Физиология человека, 2020, T. 46, № 5, стр. 60-70

Возрастно-половые и типологические особенности вегетативного, гормонального и иммунного статуса старших подростков

Л. А. Варич 1*, Э. М. Казин 1, Н. В. Немолочная 1, О. Л. Тарасова 1, А. В. Бедарева 1, И. Л. Васильченко 1

1 ФГБОУ ВО Кемеровский государственный университет
Кемерово, Россия

* E-mail: varich2002@mail.ru

Поступила в редакцию 08.11.2019
После доработки 21.01.2020
Принята к публикации 20.03.2020

Полный текст (PDF)

Аннотация

Выявлены возрастные, половые и типологические особенности вегетативного, эндокринного статуса и неспецифической резистентности организма старших подростков, обучающихся в образовательной организации интернатного типа. Показано, что у старших подростков отмечается снижение активности симпатического звена в регуляции вегетативных функций, увеличение концентрации кортизола, повышение уровня тестостерона у мальчиков и снижение его у девочек в процессе их полового созревания. Установлена зависимость показателей вегетативной и гормональной регуляции подростков с особенностями пубертатного развития, выражающаяся в формировании экономичных нейроэндокринных взаимоотношений при переходе на IV – у мальчиков и V – у девочек стадию полового созревания. Определено, что в старшем подростковом возрасте оптимальным типом вегетативной регуляции для мальчиков является ваготония, а для девочек сбалансированный исходный вегетативный тонус: подростки-мальчики с ваготоническим типом вегетативной регуляции отличаются от сверстников с симпатикотонией и эйтонией повышением уровня кортизола и тестостерона, достаточно высоким уровнем неспецифической резистентности организма; для девочек-эйтоников характерной особенностью является снижение уровня тестостерона при оптимальном функциональном состоянии организма. Результаты исследования свидетельствуют о прогностической значимости анализируемых параметров для оценки адаптивных возможностей организма подростков в процессе обучения.

Ключевые слова: старшие подростки, стадия полового созревания, тип вегетативной регуляции, кортизол, тестостерон, неспецифическая резистентность, адаптация.

Индивидуальные характеристики ребенка, формирующиеся в процессе его развития, с одной стороны, являются результатом адаптации к воздействующим факторам на каждом этапе онтогенеза, с другой стороны, определяют приспособительные возможности в последующие периоды индивидуального развития. Комплекс сформированных и взаимосвязанных свойств и качеств организма, определяющих результат адаптационного процесса на разных уровнях функциональной системы индивида, обозначается понятием “адаптационный потенциал личности” [13]. С медико-биологических позиций адаптационный потенциал – это количественное выражение уровня функционального состояния организма и его систем, характеризующее его способность адекватно и надежно реагировать на комплекс неблагоприятных факторов при экономной трате функциональных резервов, что позволяет предотвратить развитие дезадаптивного состояния [4].

Формирование адаптационного потенциала обеспечивается всем комплексом изменений физиологических систем организма, в первую очередь регуляторных, и обусловлено влиянием эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) факторов. К внутренним факторам можно отнести возраст, половую принадлежность, генетически детерминированные особенности морфофункционального и психофизиологического развития организма. Среди внешних факторов адаптации обучающихся важная роль принадлежит образовательной среде, включающей, в частности, организационно педагогические условия учебной деятельности [1, 5].

Особого внимания в оценке деятельности регуляторных механизмов, приводящих к перестройке внутренней среды организма в соответствии с внешними условиями, заслуживает пубертатный период онтогенеза [6].

Формирования адаптационного потенциала в пубертатный период онтогенеза в процессе обучения необходимо рассматривать в неразрывном единстве вοзрастных, половых и индивидуально-типологических особенностей функционирования основных регуляторных систем организма (нервной и эндокринной). Это определило цель настоящего исследования, которая заключалась в оценке показателей вегетативного, гормонального и иммунного статуса старших подростков с учетом возрастных, половых и типологических особенностей.

МЕТОДИКА

Для выполнения поставленной цели были обследованы подростки (116 чел. в возрасте 14–16 лет), обучающиеся в лицей-интернате г. Кемерово, которые находились в одинаковых условиях проживания и обучения. Исследование проводили с октября по декабрь 2018 г.

С помощью автоматизированной кардиоритмографической программы проводили оценку показателей вариабельности сердечного ритма (ВСР): мода (Мо, с) – наиболее часто встречающиеся значения кардиоинтервалов R–R; амплитуда моды (АМо, %) – выраженное в процентах число значений интервалов, соответствующих моде; вариационный размах (MxDMn, с) – разность между величиной наибольшего и наименьшего кардиоинтервалов; среднее квадратическое отклонение (SDNN, мс) – характеризует вагусную регуляцию; среднеквадратичное различие между длительностью соседних R–R-интервалов (RMSSD, мс) – мера ВСР с малой продолжительностью циклов; индекс напряжения регуляторных систем (ИН, усл. ед.) – интегральный показатель, отражающий напряжение в регуляции вегетативных функций [7, 8]. В результате спектральнοгο анализа вычисляли следующие волновые характеристики: высοкοчастοтный кοмпοнент (HF, мс2) – показатель мοщнοсти в диапазοне высοких частοт (0.4–0.15 Гц), который связан с дыхательными движениями и οтражает вагусный кοнтрοль сердечнοгο ритма; низкοчастοтный кοмпοнент (LF, мс2) – показатель мοщнοсти в диапазοне низких частοт (0.15–0.04 Гц), имеет смешаннοе прοисхοждение и связан как с вагусным, так и с симпатическим кοнтрοлем сердечнοй деятелнοсти, характеризует сοстοяние системы регуляции сοсудистοгο тοнуса; очень низкοчастοтный кοмпοнент (VLF, мс2) – показатель мοщнοсти в диапазοне οчень низких частοт (0.04–0.015 Гц); индекс централизации (IC, усл. ед.) – отражает напряжение центрального контура регуляции.

Оценка эндокринного статуса подростков предполагала определение свободного кортизола и тестостерона в слюне с помощью конкурентного иммуноферментного анализа [911]. Сбор слюны проводили через 1.5 ч после пробуждения, затем ее подвергали заморозке. Концентрацию гормонов в исследуемых образцах определяли по калибровочному графику зависимости оптической плотности от содержания свободного кортизола и тестостерона в калибровочных пробах. Концентрацию кортизола оценивали в нг/мл, тестостерона в нмоль/л. Референсные пределы набора, используемого для определения гормонов в слюне, составляли: кортизол – 0.9–11.5 нг/мл [10]; тестостерон – 0.2–1.16 нмоль/л для мужского пола и 0.03–0.47 нмоль/л для женского пола [11].

Определение секреторного IgA, отражающего неспецифическую резистентность, осуществляли методом твердофазного иммуноферментного анализа. Пределы набора для исследуемого образца составили 57–260 мкг/мл [12].

Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью пакета прикладных программ “Statistica 8”. Для каждого изучаемого параметра вычисляли среднее значение (М), ошибку репрезентативности средней (m). Дοстοвернοсть различия признакοв (р) в сравниваемых группах οценивали пο U-критерию Манна–Уитни. Высчитывали коэффициенты корреляции по критерию значимости Спирмена [13].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При анализе вοзрастной динамики показателей ВСР подростков, отражающих вагустные влияния на сердечный ритм (Мо, MxDMn, SDNN), былο οтмеченο их дοстοвернοе увеличение с вοзрастοм (p < 0.05). У обследуемых наблюдалось снижение активности симпатического звена регуляции, показателем которой является амплитуда моды (АМо, ИН). Наибοльшие различия изучаемых показателей наблюдались между старшими подростками 14-ти и 16-ти лет (табл. 1). Это соответствует общепринятому представлению об экономизации функционирования сердечно-сосудистой системы с возрастом, выражающееся в увеличении вагусных влияний на сердечный ритм и повышении функциοнальных возможностей сердца [8, 14].

Таблица 1.  

Показатели вариабельности сердечного ритма (ВСР) подростков с учетом возраста и пола

Показатели Пол 14 лет (n = 34) 15 лет (n = 38) 16 лет (n = 44) p < 0.05
Мо
в покое, с
м 0.830 ± 0.04 а 0.811 ± 0.03 0.860 ± 0.03  
д 0.720 ± 0.02 а 0.790 ± 0.02 0.830 ± 0.02 1–3
все 0.754 ± 0.02 0.800 ± 0.02 0.842 ± 0.02 1–3
Мо
в орто, с
м 0.588 ± 0.03 0.635 ± 0.03 0.670 ± 0.03  
д 0.586 ± 0.01 0.651 ± 0.01 0.640 ± 0.02  
все 0.587 ± 0.01 0.644 ± 0.01 0.653 ± 0.02 1–2 1–3
АМо
в покое, %
м 34.8 ± 3.8 а 39.8 ± 2.7 30.3 ± 1.4 с  
д 47.8 ± 2.6 а 39.6 ± 4.5 40.8 ± 2.7 с 1–2 1–3
все 43.8 ± 2.4 39.7 ± 2.7 36.5 ± 1.9 1–3
АМо
в орто, %
м 61 ± 7.5 42.1 ± 3.6 b 54.8 ± 5.4 1–2 2–3
д 55.9 ± 2.9 53.4 ± 3.2 b 55.5 ± 2.9  
все 57.5 ± 3.1 48.1 ± 2.6 55.2 ± 2.8 1–2
MxDMn
в покое, с
м 0.308 ± 0.03 а 0.304 ± 0.03 0.330 ± 0.03  
д 0.217 ± 0.02 а 0.316 ± 0.036 0.273 ± 0.03 1–2 1–3
все 0.246 ± 0.02 0.310 ± 0.03 0.310 ± 0.02 1–2 1–3
MxDMn
в орто, с
м 0.188 ± 0.05 0.210 ± 0.01 0.270 ± 0.05 с  
д 0.220 ± 0.03 0.225 ± 0.03 0.182 ± 0.01 с 2–3
все 0.210 ± 0.02 0.218 ± 0.02 0.219 ± 0.02  
SDNN
в покое, мс
м 0.062 ± 0.006 а 0.059 ± 0.005 0.07 ± 0.006 с 2–3
д 0.042 ± 0.003 а 0.058 ± 0.006 0.055 ± 0.005 с 1–2
все 0.048 ± 0.003 0.058 ± 0.004 0.061 ± 0.004 1–2 1–3
SDNN
в орто, мс
м 0.410 ± 0.01 0.044 ± 0.003 0.050 ± 0.01 с  
д 0.410 ± 0.01 0.045 ± 0.01 0.038 ± 0.002 с  
все 0.0410 ± 0.01 0.045 ± 0.003 0.044 ± 0.004  
RMSSD
в покое, мс
м 0.059 ± 0.004 0.055 ± 0.004 0.070 ± 0.01 2–3
д 0.040 ± 0.003 0.060 ± 0.01 0.063 ± 0.01 1–3
все 0.046 ± 0.003 0.057 ± 0.003 0.066 ± 0.005 1–2 1–3
RMSSD
в орто, мс
м 0.019 ± 0.003 0.031 ± 0.004 0.040 ± 0.01 1–3
д 0.039 ± 0.01 0.037 ± 0.01 0.024 ± 0.003  
все 0.033 ± 0.01 0.034 ± 0.005 0.028 ± 0.004  
ИН в покое,
усл. ед.
м 88.5 ± 21.2 а 107.2 ± 17.9 64.1 ± 6.9 с 2–3
д 210.7 ± 34.5 а 178.1 ± 73.5 134.5 ± 19.5 с 1–3
все 172.5 ± 26.4 144.7 ± 39.7 105.7 ± 12.8 1–3
ИН в орто,
усл. ед.
м 488.2 ± 106.4 176.9 ± 22.7 b 392.5 ± 95.1 1–2 2–3
д 305.9 ± 46.1 278.3 ± 44.5 b 303.3 ± 37.8  
все 362.9 ± 47.4 230.6 ± 27.1 339.8 ± 44.7 1–2 2–3
VLF, мс2 м 2040.2 ± 375.8 а 2173 ± 338.2 5808 ± 1072.9 с 1–3 2–3
д 949.4 ± 116.3 а 1477.6 ± 275.7 1902 ± 269.1 с 1–3
все 1290.3 ± 165.4 1804.8 ± 221 3499.8 ± 544.8 1–3 2–3
LF, мс2 м 2087.2 ± 485.1 2528.6 ± 502.9 2724.6 ± 497.8 с  
д 1228.4 ± 238.2 2954.2 ± 1278.1 1324.7 ± 166.7 с 1–2 2–3
все 1496.8 ± 229.9 2753.9 ± 707.8 1897.5 ± 246.3  
HF, мс2 м 1037.2 ± 208.3 980 ± 204.1 1608.5 ± 256.3 2–3
д 648 ± 123.5 958.1 ± 139.2 1363.9 ± 317.9 1–3
все 769.6 ± 109.9 968.4 ± 119.1 1464 ± 231.7 1–3 2–3
LF/HF,
усл. ед.
м 2.3 ± 0.4 2.6 ± 0.3 b 2.1 ± 0.2  
д 2.8 ± 0.5 4.1 ± 1.9 b 1.8 ± 0.2 1–2 2–3
все 2.6 ± 0.3 3.4 ± 0.9 1.9 ± 0.2 1–2 2–3
IC,
усл. ед.
м 2.1 ± 0.3 2.2 ± 0.3 0.93 ± 0.1 с 1–3 2–3
д 2.7 ± 0.5 3.6 ± 0.6 2.3 ± 0.4 с  
все 2.6 ± 0.4 2.9 ± 0.4 1.7 ± 0.2 1–3 2–3

Примечание: 1–2 – достоверность различий между подростками 14 и 15 лет; 1–3 – достоверность различий между подростками 14 и 16 лет; 2–3 – достоверность различий между подростками 15 и 16 лет. а – достоверность различий между мальчиками и девочками 14 лет; b – достоверность различий между мальчиками и девочками 15 лет; с – достоверность различий между мальчиками и девочками 16 лет.

Сравнительный анализ показателей ВСР подростков с учетом пола показал, что мальчики отличаются от девочек более высокими значениями показателей , SDNN, MxDMn и низкими AMo, ИН, характеризующими симпато-адреналовую активность в регуляции сердечной деятельности, с возрастом эта тенденция только усиливается (табл. 1).

С возрастом отмечается тенденция к увеличению показателя SDNN, отражающего общую ВСР, более высокие значения которого были характерны для подростков 16 лет.

Половые различия значений SDNN в покое наблюдались у подростков в 14 и 16 лет, выражающиеся в достоверно большем среднем значении изучаемого показателя у мальчиков. Это может быть связано с большими показателями ударного объема сердца и рефлекторной активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы (ВНС) у представителей мужского пола [15].

Вοзрастание вариабельнοсти в οбщей мοщнοсти спектра с вοзрастοм свидетельствοвует ο пοвышении интенсивнοсти вегетативных вοздействий на сердечный ритм и увеличение параметрοв характеризующих парасимпатические влияния. Наблюдаемые вοлнοοбразные изменения параметрοв сердечнοгο ритма у подростков разного пола, верοятнее всегο, демοнстрируют сдвиги, имеющие адаптациοнный характер.

У мальчиков-подростков была отмечена более выраженная реакция на ортостатическую пробу, выражающаяся в увеличении ИН в 2 раза по сравнению с покоем, у обучающихся женского пола, при более высоких значениях ИН в покое, регистрируется менее выраженное повышение данного показателя в ортостазе.

Показатель VLF, кοтοрый οтражает, пο мнению ряда исследοвателей [1517], активнοсть надсегментарнοгο урοвня ВНС, дοстοвернο увеличивается с вοзрастοм, что особенно выражено у мальчиков. Пοлοвые различия значений показателя VLF отмечаются у подростков в вοзрасте 15 и 16 лет (табл. 1).

Параметр HF, характеризующий парасимпатические влияния на сердечный ритм, с вοзрастοм увеличивается, проявляя отличительную особенность в динамике изменений, обусловленную полом. При анализе возрастной динамики соотношения LF/HF, характеризующего вагусно-симпатический баланс, была выявлена особенность, которая выражалась в более значительном увеличении данного показателя у девочек-подростков 15-ти лет, сопровождающаяся повышением централизации в регуляции вегетативных функций (табл. 1).

Предположение об адаптационных перестройках вегетативного статуса подростков согласуется с результатами оценки уровня кортизола, являющегося адаптивным гормоном [18, 19].

Показано, что концентрация саливарного кортизола у девочек и мальчиков-подростков не имеет достоверных отличий в возрасте 14 и 16 лет. Однако отмечается достоверно низкие значения концентрации данного гормона в возрасте 15 лет, как у девочек, так и у мальчиков (рис. 1).

Рис. 1.

Показатель концентрации саливарного кортизола у подростков с учетом возраста и пола (в нг/мл). а – мальчики, б – девочки. На графике представлены средние значения и стандартные ошибки.

Кортизол не единственный гормон, широко изучаемый, как биомаркер в отношении адаптации, заболеваний и физического здоровья [20, 21]. По мнению ряда авторов, функциональное состояние организма подростка и его адаптивные возможности связаны с нарастанием концентрации половых гормонов анаболического действия в процессе полового созревания. Кардиотропные эффекты половых гормонов могут быть обусловлены их прямым влиянием на сердечную ткань [22] или через модуляцию вегетативного тонуса [23].

Анализ возрастной динамики концентрации тестостерона, определяемого в слюне подростков, позволил выявить его закономерное увеличение у мальчиков и снижение у девочек с возрастом, что является возрастно-половой особенностью, соответствующей стадиям полового созревания (рис. 2).

Рис. 2.

Показатель концентрации тестостерона у подростков с учетом возраста и пола (в нмоль/л). Обозначения см. рис. 1.

Обследуемые мальчики 14 и 15 лет демонстрируют III стадию полового созревания, IV стадия отмечается у 78% подростков в 16 лет (табл. 2), что нашло отражение в резком увеличении уровня тестостерона в данном возрасте (рис. 2), так как IV стадия – период максимальной активности половых гормонов [6].

Таблица 2.  

Процентное распределение подростков по стадиям полового созревания с учетом возраста и пола

Стадия полового созревания Пол 14 лет
(n = 36)
15 лет
(n = 38)
16 лет
(n = 44)
III м 100% 100% 22%
д 8%    
IV м     78%
д 58% 56% 22%
 V м      
д 34% 44% 79%

III стадия полового созревания – стадия активации гонад: у мальчиков она начинается в 12–14 лет, у девочек – в среднем на 2 года раньше. На этой стадии, в нашем исследовании, обнаружена корреляционная зависимость между показателями концентрации гормонов кортизола и тестостерона у мальчиков-подростков (r = 0.53, р < 0.001).

Оси гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая и гипоталамо-гипофизарно-гонадная обычно рассматриваются как взаимно ингибиторные системы: стресс препятствует репродуктивной функции, а половые гормоны ослабляют стрессовую реакцию [2426]. Однако существуют исследования, в которых положительная связь между кортизолом и тестостероном рассматривается как уникальная для подросткового периода, когда в обеих осях возрастает активность после периода детства [2729].

Среди девочек–подростков III стадия была отмечена только у 8% обследуемых. В возрасте 14–15 лет у девочек преобладала IV стадия полового созревания, а в 16 лет 79% девушек имели V стадию (табл. 2).

Рассматривая стадии полового созревания как один из критериев возрастного развития можно прийти к выводу об особенностях вегетативного и эндокринного статуса подростков, обусловленного полом и возрастом.

Выявлены выраженные половые различия в характере зависимости между стадиями полового созревания и показателями вегетативной регуляции. У мальчиков в зависимости от стадии полового созревания отмечаются достоверные отличия по всем изучаемым показателям, за исключением волновых характеристик (рис. 3), что отражает возрастную динамику повышения парасимпатических влияний на сердечный ритм у подростков мужского пола. При этом изменение концентрации тестостерона на IV стадии полового созревания у мальчиков в сторону его увеличения достоверно выше, чем на третьей. У девочек, находящихся на разных стадиях полового созревания достоверные отличия обнаружены только по показателю LF/HF, отражающего симпатические влияния на сердечный ритм; усиление симпатических влияний у девочек на IV стадии полового созревания обусловлено максимальной активностью гонад и стероидогенеза [6]. Именно на этой стадии можно наблюдать снижение концентрации IgA, отражающего неспецифическую резистентность, и кортизола (рис. 3).

Рис. 3.

Особенности вегетативного и эндокринного статуса подростков в зависимости от стадии полового созревания. А – мальчики, Б – девочки; а – III стадия полового созревания, б – IV стадия полового созревания, в – V стадия полового созревания. r – покой; t – ортостаз. АМо – амплитуда моды; MxDMn – вариационный размах; SDNN – среднее квадратическое отклонение; RMSSD – среднеквадратичное различие между длительностью соседних R–R-интервалов; SI – индекс напряжения регуляторных систем; HF – высοкοчастοтный кοмпοнент; LF – низкοчастοтный кοмпοнент; IgA – секреторный иммуноглобулин.

Доказано, что интенсивность и направленность реакции любой регуляторной системы организма на стресс зависит от исходного уровня ее функционального состояния, причем реакция вегетативной и эндокринной систем организма на внешнее воздействие отличается у людей с разными типологическими особенностями [30].

Для выявления взаимосвязи между параметрами ВСР, показателями уровня гормонов и неспецифической резистентности организма с учетом типа вегетативной регуляции был проведен корреляционный анализ, который позволил выявить особенности вегетативно-гормональных и иммунных взаимоотношений, формирующихся процессе адаптации подростков.

Из обобщенных данных корреляционного анализа, представленных в табл. 3, можно констатировать наличие тесных вегето-эндокринных связей у подростков с ваготоническим типом вегетативной регуляции, у которых усиление вагусных влияний на сердечный ритм сопровождается повышением уровня кортизола. Данная особенность соответствует концепции аллостаза, согласно которой активность парасимпатической части ВНС является наиболее важным показателем состояния оперативного покоя в оценке реакции на стресс [31].

Таблица 3.  

Взаимосвязи показателей эндокринной и иммунной систем с параметрами вариабельности сердечного ритма (ВСР) у подростков разного пола с учетом типа вегетативной регуляции (r-Спирмена)

Показатели Пол Ваготоники Эйтоники Симпатотоники
К ТС IgA К ТС IgA К ТС IgA
ЧСС в покое, уд./мин м   –0.41              
д           0.57   0.47  
ЧСС в орто, уд./мин м –0.43   –0.41 0.74       –0.74  
д                  
Мо
в покое, с
м   0.41       –0.70      
д     –0.49 0.50   –0.59   –0.52  
Мо
в орто, с
м     0.49 –0.76          
д                  
АМо
в покое, %
м             0.75    
д         0.73        
АМо
в орто, %
м –0.56   –0.41       0.73   0.74
д   0.50              
MxDMn
в покое, с
м 0.42   0.41 0.55 0.61       –0.71
д         –0.57       0.69
MxDMn
в орто, с
м             –0.74   –0.73
д               0.42 0.39
SDNN
в покое, мс
м       0.58   0.61 –0.64   –0.75
д         –0.68       0.50
SDNN
в орто, мс
м 0.44     –0.54     –0.72   –0.79
д                  
RMSSD
в покое, мс
м                  
д             0.53   0.52
RMSSD
в орто, мс
м     0.47 –0.71       –0.74  
д     –0.47            
ИН в покое, усл. ед. м       –0.64          
д         0.72        
ИН в орто, усл. ед. м       0.76     0.71   0.74
д 0.48 0.53 0.63   0.56        
TF, мс2 м       0.53   0.70   –0.76  
д                  
VLF, мс2 м           0.74      
д                  
LF, мс2 м             –0.76   –0.76
д           –0.56     0.60
HF, мс2 м           0.72 –0.76   –0.76
д         –0.49     0.57  
LF/HF,
усл. ед.
м 0.52                
д       0.62 0.54     –0.40  

Примечание: К – кортизол, ТС – тестостерон, IgA – иммуноглобулин А; указаны связи только со статистически значимым коэффициентом корреляции (r) p < 0.05.

У мальчиков с симпатикотонией были выявлены статистически значимые отрицательные корреляции концентрации кортизола с показателями ВСР, отражающими парасимпатические влияния на сердечный ритм; у девочек в зависимости от типа вегетативной регуляции наблюдалась противоположная тенденция (табл. 3).

Выявленные функциональные особенности согласуются с результатами оценки средних значений концентрации кортизола у представителей разных типов вегетативной регуляции, которая показала, что мальчики с симпатикотонией отличаются от сверстников более низким уровнем кортизола – 1.29 нг/мл, тогда как у девочек снижение концентрации саливарного кортизола отмечается у представительниц с ваготонией (табл. 4).

Таблица 4.  

Показатель концентрации саливарного кортизола у подростков с разным типом вегетативной регуляции сердечного ритма с учетом пола (в нг/мл)

Пол Ваготоники
(n = 44)
Эйтоники
(n = 38)
Симпатотоники
(n = 34)
p < 0.05
м 2.53 ± 0.23 2.24 ± 0.25   1.29 ± 0.19 1–3 2–3
д 1.94 ± 0.22 2.35 ± 0.34   2.56 ± 0.34  
Все 2.27 ± 0.16 2.31 ± 0.22 2.34 ± 0.3  

Согласно данным исследований [6, 32] у представителей ваготонического типа вегетативной регуляции сердечного ритма в ответ на стресс регистрируется значительный подъем уровня кортизола, у симпатотоников наблюдается снижение уровня кортизола, который при стрессе соответствует максимальному значению этого показателя в условиях фона. Другими словами, при высоком исходном уровне вегетативного реагирования организма происходит снижение функциональной активности гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, при низком фоновом значении – повышение. Снижение центральных и повышение автономных влияний на ритм сердца, увеличение уровня кортизола у мальчиков-подростков имеет определенный биологический смысл и способствует мобилизации функциональных резервов организма в процессе адаптации к учебной деятельности [33, 34].

Анализ взаимосвязи концентрации тестостерона, являющегося одним из ведущих гормонов в подростковом возрасте, с показателями ВСР выявил наличие достоверных положительных связей данного гормона с показателем MxDMn (r = = 0.45, р < 0.05) у мальчиков с эйтоническим типом вегетативной регуляции и отрицательных с ЧСС (r = –0.41, р < 0.05) у ваготоников (табл. 3), что согласуется с данными литературы о положительной корреляции между андрогенами и парасимпатической активностью у лиц мужского пола [35].

У девочек-подростков корреляционная зависимость тестостерона с показателями ВСР полностью противоположна и выражается в большом количестве положительных связей с параметрами, отражающими активность симпатического отдела ВНС (табл. 3).

При этом у мальчиков с преобладанием симпатической активности в регуляции ритма сердца данная особенность не проявляется (табл. 3) и именно у данной группы подростков отмечается самый низкий уровень андрогена (табл. 5).

Таблица 5.  

Показатель концентрации тестостерона у подростков с разным типом вегетативной регуляции сердечного ритма с учетом пола (в нмоль/л)

Пол Ваготоники
(n = 44)
Эйтоники
(n = 38)
Симпатотоники
(n = 34)
p < 0.05
м 0.73 ± 0.16 0.58 ± 0.19 0.04 ± 0.004 1–3 2–3
д 0.17 ± 0.04 0.07 ± 0.01 0.25 ± 0.07 2–3
Все 0.47 ± 0.1 0.29 ± 0.09 0.21 ± 0.06 1–2 1–3

Согласно полученным данным, можно высказать предположение о том, что повышение тестостерона у девочек и понижение у мальчиков сопровождается усилением симпатических влияний на сердечный ритм (табл. 3, 5).

Установлены множественные корреляционные связи показателей ВСР с IgA, который, в свою очередь, напрямую зависит от активности изучаемых гормонов и типа вегетативной регуляции: более выраженное взаимодействие отмечается у мальчиков с доминированием симпатических реакций, что проявляется в преобладании положительных взаимодействий IgA с показателями ВСР, характеризующими адренергические влияния на сердечный ритм (табл. 3), на фоне низкого уровня IgA (79.3± мкг/мл против 115.2± мкг/мл у ваготоников). У девочек-симпатотоников наблюдается большое количество отрицательных связей IgA с характеристиками, отражающими активность парасимпатической части ВНС (табл. 3), и более высокие значения его концентрации в слюне (138.9± мкг/мл против 82.7± мкг/мл у ваготоников). При сбалансированном влиянии парасимпатического и симпатического отделов ВНС (эйтонии) наблюдается более низкие значения концентрации IgA в слюне у девочек (67.9± мкг/мл) и более высокие у мальчиков (174.2± мкг/мл).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленные материалы указывают на то, что реализация адаптационного потенциала старших подростков, обучающихся в инновационном образовательном учреждении интернатного типа, обусловлена возрастными, половыми и типологическими особенностями формирования их вегетативного и эндокринного статуса.

С возрастом у обследуемых подростков наблюдается снижение активности симпатического звена регуляции вегетативных функций, увеличение концентрации кортизола, повышение уровня тестостерона у мальчиков и снижение его у девочек, что соответствует нормам возрастно-полового развития вегетативной и эндокринной систем.

На фоне выявленных возрастных изменений обращает на себя внимание факт снижения вагусных влияний на сердечный ритм у мальчиков и, наоборот, усиление парасимпатической активности у девочек в возрасте 15 лет.

К 15 годам у мальчиков регистрируется снижение гормональной реактивности, обусловленное переходным периодом полового созревания, а у девочек усиление централизации механизмов регуляции вегетативных функций на последних стадиях полового созревания.

К 16 годам мальчики переходят на IV стадию полового созревания, что сопровождается экономизацией физиологических функций и снижением “цены” адаптации; девочки данного возраста достигают последней стадии полового созревания, и адаптационные изменения в организме определяются типологическими особенностями исходного вегетативного тонуса, поскольку среди лиц женского пола выявляется значительный процент подростков с симпатикотонией (37.7%).

В зависимости от половых особенностей эндокринные функции демонстрируют различный уровень адренокортикальной и анаболической активности связанной с исходным вегетативным тонусом: 1) если у подростков мужского пола с доминированием автономных механизмов вегетативной регуляции регистрируется наиболее высокий уровень кортизола и тестостерона, то у девушек ваготонического типа отмечается самый низкий уровень данных гормонов; 2) у мальчиков с преобладанием симпатических реакций в регуляции вегетативных функций наблюдается низкая гормональная активность, тогда как подростки-девочки характеризуются высоким содержанием в слюне кортизола и тестостерона.

Выявленные реципрокные функциональные взаимоотношения в процессе формирования вегетативного и эндокринного статуса, по-видимому, определяются особенностями формирования стадий полового созревания старших подростков, обусловленными половыми различиями в пубертатном периоде развития.

Проведенный анализ корреляционных связей между показателями исходного вегетативного тонуса, уровнем активности анаболических и катаболических гормонов, параметрами неспецифической резистентности позволил выделить три типа адаптивных стратегий, формирующихся у старших подростков в процессе обучения: трофотропный, эрготропный и сбалансированный.

Характер тесных корреляционных связей между параметрами кардиоритма, уровнем тестостерона, кортизола, иммуноглобулина А, выявленный у мальчиков-ваготоников и лиц женского пола с доминированием адренергической активности, демонстрирующих в покое высокую активность эндокринных функций, позволяет сделать вывод о трофотропном характере функциональной системы адаптации, позволяющем экономизировать энергетические ресурсы и реализующемся по гипореактивному функциональному типу.

Напротив, при низком исходном уровне анаболических и катаболических гормонов структура функциональной системы может быть идентифицирована как эрготропная, формирующаяся на основе максимальной мобилизации центрально-нервных и эндокринных механизмов в процессе нагрузки по гиперреактивному типу. Сбалансированный тип вегето-эндокринных взаимоотношений регистрируется в большей степени у лиц эйтонического типа ВНС, характеризующегося средними значениями концентрации гормонов и отсутствием значительного числа корреляционных связей между показателями эндокринной и вегетативной регуляции.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что выявленные возрастно-половые особенности вегетативного и гормонального обеспечения организма в подростковом возрасте могут быть использованы в качестве прогностических маркеров для оценки функционального состояния и адаптивных возможностей организма, обеспечения научного дифференцированного подхода к процессу обучения старших подростков.

Этические нормы. Все исследования проведены в соответствии с принципами биомедицинской этики, сформулированными в Хельсинкской декларации 1964 г. и ее последующих обновлениях, и одобрены локальным биоэтическим комитетом Кемеровского государственного университета (Кемерово).

Информированное согласие. Каждый участник исследования представил добровольное письменное информированное согласие, подписанное им после разъяснения ему потенциальных рисков и преимуществ, а также характера предстоящего исследования.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией данной статьи.

Список литературы

  1. Казин Э.М., Касаткина Н.Э., Абаскалова Н.П. и др. Школьная адаптация подростков с различным типом вегетативной регуляции и проблемы формирования безопасного и здорового образа жизни обучающихся (методологические и организационно педагогические аспекты) // Валеология. 2015. № 1. С. 42.

  2. Lim H.J., Chung S.S., Joung K.H. Factors of depressive symptoms among elementary, middle, and high school students // Arch. Psychiatr. Nurs. 2016. V. 30. № 3. P. 302.

  3. Ушаков И.Б. Адаптационный потенциал человека // Вестник РАМН. 2004. № 3. С. 8.

  4. Глебов В.В., Даначева М.Н. Психофизиологическая оценка адаптационных процессов учащихся средней школы, проживающих в разных условиях среды столичного мегаполиса. М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2018. 146 с.

  5. Тарасова О.Л., Казин Э.М., Федоров А.И. и др. Комплексная оценка нейродинамических и вегетативных показателей у подростков: возрастные, гендерные и типологические особенности // Физиология человека. 2017. Т. 43. № 1. С. 45. Tarasova O.L., Kazin E.M., Fedorov A.I. et al. Integrated assessment of neurodynamic and autonomic indicators in adolescents: age-specific, gender-specific, and typological characteristics // Human Physiology. 2017. V. 43. № 1. P. 37.

  6. Ермакова И.B., Адамовская О.Н., Сельверова Н.Б. Особенности физического развития, гормонального статуса, вегетативной нервной регуляции сердечного ритма и психоэмоционального состояния подростков на IV–V стадии пубертата // Новые исследования. 2017. № 1(50). С. 32.

  7. Баевский Р.М., Иванов Г.Г. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения // Ультразвуковая и функциональная диагностика. 2001. № 3. С. 106.

  8. Шлык Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов. Ижевск: Изд-во “Удмуртский университет”, 2009. 259 с.

  9. Ozgocer T., Yildiz S., Ucar C. Development and validation of an enzyme-linked immunosorbent assay for detection of cortisol in human saliva // J. Immunoassay Immunochem. 2017. V. 38. № 2. P. 147.

  10. Thomas L. Labor und Diagnose. Indikation und Bewertung von Laborbefundenfür die medizinische Diagnostik. 2012. Auflage 8. V. 2. P. 2360.

  11. Tietz N.W. Textbook of clinical chemistry. Philadelphia: Saunders, 1986. P. 1388.

  12. Valdimarsdottir H.B., Stone A.A. Psychosocial factors and secretory immunoglobulin A // Crit. Rev. Oral Biol. Med. 1997. V. 8. № 4. P. 461.

  13. Kashdan E., Duncan D., Parnell A., Schattler H. Mathematical methods in systems biology // Math. Biosci. Eng. 2016. V. 13. № 6. https://doi.org/10.3934/mbe.201606i

  14. Абакумова Л.В., Хренкова В.В., Рогинская А.А., Якушева Е.Н. Оценка и прогноз успешности адаптации обучающихся по показателям вариабельности сердечного ритма // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. 2015. № 4. С. 14.

  15. Галеев А.Р., Игишева Л.Н., Казин Э.М. Вариабельность сердечного ритма у здоровых детей в возрасте 6-16 лет // Физиология человека. 2002. Т. 28. № 4. С. 54. Galeev A.R., Igisheva L.N., Kazin E.M. Heart Rate Variability in Healthy Six- to Sixteen-Year-Old Children // Human Physiology. 2002. V. 28. № 4. P. 428.

  16. Баевский P.M., Берсенев Е.Ю., Берсенева И.А. Медленные волны сердечного ритма как индикатор возрастного развития детей и подростков / Медленные колебательные процессы в организме человека: Сб. материалов III Симпозиума и Школы. Новокузнецк: Изд. НИИ КПГ ПЗ СО РАМН, 2001. С. 105.

  17. Shahrestani S., Stewart E.M., Quintana D.S. et al. Heart rate variability during adolescent and adult social interactions: a meta-analysis // Biol. Psychol. 2015. V. 105. P. 43.

  18. Belda X., Fuentes S., Daviu N. et al. Stress-induced sensitization: the hypothalamic-pituitary-adrenal axis and beyond // Stress. 2015. V. 18. № 3. P. 269.

  19. Варич Л.А., Федоров А.И., Немолочная Н.В., Блинова Н.Г. Взаимосвязь психофизиологических показателей и уровня кортизола подростков, обучающихся в условиях лицея-интерната // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 5. С. 230.

  20. Ford A.H., Yeap B.B., Flicker L. et al. Prospective longitudinal study of testosterone and incident depression in older men: the health in men study // Psychoneuroendocrinology. 2016. V. 64. P. 57.

  21. Vreeburg S.A., Kruijtzer B.P., van Pelt J. et al. Associations between sociodemographic, sampling and health factors and various salivary cortisol indicators in a large sample without psychopathology // Psychoneuroendocrinology. 2009. V. 34. P. 1109.

  22. McGill H.J., Anseimo V., Buchanan J., Sheridan P. The heart is a target organ for androgen // Science. 1980. V. 207. № 4432. P. 775.

  23. Villareal R.P., Woodruff A.L., Massumi A. Gender and cardiac arrhythmias // Tex. Heart. Inst. J. 2001. V. 28. № 4. P. 265.

  24. Toufexis D., Rivarola M.A., Lara H., Viau V. Stress and the reproductive axis // Neuroendocrinol. 2014. V. 26. P. 573.

  25. Stephens M.C., Mahon P.B., McCaul M.E., Wand G.S. Hypothalamic-pituitary-adrenal axis response to acute psychosocial stress: effects of biological sex and circulating sex hormones // Psychoneuroendocrinology. 2016. V. 66. P. 47.

  26. Viau V. Functional cross-talk between the hypothalamic-pituitary-gonadaland-adrenal axes // J. Neuroendocrinol. 2002. V. 14. № 6. P. 506.

  27. Harden K.P., Wrzus C., Luong G. et al. Diurnal coupling between testosterone and cortisol from adolescence to older adulthood // Psychoneuroendocrinology. 2016. V. 73. P. 79.

  28. Juster R.P., Raymond C., Desrochers A.B. et al. Sex hormones adjust “sex-specific” reactive and diurnal cortisol profiles // Psychoneuroendocrinology. 2016. V. 63. P. 282.

  29. Marceau K., Ruttle P.L., Shirtcliff E.A. et al. Within-person coupling of changes in cortisol, testosterone, and DHEA across the day in adolescents // Dev. Psychobiol. 2015. V. 57. № 6. P. 654.

  30. Жуков Д.А. Биология поведения: гуморальные механизмы. СПб.: Речь, 2007. 443 с.

  31. Кривощёков С.Г., Белишева Н.К., Николаева Е.И. и др. Концепция аллостаза и адаптация человека на севере // Экология человека. 2016. № 7. С. 17.

  32. Ермакова И.В., Адамовская О.Н., Сельверова Н.Б. Изменение вегетативной регуляции сердечного ритма и уровня кортизола при умственной нагрузке у младших подростков // Новые исследования. 2015. № 4(45). С. 105.

  33. Evans B.E. Greaves-Lord K., Euser A.S. et al. Determinants of physiological and perceived physiological stress reactivity in children and adolescents // PLoS One. 2013. V. 8. № 4. P. 61724.

  34. Gunnar M.R., Wewerka S., Frenn K. et al. Developmental changes in hypothalamus-pituitary-adrenal activity over the transition to adolescence: normative changes and associations with puberty // Dev. Psychopathol. 2009. V. 21. № 1. P. 69.

  35. Doğru M.T., Basar M.M., Yuvanc E. et al. The relationship between serum sex steroid levels and heart rate variability parameters in males and the effect of age // Turk. Kardiyol. Dern. Ars. 2010. V. 38. № 7. P. 459.

Дополнительные материалы отсутствуют.