Агрохимия, 2019, № 6, стр. 44-49

ФУНГИЦИДНЫЙ ПРОТРАВИТЕЛЬ НА ОСНОВЕ АЗОЛОВ ДЛЯ ОБРАБОТКИ СЕМЯН ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР

Н. Г. Власенко 1*, С. В. Бурлакова 1, Н. Д. Чкаников 2, С. С. Халиков 2**

1 Сибирский научно-исследовательский институт земледелия и химизации сельского хозяйства РАН
630501 Новосибирская обл., Новосибирский р-н, Краснообск, а/я 463, Россия

2 Институт элементоорганических соединений им. А.Н. Несмеянова РАН
119991 Москва, ул. Вавилова, 28, Россия

* E-mail: vlas_nata@ngs.ru
** E-mail: salavathalikov@mail.ru

Поступила в редакцию 14.06.2018
После доработки 12.11.2018
Принята к публикации 27.06.2018

Полный текст (PDF)

Аннотация

Приготовлены комбинированные препараты на основе фунгицидов и регуляторов роста растений с использованием технологии механохимического суспендирования. Проведен лабораторный эксперимент с перспективными препаративными формами многокомпонентных суспензий и суспоэмульсий. Результаты испытаний показали синергизм биологических свойств, проявляющихся в ускорении роста растений и длины их корневой системы, снижения развития семенных болезней и перспективность использования приема предпосевной обработки семян с использованием флороксана и крезацина в композициях инновационных фунгицидов.

Ключевые слова: фунгицидный протравитель, азолы флороксан и крезацин, обработка семян, зерновые культуры.

ВВЕДЕНИЕ

В современных технологиях выращивания зерновых культур и их защите от почвенной и семенной инфекций эффективным приемом является предпосевная обработка семян химическими и биологическими препаратами и их различными сочетаниями [1]. Развитие фузариозной и гельминтоспориозной инфекций приводит к снижению урожайности пшеницы на 20% и более, при заражении зерна теряется его качество: содержание белка уменьшается на 4.5–10%, клейковины – на 8–10% [2]. В связи с этим актуально использование инновационных фунгицидных композиций, особенностями которых является ростстимулирующее воздействие на растения и высокая эффективность в отношении семенных инфекций. Они сочетают эти качества благодаря комплексному составу и хорошо подобранной комбинации активных веществ, принадлежащих к разным химическим классам и отличающихся разнонаправленным воздействием. В настоящее время использование модификаций веществ азолового ряда востребовано благодаря их системно-контактному действию. Распространяясь по межклеточному пространству, они ингибируют биосинтез стерина в мембранах клеток, подавляя размножение грибов и уничтожая конидии и споры грибов-паразитов в начальной фазе их развития, а также споры, находящиеся на поверхности семян [3].

Высокая проницаемость действующих веществ (ДВ) обеспечивается добавлением в препаративные формы фунгицидов поверхностно-активных веществ, а комбинации с адаптогенами широкого спектра действия способствуют снятию пестицидной нагрузки на растения и почву и проявлению иммунозащитного эффекта. Использование инновационных композиций фунгицидов приводит к снижению инфекционной нагрузки со стороны возбудителей корневых гнилей (Bipolaris sorokiniana Sacc.Shoem., Fusarium spp.), плесневых грибов (Alternaria spp. и Penicillium spp.) на 67–76%, увеличению энергии прорастания и всхожести семян на 3–6%, урожайности – на 10.4–33.7% [4].

Создание новых форм препаратов, разработка способов их применения, улучшение их свойств, влияющих на качество зерна, выяснение их влияния в адаптационных реакциях на продуктивность культуры в зонах неустойчивого земледелия является актуальной задачей [5, 6]. В связи с этим был выбран спектр фунгицидов, широко используемых в применяемых на практике препаратах, и поставлена задача приготовления препаративных форм фунгицидов в комбинации с регуляторами роста растений (РРР).

При разработке рецептур препаратов особое внимание уделяли основным показателям физико-химических свойств ДВ исходных фунгицидов и РРР. В наших работах для улучшения растворимости плохо растворимых ДВ использовали технологию их твердофазной механохимической модификации с водорастворимыми полимерами [7]. Учитывая низкоплавкость выбранных ДВ фунгицидов, этот вариант исключили и использовали технологию механохимического суспендирования в жидкой среде, позволяющую снимать локальные температурные изменения [8].

С учетом выше указанных особенностей исходных компонентов цель работы – изучение, оптимизация состава и получение препаративных форм выбранных фунгицидов и РРР в виде суспензионного концентрата (СК) и суспоэмульсии (СЭ). Оптимальные многокомпонентные препараты были переданы на биологические испытания.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Прохлораз – [N-пропил-N-[2-(2,4,6-трихлорфенокси)этил]имидазол-1-карбоксамид] – контактный и системный фунгицид класса имидазолов с защитным и искореняющим действием. Используется против широкого диапазона заболеваний, например, обработка им сдерживает фузариоз колоса на 50% после появления признаков болезни. При 2-кратной обработке его применение эффективно против аскохитоза и серой гнили [3]. Этот препарат проникает во все части растения и сохраняет активность до 4 нед [9]. Представляет собой золотисто-коричневую жидкость, затвердевающую при охлаждении и образующую комплексы с ионами ряда металлов [3]. При pH 5.0–7.0 (22°C) не разлагается в течение 30 сут [10]. В дозе 12 мг/кг значительно ингибирует процессы аммонификации в почве, относится к 3-му классу опасности [3, 11].

Имазалил – [(±)-1-(β-аллилокси-2,4-дихлорфенилэтил) имидазол] – системный фунгицид класса имидазолов. Стабилен к гидролизу в щелочах и разбавленных кислотах в отсутствии света, умеренно опасный [3, 12]. Вещество ингибирует биосинтез стерина в мембранах клеток фитопатогенов, подавляя деметилирование в положениях 14 ланостерина или 24 – метилендигидроланостерина. Имеются данные, что при его применении происходит разрушение мембран грибов [3].

Тебуконазол – [(RS)-1р-хлорфенил-4,4-диметил-3-(1H-1,2,4-триазол-1-ил-метил) пентан-3-ил] – системный фунгицид, используемый для обработки семян зерновых культур. Относится к триазолам 3-го поколения, проявляет системное действие, эффективен в борьбе с фитопатогенами, передающимися с семенами. Хорошо растворяется в органических растворителях, плохо – в воде. Не гидролизуется при рН от 4.0 до 9.0, умеренно опасный [10, 13].

Регуляторы роста флороксан и крезацин ранее описаны и использованы при разработке многокомпонентных препаратов [14, 15].

Для приготовления препаративных форм протравителей с включением в их состав вышеуказанных фунгицидов и РРР использовали общепринятые растворители и вспомогательные вещества (стабилизаторы суспензий и эмульсий, ПАВы, полимеры и пр.) [8, 14].

В результате получили многокомпонентные протравители с включенными в их состав выше описанными фунгицидами и РРР и провели лабораторную оценку их фунгицидного и ростстимулирующего воздействия при проращивании семян. При проведении лабораторного опыта использовали естественно зараженные семена мягкой яровой пшеницы сорта Омская 36 и испытывали действие фунгицидных композиций для протравливания семян: композиция 1 – суспоэмульсия на основе прохлораза, имазалила, ТБК и флороксана, представляет собой маслянистую суспоэмульсию коричневого цвета; композиция 2 – суспоэмульсия на основе прохлораза, имазалила, ТБК и крезацина, представляет собой маслянистую суспоэмульсию зеленовато-серого цвета; композиция 3 – суспензионный концентрат на основе прохлораза, имазалила и ТБК (без РРР), представляет собой желтовато-серую густую стабильную суспензию.

В опыте оценивали влияние препаратов на энергию прорастания и всхожесть семян пшеницы при помощи метода проращивания в “растильнях” в 4-кратной повторности [16], на развитие семенных болезней [17] и на показатели силы роста – длину стебля, семядольного листа и длину корней – метода “рулонов” в 3-кратной повторности [18]. Навески по 25 г семян обрабатывали 0.25 мл рабочей суспензии препаратов, проводили экспозицию обработанного семенного материала в чашках Петри в течение 1 ч при температуре 21–22°С в отсутствии света и закладывали его на проращивание. Рабочую суспензию готовили из расчета 1.4 л препарата/т семян и 10 л воды/т семян.

Статистическую обработку результатов исследования провели по методике [19] с использованием пакета прикладных программ Снедекор [20] и Excel.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате проведенной в опыте фитоэкспертизы семян в контрольном варианте отметили развитие микозов – B. sorokiniana, и Alternaria spp. (0.4, 21% соответственно), бактериозов – Pseudomonas spp. (8.4%). Уровень зараженности семян альтернариозом был больше пороговой величины в 2.1 раза. Биологическая эффективность композиций протравителя с флороксаном и крезацином (композиции 1 и 2) против грибной инфекции составила 71 и 54% соответственно, при использовании суспензии без ростовых веществ эффективность была больше на 86%, бактериозы подавлялись на 40 и 60 и 64% соответственно (рис. 1).

Рис. 1.

Влияние композиций на зараженность семян яровой пшеницы: 1 – грибной и 2 бактериальной инфекциями.

Анализ биометрических показателей проростков пшеницы показал, что обработка семян композициями 1 и 2 приводила к увеличению энергии прорастания относительно контроля на 1 и 3%, при использовании фунгицида без ростовых веществ – на 1%. Лабораторная всхожесть семян при применении композиций 1 и 2 увеличилась на 1% относительно контроля и была больше на 3% в сравнении с композицией 3 без ростовых веществ (рис. 2а, б). При использовании композиций 1 и 2 отметили рост листового аппарата на 10–11% относительно контроля. Некоторое увеличение длины стебля (на 3%) относительно контроля наблюдали в варианте с композицией 1, в варианте с композицией 2 длина стебля была меньше на 7%, а при использовании композиции 3 – на 28% относительно контроля (рис. 2г). Существенное увеличение длины проростка проявилось только при использовании композиции 2 с крезацином – на 9.5% относительно контроля (рис. 2д). В опыте наблюдали мощную стимуляцию корнеобразования при применении препаратов с ростовыми веществами: рост корневой системы увеличился на 22 и 23% в вариантах с композициями 1 и 2 относительно контроля и был больше в сравнении с композицией 3 на 10% (рис. 2е).

Рис. 2.

Влияние обработок семян яровой пшеницы опытными композициями на № 1, 2, 3: (а) – энергию прорастания семян, (б) – лабораторную всхожесть семян, (в) – длину листа, (г) – длину стебля, (д) – длину проростка, (е) – длину корневой системы.

Оценка разности средних по критерию Стьюдента (t-критерию) показала существенность различий показателя длины корней в вариантах в сравнении с контролем, как при использовании композиции 3 (tфакт = 6.1 при tтеор = 2), так и протравителя с флороксаном (tфакт = 7.2 при tтеор = 2) и с крезацином (tфакт = 6.2 при tтеор = 2) (табл. 1). При этом наименьшее варьирование данного показателя было при обработке семян протравителем с флороксаном (композиция 1), а наибольшее – при применении протравителя без добавления ростовых веществ (композиция 3).

Таблица 1.

Количественная изменчивость длины зародышевого корня растений яровой пшеницы

Вариант Статистический показатель
x ± tSх, см S, см V, % Sх, % Интервал величин, см R, см tф05 и tтеор
Длина зародышевого корня
Контроль 6.8 ± 1.5 2.5 36 0.23 0.4–13.2 12.8
Композиция 1 8.8 ± 1.6 2.5 28 0.18 1.5–16 14.5 7.2 > 2
Композиция 2 8.7 ± 2.5 2.8 31 0.21 1.3–16.5 15.2 6.2 > 2
Композиция 3 8.0 ± 2.4 3.2 36 0.26 1.6–16.9 15.3 6.1 > 2

Анализ сгруппированного распределения частот (в 5-ти группах) показал, что обработка семян композицией 1 (с флороксаном) оказывала наиболее сбалансированное влияние на рост проростков пшеницы и его корней, т.к. в этом варианте выявили наименьшее соотношение этих показателей. Самое большое соотношение длины проростка к длине корней отметили в варианте с протравливанием семян композицией 2 (с крезацином) из-за сильной стимуляции развития проростков пшеницы (табл. 2).

Таблица 2.

Влияние опытных композиций на рост проростков яровой пшеницы

Вариант Длина проростка, см (А) Длина зародышевого корня, см (В) А/В
группа с наибольшей частотой интервал величин группа с наибольшей частотой интервал величин
Контроль 2 10.512.4 1 7.29.4 1.38
Композиция 1 1 17.318.1 1 12.114.9 1.31
Композиция 2 1 19.321.2 1 9.611.3 1.94
Композиция 3 1 13.415.2 1 8.610.4 1.51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оценка биологической эффективности обеззараживания семян яровой пшеницы многокомпонентным фунгицидным протравителем с добавлением ростовых веществ (композиции 1 и 2) показала, что они несколько уступали композиции 3, вероятно, из-за снижения количества действующих веществ, входящих в их состав. В то же время суспензии протравителя с биологически активными веществами стимулировали ростовые процессы. Следует отметить, что за счет стимуляции роста корневой системы в полевых условиях ожидается снижение пораженности растений корневой гнилью. Более сбалансированное развитие растений в сочетании с фунгицидной защитой культуры повышает ее стрессустойчивость, что является положительным моментом при выращивании яровой пшеницы в современных технологиях возделывания с целью получения высоких урожаев и зерна высокого качества.

Список литературы

  1. Хадеев Т.Г., Прищепенко Е.А. Выращивание экологически чистой продукции растениеводства // Вестн. НЦБЖД. 2013. № 4. С. 117–121.

  2. Хадеев Т.Г. Агроэкологическое обоснование приемов регулирования продуктивности и фитосанитарного состояния посевов пшеницы в лесостепи Поволжья: Дис. … д-ра с.-х. наук. Кинель, 2011. 348 с.

  3. Голышин Н.М. Фунгициды. М.: Колос, 1993. 319 с.

  4. Сорокин А.Е. Технологические приемы повышения урожайности и качества зерна яровой пшеницы в юго-западной части Центрального региона России: Дис. … канд. с.-х. наук. Брянск, 2003. 167 с.

  5. Буга С.Ф. Роль протравителей семян // Защита и карантин растений. 2001. № 3. С. 16–17.

  6. Прусакова Л.Д., Малеванная Н.Н., Белопухов С.Л., Вакуленко В.В. Регуляторы роста растений с антистрессовыми и иммунопротекторными свойствами // Агрохимия. 2005. № 11. С. 76–86.

  7. Халиков С.С., Теплякова О.И., Власенко Н.Г., Халиков М.С., Евсеенко В.И., Душкин А.В. Применение арабиногалактана для улучшения технологических и биологических свойств протравителей зерновых культур // Химия в интересах устойчивого развития. 2015. Т. 23. № 5. С. 591–599.

  8. Халиков С.С., Чкаников Н.Д., Спиридонов Ю.Я., Глинушкин А.П. Новый препарат для предпосевной обработки семян с комплексной защитой от болезней и остатков гербицидов в почве // Агрохимия. 2016. № 6. С. 39–45.

  9. Попов С.Я., Дорожкина Л.А., Калинин В.А. Основы химической защиты растений / Под ред. Попова С.Я. М.: Арт-Лион, 2003. 208 с.

  10. Определение остаточных количеств прохлораза в ботве и корнеплодах свеклы методом высокоэффективной жидкостной хроматографии. Метод. указ-я. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2009. 15 с.

  11. Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации на 2017 год. М.: Минсельхоз РФ, 2017. 938 с.

  12. Долженко В.И., Цибульская И.А., Карпова Л.М. Методические указания по определению остаточных количеств пестицидов в пищевых продуктах, сельскохозяйственном сырье, продуктах растительного происхождения и в объектах окружающей среды. СПб.: ВНИИЗР РАСХН, 2011. С. 15–23.

  13. Определение остаточных количеств пестицидов в пищевых продуктах, сельскохозяйственном сырье и объектах окружающей среды: Сб. метод. указ-й. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2011. 228 с.

  14. Власенко Н.Г., Бурлакова С.В., Халиков С.С., Федоровский О.Ю., Чкаников Н.Д. Флороксан как потенциальный компонент комплексных протравителей зерновых культур // Агрохимия. № 7. 2017. С. 49–54.

  15. Власенко Н.Г., Бурлакова С.В., Федоровский О.Ю., Чкаников Н.Д., Халиков С.С. Комплексный фунгицид на основе фениламидов и азолов для защиты семенного материала яровой пшеницы // Агрохимия. 2018. № 10. С. 40–45.

  16. ГОСТ 12038-84. Семена сельскохозяйственных культур. Методы анализа: Сб. ГОСТов. М.: Изд-во стандартов, 2004. С. 39–47.

  17. ГОСТ 12044-93. Семена сельскохозяйственных культур. Методы определения зараженности болезнями. М.: Стандартинформ, 2011. 55 с.

  18. Торопова Е.Ю., Кириченко А.А. Фитосанитарный экологический мониторинг. Метод. указ-я к лабор.-практ. занятиям и контрольной работе. Новосибирск: НГАУ, 2012. 38 с.

  19. Кошникович В.И. Методика обработки результатов исследований и учетов вредных видов: учеб. пособ. Новосибирск: НГАУ, 1991. 56 с.

  20. Сорокин О.Д. Прикладная статистика на компьютере. Новосибирск: Изд-во ГУП РПО СО РАСХН, 2012. 282 с.

Дополнительные материалы отсутствуют.