Физиология человека, 2021, T. 47, № 2, стр. 45-55

Связь показателей внешнего дыхания и вариабельности сердечного ритма при умственной нагрузке у студентов с разными хронотипами

С. И. Павленко 1*, О. А. Ведясова 1, И. Г. Кретова 1

1 ФГАОУ ВО Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Самара, Россия

* E-mail: pavlenko.snezhanna@mail.ru

Поступила в редакцию 16.03.2020
После доработки 20.04.2020
Принята к публикации 02.09.2020

Полный текст (PDF)

Аннотация

Проведен анализ изменений и корреляционных связей параметров внешнего дыхания и вариабельности сердечного ритма (ВСР) при умственной нагрузке монотонного характера (в виде батареи тестов на внимание и счет в уме) у студентов с утренним (“жаворонки”), дневным (“голуби”) и вечерним (“совы”) хронотипами. Показано, что при умственной нагрузке в утренние, дневные и вечерние часы у студентов снижаются минутный объем дыхания и объемная скорость инспираторного потока, а также уменьшаются такие параметры ВСР как частота сердечных сокращений (ЧСС), индекс симпатической активности и стресс-индекс, однако в неодинаковой степени у разных хронотипов. Неоднозначно у утреннего, дневного и вечернего хронотипов меняются общая спектральная мощность колебаний ритма сердца и ее отдельные частотные компоненты. В целом, количество кардиореспираторных эффектов и их выраженность при нагрузке у “голубей” больше, чем у “жаворонков” и “сов”. Корреляционные связи между дыханием и ВСР при монотонной нагрузке преобладают у “жаворонков”, причем более тесные связи у них наблюдаются в вечерние часы, тогда как у “голубей” и “сов” корреляции доминируют при утренней работе. Полученные данные позволяют считать, что по оптимальности приспособительных реакций внешнего дыхания и сердца в условиях монотонной умственной деятельности в часы, несовпадающие с хронотипом, первое место занимают студенты “голуби”, второе – “совы”, третье – “жаворонки”.

Ключевые слова: хронотипы, паттерн внешнего дыхания, вариабельность сердечного ритма, монотонная умственная нагрузка, корреляционные связи.

Типичным признаком умственного труда современных студентов является неравномерное распределение учебных нагрузок в течение дня и их несоответствие пикам физиологических функций. Рассогласование биоритмов с ритмами социальной активности (социальный джетлаг [1]) приводит к формированию внутреннего дисхронизма [2], причем в этом отношении для обучающихся одинаково неблагоприятны учебные занятия в ранние утренние и вечерние часы [3]. Несовпадение эндогенных и экзогенных ритмов может нарушать координацию активности компонентов хронома и даже вызывать десинхроноз, проявляющийся патологическими состояниями [2], поэтому перед современной хронофизиологией стоит задача всестороннего изучения взаимодействия ритмов разных функций организма у представителей со сменным графиком труда [4]. При решении данной задачи необходимо учитывать циркадианную типологию человека, что особенно актуально в исследованиях на студентах, поскольку индивидуальные хронотипы являются предикторами не только академической успеваемости, но и состояния здоровья молодых людей [3, 5]. В аспекте сказанного особый интерес вызывают сердечно-сосудистая и дыхательная системы, реакции которых являются важным компонентом процесса адаптации к стрессогенным факторам во время обучения в вузе [6, 7]. Однако при изучении биоритмологических особенностей функциональных показателей у студентов [7, 8] исследователи практически не уделяют внимания хронотипической зависимости реакций кровообращения и дыхания в условиях ментальной деятельности.

Цель настоящей работы заключалась в анализе изменений параметров внешнего дыхания и вариабельности сердечного ритма (ВСР) и выявлении их корреляционных связей при умственной нагрузке монотонного характера, выполняемой в различные периоды дня, у студентов с утренним, дневным и вечерним хронотипами.

МЕТОДИКА

В исследовании участвовали студенты-добровольцы в возрасте 19–22 лет. Хронотипы студентов определяли по методикам Д. Хорна–О. Остберга в модификации А.А. Путилова [9]. Были сформированы 3 группы испытуемых: “жаворонки” (утренний хронотип, 55 чел.), “голуби” (дневной хронотип, 93 чел.) и “совы” (вечерний хронотип, 98 чел.).

Внешнее дыхание регистрировали на спирографе КМ-АР-01-“Диамант” (Россия). Анализировали дыхательный объем (ДО, л), минутный объем дыхания (МОД, л/мин), длительность вдоха (Ti, с), выдоха (Te, с) и дыхательного цикла Tt (с), коэффициент Ti/Te (усл. ед.), частоту дыхания (ЧД, цикл/мин), объемную скорость инспираторного потока (Vi, л/мин). Параметры ВСР регистрировали на пульсоксиметре “ЭЛОКС-01” (Россия) с использованием пальцевого фотооптического датчика. Оценивали кардиоинтервалы (RR, мс), частоту сокращений сердца (ЧСС, уд./мин), активность симпатического (СИМ, усл. ед.) и парасимпатического (ПАР, усл. ед.) отделов вегетативной нервной системы, индекс напряжения по Баевскому (ИН, усл. ед.), спектральную мощность колебаний кардиоритма, в т.ч. общую (TP, мс2), в диапазоне очень низких (VLF, мс2), низких (LF, мс2) и высоких (HF, мс2) частот, вагосимпатический индекс LF/HF (усл. ед.). Студенты во время обследования находились в положении сидя. Дыхание и ВСР регистрировали в течение 5 мин до и 5 мин сразу после монотонной умственной работы (выполнение корректурной пробы Бурдона – Анфимова, теста “Расстановка чисел”, теста отсчитывания по Крепелину). Обследование проводили трижды в день – утром с 7:30 до 9:00 ч, днем с 13:00 до 14:30 ч и вечером с 18:00 до 19:30 ч.

Статистический анализ проводили с использованием программного пакета SigmaРlot 12.0. Нормальность распределения изучаемых параметров определяли с помощью теста Шапиро–Уилка. Для оценки достоверности изменений параметров ВСР и дыхания в течение дня на фоне покоя и в ответ на ментальную нагрузку у студентов с одинаковыми хронотипами применяли тест Уилкоксона, при анализе различий в динамике ВСР и дыхания у представителей с разными хронотипами использовали тест Манна–Уитни. Анализ корреляционных связей параметров дыхания и ВСР выполняли по Спирмену. В качестве описательных статистик приведены медианы (Me) c межквартильным размахом (Р25–Р75), а также изменения средних значений в %. Достоверными считали различия при p < 0.05.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ спирограмм и кардиоритмограмм, зарегистрированных у студентов на фоне относительного покоя и после монотонной умственной нагрузки в интервале от 7:30 до 19:30 ч, показал различный характер динамики паттерна внешнего дыхания и ВСР у “жаворонков”, “голубей” и “сов”. Следует обратить внимание на то, что в состоянии покоя наиболее значительные колебания параметров внешнего дыхания (табл. 1) и ВСР (табл. 2) наблюдались у лиц с дневным и вечерним хронотипами, а большая стабильность отмечалась у представителей утреннего хронотипа.

Таблица 1.  

Изменения параметров паттерна дыхания у студентов с разными хронотипами в течение дня на фоне по-коя

Параметры Утро
7:30–9:00
День
13:00–14:30
Вечер
18:00–19:30
“Жаворонки”
ЧД, цикл/мин 18.32 (14.99–21.93) 18.74 (15.85–20.99) 18.51 (15.68–21.29)
ДО, л 0.62 (0.47–0.74) 0.64 (0.48–0.78) 0.63 (0.48–0.82)
МОД, л/мин 11.67 (7.94–13.78) 11.86 (8.39–14.59) 12.19 (7.73–16.32)
Tt, с 3.30 (2.74–3.99) 3.13 (2.85–3.69) 3.23 (2.73–3.83)
Te, с 1.54 (1.24–1.98) 1.68 (1.33–1.88) 1.61 (1.39–2.01)
Vi, л/мин 0.37 (0.30–0.51) 0.37 (0.28–0.56) 0.39 (0.26–0.56)*
“Голуби”
ЧД, цикл/мин 18.32 (15.23–21.56) 19.24 (15.10–22.55) 18.39 (14.78–21.83)
ДО, л 0.54 (0.39–0.79) 0.59 (0.43–0.83)* 0.61 (0.44–0.81)*
МОД, л/мин 8.95 (6.84–13.02) 10.39 (7.58–15.26)** 11.18 (7.74–13.49)#
Tt, с 3.18 (2.79–3.83) 3.10 (2.64–3.84) 3.29 (2.75–4.06)××
Te, с 1.70 (1.36–2.12) 1.51 (1.20–2.00)* 1.66 (1.32–2.18)
Vi, л/мин 0.34 (0.24–0.51) 0.35 (0.26–0.52) 0.36 (0.27–0.51)
“Совы”
ЧД, цикл/мин 18.00 (14.59–22.39) 19.21 (15.47–23.05)*** 18.60 (15.66–22.92)***
ДО, л 0.61 (0.41–0.80) 0.62 (0.49–0.78) 0.64 (0.43–0.86)
МОД, л/мин 10.15 (7.87–14.27) 10.82 (8.89–14.86)* 12.46 (8.91–16.06)**,#
Tt, с 3.33 (2.66–4.22) 3.09 (2.60–3.88)* 3.25 (2.62–3.83)**
Te, с 1.67 (1.34–2.18) 1.63 (1.22–2.06)* 1.65 (1.30–2.02)
Vi, л/мин 0.38 (0.26–0.51) 0.39 (0.29–0.54) 0.42 (0.29–0.57)*

Примечание: данные представлены как Me (Р25–Р75). * (p < 0.05), ** (p < 0.01), *** (p < 0.001) – отличия от утренних значений, ×× (p < 0.01) – отличия от дневных значений (тест Уилкоксона); # (p < 0.05) – межгрупповые различия между “голубями” и “совами” (тест Манна–Уитни).

Таблица 2.  

Изменения параметров вариабельности сердечного ритма (ВСР) у студентов с разными хронотипами в течение дня на фоне покоя

Параметры Утро
7:30–9:00
День
13:00–14:30
Вечер
18:00–19:30
“Жаворонки”
RR, мс 674.00 (619.00–710.00)^^, + 687.50 (645.00–737.00)^^, ++ 703.00 (632.50–777.25)*
ЧCC, уд./мин 87.50 (80.50–90.50)++ 84.00 (72.75–92.75)*, ^^, ++ 89.50 (79.50–97.25)^
СИМ, усл. ед. 4.00 (2.75–7.00) 3.00 (2.00–4.00)*, ^ 4.00 (3.00–6.25)× , ^
ПАР, усл. ед. 11.50 (8.25–14.00) 13.00 (11.25–18.25)** 12.00 (9.25–15.00)
ИН, усл. ед. 131.50 (92.00–194.75) 109.00 (70.25–135.50)**, ^ 116.50 (73.25–217.25)×, ^
, мс2 4935.00 (2841.50–8724.75) 6697.00 (3952.75–10836.25)^ 4468.00 (2967.50–6596.50)^
VLF, мс2 1898.00 (952.00–3599.50) 1759.50 (986.25–4214.25)^ 1627.50 (874.25–2010.25)^^
LF, мс2 1617.00 (1205.25–2483.75) 2220.50 (1523.00–4787.00)* 1849.50 (1279.25–2578.25)
HF, мс2 1025.00 (678.250–1836.75) 1188.50 (679.00–2783.25)^ 943.00 (652.25–2205.00)
LF/HF, отн. ед. 1.71 (1.28–2.18) 2.18 (0.94–3.78)* 1.63 (1.31–2.62)
“Голуби”
RR, мс 724.00 (674.00–797.00)^^ 799.00 (684.00–850.00)***, ^^ 747.00 (656.00–797.00)××, **, #
ЧCC, уд./мин 80.00 (74.00–92.00) 75.00 (69.00–87.00)***, ^^ 79.00 (74.00–89.00)×, *, ^, #
СИМ, усл. ед. 3.00 (2.00–5.00) 2.00 (1.00–4.00)**, ^ 3.00 (1.00–5.00)××, ^
ПАР, усл. ед. 13.00 (9.00–16.00) 15.00 (14.00–19.00)*** 13.00 (10.00–16.00)×××, *
ИН, усл. ед. 101.00 (64.75–160.25) 66.50 (41.75–127.00)***, ^ 93.50 (61.00–158.75)×××, *, ^
, мс2 6977.00 (4404.50–10529.50) 9124.00 (5634.00–13928.00)***, ^ 6889.50 (3854.25–11716.25)××, ^
VLF, мс2 2798.50 (1504.00–4101.50) 3303.00 (1742.00–5356.00)**, ^ 2207.00 (1345.75–3571.50)××, ^^
LF, мс2 2408.00 (1412.00–3922.50) 3231.00 (1780.00–4825.00)*** 2372.00 (1469.25–4612.50)××
HF, мс2 1379.50 (676.00–2141.25) 2083.00 (1203.25–4189.00)***, ^ 1455.50 (778.00–2808.00)××, *
LF/HF, отн. ед. 1.83 (1.23–2.76) 1.43 (1.06–2.31)** 1.85 (1.18–3.01)××
“Совы”
RR, мс 711.00 (629.00–811.00)+ 774.00 (669.00–832.00)***, ++ 694.00 (644.00–732.00)×××, #
ЧCC, уд./мин 132.00 (66.00–217.00)++ 82.00 (61.00–134.00)***, ++ 139.00 (96.00–180.00)×××, #
СИМ, усл. ед. 3.50 (2.00–6.00) 2.00 (1.00–3.75)*** 3.00 (2.00–6.00)×××
ПАР, усл. ед. 13.00 (7.00–17.00) 14.00 (11.00–17.00)** 10.00 (8.00–15.00)×××
ИН, усл. ед. 103.50 (66.60–168.00) 80.00 (51.25–131.50)*** 104.50 (69.25–216.50)×××
, мс2 5980.00 (3396.75–10652.50) 7994.00 (5183.50–11005.50)* 6351.50 (2875.50–10319.50)
VLF, мс2 1888.00 (1246.75–3602.75) 2678.00 (1291.25–4766.00)* 2154.00 (783.75–4512.50)
LF, мс2 2316.00 (1086.50–4118.25) 2664.00 (1655.50–3944.75) 2259.00 (1256.00–3796.75)
HF, мс2 1331.50 (635.75–2615.50) 1659.50 (1039.25–3289.50)** 1233.00 (616.75–2373.00)×
LF/HF, отн. ед. 1.84 (1.18–2.79) 1.57 (0.93–3.05) 2.02 (1.26–2.88)

Примечание: данные представлены как Me (Р25–Р75). * (p < 0.05), ** (p < 0.01), *** (p < 0.001) – отличия от утренних значений, × (p < 0.05), ×× (p < 0.01), ××× (p < 0.001) – отличия от дневных значений (тест Уилкоксона); межгрупповые различия (тест Манна–Уитни) между “жаворонками” и “голубями” (^p < 0.05, ^^p < 0.01), “жаворонками” и “совами” (+p < 0.05, ++p < 0.01), “голубями” и “совами” (#p < 0.05).

При монотонной ментальной нагрузке респираторные реакции у всех студентов проявлялись уменьшением МОД и Vi (рис. 1), однако у разных хронотипов в различные периоды дня это сопровождалось неоднозначными изменениями других параметров спирограммы. Так, у “жаворонков” реакции дыхания при монотонной умственной работе отмечались утром и вечером и имели примерно одинаковую выраженность. При утренней нагрузке у “жаворонков” снижался МОД на 13.2% (p < 0.001) за счет уменьшения ДО на 9.5% (p < 0.05) относительно покоя. Нагрузка вечером также вызывала у них снижение МОД (на 12.3%; p < 0.001) и ДО (на 8.9%; p < 0.05), а кроме того приводила к достоверному уменьшению Vi (рис. 1, А). Что касается “голубей” и “сов”, то у них параметры паттерна дыхания чаще менялись при работе в часы, синхронизированные с пиками эндогенных ритмов. Например, у “голубей” реакции дыхания на нагрузку преобладали в дневное время, когда отмечалось снижение МОД на 9.6% (p < 0.001) за счет уменьшения как ДО (на 6.5%; p < 0.05), так и ЧД. Изменения ЧД обусловливались удлинением вдоха и сопровождались уменьшением Vi на 12.2% (p < 0.001). При работе в вечернее время у “голубей” уменьшались ДО (на 7.7%; p < 0.01), Vi (на 16.3%, p < 0.001) и МОД (рис. 1, Б). У “сов” респираторные реакции на монотонную нагрузку доминировали в вечерние часы. В это время у них уменьшались МОД и Vi (рис. 1, В) в среднем на 5.7% (p < 0.05), a кроме того, в отличие от других хронотипов, менялась фазовая структура дыхательного цикла, на что указывало увеличение значений Ti и Ti/Te в среднем на 5.4% (p < 0.05) относительно покоя. При работе днем у “сов” менялся показатель Tt (увеличение на 4.8%; p < 0.05). Сравнение реакций внешнего дыхания у представителей разных хронотипов выявило значимые различия (p < 0.05) абсолютных величин МОД между “голубями” и “совами” после нагрузки в вечернее время.

Рис. 1.

Изменение МОД и Vi у студентов “жаворонков” (А), “голубей” (Б) и “сов” (В) под влиянием монотонной умственной нагрузки в разные периоды дня. На боксах представлены Me (Р25–Р75) и выбросы. ×p < 0.05, ××p < 0.01, ×××p < 0.001 (тест Уилкоксона).

Оценивая характер респираторных реакций, стоит отметить, что при ментальной деятельности они обусловлены, в первую очередь, нейрогенными механизмами, которые обеспечивают соответствие паттерна центральной инспираторной активности требованиям, предъявляемым к общему уровню легочной вентиляции [10]. Отмечаемое у испытуемых уменьшение легочной вентиляции при однообразной нагрузке может быть обусловлено изменением уровня активности префронтальной коры, которая, как известно, играет важную роль в церебральной регуляции ритма дыхания при решении умственных, например, арифметических задач [11]. Определенные коррективы в структуру паттерна дыхания вносят его циркадианные и сезонные ритмы [12], а также влияния со стороны автономного, адаптационного и произвольного уровней регуляции легочной вентиляции [13]. В биоритмологическом аспекте интересно, что по количеству реакций дыхания в ответ на монотонную умственную работу в нашем исследовании лидировали студенты “голуби”, второе место занимали “совы”, третье – “жаворонки”. При этом у “голубей” и “сов”, в отличие от “жаворонков”, менялись не только объемы дыхания, но и фазовая структура дыхательного цикла, что свидетельствует о зависимости приспособительных реакций дыхательной системы от временны́х режимов трудовой деятельности и эндогенных биоритмов. Можно считать, что при выполняемой нагрузке адаптационные изменения паттерна дыхания у лиц с дневным и вечерним хронотипами, обеспечиваемые изменениями объемных и частотных параметров спирограммы, имеют более оптимальный характер, чем у лиц с утренним хронотипом.

В картине ВСР при монотонной умственной деятельности у студентов с разными хронотипами также отмечались как общие тенденции, так и определенная биоритмологическая специфика. Например, преимущественные изменения статистических и диагностических параметров ВСР у всех обследованных лиц возникали при работе утром и вечером. Однако характерный для монотонной нагрузки отрицательный хронотропный эффект в виде снижения ЧСС в среднем на 5.1% (p < 0.05) от исходного уровня у разных хронотипов обусловливался, вероятно, различной степенью активации холинергических и ослабления адренергических влияний на сердце. Так, при работе утром увеличение коэффициента ПАР относительно покоя имело большую выраженность у “жаворонков” (14.4%; p < 0.001) и “голубей” (16.7%; p < 0.001) по сравнению с “совами” (8.4%; p < 0.01). Коэффициент СИМ и ИН при этом уменьшались в среднем на 23.9 и 17.9% (p < 0.05) у всех хронотипов. Работа в дневное время у “жаворонков” и “голубей” вызывала незначительное уменьшение ЧСС, а у “сов” заметно снижала ИН (на 16.1%; p < 0.001). При умственной деятельности вечером в изменениях статистических и диагностических параметров ВСР у представителей крайних хронотипов отмечалось определенное сходство с утренними реакциями. В частности, у “жаворонков” работа вечером сопровождалась удлинением RR-интервалов и уменьшением ЧСС в среднем 4.2% (p < 0.05) на фоне значительного снижения СИМ (на 22.3%; p < 0.01) и ИН (на 16.6%; p < 0.05) относительно покоя. Что касается представителей дневного хронотипа, то у них RR и ЧСС при вечерней нагрузке менялись в том же направлении, что и утром, в сопровождении увеличения ПАР (на 6.5%; p < 0.05), тогда как изменения СИМ и ИН, подобно дневной нагрузке, не имели достоверного характера. У “сов” при вечерней нагрузке менялись все вышеуказанные параметры ВСР, однако наиболее выраженные эффекты касались ПАР (увеличение на 8.9%; p < 0.05), а также СИМ и ИН, которые уменьшались относительно исходного уровня на 27.2% (p < 0.01) и 16.1% (p < 0.001) соответственно.

Совокупность выше указанных изменений ЧСС и индексов, являющихся коррелятами активности симпатических и парасимпатических механизмов, дает основание предполагать, что при монотонной нагрузке усиливаются холинергические и ослабляются адренергические влияния на кардиоритм, что служит признаком адекватного адаптивного ответа сердца [14]. В нашем исследовании такой тип реагирования был более выражен у представителей дневного и вечернего хронотипов. Следует обратить внимание на то, что у “жаворонков” и “сов” чаще, чем у “голубей”, отмечалось уменьшение индекса напряженности регуляторных систем. С одной стороны, отрицательная динамика стресс-индекса после выполнения умственных задач может быть связана со снятием психоэмоционального напряжения при достижении результата деятельности [15], а с другой – с парасимпатическим типом реагирования, который присущ некоторым студентам даже в стрессовой ситуации [16].

Хронотипическая зависимость реакций сердца на умственную нагрузку проявилась также в динамике спектральных параметров ВСР. Так, при выполнении заданий в утреннее время у “жаворонков” (рис. 2, А) изменялся только LF-компонент колебаний спектральной мощности ритма сердца (увеличение на 52.3%; p < 0.001), а у “сов” (рис. 2, В) при этом возрастал HF-компонент (на 9.5%; p < 0.05). Что касается “голубей” (рис. 2, Б), то у них при монотонной умственной работе в утренние часы отмечался рост общей спектральной мощности ТР на 25.2% (p < 0.01) за счет увеличения доли волн всех ее компонентов, в т.ч. VLF на 28.0% (p < 0.05), LF на 37.3% (p < 0.05), HF на 28.5% (p < 0.001) относительно исходного уровня. Днем в условиях умственной монотонной работы спектральные показатели ВСР значимо изменялись только у “сов” в виде роста TP и LF на 12.6 (p < 0.05) и 24.6% (p < 0.01) соответственно. В ходе работы вечером частотный спектр менялся у двух хронотипов – дневного и вечернего, при этом у “голубей” на 15.5% (p < 0.001) возрастала доля волн LF-диапазона, а у “сов” на 17.9% (p < < 0.001) увеличивался индекс LF/HF (рис. 2, Б и В). Следует  отметить наличие достоверных межгрупповых различий (p < 0.05) по абсолютным величинам VLF при работе во все периоды дня, а также ТР и HF при работе днем в паре “жаворонки” – “голуби”.

Рис. 2.

Изменение спектральных параметров вариабельности сердечного ритма (ВСР) под влиянием монотонной умственной нагрузки у студентов “жаворонков” (А), “голубей” (Б) и “сов” (В). Обозначения см. рис. 1.

Изменения спектральных показателей ВСР у студентов с разными хронотипами могут быть обусловлены особенностями взаимодействия различных контуров регуляции сердца на фоне монотонной деятельности в периоды дня, совпадающие и несовпадающие с пиками функциональной активности [17]. Согласно общепринятой точке зрения, формирование VLF-компонента спектральной мощности отражает влияния со стороны надсегментарного уровня регуляции, включая структуры мозга, связанные с психоэмоциональным состоянием, а кроме того характеризует вклад церебральных эрготропных зон и гуморальных факторов в механизмы управления сердечным ритмом [18]. Мощность LF-компонента является маркером симпатических влияний [18], а также обеспечивается механизмами, сопряженными с барорефлекторной регуляцией сердечного ритма [19]. Преобладание волн HF-диапазона коррелирует с уровнем парасимпатических влияний на синусный узел [18] и расценивается как проявление адаптационно-трофического действия блуждающего нерва на сердце [20]. Изменения индекса LF/HF, в том числе его увеличение при умственной нагрузке, исследователи связывают с преобладанием симпатических влияний и рассматривают как элемент приспособительной деятельности сердца в условиях эмоционального напряжения [21, 22]. В нашей работе установлено, что у студентов “голубей” и “сов”, в отличие от “жаворонков”, при умственной нагрузке в определенные периоды дня отмечалась значительная изменчивость отдельных компонентов спектра ВСР, приводящая к росту общей спектральной мощности ТР. При этом у дневного хронотипа увеличение TP обеспечивалось усилением VLF-, LF- и HF-волн, у вечернего – только LF-волн, что позволяет сделать предположение о более сбалансированном вкладе центрального и автономного контуров регуляции в управление синусным ритмом у студентов “голубей”.

В плане выявления особенностей адаптационных реакций на умственную нагрузку у лиц с разными хронотипами интересны результаты анализа корреляционных связей между параметрами паттерна дыхания и ВСР. В состоянии покоя наиболее выраженная корреляция между изучаемыми показателями наблюдалась у утреннего типа, причем количество связей и их сила заметно нарастали от 7:30 к 19:30 ч (рис. 3, А). Утром у “жаворонков” преобладали связи динамических показателей дыхания (Тt, Тi/Тe, Vi) со спектральными (HF, LF/HF) и диагностическими (СИМ) параметрами ВСР. Днем у них увеличивалось количество связей показателей дыхания со спектральной мощностью ВСР и длительностью RR-интервалов, а вечером достигалось наибольшее число корреляций, включая связи между объемными показателями дыхания (ДО, Vi, МОД) и такими параметрами ВСР как RR, ЧСС, СИМ, ПАР, ИН. После монотонной умственной нагрузки у “жаворонков” число значимых кардиореспираторных связей в целом снижалось, но, как и в покое, они доминировали в вечерние часы. Особо выделялся показатель дыхания Тt, для которого выявлены положительные корреляции с СИМ и ИН (r = 0.31 и r = 0.29; p < 0.05), отрицательные с ПАР (r = –0.31; p < 0.05) и LF (r = –0.30; p < 0.05). Также следует отметить корреляции RR с ДО (r = –0.44; p < 0.05) и МОД (r = –0.36; p < 0.01).

Рис. 3.

Корреляционные связи между параметрами паттерна дыхания и вариабельности сердечного ритма (ВСР) у студентов “жаворонков” (А), “голубей” (Б) и “сов” (В) до (1) и после (2) монотонной умственной нагрузки в разные периоды дня. Сплошные жирные линии – средние положительные связи (r = 0.35–0.69), сплошные тонкие линии – слабые положительные связи (r = 0.10–0.34); прерывистые жирные линии – средние отрицательные связи (r = –0.35…–0.69); прерывистые тонкие линии – слабые отрицательные связи (r = –0.10…–0.34). Все связи статистически значимы.

Иная картина корреляционных связей была выявлена у “голубей” (рис. 3, Б). В покое у данного хронотипа доминировали слабые кардиореспираторные взаимодействия, максимум которых был смещен на утренние часы, когда проявлялись корреляции МОД и Vi с RR и ЧСС. Днем у “голубей” число корреляционных связей заметно уменьшалось относительно утренних часов и наблюдалась слабая обратная связь только между Тt и ПАР (r = –0.31; p < 0.05), а вечером корреляций не отмечалось. Под влиянием ментальной нагрузки количество межсистемных корреляций у “голубей” менялось менее закономерно, чем у “жаворонков”. Так, при работе в утреннее время общее число связей по сравнению с покоем уменьшалось, но формировались слабые связи Те с RR (r = –0.28; p < 0.01), ЧСС (r = 0.24; p < 0.05) и HF (r = –0.26; p < 0.05). Выполнение тестовых заданий днем сопровождалось корреляцией только между Vi и RR (r = 0.16; p < 0.05), а вечером – между Vi и TP (r = 0.28; p < 0.05), а также Vi и HF (r = = 0.24; p < 0.05).

У студентов “сов” в состоянии покоя корреляция дыхания и ВСР отмечалась лишь вечером в виде слабой отрицательной связи ДО с HF (r = –0.33; p < 0.05). В условиях умственной монотонной деятельности у “сов” наблюдалась приуроченность большинства корреляционных связей к утреннему времени, при этом ведущую роль играла ЧСС, которая коррелировала с ДО (r = –0.23; p < 0.05), Ti (r = –0.24; p < 0.05), Tt (r = –0.24; p < 0.05) и ЧД (r = 0.25; p < 0.05). Днем при нагрузке у “сов”, в отличие от других хронотипов, наблюдались слабые положительные связи индекса LF/HF со значениями МОД (r = 0.34; p < 0.05) и Vi (r = 0.26; p < 0.05), а вечером – RR с Vi (r = 0.19; p < 0.05) (рис. 3, В).

Из результатов корреляционного анализа следует, что наиболее заметные различия в дневной динамике кардиореспираторных связей отмечались между представителями утреннего и вечернего хронотипов. У “жаворонков” более тесные взаимодействия параметров дыхания и ВСР наблюдались при работе в вечерние часы, у “сов” корреляционные связи доминировали утром. У “голубей” отмечалось определенное сходство с “совами”, а именно, наибольшее количество корреляций между дыханием и ВСР наблюдалось при утренней работе. Необходимо отметить, что синхронизация циркадианных ритмов разных физиологических функций и их адаптация к информационным нагрузкам, выполняемым в разное время суток, во многом зависят от функционального состояния эндогенных ритмозадавателей, среди которых роль главного циркадианного осциллятора выполняют нейроны супрахиазматического ядра гипоталамуса [23]. Влияния супрахиазматического ядра на паттерн дыхания и кардиоритм могут опосредоваться симпатическими и парасимпатическими структурами мозгового ствола и спинного мозга [24], а также нейронами паравентрикулярного гипоталамического ядра, непосредственно взаимодействующего с центральными нейросетями, регулирующими дыхание и кровообращение [25].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, динамика и корреляционные связи параметров дыхания и ВСР у студентов в ходе выполнения умственной нагрузки монотонного характера в разные периоды дня определенным образом зависят от биоритмологических типов, являющихся важной детерминантой механизмов хроноадаптации. Характер реакций внешнего дыхания, ВСР и особенности взаимодействия между ними, наблюдаемые у разных хронотипов, позволяют считать, что наиболее адаптивный тип реагирования дыхательной и сердечно-сосудистой систем, оптимальная синхронизация внешнего дыхания и ритма сердца с экзогенными ритмами и, возможно, меньшая вероятность вегетативных дисфункций при монотонной умственной деятельности, присущи студентам “голубям”. Второе место по оптимальности приспособительных реакций дыхания и сердца в указанных условиях деятельности занимают “совы”, третье – “жаворонки”, в связи с чем данным хронотипам следует более внимательно относиться к десинхронозу и социальному джетлагу, в том числе к работе со смещением плотности нагрузок на часы, не соответствующие их эндогенным ритмам.

Этические нормы. Все исследования проведены в соответствии с принципами биомедицинской этики, сформулированными в Хельсинкской декларации 1964 г. и ее последующих обновлениях, и одобрены локальным биоэтическим комитетом Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева (Самара).

Информированное согласие. Каждый участник исследования представил добровольное письменное информированное согласие, подписанное им после разъяснения ему потенциальных рисков и преимуществ, а также характера предстоящего исследования.

Финансирование работы. Работа выполнена при частичной поддержке гранта РФФИ (проект № 18-29-14 073).

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией данной статьи.

Список литературы

  1. Silva C.M., Mota M.C., Miranda M.T. et al. Chronotype, social jetlag and sleep debt are associated with dietary intake among Brazilian undergraduate students // Chronobiol. Int. 2016. V. 33. № 6. P. 740.

  2. Катинас Г.С., Чибисов С.М., Агарвал Р.К. Актуальные термины современной хронобиологии // Журн. научных статей Здоровье и образование в XXI в. 2015. Т. 17. № 1. С. 4.

  3. Martin J.S., Gaudreault M.M., Perron M., Laberge L. Chronotype, light exposure, sleep, and daytime functioning in high school students attending morning or afternoon school shifts: An actigraphic study // J. Biol. Rhythms. 2016. V. 31. № 2. P. 205.

  4. Зарипов А.А., Янович К.В., Потапов Р.В., Корнилова А.А. Современные представления о десинхронозе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 176.

  5. Rahafar A., Maghsudloo M., Farhangnia S. et al. The role of chronotype, gender, test anxiety, and conscientiousness in academic achievement of high school students // Chronobiol. Int. 2016. V. 33. № 1. P. 1.

  6. Зашихина В.В., Цыганок Т.В. Физиологические аспекты адаптации к стрессогенным ситуациям при обучении в вузе // Фундаментальные исследования. 2014. № 4-3. С. 629.

  7. Чеснокова В.Н., Варенцова И.А., Соколова Л.В. Показатели функции внешнего дыхания у студентов с разным типом гомеостатической организации при начальной адаптации к обучению в вузе // Вестник Поморского университета. Серия: естественные науки. 2009. № 2. С. 32.

  8. Шаламова Е.Ю., Рагозин О.Н., Сафонова В.Р. Биоритмологические особенности и элементы десинхроноза параметров центральной гемодинамики у студентов северного медицинского вуза // Экология человека. 2016. № 6. С. 26.

  9. Путилов А.А. “Совы”, “жаворонки” и другие. О наших внутренних часах и их влиянии на здоровье и характер. М., Новосибирск: Совершенство, 1997. 264 с.

  10. Сафонов В.А. Регуляция внешнего дыхания // Вестник СурГУ. Медицина. 2009. № 2. С. 13.

  11. Murayama Y., Hu L., Sakatani K. Relation between prefrontal cortex activity and respiratory rate during mental stress tasks: a near-infrared spectroscopic study // Adv. Exp. Med. Biol. 2016. V. 923. P. 209.

  12. Павленко С.И., Ведясова О.А. Сезонные особенности паттерна внешнего дыхания у представителей с разными хронотипами // Ульяновский медико-биологический журнал. 2019. № 3. С. 98.

  13. Александрова Н.П., Бреслав И.С. Дыхательные мышцы человека: три уровня управления // Физиология человека. 2009. Т. 35. № 2. С. 103. Aleksandrova N.P., Breslav I.S. Human respiratory muscles: Three levels of control // Human Physiology. 2009. V. 35. № 2. P. 222.

  14. Баевский Р.М., Иванов Г.Г., Чирейкин Л.В. и др. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем (методические рекомендации) // Вестник аритмологии. 2001. № 24. С. 65.

  15. Андрианов В.В., Василюк Н.А., Бирюкова Е.В. Когнитивная деятельность студентов и ее гемодинамическое обеспечение // Вестник новых медицинских технологий. 2017. Т. 24. № 2. С. 130.

  16. Полякова-Семенова Н.Д., Данилова Ю.В., Семенова О.С. Анализ вариабельности сердечного ритма у студентов вуза на разных этапах обучения // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2007. № 28. С. 27.

  17. Ведясова О.А., Павленко С.И., Кретова И.Г., Комарова М.В. Влияние информационной нагрузки на динамику спектральных параметров вариабельности сердечного ритма у студентов с разными хронотипами // Российский физиологический журн. им. И.М. Сеченова. 2016. Т. 102. № 8. С. 990.

  18. Баевский Р.М. Проблема оценки и прогнозирования функционального состояния организма и ее развитие в космической медицине // Успехи физиологических наук. 2006. Т. 37. № 3. С. 42.

  19. Perini R., Veicsteinas A. Heart rate variability and autonomic activity at rest and during exercise in various physiological conditions // Eur. J. Appl. Physiol. 2003. V. 90. № 3–4. P. 317.

  20. Шлык Н.И. Экспресс-оценка функциональной готовности организма спортсменов к тренировочной и соревновательной деятельности (по данным анализа вариабельности сердечного ритма) // Наука и спорт: современные тенденции. 2015. Т. 9. № 4(9). С. 5.

  21. Джебраилова Т.Д., Коробейникова И.И., Караты-гин Н.А., Дудник Е.Н. Динамика параметров альфа-активности ЭЭГ и вариабельности сердечного ритма при интеллектуальной деятельности // Физиология человека. 2015. Т. 41. № 6. С. 36. Dzhebrailova T.D., Korobeinikova I.I., Karatygin N.A., Dudnik E.N. Dynamics of EEG α activity and heart rate variability in subjects performing cognitive tests // Human Physiology. 2015. V. 41. № 6. P. 559.

  22. Димитриев Д.А., Саперова Е.В. Вариабельность сердечного ритма и артериальное давление при ментальном стрессе // Российский физиологический журн. им. И.М. Сеченова. 2015. Т. 101. № 1. С. 98.

  23. Арушанян Э.Б., Попов А.В. Современные представления о роли супрахиазматических ядер гипоталамуса в организации суточного периодизма физиологических функций // Успехи физиологических наук. 2011. Т. 42. № 4. С. 39.

  24. Joustra S.D., Reijntjes R.H., Pereira A.M. et al. The role of the suprachiasmatic nucleus in cardiac autonomic control during sleep // PloS One. 2016. V. 11. № 3. P. e0152390.

  25. Mack S.O., Wu M., Kc P., Haxhiu M.A. Stimulation of the hypothalamic paraventricular nucleus modulates cardiorespiratory responses via oxytocinergic innervation of neurons in pre-Botzinger complex // J. Appl. Physiol. 2007. V. 102. № 1. P. 189.

Дополнительные материалы отсутствуют.