Акустический журнал, 2019, T. 65, № 3, стр. 389-390

Памяти Бориса Федоровича Курьянова (18 июня 1932 г.–30 января 2019 г.)

Полный текст (PDF)

30 января 2019 г. на 87 году после продолжительной болезни ушел из жизни Борис Федорович Курьянов, доктор физико-математических наук, крупный специалист в области гидроакустики.

Окончив в 1949 г. среднюю школу в г. Москве, Б.Ф. Курьянов поступил на отделение радиофизики Физического факультета МГУ им М.В. Ломоносова. После окончания МГУ в 1954 г., с 1955 г. до 1970 г. работал в Акустическом институте (АКИН) АН СССР. Значительную часть этого периода Б.Ф. Курьянов работал в Теоретическом отделе АКИН, под руководством М.А. Исаковича, по совместительству читал курс гидроакустики в МГУ и в течение нескольких лет проводил семинары и читал лекции по статистической акустике в Московском физико-техническом институте.

В 1970 г. Б.Ф. Курьянов был приглашен создать лабораторию в Сахалинском Комплексном НИИ ДВНЦ АН СССР. Там он занимался вопросами цифровой и оптической обработки сигналов, руководил работами по прикладной гидроакустике, проводил морские экспедиционные работы по шумам океана.

С 1975 г. по 2018 г. Б.Ф. Курьянов работал в Институте океанологии им. П.П. Ширшова РАН (ИОРАН), где в 1977 г. организовал Кабинет акустики, а в 1978 г. возглавил Лабораторию шумов и флуктуаций звука в Отделе акустики океана, руководимом академиком Л.М. Бреховских.

Творческие интересы Б.Ф. Курьянова были многообразны. Ему принадлежали фундаментальные теоретические работы по рассеянию звука неровной поверхностью (двухмасштабная модель рассеяния: Акуст. журн. 1962. Т. 8. № 3. С. 325–333), по реверберации звука, по исследованиям корреляционных свойств волновых полей, по обработке сигналов. При его участии была разработана теория шумов океана с использованием как лучевых, так и волновых методов, исследованы методы дистанционной передачи цифровых сигналов в сложных условиях мелкого моря и многократных отражений, а также при наличии искажений сигналов вследствие эффекта Доплера, изучались вопросы использования томографических методов в акустике океана для восстановления как структуры донных осадков, так и гидрологических параметров и течений в водной толще океана. При этом Борис Федорович всегда стремился довести теоретические идеи до практического использования. Под его руководством разрабатывалась, изготавливалась и испытывалась в морских условиях различная аппаратура (автономные донные станции (АДС), буи с управляемой плавучестью, акустические антенны, системы приема и обработки акустических данных и т.п.).

Борис Федорович был открыт новым идеям, с ним всегда можно было обсуждать любые проблемы, не ограничиваясь узкопрофессиональными вопросами. При этом часто рождались неожиданные оригинальные решения. Так, например, вспоминается период до 1985 г., когда Борис Федорович руководил теоретическими и экспериментальными работами по научному обоснованию и построению основ автономной пассивной системы исследования океана на основе АДС с использованием интерференционных эффектов в шумах океана, вызванных некогерентными источниками звука. Результаты по этой тематике не предназначались для опубликования. И тогда родилась идея “перевернуть эксперимент на 180  градусов”: теми же АДС принимать сигналы от движущихся судов и по интерференции прямого и прошедшего через дно океана сигналов определить характеристики дна. В результате был разработан оригинальный метод определения структуры донных осадков, основанный на анализе интерференционной картины шумов проходящих судов, зарегистрированных донными приемниками, и получено экспериментальное подтверждение эффективности этого метода.

В последние годы научные интересы Б.Ф. Курьянова в основном относились к области акустических методов томографии океана и передачи цифровой информации. Борис Федорович вникал во все стадии экспериментальной работы вплоть до написания программ обработки сигналов. Так были разработаны мобильные и недорогие автономные донные станции для проведения экспериментов по локальной томографии в мелком море в акватории Черного моря, прилегающей к Южному отделению ИОРАН (г. Геленджик, Голубая бухта). Разработанные станции оказались достаточно легкими, так что для их постановки не понадобилось специальное исследовательское судно, достаточно было простой рыбацкой лодки. В результате этих работ по акустическим данным были найдены профили скорости звука и векторы скорости течений в районе эксперимента, а также, учитывая их изменение в ходе эксперимента, параметры проходящих через звуковую трассу гидродинамических возмущений, например, внутренних волн. Полученные результаты профилей хорошо соответствовали данным прямых измерений, также и восстановленные колебания термоклина достаточно хорошо согласовывались с результатами независимых измерений.

Хотелось бы отметить, что работы Б.Ф. Курьянова до сих пор важны и используются при создании новых методов мониторинга океана. В качестве примера можно привести развиваемые в настоящее время, не только у нас, но и за рубежом, методы пассивной акустической томографии, когда не обязательно использовать излучатель в одной точке и приемник в другой, а достаточно измерить для этих двух точек временную корреляционную функцию диффузного широкополосного поля, производная которой соответствует функции Грина. Именно в работе Б.Ф Курьянова (“К возможности пассивной акустической томографии в диффузном шумовом поле”, Доклады XI-й Школы-семинара им акад. Л.М. Бреховских. М.: ГЕОС, 2006. С. 179–185) для различных моделей диффузных полей теоретически, экспериментально и с помощью цифрового моделирования были исследованы условия достоверного экспериментального определения функции Грина. В подводной акустике эти идеи являются основой для значительного упрощения технических средств, позволяющих осуществлять мониторинг мелкого моря.

Б.Ф. Курьянов участвовал во многих океанских экспедициях, часть которых возглавлял. После своего шестидесятилетия ушел в многодневную экспедицию на яхте по Балтийскому морю. Эти экспедиции отличались не только научными открытиями, но и интересными вечерами отдыха коллектива. Борис Федорович был самым веселым участником этих мероприятий. Он великолепно играл на гитаре, пел бардовские песни и танцевал, всегда был душой коллектива. Еще одним его увлечением была классическая музыка, которую он очень любил, и часто устраивал ее прослушивания.

Б.Ф. Курьянов был членом Российского Акустического общества и Акустического общества Америки, членом редакционного совета “Акустического журнала”.

В памяти коллег и друзей Борис Федорович Курьянов останется не только как настоящий ученый, но и как принципиальный, верный человеческим идеалам, жизнерадостный и отзывчивый человек, всегда готовый прийти на помощь в решении как научных, так и житейских проблем.

В.В. Гончаров и коллектив Лаборатории акустики океана ИОРАН

Дополнительные материалы отсутствуют.