Уянаев С.В. Треугольник «США-Индия-Китай»: текущее состояние и перспективы
Uyanaev, S.V. The "USA-India-China" Triangle: Current State and Prospects
УДК 327
DOI: 10.31857/S2686673023080096
EDN: IHHJCS
Треугольник «США - Индия - Китай»:
текущее состояние и перспективы
C.В. Уянаев
Институт Китая и современной Азии РАН (ИКСА РАН).
117218, Российская Федерация, Москва, Нахимовский проспект, 32.
Scopus Author ID: https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=23486790800
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5471-8224
e-mail: svuyav@yahoo.com
Резюме. Отношения в треугольной политологической конфигурации «США-Индия-
Китай» отличаются заметными взаимозависимостями. Взаимодействуя в рамках треуголь-
ника по двусторонним линиям, каждая из стран учитывает подходы его «третьей» стороны
и стремится обеспечить себе оптимальные международные позиции. Для трехсторонней
конструкции характерны укрепление связей между США и Индией и достаточно сложные
отношения Пекина с Вашингтоном и Нью-Дели. Развитие обстановки в треугольнике име-
ет немалое значение для интересов России, поскольку касается двух приоритетных меж-
дународных партнеров РФ и ее главного внешнеполитического оппонента.
Ключевые слова: США, Индия, Китая, треугольник, двусторонние отношения, диа-
лог, перспективы
Для цитирования: Уянаев С.В. Треугольник «США-Индия-Китай»: текущее состо-
яние и перспективы. США & Канада: экономика, политика, культура. 2023; 53(8):99-
111. DOI: 10.31857/S2686673023080096
EDN: IHHJCS
The "USA-India-China" Triangle:
Current State and Prospects
Sergey V. Uyanaev
Institute of China and Conteporary Asia of the Russian Academy of Sciences (ICCA RAS).
32 Nahimovsky prosp., Moscow, 117218, Russian Federation;
Scopus Author ID: https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=23486790800
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5471-8224
e-mail: svuyav@yahoo.com
Abstract. Recent years the virtual triangle "USA-India-China" attracts an increased atten-
tion of many political experts. The article considers three bilateral lines the triangle, analyzes
their intersecting influence on each other. The author pays attention to the Chinese factor in the
dialogue between the United States and India, emphasizes the role of Washington in the com-
plex relations between New Delhi and Beijing, notes the influence of India on the interaction
between the United States and China. The conclusions about the significance of the situation in
the triangle for the interests of Russia are also drawn.
Keywords: USA, India, China, triangle, bilateral relations, dialogue, prospects
99
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ASIA-PACIFIC REGION
2023; 8: 99-111 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
For citation: Uyanaev S.V. The "USA-India-China" Triangle: Current State and Prospects.
USA &Canada: Economics, Politics, Culture. 2023; 53(8):99-111.
DOI: 10.31857/S2686673023080096
EDN: IHHJCS
ВВЕДЕНИЕ
Заметные перемены в мировом политическом ландшафте, которые нараста-
ли в последние годы в отношениях России и Запада, а также последовавшая за-
тем СВО, существенно ускорившая поляризацию мировых сил, коснулись самых
разных аспектов международной жизни. Не стали исключением тенденции, ха-
рактерные для отношений между крупными мировыми игроками, в том числе в
рамках важной для интересов России конфигурации «США - Индия - КНР».
Тема политологических треугольников, основанных на понимании, что каждый
входящий в них «угол» имеет значение для двух других, уже продолжительное
время привлекает внимание политиков и исследователей [А.Д. Воскресенский.
2001: 26-27], [Harry Harding. 2004 г.], [А.Д. Воскресенский. 2023: 231-250, 457].
К числу таких конструкций эксперты не первый год относят и американо-
индийско-китайскую «тройку» [Sithara Fernando. 2015], что справедливо и не
случайно.
Так, подходы и оценки США были важны для Индии и Китая во время по-
граничной войны между азиатскими гигантами в 1962 г., когда Вашингтон при-
нял сторону Нью-Дели [Tanvi Madan. 2020] Зеркальным примером историче-
ским примером может служит роль, которую в глазах США играли внешнепо-
литические подходы Индии и КНР в период холодной войны между США и Со-
ветским Союзом [Venu Rajamony. 2002: 9].
Экспертный интерес к отношениям между тремя столицами особенно возрос
в текущем столетии, по мере роста международных политических и экономиче-
ских позиций КНР и Индии и усиления в этой связи озабоченностей США по
поводу сохранения своего глобального и регионального лидерства. В любом
случае события в рамках треугольника обладают серьёзным потенциалом воз-
действия, которое, с учетом международного веса трех стран, явно выходит за
рамки только их собственных интересов. Вряд ли стоит особо доказывать, что
отношения в «тройке» переплетаются. Но не менее очевидно, что следующий из
этого итоговый результат изначально определяется особенностями трех заклю-
ченных в ней сложных двусторонних линий. И без обзора каждой из них вряд
ли возможно понимание происходящих здесь процессов. Особенно непростой
характер имеют американо-китайские и китайско-индийские связи. Свои осо-
бенности имеет и американо-индийский диалог.
100
Уянаев С.В. Треугольник «США-Индия-Китай»: текущее состояние и перспективы
Uyanaev, S.V. The "USA-India-China" Triangle: Current State and Prospects
США - ИНДИЯ: ПУТЬ К АЛЬЯНСУ
ИЛИ СОХРАНЕНИЕ ИНДИЙСКОЙ «АВТОНОМИИ»?
По меньшей мере последние полтора десятилетия - это период достаточно
явного и неуклонного развития отношений между Вашингтоном и Нью-Дели.
Ставшее заметным еще в период правления Дж. Буша-младшего и М. Сингха,
давших еще в 2005 г. старт важной для обеих сторон «ядерной сделке», взаимо-
действие было продолжено и при администрации Б. Обамы. Но особые обороты
оно набрало в последние без малого десять лет, при нынешнем главе индийско-
го кабинета Н. Моди, который с 2014 г. выстраивает отношения уже с третьим
президентом США. Достаточно привести такие цифры.
С 2001 г. по 2013 г. прошли три визита премьер-министра Индии в США и
два ответных визита американских президентов, которые дополнялись отдель-
ными встречами на полях международных мероприятий (например, Группа
двадцати (G20) в 2009-2010 и 2012 гг., саммит АСЕАН в 2011 г.). Всего, таким обра-
зом, за 13 лет, предшествовавших приходу к власти Н. Моди, прошло не более
дюжины встреч на высшем уровне.
На этом фоне с сентября 2014 г. взаимных визитов лидеров двух стран, вклю-
чая поездку Н. Моди в США в июне 2023 [1], насчитывалось уже восемь. Кроме
этого, регулярными и более частыми стали встречи на полях международных
форумов, которые умножились за счёт переговоров во время саммитов Группы
семи (G7), на них последние годы традиционно приглашается Индия [2], и че-
тырёхсторонней группировки (QUAD). В итоге можно констатировать, что за
последние неполные девять лет Н. Моди встречался с президентами Б. Обамой,
Д. Трампом и Дж. Байденом свыше полутора десятков раз.
Другой показатель - торговля. С начала нынешнего века объём двусторон-
ней торговли товарами вырос на порядок - с 12,3 до 128, 7 млрд долл. (по индий-
ской статистике) [3]. В последние два года США потеснили КНР с позиции глав-
ного торгового партнёра Индии, причём последние десять лет являются для
Индии главным экспортным рынком. Вместе с торговлей услугами (в 2022-2023
индийском фин. году - свыше 54,1 млрд долл.) общий торговый оборот между
двумя странами оценивается сегодня примерно в 180 млрд долларов [4].
Наконец, речь идёт о взаимодействии по вопросам обороны и безопасности,
в рамках с 2018 г. действует формат «2+2» (встречи министров обороны и ино-
странных дел каждой из сторон). Поставки американского оружия, стартовав с
еще недавно нулевой отметки, уже несколько лет назад приблизились по сум-
марному стоимостному объёму к 20 млрд долларов. Напомним, что уже ряд лет
США числят Индию в высшем ранге, применяемом для своих оборонных союз-
ников - в статусе «партнёра США» по НАТО [5]. Отметим, что в 2023 г. это
направление сотрудничества пополнилось новой дорожкой. Речь идёт о Диало-
ге по «критическим и новым технологиям» (квантовые, полупроводниковые,
космические проекты), который стартовал на уровне правительственных совет-
101
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ASIA-PACIFIC REGION
2023; 8: 99-111 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ников по национальной безопасности (А. Довал - Д. Салливан). Переговоры,
которые в США назвали «новой вехой в стратегическом партнёрстве в области
обороны и технологий», намечается проводить на регулярной основе, только с
января по май стороны встретились трижды [6].
Говоря о мотивах двустороннего сближения аналитики, справедливо выде-
ляют целый ряд факторов. Для Индии США важны как источник технологий и
инвестиций, так и как упомянутый экспортный рынок. Ядерная сделка 2005-
2008 гг. де-факто во многом обеспечила легитимность индийских ядерных про-
грамм без подписания Индией ДНЯО и ДВЗЯО [С. Уянаев. 2013:82]. США под-
держивают Индию как приоритетного кандидата на место постоянного члена в
случае соответствующей реформы Совбеза ООН.
Для США Индия также востребована как в экономическом, так и политиче-
ском смысле. Речь, в том числе, идёт о доступе на ёмкие индийские рынки ядер-
ной энергетики, торговых и промышленных инвестиций и вооружений. США
заинтересованы и в военно-политическом взаимодействии с региональной дер-
жавой, чьё влияние является серьёзным фактором развития обстановки в важ-
ной для американских интересов зоне Индийского океана.
Интересы зачастую носят встречный характер, причём весьма заметно они
пересекаются в точке, где речь идёт о Китае. В нынешних внешнеполитических
доктринах США, начиная со Стратегии национальной безопасности, политика
КНР обозначена в качестве «самого серьёзного геополитического вызова» инте-
ресам США, в том числе в Индо-Тихоокеанском регионе, откуда Китай, по
утверждениям США, стремится их вытеснить. Понятно, что привлечение на
свою сторону Индии мыслится в Вашингтоне как важный инструмент ответа на
этот вызов. Не случайно в своих стратегиях по ИТР США (2018-2022 гг.) неиз-
менно уделяют Индии повышенное внимание, рассматривая её роль в контексте
сдерживания растущего регионального влияния КНР.
Индия, в свою очередь, имея не простую историю отношений с КНР и испы-
тывая перманентное давление не решенных с северным соседом проблем, преж-
де всего пограничной, также проявляет озабоченность китайским фактором и
объективно ищет возможности «сбалансировать Китай», в том числе на пути
взаимодействия с США, Японией и рядом другим стран.
События последнего времени показывают, что тенденция развития двусто-
ронних отношений на основе данных мотиваций, в том числе связанных с
КНР, продолжает развиваться. Так, в ходе встреч Дж. Байдена с Н. Моди, три-
жды прошедших в 2022 г. на полях различных форумов в 2022 г. и майских
(2023 г.) контактов во время саммита четырёхсторонней группы в Хиросиме,
стороны вновь говорили о значимости взаимодействия не только в « четвёрке»
, но и в формате «2+2» [7]. На вопрос, затрагивался ли в Хиросиме вопрос о Ки-
тае, официальный представитель индийского МИД, не отвечая прямо, отметил
тем не менее, что «лидеры четвёрки взаимодействуют, в том числе в двусто-
102
Уянаев С.В. Треугольник «США-Индия-Китай»: текущее состояние и перспективы
Uyanaev, S.V. The "USA-India-China" Triangle: Current State and Prospects
роннем формате, чтобы смягчить некоторые проблемы, которые они видят в
регионе» [8].
Отдельным штрихом в текущей американо-индийской повестке можно счи-
тать подходы к украинскому кризису. Пока Индия, продолжая декларировать
приверженность политике «стратегической автономии», противостоит давле-
нию США, пытающихся склонить Нью-Дели к осуждению России и антирос-
сийским санкциям. При этом нельзя не заметить, что, как ещё весной прошлого
года отметили наблюдатели, «среди государств, не участвующих в войне санк-
ций против России, Индия остаётся единственной страной, развивающей все
более тесное глобальное стратегическое партнёрство с США» [9].
Добавим, что после саммита Группы семи в Хиросиме Индия стала един-
ственной пока страной, чей высший руководитель провёл личные переговоры с
президентом Украины.
АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИЙ УГОЛ
К сказанному выше относительно американских взглядов Вашингтона на
политику КНР следует добавить, что произошедшее во второй половине 2010-х
годов усиление напряжённости в двусторонних отношениях, к середине 2023 г.
по-прежнему давало о себе знать. Начавшееся формально с обострения разно-
гласий по торговым вопросам, оно в итоге явно сместилось в объективно неиз-
бежную плоскость геополитической конкуренции, которая усугубляется базо-
выми различиями в идеологии, системах общественно политических ценностей,
в выбранных путях и моделях развития.
США упрекают Китай в «авторитаризме, агрессии и политике принужде-
ния», «стремлении к региональному и глобальному господству». При этом Ва-
шингтон говорит и о возможность «конкурентного диалога». Но такую перспек-
тиву США видят лишь на своих собственных условиях, когда Китай действовал
бы в рамках некой созданной вокруг него «стратегической среды» [10] и «на
принципе прозрачности» поддерживал «основанный на правилах международ-
ный порядок» [11].
Эти подходы Пекин считает для себя неприемлемыми. Весьма четко это про-
звучало недавно на мартовской (2023 г.) сессии китайского парламента (ВСНП).
Так, выступая на панельной дискуссии, глава КНР Си Цзиньпин необычно
жёстко заявил, что «западные страны во главе с США осуществили всестороннее
сдерживание, окружение и подавление Китая, и это создало беспрецедентно се-
рьёзные проблемы для развития страны» [12].
В свою очередь глава МИД КНР Цинь Ган на прошедшей в рамках сессии
пресс-конференции назвал «серьёзным искажением» американскую оценку Ки-
тая как «стратегического противника США», заявил, что официальный тезис
США о «конкуренции» с КНР — это лишь прикрытие политики, которая на са-
мом деле направлена на «всестороннее сдерживание и подавление» КНР [13].
103
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ASIA-PACIFIC REGION
2023; 8: 99-111 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Был выделен вопрос Тайваня, что не случайно, поскольку именно прошло-
годний визит на остров спикера Палаты представителей Конгресса США привёл
к до сих пор дающим о себе знать негативным последствиям для их отношений
Вашингтона с Пекином. Китайский министр вновь напомнил, что нарушение
своих интересов по тайваньскому вопросу КНР по-прежнему считает «главной
красной чертой в китайско-американских отношениях». К числу вызовов вновь
были отнесены также американские концепции и стратегии Индо-
Тихоокеанского региона, которые Китай рассматривает как шаги, нацеленные в
итоге на создание азиатской версии НАТО.
Одновременно КНР показательно указывает, что дверь к нормальным отно-
шениям с США он держит открытой: куратор китайской дипломатии в ЦК
Компартии Китая, предшественник Цинь Гана на посту министра иностранных
дел Ван И, говоря о задачах внешней политики страны на 2023 г., подчёркивал,
что, несмотря на имеющееся серьёзные проблемы, «в новых обстоятельствах
общие интересы Китая и США увеличились, а не уменьшились». А на сессии
ВСНП Цинь Ган отметил важность «разрешения китайско-американских проти-
воречий», путь к которому зависит от степени внимания «правительства США к
голосам двух народов».
Разрешить эти противоречия будет, похоже, не просто, что подтвердили не-
давние новые обострения. На фоне ещё не утихших взаимных претензий в связи
со сбитым в феврале 2023 г. над Америкой китайским аэростатом и отменой в
этой связи визита в КНР, запланированного госсекретарем США, в апреле по-
следовало посещение США главой Тайваня Цай Инвэнь. Это в очередной раз не
могло не вызвать негативной реакции Пекина.
При всех существующих проблемах нельзя не заметить, что объективно со-
зданные в прошлые десятилетия отношения экономической взаимозависимости,
предопределяют в целом сохранение высокого уровня двусторонней торговли.
С 2018 г., когда отчётливо стала звучать тема «торговых войн», по 2022 г. объём
двусторонней торговли товарами лишь увеличился - с 633 до 769 млрд [14]. Это
не отменяет того факта, что одним из центральных инструментов «сдерживания
КНР», объявившей на недавнем партийном съезде задачу превращения в пере-
довое инновационное государство, Соединённые Штаты считают как раз меры
экономического порядка, которые фокусируются, прежде всего, в санкциях про-
тив китайского сектора высоких технологий.
Своё место в неоднозначной повестке китайско-американского диалога, как
уже косвенно отмечалось, имеет индийский фактор. По меньшей мере, выстраи-
вая отношения с Вашингтоном, в Пекине внимательно следят за диалогом Ин-
дии с США. Подчёркивается, в частности, что «идея объединения с США для
сдерживания Китая всегда была популярна в стратегических кругах Нью-Дели»,
однако высказывается мнение, что в Индии понимают риски превращения её в
этом случае «в зависимый инструмент американской политики» [15].
104
Уянаев С.В. Треугольник «США-Индия-Китай»: текущее состояние и перспективы
Uyanaev, S.V. The "USA-India-China" Triangle: Current State and Prospects
СЛОЖНЫЙ ДИАЛОГ ЧЕРЕЗ ГИМАЛАИ
Индийско-китайская линия треугольника «США - Индия - КНР» отличается
собственными непростыми особенностями, в которых соседствуют элементы
сотрудничества и конкуренции. Наряду с заинтересованностями во взаимодей-
ствии в двустороннем диалоге присутствуют исторически не решенные терри-
ториальные вопросы, экономические трения, взаимная подозрительность, в том
числе со стороны Пекина в связи с американо-индийским сближением.
С 1990-х годов между странами в целом наблюдалась достаточно оживленная
линия поэтапного наращивания сотрудничества. Не случайно, в 2005 г. стороны
декларировали выход на уровень стратегического партнёрства. Однако летом
2020 г., когда на спорном участке границе в гималайском Ладакхе произошли
столкновения, принесшие первые за предыдущие 45 лет человеческие жертвы,
отношения были подвергнуты серьёзным испытаниям. События в Гималаях за-
метно осложнили практически всю двустороннюю повестку - от политических
связей и оборонного сотрудничества до экономического и гуманитарного взаимо-
действия. Достаточно сказать, что после конфликта в Ладакхе не проведено ни
одного визита на высшем уровне, имела место лишь мимолетная встреча на полях
прошлогоднего саммита Группы двадцати на Бали. И это на фоне того, что
предыдущие шесть лет Си Цзиньпин и Н. Моди в рамках взаимных визитов и пе-
реговоров на полях многосторонних форумов встречались около двух десятков
раз.
Обоюдные шаги по налаживанию прежних дорожек взаимодействия скла-
дываются не просто, что в первую очередь связано с трудностями взаимоприем-
лемого разведения войск в Ладакхе, которое всё ещё не завершено. Более того, в
декабре 2023 г. произошёл очередной заметный пограничный инцидент, на этот
раз в округе Таванг в восточном секторе границы, который, к счастью, не привёл
к жертвам и был достаточно быстро купирован.
Тем не менее, известные подвижки к лучшему происходят. Прежде всего, по-
этапно возобновляется полновесный диалог на уровне глав внешнеполитиче-
ских ведомств. В конце марта 2022 г. в Пекине с первым визитом с момента
обострения отношений побывал тогдашний министр иностранных дел КНР
Ван И. В течении последующих 14 месяцев главы МИД встретились ещё трижды.
Темами обмена мнениями были шаги по снижению напряжённости на границе
и возвращению отношений на прежний позитивный уровень, высказывалась
взаимная заинтересованность «в стабильных и предсказуемых отношениях».
При этом следует обратить внимание на важный пункт взаимных преткно-
вений. Индия, придерживаясь давнего подхода о приоритетности решения по-
граничных проблем как основы для полноценного диалога, продолжает делать
упор на своём видении пограничного размежевания после событий лета 2020 г.
Именно на этом был сделан упор в заявлении индийского МИД после встречи
его главы С. Джайшанкара с Ван И на полях министерской встречи Группы два-
105
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ASIA-PACIFIC REGION
2023; 8: 99-111 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
дцати в июле 2022 г. на Бали, где индийская сторона призвала в первую очередь
«к скорейшему разрешению всех нерешенных вопросов вдоль Линии фактиче-
ского контроля Восточном Ладакхе, подтвердила необходимость завершения
размежевания во всех оставшихся районах для восстановления мира и спокой-
ствия». Согласно заявлению, «оба министра подтвердили, что военные и дипло-
маты двух сторон должны продолжать поддерживать регулярные контакты в
этих целях [16]. Эту же позицию С. Джайшанкар акцентировал на аналогичной
встрече уже с новым министром иностранных дел КНР Цинь Ганом, которая
прошла в рамках мероприятий Группы двадцати в Дели в марте 2023 г., когда
заявил, что ситуация на границе «остаётся ненормальной» [17].
Особенность позиции китайской стороны также хороша известна: сложности
пограничного размежевания и решение территориальной проблемы в целом
она не считает непременным условием развития отношений в других сферах и
поэтому с большей (в сравнении с индийскими партнёрами) очевидностью де-
монстрирует к готовность к развитию прежнего широкого спектра отношений.
На очередной встрече с индийским коллегой, прошедшей в Нью-Дели 5 мая
2023 г. на полях министерской встречи ШОС, Цинь Ган назвал обстановку на
китайско-индийской границе «в целом стабильной». Он вновь заявил о «готов-
ности Китая работать с Индией для активизации диалога, а также для сотруд-
ничества в многосторонних рамках, углубления координации и сотрудничества
по международным и региональным вопросам» [18].
В силу перечисленных обстоятельств (к ним можно добавить настороженное
отношение Индии к китайской трансконтинентальной инициативе «Пояс и
путь», ответные упреки Пекина по поводу «переманивания» в Индию желаю-
щих переехать из Китая предприятий и «захвата Индией некоторых звеньев ки-
тайских производственных цепочек», а в итоге
- и фактор глобально-
региональной конкуренции), сегодня трудно ожидать, что отношения между
азиатскими гигантами в сжатые сроки избавятся как от давних, так и вновь воз-
никающих противоречий.
Хотя и обострения по примеру событий 2020 г. в Ладакхе видятся маловеро-
ятными, поскольку они объективно контрпродуктивны для обеих сторон, плюс
каждая из них декларирует общее намерение улучшить отношения. Фактором
взаимных заинтересованностей остается и товарооборот, объём которого, не-
смотря на политические сложности и недавнюю пандемию, с 2019 г. возрос (со-
гласно официальному сайту китайской таможни) на 46,5% - до рекордных
136 млрд долларов.
В любом случае, для отношений Пекина и Нью-Дели в ближайшей перспек-
тиве наиболее вероятным видится достаточно сдержанный сценарий. Заметим,
что подобной оценки придерживаются и региональные эксперты, полагая, что
2023 год не принесёт большего, чем «маневрирование с обеих сторон, чтобы ис-
пользовать любые рычаги в игре на превосходство» [20].
106
Уянаев С.В. Треугольник «США-Индия-Китай»: текущее состояние и перспективы
Uyanaev, S.V. The "USA-India-China" Triangle: Current State and Prospects
Свою лепту в сохраняющееся взаимное недоверие и весьма осторожные про-
гнозы вносит и фактор США. К сказанному на эту тему стоит добавить, что в
контексте своей стратегии привлечения Индия к сдерживанию КНР США зача-
стую открыто отходят от деклараций о «непредвзятой» позиции в китайско-
индийском пограничном споре, в рамках которой в США говорили недавно да-
же о возможности своей посреднической роли [21]. Так, комментируя упомяну-
тое пограничное обострение в декабре 2022 г. в Таванге пресс-секретарь Мини-
стерства обороны П. Райдер прежде всего выразил опасения «продолжением
накапливания Китаем силы и создание им военной инфраструктуры» в пригра-
ничных районах с Индией, подчеркнув, что США будут «по-прежнему непоко-
лебимо привержены обеспечению безопасности своих партнеров, в полной мере
поддерживают действия Индии, направленные на деэскалацию ситуации» [22].
Понятно, что подобные заявления и шаги резко негативно воспринимается в
Пекине и вряд ли способствуют решению между Китаем и Индией пограничной
и других проблем.
«НЕСПОКОЙНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК»
Иными словами, ситуация в треугольнике «США - Индия - КНР» носит
многослойный характер, представляет картину переплетения тенденций со-
трудничества и конкуренции, сочетания и расхождения интересов.
Очевидной является взаимосвязь трёх линий двусторонних отношений треуголь-
ника, когда взаимодействие между собой любой пары его углов испытывает влияние
третьего. Наглядным примером служит китайский фактор в отношениях между Ва-
шингтоном и Нью-Дели. Он не афишируется официально, но объективно служит
важным мотивом сближения. Не случайно, в засекреченной в 2018 г., но затем опуб-
ликованной Рамочной стратегии США в Индо-Тихоокеанском регионе прямо указы-
валось на целевую задачу, согласно которой «сильная Индия в сотрудничестве со
странами-единомышленниками способна составить противовес Китаю» [23].
Фактор Индии зеркально значим для китайско-американских отношений, а
крепнущий американо-индийский диалог не может не оказывать своего влия-
ния на китайско-индийскую повестку. Разница состоит в том, что в первом слу-
чае (США - Индия) «третий угол» играет роль катализатора отношений, в двух
других служит для них негативным раздражителем.
Можно вспомнить, что для политологических треугольников уже достаточно
давно были предложены основные поведенческие типологии: «одна сторона по-
средничает в конфликте двух других; «двое против одного»; скоординирован-
ные действия всех трёх» [Harry Harding. 2004]. Очевидно, что для конструкции
«США - Индия - КНР» пока вряд ли актуальна «модель совместных действий»,
но к ней вполне применима концептуальная характеристика, предложенная в
своё время Г. Киссинджером, согласно которой США имеют преимущество в
подобных конфигурациях, если их отношения с двумя другими участниками
107
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ASIA-PACIFIC REGION
2023; 8: 99-111 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
«треугольника» лучше, чем у последних между собой. Те же не утихающие ки-
тайско-индийские противоречия, играющие в этом смысле «на руку» американ-
скому «углу» - достаточная тому иллюстрация.
Но тезис патриарха американской дипломатии работает, похоже, и с точки
зрения интересов Индии и Китая.
Индии, дружащей с США, но без нарушения «красных линий» в связях с
КНР, выгодна нынешняя китайско-американская напряжённость, повышающая
её востребованность в глазах и Вашингтона, и Пекина.
В менее предпочтительном положении в такой расстановке находится сего-
дня Пекин. Его отношения с Вашингтоном и Нью-Дели (особенно на фоне
крепнущей американо-индийской линии) переживают сегодня не лучший пе-
риод, но именно поэтому можно полагать, что Китай вряд ли заинтересован в их
дальнейшей стагнации.
Можно прогнозировать, что именно в этой логике и в этих нынешних алгорит-
мах, нацеленных на обеспечение наиболее предпочтительных для себя междуна-
родных позиций как в самом треугольнике, так и за счёт него, в обозримой перспек-
тиве будет действовать каждая из трёх стран: США будут стараться использовать
индийский потенциал в противодействии КНР и с не афишируемым удовлетворе-
нием извлекать выгоду из китайско-индийской напряжённости; Индия, воздержи-
ваясь от провоцирования Китая, будет опираться в отношениях с ним «американ-
ский козырь». Наконец Китай будет пытаться выправить положение в «тройке» за
счёт ухода от излишних споров и конфронтации как с Вашингтоном, так и Нью-
Дели, параллельно убеждая Индию в рисках слишком тесных отношений с США.
Для России события в треугольнике, в котором участвуют её два приоритет-
ных стратегических партнёра и главный внешнеполитический оппонент, имеют
безусловную важность.
Во-первых, критическое значение имеет способность азиатских партнёров
РФ устоять перед нажимом США, стремящимся привлечь Китай и Индию к
международной изоляции России.
В-вторых, отдельным вызовом служит усиление американо-индийского
партнёрства, чреватое ущербом отношениям Индии не только с Китаем, но и с
Россией. Такие риски уже сегодня позволяют ряду обозревателей констатиро-
вать, что «Индия готова теперь более тесно сотрудничать с США, даже рискуя
разозлить Китай», причём «зашли в тупик» и её «связи с объединениями, в ко-
торых она участвует вместе с РФ и КНР» (ШОС, БРИКС, РИК [24].
Даже с поправкой на излишний алармизм подобных оценок эти обстоятель-
ства серьёзно актуализируют для России, как минимум, задачу сохранения по-
зитивного уровня её отношений как с КНР, так и Индией. Не слишком простой
для решения и раньше, это вопрос сегодня усложнился, что, однако, не отменяет
поиска ответа на возросший вызов. Одним из путей является дальнейшее поощ-
рение участия Индии в работе ШОС (используя в том числе её председательство
в Организации 2023 г.), а также в БРИКС. Особую роль сыграла бы активизация
108
Уянаев С.В. Треугольник «США-Индия-Китай»: текущее состояние и перспективы
Uyanaev, S.V. The "USA-India-China" Triangle: Current State and Prospects
структуры диалога «Россия - Индия -Китай», которая, помимо позитивного
влияния на китайско-индийский диалог, объективно способна балансировать
претензии США на мировое доминирование.
ИСТОЧНИКИ
1. Премьер Индии Моди 22 июня приедет в США с государственным визитом.
10.05.2023. Available at: https://regnum.ru/news/3804672 (accessed: 21.05.2023).
2. Visit of Prime Minister Shri Narendra Modi to Germany and UAE (June 26-28,
2022). Available at: https://www.mea.gov.in/outgoing-visit-
info.htm?2/1366/Visit+of+Prime+Minister +Shri
+Narendra+Modi+to+Germany+and+UAE+June+2628+2022 (accessed: 22.05.2023).
3. Government of India/ Ministry of Commerce and Industry. Dated: 31.05.2023. Availa-
ble at: https://tradestat.commerce.gov.in/eidb/iecnttopn.asp (accessed: 31.05.2023).
4. Government of India Ministry of External Affairs. India-US Bilateral Relations -
A Brief. Available at: https://www.mea.gov.in/Portal/ForeignRelation/IndUs.pdf
(accessed: 24.05.2023).
5. US senate passes law to bring India at par with NATO allies. Jul 03, 2019. Avail-
able at: https://economictimes.indiatimes.com/news/ defence/us-senate-passes-
legislative-provision-to-give-india-nato-ally-like-status/articleshow
/70037824.cms?utm_source=contentofinterest&utm_ medium= text&utm
_campaign=cppst / (accessed: 24.05.2023).
6. US NSA Jake Sullivan welcomes Ajit Doval at White House to launch next mile-
stone in US-India strategic partnership. Available at:
https://aninews.in/news/world/us/us-nsa-jake-sullivan-welcomes-ajit-doval-at-
white-house-to-launch-next-milestone-in-us-india-strategic-
partnership20230201090308/ (accessed: 28.05.2023).
7. Government of India Ministry of External Affairs. Outoging-visits. Available at:
https://www.mea.gov.in/outoging-visit-
detail.htm?35885/Prime+Ministers+meeting+with +President+of+USA+on+
the+sidelines+ of+the+G20+Summit+in+Bali(accessed: 29.05.2023).
8. Government of India Ministry of External Affairs. Outoging-visits. Available at:
https://www.mea.gov.in/outoging-visit-detail.htm?36583/Transcript+of+Special+ Brief-
ing+by+Foreign+Secretary+on+Prime+Ministers+visit+to+Hiroshima+Japan+May+20+2
023 (accessed: 29.05.2023).
9. С. Строкань. Хинди янки бхай бхай. США стремятся стать главным партнёром
Дели. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/5305416 (accessed: 29.05.2023).
10. Antony J. Blinken, The (Biden) Administration's Approach to The People's Republic
of China, May 26, 2022. Available at: https://china.usc.edu/antony-j-blinken-biden-
administrations-approach-peoples-republic-china-may-26-2022(accessed: 28.05.2023).
11. Department of Defense’s June 2019 Indo-Pacific Strategy Report. Available at :
https://media.defense.gov/2019/Jul/01/2002152311/-1/-1/1/DEPARTMENT-OF-
DEFENSE-INDO-PACIFIC-STRATEGY-REPORT-2019.PDF/ (accessed: 23.05.2023).
109
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ASIA-PACIFIC REGION
2023; 8: 99-111 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
12. С Россией против Запада. Китай обозначил свои цели.13.03.2023. Available
at: https://ria.ru/20230313/kitay-1857029869.html (accessed: 31.05.2023).
13. Вопросы и ответы Министра иностранных дел Цинь Гана на пресс-
конференции, посвященной внешней политике Китая и международным отно-
шениям. 2023-03-08. Available at:
https://www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/202303/t20230308_11037323.html (accessed:
31.05.2023).
14. Imports and Exports by Country Region of Origin/Destination, 12.2022.
Available at: http://english.customs.gov.cn/Statics/2d05960c-26ca-453b-b7b6-
ce4d7af378b1.html (accessed: 19.05.2023).
15. Qian Feng. Alliance with US will crush India’s great power fantasies. Nov 01,
2021. Available at:
https://www.globaltimes.cn/page/202111/1237838.shtml(accessed: 19.05.2023).
16. Jaishankar meets Chinese Foreign Minister Wang Yi in Bali, calls for early reso-
lution of LAC row. Available at: https/indianexpress.com/article/india/eam-
jaishankar-chinese-fm-wang-meet-in-bali-8014092/ (accessed: 29.05.2023).
17. India, China discuss on LAC; Jaishankar calls state of relations ‘abnormal’.
Available at: www.thehindu.com/news/national/g20-foreign-ministers-meet-india-
china-discuss-on-lac-jaishankar-calls-state-of-relations-abnormal/article66572982.ece
(accessed: 29.05.2023).
18. Цинь Ган встретился с главой МИД Индии Субраманьямом Джайшанка-
ром. 2023-05-05. Available at:
https://www.fmprc.gov.cn/eng/zxxx_662805/202305/t20230505_ 11070924.html/
(accessed: 18.05.2023).
19. Long Xingchun. Indian companies should seek cooperative development ra-
ther than trying to replace Chinese firms. 2020/4/28. Available at:
https://www.globaltimes.cn/content/1187061.shtml(accessed: 18.05.2023).
20. Jagannath Panda. The Tawang Effect: Forecasting China-India Relations in
2023. January 09, 2023. Available at: https://thediplomat.com/2023/01/the-tawang-
effect-forecasting-china-india-relations-in-2023/ (accessed: 28.05.2023).
21. Трамп подтвердил готовность посредничать в урегулировании ситуации
на границе Индии и КНР. 29 мая 2020. Available at:
https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/8594835 (accessed: 24.05.2023).
22. Строкань С. Китай и Индия делят горы, море и киберпространство.14.12.2022.
Available at: https://www.kommersant.ru/doc/5721466(accessed: 28.05.2023).
23. The US Strategic Framework for the Indo-Pacific. IPS-Final-Declass.pdf Avail-
able at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2021/01/IPS-Final-
Declass.pdf (accessed: 31.03.2023).
24. Tanvi Madan. China Has Lost India. How Beijing’s Aggression Pushed New
Delhi to the West. October 4, 2022. Available at:
https://www.foreignaffairs.com/china/china-has-lost(accessed: 26.05.2023).
110
Уянаев С.В. Треугольник «США-Индия-Китай»: текущее состояние и перспективы
Uyanaev, S.V. The "USA-India-China" Triangle: Current State and Prospects
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Воскресенский А.Д. Геостратегичечкая геометрия в мировой политике. Ки-
тай в мировой политике. Отв. ред. А.Д. Воскресенский. Москва, "Политическая
энциклопедия". 2001, 527 с. ISBN: 5-9228-0023-X
Логика новой мироустроительной архитектоники и стратегии держав. Отв.
ред. А.Д. Воскресенский. Москва, 2021. 576 с. ISBN: 978-5-9905967-5-7
Уянаев С. Россия-Индия-Китай: в контурах нового миропорядка. Отв. ред.
В.С. Мясников. М., 2019. 321 с. ISBN:978-5-8199-0870-9
REFERENCES
Voskresensky, A.D. Geostrategichechkaia geometriia v mirovoi politike [Geo-
strategic geometry in world politics] (In Russ.). China in World Politics. Ed. by A.D.
Voskresensky. Moscow, "Political Encyclopedia". 2001, 527 p. ISBN: 5-9228-0023-X
Logika novoi miroustroitel'noi arkhitektoniki i strategii derzhav [The logic of the
new world-building architectonics and the strategy of the powers] (In Russ.). Ed. by
A.D. Voskresensky. Moscow, 2021. 576 p. ISBN: 978-5-9905967-5-7
Uyanaev, S. Rossiia-Indiia-Kitai: v konturakh novogo miroporiadka [Russia-India-
China: in the Contours of a new world order]. Ed. by V.S. Myasnikov. M., 2019. 321 p.
ISBN:978-5-8199-0870-9
Harry Harding. The Evolution of the "Strategic Triangle"/ The India-China Rela-
tionship. Francine R Frankel and Harry Harding (eds), Columbia University Press.
April 2004, 352 рages. ISBN: 9780231132374
Sithara Fernando (Editor) United States-China-India Strategic Triangle in the Indi-
an Ocean Region: K W Publishers Pvt Ltd. April 4, 2015. 190 p. ISBN-10:9383649488
Madan, T. Fateful Triangle. How China Shaped U.S.-India Relations During the
Cold War. Brookings Institution Press, February 4, 2020. 397 pages /
ISBN: 9780815737711
Rajamony, V. India-China-U.S. Triangle: A ‘Soft’ Balance of Power System in the
Making. CSIS. March 15, 2002. 47 pages. Available at:
https://storage.googleapis.com/venurajamony/2016/11/india-china-us-triangle.pdf
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
УЯНАЕВ Сергей Владимирович,
Sergey V. UYANAEV, Candidate of
кандидат исторических наук, за-
Sciences (History), Deputy Director,
меститель директора Института Китая
Institute China and Contemporary Asia
и современной Азии Российской
of the Russian Academy of Sciences.
академии наук.
Российская Федерация, 117218 Москва,
32 Nahimovsky prosp., Moscow, 117218,
Нахимовский проспект, 32.
Russian Federation.
Статья поступила в редакцию 03.06.2023 / Received 03.06.2023.
Поступила после рецензирования 14.06.2023 / Revised 14.06.2023.
Статья принята к публикации 16.06.2023 / Accepted 16.06.2023.
111