Биология внутренних вод, 2019, № 2-2, стр. 95-98

Вселение Corbicula fluminea (Müller, 1774) (Mollusca: Bivalvia: Corbiculidae) в бассейн р. Волги

Е. Г. Пряничникова 1*, И. С. Ворошилова 1, Р. З. Сабитова 1

1 Институт биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина Российской академии наук
152742 Ярославская обл., Некоузский р-он, пос. Борок, Россия

* E-mail: pryanichnikova_e@mail.ru

Поступила в редакцию 17.02.2018
После доработки 11.10.2018
Принята к публикации 27.11.2018

Полный текст (PDF)

Аннотация

В Горьковском водохранилище в зоне действия подогретых вод водоема-охладителя Костромской ГРЭС обнаружена популяция нового для бассейна р. Волги инвазивного моллюска рода Corbicula. По морфологическим признакам и нуклеотидной последовательности фрагмента митохондриального гена первой субъединицы цитохром с-оксидазы (COI) моллюск идентифицирован как Corbicula fluminea (Müller, 1774). К настоящему времени C. fluminea натурализовалась в водоеме и может стать источником дальнейшего распространения вида.

Ключевые слова: Corbicula, новые местонахождения, моллюски, вид-вселенец, р. Волга

Азиатский моллюск Corbicula fluminea (Müller, 1774) наравне с дрейссенидами считается одним из самых агрессивных пресноводных вселенцев во всем мире [9]. Этот вид родом из Юго-Восточной Азии [2], за пределами нативного ареала впервые обнаружен в Северной Америке в 1924 г. [8]. В Европе корбикула известна с 1980 г. Моллюск отмечен на побережье Атлантического океана в реках Дордонь во Франции и Тахо в Португалии [13]. Позже корбикула была найдена и в других реках Европы [6, 15]. Таким образом, европейское распространение С. fluminea происходило с запада на восток. В р. Дунай корбикула проникла из р. Рейн после открытия канала Рейн – Майн – Дунай. В 1995 г. молодые особи Corbicula spp. найдены в украинском секторе дельты р. Дунай. Первоначально их идентифицировали как Amesoda solida (Normand, 1844) [5]. В дальнейшем поселения корбикулы отмечены в р. Дунай на территории Румынии, Сербии, Украины, Болгарии, Чехии и Венгрии [15, 18, 20, 22].

За пределами нативного ареала выявлены два основных морфотипа корбикулы Corbicula fluminea: R (“округлая форма”) и S (“седловидная форма”), которых обычно идентифицируют как восточную (Corbicula fluminea) и западную (С. fluminalis) корбикулы. Несмотря на то, что С. fluminalis относят к эстуарным видам, а C. fluminea – к типично пресноводным, их ареалы перекрываются, и в пресных водах Европы они образуют смешанные поселения [10].

Следует отметить, что в европейской части России представители этих двух видов длительное время отсутствовали. В 2013–2015 гг. в российском секторе супралиторали Каспийского моря и в устье р. Шура-Озень, впадающей в море, найдены раковины западной корбикулы, которая, вероятно, расселилась из рек и озерных систем Азербайджана [3]. В 2015 г. корбикулу обнаружили в бассейне Белого моря, в водоеме-охладителе р. Юрас [7]. Кроме того, в Азово-Черноморском бассейне в канале Теплый Новочеркасской ГРЭС и в р. Дон, вблизи устья этого канала, найдено несколько живых экземпляров и створок C. fluminea [4].

В 2015 г. на участке Горьковского водохранилища в месте впадения канала водоема-охладителя Костромской ГРЭС (57°28.618′ с.ш., 41°12.704′ в.д.) в биоценозе, сформированном моллюсками рода Dreissena, впервые обнаружен живой экземпляр корбикулы [16]. Поскольку это была ювенильная особь, определить ее до вида по морфологическим признакам не смогли. В августе 2017 г. на этом же участке и в самом водоеме-охладителе в качественных сборах найдены взрослые особи Corbicula fluminea (87 экз.), а в зоопланктоне – велигеры этого вида.

Моллюсков собирали гидробиологическим сачком в мелководной части канала и прямоугольной драгой на глубине 2–12 м, велигеров – малой сетью Джеди (диаметр входного отверстия 12 см, сито с диагональю ячеи 120 мкм) тотально от дна до поверхности. Пробы фиксировали 96%-ным этанолом. Велигеров идентифицировали по определительному ключу в работе [14]. Для генетического анализа моллюсков замораживали при −20°С. Выделение ДНК и амплификацию фрагмента митохондриального гена цитохром с-оксидазы, первой субъединицы (COI) проводили по работе [1]. Двустороннее секвенирование осуществляли с использованием амплификационных праймеров в ABI PRISM 3500 (Applied Biosystems) на базе Института биологии внутренних вод РАН согласно инструкции производителя. Нуклеотидную последовательность единственного обнаруженного нами гаплотипа депонировали в NCBI (MG924917).

В прибрежной части на песчаном грунте с наилком преобладали мелкие особи C. fluminea, взрослые моллюски были наиболее многочисленны в пробах, собранных драгой на глубине ≥2 м. Длина раковин достигала 4.3–28.4 мм, из них на долю особей длиной <10 мм и приходилось 12%, 10–20 мм – 47%, ≥21 мм – 41%. Длина велигеров, идентифицированных как C. fluminea, была 325 мкм.

Взрослые экземпляры корбикулы имели желтовато-оливковые асимметричные створки и соответствовали морфотипу R, характерному для C. fluminea, седловидных раковин морфотипа S не было обнаружено. Внутренняя поверхность створки была белого или светло-фиолетового цвета с пурпурными концентрическими полосами. Поверхностная скульптура раковины была представлена грубыми концентрическими ребрами с широкими промежутками между ними, число ребер створки ≤12/см2. Форма замкá соответствовала таковой представителей рода Corbicula. Таким образом, обнаруженные особи по морфологическим признакам были идентифицированы как C. fluminea. Все нуклеотидные последовательности фрагмента гена COI, секвенированные нами, представляли собой единственный гаплотип, который полностью идентичен одному из вариантов C. fluminea (NCBI: AF 519495, длина – 656 пн), наиболее распространенному в Северной Америке и Европе [11, 17, 19].

Вероятно, расселение C. fluminea ограничено низкими температурами, поскольку на севере обычно встречается в подогреваемых водах тепловых электростанций, где температура воды в зимний период ≥2°С [9].

Корбикула развивается преимущественно на песчаных грунтах, иногда c примесью гравия, глины или ила. Поселение состоит из отдельных особей, которые часто зарываются в грунт на глубину ≤8 см, следовательно, они могут жить несколько часов без воды [6]. При благоприятных условиях в новых местообитаниях высокая скорость роста и воспроизводства численности позволяет образовывать крупные скопления [12, 21]. Размножение и распространение корбикулы происходит как у дрейссенид с образованием велигера, что способствует расселению этого моллюска в реках за счет природных (течения) и антропогенных факторов. В Европе и Северной Америке основными путями распространения вида считается речное судоходство, перенос аквариумистами с последующим выпуском в естественные водоемы, случайная транспортировка моллюсков с рыболовными снастями или использование рыбаками как приманки для рыб, завоз вместе с песком и гравием для строительства [5, 12].

Нуклеотидные последовательности фрагмента гена COI были выбраны как наиболее часто применяемые предыдущими исследователями генетические маркеры для изучения расселения корбикул в широком географическом масштабе. Необходимо отметить, что точное происхождение корбикулы обычно установить сложно, поскольку генетическое разнообразие популяций, обитающих за пределами нативного ареала, невелико и представлено всего несколькими гаплотипами [11, 17, 19]. В нашем случае обнаружен единственный вариант нуклеотидной последовательности COI, который преобладает у моллюска большинства европейских и североамериканских поселений. Принимая во внимание значительную удаленность водоема-охладителя Костромской ГРЭС от источников расселения корбикулы, велигеры могли попасть сюда вместе с балластными водами, также возможен случайный или намеренный выпуск моллюсков, содержавшихся в искусственных условиях. Не исключены и другие пути проникновения этого вида в р. Волгу.

Наличие разновозрастных групп и велигеров Corbicula fluminea в Горьковском водохранилище свидетельствует о натурализации здесь этого вида и о возможности его дальнейшего расселения. Следует отметить необходимость мониторинга распространения C. fluminea в водохранилищах и в водоемах-охладителях бассейна р. Волги.

БЛАГОДАРНОСТИ

Авторы выражают свою благодарность за помощь в сборе материала Д.П. Карабанову, Д.Д. Павлову (Институт биологии внутренних вод РАН), команде НИС “Академик Топчиев”, а также В.И. Лазаревой (Институт биологии внутренних вод РАН) за подтверждение видовой идентификации велигеров.

ФИНАНСИРОВАНИЕ РАБОТЫ

Работа выполнена в рамках государственного задания ФАНО России (тема № АААА-А18-118012690105-0) при частичной поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 17-05-00782).

Список литературы

  1. Ворошилова И.С., Артамонова В.С., Махров А.А., Слынько Ю.В. Гибридизация двух видов дрейссен Dreissena polymorpha (Pallas, 1771) и Dreissena bugensis (Andrusov, 1897) в естественных условиях // Изв. РАН. Сер. биол. 2010. № 5. С. 631–636.

  2. Жадин В.И. Моллюски пресных и солоноватых вод СССР. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. 376 с.

  3. Набоженко М.В., Набоженко С.В. Corbicula fluminalis (Mueller, 1774) – новый для Российского сектора Каспийского бассейна вид двустворчатых моллюсков // Наука Юга России. 2016. Т. 12. № 1. С. 61–64.

  4. Об обнаружении нового для бассейна Нижнего Дона двустворчатого моллюска // Азовский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства Федеральное государственное бюджетное научное учреждение [Электронный ресурс]. http://azniirkh.ru/novosti/ob-obnaruzhenii-novogo-dlya-basseyna-nizhnego-dona-dvustvorchatogo-mollyuska.

  5. Сон М.О. Моллюски-вселенцы в пресных и солоноватых водах Северного Причерноморья. Одесса: Друк, 2007. 132 с.

  6. Araujo R., Moreno D., Ramos M.A. The asiatic clam Corbicula fluminea (Müller, 1774) (Bivalvia: Corbiculidae) in Europe // Am. Malacol. Bull. 1993. № 10. P. 39–49.

  7. Bespalaya Y.V., Bolotov I.N., Aksenova O.V. et al. The first records of androgenic hybrid Corbicula lineages in Extreme North of Russia // Book of abstracts. EUROMAL 8th European Congress of Malacological Societies. Krakow, Poland, 2017. P. 88.

  8. Counts C.L. Corbicula fluminea (Bivalvia: Corbiculidae) in British Columbia // Nautilus. 1981. V. 95. P. 12–13.

  9. Karatayev A.Y., Burlakova L.E., Padilla D.K. Contrasting distribution and impacts of two freshwater exotic suspension feeders, Dreissena polymorpha and Corbicula fluminea // The Comparative Roles of Suspension-feeders in Ecosystems. Dordrecht: Springer, 2005. P. 239–262.

  10. Korniushin A.V. A revision of some Asian and African freshwater clams assigned to Corbicula fluminalis (Müller, 1774) (Mollusca: Bivalvia: Corbiculidae), with a review of anatomical characters and reproductive features based on museum collections // Hydrobiologia. 2004. V. 529. № 1. P. 255–270.

  11. Lee T., Siripattrawan S., Ituarte C.F., Foighil O.D. Invasion of the clonal clams: Corbicula lineages in the New World // Amer. Malac. Bull. 2005. V. 20. P. 113–122.

  12. McMahon R.F. The occurrence and spread of the introduced Asiatic freshwater clam, Corbicula fluminea (Müller, 1774), in North America: 1924–1982 // Nautilus. 1982. V. 96. P. 134–141.

  13. Mouthon J. Sur la presence en France et en Portugal de Corbicula (Bivalvia: Corbiculidae) originaire d’Asie // Basteria. 1981. V. 45. P. 109–116.

  14. Nichols S.J., Black M.G. Identification of larvae: the zebra mussel (Dreissena polymorpha), quagga mussel (Dreissena rostriformis bugensis), and Asian clam (Corbicula fluminea) // Can. J. Zool. 1994. V. 72. P. 406–417.

  15. Paunovic M., Csanyi B., Knezevic S. et al. Distribution of Asian clams Corbicula fluminea (Müller, 1774) and C. fluminalis (Müller, 1774) in Serbia // Aquat. Invasions. 2007. V. 2. № 2. P. 99–106.

  16. Perova S.N., Pryanichnikova E.G., Zhgareva N.N. Invasive species in the macrozoobenthos of Volga’s reservoirs // The 5th International Symposium Invasion of alien species in Holarctic: Book of Abstracts. Yaroslavl: Filigran, 2017. P. 88.

  17. Pigneur L.M., Etoundi E., Aldridge D.C. et al. Genetic uniformity and long-distance clonal dispersal in the invasive androgenetic Corbicula clams // Mol. Ecol. 2014. V. 23. P. 5102–5116.

  18. Popa O.P. Contributions to the knowledge of the mollusks from the Romanian Sector of the Danube between Calafat and Olteniba // Travaux du Museum National d’Histoire Naturelle Grigore Antipa. 2005. V. 48. P. 7–19.

  19. Siripattrawan S., Park J.-K., Foighil D. Two lineages of the introduced Asian freshwater clam Corbicula occur in North America // J. Moll. Stud. 2000. V. 66. P. 423–429.

  20. Skolka M., Gomoiu M.T. Alien invertebrates species in Romanian waters // Ovidius University, Annals of Natural Sciences, Biology. Ecology Series. 2001. V. 5. P. 51–55.

  21. Sousa R., Antunes C., Guilhermino L. Ecology of the invasive Asian clam Corbicula fluminea (Müller, 1774) in aquatic ecosystems: an overview // Int. J. Limnol. 2008. V. 44. P. 85–94.

  22. Vaate B.D., Hulea A.O. Range extension of the Asiatic clam Corbicula fluminea (Müller, 1774) in the River Danube: first record from Romania // Lauterbornia. 2000. V. 38. P. 23–26.

Дополнительные материалы отсутствуют.