АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ASIA-PACIFIC REGION
2023; 8: 112-124 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
JEL: F53
УДК: 327(5-012): 327
DOI: 10.31857/S2686673023080102
EDN: IHQXQX
Юго-Восточная Азия в контексте соперничества
США и КНР
А.Ф. Клименко
Институт Китая и современной Азии Российской академии наук
(ИКСА РАН).
Российская Федерация, 117997, Москва, Нахимовский пр-т, д. 32.
РИНЦ ID: 250693 ORCID: 0000-0003-4925-6229 e-mail: klimenko46@mail.ru
Резюме: В статье рассматриваются особенности обстановки в Юго-Восточной Азии
(ЮВА) с точки зрения вопросов военной безопасности и в связи с ситуацией, складываю-
щейся в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР).
Серьёзным дестабилизирующим фактором в регионе остаётся наличие внутрирегио-
нальных противоречий - политических, территориальных и этноконфессиональных, ко-
торые используются внерегиональными акторами под эгидой США.
Определив в качестве основных соперников Китай и Россию, Вашингтон усовер-
шенствовал свою Индо-Тихоокеанскую стратегию, активизировал деятельность имею-
щихся и приступил к формированию новых военно-политических альянсов, на базе ко-
торых предусматривается создание Азиатско-Тихоокеанского филиала НАТО для их
сдерживания.
Политике Вашингтона в ЮВА противостоит Ассоциация государств Юго-Восточной
Азии (АСЕАН), которая исходит из своей центральной роли в эволюции региональной
архитектуры безопасности. В условиях обостряющегося соперничества между США и
Китаем АСЕАН видит путь к преодолению комплекса региональных противоречий в со-
здании системы безопасности на основе механизмов, ассоциированных с АСЕАН. ИТР в
концепции АСЕАН предстаёт как регион диалога и сотрудничества, а не конкуренции,
открытый для участия в проекте и Китая и других заинтересованных государств. Автор
приходит к выводу, что такая постановка вопроса оправданна как с точки зрения страте-
гических интересов самих стран ЮВА, так и в целом всего ИТР.
Анализируя принятую Вашингтоном стратегию, автор полагает, что она становится
долгосрочным фактором стратегического планирования в Министерстве обороны. Её ос-
новной целью будет силовое противодействие политике Китая и оказание нажима на Рос-
сию и АСЕАН, стремящихся противостоять доминированию США в ИТР.
В сложившихся условиях обстановки необходимо дальнейшее укрепления всеобъем-
лющего стратегического партнёрства России с Китаем и углубление их сотрудничества с
АСЕАН на основе совпадающих интересов в целях обеспечения региональной безопасно-
сти и стабильности.
Ключевые слова: Юго-Восточная Азия, АСЕАН, Индо-Тихоокеанская стратегия
США, российско-китайское сотрудничество, безопасность, стабильность
112
Клименко А.Ф. Юго-Восточная Азия в контексте соперничества США и КНР
Klimenko, A.F. Southeast Asia in the Context of the Rivalry between the USA and China
Для цитирования: Клименко А.Ф. Юго-Восточная Азия в контексте соперничества
США и КНР. США & Канада: экономика, политика, культура. 2023; 53(8):112-124.
DOI: 10.31857/S2686673023080102
EDN: IHQXQX
Southeast Asia in the Context of the Rivalry
between the USA and China
Anatoly F. Klimenko
Institute of China and Modern Asia of the Russian Academy of Sciences (ICSA RAS).
32 Nakhimovsky Ave., Moscow, 117997, Russian Federation.
РИНЦ ID: 250693 ORCID: 0000-0003-4925-6229 e-mail: Klimenko46@mail.ru
Abstract: The article examines the specifics of the situation in Southeast Asia (Southeast
Asia) from the point of view of military security issues and in connection with the situation in
the Indo-Pacific region (ITR).
The author proceeds from the fact that a serious destabilizing factor in the region remains
the presence of intraregional contradictions - political, territorial and ethno-confessional, which
are used by extra-regional actors under the auspices of the United States.
Having identified China and Russia as the main rivals, Washington improved its Indo-Pa-
cific strategy, activated the activities of existing ones and began to form new military-political
alliances, on the basis of which it is envisaged to create an Asia-Pacific branch of NATO to
contain them.
The author believes that Washington's policy in Southeast Asia is opposed by the Associa-
tion of Southeast Asian Nations (ASEAN), which proceeds from its central role in the evolution
of the regional security architecture. In the context of the escalating rivalry between the United
States and China, ASEAN sees a way to overcome the complex of regional contradictions in
creating a security system based on mechanisms associated with ASEAN. In the ASEAN con-
cept, the ITR appears as a region of dialogue and cooperation, not competition, open to China
and other interested states to participate in the project. The author comes to the conclusion that
such a statement of the question is justified both from the point of view of the strategic interests
of the Southeast Asian countries themselves, and in general of the entire ITR.
Analyzing the strategy adopted by Washington, the author believes that it becomes a long-
term factor of strategic planning in the Pentagon. Its main goal will be to forcefully counter
China's policy and put pressure on Russia and ASEAN, which seek to resist the dominance of
the United States in the IT.
In his opinion, in the current conditions of the situation, it is necessary to further
strengthen the comprehensive strategic partnership between Russia and China and deepen co-
operation with ASEAN on the basis of common interests in order to ensure regional security
and stability.
Keywords: Southeast Asia, ASEAN, Indo-Pacific Strategy of the USA, Russian-Chinese co-
operation, security, stability.
For citation: Klimenko A.F. Southeast Asia in the Context of the Rivalry between the USA
and China. USA & Canada: Economics, Politics, culture.
2023;
53(8):112-124.
DOI: 10.31857/S2686673023080102
EDN: IHQXQX
113
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ASIA-PACIFIC REGION
2023; 8: 112-124 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ВВЕДЕНИЕ
Юго-Восточная Азия, как и весь АТР, сегодня находится в фокусе внимания
различных экспертов-международников и политологов. Ситуация на этом
направлении анализируется в Институте США и Канады РАН [Степанов А.С.
2022], в трудах Института мировой экономики и международных отношений
РАН, в публикациях Российского Совета по международным делам, а также жур-
нала «Россия в глобальной политике» и других научных изданиях.
Общее мнение экспертного сообщества сводится к тому, что в начале нового
столетия процессы, способствующие снижению напряжённости и укреплению
стабильности в межгосударственных отношениях, постепенно начали замед-
ляться. Партнёрские отношения и сотрудничество расположенных в регионе гос-
ударств в интересах обеспечения региональной безопасности и стабильности
подменяются соперничеством и противоборством ведущих региональных и
внерегиональных акторов за обеспечение или сохранение лидирующих позиций.
В Юго-Восточной Азии, равно как и на всём пространстве Азиатско-Тихо-
океанского региона, наиболее характерным дестабилизирующим фактором
остаются политические, территориальные и этноконфессиональные противо-
речия. Неспособность внутрирегиональных государств разрешить их в полной
мере используется США для сохранения своей ведущей роли и лидирующих
позиций в АТР на фоне набирающих силу Китая, Индии, Вьетнама и некоторых
других стран региона. С учётом этого существующие стратегические концеп-
ции в Соединённых Штатах Америки, касающиеся АТР, были трансформиро-
ваны администрацией президента Дж. Байдена в новую Индо-Тихоокеанскую
стратегию [1].
Принятием данного документа США подчеркнули ключевое значение реги-
она, а также «зафиксировали на бумаге» расширение своего военно-политиче-
ского присутствия в Азии, уделив больше внимания взаимодействию с союзни-
ками и партнёрами. Кроме того, именно в этой стратегии Китай получил статус
«самого значительного геополитического вызова для США» [2].
Россия, как значится во всех стратегических концепциях США, также представ-
ляет вызов для Соединённых Штатов, поскольку она «нацелилась на ослабление
американского влияния в мире и хочет отколоть нас от наших союзников и парт-
нёров… Россия вкладывает средства в новые военные возможности, в том числе, в
ядерные системы, которые остаются самой важной угрозой существованию США».
По мнению Вашингтона, «Москва намерена заново установить своё присутствие в
Индо-Тихоокеанском регионе, чтобы подорвать лидерство США и международ-
ный правовой порядок» [Клименко А.Ф., 2022: 19]. Особое беспокойство у Вашинг-
тона вызывает наращивание российско-китайского сотрудничества в таких крити-
ческих сферах, как освоение космического пространства, развитие системы проти-
воракетной обороны, разработка новых образцов вооружения и военной техники,
а также расширение сотрудничества в области экономических отношений.
114
Клименко А.Ф. Юго-Восточная Азия в контексте соперничества США и КНР
Klimenko, A.F. Southeast Asia in the Context of the Rivalry between the USA and China
В целях сдерживания своих традиционных соперников - Китая и России,
США, активизируя деятельность имеющихся региональных военно-политиче-
ских союзов, параллельно приступили к формированию новых альянсов с зада-
чей создания на их базе филиала НАТО в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Для
этого Вашингтон, совместно с испытанными союзниками - Японией, Южной Ко-
реей и Австралией, пытается вовлечь в новые военно-политические и иные фор-
маты Вьетнам и Индию, а также использовать в своих целях некоторые страны,
входящие в АСЕАН.
Для практической реализации далеко идущих американских планов про-
странство будущего театра военных действий (ТВД) Министерства обороны рас-
пространено на Индийский океан, а расширенное пространство АТР трансфор-
мировано в Индо-Тихоокеанский регион.
Особенность Юго-Восточной Азии состоит в том, что она, находясь в цен-
тральной части Индо-Тихоокеанского региона, является связующим звеном с
соседними Северо-Восточной и Южной Азией. В свою очередь Малаккский про-
лив Юго-Восточной Азии связывает страны Северо-Восточной Азии с Ближним
Востоком, из которого эти страны получают углеводородные ресурсы. При ана-
лизе военно-политической ситуации в регионе следует иметь ввиду и то, что
часть территорий стран, расположенных в регионах Северо-Восточной и Юж-
ной Азии, например, остров Тайвань, Шри-Ланка и ряд спорных островов
Южно-Китайского моря географически включены в границы Юго-Восточной
Азии [3]. Вследствие всего этого в ЮВА пересекаются интересы ряда внерегио-
нальных акторов с расположенными там государствами, а происходящие в нём
события затрагивает интересы безопасности многих государств, в том числе и
Российской Федерации.
Существующие в регионе противоречия и порождённые ими проблемы
обострились в условиях усилившейся конфронтации коллективного Запада под
эгидой США с Россией на фоне проводимой ею специальной военной операции
по пресечению геноцида населения Донбасса, что, в свою очередь, оказывает
негативное влияние на состояние региональной стабильности.
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБСТАНОВКИ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ
АЗИИ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ БЕЗОПАСНОСТИ В ИТР
Для США Юго-Восточная Азия всегда имела стратегическое значение по ряду
параметров.
Во-первых, страны региона практически в полном составе входят в собствен-
ную организацию - Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии. Сегодня она
насчитывает десять государств-членов (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа,
Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины) и ещё два государства
(Восточный Тимор и Папуа-Новая Гвинея) имеют статус наблюдателя. Многие
эксперты признают, что при анализе ситуации в регионе важное значение имеет
115
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ASIA-PACIFIC REGION
2023; 8: 112-124 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
оценка многосторонних механизмов, созданных по её инициативе (более по-
дробно на этом вопросе остановимся во второй части статьи). Не случайно США
пытаются использовать АСЕАН в своих интересах. А поскольку это не всегда уда-
ётся - блокировать его деятельность. С этой целью предусматривается использо-
вать созданный для сдерживания Китая филиал НАТО в лице АУКУС (AUKUS) -
США, Великобритания и Австралия; «четвёрка» (QUAD) - США, Индия, Япония,
Австралия; «тихоокеанского регионального партнёрства» под названием «Парт-
нёры в голубом Тихом океане» (Partners in the Blue Pacific, PBP) и прочих альянсов
из стран ИТР и государств - членов НАТО.
Во-вторых, регион ЮВА представляет собой множество островов и полуостро-
вов на важнейших коммуникациях между Азией и Европой, прежде всего это Зон-
дский и Малаккский проливы. Это означает, что контроль США за ними обеспе-
чивает возможность беспрепятственного снабжения азиатских союзников при-
родными и, прежде всего, энергетическими ресурсами. А при необходимости
блокировать их поставки для своих противников. В качестве примера важности
этого фактора можно провести историческую параллель: после захвата Японией
территории соседних с США государств Вашингтон заблокировал поставки ей
природных ресурсов. А в ответ американцы получили разгром Пёрл-Харбора и
четырёхлетнюю войну, которую они смогли выиграть у Японии лишь с помощью
Советского Союза.
В-третьих, многими российскими экспертами отмечается деятельность в стра-
нах ЮВА террористов, создавших радикальную версию ислама для реализации
своих амбициозных целей, что также имеет стратегически важное значение для
национальной безопасности США.
И, наконец, последнее по порядку, но не по значимости. ЮВА чрезвычайно
важна для США с точки зрения сближения с КНР соседних государств региона,
входящих в АСЕАН, на фоне стремительного развития Китая как растущей
сверхдержавы и основного соперника Вашингтона.
По мнению старшего научного сотрудника Института США и Канады имени
Г.А. Арбатова РАН А.С. Степанова, в странах Юго-Восточной Азии «наблюдается
большая заинтересованность в развитии сотрудничества с КНР <…> Под эгидой
инициативы “Один пояс - один путь” Китай осуществляет в Юго-Восточной
Азии ряд масштабных экономических проектов, включающих строительство гид-
роэлектростанций, нефте- и газопроводов, железных дорог. Кроме того, он ак-
тивно продвигает проекты в области безопасности на море и охраны правопо-
рядка» [Степанов А.С., 2022: 92]. Нельзя не отметить и тесное взаимодействие КНР
с Региональным форумом АСЕАН (АРФ), «где Пекин также инициировал
наибольшее число проектов».
Что касается отдельных государств ЮВА, то можно выделить активное со-
трудничество с Китаем Камбоджи и Лаоса, подписавших с ним двусторонние
планы действий, в основе которых лежит китайская «концепция единой судьбы»
[4]. При этом Камбоджа, активно сотрудничая с КНР при реализации проектов в
116
Клименко А.Ф. Юго-Восточная Азия в контексте соперничества США и КНР
Klimenko, A.F. Southeast Asia in the Context of the Rivalry between the USA and China
рамках инициативы «Один пояс - один путь», оказывает Китаю дипломатиче-
скую поддержку на площадках АСЕАН по территориальным проблемам в Южно-
Китайском море. Мьянма, имеющая общую границу с Китаем, также вовлечена в
большое количество проектов в связи с инициативой КНР.
Особой проблемой, оказывающей дестабилизирующее влияние на обста-
новку во всём Азиатско-Тихоокеанском регионе, является вовлечённость многих
государств Юго-Восточной Азии в территориальные споры с КНР. Среди них -
Малайзия, которая активно сотрудничает с Китаем в сфере безопасности, но
при этом не признаёт законность претензий Пекина в Южно-Китайском море.
Филиппины также неоднократно выражали обеспокоенность действиями Пе-
кина в своей акватории и озабоченность в связи с наращиванием Китаем воен-
ной мощи.
У Индонезии тоже имеют неразрешённые территориальные споры с Пеки-
ном. Но несмотря на это она успешно сотрудничает с КНР. Одновременно Ин-
донезия, как и Сингапур, поддерживает баланс в отношениях и с Китаем, и с
США в рамках концепции «прагматичной равноудалённости» [Степанов А.С.
2022: 96].
Из всех государств региона наиболее жёсткую позицию в отношении споров
в Южно-Китайском море занимает Вьетнам. Не случайно эта страна ищет себе
партнёров среди союзников Вашингтона, с которым Ханой наращивает взаимо-
действие, равно как с его партнёрами Индией, Японией и Австралией.
Единственной страной ЮВА, урегулировавшей территориальные споры в
ЮКМ с Китаем, является Бруней. В целом, ситуация в регионе довольно противо-
речивая. С одной стороны, как писал в своей статье «Сотрудничество АСЕАН -
Китай: ключ к миру в ЮВА» ведущий научный сотрудник Института Китая и
современной Азии РАН Г.М. Локшин, «в элитах ведущих стран АСЕАН утверди-
лось мнение, что Китай - это главный экономический партнёр, а США - опора их
безопасности». Но, с другой стороны, «они не меньше заинтересованы и в амери-
канских инвестициях, кредитах и технологиях, а возросшая военная мощь Китая
внушает им тревогу». К тому же неоднократно продемонстрированная Вашинг-
тоном необязательность по отношению к принятым США обязательствам в соот-
ветствии с заключёнными договорами с теми или иными государствами «посеяла
в странах АСЕАН сомнения в их надежности как опоры в сфере безопасности».
Не хотят участники АСЕАН и распространения соперничества двух великих дер-
жав на свой регион, оказавшись при этом в эпицентре их противостояния. По-
этому, резюмировал Г.М. Локшин, «в сложившихся непростых условиях Ассоци-
ация проводит испытанную временем политику хеджирования (страхования)
рисков, избегая присоединения к той или другой сверхдержаве» [Локшин Г.М.
2020: 144].
С учётом этого Индо-Тихоокеанская стратегия Дж. Байдена уделяет АСЕАН
пристальное внимание. В ней говорится о желании работать с этой ассоциацией,
чтобы повысить её устойчивость в качестве ведущего регионального института. Но
117
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ASIA-PACIFIC REGION
2023; 8: 112-124 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
к её участникам подход избирательный. Филиппины и Таиланд обозначены в ка-
честве военных союзников. Индонезия, Малайзия и Сингапур отнесены к ведущим
партнёрам. Но среди таковых не указаны Мьянма и некоторые другие государства,
тесно сотрудничающие с Китаем. К перспективным партнёрам Вашингтон относит
Вьетнам, который, имея неразрешённые территориальные противоречия с Ки-
таем, и с которым, следовательно, возможно сотрудничество не только в двусторон-
нем формате, но и на многосторонней основе в составе «четвёрки».
АСЕАН самостоятельно, без помощи Вашингтона, а порой и вопреки его поли-
тическим намерениям предпринимает определённые шаги для укрепления регио-
нальной безопасности и стабильности. При её активном участии в регионе разра-
ботана открытая и равноправная структура безопасности и сотрудничества, наце-
ленная на обеспечение равной безопасности для всех заинтересованных стран.
Натолкнувшись на подспудное сопротивление со стороны АСЕАН своим по-
пыткам «поставить в строй» эту ассоциацию, Вашингтон при поддержке союзников
ужесточил региональную политику. Последний вариант Индо-Тихоокеанской
стратегии США и Стратегическая концепция НАТО, принятая в июне 2022 г. в
Мадриде и впервые дополненная установками относительно намерений альянса
по созданию филиала НАТО в ИТР, вместо асеановской концепции предполагают
нечто иное. Так, резко повышена активность в Индо-Тихоокеанском регионе Се-
веро-Атлантическим союзом, продолжаются активизация деятельности АУКУС и
крен в сторону милитаризации «четвёртки», идёт наращивание поставок оружия
Тайваню. Все эти факты говорят за себя. В целом, как отметил С. Лавров, мы наблю-
даем милитаризацию Азиатско-Тихоокеанского пространства, которое, «развива-
лось на основе инициатив АСЕАН, и вокруг которых сложилась инклюзивная, от-
крытая и равноправная структура безопасности и сотрудничества» [5]. Вот это про-
странство, по его словам, сейчас и пытаются «освоить» США и их союзники, а также
Североатлантический альянс», усилия которых направлены на сдерживание Китая
и российских интересов в этом регионе. Этим самым подрываются основы безопас-
ности в регионе, заложенные странами ЮВА в формате АСЕАН.
Одновременно коллективным Западом под эгидой США на фоне российско-
украинского конфликта решается и другая задача - разобщить усилия России и
Китая, перенацелив их на восточно-европейское и индо-тихоокеанское направле-
ния. Интересам безопасности России противоречат и американские поставки Ав-
стралии атомных подводных лодок в соответствии с заключенным при образова-
нии АУКУС договором, что грозит новым витком гонки вооружений в АТР.
Поэтому нет альтернативы активизации сотрудничества России и Китая по
всей проблематике международной безопасности на двусторонней основе и в
различных форматах, участниками которых они являются. В том числе и по во-
просу о целесообразности и необходимости сохранения форматов, которые
были созданы вокруг АСЕАН, а также сохранения и в будущем центральной
роли, которую АСЕАН играет сегодня и которую пытаются разрушить США и
их союзники.
118
Клименко А.Ф. Юго-Восточная Азия в контексте соперничества США и КНР
Klimenko, A.F. Southeast Asia in the Context of the Rivalry between the USA and China
РОЛЬ АСЕАН И ДРУГИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФОРМАТОВ
В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ В ЮВА И В ЦЕЛОМ В ИТР
Как известно, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - региональная
межправительственная организация, была создана 8 августа 1967 г. в столице Таи-
ланда Бангкоке пятью странами - Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таилан-
дом и Филиппинами, подписавшими Декларацию АСЕАН (более известна как
Бангкокская декларация) [6]. Целью ассоциации было объявлено сотрудничество в
экономической, социальной и культурной областях, а также упрочение мира и ста-
бильности в ЮВА. Сегодня АСЕАН насчитывает десять государств-членов, а два
государства имеют статус наблюдателя.
Осуществляя сотрудничество в области безопасности, члены ассоциации ру-
ководствуются пятью основными принципами: неприсоединение к военным бло-
кам; урегулирование конфликтов ненасильственными методами; формирование
позиций стран-членов, исходя из мирного подхода к международным пробле-
мам; отказ от ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также
недопущение гонки вооружений в ЮВА и отказ от применения силы или угрозы
её применения.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе АСЕАН является ядром интеграционных
процессов, вокруг которого сформировано несколько многосторонних объедине-
ний. Среди них:
- Региональный форум АСЕАН по безопасности, в котором участвуют Ав-
стралия, Бангладеш, Восточный Тимор, Индия, Канада, Китай, КНДР, Монголия,
Новая Зеландия, Пакистан, Папуа Новая Гвинея, Республика Корея, США, Шри-
Ланка, Япония, ЕС, Россия;
- Восточноазиатское сообщество (ВАС), в рамках которого осуществляется вза-
имодействие между АСЕАН и Японией, Китаем, Республикой Кореей, Индией,
Австралией, Новой Зеландией, Россией и США (в том числе по вопросам безопас-
ности);
- Совещание министров обороны стран АСЕАН с партнёрами по диалогу
(СМОА+). В его рамках осуществляется содействие поддержанию порядка и ста-
бильности в регионе на основе баланса интересов (в апреле 2016 г. состоялась первая
неформальная встреча глав оборонных ведомств стран - членов АСЕАН и РФ);
- Формат АСЕАН+3, который создан для укрепления существующих связей с
Китаем, Японией и Южной Кореей.
Помимо этого, функционирует региональное диалоговое партнёрство. В его
рамках создаются совместные комитеты сотрудничества и проводятся встречи
министров иностранных дел АСЕАН и каждого из стран-партнёров. Такой статус
имеют США, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Евросоюз, Республика
Корея, Индия, Китай, Россия. С некоторыми партнёрами по диалогу АСЕАН под-
писала соглашения о зонах свободной торговли.
119
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ASIA-PACIFIC REGION
2023; 8: 112-124 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Анализ приведённых сведений о составе, основных задачах АСЕАН и создан-
ных вокруг неё многосторонних объединений (партнёрств) свидетельствует о
том, что сфера деятельности ассоциации выходит далеко за границы Юго-Восточ-
ной Азии, распространяясь на всё индо-тихоокеанское пространство и даже за его
пределы.
Главная же цель АСЕАН заключается в ускорении экономического роста, а че-
рез него социального прогресса и культурного развития стран-участниц, в чем и
состоит основное различие между деятельностью Ассоциации государств Юго-
Восточной Азии и Соединённых Штатов Америки.
Проблематика безопасности, то есть содействие региональному миру и ста-
бильности, основанном на верховенстве права и принципе Устава Организации
Объединённых Наций по отношению к главной цели вторична. Но именно вто-
рая сторона деятельности АСЕАН в условиях обостряющихся проблем безопас-
ности в регионе приобретает особую актуальность.
В руководстве входящих в ассоциацию стран зреет понимание этой проблемы.
Особую озабоченность у них вызывает активная деятельности США, их азиатских
и европейских союзников по созданию различных форматов, образующих в ИТР
филиал НАТО. Ведь в случае успешной реализация этого американского проекта
возникает реальная возможность маргинализации положения входящих в
АСЕАН стран в системе региональной безопасности.
Не является секретом то, что в этой системе страны-участницы отводят своей
ассоциации центральное место. Для АСЕАН это означает «обеспечение интере-
сов региона, как единого целого и продвижение его интересов на региональный
и мировой уровень» [Рогожина Н.Г. 2020: 347]. Этому в немалой степени способ-
ствует создание аффилированных с деятельностью АСЕАН вышеназванных ме-
ханизмов безопасности.
Вместе с тем нельзя не отметить, что все эти форматы фактически представ-
ляют собой площадки для диалогов по проблематике безопасности. Так, Регио-
нальный форум АСЕАН по безопасности (АРФ), который рассматривается в ка-
честве одной из опор формирующейся региональной архитектуры безопасности,
занимается преимущественно вопросами предотвращения и разрешения кон-
фликтов политико-дипломатическими средствами, постконфликтного урегули-
рования и создания механизмов его осуществления [7].
Функцию организации, интегрирующей рассмотрение региональных вопро-
сов безопасности, мог бы выполнять созданный фактически на базе АСЕАН Во-
сточно-Азиатский саммит в его новом расширенном составе с участием США,
России и Китая (то есть десять стран АСЕАН плюс Австралия, Индия, Китай, Но-
вая Зеландия, Россия и США). Но особого прогресса на этом направлении также
пока не наблюдается.
120
Клименко А.Ф. Юго-Восточная Азия в контексте соперничества США и КНР
Klimenko, A.F. Southeast Asia in the Context of the Rivalry between the USA and China
Этот краткий анализ функционала представленных АСЕАН форматов без-
опасности даёт основание сделать вывод о том, что на конкретное решение про-
блем обеспечения региональной безопасности, в том числе с использованием си-
ловых методов, ни один из них не рассчитан.
Исключение из общего правила могла бы составить Шанхайская организация
сотрудничества. Согласно Хартии ШОС в её деятельности существенное место за-
нимает проблематика борьбы с сепаратизмом, терроризмом и экстремизмом и
другими, так называемыми нетрадиционными вызовами и угрозами [8]. Для
этого организация имеет соответствующие институты в лице Региональной анти-
террористической структуры, антинаркотического центра, а также институт во-
енных учений «Мирная миссия», в задачу которого входит, в том числе, опера-
тивное слаживание военных контингентов стран-участниц для борьбы с терро-
ризмом.
Казалось бы, какая взаимосвязь между Шанхайской организацией сотрудни-
чества и ЮВА? Документы, принятые на саммитах организации, дают основания
утверждать, что ШОС, не являясь военным блоком, постоянно рассматривает во-
просы, связанные с безопасностью и борьбой с терроризмом. Организация регу-
лярно проводит антитеррористические по форме, но общевойсковые по содер-
жанию учения «Мирная миссия». В 2004 г. министерствами иностранных дел
стран - участниц Шанхайской организации был подписан протокол о сотрудниче-
стве, в котором содержится решение о формировании эффективной системы кол-
лективной безопасности в АТР [9]. С тех пор в состав ШОС было принято или по-
дали заявки на приём три страны ЮВА, входящих в АСЕАН (Камбоджа, Мьянма и
Вьетнам), а также Шри-Ланка, Мальдивы и Непал. А сама эта ассоциация имеет со-
глашение о партнёрстве с ШОС. Таким образом пространство ШОС распространя-
ется и на Юго-Восточную Азию.
Как известно, в экспертном сообществе несколько скептически относятся к де-
еспособности ШОС. Очевидно, и её создатели понимают это. Не случайно в Сов-
местном заявлении В.В. Путина и Си Цзиньпина, принятом на мартовском сего
года Саммите в Москве, подчёркивается, что «Россия и Китай, выражая озабочен-
ность усилением связей НАТО со странами АТР по военным вопросам, продолжат
тесное взаимодействие по вопросам региональной безопасности».
Продолжая укрепление роли и влияния ШОС в обеспечении безопасности на
её пространстве, они «совместно с другими членами ШОС приложат все усилия
по совершенствованию деятельности Организации в интересах эффективного
противостояния новым вызовам и угрозам» [10].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение следует заметить, что реализация озвученных руководите-
лями Российской Федерации и Китайской Народной Республики намерений и
расширение взаимодействия между ШОС и АСЕАН возможны на созвучных
121
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ASIA-PACIFIC REGION
2023; 8: 112-124 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
этой ассоциации принципах, ставящих во главу угла не всеобщую конфронта-
цию, а поиск возможностей для разрешения конфликтов и налаживание сотруд-
ничества на основе совпадающих интересов во имя всеобщего блага. В том числе
и по вопросу целесообразности и необходимости сохранения форматов, кото-
рые были созданы вокруг АСЕАН, а также сохранения и в будущем централь-
ной роли, которую АСЕАН играет сегодня и которую пытаются разрушить
США и их союзники. Это существенно дополнит возможности АСЕАН, а также
может стать гарантом региональной безопасности и стабильности и будет спо-
собствовать решению поставленных этой ассоциацией задач достижения целей
всеобщего блага.
Но для этого необходимо, прежде всего, дальнейшее укрепление всеобъемлю-
щего стратегического партнёрства России и Китая, как ведущих членов ШОС, по
всей проблематике международной безопасности на двусторонней основе и в
формате ШОС, совместно с её участниками, для укрепления дееспособности са-
мой организации.
ИСТОЧНИКИ
1. Indo-Pacific Strategy of the United States. February (2022). The White House,
2022/02/U.S.-Indo-Pacific-Strategy.pdf (accessed 25.05.2023).
2. Толоконина А. Антикитайский плацдарм США в Азии 13.03.2023. Available
kitayskiy-platsdarm-ssha-v-azii/ (accessed 24.05.2023).
3. Юго-Восточная Азия -Southeast Asia. Available at:
4. Падерина С. Единая судьба с китайской спецификой: как Китай завоёвы-
fia-paderina/34011/?sphrase_id=87354557 (accessed 21.05. 2023).
5. Россия и Китай вместе отстаивают Юго-Восточную Азию от посягательств
i-kitai-vmeste-otstaivaiut-iugovostochnuiu-aziiu-ot-posiagatelstv-ssha-lavrov-
6370c111c613f77a9683508f (accessed 18.05.2023).
6. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. ТАСС. 18 мая 2016. Available
7. Об итогах 16-й сессии Регионального форума АСЕАН по безопасности
gional-nyj-forum-asean-po-bezopasnosti-arf-/1597283/ (accessed 17.05. 2023).
8. Хартия ШОС. 6 июня 2002 года. Ст. 1. Цели и задачи. Available at:
122
Клименко А.Ф. Юго-Восточная Азия в контексте соперничества США и КНР
Klimenko, A.F. Southeast Asia in the Context of the Rivalry between the USA and China
9. 15 лет ШОС: история и развитие Шанхайской организации сотрудниче-
(accessed 19.05. 2023).
10. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной
Республики об углублении отношений всеобъемлющего партнёрства и страте-
гического взаимодействия, вступающих в новую эпоху. 21.03.2023. Available at:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Клименко А.Ф. Современные проблемы обеспечения военной безопасности в
АТР. Безопасность в Азиатско-Тихоокеанском регионе в контексте Индо-Тихоокеанской
стратегии США / отв. ред. сост. Т.М. Мамахатов. -- М.: ИКСА РАН, 2022 — с. 20-
21. DOI: 10.48647/IFES.2022.99.83.002
Локшин Г.М. Сотрудничество АСЕАН-Китай: ключ к миру в ЮВА. Мировая
экономика и международные отношения, 2020, том 64, № 6, с. 142-150. DOI:
10.20542/0131-2227-2020-64-6-142-1
Рогожина Н.Г. Региональная безопасность в Юго-Восточной Азии в контек-
сте американского проекта «Индо-Тихоокеанский регион». Вестник Российского
университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2020. Т. 12, № 4. С. 338-353.
DOI 10.22363/2312-8127-2020-12-4-338-353.
Степанов А.С. Политика США в Юго-Восточной Азии: от Б. Обамы до Дж.
Байдена. США & Канада: экономика, политика, культура, 2022. № 8, с 90-101. DOI:
10.31857/S2686673022080077
REFERENCES
Klimenko, A.F. (2022). Sovremennye problemy obespecheniia voennoi bezopas-
nosti v ATR [Modern problems of ensuring military security in the Asia-Pacific re-
gion]. Bezopasnost’ v Indo-Tikhookeanskom regione v kontekste Indo-Tikhookeanskoi strategii
SShA [Security in the Indo-Pacific region in the context of the US Indo-Pacific Strat-
egy] (In Russ.) / T.M. Mamakhatov (ed.). - Moscow: Institute of China and Modern
Asia of the Russian Academy of Sciences: 11-24. DOI: 10.48647/IFES. 2022.99.83.002
Lokshin, G.M. (2020). Sotrudnichestvo ASEAN-Kitai: kliuch k miru v YuVA
[ASEAN-China Cooperation: The Key to Peace in Southeast Asia] (In Russian). World
Economy and International Relations, No. 6, p. 142-150. DOI: 10.20542/0131-2227-2020-
64-6-142-1
Rogozhina, N.G. (2020). Regional’naia bezopasnost’ v Iugo-Vostochnoi Azii v
kontekste amerikanskogo proekta «Indo-Tikhookeanskii region» [Regional security in
Southeast Asia in the context of the American project "Indo-Pacific region"](In Rus-
sian). Vestnik Rossiiskogo Universiteta Druzhby Narodov. Seriya: Vseobshchaya Istoriya
[RUDN Journal of World History], No. 4. 338-353. DOI 10.22363/2312-8127-2020-12-4-
338-353
123
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ASIA-PACIFIC REGION
2023; 8: 112-124 США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Stepanov, A.S. (2022). Politika SShA v Iugo-Vostochnoi Azii: ot B. Obamy do Dzh.
Baidena [U.S. Policy in Southeast Asia: from B. Obama to J. Biden] (In Russ.). USA
&Canada: Economics, Politics, Culture. No. 8, p. 90-101. DOI:
10.31857/S2686673022080077
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
КЛИМЕНКО Анатолий Филиппо-
KLIMENKO Anatoly Fillippovich,
вич, генерал-лейтенант (отст), канди-
Lieutenant General (ret), Candidate of
дат военных наук, ведущий научный
Sciences (Military), Leading Researcher
сотрудник Центра Россия, Китай и
at the Center Russia, China and the
мир Института Китая и современной
World of the Institute of China and Mod-
Азии Российской академии наук.
ern Asia of the Russian Academy of Sci-
ences.
Российская Федерация,
117997,
32, Nakhimovsky Аvenue, Moscow,
Москва, Нахимовский проспект, д. 32.
117997, Russian Federation.
Статья поступила в редакцию 12.06.2023 / Received 12.06.2023.
Поступила после рецензирования 21.06.2023 / Revised 21.06.2023.
Статья принята к публикации 22.06.2023 / Accepted 22.06.2023.
124