Поверхность. Рентгеновские, синхротронные и нейтронные исследования, 2023, № 6, стр. 15-20

Резонансные эффекты в фотоэмиссионной спектроскопии редкоземельного интерметаллида La0.73Tb0.27Mn2Si2

Е. А. Пономарева a*, Ю. В. Корх a, В. И. Гребенников ab, Е. Г. Герасимов ac, Н. В. Мушников ac, Т. В. Кузнецова ac**

a Институт физики металлов им. М.Н. Михеева Уральского отделения РАН
620108 Екатеринбург, Россия

b Уральский государственный университет путей сообщения
620034 Екатеринбург, Россия

c Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
620002 Екатеринбург, Россия

* E-mail: ponomareva@imp.uran.ru
** E-mail: kuznetsovaups@mail.ru

Поступила в редакцию 17.09.2022
После доработки 25.11.2022
Принята к публикации 25.11.2022

Полный текст (PDF)

Аннотация

Проведено исследование электронной структуры редкоземельного интерметаллида La0.73Tb0.27Mn2Si2 методом резонансной фотоэмиссионной спектроскопии с использованием синхротронного излучения, установлены закономерности ее формирования при частичном замещении атомов лантана тербием. Проанализирована зависимость формы спектров валентных полос от энергии фотонов вблизи краев поглощения внутренних уровней марганца, лантана и тербия. Изучены процессы прямого и двухступенчатого рождения фотоэлектронов, упругого и неупругого каналов распада этих состояний с испусканием высокоэнергетических электронов за счет внутриатомного кулоновского взаимодействия. По формам спектров определены преобладающие механизмы распада возбужденных состояний исследуемых компонентов. Для редкоземельных атомов наиболее вероятен упругий канал распада возбужденного состояния, а для марганца – неупругий, с образованием второй дырки в валентной полосе с последующим усилением фотоэмиссии. При возбуждении фотоэмиссии вблизи М5-края поглощения тербия вклад в валентную полосу вносят 4 f-состояния тербия. При возбуждении фотоэмиссии вблизи L3-края поглощения марганца основной вклад в валентную полосу вносят 3d-состояния марганца, с ростом энергии фотонов в области после резонанса возникает оже-канал распада возбужденного состояния, проявляющегося в виде сдвига максимума интенсивности в сторону увеличения энергии связи. Особенности топографии и магнитной доменной структуры поверхности соединения La0.73Tb0.27Mn2Si2 исследованы методами атомно-силовой и магнитно-силовой микроскопии при комнатной температуре.

Ключевые слова: резонансная фотоэмиссионная спектроскопия, слоистые редкоземельные интерметаллиды, электронная структура, валентная полоса, упругий канал распада, неупругий канал распада, магнитно-силовая микроскопия, магнитная доменная структура.

ВВЕДЕНИЕ

Тройные редкоземельные интерметаллиды RT2X2 (где R – редкоземельный элемент, T – переходный металл и X = Si, Ge) представляют интерес для исследований из-за своих уникальных магнитных свойств и особенностей электронной структуры [15]. Большая магнитострикция и гигантский магнитокалорический эффект позволяют рассматривать такие соединения как перспективные функциональные материалы [69]. Такие особенности возникают из-за стабильных пустых или частично заполненных 4f-оболочек редкоземельных элементов [1012]. Ионы редкоземельных металлов способны иметь разное валентное состояние в зависимости от соединения, что приводит к изменению их свойств. Добавление третьего элемента к соединениям с марганцем (RMn2) влияет на параметры кристаллической решетки и межатомные расстояния. Поэтому изучение семейства тройных интерметаллидов имеет большое значение. Среди интерметаллидов выделяется группа соединений RMn2Si2, обладающих слоистой тетрагональной структурой типа ThCr2Si2 (пространственная группа I4/mmm). Магнитный момент и обменные взаимодействия марганца, входящего в состав таких соединений, сильно зависят от расстояния между его атомами, расположенными в атомных слоях, чередующихся вдоль оси c в определенной последовательности: –Mn–Si–R–Si–Mn–. Расстояния между слоями Mn–Mn, в зависимости от выбора редкоземельного элемента (R), уменьшаются, что приводит к увеличению обменных взаимодействий R–Mn и RR, тем самым влияя на магнитные свойства соединения. Следовательно, каждое соединение из этой группы обладает уникальной магнитной структурой [13, 14]. Соединение LaMn2Si2 с хорошо изученными магнитными свойствами [15, 16], обладает ферромагнитным (T < Tc) или антиферромагнитным (T > Tc) упорядочением в зависимости от температуры. Электронная структура LaMn2Si2 была исследована ранее методом рентгеновской эмиссионной и фотоэлектронной спектроскопии [17], в работе обсуждали степень локализации 3d-электронов Mn в валентной полосе, величину локального магнитного момента в кристаллографической позиции марганца, а также проводили сравнение теоретического расчета вклада состояний марганца в валентную полосу с экспериментом. Недавно в нашей работе [18] были исследованы соединения LaMn2Si2 и La0.75Sm0.25Mn2Si2 методом резонансной фотоэмиссионной спектроскопии с использованием синхротронного излучения. Установлены основные закономерности формирования электронной структуры La0.75Sm0.25Mn2Si2 при частичном замещении атомов лантана на самарий. Показано наличие сложной магнитной доменной структуры в соединении LaMn2Si2 и при частичном замещении лантана на самарий.

Наибольший интерес в тройных интерметаллидах с лантаном представляет исследование 4f-состояний La, а также их вклада в валентную полосу. При замещении лантана другим редкоземельным металлом происходит не только перераспределение вкладов и плотностей состояний в валентной полосе, но и изменение магнитных свойств, связанное с увеличением RR обменных взаимодействий.

Метод магнитно-силовой микроскопии (МСМ) [19, 20] позволяет бесконтактным способом визуализировать и изучить влияние замещения лантана атомами тербия в системе LaMn2Si2 на поверхностную магнитную доменную структуру исследуемых образцов.

Целью настоящей работы являлось исследование электронных состояний элементов, входящих в состав интерметаллида La0.73Tb0.27Mn2Si2, методом резонансной фотоэмиссионной спектроскопии с использованием синхротронного излучения, определение вкладов элементов в валентную полосу и проведение сравнительного анализа с результатами изучения аналогичных характеристик LaMn2Si2, ранее опубликованными в [18]. Выбранный метод позволяет исследовать локализацию 4 f-состояний в валентной полосе, что в свою очередь определяет характер магнитных свойств редкоземельных интерметаллидов.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Редкоземельный интерметаллид La0.73Tb0.27Mn2Si2 был синтезирован методом индукционной плавки в атмосфере аргона с последующим отжигом в вакууме при Т = 900°С в течение 1 недели. Чистые исходные компоненты использовали с избытком, не превышающим 3%, для минимизации испарений летучих соединений в процессе изготовления сплава. Рентгенофазовый анализ проводили на рентгеновском дифрактометре ДРОН-6 с монохроматизированным излучением CrKα. По результатам рентгеновского фазового анализа, образец являлся однофазным и при кристаллизации образовал слоистую структуру типа ThCr2Si2, о чем подробно было изложено ранее в [7].

Измерение резонансных фотоэмиссионных спектров исследуемого соединения осуществлено в Российско-Германской лаборатории (RGBL) на синхротронном источнике BESSY II в Центре им. Гельмгольца (Берлин, Германия). Применение поверхностно-чувствительного метода требует тщательной подготовки поверхности перед измерениями, поэтому образец скалывали в подготовительной камере в условиях сверхвысокого вакуума. Чистота поверхности скола контролировали получением фотоэмиссионного спектра O 1s и вклада углерода в обзорный спектр образца, снятый до и после резонансных спектров. Энергетическое разрешение в зависимости от выбора дифракционной решетки и желаемого диапазона энергий варьировалось и составляло ≈0.2 эВ. Давление в основной камере в ходе эксперимента было около 2 × 10–10 Торр, все измерения проводили при комнатной температуре.

Исследование поверхности и ее локальных магнитных свойств проводили методами атомно-силовой микроскопии (АСМ) и МСМ с помощью сканирующего зондового микроскопа Solver Next при температуре 20°C и влажности 20–25%. Для визуализации магнитной структуры поверхности образцов использовали специальные кремниевые кантилеверы с хромокобальтовым покрытием, силовой константой 1–5 Н/м, радиус кривизны острия которых составлял менее 30 нм. Резонансная частота колебания кантилеверов составляла 75 кГц. МСМ-изображение распределения z-составляющей градиента магнитных сил по поверхности образца формировали с помощью регистрации изменений фазы колебаний магнитного зонда высокочувствительным двухпроходным методом. На первом проходе с помощью полуконтактной методики определяли рельеф сканируемой “строки”. На втором проходе расстояние между зондовым датчиком и поверхностью в каждой точке поддерживалось постоянным, чтобы исключить влияние рельефа поверхности (в данном эксперименте dz = 300 нм). Неоднородность магнитных сил, действующих на зонд со стороны образца, приводит к притяжению и отталкиванию магнитного зонда от различных полюсов магнитных доменов на поверхности образца, что вызывает изменение резонансной частоты, а, следовательно, и сдвиг фазы колебаний кантилевера.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование поверхности образца высокоразрешающими методами АСМ и МСМ позволило выявить особенности магнитной доменной структуры образца La0.73Tb0.27Mn2Si2. На рис. 1а приведено АСМ-изображение поверхности образца, демонстрирующее крупномасштабные особенности рельефа. На МСМ-изображении (рис. 1б) видна сложная неоднородная магнитная структура, не связанная с рельефом образца. Светлый цвет соответствует более высоким значениям сдвига фазы МСМ-сигнала и указывает на области с более высокой намагниченностью. Из рис. 1б видно, что для La0.73Tb0.27Mn2Si2, являющегося ферромагнетиком при комнатной температуре, характерно наличие на поверхности полосовых доменов шириной около 8–10 мкм, что отличается от выраженной лабиринтной магнитной доменной структуры с шириной доменов около 5 мкм, визуализированной в соединении LaMn2Si2 [18]. Результаты применения метода МСМ показали, что замещение лантана атомами тербия в системе LaMn2Si2 приводит к изменению типа поверхностной магнитной доменной структуры, уменьшению плотности магнитных доменов в La0.73Tb0.27Mn2Si2 по сравнению с LaMn2Si2. Кроме того, размах значений сдвига фаз МСМ-сигнала для La0.73Tb0.27Mn2Si2 составляет не более 1.5°–2.0° что почти в два раза меньше, чем сдвиги фазы МСМ-сигнала около 4.0°–5.0°, задетектированные на поверхности LaMn2Si2 [18]. Меньший сдвиг фаз характеризует снижение уровня магнитного контраста для соединения La0.73Tb0.27Mn2Si2, что связано с изменением обменных взаимодействий Mn–Mn в пределах одного слоя при замещении лантана атомами тербия. Однако наличие сложной доменной структуры как в соединении La0.73Tb0.27Mn2Si2, так и в соединении LaMn2Si2, подтверждает существование сильной одноосной магнитной анизотропии в марганцевой подрешетке [18].

Рис. 1.

Результат топографии (а) и МСМ-изображение поверхности La0.73Tb0.27Mn2Si2 (б), полученные с помощью сканирующего зондового микроскопа при комнатной температуре. Размер изображений 30 × 30 мкм.

На рис. 2 представлены результаты исследований электронных состояний La 3d и Tb 3d на поверхности соединения La0.73Tb0.27Mn2Si2 методом резонансной фотоэмиссионной спектроскопии с использованием синхротронного излучения. Полученные спектры регистрировали при энергиях фотонов, соответствующих резонансному режиму и за его пределами. При возбуждении 3d-уровня лантана резонанс наблюдается при энергии фотонов hν = 836 эВ (рис. 2а), что соответствует максимуму М5-края поглощения лантана. В валентной полосе присутствуют вклады от 5d-состояний лантана в виде максимумов с энергиями связи 1 и 3 эВ. В этой же области энергий связи локализуются 4f-состояния, однако выделить их вклад затруднительно, поскольку вблизи уровня Ферми также наблюдаются пики, соответствующие 3d-состояниям марганца. Аналогичные спектры для LaMn2Si2 имеют схожую форму линий в области энергий связи 0–8 эВ [18]. Основное отличие спектров лантана для La0.73Tb0.27Mn2Si2 заключается в присутствии дублета при энергиях связи 8 эВ и 10 эВ, обусловленного вкладом Tb 4 f-состояний. Поскольку атом тербия в отличие от лантана имеет 9f-электронов на внешнем уровне.

Рис. 2.

Резонансные рентгеновские фотоэмиссионные спектры валентной полосы La0.73Tb0.27Mn2Si2 вблизи М5-краев поглощения La (3d → 4f) (a) и Tb (3d → 4f) (б). Цифрами указана энергия возбуждающих фотонов.

На рис. 2б показаны спектры валентной полосы при возбуждении фотонами с энергией вблизи М5-края поглощения тербия. Резкий скачок интенсивности пика с энергией связи 10 эВ, наблюдается при hν = 1241 эВ, что свидетельствует о значительном вкладе 4f-состояний тербия. Резонанс на тербии возникает с большей интенсивностью ввиду разницы в числе валентных электронов в сравнении с лантаном. Тербий на внешнем уровне имеет 9 f-электронов, поэтому высока вероятность, что при возбуждении фотонами 3d-электрон будет заполнять 4f-уровень, в отличие от лантана с одним валентным электроном и пустой 4f-оболочкой. Анализируя форму и положение пиков резонансной фотоэмиссии редкоземельных металлов до и после резонанса в обоих соединениях, можно сделать вывод о преобладании упругого канала распада возбужденного состояния в процессе резонансной фотоэмиссии и локализованном характере исследуемых 4 f-состояний.

Рассмотрим поведение фотоэмиссионных спектров вблизи L3-края поглощения марганца (переход 2p3/2 → 3d). На рис. 3 усиление фотоэмиссии из валентной полосы на резонансной частоте наблюдается при энергии возбуждения hν = 639.5 эВ. Интенсивность максимума, соответствующего электронам с энергией связи около 5 эВ, возрастает в несколько раз при изменении энергии фотонов от 640 эВ до 641 эВ. При возрастании энергии фотонов в области после резонанса возникает оже-канал распада возбужденного состояния в виде сдвига максимума интенсивности в сторону увеличения энергии связи, как показано на рис. 3 стрелкой. 3d-состояния марганца в LaMn2Si2 и La0.73Tb0.27Mn2Si2 носят делокализованный характер и усиление фотоэмиссии при возбуждении внутреннего уровня происходит, главным образом, за счет вклада от неупругого канала распада возбужденного состояния.

Рис. 3.

Резонансные рентгеновские фотоэмиссионные спектры валентной полосы La0.73Tb0.27Mn2Si2 вблизи L3-края поглощения Mn (стрелкой показан переход 2p → 3d). Цифрами указана энергия возбуждающих фотонов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методом МСМ при комнатной температуре в соединении La0.73Tb0.27Mn2Si2 впервые визуализирована магнитная доменная структура.

Методом резонансной фотоэмиссионной спектроскопии с использованием синхротронного излучения впервые исследована электронная структура редкоземельного интерметаллида La0.73Tb0.27Mn2Si2. Определены вклады La 5d-, 4f-, Tb 4f- и Mn 3d-состояний в валентную полосу. Проведен сравнительный анализ электронной структуры La0.73Tb0.27Mn2Si2 и LaMn2Si2. При возбуждении вблизи М5-края поглощения основной вклад в валентную полосу вносят 4 f-состояния тербия. В ходе изучения прямого и резонансного процессов фотоэмиссии, а также каналов распада возбужденного состояния были определены основные закономерности для соединений RMn2Si2. Для редкоземельных металлов наиболее вероятен упругий канал распада возбужденного состояния, а для марганца – неупругий, с образованием второй дырки в валентной полосе с последующим усилением фотоэмиссии.

Список литературы

  1. Szytula A., Lecieijewicz J. Handbook on Physics and Chemistry of Rare Earths, V. 12 / Ed. Gschneidner K.A., Jr., Eyring L. Amsterdam: North Holland, 1989.

  2. lvanov V., Szytula A. // J. Alloys Compd. 1997. V. 262–263. P. 253. https://www.doi.org/10.1016/S0925-8388(97)00392-7

  3. Kolmakova N.P., Sidorenko A.A., Levitin R.Z. // Low Temp. Phys. 2002. V. 28. № 8. P. 653. https://www.doi.org/10.1063/1.1511711

  4. Miloud Abid O., Yakoubi A., Tadjer A., Khenata R., Ahmed R., Murtaza G., Bin Omran S., Sikander Azam // J. Alloys Compd. 2014. V. 616. P. 475. https://www.doi.org/10.1016/j.jallcom.2014.07.146

  5. Gerasimov E.G., Mushnikov N.V., Goto T. // Phys. Rev. B. 2005. V. 72. P. 064446. https://www.doi.org/10.1103/PhysRevB.72.064446

  6. Gerasimov E.G., Dorofeev Yu.A., Gaviko V.S., Pirogov A.N., Teplykh A.E., Park J., Park J.G., Choi C.S., Kong U. // Phys. Met. Metallogr. 2002. V. 94. № 2. P. 161.

  7. Gerasimov E.G., Gaviko V.S., Neverov V.N., Korolyov A.V. // J. Alloys Compd. 2002. V. 343. P. 14. https://www.doi.org/10.1016/S0925-8388(02)00110-X

  8. Bhowmik T.K. // Phys. Lett. A. 2021. V. 419. P. 127724. https://www.doi.org/10.1016/j.physleta.2021.127724

  9. Dos Reis D.C., França E.L.T., de Paula V.G., dos Santos A.O., Coelho A.A., Cardoso L.P., da Silva L.M. // J. Magn. Magn. Mater. 2017. V. 424. P. 84. https://www.doi.org/10.1016/j.jmmm.2016.10.019

  10. Engdahl G., Handbook of giant magnetostrictive materials / Ed. Mayergoyz I. N.Y.: Academic Press, 1999.

  11. Gschneidner Jr.K.A., Pecharsky V.K., Tsokol A.O. // Rep. Progr. Phys. 2005. V. 68. P. 1479. https://www.doi.org/10.1088/0034-4885/68/6/R04

  12. Molodtsov S.L., Kucherenko Yu., Hinarejos J.J., Danzenbӓcher S., Servedio V.D.P., Richter M., Laubschat C. // Phys. Rev. B. 1999. V. 60. P. 16435. https://www.doi.org/10.1103/PhysRevB.60.16435

  13. Hofmann M., Campbell S.J., Kennedy S.J., Zhao X.L. // J. Phys.: Cond. Matter. 2001. V. 13. P. 9773. https://www.doi.org/10.1088/0953-8984/13/43/308

  14. Di Napoli S., Llois A.M., Bihlmayer G., Blugel S., Alouani M., Dreyssé H. // Phys. Rev. B. 2004. V. 70. P. 174418. https://www.doi.org/10.1103/Phys. Rev. B.70.174418

  15. Gerasimov E.G., Kurkin M.I., Korolyov A.V., Gaviko V.S. // Physica B. 2002. V. 322. P. 297. https://www.doi.org/10.1016/S0921-4526(02)01196-1

  16. Hofmann M., Campbell S.J., Knorr K., Hull S., Ksenofontov V. // J. Appl. Phys. 2002. V. 91. P. 8126. https://www.doi.org/10.1063/1.1456433

  17. Yablonskikh M.V., Yarmoshenko Yu.M., Gerasimov E.G., Gaviko V.S., Korotin M.A., Kurmaev E.Z., Bartkowski S., Neumann M. // J. Magn. Magn. Mater. 2003. V. 256. P. 369. https://www.doi.org/10.1016/S0304-8853(02)00974-5

  18. Kuznetsova T.V., Korkh Yu.V., Grebennikov V.I., Radzivonchik D.I., Ponomareva E.A., Gerasimov E.G., Mushnikov N.V. // Phys. Met. Metallogr. 2022. V. 123. № 5. P. 451. https://www.doi.org/10.1134/S0031918X22050064

  19. Kazakova O., Puttock R., Barton C., Corte-León H., Jaafar M., Neu V., Asenjo A. // J. Appl. Phys. 2019. V. 125. P. 060901. https://www.doi.org/10.1063/1.5050712

  20. Cheong S.-W., Fiebig M., Wu W., Chapon L., Kiryukhin V. // NPJ Quantum Mater. 2020. V. 5. № 3. P. 1. https://www.doi.org/10.1038/s41535-019-0204-x

Дополнительные материалы отсутствуют.