ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
С.К. Сеитов, аспирант
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
РФ, 119991, г. Москва, Ленинские горы, 1
E-mail: sanatren@mail.ru
УДК 338.43.02
DOI:10.30850/vrsn/2021/6/74-76
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАТЕГИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
В РОССИИ*
Проанализированы действующие методы государственной поддержки сельского хозяйства в России, разработаны реко-
мендации по их совершенствованию, предложены новые меры государственной поддержки, соответствующие изменяю-
щимся условиям хозяйствования и требованиям времени в этой стратегически важной отрасли экономики. Эффек-
тивность производства и конкурентоспособность российской продукции внутри страны и в мире, финансовое состоя-
ние хозяйств, их рентабельность зависят не только от внедрения новой техники, последних инновационных технологий
в производство, но и от возможности реализации продукции. Одна из причин низкой рентабельности российского агро-
бизнеса в том, что текущая система сбыта достаточно слаба и не удовлетворяет потребности агропроизводителей.
Российские производители не могут инвестировать в производство, брать кредиты при наличии постоянного риска
не реализовать продукцию. Только разрешение текущих проблем с логистикой, местами для распределения и хранения
продукции, организацией рынков, дорожной инфраструктурой позволит им четко планировать будущие затраты и доходы.
Большие перерабатывающие предприятия, розничные сети не заинтересованы работать с малыми производителями
сельскохозяйственной продукции из-за небольшого объема, непостоянства поставок сырья. Роль государства состоит
в поддержке сохранения сельских территорий, выделении субсидий на обновление техники, в содействии производителям
объединяться в торговые кооперативы. Благодаря практическому воплощению предложенных путей совершенствования
государственной поддержки сельского хозяйства, можно будет в большей степени стимулировать научно-технический
прогресс, организовывать требующиеся стартовые условия для накопления капитала, расширенного воспроизводства,
в целом способствовать поступательному развитию сельского хозяйства в России.
Ключевые слова: сельское хозяйство, аграрная политика, государственная поддержка, финансовое оздоровление, рента-
бельность производства, сельскохозяйственная кооперация.
S.K. Seitov, PhD student
Lomonosov Moscow State University
RF, 119991, g.Moskva, Leninskie gory, 1
E-mail: sanatren@mail.ru
DIRECTIONS FOR IMPROVING THE STATE SUPPORT STRATEGY
FOR AGRICULTURE IN RUSSIA
This paper analyses the existing methods of state support of agriculture in Russia, develops recommendations for their improvement,
proposes new measures of state support that meet the changing economic conditions and requirements of the time in this strategically
important sector of the economy. Efficiency of production and competitiveness of the Russian products within the country and in the world,
the financial results of farms, their profitability depend not only on the introduction of new equipment, the latest innovative technologies
in production, but also on the possibility of selling products. One of the reasons for the low profitability of Russian agribusiness is that
the current distribution system is weak and does not meet the needs of agricultural producers. The Russian producers cannot invest
in production, take loans if there is a constant risk of impossibility to sell their products. Only the resolution of current problems with
logistics, places for distribution and storage of products, organization of markets, road infrastructure will allow manufacturers to clearly
plan future costs and revenues. Large processing enterprises, retail chains are not interested in working with small agricultural producers
due to the small volume and inconsistency of the supply of raw materials. The role of the state is to support the preservation of rural areas,
allocate subsidies for the renewal of technology, and help producers to unite in trade cooperatives. Thanks to the practical implementation
of the proposed ways to improve state support for agriculture, it will be possible to stimulate scientific and technological progress
to a greater extent, organize the required starting conditions for capital accumulation, expanded reproduction, and generally contribute
to progressive development of agriculture in Russia.
Key words: agriculture, agricultural policy, government support, financial recovery, profitability of production, agricultural cooperation.
Вопросы реализации государственной под-
ствования государственной поддержки аграрного
держки сельского хозяйства - предмет особого
сектора.
внимания руководства России. Единая страте-
На фоне нестабильной ситуации в мировой эко-
гия повышения уровня конкурентоспособности
номике наиболее актуальны задачи по диверсифи-
отечественных
сельхозтоваропроизводителей
кации экономики страны и повышению ее конку-
должна учитывать проблемы и пути совершен-
рентоспособности на мировой арене. [6] Перевод
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-310-90075 / The study was
carried out funded by RFBR, project number 20-310-90075.
ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ НАУКИ • № 6-2021
74
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
сельского хозяйства на инновационный путь разви-
принцип софинансирования, ранее сковывавший
тия признан одной из стратегических задач в России.
оперативность процессов согласования объемов
Для системы государственной поддержки сель-
поддержки. [5, 7]
ского хозяйства широко применяется индикатив-
Средняя рентабельность производства сельско-
ный подход к развитию этой отрасли экономики.
хозяйственных организаций в России в 2020 году
В 2012 году в России принята Государственная про-
составляла 22,9 % (см. рисунок). [2, 8]
грамма развития сельского хозяйства и регулиро-
Действующие условия по поддержке начинаю-
вания рынков сельскохозяйственной продукции,
щих фермеров в России (до 3,0 млн руб. на разведение
сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. [1]
КРС, 1,5 млн руб. - для других видов деятельности)
Стратегические цели: обеспечение продоволь-
в большей степени нацелены на микрокредитование
ственной независимости; конкурентоспособность
и стартап-проекты. Это не позволяет использовать
сельскохозяйственной продукции на внутреннем и
потенциал подпрограммы для финансирования ин-
внешнем рынках; повышение финансовой устой-
вестиционных затрат. Целесообразно пересмотреть
чивости предприятий АПК и другие. [1-3, 4] Для
условия кредитования и направить больше средств го-
этого требуется как максимально эффективное
сударственного бюджета на выдачу грантов.
использование существующего в России техноло-
Для преодоления проблем, связанных с мелко-
гического, транспортного, научного, кадрового
товарностью, присущей в первую очередь подотрас-
потенциала, так и его модернизация.
лям животноводства, требуется совершенствовать
механизм государственной поддержки сельскохо-
ОБСУЖДЕНИЕ
зяйственной кооперации.
Сельскохозяйственные кооперативы нужда-
В стратегии государственной поддержки сельхоз-
ются в консультационных услугах по эффектив-
товаропроизводителей немаловажен индикативный
ной организации работы со своими участниками,
принцип, при котором ресурсы и предпринимаемые
решению вопросов отраслевого характера (услуги
меры концентрируются на развитии приоритетных
технологов по переработке сельскохозяйственного
подотраслей растениеводства и животноводства.
сырья, хранению и т. п.), в том числе и проектном
Государственная программа развития сельского
менеджменте, для чего предлагается создавать спе-
хозяйства и регулирования рынков сельскохозяй-
циальные обучающие центры в регионах страны.
ственной продукции, сырья и продовольствия на
Устойчивое повышение урожайности влаголю-
2013-2020 годы имеет недочеты: нехватка реали-
бивых сельскохозяйственных культур невозможно
стичных способов и путей достижения индикативов
без осуществления оросительных мероприятий.
в развитии сельского хозяйства, которые можно
Действующая тарифная политика в сфере водных
было бы успешно реализовать на практике с учетом
ресурсов дестимулирует внедрение новых техно-
макроэкономических реалий в стране; чрезмерная
логий и вложение инвестиций в сферу управления
ориентированность в пользу административных
водными ресурсами. Чтобы решить проблему, не-
рычагов воздействия вкупе с недостатком мер по
обходимо установить повышенный тариф на воду
повышению мотивированности самих хозяйству-
сельхозтоваропроизводителям, чрезмерно ее рас-
ющих субъектов; заниженные целевые установки
ходующим. Хозяйствам, в которых применяют
по инвестициям в основной капитал сельского хо-
технологии капельного орошения, тарифы на воду
зяйства; недоучет приоритетности в выборе задач
рекомендуется снижать.
и определении этапов очередности мероприятий
Маркетинговую поддержку отечественной сель-
по развитию российского АПК.
скохозяйственной продукции в России должны
В госпрограмме не систематизированы должным
осуществлять местные исполнительные органы,
образом пути решения проблем, связанных с разви-
привлекая к участию товаропроизводителей России
тием кооперации, внедрением технологий эконом-
в ежегодно проводимых ярмарках, специализиро-
ного расходования водных ресурсов на сельскохо-
ванных аграрных выставках.
зяйственные нужды. Все это усиливает актуальность
Помимо этого, рекомендуется пропагандиро-
изменения подходов к государственной поддержке
вать отечественные продукты питания с описанием
аграрного сектора России.
Многие объекты сельскохозяйственных предпри-
ятий (земля, элеваторы, техника, производственные
мощности и др.) - залоговое обеспечение по кредит-
ным обязательствам в банках, что ведет к дроблению
и распылению активов по разным собственникам
при процедуре банкротства.
Чтобы производственные процессы были не-
прерывными, активы эффективно использовались,
сельское население имело работу, необходимо
сохранять единый производственный механизм
в сельском хозяйстве и растущую динамику бюд-
жетных средств, ориентированных на финансовое
оздоровление субъектов АПК. В направлении со-
вершенствования системы льготного кредитования
сельскохозяйственных производителей намечаются
Уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций
позитивные изменения, в частности, упразднен
России в 2004-2020 годах.
75
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
существующих технологий производства и пере-
6. Развитие и повышение конкурентоспособности сель-
работки, информированием о сроках хранения
ского хозяйства России в условиях углубления инте-
с акцентом на пользе для здоровья потребителя
грации в ЕАЭС: Науч.-практ. изд. - М.: ФГБНУ «Ро-
экологически чистой и органической сельскохо-
синформагротех», 2018. - 348 с.
зяйственной продукции.
7. Узун, В.Я. Новые правила субсидирования кредитов
Низкая результативность государственных мер
в агропромышленном комплексе России /В.Я. Узун//
по улучшению имиджа и позиционирования на
Бюллетень «Обзор торговой политики в странах Евро-
рынке российских сельхозтоваропроизводителей
пы и Центральной Азии». - 2017. - № 23. - С. 8-9.
вызвана недостаточным задействованием мульти-
8. Федеральная служба государственной статистики. [Элек-
медийных технологий и известных среди населения
тронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru.
социальных сетей при продвижении местных про-
довольственных товаров.
LIST OF SOURCES
Выводы. Необходимо совершенствование госу-
1. Gosudarstvennaya programma razvitiya sel'skogo hozyajstva i
дарственной политики в отношении стимулиро-
regulirovaniya rynkov sel'skohozyajstvennoj produkcii, syr'ya i
вания сельскохозяйственного производства путем
prodovol'stviya na 2013-2020 gody. Utverzhdena Postanovle-
разработки новых форм поддержки отрасли, а также
niem Pravitel’stva RF ot 14 iyulya 2012 g. № 717.
увеличения числа производителей, обеспеченных
2. Edinaya mezhvedomstvennaya informacionno-statistich-
мерами государственного содействия в агробизнесе.
eskaya sistema (EMISS). [Elektronnyj resurs]. Rezhim
dostupa: https://www.fedstat.ru.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
3. Itogovyj doklad o rezul’tatah deyatel’nosti Minsel’hoza
1. Государственная программа развития сельского хо-
Rossii za 2018 god / Materialy oficial’nogo Internet-resur-
зяйства и регулирования рынков сельскохозяйствен-
sa Ministerstva sel’skogo hozyajstva RF. [Elektronnyj re-
ной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020
surs]. Rezhim dostupa: http://mcx.ru/upload/iblock/10c/
годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ
10c6695082afd0ac0ea4b6e41fa3f6d9.pdf.
от 14 июля 2012 г. № 717.
4. Nacional’nyj doklad o hode i rezul’tatah realizacii v 2018 godu
2. Единая межведомственная информационно-стати-
Gosudarstvennoj programmy razvitiya sel’skogo hozyajstva i
стическая система (ЕМИСС). [Электронный ресурс].
regulirovaniya rynkov sel’skohozyajstvennoj produkcii, syr’ya
Режим доступа: https://www.fedstat.ru.
i prodovol’stviya na 2013-2020 gody. - 226 s.
3. Итоговый доклад о результатах деятельности Минсель-
5. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 29.12.2016 № 1528
хоза России за 2018 год / Материалы официального Ин-
«Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya iz federal’nogo
тернет-ресурса Министерства сельского хозяйства РФ.
byudzheta subsidij…»
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mcx.ru/
6. Razvitie i povyshenie konkurentosposobnosti sel’skogo
upload/iblock/10c/10c6695082afd0ac0ea4b6e41fa3f6d9.pdf.
hozyajstva Rossii v usloviyah uglubleniya integracii v EAES:
4. Национальный доклад о ходе и результатах реализа-
Nauch.-prakt. izd. - M.: FGBNU «Rosinformagrotekh»,
ции в 2018 году Государственной программы развития
2018. - 348 s.
сельского хозяйства и регулирования рынков сельско-
7. Uzun, V.Ya. Novye pravila subsidirovaniya kreditov v ag-
хозяйственной продукции, сырья и продовольствия на
ropromyshlennom komplekse Rossii /V.Ya. Uzun// Byul-
2013-2020 годы. - 226 с.
leten’ «Obzor torgovoj politiki v stranah Evropy i Cen-
5. Постановление Правительства РФ от
29.12.2016
tral’noj Azii». - 2017. - № 23. - S. 8-9.
№ 1528 «Об утверждении Правил предоставления из
8. Federal’naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. [Elektron-
федерального бюджета субсидий…»
nyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.gks.ru.
ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ НАУКИ • № 6-2021
76