Ботанический журнал, 2019, T. 104, № 10, стр. 1639-1643

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В.Л. КОМАРОВА НА КАФЕДРЕ БОТАНИКИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА

Л. Ф. Яндовка 1*, Г. И. Дубенская 2, И. В. Панкратова 1, Г. А. Воробейков 1, Е. В. Дмитриева 1, И. И. Шамров 1

1 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
191186 Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48, Россия

2 Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет
197376 Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д. 14 лит. А, Россия

* E-mail: yandovkaTGU@mail.ru

Поступила в редакцию 08.09.2019
После доработки 30.09.2019
Принята к публикации 08.10.2019

Полный текст (PDF)

Кафедра ботаники Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (РГПУ) образовалась в 1918 г. от слияния нескольких ботанических подразделений из разных учебных заведений Петрограда. Владимир Леонтьевич Комаров (позже академик, вице-президент, президент АН СССР, почетный президент Географического общества СССР, Герой Социалистического Труда) стал первым заведующим кафедрой ботаники РГПУ.

Педагогическая работа на первых этапах профессиональной деятельности Владимира Леонтьевича была существенным источником дохода молодого ученого. К началу работы в Педагогическом институте он имел значительный опыт преподавания в нескольких учебных заведениях Санкт-Петербурга: с 1899 г. – на кафедре общей ботаники Петербургского университета сначала в качестве ассистента, после защиты магистерской диссертации в 1902 г. – приват-доцента, с 1918 г. – профессора. Одновременно он преподавал ботанику на Высших курсах воспитательниц и руководительниц физического образования, организованных П.Ф. Лесгафтом (1899–1908), затем на Фребелевских курсах (1906–1912), Высших женских естественно-научных курсах М.А. Лохвицкой-Скалон (1906–1918). С 1912 по 1922 гг. он – профессор, читавший курс систематики растений в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева. С 1918 по 1922 гг. работал в Ленинградском химико-фармацевтическом институте, с 1918 по 1924 гг. – в Педагогическом институте (ПИ), где заведовал кафедрой ботаники до 1922 года (ISARAN, 2017).

На кафедре ботаники Педагогического института В.Л. Комаров читал курс систематики растений. Лекции его были содержательны и основаны на собственных флористических наблюдениях в ботанических экспедициях на Дальнем Востоке, в Маньчжурии, Средней Азии, он также хорошо знал флору окрестностей Петербурга–Ленинграда, а также Новгородской и Псковской областей.

Чтение лекций по систематике растений в ПИ проходило в небольшом, обычно переполненном студентами ботаническом кабинете. Часто на лекции приходили другие преподаватели и молодые ученые. После лекции, как правило, профессор отвечал на письменные и устные вопросы. Из воспоминаний студента А. Ронина, обучавшегося у В.Л. Комарова: “Однажды профессор сказал, что дикорастущие плоды и ягоды, также и картофель как бы специально созданы для человека”. Разбирая затем записки, Владимир Леонтьевич вдруг неожиданно для всех воскликнул: “А, поймали вы меня!”. И прочитал записку. В ней было сказано: “Когда Вы говорите, что картофель и дикорастущие плоды и ягоды специально созданы для человека, то уподобляетесь средневековым учениям, утверждавшим, что все на Земле создано богом для человека”. Профессор ответил: “Записка была бы правильной, если бы я сказал то, что приписывает мне ее автор. Тем не менее, я прошу впредь критически относиться к отдельным положениям моих лекций. Студент должен думать и размышлять, а не слепо принимать на веру каждое слово преподавателя”. Владимир Леонтьевич не боялся замечаний, приветствовал их и ценил студентов, которые вдумчиво относились к изучаемой дисциплине. В.Л. Комаров неоднократно повторял, что его задача – дать студентам не знания, а метод. Профессор говорил: “Знания вы получите на практических занятиях, а также в поле, лесу. Владея методом, вы легче получите знания”.

Готовя слушателей к предстоящим экзаменам, профессор, кроме знаменитого руководства Страсбургера, назвал еще ряд источников. В ответ на вопрос одного из студентов о том, нельзя ли ограничиться записями лекций, Комаров ответил: “Конечно, можно. Я знаю студента, который окончил университет, но ничего не знает”. Задавший вопрос студент смутился и сел на место под смех присутствующих.

На кафедре ботаники Высших женских естественно-научных курсов М.А. Лохвицкой-Скалон, В.Л. Комаров создал оригинальную дидактическую коллекцию препаратов. Профессор В.П. Савич отметил высокую целесообразность этой коллекции: “в 1912 г. ему пришлось сравнить практические занятия по низшим (споровым) растениям в кабинете университета и на Высших женских естественно-научных курсах, он должен был засвидетельствовать, что на курсах они были поставлены лучше и давали студенткам более глубокие знания” (Ilyinskyi, 1939). После революции курсы были закрыты, а их “инвентарь” в 1919 г. был передан в распоряжение Третьего Педагогического института (Vyschie, 2019).

На кафедре ботаники Педагогического института, заведующим которой стал В.Л. Комаров, вместе с унаследованными от Курсов учебными пособиями продолжала пополняться и “дидактическая коллекция”. Профессор и его ассистенты использовали на занятиях со студентами гербарные образцы. Владимир Леонтьевич курировал эту коллекцию и после ухода из Педагогического института. В коллекции представлены учебные таблицы, дидактический фиксированный материал, учебные иллюстрации и гербарии, которые до настоящего времени хранятся в РГПУ им. А.И. Герцена.

Предварительный анализ “дидактической коллекции”, в формировании которой участвовал В.Л. Комаров, показал, что большую ее часть составляют предметы, прежде бывшие собственностью Высших женских естественно-научных куров М.А. Лохвицкой-Скалон, а также Курсов П.Ф. Лесгафта. К ним относятся учебные таблицы, дидактический фиксированный материал, учебные иллюстрации и гербарная коллекция (Dubenskaya, 2018).

Вероятно, объем дидактической коллекции был значительно больше сохранившейся ее части: многое утрачено во время неоднократных переездов, ремонтов, блокады в годы Великой Отечественной войны и т. д. Даже поверхностный анализ сохранившихся этикеток на фиксированных образцах позволяет оценить масштаб этих потерь. Так, максимальная цифра инвентарного номера на этикетке “фиксированных препаратов” с Высших женских естественно-научных курсов (ВЖЕНК) – 1954, на этикетках препаратов с Курсов П.Ф. Лесгафта – 517. Из них к настоящему моменту на кафедре ботаники РГПУ сохранилось всего 230 образцов с ВЖЕНК (12% от коллекции) и 36 образцов с Курсов П.Ф. Лесгафта (7%). Гербарных же образцов, заполненных В.Л. Комаровым – 1047.

Учебные таблицы. В дидактической коллекции кафедры ботаники РГПУ 378 таблиц XIX – начала XX вв, которые, скорее всего, были приобретены для Высших женских естественно-научных курсов (Dubenskaya et al., 2018). Некоторые таблицы до сих пор хранятся в музее кафедры ботаники. Таблицы снабжены пояснительным текстом, представляющим собой материал, содержащий результаты научных исследований авторов. Таблицы изданы в Германии и России.

Дидактический фиксированный материал в коллекции кафедры ботаники РГПУ представлен влажными фиксированными препаратами в стеклянных сосудах, сухими фиксированными препаратами в картонных коробках, а также образцами древесины. Всего 266 единиц хранения. Большая часть коллекции (230 единиц) – коллекция Высших женских естественно-научных курсов. Из них 166 единиц имеют этикетки и в большинстве своем инвентарные номера курсов. 56 единиц – влажные фиксированные образцы в стеклянных емкостях, 56 – сухие фиксированные образцы в коробках и 54 образца древесины. Образцов, собранных лично В.Л. Комаровым, – 4. Кроме того, 54 единицы хранения не имеют этикеток, но по косвенным признакам (части этикеток с номерами, характер сосудов и т.д.) имеют отношение к коллекции Высших женских естественно-научных курсов.

Образцы с Курсов П.Ф. Лесгафта, вероятнее всего, также были привлечены на кафедру педагогического института В.Л. Комаровым. Их всего 36 единиц, из которых 18 – влажные фиксированные образцы и 18 – образцы древесины.

Учебные иллюстрации, которые относятся к периоду работы В.Л. Комарова на кафедре ботаники и были созданы при его участии, – 2 коллекции общим объемом 380 экземпляров.

Первая коллекция – 330 иллюстраций к трем учебным пособиям: “Определитель высших растений” Валерия Ивановича Талиева, учебник Шумана и Гильга и “Ботанический атлас” Николая Августиновича Монтеверде. Коллекция хранится в специально изготовленном шкафу, состоящем из 10 ящиков, в каждом из которых находится по 33 застекленных рисунка с подписями. Большая часть коллекции находится в хорошем состоянии, 3% (10 штук) требуют частичной реставрации. Иллюстрации изготовлены вручную и подписаны каллиграфическим почерком, который можно часто встретить на этикетках Высших женских естественно-научных курсов. Предполагается, что коллекция была изготовлена как демонстрационный или раздаточный материал для учебных занятий на этих курсах.

Вторая коллекция – 50 иллюстраций к пособию “Практические занятия” В.Л. Комарова. Располагается в двух деревянных, специально изготовленных для них ящиках по 25 штук. 50 рисунков являются пособиями к анатомическим препаратам.

Гербарная коллекция, так называемый исторический “Комаровский” гербарий, насчитывает около 6000 гербарных листов, из них 1047 этикетированы рукой В.Л. Комарова. 1010 видов гербарной коллекции, относящихся к 110 семействам, собраны в различных регионах страны. Так, большая часть коллекции (67%) приходится на различные районы Северо-Запада, из них 34% – сборы из Ботанического сада Санкт-Петербурга, 20% – из окрестностей с. Ровное Боровичского района и 46% – из окрестностей Санкт-Петербурга (Вырица, Парголово, Сиверская, Сестрорецк, Дудергоф, Петергоф, Павловск – р. Поповка, Дюны и др.), а также сборы из Олонецкого округа, Петрозаводска и др. Сборы с Камчатки и Дальнего Востока – 20% (всего 216 образцов, из которых 107 собрано во время экспедиции, организованной Переселенческим управлением и финансированной Ф.П. Рябушинским (1909–1910 гг.) (Komarov, 2008). Остальные гербарные листы (13%) – сборы из Финляндии, Кореи, Узбекистана, Красноярска.

Основной массив собранных В.Л. Комаровым образцов растений (66%) приходится на 1908–1912 гг. Это годы экспедиций, которые были организованы Переселенческим управлением по исследованию Азиатской части России. Самые ранние сборы (1888–1897 гг.) составляют 18%. Последний образец датируется 1918 годом, собран на р. Гремучей (Корякский уезд). 3% образцов не датированы.

По данным исследований В.В. Бялта и Л.В. Рязановой (Byalt, Ryazanova, 2018), коллекция В.Л. Комарова (сборы из Сибири и Дальнего Востока) оказалась важным источником типовых образцов. В ходе изучения протологов В.Л. Комарова, в исторической гербарной коллекции кафедры ботаники РГПУ среди ранее переданных дублетов были выявлены синтипы и изотипы для нескольких таксонов: Carex aa Kom., C. koraginensis Meinsh. f. elata Kom., Atropis distans Griseb. var. thermalis Kom., Bromus ornans Kom., Saxifraga purpurascens Kom., Aster sibiricus L. f. litoralis Kom., A. sibiricus L. f. riparius Kom., Betula ermani Cham. f. litoralis Kom., B. ermani Cham. f. subalpina Kom., Silene repens f. alpina Kom. и многие другие.

У В.Л. Комарова было много учеников и последователей, которые вели научную и педагогическую работу в разных учреждениях СССР. Среди систематиков растений, работавших на кафедре ботаники ПИ вместе с Владимиром Леонтьевичем с начала ее образования до 1940-х гг., были член-корреспондент АН, профессор Б.К. Шишкин, профессора, доценты и ассистенты А.П. Ильинский, Е.В. Вульф, М.А. Розанова, А.Ф. Петрушевская, Е.И. Ловчинская, Н.В. Старк, Ю.К. Круберг, Т.Н. Гордеева, П.А. Орлова и др. С их участием собран огромный массив методических пособий. Отметим, что учебный материал поступал в разные годы от преподавателей, участвовавших во многих экспедициях по изучению лесных, луговых фитоценозов в разных областях России и за ее пределами. Так, А.П. Ильинским в 1936 г. была организована экспедиция по изучению лугов Тверской (б. Калининской области). Там же 1926–1927 гг. Ю.К. Круберг участвовал в лесоведческих экспедициях, а в 1936 г. организовал экспедицию по изучению растительности Башкирии. В 1937 г. А.П. Ильинским был организован лесостепной стационар в Воронежской области, где сотрудниками и аспирантами кафедры ботаники с участием студентов проводились работы по лесостепному разведению растений в засушливых районах страны.

В настоящее время число артефактов дидактической коллекции, сформированной В.Л. Комаровым, по нашим подсчетам, составляет 2071 единицу и является ценнейшим достоянием кафедры ботаники РГПУ.

Список литературы

  1. [Byalt, Ryazanova] Бялт В.В., Рязанова Л.В. 2018. Типовая коллекция гербария кафедры ботаники РГПУ им. А.И. Герцена (HERZ). – В сб.: Кафедра ботаники РГПУ им. А.И. Герцена. Исторический очерк педагогической и научной деятельности за 100 лет. СПб. С. 96–103.

  2. [Dubenskaya et al.] Дубенская Г.И., Клемпер А.В., Панкратова И.В. 2018. Музейные коллекции кафедр как объект научной, учебной и просветительской работы. – В сб.: Ботаника в современном мире. Труды XIV Русского Ботанического общества и конференции “Ботаника в современном мире”. Т. I. Махачкала. С. 341–344.

  3. [Dubenskaya] Дубенская Г.И. 2018. Музейные коллекции кафедры ботаники. – В сб.: Кафедра ботаники РГПУ им. А.И. Герцена. Исторический очерк педагогической и научной деятельности за 100 лет. СПб. С. 104–118.

  4. [Il’inskii] Ильинский А.П. 1939. Владимир Леонтьевич Комаров как педагог и профессор Педагогического института им. А.И. Герцена. – Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института. XXV: 5–8.

  5. [ISARAN] ИСАРАН. 2017. Фонд 277, историческая справка. www.isaran.ru.

  6. [Komarov] Комаров В.Л. 2008. Путешествие по Камчатке в 1908–1909 гг.: Петропавловск-Камчатский. 429 с.

  7. [Vysschie] Высшие женские естественно-научные курсы. 2019. (https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/47).

Дополнительные материалы отсутствуют.