Ботанический журнал, 2019, T. 104, № 3, стр. 464-470

ДОПОЛНЕНИЯ К ФЛОРЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О. Г. Баранова 1*, Н. И. Науменко 2**, А. Н. Пузырев 2

1 Ботанический институт им. В.Л. Комарова РАН
197376 Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, 2, Россия

2 Удмуртский государственный университет
426034 г. Ижевск, ул. Университетская, 1, Россия

* E-mail: betula_udm@mail.ru
** E-mail: naumenko-nik@yandex.ru

Поступила в редакцию 13.02.2019
После доработки 10.03.2019
Принята к публикации 14.03.2019

Полный текст (PDF)

Аннотация

Приводятся данные о находках 3 видов и 1 межвидового гибрида сосудистых растений на территории Удмуртской Республики. В числе интересных флористических находок – уникально редкий в регионе аборигенный вид (Botrychium lanceolatum (S. G. Gmel.) Angstr.), дикорастущий гибрид (Equisetum × mildeanum Rothm.) и 2 адвентивных таксона, впервые отмеченных на рассматриваемой территории (Cardamine occulta Hornem., Verbesina encelioides (Cav.) Benth. et Hook. fil. ex A. Gray). Приведена краткая характеристика общего распространения и новых местонахождений в Удмуртии приведенных в статье таксонов и гибрида.

Ключевые слова: флора, редкие виды сосудистых растений, Удмуртская Республика

Удмуртская Республика, расположенная в западной части Предуралья, относится к числу регионов, хорошо изученных во флористическом отношении. Следует отметить, что на относительно небольшой по площади территории республики (42.06 тыс. км2) выявлено 2073 вида сосудистых растений из 717 родов и 135 семейств (Baranova, Puzyrev, 2012). Значительное число новых дополнений к флоре региона связано с находками адвентивных видов, проникающих на территорию республики благодаря хозяйственной деятельности (Puzyrev, 2017); вместе с тем, сохраняется и возможность обнаружения редких аборигенных видов флоры Удмуртии. Ниже приводятся данные о находках 3 видов и 1 межвидового гибрида растений в границах Удмуртской Республики. В числе наиболее интересных флористических находок последних лет – уникально редкий в регионе дикорастущий вид – Botrychium lanceolatum (S. G. Gmel.) Angstr., дикорастущий гибрид – Equisetum × mildeanum Rothm. и 2 адвентивных таксона, впервые отмеченных на рассматриваемой территории (Cardamine occulta Hornem., Verbesina encelioides (Cav.) Benth. et Hook. fil. ex A. Gray). Образцы растений хранятся в Гербариях Удмуртского (UDU), Санкт-Петербургского (LECB), Тюменского и Курганского государственных университетов.

Botrychium lanceolatum. В 2018 г. в Удмуртской Республике было найдено второе на рассматриваемой территории местонахождение B. lanceolatum. Впервые он был обнаружен в 1961 году на крайнем северо-западе республики в окрестности пос. Пудем Ярского района (Redkiye…, 1988; Krasnaya…, 2012). К сожалению, гербарный образец этого вида был утерян и в настоящее время подтвердить правильность определения и уточнить его местонахождение не представляется возможным. Поиски вида в разные годы в окрестностях пос. Пудем не дали положительных результатов и в итоге он был внесен в Красную книгу Удмуртской Республики (2012) с категорией 0 (виды, вероятно исчезнувшие, нахождение в природе которых не подтверждено в последние 50 лет). Нами выявлен единичный экземпляр на территории национального парка “Нечкинский”: Воткинский район, пос. Новый; 2 км западнее, на опушке соснового леса близ ЛЭП, 56°48′66.4′′ с.ш., 54°00′19.8′′ в.д., 12 VII 2018. О.Г. Баранова (UDU).

B. lanceolatum – редкий евразиатский таежный вид, который встречается малочисленными популяциями и не всегда ежегодно проявляется в них. Он имеет единичные местонахождения в сопредельных с Удмуртией регионах (Пермском крае и Кировской области) и включен в ряд региональных Красных книг европейской части России, в том числе и Кировской области (Ovesnov, 1997; Tarasova, 2007; Baranova, 2014).

Equisetum × mildeanum. В 2018 г. на территории Удмуртии (в окрестностях г. Ижевска и в прилегающем к нему Завьяловском районе) зарегистрированы находки E. × mildeanum Rothm. (E. pratense Ehrh. × E. sylvaticum L.) – гибрида, впервые для России известного по образцам из Омской области (Feoktistov, Gureeva, 2014).

Изученные образцы:

Удмуртская Республика, г. Ижевск, северная окраина города, обочина асфальтированной дороги в елово-березовом лесу близ Ботанического сада Удмуртского университета. 56°54′39′′ с.ш., 53°15′10′′ в.д. 06 VIII 2018. Н.И. Науменко (UDU).

Удмуртская Республика, Завьяловский р-н, с. Ягул. Обочина асфальтированной дороги по краю сосновых посадок, на песчаном грунте. 56°56′24′′ с.ш., 53°17′51′′ в.д. 10 VIII 2018. Н.И. Науменко (UDU).

Удмуртская Республика, г. Ижевск, северная окраина города, ул. Выставочная, севернее Республиканской клинической больницы. Обочина асфальтированной дороги по краю сосновых насаждений. 56°54′24′′ с.ш., 53°15′29′′ в.д. 10 VIII 2018. Н.И. Науменко (UDU).

Собранные нами вегетативные побеги растений этого вида целым рядом признаков (важнейшие из которых – наличие вторичного ветвления тонких, поникающих боковых веточек и спаянные на верхушке зубцы листовых влагалищ в нижней части центрального побега) внешне схожи с E. sylvaticum. В отличие от этого вида, образцы E. × mildeanum имеют менее регулярное ветвление боковых веточек, более короткие веточки второго порядка и листовые влагалища в верхней половине центрального побега, заканчивающиеся коронками раздельных или отчасти сливающихся острых зубцов, темно окрашенных, с темной продольной полосой посредине (как у E. pratense). Ребра центрального стебля несут 1–2 ряда микроскопических кремнеземных шипиков (аналогично E. sylvaticum и E. pratense) (Feoktistov, Gureeva, 2016), что отличает E. × mildeanum от схожего с ним E. × lofotense Lubienski (E. arvense × E. sylvaticum), ребра стебля которого в междоузлиях несут два параллельных ряда закругленных на верхушке бугорков (признак, общий с E. arvense) (Feoktistov et al., 2016). Высота побегов изученных образцов растений от 15 до 25 см, что также соответствует E. × mildeanum (вегетативные побеги E. × lofotense достигают 90 см (Lubenski, 2013).

Следует отметить, что E. × mildeanum был приведен в каталоге растений Удмуртского ботанического сада (восточный сектор Завьяловского района Удмуртии) (Ilminskich, 2018).

По нашим наблюдениям и результатам изучения гербарных образцов рода Equisetum коллекций Курганского и Тюменского университетов, этот гибрид встречается также в Свердловской области “Сысертский район, природный парк “Бажовские места”, вдоль асфальтированной дороги в сосновом лесу, 16 IX 2011, Н.И. Науменко, М.С. Князев, П.В. Куликов, А.Г. Быструшкин” (Гербарий Курганского университета), в Курганской области “Кетовский район, сосновый лес близ с. Бараба, на территории спортивно-оздоровительного лагеря, 06 VII 2013, Н.И. Науменко” (там же) и в Тюменской области “Ярковский район, д. Мазурово, северо-восток, хвойный лес, 03 VII 1980, Верещагин, Осипов; Тюменский район, на з. от п. Винзили, сосновый бор, 25 V 1965, Сторчак” (Гербарий Тюменского университета). Не исключено, что этот редко встречающийся гибрид из-за внешнего сходства с одним из родительских таксонов (E. sylvaticum) легко пропускается при полевых флористических исследованиях и имеет широкое распространение.

Cardamine occulta. Для Удмуртской Республики приводится впервые.

Изученный образец: Удмуртская Республика, Завьяловский р-н, окрестности г. Ижевска, близ д. Новый Чультем. Территория илоотстойников Ижевских очистных сооружений. В яме илоотстойника на подсыхающем осадке сточных вод. 1 экз. (цв., пл.). 05 Х 2005. А.Н. Пузырев. Опр. Н.И. Науменко, А.Н. Пузырев 03 XII 2018 (UDU).

Ранее данный вид приводился для Удмуртии под названием C. flexuosa With. (Baranova, Puzyrev, 2012), к которому C. occulta очень близок в систематическом отношении. Этот восточноазиатский вид имеет обширный вторичный ареал, охватывающий многие европейские страны, Северную Америку, Австралию и Новую Зеландию, но во многих флористических сводках, включая западноевропейские, этот вид долгое время не отличался от C. flexuosa (Maiorov, 2018). Распространение вида в России выявлено, по-видимому, недостаточно. Известно 9 его местонахождений в Московской области (по сборам В.Д. Бочкина 2008–2014 гг.), где этот вид растет как сорное на цветниках, реже в других местообитаниях (Maiorov, 2018).

В результате изучения гербарных образцов мелкоцветковых видов рода Cardamine Гербария Курганского университета, впервые для Западной Сибири обнаружены две находки этого вида в Зауралье, в черте г. Кургана: в защищенном грунте в теплице агрофирмы “Магнолия”, 04 VI 2013, Н.И. Науменко, и на газоне, прилегающем к “альпийской горке” на территории Российского научного центра “Восстановительная травматология и ортопедия им. академика Г. А. Илизарова”, 09 XI 2013, Н.И. Науменко.

Следует ожидать новых находок этого вида и в других регионах России, так как он начинает вести себя агрессивно во вторичном ареале.

Verbesina encelioides (Ximenesia encelioides Cav.). Для Удмуртской Республики приводится впервые. Это пока самые северные местонахождения вида в России.

Изученные образцы:

Удмуртская АССР, г. Ижевск, Первомайский р-н, ул. Гольянский поселок, во дворе комбината хлебопродуктов. У стены здания элеватора. На почве, усыпанной отходами зерноочистки. Один бутонизирующий экз. 15 IX 1992. А.Н. Пузырев (UDU).

Удмуртская Республика, Алнашский р-н, с. Алнаши, ул. Красильникова, напротив каменного многоквартирного дома № 7а. Край посыпанной щебнем площадки у дороги вдоль гаражей. Один вегетативный экз. 5 см выс. 16 VIII 2018. А.Н. Пузырев, И.О. Ларионов. Опр. А.Н. Пузырев (UDU).

Там же, ул. Красильникова, в палисаднике у подъезда жилого дома № 7а. Один обильно ветвящийся экз. (цв., пл.). Культивируемый (?). 29 VIII 2018. А.Н. Пузырев (UDU).

Хотя V. encelioides впервые в Удмуртии был собран в 1992 г., долгое время его не удавалось идентифицировать. Этот вид был найден в республике вновь только в 2018 г. по цветущим образцам. По-видимому, в Ижевск этот вид был занесен с зерном. В с. Алнаши, где вид отмечен в 2018 г., растение, по-видимому, культивируется как декоративное и дает самосев.

В пределах V. encelioides выделяют два подвида: subsp. encelioides и subsp. exauriculata (Robinson et Greenman) J.R. Coleman (Hansen, 1976), различающиеся формой семянок, формой оснований листьев, длиной листочков обертки корзинок и некоторыми другими признаками. В 21 томе “Флоры Северной Америки” (Strother, 2006) эти таксоны сведены до ранга разновидностей. Образцы из с. Алнаши относятся к типовой разновидности (подвиду); внутривидовую принадлежность образца из г. Ижевска установить не удалось.

Родина V. encelioides – Северная Америка, где он широко распространен в США от Канзаса до Техаса и Аризоны, а также в Мексике. В качестве заносного и натурализовавшегося этот вид известен почти повсеместно на территории США, во многих странах Центральной и Южной Америки, в Африке, Азии, Австралии, на Гавайских островах (Fenestra, Clements, 2008; Jain et al., 2008; Strother, 2006; Hansen, 1976). В странах с теплым и жарким климатом, таких как Индия и южные районы США, V. encelioides является крайне нежелательным сорняком многих сельскохозяйственных культур и пастбищ, поскольку он ядовит для овец и коров (Jain et al., 2008). В качестве адвентивного вида V. encelioides широко расселилась в Дании, Германии, Швеции, Швейцарии (Hansen, 1976) и Бельгии (Verloove, 2006). В границах бывшего СССР V. encelioides впервые была выявлена в 1934 г. в окрестностях Днепропетровска (Dobrochaeva, 1962). Сегодня этот вид имеет широкое распространение на Украине – в Днепропетровской, Донецкой, Киевской и Херсонской областях (Dobrochaeva, 1962; Protopopova, 1970, 1987, 1994; Umaniez, 2003; Ostapko et al., 2010), встречаясь во дворах жилых домов, на пустырях, ж.-д. насыпях, у дорог, по берегам рек. В качестве заносного вид зарегистрирован на Кавказе (Protopopova, 1994).

В 1990 г. V. encelioides был собран Н.И. Науменко в Звериноголовском р-не Курганской области, на пустыре в с. Звериноголовское 08 IX 1990 (LECB). Эта находка была первой для флоры Сибири (Naumenko, 1992, 1994; Doronkin, 2003) и возможно, для России в целом. Впоследствии были отмечены еще два местонахождения в Южном Зауралье: в с. Усть-Уйское Целинного р-на, на сорном месте вдоль улицы, 11 VIII 1997, Н.И. Науменко, Ю.А. Иваненко, А.Н. Науменко (LECB) (Naumenko, 2008) и в пос. Курорт озеро Медвежье Петуховского р-на Курганской области, 26 VIII 2017, Н.И. Науменко, А.Н. Науменко (Гербарий Курганского университета). В каждом из трех местонахождений в Курганской области растения V. encelioides обильно цветут и плодоносят; довольно обильны на рудеральных местообитаниях. Косвенно на пути проникновения V. encelioides в Зауралье указывает состав населения Звериноголовского и Целинного районов – отчасти, потомков переселенцев из южных областей Европейской России и Украины (Naumenko, 2008). В Европейской части России, помимо Удмуртии, V. encelioides приводится для Республики Калмыкия, где этот вид впервые был обнаружен на песках в окрестностях пос. Комсомольского, по сборам Г.И. Степнина 1994 г. и А.В. Куваева 2013 г., а также на окраине пос. Улан-Хол Лаганского р-на Калмыкии (Kuvaev, 2014). По всей видимости, для Калмыкии этот вид является натурализовавшимся (Kuvaev, 2014).

Можно предположить вероятность обнаружения этого вида в ближайшее время и в других регионах России, преимущественно в ее южной части. Он может распространяться также как декоративное и лекарственное растение, легко натурализующееся и переходящее в разряд инвазионных видов.

Список литературы

  1. [Baranova] Баранова О.Г. 2014. Гроздовник ланцетовидный – Botrychium lanceolatum (S.G. Gmel.) Ångstr. – В кн.: Красная книга Кировской области: животные, растения, грибы. Киров. С. 153.

  2. [Baranova, Puzyrev] Баранова О.Г., Пузырев А. Н. 2012. Конспект флоры Удмуртской Республики (сосудистые растения). М.; Ижевск. 212 с.

  3. [Dobrochaeva] Доброчаева Д.Н. 1962. Рiд Ксименезiя – Ximenesia Cav. – В кн.: Флора УРСР. Т. 11. Киïв. С. 177–179.

  4. [Doronkin] Доронькин В.М. 2003. Семейство Asteraceae (Compositae) – Сложноцветные. – В кн.: Флора Сибири. Т. 14: Дополнения и исправления. Алфавитные указатели. Новосибирск. С. 91–96.

  5. Fenestra K.R., Clements D.R. 2008. Biology and impact of Pacific Islands invasive species. 4. Verbesina encelioides, Golden Crownbeard (Magnoliopsida: Asteraceae). – Pacific Sci. 62 (2): 161–177. https://doi.org/10.2984/1534-6188(2008)62[161:BAIOPI]2.0.CO;2

  6. [Feoktistov, Gureeva] Феоктистов Д.С., Гуреева И.И. 2014. Equisetum × mildeanum Rothm. (Equisetaceae) – новый для флоры Сибири гибрид хвоща. – Сист. заметки по материалам Гербария Томского гос. ун-та. 110: 38–49.

  7. [Feoktistov, Gureeva] Феоктистов Д.С., Гуреева И.И. 2016. Ультраструктура эпидермальной поверхности междоузлий веточек и спор хвощей подрода Equisetum (Equisetum L., Equisetaceae). – Turczaninowia. 19 (1): 47–57.

  8. [Feoktistov et al.] Феоктистов Д.С., Гуреева И.И., Мочалов А.С. 2016. Новые для флоры России находки гибрида хвоща Equisetum × lofotense Lubienski. – Сист. заметки по материалам Гербария Томского гос. ун-та. 113: 41–50.

  9. Hansen A. 1976. Verbesina L. – In: Flora Europaea. V. 64. Cambridge, London, New-York, Melbourne. P. 142.

  10. [Ilminskich] Ильминских Н.Г. 2018. Каталог коллекции растений открытого грунта. Ч. 1. Дикорастущие растения (спонтанная флора) Удмуртского ботанического сада. Ижевск. 32 с.

  11. Jain S.C., Jain R., Singh R., Mendhani E. 2008. Verbesina encelioides: Perspective and potentials of a noxious weed. – Indian J. Tradit. Knowledge. 7 (3): 511–513.

  12. [Krasnaya…] Красная книга Удмуртской Республики. 2012. Чебоксары. 458 с.

  13. [Kuvaev] Куваев А.В. 2014. Флористические находки в Калмыкии. Сообщение 5. – Бюлл. Моск. Общ-ва испыт. природы. Отдел биол. 119 (6): 69–70.

  14. Lubenski M. 2013. Hybriden der Gattung Equisetum (Equisetaceae, Equisetopsida, Monilophyta) in Europa. – Ber. Inst. Landschafts-Pflanzenökologie Univ. Hohenheim, Beiheft 22: 91–124.

  15. [Maiorov] Майоров С.Р. 2018. Мелкоцветковые сердечники секции Pteroneuron (DC.) Rouy et Four. (Cardamine L., Cruciferae) во флоре Европейской России. – Фиторазнообразие Восточной Европы. XII (1): 6–17.

  16. [Naumenko] Науменко Н.И. 1992. Флора лесостепного Зауралья в пределах Курганской области: Автореф. дис. … канд. биол. наук. СПб. 17 с.

  17. [Naumenko] Науменко Н.И. 1994. Флористические находки в лесостепном Зауралье. – Бот. журн. 79 (12): 97–102.

  18. [Naumenko] Науменко Н.И. 2008. Флора и растительность Южного Зауралья. Курган. 512 с.

  19. [Ostapko et al.] Остапко В.М., Бойко А.В., Мосякин С.А. 2010. Сосудистые растения юго-востока Украины. Донецк. 247 с.

  20. [Ovesnov] Овеснов С.А. 1997. Конспект флоры Пермской области. Пермь. 252 с.

  21. [Protopopova] Протопопова В.В. 1970. Рiд Ксименезiя – Ximenesia Cav. – В кн.: Бур'яни Украïны. Киïв. С. 388–389.

  22. [Protopopova] Протопопова В.В. 1987. Род 36. Ксименезия (Ксименезiя) – Ximenesia Cav. – В кн.: Определитель высших растений Украины. Киев. С. 330.

  23. [Protopopova] Протопопова В.В. 1994. Род Ксименезия – Ximenesia Cav. – В кн.: Флора Европейской части СССР. Т. 7. СПб. С. 34.

  24. [Puzyrev] Пузырев А.Н. 2017. Новые сведения по адвентивной флоре Удмуртской республики. – В кн.: Изучение адвентивной и синантропной флор России и стран ближнего зарубежья, проблемы, перспективы: Матер. V Междунар. науч. конф. (Ижевск, 6–8 сентября 2017 г.). М.; Ижевск. С. 102–104.

  25. [Redkiye…] Редкие и исчезающие виды растений и животных Удмуртии. 1988. Ижевск. 144 с.

  26. Strother J.L. 2006. Verbesina. – In: Flora of Noth America. V. 21. New York, Oxford. P. 106–111.

  27. [Tarasova] Тарасова Е.М. 2007. Флора Вятского края. Ч. 1. Сосудистые растения. Киров. 440 с.

  28. [Umaniez] Уманец О.Ю. 2003. Флористический мониторинг территории Черноморского биосферного заповедника в 1993–2002 гг. – В кн.: Роль природно-заповiдних територiй у пiдтриманнi бiорiзноманiття: Матер. науковоï конфер. присвяченоï  80-рiччю Канiвського природного заповiдника (Канiв, 9–11 вересня 2003 р.). Канiв. С. 157–158.

  29. Verloove F. 2006. Catalogue of neophytes in Belgium (1800–2005). – Meise, National Botanic Garden of Belgium. Scripta Botanica Belgica. 39. 89 p.

Дополнительные материалы отсутствуют.