами,
беспрецедентными в нынешнем столетии» [13].
В доказательство реальности такого замысла в 2022-2023 годах последовали
испытания межконтинентальной баллистической ракеты Хвасон-17, более
30 запусков баллистических ракет в направлении Японского моря, проведены
испытания двух подводных беспилотных аппаратов, способных нести ядерный
заряд, объявлено об испытании гиперзвуковой ракеты, а также ракет с подвод-
ного и железнодорожного старта.
На встрече президента Байдена, премьера Кисида и президента Юн Сок Ëля
13 ноября 2022 г. в Пномпене три лидера «решительно осудили беспрецедент-
ные запуски ракет» как «серьёзную угрозу» миру и безопасности в регионе и
договорились «скоординировано и твёрдо отвечать на подобные действия Пхе-
ньяна».
91
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ASIA-PACIFIC REGION
2023; 8: 80-98
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Президент США заверил японского премьер-министра и южнокорейского
президента о приверженности «железным» обязательствам США защищать сво-
их союзников Японию и РК, включая обеспечение «ядерной, неядерной, а также
противоракетной обороны».
Весной 2023 г. были проведены масштабные военные манёвры США, Японии
и РК, вызвавшие жёсткую критику со стороны КНДР. Тем не менее, в опреде-
лённых кругах южнокорейской политической элиты имеются сомнения относи-
тельно «железной твёрдости» американских обязательств по защите РК.
Руководство РК приняло пятилетний план укрепления страны, предусмат-
ривающий в целях противодействия ракетно-ядерной угрозе Пхеньяна создание
собственного потенциала для нанесения ответных ударов и противоракетной
обороны.
Не случайно президент РК в начале января 2023 г. высказался за то, чтобы
при обострении обстановки разместить на территории РК американское такти-
ческое ядерное оружие или обзавестись своим собственным. Это заявление было
охарактеризовано представителями южнокорейского правительства «как не-
официальное и как имеющее отношение к «гипотетической возможности», и
фактически дезавуировано.
В конце апреля 2023 г. состоялся официальный визит президента РК в США.
По итогам переговоров была принята совместная «Вашингтонская декларация»
[14], в которой центральное место уделено совместным усилиям по ядерному
сдерживанию КНДР.
Предусмотрено, что США после 40-летнего перерыва начнут осуществлять
регулярные заходы своих атомных подводных лодок в южнокорейские порты.
Будут проводиться более тесные двусторонние консультации по вопросам ядер-
ного планирования в связи с осуществлением северокорейской ядерной про-
граммы. С этой целью по аналогу «ядерных консультаций» США с НАТО созда-
ётся американо-южнокорейская Ядерная консультативная группа (Nuclear Con-
sultative Group) для обсуждения вопросов ядерного и стратегического планиро-
вания, в ходе которого Сеулу планируется предоставлять больше информации о
планах Вашингтона относительно потенциального ядерного ответа на североко-
рейскую ядерную угрозу.
Как представляется, с Белом доме с обеспокоенностью восприняли «ядерные
настроения» в Сеуле и поспешили заверить южнокорейских союзников в
надёжности американского «ядерного зонтика». Вместе с тем, Дж. Байден сделал
заявление об отсутствии у Вашингтона намерения разместить на территории РК
американское тактическое оружие, хотя в определённых политических кругах
США начали появляться высказывания в пользу этого.
Очевидно, что на данном этапе Вашингтон не готов отказаться от курса на
обеспечение безъядерного статуса Корейского полуострова, подразумевающего
в первую очередь отказ Пхеньяна от своего ядерного оружия. В 90-х годах
92
Панов А.Н. Новые тенденции в развитии международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Panov, A.N. The New Tendencies in the Development of International Relations in the Asia-Pacific Region
ХХ века США объявили о вывозе своего тактического ядерного оружия с южно-
корейской территории.
В «Вашингтонской декларации» президент Юн Сук Ëль подтвердил привер-
женность РК Договору о нераспространении ядерного оружия, к которому Сеул
присоединился в 1975 году.
Пекин и КНДР негативно отреагировали на «ядерные пассажи» в «Вашинг-
тонской декларации».
В целом, хотя обстановка на Корейском полуострове сохраняет «напряжён-
ную стабильность», возможность развития событий в направлении её серьёзного
обострения не исключается.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Слабым звеном в американской региональной политике после выхода США
из ТПП являлось отсутствие экономической концепции отношений со странами
региона.
Более того, без американского участия начали функционировать Всеобъем-
лющее прогрессивное Транстихоокеанское партнёрство (преемник ТПП) в со-
ставе 11 стран и Всеобъемлющее региональное экономическое партнёрство в
составе 15 государств, включая Китай.
После долгих раздумий администрация Дж. Байдена выдвинула собствен-
ный проект регионального экономического сотрудничества, получившего
наименование Индо-Тихоокеанская экономическая структура для процветания
(IPEF — Indo-Pacific Economic Framework for Prosperity) [15].
9 сентября 2022 г. США пригласили в Лос-Анджелес представителей 13 стран
региона на уровне министров, курирующих экономические и торговые вопро-
сы, для рассмотрения американских предложений по коллективному сотрудни-
честву в четырёх «ключевых сферах» — цифровые стандарты экономики и тор-
говли, безопасность цепочек поставок, экология и меры по противодействию
коррупции.
Во встрече приняли участие представители, помимо США, Австралии, Но-
вой Зеландии, Брунея, Филиппин, Сингапура, Таиланда, Вьетнама, Малайзии,
Индонезии, Японии, Республики Корея, Индии, Фиджи.
Представители Китая на встречу приглашены не были, что рассматривалось
в Пекине как сигнал о возможной антикитайской направленности создаваемой
новой региональной экономической структуры.
Очевидно, предвидя негативную реакцию Китая, в Вашингтоне решили не
приглашать на встречу представителей Тайваня, чтобы дополнительно не раз-
дражать Пекин.
Но Вашингтон не забыл о Тайване, с которым было заключено соглашение,
альтернативное участию Тайбэя в Индо-Тихоокеанской экономической струк-
93
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ASIA-PACIFIC REGION
2023; 8: 80-98
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
туре для процветания, под названием «Американо-тайваньская инициатива о
торговле в 21-ом веке», с целью укрепить двусторонние экономические связи.
Концепция Индо-Тихоокеанской экономической структуры для процвета-
ния формировалась американской администрацией явно впопыхах и потому
получилась мало конкретной и ущербной по сравнению с уже существующими
в регионе структурами.
В результате участники встречи договорись лишь продолжить дискуссии от-
носительно предложенных четырёх сфер сотрудничества. При этом рядом стран
высказывалось мнение, что проблема, например, цифровых стандартов уже ре-
шена в рамках вышеприведённых региональных экономических структур. Не
вошли в американскую концепцию и такие особо важные для многих стран те-
мы, как либерализация торговли, допуск на рынки, сокращение тарифов.
Не приглашение Китая, торговля которого со странами встречи в Лос-
Анджелесе составляет 4,5 трлн долл., придаёт концепции не столько экономиче-
ский, сколько политический характер.
На пресс-конференции 22 мая 2022 г. министр иностранных дел КНР Ван И
оценил американскую концепцию Индо-Тихоокеанской экономической как по-
пытку инициировать «раскол и противоречия» в регионе и идеологизировать
экономические вопросы, задействовать экономические рычаги, чтобы побудить
страны региона делать выбор между Китаем и США [16].
Суммируя, можно предсказать, что американская инициатива имеет мало
шансов на то, чтобы быть реализованной, представляет собой лишь попытку
Вашингтона в максимально возможной степени ограничить китайское экономи-
ческое лидерство в регионе, убедить региональные страны в «опасности китай-
ской экономической угрозы».
ЕВРОПЕЙСКИЕ СОЮЗНИКИ И ПАРТНЁРЫ США
Администрация Дж. Байдена добивается от НАТО и входящих в этот блок
стран, а также членов Европейского Союза поддержки стратегии США в АТР,
прежде всего на китайском направлении.
Тезис о «китайской угрозе» находит соответствующий отклик у европейских
союзников и партнёров.
На саммите НАТО в Мадриде 29 июля 2022 г. была принята новая стратеги-
ческая концепция альянса, в которой впервые Китай определяется в качестве
«системного вызова безопасности, интересов и ценностей» НАТО, отмечены ки-
тайские угрозы в военном строительстве, кибероперациях, технологической
сфере, области безопасности цепочек поставок товаров и комплектующих.
Впервые на саммит альянса были приглашены руководители Японии, РК,
Австралии и Новой Зеландии. Фактически был задан вектор началу процесса
«глобализации» НАТО.
94
Панов А.Н. Новые тенденции в развитии международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Panov, A.N. The New Tendencies in the Development of International Relations in the Asia-Pacific Region
В наибольшей степени энтузиазм в установлении нового качества отноше-
ний с НАТО продемонстрировала Япония. Выступая на саммите, премьер-
министр Ф. Кисида увязал проблемы национальной безопасности в Европе с
проблемами безопасности в АТР, подчеркнув, что они «неразделимы». «Украи-
на сегодня, - сказал он, - может быть Восточной Азией завтра».
Он обещал открыть японское представительство при штаб-квартире НАТО в
Брюсселе и осовременить программу партнёрства и сотрудничества с альянсом,
подписанную восемь лет назад. В соответствии с этой программой проводятся
встречи натовских представителей высокого ранга с японскими военачальника-
ми, а японские военные корабли принимают участие в манёврах НАТО в Среди-
земном море.
МИД Китая озвучил резкую критику Пекина новой стратегической концеп-
ции НАТО.
Было отмечено, что, расширяясь на Азиатско-Тихоокеанский регион, НАТО
экспортирует сюда мышление эпохи холодной войны, воспроизводит блоковую
конфронтацию в Азии [17].
Свой вклад в «обеспокоенность китайской угрозой» внёс Европейский Союз.
Были введены санкции против Китая «в связи с нарушениями Пекином прав
человека», Европарламент отложил ратификацию двустороннего соглашения о
взаимных инвестициях.
Руководители ЕС Урсула фон дер Ляйен и Шарль Мишель, посетив в мае
2022 г. Токио, на встрече с премьером Ф. Кисидой заявили, что ЕС желает осу-
ществлять бóльшую роль и брать на себя бóльшую ответственность в Индо-
Тихоокеанском регионе, отметив растущую обеспокоенность влиянием и амби-
циями в нем Китая.
На саммите «семёрки» в мае 2023 г. в Хиросиме была закреплена общая ли-
ния поведения её членов в отношении Китая. В совместном заявлении изложены
принципы политики на китайском направлении: среди которых противостоя-
ние «экономическому шантажу» Китая, возможному вторжению на Тайвань,
военному строительству в ЮКМ, нарушениям прав человека.
КИТАЙ И РОССИЯ
Для китайского руководства американская стратегия сдерживания, а затем и
отбрасывания Китая не является секретом.
Как подчеркнул министр иностранных дел КНР Цинь Ган на пресс-
конференции 7 марта 2023 г., заявление США о желании выиграть так называе-
мую конкуренцию у Китая является не что иное, как «попытка со всех сторон
сдержать и задавить Китай». Эта политика, по его словам, «не сможет воспрепят-
ствовать великому возрождению Китая. Это не честная конкуренция, а злостное
противостояние и нарушение правил» [18].
95
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ASIA-PACIFIC REGION
2023; 8: 80-98
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Несмотря на то, что Россия рассматривается главным образом в качестве во-
енной угрозы США как страна с ограниченными экономическими и политиче-
скими возможностями, Вашингтон серьёзно беспокоит растущее взаимодействие
Пекина и Москвы по формированию многополярной структуры мировой поли-
тики.
Администрация Дж. Байдена осознаёт, что у США не хватает достаточно сил
и ресурсов противостоять двумя соперника одновременно — Китаю и России.
Отсюда попытки США «разъединить» Пекин и Москву, угрозы антикитайских
санкций, если Китай поможет России в осуществлении СВО на Украине.
Однако, как показали итоги визита в Москву 20-22 марта 2023 г. Председате-
ля КНР Си Цзиньпина, эти попытки желаемого результата не приносят, напро-
тив, китайско-российское всеобъемлющее партнёрство и стратегическое взаимо-
действие только укрепляется.
В Совместном заявлении Российской Федерации и Китайской Народной
Республики по результатам переговоров на высшем уровне немало внимания
уделено Азиатско-Тихоокеанскому региону и фактически даётся «единый от-
вет» Москвы и Пекина на новую Индо-Тихоокеанскую стратегию США, которая,
как отмечено, негативно влияет на мир и стабильность в этом регионе.
Стороны выразили серьёзную озабоченность последствиями для стратегиче-
ской стабильности в АТР в связи с созданием союза АУКУС, планами США о
размещении в регионе ракет наземного базирования средней и меньшей даль-
ности, усилением связей НАТО со странами АТР по военным вопросам и вопро-
сам безопасности. Была выражена озабоченность в связи с ситуацией на Корей-
ском полуострове и содержится призыв к американской стороне реальными
действиями ответить на правомерные и рациональные озабоченности североко-
рейской стороны. Отмечается готовность сторон совместными инициативами
продвигать создание механизма поддержания мира и безопасности на Корей-
ском полуострове.
Стороны намерены продолжать наращивание координации по вопросам
углубления взаимодействия с АСЕАН, в интересах укрепления роли Ассоциа-
ции в качестве ключевого элемента региональной архитектуры.
Российская сторона подтвердила неизменность своей позиции по Тайваню,
рассматривая остров в качестве неотъемлемой части КНР [19].
Безусловно, что китайско-российское стратегическое взаимодействие в АТР
является важнейшим фактором противодействия стратегии США, направлен-
ной на дестабилизацию обстановки в регионе, реализацию политики сдержива-
ния и окружения Китая, разобщения региональных государств, разжигания
территориальных, экономических и идеологических противоречий.
96
Панов А.Н. Новые тенденции в развитии международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Panov, A.N. The New Tendencies in the Development of International Relations in the Asia-Pacific Region
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Противоречия между США и КНР, которые, по американской терминоло-
гии, носят характер «конкуренции», являются в действительности отражением
глубинного процесса соперничества двух наиболее могущественных держав со-
временности за глобальное, а на данном этапе в большей степени региональное
доминирование, которое проявляется в наиболее открытых, а порой и острых
формах.
Это соперничество носит долгосрочный характер, связано с принципиаль-
ными столкновениями национальных интересов двух сверхдержав в политиче-
ской, экономической, военной и идеологической сферах.
Можно ожидать наращивания усилий Вашингтона и Пекина по расшире-
нию своих сфер влияния в АТР по всем направлениям. В связи с этим нельзя ис-
ключать дестабилизации общей региональной обстановки, возрастания военной
активности, обострения замороженных конфликтов, раскола региона на сопер-
ничающие группировки.
Вместе с тем, можно исходить из того, что стратегия США по сдерживанию
«возвышения Китая» будет встречать адекватный ответ Пекина, но без перерас-
тания противоборства в прямое военное столкновение, в котором на данном
этапе стороны не заинтересованы и к которому не готовы.
ИСТОЧНИКИ
1. National Security strategy of the United States. The White House. Available at:
https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/10/12/ fact-
sheet-the-biden-harris-administrations-national-security-strategy/ p.23.
2. Indo-Pacific Strategy of the United States. February 2022. The White House,
Washington. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-
content/uploads/2022/02/U.S.-Indo-Pacific-Strategy.pdf
3. Асахи симбун, 14.11.2022.
4. The Japan Times, March 14, 2023.
5. Global Times, March 15, 2023
6. Асахи симбун, 13.11.2022.
7. Асахи симбун, 14.12.2021
8. Асахи симбун, 23.09.2022
9. Асахи симбун, 12.12.2021
10. Marking one year Since the Release of the Administration's Indo-Pacific Strate-
gy. US Department of State. February 2023.
11. Асахи симбун, 30.09.2022
12. Асахи симбун, 23.05.2022
13. Асахи симбун, 27.11.2022
97
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ASIA-PACIFIC REGION
2023; 8: 80-98
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
14. Washington Declaration. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-
room/statements-releases/2023/04/26/washington-declaration-2/
15. Statement on Indo-Pacific Economic Framework for Prosperity. Available at:
https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-
releases/2022/05/23/statement-on-indo-pacific-economic-framework-for-prosperity/
16. Жэньмин Жибао, 23.05.2022.
17. Global Times, 30.06.2022.
18. Жэньмин Жибао, 08.03.2023.
19. Совместное заявление Президента Российской Федерации и Председате-
ля Китайской Народной Республики о плане развития ключевых направлений
российско-китайского экономического сотрудничества до 2030 года. Available at:
http://www.kremlin.ru/supplement/5919
REFERENCES
Kampbell, K., Sullivan, J. «Competition Without Catastrophe», Foreign Affairs, Sep-
tember-October, 2019. Available at:
https://www.foreignaffairs.com/articles/china/competition-with-china-without-
catastrophe
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
ПАНОВ Александр Николаевич, док-
Alexander N. PANOV. Doctor of Scienc-
тор политических наук, главный науч-
es (Politics), Chief Researcher, Georgy
ный сотрудник Института США и Ка-
Arbatov Institute for U.S. and Canada
нады имени академика Г.А. Арбатова
Studies, Russian Academy of Sciences
Российской Академии наук (ИСКРАН)
(ISKRAN)
Российская Федерация, 121069, Москва,
2/3 Khlebny pereulok, Moscow, 121069,
Хлебный пер., д.2/3.
Russian Federation
Профессор МГИМО МИД РФ, Россий-
Professor, MGIMO University,
76,
ская Федерация, 119454, Москва, про-
Prospekt Vernadskogo, Moscow, 119454,
спект Вернадского, д.76
Russian Federation
Статья поступила в редакцию 18.06.2023 / Received 18.06.2023.
Поступила после рецензирования 25.06.2023 / Revised 25.06.2023.
Статья принята к публикации 26.06.2023 / Accepted 26.06.2023.
98