Акустический журнал, 2021, T. 67, № 3, стр. 308-318

Акустика мечети Кетшава в Алжире

В. М. Алешкин a*, A. Bouttout c**, А. О. Субботкин ab***, M. L. Benferhat d****, M. Amara c*****

a Научно-исследовательский институт строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук (НИИСФ РААСН)
127238 Москва, Локомотивный пр. 21, Россия

b Институт общей физики им. А.М. Прохорова Российской академии наук
119991 Москва, ул. Вавилова 38, Россия

c Алжирский центр строительных исследований (CNERIB)
W133, Souidania 16097 Алжир, Cité Nouvelle El Mokrani – Souidania, Алжирская Народная Демократическая Республика

d Университет Мохамеда Хидера (UMT),
BP 145 RP Biskra 07000 Бискра, Алжирская Народная Демократическая Республика

* E-mail: wsjk@mail.ru
** E-mail: bouttout@gmail.com
* E-mail: wsjk@mail.ru
** E-mail: bouttout@gmail.com
**** E-mail: benferhat.m.ladaoui@gmail.com
***** E-mail: mamara1@yahoo.com

Поступила в редакцию 27.10.2020
После доработки 25.01.2021
Принята к публикации 08.02.2021

Полный текст (PDF)

Аннотация

Представлены результаты акустического обследования крупной соборной мечети Кетшава (Ketchaoua), расположенной в г. Алжир (Алжирская Народная Демократическая Республика), а также обзор на ее примере основных проблем акустики молельных залов культовых сооружений, таких как храмы и мечети. Мечеть построена в XVII веке и является одной из основных достопримечательностей столицы Алжира. Измерения в молельном зале мечети проведены согласно международной методике ISO 3382. Приводятся данные по времени реверберации, разборчивости речи и другим критериям акустического качества. Анализ полученных результатов и субъективная оценка акустики мечети показывают, что разборчивость речи в молельном зале недостаточна. Измеренные акустические критерии сопоставляются с оптимальными значениями и результатами обследования некоторых других мечетей. Формулируются возможные пути решения улучшения качества звучания архитектурно-акустическими методами.

Ключевые слова: архитектурная акустика, акустика мечетей, акустические измерения

ВВЕДЕНИЕ

В последние несколько десятков лет в России значительно увеличилось количество вновь построенных или реконструируемых храмовых сооружений различных конфессий, как относительно небольших, так и крупных соборных комплексов, представляющих значительную культурную, религиозную и архитектурную ценность. К таким сооружениям, в частности, относятся крупные православные храмы и соборные мечети.

Акустика православных и христианских храмов достаточно давно является предметом научных исследований и публикаций [110]. В частности, для православных храмов были определены объемные оптимумы времени реверберации, получены данные по звукопоглощению стоящих на полу людей при различном распределении их количества по площади пола, разработаны методики расчета низкочастотных резонаторов (голосников) [5, 6]. На основании системного анализа результатов натурных измерений и теоретических исследований акустики подобных сооружений в РФ был разработан раздел свода правил (СП 31-103-99 “Здания, сооружения и комплексы православных храмов”), регламентирующий подход к акустическому проектированию молельных залов православных храмов. Акустика христианских (католических и лютеранских) храмов часто является предметом исследований в связи с традиционным размещением в них органов и проведением в них концертов [10, 11].

Проблемы акустики молельных залов мечетей до недавнего времени не рассматривались российскими акустиками столь же пристально. Акустические измерения проводились только в небольшом количестве мечетей России и СНГ [1214], исследовались звукопоглощающие характеристики людей в молитвенных позах тела на ковре [15]. Результаты существующих исследований по этой теме были систематизированы и на их основе сформированы основные положения проблематики акустики мечетей [1618]. В отечественной литературе и периодике наблюдается явный дефицит практических и теоретических исследований акустики молельных залов, справочных данных о результатах натурных измерений.

В то же время в арабском мире акустике мечетей традиционно уделяется большее внимание [1942]. Было проведено комплексное акустическое обследование около 30 мечетей в Иордании [19] и 21 мечети в Саудовской Аравии [22]. Значительное количество исследований посвящено акустике мечетей с небольшими значениями внутреннего воздушного объема (в пределах 10 000 м3), как наиболее распространенных [23, 26, 31, 35, 36]. Важную роль в изучении акустики мечетей сыграл международный исследовательский проект CAHRISMA (Conservation of the Acoustical Heritage by the Revival and Identification of Sinan’s Mosque’s Acoustics). В рамках этого проекта в 2000–2003 гг. были проведены сравнительные исследования трех крупных исторических мечетей и трех исторических византийских базилик, выполнены натурные акустические измерения, компьютерное моделирование акустики и аурализация [3942].

Как показывает накопленный опыт зарубежных и отечественных исследований, в мечетях обычно наблюдается избыточная гулкость и плохая разборчивость речи. В отличие от христианских храмов, на полу в мечетях уложен ковер, что приводит к уменьшению времени реверберации в области высоких частот, однако в целом интерьеру присущи аскетизм и отсутствие убранства с использованием дерева и ткани. Корректировка акустики мечетей путем внесения звукопоглощающих материалов и конструкций, традиционно используемых в акустическом оформлении концертно-театральных залов и других общественных пространств, на практике бывает затруднительна, т.к. интерьеры молельных залов являются сакральными и внести в них незаметные, но акустически эффективные изменения чрезвычайно трудно. Как и в случае с акустикой православных храмов, приходится разрабатывать нетрадиционные решения по звукопоглощающей отделке.

Для дальнейшего исследования проблемы акустики молельных залов мечетей и разработки руководящих документов по их акустическому оформлению является важным накопление данных натурных измерений для мечетей разного объема, формы и религиозной традиции (от которой зависят особенности интерьера и объемно-планировочных решений, что влияет на акустику). В этом плане мечеть Кетшава (Ketchaoua), расположенная в г. Алжир, представляет собой интересный объект для акустических исследований, в том числе, как сооружение, сочетающее в себе особенности, характерные как для византийских и католических храмов, так и для мечетей. Одним из наиболее известных примеров таких сооружений является Собор Святой Софии (Айя София) в Стамбуле, акустические исследования которого также проводились в рамках проекта CAHRISMA [39–42].

Следует отметить, что в настоящем исследовании рассматривались исключительно архитектурно-акустические параметры в режиме естественной акустики. Несмотря на то, что в большинстве мечетей на сегодняшний день используются системы звукоусиления (что зачастую обусловлено именно плохими акустическими условиями), представляется важным, прежде всего, рассмотреть локальные критерии в режиме естественной акустики – в особенности для исторических зданий, которые изначально предназначались для такого режима эксплуатации. Использование систем звукоусиления широко применяется в современных молельных залах большого объема, где даже при грамотном подходе к акустическому проектированию сложно обеспечить достаточный уровень звукового давления и разборчивости на всей площади размещения слушателей. Подход к проектированию систем звукоусиления подобных объектов, с учетом особенностей их объемно-планировочных решений и отделки, является предметом отдельных исследований.

Измерения в мечети Кетшава проводились в рамках межправительственного Алжирско–Российского соглашения о сотрудничестве в области строительства и соглашения между Алжирским центром строительных исследований (CNERIB) и НИИСФ РААСН о сотрудничестве в сфере строительной физики.

ОПИСАНИЕ МЕЧЕТИ

Мечеть Кетшава (Ketchaoua) была построена в 1612 г. во времена Османской империи, затем здание было перестроено в 1794 г. Здание мечети находится у подножия горы Касба, которая является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Исторически мечеть Кетшава была центром доколониального города Алжира и известна своим уникальным сочетанием мавританской и византийской архитектуры. В промежуток 1845–1860 гг., когда Алжир стал французской колонией, старое здание было практически полностью разрушено, а мечеть перестроена и преобразована в католический Собор Святого Филиппа, просуществовавший вплоть до 1962 г., когда Алжир обрел независимость, а здание было вновь преобразовано в мечеть. Последняя реставрация здания мечети была проведена в 2015–2018 гг., в настоящий момент здание является действующей мечетью и одновременно одной из главных достопримечательностей Алжира. Вид мечети показан на рис. 1.

Рис. 1.

Мечеть Кетшава (Ketchaoua), г. Алжир, Алжирская Народная Демократическая Республика.

Внутри мечеть состоит из двух связанных объемов. Основной зал представляет собой продолговатый прямоугольный объем с полуцилиндрическим сводом. В тыловой части он соединяется с квадратным залом высотой 11.5 м, над которым расположен главный купол мечети на высоте около 25 м. Согласно традиции католических храмов, в этой части размещается алтарь. Сейчас в этом месте в мечети размещены ширмы из резного дерева, отделяющие зону, предназначенную для молитвы женщин. В соответствии с мусульманскими канонами, направление, в котором обращаются молящиеся (“qibla” или направление на Мекку), расположено в противоположной стороне зала, в торце продолговатого объема молельного зала, со стороны входа в мечеть. Полы покрыты толстым ковром. В боковых частях зала имеются галереи, в потолке которых имеются вторичные купола малого радиуса. Архитектура мечети Кетшава, нетипичная для мечетей севера Африки, напоминает турецкие центрально-купольные мечети.

Максимальная ширина зала составляет 19.3 м (9.4 м между колоннами в центральной части), расстояние от ниши михраба (места расположения священнослужителя) до ширмы, отделяющей женскую часть зала, – 37.6 м. Высота в центральной части зала составляет от 9.8 до 14.6 м, в боковых галереях высота сводов – 6.3 м, высота вторичных куполов – 9.1 м. Общий воздушный объем мечети составляет около 11 000 м3.

Виды и интерьеры молельного зала показаны на рис. 2. План мечети показан на рис. 3.

Рис. 2.

Виды интерьеров мечети.

Рис. 3.

(а) – Схема измерений, (б) – вид измерительного микрофона и источника звука. Cиним цветом отмечены положения тестового источника (S01–S03); красным – положения микрофона (R1–R18); зеленая линия (отмечена стрелкой) – положение перегородки женской части молельного зала; фиолетовая линия – возведенная выгородка в передней части зала (на исторических планах отсутствует).

МЕТОДИКА И СХЕМА ИЗМЕРЕНИЙ

Измерения проводились методом интегрированной импульсной переходной характеристики. Методика измерений соответствовала требованиям нормативного документа [1], который повторяет содержание международного стандарта ISO 3382. В качестве источника звука был применен ненаправленный источник звука (додекаэдр), через который воспроизводился тестовый широкополосный сигнал в виде последовательности максимальной длины (MLS). Отклик помещения на этот сигнал последовательно записывался в каждой из точек, равномерно распределенных по залу. Для записи был применен ненаправленный микрофон “Октава МК-012”. Сигнал с микрофона поступал на звуковую карту Digigram UAX220-MIC, подключенную к ноутбуку. Для генерации и записи сигнала, а также для последующей обработки данных использовалось программное обеспечение EASERA. Для фиксации абсолютных уровней звукового давления (УЗД) микрофонный тракт был предварительно откалиброван акустическим калибратором Schallpegelkalibrator 05 000.

В каждой точке измерений были записаны импульсные характеристики помещения и определен параметр Т30 (что соответствует основному параметру акустического качества помещения – времени стандартной реверберации RT60), индексы передачи речи STI, потери согласных ALcons (в соответствии с [45–47 ] и стандартом IEC 60268) и речевой ясности С50, а также анализировались полученные структуры звуковых отражений. Всего к измерению принято 18 точек расположения микрофона. Схема измерений приводится на рис. 3.

Для измерений времени реверберации было выбрано два положения тестового источника: у михраба – ниши в стене в передней части молельного зала (S01) и под куполом (S03); для измерений индекса передачи речи и дополнительных критериев использовались положения у ниши михраба (S01) и на минбаре (S02) – подиуме с лестницей, предназначенном для размещения имама во время проповеди. Время реверберации измерялось при высоком уровне тестового сигнала, значительно превышающем уровень фоновых шумов в молельном зале. Уровень тестового сигнала для измерения STI выбирался таким образом, чтобы эквивалентный уровень звука (дБА) от тестового источника в точке R01 соответствовал уровню звука речи при чтении Корана, ранее измеренному в этой же точке интегрирующим шумомером B&K type 2270.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЙ

В табл. 1 показаны результаты измерений времени реверберации (T30) при положениях источника S01 (у ниши михраба) и S03 (под куполом). На рис. 4 показаны усредненные результаты измерений T30 и скорректированное T30 при 100% заполнении молящимися [15].

Таблица 1.  

Измеренное время реверберации (Т30) в различных положениях источника

Режим измерений Время реверберации, с, в октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами, Гц
125 250 500 1000 2000 4000
S01 (у михраба) 5.43 4.52 2.84 2.73 1.88 1.47
S03 (под куполом) 5.31 4.20 2.88 2.70 1.88 1.47
Усредненные результаты 5.37 4.36 2.86 2.71 1.88 1.47
Рис. 4.

Результаты измерений времени реверберации.

На рис. 5 и в табл. 2 показаны результаты измерений индекса передачи речи STI при положениях источника звука S01 (у михраба) и S02 (на минбаре). Из результатов видно, что разборчивость в основном зале оценивается как удовлетворительная (STI 0.45–0.6) или плохая (STI 0.3–0.45). При этом в женском зале разборчивость оценивается как неприемлемая (STI 0.0–0.3).

Рис. 5.

Измеренный индекс разборчивости STI. (а) – источник S1 (михраб), уровень речи; (б) – источник S2 (минбар).

Таблица 2.  

Измеренный индекс передачи речи (STI) и AlCons (%) при чтении Корана

Положение источника Параметр Точка измерений
R01 R02 R03 R04 R05 R06 R07 R08
S1 (михраб) STI 0.55 0.5 0.48 0.43 0.46 0.42
AlCons 8.6 11.3 12.8 16.2 14 17.5
S2 (минбар) STI 0.56 0.52 0.5 0.47 0.46 0.43 0.23 0.23
AlCons 8 10.2 11.6 13.2 13.9 16.3 48.7 49.5
Положение источника Параметр Точка измерений
R11 R12 R13 R14 R15 R16 R17 R18
S1 (михраб) STI 0.33 0.42 0.46 0.57 0.49 0.44 0.41 0.4
AlCons 28.6 17.8 14 8 12.2 15.5 18.5 19.2

На рис. 6 и в табл. 3 показаны измеренные частотные характеристики индекса речевой четкости C50, дБ, в точках R04, R06, R11, R13 при положении источника S01. В области 500–1000 Гц индекс C50 составил от –4 до –12 дБ, что свидетельствует о недостаточной четкости и разборчивости речи. Характер частотной зависимости индекса четкости гармонирует со временем реверберации (чем выше реверберация, тем более низкие значения имеет индекс C50). Также отмечается падение значений индекса четкости с удалением от источника.

Рис. 6.

Измеренные частотные характеристики индекса четкости C50, дБ, в точках R04, R06, R11, R13 при положении источника S01.

Таблица 3.  

Измеренные частотные характеристики индекса четкости C50, дБ, в точках R04, R06, R11, R13 при положении источника S01

Положение
источника/приемника
Индекс четкости C50, дБ, в октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами, Гц
125 250 500 1000 2000 4000
S01/R04 –7.4 –9.4 –8.9 –6.9 –3.7 –2.7
S01/R06 –8.6 –8.2 –5.8 –3.2 –0.6
S01/R11 –12.5 –9.5 –8.4 –6.1
S01/R13 –4.3 –6.9 –5.7 –4.2 –2.2 0.7

На рис. 7 показана измеренная импульсная характеристика (эхограмма) в точках R04, R06 при положении источника S01 и в точке R17 при положении источника под куполом S03. Структура ранних отражений характеризуется некоторой неравномерностью, которую можно связать с криволинейной формой сводов и наличием эхообразований вследствие плоскопараллельных звукоотражающих поверхностей. В точке R17 при расположении источника звука под куполом наблюдается эффект “порхающего эха” (в т.ч. слышимого субъективно при проведении измерений), который особенно ярко проявляется при импульсном звуковом воздействии (см. рис. 7г).

Рис. 7.

Измеренная импульсная характеристика (эхограмма) в точках (а) – R04, (б) – R06, при положении источника S01 и в точке R17 (в) – при положении источника под куполом S03 и (г) – возбуждении импульсным сигналом.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ

Измеренное время реверберации в молельном зале, дополнительно к своим высоких значениям, имеет обратную линейную зависимость от частоты, что негативно сказывается на субъективном восприятии речевых программ в помещениях. Высокие значения реверберации в области низких частот свидетельствуют о недостатке фонда низкочастотного звукопоглощения, а низкие значения в области высоких частот объясняются наличием толстого ковра по всей площади пола молельного зала. Видно, что даже коррекция Т30 на молящихся при полном заполнении зала существенно не меняет ситуацию в лучшую сторону. Интерьеры молельного зала мечети Кетшава традиционны, поэтому высокие значения и такая форма частотной характеристики реверберации для мечетей характерна.

Низкие значения STI и C50 в основной части зала могут объясняться избыточной реверберацией, а в женской части зала – удалением от источника звука и наличием ширмы, что препятствует распространению прямого звука и первых отражений. В центральной части зала для положения тестового источника на минбаре (S02) индекс STI оказывается немного лучше, чем для положения S01, что связано с более высоким размещением источника. Можно ожидать еще более высокой разницы между данными режимами в случае заполнения зала людьми, так как при положении S01 имам находится на одном уровне с молящимися, что приводит к ухудшению разборчивости в отдаленной части зала из-за экранирования звука людьми.

На рис. 8 показаны частотные характеристики времени реверберации, измеренные в других мечетях. На рис. 9 показано усредненное время реверберации на частотах 500–1000 Гц для мечетей разного объема в сравнении с объемными оптимумами времени реверберации для молельных залов мечетей, предложенными в зарубежных исследованиях [31, 35], условно обозначенные как “оптимум № 1” [31] и “оптимум № 2” [35]. Мечеть Кетшава обозначена треугольной меткой, мечети России и СНГ – квадратными. Легко увидеть, что для большинства исследованных мечетей измеренное время реверберации не укладывается в заданные пределы и в 1.5–2 раза превышает оптимальные значения. При этом время реверберации в мечети Кетшава оказывается ниже, чем для мечети Кул-Шариф в Казани и нескольких других мечетей, имеющих схожий или меньший воздушный объем. Это может быть связано с архитектурными особенностями мечети: молельный зал, как уже было отмечено, состоит из двух сообщающихся объемов, один из которых – продолговатая часть прямоугольной формы с полуцилиндрическим сводом, с объемом около 7500 м3 – является определяющим для акустики зала. Руководствуясь этой логикой, точку для мечети Кетшава на рис. 9 можно сместить влево, немного приблизив результаты к общему тренду.

Рис. 8.

Время реверберации в ряде мечетей: (а) – согласно [35]; (б) – согласно [12] и согласно измерениям авторов настоящей статьи (в т.ч. [13]).

Рис. 9.

Измеренное время реверберации на частоте 500–1000 Гц для мечетей разного объема [1214, 35].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты измерений показали характерно высокие значения реверберации RT с ее обратной линейной зависимостью от частоты, что негативно сказывается на субъективном восприятии речевых программ в помещениях. Полученные результаты характерны для молельных залов мечети без специальной акустической обработки. При этом в сравнении с другими мечетями схожего объема в мечети Кетшава достигается более низкое среднее RT, что может быть связано с особенностями ее объемно-планировочного решения.

Индекс разборчивости речи STI в основном зале оценивается как удовлетворительный (STI 0.45–0.6) или плохой (STI 0.3–0.45), при этом в женском зале разборчивость оценивается как неприемлемая (STI 0.0–0.3). При отсутствии слышимых эхо образований такие низкие значения STI могут объясняться, прежде всего, избыточной реверберацией, а для женской части зала – удалением от источника звука и наличием ширмы, что препятствует распространению прямого звука и первых отражений.

Для дальнейшего исследования проблемы акустики молельных залов мечетей и разработки руководящих документов по их акустическому оформлению представляется важным продолжать работу по накоплению и анализу данных натурных измерений для мечетей разного объема, формы и религиозной традиции.

Авторы выражают благодарность за помощь в организации поездки и получении разрешения на измерения Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерству жилищного строительства Алжира (Algerian Ministry of Housing, Urbanism and the City), Министерству по делам религий Алжира, НИИ строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук (НИИСФ РААСН) и Алжирскому центру строительных исследований (CNERIB).

Список литературы

  1. Ланэ М.Ю., Чесноков А.Н., Щиржецкий Х.А. Акустика соборов Московского Кремля // Акуст. журн. 1998. Т. 44. № 4. С. 498–505.

  2. Ланэ М.Ю. Акустика Троицкого сбора Ипатьевского монастыря в Костроме // Акуст. журн. 1994. Т. 40. № 1. С. 93–95.

  3. Ланэ М.Ю., Сухов В.Н. Акустическое обследование Храма Христа Спасителя в Москве и проблема разборчивости речи в крупных православных соборах // Акуст. журн. 2001. Т. 47. № 5. С. 711–713.

  4. Щиржецкий Х.А., Олейникова Т.Н. Акустика Троицко-Измайловского Собора в Санкт-Петербурге // Материалы Международной конференции по борьбе с шумом и вибрацией “NOISE-93”. С.-Петербург, 1993 (препринт).

  5. Щиржецкий Х.А., Сухов В.Н. Теория и практика применения низкочастотных резонаторов для решения проблем реверберации в православных храмах // Технология текстильной промышленности. 2018. № 3(375). С. 241–247. eLIBRARY ID: 36272201

  6. Щиржецкий Х.А., Сухов В.Н., Алешкин В.М. К вопросу обеспечения условий акустического комфорта при проектировании и строительстве зданий и сооружений в комплексах православных храмов России // М.: БСТ (Бюллетень строительной техники). 2020. № 6. С. 26–27. eLIBRARY ID: 42898299

  7. Шевцов С.Е., Мазур Е.А. Акустика Тобольского Софийско-Успенского собора // Электронный журн. “Техническая акустика”. 2016. № 2. http://www.ejta.org/ru/shevtsov1

  8. Шевцов С.Е., Соменков Е.А. Особенности звукового поля нескольких старых католических церквей Сибири (1 часть) // Труды XXXII сессии Росс. акуст. общества (РАО), октябрь 2019 г. С. 536–546.

  9. Engel Z., Kosala K. Acoustic properties of the selected churches in Poland. Mechanics / AGH University of Science and Technology, Krakow. 2005. V. 24. № 3. 2005. P. 173–181. ISSN: 1734-8927.

  10. Кравчун П.Н. Акустика и органы мальтийской капеллы и лютеранской церкви Святой Марии в Санкт-Петербурге // Труды Всероссийской акустической конференции. С.-Петербург, 2020. С. 467–470.

  11. Кравчун П.Н. Акустические особенности органных залов: тенденции и проблемы // Акуст. журн. 2019. Т. 65. № 1. С. 74–81. https://doi.org/10.1134/S0320791919090016

  12. Ланэ М.Ю., Локшин Г.А. Акустика мечети Хазрати Имам в Ташкенте // Электронный журн. “Техническая акустика”. 2015. № 1. http://www.ejta.org/ru/lannie4

  13. Алешкин В.М., Щиржецкий Х.А., Сухов В.Н. К вопросу решения проблем акустики молельных залов мечетей на примере соборной мечети в Москве // Фундаментальные, поисковые и прикладные исследования РААСН по научному обеспечению развития архитектуры, градостроительства и строительной отрасли Российской Федерации в 2016 году. М.: Издательство АСВ, 2017. С. 61–67. https://doi.org/10.22337/9785432302212-2017-61-67

  14. Шевцов С.Е., Тулебаев Р.Ю. Акустика Сургутской соборной мечети // Труды VII Всеросийской научно-практической конференции с международным участием “Защита от повышенного шума и вибрации”. СПб., 2019. С. 753–764.

  15. Aleshkin V., Schirjetsky Ch., Subbotkin A. Estimating sound absorption coefficient of prayers in mosques // Akustika. March 2019. V. 32. № 285/2019. P. 227–230. ISSN 1801-9064 (Print), ISSN 2570-8775 (Online)

  16. Ланэ М.Ю., Локшин Г.А. Пути повышения разборчивости речи в крупных соборных мечетях // Сборник докладов V Всероссийской конференции “Защита от повышенного шума и вибрации”. СПб., 2015. С. 374–379.

  17. Алешкин В.М., Щиржецкий Х.А., Сухов В.Н. Проблематика современного состояния акустического проектирования молельных залов мечетей // Строительство и реконструкция. 2016. № 3(65). С. 88–95. eLIBRARY ID: 26379536

  18. Щиржецкий Х.А., Алешкин В.М., Щиржецкий А.Х. Особенности акустических требований к молельным залам канонических конфессиональных зданий и сооружений // Труды Всероссийской акустической конференции. Санкт-Петербург, 21–25 сентября 2020 г. С.-Петербург, 2020. С. 490–497.

  19. Hammad A.N. RASTI measurements in mosques in Amman, Jordan // Applied Acoustics. 1990. V. 30. № 4. P. 335–345.

  20. Abdelazeez M.K., Hammad A.N., Mustafa A.A. Acoustics of King Abdullah Mosque // J. Acoust. Soc. Am. 1991. V. 90(3). P. 1441–1445.

  21. Abdou A.A. Predicting and assessing the acoustical performance of mosques employing computer simulation: a case study // Proc. of the Symposium on Mosque Architecture, Riyadh, Saudi Arabia. 1999. V. 6. P. 73–87.

  22. Abdou A.A. Measurement of acoustical characteristics of mosques in Saudi Arabia // J. Acoust. Soc. Am. 2003. V. 113(3). P. 1505–1517.

  23. El Bashir A., Al-Gunaimi A. Evaluation of acoustical performance of mosques: a case study on a typical mosque in the Gulf region // The Fourth Saudi Engineering Conference. 1995. P. 169–176.

  24. Hammad R.N.S. RASTI measurements in mosques in Amman, Jordan // Applied Acoustics. 1990. V. 30. №. 4. P. 335–345.

  25. Hamadah H.A., Hamouda H.M. Assessment of speech intelligibility in large auditoria case study: Kuwait State Mosque // Applied Acoustics. 1998. V. 54(4). P. 273–289.

  26. Karabiber Z. Acoustical problems in mosques // J. Acoustic. Soc. Am. Paper 2pAAa6. 1999. V. 105. № 2(2). P. 1044.

  27. Karabiber Z. Acoustical problems in mosques: A case study on the three mosques in Istanbul // Forum Acusticum, Berlin. 1999. V. 99. P. 15–19.

  28. Karabiber Z., Erdogan S. Comparison of the acoustical properties of an ancient and a recent mosque // Forum Acusticum. Seville, Spain: Spanish Acoustical Society (SEA). 2002.

  29. Kayili M. Use of cavity resonators in Anatolia since Vitruvius // Proc. 7th Int. Congress on Sound and Vibration. 2000. V. 3. P. 1621–1628.

  30. Kayili M. Anadolu’ da geleneksel akustik sistemler ve Mimar Sinan uygulamaları (Anatolian traditional acoustic works and works done by Sinan the Architect) (in Turkish) // Proc. of 6th National Acoustical Congress TAKDER, 26–28 October. Antalya, Turkey: Turkish Acoustical Society, 2002. P. 233–238.

  31. Kayili M. Acoustic solutions in classic ottoman architecture // Manchester: Aasiya Alla FSTC Limited, Foundation for Science Technology and Civilization. 2005

  32. Prodi N., Marsilio M. On the effect of domed ceiling in worship spaces: A scale model study of a mosque // Building Acoustics. 2003. V. 10(2). P. 117–133.

  33. Suarez R., Sendra J.J., Navarro J., Leon A.L. The acoustics of the cathedral mosque of Cordoba. Proposals for architectural intervention // Acta Acustica United with Acustica. 2004. V. 90. P. 362–375.

  34. Topaktaş İ.L. Acoustical properties of classical Ottoman mosques simulation and measurement. Thes. dis. Ph.D. deg. Middle East Technical University, Ankara. 2003.

  35. Wasim Orfali. Room acoustic and modern electro-acoustic sound system design during constructing and reconstructing mosques. Thes. dis. Dr.-Ing. deg. Technischen Universitat Berlin, 2003.

  36. Weitze C.A., Christensen C.L., Rindel J.H., Gade A.C. Computer simulations of the acoustics of mosques and Byzantine churches // 17th Int. Congress on Acoustics. Rome: Italian Acoustical Society, 2001.

  37. Utami S.S. An acoustical analysis of domes coupled to rooms, with special application to the Darusshol Mosque. Thes. Master Sci. Brigham Young University, Salt Lake City, USA, 2005.

  38. Ahnert W., Feistel S., Behrens T. Speech intelligibility prediction in very large sacral venues // Architectural Acoustics Session 4pAAa. ICA 2013, Montreal, Canada 2–7 June 2013.

  39. Fausti P., Pompoli R., Prodi N. Comparing the acoustics of mosques and Byzantine churches // 19th Int. Symp. CIPA (The International Committee for Architectural Photogrammetry). Antalya, Turkey: Technical University of Istanbul, 2003.

  40. Karabiber Z. A new approach to an ancient subject: CAHRISMA project // Memorias del 7th Int. Congress on Sound and Vibration, Garmisch-Partenkirchen, Alemania. 2000. P. 1661–1668.

  41. Weitze C.A., Christensen C.L., Rindel J.H., Gade A.C. Comparison between in-situ recordings and auralization for mosques and Byzantine Churches // Proc. of joint Baltic-Nordic Acoustical Meeting, August 2002, Lyngby, Denmark, Ultragarsas. 2003. V. 48. P. 53–57. ISSN. 1392-F1140.

  42. Yuksel Z.K., Binan C., Unver R. A research project in the intersection of architectural conservation and virtual reality: CAHRISMA // 19th Int. Symp. CIPA (The International Committee for Architectural Photogrammetry. Antalya, Turkey: Technical University of Istanbul, 2003.

Дополнительные материалы отсутствуют.