Батюк В.И. Идеологическая борьба в российско-американских отношениях
Batyuk V.I. Ideological Struggle in Russian-American Relations
УДК 327
DOI: 10.31857/S2686673023090018
EDN: KFQULU
Идеологическая борьба в российско-американских
отношениях
В.И. Батюк
Институт США и Канады им. академика Г.А. Арбатова
Российской академии наук (ИСКРАН).
Российская Федерация, 121069 Москва, Хлебный пер., д. 2/3.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ВШЭ).
Российская Федерация, 119017 Москва, ул. Малая Ордынка, д. 17.
Scopus Author ID: 54883750900
РИНЦ ID: 74138
e-mail: ctas@inbox.ru
Резюме. Вопреки надеждам на поступательное и конструктивное развитие россий-
ско-американских отношений после краха биполярного мира и прекращения идеологи-
ческой конфронтации между марксизмом-ленинизмом и либеральным капитализмом,
США и РФ в настоящее время фактически находятся в состоянии новой холодной вой-
ны. Хотя и Соединённые Штаты, и Российская Федерация являются в настоящее время
капиталистическими государствами, между ними идёт непримиримая идеологическая
борьба, где российский буржуазный национализм сталкивается с американским либе-
ральным глобализмом. Новая разрядка в российско-американских отношениях возможна
лишь после снижения накала этого идеологического противоборства.
Ключевые слова: идеология, национальные интересы, демократия, авторитаризм,
политический реализм
Для цитирования: Батюк В.И. Идеологическая борьба в российско-американских
отношениях. США & Канада: экономика, политика, культура.
2023;
53(9): 5-19.
DOI: 10.31857/S2686673023090018
EDN: KFQULU
Ideological Struggle in Russian-American Relations
Vladimir I. Batyuk
Georgy Arbatov Institute for U.S. and Canada Studies
Russian Academy of Sciences (ISKRAN)
2/3 Khlebny per., Moscow 121069, Russian Federation.
Higher School of Economics.
17 Malaya Ordynka Ulitsa, Moscow, Russian Federation.
Scopus Author ID: 54883750900
РИНЦ ID: 74138
e-mail: ctas@inbox.ru
Abstract. Contrary to the hopes for the progressive and constructive development of Russian-
American relations after the collapse of the bipolar world and the end of the ideological confrontation
between Marxism-Leninism and liberal capitalism, the United States and the Russian Federation are
currently in a state of a new "cold war". Although both the United States and the Russian Federation
are currently capitalist states, there is an irreconcilable ideological struggle between them, where Rus-
sian bourgeois nationalism collides with American liberal globalism. A new detente in Russian-
American relations is possible only after reducing the intensity of this ideological confrontation.
Keywords. Ideology, national interests, democracy, authoritarianism, political realism
5
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2023; 9: 5-19
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
For citation: Batyuk, V.I. Ideological Struggle in Russian-American Relations. USA &
Canada: economics, politics, culture. 2023; 53(9):5-19. DOI: 10.31857/S2686673023090018
EDN: KFQULU
ВВЕДЕНИЕ
В данном исследовании автор рассматривает идеологию как систему взглядов
на мир, отражающую интересы различных социальных групп, включая нации.
Существует обширная литература, посвящённая идеологии и её роли в системе
общественных отношений [Кара-Мурза С.Г., 2002]; [Яковлев А.И., 2001]; [Mises L.
von., 1996]. Как пишет российский исследователь И. Кузнецов, «идеология - си-
стема руководящих принципов организации жизни. Уже на этапе внедрения
идеология становится частью общественного сознания» [14].
Роль идеологии в силу целого комплекса причин - и прежде всего в резуль-
тате колоссального роста участия широких народных масс в мировой полити-
ке - существенно возросла в ХХ веке. И идеологическая борьба была очень важ-
ным составным компонентом советско-американских отношений в период «хо-
лодной войны» конца 1940-х - конца 1980-х годов. Именно тогда в сознании
представителей и правящих кругов двух «сверхдержав», и в экспертном сообще-
стве утвердилось представление о том, что «настоящая» идеологическая борьба
возможна только между «капиталистами» и «коммунистами», которые выража-
ют интересы «антагонистических классов».
Вот почему крах так называемого «социалистического лагеря» и развал
СССР на завершающем этапе холодной войны был воспринят и политиками, и
экспертами как окончание идеологического противостояния. 30 лет тому назад
ни на Востоке, ни на Западе не было и тени сомнений в том, что при всех разли-
чиях между бывшими «первым» и «вторым» мирами идеологическая борьба
между ними закончилась раз и навсегда.
Вот что утверждал в начале 1991 г. А.Н. Яковлев, один из «прорабов пере-
стройки» и ближайший соратник М.С. Горбачёва: «Решающая перемена по-
следних лет - это признание общецивилизационного начала в деятельности че-
ловека на планете. Признание безусловного нравственного приоритета единых
общечеловеческих ценностей. Признание равноправного и демократического
характера отношений между странами и народами, необходимости укрепления
в них правового, а не силового начала. Крайне важно, то, что эти тенденции во-
площаются в конкретные преобразования как в мировой системе, так и во мно-
гих ситуациях внутреннего обновления стран и общественных систем» [17: 310].
На Западе также не было недостатка в завышенных ожиданиях от
наступающего нового миропорядка, свидетельство чему огромная популярность
в конце 1980-х - начале 1990-х годах статьи Ф. Фукуямы «Достигли ли мы конца
истории», в которой провозглашается наступление нового, бесконфликтного
мира, основанного на принципах экономического и политического
либерализма. «Исчезновение марксизма-ленинизма сначала в Китае, а затем в
Советском Союзе будет означать крах его как жизнеспособной идеологии,
имеющей всемирно-историческое значение… Её гибель будет одновременно
6
Батюк В.И. Идеологическая борьба в российско-американских отношениях
Batyuk V.I. Ideological Struggle in Russian-American Relations
означать расширение "общего рынка" в международных отношениях и снизит
вероятность серьёзного межгосударственного конфликта» [Фукуяма Ф., 1990].
Увы, ожидания того, что идеологическая борьба навсегда отправится на
свалку истории, не оправдались. Российско-американские отношения в наши
дни в решающей степени определяются идеологическим противостоянием меж-
ду двумя нашими странами - хотя ни в Москве, ни в Вашингтоне никто вроде
бы не собирается строить «коммунизм». В чём же причина возобновления идео-
логической борьбы между такими стопроцентно капиталистическими (в насто-
ящее время) странами, как Россия и Америка?
АМЕРИКАНСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
И РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Американская идеология - как и идеология любой страны - несёт печать её
исторического развития. Американская нация родилась в огне национально-
освободительной революции - и именно отсюда мессианские черты в современ-
ной американской идеологии. Как писал крупнейший советский и российский
исследователь американской идеологии Ю.А. Замошкин, «чтобы лучше понять
источники внутренней силы глобально-гегемонистской идеологии в США, надо
учесть следующий факт. Те, кто выступали глашатаями этой идеологии, широко
и постоянно использовали общие мыслительные схемы и понятийный аппарат,
характерные для первоначального и наиболее прочно укорененного в массовом со-
знании США общедемократического варианта «миссионерской» идеологии. Они объяв-
ляли экспансионистские, антикоммунистические и антисоветские акции «необ-
ходимым средством» реализации и защиты общедемократических идеалов,
сформулированных в Декларации независимости» [Замошкин Ю.А., 1984: 106].
Другой российский исследователь американской идеологии Е.А. Иуков также
обратил внимание на американский мессианизм и миф об американской исключи-
тельности, которые стали важнейшим компонентом американской идеологии:
«Американская исключительность: наша страна исключительна: город на холме,
пример миру… Наша история, наша культура, экономическая и политическая си-
стема позволяют нам как нации играть ведущую роль в нашем полушарии и в мире
в целом, помогая через наш пример через иностранную помощь посредством ди-
пломатии и, при необходимости, путём военного вмешательства продвинуть мир
вперед к миру и процветанию. Благожелательная мировая держава: на мировой
арене американское правительство, работающее со своими союзниками по НАТО, а
также с блоком демократий в Организации Объединённых Наций, является добро-
желательной силой, посвящённой миру во всем мире, экономическому развитию и
процветанию для всех, а также демократии по всему миру» [Иуков Е.А., 2018: 386].
«Оборотная сторона американского патриотизма - искренняя, временами
слепая и пугающая убежденность в том, что предназначение Соединённых
Штатов - не только “служить примером миру”, но и действенно “помогать” ему
прийти в соответствие с американскими представлениями о добре и зле, - пи-
шет российский эксперт-международник А.Д. Богатуров. - Для американца ти-
пична незамутнённая вера в то, что его представления хороши для всех, по-
7
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2023; 9: 5-19
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
скольку отражают превосходство американского опыта и успех благоденствую-
щего общества США. Стремление “обратить в демократию” против воли обра-
щаемых (в Ираке и Афганистане) - болезненная черта американского мировос-
приятия. Ирония по этому поводу вызывает в Америке недоумение или холод-
ную отстранённость» [Богатуров А.Д., 2004].
Американские провалы в ходе «бесконечных войн» на Ближнем и Среднем Во-
стоке не изменили, однако, американских представлений об американской «исклю-
чительности» и
«лидерстве». Как указывается в утверждённой президентом
Дж. Байденом в октябре 2022 г. Стратегии национальной безопасности США (СНБ-
2022), «Соединённые Штаты остаются ведущей мировой державой. Наша экономи-
ка, наше население, наши инновации и наша военная мощь продолжают расти,
часто опережая показатели других крупных стран. Присущие нам национальные
сильные стороны — изобретательность, креативность, стойкость и решительность
американского народа; наши ценности, разнообразие и демократические институ-
ты; наше технологическое лидерство и экономический динамизм; а также наш ди-
пломатический корпус, специалисты по развитию, разведывательное сообщество и
наши вооружённые силы — остаются непревзойдёнными… Идея о том, что мы
должны конкурировать с крупнейшими автократическими державами за форми-
рование международного порядка, пользуется широкой поддержкой, которая явля-
ется двухпартийной внутри страны и углубляется за рубежом» [7: 7]. Разумеется,
такого рода идеология внешней политики создаёт серьёзные проблемы в отноше-
ниях Америки с великими державами, способными обеспечить свою самостоятель-
ность на международной арене. Уже в годы первой холодной войны это обстоятель-
ство крайне затрудняло выстраивание конструктивного советско-американского
диалога. По словам Ю.А. Замошкина, «/американская/ идеология требовала отно-
ситься к СССР не как к важнейшему элементу объективной системы международ-
ных отношений, не как к суверенной и мощной державе, с которой нельзя не счи-
таться, необходимо мирно сосуществовать и даже выгодно сотрудничать во многих
областях, но лишь как к символу и активному носителю всеобщего “зла”, как к по-
стоянной и непосредственной “угрозе” безопасности США и разнообразным аме-
риканским интересам во всех регионах мира» [Замошкин Ю.А., 1984: 107].
Окончание холодной войны было воспринято американскими правящими
кругами как торжество американской идеологии и образа жизни, как подтвер-
ждение права Соединённых Штатов на гегемонию в мире. По мнению одного из
авторитетнейших американских экспертов-международников, Дж. Миршайме-
ра, в
1990-е годы большинство представителей американской политико-
академической элиты «верили, что окончание холодной войны коренным обра-
зом изменило международную политику и что новый, постнациональный поря-
док пришёл на смену реалистической логике… Соединённые Штаты были не
только “незаменимой нацией” как выразилась госсекретарь Мадлен Олбрайт;
они также были доброжелательным гегемоном» [Mearshimer J., 2014].
Соответственно, любые попытки любого государства отстаивать свои нацио-
нальные интересы, отличные от американских, воспринимались и воспринима-
ются в Соединённых Штатах как идеологический вызов американским «ценно-
стям», как ещё одно проявление непримиримых идеологических противоречий
8
Батюк В.И. Идеологическая борьба в российско-американских отношениях
Batyuk V.I. Ideological Struggle in Russian-American Relations
между «демократией» и «авторитаризмом». Идеологическая борьба не допуска-
ет каких-либо компромиссов, и нарастание идеологических противоречий в
российско-американских и американо-китайских отношениях неуклонно ведёт
к обострению этих отношений - и это несмотря на то, что в XXI веке и Америка,
и Китай, и Россия являются капиталистическими государствами.
Такая заидеологизированная внешняя политика, однако, создаёт немалые
международные проблемы для самих Соединённых Штатов. Так, доминирова-
ние идеологического подхода в американской внешней политике ведёт, как уже
было сказано, к ухудшению отношений между США, с одной стороны, и КНР и
РФ - с другой. Политика, которая исходит из презумпции непримиримой враж-
дебности между «демократической» Америкой и «авторитарными» Россией и
Китаем, не может не подталкивать Москву и Пекин к взаимному сближению
(тем более что последние сумели уладить свои идеологические разногласия ещё
на завершающем этапе первой холодной войны). Российско-китайский альянс
является серьёзнейшим вызовом американским интересам на международной
арене, однако, для того чтобы расколоть этот альянс американская сторона
должна отбросить свой идеологический подход к международным делам, вер-
нуться к Realpolitik в духе Никсона и Киссинджера и пойти на серьёзные уступки
либо китайцам, либо (скорее всего) русским, чтобы убедить последних в том, что
дружба с Америкой выгоднее для Москвы, чем квазисоюз с Китаем. Увы, любое
американо-российское сближение (например, по украинскому вопросу) вызовет
массовое осуждение со стороны американского истэблишмента как попытка
умиротворения «кровавого путинского режима» [Вебер Ю., Крикович А., 2016].
Наконец - и это главное - идеология американского гегемонизма сталкивается
с серьёзным кризисом. Как полагает профессор ВШЭ Д.В. Суслов, идеология аме-
риканской исключительности «зашла в тупик уже во второй половине 2000-х го-
дов, и с тех пор США находились в глубоком внешнеполитическом кризисе, кото-
рый заключался в том, что мир «вдруг» перестал развиваться в соответствии с
американскими идеологическими установками. Россия и Китай отказывались
трансформироваться и интегрироваться в американский миропорядок на правах
младших игроков, а попытки демократизации Ирака, Афганистана и Ближнего
Востока в целом проваливались. Распространить америкоцентричный миропоря-
док на всю международную систему очевидно не удавалось, и сам этот порядок
постепенно начал трещать по швам». И в этих условиях, по мнению Д.В. Суслова,
«от попыток универсализации америкоцентричного миропорядка США перешли
к его консолидации и обороне… Внешняя политика США ни в коем случае не
становится менее идеологизированной. Из средства экспансии либеральная идео-
логия в её новейшей леволиберальной форме превращается в инструмент консо-
лидации «коллективного Запада», определения «свой - чужой» и раскалывания
международного сообщества на противостоящие блоки» [16].
Е.А. Иуков также полагает, что можно говорить о наличии реального кризи-
са в современной американской идеологии: «Существовавшая более 70 лет
идеологическая структура постепенно была подорвана и разрушена действиями
самой политической элитой США» [Иуков Е.А., 2018: 390].
9
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2023; 9: 5-19
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
То, что американская внешняя политика сталкивается с серьёзными идеоло-
гическими вызовами, вынуждены признать и многие влиятельные представите-
ли американского истеблишмента. Как отметил духовный вождь американского
неоконсерватизма Р. Кейган, «сегодня авторитаризм стал величайшим вызовом,
стоящим перед либерально-демократическим миром: вызовом идеологическим,
а также стратегическим… Либеральные демократии переоценили вызов комму-
низма и недооценили вызов традиционного авторитаризма» [9].
РОССИЙСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ
Банкротство марксистско-ленинской идеологии стало очевидно всем мыс-
лящим людям задолго до краха Советского Союза. Отсюда - попытка М.С. Гор-
бачёва и его сторонников отказаться от этой идеологии во имя так называемых
«общечеловеческих ценностей». Вот что писал советский лидер в своей книге
«Перестройка для нашей страны и для всего мира»: «Человечество должно при-
знать жизненную необходимость приоритета общечеловеческого как главного
императива эпохи… Ядром нового мышления является признание приоритета
общечеловеческих ценностей и ещё точнее - выживания человечества… По-
явился объективный предел для классовой конфронтации на международной
арене: это угроза всеуничтожения» [1: 149-150].
Но, отказавшись от марксизма-ленинизма (что имело роковые последствия
для Советского Союза, который был типичной идеократией), Горбачёв не стал
выдвигать какую-то альтернативную идеологию на замену обанкротившейся
коммунистической идеологии, предпочтя так называемую «деидеологизацию»
советской внешней политики. «Горбачёв полагал, что его мессианская идея но-
вого политического мышления, общечеловеческих ценностей будет поддержана
и другими странами, а он будет влиять на формирование нового миропорядка,
который будет основываться на справедливости, демократии, всеобщем прими-
рении и согласии, - отметил российский исследователь М.Ф. Полынов. - Нахо-
дясь в плену собственной увлеченности и эмоциональной реакции части зару-
бежной общественности и государственных деятелей, генсек считал, что к пере-
стройке перейдут и другие страны» [Полынов М.Ф., 2012: 86-87].
Крах горбачёвской внешней и внутренней политики не мог не вызвать от-
ветной реакции в виде попыток реидеологизации внешней политики России. По
мнению действительного члена Академии военных наук О.А. Белькова, «в со-
временной России реидеологизаторская тенденция выражена весьма отчетливо.
Она находит отражение и в поисках «национальной идеи», и в стремлении по-
строить национальное патриотическое государство, и в желании приобщить
страну к достижениям мировой цивилизации» [12]. Из вышеприведенного вы-
сказывания О.А. Белькова видно, что реидеологизация в России идет по разным
направлениям - с одной стороны, видно стремление построить «национальное
патриотическое государство», а с другой - наблюдается желание «приобщить
страну к достижениям мировой цивилизации». Действительно, до сих пор в рос-
сийских политико-академических кругах, а также среди широкой общественности
10
Батюк В.И. Идеологическая борьба в российско-американских отношениях
Batyuk V.I. Ideological Struggle in Russian-American Relations
идут дискуссии о том, какой должна быть современная российская идеология и,
соответственно, идеология внешней политики России.
В свою очередь профессор МГИМО И.А. Зевелёв с огорчением констатирует,
что «горбачёвская картина мира кардинально отличается от популярного сего-
дня великодержавного национализма. Внешняя политика России, особенно по-
сле 2014 г., выглядит как возвращение на хорошо знакомые рельсы, уложенные
много веков назад, после наивных попыток Горбачёва, а затем и Ельцина, про-
ложить новые пути по целине. Сегодня многие политики, государственные и
общественные деятели всячески подчеркивают преемственность многовековой
российской истории… Внешняя политика, соответствующая непреходящему
статусу Великой Державы, стала важнейшим компонентом конструирования
национальной идентичности… С точки зрения теории международных отно-
шений, сегодня главное противоречие - не между реализмом и либерализмом, а
между национализмом и универсализмом» [Зевелёв И.А., 2018].
Некоторые мыслители призывают реанимировать в той или иной форме по-
чивший в бозе марксизм-ленинизм. Как полагает П. Киле, «социалистическая
идеология, безусловно более прогрессивная и человечная, чем буржуазная, мо-
жет явиться духовной основой единства народов России, с равноправием и брат-
ством народов при всех различиях их этнической и конфессиональной принад-
лежности. Это единство было реальностью в СССР. Это единство необходимо
для мира и процветания народов РФ» [Киле П., 2006].
Некоторые эксперты, описывая новую идеологию «прекрасной России бу-
дущего», провозглашают что-то вроде тоста «за все хорошее». Вот что пишет,
например, В. Кузнецов в своей книге «Идеология развития России»: «Основны-
ми смыслами новой народной идеологии становятся законность, благополучие,
образование и безопасность, которые образовали ядро объединяющей идеоло-
гии» [Кузнецов В., 2010: 434]. А вот что пишет об этом Г. Малинецкий: «Какова
формула идеологии, консолидирующей Россию? Формула идеологии «Совесть -
Соборность - Будущее». Строительство прекрасной страны для счастливых лю-
дей - это большой проект мира России XXI века, не менее важный, чем Атомный
и Космический проекты для XX века. Именно успех этого проекта определит
место России в мире и истинный смысл её идеологии». [15].
Нам представляется, однако, что верх в дискуссии о современной российской
идеологии берет российский национализм. В своей получившей широкую из-
вестность книге «Национальная идея России» крупнейший российский этно-
граф академик В.А. Тишков пишет: «В стране произошёл поразительный прорыв от
советско-ностальгической идентичности к общероссийскому самосознанию и патрио-
тизму, явный поворот от межэтнических напряженностей и региональной раз-
общенности к общероссийской солидарности и гражданскому согласию. Дей-
ствительно, путь нового нациестроительства далеко не пройден, он переживает
паузы и даже моменты попятного движения. Но это не должно обескураживать
сторонников российского национального проекта» (курсив авт. - В.Б.) [Тишков
В.А., 2021: 7]. Автор особо подчеркивает, что надежды глобалистов на исчезнове-
ние национальных государств и формирование некой общечеловеческой общ-
ности - не оправдались: «Наша позиция заключается в том, что на нынешнем го-
11
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2023; 9: 5-19
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ризонте эволюции человеческих сообществ нет более значимой и всеохватной социаль-
ной коалиции людей, чем национальные государства. Именно nation-states обеспечи-
вают важнейшие экзистенциальные потребности и права современного челове-
ка: от территориально-ресурсного и организационно-хозяйственного жизне-
обеспечения до устройства и поддержания социальных институтов, правовых
норм общежития, воспитания, просвещения и окультуривания населения через
поддерживаемыми государством системы. Государства обеспечивают граждан-
скую солидарность, предотвращают конфликты и насилие, защищают от внеш-
них угроз и глобальных вызовов» (курсив авт. - В.Б.) [Тишков В.А., 2021: 31].
Российский национальный проект формулируется как некая антитеза запад-
ному леволиберальному глобализму. По словам депутата Госдумы О.А. Матвейче-
ва, для России поиск национальной идеи - как формулы того, что отличает нашу,
российскую цивилизацию от других - становится не отвлеченной абстракцией, а
насущной необходимостью: «Мы говорим о том, что мир многополярен в том
числе и в культуре, языки, на которых мыслят и воспринимают мир народы - раз-
нообразны, философские подходы и парадигмы - разнообразны. А нас пытаются
нивелировать всевозможной политкорректностью, «культурой отмены» и многи-
ми другими вещами. Все это для нас совершенно неприемлемо» [13].
ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БОРЬБА В РОССИЙСКО-
АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
Таким образом, мы видим, что в XXI веке вернулось идеологическое противоборство
между Москвой и Вашингтоном - только теперь уже в форме противостояния россий-
ского национализма и американского либерального глобализма. Ирония истории состо-
ит в том, что в идеологической сфере Москва и Вашингтон за последние несколько деся-
тилетий поменялись местами. В годы холодной войны именно Советская Россия высту-
пала радикальной революционной силой. Теперь же мы стали свидетелями удивитель-
ной метаморфозы: Российская Федерация стала консервативной страной, ревнительни-
цей Realpolitik, международного права и стабильности, - ну, а Соединённые Штаты пре-
вратились в, если воспользоваться штампом советской пропаганды, «главную революци-
онную силу современности», которая стремиться изменить мир по своему образцу и по-
добию, неся свободу и демократию на своих штыках. [Батюк В.И., 2018; 276-290].
Как пишет руководитель департамента международных отношений Высшей
школы экономики А.В. Лукин, «в отличие от Запада, после конца холодной войны
с удвоенной скоростью двигавшегося в сторону идеократии, Россия, наоборот, из
тоталитарной идеократии превращалась в обычное, нормальное государство.
Термин «обычное» здесь означает, что таких неидеократических государств, не
старающихся навязывать свою модель другим, не считающих ее общественным
идеалом и венцом социальной эволюции, а просто решающих насущные, практи-
ческие проблемы - большинство в мире» [Лукин А.В., 2016: 54].
В этих условиях, в силу целого комплекса внутриполитических и идеологических
причин Вашингтон не готов к нормальному диалогу с российской стороной. Нынеш-
няя американская правящая элита воспринимает окружающий мир через призму
непримиримой идеологической борьбы между «демократией» и «авторитаризмом».
12
Батюк В.И. Идеологическая борьба в российско-американских отношениях
Batyuk V.I. Ideological Struggle in Russian-American Relations
Как подчеркнул президент США Дж. Байден в предисловии к «Временному
стратегическому руководству по национальной безопасности» (Interim National Secu-
rity Strategic Guidance), «я полагаю, что мы находимся в эпицентре исторических и
фундаментальных дебатов о будущем направлении развития нашего мира. Есть те,
кто утверждает, что, учитывая все проблемы, с которыми мы сталкиваемся, автокра-
тия - лучший путь вперёд. И есть те, кто понимает, что демократия необходима для
решения всех проблем нашего меняющегося мира. Я твёрдо верю, что демократия -
это ключ к свободе, процветанию, миру и достоинству. Сейчас мы должны проде-
монстрировать — с ясностью, которая рассеивает любые сомнения, — что демокра-
тия всё ещё может принести пользу нашему народу и людям во всём мире» [6: 3].
Нельзя не отметить в этой связи, что, судя по этим словам американского прези-
дента, в Вашингтоне больше не считают глобальную победу либеральной демокра-
тии чем-то само собой разумеющемся. Видимо, американский «триумфализм» 1990-х
годов, когда формирование американоцентричного миропорядка считалось неиз-
бежным, сменился иными настроениями. Существует немало примет того, что за-
падная либерально-глобалистская элита гораздо серьёзнее воспринимает идеологи-
ческий вызов со стороны Москвы, чем это было во времена первой холодной войны.
Следует отметить в этой связи, что истерическая реакция западного истэ-
блишмента на «вмешательство Москвы» во внутреннюю политику своих стран
существенно отличается от реакции правящих кругов США и их союзников на
советскую пропаганду в годы первой холодной войны. Несмотря на то, что со-
ветская пропагандистская машина была одной из самых мощных в мире, её вли-
яние на умы и сердца людей было ничтожно (особенно в последние годы суще-
ствования так называемого «развитого социализма»). Мало кто на Западе слушал
«Радио Москвы», а вот «вражьи голоса» стали серьёзным вызовом для руковод-
ства СССР и его союзников по «социалистическому лагерю» [11: 27-34].
В настоящее время, однако, соотношение идеологических сил выглядит явно
не в пользу либерального глобалистского капитализма: его теснит буржуазный
национализм. Так, по словам профессора Чикагского университета Дж. Мир-
шаймера, «национализм - это чрезвычайно мощная политическая идеология.
Она вращается вокруг разделения мира на самые разные нации, которые явля-
ются огромными социальными единицами, каждая из которых имеет свою соб-
ственную культуру. Практически каждый народ предпочёл бы иметь своё соб-
ственное государство, хотя не все могут. Тем не менее, мы живём в мире, насе-
лённом почти исключительно национальными государствами, что означает, что
либерализм должен сосуществовать с национализмом. Либеральные государства
также являются национальными государствами. Нет никаких сомнений в том,
что либерализм и национализм могут сосуществовать, но, когда они сталкива-
ются, национализм почти всегда побеждает» [Mearsheimer J., 2018].
ВОЗМОЖНА ЛИ НОВАЯ РАЗРЯДКА
В РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ?
Взаимоотношения между Москвой и Вашингтоном слишком важны и для
наших двух стран, и для всего международного сообщества, чтобы эти взаимо-
отношения можно было бы просто аннулировать на том основании, что они не
13
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2023; 9: 5-19
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
соответствуют чьим-то «принципам» или «идеалам». Рано или поздно вторая
холодная война должна смениться второй разрядкой.
Опыт истории советско-американских отношений показывает, что и «пер-
вая» разрядка рубежа 1960-1970-х годов, и «горбачёвская» разрядка второй поло-
вины 1980-х стали возможными только в условиях ослабления идеологического
противостояния между СССР и США. Советско-американская разрядка 1970-х
стала возможной только после того, как и в США, и в СССР, хотя и по разным
причинам, ослаб сверхдержавный мессианизм. Так, к концу 1960-х годов в аме-
риканском обществе под влиянием поражения во Вьетнаме американская «гло-
бальная миссия» была поставлена под вопрос [10: 676]. Одновременно и в Совет-
ском Союзе происходил постепенный отказ от марксистско-ленинских идеоло-
гических догм
[Арбатов Г.А.,
1991:
178-218]. В свою очередь советско-
американская идеологическая борьба была ослаблена во второй половине 1980-х
годов под влиянием горбачёвского «нового мышления».
Сейчас, однако, перспективы снижения накала российско-американского
идеологического противостояния не просматриваются. Более того, есть основа-
ния полагать, что эта борьба может даже обостриться, приобретя гораздо более
жёсткие формы, чем даже во времена первой холодной войны.
Так, в последнее время в американских кругах активно обсуждается вопрос о
необходимости расчленения России. 23 июня 2022 г. американская Комиссия по
безопасности и сотрудничеству в Европе («Хельсинкская комиссия» США) провела
в Вашингтоне брифинг под названием «Деколонизировать Россию. Моральный и
стратегический императив». Как указывалось в анонсе брифинга, «варварская вой-
на России на Украине — а до этого в Сирии, Ливии, Грузии и Чечне — обнажила
злобный имперский характер Российской Федерации перед всем миром. Её агрес-
сия также является катализатором давно назревшего разговора о внутренней импе-
рии России, учитывая господство Москвы над многими коренными нерусскими
народами и жестокие меры, которые Кремль принял для подавления их нацио-
нального самовыражения и самоопределения. В настоящее время ведутся серьёзные
и противоречивые дискуссии о том, как считаться с фундаментальным империа-
лизмом России и необходимостью «деколонизации» России, чтобы она стала жиз-
неспособным участником европейской безопасности и стабильности» [5].
Следует отметить в этой связи, что, хотя Хельсинкская комиссия позиционирует
себя как «независимая» структура, она была создана по решению Конгресса США и
является органом американского правительства, а сопредседателем комиссии являет-
ся С. Коэн - член Палаты представителей от штата Теннеси (демократ). Выступая на
брифинге, конгрессмен Коэн заявил, что русские «в сущности, колонизировали свою
собственную страну» и Россия «не является нацией в строгом смысле этого слова» [8].
Данный брифинг - далеко не единственный пример того, что в американ-
ской политике на российском направлении постепенно происходит серьёзный
сдвиг. Убедившись в несостоятельности расчётов на «смену режима» в России,
американская политико-академическая элита в настоящее время рассматривает
другой вариант решения «русского вопроса» - распад России и её ликвидация в
качестве суверенного единого государства.
14
Батюк В.И. Идеологическая борьба в российско-американских отношениях
Batyuk V.I. Ideological Struggle in Russian-American Relations
Характерными в этом смысле являются статьи неоконсервативного активиста
Ш. Мишеля, опубликованные в таких влиятельных изданиях, как журнал «Атлан-
тик» и газета «Уолл-стрит джорнел». В этих статьях Мишель доказывает, что «до
тех пор, пока московская империя не будет свергнута, /Евразийский/ регион — и
весь мир — не будут в безопасности. И Россия тоже. Европа останется нестабиль-
ной, а украинцы, русские и все колонизированные народы, вынужденные сра-
жаться за Кремль, будут продолжать умирать… Россия развязала величайшую
войну, которую мир видел за последние десятилетия, и всё это на службе импе-
рии. Чтобы избежать риска дальнейших войн и бессмысленного кровопролития,
Кремль должен потерять ту империю, которую он всё ещё сохраняет. Проект де-
колонизации России должен быть, наконец, завершён» [Michel C., 2022].
Не приходится сомневаться в том, что, если подобные взгляды в американ-
ских правящих кругах возобладают - ни о какой российско-американской «раз-
рядке», ни в какой обозримой перспективе речи быть не может. Хотелось бы
напомнить в этой связи, что, например, американо-китайская разрядка началась
в 1972 г. с того, что Вашингтон начал проводить политику «одного Китая». Сама
концепция «деколонизации России», очевидно, предполагает, что будет множе-
ство Россий вместо одной - и тогда диалог с Москвой становится для Соединён-
ных Штатов совершенно бессмысленным.
Столь же негативные последствия для нормализации российско-
американских отношений могло бы иметь и решение Вашингтона провозгла-
сить Россию страной-спонсором международного терроризма (что предлагают
сделать такие влиятельные американские политики, как член Палаты предста-
вителей Н. Пелоси и сенатор Л. Грэм [3]. И 27 июля 2022 г. сенат Конгресса США
большинством голосов одобрил соответствующую резолюцию [4].
Как заявил в этой связи директор Департамента Северной Америки МИД РФ
А.Н. Дарчиев, если «данная резолюция будет реализована, это будет означать пере-
сечение Вашингтоном точки невозврата с самым серьёзным сопутствующим ущер-
бом для двусторонних дипотношений вплоть до понижения их уровня и даже раз-
рыва. Американская сторона предупреждена» [2].
Судя по всему, такого рода экстремистские взгляды не стали пока доминиру-
ющими в американской политике на российском направлении. Так, в том разделе
СНБ-2022, который посвящён России, говорится, что «Америка сохраняет заинте-
ресованность в сохранении стратегической стабильности и развитии более об-
ширной, прозрачной и поддающейся проверке инфраструктуры контроля над
вооружениями для успеха нового договора по СНВ и в восстановлении европей-
ских механизмов безопасности, которые из-за действий России пришли в упадок.
Наконец, Соединённые Штаты будут поддерживать и развивать прагматичные
способы взаимодействия для решения вопросов, по которым сотрудничество с
Россией может быть взаимовыгодным. Соединённые Штаты уважают российский
народ и его вклад в науку, культуру и конструктивные двусторонние отношения
на протяжении многих десятилетий. Несмотря на стратегический просчёт рос-
сийского правительства при нападении на Украину, именно российский народ
будет определять будущее России как крупной державы, способной вновь играть
конструктивную роль в международных делах. Соединённые Штаты будут при-
15
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2023; 9: 5-19
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
ветствовать такое будущее, а тем временем продолжат противодействовать агрес-
сии, совершаемой российским правительством» [7: 26-27].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, идеологическая борьба в российско-американских отноше-
ниях завела эти отношения в тупик, выход из которого не просматривается.
Опыт советско/российско-американских отношений показывает, что только
снижение накала идеологической борьбы, возвращение Москвы и Вашингтона к
Realpolitik может вывести эти отношения из тупика.
В настоящее время, однако, в американских правящих кругах продолжают
придерживаться той точки зрения, что порядок и стабильность в мире могут воз-
никнуть лишь на основе общей системы ценностей, в основе которой - западные
представления о либеральной демократии. Попытки же националистов защитить
национальные интересы их стран воспринимаются в США как «нарушение ми-
ропорядка, основанного на правилах». Как считают многие представители амери-
канского истеблишмента, между «либеральными демократиями» и «авторитар-
ными режимами» неизбежно будут нарастать разногласия. В этих условиях лю-
бой, даже самый выгодный для Запада компромисс с его незападными оппонен-
тами неизбежно будет восприниматься среди западного мейнстрима как попра-
ние либеральных и демократических ценностей и принципов.
Российско-американские отношения, однако, слишком важны и для наших двух
стран, и для всего международного сообщества, чтобы эти отношения можно было
просто аннигилировать. Без конструктивного диалога между двумя державами не-
возможно решить важнейшие проблемы, с которыми сталкивается человечество -
от предотвращения термоядерной катастрофы до экологии. Рано или поздно поли-
тико-академическая элита США будет вынуждена признать эту аксиому.
ИСТОЧНИКИ
1. Горбачёв М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для
всего мира. - М.: Политиздат, 1988. - 271 с.
2. МИД РФ: США раскручивают маховик «визовой войны» против россиян. ТАСС.
3. Bandow D. Is Russia a State Sponsor of Terrorism? The American Conservative.
state-sponsor-of-terror/ (accessed 31.08.2022).
4. Calling on the Secretary of State to Designate the Russian Federation as a State
Sponsor of Terrorism; Congressional Record Vol. 168, No. 125 (Senate - July 27, 2022).
125/senate-section/article/S3736-3 (accessed 15.08.2022).
5. Decolonizing Russia. A Moral and Strategic Imperative. Thursday, June 23, 2022.
Washington, D.C. United States. Commission on Security and Cooperation in Europe. U.S.
impact/events/decolonizing-russia (accessed 11.07.2022).
6. Interim National Security Strategic Guidance. March 2021. President Joseph R.
Biden, Jr. - 23 р.
16
Батюк В.И. Идеологическая борьба в российско-американских отношениях
Batyuk V.I. Ideological Struggle in Russian-American Relations
7. National Security Strategy. October 2022. White House, Washington. - 48 р.
8. Norton B. US gov’t body plots to break up Russia in name of ‘decolonization’.
government-decolonize-russia/ (accessed 11.07.2022).
9. Kagan R. The Strongmen Strike Back. Washington Post. March 14, 2019. Available
strongmen-strike-back (accessed 11.07.2022).
10. Кissinger H. 1994. Diplomacy. - New York: Simon and Schuster, 1994. - 912 p.
11. Батюк В.И. 2020. Новая холодная война. Дипломатическая служба. № 1,
2020. С. 27-34.
12. Бельков О.А. 2021. Деидеологизация: мировой тренд или конъюнктур-
ный неологизм? Российское военно-историческое общество. История. РФ. 20.05.2021.
konyunkturnyy-neologizm (accessed 11.07.2022).
13. Волкова Д. 2022. В столкновении с Западом рождается национальная идея
России. Взгляд. 27 мая 2022. Available at:
14. Кузнецов И. 2014. К вопросу об интерпретации понятия «идеология».
Русская народная линия. 30.12.2014. Available at:
eologiya (accessed 01.09.2022).
15. Малинецкий Г. Стратегия и идеология России. Авторский блог. 12.03.2021. Availa-
16. Суслов Д. 2021. Новая парадигма внешней политики США и отношения с
Россией. Валдай. Международный дискуссионный клуб. 17.11.2021. Available at:
(accessed 31.08.2022).
17. Яковлев А.Н. 1991. Муки прочтения бытия. Перестройка: надежды и реаль-
ности. М.: Новости, 1991. 364 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Арбатов Г.А. 1991. Затянувшееся выздоровление (1953-1985 гг.) М.: Междуна-
родные отношения, 1991. 402 с.
Батюк В.И. 2018. Российско-американские отношения: между идеализмом и
реализмом / Новые международные отношения: основные тенденции и вызовы
для России. М.: Международные отношения, 2018. С. 276-290.
Богатуров А.Д. 2004. Истоки американского поведения. Россия в глобальной по-
литике. № 6, Ноябрь - Декабрь 2004. Available at:
Вебер Ю., Крикович А. 2016. Измотать и пересидеть. Истоки американского по-
ведения в отношении России. Россия в глобальной политике. № 2, 2016. Available at:
Замошкин Ю.А. 1984. Идеология и внешняя политика. Современная внешняя
политика США. В двух томах. Том первый. М.: Наука, 1984. С. 95-120.
17
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ / ORIGINAL PAPERS
2023; 9: 5-19
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Зевелёв И.А. 2018. Снова воспоминание о будущем. Россия в глобальной поли-
o-budushhem/ (accessed 10.03.2020).
Иуков Е.А. 2018. Современный кризис американской идеологии. Азимут
научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2(23). С. 385-390.
Кара-Мурза С.Г. 2002. Идеология и мать её наука. - М.: Алгоритм, 2002. 253 с.
Киле П. 2006. Идеология РФ в XXI веке. Информационно-аналитический журнал
«Политическое образование». 3 апреля 2006 года. Available at:
Кузнецов В. 2010. Идеология развития России. - М.: Книга и бизнес, 2010. 500 с.
Лукин А.В. 2016. Новая международная идеократия и Россия. Сравнительная
политика и геополитика. № 1(22), 2016. - С. 41-57.
Полынов М.Ф. 2012. «Новое политическое мышление»: возникновение и ос-
новные идеи. Общество, среда, развитие. 2012. № 1. C. 84-89.
Тишков В.А. 2021. Национальная идея России. - М.: АСТ, 2021. 416 с.
Фукуяма Ф. Конец истории? «Вопросы философии», 1990. № 3, с.134-148.
Яковлев А.И. 2001. Государственная идеология. - Калуга: Облиздат, 2001. 315 с.
REFERENCES
Arbatov, G.A. 1991. Zatianuvsheesia vyzdorovlenie (1953-1985) [Prolonged recov-
ery (1953-1985)] (In Russ.). Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniia. - 402 p.
Batyuk, V.I. 2018. Rossiisko-amerikanskie otnosheniia: mezhdu idealizmom i real-
izmom [Russian-American Relations: Between Idealism and Realism] (In Russ.). Novye
mezhdunarodnye otnosheniia: osnovnye tendentsii i vyzovy dlia Rossii [New International
Relations: Major Trends and Challenges for Russia] (In Russ). - Moscow: Mezhdu-
narodnyje otnoshenija. - P. 276-290.
Bogaturov, A.D. 2004. Istoki amerikanskogo povedeniia [Sources of American
Conduct] (In Russ.). Russia in Global Affairs. No.
6.
Available at:
Veber, Yu., Krikovich, A. 2016. Izmotat I peresidet. Istoki amerikanskogo povedeniia v
otnoshenii Rossii [Wear out and sit out. The origins of American behavior towards Russia]
(In
Russ.).
Russia
in
Global
Affairs.
No.
2.
Available
at:
Zamoshkin, Yu.A. 1984. Ideologiia i vneshniaia politika SShA. [Ideology and foreign
policy] (In Russ.). In two volumes. Volume one. - Moscow: Nauka. - P. 95-120.
Zevelev, I. 2018. Snova vospominaniie o buduschem. [Again the memory of the future] (In
vospominanie-o-budushhem/ (accessed 10.03.2020).
Iukov, E.A. 2018. Sovremennij krizis amerikanskoj ideologii [The modern crisis of
American ideology] (In Russ.). Azimuth of Scientific Research: Economics and Administra-
tion. Vol. 7, N. 2 (23). - P. 385-390.
Kara-Murza, S.G. 2002. Ideologiia i mat’ ee nauka [Ideology and its mother sci-
ence] (In Russ.). - Moscow: Algoritm. 253 p.
18
Батюк В.И. Идеологическая борьба в российско-американских отношениях
Batyuk V.I. Ideological Struggle in Russian-American Relations
Kile, P. 2006. Ideologiia RF v XXI veke [Ideology of the Russian Federation in the XXI cen-
tury] (In Russ.). Informatsionno-analiticheskii zhurnal “Politicheskoe obrazovanie”. April 3. Available
Kuznetzov, V. 2010. Ideologiia razvitiia Rossii [Ideology of Russia's development]
(In Russ.). Moscow: Kniga i biznes, 2010. - 500 p.
Lukin, A.V. 2016. Novaia mezhdunrodnaia ideokratiia i Rossiia [The New Interna-
tional Ideocracy and Russia] (In Russ.). Sravnitel’naia politika i geopolitika. No. 1. P. 41-57.
Polynov, M.F. 2012. “Novoe politicheskoe myshlenie”: vozniknovenie i osnovnye
idei ["New Political thinking": emergence and main ideas] (In Russ.). Society, Environ-
ment, Development. No. 1. P. 84-89.
Tishkov, V.A. 2021. Natsional’naia ideia Rossii [The national Idea of Russia] (In
Russ.). Moscow: AST. 416 p.
Fukuyama, F. 1990. Konets Istorii [The End of History?] (In Russ., Translated from
English) Voprosy Filosofii. No. 3, p. 134-148.
Yakovlev, A.I. 2001. Gosudarstvennaia ideologiia [State ideology] (In Russ.). Ka-
luga: Oblitizdat. 315 p.
Mearsheimer, J. 2018. The Great Delusion: Liberal Dreams and International Real-
ities.
The
National
Interest.
October
5.
Available
at:
international-realities-32737 (accessed 10.03.2020).
Mearshimer, J. 2014. Why the Ukraine Crisis Is the West’s Fault. Foreign Affairs.
September/October.
Available
at:
ukraine-crisis-is-the-wests-fault (accessed 10.03.2020).
Michel, C.
2022. Decolonize Russia. The Atlantic. May
27. Available at:
ukraine-chechnya/639428/ (accessed 01.09.2022).
von Mises, L. 1996. Human Action. A Treatise on Economics. Fourth Revised Edi-
tion. San Francisco: Fox & Wilkes. xix, 927 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРE / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
БАТЮК Владимир Игоревич, доктор
Vladimir I. BATYUK, Doctor of Scienc-
исторических наук, главный научный
es (History), Leading Researcher.
сотрудник, Институт США и Канады
Georgy Arbatov Institute for U.S. and
им. академика Г.А. Арбатова Российской
Canada Studies Russian Academy of
академии наук (ИСКРАН).
Sciences (ISKRAN).
Российская Федерация, 121069 Москва,
2/3 Khlebny per., Moscow 121069, Rus-
Хлебный пер., д. 2/3.
sian Federation.
Профессор, НИУ «Высшая школа эко-
Professor, Higher School of Economics.
номики» (ВШЭ). Российская Федерация,
17 Malaya Ordynka St., Moscow,
119017 Москва, ул. Малая Ордынка, д. 17.
119017, Russian Federation.
Статья поступила в редакцию 22.12.2022 / Received 22.12.2022.
Поступила после рецензирования 20.01.2023 / Revised 20.01.2023.
Статья принята к публикации 23.01.2023 / Accepted 23.01.2023.
19